Последние просьбы о помощи. Кризис экзистенциальный: бессмысленность жизни




Депрессия: как помочь разочаровавшемуся в жизни человеку?

Когда мы слышим о том, что у какого-то человека затяжная депрессия, мы чаще всего это связываем с осенней погодой или плохим настроением. Но на самом деле такая проблема имеет более глубокие корни. Порой даже требуется лечение депрессии медикаментозными средствами. Но помогают ли лекарства, и отчего вообще появляется такая проблема?

Что такое депрессия?

Сам термин «депрессия» является научным термином. До его появления такое состояние человека называлось совсем по-другому. Чаще всего говорили, что у него меланхолия, которая пройдет со временем. Но во многих случаях люди, подвергающиеся приступу депрессии, ощущают бессмысленное существование, им не хочется жить. К сожалению, часто такое явление заканчивается трагически. Если человек не видит смысла в своей жизни, то зачем продолжать свое существование?

Симптомами депрессии является следующее:

  • тоска и отягощенный пессимизм;
  • апатия, что приводит к безразличию и снижению активной деятельности;
  • утрата интереса не только к работе и сексу, но даже к религии;
  • чувство вины;
  • появление бессонницы и потеря аппетита.

Человек понимает, что у него совершенно бессмысленная жизнь, пропали цели и стремления. Для него совершенно неважно, что принесет ему завтрашний день, так как он не видит смысла в сегодняшнем существовании.

Оказывается, что не только определенные люди, совершенно равнодушные к религии, не знают, в чем их предназначение в жизни, но даже и некоторые христиане. Эрик Эвальдс, являющийся христианским психологом из Финляндии, считает, что депрессивное состояние — это этап преодоления горя. Имеется в виду не только смерть близкого человека, но утрата даже мечты и чувства. Имеется ли лекарство от депрессии, когда у человека пропал интерес к жизни из-за чувства стыда или низкой самооценки? Ведь с помощью таблетки от этого состояния никак не получится избавиться.

Что говорит Библия о депрессии?

На самом деле в Библии ни разу не встречается такое слово как «депрессия». И это не удивительно, потому что Священное Писание не является учебником по медицине. Но в Библии много говорится о поступках человека, которые полностью совпадают с симптомами депрессии. И там же указывается выход, как от этого избавиться. Стоит человеку задать вопрос, в чем мое предназначение в жизни, и это будет первым шагом для преодоления депрессивного состояния.

В Библии используется донаучная терминология. Но зато там часто встречаются места, где человек не просто молится, но выражает крик души: «Боже мой! Для чего Ты меня оставил?» Такое выражение неоднократно встречается в Псалтыри. Не говорит ли это о том, что этот человек находится в депрессивном состоянии? А если почитать книгу Иова, песни, которые составлял царь Давид? А можно ли забыть горькие слезы Апостола Петра, когда он отрекся от Христа? Разве стоило после этого жить?

Среди всех симптомов депрессии на первое место стоило бы поставить чувство вины. Ибо неправильные поступки или слова часто потом приводят к сожалению и чувству стыда. Поэтому одним из самых эффективных методов, которые помогают найти выход из депрессии, является пересмотр своего внутреннего человека. Не стоит искать вины в других людях, надо проверить свои мысли, слова и поступки. Вполне возможно, что когда человек осознает свою вину, он сможет значительно быстрее справиться с депрессией. А это означает, что надо просто покаяться перед Богом.

Бессмысленна, прежде всего - и это, с точки зрения личных духовных запросов, самое важное - личная жизнь каждого из нас. Первое, так сказать, минимальное условие возможности достижения смысла жизни есть свобода ; только будучи свободными, мы можем действовать «осмысленно», стремиться к разумной цели, искать полноты удовлетворенности; все необходимое подчинено слепым силам необходимости, действует слепо, как камень, притягиваемый землею при своем падении. Но мы со всех сторон связаны, окованы силами необходимости. Мы телесны и потому подчинены всем слепым, механическим законам мировой материи; спотыкаясь, мы падаем, как камень, и если случайно это произойдет на рельсах поезда или перед налетающим на нас автомобилем, то элементарные законы физики сразу пресекают нашу жизнь, а с ней - все наши надежды, стремления, планы разумного осуществления жизни. Ничтожная бацилла туберкулеза или иной болезни может прекратить жизнь гения, остановить величайшую мысль и возвышеннейшее устремление. Мы подчинены и слепым законам, и силам органической жизни: в силу их непреодолимого действия срок нашей жизни даже в ее нормальном течении слишком краток для полного обнаружения и осуществления заложенных в нас духовных сил; не успеем мы научиться из опыта жизни и ранее накопленного запаса знаний разумно жить и правильно осуществлять наше призвание, как наше тело уже одряхлело и мы приблизились к могиле; отсюда неизбежное даже при долгой жизни трагическое чувство преждевременности и неожиданности смерти - «как, уже конец? а я только что собирался жить по-настоящему, исправить ошибки прошлого, возместить зря потерянное время и потраченные силы!» - и трудность поверить в свое собственное старение. И вдобавок мы и изнутри обременены тяжким грузом слепых стихийно-биологических сил, мешающих нашей разумной жизни Мы получаем по наследству от родителей страсти и пороки, которые нас мучают и на которые бесплодно растрачиваются наши силы; в лице нашей собственной животной природы мы обречены на пытку и каторгу, прикованы к тачке, бессмысленно терпим наказание за грехи наших отцов или вообще за грехи, на которые нас обрекла сама природа. Лучшие и разумные наши стремления либо разбиваются о внешние преграды, либо обессиливаются нашими собственными слепыми страстями. И притом слепая природа так устроила нас, что мы обречены на иллюзии, обречены блуждать и попадать в тупик и обнаруживаем иллюзорность и ошибочность наших стремлений лишь тогда, когда они причинили нам непоправимый вред и наши лучшие силы уже ушли на них. Один растрачивает себя на разгул и наслаждения и, когда физическое и духовное здоровье уже безнадежно потеряно, с горечью убеждается в пошлости, бессмысленности всех наслаждений, в неутолимости ими жизненной тоски; другой аскетически воздерживается от всех непосредственных жизненных радостей, закаляя и сберегая себя для великого призвания или святого дела, чтобы потом, когда жизнь уже клонится к концу, убедиться, что этого призвания у него совсем нет, и это дело совсем не свято, и в бессильном раскаянии жалеть о бесплодно упущенных радостях жизни. Кто остается одинок, боясь обременить себя тягостями семьи, страдает от холода одинокой старости и скорбит о уже недостижимом уюте семьи и ласке любви; кто, поддавшись соблазну семьи, оказался обремененным тягостями семейных забот, погруженный в мелочную суету семейных дрязг и волнений, бесплодно кается, что добровольно продал свою свободу за мнимые блага, отдал себя в рабство подневольного труда и не осуществил своего истинного призвания. Все наши страсти и сильнейшие влечения обманчиво выдают себя за что-то абсолютно важное и драгоценное для нас, сулят нам радость и успокоение, если мы добьемся их удовлетворения, и все потом, задним числом, когда уже поздно исправить ошибку, обнаруживают свою иллюзорность, ложность своего притязания исчерпать собою глубочайшее стремление нашего существа и дать, через свое удовлетворение, полноту и прочность нашему бытию. Отсюда неизбежное для всех людей меланхолическое, втайне глубоко и безысходно трагическое сознание выражаемое французской поговоркой: «si jeunesse savait, si vieillesse pouvait», - сознание обманутых надежд, недостижимости истинного счастья на земле. Гете, прозванный «баловнем судьбы», проживший исключительно долгую, счастливую и плодотворную жизнь, обладатель редчайшего дара - умения сочетать творческую энергию, безмерное трудолюбие и могучую, самообуздывающую силу воли с жаждой и способностью испытать все жизненные наслаждения, упиться всеми радостями жизни - этот избранник человечества под конец своей жизни признавался, что за 80 лет своей жизни он изведал лишь несколько дней полного счастья и удовлетворения; и он испытал на себе всю неизбежную трагику человеческой жизни, он поведал, что сущность жизни узнает лишь тот, кто в слезах ест свой хлеб и в тоске и кручине проводит бессонные мучительные ночи, и что судьба утешает нас лишь одним неустанным припевом: «терпи лишения» (Entbehren sollst du, sollst entbehren!). Если такова жизненная мудрость избранного счастливца человечества, то какой итог должны подвести своей жизни все остальные, менее удачливые и одаренные люди, со всей их немощностью, со всей тяжестью их жизненной участи, со всеми изнутри раздирающими их противоречиями и затуманивающими их пути духовными слабостями?

Народное сознание верило, что боги завидуют человеческому счастью и всегда принимают меры к тому, чтобы покарать и унизить счастливца, чтобы возместить случайную человеческую удачу горькими ударами судьбы; и, с другой стороны, оно верило, что даже блаженные боги подчинены, как высшему началу, неумолимой слепой судьбе. Более очищенное религиозное сознание их мудрецов учило; что по законам мировой гармонии никто не должен захватывать слишком много для себя, чрезмерно перерастать общий уровень, что человек должен знать свое скромное место и что даже сама индивидуальность человека есть греховная иллюзия, караемая смертью; лишь в добровольном признании себя служебным, зависимым звеном мирового целого, лишь в смиренном приятии своей рабской зависимости от космоса и своего космического ничтожества человек покоряется божественной воле, исполняет свое единственное назначение и может надеяться не загубить себя.

Наша эмпирическая жизнь есть обрывок: сама для себя, без связи с неким целым, она так же мало может иметь смысл, как обрывок страницы, вырванный из книги. Если она может иметь смысл, то только в связи с общей жизнью человечества и всего мира. И мы уже видели, что осмысленная жизнь неизбежно должна быть служением чему-то иному, чем она сама , как замкнутая в себе личная жизнь, что лишь в исполнении призвания, в осуществлении какой-либо сверхличной и самодовлеющей ценности человек мо жет найти самого себя, как разумное существо, требующее разумной, осмысленной жизни. Ближайшим целым, с которым мы связаны и часть которого мы составляем, является жизнь на рода или человечества; вне родины и связи с ее судьбою вне культурного творчества, творческого единства с прошлым человечества и его будущим, вне любви к людям и солидарного соучастия в их общей судьбе мы не можем осуществить самих себя, обрести подлинно осмысленную жизнь. Как лист или ветвь дерева, мы питаемся соками целого, расцветаем его жизнью и засыхаем и отпадаем в прах, если в самом целом нет жизни. Для того чтобы индивидуальная жизнь имела смысл, нужно поэтому, чтобы имела смысл и жизнь общечеловеческая, чтобы истории человечества была связным и осмысленным процессом, в котором достигается какая-либо великая общая и бесспорно ценная цель. Но и здесь, при беспристрастном и честном рассмотрении эмпирического хода вещей, нас ждет новое разочарование, новое препятствие для возможности обрести смысл жизни.


Где ныне эллинская мудрость и красота, одно воспоминание о которой наполняет нам душу грустным умилением? Кто из нынешних мудрецов, если он не обольщает себя самомнением, может достигнуть своей мыслью тех духовных высот, на которых свободно витала мысль Платона или Плотина? Близки ли мы теперь от того умиротворения и правового упорядочения всего культурного мира под единой властью, которого мир уже достиг в золотую пору Римской империи с ее pax Romana? Можем ли мы надеяться на возрождение в мире тех недосягаемых образцов глубокой и ясной религиозной веры, которую являли христианские мученики и исповедники первых веков нашей эры? Где теперь богатство индивидуальностей, цветущая полнота и многообразие жизни средневековья, которые высокомерная пошлость убогого просветительства назвала эпохой варварства и которое, как несбыточная мечта, манит теперь к себе все чуткие души, изголодавшиеся в пустыне современной цивилизации?

Мы научились понимать - и в этом отношении непосредственные жизненные впечатления совпадают с главными достижениями объективной исторической науки за последние сто лет - что непрерывного прогресса не существует , что человечество живет сменой подъемов и падений и что все великие его достижения во всех областях жизни - государственной и общественной, научной и художественной религиозной и нравственной - имеют свой конец и сменяются периодами застоя и упадка , когда человечеству приходится учиться наново и снова подыматься из глубин.


История человечества есть история последовательного крушения его надежд, опытное изобличение его заблуждений.

Мир есть великое живое существо и вместе с тем единство множества живых сил.

Древние греки, восхищаясь красотой и живою стройностью космического целого, с горечью и безысходны отчаянием сознавали безнадежность, тщету и бессмысленность в нем человеческой жизни.

Мы видели условия достижимости смысл жизни: существование Бога, как абсолютного Блага, вечной Жизни и вечного света Истины и божественность человека возможность для него приобщиться к этой истинной, божественной жизни, на ней утвердить, ею всецело заполнить свою собственную жизнь.

Но как мы видели, даже и существования Бога мало для обретения смысла нашей жизни: для этого нужна возможность нашего, человеческого соучастия в свете и жизни Божества, нужна вечность, совершенная просветленность и покой удовлетворенности нашей собственной, человеческой жизни.

██ ██ Работа, знаковая для религиозно-философской концепции Франка, является своеобразным продолжением его резко критичной по отношению к социализму как крайней степени общественного рационализма работы "Крушение кумиров". Именно здесь великий мыслитель развивает интереснейшую концепцию слияния богословия и "чистой философии" - и выдвигает интереснейшую теорию результатов подобного сопряжения.

В то время как жизнь очень и очень многих на планете смысла не имеет. Не имеет по той причине, что сами люди не осмысливают свою жизнь. Эти люди не понимают, зачем живут и это их нисколько не тревожит.


Почему некоторых людей не интересует их смысл жизни? Им абсолютно всё равно, зачем они живут, почему они живут, с какой стати они живут? Ну, живут и живут, чего ещё-то надо? Вот вопрос.


Обратите внимание, что я сейчас задался вопросом не о смысле жизни, но о том, что этот смысл мало кому нужен.


Мне скажут, дескать, что проку в поисках смысла жизни, когда его всё равно не найти. Мне скажут, что тысячелетиями люди пытаются ответить на этот вопрос, но так и не могут этого сделать.


Именно так мне и говорят.


“Почему вы думаете, что ответ не найден? – спрашиваю я. – С чего вы взяли, что те люди, кто искал смысл своего существования, его не нашёл?”


Возьмём, к примеру, меня, я его для себя нашёл. И меня сразу просят рассказать о том, в чём смысл моей жизни. Но я груб и я в резком тоне отвечаю, что вас это не касается. Какое вам дело до моего смысла жизни? Вы свой ищите, а не мой рассматривайте и рассуждайте о том, подходит ли он вам или нет. Это так я говорю им.


На меня смотрят с удивлением. Многим непонятно, что смысл жизни мало того, что не один для всех, а они думали, что он для всех одинаковый, но, кроме того, кроме всего прочего, и умирает вместе с тем, кому он был предназначен.


Мне хочется думать, что я не совсем прав. Мне очень хочется верить, что каждый человек думает о смысле своей жизни. Только он не хочет в этом сознаться. И я поверил бы в это. Поверил бы в то, что каждый человек задумывается о смысле своей жизни, или, по крайней мере, большинство людей о нём думают. Но мне мешает поверить в это то, что я вижу и с чем сталкиваюсь ежедневно. Это – бессмысленность в сознании людей.


Какую женщину можно воспитать, если с детских лет внушать ей идею, что основное для неё - это стать матерью и женой. Люди, опомнитесь! Какой женой, и какой матерью.


Но ладно. Девочек хоть этому учат. С мальчиками обстоит всё намного хуже. Намного хуже. Их вообще ничему не учат. А когда неженатые мальчики сообщают своим родителям, что их девочки ждут от них ребёнка, то родители настаивают на аборте.


Вы говорите, что не все родители на этом настаивают? Да какая разница, что не все. Ещё не хватало, чтобы на этом настаивали все. Конечно, не все родители, но есть такие, кто настаивает. Или вы полагаете, что их не так много? Уверяю вас, что их предостаточно.


И вот ещё что примечательно в ситуации с абортами: именно матери в большей степени настаивают на том, чтобы девочка их неженатого сына сделала аборт. Они, таким образом, заботятся о своём сыне.


Я сейчас не хочу долго комментировать эту и подобные ситуации. Скажу одно, что это – преступление. Кто его совершает? Совершает его бессмысленность матери и жены. Ведь девочку ничему более не учили, как только стать хорошей матерью и женой. Одно плохо, сын - наркоман, а муж - алкоголик и с телевизором разговаривает. Вот вам: получили, чего хотели: стали хорошей матерью и женой.


В пятьдесят лет бессмысленные мужчины бросают свои семьи и заводят новые. В пятьдесят. А она не понимает, как такое могло произойти, ведь она всю себя ему отдала и своим детям, которых единственное что в этом огорчает, что наследство теперь придётся делить с новыми братиками и сестричками.


А мать вынуждена подавать на алименты для детей, поскольку у неё, в прямом смысле слова, жрать нечего. Она всю жизнь жила на иждивении мужа. А дети только зубами скрепят от злости и матерят своих родителей, на чём свет стоит. Вот вам и стала девочка хорошей матерью и женой.


Единичный пример, скажите? Далеко не единичный? Вы просто плохо знаете жизнь. И не рискуйте пренебрегать тем, что я сейчас говорю, а говорю я о том, что всему виной людская бессмысленность.


Ни водка, ни наркотики, а именно бессмысленность толкает людей к этому.


Учителя, я сейчас к вам обращаюсь. Почему в школах нет предмета, обучающего тому, как найти смысл своей жизни? Не отвечайте. Я и без вас знаю. Нет его по той причине, что все наши школы, все, без какого-либо исключения, бессмысленны. Наши школы - бессмысленны, а потому дети в них начинают курить и пить.


И учатся наши дети плохо по той причине, что всё это бессмысленно, чему там учат. Сами учителя не видят смысла в своей деятельности, чего уж дальше–то спрашивать и с кого? С министра образования?


Реформы - говорите? Никакие это не реформы. А то говорят, что, мол, сегодня в школе проводят какие-то реформы. Всё это курам на смех. Это метаморфозы, а не реформы. Самые настоящие метаморфозы.


Мне говорят, что, мол, так надо пока. Надо, мол, воспитать некое новое сознание, а после уже эти новые люди создадут нечто грандиозное.


Шиш с маслом они вам создадут. Посмотрите на США, и вы увидите, что именно они смогут создать.


Бессмысленность отцов и матерей заставляет их искать смысл в своих детях и тогда происходит очень страшная вещь. Дети перестают принадлежать себе, но становятся собственностью своих матерей и отцов.


И ведь что примечательно. Ладно бы то дело было сложное. Какое? Искать и найти смысл своей жизни. Но нет. Вы только попробуйте, заикнитесь кому-нибудь, в ком вы явно видите абсолют бессмысленности. Вы тем самым не просто испортите ему, или ей настроение, но вы вызовите серьёзное раздражение, переходящее в гнев, в ярость.


Не любит человек, когда ему такое говорят. Ты скажи ему что угодно, но только не обвиняй его в бессмысленном существовании. Признай он это и ему придётся согласиться со множеством безумных поступков, которые им совершены.


- Но почему? Почему люди не ищут смысл своей жизни? - спрашиваю я.


- А некогда людям. Некогда, дел много: посуда не мыта, на рыбалку надо, вот сейчас весна на дворе, так скоро картошку сажать, - отвечают мне, и продолжают, - смысл чего вы говорите? Жизни? Давайте потом как-нибудь. Сперва картошку, яхту, дом, девочка моего мальчика аборт должна сделать, папа вот подошьётся, на пару недель не плохо бы и в Египет. Потом - о смысле. Вы идите, но оставьте свою визитку. Мы обязательно с вами свяжемся. Сейчас не до вас. Сейчас мне надо подумать над другим. Сейчас я думаю над тем, какую мне в этом году машину купить, - вот такой ответ я слышу от них.


Если вы действительно хотите достичь многого, то начните с того, что будете искать смысл своей жизни. Я не говорю, что вы найдёте его сразу. Но это не имеет значения. Находиться в поиске смысла жизни можно перманентно и при этом уже начинать что-то другое. Пусть это будет и яхта, и дворцы, и мысли о беременных девочках сына, и машины, и деньги, но … с одним условием, что при этом, вы думаете о смысле вашей жизни.


В определенный момент, вы обязательно найдёте то, что ищете, и это изменит вас. Вы обретёте уверенность, которой у вас нет, но которая вам необходима, если вы поставили себе большие цели. Настоящую уверенность даёт только смысл жизни и больше ничего. Всё остальное, что вам кажется похоже на уверенность, в действительности, не более чем безрассудство.


Смысл вашей жизни не убережёт вас от проблем, но он даст вам возможность решать проблемы единственно верным способом. Представляете, что это такое – знать единственно верный способ решения проблемы. И вот здесь я вам скажу, что и аборт может быть единственно верным решением, и развод, и яхта и дворцы и всё прочее, если это верное решение подсказано смыслом вашей жизни.


И не надо мне или кому-то говорить о том, что ваши поступки и так продиктованы смыслом вашей жизни. Скажите это себе. А ещё лучше пусть сами поступки ваши говорят тем, что именно через них и осмысливается ваша жизнь. Но это будет только в том случае, когда вы нашли смысл своей жизни. Это не сложно. Попробуйте. Уверен, что лет тридцать, не более, и вы найдёте то, что ищете. Удачи вам.


Вы спросите, для кого я это всё пишу? Вы прозорливы. Я действительно пишу это не для всех. Я пишу это для . И всё, что я пишу, я пишу только для них.

Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, © 2011

Подпишись и получай новые статьи на Ваш e-mail: Ссылка на Подписку
(По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку)

Отсутствие объективного смысла

Я сегодня поработаю Капитаном Очевидностью и напомню, что на индивидуальном уровне объективного смысла у жизни нет . Ведь что мы называем смыслом какого-либо действия? – чаще всего, ту цель, которой надеемся достигнуть с помощью этого действия. Объективный смысл, натурально, можно проверить: проверочный вопрос «и что?».

Вот я выхожу из дома, чищу машину от снега, завожу мотор, нажимаю на педали – и что? И приезжаю на работу! То есть, у этих действий есть смысл: добраться до работы. Проверить достижение этой цели нетрудно, она совершенно объективна. Можно отвлечься от того, что само по себе пользование машиной доставляет мне удовольствие, и решить, что смысл этих действий состоит в том, чтобы мне добраться до некой конечной точки путешествия. (Хотя москвичам прекрасно известно, что эта цель легче, дешевле и быстрее достигается в метро; так что по сути дело всё-таки в моём личном удовольствии.)

Если мы попытаемся рассмотреть объективно более глобальную последовательность действий, называемую обычно «жизнь», мы обнаружим неприятное: логический анализ неопровержимо свидетельствует, что конечной точкой этого путешествия является смерть. Жил-жил, теоремы доказывал, стихи писал, континенты открывал, закатом любовался… и что? — и умер!

Поскольку утверждение «объективным смыслом жизни является смерть» смахивает на оксюморон, материалистам приходится согласиться, что объективного смысла у жизни нет – хотя все религии мира, в общем, идут именно по этому пути: предлагают смыслом жизни считать подготовку к смерти. Чтобы попасть в рай, необходима определенная последовательность действий во время жизни, точка.

Этот элегантный ответ имеет только одну логическую неувязку: объективно существование рая недоказуемо. В результате чего этот «объективный» ответ превращается во вполне субъективный: он может удовлетворить только тех, для кого существование рая имеет смысл. Проще говоря, тех, кто в него верит. Получается, нет у индивидуальной жизни никакого объективного, доказуемого смысла, который мог бы логически ответить на вопрос «И что?»: объективно в конце этого путешествия нет ничего; всё, что там есть – оно субъективно . К счастью, чтобы обнаружить субъективный смысл жизни, свой собственный, необязательно дожидаться смерти. Но.

Субъективный смысл жизни

Субъективный — это означает доступный только самому субъекту действия. Необъективный, недоказуемый, логическими методами необнаружимый, на вопрос «и что?» не отвечающий. Этот смысл – удовольствие от выполнения своих собственных желаний.

Это как в моем примере с машиной: по сути поездка на работу именно таким способом служит моему удовольствию, а не только достижению конечной цели, поскольку кратчайший способ достигнуть цели – ехать на метро. Аналогично и с религиями: кратчайший способ попасть в рай – умереть безгрешным, во младенчестве. Смысл длинной жизни – не одно только достижение результата, но ещё и удовольствие от процесса. Субъективный смысл, разумеется (про объективный мы помним, что его попросту нет).

Но тут важно избыточно не упрощать само понятие удовольствия. Удовольствие – это удовлетворение потребности, и в зависимости от уровня развития человека его потребности различны. Кому-то хватает удовольствия от удовлетворения повседневных нужд, — и таких людей вопрос смысла жизни чаще всего вообще не парит. Само возникновение вопроса о смысле жизни, а тем более кризиса бессмысленности, свидетельствует о появившейся потребности в самоактуализации, которая не получает своего удовлетворения. Удовольствие «послужить человечеству» вполне может оказаться смыслом жизни, если это собственное желание человека. И ни в коем случае не может, если оно является просто обязанностью, навязанной этим самым эгоистичным человечеством. Но обязанности свои человек обычно знает назубок (выполняет ли – это другой вопрос), а вот желания нередко вообще не осознает.

Почему же человек может не осознавать своих собственных желаний? – потому что сам от себя оторвался, смотрит на себя свысока, из диссоциированной позиции, каждый раз спрашивает себя «и что?»: вопрос, свидетельствующий о критическом, объективном восприятии. Субъективное восприятие, сиречь непосредственное проживание своей собственной жизни – утрачено. Понятно, что смысла в такой жизни нет.

Выполнение собственных желаний

Смысл жизни – жить. Непосредственно и полностью проживать свою собственную жизнь. Осознавая свои желания.

По отношению, скажем, к простейшим желаниям типа «съесть яблоко» абсурдность вопроса «и что?» очевидна: человек съел яблоко, удовлетворил своё желание, получил от этого удовольствие, какое вам ещё «что»? Но вот по отношению к более сложным желаниям этот критический вопрос иногда кажется требующим ответа. Эта иллюзия тщательно воспитывается в человеке семьёй и школой, которые редко интересуются желаниями – зато бдительно следят за выполнением обязанностей.

Человек, потерявший смысл жизни, занимает по отношению к самому себе критическую позицию (здравствуй, Внутренний Критик!): вслед за семьёй, школой и вообще социумом он постоянно спрашивает себя: «И что?» — обесценивая тем самым собственную, субъективную ценность своих желаний и своей жизни. Ибо, как мы установили, объективного смысла у жизни нет, и цепочка вопросов типа «И что?» неминуемо приводит к смерти как единственному объективному итогу. Парадоксально, но люди, потерявшие смысл жизни, нередко пытаются его найти среди предлагаемых социумом обязанностей типа «стать успешным» или «добиться богатства». То есть, пытаются поверить субъективный смысл объективными критериями, что бессмысленно по определению.

Искать смысл жизни в выполнении обязанностей – задача абсурдная именно потому, что обязанности объективны, а смысл – субъективен.

В греческом языке слово «смысл» имеет общий корень со словом «любовь». Потеря смысла в жизни – это потеря контакта со своей внутренней любовью, потеря связи со своей душой. И чем более диссоциирована внутренняя позиция, чем чаще вопросы «и что?» – тем больше утрата контакта. Людей, которые обесценивают любовь вопросом «и что?», обычно никто не любит — и, хуже того, они и сами себя не любят. Контакт со своей внутренней любовью утрачен…

Сознательное и бессознательное

Что же делать? – спрашивает обычно человек, убедившийся, что выполнение общественных обязанностей никак не может составить его собственный, личный смысл жизни. И ответ тут один: восстанавливать связь со своей собственной душой и своими глубинными желаниями.

Если дело дошло уже до кризиса бессмысленности – то, видимо, процесс зашел довольно далеко, и добраться сразу до глубинных желаний не получится: они погружены куда-то в бессознательное, где и нащупать-то их сложно. Но любая способность человека может быть улучшена тренировкой – в том числе и способность различать и удовлетворять свои собственные желания. Осознавать их. Не «делать как все», не препоручать поиск своих смыслов Богу или государству («смысл жизни гражданина – стать достойным членом общества»), не ограничиваться выполнением чьих-то чужих желаний – мамы, жены или приятеля, — а искать свои собственные, и иметь смелость одобрять их, и брать на себя ответственность за их осуществление.

Помимо сложности доступа к собственным желаниям сложность тут может заключаться ещё и в том, что вопрос с ответственностью тоже непростой вопрос, и нередко служит темой экзистенциального кризиса, который я буду рассматривать следующим – связанного со свободой.

Упражнение

Напишите десять своих желаний: именно своих, тех, которые отзываются в теле предвкушением удовольствия. Прочитайте их вслух, добавляя после каждого фразы:
1. Да, это важно.
2. Да, на самом деле это и есть смысл моей жизни.

Если у вас есть внутреннее согласие со сказанным – ну и славно, кризис бессмысленности вам не грозит. Теперь вы можете ранжировать смыслы своей жизни, чтобы выделить среди них главные и второстепенные, и искать возможности для их воплощения.

Если согласиться с тем, что ваши желания важны, не удалось – то упражнение дает возможность познакомиться со своим Внутренним Критиком, выяснить, откуда взялся и чего хочет. Осознание обеих сторон этого внутреннего конфликта может помочь сознательно его распутать. В большинстве случаев для этого понадобится помощь психолога, но начать можно и самостоятельно.

Если же в список попали самодеструктивные желания – типа того, что сладким предвкушением в теле отозвалось «желание разъебашить себе голову об стену» — то не тяните с визитом к психотерапевту. Велика вероятность того, что попытка самостоятельного распутывания будет только углублять пропасть между сознанием и бессознательным.