Как празднуется День Ашура? 10-й день месяца Мухаррам – день Ашура 1 октября день ашура
10) Потопление Фараона и спасение пророка Мусы (мир ему) и его народа.
11) Вознесение Исы (мир ему) на небеса
12) Назначение Великого суда на день Ашура.
Эти события привёл имам ас-Суюты (да смилуется над ним Аллах) в своих книгах. Каждый пункт имеет очень большое значение для верующего человека, в связи с чем мусульмане всего мира празднуют этот день, совершая благие деяния в знак благодарности Аллаху .
Происхождение названия дня Ашура
Одни учёные пишут, что название Ашура происходит от названия числительного «десят ь» – «ашара», т.к. он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Некоторые учёные утверждают, день Ашура назвали так потому, что Аллах наделил общину Мухаммада ﷺ десятью видами почестей:
9) Пятничным днём, и этот день господин всех дней.
10) Днём Ашура, соблюдение поста в этот день стирает грехи целого года.
В каждом из перечисленных дней и месяцев Аллах создал величие и почёт общине Мухаммада ﷺ за любое благое деяние в особом размере, увеличивая воздаяние по сравнению с обычными днями или месяцами.
Лучшее действе в день Ашура
Если сам человек не в состоянии соблюдать пост в этот день, то пусть совершит любое другое благо, хоть накормит на разговении того, кто постился в этот день, и это очень ценно.
من وسَّع على عياله يوم عاشوراء وسَّع الله عليه سائر سنته
Смысл: «Тот, кто щедр(материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы » (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим » т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.
Особенным деянием, которым Пророки и Посланники возвеличивали день Ашура, является соблюдение ими поста в этот день, как пришло нам в достоверных приданиях, это самое желательное и для нас, потому как является невидимым для глаз людей поклонением.
В предании сказано:
عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِى يَزِيدَ أَنَّهُ سَمِعَ ابْنَ عَبَّاسٍ يَقُولُ: مَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم يَتَحَرَّى صِيَامَ يَوْمٍ يَلْتَمِسُ فَضْلَهُ عَلَى غَيْرِهِ إِلاَّ هَذَا الْيَوْمَ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَشَهْرَ رَمَضَانَ
От УбайдуЛлаха, сына Абу Язида передано, что он сказал: «Я слышал, как Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан ”» (имам Муслим).
«Я слышал, как Ибн Аббас говорил, когда постился Посланник Аллаха : “Этот день (Ашура), который возвеличивают иудеи и христиане?!” Пророк ﷺ ответил: “Когда наступит следующий год, то я буду поститься девятый день тоже (вместе с Ашура) ”» (имам Муслим).
Да поможет Аллах нам в благом!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Приходится значимый в исламе – День Ашура . Наступает он с заходом солнца сегодняшнего дня (пятница, 29 сентября) и продлится ровно один день.
Слово Ашура образовано от слова «ашара», что значит «десять», так как этот день является десятым днем одного из четырех запретных месяцев в исламе - месяца Мухаррам.
День Ашура важен не только в настоящем, но и событиями, которые произошли в этот день, а их не мало и являются они свидетельством огромной милости и милосердия Всевышнего Аллаха Субхану ва Тагаля. Это – знамения для нас, повод для размышлений и выражения бескрайней благодарности Аллаху за то, что устроил все наилучшим образом.
События, которые по преданиям, произошли в день Ашура связаны с пророками (мир им) :
1. Было принято покаяние Адама (а.с.)
2. Пророк Нух (а.с.) и его последователям спасен от гибели в водах великого потопа
3. Пророк Юнус (мир ему) был вызволен из чрева кита
4. Пророки Иса и Идрис (мир им) вознеслись на небо
5. Пророк Аюба (мир ему) исцелился от болезни
6. Пророк Якуб (мир ему) встретился с сыном
7. Пророк Сулейман (мир ему) стал царем
8. Пророк Юсуф (мир ему) вышел из тюрьмы
9. Пророк Муса (мир ему) спасен от преследователей фараона
Кроме того, важно, что в этот день произошло сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека Адама. Конец света также наступит в этот день .
Также как и в любой другой день, в этот благословенный день сердце верующего должно устремиться к благому в поклонении (усердствовать в поклонении), в своем нраве, отношениях с людьми, и избеганию запретного, воздержанию от грехов, совершению покаяния. Важно совершать дуа с искренним сердцем и просить Всевышнего о сокровенном, спасении от Ада, обретения Его довольства и счастья в обоих мирах.
Какое особое поклонение можно совершить в День Ашура?
В этот день следует соблюдать пост , но важным моментом является то, что наряду с днем Ашура пост должен соблюдаться за день до этого или день после этого .
В хадисе сказано: «Когда Посланник Аллах (мир ему) прибыл в Медину, нашел иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): «Это великий день, в котором спасся Муса (мир ему) и Его народ от Фараона, поэтому Муса (мир ему) соблюдал пост и мы постимся в знак благодарности Аллаху». Тогда Пророк (мир ему) сказал: «Мы (мусульмане) более достойны поститься из почтения к Пророку Мусе (мир ему) в знак благодарности Аллаху »,– и повелел соблюдать пост в этот день» (Муслим). С этого дня, по милости Аллаха пост в День Ашура стал сунной для мусульман.
Ибн Аббас (р.а.) говорил: «Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан » (Имам Муслим).
О достоинстве поста в день Ашура сказано в хадисе: «Он служит искуплением грехов прошедшего года » (Муслим).
Какую-то часть ночи этого дня желательно провести в поклонении, совершать тахаджуд намаз . В хадисе сказано: «Лучший месяц для поста после месяца Рамадан – месяц Мухаррам – и лучший намаз после обязательных намазов и намаза, совершенного в глубине ночи, т.е. тахаджуд намаза, – намаз совершаемый в день Ашура» (Муслим).
В этот день также следует давать садака своим близким. Как сказано в хадисе: «Тот, кто щедр к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы » (аль-Хайсами).
Есть особенно благословенные дни и ночи, месяцы и периоды, которые дарованы нам в награду и являются огромной милостью Аллаха. В эти моменты расстояние между Творцом и его творениями сокращается, двери милости Аллаха открываются, дуа принимаются, грехи прощаются, если верующий, с искренним сердцем отнесется к этому дару от Аллаха с особым трепетом и усердием ради Его довольства. Аллах Всевышний даровал нам еще одни такой прекрасный день, и упускать его, или обрести его достоинства зависит только от человека…
Благословенного Дня Ашура!
Само название "Ашура" происходит от арабского слова ашара, что означает "десять". В 2019 году по григорианскому календарю он приходится на 9 сентября.
Согласно Корану, на этот день приходится сотворение небес и первого человека на земле. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. А еще в этот день поминают посланников и пророков.
Мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты по-разному отмечают десятый день месяца мухаррам.
Сотворение небес
Согласно Корану, на этот день приходятся сотворение небес, земли, ангелов, первого человека — Адама, который являлся и первым пророком. В этот же день Всевышний также принял покаяние Адама.
В День Ашура Аллах повелел Ибрахиму принести в жертву своего сына Исмаиля, и вознес пророка Ису на небеса.
Этот день является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ной) — Аллах даровал Нуху и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах великого потопа.
Нух и находившиеся с ним во время великого потопа мусульмане ступили на землю в День Ашура.
В День Ашура Аллах даровал спасение и другому своему великому пророку и его общине — пророку Мусе (Моисей), от фараона, правителя Египта.
День Ашура имеет большое историческое значение и для общины пророка Мухаммада. Десятого числа месяца Мухаррам, в четвертом году Хиджры, должно было произойти сражение, называемое Зат Ар-рика, но оно не состоялось, потому что враг убежал с поля боя, бросив имущество и семьи.
Мусульмане считают, что Всевышний оградил своего пророка и его последователей от вреда неверующих.
Соблюдать пост в день Ашура начал еще пророк Мухаммед после переезда из Мекки в Медину в 622 году.
Но, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.
Шахсей-вахсей
У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али, который в этот день пал смертью шахида — борца за веру.
Чтобы избежать междоусобного раздора, Хасан, старший внук Пророка, заключил соглашение с халифом (верховным правителем) Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа.
Однако, Язид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе имама Хусейна, младшего брата Хасана. Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и, приступил к его осуществлению, когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками.
Язид и его 30-ти тысячное войско окружили Хусейна и его сподвижников недалеко от реки Ефрат. Битва, исход которой был предрешен, началась десятого месяца мухаррам. Самому имаму Хусейну нанесли 29 колотых и 27 резаных ран, а потом отрубили голову.
С тех пор шииты первые десять дней месяца оплакивают мученическую смерть Хусейна, соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама.
На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления — траур, поминки, оплакивание и так далее. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.
По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: "Шах Хусейн, вах, Хусейн!" (отсюда произошло европейское название этого обычая — "шахсей-вахсей").
Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в День Ашуры для них не являются обязательными.
Традиции
В День Ашура, а также в девятого и одиннадцатого числа месяца мухаррам желательно соблюдать пост и раздавать милостыню.
Согласно одному из хадисов, пост в День Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяния (садака) в День Ашура Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной в гору Ухуд.
Так что, в День Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран и совершают другие богоугодные дела.
Пост соблюдается только до вечера, а с заходом солнца начинается праздничная трапеза. На стол обязательно ставят ашуре — подобие пудинга из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов.
Вообще в этот день нужно приготовить что-нибудь из гороха и сухофруктов, так как эти продукты символизируют изобилие.
Ашуре — главное блюдо первого месяца мусульманского года, в магазинах даже продаются специальные наборы для приготовления этого пудинга. А день Ашура его принято раздавать бедным.
Кроме традиционного ашуре, на стол подают блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Для детей делают сладкие печенья — чареки — и готовят шербет.
Материал подготовлен на основе открытых источников .
Муха́ррам, мухаррем (مُحَرَّم - араб. "заповедный", "священный") - название первого месяца мусульманского лунного календаря (хиджры). Первые 10 дней мухаррама - дни траура у шиитов, посвящены памяти великомученика Хусейна .
Месяц Мухаррам
В доисламской Аравии этот месяц был особенно почитаем, наряду с месяцами Раджаб, Зулькада и Зульхиджа. Это были так называемые "запретные" месяцы, в которые не допускалось ведение войны и кровопролитие вокруг Каабы .
Самым почитаемым днем месяца мухаррам считается десятый день или День Ашура, который отмечается как мусульманами-шиитами , так и суннитами .
Другие дни месяца мухаррам также отмечены знаменательными событиями:
Ашура
Десятый день месяца мухаррам называется Ашура (عاشوراء араб.) - букв. "десятый день". На день Ашура приходится кульминация шиитской траурной церемоний и поминовения имама Хусейна, а сунниты празднуют победу Мусы над войском египетского фараона.
В этот же день произошел целый ряд других примечательных событий. Например, корабль пророка Нуха причалил к горе Джуди, спасся брошенный в огонь пророк Ибрахим, после долгой разлуки пророк Йакуб встретился со своим сыном Йусуфом, пророк Мухаммад прибыл в Медину .
День Ашура отмечает также трагические события 10 октября 61 г.х. (680), когда в битве у города Кербела в столкновении с халифскими войсками под командованием Умара ибн Саада погибли внук пророка Мухаммада имам Хусейн ибн Али, его брат Аббас, их родственники и 70 их сподвижников . Причиной битвы послужил отказ имама Хусейна признать халифом Язида I (645-683), которому власть передал его отец и основатель Омейядской династии халифа Муавийя (603-680) .
Битва при Кербеле оказалась поворотным пунктом разделения шиитской и суннитской ветвей ислама .
Шахсей-вахсей
В связи с этим шииты ежегодно справляют в первые десять дней Мухаррама траур по убитому и обезглавленному Хусейну, которого они считают своим третьим непогрешимым имамом. Кульминация траурных мероприятий приходится на день Ашура.
В память о мученической смерти Хусейна в шиитских общинах принято проводить ряд траурных церемоний. В их число входят мемориальные службы (маджалис аль-тазия); посещение гробницы Хусейна в Кербеле, в особенности в день Ашура и в 40-й день поминок после Ашуры (зиярат аль-арбаин), религиозные церемонии оплакивания (аль-мавакиб аль-Хусейния), театрализованные представления битвы при Кербеле (шабих), самобичевания (татбир) .
В память о невинной крови имама участники церемония татбир совершают самоистязания, бьют себя кулаками в грудь, наносят себе удары цепями по спине или мечом (тальвар) по голове, что приводит к истечению крови . Самобичевание сопровождается возгласами: "Шах Хусейн! Вах, Хусейн!" (Царь Хусейн ! О , Хусейн !), откуда происходит название церемонии - Шахсе́й-вахсе́й .
Кровавой практики самобичевания придерживаются шииты-традиционалисты. В результате в дни Ашуры больницы Кербелы ежедневно принимают несколько сотен человек, страдающих от сильного кровотечения . Более прогрессивной формой татбира является донорство крови .
В 2017 году Совет кадиев Управления мусульман Кавказа призвал к донорству крови вместо самобичевания. В Баку на этот призыв отозвались как минимум 2500 человек .
В дни Ашуры шииты не постятся - это запрещено хадисами. В исламе пост - это акт выражения благодарности Аллаху. Наоборот, в эти дни в мечетях организуются благотворительные обеды или ужины (назри), а прихожане жертвуют продукты и сладости.
День Ашура для суннитов
Если для мусульман-шиитов Ашура - это день скорби, то для суннитов Ашура - это праздничный день, который связан с памятью о дарованной Аллахом победе Мусе (Моисею) и сынам Израиля над войском египетского Фараона.
По этой причине в день Ашура мусульмане-сунниты постятся. История этого поста восходит к началу мединского периода в жизни пророка Мухаммада. Согласно хадисам из сборника Бухари, когда пророк Мухаммад переехал в Медину, он обнаружил, что для иудеев день Ашура был днем поста (день очищения от грехов - Левит 16:29). Когда пророк поинтересовался причиной этого, ему сказали, что в этот день Аллах спас пророка Мусу и сынов Израиля от войска египетского Фараона, и, в знак благодарности, Муса начал держать пост. На это Мухаммад ответил, что мусульмане ближе к традиции Мусы, чем иудеи и начал поститься, приказав делать это и своим подвижникам .
Поскольку известно, что древние арабы в день Ашура также соблюдали пост, эта традиция в своих истоках считается общесемитской. В одном из хадисов , переданных Аишой, упоминается о том, что сам пророк Мухаммад еще находясь в Мекке, наряду с другими курайшитами также держал пост в день Ашура, а после переезда в Медину он продолжил эту традицию.
Пост, который мусульмане могут соблюдать 10 мухаррама является желательным, но не обязательным . Такого мнения, в частности, придерживался суннитский богослов Абу Ханифа (699-767): "Пост в день Ашура. Это десятый день месяца мухаррам. Желательно вместе с этим днем поститься и одиннадцатого, если не постился девятого числа" . После того, как обязательным постом был объявлен пост в месяц Рамадан, обязательность поста в месяце мухаррам была отменена.
Согласно Сунне пророка, для того, чтобы отличаться от иудеев, лучше держать пост месяца мухаррам на протяжении 2 дней (в 9-й и 10-й, либо в 10-й и 11-й дни) .
Календарь
- 1 мухаррам 1439 г. х. - 21 сентября 2017 года
- 1 мухаррам 1440 г. х. - 11 сентября 2018 года
- 1 мухаррам 1441 г. х. - 31 августа 2019 года
Ашура:
- 30 сентября 2017 года
- 20 сентября 2018 года
- 9 сентября 2019 года
Примечания:
- Madelung W. Ḥosayn b. ʿAli // Encyclopaedia Iranica.
- Резван Е.А. ал-Кибла // Ислам: энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М.Прозоров. - М.: Наука, 1991. С. 137.
- Али-заде А.А. Али Зайн аль-Абидин // Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007.
- Abou-Samra, S. Islamic Beliefs, Practices, and Cultures. New York, 2011. P. 152.
- Кербела - город в современном Ираке, в 100 км к юго-западу от Багдада. В этом священном для шиитов городе находится святилище имама Хусейна - мечеть и место его погребения.
- В живых остался сын Хусейна - Зейн аль-Абидин (658-712), а также женщины и малолетние дети, которых отправили в Дамаск. В 682 году халиф Язид отпустил их всех на свободу, позволив вернуться в Мекку.
- Madelung W. Ḥosayn b. ʿAli // Encyclopaedia Iranica; А ли-заде А.А. Мухаррам // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.
- Riess J. The Martyrs of Karbala: Shi"i Symbols and Rituals in Modern Iran // Publishers Weekly, 11.15.2004.
- Nakash Y. The Shi"is of Iraq. Princeton & Oxford, 2003. P. 142; P. 77-78; Weiss M. In the Shadow of Sectarianism. Law, Shi"is and the making of modern Lebanon. Cambridge (Mass.), London, 2010. P. 33 .
- Nakash Y. An Attempt To Trace the Origin of the Rituals of Āshurā¸ // Die Welt des Islams, 33 (2), 1993. S. 161–181.
- Кушев В.В. Ашура // Ислам: энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М.Прозоров. М.: Наука, 1991.
- Иракских шиитов призвали отказаться от самоистязания // Корреспондент.net, 10.01.2011.
- Mervin S. "Ashura": Some Remarks on Ritual Practices in Different Shiite Communities (Lebanon and Syria) // The Other Shiites: From the Mediterranean to Central Asia. A. Monsutti, S. Naef, F. Sabahi. Bern, Berlin, N.Y., Oxford, 2007. P. 146.; Шииты Азербайджана в День Ашура провели акции по сдаче крови // Кавказский узел, 13.10.2016.
- Сахих аль-Бухари. Кн. 31, хадис 222; Кн. 55, хадис 609; Кн. 58, хадис 279; Сахих Муслима. Кн. 6, хадис 2518, 2519, 2520; Katz M.H. The Birth of The Prophet Muhammad: Devotional Piety in Sunni Islam. London: Routledge, 2007. P. 113-115.
- Сахих Муслима. Кн. 6, хадис 2499.
- Виды постов по мазхабу имама Абу-Ханифы // Islam.ru.
- Али-заде А.А. Мухаррам // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.