Психология и педагогика. Психология человека




Ученые на протяжении огромного отрезка времени пытаются узнать, что движет нами, куда мы идем, зачем, почему, а также пытаются узнать, каковы главные психологические законы, которым поддается жизнь каждого из нас. Есть законы Вселенной , которые определяют наличие удачи рядом с нами, определяют судьбу. Психология же помогает в конкретных ситуациях, в трудные минуты, когда нужно быстро принять какое-то решение или понять, что привело нас к тому, что мы имеем на данный момент.

Зачем нужны законы психологии

Законы вообще нужны всегда и везде. Если не будет законов, то все человечество устремится в бездну, в хаос, как и наша Вселенная. Наступит анархия, как и в космосе. Все только кажется упорядоченным, однако это все только иллюзия, ведь мы наблюдатели, причем весьма мало живущие. Вселенной порядка 13 миллиардов лет, а разумному человечеству около 3000 лет. Это все равно, что просто сделать фотографию и говорить о том, что в мире, в стране все хорошо, исследуя лишь это мгновение. На фото лес зеленый, люди улыбаются, Солнце светит, но это лишь миг. Таково все наше время относительно Вселенной. Оно ничтожно.

Именно поэтому нужно жить текущим временем. Законы психологии помогают быстро оценивать свои силы, возможности и делать прогнозы на будущее. Вы не сможете повлиять на ход истории, но можете сделать свои мгновения более приятными. Законы психологии выводились тысячами лет, ведь человеку всегда было интересно то, как мы устроены и как устроено наше сознание. Мы не роботы, но в определенных ситуациях действуем почти всегда одинаково. Психология научит вас читать людей и правильно использовать изыскания ученых в этой области.

Законы психологии на каждый день

Закон первый: то, что вас окружает, создает или меняет ваше настроение. Правильно подобранное окружение и условия значительно увеличивают вашу производительность и улучшают настроение. Если вам нужно избавиться от депрессии или усталости, то используйте эффект обратного окружения, когда вы слушаете веселую музыку, смотрите веселое кино, читаете интересные книги, окружаете себя приятными людьми. Если вам нужно сосредоточиться, то слушать нужно классическую музыку или легкую музыку без слов. Когда вам нужна динамика, подпитка, то поможет динамическое окружение, обилие красного цвета. Помните о том, что ваше окружение формирует ваше настроение.

Закон второй: чем больше вокруг вас людей, тем меньше вероятность того, что кто-то проявит индивидуальность. Например, смоделируем ситуацию, когда вы находитесь в мегаполисе, вам стало плохо, вы упали на асфальт. Вероятность того, что кто-то вам поможет встать, намного меньше, чем та же самая вероятность в ситуации, когда вы находитесь рядом с очень малым количеством людей в одном помещении. Если сказать очень грубо и беспардонно, то все мы — часть стада. Очень мало людей, которые сохраняют индивидуальность в обществе. Всем проще притвориться, чем быть собой. Это объясняется страхом.

Закон третий: встреча с любой жизненной проблемой осуществляется в соответствии с пятью основными этапами. Вот эти самые этапы:

  • отрицание. Сначала вы не видите или не хотите признавать наличие проблемы;
  • ярость, гнев. Потом вы паникуете, злитесь, задавая себе вопрос о том, кто виновник случившегося;
  • торг. Затем вы просто хотите из последних сил сделать все по-старому, вернуться к исходной точке;
  • депрессия. Когда вы понимаете, что назад пути нет и не может быть, вы впадаете в депрессию;
  • принятие. Заканчивается все просто — вы признаете, что проблема есть, вы полностью принимаете ее и готовитесь перейти к следующему жизненному этапу.

Вы не можете изменить этот ход мыслей, потому что так прописано в вашем генетическом коде природой. У кого-то эти этапы длятся дольше, у кого-то, наоборот, меньше. Выигрывает, конечно же, тот, кто быстрее проходит все эти пять этапов, экономя свое время.

Закон четвертый: абсолютно не важно, добиваетесь вы своего или нет, потому что главное — это начать движение к цели, а не достигнуть ее. Если всегда ставить себе цели и надеяться на то, что все будет всегда получаться, вы быстро угаснете. Ставьте перед собой посильные задачи и умейте быть гибкими, изменяя цели, адаптируясь к изменениям. Если вы хотите стать богатыми, начните изучать способы заработка. Психология любви проста — если вы хотите найти любовь, начните искать причины ее отсутствия. Не сидите без дела, ведь динамика — это и есть жизнь.

Закон пятый: человек себя критикует, но не пользуется всеми возможностями. Природа одарила нас всем необходимым для поиска второй половинки, для успешной самореализации. Существует множество ярких примеров того, что люди с ограниченными возможностями добивались огромных результатов в бизнесе и в любви. Хватит работать вполсилы, сомневаясь в себе. Вы можете все.

Закон шестой: даже самые сильные люди сомневаются в чем-то . Это не есть хорошо, однако иногда это необходимо, чтобы подумать дважды, прежде чем что-то делать. Думать дважды нужно всегда, но если вы твердо решили что-то сделать, старайтесь обрубать концы, не сжигая мостов. Назад пути нет, но пути к отступлению нужны всегда. Хотите бросить работу и найти другую — бросьте, но уйдите красиво. Чересчур импульсивные поступки разрушительны. Если вы сомневаетесь в себе, это нормально. Главное, чтобы ваши сомнения вами не управляли.

Закон седьмой: все мы одинаковы и похожи во многом. Почти каждый человек думает, что его проблемы уникальны, но это не так. У каждого своя внутренняя война, но ее причины слабо отличаются. Все мы хотим кушать, жить с комфортом и любить. Это главные наши желания и приоритеты, как ни крути. Они определяют всё.

Психология поможет вам ответить на основные вопросы, которые вас гложут. Оставайтесь собой, ведь мы уникальны в том, что необходимо природе и идентичны в том, что нужно мирозданию. Ищите вдохновение и мотивацию для себя, но не только в потребностях. Будьте открытыми этому миру, старайтесь мыслить нестандартно. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

2.1. Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии.

В системе наук психология играет особую роль, поскольку:
1) это наука о самом сложном, что известно человеку
2) в психологии сливаются субъект и объект познания
3) психологическая наука имеет уникальные практические наследия

Нелинейная классификация наук Б.М.Кедров:
Расположены по объекту изучения:
Естественные науки - объект - природа
Социальные науки - объект - общество
Гносеология - наука о познании - теория познания

Двухсторонняя связь - психология берет и дает из этих наук

Отрасли современной психологии возникают как междисциплинарные, на стыке психологии и других наук и научно-практических комплексов:

на стыке психологии и общественных наук существуют такие отрасли:

  • социальная психология (как то, что мы включены в определенную группу влияет на нашу психику)
  • экономическая психология
  • политическая психология
  • этническая психология
  • юридическая психология
  • психолингвистика
  • психология искусства
на стыке психологии и естественных наук существуют:
  • психофизиология (поиск физиологических оснований психических процессов)
  • психофизика (как энергия внешних воздействий преобразуется во внутренний опыт)
  • зоопсихология и сравнительная психология
  • психобиохимия (биохимические основания организма)
на стыке психологии и медицины возникли:
  • патопсихология (изучает различные отклонения, патология психического развития)
  • клиническая психология
  • нейропсихология (изучает мозговую локализацию психических процессов, где локализованы зрение, слух...)
  • психотерапия (лечение с помощью психологических средств)
  • психофармакология (влияние на психику фармакологических средств)
на стыке психологии и педагогики существуют:
  • возрастная психология (от зачатия до смерти человека)
  • педагогическая психология (разработка психологических основ обучения и воспитания)
на стыке психологии и технических наук:
  • инженерная психология (изучает приспособление техники к человеку)
  • эргономика
2.2. Основные теоретические подходы в современной психологии

Все теоретические направления, существующие в современной психологии, различаются по двум принципиальным положениям:

  1. Что признается главным источником поведения человека
  2. Насколько жестко поведение человека детерминировано внутренними или внешними причинами
Биологический подход

Источник: биологические программы. Человек - биологическое существо.

Различные формы поведения связывают с функционированием нервной и гормональной систем, исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенных от рождения программ.

К этому подходу принадлежат представители бихевиоризма, психофизиологии, этологии, социобиологии.

(социобиология - ценность воспроизведения потомства)

Психоанализ

Зигмунд Фрейд

Человека переполняют подавленные влечения, которые стремятся выйти наружу в виде оговорок, описок, ошибочных действий, в произведениях искусства, в выбранной профессии и в сновидениях

Гуманистическая психология

В 60-е годы ХХ века возникает "Третья сила" (третья сила по отношению к бихевиоризму и психоанализу) - гуманистическая психология.

Противовес механичности человека. Начали изучать ЗДОРОВОГО человека.

Движущая сила развития человека - стремление к самоактуализации , полноценному функционированию, поиску смысла жизни

Гуманистическая психология:

  • Личностно-ориентированная психология (А.Маслоу, Карл Роджерс). Стремление к самоактуализации - человек должен стать тем, кем он должен стать. Максимальное развитие способностей и потребностей.
  • Экзистенциальная психология (Ирвин Ялом). Существование определяет сущность. Источник: выборы, которые осуществляются в каждый момент времени. Тот выбор, который мы делаем, определяет то, кем мы являемся.
  • Трансперсональная психология (Станислав Гроф). Холотропное дыхание, области человеческого бессознательного.

Культурно-исторический подход

Лев Семенович Выготский

Формирование личности - это присвоение ребенком культурно-исторического опыта

Деятельностный подход

Сергей Леонидович Рубинштейн
А.Н. Леонтьев

Развитие человека - это смена его деятельностей , которая определяет характер психологических новообразований

Эклектический подход

Понемногу из всех направлений, то, что сейчас может сработать.

2.3. Методологические основы психологии

К общей теории, или методологическим основам науки относят такие понятия:

  • парадигма
  • категории
  • принцип
  • закон
Парадигма (гр. paradeigma - пример, образец) принятая определенным научным сообществом теоретико-методологическая структура, которая определяет способ постановки и решения исследовательских задач

Наличие парадигмы - методологическая основа единства научного содружества (школы, направления), которая значительно облегчает профессиональную коммуникацию. Парадигма имеет приоритет перед другими средствами регуляции научной деятельности и соединяет логически-атомарные компоненты (законы, стандарты, правила) и совокупную научную деятельность в единую функционирующую целостность.

В последние годы в отечественной психологии все больше распространяется гуманитарная парадигма как общий подход к человеку и исследовательская стратегия в отдельных отраслях психологии, в отличие от природно-научной парадигмы, которая доминировала раньше. Специфика гуманитарного знания состоит в том, что:
1) Объектом изучения в гуманитарных науках являются духовные и культурные феномены, т.е. феномены, так или иначе связанные с человеком и обществом, и выраженные с помощью текстов.
2) Непосредственным предметом гуманитарного познания является постижение (интерпретация) глубинного содержания текста.
3) Объект и предмет гуманитарного знания обусловливает ряд специфических черт последнего:
а) аксиологичность: ценности исследователя определяют содержание интерпретационных схем
б) рефлексивность: полученные путем исследования результаты могут изменять поведение объекта исследования
в) интенция исследователя на понимание того, что допускается диалог, столкновение, конфликт двух активных субъектов- исследователя и испытуемого
г) субъективность или субъективированная форма результатов
д) принципиальная невозможность извлечения текстов из мира культуры, вне которого они теряют свою значимость
е) необходимость установления отношений с объектом
ж) исследование единичных, уникальных и неповторимых объектов
4) Исходя из специфики гуманитарного знания, из того, что содержание текста скрыто от исследователя, на первое место выходят интерпретационные методы исследования.
Методы гуманитарной психологии - методы описания и понимания природы человека: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, беседа, клиническое обследование, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоаналитический метод.

Парадигма это:
образец для исследования,
какие проблемы и как их исследовать,
ставить исследовательские задачи и решать их.
(например: естественно научная парадигма - масса, исследование реакции. Гуманитарная парадигма - каждый человек уникален, исследовать - ценности, смысл жизни, уникальный единичный случай)

Парадигма - что я буду исследовать и какими методами.

Категории наиболее общие понятия, которые отражают свойства и закономерности явлений объективной реальности и определяют характер научно-теоретического мышления эпохи

1. Отражение - категория материалистической философии. Эта категория позволяет определить место психики в общем взаимодействии явлений окружающего мира. Недостаточно отнести психическое явление к категории отражения - необходимо выявить его специфику, отличие психического отражения от других уровней и форм. Высшая форма отражения - сознание.

Решение заданий выявления специфики психического отражения требует изучения деятельности человека, реального бытия психического отражения.

Из понимания деятельности как общественно-исторической категории выплывает необходимость исследовать не только индивидуальную, но и общественную деятельность - общение. Но ни деятельность, ни общение сами по себе не имеют никаких психологических характеристик. Их имеет общественный субъект деятельности и общения - личность.

Принципы

Принцип (лат.) - основа, в логике - основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции.
Принцип психологии - это кратко сформулированная теория психологии, отражающая ее закономерность , подытаживающая ее прошлый опыт и ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построения дальнейшей теории.

Основные принципы психологии
1) Принцип детерминизма : актуальное состояние психики и поведения индивида детерминировано (обусловлено) предыдущими событиями его жизни, а все разнообразие феноменов человеческой жизнедеятельности, которые можно наблюдать, определяются взаимодействием двух групп факторов: наследственностью и окружающей биосоциальной средой
2) Принцип единства сознания и деятельности: психика, сознание, личность развиваются в неразрывном единстве с деятельностью - сложной, специфической человеческой формой целенаправленной активности.
3) Принцип развития (историзма) или генетический принцип : при переходе психических феноменов от одного уровня организации к другому, при возникновении новых форм психических явлений и процессов происходит их изменение, которое имеет закономерный характер.
4) Принцип системности: явления действительности необходимо исследовать в их зависимости от того целого, которое они создают, приобретая при этом свойства целого.
5) Системно-структурный принцип
6)Принцип личностного подхода

Принципы глубоко связаны с закономерностями и законами.

Законы психологии

Закономерность - объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.

Психологическая закономерность - это еще недостаточно раскрытый психологический закон, который предусматривается, но еще не может быть точно сформулирован.

Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция.

Типы законов в психологии

  • относительно элементарные зависимости (например, основной психофизический закон);
  • законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.);
  • законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти);
  • законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения от уровня его психической регуляции (закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью выполнения поведенческих заданий; законы, которые характеризуют уровни работоспособности, стрессовые состояния);
  • законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабе его жизни;
  • законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека - законы нейродинамики (нейрофизиологические основания темперамента);
  • законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями организации в структуре личности).
Чисто научный подход требует не только определить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, при которых он может действовать, его ограничения.

2.4. Методы психологического исследования

“Метод - это путь познания. Это способ, посредством которого познается предмет науки” С.Л.Рубинштейн

Методы научного исследования - это те приемы и средства, с помощью которых получают факты, которые используются для доказательства положений, из которых, в свою очередь, складывается научная теория.

Б.Г.Ананьев предложил такую классификацию методов психологического исследования:

Организационные методы - определяют стратегию исследования

  • Метод срезов или сравнительный (сопоставление отдельных групп исследуемых с целью установления сходства и различия между ними) (дает информацию сейчас, развития не дает)
  • Лонгитюдный (многократное обследование тех же самых лиц с целью выявления динамики исследуемых качеств) (явление в развитии, дает динамику)
  • Комплексный (реализация междисциплинарных исследовательских программ, в которых берут участие представители разных наук, с целью установления связей между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности) (привлекает специалистов разных областей)
Эмпирические методы сбора данных
  • Обсервационные (наблюдение и самонаблюдение)
  • Экспериментальные: формирующий, природный и полевой эксперимент (позволяет изучать причинно-следственные связи, нет эксперимента без гипотезы, особенность зависит от факторов)
  • Психодиагностические методы: тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа.
  • Праксиметрический метод (анализ процесса и продуктов деятельности)
  • Моделирование (принятие решений, память)
  • Биографический (образец гуманистической парадигмы)
Методы обработки данных
  • Количественный (статистический) анализ
  • Качественный анализ (ближе к гуманитарной парадигме) (дифференциация и обобщение материала по качественным параметрам, по группам)
Обобщение - по качественным показателям (как нарисовал, с чем не справился)

Методы интерпретации

  • Генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований в филогенезе и онтогенезе) (определение закономерностей изменения данных) (лонгитюдный, сравнительный)
  • Структурный - (установление структурных взаимосвязей между исследуемыми характеристиками) построение типологий (построение профилей и изучение взаимоотношения между факторами)
Один и тот же тест - это информация о нескольких личностных факторах.

Основными методами эмпирического исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение и эксперимент
Применяются во всех науках.

Наблюдение - целенаправленное, специально организованное восприятие предметов и явлений внешнего мира, метод научного познания. Используется в психологии для изучения психической реальности и ее феноменов. Позитивная черта наблюдения - непосредственная связь с объектом исследования, негативная - пассивность исследователя, который не вмешивается в ход процесса, который изучается.

Эксперимент - способ чувственно-предметной деятельности в науке, метод познания психической реальности, при котором психические явления изучают в специально созданных или контролируемых исследователем условиях.

Во время проведения эксперимента необходимо быть уверенным, что переменные, то есть все изменяемые факторы, которые варьируются действительно связаны с изучаемым явлением, а не с какими-то другими факторами. Это:
1) Независимые переменные , которые введены экспериментатором и на которые не могут влиять испытуемые. Не зависят от испытуемого, ими варьирует экспериментатор.
2) Зависимые переменные , связанные с поведением испытуемого.
3) Промежуточные переменные , которые следует учитывать при интерпретации данных: психологическое состояние во время эксперимента, интерес или безразличие и т.д.
Эксперимент - главный метод для проверки причинно-следственных связей.
Эксперимент невозможен без существования гипотезы.
Экспериментировать - это варьировать независимые переменные, фиксировать изменение зависимых и учитывать промежуточные.

Эксперимент Милгрема.
-Велика роль экспериментатора в плане влияния получаемого результата (эффект Розенталя, эффект предубежденности), влияния экспериментатора на результат. Трансляция правильного поведения (неосознанно, мимикой и т.д.)
-Испытуемый знает гипотезу. Если испытуемый знает гипотезу, он может вести себя в соответствии с ней.

Слепой метод
- наблюдатель не знает какая группа контрольная
Двойной слепой метод - испытуемые не знают гипотезы, наблюдатель не знает, какая группа контрольная.

К вспомогательным методам исследования относятся опросы и тесты.

Опрос - метод получения первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом)

Тесты (от англ. test - проба, испытание, экзамен) - система приемов для испытания и оценивания отдельных психических особенностей человека. Используется как в научных, так и в практических целях.

Виды тестов:
По содержанию: тесты успешности, тесты способностей, тесты личности
По материалу: вербальные, действующие
По форме поведения: групповые, индивидуальные

Психодиагностические методы (тесты)

Это методы исследования, которые стандартизированы.
Стандартизирована процедура проведения, обработки, получения информации, интерпретации.
Психодиагностика занимается проведением тестов. Основные формы проявления психики

  • Психические процессы
  • Психологические состояния
  • Психологические свойства

Психологические состояния

  • устойчивый интерес
  • творческое вдохновение
  • сомнение
  • апатия
  • угнетенность
  • утомление
Психологические свойства (вошли в структуру личности человека)
  • темперамент
  • направленность
  • характер
  • способности

1Психологические закономерности учебно-познавательной деятельности.

Психология обучения- раздел педагогической психологии, посвященный изучению психической деятельности в условиях обучения. Процесс учения во всей его сложности, его возрастные и индивидуальные особенности, его специфика в зависимости от содержания изучаемой учащимися дисциплины составляют основной предмет исследований психологии обучения. В соответствии с этим психология обучения подразделяется на общую и специальную, посвященную психологии обучения отдельным учебным предметам: чтению и письму, орфографии и грамматике, математике, географии, физике. В своей общей части психология обучения тесно соприкасается с дидактикой, а в специальных разделах - с частными методиками.

Основная принципиальная линия психологии обучения состоит в том, что она направлена на раскрытие тех изменений, которые происходят в психической деятельности учащихся в процессе обучения: переход от незнания к знанию, последовательные этапы или ступени, через которые проходит учащийся, овладевая знаниями, умениями, навыками, те способы или приемы, какими выполняются задания, те качественные сдвиги, которые происходят в умственных операциях или умственных действиях в ходе обучения.

Центральное место в проблематике психологии обучения занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний изучается в тесной связи с изучением применения знаний на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями. Применение знаний, являясь составной частью их усвоения, имеет в то же время и свои специфические особенности, поскольку учащемуся не только приходится использовать имеющиеся у них знания в пределах одного и того же учебного предмета, но и переносить приобретенные знания и умения в другие области науки и новые виды практической деятельности. Эти упражнения в переносе знаний, умений и навыков осуществляются школьниками в тех случаях, когда перед ними ставятся относительно новые задачи-проблемы, что играет существенную роль в умственном развитии учащегося. Соотношение процессов учения и развития составляет одну из важных теоретических проблем психологии обучения.

Обучение влияет на умственное развитие учащихся, может ускорить прохождение соответствующих этапов этого развития или даже видоизменить их последовательность. В то же время результат и процесс учебной деятельности, в свою очередь, зависят от уже достигнутого учащимся уровня развития и овладения им приемами умственной деятельности. Исследования показали, что при правильной организации обучения удается ускорить формирование ценных свойств психической деятельности, например, развить уже у младших школьников произвольные формы внимания и памяти, расширить осмысленное запоминание за счет механического, ослабить у них подражательность, развив элементы продуктивного (творческого) мышления, и так далее. Оказывается возможным заметно расширить (как это обнаружено в ряде исследований) познавательные возможности детей. В частности, оказалось, что даже сравнительно сложный абстрактный материал успешно усваивается младшими школьниками, если он вводится при определенном построении программы и при соответствующих методах обучения. Вместе с тем характер усвоения знаний, быстрота и легкость, с которой они усваиваются, широта их переноса на решение новых задач непосредственно определяются уровнем умственного развития учащихся, проявляющимся прежде всего в сформированных у них качествах ума - самостоятельности, критичности и других, то есть в определенных особенностях его личности.

Эффективность усвоения знаний зависит также от отношения учащегося к учебной деятельности, от его мотивации. Проблема мотивов учения является важнейшей составной частью психологии обучения. Ее изучение дает возможность вскрыть причины, способствующие усвоению одного учебного материала и противодействующие усвоению другого. К этой проблеме относится исследование роли оценки учителями (или контрольным устройством обучающей машины) школьных достижений учащегося. Оценка служит как бы «подкреплением» (положительным или отрицательным) учебной деятельности школьника. Наряду с этим «внешним» контролем большое значение имеет самоконтроль и самооценка, когда учащийся самостоятельно контролирует ход своей работы, сопоставляя получаемый результат с образцом и, если это необходимо, его корректируя.

При изучении индивидуально-психологических различий в процессе обучения учитываются как особенности мотивации, познавательных интересов, так и характерные для того или иного учащегося черты умственной деятельности. При этом анализируется общее умственное развитие школьника, непосредственно влияющее на его «обучаемость», а также его специальные способности (математические, литературные и др.). Психологические исследования намечают пути развития специальных способностей при условии сочетания их со всесторонним развитием личности учащегося, создавая тем самым предпосылки для дифференцированного подхода в обучении.

Особый и очень важный раздел психологии обучения составляет разработка вопросов психологии учителя: характеристика склонностей к педагогической деятельности, взаимоотношения с учащимися, индивидуальный стиль работы педагога и другие проблемы.

Наиболее широко изучены в области психологии обучения интеллектуальные процессы. Выявление закономерностей усвоения знаний, умений и навыков и формирования у школьников умения учиться дает возможность вносить практические предложения, касающиеся усовершенствования школьных программ и методов обучения. Менее изучены те вопросы психологии обучения, которые являются пограничными спсихологией восприятия: проблема стимуляции учебной деятельности, формирование научного мировоззрения, превращение знаний в убеждения и другие. Для дальнейшего развития психологии обучениянеобходимо широко разрабатывать вопросы всестороннего развития личности в процессе обучения, тем самым сблизив два раздела педагогической психологии. Существенное значение имеет также использование достижений других наук, прежде всего логики: это необходимо для анализа структуры операций, которые служат эталоном учебной деятельности. Задача внедрения достижений математики и кибернетики требует исследований по построению учебных алгоритмов, разработки диагностических методик (по определению степени овладения учащимся знаниями, умениями, навыками и по оценке достигнутого ими уровня умственного развития) на основе использования статистических методов. Необходимо также дальнейшее сближение работ по психологии обучения со специальными исследованиями в области программированного обучения . Реализация этого требования является одной из необходимых предпосылок разработки путей повышения эффективности обучения в школе.

Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность

Задача психологии обучения

Обучение - деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Обучение имеет много сторон. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения.

Обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих. Организация обучения развертывается в пространстве и времени. В системе обучения активно взаимодействуют обучающий и учащийся. Это взаимодействие осуществляется путем общения, в результате которого осуществляется учебная деятельность . В ходе исторического развития общества накопленные знания фиксируются в различных материальных формах: предметах, книгах, орудиях труда. Процесс превращения идеального знания в материальную форму называется опредмечиванием. Для того чтобы воспользоваться этим знанием, последующее поколение должно вычленить, понять закрепленную в орудии труда или объекте познания идею. Данный процесс носит название распредмечивания. Потребовался неординарный ум и особые способности, чтобы изобрести и создать, например, паровой двигатель. Использование требует понимания его работы, т.е. осознания той идеи, которая опред мечена в двигателе. Таким образом, поколение, которое стало пользоваться паровыми двигателями,

должно распредметить идею создателя, иначе говоря, понять принцип устройства. Только при этом условии возможно использование данного предмета (парового двигателя).

Учебная деятельность выступает средством, с помощью которого распредмечивается идеальное знание и формируется общественный опыт. Познавательный характер учебной деятельности - ее существенная характеристика. Она определяет все остальные компоненты учебной деятельности, создает ее направленность: потребности и мотивы; цели и действия; средства и операции. Компоненты учебной деятельности могут превращаться друг в друга. Например, действие может стать целью или потребностью, операция выполнения контрольной работы превратиться в мотив, стимулирующий дальнейшее обучение и т.д. В таких превращениях заключена динамика учебной деятельности, стержнем которой является ее предметность. Понятие предметно-практической деятельности как преобразователя действительности служит основой научного подхода к анализу познавательных процессов.

Психологическое содержание всех составляющих учебной деятельности раскрывается в разделе педагогической психологии - "психологии обучения".

Психология обучения - это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения . Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия. В конечном итоге она должна привести к формированию психологических новообразований и свойств полноценной личности. Учение - универсальная деятельность, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью. Центральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:

    выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;

    выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;

    системно-структурный анализ педагогического процесса;

    раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

В психологии еще не сложился единый теоретический фундамент, позволяющий проводить анализ и классификацию психолого-педагогических требований, предъявляемых к учебной деятельности. Существуют различные подходы и теории, освещающие данный вопрос. Вместе с тем можно говорить об определенных научно-психологических наработках, позволяющих определить методологические основы такого анализа.

Анализ учебной деятельности может исходить из следующих принципиальных положений.

    Учебная деятельность отражает прогноз тех изменений, которые могут произойти в психическом развитии ученика, включенного в учебный процесс. Она определяет и систему оценки этих изменений.

    Организация учебной деятельности предусматривает соотнесение с личностными возможностями ученика и потенциалом их развития.

    Каждый уровень личностного развития обеспечивается специфическими формами и содержанием учебной деятельности.

Учебная деятельность имеет структурно-системный характер . Система - это единство компонентов и их взаимосвязей. Психологическая структура - это строение и свойство тех устойчивых факторов, которые действуют в условиях выполнения задачи организации учебной деятельности.

Структура включает в себя:

    Компоненты деятельности, без которых она неосуществима. Сюда входят задачи и цели деятельности; ее предмет, способы принятия решения и выполнения; действия контроля и оценки деятельности.

    Взаимосвязи между указанными компонентами. Взаимосвязаны могут быть воздействия, операции, элементы функциональной организации, оперативные системы отображения и т.д.

    Динамика установления указанных взаимосвязей. В зависимости от регулярности активизации связей формируются симптомокомплексы психических процессов, функционально важных свойств.

Все структурные элементы соединены многочисленными связями. Элементы структуры - условно неделимые ее части. Любая структура обеспечивает реализацию какого-то функционального свойства, ради которого она собственно и была создана,

т.е. своей основной функции (например, система образования создана, чтобы реализовать функцию обучения). Функция - это процесс осуществления определенного результата .

Сочетание структуры и функции приводит к образованию системы . Основные характеристики системы:

    1) это нечто целое;

    2) носит функциональный характер;

    3) дифференцируется на ряд элементов с определенными свойствами;

    4) отдельные элементы взаимодействуют в процессе выполнения определенной функции;

    5) свойства системы не равны свойствам ее элементов.

    6) имеет информационную и энергетическую связь с окружающей средой;

    7) система адаптивна, изменяет характер функционирования в зависимости от информации о получаемых результатах;

    8) разные системы могут давать одинаковый результат.

Система носит динамичный характер, т.е. развивается во времени. Говоря о психологической системе деятельности, мы понимаем под ней единство психических свойств, обслуживающих деятельность и связи между ними . С позиций системного подхода отдельные психические компоненты (в том числе функции и процессы) в деятельности выступают в виде целостного образования, организованного в плане выполнения функций конкретной деятельности (т.е. достижения цели), т.е. в форме психологической системы деятельности (ПСД). ПСД есть целостное единство психических свойств субъекта и их всесторонних связей. Учебный процесс во всех своих проявлениях реализуется исключительно психологической системой деятельности. В ее рамках происходит перестройка индивидуальных качеств личности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей, условий деятельности. Собственно так и возникает накопление индивидуального опыта, формирование знаний и развитие личности ученика.

Психологические составляющие обучения

Как системная организация учебная деятельность имеет относительно устойчивые ("статические") компоненты и связи между ними. Устойчивые структурные элементы условно можно назвать "скелетом" учебной деятельности. Это те ее составляющие, которые являются для нее относительно стабильными

и абсолютными. Проще говоря, без них деятельности просто не существует. Такими составляющими являются:

    Предмет обучения;

    Ученик (субъект обучения);

    Собственно учебная деятельность (способы обучения, учебные действия);

    Учитель (субъект обучения).

Предмет обучения - это знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить. Ученик - это личность, на которую направлено воздействие по освоению знаний, умений и навыков и которая имеет определенные предпосылки для такого освоения. Учебная деятельность - это средство, с помощью которого формируются новые знания, умения и навыки. Учитель - это человек, который выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот не сможет это делать самостоятельно.

Устойчивые компоненты соединяются друг с другом связями, среди которых основными будут: мотивационные, эмоциональные, когнитивные, информационные. Общая направленность учебной деятельности - гностическая, предметная.

Все перечисленные элементы должны соотноситься друг с другом в гармоничном единстве. Только тогда система будет функционировать с максимальной эффективностью. Любой дефект или выпадение какого-либо компонента приводят к деформации, деструкции или же распаду всей системы. Она оказывается не в состоянии выполнять свою основную функцию - обучающую.

По сравнению с другими видами деятельности, учебная деятельность имеет свою специфику. Традиционная схема "субъект - собственно деятельность - объект - результат" выглядит так:

Если в качестве "объекта" выступает личность ученика ("Л" (person) ученика), то схема приобретает принципиально иную окраску. Основной, активной силой в обычных видах деятельности является "субъект". В учебной деятельности активность исходит как от "субъекта" (учителя), так и от "Р - person" (ученика).

Все основные составляющие деятельности: мотив, способы деятельности, результаты начинают приобретать двойственное личностное значение, обусловленное личностью ученика и личностью учителя. Объектом учебной деятельности выступает целостная личность ("Я") учащегося, т.е. сложная психосоциальная система. Не менее сложной системой является и личность учителя. В совокупности своих взаимных воздействий на предмет изучения, способы преподавания и результат они образуют суперсистему "учебная деятельность". Известно, что воздействие на какой-то элемент системы влечет за собой изменение состояния всей системы. При сложном сочетании как минимум двух личностей (учителя и ученика) воздействие на различные участки системы "учебная деятельность" идет постоянно. Следовательно, сама система постоянно находится в активном динамическом изменении. Учение всегда влечет за собой перестройку и сознания, и психических свойств участвующих в нем личностей.

Учебная деятельность как система

Приступая к осуществлению учебного процесса, учитель имеет определенную цель и мотив деятельности. У ученика, включенного в этот процесс, также есть цель и мотив деятельности, но они другие, чем у педагога. Целью педагога является "научить чему-то ученика". Целью ученика является "усвоить что-то". Мотивом деятельности учителя может выступать интерес к соответствующей профессиональной деятельности, необходимость обеспечения своего существования через эту деятельность, чувство долга, любовь к детям и т.п. Мотивом деятельности ученика может быть интерес к предмету, стремление самоутвердиться, страх перед родителями, требующими посещения школы, конформизм и т.п. Мотивы учителя и ученика не только могут не совпадать, но и быть прямо противоположными.

Теперь рассмотрим способы, которыми осуществляют учебную деятельность учитель и ученик. Первый - с помощью определенных приемов объясняет содержание, стимулирует интерес,

контролирует и проверяет учеников. Второй - с помощью тоже вполне конкретных приемов усваивает содержание, воспринимает и перерабатывает информацию, реализует деятельность самоконтроля, самокоррекции и т.д. И тут мы также видим существенные различия в используемых действиях, операциях, способах, формах. Казалось бы, наиболее устойчивая структура - предмет обучения. Однако и здесь мы видим существенные расхождения. Абстрактное научное содержание, преподнесенное конкретным учителем, имеет признак субъективизма в оценке данной информации. Знания, воспринятые и осознанные учеником, приобретают характеристику "субъектной отнесенности", т.е. становятся понятыми знаниями, но они могут быть очень далеки от первичного, абстрактного знания и от того, что передавал учитель.

Еще более сильное отличие мы можем увидеть в способах коммуникации, которыми пользуются учитель и ученик, в функциональных состояниях, эмоциональных оценках той и другой стороны. Мы видим, как восприятие и реализация деятельности ученика и учителя существенно отличаются, но вместе с тем они осуществляют единую (совместную) учебную деятельность. Как же достигается это единство?

Учебная деятельность требует от участвующих в ней не "одинаковости" ее осуществления, а однонаправленности . Именно в недоучете данного факта заключается ошибка многих учителей, которые требуют от учеников "делай как я" или оценивают их "меряя на себя". С феноменом объективного психологического различия составляющих совместной учебной деятельности учителя и ученика связана ее эффективность. Чем более сближено понимание целей ("я хочу этому научить" - учитель, "я хочу именно этому научиться" - ученик), мотивация (настроенность на учебный процесс в данный момент и ученика и учителя), эмоциональное принятие учебной ситуации (и для учителя и для ученика она эмоционально привлекательна), согласование способов подачи, восприятия и переработки информации, форм корректировки, контроля и самоконтроля деятельности, тем успешнее идет учебный процесс. Приведенная ниже схема 1 иллюстрирует описываемую ситуацию. Воздействие педагога "через" предмет изучения направлено на ученика. В этом же направлении сконцентрированы мотивы и эмоциональное настроение, используются наиболее адекватные способы и формы действий и приемов. В идеале ученик, имея в принципе другие интересы, приемы, отношения, направляет свою активность на учителя и через него на предмет изучения.

Таким образом, учебная деятельность становится максимально однонаправленной и успешной. Однако отклонение в сторону хотя бы одной составляющей приводит к рассогласованию, деформации деятельности и понижению ее эффективности. Например, учитель все свои силы направляет на объяснение материала урока, а ученик в это время ждет не дождется конца уроков, чтобы бежать поиграть в хоккей, следовательно, его направленность будет совсем другая, а эффективность учебной деятельности, несмотря на старания учителя, крайне низкая. Другой пример: учительница поссорилась со своим мужем и расстроенная пришла на урок. Во время урока ее мысли возвращались к личным проблемам. Ученики, заметив ее рассеянность, стали вести себя более свободно. Нарушения дисциплины вывели ее из себя, она накричала на учеников, эффективность работы резко понизилась.

Схема 1. Согласование компонентов, составляющих учебную деятельность

На приведенной схеме учитель влияет через предмет на ученика, направляет на него свои мотивационные, эмоциональные, коммуникативные и другие воздействия. Появление факторов, не связанных с учеником, может уводить воздействие в другую сторону. Такую же картину можно наблюдать и в поведении ученика. Возникновение побочных факторов деформирует учебную деятельность, вызывая другое направление личностной активности.

Итак, мы выявили сложную, неоднозначную психологическую природу учебной деятельности. Однако данный вопрос кроме теоретического имеет и практическое значение. В зависимости от полноты анализа данной системы, от понимания объективных механизмов и закономерностей ее функционирования более или менее эффективно осуществляется реальный процесс обучения. В педагогической психологии существует множество концепций, пытающихся решить эту проблему. Познакомимся с основными группами.

Концепции обучения и их психологические основания

По мере информационно-технологического развития общества и повышения требований к личностному и образовательному уровню каждого следующего поколения все более остро встает вопрос о совершенствовании и научном обосновании системы обучения. С тех пор как общество начало создавать специальные образовательные структуры, стали возникать и научные теории, направленные на совершенствование этих структур. В настоящее время существуют многочисленные теории, концепции, разработки, объединенные под общим названием "педагогические технологии". В категорию "педагогические технологии" включены довольно разнородные исследования: от конкретных дидактических схем до методологических психологических концепций, обосновывающих фундаментальные подходы к анализу учебной деятельности. Учитывая специфику рассмотрения учебной деятельности с точки зрения психологии обучения, мы должны проанализировать те теории и концепции, которые раскрывают личностно-психологический аспект обучения.

В рамках традиционного подхода , при котором целью обучения ставилось формирование знаний, умений и навыков, доминировал анализ отдельных элементов учения. Как правило, учебная деятельность рассматривалась на результативном

уровне, в абстрагировании от субъекта и объекта деятельности. Ученик воспринимался как формальная фигура, "приемник и накопитель" информации, передаваемой в виде знаний, умений и навыков.

Современная ситуация диктует новые требования. Тезис "научить знаниям" заменен тезисом "научить получать знания". Абстрактный "ученик" не существует, мы имеем дело с уникальным "Я ", личностью ребенка, причем личностью развивающейся. В психологии современный прогрессивный взгляд на обучение реализуется в двух взаимодополняющих друг друга подходах: деятельностном и системогенетическом.

Деятельностный подход изначально строился как психолого-педагогическая концепция с ориентацией на практическое применение в рамках психологии обучения. Основоположником деятельностного подхода является Л.С. Выготский . Именно он первый выдвинул идею о том, что развитие осуществляется путем овладения в ходе обучения специальными орудиями. Функцию орудия выполняет знак (например, слово). По мере освоения манипулирования знаками ("действий с орудиями") развиваются психические функции. Усвоение знаков и освоение действий с ними является основой развивающего обучения. Усвоение осуществляется за счет механизма интериоризации . Интериоризация выступает как формирование внутренних психических структур через внешнее воздействие. Обучение - есть прежде всего интериоризация внешней деятельности во внутреннюю психическую деятельность. Идеи Л.С. Выготского плодотворно разрабатывались отечественными учеными А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным , Д.Б. Элькониным , В.В. Давыдовым и др. В результате были сформулированы категориальные рамки деятельностного подхода, которые можно выразить следующим образом.

Развитие личности и становление ее свойств- процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы:

1) возрастные закономерности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делится жизненный путь человека: детство, отрочество, юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старость.

Смена возрастов связана с биологическими закономерностями, действующими непреклонно и вызывающими изменения в организме человека, отражающиеся на его психологических особенностях.

Возрастное развитие имеет и социально-психологическую причинность. Существует понятие «психологический возраст», за которым стоит психологическая реальность. Бывает, что человек в молодежном возрасте выглядит стариком: безразличным, опустошенным, вялым, мечтающим только об отдыхе и расслаблении. Бывают и старики, которые по состоянию психики и возможностям превосходят многих молодых.

2) социально-психологические закономерности прижизненного развития человека причинно связаны с влиянием внешних условий. Эти условия многочисленны и разнообразны.

Это состояние общества, деятельность всех ветвей власти, органов управления и образования, средств массовой информации, общественных организаций и культуры, уровня жизни и состояния преступности и т.д. Сильно социально-психологические влияние родителей (особенно в детском возрасте), групп сверстником, психологических обстоятельств проведения досуга и т.д.

3) деятельные закономерности психологического развития человека - это закономерности изменений внутренних условий под влиянием собственной активности

Активность- это универсальный закон развития любого живого организма и его свойств. Чтобы развить память, надо систематически упражняться в запоминании все усложняющегося материала, чтобы развить целеустремленность и упорство, необходимо добиваться получения требуемого результата и т.д. Человек почти целиком находится во власти самого себя. И если он не полностью или неправильно воспользовался этими возможностями, он сам обокрал себя психологически, духовно. Каждый человек на 1/3 есть то, что им унаследовано от родителей, на 1/3- то, что даои ему условия жизни и другие люди, на 1/3- то, что сделал он из себя сам.

Заключение

Описанная психологическая структура личности составляет основу программы изучения личности каждого человека (включая все свойства и его компоненты), позволяет развернуто, шаг за шагом оценивать его особенности, а также решать на что надо обращать внимание, что совершенствовать и развивать.

Известный немецко-американский психолог Э. Фромм писал: «Никогда еще человек не подходил так близко, как сегодня, к осуществлению своих самых заветных надежд. Понадобились тысячелетия, чтобы раскрылись интеллектуальные способности человека, чтобы он научился разумной организации общества и концентрации сил. Человек создал новый мир, со своими законами и своей судьбой. Оглядывая свое творение, он может сказать: воистину это хорошо. Но что он может сказать в отношении самого себя? Приблизился ли он к осуществлению другой мечты человеческого рода- совершенству самого человека?- Человека, любящего ближнего своего, справедливого, правдивого и осуществляющего то, что он есть потенциально? Неловко даже задавать этот вопрос- ответ слишком ясен».

И действительно, Фромм прав, современный человек направляет все свои интеллектуальные силы на осуществление технического прогресса и экономит моральные силы на духовное, культурное просвещение. А ведь это в интересах и личности и общества в целом, ибо общество всегда такого, что какой тип личности преобладает у его граждан. Общество и жизнь в нем не могут стать лучше, если люди не станут лучше и в то же время если само общество не создаст условия для этого.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

1. Психология как наука

1.3. Методологические аспекты психологии

1.3.4 Законы психологии

Теоретические и экспериментальные исследования каждой науки направлены на разработку ее понятийного аппарата и выявление объективных законов и закономерностей, которым подчинены все процессы и явления. Законы раскрывают объективные, устойчивые, существенные связи между явлениями действительности, их совокупность составляет содержание науки, позволяет формулировать новые проблемы и осуществлять прогнозы относительно ее дальнейшего развития. Специфика каждой науки, в том числе и психологии, отображается в характере ее законов.

Выявление и познание законов психологии имеет свои особенности и трудности, связанные с непривычной природой психических явлений. Ведь психические состояния субъекта недоступны стороннему наблюдению. Задача же психологии заключается в том, чтобы, пользуясь объективными методами, раскрыть объективные законы, которым подчиняется психика.

Психическим явлениям присуща динамическая изменчивость. Исследуя много раз тот же психический процесс, можно заметить, что всегда он зависит от определенных условий и протекает по-другому. Это не случайность. Психическое как субъективное отражение не может быть неизменным. Поэтому законы, которые открывают в психологии, не определяют твердо и однозначно связи между явлениями. Это - законы - тенденции, в которых общее выступает как тенденция.

В психологии известно много законов. Некоторые из них даже выраженные в строгой математической форме. Они относятся к разным уровням психического, раскрывают его различные измерения. На основе анализа того, что в них отражено, Бы. Ломов разделил их на шесть основных групп.

1. Законы, в которых отражаются относительно простые зависимости, например устойчивые связи между внешними воздействиями и определенными психическими явлениями, а также между самими явлениями. В частности, это основной психофизический закон Вебера-Фехнера, согласно которому интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

2. Законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени. Один из них - закон перцепции, открытый М. Ланге. Он отражает закономерную последовательность фаз процесса восприятия: зрительный перцептивный образ разворачивается фазами - от грубого различение общих пропорций предмета и его положения к формированию дифференцированного и завершенного образа.

3. Законы, характеризующие структуру психических явлений. Примером может быть современное представление о памяти. Сначала ее рассматривали как простую однородную функцию. Однако в процессе исследования оказалось, что она является сложной системой, которая включает определенную структуру хранилищ информации, их реорганизации, а также потоки информации и процессы управления.

4. Законы, в которых фиксируется зависимость эффективности поведения человека от уровня его регуляции. Например, закон Йеркса-Додсона, что обосновывает зависимость успешного решения задач от уровня мотивации. В соответствии с ним существует определенный уровень мотивации, при котором производительность выполнения задач является наивысшей. Дальнейший рост мотивации не повышает (а иногда снижает) продуктивность.

5. Законы, которые касаются психического развития человека, что рассматривается в масштабе ее жизни. Примером является закон о неравномерности (гетерохронність) развития психических функций в отдельные периоды и в течение всей жизни человека.

6. Законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека. В частности, зависимость психических качеств человека от его деятельности в системе общественных отношений.

Эта классификация не является окончательной и неизменной: психология как наука находится в постоянном развитии, выявляя ранее неизвестные психические факты, формулируя новые законы, уточняя известные. Законы каждой группы обнаруживают существенные устойчивые связи только в определенной плоскости. Поэтому ни один из них не является универсальным - он является узким, неполным и приближенным и имеет свои границы применения. Вот почему строгий научный подход к развитию психологии требует не только выявить объективный закон, но и установить условия и границы его действия.

Методология современного психологического поиска в значительной мере определена нынешним состоянием и связями психологии с другими науками. Современное исследование характеризуется комплексностью, то есть наличием многих междисциплинарных связей. Философия, социология, физиология и другие дисциплины привносят своеобразие в систему методов и результатов психологических исследований. Однако психическое не сводится ни к социальному, ни к физиологическому.