Советская медицина: как нас лечили в ссср. Здравоохранение в годы ссср




Здравоохранение - система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья населения. В СССР и других социалистических государствах забота о здоровье населения является общегосударственной задачей, в осуществлении которой принимают участие все звенья государственной и общественной системы. В дореволюционной России не существовало государственной организации здравоохранения. Открытие больниц, амбулаторий и других лечебных учреждений осуществлялось различными ведомствами и организациями без единого государственного плана и в количествах, крайне недостаточных для нужд охраны здоровья населения. Значительное место в медпомощи населению (особенно городскому) занимали частнопрактикующие врачи. Впервые задачи в области охраны здоровья трудящихся были разработаны В. И. Лениным. В Программе Партии, написанной В. И. Лениным и принятой II съездом Партии в 1903 г., были выдвинуты требования восьмичасового рабочего дня, полного запрещения детского труда, запрещения труда женщин на вредных производствах, организации на предприятиях яслей для детей, бесплатной медпомощи рабочим за счет предпринимателей, государственного страхования рабочих и установления надлежащего санитарного режима на предприятиях. После Великой Октябрьской социалистической революции в Программе Партии, принятой на VIII съезде в 1919 г., были определены основные задачи Партии и Советской власти в области охраны здоровья народа. В соответствии с этой Программой были разработаны теоретические и организационные основы советского здравоохранения. Главными принципами советского здравоохранения являлись: государственный характер и плановость профилактическое направление, общедоступность, бесплатность и высокое качество медицинской помощи, единство медицинской науки и практики здравоохранения, участие общественности и широких масс трудящихся в деятельности органов и учреждений здравоохранения. По инициативе В. И. Ленина VIII съезд Партии постановил решительно проводить в интересах трудящихся такие мероприятия, как оздоровление населенных мест, организация общественного питания на научно-гигиенической основе, профилактика инфекционных заболеваний, создание санитарного законодательства, организованная борьба с туберкулезом, венерическими заболеваниями, алкоголизмом и другими социальными болезнями, обеспечение общедоступной квалифицированной медпомощью и лечением. 24/1 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет об образовании Совета врачебных коллегий, а 11/VII 1918 г.- декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения. Ленинские декреты о земле, о национализации крупной промышленности, о восьмичасовом рабочем дне создали политические, экономические и социально-гигиенические предпосылки для улучшения материального благосостояния рабочих и крестьян, а тем самым и для укрепления их здоровья, улучшения условий труда и быта. Декреты о страховании на случай болезни, о национализации аптек, о Совете врачебных коллегий, о создании Народного комиссариата здравоохранения и многие другие подняли проблемы здравоохранения до уровня общегосударственных, общенародных задач. В. И. Лениным подписано свыше 100 декретов по организации здравоохранения. В них содержатся руководящие указания по всем важнейшим разделам охраны здоровья трудящихся. Они отражают политику Коммунистической партии и Советской власти в деле разрешения важнейших проблем здравоохранения.

Развитие экономики, подъем материального благосостояния трудящихся, общей и санитарной культуры населения рассматривались В. И. Лениным как основа укрепления здоровья людей и предпосылка для ликвидации массовойзаболеваемости. В первые же дни существования Советской власти государство полностью взяло на себя заботу об охране здоровья народа. В своих законодательных актах Советское правительство наметило провести широкие оздоровительные и санитарные мероприятия, имеющие целью прежде всего предупредить развитие заболеваний. Указания В. И. Ленина о необходимости борьбы с сыпным и возвратным тифами, оспой, холерой и др. заболеваниями, о необходимости наведения образцовой чистоты в городах и селах страны имели решающее значение в ликвидацииэпидемий в стране. Были осуществлены конкретные меры по улучшению сан.-гиг. условий населенных мест, охране почвы, воды и воздуха, организации питания населения, предупреждению развития и распространения заразных болезней. Определены задачи по созданию санитарного законодательства, проведению борьбы с социальными болезнями, обеспечению всего населения страны квалифицированной бесплатной медпомощью. Яркой страницей в истории профилактического направления советского здравоохранения является организация системы охраны материнства и детства и курортной помощи в СССР. В. И. Ленин уделял этим вопросам большое внимание. Все основные декреты, определявшие общие положения по охране здоровья матери и ребенка, а также по курортному строительству, были подготовлены при его ближайшем участии и подписаны им. Охране здоровья народа служит не только система медпомощи населению, осуществляемая органами здравоохранения, но и вся многогранная деятельность Советского государства, включая мероприятия по подъему материального и культурного уровня жизни народа, охране труда, социальному страхованию, социальному обеспечению, осуществлению массового физического воспитания и т. д. Государственный характер советского здравоохранения подчеркивалось в Программе КПСС, принятой XXII съездом Партии. В Программе записано, что «социалистическое государство - единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий». Лозунг КПСС - «Все во имя человека, для блага человека». Директивы XXIV съезда Партии предусматривают меры по дальнейшему улучшению здравоохранения. Намечено продолжить строительство крупных специализированных и многопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров с тем, чтобы повысить качество специализированной медпомощи и полнее обеспечить население всеми ее видами; расширить сеть станций скорой помощи и санэпидстанций. Должна быть полностью обеспечена потребность населения и учреждений здравоохранения в лекарствах и других медицинских препаратах. Количество больничных коек должно быть доведено в 1975 г. до 3 млн., предусмотрено также повышение норм расходов на питание в больницах. Более широко будут развиваться научные исследования по важнейшим проблемам медицины и здравоохранения. Численность врачей увеличится, повысится уровень подготовки медперсонала. Дальнейшее развитие получит санаторно-курортное лечение. В СССР план развития здравоохранения входил составной частью в государственный план народного хозяйства, что обеспечивало развитие всех разделов здравоохранения и подготовку медицинских кадров в соответствии с задачами совершенствования медицинской помощи всему населению. Материальные средства для выполнения плана развития здравоохранения предусматривались в государственном бюджете СССР.

Помимо средств, выделяемых на здравоохранение из государственного бюджета СССР, на эти же цели выделялись значительные средства некоторыми государственными, кооперативными предприятиями и профсоюзными организациями, а также колхозами. Органы здравоохранения СССР являлись частью советского государственного аппарата. Центральным органом государственного руководства здравоохранения являлось Министерство здравоохранения СССР. В каждой союзной республике имелось министерство здравоохранения, которое в административном отношении было подчинено Совету Министров республики, а в специальном - Министерству здравоохранения СССР, приказы и инструкции которого действовали на территории всей страны. Это обеспечивало единство развития сети учреждений здравоохранения и организации медицинской помощи населению. Вместе с тем наличие министерства здравоохранения в каждой республике позволяло учитывать местные особенности и условия. Руководство здравоохранения на местах обеспечивалось министерствами здравоохранения автономных республик, областными, краевыми, городскими и районными отделами здравоохранения, а в сельских районах - центральными районными больницами. Наличие медицинских учреждений в системе некоторых других министерств (например, в Министерстве путей сообщения СССР) не исключало принципа единства и плановости в проведении лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, так как контроль за работой в этой области осуществляло Министерство здравоохранения СССР. Медицинская помощь в СССР оказывалась бесплатно. Это определяло ее доступность для всего населения страны. За годы Советской власти получила значительное развитие сеть лечебно-профилактических учреждений для взрослых и детей, санитарно-противоэпидемических учреждений, высших и средних учебных заведений для подготовки врачебных и средних медицинских кадров, научно-исследовательских учреждений, курортов, санаториев и домов отдыха, аптек и т. д. Развитие сети медицинских учреждений и обеспечение их врачами, медицинскими сестрами и другим медицинским персоналом, оснащение совершенной медицинской техникой и аппаратурой дало возможность населению получать квалифицированную медицинскую помощь в любом районе страны и создало условия для решения новых задач, поставленных перед советским здравоохранением Коммунистической партией и Советским правительством. Наиболее актуальными задачами советского здравоохранения являлись повышение качества медицинской помощи путем развития специализации и совершенствования культуры работы медицинских учреждений, широкое использование в практике достижений медицинской науки и техники. Пути решения этих задач определены в постановлении Верховного Совета СССР от 26 июня 1968 г. и постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление предусматривало значительное улучшение специализированной помощи населению путем строительства большого числа крупных больниц, лучшего их оснащения и значительного повышения норм содержания больных. Осуществлению задач по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки несомненно способствовали «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик», принятые в декабре 1969 г. сессией Верховного Совета СССР VII созыва. В Законе указано, что в СССР населению оказывается общедоступная бесплатная и квалифицированная медицинская помощь, осуществляется широкая система социально-экономических и медицинских мероприятий, Способствующих повышению уровня охраны здоровья населения. Закон устанавливает, что охрана здоровья является обязанностью всех государственных органов и общественных организаций и требует от граждан бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества.

Генеральной линией в развитии советского здравоохранения являлось профилактическое направление, которое обеспечивалось социально-экономическими мероприятиями государства и специфической лечебно-профилактической деятельностью. Выполняя взятые на себя обязательства по охране здоровья народа, Советское правительство постоянно заботилось об улучшении условий жизни населения страны, улучшались условия труда на производстве, развивалось жилищное строительство. В стране были созданы условия для повышения культурного и санитарного уровня населения, улучшалась медицинская помощь, совершенствовалась система социального обеспечения. Важным фактором, обеспечивающим улучшение состояния здоровья населения, являлась проводимая в СССР профилактическая работа по охране внешней среды - воды, почвы, воздуха. Эта работа осуществлялась всеми государственными организациями и органами здравоохранения при широком участии общественности всей страны и проводится в соответствии с государственным санитарным законодательством и специальными задачами, стоявшими в той или иной союзной республике. Весьма важная роль в охране внешней среды принадлежала санитарно-противоэпидемической организации, широкой сети санэпидстанций. Важнейшим методом профилактики являлось диспансерное обслуживание населения (см. Диспансеризация). Осуществлению профилактического направления способствовало широкое санитарно - гигиеническое просвещение населения, которым занимались медицинские работники всех учреждений в содружестве с общественными организациями. Для организации и проведения санитарного просвещения во всех городах имелись специальные учреждения - дома санитарного просвещения (см. Санитарное просвещение). В них, а также при промышленных предприятиях, учреждениях и т. д. в последние годы по инициативе самих трудящихся создавались университеты и школы здоровья, в которых читались циклы лекций по различным вопросам гигиены и медицины. Важная роль в деле охраны здоровья народа, профилактики заболеваний, дальнейшего повышения качества медицинской помощи населению принадлежала медицинской науке. Характерной особенностью развития медицинской науки в СССР являлось то, что наряду с осуществлением крупных теоретических исследований усилия ученых направлялись и на решение главных задач практического здравоохранения. На всех этапах социалистического строительства борьба за укрепление здоровья народа, ликвидация многих болезней и снижение общейзаболеваемости осуществлялись на основе достижений медицинской науки. Создание научно-исследовательских институтов проводилось в соответствии с задачами, стоящими не только перед практическим здравоохранением, но и перед всем народным хозяйством страны. Научно-исследовательские институты проводят большую работу по оказанию помощи органам здравоохранения путем внедрения научных достижений в практику работы лечебно-профилактических учреждений, осуществляют консультативную помощь, проводят подготовку специалистов для практических учреждений. Многие институты тесно связаны с промышленностью,сельским хозяйством, органами народного образования, коммунального хозяйства, социального обеспечения и т. д. В развитии здравоохранения, решении задач по охране и улучшению здоровья народа активное участие принимали широкие слои населения. Привлечение к участию в деятельности органов и учреждений здравоохранения широкой общественности осуществлялось в нашей стране с первых дней Советской власти по инициативе В. И. Ленина. Формы участия населения в развитии здравоохранения менялись в зависимости от задач, стоящих перед государством. Особенно широкий размах участие населения в деятельности органов здравоохранения получило в последние годы. Верховными советами союзных республик и сессиями Советов депутатов трудящихся на местах из числа депутатов избирались постоянные комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению. Эти комиссии осуществляли контроль за деятельностью всех учреждений здравоохранения, оказывали содействие в строительстве лечебных учреждений, привлекают актив из населения к проведению массовых мероприятий по санитарному благоустройству населенных мест. При большинстве лечебно-профилактических учреждений создавались Общественные советы (см.), оказывающие повседневную помощь и содействие в работе учреждений здравоохранения. Самой массовой общественной организацией, помогающей органам и учреждениям здравоохранения, являлось Общество Красного Креста, Красного Полумесяца (см.). См. также Демография, Законодательство по здравоохранению, Социальная гигиенаи т. 3, табл., раздел «Здравоохранение».

Здравоохранение - это система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья населения. В СССР и других социалистических государствах забота о населения является общегосударственной задачей, в осуществлении которой принимают участие все звенья государственной и общественной системы.

В дореволюционной России не существовало государственной организации здравоохранения. Открытие больниц, амбулаторий и других лечебных учреждений осуществлялось различными ведомствами и организациями без единого государственного плана и в количествах, крайне недостаточных для нужд охраны здоровья населения. Значительное место в медпомощи населению (особенно городскому) занимали частнопрактикующие врачи.

Впервые задачи в области охраны здоровья трудящихся были разработаны В. И. Лениным. В Программе Партии, написанной В. И. Лениным и принятой II съездом Партии в 1903 г., были выдвинуты требования восьмичасового рабочего дня, полного запрещения детского труда, запрещения труда женщин на вредных производствах, организации на предприятиях яслей для детей, бесплатной медпомощи рабочим за счет предпринимателей, государственного страхования рабочих и установления надлежащего санитарного режима на предприятиях.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Программе Партии, принятой на VIII съезде в 1919 г., были определены основные задачи Партии и Советской власти в области охраны здоровья народа. В соответствии с этой Программой были разработаны теоретические и организационные основы советского здравоохранения.

Главными принципами советского здравоохранения являлись: государственный характер и плановость профилактическое направление, общедоступность, бесплатность и высокое качество медицинской помощи, единство медицинской науки и практики здравоохранения, участие общественности и широких масс трудящихся в деятельности органов и учреждений здравоохранения.

По инициативе В. И. Ленина VIII съезд Партии постановил решительно проводить в интересах трудящихся такие мероприятия, как оздоровление населенных мест, организация общественного питания на научно-гигиенической основе, профилактика инфекционных заболеваний, создание , организованная борьба с туберкулезом, венерическими заболеваниями, алкоголизмом и другими социальными болезнями, обеспечение общедоступной квалифицированной медпомощью и лечением.

24/1 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет об образовании Совета врачебных коллегий, а 11/VII 1918 г.- декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения.

Ленинские декреты о земле, о национализации крупной промышленности, о восьмичасовом рабочем дне создали политические, экономические и социально-гигиенические предпосылки для улучшения материального благосостояния рабочих и крестьян, а тем самым и для укрепления их здоровья, улучшения условий труда и быта. Декреты о страховании на случай болезни, о национализации аптек, о Совете врачебных коллегий, о создании Народного комиссариата здравоохранения и многие другие подняли проблемы здравоохранения до уровня общегосударственных, общенародных задач. В. И. Лениным подписано свыше 100 декретов по организации здравоохранения. В них содержатся руководящие указания по всем важнейшим разделам охраны здоровья трудящихся. Они отражают политику Коммунистической партии и Советской власти в деле разрешения важнейших проблем здравоохранения.

Продолжая тему СССР и анализа "тогда-сейчас", не мог не остановится на медицине. Ибо это отрасль, которая сейчас ни к чёрту, а тогда...


В болезни нет ничего приятного. Но, тем не менее, каждому из нас время от времени приходится обращаться за квалифицированной медицинской помощью. И, к сожалению, далеко не всегда встреча с человеком, принесшим клятву Гиппократа оставляет положительные эмоции. Но как обстояло дело с медицинской помощью во времена Советского союза?
Я предлагаю вам сравнить уровень и качество медицины в СССР и России.

Можно долго спорить, оценивая советский период в развитии нашего государства. Но, надеемся, что вопросов, относительно высокого качества медицины и образования ни, у кого не возникает. Систему образования СССР и современной России мы уже обсуждали ранее , а сегодня предлагаем поговорить о медицине.

Главная особенность системы здравоохранения СССР заключалась в ее профилактической направленности, которая позволяла предупредить многие серьезные заболевания, либо диагностировать их на начальных этапах. Кроме того, фактически на пустом месте, была создана обширная сеть государственных учреждений, работающих на нужды здравоохранения. В нее входили не только больницы, в которых проходил прием пациентов, но и санаторно - курортные учреждения, а также различные исследовательские институты. Естественно, что вся система здравоохранения Советского Союза требовала огромных финансовых вливаний со стороны государства, и она получала их, в полной мере компенсируя деньги здоровьем граждан огромной страны.

Система здравоохранения СССР, а в последствии и России, имеет глубокие корни и основывается на земской и военно - полевой медицине. К сожалению, испытания, которые выпали нашей Родине, привели к стремительным скачкам в освоении новых технологий и методов лечения, которые позволяли быстро возвращать раненных бойцов с строй. В послевоенный период основные силы системы здравоохранения СССР были брошены на построение обширной сети, покрывающей всю территорию страны.

Неоспоримым плюсом системы здравоохранения СССР можно считать простоту получения медицинской помощи. Не было необходимости ни в предварительной записи на прием, ни дополнительных бумажек, типа полиса обязательного медицинского страхования. Каждый гражданин Советского союза имел право на квалифицированную помощь, к тому же, полностью бесплатную. Конечно, небольшие знаки внимания врачу были всегда, но даже при их отсутствии можно было быть уверенным, что диагноз верен и помощь была оказана по всем нормам и требованиям

При необходимости, каждый нуждающийся мог рассчитывать на санаторно-курортное лечение в любой точке Советского союза. Естественно, оно было либо полностью бесплатным, либо пациенту необходимо было оплатить минимальную сумму, покрывающую мелкие расходы.

Еще один плюсом советского здравоохранения можно считать систему вакцинации, которая охватывала всю страну без исключений. Полный комплект прививок требовали везде: при устройстве на работу, учебу или посещении больницы по вопросам, не относящимся напрямую к прививкам. Конечно, были исключения из правил, и появлялись они за счет благодарности в виде конфет/цветов, но большая часть населения нашей страны следовала требованиям врачей и исправно вакцинировалась. В настоящее время, любой желающий может отказаться от вакцинации. Особенно часто подобные отказы пишут молодые мамы, которые считают, что прививки могут лишь навредить здоровью малыша.

Перестройка, которая должна привести к изменению системы правления государства, привела к уничтожению всего. Естественно, что и система здравоохранения так же оказалась на грани, практически полностью потеряв финансирование со стороны государства. Приходилось создавать ее заново на остатках былого величия, а что из этого получилось - решать вам.

Основой в оказании медицинской помощи в современной России, является полис обязательного медицинского страхования, который должен быть у каждого гражданина нашей необъятной Родины. Данная бумага, а в последней версии - пластиковая карта, подтверждает, что оплату медицинской помощи произведет страховая медицинская организация, выдавшая полис. К сожалению, перечень услуг, которые могут быть оказаны по данному полису достаточно ограниченные и включают в себя лишь меры крайней необходимости, либо медицинскую помощь, не требующую сложных вмешательств, да и то только в государственных медицинских учреждениях.

Для получения медицинской помощи в частных медицинских клиниках, которые плодятся со страшной скоростью, необходимо в страховых компаниях покупать полис добровольного медицинского страхования, цена на который зависит от необходимых вам услуг. Естественно, что вас радостно примут лишь в той частной клинике, у которой подписан соответствующий контракт с вашей страховой компанией.

Кстати о частных больницах. В СССР такого понятия не существовало в принципе. Да, были отдельные клиники, в которые простые смертные попасть не могли, а обслуживали в них исключительно члены семей партийной верхушки. В настоящее же время число частных больниц различной направленности сложно подсчитать. Может показаться, что в России должно быть огромное количество врачей различной квалификации. Но это не так. Просто врачи, которые работают в государственных учреждениях в свободное от работы время подрабатывают в частных клиниках. Естественно, что главной причиной подобного «хобби» можно считать заработные платы, которые существенно выше, чем на работе в государственной больнице.

Все больше россиян предпочитают обслуживаться именно в частных больницах, несмотря на высокую цену услуг. Для многих скорость и качество обслуживания важнее денег. К тому же, медицинская реформа в России, которая идет уже несколько лет приводит исключительно к снижению качества оказываемой медицинской помощи и к повышению смертности больных. Ответа на вопрос, почему наблюдается подобная тенденция, нет. По словам главы Минздрава РФ, это - естественный процесс, который объясняется исключительно увеличением общего числа пенсионеров в России, и уж никак не реформой здравоохранения.

В настоящее время, во многих современных больницах появились электронные очереди, которые, по задумке создателей, должны облегчить процесс посещения необходимого врача. Но это лишь в задумке. На практике же возникает огромное количество проблем. Во - первых, «постоянными клиентами» различных больниц являются пенсионеры, которые крайне далеки от технологий, а уж про интернет промолчим. Во - вторых, люди, которые проскакивают для того, чтобы «только спросить» никуда не пропали, и появление их существенно сдвигает назначенное системой время

Естественно, есть и положительные тенденции в развитии медицины в современной России: закупается много современного оборудования, строятся новые больницы, ремонтируются и реконструируются существующие. Да и в целом, уровень оказываемой медицинской помощи существенно вырос относительно прошлых лет. Но в данном случае, это - не заслуга системы как таковой. Просто технический прогресс не стоит на месте и ежемесячно делаются новые открытия, которые позволяют избавить человечество от страшных болезней. Надеемся, что все самые современные наработки будут без проволочек применяться и в российской системе здравоохранения, и не придется в очередной раз собирать миллионы рублей всей страной для вывоза за границу очередного ребенка, в оказании помощи которому отказали российские специалисты.

Как вы считаете, в какой период развития нашей страны медицинская помощь была более квалифицированной?

Здравоохранение СССР в послевоенный период (1952-1991 г.)

В эти годы шли поиски новых форм и методов оказания лечебно-профилактической помощи населению.

Была проведена реформа управления здравоохранением в сельской местности. Районные отделы здравоохранения упразднялись, и все административные и хозяйственные функции по отношению к учреждениям здравоохранения района передавались районной больнице, главный врач которой становился главным врачом района. Центральные районные больницы стали организационно-методическими центрами квалифицированной медицинской помощи.

В 1960е годы наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреждений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помощью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью. Были проведены конкретные мероприятия по снижению заболеваемости туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией. Строительство крупных многопрофильных больниц и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300-400 коек со всеми видами специализированной помощи министр здравоохранения С.В.Курашов рассматривал как генеральную линию развития здраво- охранения.

Больше внимания стали уделять организации медицинской помощи больным с патологией органов дыхания, сердечнососудистыми, онкологическими, аллергическими заболеваниями.

Однако всё отчетливее было видно, что результаты деятельности органов здравоохранения перестали соответствовать потребностям населения, насущным задачам времени.

Финансирование здравоохранения продолжало осуществляться по остаточному принципу. По сравнению с другими странами мира, где при оценке финансирования исходят из показателей доли национального дохода, идущего на здравоохранение, в 1970-1980е годы СССР занимал место в 7м десятке стран. Оценка по доле госбюджета, идущего на эти цели, показала, что эта доля неуклонно снижалась: 1960 г. - 6,6%, 1970 г. - 6,1%, 1980 г. - 5,0%, 1985 г. - 4,6%, 1993 г. - 3,5%. Рост ассигнований в абсолютных величинах едва покрывал расходы, связанные с ростом населения страны.

Здравоохранение стали включать в сферу обслуживания, внимание административно-управленческого аппарата к охране здоровья людей снизилось.

Профилактическое направление медицины в его традиционном понимании как борьба с массовыми, преимущественно инфекционными, остро протекающими заболеваниями путем санитарно-противоэпидемических мер стало исчерпывать себя. Одна из причин этого - стремительная трансформация патологии: все большее преобладание неэпидемических хронических болезней, составивших основу современной структуры смертности и заболеваемости. Появились новые вопросы, связанные с недооценкой не только в 1930-1940е годы, но и в 1950- 1960е годы проблем окружающей среды и гигиены труда. Таким образом, по-прежнему декларируемое профилактическое направление на практике не выполнялось, у врачей преобладал лечебный раздел работы, профилактикой же врачи занимались формально, часто «для отчета».

Особое место принадлежит значимости экстенсивных путей развития здравоохранения. Несомненно, что на определенном этапе развития, когда многие проблемы охраны здоровья были связаны с нехваткой врачей, больниц, поликлиник, санитарно-эпидемиологических учреждений, эти пути сыграли свою роль. Но они могли привести к успехам лишь до определенной степени, при определенных условиях. Был упущен момент, когда от количественных показателей развития здравоохранения надо было осуществить качественный скачок на основе дополнительного финансирования, иного подхода к использованию ресурсов, поиску новых форм и методов работы всех звеньев здраво- охранения с включением материальных стимулов, с новыми подходами в подготовке кадров. Несмотря на продолжающийся рост сети и числа медицинских кадров, обеспеченность населения врачами и койками была далека от желаемой, доступность высококвалифицированной и специализированной помощи уменьшалась и была недостаточной даже в городах. Не исчезал дефицит лекарств, медицинских приборов и оборудования. Недостаточными темпами снижались заболеваемость и смертность населения. Задачи в области здравоохранения определялись постановления- ми ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения» (1960, 1968, 1977, 1982) : разработать перспективные планы развития и рационального размещения сети амбулаторно-поликлинических учреждений с учетом численности и структуры обслуживаемого населения, имея в виду полное обеспечение населения всеми видами высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи, расширение объема массовых профилактических осмотров и диспансеризации; осуществлять строительство крупных преимущественно самостоятельных поликлиник мощностью на 750 и более посещений в смену; при развертывании новых лечебных и диагностических кабинетов в поликлиниках строго соблюдать санитарные нормы; обеспечить коренное улучшение организации работы регистратур с учетом конкретных условий, внедрять новые формы и методы их работы: самозапись больных, расширение информации о времени работы лечебных, диагностических и процедурных кабинетов, предварительная запись по телефону и другие, шире использовать для этих целей автоматизированные системы; расширить внедрение в деятельность учреждений здравоохранения прогрессивных форм и методов организации труда врачей, направленных на максимальное высвобождение их от работ, не связанных непосредственно с обследованием и лечением больных (диктофонный метод ведения документации, использование штампов клише, рецептотек и др.);организовать по согласованию с исполкомами местных Советов народных депутатов режим работы поликлинических учреждений, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в необходимом объеме лечебными, диагностическими, рентгеновскими кабинетами и лабораториями во внерабочее время во все дни недели, в т.ч. субботние дни, а в воскресные и праздничные дни обеспечить дежурства врачей-терапевтов по приему больных в поликлинике и оказанию медицинской помощи и выполнение врачебных назначений больным на дому; осуществить в 1978 - 1985 годах разукрупнение территориальных терапевтических и педиатрических участков, доведя численность обслуживаемого взрослого населения на одного участкового врача-терапевта в 1982 году в среднем до 2 тыс. человек и к 1985 году в среднем до 1,7 тыс. человек, а численность обслуживаемых детей на одного участкового врача-педиатра к 1980 - 1982 годам в среднем до 800 человек. Обеспечить, начиная с 1978 года, ежегодный прирост числа врачебных должностей участковых терапевтов и педиатров и их полное укомплектование врачами; устанавливать, начиная с 1978 года, конкретные ежегодные задания областным (краевым) отделам здравоохранения и министерствам здравоохранения автономных республик по разукрупнению врачебных участков и приросту числа должностей участковых терапевтов и педиатров. Осуществлять строгий контроль за соблюдением на местах плановой дисциплины; Совершенствовать работу учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, укреплять их материально-техническую базу, развернуть строительство по типовым проектам станций и подстанций скорой медицинской помощи; обеспечить к 1985 году во всех областных, краевых, республиканских центрах и крупных промышленных городах организацию больниц скорой медицинской помощи, объединенных со станциями скорой медицинской помощи; обеспечить дальнейшее развитие экстренной специализированной медицинской помощи, в первую очередь организацию кардиологических бригад, бригад интенсивной терапии, педиатрических, токсикологических, травматологических, неврологических и психиатрических. Приказ Минздрава СССР от 31.10.1977 N 972 О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения (с сайта http://www.bestpravo.ru)

Многое в этих постановлениях оставалось также на уровне деклараций, вместо кардинальных решений предусматривались необязательные полумеры.

С другой стороны, сложившиеся на протяжении десятилетий формы и методы лечебно-профилактической помощи во многом оправдали себя и получили международное признание. ВОЗ позитивно оценила принципы советского здравоохранения. Международное совещание в Алма-Ате (1978) под эгидой ВОЗ признало организацию первичной медико-санитарной помощи в СССР, ее принципы как одни из лучших в мире.

В эти годы проводится большая работа по улучшению качества подготовки врачей. В медицинских институтах совершенствуются учебный план и программы обучения, вводятся 6й курс - субординатура и после окончания института - интернатура с экзаменом по основной специальности. "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ " Под ред. проф. В.А. Миняева, проф. Н.И.Вишнякова Шестое издание, 2012 год./cтр. 36-37

26 декабря 1991 года распался СССР. Политические, экономические и социальные изменения привели к необходимости пересмотра системы лечебно-профилактической помощи населению.

Так заканчивается огромная по значимости глава в истории России под названием "Советское здравоохранение". За 74 года государству удалось построить сильную систему здравоохранения (несмотря на все трудности, через которые прошёл СССР) , вызывающую восхищение и уважение у всех, кто ознакомился с постановкой дела охраны здоровья в СССР.

История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый Коллектив авторов

2. ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ

На всех этапах развития, с первых же дней своего существования Советское государство уделяло огромное внимание условиям труда и быта народа, организации охраны здоровья трудящихся, рассматривая его как наиболее ценное общественное богатство.

Особенно возросла значимость этого направления повседневной деятельности партии и государства после окончания Великой Отечественной войны. Лишения периода войны и последствия фашистской оккупации губительно сказались на состоянии здоровья населения республики. В эти годы особенно актуально звучали слова В. И. Ленина: «В стране, которая разорена, первая задача - спасти трудящегося. Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Если он выживет, мы все спасем и восстановим».

В трудных условиях послевоенного времени партия и правительство постоянно заботились о возобновлении деятельности медицинских учреждений и обеспечении охраны здоровья населения.

Восстановление системы медицинских и оздоровительных учреждений. Немецко - фашистские оккупанты разграбили и превратили в руины большинство больниц, поликлиник, детских учреждений, аптек, санаториев - всего около 16 тыс. медицинских учреждений. Материальный ущерб, причиненный здравоохранению, составил 2600 млн. руб.

С первых же дней освобождения республики широко развернулись работы по восстановлению медицинских учреждений. В 1945 г. по бюджету УССР для нужд здравоохранения было выделено 2 млрд. руб. Это были необходимые ассигнования для дальнейшего восстановления лечебных и санитарно - эпидемиологических учреждений, для улучшения медицинского обслуживания населения, улучшения условий лечения инвалидов Великой Отечественной войны.

Законом о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства Украинской ССР на 1946–1950 гг. предусматривалось восстановление разрушенных медицинских учреждений и расширение сети больниц, поликлиник, амбулаторий, детских яслей, курортов, значительное улучшение медицинского обслуживания населения. Для этих целей государство также выделило большие средства.

Бюджет здравоохранения УССР за послевоенную пятилетку возрос более чем в два раза - с 1600 млн. руб. в 1946 г. до 3460 млн. руб. в 1950 г. На содержание медицинских учреждений, подготовку специалистов и развитие науки в этот период израсходовано около 18 млрд. руб. Капиталовложения в дальнейшее развитие здравоохранения из года в год увеличивались.

В восстановлении и сооружении новых медицинских учреждений активно участвовала общественность республики. В июне 1945 г. в Баварском и Чеповичском районах Житомирской области возник народный почин, поддержанный партийными и советскими органами. Трудящиеся, воодушевленные великой победой советского народа, за один день отремонтировали и подготовили к зиме все медицинские учреждения района, завезли дрова, обеспечив их топливом на весь зимний период. В этой работе участвовало 28 500 человек. Помощь населения медицинским учреждениям на Житомирщине вскоре стала традицией.

Трудящиеся Киевской области в 1945 г. отремонтировали и восстановили 945 медико - санитарных учреждений, насчитывающих 1500 корпусов. В 1946 г. силами общественности здесь была построена 21 новая больница, капитально отремонтированы и введены в строй 1425 зданий медицинских учреждений. Все они были почти полностью обеспечены топливом. Воскресники помощи медицинским учреждениям были проведены в Днепропетровской, Одесской и других областях УССР.

За послевоенную пятилетку партийные и советские органы провели большую и разнообразную работу по организации помощи здравоохранению. Сотни колхозов и совхозов, Десятки тысяч трудящихся принимали непосредственное участие в ремонте разрушенных помещений больниц, поликлиник и амбулаторий, в строительстве новых зданий для них.

В 1949 г. по инициативе черниговчан развернулось народное движение за улучшение качества медицинской помощи. Характерной особенностью этой инициативы было повышение требований к организации обслуживания населения. После первоочередных работ по ликвидации последствий немецкой оккупации общественность помогала органам здравоохранения сооружать больницы и амбулатории, соответствовавшие уровню советской медицины. Движение началось по инициативе общественности Нежина и Малодивицкого района Черниговской области. Трудящиеся Черниговщины направили письмо в ЦК КП(б)У и Совет Министров УССР, в котором сообщали о взятом обязательстве методом народной стройки привести в порядок и своевременно подготовить к зиме лечебные и детские учреждения. Такие же обязательства взяли трудящиеся Киевской, Харьковской, Сталинской, Ворошиловградской, Тернопольской и других областей. Выполняя их, уже к началу сентября 1949 г. рабочие, колхозники, интеллигенция Малодивицкого района Черниговской области отремонтировали корпус больницы и амбулатории, провели капитальный ремонт Гнилицкой сельской больницы, упорядочили усадьбы медицинских учреждений. В Чернигове при участии рабочих и служащих был вновь возведен хирургический корпус со специализированными отделениями. Колхозники помогали строить больницы в с. Летава Чемеровецкого района Каменец - Подольской (ныне Хмельницкой) области, в с. Помокля Переяслав - Хмельницкого района на Киевщине и др. Все это было проявлением огромного внимания советской общественности к органам здравоохранения, поддержки системы охраны здоровья.

Постепенно восстанавливались поликлиники, больницы, аптеки, санатории и дома отдыха. К началу 1946 г. в медицинских учреждениях республики было 144,5 тыс. больничных коек, то есть почти 90 % довоенного уровня, количество санаториев к этому времени составляло лишь половину довоенного, а домов отдыха - и того меньше. За послевоенную пятилетку количество больничных коек в республике увеличилось еще почти на 50 тыс. и к концу пятилетки составляло 194,2 тыс., что было гораздо больше, чем в 1940 г. Сеть санаториев в 1950 г. приближалась к довоенному уровню, а домов отдыха - к половине довоенного уровня.

За послевоенные годы многое было сделано по восстановлению и дальнейшему развитию медицинских учреждений здравоохранения на селе. Проблема обеспечения квалифицированной медицинской помощью сельского населения имела большое значение уже потому, что в сельской местности проживало большинство населения республики (в 1940 г. - 66 %, в 1951 г. - 64 %). Уже в 1945 г. количество коек сельских больничных учреждений достигло 96 % довоенного уровня. Однако по структуре восстановленные в 1944–1945 гг. медицинские учреждения в сельской местности были хуже по сравнению с довоенным периодом: увеличился удельный вес стационаров на 25 коек и соответственно уменьшилось количество стационаров на 50 и более коек. Это вызывалось необходимостью срочно приблизить медицинскую помощь к сельскому населению, а в результате стационары часто приходилось размещать в малоприспособленных помещениях или при амбулаторных врачебных участках. В трудных условиях послевоенного времени это было целесообразным и абсолютно оправданным. В 1950 г. в селах республики развернулась лечебная сеть уже на 47 580 коек, работали 11 528 фельдшерско - акушерских пунктов.

Интенсивно восстанавливалась и увеличивалась сеть аптечных учреждений, три четверти которых во время войны были полностью разрушены и разграблены. Государство ассигновало значительные средства на возрождение этой отрасли медицины. В результате была проведена значительная работа по возобновлению деятельности аптек, и уже в 1947 г. их количество составляло свыше 90 % довоенного уровня.

Особенно острой была проблема обеспечения медицинских учреждений кадрами специалистов высшей и средней квалификации. К началу 1946 г. в республике работало только 22,6 тыс. врачей и 72,6 тыс. среднего медицинского персонала, тогда как в 1940 г. - соответственно 35,5 тыс. и 102 тыс. Были трудности также в равномерном распределении медицинских кадров. В период реэвакуации врачи в основном сконцентрировались в больших городах, что осложняло комплектование специалистами высшей квалификации некоторых промышленных предприятий и периферии.

Академик АН УССР, действительный член АМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР В. П. Филатов во время операции, Одесса, 1946 г.

Наряду с большой помощью кадрами из братских республик широко развернулась подготовка врачей и среднего медицинского персонала в учебных заведениях УССР. Одновременно повышался квалификационный уровень и углублялась специализация медицинских работников. Еще во время войны, в 1944 г., Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление об улучшении подготовки врачей в стране, согласно которому был продлен курс обучения в медицинских учебных заведениях. В течение 1945–1948 гг. мединституты перешли с пятилетнего срока обучения на шестилетний, а стоматологические и фармацевтические вузы - с четырехлетнего на пятилетний. Были осуществлены мероприятия, направленные на повышение квалификации медицинских работников среднего звена. В 1948–1949 гг. проведена реорганизация сети медицинских учебных заведений, введен новый профиль медработника с четырехлетним сроком обучения - фельдшер - акушерка. В результате принятых мер уже в 1950 г. в медицинских учреждениях республики работало 48,6 тыс. врачей и 136,4 тыс. среднего медицинского персонала. И своей численностью, и уровнем квалификации медики значительно превосходили довоенный уровень. Большое внимание уделялось подбору и подготовке руководящих кадров органов здравоохранения. Если в начале 1945 г. среди заведующих городскими и районными отделами было только 40 % врачей, то уже к концу 1949 г. - 100 %.

Профессиональный уровень кадров, повышение их квалификации обеспечивала широкая сеть учебных и научно - исследовательских учреждений. В республике к началу 1951 г. работало 44 научно - исследовательских института, 18 институтов по подготовке и повышению квалификации специалистов и 96 средних медицинских школ. Развитие советского здравоохранения находилось в прямой зависимости от успехов медицинской науки. Постепенное восстановление материальной базы и пополнение квалифицированными кадрами системы здравоохранения способствовали лучшей организации лечебно - профилактической помощи в республике.

Лечебно - профилактическая помощь населению . Восстановление сети медицинских и оздоровительных учреждений осуществлялось одновременно с расширением и увеличением лечебно - профилактической помощи трудящимся.

Особым вниманием в нашей стране были окружены инвалиды Великой Отечественной войны. Партийные и государственные органы в сложных условиях восстановления народного хозяйства постоянно заботились об оказании медицинской и другой помощи инвалидам войны, следуя заветам В. И. Ленина, который в 1920 г. писал: «С необыкновенным трудом, мучительно медленно нам удается все же, благодаря героизму рабочих и всех трудящихся, поднимать и восстанавливать разрушенное царем и капиталистами хозяйство. Как - никак дело все же пошло понемногу в гору. Но все наши трудности и мучения - ничто по сравнению с тем, что выпало на долю раненому красноармейцу, проливающему кровь на защиту рабочей и крестьянской власти… Пусть же каждый в тылу помнит о своем долге - помогать всем, чем можно, раненому красноармейцу».

Лечение инвалидов проводилось как в обычных больницах, так и в специализированных институтах и госпиталях. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 29 августа 1945 г. медицинские учреждения обязывались улучшить качество обслуживания инвалидов Великой Отечественной войны, совершенствовать их лечение.

«Партия и Советское правительство проявляют исключительную заботу о защитниках нашей Родины- инвалидах Отечественной войны, о семьях погибших воинов, о семьях военнослужащих и демобилизованных из Советской Армии…, - отмечалось на XVI съезде Коммунистической партии Украины, - оказана большая помощь в лечении инвалидов в госпиталях, клиниках, санаториях и других лечебных учреждениях. За последние три года на протезирование инвалидов было израсходовано около 95 миллионов рублей… Забота об инвалидах, семьях погибших воинов и семьях военнослужащих должна быть и впредь предметом особого внимания партийных, советских, всех общественных и хозяйственных организаций».

К 1950 г. Министерствами охраны здоровья СССР и УССР были подведены итоги лечения инвалидов войны за пять лет, прошедших после окончания войны. У 70 % тех, кто лечился, отмечались положительные результаты в восстановлении или повышении трудоспособности, в том числе свыше 20 % инвалидов восстановили трудоспособность.

В центре внимания органов здравоохранения находилось также здоровье тружеников промышленности, строительства, сельского хозяйства. Это определялось более высоким, чем до войны, уровнем технической оснащенности работ по восстановлению промышленности, в строительстве, на транспорте. Совершенствовалась техника безопасности труда и санитарно - техническое оснащение предприятий. Главными проблемами охраны труда в угольной промышленности были борьба с пылью и проветривание горных выработок. Для улучшения условий труда стали применять мокрое бурение, значительно улучшилась подача свежего воздуха в шахты. В подземных выработках внедрялось люминесцентное освещение.

В черной металлургии также успешно решались вопросы вентиляции, однако в связи с интенсификацией производства появились новые проблемы охраны труда - борьба с шумом, тепловой режим и др. В металлообрабатывающей промышленности было немало сделано в гигиенической рационализации производственных процессов и оборудования, вентиляции, освещении, однако внедрение новых методов в производство диктовало необходимость дальнейшего совершенствования организации гигиены труда. В химической промышленности постоянное внимание уделялось вопросам улучшения условий труда, всесторонне учитывалось влияние производства на состояние здоровья рабочих.

На охрану труда во всех отраслях промышленности в послевоенной пятилетке были выделены значительные средства, размер которых возрастал из года в год. Так, в Харьковской области по тракторному заводу им. Орджоникидзе ассигнования на охрану труда и технику безопасности увеличились за 1946–1950 гг. более чем вдвое, по заводу транспортного машиностроения - в полтора раза, по заводу «Красный химик» - более чем вдвое, в коммунально - жилищном строительстве и местной промышленности - втрое, в мукомольной промышленности - вдвое.

Медицинское обслуживание рабочих непосредственно на промышленных предприятиях обеспечивали медико - санитарные части и медпункты. Только на стационарах в медико - санитарных частях промышленных предприятий республики к 1950 г. количество больничных коек увеличилось до 10,9 тыс. Наряду с этим рабочие промышленных предприятий, как и все население, пользовались обычными больницами и поликлиниками системы здравоохранения.

Учитывая то, что большая часть населения в послевоенные годы проживала в сельской местности, чрезвычайно важное значение имело правильное организационное решение вопроса о медицинском обслуживании сельского населения.

Сельская больничная сеть в годы четвертой пятилетки характеризовалась быстрым ростом количественных показателей и совершенствовалась организационно. Наряду с неуклонным развитием участковых больниц завершалось наметившееся еще в предвоенные годы сближение амбулаторной и стационарной помощи. В октябре 1945 г. II Республиканский съезд сельских врачей Украины принял решение организовать в течение 1946 г. при всех сельских амбулаторных участках стационары в 3–5 коек с целью обеспечения госпитализации в неотложных случаях, а в 1947 г. было завершено объединение больниц и амбулаторий на селе. Сельские врачи стали одновременно работать в амбулаторном и лечебном отделениях амбулаторно - врачебного участка. Этим еще раз подчеркивалось единство амбулаторной и врачебной помощи, ее органическая взаимосвязь.

Возрастала роль районных больниц в специализированной помощи населению, которые становились важными центрами в решении вопросов здравоохранения в районах. Согласно постановлению Совета Министров УССР, принятому в 1947 г., в каждой области республики определялись райцентры, лечебно - профилактические и санитарные учреждения, обслуживавшие население близлежащих сел. Около 25 % сельского населения в 1947 г. обслуживалось лечебными учреждениями города.

В 1947 г. были созданы медицинские комиссии для колхозников, благодаря чему в сельских районах упорядочивалось прежде всего оформление справок колхозникам по временной или продолжительной потере трудоспособности. Такие комиссии стали важным звеном в улучшении здравоохранения на селе.

Тысячи высококвалифицированных врачей работали в районных и сельских больницах. В частности, большим авторитетом на Николаевщине пользовался заслуженный врач С. Ф. Чоботарский. Известную на Украине передовыми методами медицинского обслуживания населения Таманскую участковую больницу возглавлял заслуженный врач республики О. К. Малиновский. Одним из лучших в УССР был участок в с. Добрянка Кировоградской области, которым 35 лет руководил врач Ф. Д. Гетьманец.

Послеобеденный сон в детском саду колхоза «Здобуток Жовтня», Киевская область, 1951 г.

Особенное внимание уделялось укреплению здоровья детей. Развивалась сеть специальных лечебно - профилактических учреждений, совершенствовалась их работа. К концу пятилетки в республике работало уже свыше 1700 детских и женских консультаций. Увеличивалось количество детских яслей и садов. К 1950 г. в яслях республики уже было 125 тыс. мест, а в садах 256 тыс., хотя количество дошкольных учреждений еще не удовлетворяло возрастающих потребностей в них.

Большую заботу советское государство проявляло об отдыхе и оздоровлении трудящихся. С 1946 по 1950 гг. количество мест в санаториях республики увеличилось в два раза, а в домах отдыха - почти в три раза.

За годы послевоенной пятилетки в системе здравоохранения УССР не только были достигнуты довоенные показатели, но и значительно улучшены организация и квалификационный уровень медицинского обслуживания населения республики.

Возрождение физкультурного и спортивного движения. С профилактическим направлением советского здравоохранения неразрывно связано развитие физической культуры и спорта. В послевоенные годы быстро возрождались физкультурная и спортивная жизнь республики. Восстанавливались и строились новые спортивные сооружения, создавались физкультурные комплексы, готовились спортивные кадры, молодежь вовлекалась в спортивные кружки и секции.

Уже в 1945 г. в республике было проведено свыше 5 тыс. спортивных соревнований, главной среди них являлась Всеукраинская спартакиада в Киеве, посвященная победе над фашистскими захватчиками. Многочисленная спортивная делегация Украины участвовала в физкультурном параде в Москве.

С первых же послевоенных лет в республике развернулись массовые соревнования по лыжному спорту. Так, в 1945 г. в борьбе за первенство Украины победили лыжники Харькова, в последующих состязаниях они также неоднократно выходили победителями.

Возрождалось физкультурное движение в сельской местности. Возобновили свою деятельность большинство физкультурных коллективов колхозов.

Развертыванию спортивной работы в республике способствовало постановление ЦК КП(б)У, принятое в декабре 1946 г., «О состоянии физкультурной работы в УССР». Уже в 1947 г. в республике насчитывалось 24 тыс. первичных физкультурных коллективов, объединявших 1,3 млн. человек, больше, чем в 1940 г. В этом же году было подготовлено 600 тыс. значкистов ГТО. Показателен быстрый рост спортсменов - разрядников. Так, в 1945 г. спортсменов І, II, III разрядов в УССР было 17 022, в 1946 г. - 27 186, а в 1947 г. - 56 440 человек.

Осенью 1948 г. по инициативе трудящихся Винницкой области впервые в Советском Союзе возникло добровольное спортивное общество сельской молодежи «Колгоспна нива».

Дальнейшему подъему спортивного движения в республике способствовали постановление ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 г. о развитии массовой физкультуры и соответствующие решения партийных органов республики об улучшении физкультурной и спортивной работы в Украинской ССР. Была поставлена задача обеспечить массовость физкультурного движения, повысить уровень спортивного мастерства и на основе этого бороться за завоевание советскими спортсменами первенства по наиболее важным видам спорта. В результате проведенной работы на Украине уже через год количество спортсменов увеличилось в два раза. В одной только Винницкой области было создано 3100 физкультурных коллективов, подготовлено сотни общественных инструкторов.

Особенно быстро спортивное движение распространялось в Донбассе. В начале января 1949 г. в Сталинской области добровольное спортивное общество «Шахтер» объединяло 175 физкультурных коллективов с общей численностью 19 390 человек, а через год - уже 238 коллективов, охватывающих 50 тыс. спортсменов. Физкультурные коллективы были созданы на всех крупных предприятиях, в учебных заведениях и учреждениях угольной промышленности. Одним из лучших был коллектив второго шахтоуправления «Красный профинтерн», подготовивший 269 значкистов ГТО, 20 - БГТО и 38 разрядников по различным видам спорта. В 1949 г. этот коллектив провел три профсоюзно - комсомольских кросса, в которых участвовали свыше 3 тыс. человек, массовые легкоатлетические соревнования, посвященные «Дню шахтера». Кроме того, в разных соревнованиях участвовали еще 1400 человек. На предприятиях в 14 спортивных секциях занимались свыше 900 человек. В Сталине были построены стадион и Дворец спорта, в Кадиевке, Боково - Антраците, Жданове, Ворошиловграде - стадионы. Систематически по воскресеньям здесь проводились спортивные соревнования, а ежегодные спартакиады в Донбассе стали традицией.

К сентябрю 1949 г. Совет Министров Украинской ССР подвел итоги социалистического соревнования физкультурных коллективов за лучшую организацию массовой спортивной работы среди населения.

Первое место и переходящее Красное знамя Совета Министров республики было присуждено Винницкой области.

Спортсмены Украины на всесоюзных соревнованиях нередко выходили победителями. Так, в тяжелой атлетике это были Я. Г. Куценко, М. П. Лапутин, Ю. Н. Хотимский, О. Я. Конкин, О. И. Донской и др. Часто становились чемпионами страны легкоатлеты республики. Среди мужчин это звание завоевали О. Канаки, И. Анисимов, Е. Буланчик, П. Денисенко, среди женщин - В. Богатырева и В. Пижурина. Чемпионами СССР по классической борьбе были А. Ялтырян, С. Спиридонов, В. Трубчанинов, С. Ропаев, И. Толмачев. Звание абсолютных чемпионов СССР по спортивной гимнастике завоевали М. Серый, В. Чукарин, Л. Тимошек, Г. Урбанович и Н. Бочарова.

Уже в 1949 г. чемпионами страны стали 26 представителей республики, а рекордсменами СССР -16 человек.

Среди спортивных игр значительное место занимал футбол. Командами - победителями, обладателями кубка Украины по футболу были «Динамо» (Киев), «Локомотив» (Харьков) и «Спартак» (Ужгород).

Спортсмены Украины в составе сборных команд СССР участвовали в соревнованиях на первенство мира по штанге в Париже (1946 г.), в соревнованиях на Первом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге (1947 г.), в легкоатлетических соревнованиях в честь польско - советской дружбы (1948 г.), на X Всемирных студенческих играх в Будапеште (1949 г.), в соревнованиях на первенство Европы по легкой атлетике (1950 г.).

Для улучшения физкультурной работы на селе в 1950 г. было создано добровольно - спортивное общество «Колхозник». В ноябре этого года состоялся его Первый пленум, который подвел итоги спортивной работы среди сельской молодежи. К тому времени в республике насчитывалось 15 311 коллективов общества «Колхозник», юридическими его членами к ноябрю 1950 г. стали 14 780 колхозов.

Осенью 1950 г. во всех областях республики состоялись спартакиады сельской молодежи. Большую помощь первичным физкультурным коллективам на селе оказали партийные, профсоюзные и советские органы. Добровольно - спортивное общество «Колхозник» превратилось в массовую организацию, объединившую сотни тысяч сельских спортсменов.

Таким образом, за послевоенную пятилетку значительно активизировалось участие трудящихся в спортивных и физкультурных организациях республики.

Возрождая народное хозяйство страны, добиваясь быстрого и систематического подъема всех отраслей производства, Коммунистическая партия и Советское правительство в то же время постоянно заботились об увеличении реальных доходов трудящихся, улучшении производственных и бытовых условий их жизни, обеспечении продуктами питания и промышленными изделиями, улучшении здравоохранения. Населению республик, территория которых была временно оккупирована фашистскими захватчиками, оказывали постоянную помощь братские народы нашей многонациональной Родины. Несмотря на большие экономические трудности, в СССР уже в годы послевоенной пятилетки были достигнуты значительные успехи в обеспечении материальных потребностей советских людей, в подъеме жизненного уровня трудящихся.

Из книги Неандертальцы [История несостоявшегося человечества] автора Вишняцкий Леонид Борисович

Милосердие и забота о ближних В уже упоминавшемся романе У. Голдинга «Наследники» неандертальцы трогательно заботятся друг о друге и искренне друг другу сопереживают. Их небольшое сообщество просто идеально: в нём царят согласие, любовь и взаимопомощь, каждый понимает

Из книги Если бы не генералы! [Проблемы военного сословия] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Забота о солдатах Однако понуждение советских генералов и офицеров к исполнению своего долга перед Родиной - это ещё не вся комиссарская работа. И Мехлис, само собой, уделял огромное внимание быту советских солдат, чем вызвал к себе злобную ненависть интендантов Красной

Из книги На пути к победе автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 40. Цена Победы (над Германией) непомерно велика, так как Верховный Главнокомандующий Сталин не щадил людей на войне, любые успехи советских войск оплачивались огромным количеством жертв - забросали противника

Из книги Суд времени. Выпуски № 12-22 автора Млечин Леонид Михайлович

12. Антиалкогольная кампания Горбачева: забота о здоровье нации или политическая ошибка? Часть 1Сванидзе: Здравствуйте! У нас в России, как известно, прошлое непредсказуемо. Каждое время воспринимает прошлое по-своему. В эфире «Суд времени». В центре нашего внимания -

Из книги Дело всей жизни автора Василевский Александр Михайлович

НА КУРСКОЙ ДУГЕ Главная забота Ставки. - Преднамеренная оборона. - Ее организация. - Роль советских резервов. - Замысел операции «Кутузов». - Разведка и жизнь. - Провал «Цитадели» События ранней весны 1943 года мне особенно памятны. Это и понятно. Курская битва, к

Из книги Между Гитлером и Сталиным [Украинские повстанцы] автора Гогун Александр

3.7. Борьба людей антисоветских против людей советских Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела! Эта местность мне знакома, как окраина Китая! Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела. Многоточие шинели. Вместо мозга - запятая. Вместо горла - темный

Из книги Повседневная жизнь победителей: быт советских людей в послевоенное время (1945-1955) автора Короткова Марина Владимировна

М. Короткова Повседневная жизнь победителей: Быт советских людей в послевоенное время (1945–1955) Великая Отечественная война, ставшая тяжелым испытанием и потрясением для советских людей, надолго перевернула весь уклад и ход жизни большинства населения страны. Огромные

Из книги Русский Сан-Франциско автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Большая ничья [СССР от Победы до распада] автора Попов Василий Петрович

Коллектив советских людей Гордость народа победой, достигнутой в борьбе с жестоким врагом, использовалась властью как элемент идеологической обработки масс. Идея державности стала составной частью послевоенной сталинской политики. На разных участках идеологического

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Забота о столице Василий III Иванович не забывал о еще одной важнейшей задаче всех князей московских - об обустройстве города.В середине лета 1506 года Василий III заложил в Кремле кирпичную церковь Николая Чудотворца на месте деревянной церкви Николы Льняного. Через девять

Из книги Империя Петра Великого (1700-1725 гг.) автора Коллектив авторов

Забота о русском флоте БАЛТЙЙСКИЙ ФЛОТ. Создан Петром I в нач. 18 в. в ходе Северной войны 1700–1721 гг.В 12 в. на Балтийском (тогда Варяжском) море появились первые торговые корабли новгородцев. Во время Ливонской войны 1558–1583 гг. русские суда нападали на корабли шведов и поляков.

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

19. Советская праздничная система и празднично-досуговые традиции советских людей Давайте поговорим об официальных общесоюзных праздниках, таких как 1 Мая, 23 февраля, 8 Марта. Но сначала давайте вспомним о 7 Ноября.1. Какие у Вас остались воспоминания и ощущения об этом