Наука и искусство облегчения страдания больного в последние дни жизни. Как облегчить страдания онкологических больных




Медицина и сострадание. Советы тибетского ламы всем, кто заботится о больных и умирающих людях Ринпоче Чокьи Ньима

Глава 20 Как облегчить умирание

Как облегчить умирание

Одни из самых непростых моментов работы профессионального медика связаны с помощью умирающему человеку. Тема смерти и умирания – часть более широкой темы непостоянства. Перед тем как начать разговор об умирании, важно вспомнить то, что было сказано выше о непостоянстве. Нам нужно на глубоком уровне, а не только на уровне интеллекта, понять, что всё составное, всё, что было собрано или сконструировано, распадётся или будет разрушено. Когда мы признаем факт непостоянства, нам будет легче принимать всё, что происходит, будь то удовольствие, боль, радость или печаль. Почему? Потому, что мы понимаем: всё это преходяще.

Предположим, мы не смогли принять факт непостоянства всех явлений. Но когда случится что-то ужасное, покажется, что мы неспособны это вынести. Ситуация может стать невыносимой. Факт непостоянства всего составного – это не просто какая-то идея, которая пришла в голову Будде. Это факт, который станет для нас очевидным, если мы уделим достаточно времени размышлению о нём. Описать непостоянство всех явлений можно множеством способов, но есть четыре основных момента, которые стоит упомянуть.

1. Всё построенное разрушится . Всё, что было возведено, сконструировано, изготовлено или создано, рано или поздно распадётся на части, развалится. Это лишь вопрос времени.

2.?Всё накопленное будет растрачено. Неважно, сколько мы смогли накопить, в конце концов это закончится. Иначе не может быть. Имя, власть, положение, деньги, материальные ценности – всё, что мы приобретаем и чем обладаем, исчерпывается. Всё это рано или поздно исчезнет.

3.?Все встречи заканчиваются расставанием. Существует временная разлука с любимыми и окончательное расставание. Все встречи оканчиваются расставанием, исключений здесь нет, и от реальности этого факта не скрыться.

4.?Рождение неминуемо заканчивается смертью . Ни один рождённый человек ещё не избежал смерти. Этого не было в прошлом, это невозможно сейчас, и этого никогда не произойдёт в будущем. Почему? Потому, что всё составное по природе своей непостоянно.

Я говорю сейчас не только о живых существах. Непостоянно всё без исключения – всё, что мы видим, слышим, осязаем и запах и вкус чего мы ощущаем. Всё, что возникает, будет существовать некоторое время, после чего будет разрушено. Все вещи изменяются не только в течение длительного промежутка времени, но и каждое мгновение. Эти крохотные изменения не заметны невооружённым глазом. Однажды я посмотрел видеозапись, сделанную через микроскоп. И хотя то, что рассматривали в микроскоп, было полностью неподвижно, частицы под стеклом постоянно двигались.

Непостоянство – это факт. И нам стоит воспринимать вещи такими, какие они есть. Очевидна польза, возникающая в результате принятия факта, что все явления преходящи. Это помогает нам быть более уравновешенными и, как следствие, лучше себя чувствовать. Склонность воспринимать явления как реальные, постоянные и неизменные и жёсткое цепляние за них вызывают колоссальное напряжение в тот момент, когда оказывается, что вещи на самом деле непостоянны. С нами случается что-то хорошее или приятное, но нас охватывает грусть, когда этому приходит конец. Естественно, когда происходит что-то плохое, мы чувствуем себя несчастными. Тем не менее, когда мы понимаем, что всё, что происходит с нами в жизни, хорошее и плохое, непостоянно, мы легче переносим изменения и становимся радостнее.

Несмотря на то, что интеллектуально мы понимаем непостоянную природу всех вещей, обычно мы не тратим много времени на размышления об этом. Каждый раз, когда мы слышим о непостоянстве, полезно задуматься о смысле этих слов, чтобы почувствовать их реальность. Размышляя таким образом, мы начинаем переживать свой опыт с точки зрения непостоянства и приобретаем глубокое убеждение в том, что все явления подвержены постоянным переменам.

Уделяя достаточно времени размышлению над непостоянством и изучению этого вопроса, мы подготавливаем себя к принятию того факта, что наше тело смертно. Смерть тела – естественный результат его жизни. Пока мы живы, важно научиться жить так, чтобы мы могли открыто встречать всё, что с нами происходит. Когда придёт время умирать, мы должны знать, как умереть, не согнувшись под ношей тревоги, страха и боли, – мы должны уйти без ужаса в глазах.

Буддийские учителя недаром уделяют столько внимания идее непостоянства. Если вы потратите достаточно времени на размышление о факте непостоянства, то, когда придёт время встретиться лицом к лицу с собственной смертью, тому, кто окажется рядом с вами, будет достаточно напомнить вам о том, что всё непостоянно. Вам скажут: «Всё проходит, ничто не остаётся неизменным». И вы подумаете: «Да, так оно и есть». Поскольку вы уже знакомы с непостоянством, вам проще его признать, принять и немного расслабиться. Не размышляя о непостоянстве и не принимая его близко к сердцу, люди слишком сильно привязываются к вещам и отношениям, считая их чем-то постоянным. Поэтому, когда что-то идёт не так, им очень тяжело это принять. Они впадают в панику, снова и снова задавая себе вопрос: «Почему? Почему это происходит со мной?» А почему бы и нет? Всё непостоянно. Непостоянство – великий учитель.

Как это знание поможет нам утешить умирающего и его семью? Разумеется, до тех пор, пока существует хоть один шанс на излечение, мы должны убеждать их делать всё возможное и не терять надежды. Но как только становится очевидным, что выздоровление невозможно и смерть неизбежна, стоит убедить пациента и его семью не прикладывать так много усилий, поскольку в этом случае борьба со смертельной болезнью становится для всех невыносимым бременем. В этот момент мы можем помочь пациенту и его семье принять умирание как естественный процесс, который нас всех ждёт в конце. В этом и заключается помощь умирающему и его родным.

Но не нужно использовать понимание того, что пациент умирает, в качестве оправдания неоказания ему необходимой помощи. Следует обращаться с умирающим мягко и деликатно. Необходимо держать его за руку, говорить с ним приятным голосом и помогать расслабиться. Можно сказать: «Не беспокойтесь. То, что с вами происходит, очень естественно, сейчас стоит успокоиться. Мы сделаем всё необходимое, чтобы вы чувствовали себя хорошо».

Пациентам, не уделявшим достаточно времени размышлениям о непостоянстве, поначалу может быть сложно принять смерть как нечто естественное и неизбежное. Большинство умирающих очень привязаны к своим семьям, имуществу, всему, что они не могут взять с собой. Нужно помочь им отпустить то, что с ними сейчас происходит, поскольку именно привязанность и цепляние вызывают такой сильный стресс и страх. Все, кто близок сейчас больному, все, кому он доверяет, должны окружить его нежной заботой и помочь ему расслабиться и всё отпустить.

В случае, если мы имеем дело с человеком, далёким от духовной практики, мы должны понимать, что одна только мысль о необходимости расстаться с семьёй и имуществом может вызвать невыносимую боль и страх. Чтобы помочь больному человеку избавиться от цепляния, можно просто мягко спросить его: «К чему держаться за это теперь? От этого вам только больнее. Всё хорошо, вы можете просто всё отпустить». Это действенный способ успокоить умирающего человека.

Если умирающий – духовный практикующий, это несколько меняет дело. Он верит, что после того, как умирает тело, дух или ум продолжают существовать. Если вы верите в то, что ум не исчезает после смерти, вы будете воспринимать привязанность иначе. Для духовного практикующего привязанность является проблемой не только на пороге смерти, она также служит помехой в момент умирания и после смерти. Именно поэтому очень важно избавиться от всех привязанностей перед смертью.

Люди могут привязываться ко множеству разных вещей. Наиболее сильную привязанность они обычно испытывают по отношению к другим людям. Также можно чувствовать привязанность к определённому объекту, имуществу или даже красивому пейзажу. Существует великое множество вещей, которые вы обожаете и с которыми не хотите расставаться. Умирающий человек редко счастлив потерять всё, что он знает и ценит. Человек на пороге смерти хотел бы взять с собой любимых людей и ценные для него вещи, но это сейчас не в его власти. С собой не получится взять ничего. Даже если этого не хочется, придётся потерять все.

Перед смертью важнее всего отпустить всё, чем мы дорожим. Если вы привязаны к собственности, имуществу, стоит перед смертью это раздать – отдать родственникам или пожертвовать на благотворительность. Таким образом вы сможете мысленно расстаться с имуществом и почувствовать себя более свободным. Конечно же, вы не хотите оставлять родителей, братьев, сестёр, детей и супругов. Но если вы знаете, что всё равно придётся уйти, попрощайтесь с ними, пожелайте им счастья. Родственникам и друзьям тоже можно посоветовать делать хорошие пожелания умирающим в момент прощания. Им нельзя пытаться удержать умирающего, снова и снова повторяя «Не уходи, не уходи, останься». Такое проявление чувств мешает умирающему человеку в момент, когда уже очевидно, что расставания не избежать. Лучше его отпустить и позволить спокойно умереть, оставив позади все привязанности. Разрыв сковывающих уз привязанности принесёт пользу любому человеку на пороге смерти, неважно, был он духовным практикующим или нет.

Если умирает духовный практикующий и он получил в течение жизни определённые наставления о практике в процессе умирания, пришло время их использовать. На этом этапе применяют практику, которая называется «переносом сознания», на тибетском – «пхова». По сути, эта техника закладывает наилучшую траекторию движения ума из умирающего тела в тело следующего рождения.

Если умирающий – духовный практикующий, это несколько меняет дело. Он верит, что после того, как умирает тело, дух или ум продолжают существовать.

Если умирающий знаком с тем, как покоиться в состоянии равностности, сейчас важно применить это знание и умереть в этом состоянии ума. Самое главное для умирающего – быть в этот момент спокойным и не испытывать никаких тревог. Семье умирающего и тем, кто ухаживает за ним, нужно постараться не причинять ему беспокойства. Их усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы помочь человеку расслабиться, успокоиться. Умереть в спокойном состоянии ума – значит умереть достойно.

Когда меня приглашают к умирающему, я всегда действую примерно одинаково. Для начала я выясняю, во что умирающий человек верит, в чём его убеждения. Затем пытаюсь понять, что было хорошего в его жизни, что придавало ей смысл. Если человек – духовный практикующий, я напоминаю ему о его практике, стараюсь освежить в его памяти то, чему его учили и что он практиковал.

Существуют различные взгляды на то, что следует говорить серьёзно или неизлечимо больному человеку о его состоянии. С одной стороны, может показаться, что стоит сообщить умирающему правду о его болезни. С другой – правда может быть крайне болезненной для пациента и ему будет очень тяжело её принять. В последние годы на Западе врачи стремятся рассказать пациенту о его болезни то, что они считают правдой. Если болезнь не поддаётся лечению, они прямо выскажут своё мнение, иначе им будет казаться, что они лгут. На Востоке врачи чаще лгут пациенту, нарочно скрывая правду. Почему в этот момент врачи лгут? Что ими руководит? В данном случае мотивация врача может быть вполне благой. В каком случае врач скрывает от пациента правду из лучших побуждений? Многие врачи на Востоке полагают, что ум обладает определённой силой. Поэтому вместо того, чтобы говорить о неизлечимости болезни, врач скажет: «С вами всё будет в порядке. Если вы продолжите прикладывать усилия и будете стремиться выздороветь, вы можете выжить. Бывали случаи, что люди выздоравливали. Не оставляйте надежды». Такие слова врача могут прибавить пациенту сил для борьбы с болезнью. Когда в первый раз диагностируют серьёзную болезнь, например рак, врачу может быть доступна статистика, которая делает надежду на выздоровление весьма сомнительной. Но при этом у него всегда есть выбор, каким образом донести эту информацию до пациента.

Последние исследования западных учёных показали, что пациенты могут определённым образом контролировать ход болезни с помощью силы ума. Это также соответствует буддийскому учению. Услышав от врача позитивное мнение о ситуации, пациент может подумать: «Доктор сказал, что я могу выздороветь. Я буду правильно питаться, принимать лекарства и выполнять упражнения, чтобы окрепнуть». Человеку становится легче, у него теперь есть надежда. Он чувствует, что появился шанс на выздоровление. Но если вместо этого сказать пациенту: «Извините, надежды нет», пациент подумает: «Зачем мне тогда принимать лекарства?» В этот момент пациент остаётся наедине со страхом, и это может повлиять на его способность противостоять болезни.

Я считаю, что лучше всего постараться найти срединный путь, находящийся где-то между этими крайностями. Разумеется, желательно быть честным с пациентом. Но иногда, проявляя излишнюю честность, мы не вполне честны. Например, если вы скажете: «Я думаю, ваша болезнь неизлечима», это будет отражать вашу точку зрения на тот момент времени. Но что будет, если пациент впоследствии выздоровеет? Будет ли это значить, что вы солгали? В случае, если болезнь очень серьёзная, можно сказать: «Вылечить вашу болезнь непросто, но мы должны постараться. И вам, и нам нужна надежда. Мы сделаем всё, что в наших силах, и вы, в свою очередь, боритесь до конца». Тут важно не лишить пациента последней надежды.

Последние исследования западных учёных показали, что пациенты могут определённым образом контролировать ход болезни с помощью силы ума. Это также соответствует буддийскому учению.

Когда ситуация полностью безнадёжна и пациента ждёт смерть, мы изменяем подход. В этом случае нам нужно решить, как облегчить страдания пациента. Сегодня в арсенале врачей имеются очень сильные лекарства, способные облегчить боль, связанную с умиранием. Эти лекарства могут быть эффективными, но при этом могут сильно затуманить сознание пациента. Поскольку мы говорили, что во время умирания человеку необходимо оказаться в определённом состоянии ума, вопрос о том, как в конкретной ситуации применять эти препараты, может оказаться непростым.

Вам как медикам стоит полагаться на собственную мудрость. Не существует готового ответа на этот вопрос, поэтому придётся принимать решение, соответствующее конкретной ситуации. Нужно подумать, что за человек ваш пациент? Можно ли его назвать духовным практикующим? C какой болью он может справиться и как сделать так, чтобы боль не повлияла негативно на состояние его ума? Нужно понять, что лучше всего подходит конкретному пациенту и где вам нужно остановиться. Будет очень хорошо, если вы поможете человеку поддерживать определённую степень осознанности, а не погрузите его в состояние полного отсутствия. В то же время не нужно заставлять человека бесполезно страдать. Нужно найти определённое равновесие между этими двумя крайностями – и это всегда остаётся на усмотрение врача.

От людей, работавших с умирающими, я слышал, что иногда начинает казаться, будто религиозные убеждения пациента не приносят ему успокоения, а только усиливают страх на пороге смерти. Подобная ситуация может оказаться очень непростой для врача или медсестры. В буддийской традиции считается, что перед лицом смерти крайне важно простить самого себя, в буквальном смысле. Неважно, перед кем вы просите прощения или кого вы представляете в этот момент. Важнее почувствовать, что вы действительно освободились от ошибок, которые совершили в своих словах, в мыслях или в поступках. Вам нужно признать, что вы поступили неправильно, искренне попросить прощения и представить, что все ошибки очистились, растворились и были прощены. Нужно полностью отпустить эти мысли, чтобы они больше не тянули вас вниз неподъёмным грузом. Это позволит почувствовать лёгкость, ясность и спокойствие.

Врач или медсестра могут поддержать пациента в этот момент и предложить ему попробовать отпустить тяготящие его чувства и тревоги. Вы можете убедить пациента, что это возможно: «Да, у вас получится. Вы сможете всё отпустить». Но вы не сможете сами отпустить за них эти тяжёлые переживания, пациентам нужно самим оставить цепляние за эти чувства и мысли. Ваша задача – только помогать в этом. Мягко убеждая пациента отпустить все переживания и заботы, взгляните на него с теплотой и обратите на него всё своё внимание и доброту. Даже если у него не получится оставить свои страхи и беспокойство на все сто процентов, возможно, он избавится хотя бы от двадцати или тридцати процентов тревог. Если пациент обладает мудростью и открытым умом, он, скорее всего, сможет отпустить девяносто процентов мешающих чувств. Но даже если благодаря его усилиям ушло десять или двадцать процентов страхов и беспокойства, это принесёт пациенту огромную пользу. Мы можем помочь пациентам ощутить покой и позволить страху наказания исчезнуть. Мы можем помочь им отпустить цепляние за людей и вещи, которое причиняет им боль. Мы можем помочь им уйти с миром – умереть достойно.

Из книги Медитация - искусство внутреннего экстаза автора Раджниш Бхагван Шри

Беседа девятая. САНЬЯСА: УМИРАНИЕ ДЛЯ ПРОШЛОГО Для меня саньяса - вещь не очень серьезная. Сама жизнь не очень серьезна, а тот, кто серьезен, всегда мертв. Жизнь есть просто разлив энергии без всякой цели, так что для меня саньяса означает жизнь без цели. Пусть ваша жизнь

Из книги Что, не хочешь больше ходить в церковь? автора Джакобсен Вэйн

Глава 13. Последняя Глава Я увидел его знакомую фигуру, восседавшую на скамейке именно там, где мы с ним беседовали в первый раз уже более трех лет назад. Джон позвонил мне сегодня и спросил, не могли бы мы встретиться около шести часов вечера в парке, там, где началось все

Из книги Сад. Притча автора Роуч Майкл

Глава 1 СОЛНЦЕ Я увидел ее в праздничный день, День благодарения. Матери наши дружили; у ее матушки было четыре дочери, а у моей - четверо сыновей. Должно быть, они как-то встретились на базаре и задумали совместный ужин, вроде смотрин.В тот день мы с братьями работали

Из книги Свет - это Жизнь или Апокалипсис сего дня (книга 4) автора Малярчук Наталья Витальевна

Глава 2 Время шло, а она все водила меня в Сад, продолжая давать мне все новые и новые уроки, которые когда-то начались там. Это всегда случалось по ночам, и всякий раз, как только мы проходили через калитку, она больше не произносила ни слова - все обучение шло через ее глаза,

Из книги Семь горизонтов Силы автора Шерстенников Николай Иванович

Глава 3 СОЗЕРЦАНИЕ. КАМАЛАШИЛА Слова Учителя Цонкапы и, как мне сейчас представляется, смерть моей матушки сильно подействовали на меня. Не то чтобы я был подавлен или впал в отчаяние; внешне я жил обычной жизнью, продолжал свои научные исследования, занимался

Из книги Обыкновенное чудо, или Основы магии стихий автора Хольнов Сергей Юрьевич

Глава 9 COCTPAДАНИE.АСАНГА После встречи с Учителем Гунапрабхой мне было о чем подумать в течение нескольких месяцев. Обычно я гулял среди торговых рядов местного рынка или сидел у окна библиотеки, глядя на хлопковые поля и апельсиновые рощи и пытаясь представить, как же

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Глава 10 ВОИН. ШАНТИДЕВА Встреча с Учителем Асангой, наверное, более всех остальных встреч повлияла на мою повседневную жизнь. К моему удивлению, обнаружилось, что до сей поры я проявлял совсем мало интереса к текущим страданиям, которые вынужден был испытывать и

Из книги Антикризисная библия успеха автора Правдина Тамара Алексеевна

Глава 9. НЕОКОНЧЕННАЯ ГЛАВА ИЛИ УРОКИ АПОКАЛИПСИСА.

Из книги Молитвы царицы Кунти автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

Глава 8. СЛОЙ СИЛЫ В ОКЕАНЕ ВОЗМОЖНОГО (глава, претендующая на целую часть) В предыдущих главах мы говорили о пси-явлениях, об интуиции, о спящих возможностях и отказе от стереотипов. Все это теория. А важна практика, которая поможет человеку реально прикоснуться к

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

Из книги Тайм-менеджмент для молодых мам, или Как все успевать с ребенком автора Хайнц Мария Сергеевна

Глава 2. Смерть и умирание. Кюблер-Росс Шестидесятники держались еще до восьмидесятых. Но в действительности новая эпоха американской мистики началась еще при них в 1975 году, когда Раймонд Моуди опубликовал книгу «Жизнь после жизни». Это была революция, революция

Из книги Девчоночьи секреты автора Луковкина Аурика

Глава 3 Депрессия, или Самая печальная глава этой

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Как грамотное долгосрочное планирование может облегчить жизнь потенциальной молодой мамы? Долгосрочное планирование – это план реализации главных жизненных целей.Вернемся к примеру, приведенному в предыдущей главе.Я ХОЧУ В ЭТОЙ ЖИЗНИ:1. Иметь возможность не экономить

Из книги автора

Глава 8 Я – Золушка (глава для лентяек) Интригующее название, не правда ли? Ты, наверное, думаешь, что эта глава будет полностью посвящена тому, как становятся Золушками. Но ты ошибаешься, все гораздо прозаичнее. Разговор пойдет о взаимоотношениях «отцов» и «детей» на

Я немного расскажу о себе и своей жизни… У нас была счастливая семья, прожили вместе 10 лет, муж военный, мы жили в разных городах, потом вернулись к себе. У нас два замечательных сына. Но год назад муж ушел от меня к другой женщине, уход его переживала очень тяжело. Всегда думала, что нет счастливей нашей семьи, очень этим гордилась. Но сейчас он уже год как не живёт с нами. Старший сын переживает, он всё понимает, и ему тяжело. Муж приезжает к детям, иногда возит их в ту семью, хотя старшему сыну это не нравится. Мне до сих пор тяжело, я его до сих пор люблю, я не знаю, как мне себя с ним вести, сейчас почти месяц я с ним не общаюсь, легче от этого не стало. Мне многие дают советы, что правильнее вообще не общаться, а кто-то советует, наоборот, поддерживать хорошие отношения. Посоветуйте, как всё-таки быть, чтобы стало на душе полегче...

Альбина , Россия, 29 лет / 08.04.10

Мнения наших экспертов

  • Алена

    Начни с самого главного: перестань себя жалеть. Ты носишься с собственной «душой» как с писаной торбой. Ты стонешь, вздыхаешь, охаешь, ищешь жалости и сочувствия, просишь совета себе, несчастной, и, естественно, получаешь все это. Так заполняется твоя жизнь, в которой после ухода мужа появился вакуум. Но подобное заполнение жизненного пространства ущербно и даже опасно. Ты деградируешь и слабеешь. Зачем тебе костыли сочувствия? Зачем тебе урна с пеплом умершей любви на самом видном месте? Ты была счастлива эти 10 лет? Если можешь честно сказать, что да, была, то скажи бывшему мужу спасибо за 10 лет счастья и отдельное спасибо за то, что прервал ваши отношения до того, как ты успела в них разочароваться. И отпусти его с миром. Тебе не надо его избегать или пытаться дружить с ним. Что ты делаешь с соседями по дому, двору? Ты ведь не прячешься от них на лестничной площадке? И не пытаешься с ними дружить домами? Они живут своей жизнью, ты своей. Вы здороваетесь при встрече, не вызывая при этом никаких сильных эмоций друг у друга, так? Вот теперь и твой бывший - это просто сосед по жизни. Да, у вас есть общая история, но это - твое прошлое. А в настоящем подойди к зеркалу и увидишь, наконец, там молодую 29-летнюю женщину, свободную и временно одинокую, которая нуждается не в жалости и сочувствии, а в любви и уважении, причем прежде всего от тебя, Альбина. Посмотри на эту женщину в зеркале и попроси у нее прощения за то, что потратила целый год ее жизни на переживания, которые ни к чему, кроме лишних морщин, не ведут. Попроси у нее прощения за то, что забросила ее лицо, фигуру, внешний вид, что поторопилась поставить не ней крест, что забыла, чего эта женщина хотела, к чему сама стремилась. И пообещай ей, что исправишься. Начнешь интересоваться ее здоровьем, физической формой и внешностью. Вспомнишь о том, что учиться никогда не поздно и что в жизни много интересных дел и людей. Найдешь ей какое-то хобби. Пообещай ей, что через год научишься чему-то интересному, найдешь новых друзей по интересам, а возможно, и не только друзей... Тебя разлюбили? Так заполни потребность в любви своей собственной любовью к себе. Человек, который любит, уважает и ценит себя, никогда не будет чувствовать себя одиноким и никогда не будет одинок. К таким люди тянутся, как бабочки к свету.

  • Сергей

    Я не знаю, как в данной ситуации сделать так, чтобы прошло все и сразу. Наверное, таких способов и не существует вовсе. Ну, кроме гильотины, конечно. Для того чтобы сгладились и изменились чувства, нужно время. К тому же каждый человек уникален и любые утраты переживает по-своему. Кому-то потребуется неделя, чтобы все забыть и начать сначала, а кто-то может страдать годами. Это зависит еще и от того, кому что нравится. Есть натуры деятельные, любящие себя и не собирающиеся всю жизнь потратить на рыдания. Такие долго страдать не будут. А есть любители рефлексии и праздности. Эти могут слезы лить до конца жизни. Ведь чувствовать себя бедной и несчастной для многих довольно приятно. Все вокруг жалеют, участие принимают, по головке гладят. Лично я в такой ситуации, наверное, постарался бы изменить все вокруг себя и себя самого. Ведь чем больше напоминаний о прошлом, тем сложнее с ним расстаться. Знаю людей, которые после таких вот жизненных коллизий вообще забирали детей и уезжали как можно дальше. В твоем случае, возможно, стоит начать с менее радикальных шагов. Сделай, например, ремонт в квартире с заменой всего, что можно. Если сидела дома с детьми, то ищи вариант садика и выходи на работу. Смени прическу, похудей, приведи себя в порядок. Словом, начни сама себе нравиться. Поверь мне, женщина, которая нравится сама себе, нравится и окружающим. Кстати, еще посмотришь, что с бывшим мужем будет происходить, если ты похорошеешь и перестанешь вести себя как жертва. И не сиди ни в коем случае дома. Как можно чаще выходи в люди. В спортивный зал, в кино, в гости, да куда угодно. На природу с друзьями и подругами вместе с детьми выбирайтесь. К себе народ приглашай. Тогда все само собой потихоньку изменится.

Полное собрание и описание: молитва облегчающая страдания для духовной жизни верующего человека.

Молитва об избавлении от мучений умирающего выполнить последнюю просьбу умирающего православие

Иногда человек болеет долго, и если он окружен любовью, заботой - умирать легко, и все-таки страшно. Очень плохо, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его кровати, не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; его болезнь, как темная туча, висит над нами; поскорее бы он умер. И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну, как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили только потому, что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.

Но в чем же должно заключаться истинно христианское отношение к умирающему? Как, проявив христианскую любовь и мудрость, облегчить страдания близкого человека? А если он находится на грани смерти, но сам еще не чувствует этого, - стоит ли ему говорить об этом или постараться сделать так, чтобы он только в последний момент понял, что пути назад уже нет?

Есть одна склонность у христиан, которую они заимствуют у неверующих людей мира: это стремление скрыть от умирающих близких серьезность их положения и близость смерти. Господь посылает длительные предсмертные болезни как последнее средство, служащее для спасения души. Он хочет, чтобы в это время человек задумался над жизнью, заглянул в себя, осознал свою нечистоту и непригодность для вечного блаженства, ужаснулся своему недостоинству, в страхе вспомнил о Боге и с покаянием и надеждою устремил к Нему свое сердце. Этому благому Промыслу Божию часто мешают близкие тяжело больных. Оптинские старцы считали, что врач обязан предупреждать больного о приближении смерти. И, очевидно, не надо скрывать опасность от больного христианина.

Есть случаи из жизни праведников, когда они предсказывали скорую смерть кому-либо из близких, причем эти предсказания потом не оправдывались. Но те, кому они предсказывали, были впоследствии им глубоко благодарны. Это предсказание заставляло их вовремя покаяться, изменить образ жизни и в усиленных духовных подвигах приготовить себя к переходу в иной мир.

В тех случаях, когда хотят прекратить или облегчить предсмертные страдания больного, надо прибегать к усиленной молитве о нем. Преподобный Афанасий Афонский в тех случаях, когда узнавал, что какому-либо больному иноку его монастыря нет воли Божией исцелиться, совершал всенощное бдение и просил Бога, чтобы Он упокоил его, избавил от мучений, а окружающих - от тяжести длительного ухода за больным. И к утру, когда молящиеся заканчивали свои молитвы, расставался с жизнью и больной. Однако, молящимся следует заканчивать свою просьбу так, как заканчивал Свою молитву Господь в Гефсиманском саду: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).

Молитва Пантелеймону-Целителю лечит болезни, избавляет от страданий и болей. Кому молиться, чтобы выздороветь.

Друзья, давайте помолимся за Жанну -Фриске, за её выздоровление и всех тех людей, кто тяжело болен.

Православная молитва Пантелеймону-Целителю о здоровье помогает вылечиться от болезней и избавиться от болей. Святой Целитель избавляет от страданий – как физических, так и моральных, душевных невыносимых переживаний.

Пантелеймон остается главным покровителем и врачевателем для православных христиан уже третье тысячелетие. Если человек чем-то серьёзно болен или ему просто очень плохо, то усердно прочитав молитву и искренне раскаявшись в своих ранее содеянных грехах он скорее всего получит в самом скором времени избавление от своих недугов.

Помню, моя бабушка , выйдя на пенсию, часто страдала сильной зубной болью, отчего очень мучилась и переживала. Тогда ей одна знакомая подсказала, что надо почитать молитву святому Пантелеймону-целителю, и боль снимет, как рукой. Так и произошло - зубная боль бабушку оставила, а если потом и напоминала о себе, то после молитвы святому проходила.

Значение болезней и молитв об исцелении

Молясь святому исцелителю заболеваний, надо понимать, что он не сам нас исцеляет, а что Пантелеймон перенаправлят наши молитвенные воздыхания к Господу Богу и просит о даровании нам здравия.

Также каждому православному христианину надо знать и осознавать, что Господь Бог посылает нам болезни не просто так, а в наказание за наши грехи, чтобы мы раскаялись, исповедались, причастились и исправились, стали лучше.

К сожалению, до многих зачерствевших сердец невозможно достучаться даже через заболевания. И тогда Господь начинает взывать к грешнику и его совести, посылая недуги на его родных и близких людей, чаще всего ими оказываются дети или родители, любимый супруг. И очень часто, когда грешный понимает посланный ему сигнал и обращается к Богу, хвори отступают, словно их и не было.

Не стоит роптать на Святую Троицу за те испытания, которые Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой нам посылает: болезни – это обратимое явление, смерть собственная или близких людей – вот настоящее наказание за серьёзные грехи, которые Господь нам посылает, чтобы наши ожесточенные сердца смягчились и обратились к Нему.

Поэтому за свои болезни и болезни близких, особенно не сильно тяжелые, как это не парадоксально, Бога надо благодарить – ведь Он мог послать нам и более сильные, изматывающие испытания, но не сделал этого.

Поэтому если заболели Вы или Ваш ребенок, родной и близкий человек, первым делом надо не спешить к врачам (лучшие из них всегда сами уповают на Божью волю), а прибегать к горячей, искренней молитве.

Кому молиться, чтобы выздороветь

Святой великомученик и целитель Пантелеймон является главным покровителем всех врачей и больных.

Если Вас мучает какая-либо болячка либо недуг, просто помолитесь этому мученику, прочтите ему молитву, купите икону святого Пантелеймона, обязательно освященную в православной церкви, и поставьте ее дома на видное место.

Он обязательно поможет больному, страдающему от боли человеку - если не полностью излечит болезнь, то хотя бы уменьшит боль и мучения, страдания.

Это главная молитва за больных и болеющих, страждащих и страдающих от болей людей.

Данное молитвенное воздыхание можно читать не только ради излечения болезни, но и профилактических целях, чтобы дорогие Вам взрослые и дети не болели. Но из своего опыта (возможно, ошибочного, но все же) посоветую по пустякам его не дергать просто так.

Жизнь Святого Пантелеймона была очень тяжелой - он исцелял людей, а его за это наказывали, а позже и вовсе казнили. Он – очень сочувствующий и помогающий всем нуждающимся в его помощи, заботе и внимании.

Но даже после своей смерти святой помогает больным и мучающимся болями, страданиями, переживаниями людей, исцеляет их болезни и возвращает здоровье «безнадежно» больным.

Молитесь о здоровье и выздоровлении, не забывая, что при этом Вы должны также просить Господа о прощении ваших грехов и исправлении вашего поведения. И действительно старайтесь стать лушче, меньше грешить, делайте больше добрых дел, помогайте другим – и это обязательно "сработает".

МОЛИТВА СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ И ЦЕЛИТЕЛЮ ПАНТЕЛЕЙМОНУ О БОЛЬНЫХ, ОБ ИЗЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНИ, О ЗДОРОВЬЕ

О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеймоне!

Умилосердися надо мною, грешным рабом, услыши стенание и вопль мой, умилостиви небеснаго, верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от недуга, мя гнетущаго.

Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек. Посети мя благодатным посещением.

Не возгнушайся греховных язв моих, помажи их елеем милости твоея и исцели мя; да здрав сый душею и телом, остаток дней моих, благодатию Божиею, возмогу провести в покаянии и угождении Богу и сподоблюся восприяти благий конец жития моего.

Ей, угодниче Божий! Умоли Христа Бога, да предстательством твоим дарует здравие телу моему и спасение души моей. Аминь.

Читайте еще такие молитвы Иисусу Христу о здоровье больного человека, чтобы выздоровел:

Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, и избави от недуг и горьких болезней; и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

На одре болезни лежащаго и смертною раною уязвленнаго, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу и разслабленнаго на одре носимаго; сице и ныне, Милосерде, страждущаго посети и исцели: Ты бо един еси недуги и болезни рода нашего понесый и вся могий, яко Многомилостив.

Владыко, Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное.

Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоуждающа и творяща волю Твою.

Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой Пантелеймон помогает даже в безвыходных ситуациях - надо только очень сильно верить в Бога и искренне молиться о помощи, о выздоровлении больного Иисусу Христу, Богородице Деве Марии и другим святителям.

Совет новичкам: Для лечения одних болезней надо молиться одним святым, для излечения других – другим. Книжечки, какому мученику надо молиться в каких случаях, можно купить в церкви.

Сходите в церковь и поставьте там свечку и закажите молебен о здравии болящего, закажите ежедневную в течение 40 дней молитву в церкви - сорокоуст о здоровье, купите икону святого Пантелеймона-Целителя и повесьте ее на видном месте в палате больного и у себя дома, окропите святой водой свой дом или квартиру (это можно сделать самим, взяв воду в Церкви или освятив её там на праздник, а можно вызывать батюшку), а также палату больного и его самого.

Господь Бог часто творит чудеса даже в обычной жизни - и это так, если Вы в это искренне верите.

А святой Пантелеймон помогает любому человеку - независимо от социального статуса и количества его грехов.

Читайте регулярно молитву Святому Пантелеймону-целителю о здоровье родных и близких людей - и будьте здоровы, и счастливы!

В самых тяжелых болезнях и при очень сильных болях читайте акафист Пантелеймону-Целителю (это очень длинная молитва, зато и очень действенная).

Верьте, надейтесь, любите – и вам воздастся по вашей Вере, мере Надежды и силе Любви.

Будьте здоровы Вы и все Ваши близкие и дорогие сердцу, любимые люди!

Молитвы в скорбях и душевных обстояниях

Не попусти на меня, Владыко Господи, искушение или скорбь или болезнь свыше силы моей, но избавь от них или даруй мне крепость перенести их с благодарением.

Вас, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господем Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит (имена) под покровом Своим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков.

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

О, Пресвятая Владычице Богородице, преблагословенная Мати Христа Бога, Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорбей и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие, Симеоном предреченное, сердце Твое пройде: темже Убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица. Предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити: ради с верою сердечною и любовию припадаем к Тебе, яко Царице и Владычице: слыши дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо Радосте всех верных, яко мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению. Приими, Всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы пред иконами Божией Матери «Утоли моя печали»

Надеждо всем концем земли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем: угаси горящий в нас пламень греховный и покаянием ороси изсохшая сердца наша; очисти ум наш от греховных помыслов, приими мольбы, от души и сердца со воздыханием Тебе приносимыя. Буди о нас ходатаица к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских, отыми бремя грехов наших, и не остави нас до конца погибнути, и печалию сокрушенная сердца наша утеши, да славим Тя до последняго издыхания нашего.

Молитвы пред иконами Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы»

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления; воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надеждо и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Страдание выявляет в человеке подлинное

- Допустим, человек уже понимает, в чем смысл болезни, но страдания время от времени накатывают, и хочется эти временные страдания как-то ослабить. Как вы думаете, что больше всего мучает человека при болезни, сама болезнь, боль или какие мысли, чувства, эмоции?

Очень по-разному все бывает. При некоторых заболеваниях физическая боль бывает настолько мучительна, что я даже не вполне могу себе представить, какие мысли могут в этот момент сопровождать человека. Доходит порой до самых страшных мыслей о том, что лучше умереть, чем это дальше терпеть. У человека иногда просто сознание помрачается. Поэтому довольно трудно бывает этому сознанию направить волю человека на борьбу со страданием.

- Что в этой ситуации может сделать человек?

Во-первых, молиться, конечно. Молиться, как получится, может быть своими словами.

Видите ли, в чем дело, болезнь-то она тем и страшна, что отнимает силы молиться. Иногда, пока сам не заболеешь, кажется, что болезнь дает возможность больше молиться. Времени, кажется, полно, ничто не отвлекает, лежи и молись себе хоть весь день. А это не так. Когда серьезно, тяжело заболел - страдает все. Не только тело, страдает и душа, и дух. Болезнь поражает все, в том числе и волю человека. И все-таки из последних сил нужно стараться молиться. Молитва побеждает боль и укрепляет наши силы.

Второе… Напомню известную мысль отца Иоанна Кронштадтского о том, что когда тебе плохо, найди того, кому еще хуже, чем тебе, помоги ему, и Бог поможет тебе. И это действительно так. Проверено опытом.

Помню одну книгу, она была написана еще в советское время. Читал давно и имен не помню. Документальная книга про одного удивительного человека, который был очень болен, инвалид на коляске, испытывал тяжелые приступы своей болезни, но при этом умудрялся помогать куче людей вокруг. Он общался по телефону с больными, у него были знакомые врачи, аптекари. Он говорил: «Я живу потому, что помогаю другим, мне некогда страдать из-за своей болезни, потому что я вижу так много людей вокруг, которым я могу помочь!». Он был убежден, что живет только потому, что ему надо служить людям. «Как только я оставлю эту заботу о других и зациклюсь на себе, сразу умру».

Понятно, что это человек необыкновенной силы духа, и не каждый так может, но если есть хоть какая-то возможность, даже будучи в болезни, помочь тому, кому еще хуже, чем тебе, то это очень здорово, когда человек этой возможностью пользуется. Впрочем, не обязательно, кому хуже. Может и не хуже, но просто нуждается человек в помощи. Потому что одно дело, сказать - «мне не до вас до всех, мне самому настолько тошно и плохо, не трогайте меня, решайте свои вопросы и проблемы сами». Легче нам от этого не станет.

Коротко говоря, возможна такая позиция: «Мне не до вас…. Мне себе помочь нужно». И противоположная: «Мне не до себя… Есть кому и похуже». Первая - путь к углублению болезни и к унынию, вторая - к выздоровлению и радости. А если и не к выздоровлению, то значительному облегчению.

- Многие святые так же действуют. Та же Матронушка, она лежала парализованная и помогала людям

Да. А Амвросий Оптинский! Будучи совсем молодым монахом, он тяжело заболел и был почти прикован к постели. Монастырское начальство признало его полностью нетрудоспособным, и он был зачислен проживать на иждивении братии. И скольким людям этот «инвалид» смог помочь! Дожил до глубокой старости.

Есть удивительный рассказ в книге «Райские цветы с русской земли» про человека, который заболел, будучи молодым, в расцвете лет, был неподвижен. Сначала очень сильно бунтовал против этого, потом, в конце концов, что-то ему открылось, смирился, стал молиться, к нему стали приходить люди, и хоть он и продолжал болеть, но очень многим смог помочь молитвой, советом, добрым словом.

Мне запомнился один из «непридуманных рассказов» Вересаева. Читал его давно, деталей не помню. Он с восхищением рассказывает про одну женщину, из своих знакомых, которая была очень больна тяжелой и мучительной болезнью, и была она всегда радостна, и другим радость давала, хотя временами было видно по ее лицу, какие мучительные боли она переживала. В тот момент, когда у нее были приступы, никакой радости она, конечно, не могла излучать, но как только боль оставляла ее, как только приступ проходил, она снова была очень жизнерадостной. Такой радости, как у нее, у здоровых не увидеть! А ведь дни этой женщины были сочтены. И она знала об этом.

Однажды эту женщину спросили: «Как вам это удается?» - «Я живу исключительно в настоящем. В тот момент, когда боли нет, я наслаждаюсь всем тем хорошим, добрым, что я вижу вокруг себя и совершенно не думаю о том, что я всего этого скоро лишусь. Я приучила себя жить в настоящую минуту. В тот момент, когда боли нет, я вижу красоту природы и добрых людей, и я этому отдаюсь целиком и полностью. Запрещаю себе думать о том, что только что была боль и то, что боль вернется. Когда вернется, тогда вернется, но вот сейчас, когда боли нет, я буду радоваться».

Вот это умение целиком жить в настоящем моменте и видеть в нем доброе, хорошее - одно из важнейших духовных качеств. Человек очень часто несчастен, потому что он либо продолжает переживать то, что уже прошло или расстраивается из-за того, что, ему кажется, может наступить.

Получается так, что многие больные не только больше мучаются, но и больше радуются, чем обычные здоровые люди.

Наверно. Болезнь обостряет все переживания. И горькие, и радостные.

Существуют две точки зрения на страдание. Одна утверждает, что страдания возвышают и очищают человека, а другая, что страдания и боль, в том числе болезнь, озлобляют его. Кто прав? И те и другие. Все зависит от человека. Страдание выявляет в человеке подлинное. Кого-то очищает и поднимает ввысь, а кого-то озлобляет, и в одной и той же болезни один человек становится просто озлобленным негодяем, который ненавидит весь мир за то, что все здоровые, а другой наоборот, приобретает какой-то такой опыт, что все самое лучшее в нем проявляется.

Если человек неравнодушен к вопросу о том, кто он есть, во время болезни самое время напомнить себе, что вот сейчас выясняется, чего я на самом деле стою, что я на самом деле за человек. Вот сейчас станет ясным и мне и окружающим, кто я - ничтожество или нет. Если же человек меньше всего заинтересован в том, чтобы познать самого себя, тогда конечно, он может только проклинать болезнь а порой и тех, кто здоров. Любая зависть отвратительна, но зависть больного к здоровым особенно.

Первое, что приходит мне на ум - «Молебный канон Божией Матери». Этот канон в молитвословах обычно предваряется таким надписанием: «Сей канон поется во всякой скорби душевной, и обстоянии». Сила этого молитвословия проверена веками. Я думаю, что вдумчивое чтение этого канона - самое подходящее молитвенное делание во время болезни.

Особо хочу сказать о чтении Евангелия. Болезнь захватывает человека врасплох и человек может быть просто не готов к молитве в той форме, в какой ему ее предлагает Церковь. Ведь большинство наших молитв - на церковно-славянском языке. Пусть читает больной Евангелие на русском, и, прочитав главу или «зачало», или просто небольшой отрывок отложит Книгу и своими словами обратится к Тому, о Ком только что прочитал, к Иисусу Христу. В Евангелии множество рассказов об исцелениях. И Тот, Кто совершал эти исцеления тогда, может сделать это и теперь. Он ведь невидимо рядом с каждым читающим.

Людям, которые в Церкви не один год, могу сказать: я не знаю ничего лучше и прекрасней Псалтыри. Лучше царя Давида никто к Богу не обращался. Хорошо читать Псалтырь и в болезни, и в радости, и в скорби, и на «Славах» вставлять какие-то свои личные молитвенные прошения. Но это для тех, кто имеет какой-то опыт чтения на славянском языке.

Есть сейчас акафисты для болящих. Акафисты чем хороши? Они абсолютно понятны, они написаны языком, близким к современному русскому языку. И конечно, все мы знаем святых, к которым принято обращаться во время болезни, например великомученика целителя Пантелеимона.

- Ну, вот допустим, что у человека нет такой книги, да и не во всякой ситуации есть возможность читать по книге. Как боль, она долбит тебя, как капля, так и молитва - она должна быть таким быстрым ответом на каждую каплю боли. Как в единоборствах - тебя бьют, ты в этот момент должен отразить удар. Когда ты читаешь молитвы, которые неточно отражают этот удар, ты этот удар пропускаешь. Можете порекомендовать краткие молитвы, подходящие к ситуации?

Думаю, молитва молитв - «Отче наш». Она поистине универсальна, недаром Сам Господь ее дал. Многократное вдумчивое повторение этой молитвы вводит нас в «правильное» состояние духа и привлекает обильную благодать.

Много написано об Иисусовой молитве. И на боль, на страдания, эта молитва ложится очень хорошо. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Действительно, нужно видеть, какой удар против нас направлен. Если боль вызывает в нас жалость к себе и ропот против Бога (а эти мысли и чувства обязательно усиливают боль), то оружие направленное прямо против боли - молитва «Слава Богу за все!». Или: «Слава Богу за все! Достойная по делам моим приемлю».

Очень помогает, когда мы в момент боли вспоминаем какой-то свой грех и как бы идем навстречу боли, принимаем ее добровольно как искупление этого греха. Когда мы идем так навстречу боли, боль отступает. Есть еще такая молитва: «Вытерплю же это ради Господа Иисуса Христа!» Это конечно уже для христиан, для людей, относящихся к своей жизни вполне сознательно.

Мы все время говорим о мучениках, которые свою верность Христу подтвердили достойным терпением мучений. Если человек в болезни находит в себе силы пусть не благодарить Бога, потому что это уже высшее, но хотя бы достойно без ропота претерпевать, и не озлобляется до ропота против Бога и окружающих, то в какой-то степени это тоже участие в мученическом подвиге. Человек терпит ради Христа. Ну а если душа возвысится до благодарности, то воистину недалеко такой человек до Царства Божия.

- Как вообще нужно к этим страданиям относиться? Мы только что говорили о том, что страдания с одной стороны могут озлоблять, с другой стороны очищать человека. Как с этой точки зрения, как относиться к страданиям? Допустим, если как к чему-то незаслуженному, то очевидно, что переносить страдания будет тяжелее, чем, если признать некую свою ответственность за свои страдания

Любой грех, он что-то в человеке разрушает всегда. Самое страшное не то, что я нарушил какие-то законы, а то, что я что-то в себе сломал, что- то в себе исказил, что -то в себе изувечил. Каждый грех, что-то во мне уродует. А вот дальше, если что-то во мне сломано, значит, нужно это восстанавливать. Как это восстановить?

И вот тут хочется привести некую аналогию. Мы знаем, что если мы оцарапались, на такое повреждение внимания можно не обращать, ну помазал ее зеленкой - и все. Более серьезную травму нужно перевязать, на перелом - шину наложить. А совсем серьезное увечье требует долгой операции, без этого никак. Точно так же и в душе, - если малый грех, достаточно помолиться и сказать: «Господи, прости!» И все, эта болячка в душе уже зарастет. Если грех больше - нужно правило почитать, на исповеди сказать. Не обо всех же грехах на исповеди говоришь, они же забываются, особенно мелкие, но вот это нужно пронести через «позор» исповеди. За какой-то грех, если мало самой исповеди, священник налагает епитимью, потому что, бывает, что без епитимьи никак. А есть самые тяжелые грехи, которые не могут проститься без страданий. Только страдания могут это исцелить

Я в этом отношении всегда привожу пример из Синайского патерика. Был разбойник, грабил, убивал, страшные вещи делал. В конце концов, покаялся, пришел в монастырь к игумену и говорит - «вот я тот самый разбойник. Меня ищут, если найдут, то меня ждут страшные муки. Я покаялся, есть ли для меня спасение?». Игумен переодел его в рясу, сказал: «Вот в этой пещере будешь жить, молиться, тебе будут давать сухарей, воды…»

Разбойник поселился в этой пещере. Естественно, его никто не может найти, потому что никому и в голову не приходит, что он у монахов. Проходит несколько лет. Игумен интересуется, как там разбойник. Ему говорят, что он молодец, уже Господь, наверное, ему все простил, потому что он молится, плачет, читает псалмы, в общем, все как положено.

Ну и приходит один раз этот разбойник к этому игумену и говорит: «Отче, я пришел к тебе, верни мне мою разбойничью одежду, а я тебе возвращаю иноческую». Монах расстроился, говорит: «Неужели ты к старому решил вернуться?» Разбойник отвечает: «Нет, я в город пойду». Монах недоумевает - «А зачем? Разве ты не понимаешь, что тебя схватят и лютой смертью казнят?». А разбойник отвечает: «Я хочу пойти и принять именно эту смерть». - « Ну, зачем, ты же уже столько лет каешься, простил же, наверное, уже тебя Господь». - «Не дает мне покоя один мальчик, которого я зарезал без всякой нужной причины. Стал ко мне приходить этот мальчик и все время спрашивает - зачем ты меня убил. И куда бы я ни шел, и когда я один молюсь, и когда в трапезной, и когда я на богослужении, мне снова и снова является этот мальчик и снова задает этот вопрос. И чувствую я, что не будет мне покоя, не простится мне этот грех, пока не пойду я туда и не умру за этого мальчика».

Возразить монаху было нечего. Разбойник взял свою одежду, и действительно его схватили, судили, приговорили к мучительной казни, казнили. Но монахи теперь уже знают, что он спасен.

И вот вопрос возникает. Кому нужны были эти страдания? Мальчик что ли такой мстительный был, разве ему так было нужно, чтобы разбойник пострадал? Я думаю, что нет. Богу нужны были его муки? Тоже нет. Но есть какая-то тайна, какой-то закон, по которому внутренние увечья, которые мы нанесли себе не могут быть залечены никак, кроме как страданиями. Ведь Сам Господь восстановил разрушенную грехом природу человеческую пройдя через крестные муки.

И вот, мне думается, что если мы рассмотрим в этом контексте и те страдания, которые испытываем в болезни, может быть, осознаем, что нужно нам это, что нужна нам эта боль. И будем молиться: «Господи, убери эту боль, нет больше сил ее терпеть. Но если Ты знаешь, что мне это нужно, оставь…»

- У профессора, архиепископа Луки Войно-Яснецкого есть книжка «Я полюбил страдания. Исходя из сказанного вами, получается, что в идеале мы если не должны полюбить страдания, то, по крайней мере, не нужно его ненавидеть и считать его своим врагом. Оно, получается, все-таки для нас целительное лекарство, хотя и горькое.

Я думаю, что да. Я думаю, что если мы сумеем увидеть в наших страданиях высокий смысл, все совершенно изменится. Странно, наверное, мне, православному священнику, цитировать такого человека, как Фридрих Ницше, но одно его высказывание мне очень нравится: «Человек вынесет любое «КАК», если будет знать, «ЗАЧЕМ»». Не может этот мир, «юдоль плача», быть без страданий. Нельзя пройти по этой жизни без скорбей и болезней, и достоинство человека как раз и заключается в том, чтобы их пронести как должно, чтобы эти страдания не сломали нас. Кто-то сказал, что Христос не для того пришел, чтобы избавить нас от страданий, а чтобы наши страдания стали, как Его.

Если в продолжение первой фазы следует постоянно быть вместе с горюющим, то здесь можно и нужно дать человеку побыть одному, если он этого хочет.

Но если он пожелает с вами поговорить, необходимо всегда быть в его распоряжении, выслушать его и поддержать.

Как уже говорилось, горюющий человек может бы очень раздражительным. Пострадавший упорно отстаивает мысль, что, так как он перенес такое горе, то он «имеет право на самые невероятные привилегии». Тем не менее, понимая его состояние, надо относиться к ним более мягко, прощая многое (но не все!).

В фазе острого горя человек обнаруживает, что тысячи и тысячи мелочей связаны в его жизни с умершим. Так, он поглощен тем, что делал, что любил умерший («он купил эту книгу!», «ему нравился этот фильм», «ему нравился этот вид из окна» и т. д.), и каждая из таких мыслей увлекает его сознание в «там – и – тогда», в глубину потока минувшего, и ему приходится пройти через боль, чтобы вернуться на поверхность. Боль уходит, если ему удается вынести из глубины песчинку, камешек, ракушку воспоминания и рассмотреть их на свету настоящего, «здесь – и – теперь». Психологическое время погруженности, «настоящее в прошедшем» ему нужно преобразовать в «прошедшее в настоящем».

Если человек плачет, вовсе не обязательно его утешать. Что такое «утешение»? Это попытка сделать так, чтобы человек не плакал. У нас есть безусловный рефлекс на чужие слезы: видя их, мы готовы сделать все, чтобы человек успокоился и перестал рыдать. А слезы дают возможность сильнейшей эмоциональной разрядки. Наши слезные железы устроены таким образом, что способствуют выработке успокоительных веществ - недаром, после слез хорошо спится. Утешая человека, мы не даем возможности этому процессу свершиться. С другой стороны, как вообще можно утешить горюющего? Какое может быть утешение?

Найти смысл в трагическом событии означает найти конструктивный выход из кризиса. Первый смысл смерти в том, что определенное, правда, крайнее событие, как некий факт бытия, за которым ничего нет. Однако, это еще событие жизни, событие промежутка и, как событие жизни, имеет смысл в том, что оно обозначает, очерчивает наше бытие. Таким образом, смысл смерти в ее пределе. Но это смысл не для умерших, а для живых: им надо продолжать как – то жить. Можно привести следующий пример, у молодой матери внезапно умирает один из двойняшек 8 лет - девочка. Дети не крещеные, но мать идет в церковь, чтобы отпеть ребенка. Священнослужители отказались, мотивируя тем, что девочка не крещеная. Окрестили оставшегося мальчика, а матери сказали: «Ты по кому плачешь? Ты по себе плачешь. Ей там уже хорошо. А твои слезы эгоистичны, ты плачешь, как тебе без нее плохо, как ты страдаешь». После, эта женщина говорила, что эти слова батюшки были для нее прозрением, дали ей возможность пережить те страшные минуты.



Страдание не должно произойти незаметно, без следа, оно должно что – то изменить в нашей жизни, иначе, какой смысл человеческих мучений? Смысл в памяти. В разговоре о погибших горюющие находят утешение. Память об ушедших дает удовлетворение и опору.

Вспомним притчу.

«У одной женщины умер сын. Она обратилась с мольбой к богу: «Господи, верни его обратно, он самый лучший, он не причинил никому вреда!» Господь сжалился над бедной женщиной и ответил: «Я верну тебе сына. Обойди город и возьми по зернышку в том доме, где никто не умирал». Женщина так и сделала. К вечеру, вернувшись домой без единого зернышка, она опять обратилась к богу: «Прости меня господи, что я возвеличила свое горе. Дай мне силы пережить это горе, а помнить я сама буду вечно»

Л.В. Выготский сделал попытку ответить на вопрос: зачем беречь траур? Как относиться к страданию? Для ответа на эти вопросы он предлагает метафору: «печальна в вышине звезда моя». Два ключевые слова в метафоре – печаль и вышина. Одно без другого не существует: только печаль достигает вершины переживания, как человеческой жизни, так и человеческой трагедии. Смысл страдания - в зарубках памяти, страдая, мы определяем место умерших в своей памяти, а память хранит и это место, и то, что в нем находится. Наши близкие живы до тех пор, пока мы о них помним. В это время можно потихоньку приобщать человека к общественно полезной деятельности: отправить в школу или на работу, начать загружать домашними делами. Это дает ему возможность отвлечься от основных переживаний. Естественно, режим должен быть щадящим, так как человек все еще ослаблен.

Считается, что с горюющим человеком надо быть чрезвычайно бережным, можно даже сказать, трепетным. Но это не так. Попытайтесь представить себя в окружении людей, каждый из которых смотрит на вас жалостливым, сочувствующим взглядом. Да, вам захочется убежать от них как можно скорее, потому что все будет вам напоминать о вашей утрате.

На самом деле, на этой стадии с человеком уже можно обращаться вполне нормально и иногда даже можно с ним ссориться. Особенно замечательный метод - формирование у человека чувства реальной вины. С виной выжившего вы ничего не сможете сделать, так как она иррациональна по своим механизмам. Зато можно перенести центр тяжести в реальность. Например, можно сказать человеку, слишком на ваш взгляд увлекшемуся переживанием горя, примерно следующее: «Как тебе не стыдно! Ты занят своими переживаниями и не заботишься о тех людях, которые вокруг и которым нужна твоя помощь. Ты - эгоист!» Эти слова могут быть для горюющего, как бальзам на рану. Он не обидится на вас, а, возможно, даже будет чувствовать благодарность, так как вы как бы «позволили» ему завершить работу по переживанию горя.

И, конечно, человеку надо постоянно демонстрировать, что хотя вы и понимаете его проблему, но относитесь к нему как к обычному человеку, не делая ему никаких поблажек. Это тоже будет высоко оценено и поможет в реадаптации. Конечно, вы должны понимать, что человек находится в «состоянии горя», но ничем не показывайте это ему. Иначе получится как у учительницы, которая каждый раз сообщала классу: «А вот Коле плохих отметок ставить не буду, и не буду его спрашивать, так как у него горе», а потом была крайне удивлена, когда Коля в какой-то момент ей нагрубил и убежал из класса.

В целом, фазу острого горя можно считать критической в отношении дальнейшего его переживания, а порой она приобретает особое значение и для всего жизненного пути человека. То, как будет преодолена фаза острого горя, может определять всю стратегию дальнейшей жизни. Если позитивно - то это будет очень важный эмоциональный опыт. Если человек не справится с горем, то навсегда останется в этой фазе (перейдет в состояние патологического горя), или же ему может понравиться сочувствие и жалость, которую он вызывает, и из него сформируется профессиональная Жертва.

Самый надежный способ справиться с последствиями праздничных застолий, которые являются колоссальным стрессом для пищеварительной системы, – это не допустить переедания. Легко сказать, но трудно сделать! Как быть, если вы уже чувствуете, что переели? Журнал Cosmopolitan после консультаций с гастроэнтерологами предлагает следующий план спасательных операций по смягчению участи пострадавшего организма.

5 МИНУТ СПУСТЯ

Когда кажется, что уже больше ничего не влезет, но вы съедаете еще один кусочек, и чувствуете, что этот кусочек может выскочить обратно, тогда надо сказать себе «стоп», отложить столовые приборы и выйти из-за стола.

Вы уже нанесли своему организму сокрушительный удар, все «прелести» которого вам еще предстоит испытать. А пока, если есть возможность, следует ослабить ремень или переодеться в более свободную одежду.

Чем больше вы стеснены в движениях, тем более неудобно и напряженно вы будете себя чувствовать, что усугубит мучения пищеварительной системы.

В это время не стоит пить много воды – от этого вы почувствуете еще бóльшую переполненность организма. А вот медленное попивание теплого чая с мятой поможет расслабиться желудочно-кишечному тракту, в том числе кардиальному сфинктеру между желудком и пищеводом, нормальная работа которого приведет к отрыжке из желудка лишнего воздуха, проглоченного с едой. После избавления от избыточного воздуха вы почувствуете себя уже не таким «вздутым». (И помните что, всякий раз, когда на входе или выходе из ЖКТ происходит выпуск воздуха или газов, в нем освобождается место, что помогает еде двигаться по предназначенному ей пути).

Если же вы предпочитаете кофе, то чашка кофе также поможет работе пищеварительной системы, и вы почувствуете себя менее «нашпигованным» праздничными яствами.

15 МИНУТ СПУСТЯ

В это время очень хочется лечь, но ложиться не стоит – в горизонтальном положении на желудок оказывается бóльшее давление, а желудочный сок может попасть в пищевод и вызвать изжогу.

При болях в животе рекомендуется принять безрецептурное средство от повышенного газообразования (типа эспумизана), антацид (типа алмагеля) для снижения выработки желудочного сока, который при переедании производится в избыточном количестве, или ранитидин, который успокоит желудок и смягчит раздражение пищеварительной системы от злоупотребления едой и напитками (в том числе алкоголем). Если же вы чувствуете, что просто объелись, но не испытываете болевых ощущений, то принимать какие-либо препараты нет необходимости.

30 МИНУТ СПУСТЯ

Хотя, скорее всего, вы все еще чувствуете себя безумно объевшимся, самое время отправиться на короткую прогулку. Ходьба стимулирует работу ЖКТ. Когда вы сидите и не двигаетесь, то работа вашего ЖКТ также не отличается высокой активностью.

1-2 ЧАСА СПУСТЯ

Все еще не время спать, но и нельзя подвергать организм серьезным физическим нагрузкам. Рекомендуются легкие растяжки или упражнения из йоги, которые помогут выпустить избыточные газы из организма. Но при этом важно избегать положений, в которых голова находится ниже живота или на живот оказывается давление, т.к. это может вызвать кислотный рефлюкс.

2-3 ЧАСА СПУСТЯ

В это время почти вся еда, если не вся, переместилась из желудка вниз по ЖКТ, что снижает риск кислотного рефлюкса, и теперь можно принять горизонтальное положение.

НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ

Самая главная задача на следующий день после переедания – вернуться к обычным, «непраздничным» нагрузкам на пищеварительную систему. Вместо того, чтобы взяться с утра за недоеденный торт, лучше принять здоровый завтрак из цельных ингредиентов, содержащих здоровые жиры, белок, а также овощи и фрукты.

Даже если вы чувствуете, что «после вчерашнего» ваша одежда стала слегка тесновата, не следует резко ограничивать себя в калориях и пропускать регулярные приемы пищи, но при этом лучше отдавать предпочтение легкой еде. Резкое ограничение в еде вызовет сильный аппетит и может подтолкнуть вас в новую пропасть переедания.

На следующий день полезно дать организму какую-то физическую нагрузку, хотя бы минимальную – например, отправиться в поход по магазинам за праздничными покупками. Положительные эмоции помогут вам пережить день «после вчерашнего». А в конце дня прислушайтесь к своему организму и почувствуйте – он вас умоляет не переедать во время следующего праздника!