О значении обращения священного синода русской православной церкви к раскольникам. Украинские раскольники




Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола .

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного" .

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне .

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

— "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

— "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

Братья и сестры, здравствуйте. В Москве прошел беспрецедентный по количеству участников Архиерейский Собор. Вся полнота Русской Церкви в лице архиереев собралась на Собор с разных уголков нашего земного шара. Собрались со всей канонической территории Русской Церкви, на этом масштабном судьбоносном мероприятии, которое связано со 100-летней годовщиной Поместного Собора. И мощи Патриарха Тихона были принесены в Храм Христа Спасителя.

Как гром среди ясного неба раздалась новость из Киева. Пришло письмо от митрополита, именующего себя патриархом, которого мы называем лжепатриархом. Даже митрополитом его не называем, потому что он лишен всех степеней священства до монашества, которое не снимается. Филарет. Он обратился к участникам Собора, к Патриарху с просьбой: забудем прежнее, устроим общий лад. Как в басне Крылова «Волк на псарне». Что его подвигло к этому, сейчас мы попытаемся пофантазировать.

Он обратился с просьбой, ни много ни мало, снять с него прещения. Анафема таки действует. Эта непризнанность в мире - очевидно муки совести, она же есть, никуда она не девается. Давление на душу, которое мучает грешника. Конечно, господин Денисенко - это такой маститый человек в части злодеяний. И он страшен, поскольку волевой и энергичный. Только возраст забрал свое, ему уже далеко за 80. И он ходит по краю Вечности. Возможно, на него дует либо в затылок, либо в лицо холодное дыхание будущего ответа и, значит, скорый переход через черту. Если верить в лучшее, то именно это и является мотивом письма и попытки движения к Русской Церкви. Потому что таких вещей никто не ожидал, это для всех было топовой новостью. Она и в светские СМИ вошла как топовая новость, по крайней мере, в Украине.

Не корысти ради, а пользы для, хочу напомнить, что весь кошмар, происходящий на Украине, удивительный, вопиющий, невообразимый был еще лет пять-семь назад. Отвратительность этих событий и их бесконечное продолжение без перспективы окончания, тесно связано именно с церковными вопросами, с церковным расколом. Ближайший сосед Украины - Белоруссия тоже обладает неким ресурсом злонастроенных людей, кормимых с Запада, которые тоже хотели бы на теме национализма, вхождения в европейский мир, десоветизации, декоммунизации позажигать костры, взять власть и устроить свое, только уже в белорусском варианте. Однако там этого, слава Богу, нет. Отчасти по причине более адекватного действия властей, отчасти по отсутствию церковного раскола. Даже Лукашенко говорит об этом, что у нас церковь не разделена. У нас церковь едина. И наличие греко-католиков и православных в стране координируется государством таким образом, что нет межэтнических, межкофессиональных столкновений между полонизованной Западной Белоруссией и центральной. И нет внутри православия раскола. Это отсутствие - оно, собственно, закладывает ресурс прочности в государство. Хочешь ты этого или не хочешь, а церковь является фундаментом. И мы все болезни церкви потом видим в самых сложных проявлениях и в экономике, и в социальной сфере, и в росте преступности, и в демографии, и в падении семьи … во всем.

Так вот, Филарет расколом своим нанес Украине такую рану, что я не знаю, сколько слез нужно выплакать, чтобы это все простилось, залечилось, загладилось и зализалось. Быть может, как лучший вариант, ходя по краю, он, действительно, чувствуя холодное неизбежное дыхание, которое каждому волосы пошевелит, хочет покаяться и умереть в церкви. Он знает, что он не в церкви. Потому что Киевский патриархат - не церковь. Там нет спасительных таинств, она не признана православным миром, имена ее иерархов не возносятся на богослужениях православными предстоятелями. Она лишена полноты евхаристического и прочего духовного общения. И лучшие из них, в смысле, умнейшие из них, знают это.

Мир безобразий состоит из двух категорий: из ничего не понимающих болванов и из очень грамотных негодяев. Вторая категория количественно меньше. Это чрезвычайно грамотные негодяи, которые понимают всё, знают всё, но делают то, что они делают, пользуясь абсолютной бессмысленностью той массы болванов, которыми они руководят. Как-то так происходит и в политических вещах, и в церковных тоже зачастую. И Филарет, руководя не церковью и произнося пустые слова, не наполненные благодатью на богослужении, и помня то, что было раньше, а он был законный иерарх, который все видел, все знал, всеми был уважаем в те годы, когда он не восстал на Мать. Теперь очевидно чувствует, я надеюсь, это лучший вариант происходящего. Чувствует, что умирать нужно в церкви. Дурака валять можно, где хочешь, вокруг церкви бегать, с Матерью ругаться, называть себя патриархом, хоть Папой Римским. А вот умирать нужно, смиряясь и заходя в церковь, прося прощения: простите меня и снимите с меня все то, что лежит на мне. Потому что лежит конкретно. Есть, конечно, вариант такой, что это всё хитрейшие проделки старой лисы, которая хочет на старости лет-таки выцарапать что-то у матери-церкви и создать вид легитимизации своего бандитского раскола. Такой вариант тоже есть.

Теперь нашим иерархам предстоит много думать, много молиться. И, руководимые Святым Духом, они будут принимать решение о том, как поступать с этой ситуацией. Но, без всякого сомнения, ситуация топовая, знаковая. По сути, Филарет вынимает почву из-под национализма украинского. Потому что его электорат, его прихожане - это как раз те чубатые, которые кричат «Москаляку на гиляку». И УНА-УНСО у него. И они с его рук получали медали и награды. И имущественные у них связи. Там у них что хочешь там. Это его люди. И он вдруг говорит: простите меня. А я от чистого сердца прощаю всем вам, если кого чем обидел. Давайте всё забудем, давайте будем жить по христианской любви, в духе всепрощения. Это очень знаковый вопрос, такого церковь не знала. До сих пор, все эти 20 с лишним лет, церковь такого не знала. И даже некоторые уже и ждать перестали. Я, по крайней мере, не ждал.

Давай добавим к своим молитвам хотя бы разочек просьбу о том, чтобы раскол украинский был уврачеван, чтобы души не гибли. Ну, а там уже Господь сам распорядится отдельными персонажами, в том числе, и Филаретом, и его поплечниками, клевретами, и всеми теми, кто кормится от лжи. Кто сидит на лжи и кормится от лжи. Очень знаковое событие, прошу его не пропустить. До свидания.

Кто они такие?

Факт пятый Царь поддержал Никона и началось преследование староверов. Последние видели спасение в территориальной и социальной изоляции от мира " Антихриста". Центром церковной оппозиции стал Новгород, откуда многие и устремились в конце 17 века за "шведский рубеж", в том числе и на территорию Эстонии. В 1700 - 1719 в Ряпина действовал монастырь старообрядцев - федосеевцев , откуда последние,возможно, и расселились по Западному Причудью. Первый молильный дом был построен в 1740 году в дер. Кикита.
Из российских императоров более всего староверы ненавидели двух:
Петра Первого (1782 - 1725), который требовал сбривать бороды, забирал в солдаты, всех пересчитал (с какой целью?) и напоследок передал престол "бабе", и Николая Первого (1825 - 1855), при котором практически все молильные дома были закрыты. Времена менялись и в 1905 г. преследования прекратились, а в 1971 Поместный собор РПЦ отменил все запреты и порицания старых обрядов "яко не бывшие".

Что же это за обряды такие, от которых мои предки не отказывались даже под страхом смерти?

Их много, но я остановлюсь на наиболее известных и очевидных.

Крестное знамение у староверов совершается так...

Это так называемое двуперстие в отличии от троеперстия , которое используют православные. Причём обе эти формы пришли на Русь из Византии в 10 веке, но после падения последней троеперстие стало ассоциироваться с "латинством"(католичеством) и вышло из употребления.

А. Символизирует две природы Христа (Бог и человек)
В. Символизирует Троицу (Отец, Сын и Дух Святой)

Поскольку верующий осеняет себя крестом , то в старообрядческом двуперстии есть своялогика , т.к. крестясь они изображают распятие только Христа, в то время как православные, получается, распинают всю Троицу. Опять же оставляя два пальца " праздными" (ничего ими не изображая) , Никон, по мнению старообрядцев "упразднил" Христа. В пылу полемики утверждалось также, что трехперстое знамение это следование Иуде Искариоту, предателю Христа, ибо "Иуда брал соль щепотью, поэтому креститься щепотью- грех ". Интересно, что, желая показать как крестятся "никониане", старообрядцы употребляют для этого левую руку, чтобы не "осквернить" правой.
В христианском мире существует также и одноперстие (коптская церковь) и пятиперстие (католическая церковь)

Земные поклоны


Старообрядцы отдают предпочтение Православные- поясным
земным поклонам

При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика(подручника), поскольку во время молитвы руки должны оставаться чистыми.

Восьмиконечный крест Старообрядцы признают только восьмиконечный крест , считая его завершённым и единственно полноценным. Именно такой крест, якобы, обнаружила св. царица Елена (мать имп. Константина) при раскопках на Голгофе в 4 веке. Все остальные формы - происки "латинян", то есть католиков. П равославные же ничего не имеют против "неполноценных" четырёх - и шести - конечных крестов.

Старообрядческое кладбище в Калласте

Знаменное пение Старообрядцы используют при богослужении т.н. знаменное (крюковое) пение, господствовавшее в русской церкви до 17 века. В отличие от введённого Никоном партесного пения, знаменное имеет две главные особенности:

А. Это пение одноголосное, т.е. независимо от количества голосов песнопение должно звучать в один голос, в унисон.
В. Из - за большого количества гласных звуков напев получается мелодичный, но слова разобрать порой сложно.

Да что говорить, слушайте, смотрите и... сравнивайте.

Партесное пение (православное)

Знаменное пение (старообрядческое)

Посолонь, сугубая "аллилуйя" и Исус Во время крестного хода старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу (посолонь), т.е. по часовой стрелке, а православные против солнца. С логикой у староверов всё в порядке: "Поскольку Христос есть солнце праведное, ходить против солнца означает идти против Христа "

Управляющий делами УПЦ, ректор КДА митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

Какова главная причина возникновения расколов, чем рискуют люди, отпавшие от канонической Церкви? Почему возникают расколы?

Чтобы понять, что такое церковные расколы и почему они возникают, лучше всего обратиться к каноническим правилам Православной Церкви.

Об этом, например, подробно говорит святитель Василий Великий в своем знаменитом каноническом послании к епископу Амфилохию Иконийскому. Святитель Василий различает три категории лиц, отпавших от церковного общения. Это: еретики, раскольники и «составляющие самочинные сборища».

Кто такие раскольники, еретики и люди, «составляющие самочинные сборища»

Под еретиками он понимает тех, которые исказили какие-либо церковные догматы, то есть отступившие от чистоты веры.

Раскольниками (по-гречески «схизматиками») называет «разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание». То есть, в основе раскола, по святому Василию, лежат разногласия о второстепенных вопросах церковного учения или церковного устройства, а не об основополагающих догматах.

Третью категорию отпавших от церковного общения составляют так называемые «самочинные сборища» (по-гречески «парасинагога»). Под этим термином он понимает «собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом».

Далее свт. Василий поясняет, что он имеет в виду: «Например, если кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь, - это есть самочинное сборище». То есть, в данном случае речь идет исключительно о дисциплинарных конфликтах.

В истории Церкви мы, увы, знаем немало примеров и ересей, и расколов, и самочинных сборищ

Например, арианство или монофизитство – это, конечно же, ереси, искажавшие основополагающие христианские догматы. Если говорить о расколах, то в Древней Церкви они возникали, прежде всего, из-за разногласий в вопросах покаянной дисциплины.

Например, раскол донатистов возник из-за спора о порядке приема в Церковь тех, кто отпал от нее в годы гонений. В результате донатисты, сохранив основополагающие христианские догматы, все же выработали специфичную экклезиологию. Уже в ХХ в. возник так называемый «старостильный раскол», связанный с проблемой введения в церковную жизнь нового календаря. В XVII в. на Руси возник старообрядческий раскол, ставший результатом разногласий в сфере богослужения. Во всех этих случаях в основе расколов лежали особые мнения по вопросам, которые не составляют самой основы христианской веры.

Что касается современной ситуации в Украине, то раскол появился в результате того, что бывший митрополит Филарет, не подчинившись решению о своем удалении от управления Украинской Православной Церковью, создал структуру, которая находится вне общения с мировым Православием

Как видно из слов свт. Василия Великого, самочинные сборища связаны, как правило, с нарушениями церковной дисциплины отдельными священниками или иерархами, которые противопоставляют себя церковной полноте.

Никакой отдельный человек не может сказать, что он «владеет» истиной

Христос говорит, что Он Сам есть Путь и Истина и Жизнь (Ин 14, 6). Потому правильно было бы говорить, что не мы владеем истиной, а Истина (Христос) овладевает сердцем человека. Господь открывает нам истину в той мере, в которой мы можем ее вместить. Хранителем истины является Церковь, которую апостол Павел именует столпом и утверждением истины (1 Тим 3, 15). Как писал святитель Ириней Лионский, «Апостолы в Церковь, как в сокровищницу, вполне вложили все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни».

История свидетельствует о том, что долгое пребывание вне общения с Вселенской Церковью может повлечь за собой и искажения в сфере вероучения

Если говорить о тех, кто пребывает в церковном расколе или создает «самочинные сборища», то эти люди не отказываются от основополагающих богооткровенных истин. Они верят и в Святую Троицу, и в Иисуса Христа как Сына Божия, пришедшего во плоти. Тем не менее, история свидетельствует о том, что долгое пребывание вне общения с Вселенской Церковью может повлечь за собой и искажения в сфере вероучения. Например, в старообрядческой среде постепенно стали появляться течения, отвергавшие церковную иерархию (так называемые «беспоповцы»). Обновленческий раскол, возникший в Русской Церкви в 1920-е гг., начался с неповиновения патриарху Тихону группы священников. Но постепенно в обновленчестве начался отход от традиционного церковного устройства: был введен женатый епископат, звучали призывы к полному уничтожению института монашества и так далее.

Невозможно пребывать в истине, опираясь лишь на человеческие силы. Для того, чтобы не отпасть от истины, человеку необходима благодатная помощь, которую он получает в Церкви. Если же человек отпадает от церковного общения, то он рискует не устоять в истине.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).