Пятый член Символа веры. Значение Воскресения Христова. Состояние Спасителя после смерти до Воскресения. Понятие об аде. Цель сошествия Иисуса Христа в ад. Воскресение Христово – победа над смертью




На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь воскрес из мертвых. Тайна воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. После этого воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.

Ни жены мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены мироносицы условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть по-нашему в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными мазями. О приставленной к гробу римской страже и о приложенной печати они и не знали. Когда стала появляться заря, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благоуханным миром. Направляясь к месту погребения, они недоумевали: «кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик (). Первая пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой стороне, одетого в белую одежду. Таинственный юноша сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее» (). Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.

Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. После них Мария Магдалина вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она увидела во гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели – один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисуса. Ангелы спросили у нее: «что ты плачешь?» (). Ответив им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она спросила: «господин! если ты вынес Его, (Иисуса Христа), то скажи , куда положил Его, и я возьму Его» . Тогда Господь сказал ей: "Мария"! (). Услышав голос и обернувшись к Нему, она узнала Христа и, воскликнув: "Учитель!" бросилась к Его ногам. Но Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения.

Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им прежде всего предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в воскресение Христа. Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто ученики Иисуса ночью, в то время когда воины спали, украли Его тело. Воины все так и сделали, и так слух о краже тела Спасителя потом долго держался в народе.

Через неделю после этого Господь снова явился апостолам и в том числе ап. Фоме, который отсутствовал при первом явлении Спасителя. Чтобы рассеять сомнения Фомы относительно Своего воскресения, Господь позволил ему прикоснуться к Своим ранам, и уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув: «Господь мой и мой!» (). Как повествуют далее евангелисты, в течение сорокадневного периода после Своего воскресения Господь еще несколько раз являлся апостолам, беседовал с ними и давал им последние наставления. Незадолго до Своего вознесения Господь явился более чем пятистам верующим.

На сороковой день после Своего воскресения Господь в присутствии апостолов вознесся на небо и с тех пор Он пребывает «одесную» Своего Отца. Апостолы же, ободренные воскресением Спасителя и Его славным вознесением, вернулись в Иерусалим, ожидая сошествия на них Духа Святого, как обещал им Господь.

Взаимосвязь Между Ветхозаветной и Новозаветной Пасхой

Как мы знаем, ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. По этой причине некоторые события в жизни еврейского народа, а в особенности предсказания пророков, относились к пришествию Иисуса Христа и наступлению новозаветных времен. Ветхозаветный закон, по словам св. ап. Павла, был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» (; ).

Самым знаменательным событием в истории еврейского народа было его освобождение от египетского рабства при пророке Моисее, за полторы тысячи лет до Р. Хр. Запечатлелось оно в национальном еврейском празднике Пасхи, в котором отмечались и другие события, связанные с освобождением из Египта: поражение Ангелом египетских первенцев и помилование еврейских, на домах которых были сделаны знаки кровью пасхального агнца (Отсюда слово «Пасха» – «проходить мимо»); чудо перехода через Красное море и гибель гнавшегося за евреями египетского войска; затем – получение еврейским народом Закона на горе Синай и установление завета с Богом, после чего еврейский народ стал считаться народом Божиим. С тех пор, евреи, празднуя Пасху и следуя обычаям своих предков, с молитвой и символическими обрядами вкушают пасхального агнца.

В знаменательном совпадении смерти и воскресения Господа Иисуса Христа с праздником ветхозаветной Пасхи следует видеть Божие указание на глубокую внутреннюю связь между этими двумя событиями, о чем обстоятельно пишет св. ап. Павел в своем послании к Евреям. Сопоставим здесь параллельно события обеих Пасх.


Ветхозаветная Пасха Новозаветная Пасха
Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью (). Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства (). Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение союза (завета) с Богом (). Вкушение чудесно посылаемой Богом манны (). 40-летнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога. Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей (). Вступление евреев в обещанную их отцам землю (). Распятие на кресте Агнца Божия, кровью Которого спасаются новозаветные первенцы – христиане (). Крещение в воде и избавление от власти дьявола (, смотри также в послании к Римлянам 6-ю и 7-ю главы). Сошествие Св. Духа на апостолов в 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета (). Вкушение Небесного Хлеба – Тела и Крови Христовой на Литургии ( гл.). Жизненные испытания, которые должен каждый христианин перенести. Избавление от угрызений духовного змия – силою Креста (). Обещание нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда ().

Из этого сопоставления пасхальных событий мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: «Пасха наша, Христос, закланный за нас» ().

Пророчества о Воскресении Христовом

О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди них надо упомянуть те, которые предсказывали, что Мессия будет не только человек, но и Бог , и следовательно, будет бессмертным по Своему божескому естеству. Смотри, например: Псалмы 2-й, 44-й и 109-й, , , , . О воскресении Мессии также косвенно свидетельствуют пророчества, говорящие о Его вечном Царстве , например: , , , , Иез., , – потому что, вечное духовное Царство предполагает бессмертного Царя.

Среди прямых предсказаний о воскресении Христа самым ясным является пророчество Исаии , занимающее всю 53-ю главу его книги. Пророк Исаия, который жил более 700 лет до Р. Хр., описав страдания Христа с такими подробностями, будто он стоял у самого подножия креста, заканчивает свое повествование следующими словами:

«Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он увидит потомство долговечное, и воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» ().

Заключительные слова этого пророчества прямо говорят о том, что Мессия после Своих спасительных страданий и смерти оживет и будет прославлен Богом Отцом. О воскресении Христа предсказал также царь Давид в 15-м псалме, в котором от лица Христа Давид говорит: «Всегда я видел пред собою Господа, ибо Он одесную (по правую руку) меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании (надежде), ибо Ты не оставишь души моей в аду и не дашь святому Твоему видеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (, см. также ; ).

Таким образом, пророки заложили в своем народе основу веры в пришествие и воскресение Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на препятствия, со стороны религиозных вождей еврейского народа.

Духовные Плоды

Воскресения Христова

Духовное воскресение в этой жизни послужит фундаментом для физического воскресения, которое силой всемогущего Бога произойдет в последний день существования этого мира. Тогда души всех умерших вернутся в их тела, и все люди оживут, независимо от того, где и как они умерли. Но вид воскресших будет отображать их внутреннее состояние: одни будут выглядеть светлыми и радостными, другие – страшными, как ходячие мертвецы. О всеобщем воскресении Господь предсказал в таких словах: наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас (голос) Сына Божия; и пойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ().

При этом, предстоящее всеобщее воскресение мертвых надо отличать от временных воскрешений умерших, которые Господь и его ученики совершали, согласно Евангелию и книге Деяний Апостолов. Например: воскрешение дочери Иаира, сына Наинской вдовы и Лазаря, лежавшего в гробу четыре дня, и другие. То было временным пробуждением от смерти, так что после определенного времени воскрешенные снова умерли, как и все люди. Но всеобщее воскресение из мертвых будет вечным воскресением, в котором души людей навсегда соединятся с их нетленными телами. При всеобщем воскресении праведные люди восстанут преображенными, одухотворенными и бессмертными. Первым воскресшим с таким обновленным и одухотворенным телом был Господь Иисус Христос, Которого Апостол называет «Первенцем умерших» (). "Тогда (при всеобщем воскресении) праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ().

Праздник христианской Пасхи встречается православными христианами так радостно потому, что они в пасхальные дни более, чем в другое время года, ощущают возрождающую силу воскресения Христова, – ту силу, которая низложила власть тьмы, освободила души из ада, открыла двери в рай, победила узы смерти, влила жизнь и свет в души верующих. Замечательно еще, что пасхальная радость распространяется на такое большое количество людей, – не только на глубоко-верующих, но и на теплохладных и далеких от Бога. На Пасху весь мир и даже, кажется, бездушная природа радуются победе жизни над .

Пасхальное богослужение

Нет богослужения более светлого и радостного, чем православная Пасха. Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма, с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби (удостой) чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц ранним утром ко гробу Спасителя для помазания Его пречистого Тела. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед затворенными главными дверями, и священник начинает утреню возгласом: «Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице...» Затем, подобно ангелу, возвестившему мироносицам о воскресении Христа, трижды поет, вместе с другими священнослужителями, тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав». Пение священников подхватывает хор. Затем старший священник возглашает пророческие стихи псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Конечные слова каждого стиха певчие подхватывают радостным: «Христос воскресе». Затем священнослужители повторяют начало тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певчие оканчивают его: «И сущим во гробех живот даровав». Двери храма в это время открываются, все входят в храм, и начинается великая ектенья, (короткие прошения с пением «Господи, помилуй», за которой следует торжественное пение Пасхального канона: «Воскресения день», составленного преподобным . Во время пения канона священнослужители повторно совершают полное каждение храма и приветствуют богомольцев словами: «Христос воскресе!» На что те громко отвечают: «Воистину воскресе!» В конце утрени читается вдохновенная проповедь св. Иоанна Златоустого , которая начинается словами: «Если (аще) кто благочестив».

Обычные Часы не читаются, их заменяют пением пасхальных гимнов. Литургия совершается сразу после заутрени. Вместо обычных псалмов, поются особые антифоны: короткие молитвы со стихами; вместо «Святый Боже», поется «Елицы во Христа крестистеся». Евангелие читается о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца и о Божестве Иисуса Христа, Бога Слова (), которое Он доказал Своим славным воскресением. Когда служат несколько священников, то Евангелие читается на разных языках в знак того, что о воскресении Христа апостолы проповедовали разным народам на их родных языках. Вместо «Достойно есть», поется следующий задостойник (в русском переводе):

«Ангел восклицал благодатной: чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын восстал из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди веселитесь!»

«Прославляйся, прославляйся, Новый Иерусалим (Церковь), потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись Сион! Ты же, Чистая, радуйся о воскресении Рожденного Тобою».

По заамвонной молитве совершается освящение артоса – особого хлеба с изображением на нем Воскресения Христова. На одном из последующих богослужений артос раздробляется и раздается верующим в память явления воскресшего Христа апостолам Луке и Клеопе (которые Его узнали после преломления Им хлеба). В первый же день св. Пасхи освящаются яйца, сыр и масло, а также куличи, которыми разговляются верующие. В день св. Пасхи верующие приветствуют друг друга братским лобзанием со словами: «Христос воскресе» (христосуются) и обмениваются крашеными яйцами, которые служат символом воскресения. Во все дни пасхальной недели царские врата остаются открытыми в знак того, что воскресением Христовым всем людям открыт доступ на Небо. Начиная с первого дня св. Пасхи до вечерни праздника Св. Троицы (в течение 50-ти дней) делать земные поклоны не следует.

Пасхальный канон в русском переводе

Песнь 1-я

Ирмос : Воскресения день. Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос привел нас, поющих победную песнь.

Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и «радуйтесь» ясно услышим от Него, воспевая победную песнь.

Небеса достойно да веселятся, земля да радуется. Да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос – веселье вечное.

Песнь 3-я

Ирмос : Придите, станем пить новое питие, не из камня бесплодного чудесно изводимое, но из источника нетления – гроба Христова, на Котором утверждаемся ().

Теперь всё наполнилось светом – небо, земля и (места) преисподние; да празднует вся тварь восстание Христа, на Котором утверждаемся.

Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим; вчера я распинался с Тобою, Сам прославь меня с Тобою, Спаситель, в Царстве Твоем ().

Песнь 4-я

Ирмос : Возвещавший о Боге Аввакум да станет с нами на Божественной страже и покажет нам светоносного Ангела, ясно восклицающего: ныне спасение миру, потому что воскрес Христос, как всесильный (; ).

Наша Пасха – Христос явился мужеским полом, как (сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем, как предлагаемый в пищу, – непорочным, как непричастный скверны, а как истинный Бог – наречен совершенным ().

Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце правды.

Богоотец Давид в восторге скакал пред прообразовательным ковчегом; мы же, святой народ Божий, видя исполнение прообразов, да возвеселимся священно; ибо воскрес Христос, как всесильный ().

Песнь 5-я

Ирмос : Восстанем глубоким утром, и вместо мира принесем песнь Владыке, и узрим Христа – Солнце правды, всех жизнью просвещающего.

Увидев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых оковах, радостно поспешили к свету, прославляя вечную Пасху.

Со светильниками в руках пойдем навстречу Христу, исходящему из гроба, как жениху, и с радостно празднующими чинами (Ангелов) будем праздновать спасительную Божию Пасху.

Песнь 6-я

Ирмос : Сошел Ты, Христе, в преисподние места земли и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба ().

Не повредив заключенной (утробы) Девы в рождении Твоем, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая.

Спаситель мой, живая и, как Бог, незакалаемая Жертва! Добровольно приведя Себя к Отцу, Ты, восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама.

Песнь 7-я

Ирмос : Спасший отроков из печи, сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту бессмертия, единый отцов, благословенный и препрославленный.

Богомудрые жены вслед за Тобою спешили с благовонными мастями; но Кого они, как мертвого, искали со слезами, Тому поклонились с радостью, как живому Богу, и Твоим ученикам, Христе, возвестили таинственную Пасху.

Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни и в восторге воспеваем Виновника сего, единого Бога отцов, благословенного и препрославленного ().

По истине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба.

Песнь 8-я

Ирмос : Сей именитый и священный день, единственный, царь и господь среди суббот, – праздник из праздников и торжество из торжеств; в этот день благословим Христа во веки.

Придите, в славный день воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселья, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки.

Возведи взоры твои, Сион, и посмотри вокруг себя: вот стеклись к тебе – как богосветлые светила от запада, севера, моря и востока – дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки ().

Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, – Существо единое в трех Лицах, всевышнее и Божественное! В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все веки.

Песнь 9-я

Ирмос : Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись Сион. Ты же, Чистая (Богородице), радуйся о восстании Рожденного тобой! ().

О, как божественно, любезно и радостно слово Твое, Христе! Ты обещал непременно с нами быть до кончины века. Имея это опорой надежды, мы, верные, радуемся ().

О Пасха, великая и священная, Христе! О премудрость, Слово Божие и сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебе в нескончаемый день Твоего Царства ().

Примечания

1 . О чуде воскресения Христа из мертвых свидетельствует благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит (загорается) в иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и воскресения Спасителя. Возникновение этого огня – необъяснимо. При своем появлении благодатный огонь не обжигает и его пламенем можно водить по лицу. Только через некоторое время огонь приобретает свою нормальную температуру. Православный иерусалимский патриарх (или его заместитель), получив благодатный огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех присутствующих в храме огромное впечатление и вызывает радость. Замечательно еще то, что благодатный огонь сходит только для православных и всегда на православную Пасху. Представители других вероисповедований, которые тоже служат в этом храме, благодатного огня не получают.

2. Еврейская Пасха празднуется в 14-й день лунного месяца Нисана. Этот день всегда приходится весной, на полнолунье. С еврейской Пасхой тесно связана христианская Пасха. Первый Вселенский Собор, собравшийся в Никее в 325-ом году, постановил праздновать христианскую Пасху в воскресный день в период весеннего равноденствия, и обязательно после еврейской Пасхи. Руководствуясь этим постановлением Собора и астрономическими вычислениями, александрийские ученые выработали систему исчисления дня православной Пасхи на каждый год. Так возникла «Пасхалия» – таблица дней Пасхи на многие годы вперед. Чередование пасхальных дней повторяется каждые 532 года (индиктион). Согласно пасхалии, самая ранняя православная Пасха приходится 22 марта по старому стилю (4-го апреля по новому стилю), а самая поздняя – 25-го апреля по стар. стилю (8-го мая по нов. стилю). С передвижением Пасхи передвигаются и зависящий от нее и праздники Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи) и Троицы (на 50-й день после Пасхи). Согласно Пасхалии, в 1992 году Пасха будет 26-го апреля; в 1993 – 18-го апреля; в 1994 – 1-го мая; в 1995 г. – 23-го апреля; в 1996 г. – 14-го апреля (числа даны по новому стилю).

3. Воскресение Иисуса Христа было засвидетельствовано Ангелами: , , ; Апостолами: , ; Его врагами: ; и, больше всего, – тем морем чудес, которые совершались и продолжают совершаться именем Господа нашего Иисуса Христа.

Христос воскресе!

I. «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, говорит святитель Филарет, митрополит Vосковский, служит:

а) доказательством Божества Иисуса Христа,

б) началом нашего воскресения.

II. Утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства и для христианина.

а) Главная сила христианства состоит в том, чтобы признать Господа Иисуса Спасителем мира , согрешившаго против Бога, и Богом осужденнаго на смерть. А чтобы с полною надеждою признать в Нем это могущественное качество, для сего нужно совершенное удостоверение, что Он есть единородный Сын Божий и истинный Бог, потому что хорошо сказано, хотя и не хорошими людьми сказано: кто может оставляти грехи, токмо един Бог (Лк. 5, 21)? Только милосердие Бога Сына может представить достойное удовлетворение оскорбленному величеству и правосудию Бога Отца; только Бог может возвратить жизнь осужденным на смерть от Бога.

Но сильнейшее удостоверение в Божестве Иисуса Христа заключается в Его воскресении. Такую мысль подал Он Сам. Когда иудеи, удивленные необычайною властию, которую показал Он, изгоняя из храма продающих и покупающих, спросили Его: кое знамение являеши нам, яко сия твориши? То есть, каким чудом докажешь, что Бог дал Тебе власть над храмом Своим? - тогда Он, преимущественно пред другими чудесами Своими, указал на чудо Своего воскресения. И рече им: разорите церковь сию и треми денми воздвигну ю (Иоан. 2, 18, 19), то есть, в третий день воскресну. В самом деле, чудеса, которыя творил Господь Иисус во время земной Своей жизни над другими, даже и самое дивное из них - воскрешение мертвых, творили и пророки, хотя не с таким полномочием, как Он. Так Илия молился: Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрочища сего в онь (3 Царств. 17, 21). Но Иисус повелевал: Лазаре, гряди вон (Иоан. 11, 43) из гроба. Однако сего различия иные могли не приметить, и потому могли познать Иисуса, как пророка и посланника Божия, и еще не познать в Нем единороднаго Сына Божия. Но никогда не было, и не можно представить возможным того, чтобы человек воскресил сам себя: и потому самовоскресением Господа Иисуса дано совершеннейшее удостоверение в том, что Он есть истинный Бог, владычествующий жизнию и смертию, и божественный Спаситель, имеющий могущество воскресить всех человеков, умерщвленных прегрешеньми.

б) Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20), то есть: воскресение Христово есть начало воскресения всех умерших человеков , - воскресения уже не в жизнь временную, как было воскресение Лазаря и других прежде его, но в вечную. До воскресения Христова ходили между людьми темныя и нетвердыя мнения о безсмертии души человеческой: но о воскресении души с телом всего менее думали даже те, которые более других усиливались мыслить. Не светел был и взор избраннаго народа на сей предмет: когда Христос Спаситель, обличая саддукеев, в наименовании Бога Авраамова, Исаакова и Иаковлева открыл мысль о воскресении мертвых: тогда не только саддукеи, но и лучше их мыслящие поражены были новостию сего открытия: слышавше народи, дивляхуся о учении Его (Матф. 22, 32, 33). А чем менее знали будущую жизнь, конечно менее имели побуждения приготовляться к ней. Христос Спаситель чрез Свое учение на место шатких мнений о безсмертии поставил твердую истину воскресения и, чрез Свое воскресение, соделал эту истину даже опытною. Он учил: «грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Иоан. 5, 28, 29). Дополняет апостол: «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (3 Кор. 5, 10). (Из слова митр. Филарета москов. «в неделю седьмую по пасхе», т. 3-й, стран. 21-23).

Воскресение Господа нашего само по себе есть торжество торжеств и праздников праздник. Оно есть высочайшее торжество веры, ибо им утверждена, возвышена, обожена вера наша; - есть высочайшее торжество добродетели, ибо в нем самая чистейшая добродетель восторжествовала над величайшим искушением; - есть высочайшее торжество надежды, ибо служит вернейшим залогом обетований самых величественных.

III. Да избавит нас, братия, Господь, воскресший из мертвых, победивший тем смерть и явившийся нашим Богом и Спасителем, от смерти и вечных мучений и да дарует нам жизнь вечную и вечное блаженство! (Сост. по проп. Фил. м. моск.).

Воскресение Христа - важнейшее в нашей жизни послание. Попытаемся же рассмотреть его не только с богословской и религиозной стороны, но и с точки зрения общества и обычного человека.

Куда бы в жизни я ни взглянул - везде подстерегает смерть. И все мы знаем, что за ней остается последнее слово, она - окончательный победитель. Смерть знает об этом, и мы помним, что всех нас ждет неминуемый конец.

На протяжении жизни я переживаю множество смертей до наступления самой последней из них. Это смерть моих ожиданий лучшей жизни. Крах моих планов. Жизнь наша полна мечтаний, прекрасных надежд, но большинство из них, не осуществившись, умирают и оставляют чувство горечи и оправдание нашего поражения тем, что “такова жизнь”.

Я вижу, как смерть забирает мои силы, молодость и, наконец, мои мыслительные способности. Пытается стереть память, делает волосы седыми, не позволяет видеть мир.

Многое я могу сказать, но, пожалуй, это и не нужно, ведь всем нам знакомо страшное лицо смерти (Хемингуэй). И если кто-то скажет, что его это не касается и он может взглянуть в глаза смерти с презрением и иронией, плюнуть ей в лицо в час, когда она будет разлучать с жизнью, я бы его понял. Я знаю, что значит умереть достойно, - Альберт Камю так прекрасно описал это. Однако смерть снова меня побеждает.

Смерть любимых - самая печальная. Как я смогу перенести смерть всего того, что люблю? Как прискорбно видеть, как умирают цветы и другие прекрасные вещи! Но самое ужасное - видеть смерть людей, которых я люблю. Любовь - это основа моей жизни. Без нее жизнь не имеет смысла. Моя жизнь - это отношения с другими людьми. В конечном итоге, моя жизнь - это другой человек. Об этом прекрасно говорит философия. Моя жизнь - это отношения, постоянный диалог с другим человеком. Даже мысль есть не что иное, как диалог. Когда умирает другой, постепенно начинаю умирать и я. Потому что мои отношения заканчиваются, и мной овладевает одиночество.

Дыхание смерти прячется всюду и начинает показываться в ночи, которая и сама является некой смертью.

Теперь я могу увидеть, почему Воскресение Христа имеет такое значение в моей жизни. Ведь если Он воскрес, значит, воскресну и я. Но о чем я говорю? Воскреснут и те люди, которых я любил. Они воскреснут, потому что воскрес Христос. Мои любимые воскреснут и станут совершенными, будут походить на Христа.

Поскольку Христос воскрес телесно, человеческая природа оказалась навсегда связана с Богом и уже никогда не расстанется с Ним. Даже мое грехопадение не сможет изменить этот факт. В этом заключается глубокий смысл догмата, утвержденного в Халкидоне на четвертом Вселенском Соборе. До грехопадения человеческая природа не была объединена с Богом, и после падения она встала на путь стремления к нулю - к смерти. Через Воскресение и Вознесение наша природа соединилась с Богом неизменно, неделимо и нераздельно. Христос не просто спасает нас от грехов: для этого было бы достаточного и извинения. Он пришел с тем, чтобы победить смерть. И это, в конечном итоге, является самым важным.

Некоторые из нас, словно верные последователи Платона, в случае чьей-либо смерти говорят: “Ты должен радоваться, ведь теперь его душа рядом с Богом”. Однако какой же тогда смысл в воскресении? Ведь смерть - это нечто, что мы должны оплакать. К этому нас призывает и заупокойная служба нашей Церкви.

Воскресение Христа является обещанием не только воскресения тех, кого я люблю, но и жизни иного качества. Ведь отныне человеческая природа навсегда соединена с Богом, нераздельно и неделимо. Таково последнее таинство, таинство Божественной любви. Это две разные вещи: любить кого-то, например, свою собаку и становиться собакой. Одно дело - чувствовать, другое - становиться с кем-то единым целым. Это и совершил для нас Христос, поскольку любит нас. Любит нас без всякой на то причины и обязательства, вне зависимости от того, достойны мы этого или нет.

Тело воскресшего Христа - это образ будущего моих любимых и меня самого. Совершенное, превосходящее любые потребности и законы природы. Таким станет и наше тело - совершенной красотой в свете Божьем.

Один мой друг из Китая говорил, что для него не имеет значения смерть, поскольку он верит в реинкарнацию. Но, в конце концов, не является ли реинкарнация худшей смертью? Ведь в этом случае я не могу полюбить навсегда. Как я могу сказать кому-то: я буду любить тебя вечно? Я не имею права говорить о вечности, ведь в этой жизни я люблю тебя, а в следующей полюблю кого-то другого. В другой раз я буду мужчиной, женщиной, животным… Следовательно, мое отношение к любимому человеку далеко от совершенства.

Кто-то скажет, что в этом нет трагедии: растет мой жизненный опыт, в своих перевоплощениях я становлюсь все более зрелым. И даже если мы закроем глаза на то, кто я есть в конечном итоге, и что делает меня мной в каждой следующей реинкарнации, остается очевидным недостаток совершенной любви: я использую другого для личного совершенствования, но не могу соединиться с ним окончательно. А если и соединюсь, то это будет временно. Как сильно ощущается в восточной философии эта тяжелая немая смерть. Отсюда и попытка разорвать печальный круг перевоплощений. Прекращение жизней-смертей. Ужасно знать, что жизнь - это, в конечном итоге, смерть. Как говорил Сартр, другой - это мое проклятие, ведь в нем я вижу свою ограниченность. Реинкарнация показывает, что сама жизнь есть смерть, и, в конце концов, я не могу полюбить навечно. Но что происходит, когда круг перевоплощений прерывается? Существует не личность, но некое общее состояние, называемое счастьем. Однако и это не любовь. Во-первых, потому что отсутствует плоть, а я знаю, что люблю человека во плоти. Во-вторых, потому что не существует Бога, а значит, отсутствует совершенное и вечное существование личности.

Бог есть любовь. И Он не просто испытывает любовь, но и Сам является ею. Я, быть может, и имею немного любви, но сам любовью не являюсь. Бог есть любовь, поскольку представляет собой общение трех лиц: Отца, Сына и Святого Духа. Если не существует одного из них - значит, не существует и двух других, не существует и Бога. Однако если не будет существовать моего друга, и если кто-то не будет любить меня, я продолжаю существовать. Бог призывает нас к такого рода жизни.

И поскольку я принимаю этот Божественный дар, я могу любить кого-то вечно.

Когда я буду украшать цветами плащаницу, гроб Христов, я буду понимать, что в этих цветах чувствуется не дыхание смерти, но райское благоухание. Ведь они, равно как и все творение, будут жить. Ведь тело Христово, несущее на себе все творение, живет в Божественном совершенстве. Отныне все творение может надеяться. Павел, слышавший плач и стенания всего творения, равно как и другие великие учителя Востока, идущие совершенства в гармонии с природой - гармонии, которой раньше не существовало, ведь за красотой скрывалась смерть, - лишь сейчас могут сказать мне о том, почему так прекрасна цветущая черешня.

Иисус Христос умер на Кресте! Казалось, грех, смерть и человеческая подлость победили и торжествуют. Но Крест из орудия казни стал оружием победы Христовой!

Принявший смерть Господь Своей Богочеловеческой душой сошел во ад и разрушил его двери, разорил Своей силой его царство. Мертвые услышали Евангельскую весть и те, кто захотел поверить Христу, духовно обновились и вышли из мрачных глубин в светлый мир Небесного Царства.

На третий день после казни на Голгофе Иисус Христос Воскрес телесно. Жизнь победила смерть! Правда и добро оказались могущественнее зла. Теперь Христово Воскресение является гарантией возможности спасения каждой покаявшейся и любящей личности. Теперь мы можем верить, что есть любящий нас Бог, есть правда, есть добро. Более того, мы можем верить, что приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего… и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16; 27).

Воскресение Христово - это торжество бессмертия. Жизнь восторжествовала над смертью. И, вместе с апостолом Павлом, мы можем сказать: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15; 55). Если Христос не воскрес, мы могли бы утверждать, что закон смерти непобедим, и смерть никогда никого не выпустит из своей пасти. Без Воскресения Христова мысль о бессмертии оставалась бы всегда под большим сомнением. Но, если Иисус Христос Воскрес для вечной жизни, значит, бессмертие - не просто мечта, не фантазия. Значит, оно возможно. И в этом несомненное ручательство и нашего бессмертия - бессмертия всех людей. У нас есть твердое основание верить, что и мы воскреснем вслед за Христом. Потому апостол Павел и утверждает: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15; 20, 22-23).

Если бессмертие существует, то вся жизнь приобретает глубинный смысл, как подготовительный период к будущей вечности.

Христос Воскрес! В Его Воскресении разрешаются все вопросы о целях и задачах жизни. Жизнь - уже не "дар напрасный, дар случайный", не "пустая, глупая шутка", а великий дар Творца, данный человеку для того, чтобы он мог достигнуть вечного, высшего блаженства, подлинного счастья. Наша деятельность, наше служение ближним - не пустые труды безо всякой надежды сделать человека действительно счастливым, а соучастие в работе Христовой, которая должна окончиться в Царстве Любви и Славы Божией. Сами страдания, которыми полна жизнь, уже не смущают нас, ибо мы начинаем понимать, что эти страдания готовят нас и наших близких к блаженной жизни с Богом.

Даже смерть не страшна, потому что для нас это только переход в другую жизнь, более светлую, более радостную - в том случае, конечно, если мы будем к ней готовиться.

Христос Воскрес - и для нас открылись врата Небесного Царства, наглухо закрытые для человека после его грехопадения.

Христос Воскрес - и, значит, зло и жизненные катастрофы в наших судьбах не есть окончательный приговор на земле. Ведь Христос сошел во ад, чтобы находящиеся там обрели райское состояние и унаследовали Небесное Царство. Везде, куда приходит Христос, расцветает и побеждает жизнь! Эта Христова жизнь может победить и в наших семьях. Христос этого хочет, но надо, чтобы и мы захотели этого.

Христос Воскрес, чтобы на земле духовно воскресли наши души, чтобы радостное воскресение тел стало нашим будущим уделом.

Христос Воскрес и дал нам новую жизнь, полную благодатных сил. Теперь наше дело - пользоваться этими силами.

Вот почему для нас так много глубокого, таинственного, радостного смысла в тропаре Святой Пасхи, который всегда будет радовать наши сердца: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав" .


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Суть воскресения и его важность Воскресение Иисуса Христа – это основа христианской веры, фундамент церкви. Без этого события Церковь не смогла бы появиться на свет, а если бы и появилась, то умерла вскоре после рождения. Без веры в воскресение христианство не могло бы возникнуть. Ученики были бы полностью сокрушены и раздавлены. Даже если бы они продолжали вспоминать Иисуса как своего любимого Учителя, Его распятие навсегда заставило бы их распрощаться с надеждой на то, что он мог быть Мессией. Поэтому христианство изначально строилось на вере первых учеников в то, что Бог воскресил Иисуса. (Уильям Крэйг) В конце концов воскресение – это «чека» всей нашей системы. Если её вынуть, то вся структура христианства рухнет!

Значение воскресения В начале христианской эры апостол Павел выразил значение воскресения: «если Христос не воскрес из мертвых, то мы, христиане, «несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15: 19). Если не считать воскресение исторической данностью, тогда сила смерти остается несокрушенной, а с ней и власть греха. Значение смерти Христа теряет убедительность, а значит, верующие пребывают в своих грехах, то есть там же, где они находились, прежде чем услышали имя Иисуса. (У. Дж. Спароу -Симпсон) Джон Локк, знаменитый английский философ, сказал следующее относительно воскресения Христа: «Воскресение нашего Спасителя… действительно имеет большое значение в христианстве. Настолько большое, что от него полностью зависит мессианство Иисуса. Эти два важных аспекта, неразрывно связаны друг с другом и, по сути сливаются в единое целое. Принимая или отрицая один из них, вы принимаете или отрицаете оба»

Доказательства очевидцев воскресения и их достоверность После воскресения Иисус явился людям несколько раз. Женщинам собиравшимся помазать его тело Мф. 28: 1 -10. Марии Магдалине Ин. 20: 11 -18. Ученикам на пути в Эммаус Лук. 24: 13 -35. Своим ученикам Ин. 20: 26 -28. Своему родному брату Иакову 1 Кор. 15: 6. Наконец всем апостолам в Иерусалиме перед своим вознесением Лук. 24: 50 -52, Деян. 1: 3 -8. В описании явлений Христа подчеркиваются физические и эмпирические аспекты Его, как человека. Женщины ухватили Его за ноги, Он ест хлеб и рыбу. Первые свидетели воскресения Христа были женщины, ведь в то время женщина считалась ненадежным свидетелем и женщинам было запрещено выступать свидетелем в суде. Если бы история воскресения была выдуманной, то иудеи вряд ли дали бы в ней место женщинам. Обращение Савла после встречи со Христом. Савл был иудеем блестящего ума и был воспитан прекрасным специалистом по ветхому завету Гамалиилом, более того он был фанатичным противником новой веры. Павел это несомненно один из самых достоверных свидетелей воскресения Христова.

Свидетельства источников в пользу воскресения Послания, адресованные галатам, коринфянам и римлянам не вызывают сомнения по части своей подлинности и времени написания. Они были написаны во время миссионерских путешествий Павла, и их можно датировать периодом с 55 по 58 годы от Р. Х. Они служат ранним свидетельством воскресения Христа, поскольку их отделяет от реального события короткий промежуток всего лишь в 25 лет. Также воскресение подтверждается всеми 4 -мя евангелиями. Иосиф Флавий «Иудейские древности» отрывок: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и Эллинов. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его ко кресту. Но те кто раньше его любил, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и многих других Его чудесах богодухновенные пророки. » Свидетельства отцов церкви. Доктрина воскресения занимает главное место в ранней христианской литературе. О воскресении пишет Афинагор и Юстин мученик в своих сочинениях, Климент Римский в своем «Послании коринфянам» (95 г. н. э.), св. Поликарп в послании Филлипийцам (110 г. н. э.), Тертуллиан в своих сочинениях (ок. 160 -220 г н. э.)

Косвенные доказательства истинности свидетельства воскресения 1. Прежде всего, при своем служении Иисус несколько раз предсказывал, что Он воскреснет из мертвых Мф. 16: 21, Лк. 9: 22, Ин. 12: 32 -34, Мр. 9: 1 -10. 2. Воскресение соответствует характеру и утверждениям Иисуса. Всякий раз читая евангелие хочется воскликнуть: «Ему никак не оставаться в мертвом состоянии» . 3. Осуществление воскресения объясняет ветхозаветные таинственные предсказания. 4. Пустой гроб. Это исходит в первую очередь от очевидцев воскресения. Косвенные подтверждения пустоты гроба это молчание иудеев, а также отсутствие свидетельств о том, что ранние христиане поклонялись «праху-святыни» хотя это свойственно последователям всех религий. 5. Любой теории, отрицающей воскресение, приходится объяснить поведение Христовых апостолов, коренным образом измененное приблизительно в то время, когда произошло воскресение. 6. В конечном счете, только воскресение объясняет существование христианской Церкви. Существование Церкви является самым сильным доказательством, которое находится в нашем распоряжении.

Альтернативные теории относительно воскресения 1. Теория украденного тела Утверждение: «По сообщению евангелиста Матфея, иудеи дали взятку солдатам, которые стояли на страже гроба, и сказали им «Скажите, что ученики Его, пришедшие ночью, украли Его, когда мы спали» Мф. 28: 11 -15» . Контраргументы: 1. Власти сделали все возможное, чтобы предотвратить кражу тела из гроба. 2. У учеников бежавших от Иисуса во время Его допросов, не было ни смелости, ни физической силы напасть на подразделение вооруженных воинов. 3. Воины не могли уснуть на посту, потому что такая оплошность стоила бы им жизни. 4. Камень у входа в гроб был очень большим. Даже если стражники уснули, а ученики действительно попытались вынести тело, шум отодвигаемого камня разбудил бы их. 5. Погребальные одежды представляют молчаливое свидетельство того, что тело не было выкрадено. 6. Вероятность того, что тело Иисуса было взято из гроба иудеями или римлянами неправдоподобно. В противном случае они могли бы предъявить тело и прекратить проповедь апостолов.

Теория неправильного гроба Утверждение: «Согласно теории неправильного гроба утверждается, что женщины сделали ошибку и пошли не к тому гробу» . Контраргументы: 1. Эти женщины менее чем за трое суток до своего посещения очень внимательно следили за тем, куда было положено тело Иисуса Мф. 27: 16. Мк. 15: 47, Лк. 23: 55. 2. Петр и Иоанн в тот же день также посещали пустую гробницу. 3. Если женщины и ученики пришли не к той гробнице то члены синедриона, должны были прийти и предъявить тело Иисуса к настоящему гробу, однако этого не произошло. 4. Иосиф из Аримафеи, владелец гроба, наверняка, разрешил бы эту проблему, если бы она действительно возникла. 5. Несколько лет спустя, Савл Тарсянин, направляясь в Дамаск, увидел Христа.

Теория галлюцинаций Утверждение: «теорией галлюцинаций некоторые стараются объяснить явления Христа, как личные призраки, субъективные переживания или внутренние видения, воспринятые разумом отдельных особ и не соответствующие действительности» . Контраргументы: 1. Галлюцинации обычно испытывают особенные типы людей, люди с очень активным воображениям. 2. Галлюцинации вообще относятся к индивидууму, потому что они исходят из психики человека. Поэтому оказывается невозможным, что целая группа учеников увидели призрак Христа. 3. Галлюцинации обычно происходят в людях, психологически подготовленных к этому в результате принятых ими наркотиков или других препаратов, недостатка пищи, воды, или отдыха. Но никто из учеников и прочих не ожидал воскресения и не мог к нему таким образом подготовиться. 4. Галлюцинации происходят в благоприятных местах. Однако Христос являлся в различных местах: на берегу моря, на горе, около гроба, в Иерусалиме и Галилее, на дороге в Эммаус. 5. Галлюцинации происходят в благоприятное время: ночь, сумерки, раннее утро. Однако Христос являлся в разные времена суток. 6. Галлюцинации, как правило, повторяются на протяжении длительного времени и регулярно. Что касается явлений Христа, то спустя сорок дней мы не имеем свидетельств его явлений, за исключением явления Его Савлу Тарсянину. «Любая теория о галлюцинациях терпит полное фиаско, если задуматься над тем, что в трех разных случаях в представшем перед ними образе ученики не сразу узнали Иисуса. Если же это выдумка, то она – самая странная из всех когда-либо возникавших в мозгу человека» К. С. Льюис.

Теория обморока Утверждение: «Согласно этой теории, Христос на самом деле не умер, Он всего лишь пал в обморок, т. е. Он оказался в состоянии весьма слабого сознания, которое другие ошибочно приняли, как смерть Его необычное состояние было вызвано переживаниями судебного процесса и распятия, т. е. побоями, потерей крови, изнеможением но, будучи в прохладной гробнице, Он начал вдыхать ароматы, исходящие из пряностей, которыми помазали Его тело. Это пробудило Его Он встал, вышел из гроба и показался ученикам» Контраргумент: 1. Римские группы палачей, распинающие осужденных выполняли свою работу хорошо, ведь они имели в этом деле немалую практику. 2. Иоанн свидетельствует, что воин пронзил ребра Христа копьем и из него вытекла кровь с водой. Это говорит о том что сердце у Христа лопнуло. Доктор Уильям Страуд приводит убедительные доказательства в пользу того, что причиной смерти Христа стал разрыв сердца. 3. Во время подготовки тела Христа к погребению, наверняка кто-нибудь бы заметил в нем хоть малейшие признаки жизни. 4. Теория не может объяснить как Иисус, пролежав в гробнице 36 часов где не было свежего воздуха, еды и питья, ослабленный от потери крови и всего пережитого – вдруг собирает силы выбирается из пелен, тесно обмотавших Его тело, отваливает громадный камень от гроба, нападает на стражу и проходит несколько километров на пронзенных ногах, а после всего этого показывается ученикам, как Господь жизни и Победитель смерти. 5. Также теория обморока не объясняет дальнейшей судьбы Иисуса. Если он продолжал жить после воскресения, а позже умер естественной смертью, то непонятно как Церковь могла возникнуть развиваться.

Иисус действительно воскрес! Как сказал Г. Б. Харди: «Представляем Вам полный список»: Гроб Конфуция – ЗАНЯТ Гроб Будды – ЗАНЯТ Гроб Мухаммеда – ЗАНЯТ Гроб Иисуса – ПУСТ В этом списке звучит окончательный приговор. Вынесенное решение ясно. Свидетельства говорят сами за себя. Говорят ясно и понятно: ИИСУС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОСКРЕС!