Префронтальная зона мозга является третичной. Как медитация развивает префронтальную кору мозга – центр внимания и контроля. Нарушения префронтальной коры




Префронтальная кора – это та часть мозга, которая делает человека человеком в психологическом и социальном смысле. Высшие сложные поведенческие функции и способность к мышлению обеспечивается именно этим участком больших полушарий. Можно сказать, что человек может думать благодаря префронтальной коре.

Анатомически префронтальная кора располагается в лобных долях больших полушарий. Область включает в себя 3 зоны:

  • заднебоковую;
  • срединную;
  • орбитофронтальную.

Взаимосвязи

Она имеет наибольшее количество связей с другими отделами головного мозга. Особо много связей лобный участок имеет с промежуточным мозгом: таламусом, гипоталамусом. Также передняя кора сообщается со структурами ствола и другими участками коры: с затылочной, теменной и височной.

Задняя область коры преимущественно связана с зонами, отвечающими за внимание, мыслительные процессы и двигательные акты. Внутренняя сторона префронтальной коры сообщается с лимбической системой, которая отвечает за низшие и высшие эмоции человека.

Передняя кора имеет сообщения со стволовыми строениями головного мозга. Больше всего – с ретикулярной формацией (структура, отвечающая за энергетический баланс и активацию коры). Поэтому префронтальная область зависит от состояния ствола, регулирующего активацию и торможение коры мозга.

Функции

Префронтальная кора головного мозга отвечает за высшие когнитивные функции человека. Эта область мозга относится к третьему функциональному блоку по Лурии, и носит название «программирование, регуляция и контроль». Кора ответственна за течение сознательной жизни человека, за протекание психических процессов.

В ней происходит формирование моделей поведения, адаптация к ситуации и подбор к ней поведенческих паттернов. К примеру, человек в течение жизни обретает опыт – модели поведения в определенной ситуации. Если он попал в незнакомую обстановку или обстоятельства, префронтальная кора начинает «искать» прежние паттерны, подходящие для ситуации, или формирует совершенно новые, которые подойдут для незнакомых условий.

Специфические функции:

  1. Эмпатия – сложная эмоция, доступная лишь человеку. Эмпатия формируется за счет комплекса поступающих извне сигналов от другого человека. В этот комплекс входит: мимика, жесты, тон голоса, скорость, обстоятельства. Префронтальная кора синтезирует эту информацию в единый образ и формирует эмпатию к другому человеку.
  2. Контроль эмоций и уравновешенность. Эмоции порождаются подкорковыми структурами в промежуточном мозге. Префронтальная кора позволяет осмыслять эти эмоции и контролировать аффект – то, чего не могут животные. Эта область выступает фильтром и регулятором чувств.
  3. Реакция на стимул: промежуток между действием раздражителя и ответом на него – латентный период, во время которого информация об источнике «осмысливается».
  4. Самосознание и возможность осознавать предыдущий и настоящий опыт. Планирование будущего, постановка целей и формирование мотивации. Кроме того, префронтальная кора не просто сохраняет опыт, но и связывает различные звена между прошлым, настоящим и будущим. Здесь хранится автобиография о самом себе.
  5. Интуиция – возможность проникать в сущность ситуации посредством инсайта (внезапное озарение). Интуиция имеет физиологическое обоснование, так как это – предыдущий опыт, хранящийся в подкорке. А за счет крупных связей между префронтальной корой и подкорковыми структурами интуиция может реализовываться как часть планирования поведения или целей.
  6. Мораль. Дэниел Сигел, профессор психиатрии в медицинской школе Лос-Анджелеса говорит, что за вопросы, связанные с нравственностью и моральными ценностями отвечает префронтальная кора.
  7. Волевой контроль за поведением.
  8. Прогноз будущих событий и последствий своих деяний.

В префронтальной коре располагается 9, 10, 11, 12, 46 и 47 поле по Бродману.

9 поле отвечает за:

  • Кратковременную память и оценку давности событий, то есть человек может чувственно представить и составить мыслительный образ того, насколько давно это было. К примеру, мы можем представить временную разницу между вчерашними событиями и событиями десятилетней давности.
  • Слуховое восприятие слов.
  • Идентификацию других людей, определение их намерений и прогноз поведения.
  • Пространственное мышление. Когда в уме мы представляем многомерные фигуры, активизируется 9 поле.

10 поле отвечает за:

  1. Принятие решений и планирование поведения.
  2. Установление логической цепочки событий, между теориями, гипотезами и предположениями.
  3. Оперативную память. Это явление можно сравнить с оперативной памятью компьютера, отвечающая за выполнение нескольких задач одновременно и параллельное хранение информации о них.

11 поле ответственно за осмысления обоняния, придание ему смысла. Эта зона позволяет, учуяв определенный запах, вспомнить событие из жизни. Благодаря 11 полю с запахами ассоциируются эмоции. 12 поле помогает лобной коре контролировать подкорковые структуры. 46 и 47 поля ответственны за сочетание одновременного поворота глаз и головы в сторону, за пение и модуляцию движений речевого аппарата, что позволяет четко произносить речевые звуки.

Тренировка префронтальной коры заключается в чтении, счете и письме. Существует методика, пункты которой необходимо выполнять каждый день. В среднем выполнение всего алгоритма не занимает больше 5 минут в день:

  • Вспоминание вчерашних событий. Для этого в течение нескольких минут нужно вспоминать вчерашнюю деятельность: с кем был разговор, как собеседник был одет, какая погода была, что читали и какие слова произносили. В общем, задача состоит в том, чтобы вспомнить как можно больше за вчерашний день.
  • Чтение вслух. Читать можно любую небольшую простую статью, которая попадется на глаза. Суть: после прочтения колонки нужно записать время, потраченное на чтение, после чего нужно осмыслить информацию и пересказать себе вслух. Уже через месяц ежедневной тренировки свойства памяти улучшаются до 20%.
  • Написание слов. Писать нужно не на клавиатуре, а ручкой. На бумаге можно записывать свои мысли, прочтенную статью или расписывать планы на последующую неделю.

Префронтальная кора естественным образом атрофируется по мере старения человека. С этим фактом связывают старческую деменцию или слабоумие, могущее перейти в болезнь Альцгеймера. Медицинский факт: люди, чей образ жизни связан с интеллектуальным занятием, менее подвергаются инволюционным изменениям коры головного мозга.

По мере атрофии ухудшается память. Человеку труднее вспомнить события из жизни, понижается скорость мышления, замедляется закрепление ассоциаций.

Также данная кора выполняет функцию забывания. Это естественный процесс освобождения гиппокампа от «мусора» – один из защитных механизмов человеческой психики.

Дорсолатеральная префронтальная кора

Этот участок, дорсолатеральная префронтальная кора, или заднелатеральная область, является органическим субстратом оперативной или кратковременной памяти. В исследовании 1936 года показано, что у высших приматов, у которых эта часть мозга подверглась разрушению, ухудшилась кратковременное запоминание.

Дорсолатеральная зона учавствует в формировании произвольного внимания (способность к концентрации, устойчивости и переключаемости). Здесь происходит фильтрация неактуальных мыслей и ощущений. Всем знакомо понятие, когда пытаешься сконцентрироваться на одной вещи, а в голову «лезут» не те мысли – это недоскональность работы дорсолатеральной области. Однако при активизации этого участка человек сохраняет способность работать над одной идеей или мыслью в течение долгого времени, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Данный участок формирует у человека чувство справедливости. Этот участок дал возможность человеческому виду сформировать понятие о справедливости, чувстве вины и обвинении других людей, о назначении приговора за содействие в неправоверных действиях.

ФУНКЦИИ ПРЕФРОНТАЛЬНОЙ КОРЫ:
  • устойчивость внимания;
  • настойчивость;
  • оценки;
  • управление импульсами;
  • организованность;
  • самоконтроль;
  • решение задач;
  • критическое мышление;
  • способность планировать на будущее, прогнозировать;
  • делать выводы, учиться на опыте;
  • способность ощущать и выражать эмоции;
  • взаимодействие с лимбической системой;
  • эмпатия.

Префронтальная кора (ПК) - наиболее развитая часть головного мозга. Эта область находится в перед­ней трети полушарий, прямо за лобной костью. Часто в префронтальной области выделяют три зоны: дорсолатеральную (внешняя поверхность ПК), кору нижней по­верхности лобных долей и поясную извилину (проходит в средней части лобных долей).

Префронтальная кора


ная кора, вид снаружи.


ная кора, вид снаружи.

Дорсально-латеральная префронталь-
ная область (трехмерное изображение
поверхности, вид сбоку).

Инфериорно-орбитальная префронталь-
ная кора (внутреннее строение).

Инфериорно-орбитальная префронталь-
ная кора (внутреннее строение)
Трехмерное изображение - нижняя поверхность.

Префронтальная область
Трехмерное изображение поверхности,
вид сверху.

О поясной извилине, которую часто рассматривают как часть лимбической системы, мы поговорим в отдель­ной главе. Дорсолатеральная и внутренняя глазная из­вилины часто именуются главным управляющим цен­тром мозга. Обе их мы рассмотрим в этой главе. При необходимости я буду уточнять, что именно известно об их функциях.

Вообще ПК - это та часть головного мозга, которая отслеживает, контролирует, направляет, управляет и фокусирует ваши действия. Она отвечает за «исполни­тельные функции» - способность управлять временем, суждениями, импульсами, планированием, организацией и критическим мышлением. Способность человека, как вида, думать, планировать будущее, рационально ис­пользовать время и общаться с окружающими в значи­тельной степени зависит от этого отдела мозга. ПК от­вечает за действия, которые помогают вам оставаться нацеленными на достижение определенного результата, социально ответственными и эффективными.

Томас Голтьери, психиатр из штата Северная Каро­лина, лаконично охарактеризовал функции ПК у чело­века как способность формулировать цели, вырабаты­вать планы их достижения, эффективно их реализовывать, а также менять курс или импровизировать перед лицом препятствий или неуспеха, причем проделывать это успешно при отсутствии внешнего управления или структуры. Способность отдельного человека ставить перед собой цели и добиваться их считается главной чертой зрелой эффективной личности. Причем эта спо­собность не определяется общественными условностями или культурным багажом. Эта способность заложена в структуру префронтальной коры и ее связей 1 .

1 John Ratey, M.D., ed., The Neuropsychiatry of Personality Disorders (Cambridge, Mass.: Blackwell Science, 1995), p. 153.

Префронтальная кора (в особенности кора нижней поверхности лобных долей) помогает думать, что мы го­ворим или делаем, до того, как мы это говорим или де­лаем. Скажем, если вы ссоритесь со своим мужем (женой) и ПК у вас работает хорошо, скорее всего, вы станете реагировать обдуманно, и ваши ответы смогут исправить ситуацию. Если ваша ПК работает плохо, то, наверное, вы скажете такое, от чего всем станет только хуже. ПК по­могает вам решать проблемы, просчитывать, как станет развиваться ситуация, и, используя опыт, выбирать из нескольких вариантов оптимальный. Хорошая функция ПК необходима в такой игре, как шахматы.

Эта же часть мозга отвечает за то, как вы учитесь на собственных ошибках. Хорошая работа ПК не означает, что вы не совершаете просчетов. Однако она поможет вам не совершать одну и ту же ошибку снова и снова. Вы в состоянии учиться на опыте и использовать уроки прошлого. Скажем, студент с хорошей работой ПК в со­стоянии усвоить, что, приступая к работе по большому проекту как можно раньше, он тем самым обеспечит се­бе больше времени на исследовательскую работу и у не­го будет меньше поводов волноваться, что он не успеет сдать ее вовремя. Между тем студент с пониженной функцией ПК не принимает в расчет прошлые волнения и неудачи и будет постоянно откладывать все на по­следний момент. У тех, кто не способен учиться на про­шлых неудачах, как правило, нарушена функция ПК. Они постоянно совершают одни и те же ошибки. Их действия основаны не на полученном опыте, а на том, что им хочется в данный момент.

ПК (в особенности дорсолатеральная зона) также участвует в сохранении устойчивости внимания. Она по­могает сосредоточиваться на важной информации и от­фильтровывать менее значимые мысли и ощущения. Устой­чивое внимание играет важную роль для кратковремен­ной памяти и обучения. При помощи многочисленных связей с другими областями мозга ПК позволяет вам длительное время заниматься одним проектом и не от­влекаться от него вплоть до его окончания. ПК посыла­ет успокаивающие сигналы в лимбическую и сенсорную системы мозга, когда вам надо сосредоточиться, и сни­жает отвлекающие импульсы, поступающие из других областей мозга. Когда функция ПК снижена, человек начинает легче отвлекаться от основного занятия (синдром дефицита внимания).

ПК, и в особенности дорсолатеральная зона, позво­ляют нам переживать и выражать эмоции; чувствовать себя счастливыми, грустными, ощущать радость и лю­бовь. То, как это происходит в ПК, отличается от более примитивной лимбической системы. Несмотря на то, что лимбическая система управляет настроением и половым влечением, ПК может переводить процессы в лимбиче­ской системе в узнаваемые чувства, эмоции и слова, та­кие, как любовь, страсть или ненависть. Сниженная ак­тивность или травма в этой области мозга часто приво­дят к снижению способности выражать мысли и чувства.

ПК оказывает серьезное воздействие на способность размышлять и контролировать импульсивное поведение. Способность продумывать последствия своих действий (выбор партнера, работа с клиентами, общение с труд­ными детьми, трата денег, вождение по шоссе) имеет ре­шающее значение для полноценной жизни, практически в каждом из ее аспектов. Без нормальной работы ПК сложно действовать продуманно и последовательно, и тогда в нашем поведении решающую роль начинает иг­рать импульсивность.

ПК связана многими связями с лимбической систе-

мой. Она посылает запрещающие сигналы, которые по­могают ей держать лимбическую систему под контро­лем. Она дает возможность «думать головой, а не толь­ко эмоциями». Когда в этой области мозга, особенно в ее левой части, отмечается снижение активности или повреждение, ПК уже не в состоянии должным образом влиять на лимбическую систему, а это может вызвать повышенную предрасположенность к депрессии - в том случае, если лимбическая система начинает работать слишком активно. Классической иллюстрацией тому мо­гут стать пациенты, перенесшие кровоизлияние в левую лобную долю мозга. У шестидесяти процентов таких больных в течение первого года после инсульта развива­ется тяжелая депрессия.

При сканировании ПК такими методами, как, на­пример, SPECT, ученые часто проводят два исследова­ния: одно - на мозге в состоянии покоя и другое - во время упражнения на концентрацию. Оценивая функ­цию мозга, им важно видеть картину активного мозга. Когда нормальному мозгу предлагают задание, требую­щее концентрации, - математическую задачу или сорти­ровку карточек - активность ПК возрастает. При неко­торых мозговых нарушениях, таких, как шизофрения или синдром дефицита внимания, при необходимости решить интеллектуальную задачу активность ПК сни­жается.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕФРОНТАЛЬНОЙ КОРЫ:

  • короткий период концентрации внимания;
  • отвлекаемость;
  • недостаток настойчивости;
  • трудности с контролированием импульсивного поведе­ния;
  • гиперактивность;
  • постоянные опоздания, неумение управлять временем;
  • неорганизованность;
  • медлительность;
  • низкая эмоциональность;
  • ошибочные предположения;
  • неверные оценки;
  • неспособность учиться на собственном опыте;
  • проблемы с кратковременной памятью;
  • социальная фобия и страх перед испытанием.

Проблемы в дорсолатеральной префронтальной коре часто приводят к снижению способности удерживать внимание, отвлекаемости, нарушениям кратковременной памяти, снижению скорости мышления, апатии и сниже­нию способности к вербализации мыслей.

Проблемы в коре нижней поверхности лобных долей часто влекут за собой плохое управление импульсивно­стью, трудности в управлении настроением (из-за тес­ных связей с лимбической системой), снижение способ­ности к общению и контролю над поведением».

Префронтальная кора головного мозга(префронтальный кортекс, prefrontal cortex - PFC) получает входные сигналы (данные) от всех других областей коры. Основные функции PFC планирование и прямая реализация движений, когнитивного, аффективного и социального поведения во времени. Префронтальная кора головного мозга развивается на протяжении длительного времени, такое развитие позволяет PFC приобретать сложные когнитивные (познавательные) способности через опыт, но делает его восприимчивым (уязвимым) к факторам, которые могут привести к искаженному функционированию, что часто наблюдается при нейропсихиатрических расстройствах. Когда префронтальная кора головного мозга подвергается различным факторам внешней среды (экологическим событиям) во время своего развития, таким, как сенсорные стимулы, стресс, наркотики, гормоны и социальный опыт (включая как отношения с родителями, сверстниками и окружающими людьми) формирование префронтальной коры может развиваться по-разному.

Развитие префронтальной коры головного мозга отражает более чем простое развертывание генетического плана; скорее, это сложный процесс, отчасти напоминающий танец эмпирических и генетических факторов, формирующих мозг. Пред- и постнатальные экологические факторы (события) влияют или изменяют развитие мозга и, в конечном счете, отражаются на когнитивных способностях и поведении взрослого человека.

J. Kaas (1987) предположил, что у большинства млекопитающих имеется несколько основных областей коры головного мозга. К ним относятся первичные и вторичные зрительные и соматосенсорные области (V1, V2, S1, S2), по меньшей мере одна слуховая область и одна область вкуса, моторная область, переходная полоса коры, которая связывает амигдалу и гиппокамп с другими областями коры (периринальный, энторинальный кортекс - perirhinal cortex, entorhinal cortex) и область, называемая префронтальная корой (PFC). Определение сенсорных областей относительно просто, поскольку они получают унимодальный вход от сенсорных рецепторных систем (например, глаз, ушей, языка и пр), а выходы двигательной коры в конечном счете направляются через полисинаптические пути к эффекторным органам. Выходы всех областей коры также являются компонентами контуров обратной связи, через которые регионы коры головного мозга и подкорковые области мозга взаимно влияют друг на друга.

Префронтальная кора значительно больше у прииматов. По - видимому, расширение субрегионов PFC напрямую связано с расширением сенсорных зон. Следствием этого вывода является то, что префронтальная кора выполняет некоторую функцию в интеграции сенсорной информации из разных модальностей, и по мере обработки дополнительной информации PFC естественно увеличивается в своем объеме (расширяется). Несмотря на то, что детали поведения меняются, в общем, млекопитающие решают многие из проблем в своей повседневной жизни. Например, все млекопитающие обнаруживают и интерпретируют сенсорные стимулы, связывают эту информацию с прошлым опытом и генерируют поведенческие стратегии. Теории, анализирующие функции лобной доли сходятся в том, что PFC участвует во временной организации поведения. Общая идея заключается в том, что PFC поддерживает когнитивные функции, необходимые для организации поведения во времени и в контексте, при этом хорошим примером является социальное поведение. Сложность функций PFC наиболее заметна у людей и намного проще у млекопитающих, таких как грызуны; однако в каждом виде млекопитающих существуют общие для класса функции, требующие участия PFC. Можно с уверенностью предположить, что если ранний опыт изменит структуру и поведение PFC у лабораторных животных, этот опыт, вероятно, будет иметь еще больший эффект в более сложном варианте PFC, например, у людей.

Клетки, предназначенные для нервной системы, начинают формироваться около 3 недель после оплодотворения у человека, но созревание головного мозга не является полным, пока человек не достигнет своего четвертого десятилетия жизни. Короче говоря, нейроны формируются, мигрируют в соответствующий регион мозга, становятся зрелыми, образуют синапсы и принимают участие в развитии глии, которая образуют, как миелин, так и другие поддерживающие нейроны и выполняющие другие функции клетки (нейроглия). Из-за сложности организации мозга происходит "перепроизводство" в раннем возрасте нейронов и их связей, которые позже обеспечивают активность сетей нейронов. В человеческом мозге пик "синаптической плотности" достигается между 1 и 5 годами, в зависимости от области коры. По-видимому, существует "каудально-ростральный градиент", причем, задние (сенсорные) области достигают своего пика развития быстрее, чем большие по объему передние (PFC).

Две особенности развития головного мозга очень важны для понимания того, как опыт может изменить организацию коры мозга. Во-первых, плотность дендритов (dendritic spine density) , которая является приблизительным суррогатом числа возбуждающих синапсов на нейроне, в детстве в два-три раза больше, чем во взрослой жизни. Это перепроизводство синапсов прекращается, начиная с позднего детства, а в PFC оно продолжается до третьего десятилетия жизни. Во-вторых, перепроизводство шипиков является наибольшим в PFC, что указывает на наименьшую скорость элиминации синапса в этом регионе. Этот чрезвычайно ghjljk;bntkmysq период ликвидации синапса в PFC имеет свои последствия, которые важны для понимания влияния окружающей среды в период полового созревания на когнитивные способности взрослого человека. Тем не менее, период производства синапсов может быть столь же важным для понимания развития когнитивных и эмоциональных способностей взрослых, как более поздняя "обрезка" отростков и синапсов нейронов в подростковом возрасте. Именно в период до 2 -3 лет префронтальная кора головного мозга образует основные нейронные сети (схему) , которые позже будут лежать в основе более высоких когнитивных функций. Таким образом, опыт, полученный на раннем этапе жизни может формировать основную схему функционирования мозга, которая затем модифицируется в подростковом возрасте. Ранний опыт (негативный или другой) устанавливает траектории PFC и имеют "пожизненные" последствия для регулирования поведения.

Постоянные изменения в поведении и психологии человека в широком смысле слова, которые возникают в результате раннего опыта, скорее всего, опосредуются реорганизацией или усилением синаптических связей в определенных нейронных цепях, что обозначается термином "пластичность нейронов". Нейронную пластичность можно вывести из поведенческих, нейрофизиологических (электрофизиологических) , клеточных и молекулярных измерений, однако, большая часть исследований по пластичности была связана с изучением морфологии дендритов и дендритных шипиков. Подавляющее большинство синаптических входов на нейроны находятся на дендритах и ​​шипиках, а количество синаптических сигналов, получаемых клеткой, зависит от количества доступной дендритной поверхности. По оценкам исследователей, более 90% возбуждающих синапсов находятся на дендритных шипиках; таким образом, исследователи сосредотачивались на плотности шипиков, находящихся на нейронах, которые можно количественно определить из ткани, окрашенной одним из многих методов Гольджи. В последнее время исследователи начали использовать эпигенетические методы измерения, которые включают как глобальное метилирование, так и экспрессию генов.

Одним из важных теоретических моментов развития мозга является то, что измерения плотности оси дендритов или экспрессии генов могут проявляться в виде своего увеличения или уменьшения в зависимости от конкретного опыта. Однако неясно, как это относится к изменениям в нейронных сетях. Принято считать, что чем больше синапсов лучше; однако, учитывая, что "обрезка" также является ключевым элементом развития, увеличение числа синапсов может впроследствии сказаться на неудачу при их сокращении ("обрезка") , что может быть функционально вредным для мозга. При синдроме Дауна плотность дендритов увеличивается, однако, морфология этой плотности (и, вероятно, функция) изменяется.

Когда исследователи начали изучать опытно-зависимые изменения в развивающемся мозге, было выссказано естественное предположение, что изменения в развитии мозга будут очевидны только в ответ на довольно значительные изменения в опыте. Теперь ясно, что даже довольно безобидный опыт может глубоко повлиять на развитие мозга и что диапазон опыта, который может изменить развитие мозга, намного больше, чем когда-то считалось. Кроме того, несмотря на то, что что сенсорные корковые области очень чувствительны к раннему опыту, недавно было показано, что префронтальная кора головного мозга, по меньшей мере чувствительна к широкому спектру стимулов. Когда младенцы подвергались воздействию разных стимулов, а позже изучались во взрослой жизни, они демонстрировали как повышенную двигательную способность, так и пространственное обучение, а также изменения в синаптической организации коре головного мозга. Несмотря на то, что точный механизм действия тактильной стимуляции неизвестен, можно предположить, что тактильная стимуляция приводит к увеличению производства нейротрофического фактора FGF-2 как в коже, так и в мозге. Ранее было обнаружено, что FGF-2 играет важную роль как в нейрогенезе, так и при созревании нейронов. Другим способом улучшения сенсорных и моторных функций является размещение животных в сложных условиях, в которых они могут взаимодействовать с изменяющейся сенсорной и социальной средой и увеличивать свою двигательную активность. В эксперименте этот тип опыта привел к увеличению длинны дендритов в пирамидальных клетках в различных областях коры.

Любому поступку или действию человека, предшествует мыслительная деятельность, при которой происходит выбор одного единственного решения из множества вариантов.

За данный процесс в мозгу отвечает префронтальная кора (ПК), которая на основе накопленного жизненного опыта, определяет реакцию на ту или иную ситуацию.

Именно данная область является основой построения личности, поэтому ее развитие и сохранение в нормальном состоянии важно для каждого человека.

Общие сведения

Префронтальная кора – одна из частей лобных долей , при помощи которой управляется, контролируется и фокусируется любое действие совершённое человеком. Кроме того данная область позволяет личности эффективно распределять свое время, а также влияет на социальную поведенческую линию в обществе.

ПК включает в себя 6 (9, 10, 11, 12, 46, 47) полей по Бродмону. Расположена она непосредственно за лобной костью и является передней третью коры больших полушарий.

Психиатр Томас Голтьери характеризовал эту зону, как инструмент, который позволяет человеку ставить цель, разрабатывать план по ее реализации и достигать ее даже при наличии препятствий, путем внесения своевременных изменений в выработанную линию поведения. Он считал, что именно наличие хорошо развитой и нормально работающей ПК является основным фактором эффективности личности.

Строение ПК

Структура базируется на трех областях лобной доли – дорсолатеральной, медиальной и орбитофронтальной.

Дорсолатеральная область управляет выражением эмоций на конкретную ситуацию, за счет связи с лимбической системой. Кроме того, данный участок головной коры влияет на внимание человека.

Медиальная область отвечает за запись информации в кратковременную память и позволяет сопоставлять данные полученные органами чувств и хранящимися в мозгу. Также этот участок коры позволяет переносить информацию из кратковременной памяти в постоянное место ее хранения.

Орбитофронтальная область помогает использовать накопленный опыт при принятии решений.

Функции

ПК один из наиболее развитых участков головного мозга, который выполняет большое количество функций. Основными из них являются:

  1. Концентрация внимания, позволяющая человеку сосредотачиваться на вычленении только нужной информации, игнорируя посторонние ощущения и мысли. Это происходит благодаря возможности посылать импульсы в сенсорную и лимбическую области мозга, которые снижают отвлекающие сигналы. Концентрация очень важна при обучении и необходимости работать длительное время над одним и тем же проектом.
  2. Настойчивость в выполнении поставленных целей и задач, что позволяет продолжать стремиться к намеченному результату, невзирая на трудности и форс-мажорные обстоятельства.
  3. Оценка сложившейся ситуации. При этом учитывается все факторы, влияющие на происходящее событие, а не только ограниченный набор. Эта функция ПК позволяет человеку всесторонне рассматривать проблемы, что существенно облегчает поиск их решений.
  4. Критическое мышление, которое позволяет вырабатывать необходимый комплекс действий для нахождения достоверной и проверенной информации. Другими словами человек обязан убедиться в правильности данных, прежде чем их использовать.
  5. Планирование позволяет выработать конкретные меры и действия для достижения намеченной цели. Данная функция ПК существенно сокращает количество неопределенных факторов и форс-мажорных обстоятельств при выполнении поставленной задачи.
  6. Прогнозирование событий, что позволяет при планировании учитывать даже те факторы и обстоятельства, которые могут возникнуть в будущем.
  7. Использование накопленного опыта. Благодаря данной функции, человек будет учитывать совершенные в прошлом ошибки и при возникновении схожих ситуаций, он будет выбирать тот вариант, который исключит повторения неблагоприятного исхода.

Отдельное внимание при рассмотрении функций необходимо уделить управлению ею эмоциями человека. В ПК происходит восприятие и перевод процессов протекающих в более простой лимбической системе в определенные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, горе, желание и др.).

Также префронтальная кора отвечает за эмпатию, которая позволяет определять чувства и настроение другого человека по выражаемым им эмоциям.

Кроме того, ПК постоянно контролирует лимбическую систему на сильные эмоциональные всплески и гасит их, при занимании ими главенствующей роли. Это помогает человеку реагировать на происходящие вокруг события не импульсивно, а только после тщательного анализа и выбора наилучшего решения, который будет учитывать возможные будущие последствия.

Симптомы нарушения функций

Нарушение в работе данной области сопровождаются следующими симптомами:

  1. Рассеянностью, при которой человек не может сконцентрироваться на получении необходимой информации. Происходит это из-за того, что приходящие данные не сохраняются в кратковременной памяти из-за их затирании вновь поступившими.
  2. Ошибочность или не полнота оценки ситуации. В этом случае информация либо искажается, либо получается в неполном объеме, так как одновременно приходят множественные сигналы с сенсорной области, которые накладываться друг на друга, вследствие ПК либо воспринимает самые сильные данные, либо они все пропускаются.
  3. Импульсивность, при которой человек делает поступки без предварительного обдумывания и анализа их последствий.
  4. Отсутствие критического мышления. Данный симптом проявляется тем, что человек воспринимает на веру любую информацию и не перепроверяет ее.
  5. Выполнение любых действий без планирования. В этом случае человек идет к намеченной цели с большим количеством неожиданных трудностей, которые можно было избежать.
  6. Совершение одних и тех же ошибок, когда решение принимается без обращения к накопленному опыту, а только на желаниях.
  7. Полное или частичное отсутствие эмоциональности, вследствие того, что префронтальная кора неспособна обработать и отобразить получаемые сигналы лимбической системы.
  8. Гиперактивность, которая проявляется в невозможности сконцентрироваться на определённом деле и бурном выражении эмоций.

При проявлении хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов, человеку необходимо обратиться к врачу для обследования головного мозга. Работа коры проверяется при помощи методики SPECT, которая основана на сравнении активности данной зоны мозга в состоянии покой и стимуляции. При патологиях в стимулированном режиме активность либо будет оставаться на месте, либо пойдёт на спад.

Одними из основных причин появления патологий в являются кровоизлияние в мозг, вследствие получения травмы головы или обширного инсульта и интоксикация организма вредными веществами (алкоголь, яды, токсины и др.). Также нередки случаи отклонения ПК из-за генетических и вирусных заболеваний, которые поражают центральную нервную систему (ЦНС). Кроме того на выполнение функций ПК могут влиять продолжительный стресс и недостаток сна.

Не стоит забывать и тот факт, что кора перестает выполнять свои функции частично или полностью при старении человека. Это обуславливается серьезным сокращением нейронов в этой области мозга.

Профилактика возникновения проблем

Существует целый ряд мер, позволяющий не только предотвратить нарушения префронтальной коры, но и активизировать ее работоспособность. Для этого применяют специализированные лекарственные препараты активизирующие работу ЦНС и головного мозга (глицин, ундевит, аминалон, билобил, Brain Rush и др.).

Кроме того положительно на работу этой зоны влияет хорошее состояние организма в целом. Для его поддержания необходимо: ограничить или полностью отказаться от приема алкогольных напитков, соблюдать фруктовую и овощную диеты, а также ежедневно заниматься физической культурой. Также рекомендуется применение медитативных практик, которые способствуют расслаблению ЦНС и помогают активизировать работу префронтальной коры.

Если причиной проблем становятся стресс, возраст или сон, то может назначаться посещение психологов с целью прохождения специализированных тренингов, которые нацелены на развитие функций выполняемых префронтальной корой.

Примером могут служить упражнения, которые помогаю грамотно спланировать день, поставить и пошагово выполнить жизненные цели, контролировать свое поведение в стрессовых ситуациях.

Префронтальная кора - участок головного мозга, который отвечает за колоссальное количество функций. От степени ее активности зависят и умственные способности человека, и его поведение, и эмоциональность.

Расположение

Префронтальная кора мозга располагается непосредственно за лобной костью, в передней части полушарий, и снабжается кровью через переднюю и среднюю артерию. То есть фактически она является частью лобной доли мозга, которую можно подразделить на три отдела:

  • дорсолатеральный;
  • медиальный;
  • орбитофронтальный.

Большую часть функций несет в себе дорсолатеральная префронтальная кора, так как она руководит эмоциями и когнитивными функциями. Ее называют «грифельной доской» сознания, на которую мы можем поместить образ или информацию, нужные нам в данный момент времени.

Но для того чтобы понять значение этого отдела мозга, необходимо рассмотреть все аспекты его работы, а также функции, за которые он отвечает.

Эмпатия

Эмпатия - термин, который зачастую ошибочно трактуется как способность сочувствовать и сопереживать, но на самом деле это чувство имеет более важное значение. Оно позволяет видеть и чувствовать, как к тебе относятся окружающие.

В современном цивилизованном мире эмпатия имеет лишь социокультурный аспект, но для первобытного человека умение быстро распознать врага или друга являлось залогом сохранения его жизни. Поэтому можно смело утверждать, что префронтальная кора головного мозга несет в себе охранную функцию.

Эмоциональность

Человеку свойственно испытывать эмоции - от сильной радости до глубокой печали или злости. Но от того, насколько уместно он выражает свои чувства, зависит восприятие его окружающими как психически здорового человека.

Дорсолатеральная префронтальная кора головного мозга отвечает как за возможность человека испытывать эмоции, так и за возможность оценивать ситуацию перед тем, как выражать их невербальным образом. Непосредственно сама эмоция формируется лимбической системой, потом по нейронным связям попадает в префронтальную кору, которая оценивает, стоит ли выражать эмоцию и как именно. То есть таким образом работает некая предохранительная функция мозга, способная снижать градус накала человеческих эмоций.

Однако важно понимать, что способности префронтальной коры не столь сильны, какими кажутся: если лимбическая система перевозбуждена чрезмерно, кора не сможет подавить эмоцию, и, вероятнее всего, она вырвется наружу. Например, если человек умеренно рассержен, он может взять себя в руки и выразить обиду молчанием, но если степень его злости сильна, он вполне может накричать на обидчика, расплакаться или даже применить физическую силу.

И это не будет свидетельствовать в пользу того, что в префронтальной коре головного мозга есть функциональные нарушения или органические поражения: просто физиологически она способна справляться только с умеренными эмоциями.

Планирование

Для того чтобы строить планы, человек должен не только представлять себе гипотетическую картину будущего со своими возможностями, трудностями, нюансами, но и обращаться к своему опыту, сравнивать ситуации. Таким образом, префронтальная кора позволяет заниматься эффективным прогнозированием, которое необходимо в любой сфере жизни дееспособного человека.

Реализация плана

Для того чтобы получить конкретный результат, человеку мало просто оценивать исходные данные и видеть образ того, что он хочет получить. Ему нужно иметь план достижения цели, пошаговую инструкцию, составленную для него мозгом. При этом речь необязательно идет о решении важных и сложных задач.

Например, испытав чувство голода, человек может осознать, что тарелка с горячим супом - хорошее решение возникшей проблемы. Но если он не способен составить для себя алгоритм действий: пойти на кухню, открыть холодильник, приготовить еду, то его способность знать, что ему необходимо, абсолютно бесполезна.

Критичность

Один из важнейших диагностических факторов, которыми пользуются психиатры, - это способность человека к критичности. При этом важно оценивать с адекватным уровнем критичности как происходящие вокруг события, действия других людей, так и свои собственные поступки.

Как правило, люди, которые имеют психические заболевания либо у которых нарушено развитие префронтальной коры, не способны к самокритике, оценивают свое поведение как соответствующее норме даже при

Когнитивные функции

Важнейшими свойствами головного мозга являются восприятие информации, ее обработка, запоминание и восстановление из памяти в случае необходимости. Префронтальная кора головного мозга отвечает за все эти процессы. То есть способность к обучению, запоминанию, анализу зависит от того, насколько правильно функционирует передний отдел лобных долей головного мозга.

Самоконтроль

Понятие самоконтроля очень тесно связано с эмоциями, уровнем критичности и планированием поступков. Например, если человеку внезапно захотелось громко спеть песню посреди улицы, его префронтальная кора, вероятнее всего, не даст ему это сделать, притормозив порыв, который воспринимался бы окружающими как поступок не контролирующего себя индивида.

Но когда у человека есть аддикция, то есть сильная зависимость от какой либо привычки, контроль префронтальной коры может ослабевать. Например, заядлый курильщик может прикурить сигарету в помещении, несмотря на запрет, потому что ядро головного мозга требует получить свою дозу наслаждения.

Нарушения префронтальной коры

Проблемы с деятельностью префронтальной коры можно легко распознать по признакам, указанным ниже. Но важно понимать, что эти признаки не являются специфическими, то есть могут быть вызваны пороками префронтальной коры или другими заболеваниями.

  1. Проблемы с вниманием - человек не может сосредоточиться на проблеме, задаче, разговоре, ему трудно концентрироваться на любом предмете долгое время, даже если речь идет о просмотре кинофильма.
  2. Ошибки интерпретации происходящих вокруг событий, то есть человек может неправильно воспринимать отношение других людей к нему, не понимать опасности близкого контакта с ними либо, напротив, таить обиду, подозревая, что за каждым словом или поступком другого человека стоит намерение навредить ему.
  3. Повторение одних и тех же ошибок - возможность человека учиться на своем опыте является одним из важнейших инструментов эволюции. Сунув руку в костер и поняв, что это больно и опасно, человек заносит эту информацию в свое сознание и в дальнейшем остерегается допускать прямого контакта пламени с кожей. При патологиях префронтальной коры человек может повторять одни и те же ошибки снова и снова, причиняя себе физический или эмоциональный вред.
  4. Дезорганизованность - речь может идти о невозможности распланировать свой день, вовремя выполнить все дела. Популярный психологический термин «прокрастинация», которая обозначает патологическое стремление откладывать все дела на потом, тоже может быть следствием нарушения деятельности префронтальной коры.
  5. Импульсивность, а точнее говоря, неспособность подавлять свои импульсы. Это может выражаться в неспособности контролировать свои эмоции или в невозможности отказать себе в удовольствии: съесть запрещенную по медицинским показаниям пищу, употреблять алкоголь и так далее.

Восстановление функций

Слабость префронтальной коры может возникнуть по разным причинам. В частности, она появляется с возрастом, под воздействием сильного стресса и по другим причинам. Если человек, сравнивая признаки нарушения работы префронтальной коры, отметил у себя некоторые признаки, ему могут помочь рекомендации, указанные ниже:

  1. Необходимо избегать любых спонтанных решений, особенно в сложной эмоциональной обстановке. В случае конфликта следует мягко выйти из разговора и тщательно обдумать происходящее. Для того чтобы выйти из конфликта было проще, можно заранее придумать причину, которой можно воспользоваться при необходимости.
  2. Для эффективной организации нужно составлять планы и писать списки. Простой ежедневник может сделать жизнь человека с ослабленной префронтальной корой намного удобнее и проще.
  3. Для того чтобы развивать когнитивные функции, нужно искать новые способы усваивания информации. Например, проговаривать вслух, рисовать схему, писать на бумаге - один из способов непременно окажется эффективным, и человек сможет воспринимать и запоминать информацию намного проще.
  4. Важно научиться рефлексии - анализировать свои поступки, четко понимать, почему был предпринят именно такой шаг в данной ситуации, к чему он привел и следует ли поступать так в дальнейшем. Таким образом человек самостоятельно вырабатывает привычку применять накопленный опыт для решения любых задач, если из-за органических нарушений мозг не прибегает к такому алгоритму самостоятельно.

Итак, префронтальная кора головного мозга, развитие которой обеспечило возможность избегать совершения необдуманных поступков, может быть развита человеком при условии наличия воли и способности контролировать свою лимбическую систему и эмоции.