Звонок от Алексея. Звонок от Андрея




В детском учреждении и т. д.)

Народная мудрость. Собрал и обработал

Наша огромная благодарность за помощь: Александре Александровой, Наталье Карагодиной, Антону Жарову. Отдельная благодарность Ирине Михайловне Кузнецовой кандидату юридических наук, руководителю Аппарата Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей.

Как известно, наше отношение к человеку во многом зависит от первого впечатления, которое он произвел на нас в первые минуты общения с ним.

Спокойный, уверенный, грамотно говорящий человек всегда производит положительное впечатление, а главное, не дает чиновнику повода отмахнуться от его просьбы или манипулировать им. В этой памятке мы дадим советы как подготовиться к важным встречам и как разрешать конфликты в общениях с чиновниками.

Подготовка к общению и правила общения

Прежде всего, настраивайтесь на то, что чиновник отнесется к вам внимательно и с уважением.

− Учтите, рассчитывая на внимание и уважение, следует проявить их самому по отношению к тому, к кому вы обращаетесь: Трудно понравиться тому, кто не нравится вам, особенно, если вы активно это выражаете.

− Стоит сначала поздороваться, представиться, выяснить имя и отчество того, к кому вы обращаетесь, кратко и внятно изложить цель обращения;

− Люди предпочитают соглашаться с теми, кто им привлекателен, с теми с кем они имеют сходство, а также вызывают приятные ассоциации. Помните – встречают по одежке, старайтесь одеться по-деловому, не вызывающе. Одежда не должна быть неряшливой и заведомо небрежной. Не стоит надевать слишком дорогие вещи, а также слишком яркие цвета. Представители субкультур, даже если это яркое этно, могут восприниматься как чудаки в лучшем случае, но, в общем как люди несерьезные. Отмечено, что деловой костюм играет роль униформы, заставляет по-иному, нежели спортивная, например, одежда воспринимать слова человека одетого в деловой костюм.

− Постарайтесь быть приятными, вежливыми , благожелательными и сдержанными даже если вам этого не хочется. Возможно, вам представится случай открыть дверь, предложить простую помощь, сделать комплимент, похвалить оперативность в решении вопроса и компетентность, вам это может помочь больше, чем все жалобы.

− Стоит заранее почитать Семейный кодекс, иные нормативные документы, вполне возможно даже выучить пару важных статей, также ознакомьтесь с содержанием перечисленных ниже законов, внимательно почитайте информацию на сайте, проконсультируйтесь со специалистом, проявляйте компетентность, но без заносчивости;

− Выберите время, удобное специалисту, чтобы он не спешил и к нему не было «километровой» очереди. Возможно, лучше прийти в неприемный день, однако об этом следует договориться заранее по телефону. Если договориться невозможно или в коридоре всегда большая очередь, идите на приём, и решайте свой вопрос, не обращая внимания на очередь. Вам не должно быть «неудобно», что «люди ждут» – не вы виноваты в том, что приходится долго объяснять и требовать то, что вам и без того полагается.

− Четко, кратко и ясно излагайте суть дела и свою просьбу, отсутствие конкретики или изобилие деталей раздражает, мешает воспринимать суть вашего обращения;

− Потренируйтесь говорить достаточно громко, спокойно и уверенно, например, перед подругой, супругом, включенным телевизором, наконец, – это очень помогает. Рекомендуем делать мысленные паузы между словами, так чтобы ваша речь была спокойной и уверенной, а также для того, чтобы вас легко понимали;

− Указывайте причину, по которой вы обратились к чиновнику, используя слова «потому что», тем самым запуская реакцию уступчивости у того, к кому обращаетесь с просьбой. Когда мы просим кого-нибудь сделать нам одолжение, мы добиваемся большего успеха, если представляем причину (даже «неуважительную»).

− Возьмите с собой необходимые подтверждающие документы, квитанции, письма, фотографии, подготовьте заранее их копии;

− Во время встречи всегда договаривайтесь о следующих шагах. Если вопрос сразу решить невозможно, добивайтесь, чтобы вам четко сказали, что конкретно от вас требуется, какие нужны документы, когда, уточните где их можно получить, и когда состоится следующая встреча. Попросите телефон, адрес, приемные часы того, к кому следует обратиться, если вы обратились не к тому специалисту;

− Если вы не уверены в своих силах, возьмите с собой группу поддержки – родственника, подругу, мужа, специалиста (в зависимости от ситуации и вопроса – учителя, воспитателя, врача), адвоката, в конце концов. Называйте этого человека своим представителем – вы имеете на это право. Одновременно кричать на несколько человек, хамить им или обманывать гораздо сложнее;

− Предоставляйте слово вашему спутнику, представителю, если ситуация вас нервирует, лучше предоставить слово тому, кто более спокоен и менее эмоционально уязвим. Однако вы имеете право на оправданные эмоции, там, где это уместно, тут главное не переборщить;

Поскольку вообще люди любят когда их просят, особенно о том, что они легко способны сделать, просите дать совет, помочь разрешить конфликт, пусть чиновник почувствует с одной стороны власть и силу, с другой ответственность за решение данного вопроса. Пытайтесь воззвать к чувству долга чиновника, его авторитету ;

− Не начинайте с утверждений «Доколе это будет продолжаться!», дайте возможность чиновнику разобраться, даже если у него на это уже было время. Постарайтесь понять характер чиновника, в одних случаях уместно обращаться как к последней и единственной инстанции, в других - таким отношением можно нарваться на отказ принимать решение вообще, отфутболивание. В любом случае постарайтесь вызвать в чиновнике человеческие чувства, однако крик, разговор на повышенных тонах отпугнут чиновника, вызовут раздражение

− Ссылайтесь на то, что другие чиновники поступают так же, давайте понять, что от него требуется только то, что уже одобрено обществом и/или другими специалистами, начальством, особенно известным чиновнику. Чиновник во многом в силу своего положения ориентирован на стереотипное мышление;

− Важно помнить, что чиновник как все мы стремится быть последовательным и проявляет это независимо от позитивного результата своей деятельности. Дело в том, что последовательность в людях очень высоко ценится и поэтому как способ поведения имеет очень большую мотивацию. Последовательность ассоциируется с интеллектуальностью, силой, логикой, рациональностью, стабильностью, честностью. Но последовательность проявляется иногда бездумно. Автоматическое стереотипное решение вопросов – свойство которое помогает решать задачи, в том числе чиновнику привычным образом, защититься от напряжения. При этом надо пронимать, не всегда лень или некомпетентность заставляет увиливать чиновника от мыслительной работы, а боязнь последствий. Замурованные в стенах последовательности, чиновники становятся невосприимчивы к доводам рассудка;

− Следует потренироваться в общении, чтобы необходимые навыки закрепились и автоматически срабатывали при возникновении психологически напряжённой ситуации. Попробуйте дома разыграть простую сценку: предположите, что чиновник сразу же говорит вам, что это «не его вопрос» и что вам нужно идти куда-то ещё, при том, что вы точно знаете, что за решение данной ситуации отвечает именно этот чиновник. Как правило, если удаётся сразу избежать «отфутболивания», в дальнейшем встреча уже складывается: чиновник чувствует, что с вами придётся работать.

Поэтому переходим к следующему разделу:

Разрешаем напряженную ситуацию

Если вы чувствуете, что конфликт назревает, то:

– Следует сделать небольшую паузу в общении и попытаться понять, что именно послужило причиной возникновения напряженности. Проанализировать, какие слова и действия спровоцировали конфликт, разобраться в своих ошибках. Не вы ли виновны в начале конфликта? Помните, что в конфликте всегда есть две стороны, и одна из них - вы. Старайтесь взглянуть на проблему со стороны чиновника, отвечающего за семейное устройство детей – возможно, его поведение может быть объяснено опасениями за судьбу детей?

– Не следует пытаться вести переговоры по телефону в назревающей конфликтной или сложной ситуации, в этом случае по телефону нужно договориться только о встрече.

– Помните, после драки кулаками не машут – и к встрече следует хорошо подготовиться;

Если дело дошло до конфликта никогда не ходите на приём в одиночку. Дело не только в вашей психологической уверенности, но и в обеспечении свидетельской базы для подтверждения возможного незаконного поведения чиновника.

– Не перебивайте говорящего. Позвольте ему высказаться, даже если вам крайне неприятно его слушать и хочется поспорить, дождитесь когда «пар» будет выпущен и спокойно продолжайте беседу.

Ведите разговор по существу и не позволяйте уводить беседу в сторону!

– Не давайте втягивать себя в споры, не имеющие отношения к решаемому вопросу и доказательства собственной невиновности, не оправдывайтесь! В спорах будьте корректны, не торопитесь, будьте спокойны, а главное – не переходите на личности.

Старайтесь не поддаваться давлению. Когда на нас оказывают давление, мы склонны оказывать психологическое реактивное сопротивление, выражающееся в нервозности, гневе, чувстве безысходности. Помните – это только прием;

Также конфликт часто возникает на базе ограниченности ресурсов того, что вы хотите получить или то, что положено по закону. Подобное ограничение порождает конкуренцию, которая часто создается чиновником инстинктивно с тем, чтобы обеспечить рост своей значимости в решении того или иного вопроса по разным причинам, показать власть, реализовать свое желание управлять людьми. Например, органы опеки объявляют, что подходящих потенциальным усыновителям детей нет, говорят о наличии очереди на новорожденных, здоровых детей и так далее. Надо помнить, что такие ситуации создаются искусственно, а в некоторых, особо острых случаях, даже могут быть вызваны желанием получить взятку .

В таких ситуациях нельзя идти на поводу у чиновника, необходимо поискать обходные пути, обратиться к другому специалисту, если это возможно, к начальству, в конце концов обжаловать действия, или попробовать изменить свою цель, если это возможно.

– Используйте различные доводы в споре, но аргументируя, помните - слабый аргумент размывает сильный, нет смысла говорить и писать по поводу деталей, если в главном уже имеется нарушение закона. Например, если вы хотите взять ребенка под опеку, а вам отказывают в выдаче заключения на основании того, что вы стары (молоды) и так далее, не надо доказывать, что вы ещё (уже) способны нести ответственность за воспитание ребенка, нужно доказывать, что законом не предусмотрен отказ в выдаче заключения по подобным основаниям;

– Ни в коем случае не следует запугивать, никакой агрессивности , лучше показать осведомленность в вопросе, решения которого вы добиваетесь. Позиция спокойно сидящего на стуле – «я отсюда не уйду, пока вопрос не решу» – гораздо эффективнее, чем стоящего и размахивающего руками – «я на вас в суд подам»! Однако, если очевидно, что мнение чиновника или его позиция непоколебимы (см. выше о стереотипности мышления), не стоит тратить силы на убеждения, надо двигаться дальше;

– Возьмите с собой диктофон и незаметно запишите «перлы» чиновников. Диктофонная запись, к сожалению, не может быть доказательством в суде без специальной экспертизы, но вышестоящее начальство её, как правило, соглашается прослушать – и сделать соответствующие выводы. Кроме того, специалист, адвокат или психолог по этой записи сможет более точно диагностировать ситуацию и дать более точный совет.

– Когда в основе действий чиновника лежит решение, принятое другим лицом или органом, не теряйте время – всегда работайте на опережение. Посетите все значимые инстанции, которые может вовлечь противная сторона, раньше, чем это сделают сами чиновники. Пишите, говорите – убедите их в своей правоте. Ни в коем случае не рассчитывайте, что за вас это будет делать чиновник. Помните, первоначально сложившееся мнение труднее поменять;

– Не обращайте внимания на то, что вам говорят на словах, особенно по телефону, поскольку письменно, в документах или в письмах может быть иное. Вспомните любимое выражение сотрудников милиции: «Телефонный разговор к протоколу не подошьёшь». Добивайтесь письменного ответа.

– В случае спора по законодательству или при устном отказе – ничто не принимайте на веру! Требуйте показать текст и реквизиты закона, приказа, инструкции и т. п., на которые ссылается чиновник. Обязательно запишите: полное название документа, часть текста, номер, дату, кем принят документ, иначе все разговоры будут ни о чем. Часто чиновник отвечает «не положено, невозможно, нельзя!» только потому, что он так думает, или некомпетентен в данном вопросе, а может просто не хочет лишний раз утруждать себя;

– Утверждения, что у них «есть инструкции» или «так сказано в законодательстве» – несерьезны! Вы так же можете парировать, что где-то там, «в законодательстве», все написано с точностью до наоборот.

– Не бойтесь уточнять, спрашивать и требовать письменного обоснования любого отказа – с такой бумагой вы можете обращаться в вышестоящие органы или суд и оспаривать решение. Без такой бумаги все ваши слова будут не убедительны, а на суде, фразы типа «мне так сказали» – не являются доказательством …

– Если местный акт, приказ или инструкция, противоречат федеральному закону, то преимущество всегда имеет федеральный акт. Если, тем не менее, чиновник действует наперекор федеральному законодательству – его можно «поправить» через прокуратуру и суд, и чиновник это знает. Однако, за нарушение местной инструкции – накажет ближайший начальник. И поэтому в такой ситуации происходит внутренняя борьба чиновника, и это надо учитывать.

– Если по вашему устному запросу чиновник отказывается давать письменное обоснование какому либо решению, пишите заявление с просьбой письменно обосновать отказ. Если и такое заявление не принимают, - отправьте запрос по почте.

________________________________________________________________________________

Важно помнить (некоторые принципы российского законодательства)

1. Как правило, разрешено всё, что не запрещено. Отсюда следует, что не стоит искать в законодательстве детальные инструкции, что то или иное делать дозволяется.

2. Гражданин вправе обращаться с любой просьбой к любому чиновнику. В любом случае, он имеет право на письменный ответ с мотивировкой того или иного решения. Срок ответа - 30 дней, если в конкретном случае законом не оговорен иной срок.

3. Доказательства тех или иных обстоятельств требуются только в гражданском судебном процессе. Обращаясь к чиновникам, напротив, вы, гражданин, не обязаны знать законодательство, имеете право не сопровождать свои просьбы ссылками на статьи законов, но чиновник обязан обосновывать свой отказ. Если орган опеки выдает отрицательное решение оно так же должно быть мотивировано и даны ссылки на конкретные статьи закона, который применим в данном случае.

4. Ограничения не подлежат расширительной трактовке (Конституция РФ, ст. 55 часть 3), например список требований к усыновителю, является закрытым и требовать иного чиновник не имеет права.

Важные законодательные акты:

1. Семейный кодекс РФ.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ. Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лиц, государственных и муниципальных служащих. и Глава 19. Усыновление (удочерение) детей.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Ст. ст. 26, 28, 31-36.

4. Федеральный закон от 01.01.01 г. № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ст. 17.

5. Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление… » (с изменениями).

6. Федеральный закон от 01.01.01 г. №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Например, усыновители в заявлении в суд указывают обстоятельства, позволяющие им усыновить ребенка и, ссылаясь на статьи Семейного кодекса, просят поменять имя или изменить дату рождения ребенка.

Практика показывает, что личный прием у чиновника более эффективен, чем письменное обращение в инстанцию. Однако, попадая в должностные кабинеты, люди не всегда могут четко изложить проблему и добиться ее решения. Базовые рекомендации дает тренер по искусству переговоров.

Практика показывает, что личный прием у чиновника более эффективен, чем письменное обращение в инстанцию: общение «вживую» обязывает быть более внимательным и ответственным. Однако, попадая в должностные кабинеты, люди не всегда могут донести свою проблему и добиться ее решения, совершая стандартные коммуникативные ошибки. Как правильно вести переговоры с чиновниками, чтобы достучаться до них и решить свой вопрос положительно? Базовые рекомендации дает Татьяна СТАНКЕВИЧ, тренер по искусству переговоров, адвокат, медиатор адвокатского бюро «Право и семейная медиация» .

Определите проблему и решение

В первую очередь необходимо четко сформулировать свою проблему и предполагаемое решение. Очень часто люди не знают, чего хотят добиться, и приходят на прием к чиновникам, чтобы выплеснуть эмоции, а не решить проблему как таковую. Но «государевы люди» действуют в рамках определенных предписаний и полномочий, и излияние эмоций никак не может повлиять на их решения.

Поэтому чем четче выражена мысль, чем больше рациональной, а не эмоциональной информации, тем больше шансов, что чиновник будет лучше ориентироваться в вашей проблеме. Опытные переговорщики рекомендуют письменно подготовиться к визиту. Кратко для себя обозначить цель (чего я хочу достичь), основные тезисы (что я хочу сказать), определить, что нужно выяснить, понять, и предполагаемые договоренности. Это не позволит уйти от сути проблемы к эмоциям и утомительному многословию. Не значит, что ваше общение должно быть полностью лишено эмоций, но все свои чувства можно подчеркнуть одной фразой в конце: «Я так устал ходить по инстанциям», «Эта проблема подорвала здоровье моей семьи. Я прошу вас помочь» и пр.

Настройтесь на диалог

Если чиновник говорит, что не может вам помочь, не стоит сразу возмущаться, а лучше выяснить причины отказа. Это позволит получить дополнительную информацию о системе, куда вы обращаетесь. Далее нужно узнать, в чью компетенцию входит ваш вопрос, какой существует порядок решения. Очень часто люди идут на прием с изначальной установкой на монолог, не готовые слушать вторую сторону, и проигрывают за счет этого: ведь чиновники могут дать профессиональные советы. Вы пришли решать проблему, ваше общение с чиновниками - это элемент переговоров, то есть диалог. Если же вы не слышите собеседника, он тоже может очень быстро потерять интерес к вашим доводам, что никак не поспособствует положительному решению вопроса.

Мотивируйте без угроз

Если вы явно видите, что при всем вашем открытом и конструктивном поведении должностные лица отмахиваются от проблемы, считая ее слишком незначительной или, наоборот, очень затратной для них, тогда нужно попытаться заставить их изменить эту позицию. Постарайтесь поставить себя на место этого человека и попробовать понять, почему он так поступает. Здесь нет универсальных советов, нужно действовать по ситуации. Можно как-то затронуть его человеческие качества, чтобы ему захотелось вам помочь, можно воззвать к принципам профессионального поведения*, которым обязаны следовать чиновники, то есть использовать их стандарты в свою пользу. Можно продумать и способы «давления». Это не значит, что нужно открыто угрожать: «Если вы этого не сделаете, я пойду жаловаться президенту», как часто говорят наши граждане. Вместо этого можно сказать: «Если я не могу добиться в вашем кабинете своих законных прав, то буду вынужден сделать определенные шаги. Мне этого не хочется, я уверен, что все можно решить на месте, я со своей стороны готов сделать дополнительные шаги, если вы подскажете направление…»

Не опускайтесь до агрессии

Некоторые считают, что «пробить» стену чиновников можно только агрессивной позицией. Так ли это или все же лучше не переходить черту интеллигентности?

Должно быть взаимное уважение, - считает эксперт. - Даже если вас вначале встречают не очень вежливо, ваша позиция уважения к себе и собеседнику может изменить ситуацию и чиновники перейдут на ваш стиль поведения. Любое давление вызывает сопротивление в ответ. Это азы коммуникации.

КСТАТИ

*Государственная служба основывается на принципах:

  • верховенства Конституции Республики Беларусь;
  • служения народу Республики Беларусь;
  • законности;
  • приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;
  • гуманизма и социальной справедливости;
  • единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • гласности;
  • профессионализма и компетентности госслужащих;
  • подконтрольности и подотчетности госслужащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей (Статья 6 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»).
НА ЗАМЕТКУ

Из бестселлера « Переговоры, которые работают. 12 стратегий, которые помогут вам получить больше в любой ситуации» Стюарта ДАЙМОНДА:

«Если вы будете сосредоточиваться на людях - достигнете гораздо большего. Даже в ситуации заключения сделки люди в пять раз чаще будут помогать вам, если вы будете относиться к ним как к личностям, а не как к безликой массе. Это верно и в отношении скучающего бюрократа-чиновника, и в отношении грубого сотрудника сервисного отдела телефонной компании, и в отношении лидера недружественной страны. Чего не следует делать, так это винить людей в том, что они неприятны и полны ненависти. Порицая их, вы отнюдь не приблизитесь к своим целям. А когда вы оцениваете людей по достоинству, они дают вам то, что вам нужно.

Использование угроз, оскорблений или сарказма, перебивание собеседника, обвинения в адрес другой стороны, снижение оценки собеседника, отсутствие списка обсуждаемых вопросов обычно приводят к значительному ухудшению результатов.

Успех переговоров зависит от используемых в ходе них точных слов. Например, можно высказать завуалированную угрозу вроде «Если мы не придем к соглашению, это повредит вашей репутации». А можно вместо этого сказать: «Как мы можем помочь вам воспользоваться этой сделкой, чтобы улучшить вашу репутацию?» Второй вариант я называю угрозой в рамках сотрудничества. Собеседник поймет, что вы имеете в виду. Однако то, как вы говорите это - в позитивном ключе, - позволит ему с гораздо большей легкостью выслушать вас».

Методическая разработка конспекта урока

на тему: "Чиновники на приеме у "ревизора"

Анализ 4 действия комедии "Ревизор" (8 класс)

Потина Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г.), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос”, костюмы для инсценировки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей - богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну - и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

2. Анализ 4 действия комедии.

Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца. Ю. Манн.

Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.

С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки - привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.)

Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу.) Какова его речь?

(Бессвязное бормотание)

Словарная работа .

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

Явление 5.

Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет.)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.)

Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Тетрадь . Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А

объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)

Тетрадь . Вывод по образу Хлестакова :

Пустейший и легкомысленный человек;

Не упустит того, что плывёт в руки;

Способен сыграть любую роль;

Самое большое желание - иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.

4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как начиная с 4 действия постепенно меняется пафос пьесы - от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене. Сегодня мы познакомимся с картиной К. Брюллова “Последний день Помпеи” (о картине рассказывает заранее подготовленный ученик).

В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.

К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции - распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.

Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.

Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 - 3 минут? ”.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Чтение письма Хлестакова.

(Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".)
Прежде чем рассмотреть финальную сцену, где происходит чтение письма Хлестакова, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей, заглянем в предыдущий текст.
Перечитаем еще раз отдельные сцены и эпизоды, повнимательнее всмотримся в жизнь захолустного, забытого Богом городишки, от которого "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Патриархальная простота провинциальных нравов заставляет городничего без лишней дипломатии сообщить чиновникам о приезде ревизора. Забавно слушать при."этом глубокомысленное мнение самого "просвещенного и вольнодумного" человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Смешно само сопоставление внешней политики России и убогих, мелких интересов провинциальных чиновников.
Распоряжения городничего своим подчиненным о принятии спешных мер перед приездом ревизора сразу дают представление о положении дел в городской больнице, суде, школах. Везде беспорядок, грязь, воровство. Так и видишь больных в грязных колпаках, курящих крепкий табак, которые очень смахивают на кузнецов. Такое сравнение, сделанное городничим, смешно и грустно одновременно, потому, что за этим скрывается полная беспомощность несчастных больных людей, которые полностью зависят от мерзавцев и мошенников.
Забавная, типично провинциальная деталь о гусях с гусенками, шныряющими под ногами посетителей присутствия, довольно прозрачно намекает на то, в каком состоянии находится правосудие в городе. Сама фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина не требует дополнительных комментариев. Пронизаны юмором рассуждения Сквозник-Дмухановского о школьных учителях, например/о том, который, взойдя на кафедру, обязательно делает жуткую гримасу, которая может быть неправильно истолкована господином ревизором.
Лука Лукич Хлопов, насмерть перепуганный смотритель уездных училищ, полностью соглашается с городничим, вспоминая, как из-за подобного поведения этого учителя он получил выговор за то, что юношеству внушаются вольнодумные мысли. Это уже не смешно, потому что в России 30-х годов XIX века, изображенной в комедии, беспощадно подавлялись и преследовались прогрессивные, свободолюбивые взгляды. Особенно это касалось учебных заведений, которые считались рассадниками вредных антиправительственных идей.
Говоря о действующих лицах своей комедии, Гоголь назвал ее единственным честным героем — смех. Действительно, пьеса полна смешных положений, неожиданных ситуаций, комических ошибок, иронических замечаний, саркастических характеристик. Даже сам сюжет комедии строится на том, что чиновники, перепуганные вестью о приезде могущественного ревизора, принимают за него пустого и ничтожного Хлестакова. Эта ошибка в финале комедии создает гротескную ситуацию, когда хитрый, грубый и деспотичный городничий сам становится жертвой обмана. Вызывают смех полные бессильной ярости слова городничего о том, что он "мошенников над мошенниками обманывал", "даже трех губернаторов обманул". Зрительный зал дрожит от смеха, а городничий бросает в публику убийственную реплику: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.." Эти слова предлагают всерьез задуматься над тем, что же заставляет нас так весело смеяться на представлении гоголевской комедии.
Не то ли, что "городничий — глуп как сивый мерин", "почтмейстер — подлец, пьет горькую", "надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке", "смотритель училищ протухнул насквозь луком", "судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон"... Все эти характеристики из письма тоже пустого человечка Хлестакова злы, но правдивы. Чиновники этого провинциального городка носят маски и ужасно боятся, что кто-то увидит их истинную сущность. Именно страх заставляет их принять пустышку Хлестакова за ревизора. И не увидеть его вранья за своей собственной лживой сущностью

Купцы. Не погуби, государь! Обижательство терпим совсем понапрасну.
Хлестаков. От кого?
Один из купцов. Да все от городничего здешнего. Такого городничего
никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя.
Не по поступкам поступает .

Н.В. Гоголь «Ревизор»

Каждому коммерсанту хоть раз, но приходилось сталкиваться с произволом чиновников. В представлении большинства людей решить вопрос с госструктурами можно только путем дачи взятки. И если крупный бизнес решил эту проблему, просто став частью админстративно-бюрократическрой системы (путем наличия «своих» людей в госструктурах, лоббирования своих интересов и т.д.), то мелкий и средний бизнес, да и простые обыватели «рыдают» и жалуются на разгул коррупции. Итак, неужели, действительно, решение вопросов в многочисленных инстанциях можно решить только путем «ОТКАТОВ»?

Существует такое понятие, как GR (government relations – влияние на власть), которое разбирает способы цивилизованного общения со структурами власти. Создание конструктивных отношений с органами власти – является одним из важных бизнес-процессов и в российских компаниях. И очевидно, что бы выстроить партнерские отношения нужно иметь в арсенале руководителя гораздо больше приемов, чем только пресловутые «откаты». Для достижения своих целей, важно понимать, какова психология представителей власти, как они принимают решения, какие силы влияют на них, а соответственно и на представителей бизнеса, входящих с ними в контакт.

В отношения чиновников у простого обывателя существует ряд стереотипов, которые зачастую противоречат друг другу. С одной стороны мы, почему то считаем, что чиновника посадили на ту или иную должность, что бы он обязательно решал наши проблемы. С другой стороны, искренне верим, что без денег ни один серьезный вопрос там не решить. Мы считаем, что многие чиновники, априори, принимают решения не то что не по совести, но и даже не по закону. И тут же искренне верим, всему, что нам скажет представитель власти (ДПС, ЖКХ, налоговая и т.д.), ибо его государство наделило этой властью, а оно ошибаться не может, а сами мы редко удосуживаемся заглянуть в существующие законы, положения, инструкции. Страх перед даже самым мелким чиновником исполнительной власти сидит у нас в подсознании еще с советской эпохи. И бюрократическая система знает про это и старательно насаждает этот страх в сознание простых людей, формируя стереотипы, которые бы ей позволяли эффективнее управлять этими людьми. Но! Любая система существует по определенным законам. И если мы хотим достигать своих целей, нам нужно знать эти законы, принимать их и использовать с выгодой для себя.

При решении того или иного вопроса каждый чиновник ориентируется на внутреннюю систему мотиваторов, иерархию ценностей. Давайте посмотрим, какие основные уровни принятия решений существуют в сознании чиновники, в какой последовательности они располагаются. Кому-то данная схема может показаться весьма упрощенной, но даже такая схема позволяет эффективно разрабатывать стратегию ведения переговоров с представителями власти.

1 мотивационный уровень личная ответственность . На этом уровне чиновник готов заниматься или не заниматься рассмотрением вашего вопроса, в зависимости от того, как это связано с его персональной ответственностью – это влияние внутренних положений, инструкций или соблюдения федеральных законов! Пример – необходимость отвечать на любое поступившее письмо в течение 30 дней. Во многих комитетах существует такое понятие, как «контрольная карта» - это внутренний документ, который отслеживает перемещение входящего в систему письма, если оно было зарегистрировано, имеет входящий номер. Итак, если вы это сделали, вам обязательно ответят, другой вопрос «как» и не будет ли это простой отпиской. Ибо таких писем поступает много и ответ на них пишется в последний момент, как можно ближе к истечению 30-дневного срока, зачастую второпях. Поэтому, если вы ходите реального решения своего вопроса, отслеживайте перемещения своего письма в системе, при подаче запишите входящий номер, уточните телефон отдела, в который вы направляете письмо, не поленитесь туда позвонить и напомнить о своем письме.

Опять же, с 1 января 2009 года в силу вступает Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

Согласно этому закону каждый из нас может обратиться в любой орган исполнительной власти до уровня федерального правительства и получить копию любого документа по важному для него вопросу (за исключением информации личного плана).

Закон закрепляет право любого юридического и частного лица на получение информации из всех ветвей власти, и это будет уже не «отписка», не ответ на входящий запрос, а копия - нормативного акта, протокола всего, внутреннего постановления, содержащего нужную гражданину информацию. (Ох уж эти внутренние постановления – как часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда районное подразделение ФМС, налоговой и других служб придумывают внутренние постановления, зачастую которые противоречат федеральным законам и вот тут, без знания этих законов спорить с чиновником бесполезно).

2 мотивационный уровень страх перед начальником .
Кроме личной ответственности, чиновник постоянно помнит про указания своего руководителя. Его задача, что бы начальник был им доволен! Нет для него страшнее сообщения, что вы готовы общаться напрямую с его начальством, если вопрос может быть решен на его уровне. Только не надо эмоций, которые появляются у многих посетителей при прямом отказе! Они начинают нервно кричать чиновнику что-то типа «Я пожалуюсь вашему начальству! Я буду писать в вышестоящие инстанции!». «Жалуйтесь» - услышите вы в спокойный ответ. Чиновник легко вычисляет блеф в интонациях просителя, в таких репликах он слышит не знание, как системы, так и документов, которые регламентируют ее деятельность. Уж он-то прекрасно знает, что просто так к его начальнику не попасть, что система сможет себя защитить от назойливых посетителей и т.д. Лучше в этой ситуации просто бросить риторический вопрос, - «А что будет, если Петру Петрович (начальник нашего чиновника) придется вмешаться в решение этого вопроса?» Вот тут-то ваш чиновник занервничает, ибо если вы пойдете к его начальнику (которого вы, судя по вашим словам, как-то знаете), то тогда его точно ждет выволочка. Исходя из логики мотивационных приоритетов, становится, очевидно, что чаще всего чиновники берут взятки с молчаливого согласия вышестоящего начальства. Не секрет, что некоторые госструктуры используют данные деньги для выплаты премий рядовым сотрудникам, закупки необходимого оборудования и т.д.

3 мотивационный уровень личные интересы чиновника, как человека .

После того как соблюдены два вышеперечисленных факторы, в мотивации чиновника просыпается личный интерес. И это не обязательно пресловутые «откаты».

Это любой человеческий интерес – начиная с простого любопытства и человеческого желания или не желания помочь, исходя из сформировавшихся отношений. Да, да, да, чиновники – этот тоже люди и они имеют свои слабости. Если же говорить про деньги, то чем выше должность чиновника, тем больше ему хочется материальных благ и тем больше он имеет возможности выстроить более или менее легальные схемы получения денег за решения различных вопросов. Схемы, которые позволяют избежать личной ответственности за нарушения закона (Совсем свежий пример, когда при реконструкции гостиницы «Москва» пропало – 87, 5 миллионов долларов)

4 мотивационный уровень - общественный интерес .

Вот мы добрались и до него. Одна из величайших иллюзий в сознании обывателя, что чиновник сидит на своем месте, что бы удовлетворять общественные интересы. А они находятся у него в голове на предпоследнем месте. Как это не грустно. Да среди чиновников есть много людей, которые искренне хотят улучшить жизнь в нашей стране, которые пришли в органы власти не из-за личной корысти. (Лично я никогда не поверю, что президент или премьер, взвалили на себя ответственность за процветание страны ради какой-то личной выгоды и что их жизнь после занятия этих должностей стала похожа на рахат-лукум. Вы бы хотели стать президентом, я - никогда! Тяжела она - шапка Мономаха) Сколько их в процентном соотношении ко всей чиновничьей братии? Спросите себя сами… Как уживаются в нашей голове этот ответ и гневный аргумент, что мол вас зачем на это место посадили? Мне непонятно.

С другой стороны, мышление чиновника очень консервативно и бюрократизировано и его представления о том, как должны исполняться общественные интересы могут быть весьма специфичны и отличаться от реальных нужд людей. Изменить его представления об этом, практически не возможно (по крайне мере это точно не в силах посетителя). Но для нас важно понимать, что определенные представления о своей нужности обществу, есть у каждого чиновника и к ним можно аппелировать в ходе переговоров.

5 мотивационный уровень – интересы отдельно взятого посетителя, заинтересованность чиновника в решение его, отдельно взятого вопроса .

Да,да,да… Заинтересованность в решение вашего личного вопроса, в большинстве случав стоит у чиновника на последнем месте. А мы-то чаще всего, считаем, что реализация наших интересов – это главная задача чиновника. Жесткое несоответствие представлений и действительности, согласитесь.

Что делать? Ответ есть, если вы хотите ускорить решения вашего вопроса в коридорах власти, стремитесь поднимать важность вашего вопроса в глазах чиновника с уровня интереса отдельного человека до уровня его личной ответственности. Без детальной подготовки к переговорам – это сделать невозможно. Подготовка должна включать, как изучение всех имеющихся документов, к которым можно аргументировать, так и разработку коммуникативной стратегии взаимодействия. Важно иметь на руках прописанный план беседы с возможными вариантами ее развития. Для того, что бы составить такой план, вам как раз и поможет приведенная выше схема мотивации чиновника.

ЕСЛИ ЖЕ ВЫ ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ПСИХОЛОГИИ ЧИНОВНИКА, ТО ВАМ СЮДА:

Шустов А.В. Секреты психологии чиновников: Обуздай орка! Практическое пособие по законной эксплуатации госслужащих. СПб: Белый Дом; Издательский дом "Мiръ", 2010. - 208 с.
ISBN 978-5-98846-075-6

Практическое пособие предназначено частным лицам и предпринимателям, имеющим дело с властными или околовластными структурами.
На основе 20-летнего опыта работы в органах политического управления автор даёт практические рекомендации всем россиянам, желающим повысить свою успешность во взаимоотношениях с чиновниками. Присутствует описание психологии чиновников, определяющей их поведение по отношению к простым гражданам; набор практических техник, позволяющих добиваться своего; алгоритм действий, по которому можно спланировать решение любой задачи. Даются многочисленные практические примеры, иллюстрирующие правила работы и теорию.
Пособие можно использовать в качестве самоучителя для подготовки сотрудника компании, постоянно занимающегося вопросами взаимодействия с органами власти. Информация подаётся в стиле "handbook", что позволяет в процессе работы с чиновниками проверять правильность каждого очередного действия.

Книгу "Секреты психологии чиновников" можно заказать на сайте ЦСП "Белый Дом"http://www.cspdom.ru или написав письмо автору по электронному адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Облегчить общение с сильными мира сего вам помогут следующие . Только умея правильно разговаривать с чиновниками руководитель компании может максимально выгодно использовать административный ресурс для развития своей компании. Некоторые могут этого достичь в короткие сроки, а у некоторых это вообще не получается. А все потому, что им не известны наши 5 советов как правильно общаться с чиновниками. Но мы открыты для всех, поэтому предлагаем вам ознакомиться с этими волшебными правилами и общаться с чиновниками продуктивно для себя.

1. Не уповайте на президента

Иногда, чтобы получить одобрение проекта бизнесмены апеллируют к последним указам президента. Мол, мои цели идеально дополняют и работают на курс правительства. На самом деле разговаривать с чиновниками в таком русле – глупо и неэффективно, так как сами они мало интересуются тем, насколько ваши цели совпадают с правительственными, так как их интересы при этом не учитываются. Тут необходимо использовать другие принципы, которые позволяют продуктивно общаться с чиновниками.

2. Демонстрируйте свою безопасность

Чиновник всегда относится к новому человеку с предубеждением – таковы особенности его профессии. Он должен почувствовать, что вы не несете опасности ни ему, ни его структуре. И не пытайтесь его «купить». Общаться с чиновниками надо на дружественной ноте, покажите ему свое понимание его положения и состояния. Разговаривать с чиновниками надо как с полноценными личностями. В конце концов, можно найти с ними общие точки интереса вне рабочих отношений.

3. Не подстраивайтесь

Не пытайтесь общаться с чиновниками в манере лести и угодничества. Это всегда настораживает и заставляет опасаться. Пытайтесь разговаривать с чиновниками искренне. Если видите, что человек лесть любит, можно его немножко умаслить, но не перегните палку.

4. Позаботьтесь о том, как выглядите в глазах охраны

Начинайте общаться с чиновниками до того, как с ними встретитесь. Пообщайтесь с его охраной, секретарем, другим окружением – они могут дать много ценной информации о начальнике. Также помните, что они наверняка передадут информацию о вас своему боссу. Воспользуйтесь этим, чтобы создать приятное впечатление. Такой информации больше доверия, чем той, которую вы говорите, общаясь с чиновниками с глазу на глаз.

5. Правило «трех гвоздей»

Помните, что если вы обратились к работнику госструктуры с просьбой, на этом ваше не ограничится. Даже если исполнение просьбы входит в круг его прямых обязанностей, далеко не гарантия, что он сразу бросится ее выполнять и сделает точно в срок. Как правило, общение с чиновниками требует неоднократного обращения с одним и тем же вопросом. Это не потому, что они все такие вредные. Поток заданий и документации, которые сваливают на них зачастую больше, чем он может физически обработать. Поэтому ради выживания им приходится фильтровать задания и просьбы, выполняя в первую очередь те, за которыми обращались уже неоднократно. Поэтому, чем чаще вы будете напоминать о себе, тем больше у вас шансов на продуктивное решение.

Эти 5 советов как правильно общаться с чиновниками должны помочь наладить с ними продуктивное сотрудничество и найти решение своей проблемы как можно быстрее.