Почему люди не помнят своего рождения




Отсутствие детских воспоминаний для многих современных людей является довольно печальным моментом. Ученые исследуют «провал» в детской памяти, указывая разные факторы в качестве причин. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости науки» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.

Подавляющее большинство современных людей не могут вспомнить события, происходившие с ними в раннем детстве. На протяжении многих десятилетий этот пробел в памяти разочаровывает родителей, а также вызывает немало удивления у психологов, неврологов и лингвистов. В свое время Зигмунд Фрейд для описания этого явления придумал определение «детская амнезия». В процессе исследования этого ментального провала возникают некоторые сложные вопросы.

Долгое время ученые спорят о том, соответствуют ли действительности самые ранние воспоминания. Специалисты из разных сфер спрашивают, может ли человек запомнит события, если не знает, как описать их словами. Исследования ученых дают надежду, что в один прекрасный день каждый человек сможет вернуть воспоминания, утраченные, казалось бы, навсегда.

Еще более странной выглядит «детская амнезия» с учетом того, что младенцы очень быстро усваивает новую информацию. Ученые установили, что в мозгу младенца каждую секунду возникают около 700 нейронных связей, способности их усваивать новые языки могут позавидовать самые гениальные полиглоты в мире. Даже до рождения дети тренируют свой мозг. Тем не менее даже во взрослой жизни человек со временем забывает информацию, если не старается сохранить данные в памяти.

Одним из объяснений детской амнезии является природный процесс, часть жизненного цикла человека. Исследования, проведенные германским психологом Германом фон Эббингаузом в 19 веке, подтверждают эту гипотезу. Именно этот психолог является автором первых исследований для изучения человеческой памяти. Он придумал список слов без смысла, из случайных комбинаций букв. Придуманные слова не имели смысла, но легко произносились, психолог начал запоминать тысячи подобных слов и на графике отмечал исчезновение отдельных комбинаций из памяти.

Составленный график показывает, что человек может очень быстро забывать ранее полученную информацию. Если новая информация не повторяется - мозг человека всего за час избавиться от половины новых данных. По прошествии месяца в человеческой памяти остается только 2-3 процента от новой информации. Главным результатом исследования Эббингауза стало определение того, что избавляется от новой информации человеческий мозг по определенной схеме.

В 1980 годах ученые исследовали детскую память в соответствии с графиком Эббингауза. В результате удалось установить, что взрослый человек может вспомнить значительно меньше событий, произошедших от рождения до возраста 6-7 лет, чем предполагалось ранее. Видимо, детские воспоминания формируются по несколько иным принципам. В этом контексте интересно напомнить, что избавление от воспоминаний детства у каждого происходит в индивидуальном порядке.

В списке виновников амнезии родители и гиппокамп.

В соответствии с национальными стереотипами, воспоминания американцев оказались намного более давними, сложными и эгоцентричными. Китайские студенты наоборот запоминали краткую информацию, сосредоточиваясь в основном на фактах. В среднем у китайских студентов сохраненные детские воспоминания появляются на полгода позже, чем у американских коллег. Другие исследования подтверждают, что воспоминания, сфокусированные на себе, восстановить затем легче. Это значит, что наличие собственного взгляда на события делает воспоминания содержательными.

Многие психологи полагают, что способность сформировать яркие воспоминания появляются в человеке только с развитием речи. Психолог из университета Эмори Робин Фивуш утверждает, что именно речевые навыки обеспечивают структуру и логическую организацию воспоминаний. На самом деле историю логическую и последовательную человеку запомнить намного легче. Вместе с тем, другие психологи выражают сомнения в том, что речь имеет ключевое значение в формировании детских воспоминаний.

Эксперты указывают на то, что дети, которые родились с проблемами слуха и в детстве языком жестов не пользовались, запоминали первые события приблизительно из того же возраста, что и другие люди. Этот факт заставляет многих экспертов сделать вывод о том, что человек не может вспомнить первые годы жизни, поскольку мозг просто не приспособлен к хранению подобного рода информации.

Иллюстрацией этого тезиса является известный случай из истории нейрофизиологии. В свое время, пытаясь излечить пациента по имени Х.М. от эпилепсии, врачи провели операцию на мозге. Желаемого результата операция не принесла, но в ходе оперативного вмешательства врачи повредили гиппокамп. В результате пациент запомнить новые события просто не мог.

Джеффри Фейген, изучающий память и обучение в университете Сент-Джона, называет гиппокамп участков мозга, который отвечает за обучение и запоминание. Ученый констатирует, что если у человека отсутствует гиппокамп - он просто не может хранить в памяти информацию. Тем не менее пациент с повреждением гиппокампа получил феноменальную возможность обучаться всему новому. В результате ученые пришли к выводу о том, что детские воспоминания не сохраняются по причине недостаточной развитости гиппокампа.

Воспоминания из глубокого детства недоступны людям, как и память о моменте их появления на свет. С чем же это связано? Почему мы не помним, как родились? Ведь некоторые яркие впечатления как будто отпечатываются в подсознании и после остаются там навсегда, а такой психически и физически важный момент, как рождение, попросту стирается из "подкорки". Многочисленные теории из психологии, физиологии человека, а также идеи, почерпнутые из религии, помогут разобраться в столь загадочном явлении.

Мистические теории

Мировые верования в тайны мироздания и предлагают свое представление о том, почему человек не помнит, как он родился. Все дело в душе - именно в ней сохраняется вся информация о прожитых днях, эмоциях, успехах и провалах, которую человеческий мозг, как и его физическое тело, не может принять и, соответственно, расшифровать. На 10-й день существования эмбриона в него заселяется душа, но только на время, а за 30-40 дней до момента появления на свет она полностью внедряется в бренное тело. Почему мы не помним, как родились? Потому что телу недоступно восприятие информации, коей обладает душа. Энергетический сгусток словно защищает все данные от мозга, предотвращая тем самым возможность разгадки таинства создания человека. Душа бессмертна, тело - всего лишь оболочка.

Научные объяснения

Почему мы не помним, как рождались? С точки зрения науки данное явление объясняется сильным стрессом, сопровождающим родовой процесс. Боль, изменение частей тела, продвижение по родовым путям - все это является тяжелым переходом для ребенка из теплой, надежной материнской утробы в незнакомый мир.

Формирование памяти напрямую связано с ростом человеческого организма. Подсознание взрослого человека запечатляет моменты из жизни и хранит их, а у детей все происходит немного иначе. Эмоции и переживания, а также моменты, связанные с ними, сохраняются в "подкорке", но при этом стираются предшествующие им воспоминания, так как детский мозг, ввиду своей недостаточной развитости, просто не в состоянии хранить обилие информации. Вот почему мы не помним наше детство и то, как родились. Примерно с шести месяцев до полутора лет у ребенка появляется память: долгосрочная и краткосрочная. В таком возрасте он начинает узнавать родителей и близкое окружение, находит предметы по просьбе, ориентируется в своем доме.

Так почему мы не помним, как рождались? Еще одна трактовка отсутствия ранних детских воспоминаний объясняется тем, что младенец еще не может связать определенные события со словами, так как не умеет говорить и еще не знает о существовании самих слов. Отсутствие воспоминаний о детстве в психологии называется инфантильной амнезией.

Согласно мнению многих ученых, проблема памяти детей, скорее, не в том, что они не умеют создавать воспоминания, а в том, что подсознание ребенка сохраняет все пережитое им в Это объясняет и то, почему человек не помнит момент своего рождения, и то, что некоторые даже самые яркие моменты из жизни со временем стираются.

По Фрейду

Мировая знаменитость, благодаря которой были совершены значительные продвижения в медицине и психологии, создал свою трактовку того, почему мы так плохо помним детство. Согласно человек блокирует информацию о событиях из жизни, когда возраст еще не достиг трех-пяти лет, в связи с сексуальной привязанностью к одному из родителей противоположного ребенку пола, и агрессией к другому. К примеру, мальчик в раннем возрасте имеет сильную неосознанную связь с матерью, при этом ревнует ее к отцу и, как следствие, ненавидит его. Потому в более сознательном возрасте воспоминания блокируются подсознанием как негативные и противоестественные. Однако теория Зигмунда Фрейда не обрела признания в научных кругах, она так и осталась всего лишь односторонним взглядом австрийского психолога на отсутствие воспоминаний о детстве.

Теория Харка Хоуна

То, почему человек не помнит своего рождения, согласно исследованиям этого врача, напрямую связано со следующим: ребенок еще не отождествляет себя как отдельную личность. Потому память не может сохраняться, так как дети не знают, что именно из происходящего вокруг является их личным опытом, эмоциями и чувствами, а что - результатами жизнедеятельности посторонних людей. Для маленького ребенка все едино.

Почему дети определяют, где мама и папа, если еще не умеют говорить и плохо запоминают моменты из детства

Ребенок легко ориентируется в своем доме и не путается, когда его просят показать, кто из его родителей мама, а кто папа, благодаря семантической памяти. Именно там хранятся важные для выживания человека воспоминания об окружающем его мире. За счет информации, содержащейся в долговременном "хранилище", ребенок быстро находит, где лежит любимое лакомство, в какой из комнат его накормят и напоят, кто у него мама или папа. Почему мы не помним, как родились? Этот момент можно объяснить тем, что подсознание данное событие из жизни трактует как ненужное и опасное для психики явление, сохраняя его в кратковременной, а не в

Исследование канадских психологов феномена инфантильной амнезии

Участие в опросе, проведенном врачами из Торонто, приняли 140 детей, возраст которых был от трех до тринадцати лет. Суть эксперимента заключалась в том, что всех участников опросили, предложив рассказать о трех самых ранних воспоминаниях. Результаты исследования доказали, что дети младшего возраста более отчетливо помнят моменты из раннего детства, а лица, чей возраст старше 7-8 лет, не могут вспомнить подробности пережитых жизненных ситуаций, о которых ранее рассказывали.

Пол Фрэнкланд. Изучение гиппокампа

Гиппокамп является частью мозга. Главная его функция - транспортировка и "архивация" человеческих воспоминаний. Канадский ученый П. Фрэнкланд заинтересовался его деятельностью и ролью в сохранении памяти о происходящем вокруг. Более подробно расмотрев данный "архиватор" мозга, ученый пришел к выводу, что то, почему мы не помним, как мы родились, а также то, каким было наше детство до 2-3 лет, трактуется следующим образом: каждый человек рождается с недоразвитым гиппокампом, что препятствует нормальному хранению получаемой информации. Для того чтобы гиппокамп начал нормально функционировать, требуются годы - растет человек, развивается и он. До этого момента детские воспоминания разбросаны по всем закоулкам коры мозга.

Даже когда гиппокамп начинает работать, он не в силах собрать всю информацию по закоулкам памяти и проложить к ней своего рода мостки. Поэтому так много людей, не помнящих свое детство ранее трехлетнего возраста, и так мало тех, кто помнит себя младше 2-3 лет. Данное исследование объясняет, почему мы не помним, как родились и выросли, до сознательного возраста.

Влияние окружающей среды на сохранение памяти ребенка

Учеными было обнаружено, что, помимо воспитательных факторов и генетической наследственности, на воспоминания о детстве влияет место, где проживает человек. В ходе эксперимента, в котором участвовали дети из Канады и Китая от 8 до 14 лет, был проведен четырехминутный опрос об их жизни. В итоге маленькие обитатели Поднебесной смогли за отведенное им время рассказать меньше, чем канадские ребята.

Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании?

Дети менее восприимчивы к моментам из жизни, связанным со звуками, для них важнее те события, в которых они смогли что-либо увидеть и ощутить. Однако страх и боль, испытываемые человеком в младшем возрасте, чаще со временем замещаются другими, более позитивными воспоминаниями. Но случается и так, что некоторые индивидуумы лучше запоминают болевые ощущения, страдания и печаль, чем счастье и радость.

Стоит заметить, что в ребенок запоминает больше звуки, нежели очертания предметов. К примеру, слыша голос родной матери, плачущий малыш моментально успокаивается.

Существуют ли способы вытянуть воспоминания о детстве из глубин подсознания?

Психологи часто прибегают к погружению своих пациентов в состояние транса, дабы разрешить ту или иную проблему, как говорится, все наши страхи родом из детства. Попадая в прошлое, человек во время сеанса гипноза, сам того не подозревая, может рассказать о самых потаенных, глубинных воспоминаниях. Однако заглянуть в самые ранние моменты жизни удается далеко не каждому - согласно многочисленным экспериментам, подсознание словно сооружает непреодолимую стену, защищающую пережитые эмоции от чужих глаз.

Многие эзотерики также используют гипноз, чтобы помочь человеку узнать о его прошлых жизнях, воспоминаниях из детства и даже младенчества. Но данный способ получения информации не является научно подтвержденным, поэтому рассказы некоторых "счастливцев", познавших момент своего рождения, зачастую оказываются выдумками и профессиональным рекламным ходом.

Французские исследователи обнаружили, как люди хранят сны, и почему на следующее утро некоторые никогда не могут вспомнить, что им снилось прошлой ночью.

Команда французских ученых говорит, что существует два типа людей и только представители одного из них могут запоминать сновидения. Исследователи обнаружили область в мозге, ответственную за память о снах и хранящую информацию о них в человеческой памяти во время сна.

Ученые были озадачены тем, что некоторые люди помнят сны каждое утро, в то время как другие редко могут вспомнить хоть что-то. Команда исследователей во главе с Перрином Руби из исследовательского центра в Лионе изучали мозговую активность этих двух типов людей, чтобы понять различия между ними. В итоге они обнаружили, что височно-теменной стык - концентратор обработки информации в мозге, является более активным у тех, кто помнит сны. Повышенная активность в этой области мозга может способствовать откладыванию снов в памяти.

В исследовании, опубликованном в журнале "Нейропсихофармокалогия", ученые обнаружили, что люди, помнящие сны, в два раза больше времени бодрствуют в ночное время и сильнее реагируют на звуковые раздражители. Эта восприимчивость головного мозга может способствовать пробуждению в течение ночи, и, таким образом, облегчает запоминание снов во время кратких периодов бодрствования.

"Это может объяснить, почему помнящие сны люди сильнее реагируют на раздражители окружающей среды и чаще просыпаются во время сна. Действительно спящий мозг не способен запомнить новую информацию, он должен пробудиться, чтобы иметь возможность сделать это", - сказал Перрин Руби, который возглавлял исследование.

Нейропсихолог Марк Зольмс выяснил в предыдущих исследованиях, что поражение некоторых областей мозга приводит к исчезновению воспоминаний о снах. Оригинальность результатов французских ученых в том, что они показали различия мозговой деятельности у тех, кто помнит сны, и тех, кто не помнит, как во время сна, так и во время бодрствования.

В этом новом исследовании ученые попыталась определить, какие отличия мозга становятся причиной этого явления. Они использовали позитронно-эмиссионной томограф (ПЭТ) для измерения спонтанной активности мозга 41 добровольца во время бодрствования и сна. Добровольцы были разделены на 2 группы: 21 участник, которые хорошо помнили сны после пробуждения, и 20 человек, которые были в состоянии вспомнить не более 2 снов в месяц.

У тех участников, кто отчетливо помнил свои сны, как во время бодрствования, так и во время сна, наблюдалась сильная спонтанная активность мозга в медиальной префронтальной коре (MPFC) и в височно-теменном переходе (TPJ) - участках мозга, отвечающих за внимание и концентрации на внешних раздражителях, сообщает Mail Online.

02.08.2016

Чем более взрослым становится человек, тем ценнее для него воспоминания. Поэтому неудивительно, что старики, например, живут исключительно прошлым. Существуют, конечно, активные пожилые люди, но в основном в преклонном возрасте лучшее уже позади, хотя это и не факт. Так или иначе, но людям всегда хочется помнить больше, поэтому и возникает вопрос, почему человек не помнит, как он родился? Ответим на него ниже.

Физиологическая причина. Такого рода амнезию легче всего объяснить ссылкой на физиологические конструкции. Долговременная и кратковременная память начинают формироваться только в полгода, а иногда в полтора года. Поэтому-то человек и не помнит, как он родился.

Психоаналитическая причина. Ее автор - Зигмунд Фрейд. Он считал: человек не помнит первые годы жизни потому, что испытывает агрессивные и сексуальные чувства к родителям. Другими словами, З.Фрейд выводил феномен детской амнезии из комплекса Эдипа. З.Фрейд был во многих отраслях психологии пионером, но эта его точка зрения не прижилась в науке.

Лингвистическая причина. Некоторые специалисты думают, что все дело в неразвитости речи у маленького ребенка. Оказывается, язык - это то средство, которое помогает человеку, помимо прочего, еще и хранить воспоминания. Вообще с языком связан занимательный феномен: на человека в полной мере может повлиять только то, что он понимает.

Например, читает кто-то книгу. От нее остается послевкусие: она либо нравится, либо нет. Но, только поняв, почему именно она нравится или не нравится, человек в полном смысле может включить ее в свой опыт. А чтобы усвоить книгу не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне, нужно точно и подробно описать свои чувства и мысли. Без языка в таком случае не обойтись.

Так и с воспоминаниями, мы запоминает только то, что фиксируем при помощи языка. Пусть и это только внутренняя речь. С точки зрения житейской мудрости, нет ничего плохого в том, что человек не помнит первые годы жизни. Ну что там вспоминать? На этом этапе человек представляет собой биологический объект с набором определенных потребностей и функций, которому необходим своевременный уход.

Даже если представить, что человек помнит первые годы жизни так же отчетливо, как и вчерашний день, то сложно предсказать, каким ущербом для психики могут грозить подобные знания. Вообразите, человек беспомощен и тотально зависит от окружающих. Он не контролирует свои естественные потребности. Много можно реконструировать, но главное: человеку такие знания совершенно без надобности. Они только вредят.

Поэтому природа сделала очень хорошо, что люди ничего не помнят о своих первых годах. В противном случае им было бы очень сложно себя полюбить. У многих и так с этим проблемы. С другой стороны, если бы люди помнили, что все они были беспомощными младенцами, то уровень милосердия, добра в обществе был бы выше, а зазнайства - ниже. Люди больше думали бы о ближних. Отрадно только то, что несмотря восходящую черствость, чуткость к чужим проблемам все еще не чужда человеческой природе.

Своё детство мы помним очень выборочно. Многое мы забыли. Почему? Учёные, похоже, нашли объяснение этому феномену.

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.