Киевская Русь в IX - XII веках. Политический строй древней руси




Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

Как возникло государство Древней Руси в 9-12вв.
Процесс возникновения древнерусского государства длился достаточно долгое время. Государственная община образовалась из непосредственного стремления народа к упорядочению различных вопросов в ней. С момента зарождения, власть могла решить не только боевые задачи, но и неясности в судебных делах. Поначалу государственная власть не претендовала на участие домовитой жизни простого общества. Народ стал осознавать полезность вышестоящей власти.

На востоке Руси объединились два центра славян Новгорода и Киева (в политических интересах), в одно целое государство. Но с твёрдостью утвердилось соединение лишь в начале 863 г. До этого момента управление государством было наполовину самостоятельным, в большей части подчинялись хазарам. Вскоре в Киев пришёл первый князь Рюрик (отсюда пошла династия Рюриковичей). Он и заложил фундамент государства на Руси. Заключил князь договор на правление делами и на право собирать дань с местной знатью. Как раз после прихода к власти государя открылась дорога от Киева до Царьграда.

Правление государством передавалось не только по наследству (как правило, от отца к сыну). Но и власть на Руси могла передаваться «по старшинству». Например, если князь умирал, то на его место непосредственно становился не старший из сыновей, а родной брат, который стал старшим в их роду. Таким образом, появлялись династии, которые стали стержнем в государственной системе власти.

В основном Древнюю Русь в 9-12 вв. населяли свободные общинники (их называли простолюдинами). Землевладельческая община – вервь (это название пошло от слова верёвка, они отмеряли свои границы с её помощью), включала в себя социальную и экономическую ячейку общества. На своей территории она была ответственной, и должна была соблюдать общественный порядок. Например, если обнаружили труп в пределах общины, то обязательно нужно было найти и сдать убийцу государству либо заплатить за него. За распоряжение землёй общинники также платили налог (дань) князю, которого, в свою очередь, они и считали верховным собственником всей территории земли.
Несколькими путями шло образование государства у славян. Они либо подчинялись одному союзу княжеств (например, Словении), либо одному из племенных союзов (Руси), кроме народов Болгарии. Они же объединились между славянским союзом племенных княжеств с народом тюркской расы. Общим рубежом для всех славян считалось то, что они не входили в ареал распространения древней цивилизации. Поэтому жизнь у славянского народа развивалась неспешно, своеобразно.

Для государства самым главным было рассмотрение политических ситуаций, таких как: слабый культурный контакт с соседними развитыми государствами, их агрессивное стремление; давление со стороны кочевников; продвижение жизни общества; ограничение пользования морскими торговыми путями. Государство Руси постепенно становилось во главе общественной жизни (иначе говоря, верховным законодателем).

На Руси очень медленно развивались товарно-денежные отношения. Государственная власть много вкладывали на военные расходы, тем самым ограничивая материальные ресурсы народа. Вскоре появилось распределение народа на «бедные» и «богатые». Некоторые стали боярами и купцами, имея свои земельные владения, а остальная часть населения были крестьянами, которые служили (как рабы) вышестоящим. Мужчины, стоявшие во главе племенных княжений, обернулись в бояр, старшую княжескую дружину. Дружиной на Руси считались воины, которые были привязаны к князю. Менее знатные люди состояли в младшей дружине, которая тоже держалась рядом с князем. Все они были слугами государя. Они выполняли различного рода задания: принимали участие в суде и расправе; собирали дань; управляли страной; помогали в военных делах. Такие дружины являлись рычагом управления государственной власти и были очень выгодны для правления страной.

С самого зарождения, власть на Руси показала в себе мощную организующую силу, которая не принимала всерьёз своим начинаниям какие-либо сопротивления со стороны общества. Такое пристрастие, как принуждение и произвол, было в корне заложено у основания государственной власти. Также идея правопорядка и законности не стали общезначимой ценностью для князя. Он не привык нуждаться в обеспечении своей деятельности. Государь сам управлял войском и держал оборону страны от нападения. Практически во всех походах, которые завоёвывал, он участвовал как верховный военный начальник. И всегда стоял впереди войска.

Заметим, что хоть общество в Древней Руси и считалось довольно примитивным, зато стремительно развивалась экономическая сфера, земледелие, разведение домашнего скота.

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

1. Возникновение Древнерусского государства

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

2. Социально-экономический строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».

Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец – варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.

Инструкция

Условия для создания раннефеодального государства у восточнославянских народов появились еще в 9 в. Во главе древнерусских княжеств находился князь, управлявший землями с помощью Боярской думы. Крестьянское самоуправление представляло соседскую общину. Важные вопросы рассматривало народное собрание (вече): здесь принимались решения о военных походах и заключении мира, утверждались законы, принимались меры по борьбе с моровыми болезнями и голодом в неурожайные годы, совершался суд. Отношения князя и народного собрания выстраивались на основании договора, неугодного князя могли изгнать. К 11 в. подобное управление государством постепенно ослабевает, вечевые республики сохраняются лишь в Новгороде и Пскове.

Крупное частное землевладение, феодальные вотчины, передаваемые по наследству, появляются на Руси в 10-11 вв. Крестьяне, составлявшие большую часть населения, занимались земледелием и ремеслом, разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу. В Древней Руси было немало искусных мастеров-ремесленников, чьи изделия пользовались широким спросом даже за рубежом. Все свободное население обязано было выплачивать дань (« »).

Политическими центрами Киевской Руси были города, количество которых постоянно увеличивалось. Они также являлись местом, где процветала торговля. Собственные золотые и серебряные монеты стали чеканиться в конце 10 – начале 11 в., рядом с ними использовались и иноземные деньги.

Как повествует главная летопись «Повесть временных лет», основателем государства в Древней Руси является варяг Рюрик, который был приглашен охваченными междоусобицей племенами кривичей, чудь и словен на княжение в Новгород. В 862 году Рюрик пришел на Русь со своим родом и дружиной, а после смерти братьев великокняжеская власть оказалась в его руках. Он считается родоначальником царской династии Рюриковичей.

В 882 году князь Олег (именуемый Вещим) своим южным походом смог объединить центральные восточнославянские земли – Новгородскую и Киевскую, присоединив к ним огромные территории от Балтийского моря до Черного.

Олега сменил Игорь, который, подобно своему предшественнику, расширял границы Киевской Руси. При Игоре был совершен поход на постоянно беспокоивших русские земли печенегов, закончившийся заключением пятилетнего перемирия. Князь погиб от рук древлян, поднявших бунт против повторного сбора дани.

Жена Игоря Ольга правила русскими землями при малолетнем Святославе с 945 г. Отличавшаяся способностями настоящей правительницы Ольга на протяжении почти двух десятилетий смогла сохранить независимость сформировавшегося древнерусского государства. Княгиня установила новую систему сбора дани: ввела уроки (закрепленные нормы сборов), которые взимались с населения в определенное время и на установленных местах (погостах). Княгиня Ольга в числе первых на Руси стала христианкой, позднее была канонизирована.

С именем следующего русского князя связано принятие на Руси христианской веры. Владимир избрал христианство как самую приемлемую для народа и удобную для укрепления государственной власти религию. После крещения самого Владимира и его сыновей христианство на Руси стало государственной религией. 988-989 – годы, когда русские люди принимали по доброй воле или под страхом княжеской власти. Но еще долгое время соседствовали христианская вера и древнее язычество.

Новая религия быстро утверждалась в Киевской Руси: строились храмы, которые заполнялись привезенными из Византии иконами и разной церковной утварью. С появлением на Руси христианской религии начинается людей. Владимир повелел обучаться грамоте детям именитых родителей. Русский князь-христианин, следуя вере, поначалу заменял штрафом уголовные наказания, проявлял заботу о бедняках, за что в народе стал называться Красным Солнышком.

Владимир воевал со многими племенами, при нем границы государства значительно расширялись. Великий князь старался защитить русские земли от нападения степных кочевников: для обороны возводились крепостные стены и города, заселяемые славянами.

Место отца занял Ярослав, которого стали называть впоследствии Мудрым. Долгие годы его княжения ознаменованы расцветом Русской земли. При Ярославе был утвержден , именуемый «Русская Правда», династический брак его сына Всеволода и византийской принцессы (из рода Мономахов) способствовал прекращению противостояния Греции и Руси.

При Ярославе Мудром главным наставником христиан стал русский митрополит, а не присылаемый из Византии. Столичный Киев своей величавостью и красотой соперничал с крупнейшими европейскими городами. Возводились новые города, церковное и светское строительство достигало широких масштабов.

Владимир Мономах занял великий стол после продолжительных усобиц между наследниками, сыновьями Ярослава Мудрого. Образованный, обладающий талантами писателя князь был участником многочисленных военных походов по Европе и вдохновителем военных действий против половцев. С помощью русскому князю удалось одержать несколько побед над степняками-кочевниками, и постоянные враги русских земель долго не тревожили население.

Киевская Русь усилилась во времена княжения Владимира Мономаха, три четверти земель, входящих в состав государства, при нем объединились, таким образом была значительно преодолена феодальная . Со смертью князя княжеские усобицы возобновились.

12 в. считается временем существования на Руси удельных княжеств, важнейшими из которых были Киевская, Владимиро-Суздальская, Чернигово-Северская, Новгородская, Смоленская и другие земли. Некоторые южные территории попали под власть Литвы и Польши, большая часть русских земель представляла фактически независимые государства, где князья определялись с вече. Дробление Киевской Руси ослабляло ее, делало невозможным в полную силу противостоять врагам: половцам, полякам и литовцам.

В течение 37 лет шла ожесточенная борьба за великое княжение между потомками Мономаха, а в 1169 г. киевский стол захватил Андрей Боголюбский. Этот князь считается основателем монархической формы правления государством. Он пытался, опираясь на простой народ и церковь, усилить единоличную власть, не зависящую от влияния бояр и вече. Но стремления Андрея Боголюбского к самодержавной власти вызвали недовольство дружины и других князей, поэтому он был убит.

Брат Боголюбского Всеволод Большое Гнездо правил Русью, приближая ее к самодержавной монархии. Понятие «князь- » окончательно установилось во времена его правления. Всеволоду удалось объединить Ростово-Суздальскую землю. Порядок в государстве устанавливался при помощи осторожной мудрой политики Всеволода: поучительный пример стремившегося к единоличной власти Андрея Боголюбского указывал князю действовать согласно принятым обычаям и почитать знатные боярские роды.

Всеволод Большое Гнездо принимал близко к сердцу обиды, чинимые земле Русской: в 1199 г. он совершил большой поход на своих бывших союзников половцев, тревоживших Русь, и далеко прогнал их.

Вопрос.

История – одна из важнейших гуманитарных наук в программе высшей школы, содержание которой являются изучение процесса возникновения и развития человеческого общества, на всей территории земли. Овладение знанием по истории общества формирует … чувства, обогащает интеллект студента.

История – процесс развития природы и общества (в широком масштабе). Наука предполагает достоверность изложенных событий и объективность ист. личности. Основателем является Геродот древнегреческий философ (история как наука дисциплины).

Отеч. История:

Усвоение основных закономерностей логики и истории развития России;

Понимание истоков самобытности многих процессов и многоаспектности развития событий;

Целостное и взвешенное осмысление исторического пути, пройденного нашей страной с начала образования древнерусского государства по современный период времени.

Периоды развития:

· Первобытное

· Древнейший мир

· Средневековье

· Новое время

· Новейшая история

Ист. Источники:

Письменный (законы, договоры, летописи, дневники, письма и т.д)

Устный (былины, сказки, поговорки)

Вещественный (орудия труда, предметы быта, останки каменных сооружений)

Лингвистический (язык)

Этнографический (обряды, обычаи).

Вспомогательные ист. Источники:

· Генеалогия ()

· Геральдика()

· Дипломатия (документы дипломного характера)

· Метрология (магнитное измерение)

· Ономастика (географические названия)

· Нумизматика (денежное обращение)

· Палеография (почерк)

· Сфрагистика ()

· Хронология (время)

· Этимология (происхождение)

Историография – историческая наука в целом. Совокупность исслед-й., посвященным опред-му., ист. Периоду с использованием ист. источников и литературы

Происхождение восточных славян

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.
Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.
Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).



Расселение восточных славян в древности

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие. Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.
Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был названКиев.
Образование Древнерусского государства (Киевской Руси) явилось закономерным завершением процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятка славянских племенных союзов. Однако первобытно-общинные традиции сохранялись ещё долгое время практически во всех сферах жизни восточных славян. Согласно одной из самых известных – норманнской – первое государство восточных славян было создано под влиянием скандинавского этноса. Эта широко популярная на протяжении длительного времени теория основана на факте присутствия на Руси в IX-X веках дружинников-варягов и варяжском происхождении династии Рюриковичей

Вопрос

7 в. в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом образовалось сильное хазарское государство. Славянские племена в районах Нижнего Дона и Азова попали под его владычество, сохранив, однако, определенную автономию. Территория хазарского царства (каганата) распространялась до Днепра и Черного моря. В начале 8 в. арабы нанесли хазарам сокрушительное поражение и через Северный Кавказ глубоко вторглись на север, дойдя до Дона. Большое число славян – союзников хазар – было взято в плен. С севера в русские земли проникают “варяги” (норманы, викинги). В начале 8 в. они обосновываются вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля, установив контроль над территорией от Новгорода до Смоленска. Часть северных колонистов проникает в южную Россию, где они смешиваются с русами, приняв их наименование. В Тмутаракане (на Таманском полуострове) образуется столица русско-варяжского каганата, вытеснившего хазарских правителей. В своей борьбе противники обращались за союзом к константинопольскому императору. В такой сложной обстановке происходила консолидация славянских племен в политические союзы, которые стали зародышем оформления единой восточнославянской государственности. 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца 9 до начала 11 в. это государство включало территории других славянских племен – древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государства оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Вопрос


Первые древнерусские князья:

Рюрик (?-879) - родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь. Летописные источники утверждают, что Рюрик был призван из варяжских земель новгородскими гражданами на княжение вместе с братьями - Синеусом и Трувором в 862 г. После смерти братьев правил всеми новгородскими землями. Перед смертью передал власть своему родственнику - Олегу.

Олег (?-912) - второй правитель Руси. Княжил с 879 по 912 г. вначале в Новгороде, а затем в Киеве. Является основателем единой древнерусской державы, созданнойим в 882 г. с захватом Киева и подчинением Смоленска, Любеча и других городов. После переноса столицы в Киев подчинил также древлян, северян, радимичей. Одним из первых русских князей предпринял удачный поход на Константинополь и заключил с Византией первый торговый договор. Пользовался большим уважением и авторитетом среди подданных, которые стали именовать его "вещим", т. е. мудрым.

Игорь (?-945) - третий русский князь (912-945), сын Рюрика. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Предпринял многочисленные походы по расширению владений Киевской державы, в частности против угличей. Продолжил походы на Византию. В ходе одного из них (941) потерпел неудачу, в ходе другого (944) получил от Византии выкуп и заключил мирный договор, закрепивший военно-политические победы Руси. Предпринял первые успешные походы русичей в пределы Северного Кавказа (Хазария) и Закавказья. В 945 г. попытался дважды собрать дань с древлян (порядок ее сбора не был закреплен юридически), за что был ими убит.

Ольга (ок. 890-969) - жена князя Игоря, первая женщина-правительница Русского государства (регентша при сыне Святославе). Установила в 945-946 гг. первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (по другим данным, 957) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство под именем Елены. В 959 г. первой из русских правителей направила посольство в Западную Европу, к императору Оттону I. Ответом его было направление в 961-962 гг. с миссионерскими целями в Киев архиепископа Адальберта, который попытался принести на Русь западное христианство. Однако Святослав и его окружение отказались от христианизации и Ольга была вынуждена передать власть сыну. В последние годы жизни от политической деятельности была фактически отстранена. Тем не менее сохранила значительное влияние на внука - будущего князя Владимира Святого, которого смогла убедить в необходимости принятия христианства.

Святослав (?-972) - сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусской державы в 962-972 гг. Отличался воинственным характером. Был инициатором и руководителем многих захватнических походов: на окских вятичей (964-966), хазар (964-965), на Северный Кавказ (965), Дунайскую Болгарию (968, 969-971), Византию (971). Воевал также против печенегов (968-969, 972). Русь превратилась при нем в крупнейшую силу на Черном море. С этим не могли смириться ни византийские правители, ни печенеги, договорившиеся о совместных действиях против Святослава. Во время возвращения из Болгарии в 972 г. его обескровленное в войне с Византией войско атаковали на Днепре печенеги. Святослав был убит.

Владимир I Святой (?-1015) - младший сын Святослава, победивший своих братьев Ярополка и Олега в междоусобной борьбе после гибели отца. Князь новгородский (с 969) и киевский (с 980). Покорил вятичей, радимичей и ятвягов. Продолжил борьбу отца с печенегами. Волжской Булгарией, Польшей, Византией. При нем были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др. Заново укреплен и впервые застроен каменными строениями Киев. В 988-990 гг. ввел в качестве государственной религии восточное христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета и могущества. Вырос международный авторитет новой христианской державы. Владимир был канонизирован Русской православной церковью и упоминается как Святой. В русском фольклоре назван Владимиром Красное Солнышко. Был женат на византийской принцессе Анне.

Святослав II Ярославич (1027-1076) - сын Ярослава Мудрого, князь черниговский (с 1054), великий князь киевский (с 1073). Вместе с братом Всеволодом оборонял южные границы страны от половцев. В год смерти принял новый свод законов-"Изборник".

Всеволод I Ярославич (1030-1093) - князь переяславский (с 1054), черниговский (с 1077), великий князь киевский (с 1078). Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу против половцев, принимал участие в составлении Правды Ярославичей.

Святополк II Изяславич (1050-1113) - внук Ярослава Мудрого. Князь полоцкий (1069-1071), новгородский (1078-1088), туровский (1088-1093), великий князь киевский (1093-1113). Отличался лицемерием и жестокостью как по отношению к подданным, так и к близкому окружению.

Владимир II Всеволодович Мономах (1053-1125)- князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (1113-1125). . Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Был призван на княжение в Киеве во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка П. Принял меры по ограничению произвола ростовщиков и управленческого аппарата. Ему удалось добиться относительного единства Руси и прекращения усобиц. Дополнил своды законов, существовавшие до него, новыми статьями. Оставил "Поучение" своим детям, в котором призывал крепить единство Русского государства, жить в мире и согласии, избегать кровной мести

Мстислав I Владимирович (1076-1132) - сын Владимира Мономаха. Великий князь киевский (1125-1132). С 1088 г. правил в Новгороде, Ростове, Смоленске и др. Участвовал в работе Любечского, Витичевского и Долобского съездов русских князей. Принимал участие в походах против половцев. Возглавил оборону Руси от западных соседей.

Всеволод П Ольгович (?-1146) - князь черниговский (1127-1139). Великий князь киевский (1139-1146).

Изяслав II Мстиславич (ок. 1097-1154) - князь владимиро-волынский (с 1134), переяславский (с 1143), великий князь киевский (с 1146). Внук Владимира Мономаха. Участник феодальных усобиц. Сторонник независимости Русской православной церкви от византийской патриархии.

Юрий Владимирович Долгорукий (90-е гг. XI в. - 1157) - князь суздальский и великий князь киевский. Сын Владимира Мономаха. В 1125 г. перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. С начала 30-х гг. боролся за южный Переяславль и Киев. Считается основателем Москвы (1147). В 1155г. вторично овладел Киевом. Отравлен киевскими боярами.

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111-1174)-сын Юрия Долгорукого. Князь владимиро-суздальский (с 1157). Перенес столицу княжества во Владимир. В 1169 г. покорил Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Боголюбове.

Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212)- сын Юрия Долгорукого. Великий князь владимирский (с 1176). Сурово подавил боярскую оппозицию, участвовавшую в заговоре против Андрея Боголюбского. Подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. В его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла периода своего расцвета. Прозвище получил за большое количество детей (12 человек).

Роман Мстиславич (?-1205) - князь новгородский (1168-1169), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (с 1199). Сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче и на Волыни, Считался могущественнейшим правителем Руси. Убит в войне с Польшей.

Юрий Всеволодович (1188-1238) - великий князь владимирский (1212-1216 и 1218-1238). В ходе междоусобной борьбы за владимирский престол потерпел поражение в Липицкой битве в 1216г. и уступил великое княжение брату Константину. В 1221 г. заложил г. Нижний Новгород. Погиб в ходе битвы с монголо-татарами на р. Сити в 1238 г.

Даниил Романович (1201-1264) - князь галицкий (1211-1212 и с 1238) и волынский (с 1221), сын Романа Мстиславича. Объединил галицкие и волынские земли. Поощрялстроительство городов (Холм, Львов и др.), ремесла и торговлю. В 1254 г. получил от папы римского титул короля.

Ярослав III Всеволодович (1191-1246)-сын Всеволода Большое Гнездо. Княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, Новгороде. В 1236-1238 гг. княжил в Киеве. С 1238 г. - великий князь владимирский. Дважды ездил в Золотую Орду и в Монголию.

Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)

После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу: « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород. Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. (Карамзин. История государства Российского)

Причины крещения Руси

· Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам

· Стремление к укреплению государства: один монарх - одна вера

· Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образу

Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду

· Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина

· Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов

· Владимир был варягом. Его мало заботили верования народа русского

До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца

Краткая история крещения Руси

· 882 - Варяг Олег становится киевским князем. Принмает титул»Великого», объединяет славянские земли в составе государства Киевская Русь

· 912-945 - правление Игоря, сына Рюрика

· 945-969 - правление Ольги, вдовы Игоря. Укрепление государства, Приняла христианство под именем Елены

· 964-972 - Правление Святослава, сына Игоря и Ольги, продолжение строительства государства Киевская Русь

· 980-1015 - Княжение Владимира Красное Солнышко

· 980 - Религиозная реформа, создание пантеона богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)

· 987 - Боярский совет, созванный Владимиром для обсуждения принятия новой веры

· 987 - Мятеж Варды Фоки Младшего против императора Византии Василия II

· 988 - Поход Владимира в Крым, осада Корсуни (Херсонеса)

· 988 - Договор Владимира и Василия II о предоставлении помощи в подавлении восстания Варды Фоки и женитьбы Владимира на царевне Анне

· 988 - Женитьба Владимира, крещение Владимира, дружины и народа (некоторые историки указывают год крещения 987)

· 989 - Русский отряд разбил войско Варды Фоки. Взятие и присоединение к Руси Херсонеса (Корсуни)

Крещение Руси не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Полоцк был крещён около 1000 года

Последствия крещения Руси

Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество

Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси

Киевская Русь стала полностью централизованным государством

Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом

Православная церковь стала опорой власти

Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига

Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой.

Киевская Русь 9-12 вв. Первые русские князья

Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация власти в руках родоплеменной знати - таковы основные предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.
По всей видимости, роль катализатора, способствовавшего созданию государственного образования на территории Руси, сыграли выходцы из Скандинавии - варяги (норманны). Появившись в Новгороде первоначально в качестве наемной дружины местного князя, они смогли затем захватить власть. Норманнская теория. Ее сформировали немецкие ученые Шлецер, Байер, Миллер, приглашенные правительством Анны Иоанновны в 18 в.
По их мнению, в конце 9 в. на киевский престол были приглашены варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор. Шиллер писал, что до их пришествия славяне не знали никаких искусств, а жили подобно птицам и зверям, наполнявшим их леса.
В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.
Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.
Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам. (Иду на вы).
Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988 г.
Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы.
Далее знамениты Владимир Мономах, Юрий Долгорукий.