Пасхальное богослужение: начало и продолжительность, традиции. Во сколько начинается праздничная пасхальная служба




Пасхальная проповедь

Христос воскресе!

От избытка неземной радости приветствую я вас, опаляя силой Божественных слов: «Христос воскресе!» Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру.

И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: «Христос воскресе!»

Возлюбленные о Христе братия и сестры! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения — праздников праздник и торжество из торжеств!

Нет в нашей Православной Церкви службы более величе-ственной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пас-хальную ночь.

Пасхальное Богослужение воистину подобно великолеп-нейшему пиру, который Господь приготовил всем прите-кающим под благодатную сень Его Дома.

Вдумайтесь в содержание «Огласительного слова» святи-теля Иоанна Златоуста! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим суще-ством. «Блажен, кто от первого часа трудился», — это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам.

Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе со-мнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже пре-клонном возрасте. «Да не устрашатся они своего замедле-ния, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого, — и дела приемлет и намерения целует».

Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг… Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь.

Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и бла-городный смысл.

Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее… И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.

Идут они сюда не просто посмотреть на торжественность христианской службы. Их душа, данная Богом каждому че-ловеку при его рождении, тянется к свету незаходимого Солнца Правды, стремится к истине.

А верующие люди в эту святую ночь с особой силой ощу-щают преизобильно излившуюся светлую радость Воскре-сения Христова.

И неудивительно. Воскресение Христа — это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни.

Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть ис-тинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа — это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смыс-ла Христовой жизни.

Если бы Христос не воскрес, — говорит апостол Павел, — то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша. Но Хри-стос воскрес и совоскресил с Собою все человечество!

Спаситель принес на землю людям совершенную радость. И потому в пасхальную ночь мы слышим в церкви песнопе-ние и сами принимаем участие в этом пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

О даровании людям этой великой радости Он просил Своего Небесного Отца в молитве перед крестными страда-ниями: «Освяти их истиною Твоею… чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17, 17.13).

И вот с Воскресением Христа человеку открылся новый мир святости, истины блаженства.

При Своей земной жизни Спаситель произносил неодно-кратно драгоценные для верующей души слова: «…Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14, 19), «Мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27), «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и ра-дость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 11).

Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возмож-ность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить.

Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть со-единены и подобием воскресения… Если мы умерли со Хри-стом, то веруем, что и жить будем с Ним».

«Пасха, двери райские нам отверзающая», — поем мы в Пасхальном каноне.

Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пас-хальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.

Наша радость пасхальная — это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.

Мы празднуем ныне совершение величайшего таинства — Воскресения Христова, победу Жизнодавца над смертью! Наш Спаситель восторжествовал над злом и тьмою, и пото-му так ликующе-радостно пасхальное Богослужение нашей Православной Церкви.

Верующие ожидали этой торжественной службы, готовя себя к ней в долгие недели святой четыредесятницы. И ес-тественно, что теперь неизъяснимой радостью наполнены их сердца.

Глубочайший смысл Воскресения Христова в вечной жизни, которую Он даровал всем Своим последователям. И вот уже почти 2000 лет Его последователи неколебимо верят не только в то, что Христос воскрес, но и в свое грядущее воскресение для вечной жизни.

Во время Своей земной жизни Христос Спаситель много раз говорил о Себе как носителе жизни и воскресения. Но тогда эти слова Божественного Учителя были непонятны не только народу, слушавшему Его, но и Его ученикам и апо-столам.

Смысл этих слов стал понятен только после Воскресения Христа. Только тогда и апостолы, и ученики Его поняли, что Он, действительно, Владыка жизни и Победитель смерти. И пошли они с проповедью по всему миру.

Мы, возлюбленные, в эти дни радостно приветствуем друг друга, произнося: «Христос воскресе!» — и будем так приветствовать в течение 40 дней, до дня Вознесения Гос-подня.

Всего два слова! Но это дивные слова, выражающие не-колебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем безсмертии.

Христос есть Жизнь!

Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жиз-ни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескон-чаемой для тех, кто будет верить в Него.

Христос воскрес! — и да возрадуется душа наша о Гос-поде.

Христос воскрес! — и исчезает страх перед смертью.

Христос воскрес! — и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед на Ним воскреснем и мы.

Праздновать Пасху — это значит всем сердцем познать силу и величие Воскресения Христова.

Праздновать Пасху — это значит стать новым человеком.

Праздновать Пасху — это значит всем сердцем и помыш-лением благодарить и прославлять Бога за неизреченный дар Его — дар воскресения и любви.

И мы с вами в эти дни ликуем и радостно празднуем, восхваляя и прославляя подвиг победы Божественной люб-ви.

Христос воскрес!!!

Распахнем же сердца наши навстречу страдавшему и умершему и воскресшему нас ради. И Он войдет, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовию устремимся за Ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную.

Светлая Пасха - важнейший праздник для христианской церкви. В 2016 году Воскресение Христово будет праздноваться 1 мая. Верующие готовились к этому событию несколько недель. И вот, Великой Субботой, завершается Великий Пост. Самое масштабное и торжественное пасхальное богослужение продолжается всю ночь с субботы на воскресенье. Запомнить церковные традиции несложно, особенно если разобраться в них заранее, еще до начала службы.

Великая Суббота - последний день перед Пасхой. Важность и особенность Великой субботы описана в церковной литературе. С одной стороны это день, когда Иисус Христос лежал во гробе, с другой - время, когда совершается победа Господа над смертью и адом. Одним словом, смерть и воскресение в Великую субботу всегда вспоминаются вместе.

По традиции исчисления церковных суток, день Великой субботы в православии начинается с вечера пятницы. У храмах во время богослужения на специальное возвышение посреди храма выносят украшенную цветами плащаницу и икону Христа, лежащего во гробе. Хор поёт утренний канон, прославляющий Господа, смертью победившего смерть.

После песнопений совершается Крестный ход. Верующие и священники с пением «Святый Боже…» под погребальный звон колоколов, с зажженными свечами в руках несут плащаницу вокруг храма. После Крестного хода плащаницу вносят в храм и кладут посередине храма.


Следующее очень важное богослужение Великой Субботы совершается уже утром. Это литургия Василия Великого. Она считается одной из самых красивых служб церковного года. Часть этой Литургии совершается в центре храма перед плащаницей.


Во время этого богослужения происходит торжественный и ожидаемый прихожанами момент: примерно в середине службы священнослужители переодеваются - меняют темные, траурные одежды на светлые, праздничные облачения.


Момент, когда священник в белых одеждах читает Евангелие о воскресении Христовом, является важнейшим моментом службы. Особенно прекрасен вот какой момент: по традиции, женщины, молящиеся за Литургией, в этот момент также меняют темные платки на головах на светлые. Со стороны это выглядит так, будто в одно мгновение преображается весь храм.


После окончания субботнего богослужения в храмах до вечера совершается освящение пасхальных угощений – яиц и куличей.



В двенадцатом часу ночи в православных храмах совершается так называемая Полунощница, служба, на которой поется канон Великой субботы. В конце этой службы священники переносят плащаницу с середины храма в алтарь. Там она останется до праздника Вознесения Господня – в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.


Когда наступит полночь, в алтаре (он у православных знаменует небо), начинают петь стехиру. Поют ее трижды, каждый раз повышая пение на один тон. Это означает, что судьбы человечества открываются сначала на небесах, а не на земле. Когда пение начинается третий раз священники выходят из алтаря и двигаются к середине храма. Когда они выходят в середину храма все замолкает: и хор, и молящиеся.


И вот, наступает самый волнительный момент Пасхальной ночи. Начинается трезвон колоколов. Весь народ и священство выходит на Крестный Ход из церкви и с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе…», обходит вокруг храма. Этот ход символизирует жен-мироносиц, пришедших «зело рано ко Гробу» с ароматами для помазания тела Христа. Во время шествия все однажды останавливаются у западных ворот храма, как будто бы у дверей гроба. Именно здесь, по Евангелию, мироносицы узнали весть о воскрешении. В этот момент колокола замолкают.



Настоятель церкви берет в руки кадило, ароматом ладана он окутывает всех молящихся и иконы. Потом берет крест в свободную руку с трисвешником и встает лицом на восток. Перед закрытыми воротами он начертывает кадилом знамение Креста и с приветствием к прихожанам: «Христос Воскресе!», - начинает следующую праздничную службу, Светлую утреню.


Двери храма открываются, молящиеся входят, чтобы принять участие в пасхальной заутрене. Эта служба продолжается примерно до 4 утра. Один из важных моментов - вынос специального хлеба, Артоса.


После заамвонной молитвы на аналое, перед иконой, изображающей Воскресшего Христа, ставят Артос, который пробудет здесь всю Светлую Седьмицу. Этот хлеб готовят по специальному рецепту, освящают молитвой и окропляют святой водой.


Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается. В храме разносится радостное пение, и под колокольный звон верующие подходят к Кресту Господнему. С торжественным, просветленным чувством все отправляются домой, чтобы принести близким известие о Воскрешении Христа «Христос воскресе!», и услышать в ответ радостное: «Воистину воскресе!»

Важно:

Пасхальная служба начинается ровно в 00:00, но лучше прийти заранее, к 23:00. Порядок пасхального богослужения довольно строгий, поэтому стоит выбирать удобную и закрытую одежду. Женщинам принято покрыть голову платком, скрыв свои волосы. Заканчивается служба около четырех часов утра. Важно отстоять всю службу от начала и до конца, считается, что таким образом человек подтверждает свою веру.

Если вы не планируете участия в самом обряде, а хотите лишь приобщиться к празднику, освятив куличи и яйца, то можете сходить в храм уже днем в субботу. Освящение праздничных яств начинается днем в субботу и завершается утром в воскресенье.

Как себя вести в храме:

Перед входом в церковь и при выходе из нее принято трижды осенить себя крестным знамением (перекреститься), делать это нужно стоя лицом к храму.

Отключить мобильные телефоны, чтобы звонки не отвлекали прихожан и священнослужителей от службы.

Вести себя тихо, громко не разговаривать, не толкаться и не скандалить, даже если очень хочется.

В процессе всего богослужения можно (и нужно) повторять молитвы или отрывки из Евангелия, если вы их знаете. Если молитвы вам не знакомы, вы можете стоять молча и просто слушать то, о чём поет хор, и что читают священники.

Свечи «за здравие» и «за упокой» лучше зажечь до начала службы. Можно сделать это и во время службы, но постараться при этом не расталкивать молящихся и священнослужителей.

Современные пасхальные традиции соблюдаются многими верующими, а сам праздник имеет огромное значение для русской культуры. В церкви нет богатых и бедных, и посетить праздничное богослужение может абсолютно каждый человек. Обычно это торжество производит неизгладимое впечатление, оставляя свет и тепло в душе каждого прихожанина.

Фото Игорь Глазко. ИА"Живая Кубань" и с сайта patriarchia.ru

Уважаемый читатель, вначале хочу поздравить Вас с наступившей Пасхой! Христос Воскресе! С Пасхой, главным православным праздником, издавно было связано множество примет. Еще за неделю до праздника, в Вербное воскресенье, принеся из храма освященные ветви вербы, надо было похлопать ими скот и всех членов семьи, говоря при этом:»Лоза бьет, не я бью, за неделю до Пасхи.»

Это делалось для того, что бы «не били» чужие»злые люди, болезни, смерть… С этого времени начиналась усиленная подготовка к празднику Пасха: Расписывали и красили яйца, начинали готовить колбасы. В Чистый четверг надо было убирать дом и не забывать приготовить Четверговую соль, которой начинали пользоваться в Пасху, а потом весь год.

!

Так же в страстной четверг из церкви приносили зажженную «страстную» свечку. Ею выжигали кресты на потолке и двери. При помощи этой свечи пытались даже лечить лихорадку и ее давали в руки умирающим, что облегчало предсмертные муки. Так же, по народным поверьям, горящая в непогоду свеча могла избавить от грозы и пожара, возникшего от молнии.

В пасхальную ночь православные старались быть осторожнее (ведь, по преданию, именно в это время все черти делаются необычайно злы). Многие поэтому даже боялись после захода солнца выходить во двор: черт мог прикинуться домашним животным, что бы подманить к себе незадачливого человека.

А ближе к утру надо было внимательно наблюдать за своей собакой. Если та во время утрени пасхальной будет лаять на восток — значит быть пожару, а если на запад — быть несчастью.

Но были и такие смельчаки, которым все нипочем. Ведь только в пасхальную ночь можно вычислить ведьму! Для этого надо всего лишь поцеловать замок у церкви, и тогда какую- нибудь вашу соседку вы увидите в ее настоящем обличье!

А если на перекресток выйти и по дороге покатить пасхальное яйцо, тогда непременно выскочат черти и за то, что вы уберете яйцо, исполнят любое ваше желание.

Поднявшись в пасхальную ночь на колокольню или на чердак со свечой, которая горела еще с заутрени, можно увидеть домового. По поверьям, на земле в пасхальную ночь появляются умершие. И если во время крестного хода спрятаться в церкви, можно наблюдать, как молятся и христосуются покойники между собой. Однако человек, который выдал свое присутствие, мог за это поплатиться жизнью…

Старики на Пасху расчесывали волосы и желали, что бы было у них столько внуков, сколько на голове волос. А молодым девушкам во время пасхальной службы надо было тихонько прошептать: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с галошами, не на корове а на лошади!»или «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в парчонках!» И желание непременно сбудется.

Весь пасхальный день следили и за приметами: если девушка ушибет локоть — это означает, что вспомнил ее милый, если в пищу попадет муха или таракан — это к свиданию, чешется губа — к поцелуям, чешется бровь — кокетничать вам с красивым незнакомцем!

На пасхальную службу охотники отправлялись с ружьями, и в тот момент как только запевали «Христос воскресе » в первый раз, выбегали из церкви и стреляли в воздух, надеясь убить черта и обеспечить себе в течение года удачную охоту. Рыбаки же в это время говорили: » У меня есть рыба!»

Воры и грабители старалисьукрасть у молящихся в храме какую- нибудь вещь, надеясь, что если трюк удастся, то целый год никто их за руку непоймает.

В ночь на Пасху вообще нельзя спать — иначе проспишь все на свете. Но если же кто- то все равно проспал праздник, его надо окатить водой.

По окончании заутрени надо было как можно быстрее вернуться домой, чтобы опережать в течение года во всех делах всех остальных.

А разговляться начинали обязательно с пасхи. что бы ни стояло на столе. Но перед этим девушкам нужно было умыться водичкой, в которой пасхальное яичко лежит, что бы быть такой же красивой.

Звать гостей в первый день Пасхи вообще было не принято. Пасхальный завтрак проходил в узком семейном кругу.

После пасхи ели яйцо, разделив его между собой по числу домочадцев. После разговления со стола тщательно собирались все крошки, скорлупа от яиц, кости и т.д. Ни в коем случае ничего из этого нельзя было выкидывать. Этот «святой мусор», закопанный на краю пашни, по поверьям, мог спасти урожай от града.

Так же весь год хранили и горбушку от кулича — как талисман, приносящий счастье.

А пасхальное яйцо, сохраняемое за иконой, могло остановить пожар, если кинуть его в огонь, предварительно обежав с ним в руках три раза пожарище.

Считался счастливым тот, кто на Пасху умрет, потому, что ворота рая в это день открыты, а душа попадает туда без суда.

А еще в пасхальную ночь все сокровища земные открываются. На земле они светятся разноцветными огоньками, однако увидеть сокровища может только младший ребенок в семье, и только в том случае, если помыслы его чисты…

По разному можно относится к приметам и поверьям, по которым жили наши деды и прадеды. В наше время многие из них звучат довольно наивно. Однако именно так в былые времена относились к празднованию праздника Пасхи. И многое из того, что в этой статье написано является нашей с Вами историей, историей Светлого Праздника Пасха, историей христианства. Всех поздравляю с праздником, Христос Воскресе!

Пасха - важнейший праздник для христианской церкви, и подготовка к ней начинается за несколько недель. После окончания Великого поста все православные люди готовятся к пасхальному богослужению - масштабному церковному торжеству, которое продолжается всю ночь. О том, во сколько начинается пасхальная служба и каким образом она проходит, рассказано ниже.

Обряды, проводимые до Пасхи

Во многих церквях праздничные службы начинаются за неделю до самой Пасхи. Обычно в этот период люди очень активно посещают церковь, священнослужители все чаще появляются в праздничных одеяниях. Также существует традиция, согласно которой, за несколько дней до начала Пасхи двери церкви перестают закрывать. Даже во время причащения священников двери остаются открытыми, а каждый желающий может посетить храм в любое удобное время.

Особо праздничной становится суббота, когда заканчивается Великий пост. Именно в этот день люди начинают массово следовать в церковь для освящения праздничной еды. Служители храма окропляют куличи и яйца святой водой, произнося традиционные молитвы. В это же время можно поставить в церкви несколько свечей за упокой.

В католической церкви сохранилась традиция проведения крещения взрослых и детей на Пасху. В православной традиции обычай крещения взрослых во время празднования Пасхи также возрождается, но происходит довольно редко. Служители церкви предпочитают проводить этот обряд либо в субботу, либо днем перед началом торжественной службы.

Обычно сами представители церкви очень активно готовятся к грядущему празднику, заучивают строки из евангелие, причащаются и выбирают самые праздничные одежды. Несмотря на все изменения в жизни современных граждан, Пасха продолжает пользоваться колоссальной популярностью на территории всей России.

Время начала пасхальной службы

В 2017году Пасха выпадает на 1 мая. По традиции, которая сложилась еще несколько веков назад, пасхальная служба проводится ровно в полночь. Она начнется в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Самая масштабная служба происходит в храме Христа Спасителя в Москве. Традиционно патриарх (сейчас - Кирилл) выходит к прихожанам в лучшем наряде, проводя всю службу от начала и до конца. Ее транслируют по многим телеканалам, так что насладиться богослужением можно, не выходя из дома.

У некоторых народов подобные богослужения происходят под утро, но практически все христианские церкви проводят столь важную и торжественную службу до наступления рассвета.




Какие этапы включает в себя пасхальная служба:

  1. Вынос плащаницы, который происходит за полчаса до полуночи.
  2. Крестный ход вокруг храма.
  3. Начало светлой утрени знаменуется использованием кадила и специального креста с трисвечником.
  4. Проведение пасхальной заутрени и вынос специально приготовленного хлеба.
  5. Завершается служба пасхальным звоном и обменом праздничными приветствиями («Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес»).





Каждый этап процедуры очень важен и никогда не игнорируется. Дело в том, что все пения и крестные ходы имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, а сами традиции формировались веками, поэтому священнослужители чтят их с особым благоговением.

Проведение пасхальной службы проходит практически во всех православных церквях. Интересно то, что дата праздника все время определяется по лунно-солнечному календарю и выпадает на разные дни. Причем дата Пасхи у католиков и православных может отличаться. Так, в 2017году этот светлый день у нас выпал на 1 мая.

Начало пасхальной службы традиционно происходит в полночь, но приходить в церковь стоит как минимум за час. Дело в том, что праздник вызывает большой ажиотаж у верующих, и поэтому уже к 23:00 около храмов собираются очереди из желающих попасть на службу. В маленьких храмах прихожан собирается немного, а вот попасть на службу в главных святынях страны (например, в храм Спаса на крови) бывает крайне сложно. Несмотря на это, все верующие стараются вести себя спокойно, не расталкивают друг друга.

Освятить куличи, окрашенные яйца и прочую праздничную еду стоит заранее, в субботу с утра, поскольку на пасхальной службе будет слишком много людей, и такая возможность, скорее всего, не представится.

Первые этапы пасхальной службы

Церковные службы на Пасху - это очень важное мероприятие для священнослужителей, поэтому каждый батюшка в этот день облачен в торжественные одеяния. За полчаса до полуночи через царские врата в церковь вносят плащаницу, и служба считается официально открытой. Присутствующие на службе люди зажигают свечи, отчего в храме создается поистине волшебная атмосфера.

Начальные этапы церковного богослужения имеют следующие черты:

  • в течение всей службы звучит звон колоколов, возвещающих о начале праздника;
  • пение стихир происходит трижды, и с каждым разом священнослужители повышают голос на тон;
  • во время пения третьей стихиры священнослужители передвигаются от алтаря к середине храма;
  • прихожане также поют вместе со служителями церкви, после чего начинается трезвон, а люди выходят на улицу для совершения крестного хода вокруг храма.

С началом крестного хода все прихожане двигаются вокруг церкви под звонкое пение священнослужителей. Обычно церковь обходят трижды, после чего останавливаются у западных ворот, освящая их крестом. На этом этапе пение стихает, после чего священнослужитель начинает освящать кадилом прихожан и саму церковь, обозначая на западных воротах храма изображение креста.

Пасхальная заутреня

Начало пасхального богослужения больше похоже на таинство и имеет некую загадочность, в то время, как заутреня состоит из радостных песнопений и чтения канона. С началом заутрени все прихожане возвращаются в церковь, двери остаются открытыми.

  • пение канона и стихиры;
  • торжественное чтение евангелия;
  • чтение заамвонной молитвы.

Служба в пасхальную ночь чтением заамвонной молитвы не заканчивается, ведь после этого на специальный алтарь перед иконой с изображением воскресшего Христа выносится священный хлеб, который по-гречески называется артос. Готовится он по специальному рецепту и освящается служителями церкви. Артос остается на алтаре в течение нескольких дней.

Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается, и раздается праздничный колокольный звон. Теперь верующие имеют возможность подойти к кресту, помолиться и поздравить друг друга с наступлением Пасхи.

Продолжительность торжества и правильная подготовка к нему

Сколько длится пасхальная служба, очень часто интересует людей, которые ни разу не были на этом праздничном богослужении. Стандартная продолжительность подобной службы - 5 часов.

Большая длительность обусловлена важностью праздничного мероприятия и обилием разнообразных традиций. Как уже упоминалось выше, служба начинается в 00:00, но обычно все верующие стараются прибывать в церковь к 23:00, занимая места в храме и молясь перед священным богослужением.

Порядок пасхального богослужения довольно строгий, поэтому направляясь в церковь, стоит выбирать удобную и закрытую одежду. Женщинам следует покрыть голову платком, скрыв свои волосы.

Заканчивается это праздничное мероприятие около четырех часов утра, после чего верующие могут расходиться по своим домам. В православной церкви очень важно отстоять всю службу от начала и до конца, поскольку таким образом человек подтверждает свою веру.

Интересно и то, что перед началом богослужения, каждый верующий должен правильно подготовиться к приближающемуся торжеству. Обычно такая подготовка начинается за 7 недель до праздника, ведь именно тогда берет свое начало Великий пост. В течение всего этого времени верующий ограничивает себя в употреблении яств.

В Чистый четверг (он выпадает на последнюю неделю поста) человеку необходимо провести генеральную уборку в своем доме. Заканчивается пост в субботу, непосредственно перед Пасхой. В этот день необходимо приготовить праздничные угощения, такие как куличи и яйца. Все эти яства следует сложить в корзину и отнести в церковь, дабы освятить их.

Перед входом в церковь необходимо трижды перекреститься. Начертание креста производится каждый раз при употреблении некоторых церковных фраз (например, «Во имя отца и сына, и Святого Духа»).

Еще несколько важных моментов церковного богослужения

Ход пасхальной службы знает каждый, кто бывал на ней хотя бы раз в жизни. Важно не только полностью отстоять службу, но и правильно вести себя в процессе. О каких нормах поведения в храме следует помнить:


С окончанием праздничных молитв Пасха не завершается. Перед тем как покинуть церковь, человеку необходимо перекреститься трижды в поклоне, отправляясь домой.

Традиционно на Пасху праздничный завтрак начинается рано (примерно в 5 утра), поэтому сразу ложиться спать не стоит. Верующему необходимо собрать богатый стол из праздничных угощений и позавтракать со своими родными и близкими.

Церковные традиции запомнить несложно, особенно если разобраться в них заранее, еще до начала службы. Современные пасхальные традиции соблюдаются многими верующими, а сам праздник имеет огромное значение для русской культуры. В церкви нет богатых и бедных, и посетить праздничное богослужение может абсолютно каждый человек. Обычно это торжество производит неизгладимое впечатление, оставляя свет и тепло в душе каждого прихожанина.

Самое сложное в день накануне Пасхи - сохранить душу в трепете и спокойствии. Суета на освящении куличей и крашеных яиц, уборка квартиры и приготовление праздничной трапезы. К вечеру так и тянет сесть за стол и уже отпраздновать. Поэтому, Устав предлагает провести этот день в храме и послушать чтение книги Деяния святых апостолов. В большинстве храмов действительно Деяния читают. День переходит в совсем уже поздний вечер, и верующих, собирающихся на праздничное богослужения, встречает ярко-красного цвета праздничное убранство церкви.

Пасха. Художник Ю. Кузенкова.

В полночь совершается пасхальный крестный ход. Но прежде читают канон, который уже слышали, тот самый, в народе называющийся «Волною морскою…». Затем священник (или священники и дьяконы) уходят в алтарь. Происходит некоторая радостная суета (кто на пасхальной службе не впервые, знает, она связана с тем, что народ распределяет роли на время крестного хода: кто пойдет с фонарем, кто с хоругвями. Но вот храм затихает. Из алтаря слышно пение: «Воскресение Твое Христе Спасе Ангели поют на небесех», священник и те, кто с ним появляются в белом облачении и выходят на улицу. Перед священником несут фонарь, хоругви иконы и крест из алтаря, следом идет хор, и весь молящийся народ со свечами (по традиции свечи на Пасху - красного цвета). Из храма должны выйти все и его двери затворяются. Процессия обходит храм и останавливается перед его закрытыми дверями, словно перед погребальной пещерой Христа.

И тогда происходит момент, которого ждут весь год (да и постятся, пожалуй, ради этого мгновения духовного счастья). Священник трижды поет пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». Следом его же трижды поет хор, пение подхватывают все кто пришел этой ночью помолиться. Затем священник же поет стихи (первый из них начинается со слов «Да воскреснет Бог…) к которым все подпевают пасхальный тропарь. Затем трижды народ в одно дыхание отвечает на возглас священника: «Христос воскресе»! - «Воистину воскресе»! Двери растворяются, и в радостной толчее под трезвон колоколов народ заходит в храм, продолжая петь тропарь Пасхи.

Когда все уже внутри, хор поет пасхальный канон - самое радостное поэтическое произведение церковной гимнографии. Есть в нем слова о том, как царь и пророк Давид «пред сенным ковчегом скакаше играя», это о том, что он плясал перед Ковчегом Завета, предвидя наше сегодняшнее веселье. Вообще в эту ночь все богослужебные тексты поются и как-раз так - «скакаше играя».

После каждой песни канона выходит из алтаря священник, возглашает молитвенные прошения и трижды обращается к храму «Христос воскресе!» и молящиеся не устают отвечать ему «Воистину воскресе!». Есть традиция, которую соблюдают во многих храмах. После каждой песни священник надевает облачение другого цвета.
Канон закончен и пропеты стихиры Пасхи, нард христосуется, то есть все, кто находится в храме, приветствуют друг друга: «Христос Воскресе» - «Воистину Воскресе» и троекратно целуются.

В эту ночь молящегося ожидает много непривычного и радостного. Царские врата как открываются, так и остаются открытыми до следующего воскресенья. Можно увидеть все, что священник делает во время Литургии. Служба часов, обычно вполне продолжительная, заменяется пением часов пасхальных, быстрых и радостных. На Литургии можно услышать как звучит Евангелие на разных языках (положено так на этой службе, читать его на древнегреческом, латинском, церковно-славянском и вообще на всех возможных наречиях).

Пасхальная служба завершается Литургией. В конце освящается особый пасхальный хлеб - артос, кусочки которого станут раздавать в следующую за Пасхой субботу.

Служба заканчивается и народ идет по домам (бывает, что на приходах устраиваются общие трапезы) разговляться. И разговины длятся все семь дней, следующих за Пасхой…