Тантрические практики и упражнения на дому. Суть Даосской Тантры. Как достичь тантрического единения противоположностей




ТАНТРА - (санскр. तन्त्र, tantra?, «нить, последовательность, правило»), тантрика, тантризм — в индуизме — совокупность эзотерических практик и методов, опирающихся на ведические тексты. Тантризм, однако, не принято рассматривать как ортодоксальную ветвь индуизма.

В представлениях тантры, мир является порождением двух противоположностей: статичного (шактиман) и динамичного (шакти) начал. Шакти — принцип энергии, силы или созидательного начала, которая персонифицируется с женским образом Шакти. Эта энергия неотделима от «держателя силы» и мужского начала — шактиман (Шива). Первичной движущей силой в Тантре является желание (иччха-шакти). В отличие от других духовных учений, Тантра не рекомендует избегать желаний, считая их естественной движущей силой, присущей человеку. Чем активнее подавляются желания, тем сильнее они становятся.

В Тантре желания связывают с шестью психическими центрами — чакрами. Седьмая чакра пребывает вне желаний. Большая часть желаний сосредоточена на физическом теле и его удобствах, а их классификация проводится по соответствию с той или иной чакрой. Для преодоления желаний, предлагается путь подъема энергии (кундалини) от нижней корневой чакры к самой верхней, седьмой чакре. К практическим методам подъема энергии кундалини можно отнести дыхательные упражнения (пранаяма), медитации, созерцания, размышления, чтение мантр.

Энергия кундалини распространяется по энергетическим каналам (нади). Выделяют три главных канала, расположенных вдоль позвоночника: пингала, ида, сушумна, по которым проходят, соответственно, солнечные, лунные и огненные потоки энергии. Учения Тантры создают мост между материей и разумом, телом и духом.

“Тантра — это духовная наука, которая, выражаясь словами Парамханса Сатьянанда Сарасвати, использует “методы проникновения в глубины подсознания…, очищая личность от глубоко укоренившихся комплексов, корректируя поведение и возрождая человека психологически и физиологически”.

Тантра так же включает в себя кундалини-йогу, целью которой является “пробуждение в человеке сверхсознания для обретения видения своей божественной природы”.

Тантра — это наука, составляющая дисциплины которой подразумевают использование многих техник, включая мантру, янтру, мандалу, йоганидру, асаны, пранаяму и т. д...

…Тантра — это наука о сознании человека, но её основные постулаты понятны и легко применимы, ибо она оперирует доступным для всех понятием: “ЛЮБОВЬ”.

Тантра даёт ключ к пониманию того, что исповедуют все религии и что утверждается в освящённых обычаями брачных уз ритуалах. Это — священность брачных уз.

Дословно термин “тан-тра” означает “расширение”, “освобождение”. Под “освобождением” подразумевается полная реализация заложенного в человеке потенциала. Развитие следует рассматривать как обязательства, которые на нас накладывает сама жизнь. Именно развитие является необходимым условием здоровой и успешной жизни.

…Какой бы аспект тантрической технологии мы не освещали, принцип остаётся одним: "любить друг друга!”.

Джон Мамфорд "Тантрический экстаз"

В этой статье, мы рассмотрим самые простые и безопасные парные тантрические техники.

Включите какую либо музыку, достаточно интенсивную, ритм которой постепенно возрастает.

Сядьте напротив друг друга и смотрите друг другу в глаза. Начните дышать, не отрывая взгляда, с каждым разом дышите все интенсивнее и интенсивнее. Осознавайте, как меняется ваше дыхание. С начала вы будете дышать в своем ритме, затем ваше дыхание начнет настраиваться на ритм партнера и вы начнете дышать в унисон. Дышите пока не закончится музыка. По окончанию всего процесса лягте на спину, закройте глаза и дышите животом, почувствуйте, как энергия растекается по телу. Когда энергия перераспределена, сядьте напротив друг друга, возьмитесь за руки, закройте глаза. Некоторое время сидите в тишине, и наблюдайте как энергия равномерно и гармонично распределяется в вашем общем пространстве.

Если процесс гармонизации у кого то идет дольше, дайте возможность партнеру завершить процесс.

Гармонизация чакр

Сядьте спиной друг к другу. Некоторое время просто подышите, настройтесь на общую работу. Представьте свой позвоночный столб ровным. Направьте внимание в область первой чакры, сделайте три вдоха выдоха в этой области. Затем начните вместе пропевать биджа мантру чакры 9 раз, когда пропоете мантру, сделайте три вдоха выдоха, наблюдая вибрацию в энергетическом центре. Так двигайте по всем чакрам.

Биджа мантры:

1. муладхара чакра (область копчика) - звук ЛАМ;

2. свадхистанина чакра (оласть ниже пупка) - звук ВАМ;

3. манипура чакра (область солнечного сплетния) - звук РАМ;

4. анахата чакра (область груди) - звук ЯМ;

5. вишудха чакра (область шеи) - звук ХАМ;

6. аджна чакра (область между бровями) - звук АУМ;

7. сахасрара чакра (область макушки) - звук ОМ.

Когда все чакры пройдены снизу вверх, посидите поконцентрируйтесь на своей оси, вдоль которой расположены ваши центры.

Парный танец

Поготовтесь к практике, создайте в помещение приятную атмосферу, включите музыку для танца.Станьте напротив друг друга, возьмитесь за руки, закройте глаза, и почувствуйте единение на уровне сердца. Когда вы объединитесь начните танцевать. Танцуйте синхронизируя ваши движения, перетекая от одной позиции в другую синхронно, улавливая на тонком уровне следующее движение партнера. Позвольте музыке в вас течь, когда вы будете удовлетворены танцами, лягте на спину, держите друг друга за руки, закройте глаза и дышите животом, осознавая перераспределение энергии в теле.

Вы можете усложнить эту технику, танцуя с завязанными глазами, но при этом вы повысите свою сонастройку и чувствительность. При выполнении этой техники, партнеры становятся друг к другу спиной и берутся за руки, затем начинают танцевать, стараясь не разъединять руки.

В конце любой техники, некоторое время будьте в тишине, осознавая движение энергии в себе и в пространстве.


Медитация "Любящая доброта" Работа с чакрами
Подготовка к встрече со своим Ангелом Хранителем во сне Работа с Сахасрара чакрой
Медитация для работы с драгоценными камнями и минералами Работа с Аджна чакрой
Выстраивание астральной защиты. Снятие порчи Работа с горловым центром-Вишудха
Медитации на формирование событий Работа с Анахата чакрой
Медитация "Идеалы возможного в человеке" Работа с Манипура чакрой
Медитации для работы со своим прошлым Работа с Свадхистана чакрой

Когда у Роберта Паттинсона, в которого влюблена половина девушек планеты, спросили, как ему удается быть столь убедительным в любовных сценах, он, не покраснев, ответил: «Лубриканты и тантрическое дыхание». Паттинсон далеко не единственный, для кого тантра (свод расширяющих сознание древних индуистских практик) стала рецептом счастья и профессионального успеха. В 1960-е в моде были галлюциногенные наркотики, затем наступил New Age, западное общество подсело на йогу и прочие восточные учения, в 80-е и 90-е религией стал фитнес, в нулевые – диеты и новая эзотерика вроде каббалы и рейки. Привело все это к моде на дауншифтинг – «просветленным» стало лень работать, тем более что людей с университетским дипломом стало гораздо больше, чем по-настоящему интересных рабочих мест. Но медитация безработных для западной цивилизации – это тупик, поэтому из все еще модной Индии импортировали тантру, которая с помощью несложных практик не гасит, а наоборот, очень сильно увеличивает энергетический потенциал. Личные тантра-гуру многим крупным бизнесменам заменили психотерапевтов. Главные пропагандисты тантры – Стинг и его жена Труди Стайлер, они начали заниматься много лет назад и говорят, что благодаря этому им удается сохранить свой брак, бодрость ума и тела, а главное – способность заниматься сексом восемь (!) часов подряд. Для справки: Стингу уже больше 60 лет.

Лично я тантру всегда считала синонимом слова «оргия». Пока меня не переубедил один хороший знакомый.

Мы увиделись несколько месяцев назад после длительного перерыва (мой приятель – из тех, кого называют минигархами, он крайне занятой человек), и я его не узнала. Я помнила этого человека перфекционистом-деспотом – он управлял крупными предприятиями, своей женой и тремя сыновьями. Теперь, несмотря на недавний развод, передо мной был помолодевший, похудевший, а главное – впервые за долгое время – счастливый мужчина. «Съезди к моим друзьям Мартину и Марии на тантру – не пожалеешь», – сказал он мне и поведал новые подробности своей личной жизни, о которых я предпочту здесь не докладывать. Можно было бы вспомнить фразу из анекдота про старого еврея: «говорите и вы», но мой друг правда изменился. И заинтриговал меня больше, чем сексуальные подвиги Стинга.

«Представьте себе мир, где никто не ищет любовь и близость, потому что все это уже внутри вас. Каждый раз, когда мы ждем, чтобы что-то или кто-то нас заполнили, мы идем к зависимостям, пустоте и разочарованию. Вы сами – и есть оргазм», – произносит высокий плотноватый мужчина средних лет с пышной шевелюрой и благостным выражением глаз. Забавно видеть, как о высоких материях рассуждает человек, на котором в данный момент из одежды лишь полупрозрачное парео. Впрочем, и на остальных собравшихся в окуренной индийскими благовониями комнате, которую украшает статуя Будды, поглаживающего здоровенный эрегированный пенис, тоже практически ничего нет. Нас шестеро: я, Стюарт (30-летний банкир из Лондона), бизнесмен Макс и студентка Эли (пара с Канарских островов), а также ведущие – Мартин и его жена Мария, невысокая блондинка родом из Лихтенштейна, которая смотрит на мужа полными обожания глазами. Все это происходит в Ронде, деревушке между Малагой, Марбельей и Севильей, среди крутых гор, с вершин которых в ясные дни видна Африка.

Мартин не без самолюбования рассказывает сагу своей жизни: родился в Йоханнесбурге, вырос в Намибии, дружит с Нельсоном Манделой и Стингом, изучал антропологию и теологию, жил в 19 странах, семь раз был депортирован (он выступает против существования виз), женился, воспитал двоих детей, открыл в Лондоне инвестиционную компанию, развелся, женился на Марии, после рождения сына подсел вслед за женой на тантру, бросил бизнес и открыл на краю Европы центр. Это было почти десять лет назад, и сейчас у Мартина и Марии клиенты по всему миру – богатые, но уставшие от жизни люди. Те, кто слишком занят и может себе это позволить, выписывают Мартина с Марией к себе на индивидуальный курс тантра-терапии и тантрического массажа. Остальные приезжают на групповые семинары – в Ронду или другие места, куда заносит эту необычную пару: в Рио, в Лондон, в Бангалор, в Умбрию.

«Ваш ум – это не вы, а всего лишь небольшая часть вас. Ум – хроникер вашей жизни, а не проводник, а работать мы будем с вашей энергией, которая может все», – продолжает Мартин. Мне эти речи кого-то напоминают... Да! Ошо! Индийский гуру-бунтарь, двадцать лет назад почивший, он в свое время объездил весь мир и надиктовал адептам книжки, которые стали бестселлерами. У меня ощущение, что Мартину лавры Ошо не дают покоя. Кстати, не исключено, что не Стинг, а именно Ошо в свое время запустил тантрический тренд. А возможно, это даже не Ошо, а писатель Олдос Хаксли, ученый Тимоти Лири и прочие специалисты по расширению сознания, которые в конце 1950-х вовсю экспериментировали с ЛСД и прочими психоделиками, пока это не запретили. Лири называл «трипы» (от англ. trip – «путешествие») – состояние, которое наступало у человека под воздействием психоделиков – «опытом опустошения ума и утраты Эго». Примерно то же самое нам предлагает сделать Мартин с помощью 12 тантрических «ритуалов», которые должны сопровождаться особым дыханием: максимально глубокий вдох животом, чтобы он надулся, как барабан, и глубо­кий выдох, во время которого надо с силой выталкивать из себя воздух и сжимать интимные мышцы. Такое дыхание расширяет сознание почище любого психоделика – несколько вдохов-выдохов, и мозг словно смещается вниз, в вагину, а от копчика по позвоночному столбу начинают подниматься жаркие волны. В Индии эту мощнейшую энергию называют «кундалини», а тантристы говорят, что это life force – «жизненная сила».

Первый ритуал называется «Намасте» (в переводе с санскрита это означает «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе»). Я становлюсь почти вплотную к англичанину Стюарту (сегодня я вижу этого человека впервые в жизни!), и, глядя друг другу в глаза, мы начинаем тантрически дышать. Стюарт едва жив. Он как-то странно пыхтит и прячет глаза. Следующий ритуал – «Чистое объятие». «Просто дышите, подстроившись под дыхание другого человека, и обнимайте его без желания что-либо дать ему или что-либо от него получить», – командует Мартин. Стюарт краснеет, стыдливо отступает от меня на полшага и между вдохами лопочет «sorry, sorry». Дальше нам предлагают сесть друг напротив друга и, продолжая дышать, медленно себя ласкать – эта практика называется «Ритуал любви к себе». «Вы не найдете идеального мужчину, пока не станете идеальной партнершей себе самой», – говорит Мартин.

Я делаю над собой усилие, закрываю глаза, активно дышу животом, и мысли постепенно растворяются. О бедном Стюарте, который, кажется, от стыда вот-вот упадет в обморок, я забываю, полностью отдаваясь своим ощущениям.

Постепенно я вхожу в измененное состояние сознания – это похоже на опьянение. Возможно, поэтому следующая ступень – «Ритуал поклонения» – не вызывает у меня протеста. Выглядит это так: мужчина стоит передо мной абсолютно голый, а я опускаюсь перед ним в поклоне и распластываюсь на полу, касаясь ладонями его ступней, затем мы меняемся местами. Я сте­сняюсь не столько наготы, сколько факта, что постороннего мужчину заставили поклоняться мне. Самой кланяться мне не стыдно. (Оказывается, так ведет себя большинство людей, впервые пробующих тантру, – все мы в глубине души убеждены, что недостойны любви.) Но спустя несколько вдохов и выдохов ум снова капитулирует, и мы со Стюартом входим во вкус.

Я никогда в жизни не ощущала такой концентрации. Каждой клеточкой я чувствую энергию – свою и мужчины. Мне кажется­, что мои мысли, мое дыхание, мои прикосновения обладают волшебной силой. Во время следующего ритуала, который называется «Слияние», мистика продолжается, хотя на первый взгляд все очень странно. На мне лежит и стонет практически голый Стюарт. Его голова – у меня на груди, правое колено упирается в мою левую подмышку, а левое лежит у меня между ног. Поначалу мне дико тяжело, и вместе с выдохом из меня вырыва­ется кряхтение, переходящее в стон. Но в какой-то момент я перестаю ощущать вес лежащего на мне англичанина, словно мы стали одним целым. Возможно, наши энергии действительно слились в единый поток...

В перерыве нас кормят карри из овощей с тофу (в тантрическом центре готовят только вегетарианские блюда и только из органических продуктов). За столом я спрашиваю пару с острова Гран-Канария, зачем они сюда приехали. Сорокапятилетний владелец сети магазинов Макс и Эли, которая ровно в два раза его младше, утверждают, что благодаря тантре родились заново. «Я годами подавлял в себе эмоции, все время сдерживался, а теперь живу гораздо полнее», – говорит Макс, накладывая себе третью тарелку карри. «Я тоже как будто проснулась, – мечтательно улыбаясь, говорит его девушка Эли – во время практик она дышала громче всех. – Бабочки в животе чаще летают. Чувствую все острее. Интуиция стала сильнее. Эмоции переживаю ярче. Хочу плакать – рыдаю в голос, хочу смеяться – ржу, как гиена». Я понимаю, о чем она. Я отщипнула кусочек хлеба – на вкус это была манна небесная. Съела ложку карри – и едва не испытала оргазм. Вышла на улицу – небо показалось мне необычно синим, словно в него налили аквамарина. При виде розы в саду мне захотелось заплакать. Пение птиц вызвало детский восторг.

Возможно, благодаря подъему кундалини у меня открылось, по выражению Тимоти Лири, «сверхчувственное восприятие». Интересно, в таком ли состоянии Паттинсон играл любовника-вампира?

Но это, как оказалось, было только начало. Мы приступили к ритуалу «Майтхуна», одному из главных в тантре. Женщина садится на колени к мужчине и обнимает его ногами. На индийских рисунках богиня Шакти именно в этой позе любит бога Шиву. Женщина в этой практике – динамическое начало, именно она управляет процессом и решает, когда слиться с мужчиной. Индусы считают, что движущая сила Вселенной – женская энергия, и только в соединении с ней мужчина получает импульс, который помогает раскрыться его потенциалу. «Что большинство из нас понимает под сексом? – рассуждает Мартин. – Мужчина возбуждается, входит в женщину, кончает, у него происходит мощнейший выброс энергии, он устает и засыпает. Женщина не всегда удовлетворена. Мужчина переживает, что он недостаточно состоятелен. Так можно заниматься­ любовью, только если вы хотите детей».

Тантрический же секс – когда мы перестаем стремиться испытать оргазм или удовлетворить партнера и выключаем Эго в принципе. Мужчина становится «безмолвным Буддой», не думает об эрекции, даже находясь внутри женщины, – вы «поддерживаете» его член в полувозбужденном состоянии, сжимая интимные мышцы. Таким образом любовью действительно можно заниматься часами. Здесь, на семинаре, мы делаем лишь частичную «Майтхуну», без коитуса, но происходящее мне сначала кажется бредом. Я сижу на чужом мужчине. Дома меня ждет человек, которого я люблю. Чтобы не сбежать, я заставляю себя дышать, равномерно сжимаю мышцы, и постепенно все мысли, а затем и я сама – исчезают.

Я забываю, где нахожусь, и теряю счет времени. Мой мозг растворяется. Мир тоже растворяется. Кажется, что ни меня, ни мужчины на самом деле тоже нет. Что я не женщина, а он – не мужчина, а оба мы – сгустки энергии. Мы связаны не только друг с другом, но и со всей Вселенной. И в этом измерении нет ни страха, ни боли, ни смерти. В самолете по пути домой я читала «Психоделический опыт» Тимоти Лири и нашла там слова, которые максимально точно описывали мое состояние: «Новые, ни с чем не сравнимые ощущения пульсируют в теле. По жилам растекается огонь жизни. Человек вливается в единый океан оргаистического, текучего электричества, в бесконечный поток со-существования и любви».

P.S. После тантрического курса у меня было стойкое ощущение, что я разучилась думать, перестала контролировать реальность, как будто отпустила часть психологических защит, которыми, как баррикадами, всю жизнь ограждала себя от неприятностей. Все живые существа стали казаться «своими» – что кошка, что бездомный, что Стюарт. Постепенно это состояние прошло, но одно воспоминание о моем тантрическом «трипе» ежедневно действует на меня сильнее любого антидепрессанта.

Пафф Дидди побил рекорд Стинга – по его собственному признанию, он однажды занимался сексом 30 часов подряд.

Том Хэнкс и актриса Рита Уилсон женаты больше 25 лет и всем говорят, что ключ к счастью в браке – регулярный тантрический секс.

Челси Клинтон и ее муж, бизнесмен Марк Мезвински, обратились к тантре, когда готовы были развестись. Не развелись. Более того, с тех пор уже дважды стали родителями.

Термин "тантра " появился в западной культуре в 1799 году, благодаря тантрическим текстам, обнаруженным миссионерами в Индии. Этот термин являлся заголовком тех работ и означал не более, чем пространные трактаты по философии и религии, столь сильно отличающиеся от западных. Однако предмет рассмотрения в этих текстах столь шокировал миссионеров, которые так и не изучили надлежащим образом тантры, но закрепили за термином совершенно особое значение, что и по сей день, ложные идеи и неверное толкование более распространены, нежели истинное понимание.

Немного о традиции тантры. Существует несколько различных тантр: тантра индуизма , тантра буддизма и тантра тибетская, бон . В боевых искусствах к тантрическим относятся айкидо и тайцзыцюань .

В индуизме тантризм восходит к древнейшим культам Великой богини-матери. Тантристы полагают это учение универсальной религией всех народов, из которой в дальнейшем развились остальные религии и культы. В основе тантры лежит идея о тождестве микро- и макрокосма, человека и Вселенной, так как всё исходит от единства двух начал — мужского и женского. И в соответствии с главенствующим началом тантра делится на "правую " или "отцовскую " и "левую " или " матринскую " , а также "недвойственную " тантру . Тантра правой руки является ведущей в Индии, она выделяет главенствующим началом мужское, активное. "Левая " тантра признает женское ведущим началом, символизирующим мудрость. "Недвойственная " тантра подразумевает, что оба начала одинаково важны.

В буддизме тантра связана с практикой пограничных состояний: состояний просветлённости, смерти (танатос, танато-терапия ) и состояний между смертью и рождением (Бардо / Бордо ). Тантра является составной частью школ Ваджраяны и понимается как практика достижения состояния Будды . Тантра активно использует сложную символику, идамы / йидамы (качества просветлённого ума, качества Будды, на визуализации которого тантрист концентрирует своё внимание во время практики и медитаций), медитации, мантры (пение священных текстов), янтры (символические изображения энергетических структур различных божеств) и систему ритуалов.

Буддийская тантра подразделена на четыре класса :

  • Крийя-тантра предполагает совершенствование человека через систему ритуальных действий.
  • Чарья-тантра базируется на системе ритуалов наравне с медитациями.
  • Йога-тантра основана на йогических медитациях.
  • Ануттара-йога-тантра или тантра высшей йоги доступна для тех йогинов, кто смог достичь высоких ступеней духовного развития и может постичь истинную природу всех вещей, не взирая на внешние проявления. Практики высшей йоги ориентированы на постижение единства всех начал и недвойственной природе мироздания. Ануттара-йога-тантра занимает исключительную позицию относительно женщины, ставя ее выше мужчины и почитая как воплощение мудрости.

Хочется отметить, что буддийские тантрические практики кое в чём повторяют индийские, это связано, видимо, с тем, что часть содержания буддийской тантры была перенята у индуизма, но в последствии оказала обратное влияние. Тантрические тексты составляют обширную часть тибетского канона. Тибетская система тантр имеет еще более широкую систему классификации, нежели буддийская.

Существует также и китайская тантра, пришедшая из Тибета и соединившаяся в Китае как с буддизмом , так и с даосизмом .

Что же представляет собой тантра, которую практикуют у нас сегодня? Основная идея современной тантры состоит в том, что практикующий должен овладеть всеми видами своей энергии, чтобы уметь трансформировать их и направлять на самосовершенствование. Исходя из понимания тантры как системы, которая включает в себя йогу, философию и религию, как правило, тантра практикуется в разрезе телесных и психических практик, способствующих высокой осознанности человека и ведущих к расширению восприятия реальности. На занятиях тантрой посредством традиционных тантрических дыхательных техник, йогических практик и медитаций ведется работа с энергетическими каналами (нади ), с энергетическими центрами (чакры) . Особое внимание уделяется сердечному центру (анахата-чакра) , сексуальной энергии и взаимодействию мужского и женского начала (Шива-Шакти ), как в одном человеке, так и в паре, именно поэтому в тантре много парных техник.

Практиковать тантру может практически любой человек. Но, стоит помнить, что тантра — это не только йога, но и уникальная философская и религиозная система, чтобы понять которую, человеку стоит иметь хотя бы самое общее представление о той атмосфере, в которой родилась тантра, о культуре, религии или философии Индии, в особенности, о философии буддизма. Иначе есть риск неверно трактовать ее, лишив сакрального наполнения, лежащего в основе учения тантры.

На сегодняшний день существует, так называемая, "нео-тантра ", пришедшая к нам с Запада. Ее отличие от традиционных тантрических практик в том, что сексуально ориентированные упрощенные техники и ритуалы занимают в ней едва ли не центральное место. К тому же "нео-тантра " активно использует приёмы классической психотерапии и новейших методик психотренингов от НЛП до элементов гипноза . Как правило, истинные тантристы считают нео-тантру вульгарной и называют профанацией древнего учения. Но и в таком обработанном виде тантрические методики могут способствовать решению многих повседневных жизненных проблем, особенно трудностей, связанных с общением и сексуальностью. Путь духовного совершенства реализовать практически невозможно, практикуя нео-тантру, зато есть возможность изменить что-то в своей жизни к лучшему.

Очень важно найти хорошего Учителя тантры , который должен быть тщательно проверен. Благо, что сегодня достаточно источников информации по этому направлению.

До сих пор в традиционной тантре занятия (групповые или индивидуальные) проводятся только под руководством Учителя. Не принято разглашение или популяризация деталей тантрических практик, а важнейшим предварительным условием для занятия тантрой является принятие обетов Бодхисаттвы, сострадание и любовь ко всем живым существам. Тантра — это чистый, чрезвычайно глубокий и многогранный в своих аспектах путь духовного развития человека, путь принятия и познания мира в себе и себя в мире, путь любви в истинной мудрости.

Тантризму в индуизме присущи следующие особенности :

  • преобладание представителей самых низких каст в составе школ;
  • большая доля представителей неарийских племён в составе школ;
  • крайняя эзотеричность школ и проводимых в них обрядов;
  • широкое использование методов йоги;
  • несовместимость основных обрядов с брахманистским ритуалом и моральными нормами брахманов;
  • отведение особой роли половому энергетическому началу, которое представлено в виде богини Шакти .

Тантризм отличается от других индийских религиозных традиций отказом от аскетических практик, вместо которых он сосредоточивается на максимальной активизации внутренних телесных потенций. Помимо йоги, в тантризме практикуются различные магические и оргиастические ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека, что приводит к отождествлению чувственного экстаза с мистическим. Вследствие интереса к телу как к сосуду вечного последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр .

Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с культом Великой богини-матери. Тантристы считают своё вероучение универсальной верой всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии . За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма , человека и мироздания, поскольку всё возводится к единению двух начал - женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую».

Кроме того, «правый путь» регламентирует «правильные», то есть традиционные практики и ритуалы, ведущие к постепенной трансформации тела и сознания.

«Левый» же путь называется ещё «путём бесстрашных» потому, что не имеет заранее задаваемых ограничений в использовании приёмов расширения сознания и трансформации и поэтому именно на нём находят применения самые рискованные (и поэтому самые эффективные) способы и практики, которые непосвящённому человеку могут показаться по меньшей мере странными.

Буддийская тантра

В тибетской и бонской терминологии тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации, и является особенностью буддизма Ваджраяны (или тантрического буддизма), который включает в себя тибетский буддизм и восточноазиатскую школу Сингон .

Тантрическая практика в Тибете включает в себя три основных элемента:

  1. созерцание изображения божества и затем - отождествление себя с ним;
  2. использование при этом особых ритуальных жестов, обозначающих то или иное божество (эти жесты называются мудры , они пришли в Тибет из Индии);
  3. чтение мантр .

Буддийская тантра включает в себя четыре класса тантр:

  1. тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал;
  2. тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными;
  3. Йога-тантра , в основе которой лежит йогическая медитация;
  4. тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.

Символом мудрости и пустоты, женского начала, является лотос . Почитание лотоса пришло в Тибет из Индии , где этот цветок символизирует чистоту, красоту и совершенство. Троном каждому из тибетских богов служит огромный цветок лотоса. Другой символ женского начала вселенной - особый ритуальный колокольчик. Мужским символом служит ваджра (санскр. «алмаз» и «молния») - небольшой ритуальный жезл, символ самого Просветления, происходящего подобно вспышке молнии; символ истинности, вечности и нерушимости буддийского учения, а также искусного метода достижения реализации. Колокольчик (гхантха, хонхо) и ваджра символизируют мудрость и метод.

Тантрический секс

Тантри́ческий секс - одна из тайных тантрических практик, основное содержание которой - интимная близость партнёров. Ритуальный тантрический секс в тантрической литературе называют майтхуна (मैथुन maithuna). Однако, вопреки бытующему мнению, майтхуна является завершающей частью ритуала, называемого «Панчамакара » (पञ्चमकर pañcamakara - Пять букв «М »), называемого так по первым буквам названий составных частей ритуала:

  1. मद्य - madya - мадья (вино);
  2. मांस - māṃsa - мамса (мясо);
  3. मत्स्य - matsya - матсья (рыба);
  4. मुद्रा - mudrā - мудра (жареные зёрна) и
  5. मैथुन - maithuna - майтхуна (ритуальное соитие).

Другое название ритуала - Панчататва (पञ्चतत्त्व - pañcatattva - Пять истин).

См. также

Напишите отзыв о статье "Тантра"

Примечания

  1. , с. 771.
  2. // Философский энциклопедический словарь . - 2010.
  3. Пятигорский А. М. / // Философская энциклопедия . В 5-ти т. / Под ред. Ф. В. Константинова . - М.: Советская энциклопедия . - 1960-1970.
  4. Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М .: Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  5. Человек, который независимо от принадлежности к той или иной касте, убеждений или религии стремится к духовному развитию или делает что-то конкретное, является тантриком. Тантра сама по себе ни религия, ни «изм». Тантра - это фундаментальная духовная наука. Везде, где есть какая-либо духовная практика, должно считаться само собой разумеющимся, что она основана на тантрическом культе. Там, где нет никакой духовной практики, где люди молят Бога выполнить их мелкие мирские желания, где единственным девизом людей является «Дай нам это, дай нам то», - только там можно обнаружить попытки препятствовать тантре. Таким образом, только те, кто не понимают тантру или даже после понимания тантры не хотят делать никакой духовной практики, противостоят культу тантры.

    Оригинальный текст (англ.)

    A person who, irrespective of caste, creed or religion, aspires for spiritual expansion or does something concrete, is a Tantric. Tantra in itself is neither a religion nor an "ism". Tantra is a fundamental spiritual science. So wherever there is any spiritual practice it should be taken for granted that it stands on the Tantric cult. Where there is no spiritual practice, where people pray to God for the fulfilment of narrow worldly desires, where people’s only slogan is “Give us this and give us that” – only there do we find that Tantra is discouraged. So only those who do not understand Tantra, or even after understanding Tantra do not want to do any spiritual practice, oppose the cult of Tantra.

Литература

  • В. А. Ефименко. Шактизм и тантра // Древо индуизма / Отв. ред. И. П. Глушкова . - М .: Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 1999. - С. 64-95. - 559 с. - (Культура народов Востока). - 2500 экз. - ISBN 5-02-018032-7 .
  • Авалон А. Введение в маханирвана-тантру. - М., 2002.
  • Баркова А. Л.
  • Пахомов С. В. Тантризм // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц . - М .: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. - С. 771-774. - 950 с. - ISBN 978-5-02-036357-1 , ISBN 978-5-8291-1163-2 , ISBN 978-5-98426-073-2 .
  • Ферштайн Г. Тантра. - М., 2002. - (Серия «Грандиозный мир»).

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тантра

Napoleon».
[Князь Кутузов, посылаю к вам одного из моих генерал адъютантов для переговоров с вами о многих важных предметах. Прошу Вашу Светлость верить всему, что он вам скажет, особенно когда, станет выражать вам чувствования уважения и особенного почтения, питаемые мною к вам с давнего времени. Засим молю бога о сохранении вас под своим священным кровом.
Москва, 3 октября, 1812.
Наполеон. ]

«Je serais maudit par la posterite si l"on me regardait comme le premier moteur d"un accommodement quelconque. Tel est l"esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.
«Князь Михаил Иларионович! – писал государь от 2 го октября в письме, полученном после Тарутинского сражения. – С 2 го сентября Москва в руках неприятельских. Последние ваши рапорты от 20 го; и в течение всего сего времени не только что ничего не предпринято для действия противу неприятеля и освобождения первопрестольной столицы, но даже, по последним рапортам вашим, вы еще отступили назад. Серпухов уже занят отрядом неприятельским, и Тула, с знаменитым и столь для армии необходимым своим заводом, в опасности. По рапортам от генерала Винцингероде вижу я, что неприятельский 10000 й корпус подвигается по Петербургской дороге. Другой, в нескольких тысячах, также подается к Дмитрову. Третий подвинулся вперед по Владимирской дороге. Четвертый, довольно значительный, стоит между Рузою и Можайском. Наполеон же сам по 25 е число находился в Москве. По всем сим сведениям, когда неприятель сильными отрядами раздробил свои силы, когда Наполеон еще в Москве сам, с своею гвардией, возможно ли, чтобы силы неприятельские, находящиеся перед вами, были значительны и не позволяли вам действовать наступательно? С вероятностию, напротив того, должно полагать, что он вас преследует отрядами или, по крайней мере, корпусом, гораздо слабее армии, вам вверенной. Казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами, могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить оного или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних наших городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Петербург для угрожания сей столице, в которой не могло остаться много войска, ибо с вверенною вам армиею, действуя с решительностию и деятельностию, вы имеете все средства отвратить сие новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы. Вы имели опыты моей готовности вас награждать. Сия готовность не ослабнет во мне, но я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов, которые ум ваш, воинские таланты ваши и храбрость войск, вами предводительствуемых, нам предвещают».
Но в то время как письмо это, доказывающее то, что существенное отношение сил уже отражалось и в Петербурге, было в дороге, Кутузов не мог уже удержать командуемую им армию от наступления, и сражение уже было дано.
2 го октября казак Шаповалов, находясь в разъезде, убил из ружья одного и подстрелил другого зайца. Гоняясь за подстреленным зайцем, Шаповалов забрел далеко в лес и наткнулся на левый фланг армии Мюрата, стоящий без всяких предосторожностей. Казак, смеясь, рассказал товарищам, как он чуть не попался французам. Хорунжий, услыхав этот рассказ, сообщил его командиру.
Казака призвали, расспросили; казачьи командиры хотели воспользоваться этим случаем, чтобы отбить лошадей, но один из начальников, знакомый с высшими чинами армии, сообщил этот факт штабному генералу. В последнее время в штабе армии положение было в высшей степени натянутое. Ермолов, за несколько дней перед этим, придя к Бенигсену, умолял его употребить свое влияние на главнокомандующего, для того чтобы сделано было наступление.
– Ежели бы я не знал вас, я подумал бы, что вы не хотите того, о чем вы просите. Стоит мне посоветовать одно, чтобы светлейший наверное сделал противоположное, – отвечал Бенигсен.
Известие казаков, подтвержденное посланными разъездами, доказало окончательную зрелость события. Натянутая струна соскочила, и зашипели часы, и заиграли куранты. Несмотря на всю свою мнимую власть, на свой ум, опытность, знание людей, Кутузов, приняв во внимание записку Бенигсена, посылавшего лично донесения государю, выражаемое всеми генералами одно и то же желание, предполагаемое им желание государя и сведение казаков, уже не мог удержать неизбежного движения и отдал приказание на то, что он считал бесполезным и вредным, – благословил совершившийся факт.

Записка, поданная Бенигсеном о необходимости наступления, и сведения казаков о незакрытом левом фланге французов были только последние признаки необходимости отдать приказание о наступлении, и наступление было назначено на 5 е октября.