Социальные проблемы семей с детьми-инвалидами. Основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка - инвалида Пути решения проблем семей с детьми инвалидами




Семьи, имеющие ребенка-инвалида, как правило, испытывают материальные трудности, а нередко находятся на грани нищеты. Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. Плохо развиты надомные формы трудовой деятельности, услуги "социальной няни", производства неохотно решают вопросы о гибком трудовом графике, неполном рабочем дне для матери ребенка-инвалида.

Семья детей-инвалидов, особенно матери, испытывает тяжелый психологический гнет. Не выдержав тягот воспитания такого ребенка, оставляют семьи отцы. Не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида. Возможности детей-инвалидов в сфере образования, трудоустройства, получения доходов, обеспечения жильем, участия в социальной, культурной, экономической, политической жизни значительно ограничен (И.П. Каткова, 1992). Изменение подхода от содержания детей в закрытых учреждениях к семейному воспитанию и созданию необходимых ребенку и его родителям программ междисциплинарного обслуживания вызвало интерес и определило необходимость изучения семейных стратегий микросоциальной адаптации. Только в последние годы проблемы адаптации родителей к рождению ребенка с особыми потребностями стали темой профессионального обсуждения. Практика показывает, что некоторые родители психологически опустошены и подавлены, оставаясь в этом состоянии на долгие годы, тогда как другие стремятся мобилизовать себя и других членов семьи, стараются сформировать позитивный настрой и управлять психотравмирующей ситуацией, постепенно нивелируя многие негативные стороны. Понимание психологического состояния взрослых, окружающих ребенка-инвалида, имеет практическую ценность для обеспечения более эффективных форм социально-педагогической помощи ребенку и его семье.

Исследованием проблем воспитания детей-инвалидов занимаются Алексеева Л.С., Айшервуд М.М., Багаева Г.Н., Безух С.М., Грачев Л.К., Дементьева Н.Ф., Исаева Т.Н., Ким Е.Н., Лебедева С.С., Мельникова Г.С., Усынина А.И. и другие отечественные ученые. Однако рассматривают они поставленную проблему, преимущественно, с позиции медико-профилактических, психологических, организационно-управленческих требований. В этой связи актуальность нашей темы исследования заключается в раскрытии и обосновании социально-педагогического подхода к работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.

Услуги для ребенка-инвалида в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.

Сведения показывают, что среди семей с детьми-инвалидами самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи.

Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят "докторов-светил", дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

В своей работе социальный - педагог должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Отец в семье с больным ребенком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью. Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье несколько детей с ограниченными возможностями. Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети - инвалидами практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка - инвалида, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Многие семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети - инвалиды обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.

Медико-социальные проблемы. Медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное - научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 - 3 году жизни; только у 9%, диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).

Диспансерное медицинское обслуживание не предусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) - стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживается преимущественно для детей раннего возраста.

Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.

Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рождения ребенка с ограниченными возможностями.

Остаются нерешенными многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, "слабыми" службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получении профессии и трудоустройстве, отсутствием массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке.

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми - инвалидами носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.

Задачи воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды

Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи "ребёнок - мать - семья" (мать - отец, мать - ребёнок - инвалид, мать - здоровый ребёнок, отец - ребёнок-инвалид, отец - здоровый ребёнок, ребёнок - инвалид - здоровый ребёнок). Эта микросистема находится в постоянном взаимодействии с другими микросистемами (социальные педагоги, юристы, медработники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и др.). Микросистема функционирует в контексте экосистемы - это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с семьёй, специальные реабилитационные или образовательные программы. Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки. Такие группы могут защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику, внося конструктивные инициативы во властные структуры. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только имеют большое значение в поддержке семьи - они все чаще инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной работы, помощи детям. В экосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью: средства массовой информации; система здравоохранения; система социального обеспечения; система образования.

Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические и политические факторы. Это и влияние широкого социального окружения на формирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смотрят на инвалидность своего ребёнка. Это и характер, и уровень ресурсов семьи. Это и состояние экономики, и политическая атмосфера региона или страны в целом, влияющие на содержание и качество программ, принимаемых в интересах инвалидов и их семей.

Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а, с другой стороны, нужно создать условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). И та, и другая роль негативны. С психологической точки зрения только в семье может быть выработана единственно правильная установка - адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод - инициатива реабилитации ребёнка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самой семьи. И здесь роль общественных объединений инвалидов, родителей детей-инвалидов неоценима.

Вторая точка приложения социальной работы по реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями и семьи - состыковка нисходящих и восходящих программ реабилитации. Что это такое? Нисходящая программа планируется, организовывается и контролируется главным образом государством, и ориентирована на долгосрочное исполнение и весь массив и зачастую не учитывают конкретную семью. Восходящие инициативы реабилитации из-за материальных трудностей, отсутствия методологии не находят поддержку и в лучшем случае сводятся к организации ещё одного учреждения ведомственного характера, которое решает какую-то частную задачу. Отсутствие общегосударственного подхода в реабилитации семьи не стимулирует заинтересованность власти на местах развивать технологию социальной работы с детьми-инвалидами и их родителями.

Из всего вышесказанного вытекают конкретные задачи реабилитологов, социальных работников и представителей общественных объединений. Это: превращение семьи в реабилитационное учреждение; реабилитация самой семьи; состыковка восходящих и нисходящих инициатив. Говоря проще, это забота о правах инвалидов; предоставление конкретной помощи инвалиду, его семье; принятие участия в разработке программ социального обеспечения; стимулирование усилий семьи по реабилитации ребенка-инвалида; интеграция инвалида и его семьи в жизнь местного сообщества.

"Обобщённый" психологический портрет родителей детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робостью, подозрительностью. По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся кс всем, кто пытается общаться с детьми. Жалость или удивление окружающих при виде их больного ребёнка способствует тому, что родителе начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз: они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше способствуя социальной дезадаптации ребёнка. В таких семьях больной ребёнок становится причиной семейных конфликтов, приводят" нередко к дестабилизации семейных отношений, распаду семьи, а неполная семья - это тормоз в физическом и психическом развитии ребенка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственную неполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.

По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, они приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встают проблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений с окружающими.

Ситуация в семье с появлением ребёнка с ограниченными возможностями усугубляется ещё и по причине трудностей материального порядка: возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств.

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что дефект, ограниченность ребёнка в развитии имеют два уровня компенсации, которые реализуются в соответствии с решением тех или иных задач семьи с ребёнком с ограниченными возможностями: высокий - с активным преодолением и низкий, заключающийся в приспособлении к нему (к дефекту).

Воспитание ребёнка в соответствии с первой стратегией обеспечивает удовлетворение потребностей ребёнка в признании, в самостоятельности, не ограничивает его в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Если выбрана вторая стратегия, то ребёнку прививается специфический статус, который становится организующим фактором всей жизни семьи. Роль больного, инвалида удовлетворяет потребность ребёнка в признании, любви, заботе, но существенно ограничивает его самостоятельность, развитие способностей к социальной адаптации. В связи с этим специалисты выделяют несколько особых типов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль воспитания, как гиперопёка, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, в преданности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок, отрицательно сказывается на проявлении у него инициативы, чувства ответственности и долга. Контакт с окружающими нарушается, что сказывается на последующем приспособлении ребёнка к социуму. В 50 % случаев у родителей отмечается неуверенность в своих силах, воспитательных возможностях, и они идут на поводу желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходится констатировать тот факт, что "гиперопёка ведёт к возникновению выученной беспомощности".

Реже, но наблюдается эмоциональное отвержение больного ребёнка. Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своё негативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоционального контакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении и неизлечимости болезни у ребёнка.

Благоприятным типом семейного воспитания считается "принятие и любовь", где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. Если родители хотят понять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с одной стороны, они являются окружающей средой, в которой ребёнок живет и растёт, а, с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образом развитыми.

Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводиться кропотливая серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия по более оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья.

Все услуги должны быть скоординированы таким образом, чтобы помочь детям и их семьям, поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении - забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные и необщественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида.

1. Введение 3
2. Проблемы семей, имеющих инвалидов 3
3. Консультативная помощь семейной сестры пациенту и семьям, имеющим инвалидов 7
4. Заключение 9

Список литературы10

Введение

Законодательство Российской Федерации в области социальной защиты населения, как в прочем и в других областях жизнедеятельности, во многом носит декларативный, формальный характер.

Не смотря на то, что Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» является законом прямого действия, многие его положения практически нельзя в полной мере применить в интересах людей с ограниченными возможностями.

Это касается и статьи 17 федерального закона, согласно которой - "Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг...."

В соответствии с практикой, которая уже много лет существует в России, скидка в полном объеме (50% со всей площади жилья и объема предоставленной коммунальной услуги) предоставляется только семьям имеющих детей инвалидов и взрослым инвалидам проживающих отдельно. К сожалению до настоящего времени не находит своего решения проблема предоставления скидок по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам, проживающим в семьях.

Проблемы семей, имеющих инвалидов

Основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи инвалидов после вступления в силу Федеральных законов "о разграничении полномочий власти". Проблем много, но есть "болевые точки", без решения которых о реабилитации ребенка-инвалида или инвалида с детства в семье говорить бессмысленно. Это проблемы:

  • образования детей-инвалидов и компенсаций затрат родителей на эти цели;
  • размеров компенсационных выплат и пенсий неработающим родителям и опекунам, осуществляющим уход за инвалидами;
  • транспортного обслуживания инвалидов и порядка обеспечения их техническими средствами реабилитации (ТСР);
  • проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) и разработки индивидуальных программ реабилитации (ИПР).

Чтобы их решить, необходимо:

1) Установить минимальный гарантированный стандарт размера компенсаций затрат родителей на цели воспитания и обучения детей-инвалидов (в т.ч. и на дому), опираясь на которые в регионах можно разрабатывать нормативные правовые акты и устанавливать порядок финансирования этих обязательств из бюджетов субъектов, гарантируя равенство прав детей-инвалидов, независимо от места их проживания.

2) В целях улучшения материального положения семей с инвалидами и инвалидами с детства необходимо:

Увеличить размер компенсационных выплат родителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

Увеличить размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи;

Пересмотреть порядок установления права на досрочное назначение трудовой пенсии родителям инвалидов с детства.

3) В связи с отменой ст. 30 "Транспортное обслуживание инвалидов" в 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" - рекомендовать Правительству РФ и субъектам РФ разработать соответствующие нормативные и правовые акты о компенсации страховых премий по договору "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и льготном транспортном налоге для: семей, имеющих инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и инвалидов с детства 1 группы, владельцев автотранспортных средств, приобретенных за собственный счет.

4) Упростить порядок обеспечения инвалидов ТСР за счет средств федерального бюджета (определяемый постановлением Правительства РФ от 31.12.2005)

5) Уделить особое внимание разработке нормативной базы по процедуре защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, порядку обжалования и возмещения ущерба в судебных инстанциях при проведении медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогической комиссии, разрабатывающих ИПР для инвалидов и детей-инвалидов.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов (в т.ч. и на дому), а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Это требует оперативной разработки нормативных правовых актов и установления порядка финансирования этих обязательств из бюджетов субъектов. Очевидно, что утверждаемые регионами порядки обучения и размеры компенсаций будут существенно отличаться. Но т.к. государство гарантирует равенство прав граждан независимо от места их проживания, то необходимо установить минимальный гарантированный стандарт размера таких компенсаций с целью реализации прав детей-инвалидов на воспитание и образование.

Размер компенсационных выплат родителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства необходимо увеличить как минимуму вдвое, поскольку до 50 лет неработающие матери детей-инвалидов вынуждены жить на пенсию ребенка-инвалида и компенсационные выплаты, что составляет в среднем 2-3 тыс.рублей в месяц. Поскольку это - средства, выделяемые из Федерального бюджета, большинство регионов отказалось выделять из своих бюджетов средства на пособия по уходу за ребенком-инвалидом (только 5 регионов сохранили эту меру социальной поддержки).

У матерей инвалидов с детства, пенсия которым была назначена до 2002 года, период ухода за ребенком-инвалидом исключен, вопреки Постановлению Минтруда от 17.10.03. которым внесены изменения в Указ Президента от 17 марта1994 г. N 551 "О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".

Согласно Постановлению Минтруда России "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" (утверждено постановлением Минтруда России от 17.10.03): при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости (в том числе досрочную), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Правила подсчета стажа определяются также на основании ранее действующего законодательства.

В нарушение правил подсчета общего трудового стажа (для матерей детей-инвалидов, пенсия которым назначалась до 01.01.2002) на основании ранее действующего законодательства 173-ФЗ не включает в трудовую деятельность до 01.01.2002 годы ухода за ребенком-инвалидом - п.4 ст.30.

Начиная с 01.01.2002 - по достижении 50 лет матери детей-инвалидов (воспитавшие их до 8 лет), имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии, сталкиваются с другой проблемой - включения в страховой стаж периодов ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет - которые включаются в страховой стаж только тогда, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы (при выполнении которых он подлежит обязательному пенсионному страхованию, то есть за него в ПФР поступают страховые взносы). Но т.к. каждая вторая мать ребенка инвалида не работает, то в ее страховой стаж включают только период ухода за ребенком (не более 3 лет). В результате, большинству матерей, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначают:

  • либо минимальную трудовую пенсию (с базовой частью трудовой пенсии по старости - 1200 руб., если на их иждивении находится нетрудоспособный инвалид 1 группы),
  • либо социальную пенсию (954 руб.).

И тогда суммарный доход такой семьи составляет в среднем от 3 до 5 тыс. рублей на двоих - это часто "подталкивает" мать к решению о помещении ребенка-инвалида в учреждение соцзащиты.

Очевидно, что ст.14, пп.1 п.1.ст.28, п.4 ст.30 действующего 173-ФЗ требуют соответствующих дополнений - уже есть определение Конституционного суда от 27.06.2005 N 231-О (об отцах детей-инвалидов).

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря2005 г. N 2347-р Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в 2006 "расширен" на 10 единиц.

Но сам порядок обеспечения инвалидов ТСР за счет средств федерального бюджета (с обязательным переосвидетельствованием во МСЭ, ежегодного предоставления ИПР, подачей документов в Фонд Социального Страхования и получений многочисленных подтверждений) настолько сложен, что требует от родителей огромных затрат здоровья и времени. Этот порядок необходимо пересмотреть, ограничившись, например, рекомендациями специалиста-ортопеда (как в случае направления на санаторно-курортное лечение с предоставлением путевок тем же Фондом социального страхования на основании справки лечащего врача).

Федеральным законом 122-ФЗ из закона "О социальной защите инвалидов в РФ" исключена статья 30 "Транспортное обслуживание инвалидов", а из Федерального перечня исключен "спецавтотранспорт": "вне" действующего законодательства оказалась самая тяжелая категория инвалидов-опорников.

В настоящее время инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, в случае приобретения автомобиля за собственный счет, не компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией автотранспортных средств, а с введением в действие части 2 статьи 358 Налогового кодекса ("Транспортный налог") они обязаны уплачивать и транспортный налог и осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО).

С учетом возросших налоговых ставок на автотранспорт (во всех регионах) и размера страховых выплат, дополнительные ежегодные расходы в семьях инвалидов возросли в среднем на 10-15 тысяч рублей - непомерное бремя для неполных семей с инвалидами с детства и детьми-инвалидами.

Но автотранспорт для инвалидов и детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, является единственным средством передвижения, а значит, и единственным средством для реализации своих прав на получение образования, работы, активную социализацию. Для решения данной проблемы необходимо:

1) Восстановить в 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" статью 30 "Транспортное обслуживание инвалидов", с обязательным включением в нее части первой (о проезде в общественном транспорте). Частично этот вопрос решен: на заседании Правительства 24.11.2005г. был рассмотрен вопрос по организации льготного проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения лиц, сопровождающих инвалидов и детей-инвалидов: в субъекты РФ направлено разъяснительное письмо Минздравсоцразвития и Минфина о том, что проезд лиц, сопровождающих инвалидов с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности и детей-инвалидов на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения обеспечивается путем выдачи единого проездного билета на 2 лица. Источником финансирования являются средства, выделенные Правительством РФ в виде дотаций на обеспечение равной доступности транспортных услуг льготных категорий граждан. Однако в большинстве субъектов РФ такой проездной билет продается по льготной цене.

2) Предложить субъектам РФ выступить с законодательной инициативой:

О внесении поправок в соответствующие статьи законов "О транспортном налоге" в субъектах РФ, дополнив их подпунктом о налоговых льготах (до 50% от местных налоговых ставок) для: инвалидов с детства 1 группы, владельцев автотранспортных средств, приобретенных за собственный счет, и семей, имеющих детей инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Об установлении льготных ставок при оплате страхового полиса по закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (40-ФЗ от 25.04.2002 ОСАГО) - 1) не только в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 17 184-ФЗ 5 , 2) но и в соответствии с? 181-ФЗ, дающим право субъектам РФ принимать свои меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Новые Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития №535 от 22.08.05, могут стать своеобразным механизмом дискриминации детей-инвалидов и молодых инвалидов первой группы, т.к. она определяется при установлении III степени ограничения различных способностей, вернее - неспособностей: к трудовой деятельности (с формулировкой "неспособность к трудовой деятельности"), к обучению, ориентации, общению и т.д. Реально такие инвалиды лишаются и права на санаторно-курортное лечение, т.к. повсеместно бюро МСЭ в картах индивидуальной программы реабилитации (ИПРИ) инвалидов с детства в соответствующих графах ставится прочерк

Поэтому необходимо уделять особое внимание разработке нормативной базы по процедуре защиты прав детей и их родителей, порядку обжалования и возмещения ущерба в судебных инстанциях при проведении медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогической комиссии, разрабатывающих ИПР для инвалидов и детей-инвалидов.

Консультативная помощь семейной сестры пациенту и семьям, имеющим инвалидов

Семейная медицина - это медицина, в рамках которой врач и медицинская сестра обеспечивают первичную, непрерывную и всестороннюю медицинскую помощь не только пациенту, но и членам его семьи, таким образом, в поле зрения семейной медицины находятся лица всех возрастных групп. Хорошо зная своих пациентов, семейные врач и медицинская сестра видят такие изменения в состоянии их здоровья, на которые другие специалисты, как правило, могут не обратить внимания. Поэтому так велика роль в ПМСП «команды» в целом, т.е. врача и медицинской сестры. Главными отличиями работы медицинской сестры общей практики от деятельности участковой медицинской сестры являются: тесный контакт с семьями пациентов, профилактическая направленность действий, постоянная их оценка (на основании чего планируется работа), совершенствование практических умений и постоянное повышение уровня профессиональных знаний. Медицинская сестра врача общей практики осуществляет в том числе и следующие функции:

  • проводит занятия (по специально разработанным методикам или составленному и согласованному с врачом плану) с различными группами пациентов. Например, «школы-пациентов» - (школа - бронхиальной астмы, сахарного диабета, артериальной гипертензии). Задачи медицинской сестры, ведущей занятия в указанных школах, - дать пациенту необходимые сведения о заболевании и возможных осложнениях, обозначить основные проблемы (физиологические, психологические, социальные), связанные с реакцией пациента на патологический процесс, наметить программу мероприятий и научить пациента принимать необходимые решения в конкретных ситуациях, обучить алгоритму самостоятельного осмотра например, у женщин с целью выявления ранней диагностики заболеваний молочной железы. Цель обучения - увеличение периодов ремиссии, уменьшение осложнений, стабилизация течения заболевания, а значит, уменьшение затрат на лечение и, соответственно, улучшение качества жизни.
  • оказывает консультативную помощь пациентам и членам их семей по вопросам сохранения и укрепления здоровья, медико-социальной помощи. Обучает пациентов самоконтролю и самопомощи при первых симптомах ухудшения здоровья, а членов семьи - приемам ухода за тяжелобольными.
  • организует и проводит гигиеническое обучение и воспитание населения, профилактические мероприятия - иммунопрофилактика, мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний и т.д.

Сегодня медицинской сестре общей практики нужны знания по возрастной, социальной и медицинской психологии, педагогике, менеджменту, праву. Необходимо знать современные методы профилактики, уметь правильно планировать мероприятия по укреплению здоровья, качественно выполнять основные медицинские процедуры, организовывать уход за пациентами с различными видами патологии на дому, а для этого требуется специальная профессиональная подготовка и повышение квалификации. Семейная сестра должна уметь:

Выявлять основные проблемы семьи на разных стадиях её жизненного цикла, связанных с сохранением и укреплением здоровья;

Выявлять основные социально-экономические, культурные и религиозные проблемы семьи, влияющие на состояние здоровья её членов;

Оказывать консультативную помощь семье на разных стадиях её развития по воспитанию потребности в здоровом образе жизни, по сохранению и укреплению здоровья, преодолению кризисных ситуаций;

Оценивать уровень здоровья семьи, планировать мероприятия по её оздоровлению;

Состояние здоровья населения во все времена являлось важной социальной проблемой. Ухудшение его показателей в нашей стране связано с непростой экономической ситуацией, значительным уменьшением средств, выделяемых органам здравоохранения, недостаточной эффективностью медицинских технологий, нерациональной структурой системы оказания медицинской помощи, распространенностью факторов риска, отсутствием действенной профилактики болезней и низким качеством первичной медико-санитарной помощи.

Список литературы

  1. 1. Винничук Н.Н. и др. Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях М., 2003. - 200 с.
  2. 2. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации. Составители: проф.М.В. Коробов, доценты Ж.Г.Денева, Т.Н. Шеломанова. Санкт-Петербург 2004
  3. 3. Свистунова,Е. Г. Медико-социальная реабилитация инвалидов: профессиональные аспекты/ Мед.-соц. экспертиза и реабилитация. 2003. N 2. - С. 6-12
  4. 4. Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения. МЦФЭР, 2004 год. 649 с.

В нашем обществе в течение длительного времени доминировала установка на воспитание и образование детей-инвалидов только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа. Это, по мнению специалистов, привело к созданию кризисной ситуации.

Общественный прогресс как процесс гуманизации общественных отношений с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых инвалиды и семьи, воспитывающие детей-инвалидов, являются одной из наиболее многочисленных групп.

Сегодня ситуация такова, что в органах социальной защиты на учете состоит свыше 300тысяч детей-инвалидов. Истинная распространенность детской инвалидностью значительно больше. По всем прогнозам показатель детской инвалидности будет расти. Причин для этого много. Возможности детей с умственными и физическими ограничениями, так же как возможности их семей в сфере образования, трудоустройства, получения доходов, обеспечения жильем, участия в социальной, культурной, экономической, политической жизни значительно сужены. В настоящее время отечественной и зарубежной наукой сформирована определенная теоретическая база для практических шагов для решения такой непростой проблемы, как социально-культурная реабилитация инвалидов и их семей. Практическая же работа по созданию комплексной системы учреждений ведется на протяжении последнего десятилетия.

Родители ребенка с недостатками в развитии временами чувствуют себя очень одиноко. В такие моменты они обычно нуждаются в помощи, но кроме сочувствия окружающие вряд ли что могут им дать. Позаботиться о поддержке таких семей под силу только государству.

Сегодня каждая семья сталкивается с целым рядом острых проблем, которые имеют общесоциальный характер, и существует не только для семьи, но и для отдельных людей, для всех общественных институтов. Они порождены экономическими трудностями, неразвитостью социальной инфраструктуры, включая систему обслуживания, несовершенством законодательства. Эти проблемы структурируются по основным функциям семьи: экономической, репродуктивной, психологической. Накопившиеся в прошлом проблемы наложились на трудности переходного периода без адекватного механизма их решения. В наибольшей степени снижения жизненного уровня характерно для семей с несовершеннолетними детьми. В число малообеспеченных чаще всего попадают молодые семьи и семьи, имеющие двух и более детей, а также семья, воспитывающие ребенка-инвалида.

Появление в семье «особого» ребенка неизбежно влечет изменение в семейной жизни. Один из родителей, как правило, мама, занят большое количество времени удовлетворением потребностей «особого» ребенка. При этом возникают сложности с занятностью на работе, с разумным распределением семейных обязанностей, с вниманием к другим членам семьи, прежде всего детям. Больному ребенку принято отводить особую роль, чаще всего потребителя.

Тяжесть ноши, взвалившийся на плечи родителей после появления больного ребенка, немедленно сказывается на общем состоянии психического здоровья взрослых членов семьи. Угнетенность, подверженность стрессам, раздражительность, другие проявления психической неуравновешенности, а также замкнутость, чувство собственной неполноценности и вины легко поселяются в душе. Родители находятся в состоянии психологического «шока». Реализация дальнейших планов проблематична, перспективы, особенно в отношении судьбы ребенка, неясны, угнетают чувство досады, обиды. При этом в каждой десятой семье мать отмечают равнодушие или неприязненное отношение здорового ребенка к больному. Ухудшение внутрисемейных отношений происходит в 10-15% семей, и часто этот процесс сопровождается ослаблением родственных и дружеских связей, замкнутостью семьи на своих проблемах.

Родители очень редко уходят куда-либо развлечься, отдохнуть, сменить обстановку. Члены семьи не могут или не умеют изменить ситуацию, создать для себя полноценное внесемейное общение и структуру контактов. Таким образом, появление в семье больного ребенка нарушает психологический климат семьи, создавая дискомфорт и, в конце концов, само существование полной семьи становится проблематичным. Проблема психологического комфорта в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, стоит очень остро и, к сожалению, она не единственная.

Экономическое положение семей с детьми в России сегодня является одной из острейших проблем общества. Инфляция, рост цен на товары первой необходимости, в том числе детские, тяжелый переход к рыночным отношениям, безработица оказывают дестабилизирующее влияние на функционирование семьи как социального института, ее способность удовлетворять насущные потребности детей. С появлением больного ребенка финансовое положение семьи намного ухудшается. Один из родителей работает неполный рабочий день, а то и вообще не работает, а на лечение ребенка нужны значительные средства - это главные причины, усугубляющие экономическое положение всех семей с детьми - инвалидами. К тому же далеко не всем родителям удается найти разумные способы распределения семейного бюджета.

Экономические проблемы семьи в сегодняшнее сложное время очень часто заглушают стремление к реабилитации ребенка - инвалида. Кроме того, в семье помимо ребенка - инвалида могут быть и другие дети, о них тоже нельзя забывать, на их воспитание тоже необходимы средства. И если семья распадается, то, ни о каком материальном благополучии не может быть и речи, более того, средств может не хватать даже на лечение.

Женщина, которая работает, имеет довольно ограниченные возможности в профессиональной занятости. Поэтому для таких женщин нужен особый подход при подборе рабочего места. К сожалению, сейчас такой работы с семьями не ведется.

Итак, в современных условиях относительной экономической устойчивостью, позволяющей обеспечить полноценное развитие ребенка, не ущемляя потребностей других членов семьи, обладает исключительно полная однодетная семья с двумя работающими взрослыми. К таким семьям, однако, никак нельзя отнести семьи, обладает исключительно полная однодетная семья с двумя работающими взрослыми. К таким семьям, однако, никак нельзя отнести семьи, воспитывающие ребенка-инвалида.

Помимо ухудшения финансового положения, психологического дискомфорта в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, ухудшаются и жилищные условия, так как возникает потребность в специальном помещении для ребенка. Иногда его перемещение и занятие реабилитационными упражнениями требуют полного преобразования жилища, появляются специальные предметы ухода, загромождающие комнаты. Маленькое жилищное пространство начинает нести в себе угрозу здоровью со стороны санитарно-гигиенических требований и состоянию нервной системы членов семьи.

Жилые дома, магазины, учреждения, больницы, общественные здания, культурные и спортивные центры, парки и места отдыха оказываются недоступными инвалидам. Сюда же относятся и проблемы передвижения в городском транспорте, совершенно не приспособленном для инвалидов. Нерешенность этих вопросов замедляет интеграцию инвалидов в общество, а значит, и замедляет формирование адекватной реакции в общества на таких детей. До давнего времени иметь ребенка-инвалида считалось неким позором для семьи, вот и обрекала она себя на затворничество, оставаясь один на один со своими проблемами. А семей, у которых хватало сил наперекор всему радоваться жизни, каждому успеху своего ребенка и вести нормальный образ жизни, не сужая круг общения,- таких сильных и морально здоровых семей, увы, не много. Сегодня для многих стала очевидной социальная и духовная дискриминация инвалидов, о чем раньше тщательно умалчивали. В сознании российского общества проблема инвалидов и инвалидности не заняла еще подобающего места, какое она занимает в цивилизованных странах. Сейчас становится ясно, почему нельзя отмахиваться даже от самых, казалось бы, на наш взгляд, незначительных мелочей, так как для семей, воспитывающих «особых» детей, все они значительны и влекут за собой подчас еще более весомые проблемы.

К сожалению, не решен вопрос отдыха для семей, имеющих ребенка-инвалида. Отсутствуют учреждения воспитательного и госпитального типа для кратковременного содержания такого ребенка, где можно было бы снять психологический стресс.

Таким образом, значительная доля семей с детьми-инвалидами в нашей стране не в состоянии самостоятельно справиться с возникшими трудностями и нуждается в государственной поддержке. Перед семьями, имеющими детей-инвалидов, остро стоят те же проблемы, которые присущи каждой семье нашего общества. Это вопросы, связанные с социально-экономическим приспособлением для нормального функционирования семьи, для ее гармоничного существования.

Но наряду с общими, у таких семей есть ряд проблем, присущих только им,- это проблема психологического комфорта, проблема финансового характера, жилищного вопроса. Такое положение в значительной степени создалось из-за того, что до недавнего времени на семью обращалось слишком мало внимания, а кризисные явления в обществе окончательно усугубили ее положение.

Сегодня на семью навалилось столько проблем, что самостоятельно с ними справиться она не может, даже имея здорового ребенка, не говоря уже о семьях, воспитывающих детей-инвалидов, где все проблемы принимают гипертрофированные размеры. Это связано с перестройкой нашего общества в целом и с экономическими и идеологическими процессами, происходящими в нем. Если раньше ребенок в семье, можно сказать, был центральной фигурой, то сейчас нередки случаи отведения ребенку второстепенного и третьестепенного места.

Зачастую в семьях распространенно насилие и жестокость по отношению к детям. Сегодня к ребенку предъявляются либо неадекватные, завышенные требования, либо наблюдается полное игнорирование ребенка и невыполнение по отношению к нему установленных законом обязанностей. Поэтому в стране так велика детская смертность, растет детский алкоголизм и детская преступность, растет число детей-бомжей, лишенных жилья и детей, не получающих образования.

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка-инвалида увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м 2 полезной площади на одного члена семьи, редко -- отдельная комната или специальные приспособления для ребенка.

В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.

Услуги для ребенка-инвалида в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.

Сведения показывают, что среди семей с детьми-инвалидами самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи.

Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Отец в семье с больным ребенком -- единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью. Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье несколько детей с ограниченными возможностями. Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети - инвалидами практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка- инвалида, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Многие семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети- инвалиды обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.

Медико-социальные проблемы. Медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное -- научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 -- 3 году жизни; только у 9%, диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).

Диспансерное медицинское обслуживание не предусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) -- стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживается преимущественно для детей раннего возраста.

Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.

Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рождения ребенка с ограниченными возможностями.

Остаются нерешенными многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получении профессии и трудоустройстве, отсутствием массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке.

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми- инвалидами носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.

Семьи с детьми-инвалидами нуждаются в особом внимании и заботе государства. Наличие в семье ребёнка с ограниченными возможностями создает дополнительные сложности не только в материальном отношении, но и в психологическом.

Понимание типологических особенностей семей с детьми- инвалидами, их проблем важно для эффективного выстраивания системы социальной поддержки данной категории семей. И здесь многое зависит от профессионализма социальных работников, призванных оказывать помощь семьям с детьми инвалидами, содействовать обеспечению их необходимыми средствами, знаниями, навыками.

Типология и основные проблемы семей с детьми-инвалидами

Важное место в системе социальной защиты занимают семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями. Отличительным проявлением инвалидности является нарушение здоровья со стойкими расстройствами функции организма, обусловленными заболеваниями, последствием травмы или врожденными дефектами.

К детям-инвалидам относятся лица несовершеннолетнего возраста, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития, роста ребёнка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, к обучению, общению, игровой и в будущем трудовой деятельности. Ребёнок, будучи инвалидом, сталкивается с затруднениями в обеспечении потребностей личной и социальной жизни. В нынешних условиях с учетом целесообразности перехода к более гуманной терминологии вместо понятия «инвалид» всё чаще используется понятие «лицо с ограниченными возможностями». Дефектологи Германии в обозначении детей- инвалидов применяют такие словосочетания, как «дети с нарушениями» или «дети с образовательными трудностями».

В отличие от взрослых, в отношении детей не устанавливается группа инвалидности. Статус ребёнка-инвалида устанавливается до достижения 18 лет или до улучшения состояния здоровья. После совершеннолетия такой ребёнок может быть признан инвалидом с детства (1,2 или 3 группы).

В нормативных документах определены объективные критерии для признания ребёнка инвалидом. Среди них: проблемы со здоровьем и нарушение функций организма, вызванные заболеваниями, травмами или дефектами; ограничение жизнедеятельности - сюда входит полная или частичная утрата способности обслуживать себя, работать, общаться, передвигаться и совершать другие активности; нуждаемость в помощи, социальной защите и (или) реабилитации.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире около 15% населения являются инвалидами. В Российской Федерации, по данным Агентства социальной информации насчитывается не менее 15 млн. инвалидов, включая тех, которые не регистрируются. По официальным же данным насчитывается около 13 млн. человек.

Если рассматривать количество инвалидов той или иной категории, то в нашей стране за последние годы их порядок не меняется. В процентном соотношении больше всего инвалидов III группы - 43,2%. Значительно количество инвалидов II группы - 40,9%. Число инвалидов I группы равно 15,9% от общего числа инвалидов.

Применительно к инвалидности детей и подростков статистика свидетельствует об их росте за последнее время. В 2009 г. в Российской Федерации насчитывалось детей-инвалидов около 520 тыс. человек, в 2010 г.- 541 тыс., в 2012 г.- 568 тыс. человек, в 2015 г.- 612 тыс. человек. По сообщению пресс-службы Пенсионного фонда России, к началу 2017 г. в нашей стране насчитывалось 617 тыс. детей- инвалидов, а инвалидов с детства 1 группы - 203 тыс. человек. Данная динамика не только подтверждает тенденцию увеличения количества детей с ограниченными возможностями в нашей стране, но и свидетельствует об её устойчивости.

Детская инвалидность в современной России имеет некоторые гендерные особенности. Среди детей-инвалидов 58% составляют мальчики и 42% девочки. 1

Разнообразны причины детской инвалидности. К основным из них можно отнести:

  • - экологическое неблагополучие многих территорий страны;
  • - нарушение санитарно-гигиенических норм на значительном количестве предприятий с высокой женской занятостью;
  • - неполноценное питание опредёленной части беременных женщин, их нервное перенапряжение;
  • - наследственность;
  • - курение, употребление алкоголя, наркотиков отдельными беременными женщинами;
  • - родовые и иные травмы детей, последствия насилия и др.

Проявлениями экологического неблагополучия являются загрязнение атмосферы и водных источников. В ряде территорий страны наблюдается повышенный радиационный фон. Массовым стало повышенное содержание нитратов во многих пищевых продуктах.

В 150 городах Российской Федерации концентрация вредных веществ в атмосфере на рубеже XX-XXI вв. превышала допустимые пределы в пять раз, а в 86 городах - в десять. Около половины населения страны использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям по широкому спектру качественных показателей. Почти все водоёмы, расположенные вблизи российских городов, загрязнены промышленными отходами и в той или в иной степени опас- ны для жизни и здоровья людей.“ В таких условиях возрастают риски появления детей с врожденными патологиями.

Негативное влияние на здоровье младенцев оказывает практика нарушения санитарно-гигиенических норм на значительном количестве производств с высокой женской занятостью. В отдельных цехах, где работают в основном женщины, присутствуют пары вредных для здоровья химических соединений, наблюдается повышенный уровень шума, вибрации, излучений и др.

Из 30 млн. работающих российских женщин детородного (фертильного) возраста в начале XXI в. почти 10% (2,7 млн.) трудились в условиях, которые не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям. По мнению некоторых авторитетных ученых (профессор Н.Ф. Измеров и др.), именно эта причина является основной в рождении детей-инвалидов. «Отсюда,- отмечал Измеров, - врожденное уродство у их детей». 1

Число представительниц прекрасного пола, работающих в тяжелых и вредных условиях, снижаются в нашей стране крайне медленно. Так, женщины, занятые на тяжелой ручной работе в промышленности, составляют 20%, в строительстве - свыше 25%, в цехах с тяжелыми и вредными условиями труда - 27%.

На внутриутробном развитии будущего ребёнка сказывается характер питания беременных женщин, эмоционально-психологическое их состояние. Важно, чтобы женщины, будучи в положении, питались полноценно. В своем рационе они не должны испытывать недостаток кальция и таких витаминных компонентов, как фолиева кислота, ри- бофламин, тиамин и др. Иначе может родиться ребёнок с малой массой тела и врожденными патологиями. Вероятность рождения нездорового ребёнка усиливается, если во время беременности женщина часто раздражалась, переживала стрессовое состояние.

Рождение ребёнка-инвалида может быть связано и с наследственным фактором. Причем негативная наследственность определяется не только материнской, но и отцовской стороной. Недопонимание этого обстоятельства нередко проявляется в стереотипном мужском мнении, что в инвалидности ребёнка виновата только мать, так как именно она вынашивала его и рожала.

Рождение детей с ограниченными возможностями может быть связанно и с употреблением будущей матерью алкоголя, наркотических средств. Инвалидом иногда становится и нежеланный ребёнок, когда после его зачатия женщина пытается безуспешно прервать беременность, выпивая различные настои, используя активное воздействие тепла и др. Всё это негативно сказывается на развитии плода, что проявляется после рождения.

Некоторые дети становятся инвалидами вследствие различных травм, из-за насилия, включая домашнее и других обстоятельств. В настоящее время некоторые работодатели активно используют труд детей и подростков, особенно из неблагополучных семей. Зачастую это происходит в нарушение действующих правовых норм. Однако дешевизна их труда делает его востребованным.

Определенное количество детей становится жертвами военных конфликтов. Подтверждением тому служит печальная статистика: на каждого ребёнка, погибшего в ходе вооруженных конфликтов, приходится трое раненных детей, которые приобретают постоянную форму инвалидности. 1

Рост детской инвалидности в России в самые последние годы объясняется не только вышеназванными факторами, но и некоторыми обстоятельствами регламентного характера. Так, у нас в стране стали действовать новые стандарты живорождения. Они допускают появление на свет детей с экстремально низкой массой тела. А это, естественно, увеличивает риски детской инвалидности.

Для ребёнка-инвалида семья является опорой в процессе его реабилитации и социализации. В настоящее время подавляющее большинство российских детей-инвалидов (около 88% от общего числа) воспитываются в семьях, что актуализирует потребность научно-теоретического осмысления классификации этих семей и специфики их проблем.

Типология семей, имеющих детей с ограниченными возможностями определяется критериальным разнообразием. Если за основу берётся характер инвалидности ребёнка, то такие семьи можно подразделить на следующие типы:

  • - семья с ребёнком, испытывающим психоневрологические заболевания;
  • - семья с ребёнком, инвалидность которого определяется заболеваниями внутренних органов;
  • - семья с ребёнком-инвалидом, испытывающим проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • - семья с ребёнком, инвалидность которого определяется нарушениями зрения и слуха;

Из общего числа детей-инвалидов, проживающих в России, преобладают лица с психоневрологическими заболеваниями. Они составляют 60% от общего количества детей, испытывающих существенные ограничения в своей жизнедеятельности. Ещё 20% детей-инвалидов приходится на заболевания внутренних органов, 10% - на заболевания опорно-двигательного аппарата и, наконец, 10% на нарушение зрения и слуха. 1

Критерием типологии семей с детьми-инвалидами может выступать реакция родителей на инвалидность. В таком случае можно выделить следующие виды семей, имеющих детей с ограниченными возможностями: а) пассивная семья с ребёнком-инвалидом; б) гиперактивная семья; в) рациональная семья, воспитывающая инвалида.

В пассивной семье родители относятся с недопониманием к возникшей проблеме, считая, что на их необычного ребёнка не следует обращать особого внимания, что он «перерастет» и т.д. В гиперактивной семье , напротив, ребёнка-инвалида постоянно стремятся лечить, привлекая всё новых и новых специалистов, покупая дорогостоящие лекарства, используя различные нетрадиционные методы оздоровления. Наконец, в рациональной семье родители стараются спокойно воспринимать создавшуюся ситуацию и активно взаимодействовать с врачом, психологом и другими специалистами, помогающими ребёнку.

Более предпочтительным для обеспечения нормального процесса развития и социализации ребёнка - инвалида является третий тип - рациональная семья. А значит, как справедливо утверждают Е.И. Зрит- нёва и Н.П. Клушина, важной задачей специалистов по социальной

работе является содействие приведению каждой семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями, к рациональному ее типу.

В реальной жизни ведущая роль по уходу за ребенком- инвалидом принадлежит женщине - матери. Поэтому семьи, имеющие детей с ограниченными возможностям, правомерно классифицировать и в соответствии с личностно-поведенческим типом матери. С учётом данного подхода можно выделить следующие типы семей с детьми-инвалидами: а) невротический тип; б) авторитарный тип семьи с ребёнком-инвалидом; в) психосоматический тип семьи; г) толерантный тип семьи с инвалидом.

Для невротического типа семьи с инвалидом характерна определенная личностно-поведенческая модель матери. В книге «Защита детей от жестокого насилия», подготовленной под редакцией Е.Н. Волковой, приводятся особенности этой материнской поведенческой мо-

дели. К её проявлениям можно отнести: пассивную личностную позиция и оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребёнка; непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у ребёнка, вторичны и являются результатом не биологического дефекта, а личностной несостоятельности матери; стремление оградить ребёнка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами; слабость и инертность при реализации поставленной воспитательной цели; постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чём-либо, что передаётся ребёнку и может явиться причиной формирования у него невротических черт характера. 1

Авторитарному типу семьи с ребенком-инвалидом соответствует властная личностно-поведенческая модель самой матери. По мнению психологов, для такой женщины свойственны: активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки советам со стороны (родственников или специалистов); неумение сдерживать гнев и раздражение, отсутствие контроля над импульсивностью своих поступков, склонность к участию в ссорах и скандалах; допущение иногда холодности или отстраненности от реальных проблем ребёнка; использование зачастую жестких форм наказания (окрики, подавление личности и даже избиение).

Психосоматический тип семьи с ребёнком-инвалидом включает в себя некоторые проявления невротического и авторитарного семейных типов. По мнению специалистов, психосоматической семье свойственны частые смены полярных настроений матери от безумной радости, до глубочайшей депрессии, вызванной малозначительным обстоятельством.

Для толерантного типа семьи с ребёнком, имеющим ограниченные возможности, характерно стремление матери принять ребёнка таким, каким он есть, побуждая его самого осваивать необходимые социальные роли и функции, а также решать посильные проблемы. Данная поведенческая модель матери предполагает её способность сдерживать свои естественные эмоции и импульсивность, ободрить и психологически поддержать своего особого ребёнка.

Как уже отмечалось, семьи с детьми-инвалидами испытывают дополнительные сложности и проблемы. К числу основных проблем этих семей можно отнести:

  • материальное и жилищное обеспечение;
  • психологическое напряжение супругов, ведущее иногда к стрессу и потери устойчивости семьи;
  • педагогическая несостоятельность некоторых супругов;
  • сложности трудоустройства членов семей, в которых есть инвалид;
  • медицинское обеспечение семей, имеющих ребёнка-инвалида

В семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, материальный достаток поддерживать значительно сложнее по сравнению с семьями, где растут здоровые дети. По некоторым данным, содержание ребенка-инвалида обходится их семьям в три раза больше, чем в случае со здоровым ребёнком. 1

Многим семьям с детьми-инвалидами не хватает финансовых средств на приобретение даже необходимых продуктов, одежды, лекарств и др. Об этом свидетельствуют социологические опросы. Одним из них является исследование, проведенное на рубеже XX-XXI вв. профессором Е.Р. Смирновой - Ярской. Ею в Саратовском областном реабилитационном центре было опрошено 127 родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями. На вопрос о том, достаточно ли у вашей семьи финансовых ресурсов, чтобы заботиться о больном ребёнке, 50% опрошенных мужчин и 66% женщин однозначно сказали «нет», а 50% мужчин и 30% женщин полагали, что они неуверенны в достаточности финансовых средств. Лишь 4% женщин и 0% мужчин ответили, что да, им хватает финансовых ресурсов для заботы о ребёнке.

Более низкий уровень материального обеспечения семей с детьми-инвалидами обусловлен определенными обстоятельствами. К основным из них можно отнести: а) затраты супругов на приобретение для ребёнка-инвалида медикаментов, вспомогательных технических средств, оплату консультантов, массажистов и др.; б) вынужденное неучастие большинства матерей в общественном производстве, периодическое оформление ими отпусков без сохранения содержания с целью лечения и оздоровления ребёнка.

Во многих семьях в связи с рождением ребёнка-инвалида ухудшаются жилищные условия. Ведь возникает потребность в специальном помещении для него. Нередко перемещение ребёнка по квартире и выполнение реабилитационных упражнений требуют расширения жилой площади. По данным Т.С. Зубковой и Н.В. Тимошиной большинство российских семей с ребёнком-инвалидом, проживают в неприспособленном для этого жилье. Каждая третья такая семья имеет лишь около 6м“ полезной площади на одного члена семьи. Маленькое жилищное пространство несёт в себе угрозу здоровью и состоянию нервной системы членам семьи.

Следующей важной проблемой семьи с ребёнком-инвалидом является психологическое напряжение супругов , ведущее зачастую к стрессу, а иногда и к распаду семьи. Это состояние формируется под влиянием таких обстоятельств, как, во-первых, тревога за судьбу ре- бёнка-инвалида, во-вторых, необходимость решения нескольких проблем, связанных с жизнеобеспечением ребёнка; в-третьих, негативное восприятие физических (умственных) недостатков ребёнка со стороны некоторой части окружающих лиц.

У родителей ребёнка-инвалида и прежде всего у матерей формируется иногда чувство собственной вины за случившееся. Это чувство нередко сказывается на родительском восприятии окружающего мира. По наблюдениям известного социолога проблем семьи А.И Кравченко, у таких мам может меняться осанка, они как будто хотят занять меньше места; у них особенная, скованная походка, не бывает громкого голоса.

Они зажаты всегда и во всём. Вина опасна тем, что провоцирует обиду, она же может превращаться в гнев и стать источником депрессии.

Непростое психологическое состояние матери ребёнка-инвалида хорошо показано в одном из интервью, приведенном в книге «Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними». Мама мальчика четырёх лет со зрительной патологией (медицинский диагноз - ринопатия) в своем интервью отмечала: «Тогда мне было обидно: «Но почему именно мне?». Я, конечно, злилась на врачей. Есть тысячи алкоголиков, наркоманов и у них - ну, слава богу, конечно, - рождаются нормальные дети. А у меня с первого дня и планирование беременности, и полный комплекс витаминов... Тяжело всё очень переживала, пока у меня в душе всё перебаливало. Ужасно, конечно, выглядела в тот момент. Очень сильно ревела. Были моменты, когда слёзы просто текут и всё, а меня шатает из стороны в сторону. Просто замкнулась в тот момент. Я никого не слушала. Вот пришли, посочувствовали, а мне от этого не легче. Боль - то моя, она всё равно со мной останется. Не то, чтобы стеснялась, что мой ребёнок имеет проблемы, я просто не

хотела что-то объяснять. Не хотела, чтобы из плохих или хороших побуждений трогали имя моего ребёнка». 1

Состояние перманентного психологического напряжения в семьях с детьми-инвалидами может спровоцировать их распад. Ему нередко предшествует устойчивое состояние стресса, которое наиболее болезненно переживает отец. Он перестает видеть какую-либо позитивную перспективу развития и социализации ребёнка-инвалида, а своё положение начинает расценивать как безысходное, тупиковое. Ситуация усугубляется и тем, что его жена практически всё своё время и внимание отдают ребёнку с ограниченными возможностями, невольно дистанцируясь от мужа. Это болезненно воспринимается им. В результате мужчина начинает чувствовать себя лишним в своей семье и порой уходит из неё, не видя иного способа выхода из такого «беспросветного» состояния. Статистика по многим регионам Российской Федерации подтверждает эту печальную тенденцию. Например, по данным на начало 2007 г. в г. Абакане 30% мужчин, имевших детей с ограниченными возможностями, не выдержали психологического напря- жения, не прекращавшихся трудностей и ушли из семьи.

Видный российский ученый, профессор психологии С.А. Бели- чева в одной из своих статей указывала на то, что нередко в семьях с детьми-инвалидами отцы разводятся. «Отцы, - писала она, - чаще всего не выдерживают психологических и материальных тягот, связанных с воспитанием ребёнка-инвалида».

Печальна и общая статистика разводов семей с детьми- инвалидами. По данным В. Кайдачаковой, из-за ряда обстоятельств, включая перманентное стрессовое состояние, в Российской Федерации распадается около 58% таких семей.

Серьёзной проблемой целого ряда семей с детьми-инвалидами является педагогическая несостоятельность некоторых супругов. Проявляется она, во-первых, в отсутствии настойчивости и системности в воспитании, обучении своих особых детей, в стремлении за них выполнить некоторые функции по самообслуживанию, во-вторых, в ослаблении внимания к другому - здоровому ребенку и др.

Определенные трудности возникают у родителей в связи с подготовкой ребёнка-инвалида к школе, особенно при его обучении на дому. Непросто родителям даётся и формирование у своих детей, имеющих ограниченные возможности, навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами.

Наличие ребёнка-инвалида в семье иногда оказывает непростое влияние на других детей (ребёнка), когда они (он) имеются в семье. Здоровым детям в такой ситуации меньше уделяется внимания, ограничиваются их возможности для досуга. Часто от полноценного ребёнка родители требуют во всём уступать своему больному брату (сестре), всячески опекать его (её), не реагировать и не жаловаться на неправильные поступки последнего (последней). Как справедливо отмечают авторы книги «Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития», всё это отражается на характере ребёнка, а иногда ведёт к нервному срыву. 1 Поэтому не удивительно, что в каждой десятой семье с инвалидом мать отмечает равнодушное или даже неприязненное отношение здорового ребёнка (детей) к больному.

Следующей проблемой семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, является трудоустройство матерей и самих подростков- инвалидов (по их желанию). Реалии современной России таковы, что надомные формы трудовой деятельности недостаточно развиты. Да и гибкие трудовые графики для женщин, имеющих ребёнка, не спешат устанавливать руководители большинства предприятий, учреждений. Ведь для них это лишние хлопоты, которые государство никак не компенсирует. По данным ряда исследователей (Н.В. Ялпаева, П.Д. Павленок, М. Я. Руднева и др.), в начале XXI века из общего числа женщин, имевших детей-инвалидов, могли работать неполный день лишь 11,7%.

В отдельных субъектах Российской Федерации существует практика квотирования рабочих мест для женщин, воспитывающих детей- инвалидов. Такой опыт накоплен в Астраханской, Курской и в некоторых других областях страны.

Не менее острой, чем трудоустройство матери, имеющей в семье инвалида, является проблема профессиональной подготовки самих инвалидов с последующим их трудоустройством. Большая часть семей с инвалидами испытывает острую проблему в получении их особыми детьми дополнительного профессионального образования без отрыва от семьи. Однако в этом деле есть и положительный опыт. На рубеже XX-XXI вв. в г. Москве профессиональное образование для детей и подростков с ограниченными возможностями велось по 13 специальностям. 1 В столице действовала специальная программа создания рабочих мест для подростков-инвалидов.

Следует заметить, что приобщение инвалидов к труду - это не только средство улучшения их материального положения, но и важнейший фактор социализации и самоутверждения. По данным многочисленных социологических опросов, наиболее высокий уровень удовлетворенности из числа лиц с ограниченными возможностями демонстрировали те из них, кто имел работу и хотел работать, как, кстати, и те, кто не работал и не хотел работать. Несчастными же себя считали те инвалиды, кто не работал, но хотел работать, и те, кто не хотел работать, но вынужден был трудиться.

Проблемой многих российских семей с детьми-инвалидами является медицинское обеспечение. Как свидетельствует целый ряд социологических исследований, проводившихся в различных регионах Российской Федерации, одной из приоритетных проблем семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, является получение ими полноценной медицинской помощи. Например, в ходе социологического опроса, проведенного в 2006-2007 гг. в Республике Башкортостан студентами филиала РГСУ в г. Уфе, были опрошены семьи с инвалидами. Из общего их числа 69% одной из основных своих проблем назвали потребность в необходимой медицинской помощи.

Сложности процесса медико-социальной реабилитации детей- инвалидов появляются зачастую из-за несвоевременной диагностики. Материалы одного из социологических исследований по этой проблеме свидетельствует, что из 243 обследованных семей с инвалидом только у 9,3% точный диагноз патологии был поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжёлые поражения ЦНС и врожденные пороки развития). Чаще всего таким детям диагноз устанавливается на первом и даже втором - третьем году жизни. Следовательно, много времени для лечения уже бывает потеряно, что усложняет процесс социальной реабилитации.

Знание основных проблем семей с детьми-инвалидами и своевременная помощь им со стороны специализированных служб является залогом успеха социальной реабилитации таких детей. Лишь системное взаимодействие социальных учреждений с членами семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, может обеспечить необходимый эффект реабилитационного процесса и в целом их социализации.