Понятие об этике и виды профессиональной этики




Деятельность представителей всех юридических профессий неотделима от сферы социальных и межличностных конфликтов, поэтому юристы несут особую моральную ответственность за свои действия и решения.

Современная прикладная этика предоставляет специалистам, чья деятельность сопровождается моральными затратами и требует регламентации естественных нравственных чувств и принципов, набор подходов (и приемов, которыми можно пользоваться при принятии решений, при их оценке с точки зрения морали, при разрешении и предупреждении конфликтов и в целях построения стратегий для осуществления наиболее эффективной профессиональной коммуникации.

В нашей стране прикладная этика находится в начальной стадии развития: в регионах России существует всего несколько центров деловой этики, занимающихся проблемами этического образования и консультирования, поэтому отечественные специалисты активно используют и адаптируют богатый опыт международного делового и педагогического сообщества.

Чтобы лучше понять сущность подходов прикладной этики и научиться использовать их в своей деятельности, необходимо вначале познакомиться с основными этическими понятиями и терминами.

Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Мораль (лат. moralitas, от moralis) – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика» и было образовано по аналогии с ним. (Словарь по этике. М,1989. С. 186).

В обычном общении люди часто не делают различия между понятиями «этика» и «мораль», но в философской, специальной и профессиональной литературе под ними понимаются разные вещи. Мораль – это то, что изучает этика, то, что она описывает и предписывает, это формы сознания людей (индивидуальная, групповая, общественная, корпоративная), способы мироощущения, переживания и восприятия, которые являются ценными, уникальными и неповторимыми для каждого отдельного человека и доступны для понимания и обозрения только ему самому (любовь, дружба, братство, отношения с Богом, милосердие); это вид отношений в обществе и между людьми, а также отношения между общественными институтами и структурами и пр.



Термин «мораль» употребляется также для характеристики:

Тех форм поведения и деятельности, которые считаются правильными или неправильными;

Правил и стандартов, которыми руководствуются при осуществлении деятельности;

Ценностей, которые существуют в сознании, внедряются в сознание и могут реализовываться в определенных формах поведения.

Для описания сложного мира моральных явлений за свою долгую, более чем 2500-летнюю историю существования этика выработала особый язык, знание которого позволяет людям выделять, опознавать (идентифицировать), анализировать моральные переживания, чувства, проблемы, принципы, ценности, нормы, идеалы, а также конструировать кодексы, правила, разрешать проблемы, принимать решения, разрабатывать принципы, транслировать ценности и идеалы. Если вы не знакомы с этим языком, мир морали останется для вас недоступным.

Первое и крайне важное различение понятий, которое мы введем, – это деление этики на светскую и религиозную .

Предмет изучения курса «Профессиональная этика юристов» – это светская этика. Изложение данного предмета имеет свои традиции, которым мы будем следовать, и специфику, которую мы будем, по возможности, учитывать. В этической литературе и социальной практике принято разделение этики на универсальную и профессиональную .

Универсальная этика регулирует поведение людей независимо от их профессиональной принадлежности. Существует много противоречий между универсальной и профессиональной этикой, которые носят очень острый характер и часто порождают различные конфликты. Один из наиболее известных примеров подобных противоречий – противоречие между заповедью универсальной этики «не убий» и воинской этикой, которая обязывает солдат защищать родину с оружием в руках и в случае необходимости уничтожать противника. Другой пример связан с характером профессиональной деятельности людей. Согласно требованию универсальной этики, отраженному во второй формулировке нравственного закона (категорического императива И. Канта), к человечеству и к самому себе никогда нельзя относиться только как к средству, а надо относиться так же, как к цели, как к самостоятельной ценности. В рамках профессиональной деятельности люди с неизбежностью выступают объектами труда, воздействия, принуждения, изучения, воспитания, т. е. средствами для достижения целей.

По мнению некоторых психологов, все профессиональное общение по сути своей является манипулятивным (См.: Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения, Л., 1990), и успех совместной деятельности во многом зависит от умелости человека использовать других людей как средства. Мы часто сами не замечаем, как допускаем в общении нарушение данного этического требования – относиться к людям как к самостоятельной ценности, как к цели. Например, сотрудник встречает сослуживца и говорит ему: «Как я рад тебя видеть! Помоги мне написать отчет!», или: «С выздоровлением тебя! У нас накопилось так много работы». Это образцы явного нарушения данного принципа и следствием этого будут чувства недовольства, разочарования, обиды, которые возникают у человека, к которому обратились подобным образом, – он-то ощущает себя самостоятельной ценностью.

Практически все кодексы профессиональной этики предлагают варианты сбалансирования подобных противоречий. В этических кодексах юристов, в частности, регламентируется их право и обязанность не разглашать конфиденциальную информацию в интересах клиентов, что общественным мнением может трактоваться как сокрытие истины, нарушение универсальных принципов правдивости, честности. Представителям юридических профессий также вменяется в обязанность не делать того, чего они не хотели бы, чтобы люди делали по отношению к ним, например осуществлять принуждение – это вариант нарушения другой заповеди универсальной этики, так называемого «золотого правила нравственности». Наиболее распространенная формулировка данного правила выглядит следующим образом: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе ». В Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея) Христос произносит «золотое правило нравственности»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Таким образом, профессии, сопряженные с необходимостью принуждать других людей, связаны с определенными моральными затратами, поскольку люди испытывают страдания, будучи вынуждены нарушать нормы универсальной этики ради выполнения профессиональной деятельности. В то же время профессиональная этика не освобождает лиц определенных профессий от моральных обязательств, лежащих на людях вообще, – напротив, они должны принимать на себя не меньшие, а большие моральные обязательства именно как представители данной профессии.

Социальная (институциональная) этика и индивидуальная этика (этика добродетелей) . Право является продуктом одновременно социальных событий и проявлением воли человека. Юристу приходится работать с физическими и юридическими лицами, с государством и обществом в целом. Юристы иногда сами являются частью каких-либо социальных институтов, например правоохранительных органов. Для того, чтобы хорошо выполнять свой профессиональный долг, юрист должен обладать умением чувствовать, понимать предназначение, смысл, цели, намерения, «правила игры», которые характерны для того или иного социального института, организации, отрасли, профессии и т. д. Одной только моральной интуиции может оказаться недостаточно для того, чтобы выстроить правильную систему отношений, например между каким-либо государственным учреждением и коммерческим предприятием, органом государственной власти и международным концерном, двумя или более различными органами исполнительной власти и т. д.

В современном обществе каждая социальная система, например наука, религия, право, таможня, милиция, профессиональные союзы, отрасли народного хозяйства и т. д., представляет собой автономную, замкнутую на себя культуру, которая самовоспроизводится и развивается независимо от других культур и является для них «непрозрачной». Характер системы можно уяснить только в процессе взаимодействия с ней и (или) имея легальные описания и инструкции.

Все человеческие отношения можно условно разделить на две большие группы:

1) непосредственные, личные, интимные, спонтанные, не подчиняющиеся никаким внешним правилам, порядкам, никакой Внешней необходимости. Эти отношения складываются на основе общности убеждений, дружбы, любви, мировоззрения, соседского общения, в небольших трудовых сообществах (См.: Рих А. Хозяйственная этика. М.,1996. С.65). Эти отношения не оформляются законодательно и не нуждаются в упорядочении или институционализации: человек просто присоединяется к группе людей и завязывает дружеские контакты, следуя своим естественным желаниям. Непосредственными, личными отношениями занимается индивидуальная этика, которую также иногда называют этикой добродетелей. Добродетель –- понятие, которое используется для характеристики положительных, устойчивых, носящих активную, деятельную природу, моральных качеств личности;

2) институциональные, подлежащие законодательному оформлению. На человека влияют институты семьи, брака, различные союзы, организации, предприятия, государственное устройство. Область правовых институциональных отношений – это сфера приложения сил социальной этики, которую иногда называют также институциональной этикой или этикой институтов (См.: Политическая и экономическая этика. М., 2001. С. 16). Специалисты в области этики и социологии для описания моральных явлений, происходящих в обществе, используют также понятие традиционной морали. В феодальном обществе традиционная мораль диктовала устройство всех отношений между людьми по «семейной» модели: отцовства – по вертикали и братства – по горизонтали. По модели «семьи» строились и более крупные структуры общества. Если кто-то пытался действовать и жить вне этих семейных связей, он разрушал «семью», единое целое, социальный организм.

С разрастанием и усложнением общества разрушаются личные, семейные связи и, соответственно, разрушается традиционная мораль, основанная на них. Социальные институты начинают определять характер моральных отношений между людьми – выдвигают определенные требования по отношению к отдельным людям и группам, устанавливают рамки, границы их действий, тем самым ограничивая их свободу и в то же время ориентируя и придавая их жизни стабильность и упорядоченность. Отношения в обществе перестают быть результатом решения чьей-то индивидуальной воли или единичного юридического акта – эти отношения, как правило, основываются на коллективных соглашениях и вытекают из целой группы договоров и положений законодательства.

Непосредственно личные и институциональные отношения тесно переплетаются и в повседневной жизни.

Пример 1. Человек не загрязняет природу вокруг своего жилища, но при этом работает на предприятии, которое выбрасывает в воздух вредные отходы. Можно сказать, что реальное отрицательное воздействие на природу зависит не от индивидуальной моральной позиции этого человека, а от характера социальных институтов, в систему которых он включен.

Пример 2. Я работаю на предприятии, и у меня сложились хорошие дружеские отношения с коллегами и начальством, но в то же время я подчиняюсь требованиям контракта, заключенного со мной; деятельность моего предприятия регулируется государством и «правилами игры» рыночной экономики, связана определенной системой отношений с другими предприятиями. Поэтому мои отношения с коллегами и начальством зависят не от личных симпатий и (или) антипатий, а от способа организации производства, стиля руководства, потребностей рынка. Меня нанимают или увольняют по соображениям производственной необходимости, а не из личных симпатий или антипатий.

Пример 3. Иногда требования разных структур противоречат друг другу, и человек оказывается заложником разных норм, правил, принципов. Это случается, когда вступают в противоречие интересы и «правила игры» предприятия и принятые в профессиональном сообществе нормы поведения его членов. Противоречие интересов этих двух структур проявляется в столкновении требований лояльности и подчинения, которые должен соблюдать человек как работник данной организации (это требования корпоративной этики) – с одной стороны, и требований независимости и беспристрастности, которым должен подчиняться данный работник как член конкретной профессиональной группы (это требования кодекса профессиональной этики юриста) – с другой.

В условиях рыночной экономики данное разделение этики на индивидуальную и социальную имеет очень важное значение в связи с тем, что развитие рынка в различных странах сопровождается, как правило, ростом моральных проблем и морального возмущения значительных слоев населения. Бизнес и рынок обвиняют в аморализме, в разрушении традиционных устоев общества, в обнищании населения, в несправедливости распределения доходов и т. д. Решением этических проблем экономики занимается экономическая (или предпринимательская) этика, которая является разделом социальной этики.

Экономисты видят причину морально неудовлетворительных результатов политики не в злых мотивах или предпочтениях отдельных людей или предприятий, а в особом характере социальной ситуации. Они считают, что проблемы, которые имеют коллективную природу и являются результатом действия общественной системы, не могут быть решены при помощи обращения к внутренним мотивам людей – к чувству стыда, угрызениям совести или к правильно понятому моральному долгу, или к «корпоративной совести» отдельных предприятий. Для их решения требуются коллективные соглашения и соответствующее законодательство, учитывающее пользу всех, Например, фирма, которая «легально загрязняет окружающую среду, вынуждает морально настроенных конкурентов отказаться от своей добровольной воздержанности» (Политическая и экономическая этика. С.207). В то же время обеспечение морального поведения фирмы требует от нее больших денежных затрат (в частности, затрат на очистные сооружения), поэтому отдельно взятое предприятие добровольно вряд ли пойдет на финансирование долгосрочных этических программ из-за того, что может не выдержать жесткой конкуренции. В силу этого поведение фирмы, соответствующее высоким этическим стандартам и при этом не разоряющее ее, возможно лишь при условии, что другие предприниматели тоже готовы следовать этим стандартам Иными словами, этичное поведение фирм в долгосрочном аспекте может обеспечиваться только коллективными усилиями.

Экономическая этика помогает так выстроить деятельность социальных институтов, чтобы стало возможным их этичное поведение, но при этом не разрушилась бы конкуренция, а также соблюдались бы «правила игры» рынка, согласно которым моральной обязанностью фирм является долгосрочная максимизация прибыли.

Социальные институты не могут, тем не менее, взять на себя ответственность за индивидуальную моральность человека и сделать за него то, что он должен и может сделать только сам Человек должен нести ответственность за все то, что непосредственно касается его самого за свою жизнь, свои отношения с окружающими людьми, с природой, с общественными структурами и институтами, в рамках которых он действует Однако эти институты могут облегчить моральное, правильное поведение людей, и юристы во многом способствуют этому, выявляя и вырабатывая такие «правила игры», которые не мешают индивидуальной и групповой ответственности, а, наоборот, способствуют ей.

Для того чтобы понимать «правила игры», которыми должны руководствоваться социальные институты, необходимо овладеть особым стилем мышления и сформировать мировосприятие, которое в науке управления иногда называют «организационным дарвинизмом».

С позиции организационного дарвинизма исследователи рассматривают предприятия, отрасли, государство, науку и т.д. как живых существ, в чем-то похожих на людей. В социологии подобного подхода придерживается направление, которое называется «понимающая социология» Ее создателем был немецкий социолог М. Вебер. Социальным институтам приписывается в этом случае свойство быть сознательными, разумными, обладать способностью принимать решения, иметь свои цели, предназначение, намерения, добрую волю, совесть, репутацию, интересы и даже свойства «болеть», «стареть», «умирать», вести себя правильно, этично (социально ответственным образом), следовать определенным моральным принципам.

Люди могут испытывать гордость за отрасль, предприятие, достижения науки либо разочарование или обиду, например на то же предприятие, государство или какой-либо орган государственной власти Они переживают несправедливость или «благородство» какого-либо действия социального института и при этом их переживания и чувства реальны, истинны, доставляют им страдания или радость. Получается, что сначала люди наделяют институты разумом, волей, способностью творить добро или зло, а затем переживают свои отношения с ними так, как будто они являются людьми и равны им в моральном отношении.

С моральной точки зрения можно оценивать любые действия независимо от того, осуществляются они человеком либо такими субъектами, как корпорация или государство, – в противном случае получилось бы, что совершение убийства для конкретного человека – это безнравственно, а для предприятий – не безнравственно. Другое дело, если естественная, спонтанная моральная оценка в силу своей эмоциональности мешает юристу увидеть причины, мотивы, обстоятельства, важные для его уяснения существа дела. Поэтому для того чтобы разобраться с объектами своих моральных чувств, например, чувства ответственности, важно уметь осуществлять рефлексию.

Теория морали учит нас размышлять о наших оценках и понимать то, что лежит в их основе, – их допущения предположения, гипотезы, убеждения, стереотипы, идеалы, представления Мы морально оцениваем себя, людей, поступки, и эта оценка совершается мысленно, поэтому «мысль об оценке есть фактически мысль о мысли», а отражение мысли в другой мысли называется рефлексией (См.: Шрейдер Ю. А. Лекции по этике М 1994).

Профессиональная этика -- система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Она призвана регулировать взаимоотношения больших социальных групп людей в производственно-трудовой, общественно-политической и бытовой сферах жизни.

Профессиональная этика является составной частью общей теории морали. Она связана с нравственно-правовыми основами жизни. Но при этом она содержит в себе специфические морально-профессиональные требования к представителям различных специальностей, формирует у них определенные представления о смысле жизни, о труде, о долге, чести, достоинстве, гордости, принципах межличностных взаимоотношений коллег.

Профессиональная этика играет большую роль в системе механизмов морального регулирования деятельности специалистов. Связано это, прежде всего, со стремлением общества отвечать потребностям современного разделения и специализации труда, вызванных научно-техническим прогрессом. В настоящее время насчитывается более шести тысяч профессий. Все они основываются на общечеловеческих моральных нормах и принципах, хотя имеют свою специфику и свои моральные коллизии.

Профессиональные этики, как правило, касаются тех видов профессиональной деятельности, последствия или процессы которых оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей. Потребность в профессиональном этическом кодексе возникает тогда, когда необходимо конкретизировать моральные требования к специалистам, имеющим дело с судьбами людей, их жизнью, к людям, наделенным особыми полномочиями и ответственностью, обязанным принимать самостоятельные решения, нередко - в экстремальных условиях.

В связи с этим можно выделить традиционные виды профессиональной этики -- такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого -- и сравнительно новые, актуализация которых связана с возрастанием роли «человеческого фактора» в сфере деятельности (инженерная этика) или резонансом в обществе (журналистская этика).

При анализе каждой сферы необходимо учитывать «сверхзадачу» профессии: выделять у специалиста такие качества, которые не просто связаны с добросовестным исполнением своего основного долга, но и развивают чувство повышенной моральной ответственности за результаты его деятельности, за судьбы тех, к кому он сопричастен.

Профессиональная этика охватывает четыре сферы отношений:

Внутрипрофессиональные,

Отношения профессионала и объекта его воздействия,

Межпрофессиональные,

Отношения специалиста (личности) и общества.

Существуют критерии профессии, позволяющие последней претендовать на особые этические характеристики, «кодекс»:

  • 1) глубокое проникновение специалиста в настроение, внутренний духовный мир тех, с кем он соприкасается (учитель, врач, священник);
  • 2) повышенный удельный вес элементов творчества в деятельности;
  • 3) большая самостоятельность и полномочия специалиста, должностного лица в принятии ответственных решений;
  • 4) относительная автономность (независимость) деятельности;
  • 5) умение предусмотреть социально-нравственные последствия своего решения, поступка, труда;
  • 6) высокий общественный статус и моральный престиж профессии;
  • 7) моральное оправдание набора специфических операциональных требований, процедурных моментов (проблема цели и средств);
  • 8) высокая общечеловеческая и гражданская миссия специалиста.

Объектом профессиональной этики является мораль специалиста данного профиля: ученого, медика, юриста, педагога и т. д. Однако строго определить ее границы весьма непросто, поскольку она не выходит за рамки морали вообще, но включает ряд взаимосвязанных моральных кодексов, что можно, например, проследить на этике воспитателя, руководителя.

В профессиональной этике находят специфическое преломление жизненно важные ценности, идеалы, понятия добра, справедливости, долга, чести, товарищеской взаимопомощи, гуманности, культуры поведения, общения, даже мышления и чувствования.

При выделении того или иного вида профессиональной этики важно найти моральное «ядро», важнейшую «клеточку» всего «блока», специфическую особенность этого вида морали.

Общие принципы профессиональной этики (кроме общечеловеческих норм морали) предполагают:

  • а) профессиональную солидарность;
  • б) особое понимание профессиональных долга и чести;
  • в) форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах -- требованиях по отношению к специалистам.

При выделении важнейшей профессиональной нравственной черты, пожалуй, будет правильным утверждать, что, например, для педагога важны и систематическая работа по совершенствованию своих знаний, профессионального мастерства, и стремление привить любовь к учению, познанию своим ученикам, передать им свой жизненный опыт. Учитель должен вырабатывать педагогический такт в общении с учениками и родителями, с коллегами, с администрацией учреждения, в совершенстве владеть основами этики делового общения. Вместе с тем, чувство такта актуально для представителей любой профессии.

Для юриста вопрос чести иметь совершенные знания законодательства, истории и теории права, юридической этики. Однако определяющее значение имеет умение беспристрастно держать себя, соблюдать требование справедливости, законности, презумпцию невиновности. Никто не может считается виновным до тех пор, пока суд не вынесет своего решения. Ж.-Ж. Руссо заметил в свое время, что «опаснейший подводный камень для правосудия - это предубеждение». Это утверждение актуально и в наше время. Требования такта в общении для юриста очень велики.

Вопрос профессиональной чести для спортсмена - честное соревнование в равных условиях, неприятие допинга, уважение к собратьям и противникам в спорте, правильные отношения с болельщиками.

Для медицинского работника основной задачей является всемерное содействие сохранению психического и физического здоровья пациента. В.М. Бехтерев когда-то обоснованно заметил: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач». Например, чувство такта должно подсказать врачу: говорить или не говорить тяжело больному всю правду о его перспективах.

Медицинская этика преобладающее внимание традиционно уделяла правам и обязанностям врача по отношению к пациентам, а также нормативному регулированию взаимоотношений внутри медицинского сообщества. Вмешательство непрофессионалов при этом если и допускается, то сводится к минимуму, к каким-то исключительным случаям. Неявно предполагается, что врач обладает всей полнотой не только специальной, «технологической», но также и этической компетенции.

Ныне ситуация значительно усложнилась из-за актуализации проблем, связанных с вопросами жизни и смерти человека (специфические методы лечения, трансплантации, аборты, эвтаназия, ЭКО). Этические вопросы, например, биомедицины решаются не на корпоративной, а на общественной основе. В невропатологии, психиатрии, психотерапии имеют место свои острые вопросы - возможности применения влияющих на ЦНС препаратов, психотропов, НЛП, психохирургия и т. д. Вспомним «Собачье сердце» М. Булгакова, где показаны все моральные угрозы такого манипулирования.

Немалую актуальность приобрела этика науки . Важнейшими нормами научной этики всегда являлись отрицание плагиата, неприятие фальсификации данных эксперимента, бескорыстный поиск и отстаивание истины, требование, чтобы результат исследования был новым знанием, логически, экспериментально обоснованным.

Ученый должен: хорошо знать все, что сделано и делается в его области науки. Публикуя результаты своих исследований, нужно точно указывать, на какие труды других ученых мы опираемся, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано нами. В публикации необходимо приводить доказательства верности полученных результатов. Нужно всегда давать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую экспертизу результатов исследования. Большое значение для науки имеет бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». В стремлении к истине ученый не должен руководствоваться своими симпатиями и антипатиями, корыстью или страхом. Русский генетик Н.И. Вавилов, ставший жертвой репрессий, говорил: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся».

В современной науке существует проблема связи свободы и ответственности в деятельности ученых. Возросла необходимость комплексного и долговременного учета неоднозначных последствий развития науки. При оценке результативности науки необходим особый подход к научным идеям, затрагивающим интересы живущих и будущих поколений. А для этого важно широкое и компетентное обсуждение научных решений.

От ученых требуются глубокое осознание и нравственная ответственность за возможные последствия их научных проектов (особенно в биомедицинских и генетических исследованиях). Идея неограниченной свободы исследования, которая была прогрессивной на протяжении многих столетий, ныне не может приниматься безоговорочно. Например, в 1975 г. ведущие ученые мира заключили мораторий, приостановив исследования, потенциально опасных для человека и других форм жизни на нашей планете. Знание не всегда ведет к добродетели. Наука ведь способствует и совершенствованию оружия массового уничтожения людей.

Итак, профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки всех специалистов. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. В любой профессиональной сфере важны принцип гуманизма и принцип «благоговения перед жизнью», выдвинутый А. Швейцером.

Любой профессионал вынужден постоянно принимать решения, брать на себя ответственность за свои поступки. Чем выше должность, тем большая ответственность ложиться на человека, принимающего решение, так как это решение влияет на большее количество людей. Совершая поступок, мы руководствуемся самыми разными соображениями: профессиональными, экономическими, юридическими, психологическими и т. п. За всеми этими соображениями можно легко забыть главный смысл любого поступка, а именно этический. Потому что все делается, в конечном счете, для человека, для его блага, а это не что иное, как этическое соображение. К сожалению, люди часто забывают об этой конечной цели или подменяют истинные цели средствами. Задачей курса по этике является прояснить моральный смысл поступка, сформулировать этические критерии правильности действия.

Этика как отдельная философская дисциплина восходит к Аристотелю. Именно Аристотель осуществил первое разделение наук и выделил этику как «практическую философию» в отличие от физики, метафизики, логики.

В современном русском языке мы используем такие слова как этика, мораль, нравственность. Часто эти слова выступают как синонимы. Это не случайно и вполне оправдано, так как этимологически эти слова имеют действительно схожий смысл: этика – это греческое слово, означающее место обитания, обычай, характер, нрав; мораль – латинский перевод греческого слова этика, а нравственность – это русское слово, опять же относящееся к той же сфере.

В нашем нравственном опыте можно выделить три основных аспекта. Во-первых, это нормы и правила поведения, принятые в обществе, которые мы усваиваем в процессе жизни в обществе и в соответствии с которыми поступаем. Во-вторых, это нравственные качества характера человека (мы описываем людей, говорим, что они добрые или злые, честные или лживые, ответственные или «без царя в голове» и т. п.). В-третьих, это – ценности, идеалы, представления о благой жизни, о том, к чему нужно стремиться и на что ориентироваться. Все эти аспекты нравственного опыта тесно переплетены и взаимосвязаны в сознании людей и проявляются в поведении, рассуждениях об обществе, человеке, поступках.

Несмотря на синонимичное значение слов «этика», «мораль» и «нравственность», эти понятия могут использоваться в разных значениях. В философском понимании этика – это философская дисциплина («практическая философия»), предметом исследования которой является мораль и нравственность. И. Кант и Г. В. Гегель также разграничили смыслы последних понятий. Так, мораль – это сфера принципов индивида, тогда как нравственность – это сфера общественных нравов. Это разграничение активно используется в современной философской науке. Таким образом, этику можно определить как систематическое осмысление нравственного опыта для того, чтобы установить принципы правильного поведения, выработать ценности, смыслы жизни, к которым нужно стремиться, и определить черты характера, которые людям полезно в себе развивать.

На протяжении двух с половиной десятков веков своего существования этика, оправдывая свое назначение «практической философии», вырабатывала принципы и нормы, понятийный аппарат для анализа моральных аспектов социальных и психологических явлений. В то же время вплоть до XX в. исследователи не выделяют в этике теоретического и прикладного уровней. Несмотря на то, что Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Д. Юм, Дж. С. Милль, И. Кант обсуждали вопросы, касающиеся самоубийства, отношения к смерти, отношения к женщинам и детям, поведения государственных деятелей, справедливых и несправедливых войн, насилия, морального статуса эмбриона, проблему эвтаназии, этическое знание было еще весьма абстрагировано, внутри него нельзя было выделить эмпирический уровень как относительно самостоятельный.

В XX в. в этике выделились разные уровни исследования: дескриптивная этика, нормативная этика, метаэтика. Эти сферы этического знания составили общую этику. Дескриптивной этика появилась под влиянием активного развития социологии и психологии. Основным предметом дескриптивной этики стало описание реальных нравов отдельных групп населения, народов, культур, обществ; сопоставление, сравнение разных моральных систем, принципов и ценностей .

Нормативную этику следует понимать как прямую наследницу истории этической мысли, предметом которой являются обоснование базисных моральных принципов и ценностей нравственной системы. Нормативная этика систематизирует различные моральные нормы, правила, ценности для того, чтобы выстроить иерархию нравственных норм. Она выявляет основополагающие принципы, из которых можно выводить моральные нормы, стремится различными способами обосновать общеобязательность, императивность исходных базисных принципов и ценностей морали . На основе нормативной этики и формируется теоретический уровень этики.

Предметом метаэтики стал язык морали. Она подвергла строгому логическому анализу все основные этические понятия: добро, долг, идеал, добродетель, порок, обязанность; проанализировала лингвистическое употребление понятий этики.

В метаэтике произошло предельное удаление этики от своей первоначальной функции практической философии. Как ответ на это удаление произошел поворот к реальным проблемам общества. В 70–80-х гг. XX в. появилась так называемая специальная этика , которую большинство этиков предпочитает называть прикладной .

Среди причин появления специальной этики можно отметить: рост объема человеческих знаний и технологических возможностей человечества; новейшие научные открытия (главным образом, в биологии, генетике, медицине); революционные преобразования в способах овладения информацией (компьютеры, Интернет); угрожающие масштабы загрязнения природной среды; драматические проблемы распределения мировых пищевых и сырьевых ресурсов; непрекращающийся рост населения Земли; секуляризация общества; появление новых видов деятельности и профессий; отставание законодательной базы общества от проблем современности.

Ответом на вызовы современности стали биоэтика, экологическая этика, бизнес-этика, политическая этика, этика науки, инженерная этика и др. Все это примеры прикладных специальных этик.

В литературе можно встретить разные определения прикладной этики:

1) современная разновидность существующей с античных времен практической философии, предметным полем которой являются открытые моральные проблемы;

2) современная практическая этика, но, в отличие от профессиональной этики, это форма регуляции деятельности не изнутри, а извне;

3) применение общеэтических концепций к частным ситуациям;

4) новая стадия развития этики, характеризующаяся тем, что теория морали прямо смыкается с нравственной практикой общества.

На взгляд автора, все эти определения являются правильными и указывают на разные сферы нравственного опыта современного человека. В них мы видим ответ на вопрос о соотношении общей, прикладной и профессиональной этик.

Можно выделить следующие тенденции развития современной этики. В прикладной этике общие теории нормативной этики «прикладываются» к проблемам современности, превращаются в рабочие тесты, критерии оценки проблем. Профессиональная этика, традиционно выступающая как сфера регулирования при помощи этического кодекса профессиональной деятельности внутри профессии, трансформируется в сферу общественного интереса, так как усиливается влияние профессии на общество. Требования, которые предъявляются к профессии в целом и к членам профессионального сообщества извне, со стороны общества постоянно меняются в зависимости от изменений, происходящих в обществе. Именно этой стороной взаимоотношений профессии и общества занимается прикладная этика.

Подытоживая сказанное, можно определить курс этики профессиональных сообществ как профессионально-прикладной, целью которого является прояснить моральные проблемы как изнутри профессии, так и извне – с позиции общества.


Похожая информация.



Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт – Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Кафедра экономической теории

РЕФЕРАТ
На тему: «Профессиональная и универсальная этика»

Выполнил: студентка группы 1-эд-45«с»
Зюзина Ю. А.
Преподаватель: Домбровская Н. В.

Санкт – Петербург 2011

Введение 3

    Что такое этика? 4
    Виды этики 5
      Профессиональная этика 6
      Универсальная этика 7
    Различия между профессиональной и универсальной этикой 9
Список литературы 10

Введение

В настоящее время уделяется большее внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.
В данной работе будут показаны виды этики: профессиональная и универсальная, что под этими видами этики понимается, в чём отличия, в какой отрасли применяются, и важно ли знать правила этики в современном обществе.
Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Поэтому тема «Профессиональная и универсальная этика» данной работы поможет в усвоении психологических знаний и умений в области этики. Кроме того, важно не только получить определённый объём знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

    Что такое этика?
Правила поведения в общепринятых ситуациях, которые часто повторяются и случаются со всеми, существовали всегда. Это, конечно, не означает, что современные этикетные нормы такие же, какими были несколько тысяч лет тому назад. Речь идёт о том, что люди всегда стремились иметь правила для своего поведения, чтобы произвести наилучшее впечатление на окружающих и не мешать другим. Из этих правил складывались обычаи. Поэтому слово «этика» - название науки о том, что хорошо, а что плохо в поступках человека, происходит от слова «обычай». Однако этика - наука, которая исследует правила поведения, изучает не только те из них, которые предусмотрены этикетом, но, прежде всего, те, на которых основываются отношения между людьми. Именно они определяют наше повседневное поведение, помогают людям жить в обществе, не мешая и не доставляя вреда друг другу. Такие правила называют моралью. Следовательно, этика - наука о морали, о нормах и правилах поведения по отношению друг другу в обществе.
    Виды этики
      Профессиональная этика
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика является неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
    Беспристрастность
    Объективность
    Прямота, полное разоблачение
    Конфиденциальность
    Должное старание
    Точное исполнение профессиональных обязанностей
    Избежание потенциальных или явных конфликтов
    Профессиональную солидарность
    Особую форму ответственности
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.
Профессиональная этика, как правило, касается лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых присутствует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались.

В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени
классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.
В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.
Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:

    свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;
    в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;
    при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;
    в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;
    следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;
    нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;
    недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.
Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

2.2 универсальная этика

Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей независимо от их профессиональной принадлежности или социальных функций. Вообще говоря, не существует неизбежного конфликта между этикой ролевой и понятием обязательств универсальной этики. Однако когда случается такой конфликт, он создает серьезную этическую проблему для человека, принимающего решение.

Так, например, журналисты обязаны показывать детали случившегося настолько объективно, насколько это возможно. Однако случается, когда само присутствие журналистов влияет на характер событий. Например, некоторые фотожурналисты заметили, что военный персонал низшего уровня в развивающихся странах с репрессивными режимами часто увеличивает интенсивность допросов пленных, когда на них наводится фотоаппарат, потому что следователь имеет зрителей и это позволят ему чувствовать себя сильным мужчиной. Как реагировать фотожурналисту на подобные ситуации? С одной стороны, на нем как на журналисте лежит профессиональная обязанность воспринимать сюжет так, как он есть. С другой - фотожурналист не может игнорировать всеобщий долг защищать человеческую жизнь.
Каким обязательствам - функционально- дифференцированному или универсальному - должен последовать принимающий этическое решение? Существенно, что некоторые фотожурналисты реагировали на ситуацию подобного рода зачехлением своих фотоаппаратов и уходом с места допроса.
Принципы универсальной этики могут быть названы моралью, поскольку они отражают общие ожидания каждого человека в любом обществе. Это такие принципы, которые мы пытаемся привить нашим детям, и ожидаем подобного поведения от других.
Принципы универсальной этики включают:

      беспокойство за благополучие других;
      уважение права других быть самостоятельными;
      надежность и честность;
      добровольное подчинение закону (за исключением граждан-
      ского неподчинения); справедливость;
      отказ от несправедливого преимущества над другими;
      благотворительность, возможность приносить пользу;
      предупреждение вредных последствий.

Можно сформулировать главную задачу универсальной этики: она должна выработать такие определения добра и зла, которые были бы приемлемы для всех людей, ибо на данный момент то, что признаётся добром в одном обществе, может оказаться злом в другом, и наоборот, а это, в свою очередь, чревато нарастанием различных видов экстремизма (в чём мы достоверно убеждаемся в последние годы) и с лёгкостью может перерасти в Третью мировую войну.

    Различия между профессиональной и универсальной этикой
Универсальная этика регулирует
и т.д.................

Вернуться назад на

Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции. Это свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Это, прежде всего, те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество сохранило и пронесло через различные общественные формации, хотя и часто в изменённом виде.

Итак, каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессии и требованиями к ней со стороны общества. Но, как мы уже отмечали, к некоторым видам деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Прежде всего, это требования к специалистам, владеющим правом распоряжаться с жизнью и здоровьем людей, связанных с разнообразной сферой услуг; воспитанием, обучением и образованием. Деятельность людей этих профессий, более чем каких – либо других, не поддается четкой и всесторонней регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций и стандартов. А решающее значение в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей имеют нравственная ответственность и моральный выбор. Общество рассматривает нравственные качества этих специалистов как структурные компоненты их профессиональной пригодности.

Во врачебной этике все нормы и нравственные принципы профессии ориентированы на улучшение и сохранение здоровья человека. Еще в древней Индии считали, что врач «должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро». Эти качества требуются и от современных медиков, а принцип их профессиональной деятельности «не навреди» был, есть и будет основополагающим во все времена. Однако в деятельности медиков часто встречаются ситуации нравственного противоречия. Так, ради поддержания уверенности в своих силах, они имеют моральное право приукрасить реальное положение вещей, ибо в некоторых ситуациях главным является не формальное выполнение той или иной конкретной моральной нормы, а сохранение высшей ценности – жизни человека. Кроме того достижения науки ставят перед специалистами-медиками нравственные проблемы в новых условиях, например, вопросы морали, связанные с пересадкой органов. Особой нравственной проблемой, давно существующей в медицинской практике, является эвтаназия – безболезненное приведение безнадежно больного к смерти.

Педагогическая этика изучает специфику и содержание нравственной деятельности педагога, выясняет особенности реализации общих принципов морали в сфере педагогического труда. Этика педагога, как и этика врача также имеет древние корни. Уже в Древней Греции от педагога требовались любовь к детям, глубокое знание своего предмета, сдержанность, справедливость при наказаниях и поощрениях. Специфика педагогической нравственности обусловлена тем, что «объектом» деятельности педагога является личность ребенка, процесс развития и формирования которой связан с большим количеством противоречий, нравственных дилемм и конфликтов. Вместе с тем представители этой профессии все время чувствуют особую ответственность перед обществом. Поэтому им очень трудно реализовывать моральные принципы в своих отношениях с детьми, их родителями, а также со своими коллегами.

Процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует от учителя не только высокой квалификации, но и целого набора моральных качеств, которые становятся профессионально значимыми для создания благоприятных отношений в педагогическом процессе. Это человечность, доброта, терпимость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, сдержанность. Выработанные и закрепленные в ходе развития общественной мысли нравственные требования к учителю и вытекающие из них нормы лежат в основе кодекса педагогической морали. В нем зафиксированы требования, которые носят общечеловеческий характер, а также те, которые обозначены новыми задачами, стоящими в настоящее время перед педагогической наукой и практикой.

Судебная этика изучает нравственное содержание существующих процессуальных принципов и норм, особенности действия общих моральных принципов в сфере правосудия. Она обосновывает содержание профессионального долга судьи, разрабатывает нравственные требования, которыми должен следовать специалист этой профессии. В первую очередь он должен обладать такими качествами, как честности, справедливости, объективности, гуманизма, сдержанности, верности духу и букве закона, неподкупности, достоинства.

Этика специалистов сферы обслуживания «приспосабливает» уже известные принципы морального сознания к специфике этой деятельности, которая связана с культурой общения, с вежливостью и предупредительностью в отношениях с клиентами, с необходимостью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей людей. Например, работник сферы туризма должен быть эрудированным, широко образованным человеком. Ведь услуги туризма есть действие определенной потребительской стоимости, которое выражается в полезном эффекте, удовлетворяющим ту или иную человеческую потребность. Например, человеческую потребность в познании окружающего мира, т.е. что-либо постигнуть, получить новую информацию, узнать что-либо полнее.

Этика ученого формулирует такие нравственные особенности личности, как научную добросовестность, честность, гражданское мужество, демократичность, патриотизм, ответственность. Нравственность научной деятельности требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она отрицает стремление подделывать результаты лабораторных исследований, приукрашивать факты для доказательства того или иного теоретического положения.

В последние годы активно разрабатываются проблемы служебной этики, которая обосновывает:

1) принципы и нормы нравственного поведения руководителей на разных уровнях – этика руководителя;
2) отношения подчиненных к своим начальникам;
3) формальные и неформальные взаимодействия сотрудников между собой. Вследствие этого служебная нравственность может быть выделена как элемент нравственной культуры руководителей и подчиненных, дополняющий специфические отношения в рамках выполнения профессиональных обязанностей.