Основные принципы и методы исторического исследования. типа развития, намеревалась. скачкообразное развитие стран характерно для




Функции.

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний. К конкретным методам относятся:

1) общенаучные;

2) собственно исторические;

3) специальные - заимствованные из других наук.

Общими методами для всех гуманитарных наук служат: - логический; - исторический.

Для изучения и исследования ист.России обычно используют такие методы:

1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - состоит в изложении явлений в строго хронолич. порядке;

2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ - заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов - по проблемам;

3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности гос-ва в её постепенном развитии;

4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ - применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.

Методология истории

Метод - в переводе с греческого означает «правильный путь», то есть способ или план для достижения определенной цели. В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата. История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков.

4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исторических событий во времени..

Методология истории.

Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2. принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого. В современной методологии истории отсутствует унитарная (единая) платформа, она характеризуется разнообразием методологических подходов, сложившихся в результате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания. Наиболее значимыми и распространенными являются следующие методологические подходы к изучению истории: теологический, субъективизм, географический детерминизм, эволюционизм, марксизм и цивилизационный подход.

Введение

Интерес к истории – интерес естественный. Люди издавна стремились знать свое прошлое, искали в нем какой-то смысл, увлекались стариной и коллекционировали древности, писали и рассказывали о минувшем. История мало кого оставляет равнодушным - это факт.

На вопрос, почему история так властно притягивает к себе человека, ответить нетрудно. У известного французского историка Марка Блока читаем: «Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего» . Пожалуй, большинство людей согласилось бы с этими словами. И действительно, как писал Л.Н. Гумилёв, «все, что существует – прошлое, так как любое свершение тут же становится прошлым» . А это именно и значит, что, изучая прошлое как единственно доступную для нас реальность, мы тем самым изучаем и понимаем настоящее. Потому и говорят часто, что история – подлинный учитель жизни.

Для человека понимание настоящего – это не только понимание окружающей его природной и социальной действительности, но, в первую очередь, постижение самого себя и своего места в мире, осознание своей специфически человеческой сущности, своих целей и задач, основных бытийных ценностей и установок, одним словом, всего того, что позволяет личности не просто вписаться в определённый социокультурный контекст, но и активно участвовать в его формировании, быть субъектом и творцом. Поэтому следует учитывать, что проблема истории представляет для нас интерес и в чисто философском плане.

В тесной связи с философией находится мировоззрение человека, следовательно, игнорировать роль исторических знаний в его становлении тоже никак нельзя. По мнению Б.Л. Губмана, «статус истории как мировоззренческой категории определяется тем, что вне её человек не может осознать сопричастности своему народу и человечеству в целом» . Отсюда ясно, что история выступает в качестве гаранта самосохранения локальных культур и цивилизаций во всём их неповторимом своеобразии и уникальности, не теряя при этом духовного единства с остальным человечеством. Проще говоря, история как общая судьба делает народ именно народом, а не безликим скопищем двуногих существ. Наконец, не стоит упускать из виду и то, что история учит патриотизму, выполняя, таким образом, воспитательную функцию – требование, как нельзя более актуальное в наши дни.



Понятно, что при обучении в вузе роль истории в ходе образовательного и воспитательного процесса возрастает многократно. Перед студентами стоит задача грамотного, методически правильного и систематического получения исторических знаний, на базе которых только и происходит становление исторического сознания. Однако, как показывает практика, далеко не все студенты обладают опытом и навыками самостоятельной работы, понимают специфику исторической науки, умеют составлять конспекты и готовиться к семинарским занятиям. Для того, чтобы помочь им в этом, и написано данное методическое пособие.

История как наука

Традиционное определение истории гласит, что история – это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его полноте и конкретности с целью понимания настоящего и перспектив будущего. Что здесь является главным? Разумеется то, что история – это наука. Такая постановка акцента весьма не случайна. Дело в том, что понятие истории на протяжении человеческого развития неоднократно менялось. ”Отцом истории” считается живший в V в. до н.э. древнегреческий писатель Геродот. Само слово «история» происходит от греческого historia, что значит - рассказ о прошлом, повествование о том, что было. Поскольку главной задачей для античных историков было донести до своих современников (и потомков) известия о тех или иных событиях, случившихся в прошлом, они стремились сделать свои произведения яркими, образными, запоминающимися и часто приукрашивали факты, давали волю фантазии, мешали правду с вымыслом, выдумывали фразы и целые речи, которыми наделяли своих героев. Поступки и события чаще всего объяснялись волей богов. Естественно, такая история наукой не была.

Не стала она наукой и позже, в Средние века. Да и как она могла стать наукой, если «наиболее распространённый и популярный в эту эпоху жанр литературного произведения – жития святых, самый типичный образчик архитектуры – собор, в живописи преобладает икона, в скульптуре - персонажи священного писания»? . Тем не менее, изменилось многое, и изменилось серьезно. В античности не задумывались над точным смыслом истории и не верили в идею прогрессивного развития. Гесиод в эпической поэме «Труды и дни» выразил теорию исторического регресса человечества от счастливого Золотого века к мрачному веку Железному, Аристотель писал о бесконечной цикличности существования, а простые греки во всём полагались на роль слепого случая, рока, судьбы. Можно сказать, что античность жила как бы «вне истории». Библия в этом плане совершила революционный переворот, т.к. выразила новое понимание истории – прогрессивно-прямолинейное. История наполнилась смыслом и приобрела черты универсализма, ибо все исторические события теперь рассматривались сквозь призму христианской веры. Следует добавить, что во времена Средневековья так и не произошло полного забвения античной традиции, что, в конце концов, предопределило возвращение исторической мысли к идеям гуманизма при Ренессансе.

Кризис исторического знания начался в эпоху Просвещения. XVIII век – время расцвета естественных наук, к которому историки оказались совершенно не готовы; они полностью запутались в попытках объяснить головокружительный взлёт научного знания. В этой связи даже высказывалось мнение о полном банкротстве «исторического метода, который, отчаявшись в возможности найти подлинное объяснение, приписывает самым банальным причинам весьма далеко идущие следствия» . А поскольку эпоха Просвещения – это время жёсткой и жестокой идеологической борьбы между сторонниками старого строя и апологетами революционной перестройки общества на новых принципах, история выродилась в простую пропаганду.

Кризис продолжался почти до конца века, и лишь на рубеже XVIII – XIX веков положение стало меняться. Кстати, не следует думать, что этот кризис поразил одну лишь историю. Нет, время было вообще трудное для всех гуманитарных дисциплин, поэтому ничего удивительного, что выход из него был инспирирован, в первую очередь, переменами в философском знании. Да и могло ли быть иначе? Конечно, именно философия как самая коронованная из всех наук, как дисциплина, имеющая статус метанауки, должна была сыграть роль локомотива, за которым последуют другие области гуманитаристики и в их числе – история. Так оно и случилось. Перемены были настолько значительными, что Р. Дж. Коллингвуд в своем (давно уже ставшем классическим) исследовании «Идея истории» одну из частей (III часть) назвал «На пороге научной истории». По его мнению, благодаря трудам Канта, Гердера, Шеллинга, Фихте, Гегеля история вплотную приблизилась к тому, чтобы стать наукой в точном смысле этого слова. Окончательно же становление истории в качестве науки было завершено к концу XIX века.

Итак, что же такое историческая наука, в чём её специфика? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно разобраться, что такое наука вообще и в чём разница между науками естественными и гуманитарными. Под наукой понимается сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Научное знание непременно должно отвечать критериям непротиворечивости, проверяемости и эффективности. Как пишет В.А. Канке, «важно понимать, что всякая наука многоуровневая. Информация об изучаемых явлениях, независимо от их природы, даётся в чувствах (перцептуальный уровень), мыслях (когнитивный уровень), высказываниях (лингвистический уровень)» . Вот здесь-то, на этих уровнях, и кроется разница между науками естественными и гуманитарными, а к числу последних принадлежит и история. Естественные науки изучают природные явления, и на перцептуальном уровне естествознание имеет дело с чувствами, фиксирующими положение дел в наблюдаемой области. На когнитивном уровне мыслительная деятельность человека оперирует понятиями, а объектом высказываний (т.е. на лингвистическом уровне) являются природные процессы, которые описываются посредством универсальных и единичных высказываний с использованием слов, обозначающих понятия. В гуманитарных же науках дело обстоит иначе. Вместо наблюдаемых природных явлений учёный имеет дело с социальными поступками людей, которые на перцептуальном уровне переплавляются в чувства (впечатления, ощущения, переживания, эмоции, аффекты). На когнитивном уровне они, поступки, осмысляются через ценности. И на лингвистическом уровне теория этих поступков представлена посредством универсальных и единичных высказываний, с помощью которых те или иные человеческие поступки либо получают одобрение, либо отвергаются.

Для понимания же специфики именно исторической науки очень важно всегда помнить, что постижение истории – процесс творческий и глубоко индивидуальный, поэтому любой хороший историк обязательно вносит в него что-то своё, сугубо личное, по-своему трактует историю и её задачи и в ходе своей работы делает акцент на тех или иных деталях и принципах изучения прошлого. Вот почему богатство исторической науки составляют труды столь разных авторов, таких как Фукидид и Карамзин, Матьез и Павлов-Сильванский, Соловьёв и Тэн, Моммзен, Покровский и многие-многие другие. Проиллюстрировать это можно хотя бы тем, как понимают саму историю такие разные учёные вроде уже упоминавшихся выше М. Блока, Р.Дж.Коллингвуда и Л.Н. Гумилёва.

Например, видный представитель так называемой «школы «Анналов»» - французский историк Марк Блок говорит, что история – это наука « о людях во времени» .Как видим, на первое место он ставит человеческий и временной факторы. Британский философ-неогегельянец и историк Робин Джордж Коллингвуд под историей понимает науку, занимающуюся поиском фактических данных («действия людей, совершённые в прошлом») и их интерпретацией . А творец теории этногенеза Лев Николаевич Гумилёв не устаёт напоминать о чрезвычайной важности географического фактора в исторических исследованиях.

Дальнейшее рассмотрение специфики исторической науки невозможно без обращения к самым общим и конкретным методам исторической науки, чему посвящена следующая глава.

Основные принципы и методы исторического исследования

Методология исторической науки довольно разнообразна. «В переводе с греческого методология означает путь познания, или систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология тесно связана с теоретическим осмыслением предмета, процесса и результатов познания» . Однако методологии должны предшествовать самые общие принципы и правила исторического познания и подходы к изучению истории. Они – тот фундамент, без которого любая методология будет бессмысленной.

К общим принципам познания относятся принципы объективности и историзма. Принцип объективности вкратце сводится к беспристрастности исследовательского взгляда. Настоящий учёный не может себе позволить подтасовку фактов исходя из каких-то сиюминутных целей или собственных идеологических, политических, личностных и т.п. симпатий и антипатий. Следовать идеалу истины – вот то высокое требование, на котором всегда воспитывались поколения учёных и научные школы. Студенты, изучающие историю в институте, где она не является профильной специальностью, в этом плане ничем не отличаются от какого-нибудь маститого академика, решающего сложнейшие проблемы генезиса феодализма или занимающегося дешифровкой древних рукописей. В предыдущем разделе уже было показано, что любой историк в свои занятия неизбежно привносит личностное начало, т. е. элемент субъективности. Тем не менее, стремиться к преодолению субъективного взгляда необходимо. Таковы правила элементарной научной этики (насколько это возможно – другой вопрос). Принцип историзма состоит в том, что изучение прошлого должно вестись с учетом конкретной исторической обстановки и взаимосвязанности и взаимозависимости изучаемых явлений. Проще говоря, нельзя вырывать факты и события из общего контекста и рассматривать их изолированно, без связи со всем остальным массивом исторических сведений.

К сожалению, наше недавнее прошлое, а зачастую и настоящее, полны вопиющих примеров научной недобросовестности и нарушения обоих вышеназванных принципов. Чего стоит только одна фигура царя Ивана Грозного, проклинаемого (в буквальном смысле этого слова!) многими историками за «массовый террор» и «деспотизм власти», хотя достоверно известно, что за все годы его правления было уничтожено людей примерно столько же, сколько в современной ему Франции вырезано за одну только Варфоломеевскую ночь! А ведь Франция – далеко не лидер среди европейских стран по числу жертв в эту эпоху. Тем не менее, имя Ивана Грозного стало символом жестокого и бесчеловечного правителя, угнетающего свой народ, а вот имя не менее жестокого и преступного английского короля Генриха VIII – нет. Подобную же картину мы наблюдаем и в отношении обеих русских революций – Февральской и Октябрьской, много мифов создано вокруг событий Великой Отечественной войны и т.д. Примеры можно множить и дальше, но все они свидетельствуют о насущной актуальности принципов объективности и историзма в наши дни.

Подходы к изучению истории классифицируются на субъективистский, объективно-идеалистический, формационный и цивилизационный. Из них в настоящее время три первых уже стали достоянием прошлого, и ныне в исторической науке господствует цивилизационный подход, хотя ещё недавно формационное членение общественного развития поддерживалось многими учёными. Доминирование цивилизационного подхода связано с его преимуществами, поскольку он базируется на признании самоценности и уникальности всех локальных человеческих сообществ и их культур, что исключает евроцентристское понимание истории как однонаправленного линейно-поступательного процесса. При этом подходе каждая цивилизация должна изучаться исходя из логики своего собственного развития и по своим собственным критериям, а не с точки зрения цивилизаций других типов.

Независимо от общих принципов, подхода и методологии исследования в процессе исторического познания следует избегать двух крайностей – волюнтаризма и фатализма. Под волюнтаризмом понимается чрезмерное преувеличение роли личности в истории, так что весь ход исторического развития предстаёт как результат исключительно желаний и произвола субъективной человеческой воли. История, таким образом, представляется сплошным хаосом, лишённым каких-либо закономерностей. Другая крайность – фатализм, т.е. вера в то, что абсолютно всё предопределено и жёстко детерминировано неумолимыми объективными законами общественного развития, так что сознательная и целенаправленная человеческая деятельность не играет какой-либо существенной роли в истории. Следует всегда твердо помнить, что в реальной истории имеет место сочетание как субъективных, так и объективных факторов. Гипертрофировать роль одного из них в корне неверно и непродуктивно.

Теперь рассмотрим вкратце основные черты наиболее известных методов исторического исследования. Обычно выделяют три группы таких методов: общенаучные, к которым относятся исторический, логический и метод классификации (систематизации); специальные, в которые входят синхронический, хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный, структурно-системный и метод периодизации; методы других наук, применяемых в исторический исследованиях, например, математический метод, метод социальной психологии и пр.

Исторический метод является одним из наиболее часто употребляемых в современной исторической науке. Как пишет Н.В. Ефременков, он «предполагает изучение и воспроизведение событий и явлений отечественной или всеобщей истории как развивающегося процесса с характерными для него общими, особенными и индивидуальными чертами» . Этот метод непосредственно основан на хронологическом и событийном подходах к изучаемым событиям и принципе историзма. Исторические явления обязательно рассматриваются в контексте своей эпохи, неотрывно от неё. Сам исторический процесс с учетом его целостности, делится на ряд взаимосвязанных друг с другом стадий. Последнее очень важно, т.к.позволяет проследить наличие причинно-следственных связей между событиями.

Логический метод очень часто используется наряду с историческим, так что оба эти метода обычно дополняют друг друга. В большинстве случаев он сводится к анализу и раскрытию роли элементов при изучении тех или иных исторических явлений. Функции, смысл отдельных фактов или событий изучаются во всей их конкретике, что позволяет определять сущность явления в целом и восходить на уровень теоретического осмысления как частностей конкретно-исторического характера, так и общих закономерностей. Суть этого метода можно определить как наполнение понятийным содержанием всего массива фактических материалов, в результате чего осуществляется восхождение от единичного и индивидуального к общему и абстрактному.

Следует заметить, что роль логики в научном познании вообще велика, но особенно сильно она возрастает при построении научной гипотезы или выдвижении теоретического положения. Именно применение идей, методов и аппарата научной логики делает возможным решение таких вопросов, как непротиворечивость и полнота теории, проверяемость гипотезы, правильность выбранной классификации, строгость определений и т.д.

Метод классификации (систематизации) – это особый случай применения логической операции деления объёма понятия. Исторические факты, события на основании каких-либо признаков сходства или различия между ними группируются исследователем в определённую систему для постоянного использования. Классификаций может быть несколько, их количество определяется потребностями научной работы. Каждая отдельная классификация строится на основе только одного критерия или признака. Классификация называется естественной, если она строится по существенным для данных фактов или событий признакам. В таких случаях она имеет познавательное значение и обычно называется типологией. Искусственная классификация состоит в систематизации фактов или событий по несущественным для них признакам, что, однако, представляет определённое удобство для самого исследователя. Следует помнить, что любая классификация условна, т.к. обычно она является результатом упрощения исследуемых явлений.

Синхронный метод используется для изучения параллелизма событий, происходящих в одно и то же время, но в разных метах. Этот метод позволяет определять общее и особенное в событиях и явлениях политической, культурной и социально-экономической сфер жизни общества. При изучении истории России прослеживается взаимосвязь внутриполитической или экономической обстановки в стране с общемировыми тенденциями развития. Этот метод активно использовался выдающимся русским историком Л.Н. Гумилёвым.

Хронологический метод позволяет изучать явления и события в их взаимосвязи, развитии и временной последовательности с фиксацией происходящих в них изменений. Особенно полезен он при сопоставлении исторических хроник, в которых прослеживается тесное единство тематики с хронологией изложения.

Проблемно-хронологическийметод есть одна из разновидностей метода хронологического. Его сущность заключается в расчленении одной большой темы или проблемы на несколько частных тем или проблем, которые после этого изучаются в хронологической последовательности, что способствует не только углубленному и детальному изучению отдельных элементов исторического процесса, но и постижению их взаимосвязанности и взаимозависимости друг с другом.

Метод периодизации (диахрония) основан на выделении в истории общества или какого-то отдельного явления общественной жизни определённых хронологических периодов, отличающихся своими специфическими чертами и особенностями. Именно эта специфика и является главным критерием для выделения периодов, поскольку она выражает сущностное содержание изучаемых явлений или событий. Критерий, как и в методе классификации, должен быть только один. Методом периодизации пользуются для исследования исторического процесса в целом, каких-то отдельных его частей, а также конкретных событий и явлений.

Сравнительно-исторический метод по-другому называют методом исторических параллелей, или методом аналогии. Он заключается в сопоставлении двух изучаемых объектов (фактов, событий), один из которых известен науке хорошо, а другой – нет. В ходе сопоставления устанавливается наличие определённых признаков на основании фиксации сходства, существующего в некоторых других признаках. Этот метод позволяет находить общее между изучаемыми фактами и событиями, но в ходе его использования должны учитываться также и различия между ними. В настоящее время метод аналогии чаще всего применяется при выдвижении гипотез, как средство уяснения проблемы и направления её решений.

Ретроспективный метод иногда именуется методом исторического моделирования, поскольку его суть в создании мысленной модели какого-либо явления прошлого на основании тщательного изучения всего комплекса материалов, находящихся в распоряжении исследователя. Однако пользоваться этим методом следует с большой осторожностью: при создании модели нельзя пренебрегать даже крохами имеющейся в наличии информации, но здесь-то и кроется опасность искаженного построения модели - ведь отрывочные и частичные сведения не дают стопроцентной уверенности в чистоте эксперимента. Всегда существует вероятность того, что какому-либо факту или событию не придавалось надлежащего значения либо, наоборот, их роль была чрезмерно преувеличена. Наконец, ещё остаётся и проблема достоверности самих исторических источников, обычно несущих на себе печать пристрастности и субъективности.

Системно-структурный метод базируется на изучении общества как сложной системы, в свою очередь, состоящей из ряда подсистем, находящихся друг с другом в тесном взаимодействии. При системно-структурном методе внимание исследователя обращается первым делом на связи элементов целого между собой. Поскольку подсистемы – это сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политическая и культурная), то и изучаются, соответственно, все многообразные связи между ними. Этот метод требует междисциплинарного подхода к историческим исследованиям, но зато и позволяет досконально изучить самые разные стороны жизни прошлого.

Количественный метод используется сравнительно недавно. Он связан с математической обработкой цифровых данных и количественных характеристик изучаемых явлений и процессов, чем достигается получение качественно новой, углублённой информации об объекте исследования.

Конечно, существуют и другие методы исторических исследований. Они, как правило, основываются на междисциплинарном подходе к процессу исторического познания. В качестве примера можно упомянуть метод конкретных социальных исследований , в котором активно используются принципы социологии, или метод социальной психологии , построенный с учётом психологических факторов, и т.п. Однако, подводя итог краткому обзору исторической методологии, следует обратить внимание на два момента: во-первых, важно помнить о том, что в практической работе обычно используется не один, а сочетание двух или более методов; во-вторых, следует очень тщательно относиться к выбору метода в каждом конкретном случае, ибо неверно выбранная методика способна дать только соответствующие результаты.

Работа с литературой

Самостоятельная работа студентов в подавляющем большинстве случаев так или иначе связана с научной литературой, поэтому важность умелого обращения с печатной продукцией не подлежит сомнению. Это тем более актуально, т.к. социологические опросы и исследования наших дней однозначно свидетельствуют, что интерес к чтению у молодёжи падает. Понятно, что причин здесь много – компьютеризация нашей жизни, распространённость электронных средств массовой информации, лимит свободного времени и т.п., однако всё это не отменяет главного, а именно: необходимость работы с литературой, а работать с литературой надо уметь.

Поскольку количество опубликованной информации уже достаточно велико, а с каждым годом увеличивается всё больше, нелишне обратить внимание на сам процесс чтения. Студенту читать приходится много, поэтому большое значение надо придавать быстрому, скоростному чтению. Этому вопросу посвящено довольно значительное количество специальной и научно-популярной литературы, и приобрести в книжном магазине какое-либо методическое пособие не составит большого труда. Тем не менее, хотелось бы сделать здесь несколько принципиальных замечаний.

Во-первых, читать надо много. Чтение должно превратиться в привычку. Правильно научится читать только тот, кто читает много. Очень полезно установить себе постоянную норму для чтения, допустим, регулярное ознакомление с периодической печатью (газеты, журналы) и до 100 страниц книжного текста в день - это не считая художественной литературы, читать которую тоже необходимо, хотя бы для расширения кругозора и повышения своего общекультурного уровня.

Во-вторых, читать нужно внимательно и стараться понимать прочитанное в процессе чтения. Для этого надо запоминать мысли и идеи автора, а не отдельные слова, фразы или факты. Не помешает и делать заметки для памяти по ходу чтения.

Наконец, в-третьих, читать следует быстрым вертикальным движением глаз – сверху - вниз. При этом нужно стремиться как бы «сфотографировать» сразу целиком всю страницу и моментально занести в память основной смысл прочитанного. В среднем вся эта операция должна занимать 30 секунд на 1 страницу. При упорных и размеренных тренировках такой результат вполне достижим.

Особой методики чтения требует подготовка к экзаменам. Объём материала, который нужно повторить или выучить студенту к определённому сроку, обычно достаточно велик – чаще всего это учебник или лекционные записи. В данном случае читать следует три раза. Первый раз - это беглое и ознакомительное чтение. Второй раз следует читать очень медленно, внимательно, вдумчиво, стараясь запомнить и понять прочитанное. После этого надо сделать перерыв и отвлечься, занявшись другими делами. И непосредственно перед экзаменом снова прочитать всё быстро и бегло, восстанавливая в памяти то, что забылось.

Теперь что касается работы с учебной литературой. Безусловно, самыми массовыми и общеупотребительными книгами являются вузовские учебники истории. Здесь следует сразу отметить, что пользоваться ими лучше всего по принципу «чем меньше – тем лучше». Это ни в коем случае не связано с каким-то негативным или пристрастным отношением к определённым авторам и их учебным пособиям. Наоборот, в целом, большинство институтских учебников истории (а их довольно много) написано вполне компетентными специалистами и на достаточно высоком профессиональном уровне. Более того, учебник незаменим при подготовке к экзамену или зачёту, здесь без него просто не обойтись. Но в процессе разбора вопросов семинарских занятий или при написании студентами рефератов или докладов роль учебника должна быть сведена к минимуму. Учебники, при всём их различии между собой в авторских подходах и стилистике, освещают один и тот же набор фактов и событий, излагают один и тот же материал. Студенты приходят в институт, уже имея за плечами опыт изучения истории в школе и связную картину исторического прошлого, поэтому основной массив исторических сведений, сообщаемый учебниками, им более-менее знаком. Нет нужды дублировать то, что уже было изучено раньше.

Понятно, что изучение истории в принципе ведётся с целью выработки личностью исторического самосознания, и школа здесь не является исключением. Но изучение истории в вузе – качественно новая, более высокая ступень в этом процессе, предполагающая приобретение молодым человеком навыков и умения всестороннего теоретического осмысления как отдельных исторических фактов и событий, так и всего исторического развития в целом. Студенты должны сами уметь подбирать и анализировать исторический материал, владеть методологией его обработки и интерпретации – одним словом, видеть историю по-своему, и взгляд этот должен быть строго научным.

Как этого добиться? Разумеется, путём детального и подробного изучения наиболее важных, спорных или малоизвестных страниц отечественного прошлого. А для этого нужно читать специальную научно-исследовательскую литературу: книги, статьи, монографии, написанные профессионалами своего дела, лучшими учёными прошлого и современности, имеющими свою точку зрения и способными её убедительно излагать и аргументировано доказывать. Лишь вникая в авторский ход мысли, подмечая интересное, сталкивая друг с другом противоположные подходы, мнения и концепции, узнавая самые новейшие достижения исторической науки, можно научиться мыслить исторически самостоятельно. Одним словом, ориентироваться нужно на лучшее и высшее, что создала пытливая человеческая мысль. В учебниках же мы встречаем только необходимое, выверенное, устоявшееся, предназначенное для запоминания и усвоения, поэтому учебники лучше всего использовать в качестве справочного материала, где можно узнать что, кто, где и когда.

Безусловно, каждый преподаватель рекомендует студентам, что им нужно прочитать в обязательном порядке, и этого обычно бывает достаточно. Однако желательно, чтобы учащиеся сами проявляли инициативу и подыскивали нужные им для работы материалы самостоятельно, благо каждая библиотека располагает каталогами – алфавитными и тематическими. Да и в любой научной монографии обязательно помещён список использованной автором литературы, обратившись к которому можно без труда сориентироваться в поисках нужных по теме статей и книг. Самостоятельный подбор студентами литературы можно только приветствовать, ибо обретённые при этом навыки пригодятся не только при изучении истории, но и вообще в любом научном поиске.

Дать полный обзор исторической литературы и особенностей её классификации в рамках настоящего методического пособия – задача заведомо невыполнимая. Попытаемся сделать это хотя бы в общих чертах. Начать следует со специализированных исторических журналов, роль и значение которых переоценить трудно, поскольку по оперативности в подаче самой свежей научной информации, разноплановости материалов, многообразию содержания и высказываемых точек зрения журналы не имеют себе аналогов. Исторические журналы, которые можно рекомендовать студентам, находятся как в городских библиотеках, так и в библиотеке нашего института. Это, в первую очередь, «Отечественная история» и «Вопросы истории», в которых регулярно публикуются исследования ведущих российских и зарубежных специалистов по самым разным проблемам истории нашей страны. В большей степени это относится к журналу «Отечественная история», чья специализация видна уже из названия, хотя и в «Вопросах истории» встречаются работы очень интересные и полезные. Обилие исторических исследований, статей, обзоров, рецензий и т.п. материалов настолько велико, что, пожалуй, любой студент сможет найти там интересующие его тексты. И лишь следует напомнить о том, что разобраться в этом море информации помогает последний годовой номер любого журнала, в котором обязательно присутствует сводка всего напечатанного за год в виде перечисления имён авторов и названий их статей, расположенных в тематическом порядке с указанием номера журнала и страниц, где данная статья напечатана.

«Отечественная история» и «Вопросы истории» - не единственные периодические издания, освещающие историю России. Время от времени появляется кое-что интересное и на страницах «Нового мира», «Нашего современника», «Москвы», «Звезды». Особо хотелось бы выделить журнал «Родина», регулярно выпускающий тематические номера, целиком посвящённые отдельным историческим вопросам и проблемам. Так, например, №12 за 1995 год весь отдан публикации материалов о неизвестных страницах советско-финской войны 1939-1940 гг., а в №6-7 за 1992 г. можно узнать массу интересного о нашествии Наполеона на Россию. Кстати, полный комплект «Родины» за несколько лет хранится в кабинете гуманитарных наук ОИАТЭ.

Однако несомненно, что основным источником информации являются книги, и именно работа с ними отличается особой результативностью. Научная литература по истории с точки зрения содержания, хронологии и проблематики традиционно делится на большие коллективные труды обобщающего характера, комплексные исследования отдельных исторических событий и коллективные и индивидуальные монографии. Кроме того, книги различаются и по научному уровню, и по количеству и качеству содержащейся в них информации, и по методологии исследования, и по системе доказательств, а значит, и подход к ним должен быть дифференцированным. Одни книги достаточно бегло просмотреть, в других - ознакомиться с введением и выводами автора, где-то нужно обратить внимание на использованную литературу, а где-то – проштудировать отдельные главы, иные заслуживают пристального и вдумчивого чтения и т.д. Очень полезно в процессе изучения литературы делать из неё выписки. Они могут касаться как статистического и фактического материала, так и концептуальных воззрений автора или его рабочей методологии, но в любом случае сильно помогают в работе. Излишне напоминать, что любая изучаемая студентами литература обязательно должна иметь статус научной. Ни в коем случае нельзя опускаться до писаний неких Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко с их «Новой хронологией» или шумно-скандальных опусов типа «Ледокол» и «День–М» господина Резуна-Суворова и ряда ещё других менее известных, но столь же амбициозных личностей с их «открытиями». К сожалению, в последнее время развелось слишком много безответственных сочинителей, пытающихся подвергнуть ревизии как российскую, так и (шире) мировую историю. Делается это, как правило, дилетантами-неспециалистами исключительно в коммерческих или идеологических целях (последнее, правда, сейчас встречается реже). Наукой в их «творениях» и не пахнет, а значит, и истины там – на грош. Доверять можно лишь той литературе, что прошла горнило строгой научной критики.

Ещё несколько слов о книгах, которые можно порекомендовать студентам в помощь для самостоятельной работы. Очень полезно читать классиков исторической мысли, таких как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский. Имя Карамзина связано, конечно, прежде всего, с его «Историей государства Российского» в 12 томах, которая, помимо всего прочего, является и незаурядным литературным произведением, чья стилистика хорошо передаёт аромат той эпохи, когда история как наука находилась в стадии своего становления. Карамзина можно прочесть всего сразу, целиком, но можно и читать выборочно, подбирая отдельные главы к конкретным семинарским занятиям. Главный труд С.М. Соловьёва – 29-томная «История России с древнейших времён», даже и сегодня поражающая своим объёмом и огромным количеством тщательно собранного фактографического материала. Разумеется, прочитать все эти тома – задача довольно трудная, но к настоящему времени изданы (и не раз) большими тиражами извлечения из них и сокращённые варианты «Истории»», знакомство с которыми было бы небесполезно студентам, изучающим прошлое нашей страны. Например, выпущенная в 1989 г. издательств

Лекция 1. Сущность, формы, методы, источники изучения истории

История представляет собой сложное явление, ей около 2500 лет. Еще в древности ее называли «наставницей жизни». История – это коллективная память народов мира. В Древней Греции покровительницей истории считалась богиня Клио , которая держала в руках свиток и грифельную палочку, это означало, что ничто не должно исчезнуть бесследно, все нужно зафиксировать и сохранить для потомков.

История – это наука, изучающая особенности и процессы развития человечества, государств, обществ, природы в территориальной, этнокультурной, социально-экономической и политической целостности. Каждая дисциплина имеет свою историю.

Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. История относится к теоретическим дисциплинам, является мощным инструментом воздействия на общественное сознание. История позволяет каждому народу определить свое место в развитии человечества, выбрать свою траекторию развития. Выделяют всемирную (всеобщую) историю, историю континентов Азии, Африки, Латинской Америки, Европы), историю отдельных государств (России, Германии, Италии и др.).

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Отечественная история изучает процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и входят в состав России. На протяжении длительного времени (вплоть до XIX в.) историков интересовали войны, восстания, политические процессы, деятельность выдающихся личностей.

Историческое знание зародилось в глубокой древности. Первоначально описывались окружающие события или события прошлого. Авторов таких сочинений называли логографами (от греческого «логос» - слово, сочинение), а их творчество историей. Первым историком принято считать Геродота, жившего в У веке до н.э. Историческое знание первоначально облекалось в мифы, эпос, предания. Начиная с эпохи Просвещения, история стала откликаться на потребности общества, разрабатывались методы исторического познания.

Важнейшая особенность исторического знания в его постоянном обновлении. У человека, изучающего историю, формируется историческое сознание. В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, которые присущи обществу в целом и составляющим его социальным группам. История – это не только наука о прошлом, это наука о поступательном движении человеческого общества, процессах его развития.

История воплощает социальную память поколений. Чем обширнее такая память, тем богаче духовно человек и общество. Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышления. В.О.Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

Систематизация научных исторических знаний происходила на протяжении XYII – XIX вв. История имеет свою методологию и принципы. В современном понимании история – это способ самопознания и самоидентификации общества.

Способ изучения исторических процессов через их проявления называется методологией (методом). К конкретным методам относятся общенаучные, собственно исторические и специальные (заимствованные у других наук). Общими для гуманитарных наук являются логический и исторический методы.

Исторический метод воспроизводит явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми особенностями, через которые проявляются общие закономерности.

Хронологический метод излагает все явления в строгом временном (хронологическом) порядке.

Хронологически-проблемный метод заключается в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов – по проблемам.

Для установления связи между отдельными явлениями и процессами, возникающих в одно и то же время, но в разных частях страны (за ее пределами), применяется синхронический метод.

Для исследования современных проблем используется социологический метод.

Формационный метод рассматривает историю человечества путем деления на пять социально-экономических формаций (первобытно-общинную, рабовладельческую и др.). Этот метод был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом и лежал в основе советской исторической науки.

Цивилизационный метод популярен в западной историографии, представляет историю человечества как процесс смены цивилизаций и их сосуществование, был разработан русским ученым Н.Я.Данилевским, его продолжателем стал английский ученый историк А.Д.Тойнби.

Религиозный (провиденционалистский)метод видит исторический процесс как результат деятельности высшей божественной силы.

Комплексный метод предполагает совмещение различных методов или их элементов в историческом исследовании.

В первой половине ХХ века в исторической науке произошла революция. Все шире стал применяться междисциплинарный подход (школа «Анналов», французские ученые Люсьен Февр (1878 – 1956), Марк Блок (1886 – 1944)). Они стали создавать многоуровневую картину исторического прошлого. М.Блок уделял внимание историческим проблемам, так появился компаративный (историко-сравнительный) метод. Вместо исторических рассказов появился принцип «Историк не тот, кто знает, а тот, кто ищет».

Во второй половине ХХ века на основе междисциплинарного подхода сформировалась «новая история», для него характерно критическое отношение к марксизму, позитивизму (французский ученый Фернан Бродель (1902 – 1985)).. Прошлое рассматривалось на основе закономерностей, нового отбора источников, идеалов, ценностей личных и коллективных. Так появилась «история ментальностей».

В 60-е годы значительный размах получила «гендерная история». Историки стремились написать особую «женскую историю». Предметом гендерной истории стали «женские проблемы», контроль за распределением материальных и духовных благ, вопросы власти, престижа и др.

В 80-е годы ХХ в. в исторической науке появилась «новая социальная история», она связана с пониманием истории как социального взаимодействия людей. В русле социальной истории появились субдисциплины: «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования», «история семьи» (микрокосмическая).

«Новая биографическая история» определяет поведение людей в определенных ситуациях с учетом культурных традиций, обычаев в контексте времени, в котором жили те или иные личности. Это история показанная через историческую личность.

К наиболее популярным современным историческим направлениям относится «история повседневности». Она изучает отношения между родственниками, условия жизни и труда, эмоциональную жизнь людей.

Любой историк, приступая к исследованию исторических явлений, процессов, изучает то, что было написано другими авторами по данному вопросу, анализирует «написанные истории». История как наука основывается на точно установленных фактах, которые извлекаются из исторических источников.

История как наука опирается на факты, пишется по документам. «Нет документов, нет и истории», - говорят ученые историки. Совокупность фактов называют источниками.

Источники бывают материальные, письменные, аудио-визульные, изобразительные и др. Источниками являются памятники материальной (вещественной) культуры (орудия труда, жилище, одежда, предметы быта, египетские пирамиды, храмы и др.). С появлением письменности появились письменные источники (пергамент, надписи на глиняных табличках, надгробные камни, рукописи, рисунки, схемы, чертежи, переписи, градостроительные документы, архивы – РГИА, ГАРФ, ГАКК и др.), позже – фото-, кино-, видео-документы. Источниками служат специализированные научные журналы («Вопросы истории», «История», «Отечественная история», «Голос минувшего», «Культурная жизнь Юга России» и др.), а также справочники, энциклопедии, периодическая печать. Любые источники историки подвергают внешней и внутренней критике, устанавливают достоверность, авторство, определяют качество излагаемого материала на предмет использования другими исследователями.

Труды по исследуемой проблеме называют историографией, они являются основой для написания кандидатских и докторских диссертаций. Историография – отрасль исторической науки, изучающая накопление знаний по определенной проблеме с учетом методологических направлений в исторической науке.

К основным функциям исторического знанияотносятся:познавательная – выявление фактов и закономерностей человеческого развития; воспитательная – формирование гражданских и нравственных ценностей и качеств личности и общества в целом; прогностическая – предвидение будущего; социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности; практически-рекомендательная – выработка научно обоснованного политического курса.


Похожая информация.


Тема 1: Функции исторического знания

1.Способ идентификации и ориентации общества и личности является функцией …

социальной памяти

мировоззренческой

воспитательной

познавательной

Решение:

Одной из социально-значимых функции исторической науки является функция социальной памяти. Она заключается в передаче социально-значимой информации из поколения в поколение. В этом случае историческое знание выступает в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

2.Сущность практически политической функции исторического знания состоит в(во) …

выработке научно обоснованного политического курса

влиянии на мировоззренческие установки личности

предвидении будущего

описании исторических событий

Решение:

Одной из функций исторического знания является практически политическая функция. Сущность ее состоит в том, что история, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических личностей.

3.Формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств относится к ___________ функции истории.

воспитательной

познавательной

прогностической

преобразовательной

Решение:

Важной социально-значимой функцией истории является воспитательная. Изучение отечественной истории способствует формированию гражданских, патриотических ценностей в обществе, развитию на исторических примерах нравственных чувств народов. Исторические знания помогают им осознавать себя частью единого человечества, понимать такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро.

4.Функция истории, позволяющая людям, знающим закономерности исторического развития, предвидеть возможные варианты развития событий в стране и мире, называется …

прогностической

социально-технологической

воспитательной

образовательной

Решение:

Прогностическая функция исторического знания состоит в предвидении, прогнозировании будущего, в обосновании перспектив развития тех или иных процессов современности на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. Прогностическая функция истории основывается на ее способности выявлять закономерности общественного развития, определяющие долговременные тенденции развития истории.

5.Выявление закономерностей исторического развития относится к _______ функции истории.

познавательной

управленческой

преобразовательной

коммуникативной

Решение:

Познавательная функция истории состоит, прежде всего, в конкретном изучении исторического пути России и ее народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий Российского государства, выявлении закономерностей развития общества.

6.Выработка научного взгляда на мир, общество, законы его развития относится к _____________ функции истории.

мировоззренческой

познавательной

управленческой

коммуникативной

Решение:

История дает документально точные данные о событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на объективную реальность, на конкретные исторические факты. Именно история, ее фактографическая сторона является тем фундаментом, на котором зиждется наука об обществе.

7.Одной из функций исторического знания является …

прогностическая

статистическая

прикладная

преобразовательная

Решение:

Одной из социально значимых функций истории является прогностическая, состоящая в предвидении, прогнозировании будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. Прогностическая функция исторической науки основывается также на ее способности выявлять закономерности общественного развития, определяющие долговременные тенденции движения истории.
Тема 2: Источники исторического исследования

1.Появление таких письменных источников как декреты связано с …

деятельностью СНК и ВЦИК РСФСР

деятельностью Уфимской Директории

началом хрущевской «оттепели»

началом перестройки

Решение:

После Октябрьской революции в России, других советских республиках и в СССР декретами назывались некоторые законодательные акты съезда Советов, ВЦИК, СНК РСФСР. Конституция СССР 1924 г. предоставляла право издания декретов ЦИК СССР, Президиуму ЦИК СССР и СНК СССР. Конституция СССР 1936 г. уже не предусматривала издания законодательных актов, именуемых декретами.

2.Исторические источники, которые повествуют о прошлом на основании личного опыта автора, называются …

мемуарами

летописями

хронографами

былинами

Решение:

Мемуары – воспоминания автора об исторических событиях, участником или очевидцем которых он был. Отражая прошлое в его конкретности, мемуары содержат большой материал для изучения психологии и быта общества в целом, а также отдельных его сфер. Благодаря мемуарам могут быть воссозданы исторический фон, на котором разворачивались события, атмосфера и колорит той или иной эпохи, выяснена логика поведения людей. В ряде случаев мемуары являются единственным источником, из которого можно узнать о событиях прошлого или отдельных его аспектах.

3.Возникновение первых аудиовизуальных документов относится к _____ веку.

Решение:

Одним из типов исторических источников являются аудиовизуальные документы (фото-, кино-, видео-, фонодокументы). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, первые фотографии появились в середине, а кино – в самом конце XIX века. Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. Таким образом, возникновение аудиовизуальных исторических источников можно отнести к XIX веку.

4.Церковное сочинение о жизни духовных или светских деятелей, причисленных Церковью к лику святых, называется …

летописью

сказанием

исповедью

Решение:

Жития – это церковные сочинения о выдающихся людях Руси. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Церковь их объявляла святыми.

5.Ценным источником, посвященным истории борьбы русского народа с монголо-татарами, является …

«Задонщина»

«Повесть временных лет»

«Хождение за три моря»

«Слово о полку Игореве»

Решение:

Среди работ, посвященных борьбе русского народа с монголо-татарами, можно выделить «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и его брате Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая». Другое название этой поэмы – «Задонщина», вероятным ее автором историки считают Софония Рязанского. Она посвящена победе русских войск над ордынцами в 1380 году на Куликовом поле. Софоний называл свою поэму «похвалой и жалостью». Похвала князю Дмитрию и радость победы в этом произведении переплетаются со скорбью по погибшим воинам. Идейный смысл поэмы – призыв к единению русских княжеств для спасения страны от захватчиков.

6.Возникновение в России такого исторического источника, как периодическая печать, относится к _____ веку.

Решение:

Одной из характерных черт периодической печати является ее тираж. В России становление периодической печати начинается с первой четверти XVIII в. По указу Петра I со 2 января 1703 г. начала издаваться газета «Ведомости» тиражом до 4 тысяч экземпляров. В XVII в. при дворе первых Романовых существовала рукописная газета «Куранты». Но она не может расцениваться как периодическое издание, поскольку не предназначалась для тиражирования. Газета «Ведомости» издавалась государством для идеологического воздействия на подданных в нужном направлении путем распространения официальной информации.

7.Наиболее полные сведения о восточных славянах, Древней Руси содержатся в …

«Повести временных лет»

«Слове о полку Игореве»

«Задонщине»

«Степенной книге»

Решение:

«Повесть временных лет» – общерусский летописный свод, составленный во втором десятилетии XII века Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря. Стал основным источником по истории восточных славян, Древней Руси. Нестор рассмотрел такие вопросы, как происхождение, расселение, занятия, религиозные воззрения, обычаи восточных славян, их отношения с другими племенами и т.д. Решая вопрос о происхождении, становлении Древнерусского государства, его развитии, Нестор стремился показать русскую историю на фоне мировой истории, представить широкую и полную картину истории Древней Руси.

8.Ценным источником по истории России XVII века является …

«Соборное уложение»

«Русская правда»

«Царственная книга»

«Жалованная грамота дворянству»

Решение:

«Соборное уложение» – свод законов России, утвержденный Земским собором в январе 1649 года. Уложение охватывало все отделы действующего права (государственное, гражданское, уголовное). Оно регулировало не только отдельные группы общественных отношений, но и все стороны общественно-политической жизни страны. Завершило юридическое закрепощение крестьянства, оформило сословную структуру общества, закрепило процесс становления абсолютной монархии в России. «Уложение» является не только памятником российского законодательства, но и ценным источником по истории России XVII века.

9.Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии, называется …

метрологией

генеалогией

ономастикой

палеографией

Решение:

Специальные исторические дисциплины позволяют овладеть основными приемами работы с историческими источниками. К числу таких дисциплин относится метрология – наука о мерах. Она исследует происхождение названий мер, их соотношение между собой; стремится установить их реальное содержание путем сопоставления с современными аналогичными мерами. Историческая метрология дает в руки исследователя неоценимые данные, без которых вряд ли возможно изучение проблем социально-экономического характера.

10.Географические названия, личные имена, следы древних языков в устной речи современных народов относятся к ________ источникам.

лингвистическим

письменным

фольклорным

этнографическим

Решение:

Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому, как отдельный источник принято выделять лингвистические источники. К ним относятся географические названия, личные имена, следы древних языков в устной речи современных народов, различные языковые влияния и заимствования. Эти материалы помогают историкам изучать миграционные процессы, общественные отношения и т.д.
Тема 3: Методология исторической науки

1.Историческая наука в СССР основывалась на __________ подходе к истории.

марксистском

эволюционном

теологическом

субъективном

Решение:

Советская историческая наука основывалась на методологических принципах марксизма. Согласно этому подходу, определяющим фактором всего исторического развития являются не идеи или воззрения людей, а условия материальной жизни общества, общественное производство, производственные отношения. На этом базисе возвышается политическая надстройка (государство, политические организации) и развиваются различные формы общественного сознания.

2.Конкретные способы изучения исторических процессов называются …

принципами

историко-философскими подходами

Решение:

Для выявления объективной картины исторического процесса применяются конкретные методы исследования. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. Метод – это способ познания, путь исследования и обоснования знаний. Выбор метода познания должен обеспечить научность и достоверность в изучении прошлого.

3.Посредством историко-генетического метода исторические явления изучаются …

в процессе их развития

в хронологическом порядке

во взаимосвязи с другими явлениями и процессами

в сопоставлении исторических процессов в пространстве и во времени

Решение:

Историко-генетический метод относится к специально-историческим методам исторического познания. Посредством этого метода исторические явления изучаются в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния. По своей логической природе этот метод является аналитически-индуктивным (восхождение от конкретных явлений и фактов к общим выводам), а по форме выражения информации – описательным. Историко-генетический метод направлен на анализ динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и закономерности исторического развития.

4.Сопоставление исторических объектов в пространстве и времени, выявление сходства и различия между ними связано с ___________ методом.

историко-сравнительным

историко-системным

историко-генетическим

историко-типологическим

Решение:

Историко-сравнительный метод состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени и выявлении сходства и различия между ними. Метод предполагает использование различных приемов для сравнения сущности разнородных исторических явлений. Посредством данного метода исследователь получает дополнительную информацию о малоизученных исторических явлениях.

5.Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят …

народонаселению

экономике

классовой борьбе

Решение:

Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят народонаселению, которое они рассматривают в качестве главной силы, определяющей характер общественного строя. Одним из основоположников демографического детерминизма являлся французский философ-материалист XVIII в. К.А. Гельвеций. Английский экономист Т.Р. Мальтус рассматривал народонаселение как фактор, препятствующий прогрессу общества и приводящий к социальным бедствиям.

6.Историко-системный метод состоит в …

установлении взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии

классификации явлений, событий и объектов

сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени

изучении хронологической последовательности событий

Решение:

В настоящее время широкое распространение в практике научно-исторического исследования получает историко-системный метод. Это связано с попытками углубленного анализа общественно-исторических систем, раскрытия внутренних механизмов их функционирования и развития. Историко-системный метод состоит также в установлении взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии.

7.Историко-философский подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, называется …

рационализмом

субъективизмом

марксизмом