Металлургические базы россии





Еще с детства мы знаем, что родина хозяйки медной горы - Урал. Одни из самых древних на земле горных образований хранят бесчисленные богатства и, хотя в последние несколько десятилетий цветная металлургия на Урале переживает не легкие времена, этот край остается одним из крупнейших не только в России, но и в мире центров добывания и переработки цветных металлов.

Немного истории.

Медь, алюминий, цинк, никель, золото - металлы, которые много столетий добывают и перерабатывают в Уральском регионе. Еще в самом начале 18-го столетия было открыто Гумешевское месторождение медистых глин, возникли первые медеплавильные заводы. В начале 20-го века цветная металлургия на Урале развивалась очень быстрыми темпами, и в 30-е годы прошлого века современный металлургический комплекс получил свои основы в виде крупных заводов цветной металлургии. Машиностроение, которое бурно развивалось в первые советские пятилетки, стало основным потребителем металлургической промышленности, а новым импульсом для развития отрасли дала ядерная энергетика. С 1934 года на Урале стали активно разрабатывать месторождения бокситов, которые послужили основой для алюминиевой промышленности края. И приблизительно в то же время началась разработка крупного никелевого месторождения - Липовского. Золото, серебро, платина - драгоценные металлы, которые издавна добывают и перерабатывают на Урале, а также титан, магний и другие ценные металлы.

Медь.

Пальма первенства по цветным металлам на Урале принадлежит меди - добыча, обогащение и выплавка меди на территории России именно на уральских предприятиях занимает ведущее место. Это Медногорский, Красноуральский, Среднеуральский, Кировоградский комбинаты. А вот на Каштымском и Верхнепыштинском электролитических заводах производят следующую после выплавки черновой меди стадию ее обработки - рафинирование. Всего на Урале действуют 11 предприятий медной промышленности. Поскольку медные руды содержат много компонентов других металлов - цинк, золото, селен, кадмий, то медные заводы производят и эти металлы.

Поскольку разработка месторождений медной руды ведется давно, то на данный момент они достаточно истощены и медеплавильные заводы региона обеспечены сырьем приблизительно наполовину.

Алюминий.

Алюминиевая промышленность Урала имеет собственное сырье. Уральский алюминиевый завод был построен возле месторождения бокситов в поселке Каменск (ныне г. Каменск-Уральский). Богословский алюминиевый завод - самое крупное алюминиевое предприятие на Урале, выдавшее первый металл 9 мая 1945 года. Завод использует сырье Североуральского бокситового рудника. Эти бокситы имеют высокое содержание алюминия и относительно мало примесей. Но алюминий невозможно получить напрямую из руды, вначале происходит производство глинозема - мелкого порошка с концентрированным содержанием оксида алюминия и только после этого из него выплавляется при очень высоких температурах металл.

Однако проблемой является глубокое залегание бокситов и энергоемкость выплавки алюминия на Урале. Поэтому предприятия отрасли одновременно должны решать сырьевую проблему за счет сырья из других регионов и разработки других месторождений, а также укрепления энергетической базы.

Никель.

Первые никелевые месторождения были открыты на Урале в начале 20-го века. На сегодня Уфалейский, Орский, Серовский, Режский и другие районы в разных областях Уральского федерального округа считаются никеленосными. Наиболее крупным на Среднем Урале является Серовское месторождение, на котором запасы никеля составляют сотни тысяч тонн. Производство никеля, точнее его выплавка без обогащения, происходит на Режском никелевом заводе - «Уфалейникель». До последнего времени крупнейшим никелевым предприятием Урала был Южно-Уральский никелевый комбинат, который был остановлен в 2012 году по причине убыточности производства.

Драгоценные металлы.

Березовское месторождение золота возле Екатеринбурга считается самым старым и самым известным в России, когда-то все российское золото добывалось именно там. Сейчас же на Березовском руднике добывают лишь около 1 процента всего золота страны. В районе рек Среднего и Северного Урала добывают платину, россыпная платина не требует дорогостоящей обработки, а вот добыча самородков становится причиной экологических проблем.

Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов - это полный комплекс работ по переработке драгметаллов и производству промышленных изделий из золота, серебра и платины.

Читайте также:

Процессы слияния и поглощения бирж в современных реалиях не случайны, и с учетом глобализации мировых рынков становятся все более актуальными для их участников. Чаще всего объединения выходят за пределы отдельных стран и биржи становятся как бы транснациональными. Это же произошло год назад с самой авторитетной площадкой, торгующей цветными металлами - Лондонская биржа металлов (LME) поменяла своих собственников.

2. Сырьевая база Урала.

3. Факторы, влияющие на размещение отраслей

металлургического комплекса.

Заключение

Приложение

Литература

Введение

В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия охватывающие все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения готовой продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. Металлургический комплекс – это взаимообусловленное сочетание следующих технологических процессов:


  • добыча и подготовка сырья к переработке (добыча, обогащение, агломерирование, получение необходимых концентратов и др.);

  • металлургический передел – основной технологический процесс с получением чугуна, стали, проката черных и цветных металлов, труб и др.;

  • производство сплавов;

  • утилизация отходов основного производства и получение из них различных видов продукции.
Металлургический комплекс – это основа индустрии. Он является фундаментом машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью развитие научно-технического прогресса во всех звеньях народного хозяйства страны. Металлургия относится к числу базовых отраслей народного хозяйства и отличается высокой материалоемкостью и капиталоемкостью производства. На долю черных и цветных металлов приходится более 90% всего объема конструкционных материалов, применяемых в машиностроении России. В общем объеме транспортных перевозок Российской Федерации на металлургические грузы приходится свыше 35% всего грузооборота. На нужды металлургии расходуется 14% топлива и 16% электроэнергии, т.е. 25% этих ресурсов, расходуемых в промышленности.

Состояние и развитие металлургической промышленности в конечном итоге определяют уровень научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства


1. История металлургической базы Урала.

Урал является одной из уникальных железорудных провинций мира, включающей все разнообразие железных руд как по способу образования, так и по качественной их характеристике. О железных рудах на Урале было известно издавна. Примерно уже со второй половины ХVI века во многих местах вдоль западного и восточного склонов Уральского хребта существовал кустарный железный промысел. В то время искали и добывали только легкоплавкий бурый железняк, образующийся в результате осаждения железа из подземных грунтовых вод на дно многочисленных болот. Месторождения таких или озерных руд были многочисленны, но очень незначительны по запасам и поэтому быстро вырабатывались. Первооткрывателями и пользователями этих руд были большей частью крестьяне, получавшие так называемое «кричное» железо в виде губчатой массы при температуре 700–800оС в «домницах». Возросшие потребности государства в эпоху Петра I в вооружении армии привели к широкому развитию поисковых работ более качественного сырья и строительству железоделательных казенных заводов вблизи открытых месторождений. Поисками железных руд и постройкой новых заводов на Урале в то время активно занимались Демидовы. Для контроля за деятельностью горнопромышленников Петром I на Урал были присланы В.Н.Татищев и В.И.Геннин, заложившие на Урале много новых рудников и заводов. От плавки бурого железняка заводы стали переходить на плавку магнитного железняка. Это были скарновые магнетитовые руды, которые надолго определили промышленную значимость уральского региона: на протяжении более двух веков они являлись основной базой металлургической промышленности Урала и всей России. Но к настоящему времени запасы крупных неглубоко залегающих месторождений истощены, и перед промышленностью стала проблема освоения бедных и еще более тугоплавких (из-за более высокого в них содержания титана) руд – титаномагнетитовых. С освоением титаномагнетитовых руд в начале 70-х г. (1963г.) начинается третий период в развитии металлургической промышленности на Урале. Огромные запасы титаномагнетитовых руд, присутствие в них ценного легирующего элемента – ванадия, хорошая обогатимость являются благоприятными объективными предпосылками для дальнейшего развития базы черной металлургии Урала в новом тысячелетии.

2. Сырьевая база Урала.

В настоящее время на Урале насчитывается около 50 средних и крупных месторождений железных руд и более 200 мелких месторождений и рудопроявлений.

Формирование их связано с различными геологическими процессами: магматическими, постмагматическими, осадочными, выветривания. В зависимости от условий образования руд, их минерального состава, геохимических особенностей и связи с определенными комплексами рудовмещающих пород выделяются следующие основные типы месторождений: титаномагнетитовые, скарново-магнетитовые, сидеритовые, железистых кварцитов и бурожелезняковые.

Выделяются две группы (формации) титаномагнетитовых месторождений: ильменит-магнетитовая (высокотитанистых руд), или кусинский подтип, и собственно-титаномагнетитовая (низкотитанистых руд), или качканарский подтип.

Наибольшее значение для промышленности в настоящее время имеют и будут иметь в новом тысячелетии, несомненно, месторождения малотитанистых титаномагнетитовых руд качканарского подтипа, располагающегося в западной части Тагильской зоны.

Наиболее значительные месторождения этой группы Качканарское, Гусевогорское и Суроямское. Оруденение связано с различными типами пород: на Висимском и в отдельных зонах Гусевогорского месторождения – с наиболее магнезиальными разностями ультраосновных (низкокремнеземистых) пород – оливинитами и верлитами, в таких месторождениях, как Качканарское, Гусевогорское и др., – с пироксенитами, на Первоуральском и Маюровском – с горнблендитами. Рудные минералы представлены в основном магнетитом, ильменитом; в подчиненном количестве присутствуют гематит, сульфиды, встречается рассеянная платина. В рудах присутствуют и другие легирующие элементы, которые могут представлять в будущем промышленный интерес (скандий, германий), а также элементы платиновой группы.

На долю малотитанистых руд в общем балансе железных руд Урала приходится более 80%. Наиболее крупным представителем их является Качканарская группа, включающая собственно Качканарское и Гусевогорское месторождения, расположенные в Качканарском массиве.

Огромные запасы и благоприятные геологические, горнотехнические и технологические условия их отработки являются предпосылками к тому, чтобы в недалеком будущем они станут основной железорудной базой черной металлургии Урала.

Скарново-магнетитовые месторождения являются основной сырьевой базой горно-добывающей и металлургической промышленности Урала. Наиболее крупные месторождения сосредоточены в двух геолого-структурных зонах: Тагило-Магнитогорской – Гороблагодатское, Северо-Гороблагодатское, Высокогорское, Естюнинское, Магнитогорское, Малый Куйбас и Восточно-Уральской – Петровское, Глубоченское, Алешинское, Качарское, Соколовско-Сарбайская группа.

Скарново-магнетитовые руды Урала совместно с титаномагнетитовыми рудами служат основной сырьевой базой металлургических предприятий Урала. Комплексный состав скарновых сульфидно-магнетитовых (Cu, Co, Zn , отчасти Au, Ag) и титаномагнетитовых руд (Ti, V, отчасти Sc и платиноиды), усовершенствование старых и внедрение новых технологий обогащения в перспективе, несомненно, должны способствовать повышению эффективности работы железорудных горно-добывающих и перерабатывающих предприятий Урала. Так, по оценке сотрудников Института "Уралмеханобр" (С.П. Дойлидова, И.И.Ручкина, В.А.Зубкова) суммарная стоимость сопутствующих элементов (Co, Cu, Au, Ag и S) в скарновых сульфидсодержащих рудах некоторых месторождений Тагило-Кушвинского рудного района составляет более половины стоимости железа в этих рудах. Вместе с тем, в связи с длительной и интенсивной эксплуатацией, особенно в военные и послевоенные десятилетия, запасы скарновых магнетитовых руд сильно уменьшились: практически все крупнейшие на Среднем и Южном Урале месторождения -Гороблагодатское, Высокогорское и Магнитогорское - находятся в завершающей стадии отработки. Положение с резервными запасами сильно осложнилось и в связи с распадом СССР, в результате которого основная группа разрабатываемых крупнейших в стране и в мире скарновых магнетитовых месторождений Соколовско-Сарбайской группы и Качарского отошла к Казахстану. Весьма крупные запасы скарновых руд имеются в Курганской области, но они залегают на больших глубинах (470–1500 м) и в ближайшем будущем вряд ли будут эксплуатироваться. Наиболее реальными направлениями по приросту запасов руд в экономически освоенных районах представляются доразведка и поиски руд на глубоких горизонтах и флангах известных месторождений.


Промышленные месторождения сидерита известны на западе Челябинской области - Бакальские в Саткинском районе и Ахтенское в Кусинском районе. Они расположены в Центрально-Уральской структурно-геологической зоне в северной части Башкирского мегантиклинория. Сидеритовые месторождения относятся к гидротермально-метасоматическому классу и залегают в карбонатных породах. Бакальская группа сидеритовых месторождений крупнейшая в мире для данного класса.

Железные руды Бакальских месторождений представлены двумя типами: эпигенетическими сидеритовыми залежами и бурыми железняками зон окисления сидеритов. Месторождения разрабатываются уже около 240 лет и высококачественные бурожелезняковые руды в значительной степени отработаны. Запасы сидеритов составляют около 1 млрд т, что позволяет рассматривать Бакальские месторождения в разряде уникальных. В рудном поле площадью 150 км2 известны более 20 месторождений, содержащих около 200 рудных тел.

В настоящее время действует три рудника, добывающих сидеритовую руду открытым способом: Новобакальский, Иркускан, Шуйдинский (в последнем добывают также и остатки высококачественных гематит-гидрогетитовых руд – турьитов) и шахта «Сидеритовая». Всего за время эксплуатации Бакальских рудников в XX веке было добыто 105647 тыс. т сидеритов и 130464 тыс. т бурожелезняковых руд, т.е. всего более 236 млн т железной руды (Н.В.Гринштейн, 1997). В Бакале действует аглофабрика по производству агломерата из смеси сидерита и бурого железняка. Перспектива развития Бакальских месторождений должна определяться комплексным использованием природных ресурсов рудного района.

Ахтенское месторождение расположено в 30 км восточнее г. Куса. Оно приурочено к доломитам нижнекусинской подсвиты саткинской свиты. Сближенные пластообразные и линзообразные залежи образуют крутопадающую зону длиной до 2 км мощностью до 100 м, на глубину они прослежены до 400 м. Сидерит содержит изоморфную примесь магния (не менее 4 %), характеризуется повышенным содержанием кварца (в среднем 14 %). Запасы месторождения составляли 10 млн т. Они наполовину отработаны открытым способом.

Месторождения железистых кварцитов. Промышленные месторождения (по современным требованиям) известны в Тараташском блоке, расположенном в Центрально-Уральской зоне, к северо-западу от г. Златоуста. Тараташская группа включает Куватальское, Радостное, Магнитный Ключ, Западно-Лысогорское и Шигирское месторождения железистых кварцитов. До 1917 г. руды этих месторождений добывались и поставлялись на Уфалейский и Кыштымский металлургические заводы.

Железистые кварциты тараташских месторождений залегают в нижней части тараташской свиты, сложенной кварцитами, гнейсами, амфиболитами. Рудные тела имеют пластовую и линзовидную форму. Они образованы в основном магнетитом, кварцем, пироксеном с небольшим количеством роговой обманки, граната, апатита. Содержание железа в рудах составляет 30-35%.


Наиболее крупным из них является Куватальское месторождение, расположенное в северо-восточной части Тараташского блока. Рудные тела залегают согласно с полосчатостью вмещающих пород. Разрывными нарушениями они разорваны на несколько частей (блоков) и смещены относительно друг друга. Самое крупное рудное тело прослежено по простиранию на 1800 м, по падению – на 850 м при наибольшей мощности 60 м. Рудные тела месторождения прослежены скважинами до глубины 1000 м. Ориентировочные запасы руд до указанной глубины оцениваются в 270 млн.т.
Месторождение Радостное, расположенное в 15 км к юго-западу от Куватальского, отработано открытым карьером в конце 80-х гг. ХХ века. Другие месторождения Тараташской группы не эксплуатируются.
Месторождения бурых железняков. Из других типов железорудных месторождений, которые в перспективе могут стать одним из важных источников железа в связи с их большими запасами (до 10 млрд т), следует отметить экзогенные железные руды. Среди них выделяются два подтипа -остаточный и собственно осадочный. К первому подтипу относятся бурые железняки Серовского рудного района на Среднем Урале и Орско-Халиловского - на Южном, связанные с мезозойскими корами выветривания ультраосновных пород. Поэтому они содержат в повышенных количествах Cr, Ni и Co и, таким образом, являются природнолегированными рудами. По данным В.И. Лещикова, Серовское месторождение с запасами руд в 770 млн т при среднем содержании в них Fe–36,64, Сr–1,70, Ni–0,21 и прогнозными ресурсами 900 млн т до глубины 150 м вполне пригодно для открытой добычи. Ко второму подтипу, или оолитовой железорудной формации, относятся очень крупные месторождения с многомиллиардными (до 10 млрд т) запасами бурых железняков Кустанайского Зауралья.
Среди железорудных месторождений западного склона Южного Урала на территории Башкортостана заслуживает внимание большая группа мелких инфильтрационно-остаточных бурожелезняковых месторождений, залегающих в коре выветривания терригенно-карбонатных толщ верхнего протерозоя. Месторождения интенсивно разрабатывались еще в ХIX веке, но к середине ХХ века эксплуатация большинства из них была прекращена. Здесь выделяются Зигазино-Комаровский, Авзянский, Инзерский и Лапыштинский железорудные районы, в которых расположены более 30 месторождений.
Железные руды месторождений характеризуются сравнительно простым и однообразным вещественным составом, представленным в основном гидроокислами железа с незначительной примесью окислов и гидроокислов марганца; в некоторых месторождениях присутствуют сульфиды железа и меди -пирит и халькопирит, а на наиболее глубоких горизонтах (более 100м) встречаются также тонкие прослои сидеритов.

Наиболее крупным является Туканское месторождение, рудные зоны которого, состоящие из пяти рудных пластов, вытянуты по простиранию от сотен метров до 3 км и более при мощности от 1 до 10 м. Следует отметить, что в связи с геологическими условиями размещения железных руд данного типа, особых перспектив на открытие новых промышленных месторождений по современным оценкам не имеется.

В заключение следует сказать, что опыт изучения закономерностей размещения железорудных месторождений на Урале и анализ состояния железорудной сырьевой базы Урала в целом свидетельствуют о том, что на Урале перспективы обнаружения новых объектов на малых глубинах (до200м), т. е. неглубоко залегающих крупных месторождений легкоплавких и легкообогатимых скарновых железных руд, весьма ограниченны; прогнозные же ресурсы этих руд связываются с большими глубинами (от 200 до 2000м). Поэтому наибольший интерес представляют титаномагнетитовые месторождения высокотитанистых и особенно малотитанистых руд, характеризующиеся большими запасами и залеганием руд вблизи поверхности. Резервной сырьевой базой являются железо-хром-никелевые бурые железняки Серовского месторождения после разработки технологии их переработки.
3. Факторы, влияющие на размещение отраслей металлургического комплекса.

Черная металлургия имеет следующие особенности сырьевой базы:


  • Сырье характеризуется относительно большим содержанием полезного компонента – 17% в сидеритовых рудах до 53-55% в магнетитовых железняках. На долю богатых руд приходится почти пятая часть промышленных запасов, которые используются, как правило, без обогащения. Примерно 2/3 руд требуют обогащения простым и 18% - сложным методом обогащения;

  • Разнообразие сырья в видовом отношении (магнетитовые, сульфидное, окисленное и др.), что дает возможность использовать разнообразную технологию и получать металл с самыми различными свойствами;

  • Различные условия добычи (как шахтная, так и открытая, на долю которой приходится до 80% всего добываемого в черной металлургии сырья);

  • Использование руд, сложных по своему составу (фосфористые, ванадиевые, титаномагнетитовые, хромистые и т.п.). При этом более 2/3 составляют магнетитовые, что облегчает возможности обогащения.
Важнейшей проблемой сырьевой базы черной металлургии является ее удаленность от потребителя. Так, в восточных районах России сосредоточена большая часть топливно-энергетических ресурсов и сырья для металлургического комплекса, а основное потребление их осуществляется в европейской части России, что создает проблемы, связанные с большими транспортными затратами на перевозку топлива и сырья.

Размещение предприятий черной металлургии полного цикла зависит от сырья и топлива, на которые приходится большая часть затрат по выплавке чугуна, из них около половины – на производство кокса и 35-40% - на долю железной руды.

В настоящее время в связи с использованием более бедных железных руд, требующих обогащения, строительные площадки размещаются в районах добычи железной руды. Однако нередко приходится везти обогащенную железную руду и коксующий уголь за многие сотни и даже тысячи километров от мест их добычи на металлургические предприятия, расположенные вдали от сырьевых и топливных баз.

Таким образом, существуют три варианта размещения предприятий черной металлургии полного цикла, тяготеющих либо к источникам сырья (Урал, Центр), либо к источникам топлива (Кузбасс), либо находящихся между ними (Череповец). Эти варианты обуславливают выбор района и места строительства, наличие источников водоснабжения и вспомогательных материалов.

Большими объемами производства отличается передельная металлургия, к которой относятся сталеплавильные, сталепрокатные и трубные заводы, специализирующиеся на выплавке стали из чугуна, металлического лома, металлизированных окатышей, производстве стального проката и труб. Заводы, передельной металлургии создаются в крупных центрах машиностроения, где потребности в металле определенных сортов достаточно велики. К передельной металлургии относятся также сталеплавильные заводы, на которых производится особо высококачественная сталь для различных отраслей машиностроения (инструментальная, шарикоподшипниковая, нержавеющая, конструкционная и др.).

Новым направлением развития черной металлургии является создание электрометаллургических комбинатов, для производства стали из металлизированных окатышей, получаемых методом прямого восстановления железа, где достигаются высокие технико-экономические показатели по сравнению с традиционными способами получения металла.

Предприятия малой металлургии размещаются там, где имеются машиностроительные заводы. Выплавка на них производится из привозного металла, металлолома, отходов машиностроения.

В современных условиях все большее влияние на размещение отраслей металлургического комплекса оказывает научно-технический прогресс. Наиболее полно воздействие его как фактора размещения производства проявляется при выборе районов нового строительства металлургических предприятий. С развитием научно-технического прогресса расширяется сырьевая база металлургии в результате совершенствования методов поиска и разработки рудных месторождений, применения новых, наиболее эффективных технологических схем производства по комплексной переработке сырья. В конечном счете, увеличивается число вариантов размещения предприятий, по-новому определяются места их строительства. Научно-технический прогресс выступает важным фактором не только рационального размещения производства, но и интенсификации отраслей металлургического комплекса.

Значительную роль в размещении металлургических предприятий играет транспортный фактор. Это связано прежде всего с экономией затрат в процессе транспортировки сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспортный фактор в большей степени обуславливает размещение предприятий по производству концентратов, по обслуживанию основного производства топливом. На их размещение влияет обеспеченность территории (региона) прежде всего автомобильным, трубопроводным (подача топлива) и электронным транспортом (обеспечение электроэнергией). Не менее важно и наличие железных дорог в регионе, так как продукция отраслей металлургического комплекса является весьма многотоннажной.

На размещение металлургической промышленности влияет развитие инфраструктуры, а именно обеспеченность района объектами производственной и социальной инфраструктуры, уровень их развития. Как правило, регионы с более высоким уровнем развития инфраструктуры являются наиболее притягательными при размещении металлургических предприятий, так как нет необходимости строительства новых, дополнительных объектов электроснабжения, водоснабжения, транспортных коммуникация, учреждений социальной сферы.


4. Программа развития металлургической базы Урала.

На Урале металлургический комплекс представлен одиннадцатью предприятиями, работающими на местном и привозном сырье.


Производство чугуна на Урале в 2005 году прогнозируется на уровне от 16,4 млн т до 20 млн т, что потребует переработки от 28,5 млн т до 34,9 млн т в год товарной железной руды. На 1 января 1996 года мощность по производству товарной железной руды составила по Уралу 16,4 млн т в год, что обеспечивает до 50 % потребности металлургии.
Анализ состояния сырьевой базы Урала показывает, что при финансировании мероприятий только за счет собственных средств в 2005 году мощность по товарной руде составит 9,5 млн т (снизится на 42 %) и обеспечит всего около 25 % потребности металлургического комплекса. Обеспечение финансирования инвестиционных программ железорудных предприятий в необходимом объеме позволит в 2005 году обеспечить производство товарной железной руды на уровне 22 млн т, что составит 63 % от потребности.
Из наиболее крупных проблем, которые необходимо решить за счет инвестиций на горнорудных предприятиях Уральского региона, можно выделить следующие:

Реконструкция шахты «Естюнинская» АО «Высокогорский ГОК» с введением в эксплуатацию нового участка месторождения и увеличением мощности шахты с 1,2 млн т до 3,0 млн т в 2005 году позволит компенсировать вывод мощности по шахтам «Магнетитовая» и «Эксплуатационная»;

Реконструкция шахты «Северо-Песчанская» для селективной добычи железо-медистой руды в АО «Богословское РУ» позволит увеличить мощность по производству товарной железной руды на 16 % к 2005 году.
Для металлургических предприятий Южного Урала наиболее актуальным является вовлечение в промышленную эксплуатацию местных железорудных месторождений. В первую очередь предполагается освоение месторождений с утвержденными запасами и одновременно геологическое изучение перспективных месторождений и рудопроявлений.

Для развития собственной сырьевой базы АО «Магнитогорский металлургический комбинат» предусматривает осуществить:

Строительство подземного рудника на месторождении Малый Куйбас мощностью 2,5 млн т сырой руды;

Строительство подземного рудника на месторождении Подотвальное мощностью 800 тыс. т сырой руды;

Строительство карьера на Леднянско-Полевом месторождении мощностью 1,5 млн т сырой руды.

Для восполнения выбывающих мощностей на Туканском и Верхне-Карадинском месторождениях Туканского рудоуправления АО «Белорецкий металлургический комбинат» предусматриваются вскрытие и подготовка месторождений Наратай и Северный Наратай Зигазино-Комароского железорудного района мощностью 500 тыс. т руды.

Повышение конкурентоспособности железорудного сырья. Основными направлениями реконструкции и технического перевооружения при подготовке железорудного сырья к металлургическому переделу приняты повышение качества товарной железной руды, выпуск новых прогрессивных видов продукции, обеспечивающих конкурентоспособность сырья на мировом рынке, существенное снижение энергозатрат, улучшение экологической обстановки, а также попутное извлечение ценных компонентов из отходов обогащения. Предусматриваются внедрение нового, более производительного оборудования, высокоэффективных технологических процессов, отвечающих современным требованиям мирового уровня, и их автоматизация.

Значительного повышения качества железорудного сырья можно ожидать при освоении новых технологий добычи богатых железных руд КМА как подземным способом на АО «Яковлевское рудоуправление», так и методом скважинной гидродобычи на АО «Белгородский ГОК».

Федеральной целевой программой «Руда» намечается осуществление реконструкции практически всех дробильно-обогатительных фабрик в зависимости от состояния технологического оборудования, зданий и сооружений (степени их морального и физического износа). Предполагается внедрить новые технологические процессы, в том числе на:

АО «Ковдорский ГОК» – флотацию железорудного концентрата, что позволит повысить содержание железа с 64 до 65 % и удалить вредные примеси (серу);

АО «Михайловский ГОК» – сухую магнитную сепарацию, что повысит качество железорудного концентрата, снизит затраты на его производство и обеспечит выпуск 2,2 млн т щебня;

АО «Бакальское РУ» – относительно дешевую и простую схему обогащения в тяжелых суспензиях;

АО «Качканарский ГОК» – транспортировку сгущенных хвостов обогащения высоконапорными шламовыми насосами, что позволит ежегодно экономить 35 – 40 млн кВт. ч электроэнергии.

На ряде предприятий вместе с повышением качества железорудного концентрата намечается попутное извлечение полезных компонентов, в том числе на:

АО «Ковдорский ГОК» – дополнительное производство с вовлечением в переработку ранее заскладированных отходов обогащения апатитового (400 тыс. т в год) и бадделеитового (1700 т в год) концентратов;

АО «Гороблагодарское РУ» – повышение содержания железа с 60 до 68 % и производство медного концентрата;

АО «Высокогорский ГОК» – производство медного концентрата (11 тыс. т в год);

АО «Олкон» – производство ферритовых и ферритостронциевых порошков и магнитов для электротехнической, радиотехнической и других отраслей промышленности;

АО «Качканарский ГОК «Ванадий» – извлечение из отвальных хвостов обогатительной фабрики оксида скандия для сверхпрочных алюмоскандиевых сплавов (автомобильная, авиационно-космическая, оборонная отрасли).

Все агломерационные фабрики в связи со значительным износом как технологического оборудования, так и зданий подлежат существенной реконструкции в соответствии с современными требованиями по качеству агломерата, экологии и энергоемкости («Мундыбашская АОФ», АО «Высокогорский ГОК», АО «Качканарский ГОК «Ванадий», АО «Гороблагодарское РУ»).

Значительный экономический эффект предполагается получить в окомковательном производстве как за счет внедрения (впервые в стране) производства металлизованных брикетов на АО «Лебединский ГОК», позволяющем использовать сырье непосредственно при производстве стали (вместо лома), так и при строительстве третьей обжиговой машины на АО «Михайловский ГОК», разработка которой осуществляется АО «Уралмаш». Машина принадлежит новому поколению, отличается современной теплотехнической схемой, позволяющей снизить энергетические затраты в 2-2,5 раза и существенно уменьшить выбросы в атмосферу при повышении качества окатышей.

Общая стоимость инвестиционных программ, направленных на повышение конкурентоспособности продукции железорудных предприятий, составляет 8120 млрд рублей. При их реализации будет обеспечено:

Повышение содержания железа в товарной руде на 0,3-0,4%, в том числе в концентрате на 0,5 % ;

Увеличение содержания железа в окатышах с учетом производства окатышей для металлизации на АО «Лебединский ГОК» не менее чем на 1 %, а с учетом производства металлизованных брикетов – на 4 %;

Снижение удельного расхода электроэнергии на производство железорудной продукции на 5-7 % и удельных энергетических затрат при производстве окатышей в 2-2,5 раза;

Сокращение вредных выбросов в атмосферу в 2-3 раза.


5. Влияние металлургического комплекса на экологию.

На нынешнем этапе развития народного хозяйства резко обострилась экологическая обстановка во многих районах России, что не может не учитываться в процессе размещения металлургических предприятий, которые оказывают сильное воздействие на окружающую среду и природопользование, являясь крупными загрязнителями атмосферы, водоемов, лесных массивов, земель. При современных объемах производства это воздействие весьма ощутимо. Известно, что чем выше уровень загрязнений окружающей среды, тем больше затрат на предотвращение загрязнения. Дальнейший рост этих затрат в конце концов может привести к убыточности любого производства.

На долю предприятий черной металлургии приходится 20-25% выбросов пыли, 25-30% окиси углерода, более половины окислов серы от их общего объема в стране. Эти выбросы содержат сероводород, фториды, углеводороды, соединения марганца, ванадия, хрома и др. (более 60 ингредиентов). Предприятия черной металлургии, кроме того, забирают до 20-25% воды общего ее потребления в промышленности и сильно загрязняют поверхностные воды.

Учет экологического фактора при размещении металлургического производства – объективная необходимость в развитии общества.

В процессе обоснования размещения металлургических предприятий необходимо учитывать весь комплекс факторов, способствующих организации более эффективного производства на той или иной территории, т.е. их совокупное взаимодействие на процессы производства и жизнь населения в регионах.
Заключение

Металлургия - не просто отрасль промышленности, но, без преувеличения, одна из основ человеческой цивилизации. На протяжении веков металлургия определяла экономический и оборонный потенциал любой страны, ее место в мировом сообществе наций. Не случайно петровские реформы, которые сделали Россию великой европейской державой, начинались именно с качественного скачка в развитии металлургической отрасли.

Особую роль в этом сыграл Уральский регион, который уже почти три столетия по праву считается главной металлургической базой России. Такие гиганты, как Магнитогорский металлургический комбинат, НТМК, "Мечел", крупнейшие трубопрокатные заводы, флагманы цветной металлургии, такие, как «Уралэлектромедь», Уральский и Богословский алюминиевый заводы и десятки других предприятий были и остаются олицетворением промышленной мощи страны.

Несмотря на тысячелетнюю историю, металлургия не утратила своего значения и в эпоху научно-технической революции. Сегодня отрасль является одним из локомотивов экономического роста и технологического прогресса. Без успешной работы металлургического комплекса нам не решить задачу удвоения ВВП страны, поставленную Президентом России в его Послании Федеральному Собранию.

В связи с этим хочу отметить достижения металлургов Уральского федерального округа. Несмотря на трудности последнего десятилетия, большинство предприятий отрасли смогло сохранить производственный и кадровый потенциал, адаптироваться к новым экономическим условиям, добиться значительных успехов в освоении российского и мирового рынков.

Убеждена, что и в дальнейшем уральские металлурги сумеют сохранить и укрепить лидирующие позиции в масштабе страны, внося достойный вклад в подъем промышленности УрФО!

Приложение
Приложение

Приложение 1

Карта размещения месторождений черных металлов

Типы месторождений: 1 – скарново-магнетитовые, 2 – титаномагнетитовые, 3 – сидеритовые, 4 – магнетитовые кварциты, 5 – бурые железняки, 6 – хромитовые, 7 – марганцевые осадочные, 8 – марганцевые вулканогенно-осадочные, 9 – границы структурно-геологических зон (названия на рис. 1), 10 – границы областей и республик.


1 – Донская группа, 2 – Хабарнинская группа, 3 – Аккермановская группа, 4 – Ново-Киевское, 5 – Файзуллинское, 6 – Янзигитовское, 7 – Кипчакское, 8 – Сахаринское, 9 – Магнитогорское, 10 – Алимбетовское, 11 – Ниазгуловское, 12 – Большой Башарт, 13 – Хамитовская группа, 14 – Верхне-Авзянская группа, 15 – Туканское, 16 – Улутелякское, 17 – Бакальское, 18 – Калканское, 19 – Кожаевское, 20 – Копанское, 21 – Аккаргинское, 22 – Лисаковское, 23 – Аятское, 24 – Соколовское, 25 – Сарбайское, 26 – Качарское, 27 – Алешинское, 28 – Глубоченское, 29 – Кусинское, 30 – Ахтенское, 31 – Куватальское, 32 – Теченское, 33 – Синаро-Теченское, 34 – Ключевское, 35 – Первоуральское, 36 – Высокогорское, 37 – Сапальское, 38 – Алапаевское железорудное, 39 – Алапаевская группа (хромиты), 40 – Синячихинское, 41 – Мугайское, 42 – Гороблагодатское, 43 – Сарановское, 44 – Качканарское, 45 – Серовское, 46 – Ауэрбаховская группа, 47 – Марсятское, 48 – Покровское, 49 – Екатерининское, 50 – Ивдельское, 51 – Полуночное, 52 – Тыньинское, 53 – 1-е Северное, 54 – 3-е Северное, 55 – Чувальская группа, 56 – 2-е Северное, 57 – Парнокское, 58 – Войкарская группа, 59 – Райизская группа, 60 – Юньягинское

Приложение 2

Литература


  1. Экономическая география России: Учеб. Пособие для вузов/ Под редакцией Т.Г. Морозовой. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 471с.

  2. Экономическая география: В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс,2002. - 384 с.

  3. www.eurasmet.ru/ «Металлы Евразии» Статья №5 2004г. Экономика - Опора российского государства.

  4. www.uralinform.ru/ «Урал Информ Бюро» Сырьевая база - ахиллесова пята уральской металлургии.

  5. www.igd.uran.ru/Институт горного дела УрО РАН, г. Екатеринбург. Географические и геологические аспекты рудных месторождений Урала.

Основную часть уральского чугуна и стали дают четы­ре современных металлургических гиганта - Магнитогор­ский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский комбинаты и Челябинский завод. Все они имеют полный цикл производства и продолжают расширяться.

Сравнивая размещение старых и новых центров черной металлургии, видно, что три новых предприятия построены на Южном Урале, в стороне от старой горнозаводской по­лосы. Сдвигу черной металлургии на юг способствовало два обстоятельства: наличие не тронутых в прошлом запасов железных руд и меньшая, чем у Среднего Урала, удален­ность от месторождений коксующихся углей.

Многовековой опыт уральских металлургов, высокое ка­чество сырья, наличие в руде некоторых железорудных месторождений легирующих металлов благоприятствуют развитию на Урале производства высококачественных ста­лей, по выпуску которых среди экономических районов он не имеет себе равных.

Особое место Урал занимает по производству труб. Его заводы выпускают свыше ’/з всех труб, производимых в России. Эта отрасль черной металлургии, заро­дившаяся на Урале в 20-х годах,- одна из перспективных. Здесь работают пять мощных трубных заводов, выпускаю­щих тысячи типов труб диаметром от долей миллиметра до полутора метров. Уральские трубы - это и игла медицин­ского шприца, и трубочка для подачи горючего к двига­телю, и баллон для жидкого газа или углекислоты, и обой­ма шарикоподшипника, и канализационные коллекторы, и, конечно, нефте- и газопроводы.

Столетиями добывают железную руду на Урале. Как обычно, вначале брали то, что лежит ближе и качественнее. Поэтому большинство залежей руд, расположенных ближе к поверхности, сейчас уже выработано. Но остановить развитие уральской металлургии в условиях, когда стране требуется все больше и больше металла, нельзя. И хотя за последние полтора десятилетия на Урале не построено ни одного нового металлургического завода, выплавка метал­ла растет из года в год. Достигается это благодаря реконст­рукции и расширению существующих предприятий. Этот путь увеличения производства требует меньших затрат, чем строительство новых предприятий, и поэтому обладает неоспоримыми преимуществами в таких районах, как Урал. С ростом выплавки металла растет и потребность в железных рудах. Как же решается проблема сырьевой базы уральской металлургии в наши дни?

Известно, что Урал богат железными рудами, но сколько запасов железных руд скрыто в его нед­рах? А сколько металла можно выплавить из этих руд? На сколько лет их хватит? Это зависит не только от величины запасов, но и от содержания в них железа, а оно сильно колеблется. Вот почему в последние годы все чаще прибегают к исчислению запасов по величине извлекаемого из руды железа. Этот метод более правильный.

Основная часть уральского железа соредоточена в бед­ных рудах. Поэтому удельный вес Урала в стране по запасам извлекаемого железа значительно ниже. Но некоторым подсчетам он равен 6%. Это означает, что собственных руд при современном уровне развития черной металлургии Уралу хватит на 100 лет. Но не все, что лежит в земле, можно использовать. На Урале открыто около 2000 месторождений железных руд. Однако промышленное значение имеет лишь десятая часть этих месторождений, разработка остальных при современном уровне техники и масштабах производства считается экономически невыгодной, а иногда и невозможной. Это так называемые забалансовые запа­сы, т. е. запасы, не учитываемые специальным кадастром.

Лучшими рудами Урала считаются магнетиты. Хотя они более тугоплавки, чем бурые или красные железняки, но содержат много железа -до 65%. Руды, содержащие железа свыше 50%, в плавку идут обычно без обогащения. По таких руд на Урале осталось мало. ураль­ские заводы стали переходить на плавку более бедных руд. Это потребовало строительства на рудниках горно-обогатительных предприятий. Их на Урале построено около трех десятков.

Обогащение руды в черной металлургии стало внед­риться позже, чем в цветной. Но уже сейчас основная часть руд, используемых металлургической промышленностью нашей страны, подвергается обогащению. Новый шаг в развитии горнорудной промышленности связан с использованием титаномагнетитов Качканарского и сидеритовых руд Бакальского месторождений. Они со­держат большое количество запасов железных руд Урала. Длительное время титаномагнетиты не находили применения в черной металлургии. Они тугоплавки, а наличие титана нарушало ход доменного процесса вследствие образования так назы­ваемых «козлов» - застывшей в домне тугоплавкой массы из металла и шлака. При этом домну приходилось останав­ливать, разбирать часть кладки, образовавшуюся массу разрезать форсунками на отдельные куски и извлекать.

Титаномагнетиты в нашей стране используют в качест­ве металлургического сырья с 40-х годов. Это стало воз­можно после раздельного обогащения руды и получения
отдельно железного и титанового концентратов. Пионером и освоении плавки титаномагнетитов был Чусовской за­вод, а с начала 60-х годов на плавку титаномагнетитов перешел Нижнетагильский комбинат.

ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА. Ведущая отрасль специализации промышленности Урала - черная металлургия

Ведущая отрасль специализации промышленности Урала - черная металлургия. Основы металлургической промышленности были заложены еще при Петре I. Строительство железоделательных и чугуноплавильных заводов началось в конце XVII - начале XVIII вв. В конце XVIII в. Урал снабжал железом не только Россию, но и Западную Европу. Постепенно уральская промышленность пришла в упадок. Это было обусловлено пережитками крепостничества, кабальным положением уральских рабочих, технической отсталостью Урала, оторванностью от центра России, а также зарождающейся металлургией южной части России.

В настоящее время из старых реконструируемых заводов наиболее значительные Златоустовский, Верх-Исетский, Лысьвенский, Чусовский. Однако 80% металла производят новые заводы и комбинаты - Магнитогорский, Челябинский, Нижнетагильский и Орско-Халиловский. В целом по производству чугуна, стали и проката Урал занимает первое место в Российской Федерации. Изменилась и география металлургии Урала. В прошлом, при наличии большого числа железорудных месторождений по всему Уралу, определяющее значение имела география топлива для металлургии - леса. Большинство заводов размещалось на Центральном и Северном Урале, богатых лесом. С переходом на минеральное топливо - коксующиеся угли, поступающие сюда из Кузбасса и Караганды, решающее значение в размещении металлургических заводов приобрело сближение их с наиболее крупными железорудными базами. Так, в районе горы Магнитной был построен Магнитогорский комбинат. Близ гор Высокая, Благодать, Лебяжья -Нижнетагильский. Челябинский комбинат использует бакальские руды, Орско-Халиловский находится вблизи комплексных халиловских руд. Таким образом, основные металлургические центры переместились с севера и центра на юг Урала. Однако к настоящему времени черная металлургия Урала переживает трудности со снабжением рудой, так как многие месторождения значительно истощены. Поэтому железные руды для металлургии Урала приходится завозить из других районов (КМА, Северного Казахстана). В связи с этим особое внимание уделяется расширению собственной сырьевой базы, в частности разработке Качканарского титаномагнетитового месторождения.

Из старых металлургических предприятий значительно увеличены мощности Серовского завода, выплавляющего специальный качественный металл на древесном угле; Чусовского, производящего трансформаторную сталь, Златоустовского, Ижевского, выпускающих инструментальную сталь, и др. Построены ферросплавные и трубные заводы.

Предполагается, что в перспективе объемы производства чугуна, стали и проката в Уральском районе будут сокращаться. Это объясняется общероссийской тенденцией улучшения использования черных металлов в машиностроении и строительстве, резким сокращением оборонной продукции.

Важной отраслью специализации Уральского района является цветная металлургия. По выплавке меди району принадлежит первое место в Российской Федерации. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди по восточному склону Уральских гор. Многие заводы к настоящему времени реконструированы. Крупнейшие из них: Кыштымский электролитный комбинат (Челябинская область), Кировоградский медеплавильный завод (Свердловская область). На базе нового Райского месторождения меди возник крупнейший в стране Медногорский комбинат (Оренбургская область). Большинство медеплавильных заводов специализируется на выплавке черновой меди. Крупный завод по выпуску рафинированной меди работает в Верхней Пышме (Свердловская область). Медная промышленность Урала, как правило, связана с химической промышленностью, производящей серную кислоту.

Алюминиевая промышленность представлена добычей бокситов, производством глинозема и выплавкой алюминия. В Свердловской области создано глиноземное производство, осуществляется выплавка алюминия, в Каменск-Уральском работает один из крупнейших в стране заводов по выплавке алюминия, в Краснотурьинске - большой алюминиевый завод. До недавнего времени Урал был главным производителем алюминия в стране. Ныне созданы новые сырьевые базы для алюминиевой промышленности. Значение и роль Урала в этой важной отрасли цветной металлургии существенно снизились. Возможности ее роста здесь ограничены как сырьевыми, так и энергетическими ресурсами.

Урал является одним из основных районов выплавки никеля в Российской Федерации. Никелевая промышленность - это крупные Уфалейский и Орский комбинаты, Режский завод. В Соликамске и Березниках производится магний. Цинковая промышленность представлена одним только Челябинским заводом, который использует отходы переработки медных руд Урала, где в ряде месторождений содержится и цинк.

Вторым ведущим звеном Урала являются машиностроение и металлообработка; производство продукции этих отраслей по стоимости превосходит выпуск всей металлургии района. В прошлом машиностроение было развито крайне слабо, давало всего лишь около 10% промышленной продукции Урала и выпускало в основном несложный сельскохозяйственный инвентарь (серпы, косы, плуги и др.). Ныне по масштабам развития машиностроения в нашей стране Урал уступает только Центральному району. Наибольшее развитие здесь получило тяжелое металлоемкое машиностроение, приближенное к основным базам металла. Урал занимает первое место в стране по выпуску металлургического, подъемно-транспортного и нефтегазового бурового оборудования. Знаменитый Уралтяжмаш в Екатеринбурге производит мощнейшие экскаваторы и другое сложное оборудование, Пермский завод - нефтебуры, Орский Южуралмаш - проходческие комбайны для горнорудной промышленности.

Значительное развитие получило транспортное машиностроение. В Нижнем Тагиле крупнейший в стране вагоностроительный завод выпускает грузовые вагоны; пассажирские вагоны - Усть-Катавский завод в Челябинской области. В Миассе производятся грузовые автомобили, в Ижевске - автомобили «Москвич» и мотоциклы, в Кургане находится автобусный завод.

Важное место Урал занимает по выпуску продукции энергетической, электротехнической и станкостроительной промышленности. В Екатеринбурге сосредоточен выпуск гидравлических и тепловых турбин и электродвигателей, в Перми - дизелестроение, производство кабеля, трансформаторов и высоковольтной аппаратуры.

На Урале развито сельскохозяйственное машиностроение: здесь находятся один из старейших и крупнейших Челябинский тракторный завод, Пермский, Боткинский (Удмуртия) заводы животноводческой техники, выпускающие, в частности, доильные машины. Завод Кургансельмаш производит специальные почвообрабатывающие орудия для засушливых степей Зауралья и целинных земель. В Екатеринбурге, Златоусте развиты станкостроение и инструментальное производство, в Уфе - моторостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности. Развитие машиностроительного производства в районе связано с освоением новых машин и оборудования, реконструкцией и технологическим обновлением действующих предприятий на основе новейших достижений научно-технического прогресса, внедрением передовых форм организации производства. Важное значение для успешной работы отрасли будут иметь завершение конверсии предприятий оборонного комплекса, перевод предприятий этого комплекса на выпуск гражданской продукции.



Третье место по стоимости продукции в структуре промышленности Урала занимает лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Это один из немногих лесоизбыточных районов Российской Федерации. Запасы древесины представлены здесь главным образом хвойными породами. Основные массивы промышленных лесов расположены в Пермской и Свердловской областях и отчасти в Башкортостане и Удмуртии. По заготовке древесины Уралу принадлежит третье место в стране после Северного района и Восточной Сибири. По Каме и Волге древесина сплавляется в южные регионы страны. На долю целлюлозно-бумажной промышленности Урала приходится 1/5 часть производства бумаги в стране. Центрами бумажной промышленности являются Краснокамск, Красновишерск, Соликамск, Пермь. На комбинатах в этих городах выпускают лучшие сорта писчей, картографической и даже гербовой бумаги. В связи с постройкой дороги Ивдель - Обь на северо-востоке Урала создаются новые лесопромышленные комплексы, которые частично будут использовать леса Тюменской области; в Ивделе, Сосьве, Новой Ляле развита крупная деревообрабатывающая промышленность.

В перспективе перед лесным комплексом Урала стоит задача повышения эффективности использования лесных ресурсов, прежде всего в природозащитных целях, на основе улучшения их состояния и развития защитного лесоразведения. В деревообрабатывающем комплексе необходимо увеличивать объемы выпуска качественной конечной продукции, более полно и глубоко использовать древесину.

К числу ведущих отраслей индустрии Урала относится химическая промышленность. Ее главная продукция - минеральные удобрения, серная кислота, сода и продукты органического синтеза. Особенно выделяется калийная промышленность, представленная крупнейшими калийными комбинатами в Соликамске и Березниках. Центрами химической промышленности стати также города, в которых развита металлургия. На отходах черной и цветной металлургии основано производство серной кислоты. В Березниках создано азотно-туковое производство, в Перми - производство фосфорных удобрений. В Башкортостане (в Салавате) на базе природного и попутного газа действует производство азотных удобрений. На местных месторождениях солей и известняков в Стерлитамаке работает крупная содовая промышленность. Развиты в районе коксохимия, анилиновая и лакокрасочная промышленность, лесохимия.

На долю Урала приходится около 1/3 общероссийского производства кальцинированной соды, значительны масштабы выпуска каустической соды, развита нефтехимия (Пермь) и начато формирование газохимии в районе Оренбурга. Здесь построен газоперерабатывающий комбинат, осуществляющий очистку газа для транспортировки его по газопроводу Оренбург - Западная граница.

В межрайонном разделении общественного труда выделяется промышленность строительных материалов Урала. Так, по производству цемента район занимает четвертое место в стране. Крупные цементные заводы размещены в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Новотроицке.

На Урале легкая и пищевая промышленность развиты пока недостаточно. В район ввозится много товаров народного потребления и продуктов питания из других регионов страны. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты кожевенно-обувная, трикотажная и швейная. Около 80% мощностей кожевенно-обувной промышленности размещается в Свердловской, Пермской, Челябинской областях, здесь же сосредоточена большая часть трикотажных предприятий. Хлопчатобумажная промышленность развита в Челябинской области, шелковая - в Пермской и Оренбургской.

Пищевая промышленность насчитывает множество подотраслей и предприятий, большая часть которых сконцентрирована на юге Урала, в зоне развития сельского хозяйства. Мукомольно-крупяная промышленность исторически сложилась в главной зоне посевов пшеницы - в Челябинской и Оренбургской областях, в Башкортостане и частично в Свердловской области, здесь же больше всего развита мясная промышленность. Курганская и Оренбургская области выделяются по производству животного масла.

Важной отраслью Урала является топливно-энергетическое хозяйство. Развитие на Урале теплоемких и энергоемких производств требует большого количества топлива и энергии. Для получения энергии используются местные ресурсы бурых и каменных углей (Кизеловский, Копейский, Кумертаусский бассейны), но эти запасы незначительны и в последние годы их добыча сокращается. Урал получает электроэнергию и топливо из других районов. Коксующиеся угли сюда полностью завозятся из Кузбасса и Караганды, дешевые энергетические угли - из Кузбасса и Экибастуза. Всего по тоннажу угля завозится почти вдвое больше, чем добывается в самом районе. До 70-х гг. нефть Урал получал в основном из Поволжья, Казахстана, Западной Сибири, природный газ - из Тюменской области и Средней Азии. Сейчас нефть добывают в Пермской и Оренбургской областях, в Республиках Башкортостан и Удмуртия. В Перми, Краснокамске и Орске работают нефтегазоперерабатывающие предприятия. В Башкортостане находится пять мощных нефтеперерабатывающих заводов. На базе Оренбургского газоконденсатного предприятия развивается мощный территориально-производственный комплекс. Оренбургский газ содержит конденсат и серу. Помимо метана в нем имеются этан, пропан, бутан, а также другие углеводороды и сероводород, газовая сера, гелий, азот.

Основные запасы газа располагаются на очень небольшой площади. Глубина продуктивных горизонтов составляет 1200 - 1800 м. Состав газа и конденсата требует комплексной переработки, отделения газа от сероводорода, извлечения углеводородов, получения в промышленных масштабах метана и серы. Главными потребителями Оренбургского газа являются районы Урала и Поволжья. Газ транспортируется по газопроводам: Оренбург - Самара, Оренбург - Заинек, Оренбург - Стерлитамак, Оренбург - Новопсковск. По построенному через европейскую часть России газопроводу оренбургский газ стал поступать в европейские страны. Протяженность нового газопровода составляет 2750 км.

В Оренбурге налаживается крупное производство тяжелого органического синтеза, создана мощная углеводородная сырьевая база для получения каучука, химических волокон, пластических масс и минеральных удобрений. Действует производство дешевой газовой серы из газа и конденсата в результате сероочистки. Построены газоперерабатывающий и гелиевый заводы. Оренбургский газ дает возможность создать в районе мощную энергетическую базу, включающую Ириклинскую ГРЭС, новую Оренбургскую ГРЭС, Самарскую и Каргалинскую ТЭЦ. На территории комплекса открыт ряд нефтяных месторождений. По общей мощности электростанций Уралу принадлежит второе место в Российской Федерации. Здесь производится электроэнергии надушу населения в два с лишним раза больше, чем по России в целом. Крупнейшей тепловой электростанцией является Кармановская в Башкортостане (1,8 млн. кВт). Кроме крупнейших тепловых электростанций, работающих на угле и торфе, действуют две гидроэлектростанции на Каме - Камская и Боткинская. Вблизи Екатеринбурга построена Белоярская атомная электростанция. Уральская энергосистема входит в состав Единой энергетической системы европейской части России.

По валовой продукции сельского хозяйства Урал занимает видное место среди экономических районов Российской Федерации, в том числе по животноводству - второе, а по растениеводству - четвертое. Около 3/4 пашни и более 1/2 сенокосов и пастбищ сосредоточено на юге - в зоне степи и лесостепи. Структура посевов на Урале следующая: зерновые - 70,5%, технические культуры - 1,4%, картофель - 3,3%, кормовые - 24,8%. По сборам зерна Урал уступает Поволжскому и Северо-Кавказскому, а иногда Западно-Сибирскому районам. Из технических культур сеют подсолнечник - на юге, сахарную свеклу - в Башкортостане, лен-долгунец - в Удмуртии и Коми-Пермяцком автономном округе. По сравнению с другими районами Российской Федерации Урал выделяется посевами проса. С ростом городского населения увеличиваются площади под овощами и картофелем.

Урал располагает богатой кормовой базой, поэтому повсеместно развито животноводство различных направлений. На севере вместе со льном сеют кормовые культуры, разводят крупный рогатый скот мясных пород, на сухих пастбищах - лошадей, тонкорунных и полутонкорунных овец. Урал, особенно Оренбургская область, славится высококачественной шерстью. Здесь сложился очаг пухового козоводства и налажено традиционное производство знаменитых оренбургских пуховых платков. В Башкортостане развито пчеловодство.

Сельскохозяйственное производство в условиях Урала имеет свои специфические проблемы. Так, укрепление зернового хозяйства, в первую очередь на Южном Урале и в Зауралье (Курганская, Оренбургская области), связано с проведением комплекса работ по созданию новых перспективных сортов зерновых культур интенсивного типа, улучшению структуры посевных площадей, созданию дифференцированных систем обработки почвы с увеличением использования минеральных удобрений и других методов повышения качества почв.

Транспорт и экономические связи Урала имеют свои особенности. Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в России грузооборота и пассажирооборота. Ведущее место занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится 9/10 грузовых перевозок и большая часть пассажирских. Меридиональные магистрали, из которых самые крупные Полуночное - Орск (по восточному склону Урала) и Соликамск - Бакал (по западному), связывают города, расположенные в горнозаводской полосе. Широтные дороги обеспечивают связи с другими районами России. Особенно большое значение имеют дороги, проходящие через Екатеринбург, Уфу, Челябинск и Оренбург. Это двухпутные электрифицированные дороги с высоким грузооборотом. Водным транспортом осуществляются внутренние и межрайонные перевозки. Основные водные магистрали - Кама, Белая, Чусовая, Вишера. Во внутрирайонных перевозках преобладает автомобильный транспорт.

Современный транспортный баланс Урала по вывозу грузов по железным дорогам и водным путям составляет свыше 700 млн. т. По этому показателю Урал занимает ведущее место среди экономических районов России, причем межрайонный ввоз и вывоз примерно равны. Большая часть вывоза с Урала осуществляется в направлении на запад, ввоза - с востока. Больше всего в район завозится угля и железной руды; вывозятся машины и металл, технологическое оборудование и инструменты, сырье и продукция нефтеперерабатывающей и химической промышленности, лес и лесопродукция.

Перспективы подъема экономики Урала связаны с углублением народнохозяйственной специализации по производству черных и цветных металлов, минеральных удобрений, металлоемкой продукции машиностроения, целлюлозно-бумажной промышленности. Стоит задача более широкого развития комплексирующих отраслей, в частности - обслуживающих население легкой и пищевой промышленности. На современные основы с использованием концепции эколого-экономического зонирования должны быть поставлены туристический и рекреационный комплексы. Первоочередная задача - привести экологическую обстановку в ряде мест в соответствие с требованиями действующего законодательства. Для улучшения экологической обстановки необходимы значительные инвестиции и целенаправленная программа мер по охране окружающей среды, рациональному использованию природных богатств Урала.


2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ УРАЛЬСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА

2.1ОЦЕНКА ТЯЖЁЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УРАЛА

Чёрная металлургия

Железо. Славу Уралу создали, прежде всего, железные руды, месторождения которых на Урале известны с XVII в. В годы советской власти наша страна вышла на первое место в мире по ресурсам железной руды. Важное значение в этом принадлежит Уралу. По запасам его железорудные месторождения уступают только Курской магнитной аномалии и Кривому Рогу. Уральские руды высокого качества и расположены, как правило, недалеко от поверхности, что облегчает их добычу.

Еще в тридцатых годах, после XVI съезда ВКП (б), была поставлена задача создания на востоке страны второго угольно- металлургического центра СССР на базе богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири. Тогда же началось интенсивное изучение и разработка железорудного месторождения горы Магнитной на Южном Урале. Сейчас запасы железной руды горы Магнитной почти исчерпаны, но в первые десятилетия Магнитогорского металлургического комбината, и особенно в годы Великой Отечественной войны, это месторождение имело огромное экономическое значение в развитии черной металлургии нашей страны.

Запасы железной руды разведаны и на Северном Урале - Песчанская группа месторождений богатых магнетитовых руд, обеспечивающих потребность Серовского металлургического завода; доразведаны месторождения железа в Ивдельском районе и др. Разведочными работами в пределах Бакальского рудного поля (Челябинская область) были выявлены новые месторождения бурых железняков и сидеритов - Ново - Бакальское, Рудничное, Петлинское. В послевоенные годы открыты уникальные по размерам месторождения богатых магнетитовых руд - Качарское, Соколовско-Сарбайское - и оолитовых бурых железняков - Лисаковское, Аятское и др. В Южном Зауралье открыты Светлоозерское, Петровское и Медвежьеозерское месторождения (Курганский железорудный район).Сегодняшняя сырьевая железорудная база Уральского экономического района позволяет продлить срок существования действующих горнорудных предприятий и вести проектирование новых мощностей по добыче железных руд.

На Урале есть запасы и хромитовых руд (Сарановская группа месторождений), но они используются для производства огнеупоров вследствии низкого содержания оксида хрома и высокого содержания кремния. Для выплавки феррохрома применяются хромиты из Казахстана.

Тем не менее, в отрасли существуют серьезные проблемы. Структура производимого в районе проката нуждается в совершенствовании. Машиностроение Урала – крупный потребитель проката, но свыше 1 / 3 проката приходится ввозить из других регионов. Не хватает листового проката, легированных сортов проката и других.

Высокая концентрация металлургического производства имеет по мимо положительных сторон (снижение себестоимости продукции и прочее) и крайне отрицательные последствия: резкое ухудшения экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселения населения, транспорта и других. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических предприятий нецелесообразно, особенно на южном Урале, страдающем от недостатка водных ресурсов, где в настоящее время сосредоточенно основное производство.

Важное направление дальнейшего развития черной металлургии Урала – техническое перевооружение действующих предприятий, ускоренное внедрение достижений НТП. Осуществляется строительство кислородно-конверторных цехов на Магнитогорском и Нижнетагильском комбинатах, электросталеплавильных производств с машинами непрерывного литья заготовок на Орско – Халиловском комбинате, Челябинском, Серовском, Алапаевском, заводах. Реконструируются все трубные заводы.

Цветная металлургия.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается очень высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.

Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служат медно – колчеданные руды, залегающие вдоль восточного склона Урала. Добыча ведется в основном на Южном Урале. В ближайшее время начнется эксплуатация месторождений качественных руд меди на северном Урале, отличающихся повышенным содержанием основных и попутных компонентов, низким содержанием вредных примесей; возможна открытая добыча. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добыче и руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаши, Медногорске. Последующая стадия обработки меди – ее рафинирование – осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме. При выплавке меди образуются отходы, используемые в химической промышленности. Так как медные руды обычно многокомпонентные и содержат кроме меди цинк, золото, кадмий, селен и другие элементы (до 25) , медные заводы производят помимо меди другие металлы или их концентраты.

На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля металлоизделий. Производство никеля сосредоточено в районах добыче руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском районе. Новый горно-металлургический комбинат построен на базе Буруктальского месторождения. Кроме никеля он включает производство кобальта и железного концентрата, на нем осуществляется утилизация отходов для химических целей.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (Краснотурьинск), Уральский (город Каменск – Уральский) и другие. Дальнейшее развитие алюминиевой промышленности на Урале связано с укреплением его энергетической базы, т.к. выплавка металлического алюминия очень энергоемкое производство.

Энергоемким является также производство титана и магния. На Урале оно представлено Березниковским титано-магниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, которые базируются на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна.

Для производства цинка в Уральском экономическом районе используется как местное сырье, представленное медно – цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности – Челябинск.

Уральская горнометаллургическая компания (УГМК)

Соединив в себе чёрную и цветную металлургию, Уральская горнометаллургическая компания является одной из наиболее динамичных вертикально интегрированных компаний страны. За последние годы УГМК прошла путь от конгломерата технологически взаимозависимых предприятий до металлургического холдинга.

В нашей стране уже сформировались крупные промышленные холдинги, которые в состоянии организовать глубокую переработку сырья. Более того, наши промышленники идут по пути вертикальной интеграции – объединения сырьевых и перерабатывающих предприятий в единые цепочки, что обеспечивает производство конкурентоспособной продукцией. При этом сырьевая обеспеченность – важнейшая составляющая успеха холдинга.

По прогнозам международных экспертов предприятия УГМК обеспечены уральскими запасами медных руд лишь на 6-10 лет. Ситуация осложнена ещё и тем, что поставки с российско-монгольского ГОКа «Эрдэнет» практически прекращены. Сырьё минуя Россию, идёт на переработку в Китай и Японию.

Ответ на вопрос, будет ли жить уральская медная промышленность через десять лет, надо искать уже сейчас. Возьмём в качестве примера ситуацию, сложившуюся на Удоканском медном месторождении на севере Читинской области. Отраслевые эксперты, говоря об Удокане, обязательно упоминают Уральскую горно-металлургическию компанию. Дело в том, что в своём перспективном развитии УГМК давно ориентирована на Удокан. Сегодня предприятия УГМК не полностью обеспечены собственным сырьём. Уральские месторождения истощаются, и их не хватит на длительный срок. И именно освоение Удокана является выходом из той ситуации. Удокан важен не только для самой компании, но и для регионов где работает УТМК: Свердловской, Оренбургской, Курганской, Томской, Читинской и других областей.

Роль УГМК в общегосударственном масштабе сегодня известна: это более 40 процентов российской меди, 3,6 млрд. рублей налоговых отчислений за 2001год, более 20 градообразующих предприятий в 7 регионах России. И завтра роль компании в экономике страны будет только возрастать. А государственным чиновникам предстоит решать, кого российские природные ресурсы сделают богаче – Россию или остальной мир.

Если планам компании суждено сбыться, Россия получит доступ к рудной базе объёмом 20 млн. тонн меди и соответственно мощный пульс развития отечественной металлургической и машиностроительной индустрии, смежных отраслей, не говоря уж о решении давно назревших проблем целого ряда регионов Урала и Забайкалья.

Машиностроение.

Машиностроение Урала – крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все под отрасли машиностроения. Здесь развиты: тяжелое машиностроение (производство горно-металлургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическая (производство турбин, паровых котлов и других), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развивается электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.

Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш », заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горно - рудной промышленности), Пермь (горно–шахтное машиностроение), Уфа (завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и другие. Оборудования для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуки, Троицке и др.

Урал - не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.

Ведущий центр производства турбин - Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и прочее), в Кургане (« Кургансельмаш »), Орске и других городах.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть – Катав), производством легковых (Ижевск) и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов (Курган); мотоциклов (Ижевск, Ирбит), судостроением (Пермь), судоремонтом (Соликамск).

Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и др.

Для машиностроения Уральского экономического района так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерное концентрация в крупных городах; недостаточное специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.

Основные направления развития машиностроения Урала следующие:

Техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, внедрение гибких автоматических линий, оборудования со встроенной микропроцессорной техникой и прочее.

Углубление специализации машиностроительных предприятий. С этой целью в малых и средних городах создаются филиалы и цехи крупных заводов, сюда выводятся « непрофильные » предприятия из больших городов, формируются централизованные ремонтные и обслуживающие производства;

3. Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т. п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации

Прежде всего выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей - автомобилестроение. Автозавод ВАЗ (Тольятти) производит легковые автомобили, Камский комплекс автозавода (центр в г. Набережные Челны) - большегрузные автомобили, Ульяновский автозавод - вездеходы УАЗ, в г. Энгельс изготавливаются троллейбусы, новый комплекс по производству автомобилей “Ока” построен в Елабуге. Крупными центрами авиастроения являются Самара, Саратов. Центры точного машиностроения - Казань, Пенза, Ульяновск; центры судостроения - Астрахань, Волгоград. Развито в районе и сельскохозяйственное машиностроение. Заводы по производству сельскохозяйственных машин расположены в Волгограде, Саратове, Сызрани, Каменке.

Миасс. Уральский автомобильный завод награжден дипломом и медалью выставки "Российский промышленник-2000", завершившейся в Санкт-Петербурге. В ней приняли участие 600 фирм из 35 стран мира, в том числе 30 предприятий Челябинской области.

Топливный энергетический комплекс - обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Особенно важно его развитие на Урале, где сконцентрированы многие тепло- и энергоемкие производства. Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Традиционная отрасль для Урала – угольная промышленность, но запасы каменного и бурого углей на Урале по сравнению с другими угольными бассейнами страны весьма невелики. Местным углем обеспечивается только половина потребностей Уральского экономического района. Уголь на Урал завозится из Кузбасса, Караганды и Экибастуза.

Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа, которая тем и менее не покрывает потребности Уральского экономического района.

Обьедененная Уральская энергосистема – это одна из крупнейших в стране, ее основа – теплоэнергетика, базирующая на угле и природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн. КВт), Троицкой (2,5 млн. КВт), и Ириклинской (2,4 млн. КВт), Южно-Уральской ГРЭС и др. Развита и гидроэнергетика – самые крупные ГЭС построенны на Ками: Воткинская и Камская; имеют несколько меньших по мощности гидроэлектростанции. На Урале есть атомная электростанция – Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах. Дальнейшее укрепление энергетической базы Уральского экономического района связанна с вводом в действие строящейся Пермской ГРЭС (4,8 млн. кВт), расширением Рефтинской ГРЭС, сроительство Башкирской и Южно-Уральской АЭС. Электроэнергия также будет поступать по ЛЭП Экибастус – Урал (из Казахстана), а в будующем – и из Западной Сибири и Канско-Ачинского ТПК. Для снабжения углем электростанции Урала разрабатывается проект углепровода Кузбасс – Урал протяженностью 2400 км.

Предполагается также освоение Севера – Сосьвинского и Камского угольных бассейнов.

По объему 82,6 процента всего уральского экспорта приходятся на нефтяную и газовую промышленности (рост за год на 3,2 процента), основные производственные мощности которых находятся в Тюменской области - "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сургутнефтегаз", "Славнефть" и "Сибнефть" (уже второй год удерживают в рейтинге места с 1 по 6 соответственно, всего же отрасль представлена 15-ю предприятиями в общем рейтинге). Поэтому пермские предприятия нефтяной отрасли в рейтинге не значатся. Можно сделать предположение о том, что и в этом году доля нефтяного экспорта также продолжит тенденцию роста, чему будут способствовать такие факторы, как увеличение объемов добычи, благоприятная мировая конъюнктура, увеличение доли нефтепереработки и продолжение процессов слияний и поглощений.

регионе ... (Электросталь). Уральский экономический район...
  • Характеристика Уральского региона

    Контрольная работа >> География

    Дисциплине: "Экономическая география региона" Содержание 1. Дайте определения... это роль нефтедобывающей промышленности в Уральском регионе падает. За время... промышленных групп в отраслях ТЭК; разработку плана мероприятий по реализации в отраслях ТЭК комплекса ...

  • География экономического района России. Уральский экономический район

    Контрольная работа >> География

    ... отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в масштабах всей страны. Индустриальный комплекс Уральского ... промышленность . Развитие легкой промышленности в регионе ... Макар С.В. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. В...

  • География электроэнергетической промышленности России (2)

    Реферат >> География

    Данной отрасли в хозяйственном комплексе страны; - Изучение энергетических ресурсов и факторы размещения электроэнергетической промышленности в... пяти европейских регионов России (Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского и Северо-Кавказского...