Что такое жизнь простыми словами. Знаете ли вы, что такое жизнь с точки зрение биологии? Определение понятия "жизнь"




Что такое "ЖИЗНЬ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ЖИЗНЬ ЖИЗНЬ - 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, - в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма Ж. мыслится как имманентное свойство пра-материи, фактически синонимичное бытию, - в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей «косной» материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перво-двигателя как источника «силы», приводящей ее в движение). 2) Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию «жизненного мира» и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); «жизненный порыв» как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель). 3) Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Ж. является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего биологии. Вопрос о сущности Ж. и ее определения был и остается предметом дискуссий различных философских и естественнонаучных направлений. Со второй половины 20 в. стали отчетливо проявляться два основных подхода к определению Ж. - субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности Ж. обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают Ж. с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представления о природе материального носителя Ж., которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров - белков, нуклеиновых кислот и др. Современно наукой обосновано положение о многообразии форм Ж. и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности. При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: организменный, популяци-онно-видовой, биоценотический и биосферный. Ориентация исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания, исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказался уровень, связанный с познанием молекулярных основ Ж. Его осуществление привело биологию к эпохальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж., их универсальности для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого. Объектом исследования становятся атомный и электронный уровень организации структур живого. Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал посчитал необходимым включить в определение сущности Ж.: «Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов». Другой тенденцией в познании сущности Ж. является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще Вернадский. В систему своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения «совокупностей организмов», их комплексов, что позволить открыть и «новые свойства жизни», ее «проявления» на биоценотическом и биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения Ж. на Земле. Отличные от естественнонаучных, воззрения на проблему Ж. предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные философские концепции, акцентирующие проблематику человека и его предназначения в мире, а также специально осмысливающие феномен смерти. (см. также: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ МИР).

ЖИЗНЬ - ЖИЗНЬ ж. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельн... Толковый словарь Даля

ЖИЗНЬ - Ж. в философском смысле - такой способ существования, в котором множественность частей и различие ф...

Что такое жизнь?

Что такое жизнь и в чём смысл человеческой жизни? Создан ли человек только для того, чтобы, прожив короткую жизнь, умереть и какие особенности нашего организма свидетельствуют о том, что человек создан для вечной жизни?

Жизнь

Определение. Форма существования, характерная для растений, животных, людей и духовных существ. Живые физические объекты отличаются от
неживых обменом веществ, а также способностью расти, размножаться и реагировать на внешние раздражители.

Животные и люди, в отличие от растений, не обладающих сознанием, являются душами. Они обладают жизненной силой, которая поддерживает в них жизнь и которая сама поддерживается дыханием.

Для разумных созданий жизнь в полном смысле слова - это совершенная жизнь с полным правом на неё. Человеческая душа не бессмертна. Однако у верных служителей Бога есть надежда на то, что они обретут совершенство и смогут жить вечно: многие - на земле, а «малое стадо» - на небе в качестве наследников Божьего Царства.

Те, кто воскресают к духовной жизни и становятся правителями в небесном Царстве, получают бессмертие, или жизнь, которую не нужно поддерживать чем-то извне.

В чём смысл человеческой жизни?

Чтобы жизнь имела смысл, важно признавать, что есть Тот, кто является Источником жизни. Если бы жизнь возникла случайно, без вмешательства разума, тогда наше существование было бы бесцельным, а будущее - неопределенным.

Но в Деяниях 17:24, 25, 28 говорится: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём… сам дает всем жизнь, и дыхание, и всё. …Мы им живём, и движемся, и существуем».

А в Откровении 4:11 записаны такие слова, обращённые к Богу: «Достоин ты, Иегова, наш Бог, принять славу, честь и силу, потому что ты сотворил все и
все по твоей воле существует и сотворено».

Если люди не живут по законам Бога и не следуют его руководству, то это ведёт к разочарованию. В Галатам 6:7, 8 записаны такие заставляющие задуматься слова: «Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в свою плоть пожнет от плоти тление». (Смотри Галатам 5:19-2)

Из-за греха, унаследованного от Адама, люди сегодня не могут наслаждаться жизнью в полной мере. Однако такое положение не соответствует
первоначальному замыслу Бога. За грехом Адама последовало Божье наказание, в результате которого, согласно Римлянам 8:20, «творение [человечество] было покорено суете».

Размышляя о своём грешном состоянии, апостол Павел писал: «Я - из плоти, продан греху. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю всё снова и снова. По внутреннему человеку я нахожу удовольствие в законе Бога, но в своих членах вижу другой закон, противоборствующий закону моего ума и делающий меня пленником закона греха, который находится в моих членах. Несчастный я человек!» (Рим. 7:14, 19, 22-24).

Если мы применяем библейские принципы и отводим воле Бога первое место в своей жизни, тогда наша жизнь становится счастливой, насколько это возможно сегодня, и наполняется глубоким смыслом. Бог ничего не приобретает от того, что мы ему служим, он учит нас для нашей же пользы (Ис. 48:17).

Библия призывает: «Будьте тверды, непоколебимы, всегда много трудитесь в деле Господа, зная, что ваш труд не напрасен перед Господом» (1 Кор. 15:58).

Если мы верим в то, что Иегова сделал для нашего спасения, и ходим Божьими путями, тогда, согласно Библии, перед нами открывается возможность жить
вечно в совершенстве. Эта надежда имеет прочное основание; тот, кто в ней уверен, никогда не разочаруется. Если мы живем в согласии с этой надеждой, наша жизнь уже сейчас наполняется подлинным смыслом (Иоан. 3:16; Титу 1:2; 1 Пет. 2:6).

Создан ли человек только для того, чтобы, прожив короткую жизнь, умереть?

Быт. 2:15-17: «Иегова Бог взял человека [Адама] и поселил его в саду Эдем, чтобы он возделывал его и заботился о нём. И повелел Иегова Бог человеку: „Ты можешь досыта есть со всех деревьев в саду. Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрёшь“».

(Бог говорил о смерти не как о неизбежности, а как о следствии греха и призывал Адама остерегаться неправильных действий. Сравни Римлянам 6:23.)

Быт. 2:8, 9: «Иегова Бог посадил сад в Эдеме, на востоке, и поместил там человека, которого образовал. И вырастил Иегова Бог из земли всякое дерево,
приятное на вид и хорошее для пищи, а также дерево жизни посреди сада». (После того как Адам согрешил, они с женой были высланы из Эдема.

Согласно Бытию 3:22, 23, это было сделано для того, чтобы они не смогли съесть плод с дерева жизни. Из этого можно заключить: если бы Адам был послушным своему Создателю, Бог позднее позволил бы ему съесть плод с дерева жизни, тем самым признав его достойным жить вечно. Само присутствие в Эдеме дерева жизни указывало на такую возможность.)

Пс. 37:29: «Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно».

Это обещание ясно показывает, что замысел Бога относительно земли и
человечества не изменился.

Если говорить о нас, то неужели наша жизнь должна быть лишь мимолётным существованием, полным страданий?

Рим. 5:12: «Через одного человека [Адама] грех вошел в мир, а через грех - смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили».

(Мы все умираем из-за греха Адама, а не потому, что такова воля Бога.)

Иов 14:1: «Человек, рождённый женщиной, краткодневен и пресыщен волнениями». (Эти слова подходят для описания жизни в этом несовершенном
мире.)

Несмотря на всё это, мы можем жить полноценной, осмысленной жизнью.

Предназначена ли жизнь на земле лишь для того, чтобы определить, кто достоин пойти на небо?

Есть ли у нас бессмертная душа, которая продолжает жить после смерти тела?

Что необходимо для того, чтобы у нас была надежда на нечто большее, чем наша теперешняя кратковременная жизнь?

Матф. 20:28: «Сын человеческий [Иисус Христос] пришёл не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы послужить и отдать свою душу как выкуп за многих».

Иоан. 3:16: «Бог любит мир так сильно, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь».

Евр. 5:9: «Он [Иисус Христос] стал ответственным за вечное спасение для всех послушных ему». (Смотри также Иоанна 3:36.)

Каким образом осуществится надежда на будущую жизнь?

Деян. 24:15: «Я имею надежду на Бога, которую и сами они питают, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных».

Воскреснут те, кто в прошлом верно служил Богу, а также множество тех, у кого не было достаточно знаний об истинном Боге и кто поэтому не мог принять или отвергнуть его пути.

Иоан. 11:25, 26: «Иисус сказал ей [сестре человека, которого он позднее воскресил]: „Я - воскресение и жизнь. Кто проявляет в меня веру, даже если и
умрёт, оживёт, и каждый живущий и проявляющий в меня веру не умрет никогда.

Веришь ли этому?“». Иисус говорил не только о надежде на воскресение. Он также говорил о надежде, предусмотренной для тех, кто будет жить тогда, когда этому нечестивому миру будет положен конец. Те, кто станут земными подданными Божьего Царства, переживут конец этого мира и никогда не вкусят смерти.

Какие особенности нашего организма свидетельствуют о том, что человек создан для вечной жизни?

Общепризнанно, что за всю жизнь - 70 или даже 100 лет - человек использует лишь малую часть возможностей своего мозга. В «Британской энциклопедии» отмечалось, что мозг «обладает настолько большим потенциалом, что он не может быть реализован на протяжении жизни человека» (Encyclopædia Britannica. 1976. Т. 12. С. 998).

По словам астрофизика Карла Сагана, наш мозг может хранить информацию, которая заняла бы «двадцать миллионов томов - примерно столько содержится в крупнейших библиотеках мира» (Саган К. Космос. СПб., 2005. С. 407).

Биохимик Айзек Азимов писал, что человеческий мозг «в состоянии вынести любую нагрузку процессов обучения и запоминания, которой он подвергается, и мог бы осилить даже в миллиард раз больше» (The New York Times Magazine. 1966. 9 окт. С. 146).

Зачем человеческому мозгу такой потенциал, если у нас нет возможности его реализовать? Разве не логично заключить, что люди, с их способностью бесконечно познавать новое, были созданы для вечной жизни?

Есть ли жизнь на других планетах?

В журнале «Наука и жизнь» писалось: «Общий подъём интереса к поискам внеземной жизни, царивший в 60-70-е годы в умах людей, отразился и на
планах науки.

Радиотелескопы были нацелены на то, чтобы улавливать осмысленные сигналы из космоса. […] Но разумных сигналов земные радиотелескопы так и не поймали.

Раздумья учёных на эту тему обретали форму статей, проповедующих уникальность жизни на Земле, утверждающих, что люди одиноки в этом беспредельном мире зёзд…» (1999. № 2. С. 10).

В «Американской энциклопедии» говорится: «[За пределами нашей Солнечной системы] пока не обнаружено никаких других планет. Но если за пределами
Солнечной системы планеты есть, тогда есть и вероятность, что на какой-нибудь из них зародилась жизнь и появилась развитая цивилизация» (The Encyclopedia Americana. 1977. Т. 22. С. 176).

С тех пор за пределами нашей Солнечной системы было обнаружено много других планет, однако нет никаких доказательств того, что на какой-либо из
них есть жизнь.

Почему люди тратят огромные средства на поиски жизни во Вселенной? Не пытаются ли они таким образом, как видно из приведённой выше цитаты, найти подтверждение теории эволюции - подтверждение того, что человек не был создан Богом, а значит, не несёт перед Ним никакой ответственности?

Жизнь самый дивный дар

Что такое жизнь? Затруднительно дать точное определение жизни, но все точно могут различать где живое и неживое. Так сказать, за живую и за мертвую лошадь дают разную цену.

В действительности, интуитивно нам понятно, что живое и что – мертвое, но вот точно сформулировать различие как правило затрудняемся. Известны множество попыток дать дефиницию, определение понятия «жизнь», но все они оказываются неидеальны. Потому умный человек вообще отказывается от определения, подменяя его тавтологией. Живое – это живое, то, в чем есть жизнь, что устроено как живое.

К примеру, жизнь – это то, что роднит нас с маленькими бактериями, растениями и гигантскими китами. Жизнь – это постоянное и непредсказуемое движение. Жизнь – это то, что способно родиться и умереть….

Все живые организмы состоят из молекул. Причем каждая из молекул не является живой сама по себе. Так, молекула воды, которая находится внутри мышечной клетки, такая же как молекула воды в стакане чая. Но, собравшись вместе, молекулы самых различных веществ могут образовать, к примеру, мышечную клетку, которая обладает способностью сокращаться и реагировать на изменения окружающей среды, одним словом — жить.

Мы называем чудом то, что не в состоянии объяснить. Потому, казалось бы, незаметный переход от неживых молекул к живому организму часто называют — чудо жизни. С другой стороны, возможно, мы сами мистифицируем то, что видим, а все гораздо проще…

«Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Это определение дал Фридрих Энгельс – и относительно недавно оно было у нас весьма популярно. Что ж, не такое уж и плохое определение. Но достаточно ли оно?

Сам Энгельс так не думал. Для него обмен веществ – только существенный, но не единственный критерий жизни. Он может быть присущ и неживому объекту. Предположим, у нас есть два непрозрачных ящика у которых есть дырки «на входе» и «на выходе». Что внутри – мы не знаем. Однако мы можем производить измерения состояния воздуха у входного и выходного отверстий. Измерения показали, что в обоих случаях мы имеем на выходе дефицит кислорода, повышенную концентрацию углекислого газа и водяных паров.

Измеряем температуру и видим, что на выходе воздух теплей, чем на входе. Мы вправе заключить, что в каждом ящике находится система, способная к обмену веществ с окружающей средой. Вскрываем ящики и что мы видим… в одном из них живая мышь, а в другом – горящая свеча. Критерий обмена веществ тут не работает, не дает возможность отличить живое от неживого, отличить процесс горения от процесса дыхания.

Если мы перекроем поступление воздуха, мышь погибает. Но и мертвый организм может обмениваться веществами с окружающей средой. На этом, в частности, основывается процесс образования окаменелостей: остатки животных и растений в слое горной породы отдают окружающей среде органику, а ее место занимают минералы. В особенности удивительны окаменевшие деревья: внешне они до мелочей сохраняют структуру древесины, но она миллионы лет назад заместилась кремнеземом и окислами железа.

Какой вывод тут можно сделать? Обмен веществ – это необходимое условие, если мы говорим о живом состоянии. Однако одного обмена веществ мало для определения жизни! Необходимо еще что-то.

Попробуем еще раз. Во-первых, жизнь характеризуется активностью. Жизнь действует. Даже если она пребывает «в пассиве», приспосабливается к условиям (то есть «страдает»: «страдание» у Аристотеля – это категория подчинения, категория, противоположная действию: actio – passio), все равно сохраняется активная составляющая, самостоятельный акт как бы «из себя и для себя». Такая активность обязательно происходит с затратой энергии в системе: чтобы жить, тратятся силы! Во-вторых, жизнь – это поддержание и воспроизведение всегда конкретного порядка, определенной, специфической структуры. Именно специфической. Вот на что энергия-то расходуется и силы тратятся!


Что такое активное воспроизведение? Это процесс, когда система сама воспроизводит себя и поддерживает свою целостность, используя для этого элементы окружающей среды с более низкой упорядоченностью. Пассивный процесс такого рода отнюдь не признак жизни. Птица каждый год воспроизводит свои гнезда, бобр строит плотину, но ни гнездо, ни плотину нельзя считать живыми объектами в отличие от их строителей. В общем, вряд ли птицу можно получить, воспроизвести по гнезду, бобра – по плотине, а снежного человека – по его следу…

Дальше о затрате энергии. По какой причине это является необходимым условием при определении жизни? Потому что это дает возможность отличать живые существа от других самовоспроизводящихся структур, к примеру кристалла.

Еще в XVIII столетии проводили аналогии между ростом организмов и ростом кристаллов. В действительности, каждому кристаллу присуща своя специфическая структура, которая возникает спонтанно. Хлористый натрий кристаллизуется в виде куба, углерод (алмаз) – в виде октаэдра. Скопления, сростки кристаллов подчас удивительно походят на структуры живой природы. Вспомним хотя бы морозные узоры на оконных стеклах. Они порой до такой степени бывают похожи на листья папоротников и других диковинных растений, что кажутся более реальными, чем настоящие. Даже металлы образуют подобного рода структуры. Металлурги всего мира хорошо знают так называемую «елку Чернова». Во время отливки изделия из металла могут образовываться лакуны, раковины – так их называют специалисты. И бывает временами в таких раковинах сращиваются кристаллы железа – это очень похоже на известное растение.

И все же, аналогии между морозными узорами и листьями папоротника неправомерны. Хотя эти структуры внешне похожи, процессы их возникновения диаметрально противоположны энергетически. Кристалл – система с минимумом свободной энергии. Что это значит? Это значит, что при кристаллизации энергия выделяется в виде тепла. К примеру, при возникновении одного килограмма «морозных узоров» должно выделиться 619 ккал тепла.

Столько же энергии необходимо затратить на разрушение этой структуры. Листья папоротника, напротив, при своем возникновении и росте поглощают энергию солнечных лучей. Разрушая эту структуру, мы сможем получить энергию обратно. Мы, собственно, это и делаем, к примеру, сжигая каменный уголь, который образовался из остатков гигантских папоротников палеозойской эры, или просто греясь у обычного костра. И дело тут не в самом листообразном рисунке, внешне объединяющем лесной папоротник и узор на стекле.

Бесформенная льдина той же массы потребует на расплавление и испарение столько же энергии. А на образование внешней сложности листа растения расходуется энергия, ничтожно малая по сравнению с той, что законсервирована в органике.

Но как же все-таки быть с внешним сходством? Дело вот в чем. И листья папоротника, и морозные узоры обладают максимальной площадью поверхности при данном объеме. Для папоротника (и любого другого растения) это необходимо, потому как дыхание и ассимиляция углекислого газа идет через поверхность листьев. В тех случаях, когда нужно снизить расходы воды на испарение, растения, к примеру кактусы, обретают шарообразную форму с минимальной площадью поверхности. Но платить за это нужно снижением темпов ассимиляции СO2 и как следствие замедлением роста.

Водяные пары, кристаллизуясь на холодном стекле, также образуют структуру с максимальной поверхностью, потому что скорость потери свободной энергии при этом максимальна (кристаллы растут с поверхности). Так что аналогии между кристаллами и живыми организмами не имеют, так сказать, сущностного значения. Жидкость, которая выплеснута из сосуда в условиях невесомости, приобретает форму шара (минимум энергии поверхностного натяжения). Но вряд ли это может означать, что законы устройства космоса похожи на правила игры с шарами за бильярдным столом!

Справедливости ради следует отметить, что кристаллические формы не чужды жизни. Многим известны большие и абсолютно безобидные комары-долгоножки с длинными ломкими конечностями. Их личинки обитают во влажном грунте, питаясь перегнивающими растительными остатками. Среди них встречаются особи, окрашенных в голубой цвет с радужным отливом. Они кажутся вялыми, и они в действительности больны – заражены так называемым радужным вирусом. В гемолимфе таких личинок под микроскопом можно обнаружить кристаллы удивительной красоты, переливающиеся, как сапфиры.

Кристаллы эти сложены из частиц вируса – вирионов. Когда личинка гибнет, они попадут в почву, чтобы быть проглоченными личинками нового поколения комаров. Кстати, подобные кристаллы образуют многие вирусы, и не только вирусы насекомых. Но существенно, что это именно неактивная форма существования вируса, в отличие от активной, живой. В форме кристалла вирус не размножается, а только переживает таким образом свои «тяжелые времена». Известный физик Эрвин Шредингер назвал хромосому «апериодическим кристаллом». В действительности, ядерное вещество клетки в период деления упорядочено, и формально его можно назвать кристаллом. Но когда ядерное вещество (хроматин) «пакуется» в хромосому, оно, опять-таки, неактивно, и сама хромосома – только способ передачи хроматина от клетки к клетке.

Итак, для кристаллизации никакой внешней энергии не надо. Но для поддержания и воспроизведения собственного порядка жизни в следующем поколении организму необходимо поглощать энергию (в виде квантов света или неокисленных органических соединений, простых веществ, и выделять окисленные продукты жизнедеятельности и т. п.). Вот это и есть обмен веществ.

Однако зачем, для чего этот обмен? «Все течет», – сказал Гераклит Эфесский. Если дело обстоит так, то более всего «течет» живой организм. Он – поток, по которому непрерывно движутся энергия и вещества – элементы для воссоздания структур. В течении всей жизни идет непрерывная замена старых клеточных структур на вновь образующиеся. Так, клетки крови полностью заменяются спустя 4 месяца. В конечном счете, это также ремонтные работы, но организм заменяет не только клетки, получившие дефекты, а все.

Вот говорится, что нервные клетки не восстанавливаются. Это озночает, новых нервных клеток организм не порождает, они не размножаются – сколько было, столько есть. Да, не образуются абсолютно новые клетки. Но на протяжении всей жизни они постоянно перестраиваются. Это как глубокий капитальный ремонт и перепланировка дома. Дом старый, но он обновлен и в отличном состоянии! Мы только формально можем считать нейроны, с которыми мы заканчиваем жизнь, теми же самыми клетками, с которыми мы ее начали.

И еще одно выражение: специфическая структура. Что это такое? Из поколения в поколение организмы воспроизводят характерную для видов, к которым они принадлежат, упорядоченность. Делается это с почти совершенной точностью (слово «почти» крайне важно). Вот съел волк зайца. Разве ему необходимы органы зайца, его ткани, его белки и нуклеиновые кислоты – все то, что специфично для структуры «заяц», «заячья упорядоченность»? Разумеется нет!

Все это в желудке волка превратится в смесь низкомолекулярных органических веществ – аминокислот, углеводов, нуклеотидов и т. п., общих для всей живой природы, неспецифичных. Часть из них организм волка окислит до углекислого газа и воды для того, чтобы (расходуя полученную энергию!) построить из оставшихся неспецифичных веществ свою, специфичным образом упорядоченную структуру «волк» – свои белки, свои клетки и ткани. Накормите волка смесью аминокислот, синтезированных химиком, и будет то же самое.

Так ли это относительно жизни как таковой, жизни вообще? Вопрос открыт. Но на Земле дела обстоят именно так. Земные организмы в чужой упорядоченности не нуждаются. Они изо всех сил, отчаянно борются с ней. Все знают о многочисленных медицинских попытках трансплантации животным и людям различных органов или тканей: сердца, легких, почек, поджелудочной железы и др. Возможно ли назвать эти попытки удачными? Результат всегда оказывался похожим: пересаженные органы имели стойкую тенденцию к отторжению.

Исключением были лишь органы, «однопорядковые» с пациентом, взятые у однояйцевого близнеца, – а это ведь «структурная» копия того же организма. Что до тканей, то их для пересадки врачи предпочитают брать от того же организма: к примеру, на пораженное ожогом место пересаживают кожу с ноги пострадавшего. Сохранить чужеродный пересаженный орган возможно, лишь подавив защитные иммунные системы образования антител. Но тогда пациент окажется беззащитным против любой инфекции! Это огромный, смертельный риск, и, так или иначе, дело в конце концов идет только о продолжении жизни, но не о продлении нормальной полноценной жизни.

Даже гормоны, так сказать, просто биоактивные вещества (то есть не только сложные биологические образования) видоспецифичны. Тут, конечно, есть зазор, есть различие по степени. К примеру, инсулин – единственное эффективное средство против диабета – отличается сравнительно малой видоспецифичностью, потому для лечения диабетиков можно использовать этот белок, выделенный из поджелудочных желез крупного рогатого скота. А вот гормон роста – соматотропин – видоспецифичен. Для лечения карликового роста у человека нужен именно человеческий соматотропин, который выделяется из гипофиза умершего человека (да, да, другого способа пока нет).

Кто-то заметит: есть сложные организмы, их структурная идентичность сложна, и, естественно, их структурная специфичность довольно требовательна. Но есть простые организмы, есть даже простейшие. Как же тогда? Казалось бы, у низших организмов отвращение к «чужому порядку» должно быть меньше. В действительности, у рыб и амфибий удаются пересадки органов между особями разных видов, и бычий соматотропин может стимулировать рост форели. Но все это искусственно создаваемые экспериментатором положения. А значит, не вполне «нормальное», неестественное течение жизни. В конце концов, говорится же: если зайца бить, он и спички научится зажигать. Вопрос только в том, будет ли это несчастное затравленное существо все еще зайцем? Скажем так: заяц, погибающий в волчьих зубах, гораздо больше заяц, более истинный, «правильный», чем заяц, который может зажигать спички!

Животные, питаясь другими животными или растениями, начинают с разрушения чужой упорядоченности. Пища в их желудках и кишечниках расщепляется до простых химических соединений, и по строению, к примеру, аминокислот глицина или фенилаланина невозможно сказать, получены ли они из белков бычьего мяса, гороха или же синтезированы искусственно умным химиком в очках. Из этих элементарных кирпичиков жизни организмы строят лишь им присущие структуры. Каждый организм характерен именно неповторимой, присущей только ему комбинацией белковых молекул. А уже на этой базе появляется комплекс всех признаков организма – на уровне клеток, тканей и органов.

У растений это выражается еще более резко. Вода, набор питательных солей, углекислый газ и свет – при этом наборе одинаковых факторов из одного семени вырастает роза, из другого – крапива, а из третьего – елка (и совсем не «елка Чернова» – помните?). Каждый раз – определенное растение с присущим ему набором свойств. Со своей упорядоченностью.

Итак, организм берет извне не упорядоченность, а энергию. За счет этой энергии он строит свою специфичную упорядоченность «по роду их» – так, кажется, говорится в Писании, пренебрегая чужой. Из куриного яйца – однородной массы желтка и белка – появляется цыпленок с головой, ногами, крыльями. И эта простая вещь, это чудо называется жизнью.

С.Минаков

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Человек рождается и, хотим мы того или нет, умирает. Промежуток между появлением на свет и исчезновением люди проживают по-разному: у кого-то он может быть длинным, насыщенным или, наоборот, коротким и скучным.

Вариаций много. Но в любом случае каждый из нас хотя бы однажды задавался вопросом «что такое жизнь?». Для чего мы живем, какой смысл у этого мероприятия? А может его вовсе нет?

Определения жизни - это то, чего не может быть

Дать определение понятию жизнь пытались деятели самых разных научных и ненаучных сфер. Например:


4 главных этапа жизни человека

Что такое жизнь в контексте человеческого существования? Многие ищут смысл своего пребывания на планете Земля, и не находя впадают в уныние.

Либо бывает так, что вроде бы нашел его – вот он, только руку протяни! А достать не можешь, руки коротки – и зачем тогда жить?

На самом деле не все так печально, если знать хотя бы примерную структуру жизни, ее этапы. Имея на руках готовую инструкцию и будучи готовым к будущим событиям, идти значительно веселее.

Человеческая жизнь состоит из 4 этапов :

  1. Этап подражания (длится до 18 лет) : ребенок рождается беспомощным. Он ничего не знает и не умеет – чистый лист, на котором в дальнейшем появится определенный рисунок. Каким он будет, никто не знает.

    Это зависит от множества обстоятельств – начиная от того, кто его родители, и , которые будут сопутствовать ему всю жизнь.

    Постепенно малыш учится ходить, говорить, впитывает , адаптируется среди людей. Все это приходит в его жизнь через подражание, целью которого является превращение во взрослую, самостоятельную личность ().

    Но бывает так, что физически индивид вырастает, но продолжает подражать окружающим, зависеть от их мнения и пытаться угодить.
  2. Стадия самопознания (до 25-35 лет) заключается в том, чтобы найти свое отличие от других. Кто я? И чем отличаюсь от основной массы людей? Почему я – именно я, а не кто-то другой?

    На этом этапе человек много действует, экспериментирует, и, конечно, ошибается в попытках вычленить свою уникальную природу. Мы натыкаемся на собственные запреты, привитые нам на первом этапе: какие-то из них ломаются, рождаются новые.

    Мы учимся слышать себя и свои настоящие желания, отбрасывая в сторону все ненужное и сохраняя ценное. Находим свои слабые и сильные места, стараясь укрепить первые и максимально развить вторые.

    Застрять здесь можно, если так и не научиться признавать свои слабости, ошибки и не избавиться от слепой веры в желаемое, но нереальное.
  3. Этап свершения (от 40 лет и до усталой старости) – к этому моменту человек хорошо себя знает, он честен с собой, а потому перестает грезить несбыточными мечтами и пребывать в иллюзиях.

    Рядом с ним больше нет друзей, которые только такими казались, нелюбимых супругов, ненавистной работы и всего прочего, что только тянуло вниз и не вызывало особой радости.

    Вы знаете, кто вы и что у вас получается лучше всего. Поэтому это то самое время, когда люди начинают активно раскрывать свой потенциал и самоактуализироваться. Возможно, вы придумаете что-то новое и гениальное, а может поймете, что ваше предназначение просто быть хорошим родителем. Все сугубо .

    Застревание на этой стадии происходит в том случае, если человек не смог .
  4. Последняя стадия жизни именуется наследие (после 60-70 лет) . Это период, когда люди оглядываются назад, анализируют ее содержимое, оценивают свои старания и жизненный багаж. Физическое и энергетическое здоровье уже не позволяют следовать только вперед и создавать новые глобальные цели.

    Этот период очень важен с психологической точки зрения. Если личность довольна тем, как прожила большую часть отведенного ей времени, тогда ей не страшно уходить. Чувство выполненного долга и не зря прожитой жизни успокаивают тревогу перед неминуемым концом.

    В обратном случае, человек будет страдать и сожалеть о зря потраченных годах. Так происходит по той причине, что мы осознанно или нет ищем в своем существовании какой-то смысл, который стремимся воплотить в реальность.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое мечта и зачем это нам нужно - 10 бонусов для мечтателя Что такое ностальгия и каковы причины ее возникновения Лайфхак - что это такое Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница Сибарит - это человек стремящийся к удовольствиям или прожигатель жизни Что такое концепция Фаталисты и фатализм - это мы сами творим свою судьбу или лишь следуем предначертанному

Полезные советы

Этот уникальный материал – самая настоящая инструкция, которая поможет узнать больше о самой сокровенной тайне Вселенной, каковой является жизнь (в данном случае – жизнь конкретного человека, то есть ваша жизнь).

Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Эта знаменитая поговорка означает, что от каждого из нас требуются соответствующие усилия и навыки , чтобы справляться с жизненными перипетиями, трудностями, горестями и ненастьями; сделать правильные выводы из пройденного пути.

Да, жизнь – несправедливая штука. К тому же, в конце жизненного пути мы умираем. От данного факта у многих опускаются руки, особенно, если оглянуться назад и не увидеть каких-либо значимых деяний, которые бы отличали ЖИЗНЬ от бесцельного существования .

Для того чтобы научиться жить, мы должны понять структуру, разгадать пазл самой жизни человека. На самом деле, он не так уж и сложен. Каждый человек, который доживает до старости, проходит через четыре стадии жизни. Какие же это стадии и что можно посоветовать для каждой из них?

Суть жизни человека

Первая Стадия жизни: подражание


Человек рождается беспомощным. Он не умеет ходить, разговаривать, самостоятельно принимать пищу. Будучи детьми, мы обречены на то, чтобы наблюдать за другими и подражать им. Изначально мы осваиваем физические навыки и учимся разговаривать.

Затем у нас появляются социальные навыки, также благодаря тому, что мы наблюдаем за нашим окружением и подражаем ему. В итоге, в последние годы детства, человек приспосабливается к окружающим его культурным традициям .


Происходит это также посредством наблюдения за существующими в обществе правилами и нормами. Взрослеющий ребенок старается вести себя соответственно тем нормам, которые считаются общепринятыми в нашем обществе.

Какова цель Первой Стадии жизни?

Цель Первой Стадии – научиться тому, как надо функционировать внутри общества для того, чтобы стать автономным и самодостаточным взрослым человеком. Главная идея заключается в том, что окружающие нас взрослые помогают нам достичь этой цели.


Для этого они помогают нам научиться принимать решения и действовать самостоятельно. Однако некоторые взрослые и некоторые модели общества, в которые мы попадаем, учат плохому. Они наказывают нас за стремление быть независимыми, они не учат нас принимать решения.

Именно поэтому некоторым людям не удается стать автономными. Такие люди застревают в Первой Стадии в бесконечных попытках подражать всему возле себя. Они постоянно стараются понравиться кому-то , чтобы их не судили строго окружающие.

У "нормального" здорового индивидуума Первая Стадия продолжается до позднего подросткового периода или до периода раннего взросления. Однако у некоторых людей она продолжается и в их взрослой жизни.


Немногим "избранным" удается прийти в себя годам к 45-ти и понять, что они, по сути, никогда не жили для себя. И тогда возникает вопрос – куда, черт возьми, уплыли мои годы ?! Это и есть Первая Стадия Жизни – подражание. То есть, отсутствие самостоятельных мыслей и персональных ценностей.

Конечно, мы обязаны осознавать стандарты и ожидания людей, окружающих нас. Но мы также обязаны стать достаточно сильными, чтобы иногда, когда это необходимо, действовать назло этим стандартам и ожиданиям. Мы обязаны научиться действовать самостоятельно и в своих интересах.

Вторая Стадия жизни: процесс самопознания


В Первой Стадии жизни мы учимся соответствовать окружающим нас людям и их культурным ценностям. Вторая Стадия – это о том, чтобы научиться тому, что отличает нас от окружающих людей и их культурных ценностей.

Эта стадия требует от нас, чтобы мы начали принимать решения для себя, чтобы проверить себя и понять себя; также необходимо понять, что делает нас уникальными, отличными от других. Таким образом, Вторая Стадия подразумевает эксперименты и применение метода проб и ошибок.


Мы экспериментируем со сменой места жительства, находим общий язык с новыми людьми, изучаем новую обстановку и пытаемся потихоньку совать свой нос в чужие дела . В этот период многие молодые люди начинают путешествовать (многое тут зависит от индивидуальных возможностей).

Вторая Стадия – это процесс самопознания. Мы беремся за разные дела в этот период. Некоторые из них идут хорошо. Некоторые – не очень. Цель данного периода – это попытаться понять, что у вас получается хорошо, чтобы затем двигаться по выбранному пути.

Какова цель Второй Стадии жизни?

Вторая Стадия длится до тех пор, пока мы не начинаем наталкиваться на наши же ограничения. У многих людей при этом происходит ломка успевших сложиться стереотипов . Как бы то ни было, обнаруживать эти самые ограничения – это вполне нормально и даже полезно.


Вы просто вдруг осознаете, что не очень хороши в некоторых делах, вне зависимости от того, насколько сильно вы стараетесь. Поэтому вам необходимо знать, в чем именно вы не очень хороши. К примеру, вы не умеете готовить настолько, что не можете элементарно приготовить поесть самому себе.

Этому можно легко научиться, хотя это и потребует некоторого времени и стараний. Или возьмем более "тяжелый случай" – к примеру, человек от природы может быть недостаточно болезненным и физически слабым. Но и эту ситуацию, приложив максимум усилий , можно изменить.


Иными словами, мы просто обязаны самостоятельно осознать все свои слабости настолько рано, насколько это возможно. И чем раньше, тем лучше. Тем больше шансов и времени сделать все, что необходимо, чтобы исправить ситуацию.

Итак, в некоторых вопросах и делах мы не очень хороши. Есть и другие дела, в которых мы достаточно хороши, но с течением времени становимся хуже . К примеру, когда-то ваш голос был сексуальным, а ваша кожа нежной настолько, что вы всегда пользовались популярностью у противоположного пола.


Или вы могли легко напиваться в будний день, а на другой день, ранним утром, появиться на работе в свежем и бодром состоянии. Да мало ли, какие "способности" у вас были, а потом вы их утратили! Иными словами, у вас наступает осознание ОГРАНИЧЕНИЙ.

И этот этап является очень важным, поскольку вы в конечном итоге должны прийти к пониманию того, что наше время на этой планете ограничено . Поэтому его следует тратить на дела, которые действительно стоят этого больше всего.


Вы должны осознать, что вам не следует делать то-то и то-то лишь потому, что вам легко удается делать это. Вы должны осознать, что вы не должны быть рядом с определенными людьми лишь потому, что эти люди нравятся вам (но на вас им наплевать).

Синдром Питера Пэна

Вы должны осознать, что альтернативные варианты имеются практически для всего на этом свете, но это не означает, что они все открыты перед вами . Однако существуют люди, которые никогда не признаются себе, что ощущают подобные ограничения.


Возможно, они отказываются признавать свои ошибки; или, быть может, они сами себя вводят в заблуждение, заставляя поверить в то, что для них подобных ограничений не существует. Такие люди просто застряли во Второй Стадии жизни.

Существуют "успешные предприниматели", которым под сорок лет, и которые до сих пор живут с мамой, так как им не удалось заработать денег за последние лет 15 стараний. Существуют "популярные актеры", которые постоянно ждут звонка от именитых режиссеров , но сами не сходили ни на одно прослушивание за последние пару лет.


Существуют люди, которые не связали себя долговременными отношениями лишь по той причине, что им кажется, будто бы пройдет совсем чуть-чуть времени и очень скоро они встретят "идеального" человека, который окажется лучше тех, из которых у них был шанс выбрать раньше.

Но все мы в определенный момент нашей жизни должны признать неизбежное – жизнь коротка, далеко не все мечты становятся реальностью . Таким образом, нам стоит тщательнее выделять и серьезнее относиться к тем вещам и делам, в которых мы хороши.


При этом люди, которые застряли на Второй Стадии, тратят уйму времени на то, чтобы убедить самих себя в обратном. В том, что у них нет ограничений. В том, что они могут все преодолеть. В том, что их жизнь – это непрерывный рост и стремление к мировому господству. А в это время окружающие видят в таких людях лишь тех, кто бежит на месте…

У "здорового" индивидуума вторая стадия начинается в среднем или позднем подростковом возрасте и продолжается до 25 (в идеале) или 35 лет. Люди, которые застряли во Второй Стадии – это вечные подростки, постоянно открывающие себя , но ничего не находящие в себе. Про таких людей говорят, что у них синдром Питера Пэна.

В чем смысл жизни

Третья Стадия: свершения


Допустим, вы прощупали свои границы и выявили либо свои ограничения (неумение готовить, неспособность ставить рекорды в спорте – не важно), либо то, в чем вы начинаете становиться хуже (хуже играете в видео игры, становитесь менее способными к обучению – тоже не важно).

Теперь вы должны понять, что обнаружение этих границ, во-первых, крайне важно для вас; а сам факт осознания этих моментов ни в коем случае не является чем-то ужасным для вас. Это означает лишь то, что пришло время оставить свой след на этом свете.


Третья Стадия – это период великого обобщения всего, что есть в вашей жизни. Вам необходимо выбросить из своей жизни тех псевдодрузей, которые пользуются вами и тянут вас назад. Вам следует забыть о тех видах активности и хобби, которые являются пустой тратой времени.

Вам необходимо, наконец, избавиться от тех заскорузлых мечтаний, которые в ближайшее время точно не станут реальностью . А после этого вы должны приложить максимум усилий к тому, что у вас лучше всего получается и что лучше всего для вас лично.

Какова цель Третьей Стадии жизни?

Вам необходимо приложить максимум усилий к наиболее важным для вашей жизни отношениям. Вам необходимо приложить максимум усилий к выполнению той единственной миссии вашей жизни, которая выглядит наиболее важной для вас.


Это та миссия, в которой вы хороши – будь вы специалистом в преодолении мирового энергетического кризиса, художником компьютерной графики, экспертом в лечении заболеваний головного мозга или… родителем нескольких замечательных детишек.

Не важно, в чем вы лучше других – Третья Стадия наступает тогда, когда вы уже определились с этим направлением. Третья Стадия жизни – это максимизация всего потенциала вашей жизни. Это этап построения своего наследия. И это вовсе не обязательно накопление крупного состояния!


Что останется после вас, когда вы покинете этот бренный мир? Каким человеком запомнят вас люди? Будет ли это научное открытие, которое потрясло мир? Или вы создадите новый удивительный продукт? Или после вас останутся прекрасные дети?

Третья Стадия жизни – это период, когда наступает пора жить чуть-чуть иначе, чем вы привыкли до этого. Третья Стадия заканчивается тогда, когда случается комбинация двух вещей: во-первых, когда вы чувствуете, что осталось не так много того, что вы могли бы достичь; во-вторых, когда вы начинаете стареть и уставать и вас скорее тянет на диван у телевизора и на кроссворды.


У "нормальных" индивидуумов Третья Стадия жизни обычно начинается ближе к сорока годам и длится до самого выхода на пенсию. Люди обычно застревают в Третьей Стадии в том случае, если они так и не нашли выхода для своих амбиций и постоянно желают большего.

Неспособность и нежелание ослабить хватку и влияние, которые ощущают такие люди, вступают в противодействие с естественным "успокаивающим действием" времени. Поэтому они часто остаются активными жаждут действий аж до 70-ти или 80-ти лет.

Четвертая Стадия: наследие


Люди входят в Четвертую Стадию, прожив что-то около полувека и инвестируя свои усилия в то, что они считали важным и значительным. Они совершали серьезные поступки , упорно трудились, зарабатывали деньги; возможно, завели семью, начали политическую карьеру, совершили культурную революцию; или и то, и другое, и третье.

Они достигли возраста, когда их энергия и жизненные условия не позволяют им более ставить перед собой такие глобальные цели, как это было возможно в предыдущих Стадиях. Конечно, бывают исключения, но они лишь подтверждают это суровое правило.

Какова цель Четвертой Стадии жизни?

Цель Четвертой Стадии заключается не столько в том, чтобы создавать свое наследие, сколько в том, чтобы убедиться, что это наследие можно будет сохранить до самого смертного одра . И не путайте наследие с наследством (хотя последнее тоже будет нелишним).


Для многих вполне нормальной целью данной Стадии может быть такая "простая" вещь, как поддержка собственных взрослых детей (давать советы, помогать с внуками и так далее). Это может быть передача опыта и дел своим преемникам и ученикам.

Это может быть усиление собственной политической активности, позволяющее укрепить определенные ценности в обществе , которые новое поколение не очень хочет признавать. Иными словами, речь идет о наследии в самом широком смысле этого слова.

Четвертая Стадия очень важна с психологической точки зрения, поскольку она дает шанс каждому индивидууму примириться с неотвратимой реальностью приближающейся смерти. Это в природе человека – острая необходимость в том, чтобы наша жизнь имела хоть какой-то смысл.


Именно поэтому люди находятся в постоянном поиске того, что буквально является нашей психологической защитой против непостижимости этой жизни и неизбежности того факта, что бренное существование каждого человека на этой планете имеет конец.

Самое страшное, если этот смысл будет утрачен; если он начнет неотвратимо ускользать из чьей-либо жизни; или если человек почувствует, как если бы жизнь просто обошла его стороной. В этом случае мы сталкиваемся лицом к лицу с забвением, которое охотно поглотит нас.

Как жить правильно

В чем смысл Стадий?


Мы развиваемся, проходя каждую следующую Стадию жизни. С каждым разом мы получаем больше возможностей самим контролировать свое состояние счастья и благополучия – и в этом смысл Стадий. В Первой Стадии человек полностью зависим от действий других людей, от которых также полностью зависит и его счастье.

Это выглядит очень несправедливо в реалиях нашего существования, так как другие люди зачастую непредсказуемы и ненадежны. Однако, перейдя во Вторую Стадию, человек уже сам может решать, полагаться ли ему на других людей.