Сила самовнушения: подсознательные формулы Эмиля Куэ и Георга Рауха. Эмиль куэ, обманчиво наивный




""Надейтесь не на меня, а на самих себя, ибо в вас самих скрыта сила, которая исцелит вас. Моя роль заключается лишь в том, чтобы научить вас пользоваться этой силой""

В начале ХХ в. французский аптекарь Куэ (1857-1926) обратил внимание на интересный факт. Одни и те же лекарства действуют по-разному на больных с одинаковыми симптомами. Причем выявилась закономерность: если больной верил в эффективность средства, то эффект был очень сильным, и значительно снижался в случае неверия в благополучный исход лечения. Вот тогда-то он и понял – действует не только, а иногда и не столько, лекарство, сколько воля больного и его намерение выздороветь. Он открыл психотерапевтическую клинику, которой проруководил 16 лет. В чем же метод аптекаря Куэ? Он предписывал больным вместе с приемом лекарств повторять дважды в день очень простую фразу: «С каждым днем и во всем я чувствую себя лучше и лучше». Причем фразу эту предписывалось повторять расслабленно и максимально отстраненно, как будто нас это вообще не касается. Усилий прилагать не надо, они только мешают. На новоявленного психотерапевта обрушился весь медицинский Париж. Его высмеивали на все лады, но никто ничего поделать не мог – публика валом валила в клинику, потому что метод реально помогал. Интересно, что Куэ считал, что его методом можно не только лечить, но и корректировать характер.

Веревочка с двадцатью узелками

Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер, как только вы легли в постель, закройте глаза и, не заставляя себя сосредотачивать внимания на том, что вы говорите, произнесите двадцать раз, отсчитывая на бечевке с двадцатью узелками - и притом достаточно громко, чтобы слышать собственные слова - следующую фразу:""С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше во всех отношениях"". Сам Куэ называл ее ""методом сознательного самовнушения"". Ведь в этом случае именно наше Сознание решает, что оно будет внушать Бессознательному.

""Болезнь никогда не бывает простой. На самом деле, к каждому физическому заболеванию всегда присоединяется еще и психологическое. Если физический недуг мы обозначим коэффициентом 1, то коэффициент психологической составляющей может быть 1, 2, 10, 20, 50, 100 и больше. Благодаря методу самовнушения психологическое заболевание исчезает очень быстро, и если его коэффициент был очень высоким, например, 100, а коэффициент физического недуга - всего лишь 1, то в результате остается лишь одна сто первая от общего заболевания"".(Эмиль Куэ)

Что касается тяжелых больных, которые не могут заниматься самовнушением, то Куэ рекомендовал, чтобы сеансы внушения проводились друзьями или родственниками больного. Надо лишь дождаться момента, когда больной уснет, а затем шепотом проговаривать слова позитивного внушения. Тот же метод следует использовать для страдающих тяжелой депрессией, а также для тех, кто потерял волю к выздоровлению. Он подходит и для маленьких детей, которые еще не способны заниматься самовнушением.

В оригинале, по-французски, знаменитая фраза Куэ звучит так: ""Tous les jours, de tous points de vue, je vais de mieux en mieux"".

К сожалению, дословный перевод этих слов на русский язык невозможен. Каких только версий не предлагали переводчики! Например:

""С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше во всех отношениях""

""С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях""

""С каждым днем я становлюсь все здоровее и здоровее во всех отношениях""

""С каждым днем мое здоровье становится все лучше и лучше во всех отношениях""

""С каждым днем, везде и во всем, я становлюсь все лучше и лучше во всех отношениях""

Но какой бы ни была формула самовнушения, в нее обязательно должны быть включены слова ""во всех отношениях"". Именно поэтому данная формула называется обобщенной - она относится к жизни человека в целом, а не только к отдельным проблемам.

По мнению Куэ, самовнушение должно применяться при всех болезнях, по крайней мере, как дополнительное, вспомогательное средство.

Куэ дает и кое-какие дополнительные советы. Например, он рекомендует не обсуждать метод самовнушения с людьми, настроенными негативно, скептически, или имеющими склонность смеяться надо всем новым и непонятным. Ведь это уменьшит веру в эффективность самовнушения, а чем меньше человек верит в какой- либо метод лечения, тем меньше пользы этот метод принесет.

По мнению Куэ, полезным самовнушением может быть также чтение книг, которые содержат здоровые и оптимистичные идеи. Веселая, бодрая музыка тоже является разновидностью позитивного самовнушения. И разумеется, хорошим, полезным самовнушением будет общение с людьми, которые настроены оптимистично. Эмиля Куэ называли ещё Королём оптимизма - за его весёлый нрав и доброжелательность.

Разумеется, Куэ не считал, что все болезни вызваны "вредным" самовнушением. Он лишь предполагал, что некоторые заболевания имеют скрытую психологическую природу - их можно быстро излечить с помощью правильного, позитивного самовнушения. В остальных заболеваниях вредное самовнушение присутствует лишь в определенной степени. Но не существует болезней, которые вообще никак не зависят от психологических факторов. Ведь убеждение ""я серьезно болен, я не могу выздороветь"" делает болезнь более тяжелой и мешает выздоровлению.

Почему на веревочке Куэ узелков именно двадцать? Это просто удобное круглое число. С помощью многочисленных экспериментов создатель метода самовнушения установил, что приблизительно двадцать повторений приводят к желаемому эффекту.

Но почему формулу самовнушения следует проговаривать много раз, как мантру?

Для этого есть несколько причин.

Во-первых, повторение имеет убаюкивающий эффект, создающий легкую форму гипнотического транса. Именно поэтому Куэ советует проговаривать формулу самовнушения ровным монотонным голосом, не вдумываясь в ее содержание.

Во-вторых, Сознание обычно реагирует лишь на новое, неожиданное. Так уж оно устроено. А вот Бессознательное слышит все.

В-третьих, даже если Сознание не дремлет и норовит сказать свое последнее слово, то при многократном проговаривании одних и тех же фраз все-таки есть надежда, что хотя бы одна фраза все-таки обойдет контроль Сознания и проникнет в область Бессознательного.

Ну и наконец, если мозг занят повторением одних и тех же слов, то у Сознания просто нет возможности вмешаться со своим обычным возражением: ""Ничего у тебя не получится"".

Никогда не ропщите на судьбу, ведь все зависит от вас самих…

Многие люди счастливы или несчастны лишь потому, что они воображают себя счастливыми или несчастными: из двух людей, находящихся в совершенно равных условиях, один может чувствовать себя совершенно счастливым, а другой - абсолютно несчастным.

Э.Куэ, ""Власть над собой с помощью сознательного самовнушения""

Куэ сравнивает Бессознательное с диким конем. Надо лишь найти способ укротить этого коня, суметь направить его по верному пути. Бессознательное также похоже на бурную горную реку:


""Она увлекает за собой того, кто упал в нее, несмотря на все его усилия добраться до берега. Этот поток кажется нам неукротимым; однако если вы знаете, как с ним обращаться, вы можете направить его в другое русло, установить на нем турбину и превратить его мощь в движение, в тепло, в электричество"".

Кстати, здесь следует уточнить, что Куэ понимал под ""оптимизмом"". С его точки зрения, это вовсе не уверенность в том, что жизнь прекрасна, и что никаких несчастий в ней нет и быть не может. Для Куэ ""оптимизм"" - это уверенность в том, что большинство проблем можно решить, что усилия никогда не бывают напрасными, и что даже самую тяжелую ситуацию все-таки можно улучшить.


Притча

Десять слуг феи Вердо

Жила во Франции одна бедная девушка. Ее мать умерла, и девушка боялась, что она не сможет справиться со всей работой на ферме своего отца.

О, если бы добрая фея помогла мне, - плача, повторяла девушка.

И фея Вердо действительно пришла ей на помощь. Чародейка сказала:

Я дам тебе десять помощников. Они будут беспрекословно слушаться тебя, они сделают все, что ты захочешь. Но чтобы никто не заметил, что тебе помогает колдовство, я сделаю твоих помощников невидимыми: твои десять слуг спрячутся в твоих десяти пальцах. А теперь за работу! Тебе стоит лишь взяться за дело, и твои десять слуг сделают все.

Добрая волшебница действительно совершила чудо. С тех пор никакая работа не страшила дочь фермера - ведь она знала, что в ее пальцах прячутся десять чудесных помощников.



ЭМИЛЬ КУЭ

Предисловие

Сознательное и бессознательное «Я»

Воля и воображение

Внушение и самовнушение

Применение самовнушения

Как научиться применению сознательного самовнушения?

Применение внушения для лечебных целей

Как практически применять сознательное самовнушение?

Преимущества метода

Как действует внушение?

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.

Несколько случаев излечения

Заключение

Что достигается самовнушением?

Наблюдения

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ

Мысли и изречения Эмиля Куэ

Советы и указания ученикам и последователям

На «сеансах» у Эмиля Куэ

Все обо всем!

Чудо внутри нас

Каким должно быть воспитание детей?

ЭМИЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

САМОВНУШЕНИЕ

КАК ПУТЬ

К ГОСПОДСТВУ НАДСОБОЙ

с французского и предисловие

Мих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача - сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, - во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно свульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате - благодаря извращенному толкованию и неправильному применению - подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода - его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, - он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, - но, во всяком случае, сам метод, как таковой, - с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов - заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, - повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, - продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода - быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ - совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, - Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал - и продолжает давать - на десятках тысяч - примеров

Предрассудки очень живучи. Люди убеждены, что Эмиль Куэ разработал нечто вроде ментального форсинга: «Хочу - значит, могу». На самом деле все наоборот: его методика доверия бессознательному основывается на «ослаблении хватки». Аптекарь из Нанси, родившийся в 1857 году, хотел максимально помочь людям. Отпуская флакончики и пилюли покупателям, он всегда с теплотой в голосе приговаривал: «Вот увидите, это Вам непременно поможет!» И если к нему возвращались, рассказывая, каким и вправду хорошим оказалось средство, он пуще прежнего подбадривал клиента: «А будет все лучше и лучше!».

«Он очень быстро понял, насколько его слова усиливали действие медикаментов, - рассказывает в своей книге «Сознательное самовнушение по Эмилю Куэ» Антуан Оннис. - Однажды одна покупательница настаивала на том, чтобы ей продали лекарство, отпуск которого без рецепта был запрещен. Видя отчаяние женщины, аптекарь не смог отпустить ее с пустыми руками и в конце концов дал ей флакончик дистиллированной воды, утверждая, что это - исключительно действенное средство при условии соблюдения дозировки! Через несколько дней больная вернулась довольной, утверждая, что выздоровела. Никакого чуда в этом нет: обычный эффект плацебо, известный с античных времен. Но Куэ, воодушевленный силой влияния внушения на физическое состояние, берется за изучение прикладной психологии, а его популярность начинает расти. Астма, паралич, энтерит, контрактуры, неврастения, подагра, экзема, мигрени, ревматизм - множество болезней поддается лечению самовнушением по Куэ. Сам же он в ходе длительных исследований вырабатывает основоположения своей методики».

Воображение

Первая из основных идей Куэ состоит в том, что именно воображение позволяет нам строить прекрасные планы на будущее и приводит к исполнению наших намерений, но оно же без конца жестоко нас разыгрывает ужасными видениями. Болезни, усталость, осложнения и хлопоты в конце концов обрушиваются на нас, если мы позволяем им укорениться в своем мозгу. «Воображение, - объясняет Куэ, - собирает чаще всего другие способности в пучок. Возможности всего организма и отдельных органов, нервные силы, результаты психической деятельности подчиняются мощному влиянию воображения, чтобы служить ему, быть в его власти и отражать удары».

Самовнушение

Вторая основная мысль методики - «самостоятельное укоренение идеи в себе». Каким бы блестящим ни было внушение, бесполезно повторять его мужу или лучшей подруге. Если их подсознание не принимает чужого мнения, не в состоянии «переварить» его, внушение не будет иметь никакого эффекта. Нет хуже глухого, чем тот, который не хочет слышать.

С каждым днем - все лучше!

В 1913 году аптекарь находит формулировку, которая станет впоследствии ассоциироваться с его именем и его методикой: «Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер перед сном, с закрытыми глазами и не пытаясь сконцентрировать свое внимание на том, что говоришь, перебирая веревочку, на которой завязаны двадцать узелков, повторить двадцать раз вслух, достаточно громко, чтобы слышать свои собственные слова, следующую фразу: «С каждым днем мне все лучше и лучше во всех отношениях». Выполняйте это самовнушение насколько возможно просто и машинально, т.е. - без малейшего усилия. Таким образом, фраза через слух механически проникает в подсознание, и как только она в него проникла, она начинает действовать».

Все пройдет, уже проходит!

Многим известна способность рук успокаивать, утешать, внушать доверие. Но Куэ знает, что прикосновение может избавить даже от физических и моральных страданий. Он приводит в пример жесты и слова матери, которая утешает упавшего ребенка: «Сейчас все пройдет, ну вот, уже проходит!» - ласково повторяет мать, поглаживая рукой ушибленное место. И в самом деле, ребенок быстро перестает плакать. «Уединитесь, насколько это возможно, - советует Куэ, - закройте глаза, проводя себя рукой по лбу, если речь идет о какой-то душевной боли, или же - по больному месту, если речь идет о боли физической, очень быстро повторяйте одними губами слова: «Все пройдет, уже проходит, и т.д.» столько времени, сколько потребуется. Постепенно вырабатывается привычка, и можно снять физическую или моральную боль за 20-25 секунд. Каждый раз пробуйте снова и снова успокоить свою боль».

Не вместо, а вместе

Нет пророка в своем отечестве. На родине Куэ зачастую называют торговцем дребеденью, а его учеников «несчастными наивными». Во Франции его не поняли, тогда как в Великобритании, США, Швейцарии, Италии его считают отцом современной психотерапии. К концу своего второго путешествия в США он рассказывает: «Я совершил путешествие более чем в 8000 миль (12 800 км). Пятьдесят дней я ездил в душных вагонах и в холодных такси, питался где и как попало, и все-таки у меня не было ни насморка, ни несварения и, конечно, - ревматизма». Еще одно подтверждение эффективности его методики: он дважды пересекает на корабле бушующую Атлантику без малейшего намека на морскую болезнь и учит других пассажиров справляться с тошнотой, используя его метод. Бескорыстный (преподает бесплатно или использует сборы от конференций для исследований, так как аптека по-прежнему приносит ему доход), щедрый и скромный, Куэ повторяет: «Верить надо не в меня, а в себя, так как это в вас самих таится та сила, которая вас вылечит. Моя роль состоит в том, чтобы научить вас пользоваться этой силой... Я учу людей выздоравливать самостоятельно, когда это возможно». Этот здравомыслящий человек далек от мысли, что его методика может излечить все, он ни в коем случае не претендует на соперничество с медициной. Его методика носит дополняющий характер. «Если у вас перелом, быстрее отправляйтесь в больницу! - восклицает он. - Внушение не восстанавливает костей, а воздействует на органы, на мышцы».

Победить негативное мышление

Наша природа двойственна. Рядом с сознательной частью, способной к рассуждениям и анализу, находится бессознательная, которая хранит в себе отпечаток всех событий. Эта непогрешимая память принимает все поступающие в нее элементы. Говорят еще о существовании между сознательным и бессознательным подсознательного, о котором индивидуум не подозревает, но которое выступает как активный мыслительный процесс.

Представления, образы, привычки, мечтания, отвлечения относятся к подсознательному. Например, скажите себе, что вы измотаны, и что если так будет продолжаться, вы заболеете. И действительно, вскоре вы почувствуете пощипывание в горле, появится насморк и все признаки гриппа. Повторите себе, что вы завалены работой, что вам никогда с ней не справиться - и ваше подсознание зарегистрирует это: день закончится, а у вас будет еще достаточно дел, взволнованный и обеспокоенный, вы не смогли сконцентрироваться.

Чтобы исправить положение, передайте своему подсознанию установку, что вы владеете ситуацией, и вам потребуется совсем немного времени, чтобы навести порядок на рабочем месте, и вы сами удивитесь скорости и четкости мысли, с которыми разберетесь в делах, как бы велики и запутаны они ни были. Эмиль Куэ объясняет это так: «Любая мысль, полностью занимающая наш ум, становится подлинной для нас и стремится преобразоваться в действие». Подсознательное управляет работой всех наших органов, что выражается в следующем: «Если оно «думает», что какой-либо орган работает плохо или хорошо, тот действительно работает плохо или хорошо. Заставим его думать, что некий орган, который работает недостаточно хорошо, должен работать лучше. В то же мгновение подсознательное передаст органу приказ, и тот покорно подчинится: функция его нормализуется сразу или постепенно».

Я хочу спать

Представьте себе, что вы не можете заснуть. «Я хочу спать, мне обязательно нужно уснуть», - думаете вы, ворочаясь с боку на бок и возбуждаясь все сильнее, отчего бессонница только продолжается.

Теперь подумайте о том, сколько раз вы безуспешно пытались вспомнить чье-то имя. Чем дольше вы копаетесь в своей памяти, тем неуловимее оно становится. Воля, которую превозносит до небес наша культура, не всегда наш лучший слуга. «В конфликте между волей и воображением сила воображения прямо пропорциональна силе воли», - объясняет Куэ. Например, понаблюдайте за приступами смеха. Чем больше вы пытаетесь сдержаться, тем сильнее вы корчитесь от смеха. Во всех этих ситуациях ключик к решению - в расслаблении, в доверии бессознательному, а не в волевом решении. Вот почему Куэ так настаивает на необходимости не делать усилий при повторении внушений. Так подсознательное сможет лучше их «переварить», и когда они будут механически записаны в памяти - актуализировать их. «Важный совет, - подчеркивает Антуан Оннис, - если воля не согласна с самовнушением, если мы думаем, «я хочу, чтобы было так-то и так», а воображение воспроизводит: «ты хочешь, но этого не будет», человек не только не достигнет результата, а даже наоборот - получит обратный».

Воображение можно вести

Мы должны научиться владеть нашим воображением, этим буйным конем, который не знает ни поводьев, ни узды. Мы можем внушать себе сознательно, без усилий повторяя себе несколько раз определенные мысли. «Они исполнятся, - подчеркивает Куэ, - если они из области разумного». За этим исключением, самовнушение дает превосходные долговременные результаты. Правильное дыхание, релаксация и визуализация значительно повышают эффективность внушения.

Релаксация. Люди, которые присутствовали на конференциях Куэ, устраивались в наиболее удобных для релаксации позах. Например, сидя прислонившись к стене, в положении, не требующем напряжения, когда сознание не препятствует восприятию идей Куэ.

Визуализация. Это мысленная мультисенсорная картина, которая позволяет с помощью воображения увидеть, услышать, прочувствовать и воплотить все желания, придать им пространственные размеры, ритм, форму и представить ход событий. Визуализация - основная опора самовнушения, функционирует при расслаблении и глубокой релаксации. Визуализация может осуществляться при помощи психотерапевта или самостоятельно.

Возрождение методики Куэ во Франции

Бывший управленец, Антуан Оннис преодолел «пропасть», период своей жизни, когда все не так со здоровьем, дома, на работе.

Деморализованный, полный негативных мыслей, он уже потерял всякую надежду и вкус к жизни, когда ему случайно попалась небольшая книжечка «Методика Куэ». Скоро, укрепившись духовно и физически, Оннис решает, что не может хранить только для себя это открытие и становится «страстным защитником методики, которая изменила его жизнь». Он пишет книгу и проводит многочисленные конференции, посвященные этой теме.

«Создайте в уме установку, что вы должны добиться определенного результата, и вы обязательно без особого труда найдете средство добиться цели», - это предписание Куэ прекрасно сработало для Антуана Онниса, который быстро нашел соратника, Жака Кутона. Вместе они возродили методику - были открыты многочисленные центры обучения, созданы кружки Куэ.

Кружок Куэ у Мари Дюлу

Мари Дюлу подробно рассказывает о кружке Куэ, который она организовала при своем салоне красоты. «Жизнь сегодня непроста, - говорит Мари (она отказывается от использования отрицательных эпитетов, таких как «трудный»). - Нужно помочь людям лучше себя почувствовать; наш долг сделать все, чтобы они поняли, что жизнь стоит того, чтобы жить, и что у них в руках есть все, чтобы жить лучше и радоваться жизни. Клиентки любят собираться в салоне моего института красоты, хотя нас не бывает больше восьми. Наши собрания продолжаются около полутора часов. Я учу людей пользоваться таящимися внутри нас силами, которые нас никогда не учили применять в нужном направлении. Самовнушение - это инструмент, который может обернуться против нас, если им неправильно пользоваться.

Я объясняю клиенткам, как не делать «самовнушения наоборот», программируя негативные мысли».

От наших пальцев исходит свет

После вступительных дыхательных упражнений группа приступает к самомассажу, который начинается с растирания рук, чтобы зарядить их энергией. Мари просит участниц занятия представить себе, что от их пальцев исходит свет. Затем они массируют ноги. Поднимаясь вверх, задерживаются в области колен, каждый раз пытаясь осознать, как прекрасно их тело. «Пока у нас ничего не болит, мы не задумываемся об этом, и только когда происходит какой-то сбой, мы замечаем, насколько хорошо быть здоровыми», - комментирует Мари. Массаж продолжается на бедрах; по часовой стрелке интенсивно разминается живот. Затем выполняется массаж груди, плеч, рук, затылка. Тщательно массируется волосистая часть головы и лицо. Массаж внутренней части бровной дуги и ее кончиков - прекрасный способ снять стресс. Медленными движениями прорабатываются все важные точки лица: ответственные за легкие, печень, мочевой пузырь, кишечную систему. Мари рекомендует повторить массаж этих точек еще раз вечером после снятия макияжа, к тому же это способствует проникновению вечернего крема в кожу.

Предпоследний этап - это уши. По часовой стрелке интенсивно разминаются уши. «Так как мы чувствуем себя хорошо, нам не трудно выполнять глубокие медленные вдохи и выдохи», - Мари исподволь внушает своим ученицам позитивный настрой. Каждая из клиенток при этом массирует спину своей соседки. Мари никогда не забывает о словах Куэ: «Чем больше добра вы делаете другим, тем больше добра вы делаете себе». Во время этого упражнения она направляет ход мыслей участниц кружка: «Думайте о том, что вы делаете добро друг другу». Весь ритуал в общей сложности занимает 15 минут.

Оптимизм, несмотря ни на что

Следуя предписаниям Куэ, Мари просит одну из участниц рассказать какую-либо смешную историю. Самое главное - уметь смеяться. Как-то раз она начала рассказывать историю сама, но от волнения забыла концовку, что вызвало всеобщее веселье. Идеальная преамбула для собственно релаксации. Участницы устраиваются кружком, кто-то - на канапе, кто-то - на ковре. В полутьме, при свечах начинается релаксация. Расслабляясь, люди начинают осознавать существование своего тела. Релаксация начинается с головы и заканчивается ступнями. Мари самостоятельно дополняет методику, разработанную Куэ. Чтобы заставить работать воображение, которое сильнее воли, Мари просит участниц занятия представить себе небольшой синий шар, наполненный энергией, который спускается с небес и окутывает каждую клеточку их организма. Сфера проникает внутрь организма, снимая напряжение с костей, органов. Задерживается на животе и позвоночнике. Сфера проникает между позвонками от копчика до шейных позвонков и спускается, чтобы снять напряжение с ног, коленей.

Когда участницы полностью расслабились, когда они освободились от контроля своего сознания, они приступают к серии дыхательных упражнений и начинают с выдоха. С каждым выдохом они пытаются избавиться от всего негативного. Выдерживают паузу, прежде чем сделать диафрагмальный вдох и представляют себе, что все благотворное проникает в них и заполняет каждую клеточку их организма. Еще одна пауза, во время которой дыхание задерживается перед выдохом. Упражнение повторяется 6-7 раз, после чего Мари приглашает участниц в воображаемое путешествие.

Через радугу

Мари ведет группу: «Мы пересекаем радугу. Каждый ее цвет соответствует одной из энергий. Мы начинаем с красного, символа смелости и динамизма, которым запасаемся. Затем идет оранжевый, который напоминает душистые апельсины, напоенные солнцем. Оранжевый открывает ум для новых знаний. Вибрирующий и светящийся желтый, который следует за ним - поле сурепки. Нежное тепло растекается от него по всему телу и дает солнечные силы. Затем погружаемся в зеленый. Умиротворяющая картина жизни зеленых ласковых лугов с нежным запахом трав. Затем мы поднимаем глаза к небу: голубой приносит покой и безмятежность. Он становится ярче, превращается в индиго - символ мира. За ним следует благотворный фиолетовый. Перед нами - лавандовое поле насыщенного, очищающего фиолетового. И здесь мы замечаем величественную гору, которую представляет собой наша личность».

Нагруженные рюкзаком проблем и хлопот, от которого они мало-помалу избавятся, участницы отправляются покорять эту вершину, следуя дорогой своей жизни. Постепенно они удаляют со своего пути все препятствия, колючки, булыжники. Все более крутая и труднодоступная дорога возвещает приближение к вершине, что означает освобождение. Здесь участницы наслаждаются созерцанием великолепного пейзажа, который их окружает и осознают, что пребывают в гармонии с собой и с природой. Раскованные, уверенные, спокойные, освобожденные от гибельной тяжести страхов и забот, они легки и доверчивы. Полностью преображенные, способные схватить любой шанс и воспользоваться тысячей и одной радостью жизни, они смотрят в сторону солнца, которое символизирует силу. Они поднимают руки, раскрывают ладони навстречу светилу и дают лучам проникнуть в них, очистить каждую их клеточку, и наполняются совершенством. Солнечные лучи избавляют от любой физической и моральной боли и заставляют звучать в прекрасном аккорде весь организм.

Захватывающая жизнь

Доказательство обновлением

«Мари, я не могу прийти в центр, - жалобно говорила в трубку клиентка. - У меня так болит спина, что я никогда в жизни не высижу целого сеанса, даже лежа на земле, нет ни одного положения, в котором мне стало бы легче». Как пылкая сторонница методики, Мари уговорила все-таки больную прийти, подчеркнув, что на занятиях кружка у той появится возможность обновить свои силы за счет особо благотворной энергии, и очень скоро она сможет менять положение по своему усмотрению. Однако Мари едва ли не пришлось кусать себе локти за свое упорство: клиентка с огромным трудом преодолела лестничный пролет, ведущий в салон, а во время сеанса Мари чувствовала, как несчастная страдает, и все-таки - через полтора часа боль прекратилась! «На следующий день она мне перезвонила, - завершает Мари свой рассказ, - чтобы поблагодарить меня: с утра она без труда отправилась за покупками, в общем - вернулась к нормальной жизни. Что может быть прекраснее такого вознаграждения и подтверждения эффективности методики Куэ!»

Эмиль Куэ родился в городе Турайте (Франция) в 1857 году и до 1910 года работал аптекарем. Будучи наблюдательным человеком и постоянно общаясь с пациентами, Куэ обратил внимание на то, что лечебный эффект лекарства зависит не только от его фармакологических свойств, но в еще большей степени – от того, верил ли больной в целебную силу этого лекарства или нет. Одно дело, когда человек принимает лекарство с уверенностью в выздоровлении («завтра мне станет лучше»), и совсем другое, когда он не верит в пилюли («все равно мне ничего не поможет»). Оказывается, делает вывод Куэ, сила воображения влияет на эффективность лечения.

Основываясь на своих практических наблюдениях, Куэ создал систему психотерапевтической помощи, которую назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». В 1910 году Куэ переезжает в Нанси и открывает там клинику психотерапии, которой руководит до самой смерти (1926).

Следует отметить, что «Система Куэ» в 20-х годах получила довольно широкое распространение. Известный французский психотерапевт Соигаих (1978) называет Куэ одним из предшественников создания поведенческой психотерапии, отмечая, что он был «первым, кто предложил методы контроля мысли и подчеркивал роль позитивной мысли в изменении поведения».

С современных позиций некоторые теоретические рассуждения Куэ кажутся упрощенными и даже примитивными. Тем не менее созданный им метод «произвольного самовнушения» применяется в практике психотерапии и по сегодняшний день.

Куэ считал, что главной причиной заболевания является болезненное воображение, в котором проявляется бессознательное Ид. Куэ сравнивал силу воображения с горным потоком, который в своей стихийной безудержности сносит все на своем пути, но который можно «приручить», и тогда он сможет вырабатывать положительную энергию. Куэ утверждал, что все люди находятся во власти силы своего собственного воображения и что больной человек, «вооружившись правильным представлением, может снова достичь своего душевного равновесия».

Сознательное самовнушение по Куэ – это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Куэ сравнивал болезненные представления с застрявшими в предсознательной части Эго штифтами, которые можно постепенно выбить и заменить другими.

Кто не желает преуспеть именно в тех областях деятельности, в которых он отстает и перед которыми испытывает страх? Как известно, Демосфен страдал дефектом речи (голос его был тихим, а речь шепелявой), но он очень хотел стать оратором. Этот человек был настолько полон веры в себя, что путем упорных тренировок (он учился говорить с камнями во рту) стал, по свидетельству современников, непревзойденным оратором.

Пример Демосфена, по мнению Куэ, наглядно иллюстрирует одно из важных его теоретических положений: «успех приносит не столько сила воли, сколько сила собственного воображения».

Действительно, сознательные волевые усилия при коррекции речи не помогают, а только мешают. То же происходит и при некоторых других заболеваниях. Совет врача больному, страдающему навязчивыми состояниями или фобиями, "взять себя в руки чаще всего приносит только ухудшение.

Согласно Куэ, лечебные представления, которые он назвал «формулой самовнушения», являются по своей сути констатацией факта. Формула самовнушения должна быть простой и не носить насильственного характера. Например: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше».

При этом неважно, считает Куэ, соответствует ли формула самовнушения действительности или нет, так как она адресуется подсознательному Я, которое отличается легковерием. Подсознательное Я принимает эту формулу за истину, как приказ, который необходимо выполнить. Чем проще будет формула, тем лучше лечебный эффект. «Формулы должны быть „детскими“, – говорит Куэ. – Они предназначаются не для нашего сознательного, критически настроенного Я, а исключительно как представление, как детские формулы».

Куэ неоднократно подчеркивал, что произвольное самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий. «Если вы сознательно внушаете себе что-либо, – писал он, – делайте это совсем естественно, совсем просто, с убеждением и особенно без всякого усилия. Если бессознательное самовнушение, часто дурного характера, бывает столь успешным, то это от того, что оно осуществляется без усилий».

Техника лечения. Лечение начинается с предварительной беседы, во время которой разъясняется влияние самовнушения на организм, приводятся примеры целебного воздействия внушения и самовнушения при различных заболеваниях. Чтобы убедить больного в том, что его собственные мысли, представления могут влиять на непроизвольные функции организма, мы нередко используем пробу с маятником Шевроле. Грузик, подвешенный на нитке, раскачивается в «неподвижной» руке пациента только при одном представлении о его движении. Это усиливает внушаемость больного и убеждает его в действенности избранного метода лечения.

Далее врач совместно с больным составляет формулу самовнушения, которая может меняться в процессе лечения. Формула должна быть простой, состоять из нескольких слов, максимум из 3-4 фраз и всегда носить позитивное содержание. Например, «Я здоров» вместо «Янеболен». Иногда формула представляет своеобразный «код», понятный только больному. Так, для усиления веры в свои силы может быть использована формула: «Я могу, я могу, я могу». В других условиях формула может быть более расширенной. Например, в условиях групповой зависимости от алкоголя или наркотиков пациент внушает себе: «Мое решение победить тягу к спиртному (наркотикам) окончательное. Какой бы предлог ни выставляли друзья и как бы меня ни уговаривали, в любом случае не поддамся уговорам, не изменю своему решению».

Во время сеанса больной занимает удобную позу сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Произносить формулу нужно монотонно, не фиксируя внимания на ее содержании, не громко, но так, чтобы сам больной обязательно слышал то, что говорит.

Сеанс самовнушения продолжается 3-4 мин, повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель.

Чтобы не отвлекать своего внимания на счет при 20-кратном повторении формулы, Куэ рекомендовал использовать шнур с двадцатью узелками, которые перебираются, как четки.

Лечение проводится обычно амбулаторно, но под наблюдением врача.

Метод Куэ может использоваться самостоятельно, но чаще применяется в комплексе с другими методами суггестивной психотерапии.

Несомненным преимуществом метода самовнушения по сравнению с внушением и гипносуггестией является то, что пациент сам активно участвует в процессе лечения, а сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое время.

ЭМ И ЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ САМОВНУШЕНИЕ КАК ПУТЬ К ГОСПОДСТВУ НА Д СОБОЙ Авторизованный переводс французского и предисловиеМих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача - сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, - во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно свульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате - благодаря извращенному толкованию и неправильному применению - подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода - его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, - он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, - но, во всяком случае, сам метод, как таковой, - с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов - заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, - повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, - продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода - быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ - совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, - Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал - и продолжает давать - на десятках тысяч - примеров

доказательство высокойпрактической ценности нового метода.

Его цель - помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время - свыше 15 лет - Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко - в кругу близких друзей и родных, - потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.