Квалификационные требования к заместителю начальника отдела. О профессии, специальности и квалификации при поручении дополнительных трудовых функций




Психологические особенности овладения профессией

Человек и труд

Труд - это процесс преобразования человеком окружающей действительности и изменение в ходе этого самого себя с це­лью удовлетворения общественных и личных, материальных и ду­ховных потребностей .

Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творче­ства. Каждый из этих видов труда вносит свой вклад в общечело­веческий опыт , причем разные виды труда в различной степени развивают самого работника.

Если сотрудник по-прежнему получает его, менеджер уже может быть прекращен. Потому что он знает или должен знать, что он может и не может. Он также обязан своей компании большей лояльностью, особенно в плане общения. Из-за этой функции модели обязательное правонарушение, которое обычно имеет право только на одно, быстро заканчивается немедленно.

Если будет установлено, что недостающие характеристики не основаны на недостатке воли, а просто на отсутствии навыков, нет необходимости в предупреждении. На практике немногие компании способны адекватно продемонстрировать такую ​​плохую «производительность».

Труд может стать для человека

Или только средством поддер­жания существования ,

Или, кроме того, еще и средством самовыра­жения ,

Самореализации,

поиска и достижения смысла жизни .

Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимо:

- мастерство,

- умение,

Даже если увольнение не выполняется, трудовые отношения с правыми лидерами регулярно заканчиваются на основе так называемой заявки на роспуск работодателя. Вопреки «нормальным» работникам это не требует каких-либо отдельных причин. Таким образом, работодатель автоматически получает прибыль, но взамен должен выплатить компенсацию, которая будет определена судом.

Советы и рекомендации по транспортировке

Здесь возникает реальная проблема: как правило, это ограничивается полумесячной зарплатой в год работы действительного старшего персонала. Это действительно не то, что воображают руководители, так что, наконец, никто больше не хочет быть лидером. Мужество и приверженность являются необходимыми предпосылками для продвижения по службе. Кроме того, вы можете сделать больше.

- знания .

В ходе развития общества и появления разделения труда воз­никли профессии. Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации.

Психология профессий

«Профессия» от латинского «говорить публично», что понималось в своё время, как «объявлять другим о своём деле, занятии, специальности. «Для чего же мне объявлять?» - зададите вы вопрос.

Целевой транспорт: вы должны задать эти 30 вопросов заранее

Босс, который рекомендует и продвигает вас, не хочет, чтобы он снова упал на него. Возьмите на себя ответственность - например, с новыми проектами и сложными задачами. Никогда, ваш босс не должен слышать предложения вроде: «Это не моя работа». Не жалейте и активно предлагайте свою помощь и покажите, что вы можете координировать и мотивировать команды. Тот, кто только делает услугу в соответствии с правилами, безусловно, не поощряется. Возьмите на себя ответственность - даже за ошибки. Докажите, что вы самокритичны и критичны. Сколько менеджеров не могут совершать свои ошибки? И все мы находим это ужасным. Поэтому: Покажите, что вы лучший босс. Докажите талант организации. Неряшливый стол просто не любит боссов - он все еще является признаком отвлекающей и неряшливой работы. Но это также означает возможность устанавливать приоритеты или своевременно участвовать в собраниях. Короче: речь идет о документировании, управлении вашей работой, а не наоборот. Будьте изобретательны. Те, кто встают в иерархию, нуждаются в хороших идеях. В конце концов, это всегда связано с изменением: компания делает акцент на вас и ваших позитивных импульсах в новой позиции. Однако они уже должны быть узнаваемы заранее: прагматические предложения на собраниях, творческие решения проблемных проектов, общее воображение в повседневной практике. Короче: подумайте заранее. Будьте в курсе. Они знают Бонмота: хотя генералист нужен, он всегда продвигает специалиста. Так оно и есть: когда занимают верхние позиции, компания всегда ищет эксперта. Для вас: если у вас уже сложилось положительное впечатление, что вы можете интенсивно отслеживать текущие события на рынке и надежно оценивать их; что вы знаете, что делает конкуренция, или какие инновации вызывают сенсацию в исследованиях. Докажите командный дух. Продвижение обычно также означает передачу ответственности за других людей. В преддверии уже должно быть ясно, что вы можете чувствовать себя хорошо о других людях, пользоваться хорошей репутацией у коллег, выигрывать их для себя. В этом контексте часто говорят о возможности принудительного применения. Для многих это звучит как жесткая борьба и борьба. Может быть, гораздо более оправданным, но часто, другой с лодкой может принимать и вдохновлять. Будьте гибкими. Является ключом к успеху. Это особенно верно в отношении лидерских позиций, где изменения являются единственными постоянными и неизбежными. Докажите, что вы можете справиться с этим, и что изменения всегда открыты и открыты. Просветите себя дальше. Обычно за свой счет. Это может показаться дорогим, но де-факто, вы подтверждаете свою приверженность и твердое желание работать и развиваться - за счет собственного кошелька. Это гораздо более целенаправленно, чем ждать, пока вы инвестируете в вас. Более того, вы ставите своих начальников под давлением, чтобы работать с вами. И действительно, положение, которое вы хотите. Это похоже на приложение. Чтобы иметь возможность документировать, что вы являетесь идеальным кандидатом на предполагаемую должность, вы должны обладать всеми необходимыми компетенциями - и вы должны знать о них заранее. Итак, стратегически и сосредоточьтесь на желаемой позиции. Продвижение не выполняет каких-либо самоцель. Но если вы знаете свою цель, вы можете поработать над ней и дать боссам совет, который вы хотите развивать в этом направлении. Таким образом, вы также находитесь на экране своего радара, когда соответствующее место становится бесплатным.

  • Будьте лояльны и надежны.
  • Так что держите все обещания и не обещайте больше, чем вы можете гарантировать.
  • Покажите свою инициативу.
Однако вы также должны спросить себя и свою мотивацию.

Чтобы кто-то узнал в продукте вашей деятельности :

Предмет своей по­требности,

Чтобы установился некоторый диалог,

Состоялся обмен ценностями,

Удовлетворение потребностей.



Профессии - это исторически возникшие формы дея­тельности, необходимые обществу, для выполнения которых чело­век должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответству­ющие способности и профессионально-важные качества.

Чтобы не принимать решения на разовой основе, мы собрали несколько вопросов об ответах, о которых вы должны знать. Вы должны потратить немного времени - не только потому, что это целая серия вопросов. Перед каждым вопросом подумайте, действительно ли ответ настолько ясен, как вы ожидали, что он будет в первый момент. В конце концов, ваше последующее решение имеет большое влияние на вашу профессиональную и личную жизнь.

Транспорт: эти ошибки стоят на пути восхождения

Поддерживает ли моя семья и окружающая среда продвижение по службе и новый объем работы? Есть ли переезд? Моя семья приносит это? Является ли новая задача увеличения числа моих деловых поездок? Смогут ли мои партнеры справиться с этим? Резервные службы относятся к новой задаче? Если да, то как они влияют на досуг с семьей? Отражает ли транспорт негативное влияние на мое личное планирование в будущем? В чем преимущества транспортировки моей семьи? Будут ли мои коллеги принимать меня в качестве новых начальников, например, когда их повышают до лидера команды? Как мой нынешний босс отреагирует на транспорт - если он сам не примет решение? Карьера и будущее карьеры Как выглядит новая позиция? Какие перспективы у меня есть на новой должности? Соответствует ли новая задача моим ожиданиям? Нагрузка постоянно увеличивается на транспорте? Является ли новая работа раздражающей меня с технической точки зрения? Является ли более высокая зарплата для меня в связи с растущими требованиями? Каковы требования к новой работе? Будет ли меня продвигать в первую очередь из-за моей квалификации или контактов? Какие ожидания у меня будет для меня новым боссом? Какую квалификацию мне нужно, чтобы освежить или приобрести новую позицию? Подходит ли новая работа к моим собственным карьерным планам?

  • Семейная и личная жизнь У меня еще есть время для моей семьи после перевозки?
  • Являются ли новые рабочие часы совместимыми с моими текущими видами досуга?
  • Являются ли мои рабочие часы совместимыми с рабочим временем моего партнера?
Теперь вы много узнали о том, что вы можете сделать, чтобы получить карьерную лестницу немного быстрее.

Профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться .

В обществе очень много профессий и специальностей (десят­ки тысяч) и они очень разные :

По предметной области труда,

Его целям,

Орудиям,

Средствам и условиям.

Мир профессий относительно изменчив, текуч (профессии воз­никают, дробятся, объединяются, отмирают) и должен быть пред­нетом постоянного изучения.

В конце концов, мы хотим очистить лошадь сзади и показать вам некоторые ошибки, которые могут помешать вашему желанию. Критика может быть важным аспектом для выявления ошибок, использования потенциала и оптимизации процессов. В противном случае это просто заставляет вас чувствовать, что вы жалуетесь на все, не зная лучшего. Хорошие выступления отличные, но если вам не хватает контакта с боссом и ответственными лицами, у вас возникнут проблемы с транспортом. Чем лучше ваши отношения с боссом, тем скорее вы будете включены в список для продвижения по службе. Неправильный наряд. Это звучит поверхностно, но исследования показывают, что одежда на рабочем месте может влиять на решение о транспорте. Это означает, что хорошо одетые сотрудники чаще получают должности в дни управления персоналом, ответственным за персонал, и поэтому его повышают.

  • Постоянная критика.
  • Однако, только если вы сделаете из своих наблюдений также решения проблем.
  • Отсутствуют контакты.
Карьерные пути и профессионализация в представлении интересов.

Типы профессий

Для упрощения ориентировки в сложном мире профессий выделено и условно различаютпять крупных предметных областей профессиональной деятельности :

1) с живыми системами;

2) с техническими и неживыми природными система­ми;

3) с социальными, включая малые группы и отдельных людей;

Об этом знает Федеральное агентство по труду. Любой, кто ищет официальную базу данных, найдет сообщение Мы не смогли найти результатов для вашего поиска. Не всякая ассоциация или организационная функция управляет лоббированием. Предположительно, Берлин вместе с Брюсселем и Лондоном поддерживал высокий уровень лоббирования Европы. Их никогда не обнаружили, эти лоббисты, по крайней мере, не на визитных карточках и дверных знаках.

Если мы занимаемся лоббированием как профессией, скажем, что в то время как термин «лоббист» подразумевает профессионального представителя, который оплачивается работодателем или работодателем и часто представлен в правительстве, есть бесконечно более почетные лоббисты. Это относится к лоббированию, бизнес-ассоциациям с их почетными президентами, а также к множеству небольших организаций, инициатив и ассоциаций, голос которых вообще не воспринимается, и не будут вносить вклад в их положение. То, что делают любители, - это по сути тот же игровой процесс и та же конституционная защита, что и действия профессионалов.

4) со знаково-символическими системами;

С художественными.

В соответствии с различимыми разновидностями объективных систем выделяются пять типов профессий , по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира :

1. «Человек - живая природа» («П»).

Представители этого типа имеют дело с

Это часто забывается в дебатах о новых правилах поведения в ущерб любителям. Но лоббирование - это не просто внешний фактор для политических институтов, это не просто профессия, но и буржуазное фундаментальное право. Поэтому деятельность профессиональных лоббистов в смысле управления государственными делами требует множества компетенций и включает в себя множество индивидуальных задач: исследование и анализ проектов законов и правил, систематическое наблюдение и оценку политических событий, участие в слушаниях, сотрудничество с другими заинтересованными сторонами, внутреннюю информацию в направлении функционеров, Члены, сотрудники.

Растительными и животными организмами,

Мик­роорганизмами,

И условиями их существования.

Примеры : мастер-­плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, пче­ловод, лесовод.

2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»).

Работ­ники имеют дело с

Неживыми, техническими объектами труда.

При­меры : слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электро­слесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания, швея, шоферы.

3. «Человек – человек» («Ч»).

Предметом интереса, распоз­нания, обслуживания, преобразования здесь являются:

Социальные системы,

Сообщества,

Группы населения,

Люди разного возраста.

Примеры : продавец продовольственных товаров, парикмахер, инже-

нер-организатор производства, врач, медицинская сестра, учитель, воспитатель.

4. «Человек - знаковая система» («З»).

Представителей профес­сий этого типа занимаются:

- Естественные и ис­кусственные языки,

- условные знаки, символы, цифры, формулы .

Примеры : программист, чертежник-картограф, ма­тематик, редактор издательства, языковед.

5. «Человек - художественный образ» («Х»).

Представителей этого типа профессий интерисуют:

- Явления, фак­ты художественного отображения действительности .

Примеры : худож­ник-декоратор, художник-реставратор, маляр, артист балета, актер дра­матического театра, концертный исполнитель и т.д.

Особенности понятий профессия, специальность, квалификация, должность, должностные обязанности

При психологическом рассмотрении труда важно определить, в чем заключается особенность понятий: профессия, специальность, квалификация, должность.

Ø Профессия:

С точки зрения общества - это система профес­сиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта .

С точки зрения конкретного человека , профессия - это ос­новной род занятия, деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества.

Ø Специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастер­ства или искусства (СИ. Ожегов, 1995).

Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии .

Ø Квалификация Степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовки .

Ø Должность - служебная обязанность, служебное место (СИ. Ожегов, 1995). Должность является более сложным понятием. Делать что-нибудь по должности (исполнять обязанность).

Иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы.

Чаще должность - это любая фиксированная работа и профессия.

Ø Должностные обязанности - это отображение трудовых функций в нормативных актах, устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы .

Примеры для понятий : профессия, специальность должность .

- Профессия - средний медицинский работник,

- специальность ­медицинская сестра,

- должность - старшая медицинская сестра кар­диологического отделения больницы.

Профессия -1) Род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. 2) Относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

Специальность - 1) Постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии. 2) Совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач. 3) Направление подготовки в вузе или техникуме; оно является основным элементом структуры содержания профессионального обучения.

Специальность обычно понимается как некое относительное частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, кем и как занят человек, что он знает и умеет. Профессия, в свою очередь, представляет собой группу родственных специальностей. Процесс дифференцирования профессий, специальностей, должностей, квалификаций очень динамичен и идет постоянно, меняя их содержание едва ли не каждый год. Так, профессия врача объединяет десятки специальностей, к которым постоянно добавляются новые: андролог, нефролог, эндокринолог, рентгенолог, бальнеолог, фтизиатр, пульмонолог, геронтолог, ювенолог, специалисты по альтернативным методам диагностики и лечения и т.д. Например, специальность «хирург» подразделяется на специализации «нейрохирург», «кардиохирург», «хирург-офтальмолог», «хирург-стоматолог» и др. Далее можно вычленить уровни квалификации, а также присваиваемые в зависимости от уровня мастерства категории.

Аналогично разделяются профессии и специальности и в других областях. Например, в профессии «машинист» выделяют специальности «машинист транспортных машин», «машинист экскаватора», «машинист двигателей», «машинист специальных машин», «машинист-крановщик», «машинист-прессовщик», «машинист подъемников», «машинист агрегатов», «машинист компрессоров», «машинист-испытатель» и др.

Иными словами, если профессия- это род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков), то специальность - необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Если функции по определенной специальности охватывают все сферы трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофер, газосварщик, библиотекарь, юрист и др.). В системе высшего и среднего специального образования специальностью называют направления и организационные формы подготовки специалистов. В вузах РФ существует около 350 специальностей, объединенных в группы: геология и разведка месторождений полезных ископаемых, разработка полезных ископаемых, энергетика, металлургия, машиностроение и приборостроение, электронная техника, электроприборостроение и автоматика и др.

В системе начального профессионального образования вместо специальности принято наименование рабочая профессия.

Квалификация (лат. qualis- качество)- 1)Определение качества чего-либо, оценка чего-либо. 2) Уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности. Квалификация указывается в дипломе высшего или среднего специального учебного заведения, а также в удостоверениях различных курсов и трудовых книжках работающих. 3) Характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности. В Российской Федерации квалификация работы обычно определяется разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником. Определение квалификации работ важно при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников. Квалификация инженерно-технических работ и работ, выполняемых служащими и другими лицами, не занятыми непосредственно на производстве, определяется требованиями, предъявляемыми к занимаемой должности. 4) Характеристика предмета, явления, отнесение его к какой-либо категории, группе (например, квалификация управленческого решения).

Существенными признаками квалификации работника являются: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и планировать свою работу; способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).

Различают ступени и уровни квалификации.

Ступень квалификации - этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

Уровень квалификации - ступень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.

Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его квалификации того или иного тарифного разряда (класса)). Присвоение тарифного разряда (класса) свидетельствует о подготовленности работника к выполнению данного круга работ. В Российской Федерации квалификация работников, как правило, устанавливается специальной квалификационной комиссией в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных справочников. Показателем квалификации работника помимо разряда может быть категория или диплом, наличие звания или ученой степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). В Российской Федерации на предприятиях, в учреждениях и организациях создана система подготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, где они приобретают новые профессии или совершенствуют свои знания по имеющимся профессиям и специальностям.

Квалифицированный рабочий- рабочий, владеющий сложной конкурентоспособной профессией, требующей специальной профессиональной подготовки, необходимого уровня общеобразовательных и общетехнических знаний, навыков и умений для выполнения работ средней и высокой степени сложности, предусмотренных в профессиональных характеристиках. Подготовка квалифицированного рабочего осуществляется в профессиональных учебных заведениях и длится от одного года до четырех лет.

К профессиям, требующим квалифицированных видов труда, относится большинство профессий, включающих автоматизированные, механизированные и ручные квалифицированные виды работ. При восьмиразрядной тарифной сетке область квалифицированных видов труда распространяется на VI-VIII разряды.

Квалификация профессиональная - система знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности широкого профиля (по смежным специальностям). Определяется диапазоном общетехнических знаний, навыков и умений и выражается в профессиональной мобильности специалиста.

Квалификация по направлению или специальности высшего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности.

Квалификация по специальности среднего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС НПО). УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧИЛИЩАХ, ТЕХНИЧЕСКИХ ЛИЦЕЯХ, НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (гос НПО) - нормативный документ, определяющий основные требования к подготовке рабочих. Важным теоретическим положением концепции ГОС НПО является обоснование ведущей роли понятия «квалификация» и его категорий «ступень квалификации» и «уровень квалификации».

Роль и место профессии, специальности в экономической системе отражены в квалификационной структуре профессионального образования России, представленной совокупностью ступеней квалификации. Профессиональное мастерство конкретной личности в рамках ступени квалификации характеризует уровень квалификации.

Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования содержит в основном профессии широкого профиля.

Применительно к каждой профессии указана ступень квалификации, определены минимальные (базовые) сроки обучения и возможные специализации (основные специальности), пол и возраст обучаемых. На основе регламентируемых Перечнем параметров образовательные учреждения определяют параметры подготовки: фактический срок обучения, количество и состав специальностей, по которым осуществляется подготовка, варьируемые в зависимости от конкретных условий.

Номенклатура профессий открытая. Это позволяет вводить впоследствии в Перечень новые профессии на основании согласованного решения органов федерального уровня. Для открытия в рамках профессии, уже включенной в Перечень, подготовки по новым специальностям достаточно решения региональных органов управления образованием (профобразованием).

Структура содержания НПО регламентируется моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования как документом ГОС НПО, устанавливающим основные инвариантные структурные компоненты его содержания. Она также содержит требования к максимальной учебной нагрузке обучающихся для различных форм подготовки и показывает разделение компетенции органов управления на федеральном и региональном уровнях и образовательных учреждений при разработке содержания образования по конкретной профессии.

Согласно модели, в рамках учебной недели осуществляется обязательное обучение, включающее общеобразовательную и профессиональную подготовку и дополняемое на региональном (местном) уровне предметами из перечня предметов по выбору, а за рамками учебной недели - факультативное обучение.

Каждое направление подготовки содержит общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы, а профессиональная подготовка - общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

Разделение профессионального цикла на базовый и специальный курсы отражает ориентацию начального профессионального образования на подготовку по профессиям широкого профиля. Содержание профессионального цикла обучения направлено на освоение собственно профессиональной деятельности, поэтому в отличие от других циклов он помимо предметов включает практическое обучение (производственное, практику и др.).

Стандарт по профессии включает два документа: профессиональную характеристику и федеральный компонент содержания по профессиональному циклу обучения. Стандарт по предмету регламентирует федеральный компонент содержания образования по предмету.

Профессиональная характеристика регламентирует требования к уровню подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования, задавая конечные цели обучения в виде содержательных параметров профессиональной деятельности: видов деятельности и ее теоретических основ. Этот многофункциональный документ входит в качестве составной части в стандарты по профессиям и ориентирован как на работодателей, так и на граждан, образовательные учреждения, научно-методические организации институциональной системы образования и службы занятости.

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы по профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом содержания предметов общетехнического и общепрофессионального (отраслевого) циклов обучения, регламентируемым соответствующими стандартами по предметам, и федеральным компонентом содержания профессионального цикла обучения, регламентируемым стандартом по данной профессии.

Федеральный компонент содержания определяет конкретный минимальный состав обязательных для изучения учебных элементов и стандартизированные параметры качества их усвоения - уровни усвоения.

Блочно-модульная структура федерального компонента содержания профессионального цикла обучения позволяет в стандарте по профессии выделять стандарты по составляющим ее специальностям.

Региональный компонент содержания НПО формируется путем дополнения и детализации федерального компонента содержания по всем элементам его структуры с учетом национально-регионального компонента стандарта и особенностей подготовки в конкретном образовательном учреждении.

Выполнение требований ГОС НПО является основанием для выдачи выпускникам образовательных учреждений документа об образовании государственного образца.

Для выпускников учреждений НПО утверждены приказом Министерства образования РФ и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ два вида документов государственного образца об уровне образования и квалификации: диплом (при получении НПО по профессии, включенной в Перечень) и свидетельство об уровне квалификации (выдается не завершившим полный курс обучения в учреждении НПО, но прошедшим аттестацию и получившим краткосрочную подготовку сроком до одного года по отдельным специальностям), а также выписки итоговых оценок успеваемости.

Выпускникам профессиональных лицеев, освоившим программы начального и среднего профессионального образования и получившим квалификацию специалиста среднего звена, в соответствии с двумя ступенями подготовки выдается два диплома: о получении среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по рабочей профессии, а также о получении базового уровня среднего профессионального образования.

План учебный - документ, определяющий перечень учебных предметов, порядок и последовательность их изучения, а также количество часов, отводимых на каждый предмет в неделю, полугодие, год и за весь курс обучения.

План учебный рабочий - план учебный, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента стандарта.

План учебный типовой - документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных образовательных областей, циклов и предметов минимального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреждений в разработке рабочей учебной документации.