Система обучения в англии. Образование




Согласно требованиям законодательства дети в Англии должны посещать школу с 5 до 16 лет включительно, но при этом многие начинают обучение раньше (в возрасте 3 лет) и продолжают обучаться до 18 лет (до момента поступления в колледж или университет). Девять из десяти детей в Великобритании обучаются в школах, принадлежащих к государственной системе образования (эти учебные заведения финансируются правительством). Остальные дети обучаются в частных школах (которые еще называют «независимыми» школами), при этом наиболее эксклюзивные частные школы, такие как Итон или Хэрроу, именуются «публичными школами», но их не следует путать с государственными школами, так как образование в таких публичных школах, разумеется, не является бесплатным. Школы подразделяются по возрасту учеников и называются немного по-разному в государственной и частной (независимой) системе образования. Тем не менее, в целом система образования в Великобритании состоит из:

  • дошкольных учреждений (где обучаются дети в возрасте 3-4 лет);
  • начальных школ (возраст учеников составляет от 4 до 11 лет);
  • средних школ (ученики в возрасте 11-18 лет) и
  • высших учебных заведений и колледжей (18+).

В большинстве государственных школ, особенно начального уровня, смешанные классы, где обучаются как девочки, так и мальчики. Эти школы могут быть как неконфессионными учебными заведениями, так и принадлежащими к одной из популярных конфессий (например, католические школы, школы англиканской церкви, иудейские школы и т.д.). Все государственные начальные школы обязаны придерживаться требований национальной учебной программы, утвержденной правительством, и готовить учеников к тестированию на различных этапах обучения соответственно их возрасту.

Любой ребенок в возрасте от 5 до 16 лет имеет право посещать государственную школу в Великобритании, пока его родители находятся на территории страны по долгосрочной визе (то есть по любой визе, действие которой длится более 6 месяцев - рабочей, студенческой, бизнес-визе и т.д.). Если родители находятся за пределами Великобритании, дети до 16 лет могут получать образование только в частных школах-интернатах.


В секторе независимого образования могут встречаться школы «только для девочек» и «только для мальчиков», хотя сейчас все чаще отмечается тенденция к смешанному обучению. В отличие от школ государственного сектора частные школы имеют право утверждать собственные учебные программы и самостоятельно решать, будут ли их ученики сдавать тесты на соответствие национальной учебной программе. Все большее количество школ делает выбор не в пользу национальной учебной программы - а это означает, что ученики частных школ обучаются по гораздо менее ограниченным и более разнообразным программам. Эти программы не перегружены постоянным тестированием и не ограничены требованиями следовать четко заданному курсу. Вдобавок, размеры классов в частных школах обычно меньше, чем в государственных начальных школах - количество учеников в них, как правило, не превышает 15 человек. Поэтому учителя могут уделить больше времени и внимания индивидуальным потребностям каждого ученика.

Частные школы могут представлять собой как «дневные» школы, так и «пятидневные интернаты» (ученики проживают в школе пять дней в неделю, а затем отправляются домой на выходные) или «пансионы» (в школах такого типа дети отправляются домой только на каникулы). В большинстве случаев возраст учеников в пятидневных интернатах и пансионах начинается с 11 лет, но в некоторые учебные заведения принимают и детей 7-9 лет.

Учебный год разделен на три семестра (осенний, весенний и летний), в промежутках между которыми ученики отдыхают на каникулах. Английские каникулы довольно продолжительные между семестрами (обычно такие каникулы называют Рождественскими и Пасхальными) и короткие («половинчатые») в середине семестра. Учебный год начинается в первых числах сентября и завершается летом, причем сроки окончания учебного года в государственных и частных школах могут различаться. Все государственные школы завершают учебный год ближе к 20 июля, однако частные школы имеют право решать этот вопрос на свое усмотрение, поэтому в них учебный год может заканчиваться в любой день с конца июня до конца июля. Также довольно часто руководство частных школ продлевает рождественские и пасхальные каникулы, а даты начала и окончания половинчатых каникул в частных школах могут варьироваться от школы к школе.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Это возраст, в котором английские дети могут (но не обязаны) начинать свое дошкольное обучение. Дошкольные классы являются аналогами детского сада, в них упор делается на групповую работу, творческую деятельность и тематические игры. Однако, в отличие от детского сада, ребенок находится в таком дошкольном классе только 3 часа в день, с девяти утра до двенадцати либо с двенадцати до трех.

Государственное дошкольное образование доступно только для детей от трех лет, поэтому ребенок может пойти в дошкольный класс как в начале осеннего семестра, так и весной или летом (в зависимости от даты, когда ему исполняется 3 года). Процесс приема в государственный дошкольный класс зависит от требований, утверждаемых местными органами власти (т.е. в зависимости от того, в каком регионе Англии проживает ребенок) и может существенно отличаться от региона к региону. В то же время необходимо помнить, что в некоторых регионах Великобритании местные власти требуют подавать документы на поступление в дошкольный класс за год до того, как ребенок достигнет необходимого для приема возраста. Если документы не будут поданы в надлежащий срок, это может послужить причиной того, что ребенок не получит места в дошкольном классе при хорошей начальной школе и будет занесен в список очередников.

Обучение в частном дошкольном классе ребенок может начать с двухлетнего возраста, а сам процесс приема документов в них может заметно различаться (при этом некоторые из частных школ требуют подавать заявление в дошкольный класс еще до рождения ребенка).
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОТ 4-6 ДО 7-11(13) ЛЕТ


Государственное образование / система государственных школ

В системе государственных школ дети в возрасте четырех лет начинают обучение в начальной школе. В некоторых районах еще сохранились отдельные «детские школы» (для детей от 4 до 6 лет), после которых ребенок переходит в «младшую школу» (для детей от 7 до 11 лет), однако в большинстве начальных школ в современной Англии дети учатся от 4 до 11 лет.

Ребенок попадает в подготовительный класс (так называется класс первого года обучения в начальной школе), когда ему исполнилось 4 года и если его родители вовремя подали соответствующее заявление, то есть в течение 6 месяцев до начала семестра (обучение в подготовительном классе обычно начинается раз в полгода). К сожалению, получение места для ребенка в хорошем государственном дошкольном классе (которые обычно находятся при начальных школах) отнюдь не гарантирует, что он сможет обучаться в этом же учреждении в дальнейшем, когда придет время приема в начальную школу. И хотя в Англии немало очень хороших государственных начальных школ, количество не таких хороших школ, к сожалению, еще больше. Поэтому неудивительно, что все хорошие начальные школы обычно переполнены.

Как правило, для того, чтобы определить ребенка в понравившуюся государственную начальную школу, необходимо проживать как можно ближе к зданию школы (и в любом случае в пределах микрорайона, охватываемого соответствующей школой). Критерии приема от школы к школе могут различаться, поэтому важно в первую очередь узнать правила приема в конкретную школу, которая нравится родителям. Для приема в церковную школу почти всегда необходимо, чтобы ребенок принадлежал к соответствующей конфессии и посещал воскресную школу при церкви, с которой связано учебное заведение. Его родители, в свою очередь, должны посещать церковь как минимум дважды в месяц в течение двух лет до подачи заявления.

Обучение в возрасте от 4 до 6 лет в Англии называется «Этап 1»: дети поступают в подготовительный класс в возрасте 4 лет, переходят из подготовительного класса в класс первого года обучения в 5 лет, а затем продолжают обучение в возрасте 6 лет в классе второго года обучения.

В возрасте семи лет для ребенка начинается «Этап 2» и соответствующее ему обучение: дети переходят в класс третьего года обучения с дальнейшим ежегодным переходом в следующий (соответственно, 4, 5 и 6) класс. Именно на этом этапе некоторые дети переходят из детской школы в младшую школу, впрочем, в большинстве случаев этот процесс является очень простым, так как большинство детских школ непосредственно связаны с младшими школами, расположенными неподалеку.

Данный период времени считается удачным для смены школы, так как зачастую в младшей школе бывает чуть больше мест, чем в детской школе. Процесс приема здесь в целом похож на процесс приема в подготовительный класс, поэтому важно проживать как можно ближе к школе (или регулярно посещать церковь, если речь идет о церковной школе).


Независимое образование / система частных школ

Эквивалент детской школы в секторе независимого образования называется «до-подготовительной школой» (для детей от 4 до 6-8 лет), после которой следует «подготовительная» школа (в ней дети обучаются до 11-13 лет).

История слова «подготовительный» уходит корнями к независимым школам Англии до начала 20 века, чьей изначальной целью была подготовка учеников к поступлению в публичные школы на конкурсной основе - после успешной сдачи общего экзамена в возрасте 11, 12 или 13 лет. Однако сейчас сфера независимого образования в Великобритании существенно увеличилась, и на сегодняшний день школы стали намного более гибко подходить к вопросам удовлетворения потребностей учеников и их родителей. Словосочетание «публичная школа» обычно используется для обозначения старой традиционной школы, такой, как Итон или Харроу, которых в Великобритании насчитывается не так много. Однако в наши дни в Англии существует достаточно большее количество частных школ, а термин «независимая школа» стал более общим - сегодня сектор независимого образования Великобритании насчитывает более 1000 «до-подготовительных» и «подготовительных» школ.

Процедура приема в различных частных школах может существенно отличаться.

Для приема в некоторые до-подготовительные и подготовительные частные школы достаточно просто зарегистрировать ребенка в местном учебном заведении (хотя порой такая регистрация должна осуществляться еще до появления ребенка на свет, а для отдельных наиболее популярных частных школ - сразу после его зачатия).

Для приема в другие независимые школы дети должны сдавать вступительные экзамены.

В возрасте менее 3 или 4 лет в большинстве до-подготовительных частных школ захотят просто пообщаться с ребенком и его родителями перед тем, как принять решение о приеме. Зачастую представители школ приглашают родителей на «собеседование» вместе с ребенком, чтобы малыш провел полдня в обычном классе, а сотрудники школы понаблюдали за ним (необходимо убедиться, что ребенок вписывается в окружение, состоящее из детей приблизительно его возраста).

Для поступающих в возрасте 7 или 8 лет или старше школа может предложить сдать вступительный экзамен, прежде чем рассматривать заявление о приеме. В большинстве случаев основное внимание уделяется английскому языку, но могут оцениваться также общие знания и успехи в математике. Здесь не существует четких стандартов, поэтому необходимо наводить справки в соответствующих школах задолго до начала приема, и экзамены в большинство хороших подготовительных школ легкими не назовешь.

Восемь лет вообще традиционно считается наиболее подходящим моментом для перехода из «до-подготовительной» в «подготовительную» школу. Восьмилетний возраст также является минимальным возрастным порогом, после которого ребенок может быть принят в школу-интернат.

Даже невзирая на то, что наиболее серьезным этапом школьного образования считается средняя школа, правильный выбор подготовительной школы крайне важен. Если родители ребенка имеют виды на какую-то конкретную среднюю школу, они, вероятно, постараются выбрать подготовительную школу, являющуюся своеобразной «кузницей кадров» для выбранной средней школы. А правильный выбор родителями средней школы, возможно, является наиболее важным решением, определяющим будущее ребенка - не так давно исследователи обнаружили, что всего пять школ в Англии подготовили большее количество студентов для Оксфорда и Кембриджа в течение трех лет, чем почти 2000 других школ вместе взятых!

Восьмилетний возраст является ключевым для тех, кто рассматривает вариант элитной независимой старшей школы. Вас могут заверять в том, что это всего лишь вопрос результатов тестирования на вербальную и невербальную логику, к которым невозможно подготовиться. Но неуклонно возрастающее количество книг, веб-сайтов и обучающих компаний, обещающих успешную сдачу так называемого «11+ экзамена» (экзамена, который сдают ученики по окончании начальной школы), демонстрирует, насколько явно и повсеместно игнорируется этот совет. Поступление в средние школы для мальчиков возможно с 13 лет, но очередь занимать следует уже с десятилетнего возраста. Если Итон, Рэдли и им подобные учебные заведения находятся вверху вашего списка, начинать организацию визитов следует, как только ребенку исполнится 8. Существуют как официальные, так и неофициальные критерии отбора учеников, и стоит учесть их все.

Десять лет - идеальный возраст для регистрации ребенка в большинстве других независимых частных старших школ. К этому моменту и родители, и школа (если она была выбрана правильно) будут иметь четкое представление не только о том, в какой области ребенок наиболее талантлив, но и о том типе среды, который окажется наиболее подходящим для него. Чтобы правильно выбрать школу для ребенка, используйте по максимуму любые возможности для ознакомления со школой. В этом вам помогут дни открытых дверей - они станут отправной точкой и позволят почувствовать дух школы.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОТ 11 ДО 13 ЛЕТ

Государственное образование / система государственных школ

Одиннадцатилетний возраст для большинства учеников государственных школ становится этапом, подразумевающим окончание начальной школы и переход в среднюю школу.

Большая часть государственных средних школ подразумевает смешанное обучение, однако существует также целый ряд государственных школ исключительно «для мальчиков» или «для девочек». Такие школы могут быть как неконфессиональными, так и церковными (католическими, англиканскими, иудейскими и т.д.), и нередко именно церковные школы демонстрируют лучшие результаты обучения и гораздо более высокий уровень дисциплины. Также существует ряд селективных учебных заведений на уровне средней школы.

По сути, все государственные средние школы можно разделить на:

  1. Общеобразовательные школы (набор в которые обычно обусловлен расстоянием от дома ученика до школьных ворот);
  2. Частично селективные общеобразовательные школы (определенный процент учеников принимается согласно результатам тестирования и/или экзамена по музыке, спортивной подготовке или рисованию; остальные ученики принимаются, исходя из расстояния от дома до школы);
  3. Гимназии (набор учеников осуществляется исключительно на основании результатов тестирования - как правило, по математике и логике (вербальной и невербальной), а иногда в этот список входит и эссе);
  4. Церковные школы (для зачисления в школу ребенок должен быть верующим прихожанином, принимать участие в мессах вместе с родителями в течение нескольких лет до зачисления).

Существует также определенное количество государственных школ-интернатов, обучение в которых финансируется правительством, но проживание оплачивается родителями. Зачисление в такие школы обычно осуществляется с учетом целого ряда критериев, варьирующихся в зависимости от специфики школы, хотя в целом государственные интернаты набирают учеников исходя из того, насколько они нуждаются именно в такой форме обучения (и насколько они ей соответствуют). Немаловажное значение имеет и место проживания ребенка (предпочтение отдается местным ученикам).

В отличие от начальных школ, среди которых можно найти множество действительно хороших учреждений, отыскать хорошую среднюю школу - непростая задача. Обычно наилучшими государственными средними школами признаются гимназии. Поэтому конкуренция при зачислении в гимназии, как правило, бывает довольно жесткой (в наиболее популярных гимназиях на одно место могут претендовать более 10 желающих!) и зачисляют только наиболее талантливых и способных.


Независимое образование / система частных школ

Как и в системе государственных школ, в возрасте 11 лет многие ученики меняет школу с «подготовительной» на независимую среднюю школу (хотя, в отличие от государственных школ, в частном секторе достаточно много и школ, предлагающих обучение с 4 или 7 лет до 18).

В некоторых школах (преимущественно это школы, в которых учатся исключительно мальчики) обучение начинается только с 13 лет. Если родители планируют отдать ребенка в одну из школ такого типа (зачастую это элитные школы, такие, как Итон или Харроу), важно в свое время выбрать подходящую подготовительную школу, которая не только позволит продолжать обучение вплоть до того момента, как ребенку исполнится 13 лет, но и обеспечит качественную подготовку к общим вступительным экзаменам «13+», считающимся более серьезным испытанием, чем экзамен «11+».

Общий вступительный экзамен используется для оценки знаний учеников, которые переходят из «подготовительной» школы в независимую старшую школу в возрасте 11+ и 13+. Экзамен проводится независимой комиссией от школьного совета. Экзаменационные задания разрабатываются экзаменаторами, назначенными школьным советом. Ответы оцениваются независимой старшей школой, в которую планирует перейти ученик. Все ученики должны сдать обязательные экзамены по основным школьным предметам - математике, английскому языку и естественным наукам. Кроме того, в большинстве независимых старших школ претенденты должны предъявить результаты экзамена по географии, истории, религиоведению и иностранному языку. Претенденты на зачисление обычно сдают общий экзамен в своей школе (в Великобритании или за рубежом). Если английский язык не является для ученика родным, он может использовать двуязычные словари во время экзамена по математике и естественным или гуманитарным наукам. Также он имеет право на использование до 25% дополнительного времени, если не обучался в школе с английским языком преподавания более 2 лет.

Кандидаты на получение стипендии определяются независимой старшей школой (они сдают соответствующий экзамен в выбранной старшей школе). Школы устанавливают различные стандарты испытания для поступления. Некоторые школы используют свои собственные контрольные задания. Как правило, директор подготовительной школы (речь идет о хорошей подготовительной школе, разумеется) знает, на что необходимо обратить внимание, чтобы попасть в ту или иную старшую школу.

Все необходимая информация, регистрационные формы для поступления и общая программа обучения для независимых старших школ должны быть получены заранее, и очень важно не пропустить срок регистрации - в некоторых школах он может составлять 3 года до момента сдачи экзаменов.
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОТ 14 ДО 16 ЛЕТ


Период, когда начинается подготовка к GCSE.

GCSE («общий сертификат о среднем образовании») - академический квалификационный уровень, получаемый по ряду школьных предметов учениками средних школ в возрасте 14-16 лет (в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии). Некоторые ученики могут сдать экзамен по одному или нескольким предметам раньше или позже общепринятого срока (большинство русских учеников сдают экзамен на знание русского языка сразу же после зачисления в среднюю школу). Международной версией экзамена GCSE является IGCSE, этот экзамен можно сдать в любой стране мира, и он включает в себя дополнительные опции, касающиеся языка и курсовых работ. Некоторые школы в Великобритании сейчас предпочитают использовать IGCSE как альтернативу GCSE, но эта практика еще не получила широкого распространения, и нет данных, свидетельствующих, что какая-либо из разновидностей экзамена является более предпочтительной для зачисления в ведущие университеты.

В средних школах экзамен GCSE сдается по разным предметам, которые, как правило, были выбраны для изучения самими учениками в конце 9 года обучения. Изучение выбранных предметов по программе подготовки к GCSE начинается на 10 году обучения (в возрасте 14-15 лет), хотя некоторые предметы начинают изучать раньше (например, математику, английский язык и естественные науки, так как программы по этим предметам слишком объемны, чтобы уложиться в стандартные 2 года). Выпускной экзамен сдается в конце 11 года обучения (в возрасте 15-16 лет). Количество предметов, которые ученики изучают на уровне подготовки к GCSE, может варьироваться. Обычно их бывает от 8 до 10, но нередко ученики выбирают большее или меньшее количество предметов для изучения.

В конце двухгодичного курса подготовки к GCSE ученики получают оценку по каждому из выбранных предметов. Проходными баллами, от наивысшего к низшему, считаются: A* (высший балл с отличием), A, B, C, D, E, F, G; балл U говорит о том, что ученик не прошел квалификацию.

Экзамен GCSE является частью национальной квалификационной системы. Полученные на экзамене GCSE баллы D-G обозначают 1 уровень квалификации, в то время как баллы A*-C - второй. Неудивительно, что ученики, получившие 2 уровень квалификации (A*-C) будут более успешными абитуриентами, ведь в большинстве университетов даже не рассматривают любые баллы ниже C (хотя следует добавить, что даже балл C неприемлем при поступлении в хороший университет, и лучшие учебные заведения принимают только абитуриентов с баллами A* и A).
Ученики, завалившие экзамен, получают балл U, соответственно, данный предмет не вносится в сертификат.


По многим предметам предлагается экзамен 2 различных уровней сложности:
  • Высший, сдав который можно получить баллы A*-E, или U
  • Базовый, подразумевающий баллы C-G, или U.

В большинстве школ ученики делятся на группы успеваемости по отдельным предметам, и только несколько лучших по успеваемости групп изучают предмет в объеме, позволяющем экзаменоваться по высшему уровню. Остальные ученики следуют программе, соответствующей базовому уровню сложности экзамена. Иногда можно услышать о том, как способный ученик попадал в одну из низших групп по успеваемости, например, по математике (так как плохо себя чувствовал в тот день, когда сдавал тест на способности, или, что бывает гораздо чаще, являясь иностранцем, не совсем верно понял суть задания). Затем в течение курса он был одним из лучших учеников в классе - и при этом в результате все равно не смог получить балл выше С (а это значит, что двери лучших университетов для него закрыты), так как задания базового уровня сложности отличались от заданий высшего уровня.

Соответственно, немаловажной задачей для родителей ребенка (и для него самого) становится контроль уровня той группы, в которую он был определен, и глубины изучения предмета, согласно которому будут предложены экзаменационные задания.

Государственное образование / система государственных школ

В государственных средних школах курс подготовки к GCSE является обязательным по всем предметам, считающимся основными (т.е. математике, английскому языку, естественным наукам и физическому воспитанию). Также ученики должны изучать некоторые формы ICT (информационно-коммуникационных технологий) и обществоведение, хотя экзамены по данным предметам не предусмотрены.
Соответственно, практически все ученики сдают экзамен GCSE по английскому, математике и естественным наукам. Кроме того, многие школы также требуют, чтобы ученики изучали курс английской литературы, один из современных иностранных языков, хотя бы один предмет, посвященный дизайну и технологиям, религиоведение (зачастую сокращенный, «половинчатый» курс) и информационно-коммуникационные технологии. Оставшуюся свободной часть своего расписания ученики заполняют по своему выбору таким образом, чтобы в сумме оказалось около 10 предметов. Можно выбрать сокращенные курсы подготовки к GCSE или другим видам квалификации, хотя такой выбор не рекомендован для учеников, планирующих поступать в университет.
Независимое образование / система частных школ

Частные школы не обязаны соответствовать требованиям национальной учебной программы, которая является обязательной для всех государственных школ. Они обычно утверждают свой собственный список обязательных предметов для подготовки к GCSE, который, как правило, включает английский язык и литературу, математику, биологию, химию, физику и иностранный язык. В большинстве частных школ можно увидеть широкий диапазон предметов для подготовки к CGSE на выбор, в том числе и различные иностранные языки (обычно это французский, немецкий, испанский или более редкие варианты, такие как русский, арабский, латинский или греческий языки), историю, географию, информатику, религиоведение, дизайн, искусство, музыку, драму.

Начало подготовки к GCSE - это последний шанс сменить учебное заведение для ребенка, родители которого недовольны уровнем подготовки в школе, где он обучается, так как хорошая школа только в исключительных случаях принимает новых учеников в середине изучения курса GCSЕ. Частные школы существенно отличаются друг от друга, поэтому очень важно с самого начала выбрать хорошую школу для ребенка.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОТ 17 ДО 18 ЛЕТ

В настоящее время в Англии обязательным считается среднее образование, получаемое до 16 лет, однако многие школьники продолжают обучение после достижения минимального возраста выпускника, занимаясь подготовкой для получения так называемого «Уровня А» или IB (международного школьного бакалавриата).

Шестнадцать лет - подходящий возраст для поступления в колледж или для перехода из одной школы в другую. Для учениц, обучавшихся в школе для девочек, это удачный момент, чтобы перейти в школу со смешанным обучением. Мальчики также могут сменить школу на этой стадии обучения, но обычно выбор касается курса обучения - линейного или модульного (такого, как подготовка к получению «Уровня А» или IB).

Уровень А («продвинутый сертификат о среднем образовании») является высшим школьным квалификационным уровнем, предлагаемым школами Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Курс обучения по программе «Уровня А» занимает 2 года и считается стандартом для оценки пригодности учеников к последующему академическому обучению в университетах Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Ученики, сдающие экзамен А-уровня, получают оценки A*, A, B, C, D и E.

Существует определенная разница между «традиционным» курсом подготовки к получению «Уровня А» (таким, как изучение математики и английского) и новым, максимально профессионально-ориентированным курсом (подразумевающим углубленное изучение бизнес- и медиа-стратегий, психологии, права и бухгалтерского учета). Также заметна разница между линейным (двухлетним с экзаменами в конце) и модульным курсами.
Модульный курс состоит из 4 (или 6 для естественных наук) модулей, изучаемых на протяжении 2 лет. Как правило, 2 модуля оцениваются в первый год обучения и считаются автономной квалификацией, называемой «Уровень AS» (или вспомогательный продвинутый уровень). Оставшиеся 2 модуля оцениваются в конце второго года обучения, составляя «Уровень А2». Сам по себе «Уровень А2» не является квалификационным, для подтверждения полной квалификации «Уровня А» по любому предмету необходимо сдать экзамены по уровням AS и А2. Для оценивания знаний по модулям применяются экзаменационные задания, подготовленные национальными организациями, и курсовые работы, предназначенные для внутреннего оценивания.

Количество экзаменов, сдаваемых учениками для получения «Уровня А», может варьироваться. Стандартный курс обучения подразумевает изучение 4 предметов в первый год подготовки, а затем изучение трех из них на уровне А2 (хотя некоторые ученики продолжают изучать все 4 выбранных предмета). Три предмета - минимальное количество, необходимое для поступления в университет; для некоторых университетов необходима подготовка уровня AS по четвертому предмету. Ограничения количества изучаемых предметов не существует, некоторые ученики изучают 5 и более предметов на квалификационном уровне А (хотя это зависит от школы - некоторые школы не позволяют ученикам изучать более 4 предметов). В некоторых школах допускается изучение одного или нескольких предметов на иностранном языке (при условии свободного владения ребенком этим языком), а также изучение предмета одновременно на двух языках - английском и иностранном.

Программа IB (Международная программа подготовки к школьному бакалаврату) - это двухлетняя образовательная программа, которая позволяет получить квалификацию международного образца для поступления в высшие учебные заведения (признается университетами во всем мире). Она была разработана в середине 60-х в Женеве интернациональной группой педагогов. В настоящее время обучение соответственно данной программе доступно на английском, французском и испанском языках. Чтобы получить соответствующую квалификацию, ученики должны посещать школу, которая предлагает обучение по программе IB. В рамках квалификации оцениваются знания учеников по 6 предметам из 6 различных тематических групп. Применяется как внутреннее, так и внешнее оценивание, а обучение завершается внешней экзаменационной серией, как правило, состоящей из двух или трех ограниченных по времени письменных экзаменов. Методика внутреннего оценивания может меняться в зависимости от предмета (это может быть устная презентация, практическая работа или письменная работа). В большинстве случаев оценивание изначально производится учителем, преподающим данный предмет в конкрентном классе (позже выставленные им оценки по мере необходимости проверяются или корректируются независимым внешним модератором).

В целом, программа IB была принята очень хорошо. Она была признана способной «развить междисциплинарное мышление у учеников». В Великобритании газета «Гардиан» объявила IBDP «академически более сложной и широкой программой, чем подготовка по 3 или 4 предметам к квалификационному уровню А». Программа IB преимущественно предлагается частными школами в независимом секторе образования; только одна государственная школа в Великобритании в настоящее время предлагает своим ученикам подготовку по программе IB.

Правильный выбор школы в этом возрасте особенно важен, так как ученик и его родители стремятся выбрать оптимальный курс обучения, обеспечивающий ученику широкие возможности выбора и максимально подходящий для практического применения.

Неправильно принятое на данном этапе решение может иметь самые серьезные последствия для дальнейших учебных и карьерных перспектив ученика. Те, кто стремится к поступлению в Оксбридж (Оксфорд или Кембридж), должны всеми силами избегать (за редким исключением) предметов, в названии которых есть слово «исследование» или окончание «-гия». Если его привлекает карьера в сфере медиа-технологий, хорошее знание английского языка наверняка откроет больше дверей, чем менее обременительный курс «медиа-исследований»; а знание экономики обеспечит более твердую почву для предпринимательской деятельности, чем курс «бизнес-стратегий». Поэтому на данном этапе следует очень внимательно отнестись к выбору отдельных предметов и их сочетаний.


Государственное образование / система государственных школ

На данном этапе ученики, которые решили получать квалификационный «Уровень А», могут либо продолжить обучение в своей школе (при условии, что школа может обеспечить должный уровень изучения выбранных предметов), либо перейти в другую школу или колледж-лицей.

Колледж-лицей - это типично английское учебное заведение, в котором ученики обычно проходят подготовку к получению квалификационного «Уровня А». В настоящее время на территории Англии и Уэльса функционирует более 90 колледжей такого типа. Большая их часть демонстрирует неплохие результаты, отраженные в национальных экзаменационных рейтингах. Вдобавок они предлагают гораздо более широкий спектр предметов для изучения по более доступной стоимости, чем большинство частных средних школ.


Независимое образование / система частных школ

Почти все частные школы предлагают ученикам обучение по программе «Уровня А» или IB, а в некоторых школах даже есть выбор между этими квалификационными уровнями. Смена школы и выбор предметов для изучения считается обычной практикой для данного этапа обучения, причем многие университеты «берут на заметку» учеников определенных школ.

В целом, образовательная система Великобритании складывается из пяти основных этапов :

1. Раннее развитие (Early Years Foundation Stage)

2. Начальная школа (Primary education)

3. Средняя школа (Secondary education)

4. Дальнейшее образование (Further education)

5. Высшее образование (Higher education)

Школьное образование в Великобритании

В свою очередь, школьное образование делится на 4 ступени – так называемые Key Stages :

Key Stage 1 : с 5 до 7 лет

Key Stage 2 : с 7 до 11 лет

Key Stage 3 : с 11 до 14 лет

Key Stage 4 : с 14 до 16 лет

Первые две ступени относятся к начальной школе , а последние две – к средней . По окончанию каждой ступени ученики сдают итоговые экзамены.

Учеба в школе: возраст

По действующему закону все дети, проживающие в Великобритании, включая детей нелегальных иммигрантов, обязаны посещать школу в возрасте от 5 до 16 лет (недавно принятая поправка продлила его до 18 лет ). В реальности это означает, что ребенок идет в начальную школу уже в 4 года – в том учебном году, когда ему исполняется пять.

Дошкольное образование: детские сады

При этом следует учесть, что стоимость childcare в Великобритании – одна из самых высоких в мире. По статистике, на заботу о детях средняя британская семья тратит около трети своего семейного бюджета .

Таким образом, уже с 4 лет все дети в Великобритании начинают учиться.

Английские школы: частные и государственные

Как известно, в зависимости от типа финансирования школы в Великобритании делятся на государственные (state) и частные (в отношении последних могут употребляться термины «private», «independent» или «public schools»). В целом, британская образовательная система регулируется единым надзорным органом – Министерством образования Великобритании (Department for Education).

В качестве альтернативы школьному образованию можно пойти путем домашнего обучения – так называемого «homeschooling ». Если вы выбираете для своего ребенка вариант с хоумскулинг или частной школой, следует поставить об этом в известность свой местный совет (council). В остальных случаях вы должны заранее обратиться в кансил, дабы получить место в школе.

Процесс поступления в государственные школы Великобритании

По окончании начальной школы наиболее способные ученики с высокими академическими результатами, успешно сдавшие экзамены «11 plus» по итогам 2 ключевой ступени, могут продолжить обучение в государственных гимназиях – так называемых «grammar schools », которые считаются более престижными, нежели обычные средние госшколы (но ценятся родителями все же чуть ниже, чем частные).

Категории школ в Великобритании

Каждая частная школа разрабатывает собственные условия поступления – многих из них являются школами селективного типа , то есть, чтобы поступить, ребенок должен выдержать вступительные тесты и пройти собеседование. Традиционно образование, полученное в частных школах, котируется выше, чем таковое в госшколах, поэтому родители изо всех сил стараются, чтобы их ребенок попал в частную школу – уж если не в primary, то хотя бы в secondary. Для особо одаренных детей из семей с невысоким достатком частные школы могут предлагать скидки на обучение, вплоть до 100%.

Большинство школ Великобритании следует общенациональной учебной программе, однако в случае homeschooling, а также частных школ и академий учебный план может отличаться. Единым требованием для всех является сдача общенациональных экзаменов в возрасте 16 лет, по окончании Key stage 4.

Школьные экзамены: GCSE

Данные экзамены на итоговый сертификат GCSE , что расшифровывается как General Certificate of Secondary Education (общее свидетельство о среднем образовании), являются ключевым моментом в жизни ребенка, во многом определяющим его дальнейшую судьбу. Сразу после сдачи GSCEs у студента есть выбор: продолжить свое образование с дальнейшей целью поступить в вуз либо окончить школу и пойти работать. Однако возможность продолжить образование и поступить в универ будет не у каждого, а лишь у тех счастливчиков, кто сдаст GSCEs на высокие баллы: обычно студенты сдают от 7 до 12 предметов , из которых хотя бы 5 должны быть с оценками в диапазоне от A* до С.

Дальнейшее образование: Sixth form и экзамены A-levels

Дальнейшая ступень образования носит название «sixth form » или «college ». По итогам данного этапа, который обычно занимает 2 года , студенты сдают еще одни экзамены – как правило, это академические A-levels (сокращение от «Advanced level qualifications»), которые с натяжкой можно назвать аналогом российских ЕГЭ. Существуют также эквивалентные квалификации в сфере профессионально-технического образования, такие как GNVQ"s или BTEC"s . Однако при выборе университета и конкретного курса обучения следует заранее ознакомиться со вступительными требованиями – дело в том, что некоторые вузы принимают исключительно результаты A-levels.

Поступление в университеты Великобритании

Для поступления в наиболее престижные университеты страны, такие как Оксфорд или Кембридж (вместе их часто именуют «Оксбридж»), как правило, необходимо получить A* по трем, а лучше – четырем предметам на A-levels и хотя бы 8 A* на GSCEs. Чем выше рейтинг универа – тем строже его требования. Следует отметить, что работодатели Великобритании также учитывают оценки соискателей при подборе сотрудников: высокие баллы на выпускных экзаменах делают вас более привлекательным кандидатом на рынке труда.

Хотя официальная позиция призывает считать все экзамены уровня A-levels равноценными, с точки зрения вузов, «не все йогурты одинаково полезны», то есть одни предметы более предпочтительны, чем другие. В отношении последних даже употребляется насмешливый термин «Mickey Mouse» A-levels – экзамены Микки Мауса, то есть абы что. Сложность заключается в том, что далеко не все универы в открытую публикуют списки предпочтительных предметов. Выяснить это можно, как правило, лишь в личной беседе с сотрудниками вуза, либо воспользовавшись «common sense» – то есть выбрав предметы в соответствии со спецификой учебного курса. Традиционно 4 экзамена по научным дисциплинам (допустим, химия, математика, физика, биология) ценятся превыше всего, однако такой выбор предметов будет несколько странен, если вы вознамерились поступать в художественный вуз. В последнем вам скорее пригодятся английская литература, история, искусство и дизайн.

Заметим, что все вышесказанное справедливо только в отношении Англии и Уэльса . Шотландия и Северная Ирландия обладают собственными системами образования, слегка отличными от остальной Великобритании (в частности, в Шотландии ребенок может начать учебу на год позже). Это следует учитывать при выборе школы или вуза. Англия же и Уэльс придерживаются общенациональной образовательной системы, описанной в данной статье.

Наши специалисты в сфере английского образования рады оказать содействие в устройстве детей в школы Великобритании.

Свяжитесь с нами сегодня по нижеследующим контактам:

Система образования Великобритании.

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством.

Закон об образовании 1944 г. стал первым актом общенационального значения, который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она существует и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании.

Они сформулированы в виде следующих целей:

· сокращение объема обязательного образования;

· совершенствование системы повышения квалификации преподавателей;

· сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа;

· увеличение инвестиций в образование;

· расширение участия общественности в деятельности школы

· начальное образование; для детей до 11 лет;

· среднее образование; для детей до 16 лет;

· высшее или дальнейшее образование; для детей после 16 лет.

Статистика.

В Англии и Уэльсе находится около 30 тысяч государственных школ, в которых учатся 8,5 миллионов детей.

В Шотландии школ всего 2741, а в Северной Ирландии - 1300.

В Англии около миллиона детей до четырех лет (около 50%) перед поступлением в школу посещают детские сады, в Уэльсе - более 70%, в Шотландии - 38, а в Северной Ирландии - 15% детей.

В частных школах Великобритании обучается более полумиллиона детей.

Дошкольное и среднее образование.

Система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения, национального происхождения и т.п. действует по всей стране. Существуют школы муниципальные и частные. В муниципальных школах обучение бесплатное, в частных - платное. В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или так называемых малышовых центрах. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями и родителями. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей.

Таким образом, система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. Продолжительность учебного года 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку.

Первые две стадии (с 5 до 11 лет) охватывает начальное образование. При этом дети, как правило, группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

Касательно системы среднего образования Великобритании. В ней выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом: объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11-12 до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом». Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. Однако в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе учеников.

В грамматических школах ребенок получает общее полное среднее образование, также осуществляется его подготовка к обучению в высших учебных заведениях. В основу учебной работы в грамматических школах положен принцип дифференцированного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

Система образования Великобритании в соответствии с административным делением и сложившимися традициями подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Следует отметить, что системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, а вот в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования и высшее образование.

Англия и Уэльс.

Образование в Англии и Уэльсе начинается с 5 лет. До 11 лет они обучаются в начальных школах, где упор делается на базовые навыки чтения, письма и арифметики. С 11 до 16 лет школьники учатся в средних школах, которые бывают общеобразовательными (comprehensive schools), с углубленным изучением предметов (grammar schools) и средними специальными (secondary modern schools).

По достижении шестнадцатилетнего возраста школьники могут продолжить образование для получения знаний, необходимых для поступления в Вузы и университеты в своей школе, в колледжах шестого класса (sixth form colleges) или в tertiary colleges.

Шотландия.

В начальных школах Шотландии дети учатся от 4 до 12 лет. Средние школы практически все - общеобразовательные (comprehensive), где полный курс длится шесть лет, но в некоторых горных районах, где из-за нехватки учителей или по другим причинам невозможно обучить детей всему, курс общеобразовательной школы длится четыре года, при этом учащиеся могут перевестись в другую школу для продолжения обучения.

Подавляющее большинство шотландских школ принадлежат совету по образованию и финансируются непосредственно своим советом. Однако, существуют также несколько школ (19), которые финансируются грантами Шотландского департамента образования и управляются организациями добровольцев. Родители учеников могут решить голосованием о переведении школы из-под контроля местного совета по образованию под прямое финансирование Департамента.

Северная Ирландия.

В начальную школу в Северной Ирландии ходят с 4 до 11 лет. Среднее образование организовано как по способностям учеников, так и по их религиозной принадлежности. Controlled schools целиком и полностью финансируются правительством. Voluntary schools принадлежат добровольным организациям, большинство из них принадлежит католической церкви, но получают финансовую помощь из общественных фондов. Voluntary grammar schools и некоторые католические школы получают прямые субсидии из Департамента образования Северной Ирландии.

Школа-пансион.

Помимо обычных средних школ, куда ученики приходят учиться днем (Day Schools), а вечером возвращаются домой, в Великобритании получила широкое распространение система школ-пансионов (Boarding Schools). В таких школах дети живут и учатся весь год, возвращаясь домой только на каникулы. Англичане, чья работа связана с частыми разъездами, - военные, дипломаты, бизнесмены, коммивояжеры и многие другие лица, которые по тем или иным причинам не могут уделять своим детям достаточное количество времени, охотно отдают детей в частные школы-пансионы. Даже очень состоятельные родители, имеющие возможность нанять гувернеров и учителей для своего ребенка, предпочитают пользоваться услугами привилегированных пансионов. Обширная сеть пансионов существует очень давно и является столь же традиционной, как и сеть обычных школ.

Английские пансионы - это система, главной целью которой является всестороннее гармоничное развитие детей. Школьные предметы, спорт и искусство органично объединены здесь в единую программу воспитания и образования детей, которая сформировывалась на протяжении десятков лет, прошла испытание временем и продолжает непрерывно совершенствоваться.

В Великобритании сосуществуют два типа пансионов: независимые/частные (Independent/Private Boarding Schools) и государственные (State Boarding School). Воспитанием и образованием детей с 5 до 11 лет занимаются, главным образом, частные школы-пансионы. Государственных школ-пансионов для детей в возрасте 5 - 11 лет очень мало.

Такие школы, как правило, имеют свои библиотеки, компьютерные классы, спортивные залы и площадки для игр, мастерские и лаборатории, комнаты для самостоятельных занятий и отдыха. В свободное от школьных занятий время ученики объединяются в различные спортивные секции и клубы по интересам. Опытные преподаватели координируют их деятельность и используют их возможности при подготовке к общешкольным вечерам, праздникам и спортивным соревнованиям. Преподаватели отвечают за все аспекты внешкольной жизни учеников, их здоровье, психологическое состояние. При школах-пансионах обязательно имеется круглосуточный медицинский кабинет с квалифицированными медсестрами. Школы обычно имеют договоренности с местными докторами, которые регулярно проводят медицинские осмотры детей, могут прибыть по вызову и оказать необходимую медицинскую помощь в любое время суток.

Система образования в Великобритании – продукт, на оттачивание коего ушли века. В 21 веке она считается эталонной. Именно эта система дала стержень для обучающих линий государств. И раньше, и сейчас тинэйджеры едут в Англию, чтобы обрести конкурентоспособное образование.

Система высшего образования в Великобритании – это 4 периода:

  • Подготовка;
  • Общее;
  • Послешкольное;
  • Высшее.

Ступени образования в Англии – это и послеуниверситетские курсы.

Обязательное образование в Великобритании равняется одиннадцати годам. Как и следует названию, этот тот минимум, неизбежный к прохождению. Оно имеет пару этапов:

  • Начальное;
  • Общее.

Подготовительное образование

Процесс учебы в туманном Альбионе возникает с самых младых ногтей. Малыши буквально с двух лет уже начинают грызть гранит науки. Первоначальное образование в Великобритании исполняется через:

  • Ясли;
  • Детские сады (Nursery School);
  • Начальные школы;
  • Институты полного цикла (с двух до 18 лет).

Как мы видим, даже детские сады называются не детскими садами, а школами. И программы в них особые. Акцент сделан не на том, чтобы малыша можно было бы куда-либо отослать, пока родители на работе, а на том, чтобы малыш смог с ранних лет осваивать элементарные учебные материалы.

Среднее образование

Система школьного образования в Великобритании – это не только школьное направление. В Британии также есть и институты иного формата. Для чего они нужны? Все направлено на то, чтобы родитель смог выбрать обучение в гармонии с персональными условиями. Если планируется вуз, избирается одна школа, если родители желают особых схем обучения, избирается иная школа:

  • Школа-пансион. Статусная учеба, нацеленная на зачисление в вузы. Специфика: подросток проживает там весь год. В стране востребованы раздельные школы-пансионы. В заведения могут пройти и россияне;
  • Частные школы. Специфика: персональный подход, детальная проработка материала, наличие всех инструментов и оборудования в школе. Двери коммерческих школ открыты и для россиян;
  • Государственные школы. Выучиться в них, не тратя средств, может только англичанин.

Колледжи в Англии для русских, школы, где учителя осуществляют коммуникацию на языке РФ, не созданы. Образование есть лишь на английском языке.

Есть типы школ со спецификой:

  • Грамматические. Это дорожка к освоению академических знаний. Такие школы актуальны в том случае, если подросток планирует попробовать себя в роли представителя университета;
  • Современные. Акцент на прикладном обучении. Школы этой специфики актуальными становятся тогда, когда человек планирует начать освоение рабочей квалификации;
  • Стандартные. Обучение по стандарту, при котором нагрузка равномерна. Это заведения общего типа.

Межнациональные колледжи – это шанс для получения диплома о среднем образовании. В них поступают в возрасте 14-18 лет. В колледжах есть программы для поступления в вуз. Их прохождение – гарант поступления в вуз без вводных испытаний.

Экзамены в Великобритании настигают тинэйджеров при окончании школы. Они содержат в себе сдачу 6-8 предметов. Если человек видит себя студентом вуза в будущем, ему потребуется сдать математику, иностранный язык, естественные направления, английский язык.

Видео о британских школах

Послешкольное образование

Места для освоения профессиональных программ (Tertiary College) – это аналог школ с акцентом на подготовку к зачислению в университет. Что дает профессиональное образование в Великобритании? Это предложение для подростков, которые решили не получать высшее, но при этом желают конкурентоспособности на рынке вакансий. Выданный диплом – это пропуск к работе в избранной сфере.

На послешкольное образование придется потратить 2 года. Главная цель – пройти экзамен A-Level.

Его специфика:

  • Студент должен ожидать экзаменов после каждого года, как и при обычной учебе;
  • На первом году человек избирает 4-5 дисциплин;
  • На втором году человек останавливает свой выбор на 3-4 направлениях;
  • Предметы избираются не спонтанно. Ожидается, что тинэйджер уже понял, кем он хочет стать. В соответствии с его целью и подбираются уроки.

Послешкольное образование отдано под реализацию институтам:

  • Колледжи;
  • Институты, уроки в которых заточены как для программ вузов, так и для профессиональных мест обучения;
  • В институтах.

Чаще всего для россиян программа A-Level является первой ступенькой на пути к образованию в туманном Альбионе. Россияне могут перейти на программу Foundation. Ее специфика:

  • Избрание 1-2 дисциплин;
  • Изучение языка государства.

Усилиями представителей структур обучения и работодателей была создана иная версия программы Foundation. Ее специфика:

  • Срок прохождения: 12 месяцев;
  • Это вариант для тинэйджеров и взрослых лиц, которые работают. Программы эти именно для занятого человека.

Высшее образование

Первостепенное образование вузов носит название undergraduate. В Великобритании действующей является двухуровневая схема обучения. Если в нашем отечестве такая схема появилась лишь в 2002 году, то в Англии она отточилась столетия назад.

Высшее образование в Великобритании реализуется через:

  • Госуниверситеты;
  • Проф. колледжи;
  • Приватные университеты;
  • Коммерческие колледжи;
  • Гос. колледжи.

В Британии есть степени:

  • По искусству;
  • По экономическим наукам;
  • По архитектуре;
  • По бухгалтерии;
  • По инженерии.

За него нужно отдавать деньги. Но англичане могут добиться и бюджетных мест. Россияне и другие иностранные граждане на бюджет претендовать не могут. Поступить в них может только тинэйджер или взрослый, получивший послешкольное образование. Для устройства запрашиваются данные:

  • Баллы, уже приобретенные на экзаменах, или ожидаемые баллы;
  • Компактное сочинение, касающееся целей, обоснования того, почему тинэйджер избрал конкретную область;
  • Список вузов, желательных для поступления;
  • Характеристика из школы.

Среднее образование РФ не станет пропуском в университеты Англии. Что предпринимать? Нужно отучиться два года в вузе РФ, сдать тест IELTS, который «скажет» об освоенности языка.

Для обучения в Англии актуальна легализация диплома РФ: переведение его на английский язык, встреча с нотариусом. Нужно подтвердить подлинность диплома.

Студент, окончивший университет, становится бакалавром.

Система высшего образования в Англии отнимет 3-4 года. Точные сроки зависят от избранной будущей работы.

Видео о высшем образовании в Англии

Послевузовское образование

Послеуниверситетское образование в Англии — это postgraduate и докторантура. Есть четыре программы обучения в Англии, составляющие разряд послеуниверситетских:

  • Схемы под прохождение в магистратуру. Отнимет от полугода до года;
  • Программы по специальностям, посредством ряда которых можно обрести степень магистра;
  • Академические и научно-исследовательские программы, посредством можно обрести степень магистра;
  • Докторантура. Займет 5-8 лет.

Есть еще одно отличие от отечественной образовательной схемы – в Британии магистратура является автономным институтом. Это не преобразование уровня бакалавра, как то принято в российской действительности.

Магистратура отнимет год времени. Учебный процесс короткий, но очень насыщенный. Запросы к студентам жесткие.

Как пройти в магистратуру? Степень бакалавра – вот проходной билет для поступления. Если же человек получил статус магистра, он может выбрать для продолжения послеуниверситетского обучения докторантуру. Требуется пройти тест и собеседование. Иностранцам нужно предоставить свидетельство IELTS, подтверждающее необходимый уровень знания официального языка Британии.

Система оценивания

Система оценок в Великобритании не унифицирована. То есть, она, в отличие от нашего отечества, разнообразна. По этим факторам избирается оценочная структура:

  • Регион;
  • Специфика обучения.

Есть две системы оценок:


Каникулы в Великобритании

Учеба в Англии летом для детей, как правило, направлена на постижение языка. Однако для тинэйджеров также представлены курсы:

  • По искусству;
  • По дизайну;
  • По актерскому мастерству и другие.

Они содействуют освоению новых навыков. Так как обучение сопряжено с интенсивным общением с британцами, бонусом является прокачка владения английским.

Получение образования для русских

Обучение в Англии для русских в идеале производится, когда ребенку совсем мало лет. Для реализации этого подбирается коммерческая школа. В этом варианте тинэйджер успеет приспособиться под английские стандарты, освоит язык, привыкнет к среде. Сколько стоит обучение в Англии? Политика учреждения – центр решений. Ориентировочная цена на коммерческие школы страны составит 4-5 тысяч фунтов за один триместр.

Это актуально только для тех учеников, которые жаждут пройти в Кембридж или другие статусные университеты. Если амбиции тинэйджера и его родителей не столь велики, можно предпочесть малые частные школы, цена обучения в которых равна, плюс минус, 2 тысячам фунтов.

Может ли быть учеба в Англии бесплатной? К сожалению, россиянину доступ к образованию, за которое не нужно будет отдавать деньги, практически закрыт. Однако, все-таки, приобрести образование, не платя за это денег, можно по таким схемам:

  • Оформление гражданства, что даст возможность претендовать на бюджетные места;
  • Участие в межнациональных программах;
  • Поездки по обмену, если в вузе России налажены контакты с местными университетами;
  • Гранты на обучение в Англии;
  • Стипендии от РФ или от университетов Британии.

Кстати говоря, некоторые лица столь одержимы учебой в туманном Альбионе, что пытаются пройти к своей мечте весьма экстравагантными методами. К примеру, оформлением статуса беженца. Но это трудоемкий путь, так как статус беженца со всеми его привилегиями предоставляется далеко не каждому.

Для решения проблемы об оплате обучения лучше обратиться напрямую к представителю учебного заведения, в которое мечтает поступить подросток. В персональном случае возможно снижение стоимости на обучение.

В заключение можно заметить, что большинство при вопросе обучения останавливает значительная цена и тот факт, что иностранцы должны платить за образование. Однако пути решения финансовой проблемы возможны. Для их поиска рекомендуется связываться с представителями учреждений напрямую, так как информация о грантах, программах не афишируется обширно.

Образование в Англии является предметом желания множества студентов со всего мира – ежегодно в Соединенное Королевство приезжают сотни тысяч учеников, чтобы получить качественное, престижное образование. Мы раскроем причины этой популярности и докажем вам, что образование в Великобритании – едва ли не лучшее, что может дать родитель своему ребенку. В этой статье вы можете найти ключевые, основные тезисы - больше информации представлено в нашем официальном разделе .

Образование в Великобритании: ключевые преимущества?

  • Дипломы, сертификаты и аттестаты, полученные в Англии, высоко ценятся во всем мире, признаны на международном уровне и считаются очень престижными. Это гарантия успешной карьеры и высокой, престижной должности и хорошей зарплаты
  • Здесь используются самые передовые и новейшие методы обучения, современное оборудование и техника, а профессионализм педагогов и кураторов находится на необыкновенно высоком уровне
  • неизменно занимают верхние строчки всевозможных мировых рейтингов – во многих странах именно британская образовательная модель стала основой для национальной системы
  • Универсальность английского языка – именно английский используется во всем мире в сфере бизнеса, торговли, туризма, науки, информационной техники и.т.д. А где можно наилучшим образом , как не в стране его возникновения, в атмосфере полного языкового и культурного погружения?
  • По сравнению с аналогичными европейскими и американскими программами британские учебные направления не слишком отличаются по цене. Плюсом является тот факт, что степень бакалавра здесь можно получить всего за 3 года (а не за 4), а магистра – всего за год (а не за два), что существенно на учебу и проживание
  • Мультикультурность и многонациональность Британии служит лучшей средой для развития чувства причастности к единой мировой культуре: здесь учатся настоящие космополиты и граждане мира, готовые к жизни в глобализованном социуме
  • История образовательной системы насчитывает даже не десятки, а сотни лет! Образовательные традиции здесь укреплялись на протяжении веков. Еще во времена Средневековья просветительская деятельность велась монахами и церковными деятелями, а легендарные университетские цитадели и не сдают своих высоких позиций уже более 700 лет. При этом национальная система продолжает активно развиваться, модернизироваться, идет в ногу со временем: имеют место крупные правительственные дотации. По данным статистики, британские ученые в совокупности получили больше нобелевских премий, чем ученые из любой другой страны мира (за исключением США), а в общем количестве мировых научных исследований работы ученых Туманного Альбиона составляют порядка 5%.
  • Постоянный контроль за качеством образования и сервиса: каждое учебное заведение, вне зависимости от его возраста и престижа, регулярно проходит множество проверок и аттестаций. За это отвечают такие независимые организации, как Office for Standards in Education, The British Council и British Accreditation Council.

Система образования в Великобритании

I. Начальное и среднее образование.

Согласно законам, обязательным является . Самые юные учащиеся, малыши, могут посещать детские сады, а после окончания среднего образования можно продолжить учебу в колледже или университете или же начать трудовую деятельность. В общих чертах системы образования в Англии, Шотландии и Уэльсе совпадают, но между собой имеют множество различий.

Образовательные учреждения делятся на государственные и частные. Они отличаются стоимостью и условиями приема, учебными планами и продолжительностью семестров, но чаще всего имеют одинаковые условия проведения экзаменов, структуру учебы и уровень академической подготовки (последний должен соответствовать единым государственным стандартам).

1) Дошкольное образование (3-4 года).

Данная ступень не является обязательной: по статистике, только 30% малышей 3-4 лет учатся в подобных учреждениях.

2) Начальная и средняя школа (5-16 лет).

Начальные классы длятся с 5 до 11 лет, а средняя школа заканчивается в 16 лет экзаменами первого уровня. Ученики, которые предпочли академический курс (его еще часто называют теоретическим), получают General Certificate of Secondary Education (в Шотландии его аналогом является Scottish Certificate of Education). При завершении профессиональной (практической) подготовки выдается General National Vocational Qualification, но предусмотрены и другие виды аттестатов и квалификаций.

Что касается частных школ, то они чаще всего принимают детей с 7 лет (до этого малышам предлагаются детские сады или подготовительные классы) – в начальной школе учатся до 13 лет, а в средней – до 16 лет (также сдают экзамены первого уровня).

3) Старшие классы (продвинутый уровень, 16-18 лет).

К этому времени студенты уже определяются с дальнейшими планами: начать трудовую деятельность, поступить в колледж или университет. В последнем случае учащихся ожидают специальные двухгодичные подготовительные курсы: сдав профильные экзамены первого уровня, студенты поступают в так называемые . Обычно старшеклассникам предлагается широкий список предметов, из которых они самостоятельно выбирают наиболее приоритетные варианты, опираясь на собственные интересы, вкусы, способности, требования выбранного вуза и профессии. В 17-18 лет (чуть раньше в Шотландии) сдаются экзамены продвинутого, второго уровня (A-level, его аналог в Шотландии – Highers), что приводит к получению GCSЕ или GCE A-levels. Если ученик занимался по программе профподготовки, то он получает квалификацию и диплом GNVQ/NVQ Advanced.

Альтернативой традиционному английскому пути служит международный курс International Baccalaureate (IB). Она объединяет образовательные стандарты различных стран мира и унифицирует требования к учащимся. Она является даже более углубленной и насыщенной, чем A-level: изучается 6 профильных выбранных предметов, пишется личный исследовательский проект и курсовая работа. Но все усилия вознаграждаются: сертификат IB дает существенное преимущество для европейских и американских вузов (последние даже зачисляют абитуриента сразу на второй курс).

II. Подготовительные программы университетов.

К сожалению, российский аттестат не является достаточным документов для поступления в британские вузы, поэтому для русских студентов полезными будут подготовительные курсы Foundation. Это наиболее оптимальный, выгодный и короткий путь в университет или колледж, а требования для поступления здесь минимальны:

  • Аттестат о среднем образовании
  • Небольшое эссе о себе, своих целях и интересах
  • Сертификат о знании английского языка (обычно принимается IELTS или TOEFL).

В течение года на Foundation студенты знакомятся с обычаями и культурой Великобритании, адаптируются к особенностям национальной образовательной системы, принципах и правилах обучения, а также значительно повышают языковой уровень и сдают квалификационные экзамены. В языковой программе – развитие письменной и устной речи, навыка чтения и аудирование, изучение грамматики и лексики. Дополнительно студенты изучают академические предметы (преимущественно те, которые планируют выбрать в университете в последующем). Уделяется много времени не только практическим и теоретическим занятиям, но и самостоятельной работе: в библиотеке, классе самоподготовки, компьютерной и научной лаборатории, во время написания личных или коллективных исследовательских проектов. При помощи профессиональных педагогов, кураторов, консультантов учащиеся окончательно делают выбор университета и будущей профессии, специализации.
Прием ведется 1-2 раза в год (точные даты устанавливает каждое учреждение самостоятельно).

III. Высшее образование.

Студенты могут получить образование по наиболее актуальным и престижным направлениям, овладеть профильными ценными навыками, которые значительно повысят их популярность на международном рынке труда. По всему миру ценятся невероятно высоко, дают возможность занимать высокую и прибыльную должность и быстро продвигаться по карьерной лестнице. Если выпускник-иностранец решит остаться в стране, то правительство поддержит данную инициативу – можно попробовать получить законное разрешение на работу. К примеру, Шотландия дает право всем без исключения выпускникам работать в течение двух лет после окончания вуза!

В британской системе приняты следующие степени:

  • Undergraduate (первое высшее, или бакалавр):
    • BA (гуманитарные науки)
    • BSc (естественные науки)
    • LLB (право)
    • BEd (педагогические науки)
    • EEng (технические науки)
    • BMus (музыка)
    • BM или BS (медицина)
  • Postgraduate (второе, или поствысшее, магистратура):
    • PGCE, Postgraduate Certificate in Education (свидетельство на преподавание)
    • DMS, Diploma of Graduate Studies (менеджмент)
    • MA, Master of Arts (гуманитарные науки)
    • MSc, Master of Science (технические науки)
    • MBA, Master of Business Administration (деловое администрирование)
    • LLM, Master of Law (право).

Программа Undergraduate предлагается более чем в 180 учреждениях Соединенного Королевства. Обычно обучение занимает 3 года (4 в Шотландии), но исключение составляют направления медицины, стоматологии и архитектуры – по ним обучение длится 5-7 лет.

Postgraduate – это любое продолжение обучения после первой ступени. Данную степень (ее обычно называют магистерской) можно получить за 1-2 года, если студент достаточно хорошо владеет английским языком и, конечно, имеет диплом Undergraduate. Все программы условно делятся на два вида:

1) Теоретический курс (taught programme)

Результаты студентов оцениваются в основном при помощи письменных работ, самой крупной из которых является дипломная (20,000 слов и более). Выпускники этого курса получают диплом, степень или свидетельство.

2) Научно-исследовательский тип (research programme)

Здесь над теоретическими лекциями и групповыми уроками преобладают самостоятельные и практические исследования – обычно проекты студентов входят в единый крупный университетский проект. Наивысшая степень - доктор философии (Doctor of Philosophy, или PhD).

Как поступить в университеты Великобритании?

Высшее образование в Великобритании можно смело назвать непреходящей ценностью – его престиж, качество и востребованность проверены веками успешной работы. Тем не менее, остается сложный вопрос выбора учебного заведения: как сделать так, чтобы не потратить деньги зря, чтобы обучение полностью соответствовало вашим запросам, не обмануться в ожиданиях?

Приготовьтесь к тому, что для русских студентов поступить в вузы Англии достаточно сложно: дело не в недостатке интеллектуальной подготовки, а в технических и формальных моментах. Какие есть варианты для успешного поступления?

1) Окончить британскую школу (частную или государственную), в том числе и программу для старшеклассников (британский A-level или международный International Baccalaureate). Хорошие оценки при выпуске, аттестат с высоким баллом практически гарантирует зачисление в выбранный университет. Но, конечно, этот способ сработает только в том случае, если вы еще не вышли за рамки школьного возраста.

2) Закончить 11 классов в средней школе в России (получить полное среднее образование) и поступить в Великобританию на курс российской. Британцы уверены, что российского школьного аттестата недостаточно для зачисления в университет: считается, что их школьная программа более полная, углубленная и насыщенная, поэтому для русских студентов и требуется дополнительная академическая подготовка. На самом деле, наш опыт показывает, что обучение на Foundation нужно больше для психологической подготовки школьника. Это помогает ему освоиться в новой культурной и языковой среде, привыкнуть к особенностям местной образовательной системы, научиться мыслить более свободно и отстаивать свое мнение, проявлять инициативу. К сожалению, в российских школах по-прежнему крепка традиция зубрежки, максимально точного пересказа известных фактов, тогда как в Соединенном Королевстве подход кардинально иной. Кроме того, курс помогает значительно улучшить уровень английского языка: в университеты Англии чаще всего требуются результаты IELTS 6.0-6.5, а российский школьник сдает экзамены в среднем на 5.5, и то в том случае, если в его школе была сильная лингвистическая подготовка, он выезжал на каникулы в англоязычные страны и общался с носителями. Обучение на программе Foundation позволит выучить английский в его живой, меняющейся, разговорной форме, повысить коммуникативные и речевые навыки, снять эмоциональный и психологический барьер.

3) Окончить российскую школу и закончить первый курс отечественного университета. При условии хорошей успеваемости и отметок, а также высокого балла по результатам IELTS или TOEFL вас смогут зачислить сразу же на второй курс – более 110 вузов Англии предоставляют такую возможность. Для этого используется специальная централизованная система Universities and Colleges Admissions Servives (UCAS). Онлайн заполняется анкета, оплачивается регистрационный взнос (банковской картой) и ожидать приглашения от университетов (заявления можно подать сразу в 6 приоритетных учреждений). Есть три варианта ответов:

  • “заявление отклонено” (дальше ждать и апеллировать бессмысленно)
  • “вы приняты” (самый успешный и, конечно, желаемый вариант)
  • “вы приняты условно” (наиболее распространенный ответ. В данном случае вам нужно уточнить условия, по которым университет не зачислил вас “безусловно”, и повысить необходимые параметры или навыки).

Тестирование IELTS можно сдавать повторно, если с первого раза вы остались недовольны результатами. Университеты Великобритании могут попросить выслать академическую справку с указанием отметок и полученных баллов. Обратите внимание, что подача заявлений в UCAS проводится зимой-в начале весны, а фактическое заявление проводится в июле-августе. Для правильной подачи заявления настоятельно рекомендуем обратиться к нашим специалистам: подобные заявления и анкеты обращают огромное внимание на формальности и грамотность, поэтому любой лишний символ или неверно проставленная галочка могут ограничить ваши возможности для поступления.

Какие тестирования предлагаются абитуриентам?

1) TOEFL (Test of English as a Foreign Language).

Один из самых известных экзаменов на знание английского языка, который был разработан и утвержден Американским Советом. Чаще всего он используется при зачислении абитуриентов в вузы, при трудоустройстве или повышении квалификации. Сегодня тестирование чаще всего проводится онлайн, с помощью ПК (так принято на всей территории СНГ - computer based test), но кое-где остались и “бумажные” варианты (paper based). Экзамен включает в себя 4 блока: Listening (аудирование, восприятие речи на слух), Speaking (речевые и коммуникативные способности), Reading (чтение и понимание оригинального текста), Writing (письменная речь и грамматика).

2) IELTS (International English Language Testing System).

Официально принятое Британским Советом тестирование, проверяющее навык использования английского языка в повседневных, обычных ситуациях (General), либо в академической и научной среде (Academic). Также делится на 4 блока знаний и навыков: Listening (аудирование, восприятие речи на слух), Speaking (речевые и коммуникативные способности), Reading (чтение и понимание оригинального текста), Writing (письменная речь и грамматика).

3) GMAT (Graduate Management Admission Test)

Этот экзамен применяется в основном на Западе при поступлении на магистерские программы и курс делового администрирования MBA (Master of Business Administration). Для получения высоких результатов нужно хорошо владеть арифметикой, грамматикой, геометрией; проверяются также следующие навыки и умения:

  • Сritical reasoning (понимание языка и сообразительность)
  • Problem solving (математика и рациональное мышление)
  • Data sufficiency (математика)
  • Reading comprehension (чтение и понимание оригинальных текстов)
  • Sentence correction (грамматика, умение грамотно формировать слова в предложения и словосочетания, учитывать контекст).

Языковое обучение в Великобритании академическое образование

Сегодня в Британии предлагается великое множество различных курсов английского языка, работает несколько сотен школ, лингвистических центров и лагерей. Наиболее престижные и топовые имеют аккредитацию Британского Совета, являются членами ARELS (Ассоциации аккредитованных школ английского языка) и других престижных организаций и комитетов.

В Англии подходящий вариант сможет для себя подобрать каждый студент, вне зависимости от возраста и академических потребностей. Здесь практикуется комплексный подход: все основные навыки (чтение, аудирование, письменная и устная речь) практикуются вместе, в едином контексте и в тесной взаимосвязи друг с другом. Если вы выбираете краткосрочные курсы (например, каникулярные), то упор будет сделан на развитии речевых, коммуникативных навыков.

Среди общего многообразия программ можно выделить несколько основных типов:

1) Общий, базовый

Его предлагают практически все образовательные учреждения. Изучается чтение, письменная и устная речь, навык аудирование, грамматика и лексика, совершенствуется произношение и коммуникативные способности. Можно выбрать стандартный, интенсивный и супер-интенсивный варианты. Обычно уроки проводятся в утренние и обеденные часы, а в остальные время студенты занимаются спортом и творчеством, гуляют и общаются, готовятся к урокам и выезжают на экскурсии. Соответственно, чем выше академическая интенсивность, тем меньше времени для досуга, но тем скорее прогресс.

2) Экзаменационная подготовка

Этот вариант выбирают студенты, которым нужно подготовиться к сдаче выбранного языкового теста - IELTS, TOEFL , Cambridge CAE, Cambridge CPE и других – для поступления на обучение или трудоустройства.

3) Академический год

Углубленное, длительное изучение английского языка (от полугода до года), подразумевающий дополнительную подготовку к поступлению в колледж или вуз. Плюсом является доступная стоимость и очевидная финансовая выгода, минусом – строго фиксированные даты начала.

4) Бизнес-английский

Деловой английский необычайно популярен среди специалистов всех сфер деятельности – это мировой общий язык, без знания которого трудно построить карьеру в современном мире. Курсы бизнес-английского популярны у студентов, действующих специалистов и глав крупных компаний – словом, у всех, кто хочет быстро преодолеть языковой барьер, без труда проводить телефонные и личные переговоры, вести презентации и документацию, лучше понимать своих партнеров и коллег по всему миру. Также профильное знание языка позволяет читать деловую прессу и отслеживать бизнес-новости со всех стран, изучать каталоги и сайты в оригинале, нанимать персонал из различных государств.
Чаще всего курсы делового английского строятся в сочетании с основной программой: 15-20 общих уроков + 5-15 профильных в неделю. Программы составляются таким образом, чтобы учитывать все запросы и требования конкретной группы учеников, изучать английский в нужном контексте и в условиях его практического применения. Активно используются различные вспомогательные материалы: настоящая документация, записи, телефонные разговоры, СМИ и интернет; постоянно устраиваются деловые ролевые игры, смоделированные ситуации, дискуссии и семинары. Помимо общего улучшения языкового уровня, студенты учатся деловому этикету, поведению в различных ситуациях, проведению переговоров и презентаций, навыкам работы в международном коллективе, умению проходить и организовывать интервью или собеседование. Курсы бизнес-английского могут иметь различную тематическую направленность, захватывать более узкие и специализированные сферы: к примеру, есть курсы для топ-менеджеров, для молодых и начинающих бизнесменов, программы для специалистов различных направлений (туризм, право, медицина, логистика, кадровые службы, секретариат и личные помощники, банковское дело и страхование, энергетика, политика и многое другое).

5) Английский + отдых (спорт, творчество, экскурсии, культура и.т.д.).

Какой родитель откажется от возможности организовать для ребенка не только веселые и увлекательные, но и полезные каникулы? Сезонные курсы в Великобритании помогут и отдохнуть, и значительно повысить языковой уровень - и все это в межкультурной, доброжелательной, комфортной обстановке. Помимо эффективных академических уроков студенты посещают великое множество досуговых и развлекательных мероприятий, отправляются на экскурсии, творческие встречи и семинары, лекции приглашенных гостей, занимаются спортом и творчеством. Разнообразие комбинированных курсов действительно поражает воображение – подходящий вариант и цена найдется абсолютно для любого ученика! Предлагаемые программы зависят от местоположения учреждения (география и климат), типа проживания, вида и интенсивности языковых занятий, возможностей для спорта и активного отдыха, экскурсий, культурной насыщенности мест.

Проживание студентов во время учебы

Каждый совершеннолетний ученик волен сам выбирать наиболее комфортное для себя место проживания:

  • Гостиница или отель (тихо и комфортно, достаточный уровень независимости, отличный сервис; из минусов – цена, особенно в больших городах вроде Лондона)
  • Студенческая резиденция, общежитие (вариант для активных и общительных, постоянное общение со сверстниками из других стран. К минусам можно отнести общие удобства, кухни и комнаты отдыха (встречаются чаще, чем удобства в номере).
  • Проживание в принимающей семье – особенно часто этот вариант выбирают студенты краткосрочных и сезонных курсов (низкая цена, предлагается питание. Прекрасная возможность постоянно практиковать языковые навыки с непосредственными носителями языка, больше узнать о британских традициях, истории, культуре и обычаях).

Для студентов, которые выбирают наиболее длительные программы, мы чаще всего рекомендуем для начала остановиться в семье на 1-2 месяца, чтобы полноценно и спокойно привыкнуть и адаптироваться к новой среде, а уже потом, при необходимости, сменить выбор жилья.

Трудоустройство иностранных студентов на время обучения в Англии

Обычно в Великобритании, в отличие от России, подработка во время обучения не принята. Подразумевается, что если человек выбрал недешевое образование за рубежом, то он в состоянии обеспечить себя, в том числе проживание и питание. Но многие ученики начинают работать не из-за недостатка денег, а чтобы приобрести полезный опыт, завести новые знакомства, узнать жизнь страны изнутри и максимально улучшить уровень английского. Многие учебные заведения поддерживают данное желание и с удовольствием помогают своим студентам найти временную работу.

Согласно официальному законодательству, студенты могут работать до 20 часов еженедельно в том случае, если их программа длится более 6 месяцев. Приготовьтесь к тому, что даже относительно высокая зарплата будет не в состоянии покрыть стоимость учебы, но вот компенсировать затраты на питание, транспорт и частично на жилье вполне реально!

Как и в России, предложения по работе не отличаются разнообразием: обычно это представители неквалифицированных профессий – горничные, курьеры и грузчики, помощники, продавцы и посудомойщики. Если у вас действительно высокий уровень английского и вы сможете доказать, что на равных общаетесь с носителями языка, то вам могут предложить должность портье или регистратора в гостинице, официантом или барменом (кроме всего прочего, здесь дополнительным плюсом служат чаевые и питание, а также возможность проживания). Также есть возможность поработать на семью, в которой вы проживаете: часть хозяевам дома требуется посидеть с ребенком, помочь в уборке или в саду, выгулять собаку, съездить в химчистку или магазин – не отказывайтесь от подобных предложений!

Где обычно ищут предложения о работе?

  • Среди местных знакомых (“сарафанное радио”)
  • В местных газетах и СМИ
  • На доске объявлений в вашем учебном учреждении (лучший вариант найти подработку на полдня, выходные дни)
  • В специальных центрах по трудоустройству – они часто работают в учебных заведениях, составляют собственные базы данных, выпускают газеты и буклеты. Специалисты помогут вам составить небольшое резюме, подскажут наиболее привлекательные и доступные, оптимальные варианты, дадут рекомендации относительно стажировки или производственной практики.

Обратите внимание на следующие ограничения относительно работы за рубежом:

  • Вы не можете работать на полную ставку
  • Вы не можете открыть собственное предприятие
  • Вы не можете быть профессиональным тренером или инструктором
  • Средства, которые вы планируете зарабатывать, не могут служить основанием для получения визы – вы должны подтвердить свою финансовую состоятельность без необходимости работы или государственной помощи. Исключение составляет зарплата, которую вам планируют выплачивать на должности непосредственно в колледже или университете, если вы получили такое ценное предложение.