Вильгельм райх, его упражнения, камера и оргонная энергия. Глава седьмая рассказывает доктор янг. первые упражнения. преодоление трудностей. строительство зала для занятий. физический труд и физическая усталость. пример интеллектуального упражнения. жертв




Первое и последнее: самонаблюдение и неотождествление

1. Усилие осознавать: у меня есть тело.

2. Усилие осознавать, что «я» спустилось свыше и стало частью этого организма (этого животного) с целью его развития.

3. Попытка осознать механистичность организма:

а) его привычные реакции на повторяющиеся ситуации;

б) магнетическую связь центров.

4. Испытывай возницу (интеллект) с тем, чтобы он мог изучить свое дело.

5. Формирующий аппарат сообщает «Я» о поведении организма

6. Формулирование наблюдений одновременное с самим процессом наблюдения.

7. Формулирование идей.

8. Попытка понять идеи.

9. Попытка устанавливать взаимосвязи между идеями и понимать эти связи.

10. Попытка давать определения понятиям в соответствии с установленными идеями.

11. Попытка давать объяснения жизни, людям и пр. с точки зрения механистичности, типов, мотивов, центров и др.

12. Описывай опыт; вдумывайся в идеи.

13. Производи триангуляцию, что означает имей триединую цель для каждого действия.

14. Собирай все, что ты знаешь о данном объекте в момент наблюдения за ним.

15. Практикуй конструктивное видение:

а) представляй большую октаву

б) пытайся понять место человека во вселенной

16. Соотноси каждый объект с его положением на этой шкале. Например, сигареты принадлежат к растительному миру (ми) органической шкалы. Деревья принадлежат к растительному миру. Золото в часах относится к металлу (до). Человек (си) и так далее. Весь мир природы представлен между землей (ми) и планетами (фа) большой октавы.

17. Попытайся осознать факт существования 6 тысяч миллионов людей.

18. Попытайся осознать факт смерти.

19. Осознавай весомость мнения.

20. Применяй закон октавы к своему собственному поведению. Попытайся понять когда любой импульс достигает «ми».

21. Очищай луковицу от шелухи, что означает, обращай внимание на различные отношения к жизни, отделяя поверхностные, пытаясь приблизиться к основополагающему отношению.

22. Замечай то, что тебе приятно и неприятно. Найди сущностное желание.

23. Найди главную черту.

24. Прилагай бескорыстные усилия.

25. Определи свою роль.

26. Ставь перед собой невыполнимые задачи.

27. Иди против своих склонностей.

28. Выводи свои склонности за рамки естественных желаний.

29. Если человек вынуждает вас пройти одну милю, пройди с ним вдвое больше.

30. Определяй то, что тебе действительно нужно в любой конкретной ситуации. Сознательно получай это или сознательно противопоставляй «Я» этому желанию. В любой ситуации не отождествляйся с желанием.

31. Упражняйся в интеллектуальной гимнастике, связанной со временем, пространством и движением.

32. Ищи конкретные иллюстрации и примеры идей (из опыта).

33.Пытайся осознанно выполнять инструктивную, эмоциональную и интеллектуальную работы одновременно.

34. Старайся удерживать в уме, что в любой момент ты осуществляешь одну из многих возможностей.

35. Старайся удерживать в уме, что когда ты излагаешь эти идеи кому-то или группе людей, в этот момент в мозгу у каждого человека человеческие клетки дают указания клеткам обезьяны.

36. Попытайся осознать, что сам человек является космосом. Что этот организм является планетой или глобусом данного «Я». Что этот организм содержит клетки соответствующие классам природы.

37. Пытайся осознавать процессы, происходящие в подцентрах: эмоциональном и двигательном подцентрах интеллектуального центра, интеллектуальном и инстинктивном подцентрах эмоционального центра, интеллектуальном и эмоциональном подцентрах инстинктивного центра.

38. Старайся удерживать в уме и осознавать, что мы постоянно получаем воздействия из всей нашей вселенной.

39. Попытайся осознать, что этот организм, на самом деле, просто пузырь. Что на самом деле, вся материальная или проявленная вселенная взаимосвязана с потенциальной вселенной, как тень с субстанцией.

40. Давай всем пяти точкам необходимую работу.

41. Попытка использовать формирующий аппарат как мускул, напрямую и независимо от бормочущего голоса (внутреннего разговора).

42. Попытка одновременно повторять выученное наизусть стихотворение и серии чисел, используя формирующий аппарат для чтения стихов и звуковой аппарат для счета.

43. Прокручивай фильм [о событиях своей жизни].

44. Представляй в деталях объект, с которым связаны идеи.

45. Придерживайся основы, третьей силы, нейтральной позиции во всех и каждой ситуации. Как говорится, импровизируй .

46. Очаровывай.

47. Пытайся практиковать осознанную мораль.

48. Пытайся думать о разумных вещах, которые можно совершить или сказать в конкретной ситуации. Каждое событие является потенциально завершенным циклом. Но обстоятельства обычно искажают это или, в лучшем случае, отражают только кривизну. В определенной ситуации: (а) постарайся определить то, что нужно с разумной точки зрения для завершения этого процесса, (б) вноси то, что нужно.

перевод Галины Савченко

«Броня блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого - обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы.»
Вильгельм Райх

Психологические проблемы (по Вильгельму Райху ) – следствие застоя в организме биологической (сексуальной) энергии. Подобный застой приводит к напряжению соответствующих энергетических блоков на мышцах. Это напряжение, становясь хроническим, еще сильнее подавляет свободное движение энергетических потоков. Рано или поздно оно приводит к образованию "мышечного панциря", что создает благоприятную почву для развития невротического характера, так как подавляется естественная эмоциональная деятельность человека.

Проводя день за днем, год за годом в подобном корсете, человек становиться все более и более "тяжелым", он скован тем грузом эмоций что таскает на себе в виде своеобразной одежды, панциря. В итоге человек перестает замечать свою скованность и безжизненность, теряет живой интерес к жизни и полностью перемещается в голову где проводит всю свою жизнь.

Вильгельм Райх разработал ряд техник позволяющих довести тело до состояния полного изнеможения и, в моменты когда уже совершенно нет возможности удерживать напряжение – как следствие расслабляются и те, давно забытые зажимы, блоки. И тогда, возможно впервые, человек ощущает себя ЖИВЫМ, свободным... Он может спросить потом: как раньше я мог жить и не замечать этого?
Семинар состоит из семи частей, каждый из которых снимает напряжения в семи сегментах тела: глаза, рот и челюсти, горло, руки, сердце, живот, область гениталий и ноги.

На семинар необходимо взять спортивную или просто удобную одежду и чистую воду.

Обращаем Ваше внимание, что предварительная запись на семинар обязательна. Записаться, а так же получить дополнительную информацию можно по телефону:

ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ

Вильгельм Райх - выдающийся австрийский психоаналитик и мыслитель, основатель телесно-ориентированной психотерапии. Райх вводит понятие «броня» характера, которая проявляется на всех уровнях человеческого поведения: в речи, жестах, позах, телесных привычках, мимике лица, стереотипах поведения, способах общения и т.п. «Броня» блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого - обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы.

Для расслабления телесной «брони» Райх разработал ряд специальных техник, включающих в себя: прямые манипуляции с телом; работу по имитированию и провоцированию эмоциональных состояний; выполнение специальных движений и физических упражнений; работу над освобождением звука при эмоциональных напряжениях.

Обусловленности Раннего Детства (Эмоциональные и Психологические Обусловленности)

Попытки остановить энергию происходят в связи с нашими обусловленностями раннего детства и в связи с естественной и разумной нуждой каждого организма сохранить свою жизнь. Ребенок, который растет в доме, где выражения гнева просто не терпят и не разрешают, учится не выражать гнев для того, чтобы завоевать расположение родителей. Блокируя чувство и сдерживая энергию, ребенок постепенно становится энергетическим и эмоциональным калекой. Каждый раз, когда этот ребенок злится, его могут закрывать в его комнате, бить, кричать на него или же родители могут унижать его словесно, следовательно, та любовь со стороны родителей, в которой он нуждается, исчезает. Он быстро понимает, что если он хочет их любви и расположения, он должен найти способ не злиться или, по крайней мере, не выказывать это чувство. Он становится скованным, напряженным и неестественным.

Родители, которые постоянно ругаются или родитель, который бьет или постоянно запугивает ребенка, создают в нем связку страх-вина, которая может существовать всю его жизнь. Такой ребенок поневоле будет большую часть времени находиться в страхе или даже ужасе. Страх создает невероятный стресс, как психологический, так и физиологический, и становится абсолютно невозможным жить и чувствовать подобные страх и стресс. Для ребенка становится необходимым найти способы блокировать переживание таких чувств, чтобы существовать, сохраняя относительно здоровую психику.

То же самое происходит с ребенком, который постоянно подвергается ситуациям, которые причиняют ему боль, психологически или физически. Он находит способы убивать свои чувства, чтобы не чувствовать эту боль.

Неприемлемыми оказываются не только негативные эмоции. Дети прыгают и бегают и производят много шума, что является естественным откликом той живости и удовольствию, которые они чувствуют в своих телах и всем своем существе. Детям всегда говорят успокоиться, вести себя тихо, сидеть спокойно или сдерживать как-нибудь по-другому этот перехлестывающий через края поток радости и возбуждения. Они находят способ уменьшать телесные ощущения, сдерживая свое дыхание и напрягая тело, чтобы не быть причиной расстроенных чувств своих родителей, учителей, священников и других людей из того подавленного общества, в котором они живут.

И, похоже, самое сильное табу направлено против тех ручейков потока естественного удовольствия, с которым все мы рождены; желание прикасаться, желание того, чтобы прикасались к тебе, желание ощущать чувственное наслаждение наших собственных тел, таять и растворяться в другом, раскованно выражая нашу сексуальность. Именно наша сексуальность, больше чем любое другое выражение нашей энергии, подавлена и "вывернута наизнанку" нашими обусловленностями. Наши тела учатся говорить "нет" этому потоку, а наши умы контролируют, подавляют и разрушают величайший естественный дар, данный нам существованием.

Что такое Пульсация?

Пульсация является одной из причин появления живых организмов. Принцип энергетической зарядки и высвобождения, который Вильгельм Райх называл Формулой Оргазма , это та энергетическая "помпа", которая позволяет жизни вновь и вновь создавать себя заново. Естественный феномен биоэлектрической или биоэнергетической пульсации можно наблюдать на всех уровнях биологической организации, как в клетках, системах тела и органах, так и во всем организме целиком, на примере сексуальной и эмоциональной реакции.

Фундаментальным свойством действующих сил материального, а также энергетического мира является полярность, которая состоит из двух сил, позитивной и негативной. Само наше физическое существование и, естественно, то же касается и всей вселенной, зависит от сложного взаимодействия этих двух противоположных и все же взаимоподдерживающих сил. Пульсация это движение между этими полюсами; это колебание из одного аспекта в другой и обратно цикличным, ритмичным движением. Простейшую пульсацию в неорганическом мире можно видеть в обращении планет вокруг солнца и лун вокруг планет. Как отражение этого планетарного движения мы можем наблюдать ежегодно повторяющиеся циклы времен года, смену дня и ночи, и ритмичные приливы и отливы мирового океана.

В органическом мире пульсация – это тот основополагающий феномен, который является фундаментом для физического и энергетического функционирования живых организмов. Каждая из микроскопических клеток пульсирует, когда она всасывает в себя пищу извне и выбрасывает отходы из себя наружу. Амебы (одноклеточные организмы) сокращаются и расширяются в постоянном ритме, а плазма либо жидкое содержимое клетки течет, пульсируя, внутри клетки. Наше сердцебиение, которое отправляет кровь пульсировать по нашим венам это пульсация, присутствие которой мы можем почувствовать в любой момент, если достаточно сильно захотим ее заметить.

Вероятно, самая четкая пульсация в теле, которую мы можем осознать, это дыхание, и это именно та пульсация, с которой мы напрямую работаем в Пульсациях. Дыхание входит в тело и выходит из него наружу и эти внутрь-наружу, сокращение-расширение ритмические формы это основа пульсации жизненной силы в теле. Именно дыхание является связующим звеном между физическим телом и энергией или эмоциональным телом, вот почему глубокое дыхание будет стимулировать как телесные ощущения, так и эмоции, и может вызвать энергетический выброс, выраженный и физически и эмоционально.

Энергия

Воздух – не единственное, что течет внутрь и наружу тела с пульсацией дыхания. Воздух, а точнее кислород, является компонентом, необходимым для поддержания физического тела и его метаболизма. В основе биоэнергетического функционирования всех живых организмов лежит нечто иное; жизненная энергия либо жизненная сила, которая невидима, а потому неизмерима. Жизненная энергия свободно плавает в атмосфере и попадает внутрь тела и аккумулируется в нем с помощью дыхания.

Вильгельм Райх назвал жизненную энергию энергией Оргон, и это та самая энергия, которая на протяжении веков была известна на Востоке как "ки" или "прана". Райх верил, что энергия Оргон это та созидающая сила, которая является основой нашей сексуальности, и, на самом деле, всего живущего и растущего во Вселенной, Жидкости в закрытом пространстве организма или тела это посредник, через которого течет энергия жизни. Она проходит сквозь жидкости тела биоэлектрическим путем. Сокращение или расширение этой энергии в организме это то, что порождает физическое движение, а также субъективное переживание чувств, таких как удовольствие или беспокойство. Энергия несется потоком, бурлит и пульсирует во всем организме; в понимании Райха именно то, каким образом движется поток энергии в закрытых мембранах клеток и телах определяет преимущественно округлые формы всех органических форм жизни.

Пульсация Дыхания и Зарядка и Высвобождение

По мере того как пульсация дыхания становится глубже, заряд энергии накапливается в теле и этот заряд содержится внутри физических ограничений тела, а именно, в коже, мускулатуре, жидкостях и нервных окончаниях. В человеческом теле существует структура, более похожая на трубообразную, чем на сферическую, с дыханием в качестве посредника пульсации.

Представьте полую трубу, которая начинается отверстием рта и гортани и продолжается до самого низа тела. На вдохе дыхание втягивается внутрь тела, в эту полую трубу, в основном при помощи направленного вниз колебания диафрагмы; следующее за этим как результат раскрытие или расширение всей мускулатуры, от рта до низа живота, таза и гениталий позволяет всему туловищу впитать входящее дыхание и жизненную энергию. Это удар пульсации дыхания внутрь. На пике вдоха направление меняется на противоположное и по мере того как диафрагма совершает колебание, направленное вверх, воздух выбрасывается из тела наружу. В то же самое время мускулатура всего туловища мягко закрывается, по мере того как дыхание выходит наружу. Это удар пульсации дыхания наружу.

Каждый вдох это маленький акт зарядки энергией, каждый выдох это маленький акт высвобождения энергии. Этот заряд можно ощутить как покалывание или струйки энергии, распространяющиеся по разным частям тела, чувство наполненности, и как значительное повышение уровня возбуждения, в общем. Кожа может покрыться румянцем, стать красноватого оттенка, тело может слегка раздаться, а движения могут стать более широкими.

Сексуально возбужденные гениталии предоставляют нам весьма четкий пример того, что такое биоэлектрический заряд. Заряд энергии также создает в организме определенное напряжение; энергия, находящаяся внутри, стремится расшириться за пределы тела, и чем сильнее заряд и возбуждение, тем сильнее напряжение. Заряд создает потенциальную возможность для высвобождения.

На пике энергетического заряда и напряжения организм ищет способ высвободить энергию, заключенную внутри него; энергия выплескивается из своих границ и непроизвольно и конвульсивно перетекает в оргазм. Райх утверждал, что сексуальный оргазм это естественный, биологический способ, к которому прибегает организм, чтобы самостоятельно регулировать внутренний уровень энергии. Высвобождение энергии через оргазм приводит к выбросу избытка энергии и, следовательно, напряжения, оставляя тело в состоянии расслабления.

Будет важным вновь отметить, что качествами высвобождения энергии, о которых мы говорим здесь, это спонтанность, непроизвольность и свобода от сознательного контроля. Сексуальный оргазм не является чем-то, что нужно делать, а скорее чем-то, чему нужно сдаться, позволить произойти.

Райховская Формула Оргазма

Вильгельм Райх был заинтригован энергетической зарядкой и разрядкой, происходящей в теле, и обнаружил, что именно этот естественный процесс был нарушен у большинства его пациентов. Невротические пациенты, которых лечил Райх , почти всегда жаловались на какие-нибудь сексуальные нарушения, и он обнаружил, что эти пациенты всегда были также эмоционально блокированы. Они утеряли способность спонтанно и без сопротивления отдаваться чувствам или эмоциям.

Во время курса терапии, пациенты, достигая с помощью дыхания состояния высокого энергетического заряда, неизменно высвобождали энергию в форме мощного эмоционального или физического выброса энергии. После нескольких месяцев этой ориентированной на выброс терапии пациенты заметили значительное улучшение своей способности отдаваться и получать удовольствие от своей сексуальной жизни. Постепенно стало ясно, что и сексуальное и эмоциональное выражение (и подавление) действуют по одному и тому же энергетическому принципу.

Этот принцип, открытый Райхом , был назван Формулой Оргазма : Заряд (Напряжение) => Напряжение (Заряд) => Высвобождение => Расслабление. Эта ритмичная четырехфазная формула описывает естественную, биологическую саморегуляцию энергетических уровней в организме. Во время нашей дневной деятельности мы повышаем заряд энергии в теле. Во время сексуальной активности высвобождение вызвано "биоэлектрическим" насыщением, которое производит энергетический выброс через непроизвольные сокращения мускулатуры. Избыток энергии, таким образом, высвобождается.

Давайте посмотрим на Формулу Оргазма в свете того, что энергетически происходит в теле во время занятий любовью. Сексуальный заряд или возбуждение может ощущаться во многих местах по всему телу, но постепенно фокусируется в гениталиях, когда заряд высок. С генитальным проникновением, полным контактом тел, движением и углубившейся пульсацией дыхания, заряд становится еще выше, и как результат этого появляется относящееся к возбуждению напряжение.

В момент, предшествующий оргазму, движения тела становятся непроизвольными. С началом оргазма мускулатура гениталий и всего тела испытывает серии непроизвольных конвульсий, которые вызывают высвобождение биоэлектрической энергии, Высвобождаясь, заряд, который был сфокусирован в гениталиях, растекается назад по всему телу и к его периферии, создавая тонкие волны приятных ощущений во всем теле. Это фаза расслабления Формулы Оргазма .

Формула Оргазма применима к чувствам и эмоциональному высвобождению. Если человек блокирует или подавляет эмоцию, то энергия этой эмоции сохраняется в мускулатуре в виде напряжения. Повышая заряд энергии посредством дыхания (как мы поступаем во время сессии) мы получим как эффект увеличение напряжения, так как мускулатуре приходится напрягаться еще больше, чтобы удержать блок. (При таком большом напряжении мы легко можем вручную работать с мускулатурой.)

Когда заряд (и сила энергии за эмоцией) становится слишком сильным для того, чтобы его могла удержать мускулатура, энергия спонтанно высвобождается в форме эмоционального выброса, который может включать в себя движения тела, звуки и выражение чувств. Как следствие энергетического высвобождения, мускулатура (которая больше не напряжена и не удерживает блок) может придти в состояние расслабления, которое обычно переживается как приятное.

Пара Боль/Удовольствие

Во время беспрепятственного плача и рыданий или же громкого смеха, все тело находится в состоянии пульсации. Когда же человек учится блокировать плач, который является выражением эмоциональной боли или смеха, выражение радости и удовольствия, пульсация тела уменьшается и чувство цепенеет.

Например, когда ребенок переживает эмоциональную боль, которую он воспринимает, как слишком большую для того, чтобы ее терпеть, он будет пытаться не чувствовать ее. Блокируя плач, ребенок отделяет себя от переживания боли. Дыхание становится менее глубоким, чувство и пульсация уменьшаются, движение почти останавливается, и вся энергия сжимается, когда наступает оцепенение. Блокирование боли это то же, что и блокирование плача, потому что, если человек позволяет себе плакать, значит, он может себе позволить чувство печали, горя, боли.

И у гнева и у страха энергия направлена: гнев направлен наружу, а страх – внутрь. Во время блокирования боли сокращаются и внешний и внутренний удары пульсации, а весь организм чувствует все меньше и меньше и становится тупее и мертвее.

В начале 20-го века движение мистицизма было направлено на преодоление разрыва между западной и восточной философиями с теософией, эзотеризмом и растущим интересом к оккультизму. Это духовное время вдохновило Георгия Гурджиева на создание Четвертого пути — практики комплексов упражнений для гармонического развития человека. Все эти инструменты можно использовать в повседневной жизни, чтобы избавиться от состояния гипнотического сна.

Тщательные духовные практики часто сосредоточены либо на отрыве от физического, либо на строгом господстве над ним. Георгий Гурджиев не рассматривал таких практических методов принятия своего высшего «Я», полагая, что просветление может быть достигнуто без аскетизма.

Родившийся в 1866 году в Александрополе, Армения, Гурджиев был вдохновлен теософским движением и решил отправиться в Среднюю Азию и на Ближний Восток в поисках эзотерических духовных лидеров и искателей истины. По возвращении он написал серию книг, которые станут основой его духовной практики — Четвертый путь. Вторая книга в этой серии — «Встречи с замечательными людьми» подробно рассказала о встречах с духовными лидерами в его путешествии, которые были скорее вымышленными персонажами, символизирующими три предшествующие «пути».

Пути факира, монаха, йогина и четверый путь

Во время своих путешествий он был вдохновлен духовными путями факира, монаха и йогина, хотя он полагал, что их методы были успешны на порядок меньше более практичных методов их практик, утраченных в древности. В то же время он считал, что последствия современных технологий и современного общества заставляют всех погружаться в гипнотический сон.

Факир, живущий исключительно на милостыню, придает своей жизни господство над физическим телом, требуя выносливости и боли, монах сосредоточен на эмоциях через веру, религиозное рвение и жертву, в то время как йог отдает свою жизнь разуму, развивая свою внутреннюю сущность ценой пренебрежения своего тела и эмоций. Гурджиев считал эти три методы чрезмерно экстремальными путями к просветлению и что должен существовать более альтернативный четвертый путь, которым можно следовать, не жертвуя при этом некоторыми аспектами жизни.

Гурджиев заметил, что большинство путей к просветлению требует некоторой степени аскетизма, но он не хотел признавать аскетизм единственным способом и его жизнь стала этому свидетельством, хотя иногда и парадоксальным.

Несмотря на его приверженность духовному развитию, он, как известно, был немного гедонистом, любил арманьяк и опиум. Его философия была строгой, несмотря на ее отрицание религиозной жесткости. Он исповедовал эфирное мировоззрение, основанное на прагматизме и человеческих желаниях. Но это, по-видимому, лишь маленькая часть Четвертого Пути, промежуточная точка постоянного поиска, всегда ставящего под вопрос любой путь, основанный на реальности, но пытающийся соединиться с потусторонним.

Особенности концепции развития человека у Гурджиева

Итак, что же такое метод Гурджиева для примирения человечества с духовностью? Все это относится к упражнениям Четвертого Пути, известного как «Труд». По сути, это метод постоянной объективной интроспекции, чтобы стереть общественные конструкции и атрибуты, которые проникли в человека. Гурджиев дал два основных упражнения в дополнение к некоторым фундаментальным законам и концепциям.

Самонаблюдение

  • С помощью ежедневного ритуала самонаблюдения следует стремиться наблюдать за своим поведением и привычками, особенно теми, которые негативно воспринимаются другими, но делать это без осуждения или анализа.
  • Это внутреннее наблюдение выполняется одновременно с осознанием внешней среды вашего пребывания.
  • Самонаблюдение должно восприниматься без критики и должно расцениваться следующим образом: вы не являетесь тем, кем себя видите.
  • То, что вы наблюдаете — это фасад ложной личности, продукт современного общества.

Самовоспоминание

  • Самовоспоминание — это немного абстрактное понятие запоминания себя в прошлом, а не просто воспоминания о прошлом.
  • Из-за нашей неэффективной памяти теряется большая часть нашего прошлого. Мы можем чувствовать что-то абсолютное и клясться, что никогда не забудем об этом, но через несколько лет оно уходит из памяти. Если человек активно и регулярно занимается самовоспоминанием он может сделать мудрые открытия.
  • Самовоспоминание приводит к состоянию мудрого разума, свободному от всего отрицательного.

Перед самовоспоминанием следует познать самонаблюдение.

Эти процессы самонаблюдения и самовоспоминания призваны разрушить многие «Я» или фрагментацию психики посредством личных желаний, отделяющих нас от других. Гурджиев говорил о том, что у нас есть две части: сущность и личность. Наша сущность — это естественная часть, с которой мы рождаемся, а личность — это все, что искусственно перешло от общества. Наше сущность также состоит из трех центров: интеллектуального, эмоционального и физического, и нам следует «трудиться», чтоб достичь высшего интеллектуального и высшего эмоционального развития.

Есть два концептуальных учения Гурджиева, которые подводят итог его философии Четвертого Пути: Закон Трех и Закон Семи. Закон семи, также известный как Закон Октав, является фундаментальным космическим законом, который гласит: ничто в природе не движется по прямой постоянно, все в конечном итоге отклоняется. Этот всеобъемлющий закон намекает на его веру во внутреннюю связь между музыкой и природой, на мысль о том, что между определенными музыкальными интервалами требуется больше энергии для поддержания первоначальной цели. Это относиться и к непредсказуемости человеческой натуры, её целей и попыток, которые также требуют дополнительной энергии, чтобы продолжать свой первоначальный курс.

Закон трех — это еще один фундаментальный космический закон, в котором говорится, что каждое явление состоит из трех компонентов: активного, пассивного и нейтрального. Его можно рассматривать как закон трансформации, который всегда требует утверждения, отрицания и примирения. Эта триада действия создает восходящую или нисходящую октаву и символизирует каждую структуру и действие во вселенной и человеке.

Эти законы изображены в наиболее узнаваемом символе Гурджиева Четвертый Путь – эннеаграмме – 9-тиконечной фигуре в круге.

Эта связь музыки и философии повторялась во всей философии Гурджиева, когда он стал известен как музыкант. Он говорил о музыке как о какой-то объективной силе, которую можно было почувствовать так же, как змея реагирует на музыку заклинателя змей.

Идеи Гурджиева не стали широко популярными в Новой Эре и сфере самопомощи, хотя их часто классифицируют там. Четвертый путь – это концепция, которая не обращена в массы. Честное самонаблюдение может быть болезненным и вызвать беспокойство у тех, кто не готов к этому. Устранение вашей личностной маски и противодействие негативным личностным признакам требует тяжелой работы и может вызвать чувство потерянности или смущенности.

Вот почему необходимо не только противостоять желанию судить о том, что вы видите, а и просто видеть вещи такими, какие они есть. В конце концов, эта духовная практика придаст вам мудрости и искупления, возможно, даже приведет к более высокому состоянию сознания.

Видеозаписи о жизни и пути Г. Гурджиева, его последователях, практическим аспектам Четвертого Пути, наследию — Институте Гармонического Развития.

Книги и публикации

  • Восемь встреч в Париже
  • Всё и вся Рассказы
  • Всё и вся. Рассказы Вельзевула своему внуку (оригинальная версия)
  • Взгляды из реального мира
  • Вопросы и ответы
  • Встречи с замечательными людьми
  • Жизнь реальна только, когда я есть
  • Последний час жизни
  • Человек — это многосложное существо»

Бесплатно скачать книги Георгия Гурджиева можно перейдя по ссылке

Gurdjieff — De Hartmann Piano Music

Георгий Гурджиев о духовном развитии человека

Все проблемы человека - от того, что он живёт неосознанно, как машина-автомат. Техника осознанности позволяет вернуть себе осознанность каждого проживаемого момента

Практически все психотерапевтические методики, а ещё раньше - духовно-религиозные практики сходятся в одном утверждении… В каком же?

Все проблемы человека - от того, что он живёт неосознанно, как машина-автомат. Тело его пребывает в «здесь и сейчас», но, к сожалению, того же нельзя сказать о его уме. Ум человека - спит, спустив жизнь на некий «автопилот».

Либо же бродит по прошлому и будущему - то сожалея и боясь, то «лелея» и мечтая.

Так мы не замечаем, что жизнью нашей начинает управлять Кто и Что угодно, только не мы сами. Вернуть себе осознанность каждого проживаемого момента бытия, «проснуться в реальности»! Вот задача, которую ставили перед собой и своими учениками как духовные учителя-гуру прошлого, так и психотерапевты сегодняшнего дня.

Жизнь реальна только тогда, когда «Я» есть

Вся школа Гурджиева основана на простой мысли: «Что бы вы ни делали - помните себя. Это трудно.»

Гурджиевская школа «четвёртого пути» разработала много конкретнейших техник, которые стоит практиковать, если Вы всерьёз задумались о том, что же происходит с Вашей собственной реальностью, пока Вы чудачите где-то в отдалении…

Техника осознанности №1 «Сбить себя с толку»

Это ряд очень простых, но действенных упражнений по нарушению состояния «автопилота». Поняв нехитрый принцип, лежащий в основе этих практик, Вы сможете придумывать для себя новые варианты - то, что Вам больше нравится.

Дайте себе задание в течение одного дня принимать пищу, держа основной прибор (вилку или ложку) не той рукой, которой Вы привыкли. То есть, скажем, весь день правши едят, держа ложку левой рукой, а левши, соответствено, правой.

В течение недели добирайтесь до работы (или до дома с работы) другим маршрутом. Хотя бы выходите на одну остановку раньше или позже и добирайтесь пешком, но не по прямой дороге. (Что касается женщин, то здесь нужно заранее побеспокоиться об удобной обуви. И разумеется, сие упражнение не подразумевает хождения тёмным вечером по сомнительным подворотням в туфлях на шпильке. Гурджиевские практики призывают вспомнить реальность, а не напрочь забыть о ней!)

Делайте любую привычную Вам работу медленно, торжественно и аккуратно. Так, как будто бы Вы несёте (на стоянке в пустыне) чашу с драгоценными каплями живой воды.

Техника осознанности № 2 «Контроль над речью»

Ровно на один день исключите из своей речи слово «нет» и его заместитель «не». Поробуйте обходиться другими языковыми средствами для прояснения своей мысли даже на работе.

Сделайте то же самое со словом «я» и «мне», но в течение недели.

Пытайтесь осознанно проносить следующую главную гурджиевскую мантру «Я есть»

Через какое-то время подключите к ней вторую мантру «Я могу».

(Эти мантры произносятся осознанно, а не скороговоркой, и только после того, как Вы достигли каких-то успехов в осознании себя посредством упражнений перечисленных в начале нашего списка)

Техника осознанности №3 «Осознанное чтение»

Возьмите любой текст (впоследствии Вы сами будете выбирать уже НЕ ЛЮБЫЕ тексты). Прочитайте его три раза.

Первый раз - так, как Вы обычно читаете «про себя».

Второй раз прочитайте текст так, как будто бы Вы читаете его вслух другому человеку так, чтобы тот его понял.

Третий раз прочтите текст так, как будто бы это зашифрованное послание, написанное лично для Вас, с целью разрешить Ваши проблемы.

Техника Гурджиева

Эта техника была разработана Гурджиевым за семьдесят лет до того, как Карлос Кастанеда описал ее в своей книге как полученную от дона Хуана, шамана индейского племени яки. Суть ее весьма проста. Объект, на котором вы фокусируете внимание, не играет роли, важно лишь, чтобы он был хорошо вам знаком. В данном случае это ваши руки. В течение дня не забывайте неоднократно смотреть на них, а в любой свободный момент закрывайте глаза и представляйте себе их мысленный образ Чем чаще вы будете это делать, тем лучше. Вечером, лежа в постели и ожидая прихода сна, вспомните о том, что делали весь предыдущий день, и опять представьте себе мысленный образ своих рук. Сохраняйте его, пока не заснете, и скажите себе, что увидите свои руки опять, когда будете спать, а. когда это произойдет, вы осознаете, что спите.В сущности, это простая процедура, цель которой - формирование нужной вам привычки. Она, конечно, требует определенного времени для получения результата, но из всех возможных это наиболее эффективный включающий сознание механизм. Ученики Гурджиева отмечали, что проходит от трех до четырех месяцев упражнений, пока появится хоть какой-нибудь эффект, но зато этот метод работает стопроцентно.Для того чтобы повысить эффективность метода визуализации, можно попробовать выполнять подготовительные упражнения, описанные ниже. Впрочем, они принесут вам пользу независимо от того, какой метод вызова сновидений вы изберете. Они помогут научиться смещать центр своего сознания в различные части тела и дадут более полное представление о вашем собственном теле, что важно при работе с управляемыми сновидениями.Прежде всего успокойте свой разум и расслабьте тело. Затем представьте, что у вас появилась пара невидимых рук. Попытайтесь смоделировать ощущения, которые должны в них возникать, ведь вы знакомы с ощущением своих настоящих рук. Погладьте свое тело этими воображаемыми руками - от ступней, по ногам и далее по всему тел у. Постарайтесь реально ощутить, как созданные вашим воображением руки расслабляют и успокаивают вас.Теперь используйте их в упражнениях на расслабление, представляя при этом, как ваши невидимые руки проникают прямо в мышцы, напрягая и расслабляя их. Переместите центр своего сознания в эти воображаемые руки и поглаживайте ими все мышцы своего тела. Одновременно с их движением ваше внимание будет концентрироваться на тех зонах, где они находятся в данный момент.Когда вы научитесь без усилий представлять себе невидимые руки, начните использовать их для того, чтобы втягивать ими в себя энергию и направлять ее через ступни и ноги в энергетические центры организма, называемые чакрами. Представьте, что вы захватываете ими энергетические потоки и с некоторым усилием направляете их через свое тело. Полезно синхронизировать эту работу с дыхательным циклом: во время вдоха вы втягиваете в себя энергию, а во время выдоха - сохраняете ее в своем теле. Повторяйте это упражнение по меньшей мере несколько минут перед сном, и уровень вашего осознания сновидений значительно повысится.