Кем может работать искусствовед. Профессия искусствовед




Школа коллекционеров и экспертов

«Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1

Что преподают: школа зачисляет на несколько курсов, среди которых «Современное русское искусство», «Коллекционер», «Многоликая Италия», «Историческая мозаика искусства и быта», «Архитектура», «Прекрасная Франция», «Великая Британия», «Описание и анализ произведений искусства»

Преподаватели: Кирилл Светляков (заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи), Сергей Попов (владелец галереи pop/off/art), Александра Обухова (научный сотрудник музея «Гараж»), Кирилл Алексеев (экс-сотрудник Третьяковской галереи, ныне доцент Текстильного университета имени Косыгина)

Сколько: средняя стоимость курса - 40 000–55 000 руб.

Школа позиционирует себя как пропуск в мир искусства. Здесь обещают не только преподавать историю искусства, но и научить будущих коллекционеров и экспертов правильно вести себя на вернисажах и в общении с галеристами и художниками. Маленькие группы, есть индивидуальный курс обучения. Выездные занятия и лекции проводятся в музеях, галереях и мастерских художников. «Базовый курс по истории искусства и введению в арт-бизнес» включает 24 групповых занятия длительностью 3 часа, из них 19 лекционных и 5 выездных. Каждому учащемуся предоставляется CD с записью курса, чтобы не забыть содержание лекций. Занятия проводятся по утрам или вечерам два раза в неделю. Школа расположена в известном центре современного искусства, что дает определенную гарантию по качеству обучения. Преподавательский состав - высококвалифицированные искусствоведы, что также подтверждает серьезность подобного обучения. По всей видимости, курс рассчитан на «повышение квалификации» специалистов, уже работающих в сфере современного искусства, или же начинающих коллекционеров.

Образовательная программа аукционного дома Phillips

Воздвиженка, 7/6

Что преподают: современное искусство

Преподаватели: Стас Шурипа (художник, теоретик искусства), Алина Макеенкова (лектор ГМИИ им. А. С. Пушкина), Максим Шишигин (искусствовед, художник), Вита Хлопова (исследователь хореографии)

Сколько: 5 лекций - 10 000 руб.

Образовательная программа, поддерживаемая аукционным домом Phillips, была запущена Мариной Добровинской в 2008 году и состоит из двух направлений – тематические лекции и история современного искусства. В первое направление входят лекции по классическому искусству, во втором - история отсчитывается с конца XIX века до наших дней. Занятия проводятся один раз в неделю по вечерам. Программа включает в себя курсы искусствоведения для любителей искусства и коллекционеров, экскурсии и поездки за границу, а также лекции авторитетных персон из мира искусства. В зарубежных поездках, рассчитанных на три-четыре дня, обещают помочь попасть туда, куда вы никогда не сможете попасть без сопровождающего из дома Phillips, а также оставить время на ужин и шопинг. Программа рассчитана на любительский уровень, ее главная цель - научить слушателя ориентироваться в современном искусстве.

Культурная платформа «Синхронизация»

Бобров пер, 6, Страстной бульвар, 12

Что преподают: гид по истории искусства в 5 лекциях – «Античность», «Средневековье», «Барокко и классицизм», «Романтизм - символизм», «Реализм - модернизм»

Преподаватели: Елена Личманова (лектор ГМИИ им. А. С. Пушкина), Наталья Вострикова (искусствовед), Елизавета Боровикова (эксперт-оценщик антиквариата), Ольга Чуворкина (искусствовед)

Сколько: 1 лекция - 900 руб., 5 лекций - 3500 руб.

Здесь лекторы следуют не академическому, а культурологическому подходу. В преподавании акцент делается не на академической выучке, заучивании дат и периодов, а на исследовании интересных фактов и парадоксах культуры. Темы лекций неординарны и отвечают на остроумные культурологические вопросы. Например, почему в Древней Греции портрет мог стать преступлением? Как творить художнику-маньеристу, если всё уже было придумано до тебя? Как из романтика художник превратился в совесть эпохи? Анонсируется, что курс ориентирован на «тех, кто хочет иметь представление об основных этапах развития изобразительного искусства и научиться понимать памятники любых эпох, стилей и направлений». Говоря проще, на тех, кто довольно профессионально интересуется искусством без цели попасть в ВУЗ. Лекции читают в будни по вечерам, либо по выходным днем. Группы порядка 25 человек. Кроме того, здесь читают отдельные лекции на разные интересные темы: о художниках, изменивших искусство ХХ века, а также о самых ярких личностях прошлого, например о Караваждо и о том, почему его можно назвать первым современным художником.

Высшая школа художественных практик и музейных технологий (ХПМТ), факультет истории искусства РГГУ

Миусская площадь, 6 (здание РГГУ)

Что преподают: историю отечественного искусства ХХ века, язык изобразительного искусства, историю русского искусства, историю современного искусства, искусство Западной Европы до конца XIX века

Преподаватели: Александра Данилова (научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина), Александр Марков (преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова), Татьяна Малова (художественный критик), Ирина Захарченко (кандидат исторических наук), Илья Печенкин (доцент РГГУ)

Сколько: 51 000 руб.

Академическая программа изучения истории искусства, которую читают преподаватели университетского уровня. Здесь начинают с античности и древнерусского искусства и заканчивают современным искусством ХХ века. Студентов обещают научить описывать и анализировать произведения искусства. Курс рассчитан на 228 учебных часов, занятия проходят по вечерам. Курс скорее адресован абитуриентам РГГУ, нацеленным на поступление в университет. Высшая школа ХПМТ - это подразделение Российского государственного гуманитарного университета, созданное в 2011 году. Кроме того, здесь же можно прослушать дополнительный курс «Арт-практика» (160 часов), где Валентин Дьяконов, Илья Будрайтскис, Борис Клюшников и Лариса Гринберг читают лекции о кураторской практике (за отдельную плату). Обучение рассчитано на начинающих кураторов.

Институт культурного просветительства «Культпросвет»

Лужнецкая наб., 6

Что преподают: всеобщую историю искусства с акцентом на основы атрибуции и экспертизы антиквариата

Преподаватели: ведущие эксперты в области антиквариата и истории искусства, среди которых 26 кандидатов наук, 10 докторов наук, 2 лауреата Государственной премии РФ

Сколько: зависит от курса

В школе практикуются как дневная, так и вечерняя формы обучения, как длительные курсы, так и краткосрочные. Упор здесь делается не только на академическое преподавание истории искусства, но, скорее, на основы атрибуции и экспертизы антиквариата. Специальная программа Arte Vera рассчитана на обучение антикваров, цикл «Академия» - на углубленный курс по выбранной искусствоведческой тематике. Школа обещает обеспечивать студентов стажировками в фондах и экспозиционных залах ведущих музеев. В группах 7–10 человек. Обучение рассчитано на будущих антикваров и экспертов-оценщиков.

Объединение «Манеж» совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова

Музей-мастерская Налбандяна, Тверская, 8/2

Что преподают: всеобщую историю искусства в нескольких курсах

Преподаватели: Иван Тучков (декан исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова), Надежда Налимова (старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусства МГУ им. М. В. Ломоносова)

Сколько: одна лекция - 500 руб., 11 лекций - 5000 руб.

Тридцатого марта 2016 года «Манеж» и МГУ запустили лекционный курс «Всеобщая история искусства». Его первая часть, читавшаяся с марта по июнь, была посвящена искусству Древнего мира. Вторая, рассчитанная на период с сентября до конца ноября, – искусству Средних веков и Возрождению. Предполагается, что к следующему курсу приступят в начале 2017 года. Пока решение о продлении курса находится в стадии обсуждения. Анонсируется, что «ключевые понятия истории искусства, такие как культурно-историческая эпоха, стиль, направление, художественная школа, будут разъяснены на примерах конкретных произведений». Программа составлена на основании курса истории искусства МГУ, преподают светила кафедры. Уникальная возможность «поучиться» в университете за небольшие деньги.

Лекторий ГМИИ им. А. С. Пушкина

Волхонка 8–10, 14, Колымажный пер., 6, стр. 2

Что преподают: историю зарубежного искусства

Преподаватели: сотрудники Пушкинского музея

Сколько: одно занятие в лекционном абонементе – 300 рублей, цена абонемента определяется количеством лекций.

Уже восемьдесят лет лекторий ГМИИ им. А. С. Пушкина знакомит всех желающих с историей западного искусства. В 2016–2017 году здесь предлагают абонементы на лекции по истории искусства с древнейших времен до наших дней, а также циклы лекций, посвященных архитектурному облику городов и художественным собраниям музеев мира. Можно прослушать курс по западноевропейскому искусству XVII–XIX веков, импрессионизму, творчеству Энди Уорхола и поп-арту, повседневной жизни в Древней Греции, истории кино от дадаистов до Флюксуса и современного видеоарта. Лекции адресованы самой разной аудитории: взрослым и детям, любителям классики и авангарда, студентам и бабушкам, любителям и профессионалам. Фактически в лектории Пушкинского можно получить университетские знания по всем разделам зарубежного искусства, да еще учиться непосредственно на подлинниках либо музейных копиях у профессиональных искусствоведов.

Московский Мультимедиа Арт Музей

Остоженка, 16

Что преподают: историю современного искусства, фотографии, архитектуры, моды

Преподаватели: искусствоведы и художники Москвы

Сколько: от 500 руб. за лекцию

В МАММ можно прослушать лекционные курсы на самые разные темы. Например, об истории современной архитектуры, скульптуры, живописи, о фотографии, о Дягилеве, об искусстве Древних веков, о продюсировании, а также съемке фэшн-эдиториала, что бы это ни значило. Есть лекции для детей, подростков, взрослых любителей искусства, на любой вкус. Лекции читают как суперпрофессионалы, вроде Игоря Мухина (курс — 49000 руб.), так и недавние выпускники Школы Родченко и модные фоторедакторы.

Лекторий ММОМА

Тверской бульвар, 9

Что преподают: историю современного русского и зарубежного искусства XX–XXI веков

Преподаватели: Глеб Напреенко (критик, главный редактор проекта «Разногласия»), Нина Лаврищева (научный сотрудник ММОМА), Ольга Турчина (научный сотрудник ММОМА), Александра Данилова (научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина), Сергей Хачатуров (критик, преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова), Стас Шурипа (художник, теоретик искусства), Алексей Масляев (куратор ММОМА), Илектра Канестри (эксперт моды)

Сколько: одна лекция - 350–400 руб.,10 лекций - 3000 руб., 20 лекций - 5600 руб., есть система льгот

С сентября по декабрь в ММОМА можно прослушать два отдельных курса, посвященных истории современного искусства - зарубежного и русского. Русское искусство (16 занятий) читают, начиная с конца XIX века вплоть до сегодняшнего дня, зарубежное (18 занятий) - с начала XX века по наше время. Здесь расскажут не только про Казимира Малевича, Пикассо и Владимира Татлина, но и про самых современных художников - Таус Махачеву, МишМаш и Дэмиена Херста. Лекции читают действующие критики, кураторы, теоретики, активно участвующие в текущем арт-процессе. Курсы рассчитаны на широкий круг поклонников современного искусства. С марта в ММОМА можно прослушать новую программу, посвященную междисциплинарным художественным практикам: взаимодействию современного искусства с другими областями культуры - театром, музыкой, дизайном, модой, фотографией и архитектурой.

Третьяковская галерея

Лаврушинский пер, 12, Крымский вал, 10

Что преподают: историю русского искусства

Преподаватели: сотрудники Третьяковской галереи

Сколько: 1 лекция - 270 руб., 6 лекций - 1320 руб., далее в зависимости от курса

В Третьяковской галерее работает глобальный лекторий, в котором можно узнать всё про русское искусство. В Лаврушинском переулке читают курс «Музейный университет», начиная с древнерусского искусства до пейзажной живописи XIX века. «Музейный университет» на Крымском валу начинает с мастеров авангарда и заканчивает искусством начала XXI века. Также Третьяковка предлагает многочисленные лекционно-художественные программы на разные темы, связанные с экспозицией.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

онлайн

Что преподают: базовый курс истории искусства

Преподаватели: Александра Старусева-Першеева, Артем Дежурко, Мария Калинина - преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ

Сколько: бесплатно

Онлайн-курс рассчитан на студентов гуманитарных направлений, а также абитуриентов художественных вузов, сдающих историю искусства. Здесь читают базовый курс, начиная с Древнего мира до искусства ХХ века. Главная цель - дать представление об эволюции стилей в истории западноевропейского искусства и о наиболее важных феноменах в истории культуры. Курс выдержан в традиции классического искусствознания. Как пишет Александра Першеева: «В нашем курсе каждая лекция имеет два смысловых уровня. Сначала мы даем базовую информацию об искусстве той или иной эпохи, а потом затрагиваем более тонкие моменты, рассказываем о том, как жили и мыслили люди, размышляем о связи искусства и духа времени». Всего курс занимает 12 недель, в неделю понадобиться потратить на обучение 6 часов.

Школа Вероники Калачевой (Kalacheva School)

онлайн, либо в одном из зданий Школы (очно)

Преподаватель: Татьяна Быковская (искусствовед)

Что преподают: базовый курс истории искусства от Египта до Возрождения (онлайн), от Египта до кубизма (очно)

Сколько: 18 000 руб./10 000 руб.

В Школе Вероники Калачевой, где основные занятия посвящены обучению живописи с нуля, любителей истории искусства будут учить отличать Моне от Мане, а Ван Дейка от Ван Эйка. Здесь следуют девизу: «Всё, как мы любим: интересно, с душой и простым человеческим языком». Очные занятия (курс из 8 лекций) проводятся по выходным, на онлайн-уроки можно записаться в любое время. Здесь чрезвычайно дружественно настроены по отношению к будущим абитуриентам: «Всё, что вам необходимо, - это хорошее настроение, время и доступ в интернет». Занятия будут разделены на 2 части - лекционную, где вы получите все необходимые знания, и практическую. Курсы явно рассчитаны на любительский уровень и адресованы тем, кто хочет больше узнать об искусстве на досуге.

Школа-студия «Рукав»

Земляной вал, 59/2

Что преподают: историю искусств от древности до наших дней

Преподаватель: Анна Гусева (преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, выпускница Академии Глазунова)

Сколько: разовое посещение - 700 руб., 5 занятий - 3200 руб., 20 занятий - 11000 руб.

Здесь обещают учить не только истории искусства, но и осмыслению «внутренних процессов духовной жизни человечества, которые находили свое отражение в шедеврах изобразительного искусства». Помимо лекций, проводятся семинары. Занятия проходят по субботам. В ноябре читают Древний Рим. Школа основана Александром Рукавишниковым, академиком Академии художеств, преподавателем Суриковского института. Основной профиль школы - подготовка молодых скульпторов к поступлению в ВУЗ, на них, в основном, и рассчитан факультативный курс истории искусства.

Музей современного искусства «Гараж»

Крымский вал, 9

Что преподают: современное искусство

Преподаватели: Наталья Сидорова (сотрудник Третьяковской галереи), Татьяна Бортник (искусствовед)

Сколько: 13 000 руб. абонемент

Курс, который читают в «Гараже» называется «По следам современного искусства». Сезанн, Ван Гог, Пикассо, Дюшан, Уорхол, Бойс, Кабаков и даже Бэнкси - здесь изучают историю современного искусства через личность художников. Курс состоит из 20 занятий – 10 читают в феврале - апреле, 10 в сентябре - декабре. Но самое замечательное в образовательной программе «Гаража» — все-таки циклы лекций и отдельные лекции ведущих искусствоведов, художников и кураторов. Цикл «Просто искусство» ведет знаменитый художественный критик и преподаватель МГУ Андрей Ковалев, приглашая на беседу известных художников. Уникальную программу лекций «Несимметричные подобия» ведет художественный критик Ирина Кулик, создавая динамические пары из достаточно не близких по времени или стилю авторов. Вход свободный по регистрации.

Нравится

В сентябре этого года на факультете истории НИУ ВШЭ начнется преподавание нового образовательного направления по истории искусств (бакалавриат).

Как рассказала доцент факультета истории НИУ ВШЭ Елена Шарнова , которая возглавит новое направление, идея по истории искусств родилась благодаря общению со студентами, обучающимися на факультете истории НИУ ВШЭ. Свою роль, конечно, сыграла и открытая два года назад на факультете истории, по сути, искусствоведческая магистерская программа .

«Это раньше работа искусствоведа считалась не очень-то престижной. Но если посмотреть на развитие музеев, галерей, рынка искусства в России в последние десять лет, мы увидим, как, скажем, тот же музей меняет свою природу: выполняя культурно-просветительскую функцию, он становится важной частью досуга успешного современного человека и в каком-то смысле приближается к индустрии развлечений. Сегодня музей - это модная «тусовка», а сходить на вернисаж так же заманчиво, как в «Гоголь-центр» к Серебренникову. За последнее время появилось большое число новых музеев, которые, по сути, являются интерактивными арт-площадками, например, Мультимедиа Арт Музей - территория фестивалей, выставок и презентаций. Большую популярность набирают всевозможные экскурсии и циклы лекций. Например, в таком модном московском месте, как Дизайн-завод «Флакон», проводится масса лекций по истории изобразительного искусства.

Программа обучения включает в себя большой блок - примерно половину учебного времени - практических занятий, которые будут проходить в музеях и реставрационных мастерских Москвы.

Актуальны в последние годы вопросы, связанные с охраной памятников архитектуры. Остро не хватает историков архитектуры, без которых невозможно выстроить грамотные отношения государства, городской власти с общественностью, с частными инвесторами, с церковью в области реставрации культурного наследия. И, наконец, сегодня как никогда востребовано все, что имеет отношение к антикварным галереям, и этот рынок развивается очень быстро. Растет число людей, собирающих произведения искусства, и возникла потребность в экспертах самого разного профиля и арт-дилерах. Я считаю, что сегодня искусствовед становится не просто модной, но еще и международной профессией. Ни одна выставка, даже если она посвящена русскому искусству, не обходится без участия европейских, в меньшей степени, американских музеев», - рассказала Елена Шарнова.

Программа обучения на степень бакалавра включает в себя большой блок - примерно половину учебного времени - практических занятий, которые будут проходить в музеях и реставрационных мастерских Москвы. Также программа предполагает насыщенные практикой летние выезды в Санкт-Петербург, Новгород, Псков, двух-трех дневные поездки по Московской области и другие летние школы и практики. Первый курс программы построен по хронологии, начиная с истории искусства Древнего мира. Обширный курс «Введение в профессию» включает в себя как введение в историческое изучение искусства, так и семинары, лекции по разным видам искусства (архитектура, живопись, скульптура, графика), техникам изобразительного искусства, академическому письму и по другой тематике. Помимо европейского искусства в учебном плане программы предусмотрены курсы по неевропейским культурам. Как рассказала Елена Шарнова, одно из достоинств нового направления - преподавательский состав. Помимо специалистов из Высшей школы экономики, таких как Мариам Никогосян , Лев Масиель Санчес , к преподаванию будут привлекаться работающие эксперты (музейщики, реставраторы, галеристы).

Для того чтобы поступить на программу по истории искусств (25 бюджетных мест) необходимо набрать проходной балл по ЕГЭ (история, русский язык, обществоведение и иностранный язык). Льготы при поступлении предусмотрены для победителей и призеров олимпиад по истории и мировой художественной культуре.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Испокон веков людей тянуло к прекрасному. На протяжении всей истории искусство претерпевало изменений, а его формы либо находили отклики в обществе, либо беспощадно критиковалось. Не удивительно, что непосвященному человеку очень сложно разобраться во всех тонкостях. Однако есть специалисты, которые профессионально занимаются изучением истории искусства, его видов и направлений – это искусствоведы.

Что делает искусствовед

Что делает и чем занимается искусствовед? Искусствоведение предполагает следующие направления: литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение. Как правило, специалисты посвящают свою жизнь определенному историческому периоду (Древний мир, Средние века, Эпоха Возрождения).

Представители профессии искусствовед владеют не только теоретическими знаниями. Профессиональная деятельность накладывают отпечаток на жизнь человека, и из простого ценителя он превращается в коллекционера.

Часто искусствоведы занимаются продажей антиквариата, организовывают выставки и галереи.

Профессия искусствовед требует от специалиста глубоких знаний истории периода, который он изучает, влияния деятелей на общественно-политическую жизнь и события эпохи. По результатам исследований он публикует научные работы в печатных изданиях, проводит лекции, семинары и конференции. Специалист должен уметь отличить подлинность произведений искусства, их возраст и «руку автора».

Освоить профессию искусствовед сможет человек, у которого «лежит душа» к искусству и его изучению. Он должен обладать широким кругозором, эрудицией, уметь анализировать идеи, которые автор хотел донести своей работой. Для публикаций в газетах и журналах необходимы хорошие редакторские навыки.

Нередко произведения искусства находятся на другом конце планеты. Для их изучения понадобиться знания иностранного языка, желательно не одного.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии искусствовед

Преимущества:

  • работа с тайнами истории искусства;
  • возможность вживую прикоснуться к редким произведениям;
  • поездки за границу;

Недостатки:

  • отсутствие стремительного карьерного роста;
  • без опыта работы трудно получить достойную зарплату.

Карьерный рост и оплата труда

Основное место работы искусствоведа – это НИИ, музеи и художественные галереи. Получив специализированные знания и опыт можно стать оценщиком или антикваром. Таких знаний вполне достаточно для организации выставок и других подобных мероприятий.

Искусства. Он без труда отличит работы непревзойденного Моне от произведений профессионала Мане. Он знаком со всеми тонкостями направлений, в которых трудятся художники, музыканты, скульпторы и артисты. Но обладание энциклопедическими знаниями в творческой области еще не обеспечивает звание заслуженного и признанного искусствоведа. Здесь нужно владеть и техникой визуального восприятия, и манерами, и обладать неутолимой жаждой видеть, слушать, созерцать шедевры мирового искусства воочию.

История возникновения

Искусствоведение (-знание) - это наука, которая зародилась в древние времена. Об этом мы можем судить по трактатам Аристотеля, Платона или Сократа, живших еще до нашей эры. В то время искусствоведение не было самостоятельным учением, и скорее носило познавательный характер, являлось частью философии и религии тех времен.

Свой расцвет наука искусствознания получает во времена Цицерона (I век до н. э.), а начало нашей эры ознаменовалось художественными работами Азии. В Средние века мир искусства становится частью теологических умозаключений Августина и Фомы Аквинского. Но особым и основным временем в становлении арт-науки явилась эпоха Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли), когда были созданы настоящие шедевры, являющиеся сейчас главными наглядными примерами для знатоков высокого искусства.

В XVIII веке искусствоведение оформляется в самостоятельную дисциплину, прародителем которой считается немецкий историк, любитель старины - Иоганн Винкельман. В это же время появляются первые эксперты в области мировых творений. А уже как профессия искусствоведение стало формироваться на рубеже XIX—XX веков. Сегодня эту специальность может освоить любой желающий, благо учреждения, воспитывающие будущих знатоков мировых шедевров и раритетов, расположены по всему миру. Лучше, конечно, выбирать вузы, находящиеся вблизи выдающихся работ, например, в Европе или России.

Такая работа - искусствовед

Профессия в некотором смысле уникальная, по-своему интересная и познавательная. Увлекает она тем, что охватывает несколько направлений, в которых будущий специалист может себя реализовать. Но среди них доминируют два: теоретик искусства и историк искусства. Деятельность первого в основном направлена на исследование и изучение мира искусства: его проблем, закономерностей, специфики развития видов, жанров и взаимосвязи с обществом в целом. Второе направление более многогранно, оно охватывает такие области, как:

  • изучение коллекций;
  • систематизация произведений различных мастеров, школ и направлений;
  • обеспечение сохранности экспонатов музея, составление карточек для них;
  • предоставление заключения о необходимости реставрации той или иной работы;
  • установка авторства спорной работы, подлинности вещи, ее стоимости;
  • открытие новых имен в области искусства;
  • участие в археологических экспедициях;
  • проведение экскурсий, лекций, факультативов;
  • издание научных и научно-популярных брошюр, сборников, путеводителей, которые выпускают художественные музеи и галереи;
  • рецензии и статьи с объективной оценкой, критикой, аналитикой, затрагивающие арт-науки;
  • организация экспозиций, выставок (в том числе международных).

Область деятельности

Искусствовед - это не только профессия. Это определенный образ мышления, особый стиль мироощущения, жизни. Это талант! И применить его можно в совершенно разных областях жизнедеятельности человека. Свои знания можно использовать, работая в художественной галерее, музеях, на отдельных выставках или экскурсионных мероприятиях, возможно, выездных. Также навыки и умения искусствоведа окажутся полезными в редакторской работе, например, в каком-нибудь крупном издательстве. Кроме того, специалист такого профиля может посвятить свою жизнь научно-исследовательской работе или найти себя в антикварном деле. Также хорошо у него получится реализовать себя в качестве педагога и художественного критика.

Качества искусствоведа

Выбирая ту или иную профессию, прежде всего, каждый из нас ориентируется на свои У тех, кто имеет аналитический и тягу к скорее всего, не получится освоить ремесло искусствоведа. Какими же качествами должен обладать человек, хорошо знающий мир искусства?

Если говорить о способностях, то у него должен быть развит художественный вкус, сенсорная память. Он должен тонко чувствовать, на интуитивном уровне мыслить, понимать, быть предельно внимательным, беспристрастным и объективным в своих суждениях, критике, уметь заинтересовать и всегда находиться в гуще событий, особенно что касается мира шедевров и антиквариата.

Из личных же качеств можно выделить собранность, аккуратность, тактичность, усидчивость, общительность и, конечно, стремление к саморазвитию.

Тяжело в работе...без практики

Любой труд сопряжен с рядом начальных знаний, умений, навыков. И наша задача состоит в том, чтобы овладеть ими до уровня настоящего профессионала своего дела. Так, искусствовед - это человек, который обязан запоминать большое количество информации (имен, названий, терминов, дат); писать статьи, руководства, эссе, рецензии на определенные темы; по отрывку произведения определять, кому и какому периоду оно принадлежит. Поэтому работа эксперта в области искусства невозможна без практики. В его задачи входит обязательное посещение галерей, выставок, экспозиций, а также непосредственное участие в их подготовке и организации с целью получения неоценимого опыта.

Также важно совмещать свои теоретические знания с применением на практике. Если вы собираетесь писать отзыв или научный труд о каком-нибудь великом творении, то нужно постараться увидеть его своими глазами. Для тех, кто собирается стать экспертом, специализирующимся в определенной области (раритетные вещи, определенная эпоха, стиль, направление), такой подход в работе особо актуален. Он позволит наиболее точно показать весь свой профессионализм.

Известные искусствоведы

Искусствовед - это не профессия, это высокое звание! Которое человек носит гордо, а заслуживает благодаря тонкому восприятию окружающего мира, академическим знаниям и неиссякаемой любви к искусству. Таких настоящих знатоков своего дела немного, но среди них есть и наши соотечественники. Например, Анатолий Васильевич Луначарский - деятель государственного масштаба, искусствовед, литературный критик, драматург, переводчик. Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - театральный деятель, искусствовед, пропагандист русского искусства за рубежом.

Они посвятили свою жизнь делу, которое их не просто увлекало, а вдохновляло на то, чтобы узнавать, творить и создавать. Идти в ногу со временем, но отчетливо понимать, насколько важно ценить и сохранять культурное наследие прошлого.

Малика Уразгалиева

27 лет, искусствовед, национальный музей РК

Стаж работы - 3 года

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

Выбор профессии сложился спонтанно. Мой папа хотел, чтобы я стала финансистом, и были даже попытки поступить на эту специальность. Но однажды мама просто спросила, а не хочу ли я работать в сфере искусства. У меня не было никакого представления о том, кто такой искусствовед. На тот момент картины для меня были предметом эстетики, которые доставляют удовольствие, когда смотришь на них и не более. Подумав, я решила поступать на искусствоведение. Так я начала учиться в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова и поняла, что учиться на искусствоведа не просто.

Я благодарна своим педагогам: Ольге Владимировне Батуриной, Юсуповой Ардак Кенесовне, Светлане Аркадьевне Яшкиевой. В академии я начала увлекаться операторским искусством и режиссурой. Был риск не закончить искусствоведение, но мне помогла Ольга Владимировна, она сказала, что быть искусствоведом - это призвание, а у меня есть определенные способности, видение, и она попросила их сохранить. Это помогло мне продержаться и, более того, перевестись в университет в Санкт-Петербурге.

Учиться в Санкт-Петербурге было сложно, но интересно. Часами у нас проходили лекции в Государственном русском музее, Эрмитаже, мы могли по два-три часа сидеть перед одной картиной и рассматривать ее. А когда у нас начался предмет «Экспертиза» была возможность дотрагиваться до холста, анализировать тактильно. В такой момент неимоверно захватывает дух, потому что до этого произведение было для тебя картинкой в журнале, а здесь ты стоишь перед легендарным произведением и понимаешь, что сейчас контактируешь с картиной напрямую. Это были такие произведения как «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, произведения импрессионистов Клода Моне, Ван Гога, Ренуара. В русском музее это были произведения Кандинского, Малевича и многих других.

Процесс обучения давался нелегко. Мы сдавали по пять-шесть экзаменов, по каждому предмету учили по 900 произведений искусства, нужно было знать точно название, автора, размеры, место хранения, и легенду, связанную с данным произведением искусства.

В общем, процесс обучения в Санкт-Петербурге и в Казахстане занял шесть лет. В Санкт-Петербурге у нас было интегрированное обучение, по окончанию я имею два диплома, как переводчик с английского языка в сфере культуры и искусства, и искусствовед. Я не работаю переводчиком, но мне помогло владение английским языком и некоторыми другими европейскими языками в получении новой информации для своих исследований.

По возвращению с Санкт-Петербурга были опасения по поводу того, насколько я буду востребована . Потому что там высокая конкуренция: для того, чтобы стать экскурсоводом в Эрмитаже, нужно пройти специализированные годовые курсы обучения и иметь красный диплом историка-искусствоведа. Они относятся к искусствоведу как к человеку науки.

Приехав в Астану, я попала в хороший коллектив музея, который находился при Назарбаев Центре. Это была интересная работа, я окунулась в экспозиционно-выставочную деятельность: мы организовывали выставки, выстраивали экспозицию, продумывали концепции выставок. Сейчас я решила развиваться и продолжать совершенствовать свои знания, работая в Национальном музее.

Мне предстоит многое сделать, чтобы назвать себя полноценным искусствоведом . В частности закончить кандидатское исследование и опубликовать большое количество статей, которые станут полезными. Как у искусствоведа у меня в глубине души таится мечта, чтобы в будущем мои статьи и монографии были интересны и стали цитируемы.

О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

Я рада и не жалею, что выбрала эту специальность . Эта профессия для души. В Санкт-Петербурге я поняла, что искусствовед - это не куратор и не арт-критик, это, в первую очередь, знаток. Человек, который понимает искусство. А что значит понимать искусство? Это значит не только понимать, что изображено на картине, но понимать методологию, философию, историю искусства.

Картина - это часть нашей жизни. Каждый из нас имеет свою картину мира, которая формируется из наших впечатлений, воспоминаний, опыта. Эту самую картину мы можем проецировать на холст, мрамор и создавать тем самым свое произведение жизни.

Я посетила все музеи Санкт-Петербурга и Москвы, также была в музеях Парижа: Лувр, Орсе, в Риме, во Флоренции, в музеях изобразительного искусства в Вашингтоне, также в исторических музеях Альбукерке, и других музеях США. Но могу сказать, что посетила не так много музеев, как необходимо для искусствоведа.

Для искусствоведа важно быть насмотренным. Это значит не лениться, смотреть постоянно как можно больше репродукций, печати, каталогов, заходить на сайты музеев, интересоваться какие сейчас проходят выставки. В моем представлении искусствовед - это еще и визуал, то есть человек, который воспринимает мир визуально и чувствует свет, видит композицию.

Для понимания произведения важно знать, когда оно было создано и воспринимать его в контексте истории или определенного творческого этапа в жизни художника. В этом помогают путешествия, поездки.

Работа искусствоведа - это не та специальность, которая сразу дает возможность зарабатывать большие деньги. Для начала нужно любить то, что ты делаешь. Будучи искусствоведом, ты постоянно находишься в процессе саморазвития, становления собственной личности, расширения кругозора.

Работать в искусстве - это сплошные открытия, потому что постоянно сталкиваешься с интересными выставками, проектами, художниками. Когда я приехала в Астану, это был совершенно новый опыт. Для меня было открытием, насколько власть может влиять на развитие искусства. Есть даже ряд диссертационных исследований, где люди пишут о том, что такое эстетика власти, и как министерство и правительство способствуют формированию и развитию искусства и культуры в стране. Это то, что я пытаюсь понять в своей диссертации, поднимаю актуальные вопросы развития современного искусства Казахстана.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ИСКУССТВОВЕДА

Для искусствоведа, во-первых, нужно усердие . Как-то на лекциях один из наших профессоров рассказывал, что вышел из сферы искусства на три года. Небольшой период, но когда он вернулся, ему казалось, что он пропустил целую эпоху. Потому что искусство развивается стремительно. Оно никого не ждет. Когда у человека наступает творческий процесс, он не имеет никаких рамок: ни временных, ни пространственных. Я говорю о художниках, исследователях, о всех, кто по кирпичику формирует развитие искусства.

Для человека, который хотел бы посвятить свою жизнь искусствоведению, изучению искусства, важно развивать в себе быстроту. Быстроту понимания, чуткость, стремление познать как можно больше, важно иметь профессиональное любопытство. Также важно быть в хорошем настроении, потому что у картин есть своя аура и эта энергетика пропитывает человека. Причем она лучше и легче впитывается, когда человек расположен к произведению. Отсюда идет и прямое понимание самого произведения.

Чувство ответственности важно для искусствоведа, когда ты интерпретируешь какие-то произведения, ты несешь ответственность перед зрителем.

Нет таких людей, которые не способны понять искусство . Я считаю, что искусство - это часть культуры. Каждый человек формирует культуру, а значит человек состоит из культуры и искусства. Мне встречались люди, которые не имели никакого отношения к сфере искусства, видели произведение впервые, и удивительным образом четко и точно формулировали главную идею создания этого произведения. Это волшебство.

Сегодня, к счастью, складывается тенденция, что увлекаться искусством - это не просто модно. Это уже необходимо человеку для наполнения своей души, внутреннего мира. На мой взгляд, именно художественные произведения помогают заполнять пробелы в процессе становления человека как личности.

Выражаем благодарность Национальному Музею РК за предоставленную возможность проведения съемок.