В чем помогает молитва перед иконой георгия победоносца. Икона георгия победоносца в чем помогает молитва




Житие святого Георгия Победоносца

В изложении истории жития святого великомученика Георгия в различных христианских конфессиях за давностью лет имеются некоторые разночтения. Нам, конечно, уместно принимать жизнеописание, которое существует в Русском Православии, где святой Георгий Победоносец, на Руси – Юрий или Егорий, поражающий змия, изображался на воинских хоругвях, его изображения чеканили на монетах и печатях великих русских князей, каждый из которых от рождения воспитывался как будущий полководец. Среди простого народа святой великомученик Георгий почитался как покровитель труда земледельцев и скотоводов.

Со временем его изображение как всадника на коне, поражающего змия, приобрело и священный символический смысл – в образе змия святой поражает врага рода человеческого.

По преданию, святой великомученик Георгий Победоносец был родом из города Белит (ныне Бейрут – столица современной Сирии), Малая Азия. Его родители были благочестивыми христианами и так же воспитывали своего сына. Отец пострадал за Христа, поскольку в это время правил император Диоклетиан, известный как один из самых жестоких и беспощадных гонителей христиан. Мать, спасаясь от гонений, будучи уроженкой Палестины и обладая там имением, забрала сына и вернулась на родину. Там она продолжала растить мальчика, уча его следовать христианским добродетелям, однако скрывая следование Христовой вере, чтобы избежать гонений.

Ставшему юношей Георгию ничего не оставалось, как поступить на службу в римское войско, где за его храбрость в военных сражениях, доблесть, отличные физические данные он был отмечен императором и принят в состав его личной стражи в звании комита – на латыни так назывались старшие военачальники.

Усиливая гонения на исповедовавших Христа, Диоклетиан издал указ о всяческом и всемерном истреблении христиан в случае их отказа принять языческую веру и пообещал помощь и поощрение тем, кто начнет неуклонно следовать его указу. Когда святой Георгий узнал об указе, то раздал что имел, распустил рабов и пришел в Сенат. Там он в присутствии всех объявил о своем несогласии с требованиями императора, во всеуслышание сообщил, что он – христианин, и предстал перед сенаторами, чтобы свидетельствовать об Истине. Тогда один из сенаторов задал ему вопрос, который когда-то Пилат задал Христу, – он спросил: а что есть Истина? На это святой Георгий ответил, что Истина, гонимая римскими язычниками, – это сам Христос.
Диоклетиан очень высоко ценил воина Георгия, не хотел терять такого военачальника и пытался урезонить его, призывая не погубить всего, что достиг молодой человек, – по преданию, святому Георгию было тогда не более 30 лет. Он уговаривал его оставить Христову веру, принести жертву языческим богам и тем спасти свою жизнь. Но святой оставался непреклонен.

Разгневанный император повелел отправить святого Георгия в темницу и посадить в колодки, но когда того стали подталкивать в спину копьями, то металл их стал мягким, копья начали гнуться, не причиняя святому ущерба.

Известно, что римляне-язычники были жестоким народом: все сословия получали немалое удовольствие от лицезрения смертельных гладиаторских боев, схваток рабов с дикими зверями и так далее. В изобретении же пыток им просто не было равных. Семь дней подряд император и его сенаторы изощрялись в изобретении самых разных мучений для святого Георгия, но каждый раз святому являлся Ангел Господень в виде ясноликого юноши, возлагал на него руку, и великомученик становился невредимым – к великому изумлению его мучителей.

Видя эти чудесные явления, язычники, которые наблюдали за происходящим, начинали испытывать колебания в язычестве, а некоторые даже склонялись на сторону Христовой веры. Два сенатора, Анатолий и Протолеон, до того тайно исповедовавшие веру в Господа Иисуса Христа, открыто заявили о ней, но тут же были казнены.

Царица Александра также пожелала принять христианство, но один сенатор, понимая, чем это грозит ей, не дал царице провозгласить ее желание вслух и быстро увел из капища, где происходило судилище, во дворец.

А истязания продолжались, но Бог каждый раз посылал Ангела исцелить раны святого, и он оказывался невредим. Упорствуя в своем неверии, несмотря на то, что на все вопросы о якобы колдовской силе, которая помогает святому, и ответы Георгия, что нет тут волшебства, а только одна спасительная вера в Животворящую Волю Христа, ожесточенный неудачей Диоклетиан велел волхву по имени Афанасий приготовить два зелья. Одно – сильнейший яд. Другое – снадобье, которое должно было сделать святого Георгия покорным. Но и это не помогло.

Император настаивал, что исцеления святого после мучений – плод владения им особым волшебством, тот же отвечал, что тело его в самом деле страдает, но каждый раз мученика исцеляют вера в дела Христовы, молитвы Ему. Когда же император спросил у святого Георгия, каковы же дела Христовы, он ответил ему, что дела Его – просвещение слепых, очищение прокаженных, избавление от хромоты, возвращение слуха глухим, изгнание бесов и воскрешение умерших. Император не понял, конечно, что не только о буквальном, физическом излечении тел говорил святой, но и об исцелении слепых, глухих, прокаженных духовно, одержимых языческими идолами и мертвых для веры Истинной душ говорил мученик за Христа.

Однако никогда никакими языческими обрядами не удавалось воскресить мертвого, и император потребовал в доказательство слов святого, чтобы он совершил это чудо. Святой Георгий отвечал, что император пытается искусить его, но раз это нужно для свидетельства веры в Бога Единого перед теми, кто это чудо увидит, воскрешение будет сотворено, но не волшебством, а верой в Господа Всемогущего. И когда его подвели к могиле, святой Георгий обратился к Господу с просьбой вывести мертвого из гробницы. И тут случилось землетрясение на этом месте, гробница открылась, и мертвый восстал. Все видевшие это зарыдали и, прославляя Бога Истинного, признали веру Его, а волхв Афанасий, упав к ногам святого Георгия, также признал Христа своим Богом и просил о прощении прегрешений, совершенных им по неведению.

Диоклетиану было мало и этого: он тут же приказал казнить Афанасия, а святого Георгия снова отправить в темницу. Однако все чудеса, творимые великомучеником по воле и милости Господней, стали известны многим. Люди тайно проходили в темницу и просили у святого именем Господним об исцелении от недугов, о помощи в других делах.

Покровителем скотоводов святой Георгий считается после чудесного события, когда пришел к нему некто Гликерий, бедный земледелец, и рассказал, что у него пал единственный вол, на котором он возделывал свой надел – единственное средство к существованию. Когда Гликерий нашел дома вола ожившим, то пошел по городу, прославляя Христа. Тут его, конечно, схватили, и он разделил участь всех, кто осмелился на открытое свидетельство о Боге Истинном.

Число христиан множилось. Ослепший в гневе и упорстве Диоклетиан решил еще раз – последний – попытаться заставить святого Георгия принести языческую жертву, назначив местом жертвоприношения капище Аполлона. Накануне, предчувствуя, что завтрашний день станет последним его днем на земле, святой великомученик Георгий усиленно молился. А когда утомился и задремал, то в видении явился ему Сам Господь, обнял и поцеловал. Далее Господь возложил на голову святого венец и повелел ему ничего не бояться, дерзать, и тогда вскоре он сподобится узреть Царствие Небесное.

Утром, когда святого Георгия вновь привели на суд к Диоклетиану, император решил испытать святого властью – предложил ему стать соправителем. Святой Георгий сделал вид, что соглашается, сказав, что не надо было мучить его столько, а сразу объявить свой милостивый замысел, но про себя полагал еще раз показать народу, пока пребывавшему в язычестве, каковы настоящие лики его ложных богов.

В капище Аполлона собралось множество народа – и неприятно удивленные таким решением святого обращенные христиане, и готовые возликовать язычники. Но святой Георгий, подойдя к статуе Аполлона и осенив себя крестным знамением, обратился к нему как к живому существу и спросил, готов ли идол принять от святого жертву как Бог. И тот, кто жил в этом идоле, закричал человеческим голосом, что он – не Бог, и никто из сонма, к которому он принадлежит, – не Бог. Затем он признал, что весь римский пантеон языческих божеств – ангелы-отступники, падшие ангелы, призванные смущать людские души, завистники ангелов, которые служат истинному Богу.

Тогда святой великомученик снова спросил, как же они смеют находиться перед ним, служителем Бога Истинного? И тут раздался шум, рыдания, и идолы, находившиеся в капище, обрушились. Поднялось невероятное смятение – кто-то бросился к выходу, кто-то пал на колени, исповедуя Бога Истинного, а жрецы и некоторые закоснелые язычники из народа кинулись на святого с побоями, требуя немедленной казни.
Нам известно, что уже однажды царица Александра, супруга Диоклетиана, порывалась объявить о своем признании себя как христианки, но в первый раз ей не дали это сделать. Теперь, явившись на великий шум и узнав, что произошло, она пробиралась сквозь смятенное сборище и кричала, просила, чтобы Бог Георгия помог и ей, как Единый и Всемогущий Господь. Пробившись к святому, она пала к его ногам и во всеуслышание славила Христово имя.

Обезумевший от гнева император Диоклетиан тут же объявил о немедленной казни святого Георгия и царицы Александры, впоследствии причисленной к лику святых в мученическом чине святой Александры Римской, которая безропотно последовала за святым. По дороге царица от переживаний и усталости потеряла сознание и упала. Обморок был столь глубоким, что все решили, что она умерла, и святой Георгий возблагодарил Господа за то, что Александра избежала насильственной казни. Однако это было не так. Придя в себя, она сумела укрыться вместе с дочерью, святой Валерией, воспитанной ею в христианской вере. Но святой венец мучениц был уготован им обеим в самом конце эпохи язычества – в 314 году при императоре Ликинии.

Перед казнью святой Георгий молился о том, чтобы Господь простил его многодневных палачей, ибо они не ведали, что творили, наставил их на путь Истинной веры, и мужественно, без колебаний склонил голову под меч. Дата этого события известна – по старому стилю 23 апреля 303 года. Так святой Георгий начал свой путь в Вечной жизни Победоносцем, презревшим смерть во имя Бога и сокрушившим идолов, заставив их Божьей волей и своей верой в Него открыть прилюдно свою истинную сущность. Так он сокрушил в душах многих язычников идольскую веру, обращая их в спасительную веру в Животворящего Христа.

Окончание правления Диоклетиана ознаменовалось окончанием многих веков язычества. Примерно через десятилетие святой равноапостольный император Константин Великий , начертав по воле Божией на своих воинских знаменах Крест Его и девиз: «Так победишь», начнет свои сражения с другими императорами-язычниками и окончательно объединит Рим и Византию в христианской вере. Античные религии многих богов станут не более чем данью исторической памяти, а мифология античности – источником творческих усилий мастеров живописи, но уже только в Ренессансе, то есть спустя почти тысячу лет.

Какое чудо произошло

Читая Житие святого Георгия, мы видим, сколькими чудесами прославлен был святой Георгий Победоносец при жизни, отчего сподобился венца страстотерпца за Христа и веру Истинную. Самое известное чудо, которое повлекло за собой написание иконы на этот сюжет, было чудо святого Георгия Победоносца о змие.


иконописец Юрий Кузнецов
По древнему преданию, в давние времена в Сирии было озеро, превратившееся в трясину, где поселился змий, который ежедневно выходил и пожирал жителей близлежащего города. Никто не мог справиться с этим чудищем. Избежать этой участи было невозможно, поэтому, по согласию с горожанами, был установлен черед – кому отправляться на съедение твари. Настал час, когда на съедение надо было отправляться и дочери правителя города. Царь был готов расстаться с ней, раз сам установил этот порядок, но просил горожан за великую мзду принять на себя ее участь, однако согласных не оказалось. Надо сказать, что в этом месте не было тех, кто следовал бы христианской вере, и когда весь город сошелся, чтобы оплакивать девушку, милосердный Бог избрал ее для свидетельства Божьего могущества через святого Георгия.

В то время святой Георгий шел в свое отечество – Каппадокию. Когда он остановился напоить коня, то увидел плачущую девушку и спросил, о чем она плачет. Она ответила, что рассказ об этом слишком долог, и лучше ей не отвечать. Но Георгий настаивал, говоря, что скорее умрет, чем оставит ее в таких безутешных слезах. Тогда девушка рассказала ему о том ужасе, который преследовал уже давно жителей этого города, и посоветовала, чтобы он скорее уходил из этого проклятого места.

Святой Георгий, дослушав историю до конца, ответил ей, чтобы она успокоилась, ибо теперь страшиться нечего ни ей, ни горожанам. Он обратился во весь голос к Богу Всемогущему с горячей молитвой о том, чтобы Он волею Своей явил ему милость повергнуть чудище. Затем же люди узнают о Его мощи и что святой Георгий – Его служитель везде. Тут же в ответ услышал голос с неба, говорящий, что молитва святого дошла до Господа и чтоб святой Георгий без страха делал задуманное.

В тот же миг девушка услышала приближение чудища и в ужасе закричала, чтобы святой скорее уходил. Но он ринулся с копьем навстречу змию, с упованием на Господа, прося Его, чтобы змий пал живьем и через это чудо неверующие уверовали во Христа. Так и случилось, и змий пал живым, но обессиленным к ногам святого. Затем святой Георгий повелел девушке снять с себя пояс, а с его коня поводья, связал змия и привел в город.

При виде змия горожане были готовы в панике бежать, но святой Георгий крикнул, чтобы они не боялись, а только увидели могущество и славу Господа и уверовали, и тогда святой сумеет навсегда погубить змия. Все вместе с ним воскликнули: «Веруем в Отца, Сына и Святого Духа, в единосущную и нераздельную Троицу!» Тогда святой пронзил змия копьем (в иных сказаниях – убил мечом) и вернул царю его дочь.

И сегодня его имя связано с чудесами, происходящими по искренним молитвам к нему.

Приведем один пример, связанный с личными воспоминаниями автора: у одной женщины, Марины С., сын служил первые полгода в «учебке» в Краснодаре, где есть храм Святого Георгия Победоносца. Приехав к сыну, который должен был скоро следовать к месту срочной службы, она узнала, что ее сын, за успехи достигший звания младшего сержанта, должен был отправиться в один из штабов в Чечне для участия в Чеченской войне. Штаб – штабом, но война есть война. И в материнском сердце любой воин – это только ее сын, дорогой мальчик всего восемнадцати лет отроду.

В отчаянии и ужасе за судьбу сына мать кинулась в большой храм темно-красного кирпича. Она его уже заметила, въезжая на автобусе на улицу незнакомого города, на которой располагалась часть, где служил сын. Поскольку она не могла переодеться в юбку – в дороге из другого места России была в брюках, что не положено при посещении женщиной церкви, то, уважая веру и традицию, она встала у входной двери, передав деньги на свечи с просьбой поставить их к иконе Богородицы и Святого Георгия. Однако к ней скоро подошла женщина из прихожанок, кто часто приходит приглядывать за храмом, убирает после служб погасшие свечи и пр., и спросила, отчего она так бледна и плачет. Женщина рассказала ей о возможной участи сына. Тогда прихожанка посоветовала ей заказать молебен с водосвятием святому Георгию, которому посвящен храм. У женщины было где остановиться в Краснодаре. Наутро, одевшись как положено, пока сын, отпущенный по случаю приезда матери в увольнение, спал, она пришла в храм, отстояла и литургию, и молебен. Проведя отпущенный на увольнение день с сыном, она уехала домой.

Затем, спустя некоторое время, из письма от юноши женщина узнала, что в места военных действий его все-таки не пошлют, а назначат в часть, расположенную поблизости от тех мест, откуда он родом – в Подмосковье. Тогда она вознесла горячую благодарственную молитву Богу и, конечно, святому Георгию Победоносцу.

Значение иконы

Святой великомученик Георгий Победоносец, многократно изображаемый на хоругвях доблестного русского воинства, на монетах великих князей и их именных печатях, – один из величайших символов русской державной славы и воинской доблести России. Его икона – память о прославлении его имени во многих исторических событиях, связанных с русской государственностью.

Князь Ярослав Мудрый, в крещении – Георгий, приложил многие усилия для почитания имени святого в Русской Православной Церкви. Его трудами основаны город Юрьев (ныне Тарту, Эстония), монастыри в честь святого Георгия в Новгороде и Киеве, где им был воздвигнут и освящен святителем Илларионом, митрополитом Киевским и всея Руси в 1051 году храм Святого великомученика Георгия. Орден Святого Георгия – Георгиевский крест – стал одной из самых славных высоких наград в российском государстве.

Юрий (Георгий) Долгорукий основал столицу нашей Родины – Москву. Святой великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович – в народной памяти Егорий Храбрый – стал во главе войск на борьбу с золотоордынскими захватчиками. Сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского князь Юрий Данилович стал первым князем во времена собирания вокруг Москвы всех русских земель. Именно в это время изображение святого Георгия Победоносца как святого всадника, пронзающего копьем змия, появляется в геральдике Москвы и Руси в целом – на гербах, знаменах. Поскольку этот образ был почитаем во многих христианских государствах, то появление его, помимо самой прославленной во многих местах иконы, в геральдике Руси укрепило связи государства с другими христианскими странами. Одной из них была Грузия – Иверия, где имя святого Георгия было первым среди святых после Богородицы. Может, поэтому сегодняшние политические разногласия между Россией и Грузией отзываются в сердцах русских и грузинских православных христиан искренней болью.

Святой Георгий известен во всём мире. Обычно его представляют в образе воина, который сидит верхом на коне и поражает копьём огромного змея или дракона. Это святой воин глубоко почитаем не только в Русской православной церкви, ему молятся представители западных христианских направлений – протестанты и католики. Хорошо известен и любим этот святой воин в Грузии и Великобритании.

Житие Святого Георгия Победоносца

Георгий жил в III веке, когда Израиль считался одной из римских провинций. Родился святой воин в городе Лидде, находившемся на территории Палестины. Точная его дата на сегодняшний день неизвестна.

Воспитан был отрок в христианской вере. Отец его был казнён за исповедническую деятельность. Молодой человек отличался атлетическим сложением и внешней красотой. В воинской службе он отличался мужеством и героизмом. Эти качества позволили ему добиться высокого положения в войсках Римской империи.

Последование христианской вере

Узнав о гонениях, которым подвергались тогда христиане, доблестный полководец поспешил на собрание язычников, где вовсю шло обсуждение возможности полного уничтожения приверженцев Христа. Георгий не боялся никого кроме Бога и обрушился с обвинительными речами на присутствующих в собрании.

Император Диоклетиан и его подданные просто онемели от подобной дерзости. Однако император ценил качества своего военачальника и посоветовал ему принести богам щедрые жертвы. Взамен он сулил Георгию ещё больше воинских почестей и богатств. В ответ воин заявил, что желает лишь одного – донести истинное Слово Божие до каждого человека.

Истязания мученика

Разгневанный император приказал изгнать военачальника и поместить его в темницу. С этой поры для Георгия началась пора жестоких мучений , которые и послужили сюжетом для иконы великомученика.

  1. Мучители связали Георгия и положили ему на грудь тяжёлый валун. Однако же он лишь продолжал благодарить Бога.
  2. На следующий день по приказу императора воин был прикован к колесу и его пытали до тех пор, пока он не потерял сознание. Диоклетиан, сочтя мученика умершим, велел отвязать его и стал насмехаться над Богом. Однако рядом с воином появился ангел, принявший образ юноши. После этого мученик Георгий сам сошёл с пыточного колеса и оказался совершенно здоров.
  3. Георгия засыпали на трое суток известью, но и после этого он остался невредимым и возносил хвалу господу. Его вели к темнице в железных сапогах, но к утру его ноги вновь были совершенно здоровы.
  4. Взбешённый император отдал приказ бить мученика плетьми, пока у того плоть не начнёт прилипать к земле, но и после этого он был исцелён с помощью Благодати Божией.
  5. Сочтя чудесные исцеления пленника колдовством, к нему привели истинного колдуна и даже заставили Георгия впить чашу магического зелья. Но и после принятой чаши с ядом мученик становился невредим.
  6. Мучители Георгия предложили ему оживить мертвеца, заявив, что в этом случае они уверуют во Христа. По молитве мученика через некоторое время раздался гром и восстал мёртвый. Однако на это император заявил, что Георгий - колдун. И воскресшего и раскаявшегося колдуна Диоклетиан приказал умертвить.

После этого Георгия вернули в темницу, но и там он продолжал молиться, возносить хвалы господу и вершить чудеса, исцеляя больных и страждущих. Даже супруга императора Диоклетиана уверовала в силу Христа и припала к стопам святого мученика. За это император приговорил к смертной казни их обоих. Но императрица скончалась ещё до казни.

А мученик Георгий добровольно преклонил голову и отдал свою жизнь за Христа. Именно эти события жизни святого изображаются обычно на житийных Именно поэтому так важно знать все предания, посвящённые судьбе этого святого.

История иконы Георгия Победоносца

По неиссякаемой милости Господа святой великомученик Георгий Победоносец продолжал творить чудеса и поле своей трагической кончины. Именно здесь и берёт своё начало история наиболее известной иконы Георгия Победоносца.

Согласно сказанию, в Палестине, на дне одного из глубоких озёр жило чудище, которое постоянно поедало жителей города. По приказанию царя люди регулярно отдавали в жертву змею своих детей. И вот пришёл день, когда отдать в жертву должны были дочь самого царя.

Юная царевна, роскошно одетая, со слезами направлялась к озеру. На пути ей встретился молодой воин, который спросил о причине её слёз. Услышав о печальной участи, которая уготована была девушке, святой воин поспешил ей на помощь. После вознесённой Богу молитвы он направил своё копье на змея и ударил его. Конь Георгия стал топтать змея копытами. Воину удалось усмирить змея и привести его связанного в город. Узнав о том, какая сила помогла воину победить змея, многие люди в городе уверовали во Христа. Большинство граждан города во главе с самим царём приняли после этого крещение. Змей был убит и сожжён.

За многие века почитания Святого Георгия Победоносца ему были посвящены самые разнообразные иконы:

  1. В России наиболее известной и почитаемой стала икона, на которой святой изображён верхом на коне .
  2. Известны также образы без змея.
  3. Наиболее часто можно встретить икону святого-змееборца – «Чудо о змие» .
  4. Ещё одни вариант иконографии – это чудо со спасённым отроком .

Иконографический образ Георгия Победоносца помимо буквального напоминания о совершенном чуде может иметь и символическое значение . Под образом царевны можно понимать Церковь, а под образом змея – враждебные христианству языческие течения. Ещё одни смысл этой иконы – это победа, одержанная над змеем-искусителем, который в раю соблазнил первых людей.

В России наиболее почитаем иконографический образ, на котором святой Георгий Победоносец поражает змея. Однако этот образ далеко не единственный в православной русской иконографии.

  1. Наиболее распространёнными считаются иконы с изображением Георгия – воина .
  2. Существует также и образ мученика - в руке святой держит крест и одет в хитон и плащ – такая одежда была традиционной для всех, кто страдал за христианскую веру. На голове мученика изображён венок.
  3. Внешне Георгий выглядит кудрявым безбородым юношей с длинными вьющимися волосами.
  4. Византийская иконографическая традиция представляла Георгия с другими чертами лица.

Начиная с VI века изображения святого Георгия можно встретить рядом с изображениями Дмитрия Солунского, Федора Тирона и других святых. Всех их объединяет тот факт, что они несли при жизни воинскую службу и приняли мученическую кончину за христианскую веру. Очень часто иконописцы запечатлевают на одном образе Дмитрия Солунского и Георгия. Возможно причиной тому некоторое внешнее сходство у этих святых.

Российские иконы Георгия

В России особое почитание святого воина Георгия началось с правления великого князя Ярослава, который в крещении принял это имя. Подобно императорам Византии, Ярослав стал чеканить изображение своего святого покровителя на монетах и печатях. Наиболее ранней российской иконой Георгия Победоносца считается икона, написанная в 11 веке и хранящаяся сегодня в Кремле. На иконе воин изображён по пояс и держит в левой руке меч, а в правой копье.

В начале XII века была написана большая икона для Георгиевского собора в Новгороде. Размеры этой иконы составляют 1,5 на 2,5 метра. Помимо меча и копья, у святого имеется щит. На голове его водружён золотой венец. Сюжет о змееборце на этой иконе не раскрыт.

В московских храмах традиционно чаще встречается святой в хитоне мученика в паре с другим святым - Дмитрием Солунским. Оба эти воина издревле считались заступниками русских городов. Стоимость таких икон могла быть весьма высокой.

Икона Георгий Победоносец: значение, в чём помогает

Об этом святом и его подвигах наслышаны не только истинно верующие, но и люди светские. Однако далеко не каждый знает, о чём можно попросить перед святым образом.

Образ, на котором святой воин повергает змея, сидя верхом на коне, олицетворяет собой истинное благородство и героизм, а также величие и воинскую доблесть . Таким же изображается Георгий на монетах и гербах. В Грузии этот святой почитаем наиболее всех после Матери Божией.

Георгий был причислен к лику святых благодаря перенесённым им страданиям во имя христианской веры. Никакие даже самые страшные муки не смогли заставить его отказаться от своей веры, настолько она была сильной.

Общий богословский смысл икон сводится к тому, чтобы, взирая на подвиги и мучения святых, люди могли воочию лицезреть сцены из жизни святых праведников. И даже несмотря на жестокие испытания, уготованные им, они с честью выходят победителями из битвы с лукавым и стойко придерживаются православной Христовой веры.

Ещё одной функцией таких икон в старину была функция росписи. В то время книг было написано немного и иконы выполняли роль живописных книг. Да и умеющих читать среди людей было весьма мало. Таким образом, любой человек имел возможность ознакомиться с евангельскими притчами и житиями святых праведников. Назидательные сюжеты большинства икон не нуждались в дополнительных комментариях. В Московской и новгородской областях были широко распространены двусторонние образа «Николы и Егория». Оба святых изображались как в полный рост, так и по пояс. По традиции, Святой на иконах изображался с Евангелием в руках. Георгий был вооружён копьём и щитом, иногда его изображали ещё и с мечом.

В народных фольклорных сказаниях образ святого Георгия очень часто ассоциируется с образом Архангела Михаила. Как указано в заключительной книге Библии, именно Михаил должен повергнуть змея апокалипсиса.

О чём можно молиться перед иконой Георгия Победоносца

Икона святого Георгия Победоносца во все времена почиталась не только военачальниками, князьями и царями. В душах простых людей этот святой нашёл не меньше отклика и почитания. Очень часто образ Георгия в народном сознании органично сочетался с образом Николая Чудотворца. Возможно, причиной тому была близость расположения в календаре праздничных дат в честь этих святых небесных покровителей. День мученичества Георгия отмечается 23 апреля, а одни из дней святого Николая — 9 мая.

Обратиться за помощью к этой святыне можно в следующих случаях:

  1. С давних времён Георгий считался покровителем всех воинов и тех людей, которые оказались в зоне боевых действий.
  2. Очень часто к этому образу прибегают все, кто желает защититься от врагов и защитить своих близких , прося для них мира и спокойствия.
  3. Кроме того, молитва перед иконой святого Георгия Победоносца помогает исцелиться от множества тяжёлых заболеваний . Очень многие верующие устремляются в храмы, где есть икона Георгия, чтобы попросить защиты и избавления от разного рода недугов.
  4. Имелись случаи, когда заступничество этой святой иконы помогло женщине исцелиться от бесплодия .
  5. К лику Георгия можно обращаться, когда необходимо помолиться о победе .
  6. Этот святой считается также и покровителем земледельцев . Ведь ни для кого не секрет, что возделывание полей и выращивание хлеба – это титанический труд. И в случае неурожая многие люди могли попросту погибнуть от голода. И поэтому народ обращался к Георгию с верой, что святой воин защитит от гибели всех слабых, невинных и угнетённых.

Молиться святому могут все – мужчины, женщины и дети. Все, кто имеет хотя бы каплю истинной веры, могут рассчитывать на помощь этого святого воина. Молитва к святому Георгию Победоносцу должна возноситься подобно другим - возле образа с зажжённой свечой и с искренней верой в сердце. Необходимо попросить небесного покровителя о помощи и указать свою насущную нужду, не забывая при это и о нуждах духовных.

Очень многие люди стараются найти ответ на вопрос, к чему может сниться образ святого великомученика. Одни считают это благоприятным признаком, а другие – свидетельством предстоящих тяжелых испытаний.

икона Георгий Победоносец




Каждый человек верит в чудо. Кто-то загадывает желание и надеется, что оно исполнится, кто-то верит в своего покровителя. Одной из самых сильных чудотворных икон считается лик Георгия Победоносца. Его просят о помощи православные, знают о нем и представители других религий. В чем же сила иконы?

Значение иконы Георгия Победоносца

Георгий Победоносец причислен к лику святых благодаря тому, что не отступился от веры в Бога. Ни богатство, ни власть не заставили его отказаться от христианства. Именно поэтому значение иконы святого Георгия Победоносца часто трактуется как символ несокрушимой и стойкой веры. Сам святой является своеобразном примером подражания для остальных людей, хотя и трудно достигнуть этого идеала.

К образу святого обращается тот, кто оказался в центре военных действий. С давних пор считается, что Святой Георгий является покровителем воинов. Ему молятся матери, проводившие своих сыновей на воинскую службу.

Часто помогает икона святого Георгия в том, чтобы уберечься от различных невзгод и превзойти испытания самым лучшим образом.

Но не только тот, кто отдает воинский долг Родине, обращается за помощью к великомученику. Его просят об исцелении, о защите себя и своих близких от различных болезней. Кроме того, Георгий Победоносец оберегает фермеров, покровительствует животноводству, защищает домашний скот от недуга. Раньше в день его почитания впервые выводили скот на улицу после зимы. Ведь подобно чуду о змие (о нем скажем далее) святой Георгий в своем духовном облике помог одному фермеру, у которого оставался только один вол. Как считается, икона святого Георгия Победоносца до сих пор помогает всем землепашцам в трудах.

Житие Георгия Победоносца

Место рождения Георгия – палестинский городок Лидда. Отец мальчика был благочестивым и обеспеченным человеком. Он исповедал христианство и принял смерть за то, что не отступился от нее. Мать, спасая своего еще не родившегося сына, нашла пристанище в Палестине. Георгий получил хорошее образование, он рос умным и сильным человеком.

Именно благодаря этим качествам, будущий воин поступил на службу к императору Диоклетиану. Император был язычником, отличался жестокостью и несправедливостью. Во время его правления множество христиан было казнено. Об этом узнал и сам военный, который решил отправиться к императору для того, чтобы открыть собственную веру. Диоклетиан советовал ему отречься от христианства, но Георгий был непреступен и после этого подвергался самым изощренным пыткам таким как колесование и дригие.

Георгия, за его приверженность вере, пытали семь дней. После недельных пыток и издевательств, его казнили, отрубив голову. За то, что Георгий не отрекся от Господа Бога и мужественно вынес все испытания, его причислили к лику святых.

Поэтому теперь перед иконой святого Георгия молятся о том, чтобы получить стойкость в вере и умение справляться с различными трудностями.

Описание иконы

Существует несколько образов Георгия Победоносца. Самый известный – икона святого Георгия Победоносца убивающего змея, где он сидя на коне, с копьем в руке убивает ужасного змея. Данное изображение относятся к легендам, которые рассказывают о чудесах, происходивших после смерти великомученика.

Рядом с городом Бейрутом поселился страшный змей. Он обитал в озере, где люди набирали воду, и наводил страх на всю округу. Для того, чтобы чудовище подпускало их к воде, суеверные каждый месяц приносили несчастную девушку или юношу ему в жертву. Но однажды пал жребий на дочь правителя. И предстал перед плачущей девушкой Георгий, и поразил страшного змея копьем. Собственно, таков сюжет иконы Чудо святого Георгия о змие, но есть и скрытый смысл. Победа святого Георгия над змеем олицетворяет победу христианской Церкви над язычеством. Это чудо еще раз доказывает, что только с помощью истиной веры и обращению к Господу, можно победить зло.

Помимо этого, помогают верующим и иконы Георгия Победоносца, на которых он изображается с копьем и мечом. Тут он предстает как мужественный воин и праведник. Есть и другой вариант написания без доспехов и воинских принадлежностей. Этот иконографический тип указывает на то как Георгий оказался в Небесном царстве, где отсутствуют войны.

Молитвы Святому Георгию

Молитва первая великомученику Георгию Победоносцу

Святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Гео́ргие! Со́браннии в хра́ме твое́м и пред ико́ною твое́ю свято́ю поклоня́ющиися лю́дие, мо́лим тя, изве́стный жела́ния на́шего хода́таю, моли́ с на́ми и о нас умоля́емаго от своего́ благоутро́бия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и не оста́вит вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́ждная проше́ния, и да́рует стране́ на́шей побе́ду на сопроти́вныя; и па́ки, припа́дающе, мо́лим тя, святы́й победоно́сче: укрепи́ да́нною тебе́ благода́тию во бра́нех правосла́вное во́инство, разруши́ си́лы востаю́щих враго́в, да постыдя́тся и посра́мятся, и де́рзость их да сокруши́тся, и да уве́дят, я́ко мы име́ем Боже́ственную по́мощь, и всем, в ско́рби и обстоя́нии су́щим, многомо́щное яви́ свое́ заступле́ние. Умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да прославля́ем Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая великомученику Георгию Победоносцу

О, всехва́льный, святы́й великому́чениче и чудотво́рче Гео́ргие! При́зри на ны ско́рою твое́ю по́мощию, и умоли́ Человеколю́бца Бо́га, да не осу́дит нас, гре́шных, по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по вели́цей Свое́й ми́лости. Не пре́зри моле́ния на́шего, но испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ти́хое и богоуго́дное житие́, здра́вие же душе́вное и теле́сное, земли́ плодоро́дие, и во всем изоби́лие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам тобо́ю от Всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мени Его́ и в прославле́ние кре́пкаго твоего́ заступле́ния, да пода́ст Он стране́ на́шей и всему боголюби́вому во́инству на супоста́ты одоле́ние и да укрепи́т непременя́емым ми́ром и благослове́нием. Изря́днее же да огради́т нас святы́х А́нгел Свои́х ополче́нием, во е́же изба́витися нам, по исхо́де на́шем из жития́ сего́, от ко́зней лука́ваго и тя́жких возду́шных мыта́рств его́, и неосужде́нным предста́ти Престо́лу Го́спода сла́вы. Услы́ши ны, страстоте́рпче Христо́в Гео́ргие, и моли́ за ны непреста́нно Триипоста́снаго Влады́ку всех Бо́га, да благода́тию Его́ и человеколю́бием, твое́ю же по́мощию и заступле́нием обря́щем ми́лость, со А́нгелы и Арха́нгелы и все́ми святы́ми одесну́ю Правосу́дного Судии́ ста́ти, и Того́ вы́ну сла́вити со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святой Георгий был родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда, по приказу разгневанного императора, оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».

Тогда Диоклетиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклетиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора, усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклетиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец. Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью.

Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным. Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но и зелья не действовали — святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога. На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, — я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин. 14, 12). Диоклетиан спросил, каковы же дела Христовы. — «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим — слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен. Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклетиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона.

В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с мнимой готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклетиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?», — спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им. Диоклетиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года. В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях бесславно кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклетиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши». Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город.

Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30-ти лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с начала христианства и на Святой Руси. Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (†1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Иларионом, митрополитом Киевским, вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (†1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (†1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (†1325) — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов России с единоверной Иверией (Грузией — страной Георгия).

В православных храмах часто можно встретить икону с изображением святого воина Георгия Победоносца. Это юноша на белоснежном коне, поражающий копьем злобного дракона. Какую историю имеет икона Георгий Победоносец, значение, в чем помогает — эти вопросы интересуют практически всех верующих.

Великомученик Георгий один из наиболее почитаемых на Руси святых. В России его знают под именем Егорий или Юрий.

Согласно народным приметам, на Юрьев день прилетают ласточки, и после зимне-стойлового периода впервые выгоняют скот на пастбища. Празднуют память Егория-воина 6 мая и 9 декабря.

Георгий был сыном знатных родителей-христиан, родом из Каппадокии. Отца казнили за веру в Иисуса Христа. Мать после кончины супруга вместе с сыном перебралась в Палестину.

Мальчика воспитали в благочестии и христовой вере. Еще будучи юношей служил военачальником у римского императора Диоклетиана, отличался храбростью, благородством. За проявленное в боях мужество и красоту лица был назначен комитом императора – старшим военачальником и советником августейшей особы.

Диоклетиан был язычником и поклонялся Аполлону. Жрецы храма известили императора, что предсказания их бога неточны из-за праведных людей – христиан. Диоклетиан воспылал ненавистью к последователям Иисуса Христа, и темницы наполнились вместо воров, убийц и разбойников исповедниками истинного Бога.

Христиан предавали страшным пыткам и истязаниям, кровь этих невинных людей пролилась по всей Римской империи. Диоклетиан постановил истребить христианство.

О том, что молодой военачальник является последователем Христа, Диоклетиан не знал. Перед Георгием Победоносцем встал выбор – кто он, христианин или маловер.

Последняя неделя жизни святого была исполнена великих мук и явила миру пример высочайшего мужества. Молодой военачальник пришел к Диоклетиану, обличил его зверства и прямо исповедовал христианскую веру.

Император не поверил своим ушам. Друг Диоклетиана Магненций спросил у юноши, кто побудил его говорить такие дерзости. Христианин отвечал: «Истина». Император отговаривал святого от таких слов, упрашивал отречься Христа и пожалеть свою молодость. Святой Георгий призвал Диоклетиана к истинной вере и напомнил о кратковременности сего века.

Император пришел в неистовство и велел мучить молодого христианина. Ноги воина забили в колоды, а на грудь положили камень.

Юноша объявил императору, что скорее тот устанет мучить его, нежели он сам изнеможет. По приказу Диоклетиана пытки были продолжены: мученика привязали к колесу и вращали по острым ножам и мечам.

Страдальцу и свидетелям мучений воочию явился ангел в образе светлого юноши, который исцелил и ободрил Георгия.

Царица Александра и двое городских судей тайно уверовали во Христа при виде столь явного чуда, объявили себя христианами во всеуслышание.

Георгия зарыли в яме с известью. Через три дня император велел извлечь его кости, но оказалось, что тело мученика осталось невредимым.

На заметку! Великомученик был казнен в 304 г. В 5 веке в Риме в честь него была построена церковь, где сейчас хранится часть мощей мученика, его копье и хоругвь.

Мучитель приказал обуть юношу в железные сапоги с вбитыми в них гвоздями и гнать через город. Когда исповедник веры вновь отказался покориться императору, то был бит по лицу, но красота страдальца не пострадала.

Диоклетиан решил, что сила юноши в колдовстве, призвал чародея, чтобы тот отравил мученика. И яд оказался бессильным перед истинной верой.

Во время своих мучений Георгий воскресил умершего человека и вола бедного землепашца, обратил в христианство колдуна, исцелял больных и проповедовал Христа.

Перед казнью по молитве христианина было разрушено капище Аполлона. Мученику отсекли голову, и он отошел ко Господу.

Молитва перед иконой

Чего просят верующие перед иконой Георгия Победоносца, о чем молятся святому. Об этом повествует житие воина. У мученика просили помощи, отправляясь на военную службу, перед участием в сражении, а сегодня можно молиться накануне спортивных соревнований.

Колеблющихся в вере и слабых духом великомученик укрепит, испросит для них у Господа мужество и храбрость. По молитвам к святому Георгию в семьях восстанавливается мир и взаимопонимание.

На заметку! от пьянства отца Германа и как на нее попасть


Георгий Победоносец — покровитель военных, потому что сам был военачальником, храбрым римским легионером.

Покровительствует Егорий и земледельцам, простым крестьянам. Будучи добр душой, в темнице мученик забывал о своей боли и помогал страждущим.

До сих пор возносит мужественный исповедник к Христу свои просьбы за тех, кто молится ему, исцеляет больных и помогает бездетным семейным парам.

Егорий защищает беззащитных и несправедливо обиженных людей.

Интересно! Православному миру известно о покровительстве святого Георгия Победоносца другому Георгию – маршалу Жукову. Есть свидетельства очевидцев о явлении молодого знатного воина на полях брани во времена Великой Отечественной Войны.

Не только в православных храмах России, Украины, Греции, Сербии, Болгарии имеется икона Георгия Победоносца. Святому молятся в далекой Англии, Италии, Германии. Святой Георгий Победоносец известен всему миру.

На образах он обычно предстает молодым юношей в воинских доспехах. Существуют различные способы изображения великомученика на святых иконах.

Описание иконы Георгия Победоносца:

  • Святой Юрий сидит верхом на гарцующем белоснежном коне, поражая длинным копьем дракона или змея.
  • Мученик изображен по пояс, держа в правой руке копье, а в левой – щит или меч (существуют изображения, на которых копье у святого в левой руке).
  • Известны изображения великомученика до шеи со склоненной вправо головой.
  • Встречается и такой образ Георгия Победоносца, где святой сидит на коне, держа в руках поводья. Дракон (змий) не изображается.
  • Великомученик на коне с отроком за спиной.

На просторах Святой Руси распространены иконы Георгия Победоносца, его образ свято чтут в храмах, небольших церквях и домах христиан. Наиболее любимый иконописный сюжет – святой верхом на коне убивает змея.

Значение иконы со змеем

Что означает икона с изображением Георгия Победоносца, на которой святой беспощадно расправляется с драконом. Образ, на котором Георгий поражает злого крылатого змия, рассказывает о чуде, совершенном святым в городе Бейруте уже после своей кончины.

Возле города было большое озеро, в котором жил страшный змей. Чудовище выходило из озера и похищало множество людей. В том городе жили идолопоклонники, и царь их был также язычником.

Обратившись к своим богам, жители Бейрута установили очередность, и отдавали змею своих сыновей и дочерей на съедение.

Когда пришла очередь царской дочки, пошла и она к озеру.

Господь послал великомученика Георгия спасти девицу от смерти физической, а весь народ – от смерти духовной.

Святой повелел людям уповать на Иисуса Христа и пронзил змея копьем. После победы мученика в Бейруте крестилось 25000 жителей, не считая женщин и детей.

В духовном плане описанная икона великомученика Георгия Победоносца означает, что как воин-христианин победил змея, так и Церковь Христова побеждает врага рода человеческого.

Существует и такое толкование: царская дочь – это Церковь, а змий – идолопоклонство. Убиение змея представляет собой избавление от язычества, спасение христианской веры.

На фото представлено изображение иконы святому Георгию Победоносцу.

Стоимость образа

При желании, можно купить икону в церковной лавке, чтобы Георгий Победоносец зримо присутствовал в доме. Стоимость ее варьируется от сущих копеек до внушительных сумм в 90 тысяч рублей, и более того. Все зависит от техники исполнения, времени написания и других факторов.

Стоимость образа не влияет на молитвенный настрой и расположение святого.

Главное – любовь к угоднику Божию, чистое сердце, неотступная просьба к нему. Молитва от всей души будет услышана непременно.

Вполне допустимо распечатать фото образа Георгия и освятить в церкви. Такое изображение будет полноценной заменой писаного образа

Сны

К чему снится икона Георгия Победоносца можно спросить у священника, который служит в ближайшем храме. В православной традиции не принято обращать внимание на сновидения.

Сны – это отображение прожитых событий, эмоций, проявление дневных впечатлений. Бывают тонкие сны-видения, но они случаются у духовно опытных, святых людей по Божьему произволению, а не сами по себе.

Важно! Когда можно попасть в Радонежского в Бусиново

Узнавать, что означает увиденная во сне икона, в различных сонниках — бесполезно, так как сведения эти слишком противоречивы.

Один обещает сокровище, другой говорит о том, что необходимо подумать о духовной пище, третий – пророчит ссору в семье.

Можно в молитве попросить перед образом об укреплении в вере и избавлении от суетных увлечений сонниками.

Это придаст уверенности в завтрашнем дне, исцелит от навязчивых страхов.

Зачем ставят свечи перед иконой

Невоцерковленному человеку бывает тяжело разобраться, кому и зачем ставить свечи. Их ставят любимым святым, которые обязательно помогут.

Святому Георгию ставят свечки по разным поводам:

  • за тех, кого любят;
  • в знак прошения о выздоровлении больных;
  • моля о помощи;
  • отчаяния и разочарования в жизни.

Не имеет значения, какой рукой ставить свечи и их количество. Нельзя ставить свечку за упокоение живого человека, иначе придется держать ответ еще в этой жизни. Ставя свечу, нельзя просить несчастий для другого человека, чтобы не навлечь их на себя.

Полезное видео:

Подведем итоги

Орден святого Георгия по-прежнему вручают в России, как и раньше в Российской империи. Самой ценной наградой для солдат тех времен был Георгиевский крест, который вручали самым смелым воинам. И сейчас воин христов Георгий сохраняет от врагов нашу страну и всех ее жителей, нуждающихся в помощи и защите.