Бабий Яр: История. История села капустин яр




Рестораны появились в Петербурге и Москве лишь в третьем десятилетии XIX века, став символами заграничного шика. Легендарный ресторан «Яр» появился в Москве первым и так и остался непревзойдённым, разбавив заведение в стиле запада чисто восточным разгулом. Популярность «Яра» продолжала расти, и, достигнув пика в 1910-е годы, канула в бездну вместе с дворянской и купеческой Россией, для того, чтобы возродиться через столетие.

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."

А.С. Пушкин

История легендарного «Яра» начинается с 1826 года, когда на Кузнецком мосту в доме купца Шаванна «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах» (современный адрес: Кузнецкий мост, 9 – ред.). Так было заявлено в газете «Московские ведомости».

Стоит ли говорить, что это совершенно не соответствовало действительности? Даже завтрак в «Яре» обходился в сумму, равную стоимости обоза зерна, а жареная пулярка (жирная, откормленная курица-гриль, приготовленная по специальному рецепту) тянула на 25 руб. серебром - сумму, равную месячному бюджету семьи среднего достатка. А ведь одну курицу на ужин в «Яре» не закажешь.

Россия 19-го века активно перенимала западные технологии, умело адаптируя их под собственные реалии и нередко этой самой адаптацией занимались обрусевшие иностранцы. Название «Яръ» не имеет ничего общего с оврагом, ресторан был основан иностранцем, французом Транкилем Ярдом, в 1826 году, и унаследовал фамилию своего родителя. Место на Кузнецком мосту было выбрано бойкое: в доме Людвига Шаванна находились также модные магазины вин, нюхательного табака, духов, шляп, тканей и книг.

Ресторан Транкиля Ярда посещали известные люди, он был в полном смысле слова элитным местом. Здесь проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы. В «Яре» в полной мере чувствовался «дух времени», легендарный ресторан играл роль места встречи тех, кто вершил историю. Завсегдатаями «Яра» были Савва Морозов и Гиляровский, заходили сюда Плевако, Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Леонид Андреев, Бальмонт, Шаляпин и Распутин.

Пушкин упомянул любимый ресторан в стихотворении «Дорожные жалобы»: «..и с телятиной холодной трюфли «Яра» вспоминать..». В мемуарах «Былое и думы» литератор Александр Герцен вспоминал, как он с приятелем ходил в «Яръ» обедать: «Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали oukha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные».

Несмотря на чудовищную дорогозивну, «Яръ» очень скоро стал законодателем мод в ресторанном мире. Старое скромное помещение перестало вмещать всех желающих, и уже в 1848 году ресторан переезжает на Петровку, поближе к саду Эрмитаж. Однако сад Эрмитаж так же не мог вместить всех желающих посетить «Яръ». К тому же здесь не было простора для широты размаха и воплощения всех идей. «Яръ» переезжает последний раз - на Петербургское шоссе.

Сейчас это начало Ленинградского проспекта - престижный, почти центральный район, а тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки - все в «Яръ».

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем были самые красивые и голосистые. Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям - удовлетворение любых (абсолютно любых) прихотей и поражение воображения - делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы. Осечки случались редко.

«Кто не помнит знаменитого Яра с его супом a la tortu из телячьей головки, который нисколько не уступал вкусом настоящему черепаховому, – писал в 1858 году журнал «Москвитянин», – с его бивстексом, с труфлями, с его куропатками жареными en Perigord, в которых опять труфелей было больше, чем мяса, с его цыплятами в январе месяце, с свежими бобами, с его кропадинами из молодых тетеревов, паровыми лещами и, наконец, с его матлотом из стерлядей?»

В 1871 году «Яръ» становится собственностью купца Федора Аксенова и в последующие десятилетия поражает современников оригинальностью и масштабом купеческих кутежей. Представьте себе раскрытый рояль, полный до краев водой, в которой плавают рыбки - так в «Яре» подгулявшие купцы играли в аквариум. На удовлетворение прихотей здесь денег не жалели. Более того, старались изобрести что-нибудь эдакое, чего до этого не делал никто: это был вопрос престижа. Рассказы о купеческих причудах передавались из уст в уста с оттенком удивления и восхищения, становились легендами, оседали в анекдотах и мемуарах.

Постепенно в «Яре» сформировался своеобразный прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей стоило, к примеру, 120 рублей, запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Впрочем, «Яръ» от такого разорения только богател: вся обстановка предусмотрительно страховалась на солидные суммы. Гость платил «за удовольствие», страховая компания - за ущерб.
Официанты тоже не были обижены - чаевые, если гость был доволен, раздавались пачками.

Каждый сходил с ума по-своему - кто-то приходил в «Яръ» не иначе как в сопровождении ручной тигрицы, кто-то поил дам шампанским из бокала с горстью бриллиантов на дне, и за всем этим наблюдал довольный хозяин, умевший грамотно подстегнуть богачей и наживавший на этом разгуле огромные барыши.

Продолжая вкладывать в «Яръ» деньги, Аксенов предпринимает глобальную перестройку здания. Ресторан должен был стать настоящим дворцом с зимним садом, фонтанами и бассейнами, оснащенным по последнему слову техники. Для «Яра» была заказана уникальная мебель, проект уже был запущен но... неожиданная смерть помешала воплощению наполеоновских планов Аксенова.

В 1895 г. «Яръ» достается выходцу из крестьян-ярославцев, Алексею Акимовичу Судакову. Ярославские крестьяне издавна уходили на заработки в московские трактиры и рестораны. Так что Алексею Акимовичу, несмотря на 27-летний возраст, опыта было не занимать: начинал он мальчиком в чайной, затем дорос до хозяина трактира. Судаков не загубил дела своих предшественников, более того, именно при нем «Яръ» стал самым знаменитым рестораном России стоимостью без малого в триста тысяч рублей.

В 1910 году "Яръ" наконец перестроен: из скромного деревянного дома он превратился в роскошный дворец с колоннами. Здание было перестроено знаменитым архитектором, работающим в стиле модерн - Адольфом Эрихсоном. Дореволюционный «Яръ» был великолепен и эклектичен: помимо Большого и Малого зала в имперском стиле в «Яре» существовали отдельные кабинеты в мавританском, русском и французском стилях.

Кабинеты были рассчитаны как на высоких гостей, так и на публику попроще. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. «Яръ» с «погребами и садами» занимает уже целый квартал. При нем образуется небольшой поселок, в котором живет армия служащих.

В начале ХХ века ресторан первым завел гараж, откуда за клиентами выезжали авто в любое время суток. В «Яре» вели учет именитым клиентам: на входе в ресторан стояло чучело медведя с серебряным подносом в лапах, и к концу ночи на подносе вырастала гора визитных карточек, оставленных гостями. Пресса сообщала, что новое здание ресторана «превзошло всякие ожидания по богатству и даже роскоши отделки, а главное – по огромному вкусу и изяществу выполнения. Бывалые люди затруднялись сказать, приходилось ли им видать среди заграничных храмов чревоугодия что-либо подобное по величию и блеску».

Достопримечательностью заведения был огромный резервуар с осетрами и стерлядью, откуда клиент мог выбрать рыбу для приготовления фирменного блюда. «Любитель отварной осетрины подходил к бассейну, – вспоминал современник, – указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывали к вырезу. Если совпадал, значит – рыба та! Без обмана».

Небывало великолепный «Яръ» просуществовал всего несколько лет. В 18-м году Судакова забрали прямо из «Яра» суровые люди в кожанках. Больше хозяин «Яра» в свой ресторан не вернулся. Победивший пролетариат с ожесточением сбивал лепнину, грузил на телеги роскошную обстановку и замазывал роспись на стенах - «Яръ» перестал существовать.

С 1918 по 1952 годы в здании ресторана размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК и Дом лётчика. В 1952 году к зданию ресторана по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле русский ампир (сейчас - отель "Советский"). А в 1952 году, после более 30 лет забвения, вновь открылся ресторан. Правда, называться он стал «Советский», но по-прежнему оставался элитным – здесь бывали только самые-самые. Ресторан в разные годы посетили премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, премьер-министр Индии Индира Ганди, правительственные делегации иностранных держав, известные артисты и другие.

В новую Россию ресторан «Советский» пришёл в весьма плачевном состоянии. В 1998 году новый генеральный директор Валерий Максимов начал реконструкцию «Яра», возрождая его былую славу. На сегодняшний день полностью восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработали люстра 1912 г. и светильники 1952 г., воссоздан фонтан во внутреннем дворике. Медленно возрождаются и традиции, правда, пока современные купцы так не самодурствуют. Впрочем, поживём – увидим…

Image caption 79-летний Василий Михайловский держит в руках альбом со своими детскими фотографиями. Он выжил в Бабьем Яру

29 сентября 1941 года 4-летний Цезарь Кац за руку с няней шел по улицам Киева в Бабий Яр. Он балансировал на трамвайных рельсах и просил няню купить ему праздничный шарик.

У малыша было прекрасное настроение. Множество людей вокруг напоминали ему праздничные демонстрации, на которые он недавно ходил с папой.

Вскоре в Бабьем Яру погибнут десятки тысяч евреев. Среди них будут его родственники и отец.

Маленький Цезарь Кац выжил в тот день. Сейчас его зовут Василий Михайловский, ему 79 лет. Он рассказал ВВС свою историю.

"Жиденка утром отведи в Бабий Яр"

У меня было четыре мамы, три фамилии, два отца и одна судьба.

Я родился в 1937 году в еврейской семье Кац. Мама умерла после родов. Мы с братом, который был на 6 лет старше меня, осиротели.

Папа взял нам няню, очень хорошую женщину Надежду Фомину. Он работал в маленькой кофейне на Крещатике, а во время войны занимался эвакуацией штаба округа.

Копірайт зображення unian Image caption Василий Михайловский показывает фото няни, которая спасла ему жизнь

Всю нашу семью - бабушку, детей и няню - папа посадил в поезд, чтобы эвакуироваться. Поезд застрял под Киевом, пропуская эшелоны с оборудованием с заводов. Стоял неделю. У нас закончились продукты. Бабушка отправила няню в наш киевский дом за едой. Когда няня вернулась, поезда уже не было. Так мы с няней остались в Киеве сами и вернулись домой.

Мой папа под Киевом попал в окружение, а затем оказался в концлагере в городе. Ну, как там говорили, коммунисты и евреи - шаг вперед. Его товарищ задержал, так он избежал смерти. Но потом его с какой-то колонной переводили в другой лагерь и по дороге тех, кто шел плохо, стреляли. В папу не попали, но он упал. Колонна пошла дальше, а он поднялся и побежал домой.

Копірайт зображення unian Image caption Памятник детям, погибшим в Бабьем Яру

Мы жили около Майдана, на улице Костельной. Папа прибежал домой и увидел нас. Он только успел поесть и переодеться, и тут стук в дверь - на пороге два полицая. Дворничиха увидела, как папа заходил во двор, и позвала полицаев. Он хотел бежать через черный ход, но больше мы его не видели. Дворничиха вернулась и сказала няне: "Жиденка утром отведи в Бабий Яр".

"Ты погибнешь вместе с ним"

Наша няня была неграмотная. Она не знала, что такое тот Бабий Яр, почему меня надо туда отвести. Собрала утром вещи, что-то поесть, и мы с ней пошли.

На Крещатике людей было много. Я попросил купить мне флажков и шарик. Когда были праздники, мы шли с папой на демонстрацию, он покупал нам игрушки. Конечно, здесь было не до шариков. У меня было хорошее настроение, я балансировал на рельсах. Так и шли.

Копірайт зображення unian

А настроение у людей постепенно ухудшалось. Женщины и дети плакали. Дошли до Лукьяновского рынка, там уже вдоль дороги стояли полицаи и гестаповцы с собаками. Так мы дошли до первого круга окружения перед Бабьим Яром. Там стояли противотанковые заграждения, сделанные из рельсов, "ежи". Улица была перекрыта. Между этими заграждениями был небольшой проход. Немцы не рассчитали, что будет столько людей.

Люди собирались целыми дворами, грузили вещи. А почему? Потому что немцы пустили такой слух, что евреев будут отправлять в другое безопасное место. В городе вывесили объявление, что все евреи должны собраться на перекрестке Дегтяревской и Мельникова, а кто не придет, расстреляют. Оставаться дома нельзя было, все дороги вокруг Киева были перекрыты, вот все и шли. Мы встретили нашу молочницу, и она предупредила няню: "Куда ты идешь с еврейским ребенком, ты погибнешь вместе с ним. Достань свой паспорт".

На первой линии окружения между этими противотанковыми заграждениями был маленький проход, позади собаки бросаются на людей, на нас тоже бросилась собака и забрала нашу сумку с едой. Я разрыдался. Вокруг людей били прикладами, подгоняли. Мы с няней упали прямо на это заграждение. Разбились в кровь, у меня до сих пор остался шрам на всю жизнь. Люди шли через нас, наступали на нас.

Копірайт зображення babynyar.gov.ua Image caption Могильные плиты с бывшего еврейского кладбища в Бабьем Яру

Наверное, в этот момент у кого-то из этого окружения сердце екнуло - меня подняли с земли за воротник, у няни в руке был паспорт, увидели, что она украинка и вытолкали нас из окружения. Мы вышли, спрятались в подворотне. Я уже перестал говорить. Язык отняло. И это было надолго.

Ведро крови и свалка

Две недели мы с няней ходили по городу. Ночевали в руинах, заходили к знакомым, просили есть. Кто-то давал хлеба немного, кто-то картофеля. Как-то моей няне сказали: "Что ты ходишь с еврейским ребенком, его же убьют и тебя убьют".

Она решила отдать меня в приют для бездомных детей, который был на Печерске, на улице Предславинской. Написала в записке "Вася Фомин", положила ее в мой карман и оставила меня перед домом.

Копірайт зображення unian

Меня увидел дворник и повел внутрь. Так я встретился с врачом Ниной Никитичной Гудковой, которая уже занималась 70 сиротами. Она сразу поняла, что я еврейский ребенок, у меня были такие кудри. Меня остригли. Несколько месяцев я не разговаривал. Во время войны я остался сиротой. Сирота - это же человек с оторванным куском сердца, души. Никто за мной не ухаживал, не защищал.

В приюте поставок не было, дети 1-1,5 лет умирали от голода. Мы, постарше, как-то выжили.

Люди из окрестных домов приносили какую-то еду, но этого не хватало. Рядом с этим убежищем была бойня, где заготавливали мясо. Вот рабочие с бойни приносили нам ведро крови и какие-то субпродукты на дне ведра. Старшие дети ходили на свалку к театральному ресторану, собирали остатки пищи. Так мы выжили.

В приюте было еще несколько еврейских детей. Когда приближалась какая-то облава, Нина Никитична прятала нас под лестницу, мы там как мышата сидели. Понимали, что опасность.

Новая семья

После освобождения Киева я попал в другой детдом. Там уже детей находили, забирали. В палате я остался один. Плакал, переживал, спрашивал няню, почему же за мной никто не приходил. Няня из детдома мне говорит: "Расстояние, завтра за тобой кто-то придет".

Копірайт зображення unian Image caption Ежегодно в сентябре в Бабьем Яру чтут память погибших

На следующий день, я подглядывал в кабинет Нины Никитичны и увидел женщину и мужчину с большой бородой. Я бросился к ним, вцепился мужчине в бороду и начал кричать: "Мамочка, папочка, это я, ваш сын, заберите меня".

Они хотели взять девочку, но умилились, я так к ним бросился. Так я стал Василием Михайловским.

Сначала я был Цезарь Кац, с таким именем я родился. Затем стал Васей Фоминым, а сейчас я - Василий Михайловский.

Это были замечательные люди, мои новые родители Василий и Берта Михайловские. Мне повезло, обо мне заботились. Но и у них была не такая простая история. Это был врач из семьи священника, его жена тоже была еврейка. Он всю войну прятал ее и свою тещу от фашистов - закутывал и клал в морг, в тифозное отделение больницы, по селам. Так они выжили.

В 1937 году расстреляли трех его братьев. Его, как сына священника, тоже хотели репрессировать. Он работал в маленьких больницах по селам, постоянно переводился, чтобы не успели на него "накопать" много.

"Горечь и боль"

О Бабьем Яре не вспоминал очень долго. Этот момент, когда мы упали перед Бабьим Яром, может, там даже было сотрясение мозга. Я не мог говорить, долго ничего не помнил об этом.

Всю историю моего спасения и скитаний в Киеве мне впоследствии рассказали няня и мои родственники. Они нашли меня, приезжали в Киев навещать. Своего старшего брата я впервые увидел в 22 года. Он рассказал историю моей семьи.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Памятник в Бабьем Яру

А еще, наверное, с Бабьего Яра у меня остался большой страх перед пленными. Как только я видел, как их под конвоем выводили на улицу, весь дрожал и бросался папе на руки.

Я думаю, что недостаточно людей знают о тех ужасах.

В Советские времена Бабий Яр вообще заливали пульпой. В наш двор привозили землю, и часто в ней попадались черепа.

Что тут говорить? Люди даже собраться там не могли, чтобы помянуть. Их гоняли на черных воронках. Это уже потом там поставили памятник. Сейчас уже больше вспоминают о тех зверствах. Мы, кто чудом выжили там, а нас в Киеве несколько всего осталось, выступаем иногда в школах, делимся воспоминаниями.

Столько трагедий было во время войны, помнить о каком-то одном месте трудно. Львовское, минское гетто разгромили, тысячи "бабьих яров" есть.

Я вспоминаю тех людей, кто погиб там, в Бабьем Яру, своего отца, своих родственников. Это очень тяжело, это горечь и боль.

Очень хорошо, что там привели в порядок территорию. На скамейках можно увидеть мам с детьми - это о том, что жизнь продолжается.

В качестве источников для данной статьи я прочитал следующие книги:

Бабий Яр: человек, власть, история. Документы и материалы. В 5 книгах
Книга 1. Историческая топография. Хронология событий (597 стр)

Трагедия Бабьего яра в немецких документах. А. Круглов

https://www.ushmm.org/ — United States Holocaust Memorial Museum

http://www.yadvashem.org — Yad Vashem. The World Holocaust Remembrance Center

http://www.holocaustresearchproject.org/ — Holocaust Research Project (Holocaust Education & Archive Research Team)

Захват Киева немецкими войсками

После шести недель ожесточенных боев за Киев, солдаты немецкой 6-й армии и 29 армейского корпуса Вермахта вошли в город 19 сентября 1941 г. До начала войны с Германией, в крупнейшем городе Украины проживало по разным данным, от 846 до 930 тыс. человек. К моменту, когда немецкие солдаты вошли в город 19 сентября 1941 г. в Киеве оставалось примерно 400 000 жителей – 200 тыс. мужчин и женщины были призваны в ряды Красной армии и еще порядка 300 тыс. были эвакуированы или уехали сами.

Примерно каждый четвертый житель города был евреем. Точное количество установить сложно – по разным источникам оно варьируется от 175 000 до 230 000 человек. Перепись населения 1939 года показала цифру в 224 236 евреев из 846 тысяч жителей.

Дело в том, что после раздела Польши, произошло массовое переселение людей в Западной части, теперь расширившегося Советского союза. Начало же войны в июне 1941 года ознаменовало:

  • Естественную эвакуацию людей на Восток.
  • Вступление евреев в ряды Красной армии, в том числе обороняющей Киев.
  • Эвакуация военных и стратегических важных предприятий на Восток, вместе с рабочей силой (20 000 – 30 000 евреев так покинуло Киев).

По разным данным, на момент вступления немецкой армии в город Киев, в нем оставалось еще от 40 000 до 60 000 еврейского населения из 400 000 гражданских.

Взрывы на Крещатике 24 сентября

24 Сентября 1941 г. центр города Киев, в особенности главный проспект Хрещатик, был объят огнем. Заряды, заложенные за недели до сдачи города специальным отрядом диверсантов НКВД и приведенные в действие намеренно, разрушили главную улицу, сделав бездомными 50 000 человек. Бомбы были заложены, в том числе, в зданиях, которые сейчас занимали немецкие войска – немецкий штаб и гостиница Континенталь, где расположились немецкие офицеры. На отключении пожарного рукава, который был задействован при тушении пожара, был пойман и убит на месте еврейский житель, что было использовано немцами, как повод для будущей акции возмездия за диверсию.

Ответные меры оккупационных властей

Генерал-майор Курт Эберхард (Kurt Eberhard), командующий оккупационными войсками в городе, созвал совещание. На нем присутствовали местные руководители СС (полицейские отряды прибыли в город сразу за Вермахтом), командующий Айнзатцгруппой С, бригадденфюрер СС Отто Раш (Otto Rasch) и командующий зондеркоммандой 4а, штандартенфюрер Пауль Блобель (Paul Blobel). Было принято решение, что в отместку за поджог будут уничтожены все евреи Киева, силами зондеркоманды 4а. В ее составе были сотрудники СД, Полиции безопасности Рейха, солдаты Waffen-SS. Также привлекались сотрудники полицейских батальонов и силы местной украинской полиции.

В качества места массовых акций был выбран овраг, известный в городе как Бабий яр, на краю города, в 10 км от центра. 28 сентября 1941 г. немецкий штаб 6-й армии напечатал и распространил по городу листовки на украинском, русском и немецком языках. В них, под угрозой расстрела, приказывалось всем евреем Киева и окрестностей собраться на перекрестке улиц Мельниковой и Доктеривской к 8 утра 29 сентября. С собой нужно было взять документы, деньги, теплую одежду и ценные вещи. Жители Киева, старшее поколение которых еще помнило Первую Мировую, не видели в немцам смертельной угрозы, в том числе евреи города и, конечно, не могли предполагать массовых убийств. Кроме того в листовке было указано, что мародеры и занявшие дома еврее будут расстреляны. Люди подразумевали эвакуацию, собирая вещи и документы, и даже надеялись на охрану своего имущества. Немцы также распространили накануне слухи, что евреев отправят в трудовые лагеря, а так как сборный пункт находился возле товарной станции Лукьяновская, это успокаивало людей. 29 августа также было выбрано не случайно – на этот понедельник выпадал главный иудейский праздник, Йом-Киппур.

Акции 29-30 Сентября

Утром 29 августа люди стали собираться в назначенном месте — на перекрестке улиц Мельниковой и Доктеривской. Солдаты СД, СС и местной украинской вспомогательной полиции делили тысячи пришедших на группы по 100 человек и препровождали пешим маршрутом на северо-запад, к старому еврейскому кладбищу, за которым находилось урочище Бабий яр. Весь овраг по периметру был предварительно окружен заграждением из колючей проволоки и тремя линиями охраны. За внешнюю отвечали украинские полицейские, во второй были и немцы, и местные и во внутреннем периметре – только немецкие солдаты.

На месте людей заставляли оставить все свои вещи – они сваливались в кучу, в том числе ценности и документы, раздеться. Группами по 10 человек людей выводили за заграждение, ставили на краю оврага и расстреливали из автоматов и стационарных пулеметов. Пока одну партию уничтожали, следующие несчастные, слышали пулеметные очереди и крики всего в паре десятков метров. По мере прибытия все большего количества людей, немцы стали экономить патроны. Они ложили людей голова к голове на землю и убивали одной пулей, маленьких детей живьем кидали в овраг, несчастных добивали лопатами или просто оставляли умирать.

Среди убитых в Бабьем яру 29 сентября было мало мужчин (воевавших на фронте, взятых немцами в плен или эвакуированных с предприятиями) – в основном женщины, дети и старики – много больных, людей на носилках. Расстрельные отряды ожидали прибытия 5000 – 6000 человек, но за целый день через массовые акции прошло в пять раз больше. Активная фаза расстрелов продолжалась до 03 октября 1941 г, но большая часть евреев были убиты всего за 2 дня 29-30 сентября. Отобранное у убитых имущество переходило в распоряжении оккупационных властей и распространялось по усмотрению. Что касается оставшихся в городе евреев, на них устраивали облавы, немецкая полиция получала донесения от местных жителей. Были и те, кто под угрозой смерти укрывал евреев – на сегодня 431 людям было присвоено почетное звание Праведника мира за спасение евреев Киева.

Согласно секретной докладной записки Айнзатцгруппы С от 7 октября, только за два первых дня был убит 33 771 еврей. 1 апреля 1942 года была произведена перепись населения в Киеве, которая показала цифру 352 тыс. человек (из примерно 400 000 на момент оккупации Киева)

Важно понимать, что утро 29 Сентября 1941 г. не было первым днем расстрелов в Бабьем яру – перекрестное сравнение свидетельских показаний людей, который жили на прилегающих улицах, собранное Чрезвычайной комиссией в 1943-1944 г.г. позволили установить более ранние факты массовых убийств в овраге Бабий яр. Согласно воспоминаниям свидетелей, уже в первые дни после вступления немецких войск в Киев, по направлению к Лукьяновке и Бабьем яру поводили колонны советских военнопленных с лопатами, которые после не вернулись. Согласно документам, передовые отряды зондеркоммандо 4а СС вошли в город вместе с Вермахтом уже 19 сентября. Штаб группы и основные части — к 25 сентября. Общее донесение о деятельности Айнзацтгруппы С в Ноябре 1941 г. свидетельствовали о периодических карательных акциях против подозрительных военнопленных и изъятии их из транзитных лагерей. Целый ряд свидетельских показаний говорит о первом массовом расстреле еврейского населения в Бабьем яру (около 1600 человек) уже 27 Сентября 1941 г., за двое суток до самой массовой акции.

Согласно свидетельским показаниям и донесениям о деятельности Айнзатцгруппы С на территории Украины и в частности зондеркоммандо 4а в Киеве, массовые убийства еврейского населения проходили с разной интенсивностью в течение октября-ноября 1941 г. В Бабий яр стали свозить евреев из окрестностей Киева, в том числе арестованных в процессе облав, привезенных из больниц, доставленных стариков и больных, не способных передвигаться самостоятельно. Для этого выбирались разные участники оврага, так как основные места расстрелов 29 и 30 сентября, находившиеся возле бывшего еврейского кладбища, были засыпаны землей. Уже 30 сентября, после уничтожения, по немецким документам, 33 771 евреев, края оврага были взорваны и пригнанные советские военнопленные засыпали дно Бабьем яра слоем земли. На доступных сегодня снимках видны работы по захоронению останков, на которых, под контролем солдат СС и полиции, видны военнопленные на дне оврага в Октябре 1941 г.

Убийства в Бабьем яру на этом не закончились – в течение двух лет оккупации, в разные периоды, здесь было убито всего около 70 000 гражданских, евреев, советских военнопленных, представителей религиозных общин, таких как Ромы, были уничтожены таборы цыган в городе. После того, как в ходе массовых акций в сентябре-октябре 1941 г. была расстрела большая часть оставшихся в городе евреев, карательные отряды принялись за военнопленных коммунистов и гражданское население. Также со временем провал попытки сотрудничества с украинскими националистическими организациями, привело к массовым акциям по их убийствам, в том числе в Бабьем яру.

13 октября 1941 г. в Бабьем яру было расстреляно 308 больных евреев из Психиатрической клиники им. Павлова, располагавшейся рядом. Утром около 25 солдат СС и сотрудников немецкой полиции стали выводить по одному душевнобольных евреев из больницы, Подгоняемые палками, несчастные проходили порядка 150 метров до ямы, пять метров диной и два шириной. Там им приказывали раздеться и лечь в яму лицом вниз ровными рядами. После солдаты расстреливали лежавших одиночными выстрелами в голову из автоматов. В секретном немецком донесении об акциях на территории СССР в Ноябре того же года указывалось, что казнь душевнобольных была психически тяжела для солдат СС. 8 января 1942 г. немцы пригнали гасваген (душегубку, уже опробованную месяцев раньше в Польше в лагере смерти Хелмно) к больнице им. Павлова. В тот день было умерщвлено еще около 300 душевнобольных, уже не евреев. В марте и октябре 1942 г. было проведено еще две подобные акции с душегубками. Тела после вывозились в общие могилы в Бабий яр. Также в течение 1941-1943 г. возле больницы в овраге было захоронено вследствие акций или после смерти от голода и болезней несколько тысяч советских военнопленных, которые содержались здесь же в госпитале при больнице.

Уничтожение следов массовых убийств

В марте 1942 года несколько высокопоставленных нацистских чиновников проезжало на машине вблизи урочище Бабий яр. На комментарии о маленьких взрывах, вырывающихся из земли газов, командующий зондеркоммандой 4а СС Пауль Блобель иронично объяснил, что это трупные газы от тысяч закопанных в землю тел. После отъезда, Блобель вернулся в Киев в июле 1943 г. Неудачи Вермахта на фронте и активное наступление советских войск в Украине приближало освобождение города. Блобелю было поручено, в рамках тайной операции Aktion 1005 (по сокрытию свидетельств массовых убийств на оккупированных территориях) уничтожить доказательства массовых акций в Киеве, в частности, в Бабьем яру. Отрядам Блобеля выделили в помощь солдат СД и Полиции безопасности, под руководством их командующего в Украине, Группенфюрера СС Макса Томаса (Max Thomas). Из этих сборных подразделений было организовано три группы войск, две из которых должны были уничтожить свидетельства на территории Украины, а одна – Белоруссии.

Уже 18 августа 1943 г . Зондеркомманда 1005а начала организацию работ по эксгумации и сожжению жертв Холокоста в Бабьем яру. В ее состав вошли 8-10 членов СД, до 30 сотрудников Полиции безопасности, под общим руководством офицера СС Баумана (Baumann).

В качестве рабочей силы для эксгумации десятков тысяч тел в Бабьем яру немцы отобрали узников (среди них было около 100 евреев) Сырецкого концентрационного лагеря, находившегося здесь же, у границ рва. Работа по эксгумации и сожжению тел заняла шесть недель. Узниками в кандалах, под жестоким руководством немецкой охраны, были построены большие открытые печи (надгробные плиты с бывшего еврейского кладбища, железные ограды оттуда же и рельсы, дрова), на которые поэтапно слоями выкладывали за раз до 2000 тел, после ложили еще слой дров, обливали маслом или бензином из компрессора и поджигали. Некоторые костры горели до двух суток, чтобы уничтожить тела несчастных. После, узники Сырецкого лагеря должны были собрать остатки костей и пепел и перетереть их в порошок вместе с надгробиями с соседнего еврейского кладбища. После пепел еще просматривали на предмет золотых или серебряных коронок, украшений. 29 сентября 1943 г. узникам, из числа 327 находившихся в Бабьем яру, удалось напасть на немецкую охрану и 18 удалось сбежать – они стали важнейшими свидетелями преступлений, совершенных в Бабьем яру, а остальные члены зондеркоммандо были убиты СС.

Коллаборационизм

Без содействия части местных граждан коллаборационистов немецкие оккупационные войска не смогли бы с такой расчетливой эффективностью проводить массовые карательные акции на территории Киева. После войны состоялись процессы над бывшими коллаборационистами полицейскими. По делам на территории Киева были выдвинуты обвинения 82 бывшим полицейским. Среди них 73 были украинцами по национальности, шесть русскими, двое немцами и один поляком – соотношение схожее с демографической ситуацией накануне войны. Только у нескольких обвиняемых было высшее образование, как и идеологические предубеждения националистического характера. В основном ими руководствовал страх за свою судьбу, желание приспособиться к новой власти, жадность (доступ к имуществу убитых).

Силы Красной армии освободили Киев от немецких войск 6 ноября 1943 года, после двадцати шести месяцев оккупации. Город по большей части лежал в руинах, а его население теперь составляло всего 180 тыс. человек. Военный корреспондент Борис Полевой, был в числе первых представителей прессы, кто попал в Бабий яр после освобождения города. Группа военных добралась до оврага, чтобы проверить распространявшиеся даже за пределы города слухи о массовых убийствах, которые там происходили. Военные обнаружили человеческие останки в одном из оврагов Бабьем яра, что после было отражено в военных сводках.

Советские власти также решились на беспрецедентный шаг – помимо советских корреспондентов, пригласили западных журналистов в Киев, чтобы засвидетельствовать место массовых казней немцами в Бабьем яру в конце Ноября 1943 г. Сред них были два американских журналиста: Билл Лоуренс (Bill Lawrence) и Билл Доунс (Bill Downs). Первый был известен своими репортажами с тихоокеанского фронта, а второй после подвергся жесткой критике в США за, как казалось некоторым, излишнюю симпатию к советам. Тональность их отчетов отличалась и все это на фоне тогда еще большого скептицизма на Западе относительно Холокоста в Европе (до обнаружения ужасов лагерей смерти в 1944-1945 г.г. Польше и концентрационных лагерей в Германии и других странах). Также американские журналиста получили возможность взять шокирующие интервью у немногочисленных выживших в расстрелах в Бабьем яру и бежавших узников Сырецкого концлагеря.

Помимо засвидетельствования актов массовых убийств, к расследованию обстоятельств и масштаба, уже в конце 1943 г. была привлечена Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Мероприятия включали подробное изучение мест массовых убийств в Бабьем яру, включая экспертизу останков убитых людей и инфраструктуры по сжиганию трупов. Проводились врачебные экспертизы, собирались показания у выживших жертв и свидетелей трагедии. Несмотря на беспочвенные утверждения, что комиссией не было обнаружено физических улик, было эксгумировано пять бывших могил в Бабьем яру, в двух из которых были обнаружены остатки тел, а в остальных – не сгоревшие останки трупов, уничтожаемых в августе-сентябре 1943 г.

Сырецкий Концлагерь

Один из 53 филиалов концентрационного лагеря Заксенхаузен возле Берлина, получивший название благодаря местности и бывшим советским военным лагерям здесь (На момент оккупации города неподалеку работало ремонтное хозяйство по обслуживанию бронетанковых частей). Сырецкий концентрационный лагерь для врагов Рейха был организован немцами ранней весной 1942 г. Поначалу заключенные жили под открытым небом, а к лету возвели землянки. Территория хорошо охранялась сборными охранными отрядами СС и полиции из числа местных жителей в количество 120-150 человек, а вокруг лагеря действовал еще полицейский кордон. Два ряда высокого забора с колючей проволокой перемежевывались посредине проводами под высоким напряжением. Главные ворота лагеря выходили на верхние отроги Бабьего яра, а внутри были еще внутренние ворота, до которых шел коридор, по которому выводили и заводили узников, избивая их палками.

Одновременно в Сырецком концлагере содержалось до 3000 узников. Основная территория лагеря тщательно освещалась прожекторами для контроля за порядком. Его территория была поделена на рабочую и жилую зону. Последняя, дополнительно огражденная кордоном колючей проволоки и постами охраны. Внутри жилой зоны была еще отдельно женская – ее отделили в отдельный барак в сентябре 1942 г. Узники жили в вырытых самостоятельно землянках и бараках по 70-80 человек. Они представляли собой траншеи с земляной лестницей, где крышей служили бревна и слой земли, а железная дверь закрывала землянку на замок снаружи. Здесь было свое деление заключенных, в том числе была еврейская землянка.

Комендантом Сырецкого концлагеря был офицер СС Пауль Родомски. Он отдавал приказы так называемым сотникам, из числа привилегированных узников, а они передавали их бригадирам. Фронт работ дл заключенных был обширен и включал заготовку угля и дров и разного рода столярные и земельные работы. Подъем был в 4 часа утра, а в 5 узники уже выходили на работу, которая, с перерывом на обед, длилась до 9 часов вечера. 200 грамм плохого хлеба, постная похлебка и подобие кофе – обычный рацион узника Сырецкого концлагеря при изнурительном, часто издевательском труде. Узники ловили бродячих животных и ели растения. Некоторые родственники, оставшиеся в Киева, под угрозой расстрела приносили узникам тайные передачи. Больных помещали в отдельный барак, где тех, кто не умирал сам, расстреливали, в том числе это систематически делал комендант Ратомски.

Для утилизации трупов систематически умирающих от голода и болезней или растреллянных узников Сырецкого концлагеря, были вырыты ямы на территории, а часть трупов выносилась для погребения в Бабий яр или в противотанковый ров рядом. Большая часть тел узников сжигалась в наспех созданных печах, которые, в разные периоды времени, обслуживали еще трупы из привозимых гасвагенов (душегубки), к чему привлекали, опять же, заключенных. Одновременно с уничтожением следов преступлений в соседнем Бабьем яру, в сентябре 1943 г. Сырецкий лагерь стали эвакуировать – людей отправлять в другие лагеря и даже в Германию. После побега 18 заключенных с мест сжигания тел в Бабьем яру, Сырецкий концлагерь просуществовал еще месяц, вплоть до последних числе октября 1943 г. и подхода советских войск к городу. Уже вскоре после освобождения, бывший концлагерь использовали для содержания немецких военнопленных, захваченных при боях за Киев и в таком амплуа он действовал аж до 1949 г. В течение трех лет после освобождения от немцев, до 1947 г. на территории бывшего Сырецкого концлагеря работала Чрезвычайная комиссия, обнаружившая в ходе раскопок ряд общих могил с телами истощенных узников.

В общей сложности число жертв, умерших за полтора года в Сырецком лагере – 20 000 – 25 000 человек. В конце 1960-х годов на месте бывшего Сырецкого лагеря был возведен жилой массив домов, в которых сейчас живут сотни семей Киева.

Суды над преступниками

Суды над военными преступниками, виновными в массовых казнях людей в Киеве, в частности, в Бабьем яру, имели обширную географию. Часть из них проходила в самом Киеве, некоторые в других города СССР. Свидетельства зверств Бабьего яра звучали и в Нюрнберге, в частности на так называемом Нюрнбергском процессе по делу об айнзацтгруппах. В 1948 г. Американский трибунал приговорил Пауля Блобеля , командующего зондеркоммандо 4а к смертной казни, которая была приведена в исполнение в 1951 году. Командующий Айнзатцгруппой С Отто Раш так и не получил смертный приговор – процесс над ним был остановлен из-за проблем со здоровьем обвиняемого – он умер в заключении 1 Ноября 1948 г. Военный комендант Киева в 1941-1942 г.г., генерал-майор Вермахта Курт Эберхард , который созвал совещание и отдал приказ подготовить акт возмездия против евреев города, совершил самоубийство в американском плену в 1947 г.

Бабий яр после войны

После освобождения города Киев в Ноябре 1943 г. соседний Сырецкий лагерь стали использовать для содержания военнопленных. Сам же Бабий яр не менял свой внешний облик первые годы после войны. Стал серьезный вопрос о восстановлении инфраструктуры и жилищного фонда города, который вскоре должен был принять сотни тысяч бывших жителей, возвращавшихся из эвакуации, советских солдат и жителей окрестностей. Для покрытий все возрастающих мощностей возводимых строительных предприятий местным сырьем, в октябре 1944 г. один из участков Бабьем яра был выделен по песчаный карьер. На следующий год градостроителями запланирована прокладка магистралей вокруг Бабьего яра и строительство 180 жилых домов в этом районе. План восстановления городского хозяйства уже на 1948-1950-е г.г. включал пункты о создании в Бабьем яру парка и возведении мемориала жертвам немецко-фашистской оккупации, который, за авторством главного архитектора города Власова, должен был быть открыт уже в 1950 году на месте бывших массовых убийств.

Согласно генеральному плану Киева в последующие годы, вокруг бывшей территории Сырецкого концентрационного лагеря прокладываются новые дороги (Сегодняшние – Рижская, Щусева, Елены Телиги – в 1953, 1953 и 1957 г.г. соответственно). Для прокладки магистрали, соединявшей район с другими, и по недопущению увеличения оврага Бабий яр, еще в 1950-м году было озвучено предложение о его ликвидации, посредством намыва сюда грунта из Кирпичных заводов неподалеку, которое после преображалось в бюрократических инстанциях. Предполагалось практически полностью сровнять с соседним уровне земли весь Бабий яр, включая ее верхние отроги, где происходили основные массовые убийство во время немецкой оккупации. Фактический замыв отрогов Бабьего яра начался в 1954 году, причем даже на участке, где был проложен действующий газопровод.

Постепенно в оврагах Бабьего яра начинается скапливаться вода, с которой не справляется время и дренажные системы. Дело в том, что чиновники решили заполнить отроги жидкой пульпой – смесью из глины, воды и песка, которую стали отводить сюда специально построенным трубопроводом из Петровских кирпичных заводов № 1 и 2. Вода с песком и глиной начинает выливаться из яра и затапливать прилегающую инфраструктуру и об аварийной ситуации докладывают инженеры уже в 1957 году. 13 марта 1961 г. дамба, которая удерживала жидкую массу, не выдержала и провала. Столб воды с грязью, глиной и песком высотой 4 метра, намываемый туда последние семь лет, хлынул на жилые районы вблизи Бабьего яра, его нижних отрогов (северо-восточная часть) снося людей, автомобили и деревья на своем пути. Было повреждено также местное трамвайное депо и строящийся стадион. Только по официальным данным, которые в состоянии чрезвычайной секретности были занижены, погибло 145 и попало в больницы города 143 человека. По неофициальным же, основанным на плотности населения местности до аварии – до 1500 погибших.

В 1962 г. издано распоряжение о ликвидации старого еврейского кладбища возле Бабьего яра, откуда в августе-сентябре 1943 г. брали надгробия и калитки для сжигания трупов в импровизированных печах. В том же году, постановили построить телевизионный центр и после – спортивный комплекс на месте старого еврейского кладбища. На части территории довоенного воинского кладбища возводят телевизионную башню высотой 382 метра. В 1968 г. была проложена улица Оранжерейная, вдоль оврага, всего в двадцати метрах от места, где раздевали людей перед массовыми убийствами в Бабьем яру. На территории бывшего оврага возводится парк культуры и отдыха районного значения, который в целом был закончен в 1980-м году.

И все же в 1971 году одобрение проходит проект увековечивания памяти жертв немецкой оккупации и выделяется часть территории бывших верхних отрогов Бабьего яра под строительство памятника. 2 июля 1976 года на месте бывших массовых расстрелов открываться памятник «Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру». Во время его возведения, несмотря на предшествующий намыв грязи в Бабий яр, строители наталкиваются на десятисантиметровый слой пепла из человеческих останков. В 1991 году на монументе разместили памятные табличке на русском языке и идише, также по ошибке расположения, за границами бывшего еврейского кладбища, установлен памятный знак Менора. В 1992-м на территории установлен памятный крест жертв ОУН УПА. В 1990-х установлены еще памятные знаки жертвам Сырецкого концлагеря и расстрелянным недалеко от него трем футболистам Динамо (участникам марша смерти). В 2000 году возле местной магистрали, прямо на месте бывшего Бабьего яра открывают новую станцию метро Дорогожичи. Спустя год рядом установлен памятник детям, убитым немцами в Бабьем яру. В 2001 году комплексу памятников Бабьего яра украинскими властями присваивается статус исторических памятников.

Евтушенко — Стихотворение Бабий яр

В 1961 году советский писатель Евгений Евтушенко публикует поэму под названием Бабий яр – небольшое рифмованное произведение. В нем автор одновременно подчеркивает проблему антисемитизма в СССР, проводит параллели со всей историей еврейского народа и подчеркивает, что место массовых убийств и человеческой трагедии в Бабьем яру, представляет собой пустырь, где нет даже памятника жертвам Холокоста. Евтушенко поднял запретную в Советском союзе тему антисемитизма, за что подвергся резкой критике, как со стороны властей (даже лично Никиты Хрущева), так и общественности и некоторых коллег. Автор десятилетиями подвергался нападками за свою поэму Бабий яр. По мотивам поэму Евгения Евтушенко Бабий яр , культовый советский композитор Дмитрий Шостакович сочинил симфонию.

Бабий яр Кузнецов

В 1966 году в советском журнале Юность (выпуски 8-9-10) была опубликована книга советского писателя Анатолия Кузнецова под названием Бабий яр . Автору, на момент оккупации немцами Киева в 1941 году, было 12 лет и он, вместе с мамой, дедом и бабушкой жил в районе Куреневке, недалеко от Бабьего яра. В своей книге Бабий яр Анатолий Кузнецов (он называл ее роман-документ) предлагает исчерпывающую картину немецкой оккупации Киева в 1941-1943 г.г., как по собственным воспоминаниям, так и на основе свидетельств очевидцев и документов. Он подробно описывает массовые расстрелы в Бабьем яру, деятельность Сырецкого концлагеря и послевоенную судьбу местности, в частности уничтожение советскими властями следов и Куреневскую трагедию 1961 г. Роман подвергся жесткой цензуре – из него были выброшены целые пассажи антивоенной философии, критики коммунизма, Советского союза — в СССР полная версия романа так и не увидела свет. Сам автор в 1969 г. навсегда покинул Советский союз, и первое полное издание Бабьего яра увидело свет в 1970-м в Германии. Бабий яр Анатолия Кузнецова считается классикой антивоенной литературы. В 2009 году в Киева, недалеко от места, где Кузнецов жил в годы войны с семьей, был открыт памятник писателю (мальчик, читающий немецкое распоряжение на стене).

Полезная статья? Расскажи о ней!

В канун 1826 года француз Транкий Яр (фр. Tranquille Yard , имя которого и носило заведение) открыл ресторан в доме Шавана на Кузнецком мосту . Газета «Московские ведомости » сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах» .

Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. - «Яр» работал в саду «Эрмитаж», но не в современном саду «Эрмитаж» на Петровке , а в старом на Божедомке .

Эти же рестораны «Яр» и «Стрельна» становятся центрами цыганского пения. В конце XIX - начале XX в. в «Яре» работал цыганский хор Ильи Соколова, здесь пели знаменитые цыганские певицы - Олимпиада Николаевна Фёдорова (Пиша), а позднее - Варвара Васильевна Панина (Васильева).

Здание ресторана неоднократно перестраивалось. В июле 1896 года «Яр» приобрёл бывший официант, выходец из крестьян Ярославской губернии Алексей Акимович Судаков. В 1910 году по его поручению архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн , с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. Внутри были устроены Большой и Малый залы, императорская ложа и кабинеты , один из которых получил название «Пушкинский» в память поэта, написавшего о «Яре» на Кузнецком:

Вблизи ресторана был построен особняк владельца, до наших дней не дошедший. На торжественном открытии нового здания «Яра» в 1910 году была впервые исполнена песня, сведения об авторе которой противоречивы :

См. также

Напишите отзыв о статье "Яр (ресторан)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Яр (ресторан)

– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
– Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала.
– Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством.
Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».

ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XV ВЕКА

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ

20 - 15 тысяч лет назад - начало заселения территории края людьми

II тысячелетие до н . э . - фатьяновская культура

I тысячелетие до н . э . - I тысячелетие н . э . - дьяковская культура

IX в . - первое упоминание племени меря, начало заселения края славянами

862 г . - первое упоминание в летописи города Ростова

988 -1010 гг . - княжение в Ростове Ярослава Мудрого

992 г. - начало христианизации Ярославского края

1071 г . - первое упоминание в летописи города Ярославля

1148 г . - первое упоминание в летописи города Углича

1152 г . - основание города Переславля-Залесского

1207 г . - выделение Ростовского княжества

. 1218 г . - выделение Ярославского княжества

1237 - 1238 гг . - нашествие монголо-татар на Северо-Восточную Русь

4 марта 1238 г . - битва на реке Сить

1240 г . - Невская битва

1242 г. - Ледовое побоище

1257, 1262 гг . - восстания в городах края против монголо-татар

1260 - 1299 гг . - официальные даты княжения Федора Черного в Ярославском княжестве

8 сентября 1380 г . - Куликовская битва, в которой вместе с други­ми русскими войсками приняли участие ярославские полки

II половина XV в . - окончательное включение ярославских земель в состав Московского государства

§1. Древнейшая история ярославской земли

Каменный век

Ученых очень давно интересовал вопрос о времени появления человека на территории нашего края. Суще­ствовали разные точки зрения по этой проблеме. Сейчас благодаря археологии мы знаем: наши далекие предки появились на территории Верхней Волги примерно 13-14 тысяч лет назад. Это время древнего каменного века - палеолита.

Самая древняя стоянка людей этого времени назы­вается Золоторучье. Она находится недалеко от города Углича. Археологи обнаружили здесь разнообразные орудия труда из кремня: резцы, топоры, ножи, прокол­ки и другие предметы. Люди этого периода вели охоту на быков, северных оленей, а также на более мелких лесных животных.

В эпоху среднего каменного века - мезолита (12-10 тысяч лет назад) на территории нашего края жили племена охотников и рыболовов. Эти племена строили свои поселения по берегам рек.

Во время охоты они умели использовать не только копье, но также лук и стрелы. В их жизни большую роль играли рыболовство и собирательство.

Люди жили небольшими родовыми общинами, а для жилья использовали вырытые в земле небольшие полу­землянки.

Примерно 8-6 тысяч лет назад наступила эпоха но­вого каменного века - неолита. Люди этого времени продолжали заниматься охотой и рыболовством. При архе­ологических раскопках были найдены кремневые нако­нечники стрел и копий, костяные гарпуны, рыболовные крючки, деревянные ловушки для рыб. Наши предки зна­ли и различные средства передвижения - лодки, лыжи, сани, плоты.

Одна из стоянок людей эпохи неолита была обнару­жена в 1970-е годы прямо на территории современного Ярославля - в Заволжской части города, напротив Стрелки. Это стоянка Заволжье. Она существовала при­мерно 6-4 тысячи лет назад. Это самое древнее поселе­ние человека на территории Ярославля.

Как видно из приведенных примеров, в эпоху ка­менного века территория нашего края начала заселять­ся первобытными охотниками и рыболовами.

Бронзовый век

На территории Ярославского края известны и племе­на бронзового века. Эти племена были названы фатьянов-скими, потому что первые следы этих племен были обна­ружены у деревни Фатьяново недалеко от Ярославля.

Сейчас известно множество могильников этих пле­мен. Например, Волосово-Даниловский, где было найде­но около 120 захоронений.

Фатьяновцы были скотоводами. Они разводили сви­ней, овец, коров и лошадей. Подсобными занятиями были рыболовство и охота. В погребениях встречались кости медведей, кабанов, оленей и других зверей. Во всех могильниках обнаружены поделки из костей медведя, его зубы и клыки. Вероятно, медведь считался у фатьянов-цев священным животным, покровителем скота. Пере­житки медвежьего культа сохранялись на территории Ярославского края и в дальнейшем.

Фатьяновцы использовали орудия труда из бронзы, но у них долго сохранялись и изделия из камня.

Они сами занимались металлообработкой, умели вы­плавлять топоры, наконечники копий, а также всевоз­можные металлические украшения - колечки, перстни, браслеты.

Гончарным де­лом у фатьяновцев занимались жен­щины. Они лепили из глины сосуды, а затем обжигали их на костре. Пле­мена фатьяновцев находились на ста­дии патриархата, то есть главную

роль в хозяйстве и управлении играли мужчины. Хозяй­ственная деятельность была строго разделена по полу и возрасту. Продолжительность жизни доходила до 40 лет, хотя в некоторых погребениях похоронены люди и в воз­расте от 50 до 60 лет.

Позднее фатьяновские племена столкнулись с мно­гочисленными финно-угорскими племенами и раство­рились в них. А пережитки фатьяновской культуры прослеживаются археологами вплоть до появления на Верхней Волге славянских племен.

Железный век

А как жили наши далекие предки в эпоху железно­го века? Об этом мы также можем судить по материа­лам археологических раскопок. Они свидетельствуют о том, что лесная полоса была заселена тогда многочис­ленными племенами дославянского, финно-угорского населения - дьяковцами. Их назвали так по имени го­родища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой.

Городище Березняки (Реконструкция)

Одно из таких городищ суще­ствовало на территории централь­ной части современного Ярослав­ля. Ученые назвали его Медведиц-кое городище. Оно находилось на берегу Медведицкого ручья при­мерно в том месте, где сейчас нахо­дится церковь Спаса на Городу.

Самым известным поселением дьяковцев на нашей территории является городище Березняки, рас­копанное археологами недалеко от Рыбинска в том месте, где в Волгу впадает речка Сонохта. Это городище представ­ляло собой хорошо укрепленный рвом, валом и бревенчатой оградой поселок. В нем обнаружены остатки большого дома в центре поселка, кузницы, нескольких жилых построек,

а также так называемый «домик мертвых» с находками пережжен­ных костей. Возможно, это остатки трупосожжений.

Жители поселка занимались изготовлением железных орудий труда, а также скотоводством. Ар­хеологами были найдены желез­ные топоры, ножи, наконечники стрел, бронзовые и стеклянные украшения.

Еще одно поселение дьяков­цев - Попадьинское селище. В от­личие от городища селищем в археологии называют неукреплен­ный поселок. Этот поселок сущест­вовал на расстоянии около 20 км от Ярославля в районе современного санатория «Красный Холм». Он располагался на возвы­шенном правом берегу Волги в том месте, где в нее впадает небольшая речка Пекша.

Археологи раскопа­ли большесемейный дом. Он представлял собой бре­венчатую постройку дли­ной 20 метров и шириной 6 метров с углубленным земляным полом.

В доме находились три действующих и два забро­шенных очага. Это были углубления в полу около одного метра диаметром, выложенные по окружно-СТИ камнями.

В центре дома была небольшая глинобитная печь, стоявшая на камнях. Такой многоочажный дом говорит о разложении родовых отношений у дьяковцев и о выделе­нии отдельных семей. Эти семьи строили бревенчатые дома с земляным полом и каменными очагами. Размеры таких семейных жилищ составляли около 25 квадратных метров. Всего на поселении существовало 12 построек.

Жители селища занимались скотоводством и земле­делием. Среди домашних животных преобладали свиньи и лошади, мясо которых употреблялось в пищу. Из кос­ти жители делали разнообразные орудия труда, а также резные фигуры животных. Была найдена, например, костяная фигурка медведя. Эта находка связана с рели­гиозными представлениями населения, среди которого продолжал существовать культ медведя. Пережитки этого культа сохранились до X-XI веков и в дальней­шем нашли отражение в ярославском гербе.

Жители Попадьинского селища занимались также рыболовством, об этом говорят находки грузил. Охота давала им пушнину - товар, который обменивался на металл и украшения. Среди находок встречаются при­возные вещи, например, крестовидные фибулы (застежки), которые тогда были распространены в Южной Прибалтике, а также стеклянные бусы.

Попадьинское селище было внезапно покинуто жи­телями в связи с какой-то катастрофой, которая закон­чилась пожаром. Спасаясь от пожара, жители были вынуждены оставить многие вещи, по которым археоло­ги и восстановили жизненный уклад поселка.

Меряне

В VI-IX веках на территории Ярославского Повол­жья обитали племена финно-угорской этнической груп­пы - меря, которые исторически являлись преемниками дьяковцев.

О мерянах нам известно не только по археологиче­ским памятникам. О них сохранились некоторые летопис­ные свидетельства. Известная русская летопись «Повесть временных лет» под 907 годом рассказывает о меря как о племени, которое живет в районе озер Неро и Клещино (Плещеево). В том же году, сообщает летописец, меряне участвовали в походе киевского князя Олега на Византию.

Ярославское Поволжье являлось окраиной земли мери, но и здесь сохранились следы их пребывания. Известное мерянское селище Медвежий угол находилось на Стрелке, в центре современного Ярославля. Именно с ним легенда связывает приезд сюда князя Ярослава Мудрого, убийство медведя и основание города. До сих пор на карте Ярославской области сохранились много­численные мерянские названия населенных пунктов, рек, озер и т. п. Например, Тимерево, Которосль, Курба, Нерль, Неро, Туношна, Толга и другие.

Наиболее известным мерянским поселением на на­шей территории было Сарское городище. Оно существо­вало с VII по XI век в месте впадения реки Сары в озеро Неро. В городище было развито кузнечное, бронзолитей-ное и ювелирное производство.

Археологи обнаружили там большое количество предметов труда, оружия, украшений, клады монет и торговый инвентарь, что говорит о развитых торговых связях поселения. Хозяйство жителей поселения осно­вывалось на земледелии и скотоводстве. Среди домаш­них животных преобладал крупный рогатый скот.

Славянская колонизация края

В IX веке в Волго-Окском междуречье появились первые славянские поселенцы. Они создавали здесь но­вые поселения или оседали на уже обжитых землях. Местные жители - меря - частично были вытеснены славянами, частично вошли в состав нового населения и довольно быстро растворились среди славян.

Самые известные археологические памятники этого периода - Тимеревский, Михайловский и Петровский могильники. Они были открыты еще в конце XIX века недалеко от Ярославля и получили свои названия по близлежащим населенным пунктам.

В XX веке археологи подробно изучили эти памятни­ки и обнаружили много интересного. Рядом с Тимерев-ским могильником было открыто крупное поселение. На его территории на берегу реки Сечки в 1968 году был найден клад серебряных восточных монет - дирхемов, которые относились к VIII-IX векам. Часть клада была утрачена, но все-таки удалось собрать около 1500 монет.

В 1973 году на бе­регу той же речки был обнаружен еще один клад дирхемов числен­ностью около 2760 мо­нет. Ученые установи­ли, что найденные монеты чеканились на огромной территории - Дирхем из Тимеревского поселения в Средней Азии, в Персии, в Сирии, на Аравийском полуострове и в других местах. Эти сведения позво­лили ученым сделать вывод об очень тесных торговых связях на­шей территории со странами Восто­ка через Великий Волжский путь. Среди находок археологи обна­ружили и «скандинавский след». Во время раскопок археологи нашли мужское погребение с мечом, боевым ножом и другими воинскими доспе­хами. Рукоятка меча была укра­шена орнаментом, а на клинке вид­нелась надпись на латыни - ULFBERHT. Это было клеймо известной Рейнской мастерской, что говорило и о торговых связях нашей

земли с Западной Европой.

Найденные вещи, а также изучение погребений лю­дей привели ученых к очень важным выводам. Оказа­лось, что среди захоронений X века 13 % относились к скандинавским, 12 % - к славянским и 75 % - к финно-угорским. Состав населения был смешанным, но пока преобладали меряне.

Уже в XI веке славянский элемент значительно уве­личился, скандинавский почти исчез, а мерянский сильно сократился. Как говорят ученые, славяне ассимилировали мерян. Так шел процесс формирования населения Яро­славского Поволжья.

На первом этапе в славянской колонизации участво­вали ильменские славяне, пришедшие из новгородских земель. Затем в этот процесс включились вятичи, кото­рые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и да­лее вверх по ее притокам.

Из Ярославского Поволжья через озеро Неро славя­не попадали на Клещино озеро. Городище Клещин из центра мерянской округи стало для них опорным пун­ктом при освоении Залесского края. Славяне селились на незанятых территориях без военного захвата мерян-ских земель. Археологам не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ. Местная мерянская знать вошла в состав славянской знати.

Славянская колонизация сопровождалась культур­ным влиянием на племена мерян. Смешение славянских и мерянских племен облегчалось еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика.

Это интересно

Среди монет второго Тимеревского клада, кото­рый насчитывал около 2760 восточных монет, ученые обнаружили несколько очень редко встречающихся, уникальных монет. К ним относится, например, дирхем правителя Арабского халифата Идриса II (820-821 гг.), отчеканенный в городе Ватите. На се­годняшний день в мире известны только две такие мо­неты. Одна хранится в нумизматической коллекции Национальной библиотеки в Париже. А вторая, яро­славская, была передана на постоянное хранение в Государственный Эрмитаж в Петербурге.

1. К какому времени можно отнести появление пер­вых людей на территории нашего края? Найдите на карте Ярославской области и покажите места первых поселений человека в крае.

2. Расскажите о хозяйственной деятельности пле­мен каменного века.

3. Расскажите о хозяйственной деятельности жите­лей железного века.

Ярославский край с древнейших времен до конца XV века

4. Каким образом люди древнейшего периода изготав­ливали орудия труда?

5. Расскажите о наиболее известных поселениях древ­них людей в нашем крае (Попадъинское селище, Березняки, Медвежий угол и другие).

6. Найдите на карте Ярославской области географиче­ские названия, имеющие финно-угорское происхожде­ние. Какие этнические группы участвовали в фор­мировании древнерусского населения Верхневолжья?

7. Какие интересные находки были сделаны археоло­гами при раскопках Тимеревского могильника? Рас­скажите о них подробнее.