Работают ли евреи в субботу. Что запрещено делать в субботу




Израиль – светское государство, тут царит религиозная свобода. Каждый еврей в стране соблюдает Шаббат как хочет. Некоторые строго выполняют все правила, некоторые не выполняют их вообще.

Туристам соблюдать какие-либо еврейские субботние нормы совершенно необязательно, но учитывать их придется.

В отелях в Израиле

В некоторых отелях можно наблюдать интересную картину – лифты, у которых кнопки не работают. Такие лифты ездят автоматически между этажами. Это попытка соблюдать нормы Шаббата, ведь нажимать кнопки нельзя.

Обычно, только несколько лифтов в отеле работают по такому субботнему расписанию, а остальные подъемники функционируют в обычном режиме.

Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле.

Меню в ресторанах в отелях в субботу может отличаться от обычных дней, на завтрак может не быть свежих вареных яиц или тостов.

Конечно, каждый отель сам выбирает – внедрять какие-то особенности в честь Шаббата или нет. В любом случае, все службы отелей работают нормально, вы сможете получить любую услугу.

На улицах Израиля

Главное для туристов – не работает общественный транспорт. Железнодорожное движение полностью останавливается. Автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений. Спрашивайте на рецепшн своего отеля о том, какие линии работают в городе вашего пребывания в субботу.

На некоторых улицах в субботу полностью запрещено движение. К счастью, таких улиц немного, следите за дорожными указателями.

В некоторых городах Израиля даже есть специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала Шаббата.

Такси работают, что несколько смягчает ситуацию. Но не забывайте о наценке +25% на услуги таксистов в это время.

Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена. Интересуйтесь заранее режимом работы интересующего объекта.

Все экстренные службы и медицинские учреждения в субботу работают в обычном режиме.

Тема «тунеядства» харедим вызывает глубокую и постоянную озабоченность в Израиле, поэтому попробуем разобрать ваши опасения по порядку.

Если все будут учиться, кто тогда будет работать?

Еврейский «перекос» описал ещё давным-давно царь Давид в своих Псалмах (27:4): «… пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…». Еврейский идеал — посвятить свою жизнь изучению Торы, личному совершенствованию и духовной жизни.

По-видимому, услышав подобное, вы и ощутили сильное опасение: а что произойдёт, если еврейский народ, все как один, бросится выполнять эту мечту, то кто же тогда будет работать?!

Во-первых, не стоит уже сейчас начать нервничать, так как, к сожалению, такой тенденции на данный момент в народе пока не заметно.

Во-вторых, если даже предположить, что это случится, тоже не стоит пугаться, ведь это и будут дни прихода Машиаха, и тогда всё в мире изменится, включая потребность в работе.

А почему «харедим » поголовно не работают?

Вы, по-видимому, имеете в виду, что все остальные жители Израиля «поголовно» работают, и только «эти» — «увиливают»? Поинтересуйтесь в статистическом бюро Израиля, там знают, как все «поголовно» работают. А вот как харедим «увиливают», можно увидеть своими глазами в любом религиозном районе. Там во всех сферах работают люди религиозные. Поэтому «никто не работает» лучше исправить на «частично…».

В первую очередь, это ученики йешив . Правда, к ним претензий должно быть меньше. Ведь так же как от студентов не ждут, что они выйдут работать, пока учатся, так и от учеников йешив не стоит ожидать, что они вольются в ряды трудящихся.

А основные «тунеядцы» — это учащиеся коллелей , то есть, женатые евреи, которые вместо работы продолжили учёбу. И хотя их не так много и их жёны работают (при этом нигде нет правила, что оба супруга должны работать), этого достаточно, чтобы вызвать у людей самые разные чувства. У тех, кто постарше — досаду, «к станку бы всех», у тех, кто помоложе — сожаление, «сколько программистов пропадает»… Вот в основном про них, учащихся коллелей , у нас и пойдёт речь.

Почему работа — грех?

Если вы уж напомнили о грехах, то замечу, что необходимость работы, как средства достижения пропитания, действительно появилась в мире именно из-за греха. Первый Человек был сотворён не для физической работы, но когда он согрешил, был наказан: «В поте лица своего будешь есть хлеб…» Берешит (3:19). То есть, до греха Адам ел хлеб без пота, без усилия и работы, а вот после греха образовалась реальность, вынуждающая человека постоянно работать, чтобы выжить. Это не благословение, а проклятие. Поэтому слова «раб» и «работа» имеют тот же корень. И хотя многие полагают, что Человек был сотворён быть рабом работы, изначально не в этом была цель его Творения, а в достижении духовного совершенства.

Важно отметить, что там, в конце истории, исправив первородный грех, человечество вновь придёт в состояние, когда не будет более надобности работать.

Спор мудрецов о необходимости работать…

Итак, изначально человек не был сотворён для работы, у него другая цель появления в мире. Поэтому еврейская мысль не только не видит работу как самоцель, но даже как средство для существования подвергает сомнению. И спор на эту тему существует ещё с древних времён. В трактате Брахот (35,б) есть знаменитая полемика между рабби Ишмаэлем и рабби Шимоном бар Йохаем, его сокращённо называют РАШБИ. Рабби Ишмаэль утверждал, что еврей должен учить Тору, но ему так же необходимо работать, чтобы обеспечить пропитание себе и семье. РАШБИ же утверждал обратное: нет необходимости работать. Ведь если еврей растратит время на работу, то не достигнет цели своего творения и не постигнет всей глубины Торы. Как же он будет жить? Б-г позаботится о нём и пошлёт через кого-то пропитание. Этот спор подытоживает мудрец Абае: «…многие пошли по пути рабби Ишмаэля и получилось у них, а кто выбрал путь РАШБИ — не получилось».

Комментаторы Талмуда объясняют этот спор так. В мнении Абае нет перевеса в сторону рабби Ишмаэля, оба мнения истинны и справедливы. Оба полагают, что необходимо учиться, но Рабби Ишмаэль считал, что дополнительно необходимо и работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Это мнение рассматривается как общее правило, как путь для масс, для всего народа. А РАШБИ указал на исключение из правил, на индивидуальный подход, путь для единиц. Избранные не только могут, но и должны жить полной духовной жизнью, не работая, как и сам Рабби Шимон бар Йохай, автор книги Зохар.

Итак, путь приемлемый для большинства, это путь сочетания работы и учёбы.

Почему же поголовно все должны учиться?

«Ну, я как раз это имел в виду, — обрадуетесь вы, — пошлите несколько отличников на учёбу в йешиву, а остальных гоните в шею на работу»!

К сожалению, должен вас разочаровать, есть несколько причин, почему в наше время еврейский мир такую социальную модель отверг.

Изменение реальности

Действительно, с былых времён, евреи в общей массе работали и учились, а единицы посвящали всю свою жизнь изучению Торы и служению Б-гу. Но с тех пор прошло много времени, и мир изменился. Раньше еврейские дети с раннего возраста шли получать какую-то профессию, и это никак не мешало им оставаться глубоко верующими и исполняющими заповеди Творца, так как всё окружение было этим пропитано. В нашем же поколении это совсем не так…

В наше время еврейская улица всё меньше и меньше еврейская. И до такой степени стала нееврейской, что если парень не будет учиться в йешиве — не то, что у него будет пробел в еврейском образовании, вряд ли он вообще останется евреем, преданным Торе и даже непонятно, останутся ли его внуки вообще евреями.

По мнению одного из величайших мудрецов нашего времени рава Якова Исроиля Каневского (Стайплера) наше время подобно «гзератшмад » — то есть, попытке уничтожить еврейский народ, поэтому пребывание еврейских детей и юношей в йешивах — это вопрос духовной жизни и смерти. Это и есть причина, почему у нас посылают всех детей «поголовно» получить еврейское образование и воспитание.

Но когда оно получено, когда юноши сформируются как личности, создадут семьи, вот только тогда каждый из них сможет сам решить, какой путь выбрать. То ли путь рабби Ишмаэля — и тогда пойдут учиться какой-либо профессии и искать работу (при этом строго соблюдая все еврейские законы и учась в свободное время), то ли выберут путь избранных, идущих по пути РАШБИ, и посвятят всю свою жизнь Торе и духовности.

И до тех пор, пока нет в них этой зрелости, они должны учиться всем основам иудаизма, которые можно получить только в йешиве или в коллеле . И несомненно, что если они не будут так воспитаны, то не только не пойдут по пути РАШБИ, но и до пути рабби Ишмаэля не дойдут. Их еврейство будет без глубоких крепких корней, и первое же дуновение ветра снесёт кипу с их головы.

Продолжение еврейской эстафеты

Другая причина, почему все «поголовно» учатся в йешивах, связана с необходимостью, чтобы в каждом поколении вырастали те несколько мудрецов, которые будут способны подняться на вершину духовной жизни и через которых пройдёт вся Тора следующему поколению.

И уже давным-давно было замечено, что если тысяча начнёт учёбу, то… только один из них станет Раввином. То есть, для того, чтобы появились малочисленные, необходимо обучить многочисленных. И нет никакой возможности предугадать, кто в конечном счете окажется среди этих единиц. Никакой экзамен по психометрии не поможет. Тора не подобна остальным знаниям в мире. Она даётся не талантливым, а тем, кто готов всего себя отдать учёбе и работе над собой. Зачастую великими раввинами становились те, кто в детстве, а порой и в юношеском возрасте, особыми талантами не блистал, но зато они были чисты и полны желания знать. Поэтому необходимо, чтобы все еврейские мальчики, без исключения, учили Тору, чтобы у всех был шанс стать великими в поколении и из них появятся те несколько, которые продолжат эстафету еврейства на все поколения.

Духовная планка

И есть ещё одна причина. Мы ставим перед нашими детьми изначально высокую цель быть среди избранных, быть еврейскими мудрецами. И причины этого просты и очевидны. Ведь тот, кто будет учиться, но, увы, не преуспеет в учёбе, сможет жить как еврей работающий, богобоязненный и устанавливающий постоянство в учёбе Торы. Но, если изначально понизим планку, будем наставлять его на путь трудоустройства, то уж точно из него мудреца никогда не выйдет. Поэтому мы желаем, благословляем и требуем от наших детей максимума. Ведь без страстного желания достичь максимума, не будет достигнут и минимум.

А заодно, когда «многочисленные» пойдут по пути Торы, то, по крайней мере, почувствуют желание быть как те «малочисленные», и если даже не удостоятся быть среди отборного войска, смогут помогать тем, кто держит на себе всё еврейское, ценить тех, кто хранит еврейский народ и передаёт всё наследие дальше. То есть, их путь не идеал, а временное и вынужденное занятие.

А идеалом у еврея всегда останутся слова царя Давида: «…пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…»

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.

«Мирная суббота»

Шабат шалом - это праздничный пятничный ужин, посвященный субботе. Почему именно этот день недели считается святым для евреев? Потому что он является одним из основ единства еврейского народа. Этот священный день напоминает евреям о том, что когда-то они были рабами в Египте. Но позже Всевышний вывел народ оттуда, чтобы на Синае они получили Тору. Суббота – это символ выхода евреев из физического рабства и обретения ими духовной свободы. Празднование субботы – это также прямое выполнение евреями 4-й Божьей заповеди: «Помните субботний вечер, чтобы освятить его. 6 дней работай, а 7-й день посвяти Всевышнему твоему… » Для религиозного еврея очень важен «День покоя» - шабат. Что это за праздник для Израиля? Можно сказать, что на шабате «стоит» Израиль. В субботу в стране не работают поликлиники, государственные учреждения и большинство магазинов. Общественный транспорт не ходит по улицам Израиля с 15.00 (зима) и с 16.00 (лето) каждую пятницу. Люди могут добраться до места только на такси, которые работают по повышенным (субботним) тарифам.

Еврейская суббота, седьмой день недели, день покоя и радости, посвященный Господу (Исх 16:23).
Святость седьмого дня была открыта Израилю во время скитаний по пустыне после исхода из Египта. Согласно Библии, в ответ на ропот голодных израильтян Бог дал им манну; при этом Он повелел, чтобы каждый день израильтяне заготавливали дневную порцию, а в шестой день - двойную, чтобы хватило и на седьмой день, в который манна не будет ниспослана; и Моисей возвестил народу, что седьмой день - «святая суббота Господня» (Исх. 16:4–30).

«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:13-15)

«Это - знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился». (Исх. 31:17) В еврейских субботних молитвах говорится: «И не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю - народу Твоему, который Ты избрал».

Первоначально днем покоя считался отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, но, впоследствии, в христианском мире распространился обычай посвящать "субботнему покою" следующий день, воскресенье.

В библейские времена термином "шаббат" обозначались:
- день покоя, установленный Богом (Лев 16:31),
- полная неделя (Лев 23:15),
- и седьмой год (Лев 25:4).

Соблюдение субботы было исключительно древнееврейским обычаем, сложившимся во время странствий евреев в пустыне, как знак повиновения и подчинения Богу, который освободил евреев из египетского рабства, приблизил к себе и сделал избранным народом. В скинии завета, а впоследствии в иерусалимском Храме, субботний ритуал сопровождался принесением в жертву двух агнцев в дополнение к ежедневной утренней жертве всесожжения и вечерней жертве (Числ 28:9), обновлением хлебов предложения (Лев 24:8) и созывом "священного собрания" народа (Лев 23:2).

В более поздней практике синагогальной службы этот день выделялся из других дней недели особыми молитвами. Наряду с предписаниями ритуального характера с субботой связаны и запреты (например, на всякий рабский труд). Из запрещенных работ упомянуто лишь несколько - заготовка дров, зажигание огня, пахота, сев, торговля. Начиная со 2 в. до н.э. этим запретам уделялось все большее внимание, и раввины составили перечень из 39 основных видов работ, к которым сводились прочие многочисленные действия, запрещенные в субботу. Эта "установка ограды вокруг Торы" имела целью защиту работников от эксплуатации, поскольку уточняла, каких действий от работника нельзя требовать, и в то же время разъясняла, какие действия разрешены и даже обязательны (например, спасение больного). В Средние века, когда часть евреев насильственно обращали в христианство, несоблюдение шаббата рассматривалось инквизицией как одно из самых убедительных доказательств искренности новокрещенных христиан. Однако насильственно обращенные евреи Испании и Португалии, в первую очередь женщины, прибегали к всевозможным уловкам, чтобы не нарушать предписаний, связанных с субботой. Зажигание субботних свечей производилось так, чтобы христианские соседи не могли заметить этого: вместо зажигания особых свечей в обычные свечи вставляли новые фитили. В субботу надевали чистые одежды; женщины воздерживались от ткачества и прядения, а в случае посещения соседа-христианина делали вид, что работают; мужчины выходили в поле, однако не работали там, торговцы оставляли в магазинах вместо себя детей.

Законы Шаббата в иудаизме

Суббота у евреев - праздничный день, и в этот день предписано есть трижды. Рекомендуется, чтобы хозяин дома участвовал в приготовлениях к Шаббату, даже если у него есть слуги, которые могли бы сделать все приготовления. В честь Шаббата следует надевать особые одежды, ходить и даже говорить иначе, нежели в будние дни.

Встреча Шаббата

Встреча Шаббата - традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые ее атрибуты - стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала (традиционный хлеб в форме заплетённой косы), кошерное вино.

Зажигание свечей

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу. Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь по меньшей мере две субботние свечи, из которых одна соответствует стиху «помни день субботний» (Исх. 20:8), а другая - «блюди день субботний» (Втор. 5:12).


При зажигании свечей произносят благословение:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».

После того, как свечи зажжены, принято приветствовать друг друга словами «Шабат шалом!» С момента принятия Шаббата (женщине при зажжении свечей, мужчине не позже захода солнца) и до исхода Субботы нельзя совершать 39 категорий «труда», включая зажигание и гашение огня.

Молитвы

После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча Субботы» и «Маарив».

Вернувшись вечером в пятницу домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом, чтобы спеть традиционный гимн «Шалом алейхем».

Принято, что после этого отец благословляет детей. Эта церемония подчеркивает его роль духовного наставника. Ребенок, который каждую неделю подходит к отцу за благословением, привыкает его уважать. Отец возлагает обе руки на голову ребенка (когда детей двое, то он кладет руку на голову каждого) и, если это сын (сыновья), произносит: «Да уподобит тебя Бог Эфраиму и Менаше!» Дочери (дочерям) он говорит: «Да уподобит тебя Бог Саре, Ривке, Рахели и Лее!» Затем продолжает: «Да благословит тебя Господь и охранит тебя, и будет благосклонен к тебе Господь, и помилует тебя. Будет Благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир!»

Освящение дня

Освящение дня произносят над бокалом вина или виноградного сока (киддуш). Глава семьи произносит благословение:

«И был вечер, и было утро, день шестой. И завершены были небо и земля со всем воинством их. И закончил Б-г на седьмой день труд Свой, которым занимался, и в седьмой день не совершал Он никакой из тех работ, которыми был занят, и благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день не совершал Он никакой из работ Своих, которыми занимался прежде, и которые намеревался совершить после того. Внемлите Господа мои и учители!


БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ. И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ
О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ
О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ. И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!»

«Кидуш» совершает один человек от имени всех присутствующих, но каждый, если хочет, может сделать его для себя.
Когда произносят благословение над вином, халы должны оставаться накрытыми.
По завершении «Кидуша» все присутствующие отвечают "амен". Глава семьи отпивает вина и отливает из своего кубка всем остальным. Они не должны, однако, сами произносить благословение на вино.

Омовение рук

После освящения дня следует омовение рук. Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:

«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

Трапеза

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой - в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.

Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:


«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы. Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, и каждая община имеет собственную кухню.

Завершение Шаббата

При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва - хавдала. Слово "хавдала" в дословном переводе с иврита означает "отделение" или "разделение". Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.

По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, мы вспоминаем слова, записанные в книге Техилим - Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.

После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал - это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:

«Вот, Бог--спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь--сила моя, и пение мое--Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху - Исаия 12)

По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.

Поднимается бокал и произносится молитва разделения.

Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.

После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории, которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.

Евреи верят, что Шаббат - это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное - субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».

Христиане (за исключением субботников) полагают, что законы Шаббата, вместе с другими заповедями Закона Моисеева, были упразднены жертвой Иисуса Христа на Голгофе, и суббота остается только духовно понимаемой обязанностью христианина посвящать себя и свое время на служение Богу. При этом вероучение Православной церкви проводит различие между Шаббатом (субботой) и Божиим днём (воскресеньем). Римская католическая церковь практически отождествляет ветхозаветную субботу и восресенье, и этой традиции следуют многие протестанты, считающие воскресенье новозаветным Шаббатом.

Для тех, кто считает себя "ехудим мешихим" (мессианскими евреями), значение и обряд Хавдалы, конечно, неотделимы от личности Мессии Иешуа. Прочти все предметы, используемые в этом обряде, и традиции принимают символизм, связанный с Мессией и Его жизнью. Для тех, кто верит, открывается более глубокий смысл Хавдалы и они начинают видеть не просто поверхностно, а глубже извлекая для себя более личное и глубокое понимание Бога.

Пламя свечи напоминает о знаменитых словах Мессии - "…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни." (Йоханан 8:12) Тушение свечи в вине символизирует Его смерть. Само вино напоминает нам о крови Иешуа, пролитой за грехи людей. Ароматные специи напоминают нам о том, что Иешуа в действительности был мертв, и был бальзамирован, и затем погребен. Вспоминается о том, что Иешуа не остался в могиле, а засиял опять на третий день, воскрес и затем вознесся, дав обещание нам вернуться в момент труднейших испытаний его народа. Таким образом даже ритуальные предметы Хавдалы укрепляют веру в Мессию Иешуа и воодушевляют к жизни, посвященной Богу.

Шаббат воспринимается как знамение завета между Богом и Израилем

Почитайте, кстати, посвященную в том числе и этой теме. Пиарю ее, воспользовавшись случаем. Проблема не в том, "может" или "не может". Проблема в другом.
Известно, что один американский рабочий лучше одного японского рабочего, а бригада из 10 японских рабочих лучше бригады из 10 американских рабочих.
Известно, что один конкретный еврейский рабочий может работать лучше одного среднестатистического гойского рабочего. Новозлатопольский еврейский национальный район, смотреть по ссылке выше, может выиграть социалистическое соревнование у одного аналогичного казачьего района. Но в длительной перспективе что-то не получается. Что, и почему?

Мне никогда и нигде не попадалась статистика производственного травматизма в Израиле, в том числе травматизма среди еврейских рабочих. Но есть личные наблюдения, и я вижу, что этот травматизм зашкаливает. Если статистика появится, уверен, она окажется шокирующей. Почти каждый, кто начинал работать в Израиле на стройке, на ферме, в слесарной мастерской, рано или поздно получал травму, как правило серьезную. В лучшем случае он через пару месяцев восстанавливал здоровье и в половине случаев менял работу, в худшем потеря здоровья оказывалась необратимой.

В середине 90-х А., парень 20 с небольшим лет от роду, сабра, работал на монтаже. Монтировались балки, заливаемые на строительной площадке в металлическую опалубку. Эти балки лежали в опалубке 3-4 дня, сверху их поливали водичкой, потом монтировали. В 15 сантиметрах от торцов балки вставляли проемообразователи диаметром приблизительно по 5 сантиметров, и в эти дырки при монтаже вставляли штыри, торчащие сверху из колонн. Потом отверстие заливали раствором. Понятно, что точность монтажа не была достаточной для того, чтобы этот штырь вошел точно на место, поэтому по штырю часто приходилось стучать молотком. Потом сверху надевали еще резиновую прокладку, чтобы получился шарнирный стык.

Очевидно, что балка, твердеющая без пропаривания на строительной площадке и выдерживаемая вдвое меньше, чем положено в таких случаях, рано или поздно сорвалась бы с монтажной петли. Это и произошло, когда под ней стоял А. Он как раз укладывал на место резиновую прокладку, и балка, косо встававшая на торчащий из колонны штырь, сорвалась с монтажной петли. Она упала прямо на правую руку А. Руку отрезали по локоть.
Недавно я его встретил. Он получает инвалидность в размере прожиточного минимума. За желание год с небольшим проработать после армии на стройке, чтобы получить подарок "за необходимую обществу работу" и накопить денег на поездку на Дальний Восток, человек расплачивается пожизненной инвалидностью. Так стоила ли игра свеч?
Человеку, работающему в слесарной мастерской, отрезает циркулярной пилой три пальца. Человек, работающий в поле, попадает под молотилку.

В другом месте на стройке работал бригадир из Шхема, человек, занимавшийся строительством всю жизнь. Летом ему помогал сын, 15 лет. Он приходил работать на каникулах. В 15 лет он умел делать все. Если бы он монтировал ту злосчастную балку, с 70-процентной вероятностью он отдернул бы руку, заметив боковым зрением, как она начинает падать с петли. Между началом выдергивания петли и падением балки всегда проходит две-три секунды. У А. бокового зрения не было, поэтому он остался инвалидом.

Есть слово sustainability - системная безопасность, системная стабильность. Именно это - то самое качество, которого не хватает еврейским рабочим. Именно поэтому еврейский рабочий всегда в длительной перспективе уступает "гойскому". В данном контексте sustainability можно перевести как профессионализм. Профессионализм - это когда человек даже в конце дня, в усталом, раздраженном состоянии, после ссоры с женой продолжает работать профессионально, системно безопасно, а не срывается и не делает глупости. Этому невозможно научиться, это должно присутствовать в подсознании. Один мой знакомый часто повторял прекрасную пословицу на идиш "Esn un trenen darf man kenen", "кушать и трахаться надо уметь". Типа, все кушают и все трахаются, но надо уметь делать и то, и это, иначе получается конфуз. Все надо уметь делать. Владимир Высоцкий пел в песне про волков: "Чуял волчьи ямы подушками лап". Волк учится этому с детства. Собака не умеет чуять подушками лап волчьи ямы, поэтому, оказавшись в лесу, она обязательно попадет в такую яму, особенно если в процессе прогулки думает о том, что она голодная, или мечтает о случке.

Аарон Давид Гордон был классиком сионизма, одним из теоретиков еврейского труда. Улицы и школы его имени есть в каждом израильском городе. В 48 лет, бросив непыльную работу чиновника где-то в царской России, Гордон, увлекшийся идеями Льва Толстого и одновременно идеями сионизма, репатриировался в Эрец-Исраэль. Тут он начал работать в одной из "квуцот". Рядом с ним работал оставшийся неизвестным молодой еврейский работяга. Потом он опубликовал свои воспоминания в одной из центральных израильских газет, которые я прочел. Так вот, "квуца" копала ямки под высадку деревьев. Молодой работяга выкапывал их втрое больше, чем уже пожилой А. Д. Гордон. Но Гордон был символом, знаменем, поэтому его держали в "квуце". А вот будущую держать там не стали, сказав: "Мы здоровая, а ты больная", и она оказалась на улице, став одной из многочисленных жертв "еврейского труда". В "квуце" не знали, что она станет знаменитой поэтессой.

Короче, причина всего, о чем шла речь выше - не еврейская культура и не "гены", разумеется, а тот простой факт, что физическим трудом надо начинать заниматься смолоду, чтобы это получалось хорошо и долго, и что в любой такой работе необходим профессионализм в широком смысле слова, который в возрасте после 25 лет нарабатывается очень редко и мало у кого. "Esn un trenen darf man kenen". Если Израилю будет суждено 100 лет стабильной жизни, и в нем возникнет единая гражданская нация, в конце концов в стране сформируются нормальный рабочий класс, крестьянство и интеллигенция. Но не раньше, и не без этих необходимых условий, и без сионистской кампанейщины, доказавшей свою контрпродуктивность. В противном случае получатся только перебитые кости, разможженные пальцы, натертые ноги. Они не нужны никому.

Христианство является общей религией для многих народов. Но так же имеет много различий исходя из религиозных требований и обычаев каждого из них. Иудаизм, католицизм, протестантство и православие — это разные направления одной и той же религии. И у каждой существуют свои дни подчиняющиеся особым требованиям и правилам. Примером может послужить день запрета на труд. Так, например, у русских это воскресенье, а у евреев — суббота.

Суббота у иудеев называется Шаббат. Он является седьмым днем недели у еврейского народа и как гласит, священное писание этого народа, Тора: «шесть дней Господь работал, а на седьмой — отдыхал». Верующие созданы по образу и подобию своего создателя, а поэтому поступать им надлежит так же как поступал Он. Книга, перечисляющая 39 запретных занятий, называется Талмуд. Помимо этого Институт технологий и еврейского законодательства, расположенный в Иерусалиме, каждый год в связи с возникающими новыми технологиями, пополняет данный список.

Вот несколько новых запретов принятых этим институтом:

  • Иудеям запрещается в субботу пользоваться любыми электронными приборами, такими как телевизор, телефон, компьютер и фотоаппаратом, видеокамерой и другими подобными достижениями науки и техники.
  • Запрещено использование любых инструментов и денег, а также нельзя использовать свечи, карандаши и спички.
  • Евреям не разрешается в субботу покидать окрестности города в котором он проживает, максимально допустимое расстояние, на которое он может удалиться, не должно превышать километра.

Правительство данной страны считает, что культура прививается с детства. И забота о воспитании будущего поколения лежит на родительских плечах.

Имеются всего два пункта, освобождающие от субботнего запрета:

  1. Когда человеческой жизни или здоровью что то угрожает, иудей должен сделать все, от него зависящее, что бы помочь ему. Поэтому службы оказания экстренной помощи в Израиле в субботу работают.
  2. Врач вызванный к больному обязан сделать все что требует его профессиональный дол

Немного информации о запретах у иудеев

В религии евреев существует 365 запретов, включая общие для всех христиан заповеди. Евреям запрещено употреблять в пищу свинину, а так же нельзя смешивать мясные и молочные продукты. Срок прошедший с момента употребления одного продукта до поедания другого должен составить не менее 2 часов.Птицу можно есть лишь при условии что упокоил ее специально обученный резчик-шойхет .Для евреев мужчин обязательно ношение пейсов, а для женщин религия предписывает прятать волосы под головным убором.

Евреи издавна жили по всему миру. Это народ любящий путешествия и неплохо уживающийся с другими народностями. Нация торговцев. В древние времена именно эта нация основала банковское дело. Ростовщики и менялы — они ссужали людям деньги под проценты и обменивали валюту. Иудеи единственная нация которая спокойна уживалась с мусульманами. Это был своеобразный симбиоз хищника и жертвы.

Постоянно воюющие во славу Аллаха, нуждались в постоянных денежных вливаниях. И евреи, своевременно делавшие свежие вливания в казну правителя, обеспечивали это. Если же у вас возникнет вопрос, почему мусульмане не отбирали имущество евреев. Ответ очевиден, если выразиться аллегорией: надежней каждый день питаться надоенным с коровы молоком, чем зарезать ее и наестся до отвала мяса, но всего лишь один раз.