Мао цзэдун - биография




Мао Цзэдун (26 декабря 1893 - 9 сентября 1976) - первый председатель Компартии Китая, политический деятель, диктатор, создатель и идеолог маоизма. Председатель Мао - неоднозначная фигура. Культурная революция , проходившая в стране во время его правления, разрушила многие объекты культурного наследия и унесла жизни миллионов людей. Однако с другой стороны, Цзэдун провел ряд реформ, благоприятно сказавшихся на развитии экономики страны.

Для большинства китайцев он, тем не менее, остается великим освободителем Китая и строителем современного Китая. Несмотря на катастрофические последствия его впечатляющих реформ, он запомнит период равенства и единства, а народ останется последним из китайских императоров. Западные историки очень критиковали его политические выборы и его авторитаризма, всегда подвергаются спорам.

Эта ультрарепрессивная черта является общей для большинства стран, которые приняли сталинский режим и должны рассматриваться в контексте «холодной войны». Подобно Сталину, первоначальный реалистично-социалистический пропагандистский стиль официального искусства затем превратился в явное отрицание Мао, в отличие от первых представлений, где он находится на стороне крестьян и рабочих, в отношения равенства. Из культурной революции, даты его возвращения к власти, образ Мао, идеализированный, расположен в небе, отделенном от обычных смертных.

Детство и ранние годы

Семья Мао Цзэдуна происходила из представителей среднего класса. Маленький Мао был сильно привязан к матери, а отношения с отцом оказались не такими безупречными - они много конфликтовали. Одна из крупнейших ссор произошла, когда будущий председатель наотрез отказался принять выбранную для него жену. Он также противился тяжелому физическому труду и не особо помогал семье. В 1910 году Мао отправился учиться в Дуньшань, где сформировались его основные взгляды как политического деятеля. После произошедшей в 1911 году Синхайской революции и падения монархии Цзэдун продолжал учиться. В 1917 году он организовал революционный кружок.

Местная деревня Мао Цзэдун, Шаошань в провинции Хунань, по-прежнему является местом паломничества для многих китайцев, что порождает то, что иногда называют «красным туризмом». Значок с Мао Цзэдуном. Первые издания этой маленькой красной книги были предварены каллиграфией Линь Бяо и были помещены в пестик, когда этот компаньон Мао впал в немилость.

Издания, распространенные во Франции в мае 1968 года, имели это предисловие. Когда китайский преступник был приговорен к смертной казни, его семье было предъявлено обвинение в пуле, которая его убила. В дополнение к Маленькой Красной книге Мао является автором нескольких других философских трактатов, написанных до и после его присоединения к власти.

Начало политической деятельности

С 1919 по 1925 годы Мао изучает труды зарубежных реформаторов, с интересом следит за политическими событиями в России. Он много ездит по Китаю: пытается добиться снятия губернатора в провинции Хунань, участвует в первом съезде Коммунистической партии Китая. Вскоре он разочаровывается в состоятельности китайской революции и ненадолго отходит от дел. В 1927 году он поднимает крестьянское восстание, которое завершается неудачей. В течение некоторого времени Мао и его сторонники были вынуждены скрываться от властей. Затем они осели в провинции Цзянси и установили там советскую власть, опиравшуюся на крестьянство. Вскоре компартия дискредитировали себя, а позиции Мао, наоборот, укрепились. В начале 30х годов путем репрессий он избавился от большинства своих оппонентов, а осенью 1931 года стал во главе образованной Китайской Советской Республики. Затем на протяжении долгих лет гражданской войны Мао боролся с действующим руководством за власть в стране, в результате чего в 1949 году одержал победу и был провозглашен председателем правительства Китайской Народной Демократической Республики.

Мао писал стихи, главным образом в формах ци и ши. За все эти годы власти он разработал идеологию: маоизм. По словам Кристиана Кочини, журналиста из Ла Круа, мысль Мао «по существу состоит из трех основных исторических отказов». Менее чем через год после смерти премьер-министра Чжоу Энь-лая, Пола Менье, в редакционной статье, опубликованной на следующий день после смерти президента Китайской Народной Республики, возникает вопрос о последствиях почти одновременного исчезновения двух гиганты китайской революционной эпопеи.

Менее чем через год после Чжоу Энь-лая, тогда Мао Цзэ-дун умер. Вопрос очевиден: будет ли почти одновременное исчезновение двух гигантов китайского революционного эпоса вызвать потрясения, как в самой густонаселенной стране мира, так и в международных отношениях, где Китай, постепенно стал третьей «сверхдержавой».

Годы правления (1949 - 1976)

1)Байхуа юньдун - «Пусть расцветают сто цветов»

В связи с развернувшимся во время первой пятилетки масштабным переделом имущества и отъемом собственности, руководство страны развернуло кампанию под девизом «Пусть расцветают сто цветов». Компартия провозглашала гласность, призывала народ активно выражать свое мнение относительно проводимых в стране реформ. В результате в июле 1957 года появилось более полумиллиона недовольных, выпускавших стенгазеты и организующих митинги протеста. Кампания была спешно свернута, и последовали первые в стране репрессии.

Несмотря на суматоху в Китае за последний год, особенно весной прошлого года, ответ должен быть нюансирован. Фактически, ни исчезновение Чжоу, ни, тем более, Мао, не остановило китайских лидеров. В течение многих месяцев вопрос о преемственности был включен в повестку дня.

Поощрение Хуа всегда проявлялось как факт самого президента Мао. Это было явно в случае 7 апреля, когда Хуа Го-фэн был утвержден в качестве премьер-министра и поднят до звания первого вице-президента партии. И, вероятно, не случайно, что за неделю до объявления смерти Мао, большая церемония в честь жертв землетрясения дала Хуа возможность сделать первый политический дискурс. Казалось, церемония была организована с двойной целью «популяризации» фигуры Хуа и проявления сплоченности китайской команды руководства вокруг премьер-министра, когда смерть Мао возникла неминуемой.

2)1958 - 1960 - «Большой скачок»

После многолетних войн страна находилась в экономическом упадке. В ускорении темпов коллективизации, образовании коммун, введении трудодней и других мер руководство компартии видело выход из сложившейся ситуации. Тем не менее, итоги проводимой политики оказали обратное действие. Эксперименты в сельском хозяйстве и проводимая скорыми темпами индустриализация привели к массовому голоду.

Действительно, пресса, до тех пор очень осторожная, умножила фотографии и отголоски длинной речи Хуа и китайских лидеров, собравшихся вместе с ним, начиная с батальона радикалов: Чан Цзин, жена Мао, Ван Хун-вэнь, молодой лидер левого крыла Чан Чунь-сюэ. Политическая линия, определяемая Хуа Го-джангом, означала как стремление продолжать борьбу против «буржуазного уклонения», так и использовать катастрофу землетрясения для мобилизации Китая в огромные усилия по экономическому восстановлению. Другими словами: твердость на принципах, реализм на практике.

3)1959-1965 - обострение отношений с СССР и установление культа личности.

На 20м съезде КПСС был развенчан культ личности Сталина. Председатель Мао был не согласен с проводимой Н.С. Хрущевым политикой, в результате чего между двумя странами были разорваны дипломатические отношения. Советские специалисты, сотрудничавшие с Китаем и помогавшие в восстановлении страны, были отозваны на родину. Одновременно с этим в Поднебесной устанавливался культ Мао, резко критиковались все реакционные писатели, осуждалось инакомыслие.

Очевидно, что интерес китайских лидеров состоит в том, чтобы остановиться там, по крайней мере на данный момент, и особенно после очень дорогого землетрясения. Таким образом, неизвестное было бы меньше, чем в непосредственных реакциях в господствующих сферах, чем в отношении населения. Для массы китайцев смерть Мао спровоцирует удар, последствия которого все еще неопределенны. Мао одновременно научил китайцев отказаться от него и помог сделать себя незаменимым, поскольку подлинный цемент китайской революции был такой же личностью умершего президента, который был объектом истинного культа,, который должен был выжить после его смерти.

4)1965 - 1976 - Культурная революция

В годы Культурной революции власть организовала отряды хунвэйбинов, убивавших и подвергавших пыткам и унижениям сотни тысяч людей. Традиционная китайская культура была предана забвению: сжигались книги и картины, уничтожалась древняя архитектура. Власть председателя достигла абсолюта.

Физическое присутствие этого великана истории выступало в качестве залога власти и стабильности в этой гигантской стране, где несколько национальностей живут бок о бок, а региональные феодальности не исключаются. Что касается мысли Мао Цзэ-дуна, хотя он был тщательно кодифицирован и широко преподавался, он все еще питался интерпретацией Мао из противоречивых сил, которые волновали китайское общество. Кто сегодня будет думать о Мао?

В международном балансе исчезновение Мао не должно сразу приводить к драматическим изменениям. Хуа Куо-фэн, как и китайская пресса, которая, как часто говорят, контролируется радикалами, всегда утверждала преемственность в этом отношении, то есть денонсацию «обмана» разрядки, «советской гегемонии».

5) Заключительный этап

В конце своего правление тяжело больной Мао фактически отошел от дел. У власти находились различные группировки, одну из которых возглавляла его последняя жена. Председатель умер в сентябре 1976 года, после смерти его тело было помещено в мавзолей.

Итоги правления

Среди крупнейших провалов и достижений Мао Цзэдуна следует выделить:

Вся китайская дипломатия, будь то отношения с Соединенными Штатами, Японией, Европой, имеет тенденцию сначала сорвать советскую игру. Но для Пекина, вероятно, потребуется некоторое время, чтобы представить реальный тест силы, прямой или косвенной, с Москвой. Неужели это настолько уверенно, что это испытание неизбежно?

Детство Мао Цзэдуна было тяжело. Его отец, который знает, насколько великолепие китайского неба, с пылом возделывает свой земельный участок, чтобы дать своей семье его обыкновенный гроши. Естественно, Мао Цзэдун призван работать на рисовом поле со своими братьями и его отцом. Именно тогда его дед по отцовской линии, вернувшийся в дом своего сына, должен был помочь изменить судьбу молодого Цетунга. Старик фактически получает, что последний не идет на рисовое поле, но участвует в исследовании с точки зрения, льстив семье, и в один прекрасный день становится государственным служащим.

Установление коммунистического режима, существующего в стране и по сей день;

Проведение реформ в сельском хозяйстве и промышленности;

Развитие атомных вооружений;

Массовые репрессии;

Стагнация экономики и установление культа вождя;

Создание идеологии маоизма.

Мао Цзедун

Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в селе «Шаошань» провинции «Хунань» , на юге центрального Китая. Отец Цзэдуна, Мао Женьшэн - обеспеченный землевладельц. дал ребенку имя Цзэдуна, в переводе означает «Облагодетельствующий Восток». Согласно китайским традициям, ему дали и второе, неофициальное имя «Жуньчжи»или -«Орошенная водой орхидея». Второе имя используется в Китае, как величательно - уважительное в особых случаях.
Биография Мао Цзедуна – детство
В детстве он работал в поле и посещал местную начальную школу. Его жизнь протекала в постоянных конфликтах с отцом, при этом его нежная и любящая мать, женщина добрая, щедрая и жалостливая, истинная буддистка, всегда была на стороне старшего сына.
Надо сказать, что Китай в то время был довольно слабым государством, а управление страной династиями приходило в упадок. В деревне, где проживала его семья, население находилось на грани голода.. Мао Цзедуна, как и его сверстников, не устраивало такое положение. Уже в 15 лет его характер стал приобретать политическую окраску.
В 1911 г. он переезжает в провинциальную столицу «Чанг-ша» (Chang-shа). Служит в армии, работает в провинциальной библиотеке, занимается самообразованием. Эта привычка осталась у Мао Цзэдуна на всю жизнь
Биография Мао Цзедуна – молодые годы
Окончив в 1918 году Первую Нормальную Хунанскую школу, он переезжает в Пекин, где, начинает работу в Пекинском Университете помощником библиотекаря. Сознание Мао в период 1919 – 1920гг. формировалось в условиях националистических и антиимпериалистических выступлений. В Университете Мао вступает в марксисткий кружок, организованный главным библиотекарем и китайским марксистом Ли Дачжао, и знакомится с радикальными политическими интеллектуалами, которые находились под влиянием марксизма и вошли в последствие в Китайскую Коммунистическую партию. Этот период вошел в историю, как «движение 4 мая». Именно в этот период наметился путь профессионального революционера - Мао Цзэдуна.
В этот период, в Китае происходят политические и культурные изменения. Вернувшись в 1919 году в Хунан, Мао Цзедун организует в группы радикально настроенную молодежь, издает политические обзоры, изучает труды западных философов и революционеров, живо интересуется событиями в России.
В июле 1921 года, на шанхайском съезде, была основана Коммунистическая Партия Китая. Мао Цзедун становится секретарём хунанского отделения этой партии. В то же время Мао женится на Ян Кайхуэй, которая родила ему трех сыновей.
Для усиления влияния КПК в массах, партия объединяется с Гоминдановской (Koumintang) партией республиканских последователей, руководимой Сан Ятсеном, чтобы единым фронтом проводить политику партии в жизнь. Все внимание фронта было сосредоточено на трудовой и партийной организации, а также пропаганде крестьянского движения в стране.
Уже в 1923 году Мао Цзедун входит в состав ЦК КПК, а в 1926 году его выдвинули на пост секретаря КПК по крестьянскому движению. В силу своего деревенского происхождения Мао легко находит взаимопонимание с крестьянством. Он убежден, что основной революционной силой в Китае должно стать крестьянство. В своей работе "Сообщение относительно Движения Крестьянства в Хунане" (1927г) Мао Цзэдун описывает свое представление о революционном потенциале крестьянства. Эти мысли, в будущем, нашли отражение в его идеологии (маоизме).
В 1927 году умирает Сан Ятсен и лидером Гоминдановской партии становится Чан Кай-Ши, который, получив контроль над национальной армией и национальным правительством, начинает освобождаться от коммунистов. Мао Цзэдун вынужден скрываться в сельской местности, организуя борьбу с режимом Чан Кай-Ши. После неудавшегося восстания армия Мао отступает в горы Цзинганшань на границе Хунани и Цзянси. Однако крестьянское движение растет и крепнет.
Биография Мао Цзедуна – зрелые годы
В 1928 г. Мао Цзедун создаёт республику в провинции Цзянси. Проводя реформы, он конфискует и перераспределяет земли, либерализует права женщин. Это был сложный период для самой КПК. Сократилось число членов партии, а в ее руководстве произошел раскол. Был исключен из партии и покинул свой пост председателя бывший лидер КПК Ли Лисань. При поддержке крестьянского движения, Мао Цзедун осуществил первую в истории КПК «чистку» рядов партии. В результате его роль и влияние в партии резко возросли.
В 1928 году Мао переживает личную утрату. Агентам Чан Кай- ши удалось поймать его жену Ян Кайхуэй и казнить ее. В этом же году Мао женится второй раз на Хэ Цзычжэнь (1910-1984) с которой он прожил до 1937 г и которая родила ему 5 детей.
Осенью 1931 года в Центральном Китае на территории 10 районов, находящихся под контролем Красной армии и партизан, образуется Китайская Советская республика. Руководил республикой Мао Цзедун.
Борьба с Чан Кай Ши продолжается. В 1934 г коммунист,ы прорвали оборону гомендановцев и ушли в горные районы Гуйчжоу. Армия Мао Цзедуна отступала с тяжелыми боями на север через труднопроходимые горные районы, потеряв в пути более 90% личного состава. В октябре 1935 г.район Шэньси-Ганьсу-Нинся становится новым форпостом КПК.
В 1937г. Мао Цзедун разводится со своей второй женой Хэ Цзычжэнь (1910-1984) и женится на Цзян Цин (1914-1991), от которой родился один ребенок. С 1938 до самой смерти Мао Цзедуна Цзян Цин оставалась его женой и соратницей. Биография этой женщины требует особого внимания, поскольку она внесла свой вклад в «Культурную революцию».
Начавшаяся в 1937г. война с Японией заставила вновь объединиться КПК и силы Чан Кай Ши для создания единого патриотического фронта. В разгар борьбы с Японией Мао Цзедун инициирует движение под названием «исправление нравов» концентрируя всю полноту власти в своих руках. .В 1943 г. он избирается секретарем ЦК КПК, а в 1945 г.- председателем ЦК КПК. С этого момента начинает формироваться культ личности Мао Цзедуна. Придя к власти. он начинает проводить реформы в КНР по образу СССР, имевшего в начале 50-х большое влияние на Китай.
В 1956 г., после XX съезда КПСС, в своей речи «О справедливом разрешении противоречий внутри народа» Мао бросает лозунг: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ».По существу это был призыв к тому, что каждый мог высказывать свою точку зрения. Мао не ожидал, что этот призыв обернется против него самого. Свободно обсуждались такие вопросы, как стиль работы правительства, отсутствие демократии, некомпетентность руководства, коррупция и т.д. Компания «Сто цветов» провалилась и в 1957 г была ликвидирована. Ей на смену пришла компания против правых уклонистов. Все те, кто выступал ранее с критикой правительства и Мао во время «Сто цветов» подверглись преследованиям и репрессиям. Таких оказалось 520000 человек. Многие покончили жизнь самоубийством.
Китайская экономика в конце 1950-х была в упадке. Чтобы обеспечить «Большой скачок вперед» во всех областях народного хозяйства, в 1958 г. была объявлена политика «Трёх красных знамён», чтобы через 15 лет достичь объем производства Великобритании. С этой целью в стране организуются «коммуны» ,призванные обеспечить себя и города продуктами питания и промышленными товарами. Планировалось даже выплавлять сталь в примитивных печах, устанавливаемых во дворах членов коммуны. Упор делался на количество. Стремились любыми способами увеличить выплавку стали. Эта политика потерпела крах. Уже через 2 года производство сельхозпродуктов в Китае упало до опасного уровня. В стране начался голод, который унес жизни 10-30 миллионов человек.
В 1959 г отношения Китая с СССР прерваны. Советский Союз отозвал из Китая всех специалистов, помогавших поднимать экономику страны и прекратил финансовую помощь.
После отказа от политики «Трёх красных знамён», экономика Китая стала улучшаться, однако критика правительства продолжалась. Созданный ранее «Комитет по культурной революции» не применял никаких мер против критиков режима. Чтобы ввернуть общество в лоно «истинного социализма» и ликвидировать критику, Мао Цзедун решает сделать своим союзником китайскую молодежь. Студенты и ученики средних школ объединяются в отряды «хунвэйбинов» - «красных охранников» или «красногвардейцев»..
Народная Армия поддерживает новое движение,которое стало приобретать угрожающий характер. Руководящие работники и профессора избиваются и подвергаются унижениям. На помощь «хунвэйбинам» пришли отряды рабочей молодежи «цзаофани»-(«бунтари»). Мао Цзедун на митинге в августе 1966 г. высказал полную поддержку действиям молодежных отрядов.
Вскоре, Террор в Китае достиг такой фазы, когда появилась угроза гражданской войны. Только тогда Мао решает прекратить революционный террор.
Культурная революция окончена, страна находится в разрухе, а отношения с СССР прерваны. Выход из этого положения Мао Цзедун видит в налаживании отношений с США. Уже в 1972 г Китай посещает президент США Никсон.
В 1976г Мао практически устранился от управления страной. Болезнь Паркинсона приковала диктатора к постели. Пережив два тяжелых инфаркта Мао Цзедун умер 9 сентября 1976 года в 0:10часов на 83 году жизни. Его тело было бальзамировано и установлено в мавзолее на площади Тяньаньминь.

Дед, который руководит этим учением, учит своего внука многим вещам, которые впоследствии найдут свое влияние. Сбежав в отчий дом после смерти своего деда, чтобы избежать отцовской тирании, молодой Цетунг испытает много трудных времен. Тем не менее, он отправится в среднюю школу Чанча, где он станет Люй Чаочи в течение пятидесяти лет.

С желанными дипломами Мао Цзэдун уезжает в Пекин. Он нашел там работу в университетской библиотеке и пожрал книги. Условия жизни тяжелы с посредственной зарплатой. Именно тогда начался первый контакт с китайскими революционными кругами. Мао Цзэдун встречает профессора Тхен, основателя первой коммунистической партии Китая. Лихорадочно он преследовал свое революционное образование в свете первых побед большевистской революции и представлял свои первые боевые действия. Убежденный марксист, он основал настоящую коммунистическую партию Китая, которая должна была через несколько десятилетий преобразовать древнюю небесную империю.

Смотрите все портреты

© Биография Мао Цзедуна. Биография Мао Дзедун. Биография великого китайского коммуниста. Биография лидера китайских коммунистов. Биография великого Мао. Биография основателя КНР.