Из чего состоит общество элементы. Общество как целостная система. Системное строение общества. Его элементы




Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит, прежде всего, в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы.

Основные социальные элементы социальной структуры общества являются:

– социальные общности (большие и малые группы);

– профессиональные группы;

– социально-демографические группы;

– социально-территориальные общности.

Самая крупная единица в социальном структурировании общества — класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. В. Ленин дал лучшую дефиницию классов, показав, что классы — это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, но их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые, а иногда, как это происходит сегодня в нашей стране, — классы и социальные группы возрождаются. Например, крестьяне-единоличники, предприниматели.

В обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. К ним относятся инженерная интеллигенция, носители высокотехнологического, наукоемкого производства, создатели программных продуктов — то есть инженеры, конструкторы, управляющие, высококвалифицированные рабочие. Сюда же примыкают представители гуманитарной интеллигенции, которые обеспечивают вложения в человека, его индивидуальное развитие, — ученые, учителя, работники высшей школы и т. п. Именно эти социальные группы, возможно, создают основу нового среднего класса нашего общества, обеспечивая его прогресс, стабильность, и являются по-настоящему ведущим классом.

Наряду с горизонтальной расшифровкой социально-классовой структуры можно осуществить и вертикальную, по уровню образованности, профессиональной квалификации. Например, среди рабочих выделить группы низкой, средней и высокой квалификации. Соотношение примерно 25: 50:25. Исследования показывают, что деление на три группы вполне достаточно.

Сложнее осуществить вертикальную расшифровку интеллигенции. Традиционно к ней относятся люди, занятые профессионально умственным трудом, требующим специальной подготовки. В социологии эту группу часто делят на собственно интеллигенцию и служащих.

К интеллигенции причисляют работников, профессионально занятых квалифицированным умственным, как правило, творческим трудом, требующим высшего и среднего специального образования, хотя это могут быть и практики. К служащим-неспециалистам относятся работники умственного труда, где не требуется обязательно научное образование, хотя оно и может быть; кассир, секретарь, учетчик и т. д. Не следует относить к интеллигенции всех людей, которые закончили вузы. Среди рабочих до 10 процентов имеют высшее и среднее специальное образование.

Определяющим в этом плане является характер труда. В отечественной социологии попробовали найти выход, введя понятие рабочий-интеллигент. Это группа рабочих, занятых квалифицированным трудом, где требуется хорошая профессиональная подготовка, специальное образование. Например, рабочие-испытатели, летчики, операторы сложных станков и установок и т.п.

Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.

2 ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПО М. БУРКЕ

Майк Бурке (Франция) предложил классификацию, содержащую 8 типов организационной культуры (рис. 1.2).


Организационная культура, соответствующая типу «оранжерея», характерна для статических организаций, которые стараются не реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Все усилия в этих организациях сосредоточены на сохранении достигнутого ранее.

К собирателям отдельных колосков относятся мелкие и средние организации, деятельность которых целиком подчинена случаю и удаче. Их структуры носят неопределенный характер. Поведение таких организаций полностью зависит от воли руководителя. Мотивация персонала выражена слабо. Наблюдается постоянная текучесть кадров. Перспективы таких организаций малоутешительны.

Организации, придерживающиеся культуры огорода, как правило, имеют пирамидальную структуру, характерную для многих французских предприятий. Эти организации стремятся к сохранению своих позиций на традиционном рынке, использованию проверенных временем моделей поведения с внесением в них минимального количества изменений. Мотивация персонала находится на низком уровне.

Организационная культура, получившая название французского сада - это несколько измененный на американский манер вариант культуры «огорода» с ярко выраженной иерархической структурой. Отношения в такой организации бюрократизированы и люди в ней не более чем винтики, необходимые для функционирования системы.

Организационная культура типа крупных плантаций характерна для предприятий с развитой дивизиональной структурой управления, имеющих несколько иерархических уровней и сочетающих в себе централизованную координацию с децентрализованным управлением. Отличительной особенностью является приспособление к изменениям окружающей среды, которое достигается благодаря наличию горизонтальных связей и гибкости персонала, поощряемой системой мотивации.

Организационная культура, созданная по типу лианы, отличается сокращенным до минимума управленческим персона использованием современных информационных технологий, ориентацией всех членов коллектива на достижение общей цели, высокоразвитым чувством ответственности сотрудников и высокой степенью мотивации персонала.

Организационная культура, построенная по типу косяка рыб, свойственна предприятиям, отличающимся высокой маневренностью и гибкостью, постоянно корректирующим свою структуру и меняющим поведение в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры. В такой организации особое внимание уделяется подбору высококвалифицированного персонала.

Организационная культура кочующей орхидеи присуща неформальным организациям, которые, исчерпав возможности одного рынка, оперативно переходят к другому. Структура таких организаций постоянно меняется, количество сотрудников невелико. Главная цель - найти единственный в своем роде товар и предложить его максимальному числу клиентов. Мотивации персонала практически отсутствуют.

Выбор типа организационной культуры - задача руководителя организации. В данном случае возможен лишь субъективный подход. Тем не менее, могут быть даны некоторые общие рекомендации, которые позволяют улучшить микроклимат в организации и повысить ее организационную культуру. В этом плане целесообразны такие меры:

– осуществление ненавязчивого руководства, т.е. создание образа руководителя, наделенного харизмой;

– сосредоточение усилий на создании организационных ценностей и норм поведения;

– вовлечение членов коллектива в процесс создания имиджа организации;

– влияние на поведение сотрудников путем разработки системы мотиваций;

– создание благоприятного микроклимата в коллективе;

– организация информационного обмена как внутри организации, так и вне организации.

3 ПРЕДСТАВИТЬ В ГРАФИЧЕСКОМ ВИДЕ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ДАТЬ ПОЯСНЕНИЯ ОБ ЕЕ ОСОБЕННОСТЯХ

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рисунок 2).


Таблица 2 – Анализ функциональной организационной структуры

Недостатки

Преимущества

1. Усложняются взаимосвязи.

2. Затрудняется координация.

3. Проявляется тенденция к чрезмерной централизации.

1. Освобождает линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов.

2. Создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов.

3. Уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

Функциональная структура предполагает систему подчинения и ответственности в зависимости от выполняемой функции. Функциональному руководителю психологически легче работать, чем линейному руководителю, поскольку он компетентен и ответственен в какой-то одной функциональной области (финансы или реклама, или научные разработки). Но подчиненному психологически сложнее подчинятся сразу нескольким функциональным руководителям, он вынужден варьировать, выбирать, чье распоряжение более важно в тот или иной момент.

В чистом виде функциональная структура обычно не применяется. Эти структуры наиболее широко распространены среди органических структур.

Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют (производство, маркетинг, финансы и так далее). Конкретные характеристики и черты деятельности всей организации.

Цепочка команд поступает от президента (исполнительного директора) и устремляется сверху вниз. Руководство организацией сбыта, финансовыми вопросами, обработкой данных и другими функциями, которые свойственны конкретному предприятию, осуществляется вице-президентами. Управляющие отчитываются перед ними. И так далее, вниз по иерархической лестнице, задачи подлежат дальнейшему функциональному дроблению в соответствии с процессами.

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Иванова Т.Ю. Теория организации. Приходько В.И. Теория организации. – М.: КноРус, 2011.

    Истопин И.Е., Соколов А.Г. Теория организации. Системный подход – М.: Андреевский издательский дом, 2009.

    Мильнер Б.З. Теория организации. — М.: Инфра-М., 2009.

    Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: Прогресс, 2010.

    Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

    • технико-экономического;
    • социально-политического;
    • законодательного;
    • художественного и т. д.

    Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

    Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

    • постоянная территория, имеющая государственную границу;
    • пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
    • развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
    • политическая (государственная) независимость.

    Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

    Строение общества в социологии Парсонса

    Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное . Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:

    • система действия;
    • социальная система;
    • общество как форма социальной системы.

    Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:

    • социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
    • культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
    • личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
    • поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

    Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».

    Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

    • социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
    • культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
    • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
    • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).

    Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.

    Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону

    Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.

    Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.

    На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую , так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).

    Современные представления о строении общества

    С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер :

    • географическая (естественная основа существования и предмет производства);
    • демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
    • экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
    • политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
    • духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
    • психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).

    Каждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1).

    Схема 1. Основные системы общества

    Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.

    Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и
    феноменологической социологии индивидуальное социальное действие выступает главным элементом социального.

    Общественное, социальное, социетальное бытие - это совокупность демосоциальной, экономической, политической, духовной систем и связей между ними. Перечисленные термины выражают, в сущности, одно и то же. Системы социальной связи, общественного бытия, социальные системы представляют собой процессы производства, распределения, обмена и потребления каких-то социальных благ (товаров, порядка, истин и т. д.).

    Социум - это совокупность общественных систем за исключением географической. В учебниках по социологии, как правило, выделяют раздел культуры общества , под которым в узком смысле слова понимается характерный для данного общества строй ценностей, норм, мыслей, действий. В широком смысле слова социум и культура общества - тождественные понятия, поэтому в настоящем учебном пособии я исключил раздел «культура»: она рассматривается в разных темах вследствие большой расплывчатости самого понятия «культура». Культура человека была рассмотрена раньше.

    Общество - это совокупность всех общественных систем и связей между ними, его основные метасистемы — народ, формация и цивилизация. В социальных системах (общественном бытии) можно выделить три основные части, чтобы упростить их понимание и роль в обществе. Во-первых, это исходная, субъектная, социетальная часть социальных систем включает в себя функциональные общности (демосоциальные, экономические и т. п.), обладающие функциональной субъективностью (потребностями, ценности, знаниями), способностями к действиям, а также ролями.

    Во-вторых, это базисная, деятельностная часть — процесс производства каких-то общественных благ — представляющая собой согласованные действия индивидов с разными ролями, их взаимное общение, использование предметов и орудий (ситуация деятельности). Примером могут служить менеджеры, инженеры и рабочие вместе со средствами производства в деятельности промышленного предприятия. Эта часть является базисной, потому что от нее зависит данная социальная система.

    В-третьих, это результативная, вспомогательная часть, включающая в себя произведенные социальные блага: например, автомобили, их распределение, обмен и потребление (использование) другими социальными системами. К результативной части социальной системы нужно отнести и подкрепление исходных и базисных частей, подтверждение их адекватности своему назначению. Такая, реалистическая , точка зрения смягчает крайности субъективистской, понимающей, позитивистской и марксистской социологии.

    В отличие от Парсонса, функциональное социетальное сообщество в такой трактовке является исходным элементом каждой социальной системы, а не выступает в качестве отдельной системы. В него входит также статус но-ролевая структура, характеризующая данную социальную систему. Оно, а не культурная подсистема, выступает конкретной функциональной культурной частью социальной системы.

    Далее, не только экономическая и политическая, но также демосоциальная и духовная системы выступают социальными, т. е. обладают своими функциональными социетальными сообществами, со своими потребностями, ментальностью, способностями, а также действиями, нормами, институтами и результатами.

    И, наконец, во всех социальных системах культурная, социетальная, личностная, поведенческая подсистемы находятся в единстве, а индивидуальное (элементарное) действие входит в базисную часть каждой социальной системы, включая в себя: а) ситуацию (предметы, орудия, условия); б) ориентации (потребности, цели, нормы); в) операции, результаты, блага.

    Таким образом, общество можно определить как природно-социальный организм, состоящий из психической, социальной, географической систем, а также связей и отношений между ними. Общество имеет разные уровни: деревни, города, регионы, страны, системы стран. Человечество включает в себя как развитие отдельных стран, так и медленное становление общечеловеческого суперорганизма.

    В настоящем учебном пособии общество изображено в виде иерархической структуры, которая включает в себя: 1) базисные элементы общества; 2) системы (подсистемы), сферы, органы; 3) метасистемы (народы , характеризующие «метаболическую» структуру общества; формации , характеризующие «социальное тело» общества; цивилизации , характеризующие его «душу»).

    Сен-Симон, Конт, Гегель и другие полагали, что движущая сила изменений обществ находится в сфере сознания, в тех идеях, методах мышления и проектах, с помощью которых Человек пытается объяснить и предсказать свою практическую деятельность, управлять ей, а через нее и миром. Марксисты видели движущую силу исторических изменений в сфере борьбы бедных и богатых классов, производительных сил и экономических отношений, то есть в экономической системе. На мой взгляд, движущей силой развития обществ являются также противоречия психического, социетального, предметного внутри социальных систем, между общественными системами внутри общества, между разными обществами.

    В современной науке получил распространение системный подход к пониманию различных явлений и процессов. Родился этот подход в естествознании, одним из основателей теории систем стал ученый Людвиг фон Берталанфи. Гораздо позднее, чем в науках о природе, системный подход утверждается в обществознании. Общество, согласно этому подходу, представляет собой сложную систему. Для того чтобы разобраться в данном определении нам необходимо прояснить суть самого понятия системы.

    Что представляет собой система ?

    Признаки системы:

    · во-первых, некая целостность, общность условий существования;

    · во-вторых, наличие определенной структуры – элементов и подсистем;

    · в-третьих, наличие коммуникаций – связей и отношений между элементами системы;

    · в четвертых – взаимодействия данной системы и других систем;

    · в-пятых – качественная определенность, признак, позволяющий отделять данную систему от иных систем.

    В социальных науках общество характеризуется как динамичная саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Динамизм общественной системы включает в себя возможность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов. Эти изменения могут носить как поступательный, прогрессивный характер, так и регрессивный характер, приводящий к деградации или даже полному исчезновению определенных элементов общества. Динамичные свойства также присущи связям и отношениям, пронизывающим общественную жизнь. Сущность изменения мира гениально уловили греческие мыслители Герактит и Кратил. По выражению Гераклита Эфесского, «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Кратил же, дополняя Гераклита, заметил, что « в одну и ту же реку нельзя войти и однажды». Меняются условия жизни людей, меняются сами люди, меняется характер общественных свзей.

    Система определяется также как комплекс взаимодействующих элементов. Элементом , составной частью системы, называется некоторый далее неразложимый компонент, принимающий непосредственное участие в ее создании. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

    Общество представляет собой сложную систему, так как включает в себя в качестве разные типы составных элементов: подсистемы, которые сами являются системами; социальные институты, определяющиеся как совокупность социальных ролей, норм, ожиданий, социальных процессов.

    В качестве подсистем выделяются следующие сферы общественной жизни:

    1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ). Это система жизнеобеспечения, являющаяся своеобразным материальным основание общественной системы. В хозяйственной, экономической сфере определяется, что именно, каким образом и в каком количестве производится, распределяется и потребляется. Каждый из нас так или иначе вовлечен в экономические отношения, играет в них свою конкретную роль – собственника, производителя, продавца, потребителя различных благ и услуг.

    2) социальная (состоит из социальных групп, инидивидов, их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом). В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по своему месту в экономической жизни, но и по демографическим (половым, возрастным), этническим (национальным, расовым), политико-правовым, культурным и другим признакам. Говоря о социальной сфере, мы выделяем в ней общественные классы, слои, нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Мы различаем людей по уровню их материального благосостояния, культуры, образования.

    3) социального управления или политическая (ведущим элементом которой выступает государство). Политическая система общества включает в себя целый ряд элементов: а) учреждения, организации, из которых важнейшим является государство; б) политические отношения, связи; в) политические нормы. Основой политической системы выступает власть .

    4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, порождающие явления духовной жизни людей, культуры). Элементы духовной сферы: идеология, общественная психология, образование и воспитание, наука, культура, религия, искусство более самостоятельны, автономны, чем элементы других сфер. К примеру, позиции науки, искусства и религии могут существенно разниться в оценке одних и тех же явлений, даже находиться в состоянии конфликта.

    Какая из указанных подсистем является наиболее значимой? Каждая научная школа дает свой ответ на поставленный вопрос. Марксизм, допустим, признает в качестве ведущей, определяющей экономическую сферу. Философ Крапивенский С.Э. отмечает: «именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность». Однако, это не единственная точка зрения. Есть научные школы, признающие в качестве основы сферу духовной культуры.

    Каждая из названных сфер-подсистем, в свою очередь является системой, по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Трудно привести примеры явлений, затрагивающих только одну из сфер. Великие географические открытия повлекли за собой существенные перемены в экономике, государственной жизни, культуре.

    Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь, распознавать разнообразные общественные явления, процессы, отношения.

    Важной характеристикой общества как системы является его самодостаточность , понимаемая как способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все необходимое для жизни людей.

    Помимо самого понятия системы мы часто используем определение системный , стремясь подчеркнуть единый, целостный, комплексный характер каких-либо явлений, событий, процессов. Так, к примеру, говоря о последних десятилетиях в истории нашей страны, употребляют характеристику – системный кризис, системные трансформации. Системность кризиса означает то, что он затрагивает не только одну какую-то сферу, допустим, политическую, государственное управление, а охватывает все, и экономику, и социальные отношения, и политику, и культуру. Аналогично и с системностью изменений, трансформаций. Одномоментно эти процессы затрагивают как общество в целом, так и отдельные его сферы. Комплексность, системность стоящих перед обществом проблем требует от него системного же подхода к путям их разрешения.

    Подчеркнем также, что общество взаимодействует и с другими системами в своей жизнедеятельности. Прежде всего, с природой, получая от нее внешние импульсы, и в свою очередь, воздействуя на нее.


    Общество и природа.

    Важным вопросом в жизнедеятельности общества издревле являлось взаимодействие с природой. Природа – среда обитания общества, во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека законами. Первоначально человек и человеческие сообщества являлись неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития, общество обособилось от природы, но сохранило тесную связь с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на Земле. В самых ранних религиозных взглядах провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы - люди верили, что все в природе обладает душой и состоит друг с другом в родственных отношениях. От капризов погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а в конечном счете жизнь и смерть человека, процветание его племени или бедность и нужда.

    Постепенно люди стали изменять окружающий мир для своих хозяйственных нужд - вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа - особый мир, в котором проживает человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни старались максимально использовать окружающие условия и приспосабливаться к ним, то другие - полностью преобразовывали, приспосабливали природу к своим потребностям.

    В современной науке прочно утвердилось понятие окружающая среда. Ученые выделяют в ней две стороны – естественную и искусственную среды. Собственно природа составляет первую, естественную среду обитания, от которой человек зависел всегда. В процессе развития человеческого общества возрастает роль и значение так называемой искусственной среды, «второй природы» , которую составляют объекты, созданные при участии человека. Это растения и животные, выведенные при помощи современных научных возможностей, природа, преобразованная в результате воздействия людей. Сегодня на Земле практически не осталось мест, где человек не оставил бы своего следа, не изменил что-либо своим вмешательством.

    Природа всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия – все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться своим характером, образом жизни.

    Взаимодействие человеческого общества и природы прошло несколько этапов в своем развитии. Менялось место человека в окружающем мире, менялась степень зависимости людей от природных явлений. В глубокой древности, на заре человеческой цивилизации, люди полностью были зависимы от природы и выступали только как потребители ее даров. Первыми занятиями людей, как мы помним из уроков истории, были охота и собирательство. Тогда люди ничего не производили сами, а только потребляли то, что рождала природа.

    Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название техногенных революций . Каждая такая революция, порожденная развитием человека и его деятельности, приводила к изменению роли человека в природе. Первой из подобных революций стала революция неолитическая или аграрная . Ее результатом стало зарождение производящего хозяйства, формирование новых видов хозяйственной деятельности людей – скотоводства и земледелия. Человек благодаря переходу от присваивающего хозяйства к производящему смог сам обеспечивать себя продуктами питания. Следом за земледелием и скотоводством возникают также ремесла, развивается торговля.

    Следующей техногенной революцией является революция промышленная, индустриальная . Начало этой революции относится к веку Просвещения. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного труда к машинному, развитию крупной фабричной промышленности, когда машины и оборудование постепенно заменяют ряд функций человека на производстве. Индустриальная революция влечет за собой рост и развитие крупных городов – мегаполисов, развитие новых видов транспорта и связи, упрощение контактов между жителями разных стран и континентов.

    Свидетелями третьей техногенной революции стали жители 20 века. Это революция постиндустриальная или информационная , связанная с появлением умных машин – компьютеров, развитием микропроцессорных технологий, электронных средств связи. В обиход широко вошло понятие – компьютеризация – массовое применение компьютеров на производстве и в быту. Появилась всемирная сеть Интернет, открывшая огромные возможности для поиска и получения любой информации. Новые технологии существенно облегчили труд миллионов людей, привели к росту производительности труда. Последствия этой революции для природы сложны и противоречивы.

    Первые очаги цивилизации возникли в бассейнах великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Возможность освоения плодородных земель, создание систем орошаемого земледелия – опыты взаимодействия человеческого общества с природой. Изрезанная береговая линия и гористый рельеф Греции обусловили развитие торговли, ремесла, возделывание оливковых деревьев и виноградников, в гораздо меньшей степени, производство зерновых. Издревле, природа влияла на занятие и общественный строй людей. Так, к примеру, организация масштабных ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий, ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

    С каждым новым этапом развития человечество все более и более всеобъемлюще эксплуатирует природные ресурсы. Многие исследователи отмечают угрозу гибели земной цивилизации. Французский ученый Ф.Сан-Марк в своей работе «Социализация природы» пишет: «четырехмоторный «Боинг», летающий по маршруту Париж – Нью-Йорк, потребляет 36 тонн кислорода. Сверхзвуковой «Конкорд» использует при взлете свыше 700 килограммов воздуха в секунду. Мировая коммерческая авиация сжигает ежегодно столько же кислорода, сколько его потребляют два миллиарда человек. Для 250 миллионов автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько его необходимо всему населению Земли».

    Открывая новые законы природы, вмешиваясь все более и более активно в природную среду, человек не всегда мог четко определить последствия своего вмешательства. Под влиянием человека меняются ландшафты Земли, появляются новые зоны пустынь, тундр, вырубаются леса – легкие планеты, многие виды растений и животных исчезают или находятся на грани исчезновения. Все меньше и меньше остается уникальных экологически чистых уголков природы, которые теперь стали пристальным объектом внимания туристических компаний. К примеру, стремясь превратить степные пространства в засеянные нивы, люди создали угрозу опустынивания степи, разрушения уникальных степных зон.

    Появление в атмосфере земли озоновых дыр может привести и к изменению атмосферы. Значительный ущерб природе наносить испытание новых видов оружия, прежде всего, ядерного. Чернобыльская катастрофа 1986 года свидетельствует о том, к каким разрушительным последствиям может привести распространение радиации. Жизнь практически полностью погибает там, где появляются радиоактивные отходы.

    Российский философ И.А.Гобозов подчеркивает: «Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы не задумываясь вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями».

    Изучая последствия неразумногоиспользования человеком природных богатств, люди начали осмысливать всю пагубность потребительского отношения к природе. Людям предстоит создать оптимальные стратегии природопользования, создать условия своего дальнейшего существования на планете.

    Общество и культура

    С историей человечества тесно связаны такие понятия как культура и цивилизация. Слова «культура» и «цивилизация» используются в разных смыслах, мы встречаемся с ними как в единственном, так и во множественном числе, и, невольно задаешь себе вопрос: «А что же это такое?»

    Подобное любопытство вполне обосновано и оправдано. Заглянем в словари и попробуем узнать из них об этих широко используемых как в обыденной речи, так и учеными словах. В различных толковых словарях приводятся разные определения данных понятий. Сначала узнаем о происхождении слова «культура», его этимологии. Слово это латинское и означает возделывание земли. Римляне заключали в это слово смысл обработки и ухода за землей, чтобы она могла приносить полезные для человека плоды. В последующие времена существенно изменился смысл слова. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования, «второй природе» - продукте человеческой деятельности. Культура – результат деятельности общества за все время его существования.

    По мнению австрийского ученого Зигмунда Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных. На сегодняшний день, по подсчетам ученых, насчитывается уже более сотни определений культуры. Кто-то понимает ее как процесс обретения человеком свободы, как способ человеческой деятельности. При всем многообразии определений и подходов, всех их объединяет одно - человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.

    Культура - способ созидательной, творческой деятельности человека, способ накопления и передачи человеческого опыта из поколение в поколение, его оценивания и осмысливания, это то, что выделяет человека из природы и открывает путь его развития. Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что мы используем в обыденной жизни. Здесь мы говорим о культурности, когда имеем в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность. Мы рассматриваем культуру как определенный ориентир, норму поведения в обществе, норму отношения к природе. В тоже время нельзя отождествлять культуру и образованность. Человек может быть и очень образованным, но не культурным. Созданное, «возделанное» человеком – это архитектурные комплексы, книги, научные открытия, живописные полотна, музыкальные произведения. Мир культуры образует продукты человеческой деятельности, а также способы деятельности, ценности, нормы взаимодействия людей между собой и с обществом в целом. Культура влияет и на естественные, биологические свойства и потребности людей, например, потребность в еде человек неразрывно связал с высоким искусством кулинарии, разработал сложные ритуалы приготовления блюд, сформировались многочисленные традиции национальной кухни (китайской, японской, европейской, кавказской и т.д.), ставшие неотъемлемой частью культуры народов. Например, кто из нас скажет, что японская чайная церемония – всего лишь, удовлетворение потребности человека в воде?

    Люди творят культуру, и сами формируются под ее влиянием, осваивая нормы, традиции, обычаи, передавая их из поколения в поколение.

    Культура тесно связана с обществом, поскольку создается людьми, связанными сложной системой общественных отношений.

    Говоря о культуре, мы все время адресовались к человеку. Но ограничить культуру одним человеком невозможно. Культура обращена к человеку, но как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, возделывает сообщество людей, связывает нас с нашими ушедшими предками. Культура налагает на нас определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, мы бунтуем иногда против установлений предков, против культуры. С революционным пафосом, либо по невежеству мы сбрасываем с себя налет культурности. Что тогда остается он нас? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, мы тем самым бунтуем против самих себя, против своей человечности и духовности, мы утрачиваем человеческий облик.

    Каждый народ создает и воспроизводит свою культуру, традиции, ритуалы, обыкновения. Но ученые-культурологи выделяют и ряд элементов, которые присущи всем культурам – культурные универсалии. К ним относят, к примеру, наличие языка с его грамматическим строем, правила воспитания детей. К культурным универсалиям можно отнести заповеди мировых религий («не убий», «не укради», «не лжествидетельствуй» и т.д.).

    Наряду с рассмотрением понятия «культура», мы должны затронуть и еще одну проблему. А что есть псевдокультура, эрзац-культура? С эрзац-продуктами, которые широко продаются в стране, как правило, в период кризиса, понятно. Это дешевые заменители ценных натуральных продуктов. Вместо чая - высушенные морковные очистки, вместо хлеба, смесь отрубей с лебедой или корой. Современный эрзац продукт, например, это маргарин, созданный на растительной основе, который старательно выдается производителями рекламы за сливочное масло.

    А что же такое зрзац(подделка) культуры? Это мнимая культура, мнимые духовные ценности, которые иногда могут выглядеть внешне очень привлекательно, но, по сути, отвлекать человека от истинного и высокого. Нам могут сказать, уйдите в это удобный мир псевдоценностей, спаситесь от сложностей жизни в примитивных поддельных радостях, удовольствиях. Погрузите себя в иллюзорный мир «мыльных опер», многочисленных телевизионных саг, подобных «Моей прекрасной няне» или «Не родись красивой», мир анимационных комиксов о жизни черепашек «Ниндзя». Исповедуйте культ потребительства, ограничьте свой мир «Сниккерсами», «Памперсами», «Спрайтами» и т.д. Вместо общения с подлинным юмором, продуктом человеческого ума, интеллекта, стиля, телевидение прессингует нас пошлыми юмористическими передачами, являющимися воплощением антикультуры. Но это удобно для тех, кто хочет жить исключительно простыми инстинктами, желаниями, потребностями.

    Ряд ученых разделяют культуру на материальную и духовную . Под материальной культурой понимаются здания, сооружения, предметы домашнего обихода, орудия труда - то, что создается и используется человеком в процессе жизнедеятельности. Тогда, духовная культура - это плоды нашей мысли, творчества. Строго говоря, подобное разделение очень условно и даже не совсем верно. Например, говоря о книге, фреске, статуе, мы не можем четко сказать - это памятник какой культуры: материальной или духовной. Скорее всего можно выделить эти две стороны только относительно воплощения культуры и его назначения. Токарный станок, конечно, не полотно Рембрандта, но это тоже продукт человеческого творчества, результат бессонных ночей и бдений его создателя.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-02-16

    Понятие «общество» рассматривается в двух основных аспектах. Первый предполагает его философское объяснение. В этом аспекте общество называют обособившейся от природы частью материального мира, которая представляет форму исторического развития и жизнедеятельности людей.

    В истории, культурологии и социологии обычно рассматривается общество как система, конкретный социальный организм (американское, английское, итальянское и т.д.) или определённый этап истории человечества (родовое, капиталистическое и т.д.).

    Возникновение общества разными философами и учеными исторически трактовалось по-разному. Сегодня признается, что социум детерминируется и на уровне социальных общностей, и на уровне индивидов. Именно это и делает возможным говорить о как система", со своими подсистемами и составными, структурными элементами.

    Основной элемент любого общества - личность (социально развитый человек). Подсистемы его жизни - это общественная, экономическая, политическая, социальная и духовная сферы, которые тесно переплетены между собой и находятся во взаимодействии. Общество как система может существовать как раз благодаря этому взаимодействию.

    Помимо крупных подсистем в социуме выделяются и более мелкие звенья, например, различные общности. К ним можно отнести классы, этнические общности, семьи, социальные группы, различные коллективы и т.д., взаимодействие которых принято называть

    Группы с устойчивыми отношениями между ними складываются в общественную структуру. У их членов есть общие признаки. Это могут быть родственные отношения, общее происхождение, этнические признаки, общие мировоззренческие (религиозные) установки, и другие. диктует человеку нормы поведения, прививает ценностные ориентации, воспитывает уровень соответствующих притязаний.

    Система общества поддерживается с помощью - устойчивых способов удовлетворения социальных потребностей людей. Главный из них - государство, являющееся для человека гарантом законности, безопасности, порядка и защиты. В свою очередь человек для государства - один из участников и налогоплательщик.

    В ходе исторического развития общества происходят изменения в его структуре, принципах, на которых оно основано. Одни типы групп теряют значение, другие появляются. В результате поддерживается постоянная социальная целостность.

    Современные представления о обществе основаны на системном подходе. Люди связаны между собой общей деятельностью, которая направлена на достижение общих целей. Важнейшая характеристика социума - его целостность, существующая несмотря на сложные иерархически выстроенные отношения.

    Общество - это система, которая успешно воспроизводит себя с течением времени и сменой поколений. Механизм воспроизводства основан на существующих устойчивых отношениях, которые являются практически самостоятельными по отношению к его отдельным элементам и структурным звеньям.

    Социум также характеризуется открытостью, что означает его способность обмена с окружающей природной средой, энергией, веществом и информацией. При этом общество, безусловно, обладает гораздо более высокой степенью организации по сравнению с окружающей его средой. Оно нацелено на постоянное удовлетворение собственных потребностей, что свидетельствует об эффективности его функционирования.

    Общество как система обладает единством, целостностью и стабильностью, которые обеспечивают адекватное функционирование в различных сферах, всех системах и подсистемах.

    Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

    Учитывая распространённый в социальных исследованиях подход к анализу общества в рамках социальной статики и социальной динамики, рассмотрим общество вначале в статике, как определённую системную целостность, а затем на этой основе обратимся к вопросу динамики общества.

    Вопрос: «Что такое общество и как оно устроено?» является исходной проблемой социальной философии, т.к. он отражает объект данной науки.

    Самое простое научное определение общества : совокупность людей , их объединений, а также совокупность взаимоотношений между ними . В этом определении выражен тот факт, что общество не может существовать без людей. В то же время, общество представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его индивидов, т.к. оно включает также те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, племена, семьи, народности, нации, государство и в целом, в глобальное человеческое сообщество.

    Указанные два компонента общественной организации – люди и их взаимоотношения – не исчерпывают, конечно, всё содержание структуры общества, а образуют как бы его главные, несущие опоры. В реальности структура общества многомерна, представляет собой огромное множество частей и элементов, взаимодействующих друг с другом посредством разнообразных связей и отношений.

    Эти элементы можно выделять по разным основаниям и рассматривать общество с разных позиций, но в любом случае, важно учитывать, что эти элементы общества в своих связях и взаимодействиях образуют единую общественную систему, целостный социальный организм.

    Поскольку социальная система отличается особой сложностью, для её описания нельзя ограничиваться только тем набором понятий, которые выработаны в рамках общей теории систем: «элемент », «система », «структура », «отношение » и др. Для этого привлекаются также и специфические социально-философские понятия: «субъект », «объект », «социальная деятельность », «общественные отношения » и др. Разработка этого понятийного аппарата – продукт длительного развития философской мысли.

    Первые представления о системности в природе и обществе зародились уже в античной философии, но наиболее активно проблема системности общественной жизни начала разрабатываться в XIX-XX в.в. в трудах таких социальных мыслителей, как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.А.Сорокин и др. С тех пор разработана система понятий, позволяющая понять структуру общества как целостной системы.

    Под её элементом понимается мельчайшая часть общества или их совокупность. В качестве таковых могут выступать те или иные социальные субъекты (индивиды, их объединения, например, этнос, социальный слой, семья и т.п.), отношения (производственные, политические, религиозные и др.) , институты (производство, государство, система права, образования и т.д.). В качестве подсистем общества выделяют также основные сферы его жизни. Следует учитывать, что все эти части общества не однообразны, они сложны, многокачественны, иерархичны и выполняют жизненно важные для общества функции – сохранение, воспроизводство социальной системы, а также её развитие и совершенствование.

    Устойчивые связи между элементами социальной системы образуют её структуру . В общем плане её можно определить как исторически сложившуюся форму организации общества, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей. В качестве таковых могут выступать не только социальные субъекты (носители активности, направленной на объект), но и объекты – разнообразные явления, на которые направлена преобразовательная активность субъекта.

    Социальная система , таким образом, охватывает всю совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Это означает, что ненормальное или слабое функционирование одного из элементов или подсистем социальной системы оказывает неблагоприятное воздействие на другие её подсистемы и на её функционирование в целом.

    По мере осознания особой сложности и многообразия общественной жизни, в философии стало усиливаться стремление отыскать какое-то общее основание, из которого можно было бы вывести всё это многообразие. Многие социальные мыслители таким основанием считают совместную деятельность людей , т.к. на её основе складывается структура общества: вся система общественных отношений и институтов. Это как бы та «клетка», из которой вырастает весь социальный организм в единстве всех его структурообразующих элементов.

    Рассмотрим их более конкретно, в генетической связи друг с другом, начиная с понятия деятельности. Социальную деятельность можно определить как форму активного отношения к окружающему миру (природному и социальному) с целью его познания и преобразования. Её простейшим элементом является социальное действие.

    Структура социальной деятельности включает в себя три взаимосвязанных элемента: 1) субъект деятельности – тот, кто преобразует (отдельные личности, социальные общности, государства, всё человечество, представляющие его органы, например, ООН); 2) объект деятельности – то, что подвергается преобразованиям (природная среда, вещи, люди, различные организации и институты, нормы культуры и так далее); 3) средства деятельности (земля, средства производства – как материального, так и духовного: средства хранения, передачи и использования информации, символы, знаки, речь и.д.).

    Необходимость постоянного воспроизводства этих компонентов порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру всей социальной системы, т.к. они являются условием существования общества как устойчивого социального образования.

    Это четыре основных типа общественной деятельности .

    1. Материальная деятельность – производство материальных благ и услуг. Эту форму деятельности называют по-разному, говорят, например, о материальном производстве (К.Маркс), экономической деятельности (Э.Дюркгейм), хозяйстве (С.Н.Булгаков) и т.п.

    2. Социальная деятельность . Она выражается в производстве и воспроизводстве самих людей. В сфере этой деятельности создаются и реализуются программы образования и воспитания, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.

    3. Организационно-управленческая (в узком смысле – политическая ) деятельность . Её цель – поддержание и оптимизация общественных связей путём социального управления, политической деятельности (субъектами последней являются, прежде всего, государство и политические партии).

    4. Духовная деятельность – деятельность по производству и потреблению разнообразной информации, научных идей, художественных ценностей, религиозных представлений, моральных норм и т.д.

    В ходе осуществления этих четырёх важнейших видов деятельности складываются соответствующие виды общественных отношений (производственные, социальные, политические, духовные ), которые можно определить как устойчивые взаимосвязи, возникающие в процессе совместной деятельности между социальными группами и внутри них.

    Эти общественные отношения приобретают устойчивый характер благодаря социальным институтам (производство, институт семьи и брака, государство, право, духовные институты). Социальные институты регулируют общественные отношения, осуществляя социальный контроль и вырабатывая систему правил и норм, в соответствии с которыми действуют люди.

    Соответственно основным видам деятельности, складывающимся в их рамках общественным отношениям и институтам, в обществе в качестве его подсистем выделяют четыре главные сферы экономическую, социальную, политическую и духовную . Отметим, что каждая из них обладает сложной структурой и внутренними источниками своего развития. И все они в своём взаимодействии призваны удовлетворять важнейшие (фундаментальные) потребности общества. Кратко их охарактеризуем.

    Экономическая сфера включает в себя производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. Это сфера деятельности субъектов производственного процесса, институтов управления экономикой, экономическая политика государства. Экономическая сфера выделяется на базе материальных потребностей людей в пище, жилье, одежде и т.п.

    Социальная сфера – сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, классов, профессиональных, социально-демографических и национальных слоёв населения по поводу социальных условий их жизнедеятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением потребностей людей в поддержании здоровья, в образовании, в организации досуга, в получении социальной поддержки. Степень удовлетворения этих потребностей определяет уровень и качество жизни человека, что связано с его социальным положением.

    Политическая сфера – социальное пространство деятельности социальных групп, классов, наций, политических партий и движений, направленной на осуществление их политических интересов. Эту сферу представляют различные политические институты, в первую очередь, государство – система органов, осуществляющих власть. Политическая сфера выделяется для удовлетворения потребности в организованности общественной жизни.

    Духовная сфера – сфера отношений людей по поводу различного рода духовных ценностей, их производства, распространения и потребления. Эта сфера соответствует потребности человека в развитии своих способностей, в удовлетворении духовных запросов.

    Все эти сферы общественной жизни выполняют разные функции в социальной системе, могут развиваться разными темпами и в то же время, они диалектически связаны между собой, влияют друг на друга и на всё историческое развитие общества.

    Методологические подходы к пониманию общества могут быть разные: можно расположить его основные сферы таким образом, что они будут равны между собой, т.е. будут иметь одинаковую значимость для общественной жизни. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, учитывая особую роль в обществе каждой из них. С точки зрения марксистской социальной философии, экономика, выполняя функцию добывания средств существования, выступает фундаментом общества. Политическая сфера выполняет роль его управленческой надстройки. Социальная сфера, связанная с взаимоотношениями больших групп населения, пронизывает всю пирамиду общества. Духовная же сфера носит универсальный, «сквозной» характер, т.к. затрагивает все этажи общества.

    В целом общество в единстве всех его подсистем, обладает способностью к самоорганизации, самоуправлению и саморазвитию.