Отличие «управления» от «менеджмента. Сравнение менеджмента и системы управления





Отличие менеджмента от управления

Управление целенаправленный процесс, характеризующийся воздействием субъекта управления на объект управления. Субъекты управления – физические и юридические лица, которые имеют власть, оказывают воздействие (менеджеры), (организации). Объекты - физические и юридические лица, качество продукции, различные социальные экономические процессы: технологии (продаж), инновации, различные группы людей. Управление имеет три характерные особенности : 1 .Целенапрвленность процесса, требующего глубокого анализа, разработки и постановки глубоких целей. 2 .Неприрывность – нужно управлять постоянно. 3 .После истечения определенного периода обязательно осуществить сопоставление полученного результата с поставленной целью (результат может не соответствовать. Чем точнее результат соответствия поставленной цели, тем выше качество управления). Управление – глобальный процесс, осуществляемый на различных территориях, странах, в различных отраслях, системах. Менеджмент – управление конкретной организацией в рыночных условиях. Научное определение термина Менеджмент – это процесс оптимизации (эффективного использования) человеческих, материальных, финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Оксфордский словарь – менеджмент – способ манера общения людьми, власть и искусство управления, особого рода умения, административные навыки, орган управления административной единицей. физические и юридические лица. Менеджмент – область деятельности, сочетающая искусство и науку и демонстрировать растущий профессионализм. Менеджмент (как научная дисциплина) – совокупность принципов метода и средств управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии и развития организации (т.е. согласованного и эффективного функционирования всех элементов внешней и внутренней среды). Перед менеджментом стоят две главные задачи : 1 .Тактическая – поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов (на период – 1 год). 2 .Стратегическая – развитие и перевод организации в качественно новое состояние (в состояние адаптации к изменяющейся внешней среде (стратегический период - > 3-х лет; бизнес – проекты – 1,5 года)). Тактическая задача – для реализации главной тактической задачи – необходимо заниматься конкретными видами деятельности, которые тоже являются задачами. 1 .Деятельность – предотвращение и устранение антагонистических, деструктивных конфликтов (Конфликты: конструктивные и деструктивные (серьёзные)). 2 .Снижение уровня загрязнения природной среды. 3 .Обеспечение – высокого качества выпускаемой продукции, услуг (высокое – сопоставимое продукции международной системы качества). 4 .Изучение – потребностей рынка (потребителей), продукции и услуг. 5 .Формирование – процесса сбыта произведенной продукции и услуг. 6 .Рациональное обеспечение организации всеми видами ресурсов (материальные, человеческие, финансовые, информационные) и их эффективное использование. 7 .Создание благоприятного отношения к продукции и коллективу (имидж). 8 .Формирование международных, региональных коммуникативных связей. 9 .Обеспечение безопасности экономики и инфо деятельности организации. 10 .Созданиепроцесса мониторинга (учет, анализ, оценка, прогноз) элементов внутренней и внешней среды организации. 11 .Построение надежных организационныхструктур управления (наличие структур подразделяет менеджеров, работников, связи между ними). 12 .Повышение производительности индивидуального и коллективного труда, управленцев и рабочих, производящих и реализующих продукцию и услуги. Предмет изучения менеджмента – особая разновидность организационных отношений между людьми, существующих в форме обмена инфо и связанных с руководством, деловыми, хозяйственными процессами в рыночных условиях. Содержание менеджмента: 1 .Наука и искусство управления – знать и применять на практике. 2 .Вид профессиональной деятельности и процесс принятия управленческих решений. Менеджмент требует не только высшего образования, но и дополнительного Вузовского образования. 3 .Менеджмент – как коллектив менеджеров, орг. в виде структуры управления. Одна из важнейших проблем деятельности менеджеров – повышение результативности их труда (прежде всего в принятии управленческих решений) – решается эта проблема с помощью разделения труда и специализаций. Существует вертикальное и горизонтальное разделение труда . Вертикальное – в виде пирамиды, иерархии, лестницы:

Вертикальное разделение труда

Менеджеры высшего уровня (6-10%)

Директора, президенты, Ген. директора, советы директоров. ↓

Менеджеры среднего уровня (60%)

Руководители структурных подразделений (отделов, филиалов и т.д.) ↓

Менеджеры низового уровня (30%)

Бригадир, мастер, Зав. секторов, ведущий специалист ↓

Неуправляющие (служащие, исполнители)

Экономисты, бухгалтера, секретари, продавцы, рабочие, специалисты

Три уровня менеджмента: 1.Руководители высшего уровня – различная сфера ответственности, реализуют стратегическую задачу (всей системой). 2. Руководители среднего и низшего уровней – реализуют тактическую задачу и оперативное управление. Вертикальное разделение труда – 3-и уровня управления (менеджмент) или разделение по управлению (пирамида). Руководители, выполняющие общие функции управления – планирование, организация, мотивация, контроль, координация – называются линейными (вертикальные). На ряду с линейными руководителями (как правило на среднем уровне), которые выполняют специальные функции управления: финансовую и т.д. – функциональные (вертикальные). Горизонтальное разделение труда – разделением по функциям. Особенности управляемого труда 1 .УТ – умственный труд: 3-и вида деятельности: а)организационно-административная + воспитательная ; б)аналитическая и конструктивная ; в)информационно-технологическая . 2 .УТ участвует в создании материальных благ и оказании услуг через труд других работников (опосредовано). 3 .Предмет труда – инфо. 4 .Средства труда – организационно и вычислительная техника (телефон, факсы, компы). 5 .Результат труда – управленческое решение.

1.Организация как сист. состоящая из внутренней и внешней среды

Внутренняя среда : 1 .Основные переменные : люди, цели, задачи, организационная структура, технологии; 2 .Анализ (в зависимости от выбранной стратегии, от условий работы, от передачи инфо, от экономичности): 2.1 .Персонал – количество сотрудников, их образование, квалификация, компетентность, способности, возраст, пол (личное дело); 2.2 .Структура – эффективность; 2.3 .Финансы?; 2.4 .Производство – какое оборудование, есть ли, нет ли, % износа, эффективность оборудования, выполнение плана пр-ва; 2.5 .Маркетинг – сбытовая деятельность (спрос), комплекс маркетинга (ассортимент – что, почему, цена, доставка, коммуникационная политика); 2.6 .Культура – проявления культуры, по структуре (элементы), эффективная ли, (кодекс корпоративной этики). Внешняя среда : 1 .Прямого воздействия - участники рынка: 1 .Потребители (население, Гос-во, предприятия, международные), 2 .Поставщики (прямые, косвенные), 3 .Конкуренты (прямые, косвенные), 4 .Система правоохранительных и законодательных органов (налоговая, санпеднадзор), 5 .Фин. институты (банки, инвесторы, кредитные организации), 6 .СМИ; 2.Косвенного воздействия (действует на перспективу) – факторы: 1.Политико – правовые (кодексы, законы), 2.Экономические (уровень платежеспособности, инфляция, стабильность валюты, возможность кредитования, экономические кризисы, уровень занятости населения), 3.Социально – демографические (численность населения, плотность населения, уровень дохода семьи, состав семьи, жизненный цикл семьи (9)), 4.Культурно – географические (отдаленность, традиции, национальные особенности), 5.Научно – технические (конъюнктура спроса, баланс спроса и предложения, емкость рынка (принципиально возможный объем продаж по каждому наименованию товаров и услуг на 1 г. вперед), у нас, у конкурентов, сводный анализ конкурентов «+» и «-»).6.Международные факторы в связи с глобализацией рынка (отсутствие территориальных барьеров, привлекательность внешнего рынка). Характеристики внешней среды : 1 .Сложность (огромное кол-во участников рынка, факторы, изменения, которые трудно учитывать; 2 .Изменчивость; 3 .Динамичность (изменения во времени, непредсказуемость); 4 .Неопределенность.

2. Законы объективного менеджмента

1 .Закон синергии - возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. В результате возникает реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, перекрывающий потери, связанные с ограничением их самостоятельности. 2 .Закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения - объединением, специализации - универсализацией, дифференциации - интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды того и другого, а также существенно увеличить общие возможности.

3 .Закон организации - требует сохранения пропорциональности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать. 4 .Закон композиции - суть состоит в том, что функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели. Индивидуальные же задачи каждой из них уточняют и детализируют ее. 5 .Закон самосохранения - предполагает, что любая организация, или ее отдельная часть, стремится сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, изменения границ, замены ключевых фигур и т.п., а также экономию ресурсов, расширение сферы деятельности. 6 .Закон информированности - утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения. 7 .Закон необходимого разнообразия - устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор различных видов деятельности и располагала специалистами различного направления и уровня подготовки. 8 .Закон онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно меняющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

1.Закон отрицания; 2.Закон количественных изменений в качественные, 3.Закон единства и борьбы противоположностей, Борьба противоположностей – есть источник внутренних противоречий. 4.Законы управления: 4.1.Законы единства и целостности системы; 4.2.Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы (гибкость внутр. ресурсов и гибкость организации); 4.3.Необходимости разнообразия систем.

Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия. 1 .пара категорий: объекты (6) и субъекты (5); 2 .виды – объекты менеджмента (4); 3 .ф-ции (3); 4 .принципы (2); 5 .методы (1). 1.Объектом менеджмента – является организация – сознательно скоординируемое сообщество людей для достижения определенных целей. 2.Субъектом менеджмента – менеджеры 3- уровней т.е. руководители, занимаемые посты, должности, наделенные правом, полномочиями для принятия управленческих решений в определенных сферах. 3.Виды менеджмента – специальные области человеческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента (чем должен заниматься менеджер, какими областями деятельности). На виды менеджер делится по признаку объекта : 1 .Общий (генеральный)→заключается в управлении деятельностью всей организацией или ее звеньев (ООО и т.д.); 2 .Специальный (функциональный)→заключается в управлении определенными сферами деятельности организации. Основные виды функционального менеджмента

Виды функционального менеджмента

Краткое содержание

1.Управление персоналом (человеческими ресурсами)

Направлен на эффективное использование кадров (поиск, отбор, обучение, повышение квалификации, стимулирование, оценка труда (аттестация), планирование численности)

2.Производственный менеджмент

Направлен на оптимизацию производственного процесса (экономия материальных затрат; максимальная прибыль)

3.Управление качеством

Направлен на обеспечение продукции соответствия требованиям Международной системы качества (конкурентоспособность)

4.Управление маркетингом

Направлен на нахождения наилучших способов взаимодействия организации с потребителями продукции и услуг (чтобы клиенты были довольны)

5.Снабженческо – сбытовой менеджмент

Направлен на торговые операции, заключение договорных отношений (на доставку сырья, продукции)

6.Финансовый М-т

Направлен на регулирование денежных потоков (бюджетов, планов, оценка фин. состояний)

7.Нологовый М-т

Самостоятельный

8.Эккаутинг (АФХД)

Управление процессом сбора, обработки и анализа данных о деятельности организации (производительность, сумма доходов, затрат, прибыль, рентабельность …) их сравнение с плановыми показателями, результатами деятельности др. организаций этой отрасли, а также со средними областными, средними республиканскими. Эта работа проводится с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и возможностей организации и разработка путей для рассмотрения проблем.

9.Иновационный М-т (новшество)

Направлен на создание, разработку, внедрение новых товаров и услуг, технологий. Оценить эффективность каждой инновации и затраты (срок окупаемости)

10.Риск М-т

Умение определить возможные риски, степень их вероятности – каждого, возможный размер убытков. Профилактика рисков (как избежать и минимизировать)

11.Экологический

Изучение, улучшение природной среды

12.ВЭД (международный)

Изучение разл. М-тов в разных странах

На виды М-т делится по содержанию : 1 .Нормативный – разработка и реализация, философия ор-ции (миссия), ее предпр-ой Х, необходимо знать и соблюдать нормативные и законодательные акты (кодексы, законы). 2 .Стратегический – М-т – разработка набора стратегий, их распределение во времени, формирование, потенциал успеха, обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегии. 3 .Оперативный М-т – это разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий. Черты эффективного м-ра – В международной практике приняты черты: ориентация на энергичное, быстрое действие, постоянный контакт с потребителем, предоставление сотрудникам определенной автономии порождающих их предприимчивость, ориентация на человека, как на главного источника высокой эффективности производительности, наличие немногочисленного, но труда высоко квалифицированного штата сотрудников . Эффективность м-та – результативность упр-ой деят-ти, критериями которой являются: 1 .Действенность – степень достижения цели орг-ции (план / факт результатов), 2 .Экономичность – соот. необходимого и фактического расхода ресурсов, 3 .Качество (продукта, услуги) – соот. хар-к товаров (услуг) стандартам и требованиям потребностей, 4 .Прибыльность – соот м/у доходами и суммарными издержками, 5 .Продуктивность – соот объема товаров и услуг за определенный период и затрат ресурсов соот данному объему трудовых, материальных, финансовых затрат, 6 .Качество трудовой жизни – условии труда (психики – физические, санитарные, эргономичность), 7 .Иновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях дея-ти орг-ции (маркетинг, пр-во, оснащение). Экономические показатели эффективности управления: 1 .Эф-ть упр – Эу=П (прибыль)/Зу (Затраты на управление); 2 .Коэф. численности упр раб – Кч=Чу (численность управленцев)/ Ч (общую численность); 3 .Коэф. затрат – З упр/З (общие затраты); 4 .Коэф. затрат на упр на ед. выпуска продукции или услуги – Кз=З упр/выпуск продукции (∑). 5 .Коротковым предложена формула эффективности м-та (анализ, диагностика, проектирования): НЗ (Научные знания)+РП (Рецепты поведения)+ОСО (Осознание собственного опыта)+ПН (компетенция – практические навыки и умения)+ИУ (Искусство упр)

Когда простой нормальный человек заходит в интернет, у него может сложиться впечатление, что менеджмент и управление – это практически одно и то же. В принципе, эти два понятия связаны между собой, одно вытекает из другого. Попробуем разобраться на простых примерах, применяя особенности нашего менталитета.

Что такое управление

Управление – это воздействие на объект, для достижения каких-либо целей. Объекты бывают:

  1. Группы людей (государство и политика)
  2. Предметы и механизмы.
  3. Организации.
  4. Коммуникация.
  5. Информация.
  6. Финансы.

В нашем случае будем руководствоваться управлением в организации (на предприятии).

Что такое менеджмент

Менеджмент – это совокупность различных способов управления , то есть, говоря простым языком, это наука о том, как сделать управление более эффективным.

Как это происходит на практике? Допустим, вы руководитель небольшого бизнеса и у вас малое предприятие (10 – 20 человек, возможно чуть больше). Вы здесь царь и бог. Вы наделены полномочиями, чётко знаете, чего хотите и требуете исполнения поставленной задачи от подчинённых. Вы здесь одновременно выступаете в роли предпринимателя, разрабатываете и контролируете различные способы по улучшению работы вашей фирмы.

Если же бизнес становится более крупным, то без заместителей (эффективных менеджеров) вам не обойтись, потому что большие организации нуждаются в больших объёмах управленческой работы. К тому же одной из основных функций руководителя предприятия является ведение переговоров с другими организациями. А это занимает по некоторым данным более половины рабочего времени руководителя организации.

Особенности менеджмента за рубежом

Немецкий менеджмент характеризуется:

  • Модернизацией производства, длительным процессом внедрения новых технологий.
  • Прагматизмом, отличной дисциплиной, дальновидностью.
  • Руководство компанией осуществляется двумя структурами: наблюдательным советом и правлением.

Американский менеджмент руководствуется следующими понятиями:

  1. Менеджеры действуют прямолинейно, прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах.
  2. Менеджеры сразу переходят к самой сути вопроса.

Японский менеджмент имеет следующие особенности:

  • Использует практику пожизненного найма.
  • Рабочее время нужно проводить только в форменной одежде.
  • Организация общей столовой для руководителей и рабочих.
  • Обязательное награждение за успехи в труде.

Западная модель менеджмента в целом характеризуется:

  1. Принцип единоначалия руководителя в принятии решения.
  2. Отсутствие у сотрудников чувства преданности к работе.
  3. Разграничение личных и деловых отношений.

Можно сделать вывод, что каждая модель менеджмента приводит к разному уровню эффективности организации.

Чем отличается менеджмент от управления

  1. Понятие менеджмент чаще всего используется в производстве, торговле и т. д., то есть в тех сферах жизнедеятельности человека, которые приносят прибыли, а управление к любым воздействиям субъекта на объект (управление экскаватором, государством и предприятием в том числе).
  2. Управление – понятие более старое и обширное , а менеджмент – лишь составная часть способов управления.
  3. Менеджмент – способ воздействия на социально-экономические составляющие человеческой жизнедеятельности при помощи науки. Управление – совокупность наук, отличающихся разными подходами или методами.

Способы управления в наших организациях

Хороший менеджер должен понимать взаимосвязь всех производственных процессов , владеть текущей ситуацией на предприятии, прогнозировать состояние рынка (спрос, предложения). Самое главное владеть искусством управления персоналом, быть своего рода психологом. Ведь не секрет, что в процессе производства могут возникнуть противоречия с профсоюзами, трудовым законодательством, интригами которые всегда имеют место в любом трудовом коллективе.

Пример из жизни: В нашем предприятии А имеется несколько производственных участков, выпускающих различные виды продукции. Все мощности загружены до предела. В этот момент заместителю по коммерции попадается срочный заказ, на котором фирма может неплохо заработать.

Менеджер начинает лихорадочно соображать: «Ага, на участке металлообработки у меня имеется карманный мастер. Неплохой семьянин, ответственный работник, знающий всю подноготную производства. Всё бы ничего, но есть большой минус – запой раз или два в году уже давно должен был поставить крест на карьере начальника цеха». Но у управленца на сей счёт другое мнение. Он знал, что начальник цеха металлообработки, чувствуя свою вину, выполнит срочный заказ вовремя не в ущерб всему производству, что мастер будет в буквальном смысле жить в цеху в дополнительное время и выходные дни и отыщет способ уговорить рабочих поработать сверхурочно. Что мы имеем в результате:

  1. У предприятия образовалась сверхзапланированная прибыль.
  2. Показатели растут, директор доволен.
  3. У заместителя директора прибавилось наличных (заказ то ведь срочный, а за скорость можно и заплатить).
  4. Рабочие получили премию.
  5. Начальник цеха немного реабилитирован (по крайней мере, пока).

Итог: из приведенного примера следует, что наш менеджмент несколько отличается от японского, немецкого или американского. Нашим управленцам иногда приходится находить нестандартные решения, хотя мировой опыт никто не отменял и желательно использовать его по максимуму.

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

разница между менеджментом от управлением заключается в следующем :

    Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.

    Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).

    Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.

    Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.

4 Понятие науки управления. Подходы к понятию менеджмент.

Суть любого управления – это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов.

Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. По виду и направлению деятельности функции различают общие , конкретные и специальные

Общие (основные) функции управления :

    осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления;

    присущи управлению любой организации;

    разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;

    относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Функции менеджмента – специфические действия руководителя в системе управления.

Функции менеджмента классифицируются по двум группам:

1) общие, те, которые выполняются всеми руководителями, не зависимо от сферы деятельности и масштабов организации;

2) специфические, которые выполняются руководителем в зависимости от конкретной ситуации и используемых методов управления.

Общие функции управления рассматриваются в теории Анри Файоля, где деятельность руководителя разделена на 5 функций:

1 Планирование – разработка последовательности действий, направленных на выполнение цели: стратегическое (плановые задания на длительный период времени и как правило включает прогнозные действия) и тактическое (детализация стратегического плана на краткосрочный период выполнения действий).

2 Организация – создание структуры подразделений, которые будут выполнять плановые задания)..

3 Мотивация - связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации.

    Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные (стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы) и процессуальные (анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения).

    Стимулирование - это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда.

4 Координация (руководство) – выполняется руководителем при выполнении исполнителями плановых, установленных заданий

5 Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль объединяет все виды управленческой деятельности.Существует три основных вида контроля: предварительный,текущий и заключительный.

Менеджмент и управление: соотношение понятий.

Предмет изучения науки менеджмента

Наука менеджмента относится к экономико-организационным, социально-психологическим наукам, поскольку изучает отношения в связи людей в процессе управления производством.

При определении предмета изучения науки менеджмента исходят из сущности управления как особой деятельности, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. В процессе управления люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать менеджмент – значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования отношений управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.

Предметом изучения науки менеджмента являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Эти связи отражают совместный труд участников управления и производства.

Задача науки менеджмента – выявление закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства, раскрытие сущности рассматриваемых явлений, определение законов, управляющих изучаемыми процессами; создание системного представления о механизме организации управления.

Цель науки менеджмента – помочь формированию оптимального процесса управления; обеспечить бесперебойный и планомерный ход производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Сущностью любого управления является воздействие.

Предметом труда в менеджменте является информация. Информация как научная категория – сведения, несущие в себе что-то новое.

Результатом труда менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления.

Результатом деятельности менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления. Решение как научная категория – выбор оптимального вари анта из ряда альтернатив.

Объектом менеджмента являются предприятия и организации.

Менеджмент и управление: соотношение понятий.

Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

В российской экономике в широком употреблении слово «менед­жмент» появилось в связи с переходом на рыночные отношения и необходимостью руководствоваться принципами рыночной экономи­ки в управлении российскими предприятиями. Деятельность, заключающуюся в управлении персоналом фирмы, ее работниками, приня­то называть менеджментом.

Другие ученые рассматривают менеджмент как науку об эффек­тивном управлении предприятием, которая включает в себя учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о страте­гии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (соци­ологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологи­ческая часть); главным в менеджменте является выделение, определе­ние и применение на практике всеобщих принципов управления.

Иными словами, менеджмент - это функция, вид деятельности по управлению производством; руководству отдельными работника­ми, рабочей группой в организациях; определенная категория людей, осуществляющая управленческую деятельность.

Управление же - функция организованных систем различной при­роды (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаи­модействия внутрисистемного и межсистемного.

Управление понятие более широкое, чем менедж­мент. Неслучайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персо­нальный, международный, экологический, производственный, снаб­жения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяют выделить до 80 видов управ­ления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды.

В зарубежной теории и практике термин «управление» объединяет все множество форм (точнее, форм объектов, на которые могут быть направлены управляющие воздействия) - от управления простейшими механизмами до управления государствами. Таким образом, управление представляет собой обобщающее понятие, хотя его применяют и для обо­значения воздействия людей на технические системы. Менеджмент же обозначает управление объектами только социально-экономической природы. При этом изначально менеджмент вообще сводили к управ­лению только «социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании». Управление же государством, административно-территориальными единицами, другими организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, например благотворительными фондами, называли администрированием. Несмотря на узость изначального толкования понятия «менеджмент», под ним вместе с тем понимали и систему знаний об управлении людьми, и способы или манеру общения отдельных руководителей со своими подчиненными, и искусство оказывать влияние на них, и конкретные навыки решения проблем упорядочения совместной деятельности, и организационные структуры фирм, корпораций, и еще многое-многое другое. В Оксфордском словаре английского языка термин «менеджмент» толкуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Питер Друкер, один из известных американских теоретиков менеджмента, утверждает: «Термин „менеджмент" исключительно труден для понимания... Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая и английский язык Британских, островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в не имеющих отношения к бизнесу организациях, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах». Хотя в последнее время подавляющая часть американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Эта оговорка относится к соотношению понятий «менеджмент» и «администрирование». Что же касается понятия «управление», то его употребляют в основном как обобщающее, впитывающее в себя все формы управленческой деятельности людей. В частных же случаях его применяют только для обозначения воздействия людей на технические системы с целью изменения их движения или состояния (например, управление кораблем, станком и т.п. или управление химической реакцией). А «менеджмент», подчеркнем еще раз,- это управление исключительно в организационных системах.

Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

TheDifference.ru определил, что разница между менеджментом от управлением заключается в следующем:

Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.
Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).
Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.
Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.

Понятия «менеджмент» и «управление» очень 172 близки. Иногда они даже отождествляются. С техничес кой точки зрения это не вызывает никаких возражений, ибо в дословном переводе на русский язык менеджмент обозначает управление. Как культурные явления менеджмент и управление, несомненно, различаются. Менеджмент - это прежде всего инструмент коммерческого управления в рыночном обществе. Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в США еще в 80-е гг. XX в. Сегодня в американских школах бизнеса преподают социологию, право, экономику, психологию, философию. Таким образом, пять поколений американских менеджеров имеют профессиональную подготовку в области человеке- и обществознания, финансов и менеджмента. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления персоналом, мотивации и стилей руководства, исчисляется если не миллионами, то сотнями тысяч. При этом речь идет не только о прикладных, но и о фундаментальных исследованиях. Понятие управления - в узком и широком смыслах этого слова - применимо к любому человеческому обществу независимо От исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада. Управление является предметом изучения многих наук. Социология изображает его в виде пирамиды социальных отношений. С социологической точки зрения управление представляет собой иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях в должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочий. Как универсальное явление управление находит свое воплощение в том или ином типе организационной структуры - линейном, линейно-штабном, матричном, на который накладываются социальная и культурная специфики общества. Самый древний тип структуры управления называют линейным. В XX в. линейную структуру сменили сначала линейно-штабная, включающая наряду с соподчиненными по иерархии руководителями штаб специалистов-консультантов, а затем матричная, состоящая из временных рабочих групп, создаваемых для решения конкретной задачи, организационные структуры управления. Менеджмент - чрезвычайно емкое понятие, содержание которого можно рассматривать как: 1) науку и практику управления; 2) организацию управления; 3) процесс принятия управленческих решений; 4) опре деленную категорию людей, получивших образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный институт и специфическую субкультуру, обладающую собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами. Менеджмент как наука и практика управления Под научными основами управления понимается система научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, внесшие существенный вклад в развитие современной теории и практики управления: концепция научного управления (Ф. Тейлор), административного управления (А Файоль), управления с позиций психологии и человеческих отношений (впервые определившая менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», А. Маслоу), управления с позиций науки о поведении. Последняя представляет собой современную теорию, получившую развитие в 1960-е гг., основным кредо которой является повышение эффективности организации посредством повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Основной целью этой концепции является стремление помочь работнику в развитии собственных возможностей на базе использования открытий, сделанных в рамках поведенческих наук. Кроме вышеперечисленных концепций, существует три научных подхода к управлению, получивших развитие в современных условиях: подход к управлению как к процессу (определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных, взаимосвязанных действий- функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций; оптимальный набор включает, однако, следующие: планирование, организация, распорядительство (ко- мандование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок); системный подход (предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды); ситуационный подход (предполагает, что пригодность различных методов управления определяется текущей ситуацией (т. е. конкретным набором обстоятельств, оказывающих воздействие на функционирование организации в данное время). Поскольку как в самой организации, так и в окружающей ее среде действует огромное множество факторов, говорить об универсальном способе управления организацией не приходится. Самым эффективным в конкретной ситуации методом управления является тот, что в наибольшей степени соответствует ее специфике). Менеджменткакпроцессуправления организациями. В данном случае содержание менеджмента рассматривается с точки зрения достижения - в процессе деятельности - организацией определенных результатов. В рамках данной трактовки можно говорить о менеджменте как об органе управления (т. е. некой структуре, в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей); различных уровнях аппарата управления; организации работы коллектива во имя достижения намеченной цели наиболее рациональным способом; системе управления, в которой фирма или ее подразделение выступают в качестве управляемых объектов. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Любая ситуация, возникающая в процессе управления, требует от руководителя-менеджера принятия соответствующих решений, касающихся, в том числе, изменения целей и программы будущих действий. Управляемый объект имеет внешнюю среду - рыночные отношения - к состоянию которой он должен приспосабливаться, опираясь на обратную связь. Отсюда всякое управленческое решение является результатом реагирования на информацию, полученную посредством обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. Принятие решений - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.

Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.

Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления, обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений- задачи, человек, управленческая деятельность.

Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного менеджмента, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое органичное целое. Понятие менеджмента не отделимо от понятия управления.
Целю настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов менеджмента и управления и определение отличительные особенности этих понятий.

Понятие менеджмента

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Есть и другие определения менеджмента. Менеджмент - руководство людьми в разнообразных организациях. Менеджмент - область человеческих знаний, помогающая осуществить функцию управления людьми. Разнообразие определений менеджмента вызывается многообразием задач, которые он решает.

Менеджмент - это управление: самим собой, коллективом людей и человеко-машинными системами, к которым относятся практически любые организации. Теория управления людьми позволяет понять, что управление это не только принуждение с помощью административно-правовых, организационно-распорядительных и экономических методов, но и менеджмент персонала - обеспечение роста сотрудников в организации и их адаптация в коллективе. Менеджмент организации в соответствии с многообразием управленческих функций включает следующие виды менеджмента: оперативный, стратегический, инновационный, финансовый. Взаимосвязь задач, решаемых менеджментом, показана на рис. 1.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:
чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности (а не только на доходы ее владельцев);
чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия.

Рисунок 1. Структурная схема взаимосвязи задач, решаемых менеджментом

Бизнес - это вид экономической деятельности, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Основными формами организации бизнеса являются индивидуальное предпринимательство, партнерство и корпорация.

Менеджер имеет дело в основном с корпорациями. Корпорация является юридическим лицом, отделенным с позиций хозяйственного права от ее владельцев. Права владения корпорацией отдельными лицами определяются количеством акций-долей капитала. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпораций, определяемую их вкладом в акции. Акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не собственник вложенного капитала, а держатель права получать дивиденды и принимать участие в управлении делами компании.

Задача управления коллективами людей существовала всегда, как и были организации, в которых можно было выделить уровни управления. Ставилась цель с помощью организации заработать больше денег или получить политическую власть. Однако законы управления не изучались. Гениальные организаторы решали все вопросы интуитивно.

В 1911 г. Фредерик Тейлор опубликовал книгу: "Принципы научного управления". Он исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов и управление рабочими в плане их обучения может внести существенный вклад в успех организации.
Можно выделить несколько различных школ управления: школа научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческая, а также наука управления, которая включает количественный процессный, системный и ситуационный подход.

Понятие управления

Под парадигмой управления понимается система взглядов, определяющая стержень мышления управленцев и экономистов. В плановой экономике парадигму управления составляли: политизация, концентрация производства, монополизация, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого государственного комплекса страны.

При переходе к рыночным отношениям формируется новая парадигма управления. Суть ее в следующем: гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанного на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Вмешательство государства допускается в следующих сферах: государственная поддержка науки, социально-экономическая сфера, структурно-инвестиционная, валютно-финансовая, научно-техническая. Рычагами управления в этом случае являются государственные заказы, лицензирование импорта и экспорта, установление кредитных ставок, стимулирование рационального использования ресурсов. Признание внерыночными следующих сфер хозяйствования: экология, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурно-региональных диспропорций, развитие эффективных международных отношений.

Если рассматривать управление как науку, то управление - это система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление подразумевает способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление это целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Процесс управления представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".
Аппарат управления это совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

В управлении выделяют текущее, оперативное управление. Оперативное управление - управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.
Органами управления являются организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.

В процессе управления возникают различные отношения управления, которые заключаются в отношениях между людьми в процессе управления, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления.

Система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Выделяют следующие функции управления:
- определение целей и планирование;
- организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей;
- учет и контроль исполнения.

Основной целью управления является обеспечение слаженной работы звеньев системы управления для выполнения договорных обязательств при экономически целесообразном использовании всех видов ресурсов.


Похожая информация.