Отличие «управления» от «менеджмента. Сравнение менеджмента и системы управления
Отличие менеджмента от управления
Управление – целенаправленный процесс, характеризующийся воздействием субъекта управления на объект управления. Субъекты управления – физические и юридические лица, которые имеют власть, оказывают воздействие (менеджеры), (организации). Объекты - физические и юридические лица, качество продукции, различные социальные экономические процессы: технологии (продаж), инновации, различные группы людей. Управление имеет три характерные особенности : 1 .Целенапрвленность процесса, требующего глубокого анализа, разработки и постановки глубоких целей. 2 .Неприрывность – нужно управлять постоянно. 3 .После истечения определенного периода обязательно осуществить сопоставление полученного результата с поставленной целью (результат может не соответствовать. Чем точнее результат соответствия поставленной цели, тем выше качество управления). Управление – глобальный процесс, осуществляемый на различных территориях, странах, в различных отраслях, системах. Менеджмент – управление конкретной организацией в рыночных условиях. Научное определение термина Менеджмент – это процесс оптимизации (эффективного использования) человеческих, материальных, финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Оксфордский словарь – менеджмент – способ манера общения людьми, власть и искусство управления, особого рода умения, административные навыки, орган управления административной единицей. физические и юридические лица. Менеджмент – область деятельности, сочетающая искусство и науку и демонстрировать растущий профессионализм. Менеджмент (как научная дисциплина) – совокупность принципов метода и средств управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии и развития организации (т.е. согласованного и эффективного функционирования всех элементов внешней и внутренней среды). Перед менеджментом стоят две главные задачи : 1 .Тактическая – поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов (на период – 1 год). 2 .Стратегическая – развитие и перевод организации в качественно новое состояние (в состояние адаптации к изменяющейся внешней среде (стратегический период - > 3-х лет; бизнес – проекты – 1,5 года)). Тактическая задача – для реализации главной тактической задачи – необходимо заниматься конкретными видами деятельности, которые тоже являются задачами. 1 .Деятельность – предотвращение и устранение антагонистических, деструктивных конфликтов (Конфликты: конструктивные и деструктивные (серьёзные)). 2 .Снижение уровня загрязнения природной среды. 3 .Обеспечение – высокого качества выпускаемой продукции, услуг (высокое – сопоставимое продукции международной системы качества). 4 .Изучение – потребностей рынка (потребителей), продукции и услуг. 5 .Формирование – процесса сбыта произведенной продукции и услуг. 6 .Рациональное обеспечение организации всеми видами ресурсов (материальные, человеческие, финансовые, информационные) и их эффективное использование. 7 .Создание благоприятного отношения к продукции и коллективу (имидж). 8 .Формирование международных, региональных коммуникативных связей. 9 .Обеспечение безопасности экономики и инфо деятельности организации. 10 .Созданиепроцесса мониторинга (учет, анализ, оценка, прогноз) элементов внутренней и внешней среды организации. 11 .Построение надежных организационныхструктур управления (наличие структур подразделяет менеджеров, работников, связи между ними). 12 .Повышение производительности индивидуального и коллективного труда, управленцев и рабочих, производящих и реализующих продукцию и услуги. Предмет изучения менеджмента – особая разновидность организационных отношений между людьми, существующих в форме обмена инфо и связанных с руководством, деловыми, хозяйственными процессами в рыночных условиях. Содержание менеджмента: 1 .Наука и искусство управления – знать и применять на практике. 2 .Вид профессиональной деятельности и процесс принятия управленческих решений. Менеджмент требует не только высшего образования, но и дополнительного Вузовского образования. 3 .Менеджмент – как коллектив менеджеров, орг. в виде структуры управления. Одна из важнейших проблем деятельности менеджеров – повышение результативности их труда (прежде всего в принятии управленческих решений) – решается эта проблема с помощью разделения труда и специализаций. Существует вертикальное и горизонтальное разделение труда . Вертикальное – в виде пирамиды, иерархии, лестницы:
Вертикальное разделение труда |
||
Менеджеры высшего уровня (6-10%) |
Директора, президенты, Ген. директора, советы директоров. ↓ |
|
Менеджеры среднего уровня (60%) |
Руководители структурных подразделений (отделов, филиалов и т.д.) ↓ |
|
Менеджеры низового уровня (30%) |
Бригадир, мастер, Зав. секторов, ведущий специалист ↓ |
|
Неуправляющие (служащие, исполнители) |
Экономисты, бухгалтера, секретари, продавцы, рабочие, специалисты |
Три уровня менеджмента: 1.Руководители высшего уровня – различная сфера ответственности, реализуют стратегическую задачу (всей системой). 2. Руководители среднего и низшего уровней – реализуют тактическую задачу и оперативное управление. Вертикальное разделение труда – 3-и уровня управления (менеджмент) или разделение по управлению (пирамида). Руководители, выполняющие общие функции управления – планирование, организация, мотивация, контроль, координация – называются линейными (вертикальные). На ряду с линейными руководителями (как правило на среднем уровне), которые выполняют специальные функции управления: финансовую и т.д. – функциональные (вертикальные). Горизонтальное разделение труда – разделением по функциям. Особенности управляемого труда 1 .УТ – умственный труд: 3-и вида деятельности: а)организационно-административная + воспитательная ; б)аналитическая и конструктивная ; в)информационно-технологическая . 2 .УТ участвует в создании материальных благ и оказании услуг через труд других работников (опосредовано). 3 .Предмет труда – инфо. 4 .Средства труда – организационно и вычислительная техника (телефон, факсы, компы). 5 .Результат труда – управленческое решение.
1.Организация как сист. состоящая из внутренней и внешней среды
Внутренняя среда : 1 .Основные переменные : люди, цели, задачи, организационная структура, технологии; 2 .Анализ (в зависимости от выбранной стратегии, от условий работы, от передачи инфо, от экономичности): 2.1 .Персонал – количество сотрудников, их образование, квалификация, компетентность, способности, возраст, пол (личное дело); 2.2 .Структура – эффективность; 2.3 .Финансы?; 2.4 .Производство – какое оборудование, есть ли, нет ли, % износа, эффективность оборудования, выполнение плана пр-ва; 2.5 .Маркетинг – сбытовая деятельность (спрос), комплекс маркетинга (ассортимент – что, почему, цена, доставка, коммуникационная политика); 2.6 .Культура – проявления культуры, по структуре (элементы), эффективная ли, (кодекс корпоративной этики). Внешняя среда : 1 .Прямого воздействия - участники рынка: 1 .Потребители (население, Гос-во, предприятия, международные), 2 .Поставщики (прямые, косвенные), 3 .Конкуренты (прямые, косвенные), 4 .Система правоохранительных и законодательных органов (налоговая, санпеднадзор), 5 .Фин. институты (банки, инвесторы, кредитные организации), 6 .СМИ; 2.Косвенного воздействия (действует на перспективу) – факторы: 1.Политико – правовые (кодексы, законы), 2.Экономические (уровень платежеспособности, инфляция, стабильность валюты, возможность кредитования, экономические кризисы, уровень занятости населения), 3.Социально – демографические (численность населения, плотность населения, уровень дохода семьи, состав семьи, жизненный цикл семьи (9)), 4.Культурно – географические (отдаленность, традиции, национальные особенности), 5.Научно – технические (конъюнктура спроса, баланс спроса и предложения, емкость рынка (принципиально возможный объем продаж по каждому наименованию товаров и услуг на 1 г. вперед), у нас, у конкурентов, сводный анализ конкурентов «+» и «-»).6.Международные факторы в связи с глобализацией рынка (отсутствие территориальных барьеров, привлекательность внешнего рынка). Характеристики внешней среды : 1 .Сложность (огромное кол-во участников рынка, факторы, изменения, которые трудно учитывать; 2 .Изменчивость; 3 .Динамичность (изменения во времени, непредсказуемость); 4 .Неопределенность.
2. Законы объективного менеджмента
1 .Закон синергии - возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. В результате возникает реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, перекрывающий потери, связанные с ограничением их самостоятельности. 2 .Закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения - объединением, специализации - универсализацией, дифференциации - интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды того и другого, а также существенно увеличить общие возможности.
3 .Закон организации - требует сохранения пропорциональности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать. 4 .Закон композиции - суть состоит в том, что функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели. Индивидуальные же задачи каждой из них уточняют и детализируют ее. 5 .Закон самосохранения - предполагает, что любая организация, или ее отдельная часть, стремится сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, изменения границ, замены ключевых фигур и т.п., а также экономию ресурсов, расширение сферы деятельности. 6 .Закон информированности - утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения. 7 .Закон необходимого разнообразия - устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор различных видов деятельности и располагала специалистами различного направления и уровня подготовки. 8 .Закон онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно меняющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.
1.Закон отрицания; 2.Закон количественных изменений в качественные, 3.Закон единства и борьбы противоположностей, Борьба противоположностей – есть источник внутренних противоречий. 4.Законы управления: 4.1.Законы единства и целостности системы; 4.2.Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы (гибкость внутр. ресурсов и гибкость организации); 4.3.Необходимости разнообразия систем.
Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия. 1 .пара категорий: объекты (6) и субъекты (5); 2 .виды – объекты менеджмента (4); 3 .ф-ции (3); 4 .принципы (2); 5 .методы (1). 1.Объектом менеджмента – является организация – сознательно скоординируемое сообщество людей для достижения определенных целей. 2.Субъектом менеджмента – менеджеры 3- уровней т.е. руководители, занимаемые посты, должности, наделенные правом, полномочиями для принятия управленческих решений в определенных сферах. 3.Виды менеджмента – специальные области человеческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента (чем должен заниматься менеджер, какими областями деятельности). На виды менеджер делится по признаку объекта : 1 .Общий (генеральный)→заключается в управлении деятельностью всей организацией или ее звеньев (ООО и т.д.); 2 .Специальный (функциональный)→заключается в управлении определенными сферами деятельности организации. Основные виды функционального менеджмента
Виды функционального менеджмента |
Краткое содержание |
1.Управление персоналом (человеческими ресурсами) |
Направлен на эффективное использование кадров (поиск, отбор, обучение, повышение квалификации, стимулирование, оценка труда (аттестация), планирование численности) |
2.Производственный менеджмент |
Направлен на оптимизацию производственного процесса (экономия материальных затрат; максимальная прибыль) |
3.Управление качеством |
Направлен на обеспечение продукции соответствия требованиям Международной системы качества (конкурентоспособность) |
4.Управление маркетингом |
Направлен на нахождения наилучших способов взаимодействия организации с потребителями продукции и услуг (чтобы клиенты были довольны) |
5.Снабженческо – сбытовой менеджмент |
Направлен на торговые операции, заключение договорных отношений (на доставку сырья, продукции) |
6.Финансовый М-т |
Направлен на регулирование денежных потоков (бюджетов, планов, оценка фин. состояний) |
7.Нологовый М-т |
Самостоятельный |
8.Эккаутинг (АФХД) |
Управление процессом сбора, обработки и анализа данных о деятельности организации (производительность, сумма доходов, затрат, прибыль, рентабельность …) их сравнение с плановыми показателями, результатами деятельности др. организаций этой отрасли, а также со средними областными, средними республиканскими. Эта работа проводится с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и возможностей организации и разработка путей для рассмотрения проблем. |
9.Иновационный М-т (новшество) |
Направлен на создание, разработку, внедрение новых товаров и услуг, технологий. Оценить эффективность каждой инновации и затраты (срок окупаемости) |
10.Риск М-т |
Умение определить возможные риски, степень их вероятности – каждого, возможный размер убытков. Профилактика рисков (как избежать и минимизировать) |
11.Экологический |
Изучение, улучшение природной среды |
12.ВЭД (международный) |
Изучение разл. М-тов в разных странах |
На виды М-т делится по содержанию : 1 .Нормативный – разработка и реализация, философия ор-ции (миссия), ее предпр-ой Х, необходимо знать и соблюдать нормативные и законодательные акты (кодексы, законы). 2 .Стратегический – М-т – разработка набора стратегий, их распределение во времени, формирование, потенциал успеха, обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегии. 3 .Оперативный М-т – это разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий. Черты эффективного м-ра – В международной практике приняты черты: ориентация на энергичное, быстрое действие, постоянный контакт с потребителем, предоставление сотрудникам определенной автономии порождающих их предприимчивость, ориентация на человека, как на главного источника высокой эффективности производительности, наличие немногочисленного, но труда высоко квалифицированного штата сотрудников . Эффективность м-та – результативность упр-ой деят-ти, критериями которой являются: 1 .Действенность – степень достижения цели орг-ции (план / факт результатов), 2 .Экономичность – соот. необходимого и фактического расхода ресурсов, 3 .Качество (продукта, услуги) – соот. хар-к товаров (услуг) стандартам и требованиям потребностей, 4 .Прибыльность – соот м/у доходами и суммарными издержками, 5 .Продуктивность – соот объема товаров и услуг за определенный период и затрат ресурсов соот данному объему трудовых, материальных, финансовых затрат, 6 .Качество трудовой жизни – условии труда (психики – физические, санитарные, эргономичность), 7 .Иновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях дея-ти орг-ции (маркетинг, пр-во, оснащение). Экономические показатели эффективности управления: 1 .Эф-ть упр – Эу=П (прибыль)/Зу (Затраты на управление); 2 .Коэф. численности упр раб – Кч=Чу (численность управленцев)/ Ч (общую численность); 3 .Коэф. затрат – З упр/З (общие затраты); 4 .Коэф. затрат на упр на ед. выпуска продукции или услуги – Кз=З упр/выпуск продукции (∑). 5 .Коротковым предложена формула эффективности м-та (анализ, диагностика, проектирования): НЗ (Научные знания)+РП (Рецепты поведения)+ОСО (Осознание собственного опыта)+ПН (компетенция – практические навыки и умения)+ИУ (Искусство упр)
Когда простой нормальный человек заходит в интернет, у него может сложиться впечатление, что менеджмент и управление – это практически одно и то же. В принципе, эти два понятия связаны между собой, одно вытекает из другого. Попробуем разобраться на простых примерах, применяя особенности нашего менталитета.
Что такое управление
Управление – это воздействие на объект, для достижения каких-либо целей. Объекты бывают:
- Группы людей (государство и политика)
- Предметы и механизмы.
- Организации.
- Коммуникация.
- Информация.
- Финансы.
В нашем случае будем руководствоваться управлением в организации (на предприятии).
Что такое менеджмент
Менеджмент – это совокупность различных способов управления , то есть, говоря простым языком, это наука о том, как сделать управление более эффективным.
Как это происходит на практике? Допустим, вы руководитель небольшого бизнеса и у вас малое предприятие (10 – 20 человек, возможно чуть больше). Вы здесь царь и бог. Вы наделены полномочиями, чётко знаете, чего хотите и требуете исполнения поставленной задачи от подчинённых. Вы здесь одновременно выступаете в роли предпринимателя, разрабатываете и контролируете различные способы по улучшению работы вашей фирмы.
Если же бизнес становится более крупным, то без заместителей (эффективных менеджеров) вам не обойтись, потому что большие организации нуждаются в больших объёмах управленческой работы. К тому же одной из основных функций руководителя предприятия является ведение переговоров с другими организациями. А это занимает по некоторым данным более половины рабочего времени руководителя организации.
Особенности менеджмента за рубежом
Немецкий менеджмент характеризуется:
- Модернизацией производства, длительным процессом внедрения новых технологий.
- Прагматизмом, отличной дисциплиной, дальновидностью.
- Руководство компанией осуществляется двумя структурами: наблюдательным советом и правлением.
Американский менеджмент руководствуется следующими понятиями:
- Менеджеры действуют прямолинейно, прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах.
- Менеджеры сразу переходят к самой сути вопроса.
Японский менеджмент имеет следующие особенности:
- Использует практику пожизненного найма.
- Рабочее время нужно проводить только в форменной одежде.
- Организация общей столовой для руководителей и рабочих.
- Обязательное награждение за успехи в труде.
Западная модель менеджмента в целом характеризуется:
- Принцип единоначалия руководителя в принятии решения.
- Отсутствие у сотрудников чувства преданности к работе.
- Разграничение личных и деловых отношений.
Можно сделать вывод, что каждая модель менеджмента приводит к разному уровню эффективности организации.
Чем отличается менеджмент от управления
- Понятие менеджмент чаще всего используется в производстве, торговле и т. д., то есть в тех сферах жизнедеятельности человека, которые приносят прибыли, а управление к любым воздействиям субъекта на объект (управление экскаватором, государством и предприятием в том числе).
- Управление – понятие более старое и обширное , а менеджмент – лишь составная часть способов управления.
- Менеджмент – способ воздействия на социально-экономические составляющие человеческой жизнедеятельности при помощи науки. Управление – совокупность наук, отличающихся разными подходами или методами.
Способы управления в наших организациях
Хороший менеджер должен понимать взаимосвязь всех производственных процессов , владеть текущей ситуацией на предприятии, прогнозировать состояние рынка (спрос, предложения). Самое главное владеть искусством управления персоналом, быть своего рода психологом. Ведь не секрет, что в процессе производства могут возникнуть противоречия с профсоюзами, трудовым законодательством, интригами которые всегда имеют место в любом трудовом коллективе.
Пример из жизни: В нашем предприятии А имеется несколько производственных участков, выпускающих различные виды продукции. Все мощности загружены до предела. В этот момент заместителю по коммерции попадается срочный заказ, на котором фирма может неплохо заработать.
Менеджер начинает лихорадочно соображать: «Ага, на участке металлообработки у меня имеется карманный мастер. Неплохой семьянин, ответственный работник, знающий всю подноготную производства. Всё бы ничего, но есть большой минус – запой раз или два в году уже давно должен был поставить крест на карьере начальника цеха». Но у управленца на сей счёт другое мнение. Он знал, что начальник цеха металлообработки, чувствуя свою вину, выполнит срочный заказ вовремя не в ущерб всему производству, что мастер будет в буквальном смысле жить в цеху в дополнительное время и выходные дни и отыщет способ уговорить рабочих поработать сверхурочно. Что мы имеем в результате:
- У предприятия образовалась сверхзапланированная прибыль.
- Показатели растут, директор доволен.
- У заместителя директора прибавилось наличных (заказ то ведь срочный, а за скорость можно и заплатить).
- Рабочие получили премию.
- Начальник цеха немного реабилитирован (по крайней мере, пока).
Итог: из приведенного примера следует, что наш менеджмент несколько отличается от японского, немецкого или американского. Нашим управленцам иногда приходится находить нестандартные решения, хотя мировой опыт никто не отменял и желательно использовать его по максимуму.
Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.
Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».
разница между менеджментом от управлением заключается в следующем :
Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.
Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).
Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.
Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.
4 Понятие науки управления. Подходы к понятию менеджмент.
Суть любого управления – это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов.
Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.
Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. По виду и направлению деятельности функции различают общие , конкретные и специальные
Общие (основные) функции управления :
осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления;
присущи управлению любой организации;
разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;
относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.
Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.
Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Функции менеджмента – специфические действия руководителя в системе управления.
Функции менеджмента классифицируются по двум группам:
1) общие, те, которые выполняются всеми руководителями, не зависимо от сферы деятельности и масштабов организации;
2) специфические, которые выполняются руководителем в зависимости от конкретной ситуации и используемых методов управления.
Общие функции управления рассматриваются в теории Анри Файоля, где деятельность руководителя разделена на 5 функций:
1 Планирование – разработка последовательности действий, направленных на выполнение цели: стратегическое (плановые задания на длительный период времени и как правило включает прогнозные действия) и тактическое (детализация стратегического плана на краткосрочный период выполнения действий).
2 Организация – создание структуры подразделений, которые будут выполнять плановые задания)..
3 Мотивация - связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации.
Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные (стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы) и процессуальные (анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения).
Стимулирование - это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда.
4 Координация (руководство) – выполняется руководителем при выполнении исполнителями плановых, установленных заданий
5 Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль объединяет все виды управленческой деятельности.Существует три основных вида контроля: предварительный,текущий и заключительный.
Менеджмент и управление: соотношение понятий.
Предмет изучения науки менеджмента
Наука менеджмента относится к экономико-организационным, социально-психологическим наукам, поскольку изучает отношения в связи людей в процессе управления производством.
При определении предмета изучения науки менеджмента исходят из сущности управления как особой деятельности, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. В процессе управления люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать менеджмент – значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования отношений управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.
Предметом изучения науки менеджмента являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Эти связи отражают совместный труд участников управления и производства.
Задача науки менеджмента – выявление закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства, раскрытие сущности рассматриваемых явлений, определение законов, управляющих изучаемыми процессами; создание системного представления о механизме организации управления.
Цель науки менеджмента – помочь формированию оптимального процесса управления; обеспечить бесперебойный и планомерный ход производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Сущностью любого управления является воздействие.
Предметом труда в менеджменте является информация. Информация как научная категория – сведения, несущие в себе что-то новое.
Результатом труда менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления.
Результатом деятельности менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления. Решение как научная категория – выбор оптимального вари анта из ряда альтернатив.
Объектом менеджмента являются предприятия и организации.
Менеджмент и управление: соотношение понятий.
Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.
В российской экономике в широком употреблении слово «менеджмент» появилось в связи с переходом на рыночные отношения и необходимостью руководствоваться принципами рыночной экономики в управлении российскими предприятиями. Деятельность, заключающуюся в управлении персоналом фирмы, ее работниками, принято называть менеджментом.
Другие ученые рассматривают менеджмент как науку об эффективном управлении предприятием, которая включает в себя учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о стратегии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (социологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологическая часть); главным в менеджменте является выделение, определение и применение на практике всеобщих принципов управления.
Иными словами, менеджмент - это функция, вид деятельности по управлению производством; руководству отдельными работниками, рабочей группой в организациях; определенная категория людей, осуществляющая управленческую деятельность.
Управление же - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаимодействия внутрисистемного и межсистемного.
Управление понятие более широкое, чем менеджмент. Неслучайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персональный, международный, экологический, производственный, снабжения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяют выделить до 80 видов управления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды.
В зарубежной теории и практике термин «управление» объединяет все множество форм (точнее, форм объектов, на которые могут быть направлены управляющие воздействия) - от управления простейшими механизмами до управления государствами. Таким образом, управление представляет собой обобщающее понятие, хотя его применяют и для обозначения воздействия людей на технические системы. Менеджмент же обозначает управление объектами только социально-экономической природы. При этом изначально менеджмент вообще сводили к управлению только «социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании». Управление же государством, административно-территориальными единицами, другими организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, например благотворительными фондами, называли администрированием. Несмотря на узость изначального толкования понятия «менеджмент», под ним вместе с тем понимали и систему знаний об управлении людьми, и способы или манеру общения отдельных руководителей со своими подчиненными, и искусство оказывать влияние на них, и конкретные навыки решения проблем упорядочения совместной деятельности, и организационные структуры фирм, корпораций, и еще многое-многое другое. В Оксфордском словаре английского языка термин «менеджмент» толкуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Питер Друкер, один из известных американских теоретиков менеджмента, утверждает: «Термин „менеджмент" исключительно труден для понимания... Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая и английский язык Британских, островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в не имеющих отношения к бизнесу организациях, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах». Хотя в последнее время подавляющая часть американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Эта оговорка относится к соотношению понятий «менеджмент» и «администрирование». Что же касается понятия «управление», то его употребляют в основном как обобщающее, впитывающее в себя все формы управленческой деятельности людей. В частных же случаях его применяют только для обозначения воздействия людей на технические системы с целью изменения их движения или состояния (например, управление кораблем, станком и т.п. или управление химической реакцией). А «менеджмент», подчеркнем еще раз,- это управление исключительно в организационных системах.
Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.
TheDifference.ru определил, что разница между менеджментом от управлением заключается в следующем:
Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.
Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).
Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.
Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.
Понятия «менеджмент» и «управление» очень 172 близки. Иногда они даже отождествляются. С техничес кой точки зрения это не вызывает никаких возражений, ибо в дословном переводе на русский язык менеджмент обозначает управление. Как культурные явления менеджмент и управление, несомненно, различаются. Менеджмент - это прежде всего инструмент коммерческого управления в рыночном обществе. Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в США еще в 80-е гг. XX в. Сегодня в американских школах бизнеса преподают социологию, право, экономику, психологию, философию. Таким образом, пять поколений американских менеджеров имеют профессиональную подготовку в области человеке- и обществознания, финансов и менеджмента. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления персоналом, мотивации и стилей руководства, исчисляется если не миллионами, то сотнями тысяч. При этом речь идет не только о прикладных, но и о фундаментальных исследованиях. Понятие управления - в узком и широком смыслах этого слова - применимо к любому человеческому обществу независимо От исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада. Управление является предметом изучения многих наук. Социология изображает его в виде пирамиды социальных отношений. С социологической точки зрения управление представляет собой иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях в должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочий. Как универсальное явление управление находит свое воплощение в том или ином типе организационной структуры - линейном, линейно-штабном, матричном, на который накладываются социальная и культурная специфики общества. Самый древний тип структуры управления называют линейным. В XX в. линейную структуру сменили сначала линейно-штабная, включающая наряду с соподчиненными по иерархии руководителями штаб специалистов-консультантов, а затем матричная, состоящая из временных рабочих групп, создаваемых для решения конкретной задачи, организационные структуры управления. Менеджмент - чрезвычайно емкое понятие, содержание которого можно рассматривать как: 1) науку и практику управления; 2) организацию управления; 3) процесс принятия управленческих решений; 4) опре деленную категорию людей, получивших образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный институт и специфическую субкультуру, обладающую собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами. Менеджмент как наука и практика управления Под научными основами управления понимается система научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, внесшие существенный вклад в развитие современной теории и практики управления: концепция научного управления (Ф. Тейлор), административного управления (А Файоль), управления с позиций психологии и человеческих отношений (впервые определившая менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», А. Маслоу), управления с позиций науки о поведении. Последняя представляет собой современную теорию, получившую развитие в 1960-е гг., основным кредо которой является повышение эффективности организации посредством повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Основной целью этой концепции является стремление помочь работнику в развитии собственных возможностей на базе использования открытий, сделанных в рамках поведенческих наук. Кроме вышеперечисленных концепций, существует три научных подхода к управлению, получивших развитие в современных условиях: подход к управлению как к процессу (определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных, взаимосвязанных действий- функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций; оптимальный набор включает, однако, следующие: планирование, организация, распорядительство (ко- мандование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок); системный подход (предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды); ситуационный подход (предполагает, что пригодность различных методов управления определяется текущей ситуацией (т. е. конкретным набором обстоятельств, оказывающих воздействие на функционирование организации в данное время). Поскольку как в самой организации, так и в окружающей ее среде действует огромное множество факторов, говорить об универсальном способе управления организацией не приходится. Самым эффективным в конкретной ситуации методом управления является тот, что в наибольшей степени соответствует ее специфике). Менеджменткакпроцессуправления организациями. В данном случае содержание менеджмента рассматривается с точки зрения достижения - в процессе деятельности - организацией определенных результатов. В рамках данной трактовки можно говорить о менеджменте как об органе управления (т. е. некой структуре, в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей); различных уровнях аппарата управления; организации работы коллектива во имя достижения намеченной цели наиболее рациональным способом; системе управления, в которой фирма или ее подразделение выступают в качестве управляемых объектов. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Любая ситуация, возникающая в процессе управления, требует от руководителя-менеджера принятия соответствующих решений, касающихся, в том числе, изменения целей и программы будущих действий. Управляемый объект имеет внешнюю среду - рыночные отношения - к состоянию которой он должен приспосабливаться, опираясь на обратную связь. Отсюда всякое управленческое решение является результатом реагирования на информацию, полученную посредством обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. Принятие решений - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.
Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления, обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.
Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений- задачи, человек, управленческая деятельность.
Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного менеджмента, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое органичное целое. Понятие менеджмента не отделимо от понятия управления.
Целю настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов менеджмента и управления и определение отличительные особенности этих понятий.
Понятие менеджмента
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Есть и другие определения менеджмента. Менеджмент - руководство людьми в разнообразных организациях. Менеджмент - область человеческих знаний, помогающая осуществить функцию управления людьми. Разнообразие определений менеджмента вызывается многообразием задач, которые он решает.
Менеджмент - это управление: самим собой, коллективом людей и человеко-машинными системами, к которым относятся практически любые организации. Теория управления людьми позволяет понять, что управление это не только принуждение с помощью административно-правовых, организационно-распорядительных и экономических методов, но и менеджмент персонала - обеспечение роста сотрудников в организации и их адаптация в коллективе. Менеджмент организации в соответствии с многообразием управленческих функций включает следующие виды менеджмента: оперативный, стратегический, инновационный, финансовый. Взаимосвязь задач, решаемых менеджментом, показана на рис. 1.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов.
Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:
чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности (а не только на доходы ее владельцев);
чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия.
Рисунок 1. Структурная схема взаимосвязи задач, решаемых менеджментом
Бизнес - это вид экономической деятельности, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Основными формами организации бизнеса являются индивидуальное предпринимательство, партнерство и корпорация.
Менеджер имеет дело в основном с корпорациями. Корпорация является юридическим лицом, отделенным с позиций хозяйственного права от ее владельцев. Права владения корпорацией отдельными лицами определяются количеством акций-долей капитала. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпораций, определяемую их вкладом в акции. Акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не собственник вложенного капитала, а держатель права получать дивиденды и принимать участие в управлении делами компании.
Задача управления коллективами людей существовала всегда, как и были организации, в которых можно было выделить уровни управления. Ставилась цель с помощью организации заработать больше денег или получить политическую власть. Однако законы управления не изучались. Гениальные организаторы решали все вопросы интуитивно.
В 1911 г. Фредерик Тейлор опубликовал книгу: "Принципы научного управления". Он исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов и управление рабочими в плане их обучения может внести существенный вклад в успех организации.
Можно выделить несколько различных школ управления: школа научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческая, а также наука управления, которая включает количественный процессный, системный и ситуационный подход.
Понятие управления
Под парадигмой управления понимается система взглядов, определяющая стержень мышления управленцев и экономистов. В плановой экономике парадигму управления составляли: политизация, концентрация производства, монополизация, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого государственного комплекса страны.
При переходе к рыночным отношениям формируется новая парадигма управления. Суть ее в следующем: гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанного на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Вмешательство государства допускается в следующих сферах: государственная поддержка науки, социально-экономическая сфера, структурно-инвестиционная, валютно-финансовая, научно-техническая. Рычагами управления в этом случае являются государственные заказы, лицензирование импорта и экспорта, установление кредитных ставок, стимулирование рационального использования ресурсов. Признание внерыночными следующих сфер хозяйствования: экология, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурно-региональных диспропорций, развитие эффективных международных отношений.
Если рассматривать управление как науку, то управление - это система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Управление подразумевает способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Управление это целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Процесс управления представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".
Аппарат управления это совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
В управлении выделяют текущее, оперативное управление. Оперативное управление - управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.
Органами управления являются организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.
В процессе управления возникают различные отношения управления, которые заключаются в отношениях между людьми в процессе управления, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления.
Система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.
Выделяют следующие функции управления:
- определение целей и планирование;
- организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей;
- учет и контроль исполнения.
Основной целью управления является обеспечение слаженной работы звеньев системы управления для выполнения договорных обязательств при экономически целесообразном использовании всех видов ресурсов.
Похожая информация.