Почему мы не помним себя в раннем детстве? Почему мы не помним, как родились? Почему мы так плохо помним детство




Наше детство. Глядя на ребятишек из соседнего двора, понимаешь, что это самая беззаботная пора в жизни каждого человека. Однако, нам недоступны воспоминания о нашем детстве или появлении на свет. С чем связана эта тайна? Почему мы не должны запомнить себя в детские годы. Что скрывается за этим провалом в нашей памяти. И вот в какой-то момент внезапно промелькнувшая мысль, почему мы не помним себя с рождения, заставляет нас копаться в тайнах неизведанного.

Почему мы не помним наше рождение

Казалось бы, такой важный момент, как рождение, должно было отпечататься в нашем мозгу навечно. Но нет, какие-то яркие события из прошлой жизни иногда всплывают в подсознании, а самое главное – навсегда стерлось из памяти. Не удивительно, что лучшие умы психологии, физиологии и религиозной сферы пытаются разобраться в столь интересном факте.

Стирание памяти с точки зрения мистики

Исследователи, занимающиеся изучением не изведанной мистической стороны существования нашей вселенной и Высшего разума, дают свои ответы на вопросы, почему участки памяти человека стирают возможность воспроизвести процесс рождения.

Главный упор делается на Душу. В ней содержится информация о:

  • прожитых периодах жизни,
  • эмоциональных переживаниях,
  • достижениях и неудачах.

Почему мы не помним как родились

С физической точки зрения человеку не дано понять душу и расшифровать хранящиеся в ней факты.

Предполагается, что эта субстанция посещает образовавшийся эмбрион на десятый день его существования. Но она обосновывается там не навсегда, а покидает его на время, чтобы вернуться за месяц-полтора до рождения.

Научные обоснования

Но нам не доступна возможность запомнить очень важный момент в нашей жизни. Это получается в связи с тем, что душа никак не хочет «делиться» с телом сведениями, которыми обладает сама. Сгусток энергии бережет наш мозг от лишних данных. Скорее всего, процесс создания человеческого эмбриона слишком таинственен и не подлежит разгадке. Внешнее мироздание использует тело лишь в качестве внешней оболочки, тогда, как душа бессмертна.

Человек рождается в муках

Отчего мы не помним, как появились на этот свет. Точные доказательства этого феномена не получены. Имеются лишь предположения, что виной всему сильнейший стресс, пережитый при рождении. Ребенок из теплой материнской утробы выбирается по родовым путям в неизвестный ему мир. В процессе он испытывает боль в связи с изменяющейся структурой его частей тела.

Рост человеческого организма напрямую связан со становлением памяти. Взрослый запоминает самые выдающиеся моменты в своей жизни и помещает их в «хранительный» отсек своего мозга.

У деток все происходит немного по-другому.

  • Положительные и отрицательные моменты и события откладываются в «подкорке» их сознания, но, при этом, уничтожают имеющиеся там воспоминания.
  • Мозг ребенка еще недостаточно развит для хранения обильных объемов информации.
  • Вот почему мы не помним себя с рождения и не храним детские памятные впечатления.

Что мы помним из детства

Детская память развивается в периоде с 6 месяцев до 1,5 лет. Но она уже тогда подразделяется на долгосрочную и краткосрочную. Ребенок узнает окружающих его людей, может переключаться на тот или иной предмет, умеет ориентироваться в квартире.

Еще одно научное предположение о том, почему процесс появления в этом мире мы забыли совершенно, связан с незнанием слов.

Младенец не говорит, не может сопоставить происходящие события и факты, правильно описать увиденное. Инфантильная амнезия – именно такое название получило отсутствие детских воспоминаний у психологов.

Ученые высказывают свои догадки об этой проблеме. Они считают, что в качестве ниши для хранения важных пережитых событий дети выбирают кратковременную память. И это никак не связано с отсутствием умения создавать воспоминания. Любой человек не только не может рассказать, как происходило его рождение, но течение времени заставляет его забыть и другие важные в определенном периоде яркие моменты жизни.

Существуют две главные научные теории, которые пытаются разобраться в этом непростом вопросе.

Название Описание
Теория Фрейда Всемирно известный Фрейд, продвинувший важные изменения в области медицины и психологии, имел свое мнение по поводу отсутствия детских воспоминаний.
  • Его теория построена на сексуальной привязанности ребенка, не достигшего возраста пяти лет.
  • Фрейд считал, что информация блокируется на подсознательном уровне, так как один из родителей пола, противоположного малышу, воспринимается последним более позитивно, чем другой.

Иными словами, девочка в раннем возрасте сильно привязана к отцу и испытывает ревностные чувства к матери, возможно, даже ненавидит ее.

  • Достигнув более осознанного возраста, мы понимаем, что наши чувства негативны и противоестественны.
  • Поэтому, стараемся стереть их из памяти.

Но широкого распространения эта теория не получила. Она так и осталась исключительно позицией одного человека в отношении отсутствия воспоминаний о раннем периоде жизни.

Теория Харка Хоуна Что доказывал ученый: почему мы не помним детство

Этот врач считал, что ребенок не чувствует себя отдельно взятой личностью.

Он не умеет разделять знания, полученные в результате собственного жизненного опыта, и те эмоции и чувства, которые испытывают другие люди.

Для малыша все едино. Поэтому, память и не сохраняет момент рождения и детство.

Каким же образом, дети умеют отличать папу и маму, если еще не научились говорить и запоминать? Им в этом помогает семантическая память. Ребенок с легкостью ориентируется в комнатах, показывает, не путаясь, кто папа, а кто мама.

Именно долговременная память хранит важную информацию, такую необходимую для того, чтобы выжить в этом мире. «Хранилище» подскажет комнату, где его кормят, купают, одевают, место, где спрятано лакомство и так далее.

Так почему мы не помним себя с рождения:

  • Хоун считал, что подсознание момент рождения считает ненужным и негативным явлением для нашей психики.
  • Поэтому, воспоминание о нем хранит не в долговременной, а в кратковременной памяти.

Почему некоторые помнят себя в детстве

С какого возраста мы начинаем запоминать происходящие с нами события? Среди ваших знакомых, скорее всего, есть люди, утверждающие, что они помнят свои младенческие годы. Если вы принадлежите к их числу, то перестаньте себя обманывать. И не верьте другим, которые доказывают, что это так.

Мозг стирает события из детства

Взрослый человек может вспомнить моменты, которые с ним происходили после пяти лет, но никак не ранее.

Что доказали ученые:

  • Инфантильная амнезия полностью стирает из воспоминаний первые годы жизни.
  • Новые клетки мозга, формируясь, уничтожают все ранние памятные события.
  • Это действие в науке носит название нейрогенез. Он постоянен в любом возрасте, но в младенчестве проходит особенно бурно.
  • Имеющиеся «ячейки», хранящие определенную информацию, перезаписываются новыми нейронами.
  • В итоге, новые события полностью стирают старые.

Удивительные факты человеческого сознания

Наша память многообразна и до конца не изучена до сих пор. Многие ученые пытались докопаться до истины и определить, как оказывать на нее влияние, заставляя создавать нужные нам «камеры хранения». Но, даже бурное развитие информационного прогресса, не дает возможности сделать такую рокировку.

Тем не менее, некоторые моменты уже доказаны и могут вызвать у вас удивление. Ознакомьтесь с некоторыми из них.

Факт Описание
Память работает даже при повреждении одной части полушария мозга
  • В обоих полушариях присутствует гипоталамус. Так называется отдел мозга, который отвечает за правильную работу памяти и познания.
  • Если он поврежден в одной части и остается без изменений во второй, функция запоминания будет работать без перебоев.
Полной амнезии практически не бывает В реальности полной потери памяти практически не существует. Вы часто смотрите фильмы, в которых герой стукнулся головой, в результате – предыдущие события полностью испарились.

В действительности практически невозможно, что в период первой травмы все забыто, а после повторной – все восстанавливается.

  • Полная амнезия встречается очень редко.
  • Если человек пережил негативное психическое или физическое воздействие, то он может забыть сам неприятный момент, не более того.
Начало мозговой деятельности у младенца начинается еще в состоянии эмбриона Через три месяца после того, как яйцеклетка оплодотворится, малыш уже начинает помещать в ячейки своего хранилища определенные события.
Человек способен запомнить много информации
  • Если вы страдаете забывчивостью, это не значит, что у вас проблемы с запоминанием.

Просто, у вас не получается выудить необходимые факты из вашего хранилища, объем которого безграничен.

Доказано, сколько слов способен запомнить мозг человека Эта цифра равняется 100 000.

Столько слов, но почему мы не помним себя с рождения, вот об этом интересно все таки узнать.

Ложная память существует Если с нами происходят неприятные события, травмирующие нашу психику, сознание может отключать воспоминание о таких моментах, заново воссоздавая, преувеличивая или искажая их.
Во время сна работает кратковременная память Именно поэтому сны, в основном, передают недавние происходящие с нами жизненные факты, о которых мы на утро и не вспоминаем.
Телевизор убивает способность запоминать
  • Рекомендуется смотреть голубой экран не более двух часов.
  • Особенно, это актуально для людей в возрасте от сорока до шестидесяти лет.
  • В случае, если перед телевизором проводить слишком много времени, повышается риск болезни Альцгеймера.
Рост мозга происходит до двадцати пяти лет
  • В зависимости от того, как мы нагружаем и тренируем наш мозг в ранней молодости, будет работать голова в будущем.
  • Пустота и провалы в запоминании возможны в случае, если в ранний период мы чаще всего занимались пустым времяпровождением.
Всегда нужны новые и уникальные впечатления Память любит нивизну

Вы никогда не задумывались над тем, почему время так быстротечно?

Почему одни и те же впечатления и эмоции в дальнейшем лишены новизны?

Вспомните вашу первую встречу с любимым. Появление первенца. Ваш отпуск, которого ждали целый год.

  • Эмоциональное состояние при первоначальных впечатлениях у нас приподнятое, приливы счастья надолго остаются в нашем мозгу.

Но, когда это повторяется, то уже кажется не таким радостным, а мимолетно.

После того, как вы только утроились на работу после учебы, первый отпуск вы ждете с нетерпением, проводите его с пользой и не спеша.

Третий и остальные уже пролетают как один миг.

То же самое касается и ваших взаимоотношений с близким человеком. Сначала вы считаете секунды до следующей встречи, они вам кажутся целой вечностью. Но, после совместно прожитых лет, вы не успеваете оглянуться, как уже отмечаете тридцатилетний юбилей.

  • Поэтому, подпитывайте мозг новыми, волнительными событиями, не давайте ему «заплыть жиром», тогда и каждый день в вашей жизни будет легким и запоминающимся.

Что можно вспомнить из детства

Какие самые яркие воспоминания из детства помните вы? Мозг ребенка устроен таким образом, что он не восприимчив к звуковым ассоциациям. Чаще всего он способен запоминать увиденные события или те, которые детки попробовали на ощупь.

Испытываемые в младенчестве страх и боль вытесняются из «камер хранения» и замещаются позитивными и хорошими впечатлениями. Но некоторые люди способны помнить только негативные моменты из жизни, а счастливые и радостные они напрочь стирают из памяти.

Почему наши руки помнят больше чем мозг

Телесные ощущения человек способен воспроизводить более подробно, чем сознательные. Проведенный эксперимент с десятилетними детьми доказал этот факт. Им показали фото их друзей из ясельной группы. Сознание не узнало увиденное, только кожно-гальваническая реакция выдала, что детки все же вспомнили своих подросших товарищей. Определить это возможно по электрическому сопротивлению, испытываемому кожей. Оно изменяется при возбуждении.

Почему память помнит переживания

Эмоциональное воспоминание покрывается шрамами в результате самых негативных наших переживаний. Таким образом, сознание предостерегает нас на будущее.

Но иногда психика просто не имеет возможности справиться с перенесенной душевной травмой.

  • Ужасные моменты просто не хотят складываться в пазл, а представляются в нашем воображении в виде разрозненных отрывков.
  • Такой печальный опыт храниться в имплицитной памяти разорванными кусочками. Мелкая деталь – звук, взгляд, слово, дата события – способна воскресить прошлое, которое мы пытаемся вычеркнуть из глубин нашего мозга.
  • Чтобы навязчивые ужасные факты не воскрешались, каждый пострадавший использует принцип так называемой диссоциации.
  • Переживания после травмы дробятся на отдельные, бессвязные фрагментики. Тогда они не так ассоциируются с реальными кошмарами из жизни.

Если вас обидели:

Существуют ли на самом деле варианты ответа на вопрос, почему мы не помним себя с рождения? Может быть, эту информацию все же можно вытащить из глубин нашего вместительного хранилища?

При возникновении определенных проблем мы чаще всего обращаемся к психологам. Чтобы помочь справиться с ее решением, специалисты в некоторых случаях прибегают к сеансам гипноза.

Часто считают, что все наши болезненные настоящие переживания родом из глубокого детства.

В момент транса пациент может перечислить все свои потаенные воспоминания, даже сам не подозревая об этом.
Иногда, индивидуальная не подверженность гипнозу не дает возможности погрузиться в ранние периоды жизненного пути.

Некоторые люди на подсознательном уровне ставят глухую стену и защищают свои эмоциональные переживания от чужих. Да и научного подтверждения такой метод не получил. Поэтому, если некоторые будут вам рассказывать о том, что они прекрасно помнят момент своего рождения, не воспринимайте эту информацию всерьез. Чаще всего это простые выдумки или ловкий профессиональный рекламный трюк.

Почему мы помним моменты, происходящие с нами, после достижения 5 лет

Сможете ли вы дать ответ:

  • Что вы помните из своего детства?
  • Какие первые впечатления были у вас после посещения ясельной группы?

Чаще всего люди не могут дать хотя бы какой-либо ответ на эти вопросы. Но, тем не менее, не менее семи объяснений этому феномену все же есть.

Причина Описание
Не созревший мозг Корни этой гипотезы пришли к нам издавна.
  • Раньше предполагали, что еще не достаточно сформированное мышление не дает памяти работать «на полную катушку».

Но в настоящее время многие ученые спорят с таким утверждением.

  • Они считают, что к году ребенок получает полностью зрелую часть мозга, которая отвечает за запоминание происходящих фактов.
  • Нужного уровня позволяет достичь своевременно подключающиеся краткосрочные и долгосрочные виды памяти.
Отсутствующий словарный запас В связи с тем, что до трех лет ребенок знает минимальное количество слов, он не в состоянии четко описать события и окружающие его моменты.
  • В голове могут мелькать бессвязные кусочки ощущений раннего детства.
  • Но нет возможности четко отделить их от более поздних восприятий.

К примеру, девочка запомнила запах бабушкиных пирожков в деревне, где она провела время до года.

Мышечная форма
  • Дети способны осознавать все с помощью телесных ощущений.

Вы же видели, что они постоянно копируют движения взрослых, постепенно доведя свои действия до автоматизма.

Но с этим утверждением спорят психологи.

  • Они считают, что даже в утробе матери развивающийся эмбрион слышит и видит, но не может связать свои запоминания воедино.
Отсутствие чувства времени Чтобы сложить картинку из мелькающих деталей из детства, нужно понимать, в каком конкретно периоде произошло соответствующее событие. А ребенок еще не может этого сделать.
Память «с дырками»
  • Объем, который может запоминать мозг, взрослого человека и ребенка различен.
  • Для того, чтобы сохранить информацию для новых ощущений, малышу нужно освободить место.
  • В то время, как взрослые дяди и тети хранят в своих ячейках множество фактов.
  • Наукой доказано, что пятилетние детки помнят себя в более раннем возрасте, но, когда они начинают ходить в школу, их воспоминания уступают место новым познаниям.
Нет желания запоминать Интересна позиция пессимистов, которые утверждают, почему мы не помним себя с рождения.

Оказывается, в этом виноваты неосознанные страхи:

  • не бросит ли мама,
  • покормят ли меня.

Беспомощное свое состояние все пытаются вытеснить из неуютных воспоминаний. И, когда мы самостоятельно себя в состоянии обслуживать, с этого момента начинаем «записывать» всю получаемую информацию и воспроизводить ее, при необходимости.

Очень важный период жизни Мозг как компьютер
  • Оптимистически настроенные исследователи склонны к тому, что возраст до пяти лет – самый решающий.

Вспомните работу компьютера. Если мы будем вносить изменения в системные программы по своему усмотрению, то это может привести к сбою всей системы в целом.

  • Поэтому, и не дано нам возможности вторгаться в младенческие воспоминания, так как именно тогда формируются наши поведенческие характеристики и подсознание.

Так помним или нет

Нельзя считать, что все вышеперечисленные гипотезы верны на все сто процентов. Так как момент запоминания очень серьезный и не до конца изученный процесс, слабо вериться, чтобы на него оказывал влияние только один из перечисленных фактов. Конечно, любопытно получается, что мы храним массу разнообразных вещей, а свое рождение не представляем. Это самая величайшая тайна, которую не может разгадать человечество. И, скорее всего вопрос, почему мы не помним себя с рождения, будет волновать великие умы еще не один десяток лет.

Очень интересны ваши комментарии – помните ли вы себя в детстве.

Будет интересным узнать.

ВЕБСТЕР Ричард

"ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОШЛЫХ ЖИЗНЯХ"

Практическое руководство по психотехнике

Двенадцать проверенных методов

О ЧЕМ ЭТА КНИГА

Случалось ли вам испытывать чувство дежа вю ? Посещали ли вас когда-нибудь иррациональные страхи, которые вы не в силах объяснить? Стремились ли вы встретить родственную душу в этой или минувшей жизни? А может быть эта встреча состоялась в прошлом и вы просто забыли о ней?

Хотя современная западная культура еще не готова принять идею реинкарнации, вполне вероятно, что испытываемые вами беспричинные страхи, влечение к давно забытому времени или месту могут быть связаны с событиями, произошедшими в прежнем существовании. Более того, воспоминания о предыдущих воплощениях могут послужить ключом к освобождению от этих тайных страхов, препятствующих вашему развитию в настоящем.

Ричард Вебстер, известный врач-гипнолог, уже помог сотням людей пробудить воспоминания о прошлых жизнях. Исследуя пациентов, он сделал вывод, что события и травмы минувших инкарнаций могут переходить и в настоящее. Опыт гипнолога позволил ему разработать двенадцать методов для воскрешения воспоминаний о прежних жизнях. В книге представлены разработанные им психотехнические методы, сопровождаемые подробными историями болезней его пациентов, а также примеры из частной практики.

Эта книга поможет вам сформировать новый взгляд на жизнь и смерть. Вы не только получите более ясное понимание своего предназначения в этой жизни, на и узнаете, как вы жили раньше.

Другие книги Ричарда Вебстера:

Астральное путешествие для начинающихЧтение ауры для начинающихПолный курс хиромантииЛозоходство для начинающихФэн-шуй для жилых помещенийФэн-шуй для начинающихФэн-шуй для любви и романтических отношенийФэн-шуй для успеха и счастьяФэн-шуй для рабочего местаФэн-шуй в садуМагия нумерологииСвященные знаки, огамические письмена и предсказания (Omens, Oghams & Oracles)101 совет по фэн-шуй для домаЧтение ладони для начинающихСемь секретов успехаРодственные души (Soul Mates)Духовные проводники и ангелы хранители (Spirit Guides & Angel Guardians)Секреты успехаСоздайте собственную магиюМагия маятника для начинающихВаше животное - экстрасенс?



ВВЕДЕНИЕ

Нескончаемое время, без начала и без конца, было дано мне:

я наследую вечность, и бесконечность была дарована мне.

Египетская Книга Мертвых (ок. 1450 г. до н. э.)

Прошло не менее четверти века, но я помню все так ясно, словно это случилось на прошлой неделе. Моя клиентка, женщина средних лет, полулежала в кресле, а я «возвращал» ее в детство, пытаясь установить основную причину ее избыточного веса.

Стандартный метод для людей с подобной проблемой. Обычно мы способны вспомнить то, что запустило механизм постоянного увеличения веса. Осознав причину и освободившись от нее, человек начинает стабильно худеть и больше не набирает веса.

Чаще всего причина заключается в незначительном инциденте из детства или юности. Ситуация, казавшаяся болезненной на тот момент, позже сознательно забывалась. Возвращаясь к инциденту и рассмотрев его с точки зрения взрослого человека, клиент начинает понимать, что прежние переживания, как и лишний вес, ему больше не нужны. Это чрезвычайно действенный прием.

Сейчас я хочу, чтобы вы вернулись назад, - сказал я своей пациентке, - к тому первому происшествию, после которого стали набирать вес. Вы сделаете это легко, оставшись спокойной и беспристрастной, что бы с вами ни случилось. А теперь переносимся назад, переносимся назад сквозь время и пространство к тому инциденту, который вызвал ваши сегодняшние проблемы.

Они сражаются.

Вначале я подумал, ссорятся ее родители. Но зная, что нельзя все сразу принимать на веру, спросил: «Кто сражается?»

Каждый. Все взрослые. Шум, что-то горит. Всюду трупы.

Это не была обычная регрессия. Женщина слишком молода, чтобы застать Вторую мировую войну, а других военных действий, в которые она могла быть вовлечена, я не припоминал.

Где вы? - спросил я

Дома. - Лицо женщины исказилось, она заплакала.

Я немедленно приказал ей отступить на шаг и рассматривать все отстраненно, как будто это происходит с кем-то другим.

У меня больше нет дома, - сказала она сквозь слезы. - Ни улицы, ни города - ничего не осталось. Только сражение. Потом все стихло. И никого нет, кроме меня.

В какой вы стране? - спросил я, по-прежнему полагая, что речь идет о событиях из ее жизни. Но она только покачала головой и застонала.

В каком году вы живете? - продолжал я. И снова не получил ответа.

Постепенно рыдания стихли, и она начала говорить. Ее родителей убили в сражении, а что случилось с братьями и сестрами, женщина понятия не имела. Город разрушен, она и еще несколько уцелевших людей питались остатками пищи, которые им удалось найти. Днем было невыносимо жарко, ночью немыслимо холодно. Вскоре пища закончилась, и она, возможно, умерла от голода.

Когда я вернул ее в настоящее, женщина была спокойна и, казалось, нисколько не удивлена тем, что попала в прошлую жизнь. Мне пришлось сделать вид, что подобное случается часто, хотя такой феномен я наблюдал впервые.

Будто ничего не произошло, мы начали обсуждать, как открывшаяся ситуация связана с проблемой веса. Очевидно, когда пациентка умерла от голода в прошлой жизни, она подсознательно решила исключить возможность повторения такой ситуации в настоящем и ела все съедобное, что попадалось ей на глаза. А осознав причину, начала сбрасывать лишний вес. И вскоре этот случай стал отличной рекламой моей гипнотерапевтической практики.

Это - экстремальный пример. Обычно, когда я возвращаю кого-нибудь в детство, первичный инцидент оказывается для взрослого человека совершенно тривиальным. Иногда - неосторожным, ничего не значащим замечанием. Одна из моих пациенток вернулась в то время, когда поехала с отцом в город и увидела проституток в ярких одеждах.

Посмотри, какие красивые тети, - сказала она.

Отец обернулся, чтобы посмотреть, и пришел в ужас. Он дернул дочь за руку: «Не смотри на них!» После этого случая маленькая девочка усвоила, что ее отцу не нравятся красивые женщины, и, пытаясь ему угодить, располнела. Естественно, как только память о давно забытом инциденте была восстановлена, моя клиентка поняла, почему набрала вес, и затем сбросила его раз и навсегда.

За годы практики мне часто приходилось наблюдать спонтанное возвращение людей в прошлые жизни. Иногда такие переживания вызывали тревогу, особенно у тех, кто раньше не задумывался о возможности существования в прошлом. Но именно первое самопроизвольное возвращение в прошлую жизнь побудило меня сместить акцент в моей гипнотерапевтической практике и начать специализироваться именно на регрессии. Я и ранее интересовался этим вопросом, но не мог понять, почему некоторые личные воспоминания никак не связаны с моей настоящей жизнью. И поэтому концепцию реинкарнации всегда считал глубоко логичной.

Вскоре я обнаружил, что не существует единого метода, применимого ко всем. Я возлагаю большие надежды на гипноз, однако не все разделяют мой энтузиазм. Многие испытывают разного рода страх перед гипнозом. Люди боятся потерять контроль над собой, выдать сокровенную тайну или сделать то, чего никогда бы не сделали в обычном состоянии. Это просто исключено, но если человек допускает такую возможность, гипноз не окажет воздействия.

Кроме того, не каждый возвращается в прошлую жизнь, что, вероятно, обусловлено тремя причинами. Первая - страх. Если кто-то испытывает опасения или отвергает реинкарнацию по религиозным убеждениям, он не сможет расслабиться настолько, чтобы вызвать поток памяти о прошлой жизни. Этого не произойдет и тогда, когда между пациентом и гипнотизером нет доверия.

Вторая причина состоит в том, что у человека могло не быть прошлой жизни. В таком случае это - «новая душа» и раньше здесь не являлась. Я еще не встречал души, которая пребывает в нашем мире впервые. Думаю, все души были созданы в одно и то же время, но затем развивались в разном темпе.

Третья из возможных причин - в то, что события предыдущей жизни были слишком травмирующими и подсознание преднамеренно их заблокировало - одновременно с доступом ко всем прошлым жизням. Вероятность этого особенно велика, если человек тогда пережил ужасную смерть.

Таким образом, я опробовал множество разных методов, помогающих людям спустя долгие годы вернуться к их прошлым жизням. Мне пришлось различные приемы для тех, кто не поддавался гипнозу или не мог под его воздействием вспомнить прошлую жизнь. Наиболее эффективные из этих методов изложены далее в книге. Каждый человек уникален, и вы увидите, что некоторые из описанных приемов подходят вам больше, чем остальные. Сначала прочтите всю книгу, а затем решите, какой из методов вам понравился больше всего. Вероятно, именно он и будет для вас наилучшим.

Если вы хотите вернуть память о прежних, давно забытых жизнях, то сможете сделать это с помощью изложенных в книге приемов.

ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ

Рождение - не начало; смерть - не конец.

Чжуан-цзы (ок. 369–286 гг. до н. э.)

«Прошлым летом мы с мужем выехали на природу. Так мы отдыхали впервые, и мне было нелегко заснуть на свежем воздухе прямо под звездами. Хорошо лежать в объятиях мужа, но затем он уснул, а я несколько часов пребывала в полудреме, ожидая нападения в любой момент. Через три дня подобного отдыха мне наконец глубокой ночью удалось уснуть, и я увидела сон, в котором была маленьким американским мальчиком-индейцем, потерявшемся в том месте, где мы разбили лагерь. Я чувствовала его тревогу и страх, когда он пытался найти какую-нибудь пищу и отыскать дорогу домой. Ночью он лежал на земле и, как я, не мог уснуть, прислушиваясь к каждому шороху и движению. Ему казалось, что за ним кто-то гонится или преследует его, и он все время оглядывался. Так продолжалось день за днем. В конце концов он больше не мог этого выносить и побежал. Однако нога застряла в корнях дерева, и мальчик, упав, сломал ее. Он не мог двигаться и лежал на земле в ожидании смерти… Я проснулась вся взмокшая, сердце мое колотилось. Убеждена, что была тем мальчиком. Все воспринималось так ярко и реально, что не могло быть просто сном».

«Всю жизнь меня мучило дурное предчувствие, словно вот-вот случится что-то плохое. В прошлом году я впервые посетила Афины, и, когда была в Парфеноне, это чувство нахлынуло на меня с небывалой силой. Я рухнула на ступени, слезы покатились по моему лицу. Проходившие мимо люди спрашивали, чем мне помочь, но я не смогла им ничего ответить. Знала только, что была здесь раньше. Не в этой жизни, в другой. Что-то плохое произошло со мной в Парфеноне, и посещение этого места обострило все мои чувства. С того дня я полностью освободилась от них. Не думаю, что действительно хочу узнать о событиях той прошлой жизни».

«Мои братья и сестры быстро научились плавать, меня же вода всегда страшила. Но отца это приводило в бешенство, потому что наша семья увлекалась лодочным спортом и весь отпуск проводила прямо на воде или на берегу океана. Тринадцатилетним мальчиком родители повели меня к гипнотерапевту из-за моей привычки грызть ногти. На приеме я случайно вернулся в прошлую жизнь, проходившую на маленьком острове в Тихом океане. Все там было хорошо, занимались мы рыбной ловлей. Однажды мы в спешке плыли к дому, чтобы спастись от надвигающегося шторма, но он все-таки настиг нас. Я упал за борт и, хотя был отличным пловцом, утонул. Раньше о реинкарнации никогда не задумывался. Врач мне все объяснил, но я не рассказал родителям того, что выглядит слишком уж странным. А самое странное - то, что моя нынешняя мать в прошлой жизни была моей женой. Это долго приводило меня в замешательство».

Вы когда-нибудь думали о своих прошлых жизнях? У одних подобный интерес вызывают смутные воспоминания о чем-то, случившемся в далеком прошлом. У других - желание больше узнать о себе: где они были и куда идут. В любом случае, существуют приемы, позволяющие открыть прошлые ваши жизни.

Тысячи лет люди верят в идею реинкарнации. Эта вера распространена по всему миру: в Азии, обеих Америках, Африке, Австралии и Европе - все верят, что смерть - не конец и за ней последует возрождение в том или ином теле.

На Востоке реинкарнацию всегда воспринимали как нечто само собой разумеющееся. Это понятие является важнейшей частью индуизма, буддизма, джайнизма и сикхизма. Первоначально отсутствуя в синтоизме, оно постепенно стало частью этой системы верований, когда в двенадцатом столетии буддизм достиг Японии. Правда, реинкарнация не является частью ислама, но его суфийское направление принимает идею перерождения.

Известно, что древние египтяне хоронили рядом с умершими магические заклинания, которые должны были помочь человеку возродится в выбранной им форме. В Греции, в шестом веке до н. э., орфический культ учил, что все люди частично греховны, частично святы. Однако, развиваясь путем различных реинкарнаций, мы учимся избавляться от греховной стороны нашей природы и достигаем в конце концов святости. На этой стадии, конечно, цикл перерождений завершается 1 .

Позднее идеи орфиков были восприняты Пифагором и стали неотъемлемой частью его философии. Ученый был способен вспоминать свои прошлые жизни. Ямвлих (Iamblichus) в труде «Жизнь Пифагора» писал: «Пифагор приводил массу свидетельств о том, что он обладал знанием своих прошлых жизней, это позволяло ему прививать провидческое внимание другим и напоминать им об их прошлых существованиях» 2 . В прошлых жизнях Пифагор был: троянским воином Ефорбусом, проповедником Гермотимусом, сожженным соперниками, кипрским рыбаком Пиррусом, финикийской проституткой и крестьянином из Фракии 3 .

Сократ также верил в реинкарнацию. По преданию, последнее утро своей жизни он провел в размышлении о том, как до рождения человека существовала его душа и как она будет продолжать жить после смерти его физического тела. Сократ философски анализировал человеческую жизнь, оставив нам известное выражение: «Познай себя!». Надо сказать, что его оригинальные идеи о душе являются предметом обсуждения и ныне.

Самый известный ученик Сократа - Платон - твердо верил в реинкарнацию и писал: «Знайте, что если вы станете хуже, попадете к худшим душам, если лучше - к лучшим, и при каждой смене жизни и смерти вы будете страдать так, как только можно страдать в подобном случае» 4 . Идеи Платона о реинкарнации оказали глубокое влияние на всю западную философию и не утратили своего значения даже сегодня.

Позднее идею реинкарнации воспринял греческий гностицизм. Он сыграл важную роль в раннехристианских верованиях. Во втором веке нашей эры Клемент Александрийский утверждал, что мы развиваемся в процессе многих реинкарнаций. Ориген, один из важнейших богословов того времени, был с ним согласен.

Библия, судя по всему, тоже принимает идею реинкарнации. Так, в Евангелии от Матфея (11:13–15) Иисус рассказывает своим ученикам, кем был Иоанн Креститель в прошлой жизни: «…ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» Это утверждение подтверждается Евангелием от Матфея (17:12), где Иисус говорит: «… но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них». В другом случае Иисус спросил своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Ответ был: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф 16:13–14).

Ученики вновь упоминают реинкарнацию, когда спрашивают Иисуса о человеке, который был слепым от рождения: «Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин 9:2). Совершенно очевидно, что этот человек не мог согрешить до рождения, если только не грешил в предыдущей жизни. Интересно, что Иисус не укоряет учеников за такие мысли и отвечает им: «… не согрешил ни он, ни родители его, но это для того , чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:3).

К сожалению, в 553 г. н. э. II Константинопольским Вселенским собором было объявлено, что реинкарнация является реакционной доктриной. Христианская церковь немедленно отреклась от идеи реинкарнации и принудила ее сторонников уйти в подполье. Реинкарнация вновь была объявлена еретической I Лионским (1247 г.) и Флорентийским (1439 г.) Вселенскими соборами. Каждый, кто верил в эти идеи, рисковал быть заживо сожженным на костре.

Вопреки всему, вера в реинкарнацию не исчезла. По-видимому, самой известной из подпольных сект были катары, истребленные инквизицией. Интересно, что в Библии содержатся только благосклонные упоминания о реинкарнации 5 .

Во времена Ренессанса в Европе наблюдается всплеск интереса к идеям Пифагора, Платона и к Каббале. Леонардо да Винчи был одним из немногих, кто принимал идею реинкарнации. В его «Записных книжках» мы находим несколько выражений, свидетельствующих о его вере в бессмертие души. Известно, что Джордано Бруно признали виновным в ереси и должны были казнить в 1600 году. Перед тем как быть сожженным, он обратился к инквизиции со следующими словами: «Я полагал и полагаю, что души бессмертны… Поскольку душа не может существовать без тела так же, как и тело без души, она переходит от тела к телу» 6 .

Идею реинкарнации можно найти у евреев в Каббале 7 и Зогаре 8 . Многочисленные упоминания о реинкарнации содержатся также у индусов в Бхагавад-гите и Упанишадах; да и Коран относится к ней благосклонно 9 . В буддизме конечной целью считается освобождение от бесконечного цикла перерождений и достижение нирваны. Фактически идею реинкарнации или ее варианты можно найти в традиционных верованиях большинства народов мира.

Интерес к реинкарнации постоянно рос в течение восемнадцатого и девятнадцатого столетий. В Америке Бенджамин Франклин и Томас Пэйн много писали на эту тему. Во Франции не уставали просвещать общественность в этом вопросе Вольтер, Виктор Гюго, Жорж Санд и Густав Флобер, в Германии - Иоганн фон Гете, Иммануил Кант и Готхольд Лессинг, в Англии - Дэвид Юм и Александр Поп.

В современную эпоху интерес к реинкарнации возродился с началом деятельности Теософского Общества. Оно претендовало на роль всемирного братства и поощряло изучение истории религии, философии и науки, а также занималось исследованием необъяснимых закономерностей в природе. Сегодня это общество не выдвигает каких-либо конкретных доктрин, а стремится воспринять реальность реинкарнации и кармы. Теософское общество было основано в 1875 году Еленой Блаватской, Генри Олкоттом и Вильямом Джаджем. Мадам Блаватская объявила, что в прошлых инкарнациях была Пифагором и Парацельсом.

Позднее Эдгар Кейси (Саусе) (1877–1945 гг.), убежденный христианин и врач, стал главным защитником идеи реинкарнации. Он заинтересовался ею, когда, находясь в трансе, упомянул о карме. До этого он ничего не слышал о карме и считал, что реинкарнация относится к языческим верованиям. К счастью, друзья посоветовали ему продолжить исследование этого вопроса. В результате проведенных экспериментов он пришел к заключению, что в реинкарнации нет, по сути, ничего языческого. Его способность заглядывать в прошлые жизни позволила ему гораздо эффективнее, чем когда-либо, лечить своих пациентов - как их тела, так и души. В период с 1923 по 1945 гг. Кейси описал около 2500 прошлых жизней, описания сохранились в архивах Ассоциации исследований и просвещения Вирджинии 10 . Они ясно показывают, какие изменения претерпевает человеческая личность на пути от одной жизни к другой.

В двадцатом столетии интерес к реинкарнации устойчиво возрастал. Сначала британский психиатр Александр Кэннон и французский экстрасенс, полковник Альберт де Роша (de Rochas), исследовали гипнотические регрессии. Даже Алистер Кроули написал книгу о своем методе воспроизведения прошлых жизней. В 50-е годы ХХ ст. известное дело Брайди Мерфи в Соединенных Штатах и последовавшие за ним воспоминания о прошлых жизнях миссис Наоми Генри в Англии вызвали всеобщее возбуждение и интерес. Эти воспоминания открылись благодаря гипнозу.

В Уэльсе гипнолог Арналл Броксам (Broaxham) также провел много исследований гипнотических регрессий в прошлые жизни, записав на магнитофон более четырехсот сеансов. Джеффри Айверсон (Iverson), продюсер телевизионного шоу о записях Броксама, позднее написал о нем книгу «Больше, чем одна жизнь», ставшую бестселлером в 1976 году.

В 1983 году была опубликована первая книга Ширли Маклейн о реинкарнации «В опасности», ставшая настолько популярной, что по ней выпустили телевизионный минисериал. Доступно написанные книги Маклейн помогли популяризировать идею реинкарнации в массах.

Доктор Хелен Вабах (Wambach) в 70-х годах ХХ ст. с помощью гипноза регрессировала более тысячи людей и собрала огромное количество данных, подтвердивших реальность реинкарнации. Все ее добровольцы (за исключением одного) в предыдущих жизнях были обыкновенными людьми и вели ординарную жизнь. Большинство из них - крестьяне, чей путь был невероятно труден. Они тяжело работали и однообразно питались, а их дети умирали в младенческом возрасте. Это совсем не та жизнь, в которую люди хотели бы переместить себя просто фантазируя.

Хотя большинство добровольцев доктора Вамбах белые люди среднего класса, она заметила: в прошлой жизни они часто оказывались представителями другой расы и противоположного пола. Учитывая, что в мире приблизительно равное количество мужчин и женщин, естественно предположить, что при регрессии тысячи человек это соотношение должно остаться неизменным. Так и есть. В прошлых жизнях, изученных Вамбах, из 1100 добровольцев 49,4 % были женщинами и 50,6 % - мужчинами 11 . Если бы эти регрессии, как уже сказано, являлись чистыми фантазиями, большинство людей захотело бы стать белыми мужчинами 12 . Этого не произошло, что указывает на подлинность воспоминаний о прошлых жизнях.

Исследования доктора Вамбах дают ответ и на другой важный вопрос: не опровергает ли теорию реинкарнации тот факт, что население Земли неуклонно растет? Между I и XV столетиями население земли удвоилось, затем, к XIX веку, оно опять удвоилось и с тех пор возросло в четыре раза. Доктор Вамбах заметила, что количество возвращений ее испытуемых в эти периоды истории отражает те же пропорции.

Более половины населения Земли считает идею реинкарнации доказанной. Эти люди согласны с тем, что человеческое тело с личностными характеристиками умрет, но душа сама по себе бессмертна. Она уже прожила много жизней, и еще больше ожидает ее в будущем.

Это вполне естественно, так как невозможно испытать все в течение только одной жизни. Многие воплощения дают нам разнообразный бытийный опыт: мы можем познать богатство и бедность, стать черным и белым, мужчиной и женщиной, интеллектуалом и умственно ограниченным, излучающим здоровье и страдающим от недугов. Мы можем жить в технологически развитых странах и возвращаться в места, где еще только идет борьба за выживание. Фактически мы - разные люди. Но знание о реинкарнации способно сделать людей более толерантными.

За время многих реинкарнаций мы постепенно прогрессируем, либо регрессируем, в зависимости от наших мыслей и действий в течение каждой жизни. Это закон причинно-следственной связи. Мы пожинаем именно то, что посеяли.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ПОМНЯТ СВОИХ ПРОШЛЫХ ЖИЗНЕЙ?

Согласно верованиям древних греков, боги погружали души умерших в Реку Забвения, чтобы те при новом рождении освобождались от воспоминаний о прошлых жизнях. Наверное, это большое везение, что большинство людей не сохраняют в памяти прошлые воплощения, все болезненные и трудные эпизоды которых сделали бы прогресс в настоящей жизни почти невозможным.

Большинство людей рождаются без сознательных воспоминаний о прежних воплощениях. Однако многие способны видеть отрывочные картины из своих прошлых жизней, иногда с большим количеством подробностей. На протяжении всей моей жизни я помнил себя маленьким ребенком. Я сидел около огромного костра и, насытившись, глядел на большие, непрерывно движущиеся красные круги. Всмотревшись, я понял, что эти красные круги были подкладками черных платьев русских крестьянок. Когда они танцевали вокруг костра, я видел лишь красные круги. Очевидно, это было воспоминание о прошлой жизни - но лишь воспроизведение в памяти отдельного счастливого момента. Я должен был стать взрослым, чтобы восстановить утерянные факты минувшей жизни.

Не удивительно, что люди, помнящие свои прежние воплощения, чаще встречаются в странах, где реинкарнация принимается как факт. Исследования, проведенные в Северной Индии в 1970-х годах, показали, «что приблизительно один человек из пятисот помнит предыдущую жизнь» 13 . На Западе подобные исследования не проводились.

Доктор Ян Стивенсон последние сорок лет занимался исследованием случаев «реинкарнационного типа» и опубликовал ряд аргументированных книг о своих находках. За эти годы он описал более 2500 случаев, в основном включающих воспоминания о прошлых жизнях маленьких детей. Около восьмисот из них были детально исследованы.

Доктор Стивенсон считает, что свидетельства детей убеждают больше, чем сообщения взрослых. Это связано с тем, что у первых не было времени читать исторические романы или смотреть множество фильмов, которые они могли бы невольно выдать как свидетельства о прошлых жизнях. Смешение в нашем разуме подобной информации, скрытой под поверхностью сознания, с действительно происходившими событиями называют криптомнезией. Доктор Стивенсон считает, что большинство гипнотических регрессий взрослых возвращает именно эти забытые воспоминания, а не подлинные минувшие жизни.

Один случай, подробно исследованный профессором Стивенсоном и многими другими, касается Пармода, второго сына индийского профессора. Пармод родился в 1944 г. Как только научился говорить, он произнес следующие слова: «Морадабад», «Сахаранпур» и «Братья Мохан». Когда ему было два с половиной года, он сказал матери, что ей не нужно готовить пищу, так как у него есть жена в Морадабаде. Как-то родственники принесли ему печенье, и он сообщил, что владеет большой бисквитной фабрикой в Морадабаде. Пармод неоднократно просил родителей повезти его туда и говорил, что он - один из братьев Мохан. Со временем стали проявляться все новые детали его прежней жизни. Ребенок утверждал, что его прошлое имя - Парамананд, что он - бизнесмен, умерший ровно за девять месяцев и шесть дней до рождения Пармода.

Когда мальчику исполнилось пять лет, выяснилось, что в Морадабаде есть компания, известная как «Братья Мохан». Когда ее владелец Мохан Лал узнал о Пармоде, он приехал к нему домой. К сожалению, мальчик гостил у родственников, но было договорено, что он посетит Морадабад.

Когда семья приехала в Морадабад, Пармод сразу же узнал своего брата и горячо обнял его. Он узнал здание муниципалитета и объявил, что они уже подъезжают к фирме. Водитель машины, чтобы проверить Пармода, решил проехать мимо магазина, однако мальчик узнал здание и приказал водителю остановиться. Он вошел в дом, в котором жил в предыдущей жизни, и с почтением склонился с комнате, в которой ежедневно молился. Узнал свою жену, родителей, братьев и всех своих детей, кроме старшего сына. Когда умер Парамананд, этому сыну было тринадцать, и за шесть лет он очень изменился. Пармод радостно вспоминал случаи из семейной жизни.

За два дня, проведенных в Морадабаде, мальчик убедительно доказал, что является реинкарнацией Парамананда, так как легко вспоминал разные места и разных людей из своей прошлой жизни. Он показал здание, которое когда-то было управлением филиала фирмы «Братья Мохан». Объяснил, как газируется вода, знал, как починить установку. Для такой проверки машину специально привели в нерабочее состояние 14 .

Дети в очень раннем возрасте часто проявляют какие-нибудь таланты или способности. Наиболее вероятно, что это - результат опыта прошлых жизней. Богатое воображение маленьких детей также является проявлением предыдущих воплощений.

С гипнотическими регрессиями в прошлые жизни одна проблема: их тяжело подтвердить. Кто-то может рассказать прекрасную историю о прошлой жизни, полную невероятных деталей, которым можно найти подтверждение. Однако существует вероятность, что он получил эту информацию из книг или кинофильмов. Такие проблемы не возникают с маленькими детьми, так как те не могут получить информацию о своих прошлых жизнях каким-либо иным способом.

Детям, вспоминающим прошлые жизни, часто говорят, чтобы они не выдумывали. Когда дети взрослеют, события прошлых жизней постепенно стираются из их памяти и в конце концов полностью теряются.

ОПАСНО ЛИ ЭТО?

Нет никакой опасности в проведении регрессии в прошлую жизнь по методикам, представленным в этой книге. Однако существуют другие, потенциально опасные. В 1970-е годы получило распространение исследование прошлых жизней с помощью наркотиков. Не удивительно, что некоторые из таких опытов заканчивались плачевно. Для успешного исследования минувших воплощений нет необходимости в искусственных стимуляторах.

Существуют также методики возвращения к прошлым жизням с использованиям собственного тела. В этом случае ассистент прикасается к различным участкам вашего тела и наблюдает за реакцией. При прикосновении к правильной точке вы возвращаетесь к прошлой жизни. Данный метод эффективен. Я применял его много раз, но не привожу здесь по двум причинам. Есть люди, которые во время процесса регрессии злоупотребляют этой ситуацией. Очевидно, вы должны доверять тому, кто прикасается к вам. Вторым недостатком метода является то, что вы не можете использовать его без посторонней помощи. С другой стороны, ни один из методов, изложенных в этой книге, не требует партнера.

Надо принять во внимание следующее. Осведомленность о прошлых жизнях открывает нам карму, созданную в них. Для некоторых людей такое знание может быть тяжелой ношей. Большинство из нас борется с кармой, созданной в этой жизни, не беспокоясь о карме, созданной в прошлых жизнях. Следовательно, лучше не предпринимать регрессии в прошлые жизни, если вы не уверены, что сможете справиться с последствиями прежних карм.

На практике я убедился, что для большинства людей возвращение к прошлым жизням не вызывает трудностей. Однако некоторые люди, несмотря на то что пробуют все известные методы, не могут открыть дверь в прошлые инкарнации. Я чувствую, что это не случайно; они защищены от воспоминаний о прошлых жизнях до тех пор, пока не будут готовы принять всю информацию.

Отсутствие детских воспоминаний для многих современных людей является довольно печальным моментом. Ученые исследуют «провал» в детской памяти, указывая разные факторы в качестве причин. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости науки» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.

Подавляющее большинство современных людей не могут вспомнить события, происходившие с ними в раннем детстве. На протяжении многих десятилетий этот пробел в памяти разочаровывает родителей, а также вызывает немало удивления у психологов, неврологов и лингвистов. В свое время Зигмунд Фрейд для описания этого явления придумал определение «детская амнезия». В процессе исследования этого ментального провала возникают некоторые сложные вопросы.

Долгое время ученые спорят о том, соответствуют ли действительности самые ранние воспоминания. Специалисты из разных сфер спрашивают, может ли человек запомнит события, если не знает, как описать их словами. Исследования ученых дают надежду, что в один прекрасный день каждый человек сможет вернуть воспоминания, утраченные, казалось бы, навсегда.

Еще более странной выглядит «детская амнезия» с учетом того, что младенцы очень быстро усваивает новую информацию. Ученые установили, что в мозгу младенца каждую секунду возникают около 700 нейронных связей, способности их усваивать новые языки могут позавидовать самые гениальные полиглоты в мире. Даже до рождения дети тренируют свой мозг. Тем не менее даже во взрослой жизни человек со временем забывает информацию, если не старается сохранить данные в памяти.

Одним из объяснений детской амнезии является природный процесс, часть жизненного цикла человека. Исследования, проведенные германским психологом Германом фон Эббингаузом в 19 веке, подтверждают эту гипотезу. Именно этот психолог является автором первых исследований для изучения человеческой памяти. Он придумал список слов без смысла, из случайных комбинаций букв. Придуманные слова не имели смысла, но легко произносились, психолог начал запоминать тысячи подобных слов и на графике отмечал исчезновение отдельных комбинаций из памяти.

Составленный график показывает, что человек может очень быстро забывать ранее полученную информацию. Если новая информация не повторяется - мозг человека всего за час избавиться от половины новых данных. По прошествии месяца в человеческой памяти остается только 2-3 процента от новой информации. Главным результатом исследования Эббингауза стало определение того, что избавляется от новой информации человеческий мозг по определенной схеме.

В 1980 годах ученые исследовали детскую память в соответствии с графиком Эббингауза. В результате удалось установить, что взрослый человек может вспомнить значительно меньше событий, произошедших от рождения до возраста 6-7 лет, чем предполагалось ранее. Видимо, детские воспоминания формируются по несколько иным принципам. В этом контексте интересно напомнить, что избавление от воспоминаний детства у каждого происходит в индивидуальном порядке.

В списке виновников амнезии родители и гиппокамп.

В соответствии с национальными стереотипами, воспоминания американцев оказались намного более давними, сложными и эгоцентричными. Китайские студенты наоборот запоминали краткую информацию, сосредоточиваясь в основном на фактах. В среднем у китайских студентов сохраненные детские воспоминания появляются на полгода позже, чем у американских коллег. Другие исследования подтверждают, что воспоминания, сфокусированные на себе, восстановить затем легче. Это значит, что наличие собственного взгляда на события делает воспоминания содержательными.

Многие психологи полагают, что способность сформировать яркие воспоминания появляются в человеке только с развитием речи. Психолог из университета Эмори Робин Фивуш утверждает, что именно речевые навыки обеспечивают структуру и логическую организацию воспоминаний. На самом деле историю логическую и последовательную человеку запомнить намного легче. Вместе с тем, другие психологи выражают сомнения в том, что речь имеет ключевое значение в формировании детских воспоминаний.

Эксперты указывают на то, что дети, которые родились с проблемами слуха и в детстве языком жестов не пользовались, запоминали первые события приблизительно из того же возраста, что и другие люди. Этот факт заставляет многих экспертов сделать вывод о том, что человек не может вспомнить первые годы жизни, поскольку мозг просто не приспособлен к хранению подобного рода информации.

Иллюстрацией этого тезиса является известный случай из истории нейрофизиологии. В свое время, пытаясь излечить пациента по имени Х.М. от эпилепсии, врачи провели операцию на мозге. Желаемого результата операция не принесла, но в ходе оперативного вмешательства врачи повредили гиппокамп. В результате пациент запомнить новые события просто не мог.

Джеффри Фейген, изучающий память и обучение в университете Сент-Джона, называет гиппокамп участков мозга, который отвечает за обучение и запоминание. Ученый констатирует, что если у человека отсутствует гиппокамп - он просто не может хранить в памяти информацию. Тем не менее пациент с повреждением гиппокампа получил феноменальную возможность обучаться всему новому. В результате ученые пришли к выводу о том, что детские воспоминания не сохраняются по причине недостаточной развитости гиппокампа.

Воспоминания из глубокого детства недоступны людям, как и память о моменте их появления на свет. С чем же это связано? Почему мы не помним, как родились? Ведь некоторые яркие впечатления как будто отпечатываются в подсознании и после остаются там навсегда, а такой психически и физически важный момент, как рождение, попросту стирается из "подкорки". Многочисленные теории из психологии, физиологии человека, а также идеи, почерпнутые из религии, помогут разобраться в столь загадочном явлении.

Мистические теории

Мировые верования в тайны мироздания и предлагают свое представление о том, почему человек не помнит, как он родился. Все дело в душе - именно в ней сохраняется вся информация о прожитых днях, эмоциях, успехах и провалах, которую человеческий мозг, как и его физическое тело, не может принять и, соответственно, расшифровать. На 10-й день существования эмбриона в него заселяется душа, но только на время, а за 30-40 дней до момента появления на свет она полностью внедряется в бренное тело. Почему мы не помним, как родились? Потому что телу недоступно восприятие информации, коей обладает душа. Энергетический сгусток словно защищает все данные от мозга, предотвращая тем самым возможность разгадки таинства создания человека. Душа бессмертна, тело - всего лишь оболочка.

Научные объяснения

Почему мы не помним, как рождались? С точки зрения науки данное явление объясняется сильным стрессом, сопровождающим родовой процесс. Боль, изменение частей тела, продвижение по родовым путям - все это является тяжелым переходом для ребенка из теплой, надежной материнской утробы в незнакомый мир.

Формирование памяти напрямую связано с ростом человеческого организма. Подсознание взрослого человека запечатляет моменты из жизни и хранит их, а у детей все происходит немного иначе. Эмоции и переживания, а также моменты, связанные с ними, сохраняются в "подкорке", но при этом стираются предшествующие им воспоминания, так как детский мозг, ввиду своей недостаточной развитости, просто не в состоянии хранить обилие информации. Вот почему мы не помним наше детство и то, как родились. Примерно с шести месяцев до полутора лет у ребенка появляется память: долгосрочная и краткосрочная. В таком возрасте он начинает узнавать родителей и близкое окружение, находит предметы по просьбе, ориентируется в своем доме.

Так почему мы не помним, как рождались? Еще одна трактовка отсутствия ранних детских воспоминаний объясняется тем, что младенец еще не может связать определенные события со словами, так как не умеет говорить и еще не знает о существовании самих слов. Отсутствие воспоминаний о детстве в психологии называется инфантильной амнезией.

Согласно мнению многих ученых, проблема памяти детей, скорее, не в том, что они не умеют создавать воспоминания, а в том, что подсознание ребенка сохраняет все пережитое им в Это объясняет и то, почему человек не помнит момент своего рождения, и то, что некоторые даже самые яркие моменты из жизни со временем стираются.

По Фрейду

Мировая знаменитость, благодаря которой были совершены значительные продвижения в медицине и психологии, создал свою трактовку того, почему мы так плохо помним детство. Согласно человек блокирует информацию о событиях из жизни, когда возраст еще не достиг трех-пяти лет, в связи с сексуальной привязанностью к одному из родителей противоположного ребенку пола, и агрессией к другому. К примеру, мальчик в раннем возрасте имеет сильную неосознанную связь с матерью, при этом ревнует ее к отцу и, как следствие, ненавидит его. Потому в более сознательном возрасте воспоминания блокируются подсознанием как негативные и противоестественные. Однако теория Зигмунда Фрейда не обрела признания в научных кругах, она так и осталась всего лишь односторонним взглядом австрийского психолога на отсутствие воспоминаний о детстве.

Теория Харка Хоуна

То, почему человек не помнит своего рождения, согласно исследованиям этого врача, напрямую связано со следующим: ребенок еще не отождествляет себя как отдельную личность. Потому память не может сохраняться, так как дети не знают, что именно из происходящего вокруг является их личным опытом, эмоциями и чувствами, а что - результатами жизнедеятельности посторонних людей. Для маленького ребенка все едино.

Почему дети определяют, где мама и папа, если еще не умеют говорить и плохо запоминают моменты из детства

Ребенок легко ориентируется в своем доме и не путается, когда его просят показать, кто из его родителей мама, а кто папа, благодаря семантической памяти. Именно там хранятся важные для выживания человека воспоминания об окружающем его мире. За счет информации, содержащейся в долговременном "хранилище", ребенок быстро находит, где лежит любимое лакомство, в какой из комнат его накормят и напоят, кто у него мама или папа. Почему мы не помним, как родились? Этот момент можно объяснить тем, что подсознание данное событие из жизни трактует как ненужное и опасное для психики явление, сохраняя его в кратковременной, а не в

Исследование канадских психологов феномена инфантильной амнезии

Участие в опросе, проведенном врачами из Торонто, приняли 140 детей, возраст которых был от трех до тринадцати лет. Суть эксперимента заключалась в том, что всех участников опросили, предложив рассказать о трех самых ранних воспоминаниях. Результаты исследования доказали, что дети младшего возраста более отчетливо помнят моменты из раннего детства, а лица, чей возраст старше 7-8 лет, не могут вспомнить подробности пережитых жизненных ситуаций, о которых ранее рассказывали.

Пол Фрэнкланд. Изучение гиппокампа

Гиппокамп является частью мозга. Главная его функция - транспортировка и "архивация" человеческих воспоминаний. Канадский ученый П. Фрэнкланд заинтересовался его деятельностью и ролью в сохранении памяти о происходящем вокруг. Более подробно расмотрев данный "архиватор" мозга, ученый пришел к выводу, что то, почему мы не помним, как мы родились, а также то, каким было наше детство до 2-3 лет, трактуется следующим образом: каждый человек рождается с недоразвитым гиппокампом, что препятствует нормальному хранению получаемой информации. Для того чтобы гиппокамп начал нормально функционировать, требуются годы - растет человек, развивается и он. До этого момента детские воспоминания разбросаны по всем закоулкам коры мозга.

Даже когда гиппокамп начинает работать, он не в силах собрать всю информацию по закоулкам памяти и проложить к ней своего рода мостки. Поэтому так много людей, не помнящих свое детство ранее трехлетнего возраста, и так мало тех, кто помнит себя младше 2-3 лет. Данное исследование объясняет, почему мы не помним, как родились и выросли, до сознательного возраста.

Влияние окружающей среды на сохранение памяти ребенка

Учеными было обнаружено, что, помимо воспитательных факторов и генетической наследственности, на воспоминания о детстве влияет место, где проживает человек. В ходе эксперимента, в котором участвовали дети из Канады и Китая от 8 до 14 лет, был проведен четырехминутный опрос об их жизни. В итоге маленькие обитатели Поднебесной смогли за отведенное им время рассказать меньше, чем канадские ребята.

Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании?

Дети менее восприимчивы к моментам из жизни, связанным со звуками, для них важнее те события, в которых они смогли что-либо увидеть и ощутить. Однако страх и боль, испытываемые человеком в младшем возрасте, чаще со временем замещаются другими, более позитивными воспоминаниями. Но случается и так, что некоторые индивидуумы лучше запоминают болевые ощущения, страдания и печаль, чем счастье и радость.

Стоит заметить, что в ребенок запоминает больше звуки, нежели очертания предметов. К примеру, слыша голос родной матери, плачущий малыш моментально успокаивается.

Существуют ли способы вытянуть воспоминания о детстве из глубин подсознания?

Психологи часто прибегают к погружению своих пациентов в состояние транса, дабы разрешить ту или иную проблему, как говорится, все наши страхи родом из детства. Попадая в прошлое, человек во время сеанса гипноза, сам того не подозревая, может рассказать о самых потаенных, глубинных воспоминаниях. Однако заглянуть в самые ранние моменты жизни удается далеко не каждому - согласно многочисленным экспериментам, подсознание словно сооружает непреодолимую стену, защищающую пережитые эмоции от чужих глаз.

Многие эзотерики также используют гипноз, чтобы помочь человеку узнать о его прошлых жизнях, воспоминаниях из детства и даже младенчества. Но данный способ получения информации не является научно подтвержденным, поэтому рассказы некоторых "счастливцев", познавших момент своего рождения, зачастую оказываются выдумками и профессиональным рекламным ходом.

Своё детство мы помним очень выборочно. Многое мы забыли. Почему? Учёные, похоже, нашли объяснение этому феномену.

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.