Любимое число пифагора. Любимое число пифагора Практическая работа учащихся




На маленькой площади с фонтаном у Вокзального спуска примостилось небольшое кафе с неброской вывеской «Три пескаря». Этот уютный кабачок уже 15 лет радушно встречает своих гостей.

За время существования у кафе сложилась постоянная клиентура, в основном это люди среднего возраста, семейные пары, иногда с детьми. Кто-то приходит сюда вкусно и недорого пообедать и отдохнуть от суеты, кто-то провести вечер в приятной и спокойной обстановке, другие – отпраздновать торжество, а некоторые посещают кафе исключительно ради гастрономических удовольствий - отличной кухни. При этом поклонники вкусной еды иногда приезжают издалека. Вот уже третье лето подряд, как кафе стало излюбленным местом китайских туристов, которые с удовольствием обедают здесь, причем заказывают блюда исключительно русской кухни.

В интерьере нет и намека на вычурность и элитарность, все очень демократично, просто и со вкусом. Бар с двумя столиками, небольшой зал, вмещающий до 50 человек, и несколько отдельных кабинок.

Быстрое и качественное обслуживание, вежливый и прекрасно обученный персонал – все это приятно удивит вас и добавит положительных эмоций.

Сервировка стола всегда соответствует случаю и в особо торжественные моменты может поспорить и с хорошим рестораном.

А торжественные мероприятия самого разного формата в кафе проводятся регулярно. Это банкеты, свадьбы, дни рождения, поминальные обеды, корпоративы. Заказы на них лучше сделать заранее, чтобы работники кафе смогли все организовать по вашему желанию, к нужной дате и времени. Минимально заказ желательно сделать хотя бы за неделю до события.

Популярность кафе «Три пескаря» в большой степени обусловлена невысокими ценами. В этом - заслуга руководства кафе, которое проводит политику низких цен при высоком качестве оказываемых услуг.

Демократичность цен действительно очевидна: простой сытный обед в кафе обойдется около 500 рублей на человека. Цены на заказ мероприятий тоже приятно удивят вас: корпоратив – от 500 рублей на человека, банкет или свадьба – от 800 рублей, поминальный обед – от 350 рублей.

Если на ваше торжество требуется ведущий, тамада или музыканты, в арсенале кафе все это имеется. Кстати, девять месяцев в году, исключая лето, для всех посетителей в пятницу и субботу звучит «живая» музыка.

Отдельного рассказа заслуживает кухня кафе «Три пескаря». Что примечательно, за всю историю кафе в нем ни разу не менялся поварской состав, поэтому всегда можно рассчитывать на то, что блюда, приготовленные этими мастерами кухни, будут такими же вкусными, как и раньше.

Блюда русской кухни – основная специализация кафе. Конечно, есть в меню и блюда кухни европейской, и всеми любимый кавказский шашлык – как же без него?! Но начать стоит именно с русской кухни.

Русские кулинарные традиции, бережно хранимые в «Трех пескарях», основаны большей частью на деревенской простой домашней еде. Знакомые нам с детства горячие щи и похлебки, румяные блины, жаркое в горшочке, соленые грибочки и огурчики и масса других любимых блюд. Кто сможет отказаться от такого изобилия? Все это вы сможете отведать в кафе «Три пескаря», где повара прекрасно справляются с любым рецептом.

В меню вы увидите очень большой выбор супов и похлебок, разнообразные горячие и холодные закуски, девять видов рыбы, мясные блюда из говядины, свинины, баранины и курицы, массу овощных блюд, грибы. Для любителей морской экзотики – креветки, мидии и другие морские гады. Что касается напитков, в ассортименте: кофе (экспрессо, капучино, латте и т.п.), чай с различными травами и специями, клюквенный и брусничный морс. Имеется и большая винная карта с очень доступными ценами. На десерт вам предложат мороженое – отличный пломбир с любым наполнителем - то, что надо после сытного обеда.

Хотя вы и захотите сразу попробовать несколько блюд, не торопитесь! Порции в кафе очень большие и, возможно, вам просто не удастся все это съесть.

Приходите в кафе «Три пескаря»! С семьей, детьми, друзьями, коллегами – увидите, все останутся довольны.

Цели:

  1. Познакомить с римскими цифрами, научить читать, решать примеры с использованием римских цифр.
  2. Развивать логическое мышление, формировать интерес к изучению истории.
  3. Воспитывать наблюдательность.

Оборудование:

  • карта древнего мира;
  • счетные палочки у каждого ученика для решения практических задач.

ХОД УРОКА

На доске:

– Что общего в записях на доске? (Если ученики затрудняются в ответе – учитель говорит что это цифры)

Но одни старше, другие моложе.

Рассказ учителя

– Как вы думаете, какие из представленных цифр самые древние?

Самые древние – египетские. Как понятно из названия, их изобрели в Египте (показ по карте).

Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку.

Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими. Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то переходили к следующему разряду.

Практическая работа учащихся

Попробуйте записать такими цифрами сколько вам лет(по ходу урока листы с цифрами снимаются или переносятся на отдельную доску).

Рассказ учителя

– Какие цифры появились следующими?

Это вавилонские цифры(показ по карте).

В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашего времени создалась позиционная нумерация, то есть такой способ записи чисел, при котором одна и та же цифра может обозначать разные числа, смотря по месту, занимаемому этой цифрой. Наша теперешняя нумерация тоже поместная. В вавилонской поместной нумерации ту роль, которую у нас играет число 10, играет число 60, и потому эту нумерацию называют шестидесятеричной. Числа менее 60 обозначались с помощью двух знаков: для единицы, и для десятка. Они имели клинообразный вид, так как вавилоняне писали на глиняных табличках палочками треугольной формы. Эти знаки повторялись нужное число раз, например

В нашей стране тоже были собственные цифры. Догадайтесь, какие из записей на доске славянские.

Греки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами.

В древней Руси буква “а” обозначала единицу, “в” - два, “г” - три. И так далее. Специальная черточка над буквой (титло) указывает, что это не буква, а цифра. Так же буква “а” с особым значком слева обозначает тысячу, а обведенная кружком – десять тысяч, или “тьму”, как тогда называли такое число.

Работа с учебником

– Из оставшихся какие цифры для вас наиболее привычны?

– Откуда они к нам пришли?

Тема урока

Сегодня тема урока – римские цифры.

– Где мы с ними встречаемся в жизни? (Ответы детей)

Рассказ учителя

Римские цифры употребляют довольно часто в наши дни. Например, на часовом циферблате иногда делают обозначения римскими цифрами, в книгах они часто обозначают номер тома или главы, исторические даты записываю арабскими цифрами, а век – римскими. При решении задач, составлении краткой записи мы тоже используем римские цифры.

– Что обозначают в краткой записи арабские и римские цифры? (Арабские – количественные числители, т.е. сколько взяли предметов “один дом, вагон и т.д.”; а римские – порядковые числительные “в первом доме, вагоне и т.д.”).

Работа с учебником

Прочитайте самостоятельно про обозначение римскими цифрами чисел.

Рассказ учителя

– Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается. Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6, а знак IV – 5 – 1, то есть 4. Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно и мы научимся это делать.

Практическая работа

1. Прочитайте числа на доске “Александр Сергеевич Пушкин родился в MDCCXCIX году, а умер в MDCCCXXXVII году. Сколько лет прожил Пушкин?

2. Запишите числа, используя римскую нумерацию (у доски работают два человека) 7, 11, 24.

3. Решите примеры: (2 человека у доски)

V+II VI+II

Теперь проверим вашу сообразительность.

Разделите на бумаге число двенадцать пополам так, чтобы половина этого числа была семь.

Как получить восемь, отняв от тринадцати половину?

Число тринадцать записать римскими цифрами и разделить это число горизонтальной линией пополам.

Работа с использованием счетных палочек

На столе при помощи счетных палочек записать примеры

1. VI – IV= IX

Переложите 1 палочку так, чтобы равенство стало верным. (V + IV =IX)

Переложите 1 палочку так, чтобы равенство стало верным. (VII + IV = XI)

Переложи 2 палочки так, чтобы равенство было верным. (VI = VIII – II)

Повторение изученного на уроке

– С нумерациями каких народов вы сегодня познакомились?

– Какие еще знаете?

И напоследок задание, которое поможет вам понять как важно много знать, и в частности, римские цифры.

Догадливый хозяин

В харчевню “Три пескаря” пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел упустить случая поживиться: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять)

– Что помогло хозяину выйти из этой ситуации?

– Какой вывод можно сделать из представленного случая?

(Важно быть разносторонне образованным человеком, а не специализироваться на узкой области, которая вам нравится или связана с вашей работой, учебой)

Пионерская начальная школа – филиал МБОУ «Ильинская СОШ»

МАТЕМАТИКА

Тема: « Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами». (3 класс)

Составитель: Федорюк Ольга Григорьевна,

учитель начальных классов

п. Пионер – Труда, 2014 год

Математика (3 класс)

Тема : Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами. Цели : Образовательная цель: знакомство с письмом римских цифр и чисел. - Развивающая цель: развивать познавательный интерес и познавательную активность, мышление (умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать) внимание, развитие математической речи, памяти. - Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощи при работе в парах. Задачи: 1. Познакомить детей с римскими цифрами и их написанием; 2. Дать представление об использовании римских цифр на практике; 3. Научить читать числа, решать примеры с использованием римских цифр;

4. Закрепить знания нумерации чисел в пределах 1000. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД: выполнять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных задач.


Тип урока: Урок открытия нового знания. Оборудование урока: Царь, математическое царство, карточки с заданиями для работы в парах, карточки с заданиями для самоконтроля, листок контроля, таблица.

Ход урока:

    Орг. Момент.
- Ребята! Готовы вы к уроку? (Да) На вас, надеюсь я, друзья. Добрый день и добрый час. Всё получится у нас! - Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики. Что нам всегда помогает хорошо работать на уроке? (наш ум, знания, учитель, друг – другу и хорошее настроение). Повернитесь, улыбнитесь друг – другу, потрите ладоши и передайте тепло своей души, своему товарищу. - Ребята, сегодня мы с вами в гостях у сказки. Главный герой её царь, который очень любит математику: задачи на досуге решать, хитроумные книги читать по математике. Прошли годы, состарился царь – математик. Настала пора о наследнике подумать. И решил царь – наследником будет тот, кто покажет себя лучшим знатоком математики. Как вы думаете, легко ли управлять государством? Нужны прочные знания. Вот думает царь, и выберу того, кто лучше других умеет мыслить, математику любит. Подготовил я для вас на доске задания, хочу проверить ваши знания. Начнём работу с того что мы уже знаем. Проведём разминку ума.
    Устный счёт:
13 х 10 = 130 900: 100 = 9 20 х 10 = 200 70: 10 = 7 6 х 100 = 600 800: 100 = 8 Как увеличить число в 10 и 100 раз? Как уменьшить число в 10 и 100 раз?
    Работа в тетрадях.
(Актуализация знаний) Запишите дату, классная работа. 524 (минутка чистописания) Кто желает дать характеристику числу? (Трехзначное, чётное, сколько в нём единиц 2 разряда, единиц 1 разряда, 3 разряда). Представь это число в виде суммы, разрядных слагаемых. Есть желающий прочитать? Молодцы ребята. Но для того, чтобы оказаться в математическом царстве, вы должны записать числа. (Математический диктант). 305; 480; 67; 1000; 5сот+3дес+9ед; 8сот+6ед; 2сот+7дес; 5дес+4ед. - Проверить себя, сверившись с листом контроля. - У кого получилось так, же как на листке контроля, поднимите руку (молодцы!). - У кого были ошибки? В каких числах? Почему ошиблись? Что нужно знать, чтобы правильно записывать многозначные числа? (разряд чисел, позиции цифр, нумерацию). - Кто вспомнит какой нумерацией мы сейчас пользуемся? (Арабская) самая распространённая в индии 400 лет до н. э., к нам пришла в конце 17 века. Это знание нам сегодня пригодится на уроке. У вас на столе лежит конверт с карточками. Распределите их на группы. – По какому принципу делили (по арифметическим действиям, по значению выражений, по одинаковой римской цифре). Что вам помогло?
    Постановка темы и цели урока.
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Римские цифры) - Где применяются в современности римские цифры? (В часах, исторические даты, календари, для обозначения пунктов плана в краткой записи). - Чему же я буду учиться на этом уроке? (учиться читать, записывать, сравнивать римские цифры, а так же производить с ними простые вычисления).
    Открытие детьми нового знания.
Как важно уметь без ошибок считать И цифры правильно писать. Потому что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа. Так все устроено в мире На великой чисел силе.
    А как считали древние люди, которые не знали цифр? Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Наблюдая за окружающей природой, от которой зависела жизнь. Наш предок научился выделять из множества предметов. Отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из колоса с зернами одно зерно. Это определяли как «один» и, «много».
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X.
Так что же вы узнали о римской нумерации (в Древнем Риме, узловые числа, другие образованы прибавлением и вычитанием). Устали, пора отдохнуть.
    Физ. минутка.
Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – ноги шире. Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сесть. А теперь я хочу проверить, как вы запомнили.
    Первичное закрепление.
    Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 46. Рассмотрите изображение часов. Как на циферблате числа записаны римскими цифрами. XI, XII.
    Чтение и запись чисел.
Прочитайте на стр. 47 текст обозначенный красной чертой. Что вы узнали? (При помощи цифр I , V , X , можно записать числа больше 12 запишем XIII , XVI ). Прочтите вторую часть параграфа под красной чертой. Что узнали? L , C , D . А теперь попробуем прочитать числа записанные на доске (при помощи таблицы). LIII , CXX , VI , XV , XI , DL . Мы учились читать и записывать числа римской нумерации, а теперь научимся сравнивать.
    Сравнение чисел.
- Что мы делаем при помощи сравнения чисел? 2 Сравнение чисел этих знаков? Попробуем сравнить числа. Вот мы научились сравнивать числа римской нумерации. (У доски, запись на доске). А теперь задание посложнее, выполните вычисления. А теперь покажите свой ум и знания.
    Вычисления с числами, записанными римскими цифрами. № 3. Стр. 46.
Работа самостоятельно. Проверка в парах (можно на доске, лист контроля). У кого такие ответы?
    Задача. А теперь покажите, как умеет решать задачи.
Богатый римлянин купил 14 пар разноцветных сандалий. Сколько штук сандалий появилось гардеробе римлянина. XIV x V = XXVIII 14 x 2 = 28
    Задание на смекалку.
- Дам задание, которое помогает понять, как важно много знать, и в частности римские цифры. «Догадливый хозяин» В харчевню «Три пескаря» пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел упустить случай поживиться, имея в своём распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперёд. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять). - Что помогло хозяину выйти из этой ситуации? - Какой вывод можно сделать? (Важно быть разносторонне образованным человеком). Уважаемые претенденты, думаете хорошо, считаете быстро. Утешили старика. Есть, кому царство оставить, кому управление доверить. Назначаю наследником престола учени…. 3 класса, ………… который быстро считает, думает, хорошо решает задачки. Похлопаем. Думаю, с этого уровня вы взяли для себя немало нужного полезного, а главное поняли. Без математики, друзья прожить на свете нам нельзя. Итог: Что нового узнали на уроке? Где их можно встретить? Чему научить? Что было легко? Что трудно? Почему. Д/З. Стр. 47 № 7. Царю понравилось, как вы работали на уроке и мне тоже. Оценим свою работу. Спасибо вам за урок.
    Моделирование
Возьмите палочки (III ). В каком классе мы учимся. Превратите её в4, в6, в9, в11;
    Логическая задача.
Сложите при помощи палочек запись: VI + I = V верно ли? ( IV + I = V ) Переложите только одну палочку, чтобы равенство стало верным! Таблица. Число римское обозначение Чтение чисел при помощи таблицы. CLIV, CLV, CLVI, CLVII, CLVIII. 1

Образовательная цель: способствовать формированию представлений об особенностях развития цивилизации Древнего мира и осознанию того, что математические знания помогали древним людям расширить свой кругозор.
Развивающая цель: способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, обосновывать логические доказательства своего предположения, способствовать формированию умений анализировать и систематизировать информацию.
Воспитательная цель: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, способствовать толерантному отношению к представителям других стран и народов.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Основные методы: частично-поисковый и проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.
Средства обучения: раздаточный материал, интерактивная доска, кроссворд.

Ход урока
Учитель математики: Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир загадочного и таинственного. Ребята, а вы любите путешествовать? Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». Как вы понимаете высказывание французского писателя? Зачем люди отправляются в дальние края?
Ученики: Жизнь дома бывает скучна и однообразна. Человек, который путешествует, расширяет свой кругозор, делает свою жизнь более яркой и красочной. Люди отправляются в дальние края, для того чтобы с пользой провести время, узнать много интересного о стране пребывания, о ее языке, культуре, национальной кухне, местных достопримечательностях и др.
Учитель истории: Еще древние люди были уверены, что числа имеют свойство влиять на их жизнь. Пифагор, древнегреческий философ и математик, одним из первых стал заниматься теорией чисел и развивать это учение. Имя Пифагор означает «тот, кого предсказала Пифия»: рождение ребенка согласно легенде было предсказано Пифией в Дельфах. В школе Пифагора впервые была выдвинута идея о том, что Земля на самом деле круглая. Пифагор увлекался спортом, побеждал в кулачных боях на Олимпийских играх. Он придумал специальную кружку, которая позволяла пить только в ограниченных количествах. Сегодня она продается на Родосе, Самосе и Крите как сувенир. «10» было любимое число Пифагора. Он вообще придавал числам особенное значение и полагал, что в них отражено абсолютно все в мире. Опираясь на знания древних магов и жрецов и на собственные теории, он утверждал, что именно цифры правят миром. Согласны ли вы с Пифагором?
Ученики: Для православных верующих священным является число 3. Числа влияют на жизнь людей в астрологии.
Учитель истории: Сегодня мы с вами побываем во многих школах Древнего мира и попытаемся расширить уже имеющиеся ваши знания по истории и математике. Свою первую остановку на карте мира мы сделаем на территории Африки. Как вы думаете, почему?
Ученики: В Африке впервые были обнаружены останки человекообразных существ.
Учитель математики: Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?
Ученики: Первым математическим действием первобытного человека было деление, так как в те далекие времена все принадлежало родовой общине.
Учитель истории: Далее мы отправимся туда, где раньше всего произошел переход от первобытности к цивилизации. Давайте с вами вспомним, в чем же он заключался?
Ученики: Под этим понимаются возникновение государств, больших городов, письма, законов, усложнение жизни людей (социальное неравенство).
Учитель математики: О каких древнейших цивилизациях мира пойдет сейчас речь?
Ученики: О Древнем Египте и Двуречье.
Учитель истории: Итак, настало время посетить Египет, который называли еще Та-Кемет - Черная земля. Именно здесь пели реке Нил хвалебные песни. Объясните эти удивительные факты.
Ученики: Черная земля означает плодородную, дающую жизнь землю. В Египте большую роль играл ил - слой плодородной почвы.
Учитель математики: До наших дней сохранилось несколько древнеегипетских задачников по математике, написанных на папирусе. В одной из задач требовалось вычислить вместимость амбара, в другой - площадь поля. Встречаются в папирусах и задачи-шутки. Попробуйте решить одну из них: было 7 домов, в каждом 7 кошек, каждая кошка съела 7 мышей, каждая мышь съела 7 колосьев, каждый колос может дать 7 мер зерна. Найдите общее число домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна.
Ученики: Получается ответ: сумма всех домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна равна 19607.
Учитель истории: С территории Африки мы отправляемся в Древнее Двуречье. Давайте вспомним, почему так назвали одну из древнейших цивилизаций?
Ученики: Двуречье располагалось по берегам Тигра и Евфрата.
Учитель истории: А знаете ли вы, что египтяне, однажды увидев Евфрат, называли его рекой, текущей наоборот. Почему же?
Ученики: Египтяне полагали, что все реки, подобно Нилу, должны течь с юга на север. Знакомство же с Евфратом явилось для них полной неожиданностью.
Учитель истории: В Древнем Двуречье математикой занимались ученые-жрецы. Вспомните, какое число они считали священным?
Ученики обсуждают вопрос в группах и делают предположение - 60. Если возникают затруднения с правильным ответом, учитель дает его сам.
Учитель математики: Вспомните, где встречается число 60.
Ученики: В градусе 60 минут по 60 секунд в каждой, час длится 60 минут. В часе 60 минут, в минуте 60 секунд.
Учитель математики: Предлагаю вспомнить ленту времени и решить задачу: в 2004 году до нашей эры купец из города Ур отправился с торговым караваном в Финикию. Было ему на тот момент 40 лет. Домой он вернулся только через 3 года. За год до отъезда у него родился сын. В каком году родились купец и его сын? В каком году купец вернулся домой?
Ученики дают ответы.
Учитель истории: Не менее загадочна была страна, где в качестве божества почитали Ганешу, придумали шахматы и зародилась самая древняя мировая религия - буддизм. О какой стране идет речь?
Ученики: Речь идет об Индии.
Учитель математики: Как же у индусов обстояли дела с цифрами? Арабские цифры, которыми мы пользуемся, на самом деле заимствованы арабами у индийцев (сами арабы называли их индийскими). Зародившийся в Индии способ счисления оказался наиболее совершенным из существовавших в древности. Первоначально индийцы записывали числа с помощью слов. Так, ноль передавался словами «пустое», «небо»; единица представлялась предметами, имеющимися только в единственном числе («Земля»); двойка - словами «близнецы», «глаза» и др. Подумайте, какое число передавалось в древних текстах такими словами: «Луна - дыра - крылья - Солнце»?
Ученики: Число, которое передавалось в древних текстах словами «Луна - дыра - крылья - Солнце», - 1021.
Учитель истории: Где состоялись первые Олимпийские игры?
Ученики: Первые Олимпийские игры состоялись в Древней Греции.
Учитель математики: Именно сюда мы совершим наше предпоследнее путешествие.
В Древней Греции тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно было освоить новую премудрость в вычислении, потому что греческие буквы умеют в разных случаях быть то знаками речи, то цифрами и числами.

Ученики решают задачу, дают ответ.

Учитель истории: В заключение мы посетим огромное государство, объединившее все Средиземноморье и значительную часть Европы. Именно здесь почитали волчицу и Юлия Цезаря, строили прекрасные города и здания наподобие Лютеции и Колизея. Куда же мы совершим наше последнее путешествие?
Ученики: Мы совершим наше последнее путешествие в Древний Рим.
Учитель математики: Здесь в отличие от других стран счет велся иным образом. У римлян не было цифры 0.
1 - I 2 - II 3 - III 4 - IV 5 - V 6 - VI 7 - VII 8 - VIII 9 - VIIII
Интересная задача однажды встретилась мне в учебнике математики, и я предлагаю вам ее решить. В харчевню «Три пескаря» пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее он не хотел в тот день остаться без прибыли: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание, если рыбу он не разрезал?
Ученики: Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять.
Учитель истории: В завершение урока вам предстоит отгадать кроссворд. В ходе урока вы были внимательны и без труда отгадаете ключевое слово по вертикали, имеющее отношение и к истории, и к математике.

Вопросы:
1) Кто побеждал в кулачном бою на Олимпийских играх?
2) Какое число передавалось в древних текстах словом «глаза»?
3) Символ божественного равновесия.
4) Кто предсказал рождение Пифагора?
5) В школе Пифагора впервые была выдвинута идея о том, что? круглая.
6) Какой цифры не было у древних римлян?
7) Каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь?
8) Любимое число Пифагора.
Ответы:
1. Пифагор.
2. Двойка.
3. Шестерка.
4. Пифия.
5. Земля.
6. Ноль
7. Деление.
8. Десять.
Ключевое слово - горизонт.
Учитель математики: В завершение урока процитирую известного американского финансового деятеля Джона Пирпонта Моргана: «Иди вперед до самого горизонта. Дойдешь - откроется новый».

​Елена ПЕЧЕНКИНА, учитель математики,
Александр ШИБАНОВ, учитель истории и обществознания, гимназия №2 города Кирово-Чепецка Кировской области