Требованиями этики правил принципов и. Частные принципы профессиональной этики




1. Профессиональная этика. Основной этический принцип делового общения.

2. Этика общения сверху вниз.

3. Этика делового общения снизу вверх.

4. Этика делового общения по горизонтали.

Этика делового общения проявляется в различных сферах: отношения между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри предприятия – между руководителем и починенным, между подчиненными людьми одного статуса, и в каждой сфере своя специфика. Но нужно выработать такие правила, которые соответствовали бы каждому виду делового общения и не противоречили нравственным принципам, и при этом выполняли функцию координации деятельности людей в деловом общении. Конечная цель установления таких правил – это создание максимально комфортных условий для работников с целью повышения эффективности труда и извлечения максимальной прибыли.

«Профессиональная этика – это кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из профессиональной деятельности», такое определение дает автор учебно-методического пособия «Этика и психология профессиональной деятельности Л.Е. Антонова. Основным принципом, на который опирается профессиональная этика, является следующий: «Поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении».

Этика делового общения сверху – вниз (т.е. в отношении руководителя к подчиненному).

Нужно относиться к своим подчиненным так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился ваш руководитель, т.к. отношение руководителя влияет на характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат, именно на уровне руководителя формируются нравственные эталоны и образы поведения.



1. Руководитель должен заботиться о сплоченности коллектива и высоко моральных нормах общения. Нужно приобщать сотрудников к целям организации, чтобы каждый почувствовал свою принадлежность к коллективу, значимость своего личного вклада.

2. При возникновении проблем, связанных с невыполнением обязанностей руководитель должен отреагировать. ью, руководителюНо предварительно необходимо выяснить причину.

1) Если речь идет о невежестве, то попрекать этим нельзя, нужно помочь преодолеть, опираясь на сильные стороны этой личности.

2) Если сотрудник не выполнил распоряжение начальника из-за недобросовестности, необходимо дать ему понять, что вы об этом знаете, чтобы он не думал, что обманул вас. Если руководитель не сделал замечания, то он не выполнил своих обязанностей, то он поступил неэтично.

3. Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам:

Нужно собрать информацию о проблеме;

Попросить у сотрудника объяснительную о причине происходящего;

Замечание нужно делать один на один;

Критикуйте действия и поступки, а не личность человека;

Когда это уместно, нужно спрятать критику между двумя комплиментами;

7. Не советуйте подчиненным, как поступать в личной жизни.

8. Не заводите любимчиков.

9. Не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если хотите сохранить их уважение.

10. Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства, хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения.

13. Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

14. Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно узнают о них, но утаивание ошибок, это проявление слабости и непорядочности.

15. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданы.

16. Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая два фактора

Ситуацию наличия времени

Личность подчиненного (добросовестный квалифицированный работник или тот, кого нужно подталкивать).

Приказ – использовать в чрезвычайных ситуациях и по отношению к нерадивым работникам.

Просьба – если ситуация рядовая, а между руководителем и подчиненным все основано на доброжелательности и доверии.

Вопрос – в тех случаях, когда хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть работника к тому, чтобы он взял инициативу на себя «Как мы должны это сделать?», «Если ли смысл заняться этим?». При этом сотрудники должны быть квалифицированными, чтобы не приняли ваш вопрос, как проявление слабости.

«Доброволец», «Кто хочет сделать эту работу?» подходит в такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, а сделать ее надо, и обязательно найдется доброволец, он надеется, что его инициатива будет соответствующим образом оценена в дальнейшей работе.

Этика делового общения снизу вверх (отношение подчиненного к начальнику).

Относись к своему начальнику так, как хотел бы, чтобы к вам относились все подчиненные.

Знать, как относиться к руководителю, не менее важно, без этого трудно найти общий язык.

1. Старайтесь помочь руководителю в создании в коллективе нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений.

2. Не пытайтесь навязывать свою точку зрения или командовать им. Высказывайте свои замечания тактично и вежливо.

3. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите только да или нет.

4. Если в коллективе случилось радостное или неприятное событие, старайтесь сообщить об этом руководителю.

5. Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом, имейте свои принципы, характер.

6. Не стоит обращаться за помощью, советом через голову, к руководителю вашего руководителя, кроме экстремальных случаев, иначе ваш руководитель теряет авторитет, это может быть расценено как сомнение в его деловых качествах.

7. Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос о ваших правах, т.к. выполнение любого дела не возможно без свободы действий.

8. Проявляйте тактичность в оценке деятельности руководителя

Этика делового общения по горизонтали (между коллегами).

Общий принцип: относись к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам.

1. Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

2. Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности при выполнении общей работы.

3. Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, то это опасная ситуация. Если управляющий не разграничил ваши обязанности, попытайтесь сделать это сами.

4. В отношениях с коллегами из других отделом нужно самому отвечать за свой отдел, а не сваливать вину на подчиненных.

5. Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных. По данному сотруднику будут судить о вашем отделе в целом. С вами могут поступить также.

6. Не относитесь предвзято к своим коллегам, отбрасывайте сплетни и предрассудки в общении с ними.

7. Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это чаще.

8. Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать свое доброе отношение. Помните, что посеешь, то пожнешь.

9. Не давайте обещаний, которые не можешь выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет не удобно, даже если на это были объективные причины.

10. Не лезьте человеку в душу, на работе не принято спрашивать о личных делах и проблемах.

11. Старайтесь слушать не себя, а другого.

12. Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все выплывет наружу.

13. Словами, жестами, мимикой давайте участнику общения понять, что он вас интересует, смотрите прямо в глаза.

14. Рассматривайте своего коллегу как личность, которую следует уважать, саму по себе, а не как средство достижения собственных целей.

Способы повышения уровня этики делового общения:

Разработка этических нормативов на предприятии

Создание комитетов и комиссий по этике

Проведение социально-этических ревизий

Обучение этическому поведению.

Вопросы для самоконтроля

1, Сущность понятия профессиональная этика.

2.Назначение профессиональной этики

3. Основной принцип профессиональной этики

4.основной принцип профессиональной этики руководителя

5.Почему руководитель должен заботиться о сплоченности коллектива?

6.Наиболее важные на ваш взгляд правила этики руководителя, ответ обоснуйте.

7. Этические нормы при вынесении взыскания.

8.Способы отдачи распоряжения

9. Основной принцип этики подчиненного

10.Наиболее запомнившиеся правила, ответ обоснуйте.

11. В каких ситуациях можно обращаться через голову руководителя?

12. Основной принцип этики отношений между коллегами.

13. Наиболее запомнившиеся правила, ответ обоснуйте.

14. Наиболее ценные на ваш взгляд правила, ответ обоснуйте.

15.Почему не нужно стараться выглядеть лучше, умнее чем ты есть на самом деле?

ПРАКТИКУМ

Вариант I

1. Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы не поссорить подчиненных друг с другом

2. Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы поддерживать у работников чувство собственного достоинства

3. Вам необходимо объявить подчиненному замечание за недобросовестно выполненную работу. Ваши действия

4. На общей областной конференции руководителю учреждения была объявлена благодарность, его действия

5. К вам в коллектив пришла новая сотрудница, по мнению вашей хорошей знакомой, у нее не очень хорошая репутация. Какие этические правила вы должны соблюсти.

Вариант II

1.Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы выработать у подчиненных чувство ответственности

2.Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы не вызывать у подчиненных чувство антипатии.

3. Вам как руководителю организации поручили подготовить и провести новую форму работы, ваши действия.

4. Вам необходимо отдать распоряжение работнику, который своим поведением напоминает известного персонажа детской сказки Незнайку. Какую форму вы выберете, ответ обоснуйте.

5. Вы пришли на работу в новый коллектив, чего по правилам этики вам не следует делать.

В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, действуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной этической ответственности. Например, профессиональные ассоциации имеют своды этических правил и принципов, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип : этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип : не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип – никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип : работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип : не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» ­– коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента. Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы. Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики.

Кроме того профессиональные кодексы обычно требуют от работников соблюдения следующих принципов:

· беспристрастность, объективность;

· полное разоблачение;

· конфиденциальность;

· должное старание (обязанность заботы);

· точное исполнение профессиональных обязанностей;

· избежание потенциальных или явных конфликтов;

· уважение к коллегам и клиентам;

· соблюдение субординации;

· умение конструктивно критиковать и с благодарностью принимать критику;

· неподкупность;

· профессионализм;

· чёткое разведение личной жизни и служебной деятельности;

· постоянное повышение квалификации;

· честность и порядочность.

Виды профессиональной этики

Любая профессия базируется на стереотипных действиях, определенных технологиях, наполненная типичным содержанием, что и отличает ее от других. Именно поэтому надлежащее выполнение профессиональных обязанностей от ее носителя полностью определенных способностей, навыков, умений, всегда оставляет отпечаток на личных качествах, моральных качествах и мировоззрении человека.

Моральная значимость разных профессий не может быть одинаковой. Общественная оценка той или иной профессии обусловлено ее значением для надлежащего функционирования общества, тем, насколько удовлетворяет жизненные интересы, личные потребности человека, которая выполняет профессиональные функции. Чем выше социальный статус профессиональной группы, тем больше требований, особенно морального характера, ставит общество к представителям профессии и тем сложнее процесс вхождения молодых специалистов в профессиональную сферу деятельности. Некоторые профессии, связанные с необходимостью постоянного взаимодействия с людьми, требуют целого ряда детализированных норм, которые могли бы обеспечить моральные требования к профессиональной поведения и деятельности. Такие специалисты обязаны больше, чем другие, опираться на общепринятые нормы морали, иметь не только комплекс специальных навыков, умений, творческих способностей конкретной разновидности трудовой деятельности, но и особые морально-волевые качества, и становится предпосылкой становления их как полноценных специалистов.

В условиях формирования развития рыночных отношений, строительство гражданского общества и правового государства, рост свободного саморегулирующегося начала в труде, усиление моральных факторов в системе ее стимулов, гуманизации различных сфер труда идет процесс постоянного расширения круга профессий, которые претендуют на формирование собственных моральных кодексов. Кроме традиционно известных, – медицинской, педагогической, юридической, дипломатической и военной этики, решительно заявляют о себе административная и депутатская, милицейская и спортивная, этика ученого и журналиста, инженера и работника сферы обслуживания. Все более очевидным становится то, что прогрессивное развитие современного общества, всех сфер общественной жизни зависит от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей культуры, нравственных качеств работников.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача» , принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека. Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция). Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности. В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная мораль в журналистике начала складываться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую. Завершился он лишь на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда были созданы первые кодексы и профессионально-нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования. Журналист, осваивая в ходе профессионального становления постулаты профессиональной морали, вступает с коллегами в профессионально-нравственные отношения, которые, в отличие от моральных как таковых, предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение. Однако, это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия, поскольку цель его – не принуждение, а побуждение.

Профессиональная этика журналиста , подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику . Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику. Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В юридической деятельности главная проблема - это соотношение законности и справедливости. Консерватизм законодательства, сложность регулируемых им отношений могут создать такие ситуации, при которых некоторые варианты вердикта, формально соответствующие букве закона, по духу будут ему противоречить, будут несправедливы. Для профессии юриста справедливость есть основной постулат, цель деятельности. Строгая подчиненность юриста закону способствует его независимости. И судьи, и органы прокуратуры в пределах своей компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и漒управления, общественных и политических организаций, движений. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться советами, указаниями или просьбами отдельных лиц или учреждений. Принцип независимости и подчиненности только закону диктует важные требования нравственного характера. Юрист (судья, прокурор, адвокат и др.) - специалист, которым движет исключительно чувство долга, не должен допускать компромиссов, сделок с совестью, поддаваться какому-либо влиянию, он должен служить только закону и справедливости.

Работа юриста напрямую связана с защитой достоинства человека. Поэтому нравственные нормы, основанные на признании ценности человека как личности - неотъемлемые составляющие профессиональной этики юриста. Важно противостоять деформации, духовной черствости, превращению в некий винтик судопроизводства. Такой подход требует от юридического работника высоких личностных качеств, но именно он наполняет правосудие и юридическую деятельность гуманистическим содержанием.

Специфика работы юриста сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые не встречаются у представителей других профессий. Например, в оперативной работе криминальной милиции допускается конспиративность (скрытность), дезинформация (ложь) или притворство (моральная маскировка) по отношению к преступникам. Что касается процесса судопроизводства, то, скажем, адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление, при том, что подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против него. Эти примеры - типичная коллизия в рамках общего и особенного в морали. Поэтому следует еще раз отметить, что такая нравственная специфика профессии не противоречит общим принципам морали, но является их дополнением и конкретизацией применительно к условиям юридической деятельности. Это важно подчеркнуть еще и потому, что работники юридической сферы, постоянно сталкивающиеся с негативными проявлениями человеческой натуры, должны иметь моральное оправдание сделанного профессионального выбора, своеобразный нравственный «иммунитет».

Этика социальной работы - это проявление общих норм морали в социальном обслуживании. В профессиональной деятельности таких специалистов, заключающейся в оказании помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, нравственно-этические нормы играют особую роль. Они отражены в профессионально-этическом кодексе социального работника России, принятом Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 г. К основным принципам профессиональной этики социального работника относятся: ответственность перед клиентом, ответственность перед профессией и коллегами, ответственность перед обществом.

Требования к личностно-нравственным качествам социального работника диктуются также спецификой его работы. У него должны быть развиты чувства долга, добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, вежливость, порядочность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Также важно обладать определенными педагогическими навыками. Соблюдение специалистами по социальной работе этических норм предупреждает негативные последствия социального обслуживания.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения. Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.

Таким образом, профессиональная деятельность приводит к появлению множества этических проблем, которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универсальной этики. При этом при всей своей специфике профессиональная мораль не противоречит универсальной этике. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности. Профессиональные ассоциации имеют своды основных этических правил и принципов, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п

Моральная значимость разных профессий не может быть одинаковой. Общественная оценка той или иной профессии обусловлено ее значением для надлежащего функционирования общества, тем, насколько удовлетворяет жизненные интересы, личные потребности человека, которая выполняет профессиональные функции. Чем выше социальный статус профессиональной группы, тем больше требований, особенно морального характера, ставит общество к представителям профессии и тем сложнее процесс вхождения молодых специалистов в профессиональную сферу деятельности.

Контрольные вопросы

1. Что такое профессиональная этика?

2. Когда и в связи с чем возникла профессиональная этика?

3. Почему необходима профессиональная этика?

4. Как соотносятся друг с другом профессиональная и универсальная этики?

5. Назовите и охарактеризуйте основные принципы профессиональной этики.

6. Почему неодинакова моральная значимость тех или иных профессий?

7. Приведите примеры конкретной профессиональной этики.

ЭТИКА БИЗНЕСА

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

(ДВФУ)

ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Отдел дополнительного профессионального образования

ПРИНЦИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

По дисциплине: Профессиональная этика

Выполнил: Слушатель 1 курса, ЗО ОППП «Психология»

Комарова Надежда Сергеевна

Проверил: старший преподаватель

кафедры социальных наук ШГН

Нестеренко Елена Борисовна

Владивосток 2013

1. Введение

4. Заключение

5. Список использованной литературы

1. Введение

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика) Апресян Р. Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. С. 154. .

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

В соответствии с кратким курсом предмета "Профессиональная этика" принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере.

Принципы этики деловых отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений Кибанов А.Я., Захаров Д.Г., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/ под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., исправ. и доп. - М:ИНФРА-М, 2010. - 424 с. - Высшее образование - с. 8. .

В своём реферате я раскрою определения основных принципов профессиональной этики, их классификацию, опишу влияние принципов профессиональной этики на осуществление профессиональной деятельности психолога. профессиональный этика норма моральный

2. Основные принципы профессиональной этики

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

В целом, современная деловая этика, по мнению многих учёных, должна базироваться на трёх важнейших положениях:

· создание материальных ценностей во всём многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

· прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

· приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции. Кибанов А.Я., Захаров Д.Г., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/ под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., исправ. и доп. - М:ИНФРА-М, 2010. - 424 с. - Высшее образование - с. 8.

В работе американского социолога Л. Хосмера сформированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.

Таких принципов и, соответственно, аксиом десять.

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протогора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чём нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основане на взглядах Аристотеля и Платана о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т.п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию "чувства локтя", так как все мы работаем на одну общуу цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббсаи Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведёт к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живёшь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллером).

6. Никогда не делай того, чего не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И.Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учётом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашим обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы прву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества). Деловая этика и деловой этикет /И.Н. Кузнецов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 251, (1) с. - (Психологический практикум). - с. 49-50

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдалённой целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на тождестве морально -этических принципов. одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 году в швейцарском городе Ко (Саих) Декларацию Ко - "Принципы бизнеса". В декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловой культур, её инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии. Шихерев П.Н. Введение в российскую деловую культуру.- М., 2000г. - с. 50.

3. Общие и частные принципы профессиональной этики

В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, действуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной этической ответственности. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного.

Общие принципы профессиональной этики , базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Общим для всех профессий является требование максимально высокого качества работы в пределах оговоренных возможностей. Недопустимо противопоставление корпоративных интересов интересам клиента.

Общеупотребительно требование отношения к клиенту, посетителю, покупателю и т.д., как к субъекту, а не объекту профессиональной деятельности, недопустимость манипулирования, введения людей в заблуждение, во многих профессиях понимается как принцип «информированного согласия».

Информированное согласие существует во всех профессиях и отражает требование соблюдения права человека на информацию, касающуюся его лично или его интересов, гарантированное Декларацией прав человека. Оно означает также недопустимость дезинформирования и замалчивания важной информации.

Информированное согласие означает максимальную информацию, предоставляемую специалистами и касающуюся здоровья, времени, материальных затрат, возможных последствий или потерь, утрат возможностей или морального вреда достоинству.

Эта информация является условием добровольного принятия клиентом, пациентом, учащимся, посетителем содержания форм, методов, приемов, времени, цены и качества его обслуживания (лечения), обучения и предполагаемого результата с учетом возможных осложнений.

Общим для всех профессий является принцип сохранения профессиональной тайны, конфиденциальности сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах.

Конфиденциальность применительно к работе специалиста следует понимать как неразглашаемость сведений, касающихся специалиста и ставших достоянием специалиста в результате исполнения им служебных обязанностей или в связи с ними.

Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе.

Второй принцип гласит: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо оттого, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип - принцип максимума прогресса. Служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации, коллектива с моральной точки зрения.

Пятый принцип - принцип минимума прогресса. В соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип: этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, нормам, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм, как черта личности, должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип - никакого насилия, «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, отдельного работника, клиента, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других. Обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип: работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента. Краткое содержание курса «Профессиональная этика». Нестеренко Е.Б. старший преподаватель кафедры социальных наук ШГН ДВФУ

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой организации, коллектива собственной личной этической системы.

Частные принципы

Перечень общих принципов, указанных в главе 3.1., может быть продолжен с учетом специфики деятельности той или иной организации.

Как указывалось выше, принципы профессиональной этики, это правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности, устанавливаемые для членов организации, членов их органов управления служащих, в соответствии с законодательством, документами ассоциаций и других саморегулируемых организаций, и общепризнанными нравственными нормами.

Принципы дают конкретному работнику в любой организации и любом виде деятельности концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах -- требованиях по отношению к специалистам.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей -- психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: "Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту", -- не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип, профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога -- "не навреди". Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека. Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов -- позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое "правильно" и что такое "неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

Психолог должен, избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию. Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться "за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более важно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога -- препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.

Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пределами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это -- профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда -- профессиональный долг психолога.

При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.

Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: "Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду..." Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. - М., 2003. стр. 233

В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" -- своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приняло "Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов. Так, 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества принят Этический кодекс психолога (см. Приложение).

4. Заключение

В мире существуют разнообразные виды этических кодексов, хартий, деклараций. Многие профессиональные ассоциации имеют своды этических правил, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики, как, например, медицина, право, учет, лесоводство или проектирование. Содержание этических кодексов учреждений, организаций, сообществ, фирм берет свое начало из общих принципов этики.

В России же процесс разработки кодексов только начинается. В медицине, журналистике, юриспруденции возрождаются традиции доблестного служения Отечеству, принимаются соответствующие документы, отражающие общемировые стандарты. Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.

Конечно, в идеале профессионалы сами должны следить за выполнением требований профессиональных этических кодексов. Но для этого в обществе должна быть уверенность, что профессионалы, в самом деле, служат общественному благу. И эта уверенность может утверждаться и поддерживаться тем, что общество фактически осуществляет постоянный контроль над профессионалами, который стимулирует такое качество профессиональной деятельности, которое может вызывать доверие общества. Профессиональная этика: что и где? Апресян Р.Г. http: //iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Prof_ethics.html

Список использованной литературы

1. Апресян Р.Г. Профессиональная этика: что и где? http: //iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Prof_ethics.html.

2. Апресян Р. Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. С. 154.

3. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. М., 2003.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.Г., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/ под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., исправ. и доп. М:ИНФРА-М, 2010. 424 с.

5. Деловая этика и деловой этикет /И.Н. Кузнецов. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 251, (1) с. (Психологический практикум).

6. Нестеренко Е.Б. Краткое содержание курса «Профессиональная этика».

7. Шихерев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование совокупности правил поведения работников юридической сферы деятельности, обеспечивающих нравственный характер взаимоотношений. Характеристика ценностных установок, основных принципов и норм профессиональной этики юристов Республики Беларусь.

    реферат , добавлен 09.12.2011

    Происхождение профессиональной этики. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. Виды профессиональной этики. Особенности профессиональной этики военного психолога, содержание и особенности его профессиональной деятельности психолога.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

    презентация , добавлен 21.09.2016

    Совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения. Соблюдение правил поведения, этики профессиональной ответственности и этики доходов. Нормативные правовые акты. Соблюдение дисциплины и норм этики в здании Жогорку Кенеша.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Цели профессиональной этики юриста как ее категория, соотношение с целями юридической деятельности. Принципы профессиональной этики юриста, соотношение с универсальными этическими принципами. Особенности этических принципов на примере адвокатской этики.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Характеристика понятия, основных принципов и социальных функций профессиональной этики или норм, которые регулируют личное и профессиональное поведение специалистов или организаций. Этика деловых отношений. Работа американского социолога Л. Хосмера.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2013

    Понятие и категории профессиональной этики социального работника. Функции и принципы профессиональной этики социального работника. Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности. Объект изучения профессиональной этики социальной работы.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Природа профессиональной этики как совокупности устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник. Этические принципы и стандарты социального работника. Типология ситуаций в профессиональной деятельности социального работника.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Непосредственная связь этики с жизненной практикой в системе моральных требований к профессиональной деятельности человека. Соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса. История развития и трансформация зарубежного делового этикета.

  • Салихов Юлай Фанилевич , магистр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • МЕНЕДЖЕР
  • КОДЕКС
  • ПРИНЦИПЫ
  • ЭТИКА
  • МОРАЛЬ
  • ПРОФЕССИЯ

В статье основное внимание уделено характеристикам компетентности менеджера. Показана важность соблюдения в профессиональной деятельности принципов управленческой этики.

  • От чего зависит свобода личности? Субъективные и объективные факторы
  • Методологическая проблема естествознания о подходах к рассмотрению взаимоотношений науки и религии
  • Функции жизни: к проблеме объективизации путей развития биосферы

Этика – это одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который и ввел данный термин. В западных странах этика четко подразделяется на этикет и управленческую (прикладную) этику .

Этика поведения менеджера рассматривается с точки зрения моральных аспектов различных функций управления, таких как маркетинг, управление персоналом, оказание профессиональных услуг, взаимодействие с контрагентами и конкурентами, слияние и поглощение фирм и т. д.

Выяснить происхождение профессиональной этики – это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества .

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, в форме теоретических выводов .

Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение . Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий .

Принципами этики менеджмента, в обобщенном виде можно назвать выражение всех нравственных требований, которые были выработаны в сознании человека и общества в целом. Эти требования указывают на нормы поведения человека, участвующего в деловых отношениях.

В основу современной этики менеджмента входят 3 основных положения, являющихся наиболее важными, с точки зрения ученых:

  • создание материальных ценностей рассматривается как важный процесс развития;
  • вся прибыль (а также другие доходы производства) – результат достижения поставленных целей, являющихся общественно значимыми;
  • при разрешении проблем, которые возникают между людьми в деловом мире, на первом месте стоят межличностные отношения, и только потом производство продукции .

Американский социолог Л. Хосмера в работе сформулировал 10 принципов делового поведения:

  1. Никогда не делать того, что не входит в твои долгосрочные интересы, или в интересы твоей компании.
  2. Никогда не делать того, о чем нельзя будет потом сказать.
  3. Никогда не делай того, что не будет способствовать развитию взаимопомощи поддержки в коллективе.
  4. Никогда не нарушать закон, т.к. закон – это основные моральные нормы современного общества.
  5. Никогда не делать того, что будет вредно для общества, в котором ты живешь.
  6. Никогда не делать того, что сам никогда не посоветуешь.
  7. Никогда не делать того, что может ограничить права и свободы другого.
  8. Никогда не делай того, что может повредить слабым.
  9. Никогда не делай того, что может препятствовать саморазвитию и самореализации другого человека.
  10. Всегда поступать так, чтобы увеличить прибыль предприятия, не выходя за рамки закона.

Все эти принципы в той или иной мере присутствуют в различных странах и в их культуре делового общения. Целью мирового общества сейчас становится намерение приблизиться к идеальному типу отношений, в том числе и деловых, которые будут основаны на морально - этических принципах, их торжестве.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная этика очень важна сегодня, т.к. на рынке представлено огромное количество различных фирм, предлагающих свои товары и услуги. Все они должны заводить, развивать и поддерживать отношения с другими фирмами. Наиболее успешной фирмой будет та, чьи принципы, чья дисциплина, этика и этикет будут на самом высшем уровне. Поэтому, нужно просвещать людей (а особенно руководителей), обучать их и давать возможность развиваться в этой области .

В данной работе были рассмотрены основные принципы этики менеджера, то, как должен выглядеть менеджер, чтобы добиться успеха. Важно также знать, как правильно строить отношения с подчиненными. Надо уметь приносить как хорошие известия, так и плохие.

Список литературы

  1. Бороздина, Г.В. Психология и этика менеджера [Текст]: Учебник для бакалавров/ Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - М.: Издательство Юрайт. -2013. – 463 с.
  2. Голубева, Г.А. Этика [Текст]: учебное пособие. – М. Издательство Альфа - Пресс, 2011. – 368 с.
  3. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие/ И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
  4. Скворцов, А.А. Этика [Текст]: учебник / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. - 2-е изд., испр. Размещено на реф.рф и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2015.- 310 c.
  5. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ - 2014. Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014.- С. 88-90.
  6. Игебаева Ф.А. Профессиональная этика в деятельности делового человека //Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №2 – 230 – 231с.
  7. Игебаева Ф.А. Профессиональная подготовка специалистов для агросектора в условиях рыночных преобразований (На примере Республики Башкортостан) // Высшее образование сегодня. Рецензируемое издание ВАК в области психологии, педагогики и социологии, 2016, № 2. – С.16 – 18.
  8. Игебаева Ф.А. Об эффективности профессиональной деятельности руководителей аграрного производства. сайт. 2016. Т. 1. № 42. С. 152-155.

1. Верховенство права - означает сознание юристом своей миссии служения праву и закону, соблюдение законности. Юрист не должен отождествлять понятие права и закона, но не может противопоставлять их. Он обязана руководствоваться соображением о том, что закон в правовом государстве является правовым, справедливым, подлежащим неукоснительному исполнению. Даже если какой-либо закон, с его точки зрения, не полностью отвечает идеям правового государства, юрист обязан стоять на страже соблюдения его положений. Это можно назвать принципом связанности с законом, приоритетом закона, который не поддается опровержению. Именно юристы призваны вести борьбу с правовой анархией, нигилизмом, быть «служителями» права, блюстителями закона.

2.Гуманное отношение к людям - непременный принцип, входящий в кодекс профессиональной этики юриста. Он подчеркивает, что одной высокой квалификации недостаточно для того, чтобы состояться профессиональным работником юридического труда. Важное значение имеет его заботливое отношение к каждому человеку, с которым он сталкивается в процессе выполнения служебных обязанностей. Все люди, с которыми по роду своей деятельности юрист общается, воспринимают его не только как исполнителя определенной профессиональной роли, но и как человека со всеми его положительными и отрицательными качествами. Каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в общение с прокурором, следователем, судьей, адвокатом, ожидает от них не только квалифицированного исполнения обязанностей, но и уважительного отношения.

Гуманное отношение к людям представляет собой такое отношение, в котором практически признается достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможное наиболее полное удовлетворение интересов людей, доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, проблемам, чуткость, вежливость, деликатность.

3.Порядочность - один из исходных принципов высокого морального уровня исполнения профессиональных полномочий, означающий органическую неспособность к бесчестному поступку. Она проявляется, прежде всего, в способах и приемах, используемых юристом в своей деятельности. Для достижения любой поставленной цели юрист выбирает такие способы и приемы, которые не противоречат нормам права и морали. Невозможно законодательно регламентировать все нюансы, связанные с юридической практикой, поэтому в некоторых ситуациях именно от порядочности юриста зависит судьба, доброе имя конкретного человека.

Порядочность юриста строится на таких качествах, как доверие и сочувствие, честность и справедливость. Эти качества должны проявляться во всех видах взаимоотношений: «руководитель-подчиненный», «между коллегами», «юрист-клиент».

4.Доверие представляет собой отношение человека к действиям другого лица, к нему самому, и основано на убежденности его правоте, верности, добросовестности, честности.

5.Честность предполагает принципиальности, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед собой, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Это качество должно определять поведение юриста во всех случаях, когда он, общаясь с клиентом, принимает на себя обязательства в выполнении для не го значимых действий, таких как: обеспечение безопасности ему или членам его семьи, создание всех условий для защиты, обещание довести дело до конца, как бы тяжело это не было сделать. Честность-залог нравственных отношений в юридической практике. Это требование вытекает из объективной необходимости совместной деятельности, подчиненной общему интересу-установлению истины.

6. Правдивость юриста представляет собой моральное качество, характеризующее его как личность, сделавшую для себя правилом говорить людям истину, не скрывать от них действительное положение дел, если это не причинит вред интересам личности и государства.

Правдивость- общечеловеческое требование, однако отдельные виды юридической деятельности в силу их специфики нуждаются в некоторых ограничениях- оправданных и допустимых. К ним следует отнести добродетельный обман: дезинформация противника, легендирование оперативно-розыскной деятельности и некоторые другие средства, используемые правоохранительными органами.

7. Самоотверженность - выражается в действиях, которые по своему характеру представляют акт самопожертвования- добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради других людей, достижения поставленных целей, во имя справедливости.

6.Характеристика основных этических категорий.

· Справедливость (морально-политическая и правовая). В этике справедливость как морально-политическая категория рассматривается, как категория определяющая поведение, как должностное, отвечая основным идеалам справедливости и исходящая из признания равенства, как правовая категория отражена в статье 10 «Всеобщей декларации прав человека», 14 статье международного пакта о гражданских и политических правах.

Современное гражданское законодательство включает норму о защите этических категорий: честь, достоинство и деловая репутация

· Достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека, как личности, понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей и основывается на запрете унижать достоинство человека независимо от его социального положения

· Репутация – мнение о нравственном облике человека сложившееся у окружающих, основанное на предшествующем поведении данного человека

Законодательство предоставляет возможность заинтересованным лицам подавать исковые заявления о защите чести и достоинства гражданина после его смерти, в случае если:

· Сведения порочащие честь, достоинство или репутацию были распространены в СМИ, то опровергающая информация должна быть опубликована в порядке установленном судом

· Информация содержаться в документах, то этот документ подлежит отзыву или принудительной замене на документ, содержащий действительную информацию

· Решение суда не выполняется. суд вправе наложить на нарушителя штраф в доход РФ

· Были причинены иные убытки (кроме морального вреда), то они так же подлежат взысканию

· Невозможно установить лицо, распространившее сведения порочащие честь, достоинство и репутацию, то лицо может обратиться в суд с заявлением о признании данных сведений не соответствующими действительности

Кодекс судейской этики 2004 года обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести.

7.Виды профессиональной этики.

ü Этическая аксиология (добро и зло; теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей. В качестве особой философской дисциплины А., изучающая проблемы экономических, эстетических, моральных, исторических и др. ценностей, возникла сравнительно недавно, во второй половине XIX в.)

ü Деонтология (учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики)

ü Историческая

ü Социология (это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.)

ü Профессиональная (представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.)


Похожая информация.