Обретение внутренней свободы. Как обрести внутреннюю свободу и гармонию в душе




Внутренняя свобода человека, чувство гармонии- это необходимость счастливой и полноценной жизни. Согласно правам каждый гражданин имеет свободу выбора, самореализации, но чувствуем ли её? Часто в суматохе событий не можем ощутить свободу - возможность самовыражения, внутренний полёт, самостоятельный выбор, отсутствие страха.

Как обрести внутреннюю свободу? В статье рассмотрим понятие свободная личность, как найти гармонию внутри себя?

Внутренняя свобода личности

Проблема внутренней свободы стара, как мир. Многие века люди стремятся познать свою сущность, мир, найти свободу, гармонию. Почему часто чувствуем себя узниками жизни, отказываемся от возможностей, боимся решиться на изменения, идти навстречу новым открытиям? Свобода - жизненный выбор, можно жить по правилам других или найти собственный путь, поступать по велению сердца.

Свободная личность отличается смелостью, уверенностью, наличием чёткой жизненной позиции, вызывает уважение. Такие люди часто становятся лидерами, помогают другим понять окружающий мир, найти призвание, ценности.

Ограничители внутренней свободы - мысли, запреты, негативные установки, страх. Часто самостоятельно загоняем себя в "темницу" благодаря неверию, отсутствию позитивного мышления, наличию комплексов, отрицательному отношению к себе, миру.

Жизнь одинакова для всех, Но всё же видим мир особый, Из существующих помех,
Сильней всего души оковы.

Негативное мышление и установки искажают картину жизни, сгущают краски и представляют все в мрачных тонах. А ведь выход всегда есть: открыть потенциал, "научиться летать", стремиться ввысь.

Поможет понять и почувствовать внутреннюю свободу книга "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха. Главный герой - чайка Джонатан, он стремится научиться летать выше других птиц, но стая не поддерживает его стремления, зачем стремиться ввысь, будь, как все. Но вера, жгучее желание и постоянные тренировки творят чудеса. Он стал свободным, научился летать, а позже обучал мудрости желающих найти свободу.

Книга несёт в себе особый дух свободы, каждый может летать, главное - поверить. Внутренняя свобода человека - это отказ от негативных оценок других, умение жить собственными идеалами, целями. Лучше сделать ошибку, чем проживать не свою жизнь. Важно найти самовыражение: петь, танцевать, рисовать, достигать своих горизонтов.

Путь к свободе - дорога нетоптаными тропами, понимания собственного внутреннего мира, умение жить, превозмогая страхи, комплексы, мнение окружающих. Внутренняя свобода и несвобода человека зависит от умения выходить за рамки привычного, мыслить нестандартно, креативно, понимать окружающий мир, чувствовать полёт. В каждом живёт "свободная чайка", часто не пускаем её в небо, предпочитая синицу в руке.

Как сложно порой превозмочь все ограничения, рамки, идти по велению сердца, оторваться от земли, лететь к мечтам, целям. Но всё возможно.

Как стать свободным человеком?

  1. Взять ответственность за собственную жизнь - свободный человек не зависит от обстоятельств и окружения. Скорее сам формирует их. Он идёт своей дорогой, выбирает, чем заниматься, как действовать? Чётко понимает цели, стремится к ним, понимая, что преграды - лишь ветер, он не может сломить, помешать.
    Если обвинять жизнь и окружающих в сложностях - прогресса не будет, важно понять собственную роль, возможность контролировать и управлять событиями посредством изменения отношений, мыслей, действий.
    Как взять ответственность на себя? Можем воздействовать на жизнь разными способами: минимально - создавая позитивное мышление, внутренние установки, максимально - помогая действиями, решениями, делая жизненный выбор.
  2. Открыть внутренний потенциал - свобода самовыражения позволяет найти скрытые таланты, научиться новому. Все ограничения призрачны, границы можно расширять до бесконечности. Великие люди смогли выйти за рамки, побороть страх - делать открытия, стремиться к реализации способностей, мечтаний.Часто новые идеи встречают непонимание общества, а стремление к изменениям не находит отклик у родственников, друзей. А спустя годы, когда человек преуспевает в начинаниях, они же гордятся им. Не стоит рассчитывать на других, вера должна жить в сердце.Люди не верили в возможность летательных приборов, что Земля вращается вокруг Солнца, и не подозревали о возможностях спутниковой связи. Жизнь меняется с огромной скоростью, можем внести свой вклад в развитие общества, оставить след в истории, науке, творчестве.Человек становится свободным, если идёт по зову сердца, стремится реализовать способности, открыть новые возможности. Жить нужно здесь и сейчас, реализовать полностью потенциал, открыть внутреннюю свободу, забыть страхи.
  3. Наполнить жизнь смыслом - осознанность отличает свободную личность, знает, зачем живёт, стремится к собственным целям. Понимая личные стремления, предназначение, можно сделать свободный выбор: как жить, чем заниматься, обосновать жизненную позицию. Важно определить миссию и жизненные цели. Если ставить глобальные истинные цели, то и достижение будет интереснее.Смысл жизни в познании, свободе, самореализации, помощи людям. Каждый ищет способ наполнить дни смыслом, быть полезным обществу. Общество было бы идеальным, если бы все жили согласно призванию, выполняли работу с душой и любовью.Не обязательно менять сферу деятельности, можно наполнить её новым смыслом, значением. Не работа красит человека, а человек - работу. Душевный, жизнерадостный и высокоразвитой человек может сделать лучше жизнь других, независимо от профессии (доктор, учитель, психолог, тренер).
  4. Научиться радоваться жизни - осознание свободы связано с умением радоваться, видеть прекрасную сторону бытия. Жить в этом моменте, отказаться от страданий, переживаний о прошлом. Восточные мудрецы всегда улыбчивы, позитивны, излучают счастье и покой.Познавший жизнь, понимающий собственную роль, может спокойно наслаждаться закатом, пением птиц и шелестом листвы. Возможность жить даётся один раз, зачем использовать её напрасно на страдания, лучше научиться получать радость. Счастлив тот, кто ведёт счёт достижениям, а не потерям. Благодарите за всё хорошее и сможете достичь большего.Стоит замечать и в себе лучшее - у каждого есть таланты, сильные стороны, достижения. В человеке скрыто много возможностей, стоит поверить в себя, раскрыть потенциал, наполнить силой мысли и действия.
  5. Выработать иммунитет к неприятностям - обретение внутренней свободы приходит, когда внешний мир не может влиять на состояние внутреннего покоя, счастья. Отказавшись от негативных реакций и мышления можно построить новую жизнь. Часто живём обстоятельствами, однако важнее внутренний покой, чем мелкие неприятности, они часто не стоят внимания, потери сил, энергии, переживаний.Спокойное и философское мировоззрение отличает свободного человека от обычного, человек с внутренней свободой готов принять спокойно любую ситуацию, переносить невзгоды, ведь "нет смысла обижаться на погоду, лучше - надеть плащ и взять зонт". События, как фон или заставка, и окраску им даёт наше отношение: мысли, эмоции. Лучше выработать спокойное и позитивное отношение, зачем обижаться на то, что вне нашей власти. Работая над собой - изменяем мир.Зачем позволять неурядицам на работе, заторам на дороге или негативным высказываниям влиять на себя, настроение, состояние?Человек становится свободным и неуязвимым, если не принимает негатив, посланный обстоятельствами, людьми. Внутренняя защита - игнорирование негатива, уверенность в себе, собственных действиях. Спокойствие - наивысшая сила, не обязательно доказывать правоту, достаточно поступать в согласии с личными принципами и позволить остальным жить собственной жизнью. В этом заключается свобода и сила личности.
  6. Спокойное отношение к ошибкам, неудачам - не всегда удаётся сразу достичь желаемого в жизни. Часто приходиться падать и подниматься, одни - сдаются, другие - продолжают идти. Только сильные духом и уверенные в себе личности способны творить чудеса, удивлять несокрушимой волей и достижениями.

Ошибки - нормальное явление. Квалификация специалиста определяется наличием испорченного оборудования, количеством ошибок. Именно они позволяют приобретать опыт, становиться мудрее.

Побеждают те, кто не отступает в случае провала, ищет способы прийти в свой город мечты. Отсутствие самоедства и критики отличает свободную личность, которая понимает: имею право на ошибку, могу не всегда быть прав. В этом мудрость и понимание жизни. Идеальных людей нет, но есть возможность стать ещё лучше, узнать новое, развить способности, обрести знания. Мудрые воспринимают опыт, как учителя, и даже в неприятных ситуациях видят положительную сторону.

Каждая неудача - шаг вперёд, бесценный опыт жизни. Однажды все знания, полученные благодаря ошибкам, помогут создать свою новую реальность, достичь самых высоких стремлений.

Итак, каким должен быть свободный человек? Самодостаточная, уверенная в себе личность, точно понимающая свой жизненный путь, стремления, имеющая позитивное отношение к жизни, людям, себе. Для него нет ограничений, невозможного, действуют и ориентируются на максимальный результат.

Внутренняя и внешняя свобода отличаются самоощущением человека. Можно быть свободным фактически - жить в свободной стране, собственной квартире, иметь возможность выбора, но не ощущать свободы, чувствовать постоянное давление общества.

Внутренняя свобода человека - это результат работы над собой, умение понимать окружающий мир, жить в гармонии с собой. Сложно менять окружающих, лучше изменить себя и восприятие жизни. Полезно избавляться от негатива, внутренних комплексов и ограничений, не дающих взлететь, раскрыть свой потенциал, жить в соответствии со своими желаниями, принципами, идеями.

Что значит быть свободным? Видеть лишь одну причину своих радостей и неудач - себя, отказаться от негативных оценок, определить главные цели, идти к необходимым результатам независимо от обстоятельств, событий, оценок. Свободная личность не мучает себя переживаниями, не страдает от комплекса вины или несовершенства, принимает себя такой, как есть. Самоуважение - важная черта характера, принцип жизни.

Уровень внутренней свободы зависит от умения реализовать основные принципы. Можно стремиться к самопознанию, открытию талантов, развитию, позитивному мышлению, осознанности. Но отсутствие иммунитета к неприятностям или критике сведёт на нет положительные моменты. Только наличие всех критериев позволить почувствовать спокойствие и свободу, ничто не должно тревожить, вызывать гнев, досаду. Спокойствие - большая сила, а вместе с настойчивостью создают непобедимость.

Конечно, сложно жить без эмоций, а страхи и переживания могут подтачивать нас изнутри, нарушать душевный баланс. Как же обрести внутреннюю гармонию? Рассмотрим подробнее, как обрести внутреннюю свободу, минимизировать негативные эмоции, найти баланс и спокойствие в жизни.

Гармония в жизни человека

Гармония внутри себя - высшее искусство, умение генерировать счастье, сохранять спокойствие в сложных ситуациях.

Внутренняя свобода как осознание необходимости навести порядок у себя в душе, никто, кроме человека, не может сделать его счастливым, свободным. Почему чувствуем нехватку свободы - условия и уклад жизни, ограничения общества, мнение родителей, окружающих? Возникает ощущение: за свободу нужно бороться, отстаивать право жить своими принципами. В результате - стрессы, неврозы, депрессии, переживания.

Как быть? Перестать доказывать, просто жить, у каждого своя правда, невозможно быть хорошим для всех. Конечно, сложно абстрагироваться от родных и близких, которые могут диктовать свои условия, предлагать или навязывать решение вопроса. Вежливо благодарить за помощь, объяснять свой выбор, со временем поймут. Часто родители пытаются воплотить свои мечты при помощи детей, предлагая свои идеалы, при этом каждый человек индивидуальность, должен иметь возможность выбирать жизненный путь.

Как люди защищают свою внутреннюю свободу? Существует несколько реакций - протест, доказательство, контраргументы, отказ от сотрудничества. Чувствуя внешнее давление, желание навязать мнение, часто возникает желание оспаривать свою позицию, доказать обратное, убедить, часто стремимся избежать влияния, отказаться от помощи назойливого продавца, родственника.

С годами приходит осознание: человек принимает к сведению лишь информацию, которая ему близка, понятна. Всё, что против его жизненной позиции - отвергает, поэтому споры часто заканчиваются непродуктивно, каждый остаётся при своём мнении. Свободная личность не стремится доказать каждой гавкающей собаке свою правду, а действует согласно своим идеалам.

Гармония личности связана с умением понимать себя, принимать свои плюсы и минусы, отказаться от самокритики, обвинений. Мы можем ошибаться - это нормально, главное - наличие основной линии поведения. Уверенная личность редко долго сомневается, знает, к чему стремится, что приносит радость, позитивные эмоции. Барометр счастья, правильности действий - наше внутреннее состояние. Поступая плохо, чувствуем угрызения совести. Хорошие действия, результаты, интересные занятия вызывают энтузиазм, воодушевление.

Казалось бы, всё просто: нужно жить по совести и применять волю для достижения целей, реализации жизненной миссии. Однако есть ещё и эмоции, которые мешают счастью, душевному спокойствию. К негативным эмоциям относятся: обида, злость, агрессия, зависть, отчаяние. Как научится выходить из негативного состояния, наполнять себя позитивной энергией?

Гармония в душе и жизни невозможна без саморегуляции, умения управлять эмоциями, мыслями. Обычно нам кажется, что обстоятельства являются причиной эмоций: разочарования, печали, грусти, злости. Но если присмотреться, то разные люди реагируют различным образом на похожие ситуации, значит, можем выбирать эмоции, способ реакции. Как? Контролируя мысли, направляя в правильное русло.

В случае ощущения негативных эмоций стоит понять причину их возникновения, почему я считаю, что эта ситуация достойна грусти? Что думаю об этом? Можно даже записать мысли, произвести анализ.Скорее всего, внутренние установки, негативный настрой мешают объективно оценить ситуацию, увидеть преимущества, возможности. Важно не поддаваться эмоциям, а принять решение - что полезно, а что вредно.Негативные эмоции подрывают душевное спокойствие, вызывают заболевания на физическом уровне (Луиза Хей). Поэтому испытывать злость, печаль, зависть, как минимум, вредно для здоровья. Лучше культивировать принятие жизни, людей, любовь к себе, окружающему миру. Положительные эмоции дают силы, воодушевление для новых достижений, ощущения счастья.

Сложно избежать негатива, но важно научиться трансформировать его в другую энергию. Поможет следующий алгоритм:

  1. Осознать вредность эмоции - зачем они, помогают или мешают решить вопрос? Понять причину возникновения (мысли, предшествующие появлению эмоциональной реакции).
  2. Найти опровержение негативным мыслям, доказательства их беспочвенности, настроить сознание на другую волну.
  3. Использовать "якоря", повышающие настроение: музыка, прогулка, общение, напевание песни. У каждого есть свои способы воздействовать на настроение.
  4. Почувствовать сначала нейтральное состояние, позже - положительное отношение к жизни.

Внутренняя свобода человека - это умение поддерживать спокойное состояние души, отказаться от восприятия негатива близко к сердцу, не позволять внешним обстоятельствам нарушать покой. Всё хорошо, идёт, как надо. Всегда можно найти выход, решение. Спокойствие, только спокойствие.

Эмоции, логическое мышление часто вступают в конфронтацию - невозможно переживать и думать одновременно. Лучше включить логику, а вредные эмоции отключить, чтобы не мешали жить. Для саморегуляции полезны также дыхательные упражнения, медитация и йога.

Гармония жизни, любви - цель и мечта любого. Часто на осознание и понимание себя уходят годы и десятилетия. Как же найти внутреннюю гармонию, научиться принимать себя, жизнь, чувствовать свободу?

Основные принципы гармоничной жизни:

  1. Мы сами выбираем свою жизнь - каждый день перед нами много возможностей, дорог и только сами принимаем решения: как действовать, реагировать, что говорить. Ответственность за свою жизнь даёт возможность чувствовать свою силу. Личность сильнее обстоятельств, пока они не влияют на неё. А позитивные мысли, действия помогают привлечь успех и достичь желаемого.
  2. Умение жить сейчас, наслаждаться жизнью - свободная личность, живущая в гармонии, умеет жить не спеша, чувствуя каждый момент. Полезно гулять не спеша, рассматривая растения, вглядываясь в даль, а не бежать постоянно, опаздывая на автобус. Принимать еду тоже лучше, как в ресторане, смакуя пищу, отдыхая, наслаждаясь моментом. Жизнь коротка, так почему бы не позволить себе больше радости? Прожить её на высшем уровне.
    Да, скорость жизни не всегда позволяет делать паузы, но они необходимы, в перерывах между работой можно выйти, отвлечься, посмотреть на мир свежим взглядом, прочувствовать миг, радость, забыть о заботах.
  3. Метод "переключения", саморегуляции - для повышения концентрации, жизненной энергии полезно вспомнить детство или молодость, пик энергичности, состояние успеха и радости, здоровья. Погружение в приятные воспоминания вызывает необходимое состояние духа, внутренний настрой. Переключиться помогают также приятные картины прошлого или музыка, вызывающая позитивные ассоциации. ("Метод ключ. Разблокируй свои возможности" Х. Алиев.)
  4. Отказ от негативных установок - гармоничная личность не копит в себе комплексы, негативные установки. Важно научиться находить преимущества в себе, использовать максимально сильные стороны, находить преимущества в недостатках. Даже люди с физическими недостатками, увечьями могут быть счастливы. Все зависит от внутреннего ощущения мира, умения видеть светлую сторону событий, наличия силы духа.
    Отказ от тревог о будущем и прошлом поможет жить в настоящем, наполнить жизнь смыслом. Большинство переживаний напрасны и беспочвенны, будущее никому не известно, а прошлое - уже часть истории, несёт только опыт, мудрость.
  5. Умение любить себя и жизнь - свободная и гармоничная личность принимает себя, понимает, открыта миру, жизни. Она не ждёт подарков судьбы, любви других, а сама несёт свет и тепло - умеет поддержать, понять, разделить радость и горечь. Такие люди излучают любовь, добро, притягивают хорошие обстоятельства, становятся душой компании, лучшими друзьями.
  6. В здоровом теле - здоровый дух - лёгкие физические нагрузки повышают бодрость, улучшают общее состояние здоровья, психическую устойчивость. Люди, увлекающиеся спортом, меньше страдают от стрессов, переживаний. Спорт - прекрасный способ для выброса негативной энергии, переключения на другую продуктивную волну, повышает общую энергичность.
    Даже прогулки или бег значительно улучшают здоровье, состояние духа.
  7. Наличие внутренней силы - гарант счастливой, гармоничной жизни. Внутренняя свобода человека - это умение быть сильным, уверенным, что не позволяет поддаваться манипуляциям. Гармоничная личность живёт своими суждениями, не идёт на поводу у других, стремится к собственным целям.
    Свободный человек не навязывает свои идеи, но умеет противостоять давлению, обладает иммунитетом к воздействиям, мнениям.
  8. Умение прощать - гармоничная и свободная личность не копит обиды. Зачем? Есть более важные дела, чем обижаться на кого-то, пытаться выяснять отношения. В мире много прекрасного, интересного, есть свои дела, цели. Обиды забирают покой, ведут к заболеваниям, неврозам. Важно уметь прощать себя и других. Каждый имеет право на ошибку. Отпустить обиды, жить дальше. Часто люди критикующие, обвиняющие сами несчастны, потеряли покой.
  9. Независимость - для обретения духовного спокойствия и радости полезно выработать собственную оценку жизни, действий. Часто ждём одобрения общества, поддержки других, а надёжнее надеяться на себя, уметь замечать хорошие действия, достижения. Сам человек - своё спасение, может возвысить и низвергнуть свои достижения. Важно замечать прогресс, успехи, мысленно радоваться каждому шагу вперёд. Даже благодарности не стоит ждать, просто делать хорошие дела.
  10. Стремление к мечтам - для гармонии важно уметь мечтать и ставить цели. Наши идеи и стремления - это сигналы подсознания, можем достичь большего, если приложим должные усилия. Большинство желаний можно реализовать, если отбросить страхи и предубеждения. Важно научиться верить в себя, идти навстречу мечтам.
    Можно научиться петь, танцевать или играть на музыкальных инструментах в любом возрасте, освоить новую профессию, открыть возможности. Главное - продумать, как реализовать мечты, где применить свои способности, таланты?Внутренняя свобода человека - это достижимое состояние, которое сравнивают с "разумным эгоизмом". Человек живёт своими интересами и идеями, при этом не вредит себе, обществу. Скорее наоборот - помогает, вдохновляет, является примером для других, кто не обрёл пока свободу.Желаем всем обрести внутреннюю свободу и гармонию в жизни!

Какие ежедневные утверждения могут расширить Вашу внутреннюю свободу?

Если предложить людям выбор между свободой и сандвичем, они выберут сандвич. Джон Бойд-Орр, шотландский педагог, нобелевский лауреат.

Интересно, почему в наше, такое свободное и демократичное, время большинство населения как бы зажато в тиски? Личной жизни практически нет. На работе ими помыкает начальник, дома - супруг. Дети (свои или чужие) не просто не слушаются, а совсем от рук отбились... и вообще, всё идет не так, как хочется!

Самое страшное, что у этих людей жизнь и дальше будет идти именно так! Потому что внутри них нет свободы и выбор за них делают другие. Разными методами, но всегда с выгодой для себя. Дети, супруг, родственники, начальники, чиновники и т.д.

Идея свободы сознания, освобождения его от условностей, навязываемых окружением - стержневая в буддизме, даосизме, дзен-буддизме и во многих других религиозных и философских течениях. Это уже потом слова Великих Учителей (об освобождении сознания человека, о поиске истины внутри себя, об изменении мира вокруг через изменение его (мира) восприятия) их последователи в очередной раз превращают в способ закрепощения этого самого сознания. "Пусть хлеб насущный добывают, а думать мы за них будем. А то надумают ещё..." - примерно так думают гуру, начальники и начальнички обо всех остальных. А иначе как управлять этой "биомассой", если она вдруг станет свободной? Беды не оберешься!

Мы видим реальный мир таким, каким воспитаны его воспринимать. К. Кастанеда

Воспитаны родителями, школьными учителями, обществом, наконец, которое пропагандирует "новые ценности" посредством телевидения и других видов "социальной рекламы". Мир этот жестокий и несчастливый, где нужно "пахать", чтобы заработать просто на самое необходимое и "завоёвывать себе место под солнцем", расталкивая других. И "порядку" побольше! Чтоб "шаг вправо, шаг влево - побег", неотвратимое наказание за любое свободомыслие. И постепенно человек сам ограничивает себя практически во всём, придумывая самые нелепые причины, чтобы не развивать себя, не самообразовываться, не саморазвиваться и не самосовершенствоваться.

Я сам себе тюрьма. Александр Розенбаум, из песни.

Кому-то, видимо, это очень нужно, чтобы Вы сами держали себя в тюрьме! Но Вам ли? Ведь степень удовлетворённости жизнью, некий "коэффициент счастливости" определяется именно количеством внутренней свободы. Вот я, например. Проснулся сегодня, на улице дождь, настроения никакого, а у меня встреча запланирована. Важная. Позвонил, попросил перенести. Сказал честно о причине. Оказывается, и человеку было удобно встретиться со мной не сегодня, но он считал, что "должен по-любому, раз договорился". Серьёзным таким голосом, деловым. А я ничего никому не должен! Я просто действую, как удобно лично мне! Так у кого свободы больше? Я лично, выбирая свободу, заработаю не только на сандвич.

Метод расширения внутренней свободы

Расширить внутреннюю свободу можно! Методов существует тьма, но, наверное, самый простой - просто ежедневные повторения некоторых прописных истин.

Вот, например, что говорю себе каждое утро и вечером перед сном я сам. Возможно, и Вам будет это полезно. А поскольку практически вся информация, получаемая человеком, проходит фильтры сознания, подведу под каждое утверждение сознательную, рациональную основу.

1. "Возможно всё, что я задумал и о чём мечтаю!" Это действительно так! Современный мир предоставляет каждому человеку не только развивать, но и с хорошей прибылью продавать его знания, умения, таланты, идеи. Надо лишь не позволять эксплуатировать их на благо других, работая "за подачку", а заключать равноправные соглашения.

2. "Проблемы" - это не проблемы, а источники роста." Наши проблемы не даются нам просто так. Жизнь подкидывает нам проблемы как указатели - как делать не стоит, что надо искать другой путь. Если игнорируется, не решается малая проблема, вслед за ней приходит побольше, затем ещё больше. А постоянное своевременное решение проблем даёт тот необходимый опыт, который и открывает правильное видение своего Пути.

3. "Только я несу ответственность за всё в моей жизни." Ни обстоятельства, ни правительство (государство), ни работодатель, ни партнеры разные, никто не ответственен за правильное (по Вашему мнению) развитие Вашей жизни. Только Вы! И если Ваша жизнь идёт не так, как Вам хочется, жаловаться бесполезно, надо менять направление Пути.

4. "Всё, что задумал, делаю с тем результатом и к тому сроку, что были определены заранее." А есть ли смысл делать что-то тогда, когда это уже не нужно? Ложка дорога к обеду, а обед надо готовить ещё до того, как захотелось кушать.

5. "Не жалею о прошлом, но использую опыт прошлого для корректировки будущего." Здесь могу привести только бессмертный совет Дейла Карнеги: "Не стоит пилить опилки". Прошлого уже не вернёшь, единственное, что можно извлечь из прошлого - уроки на будущее! Жаловаться и жалеть себя - лишь бесполезная трата энергии!

6. "Всегда думаю перед тем, как что-то делаю. Искореняю в себе привычку действовать не думая." Планирование всегда даёт лучший результат, чем его отсутствие. Особенно планирование, вошедшее в привычку.

7. "Анализируй всю приходящую информацию. Хотя бы интуитивно, если нет возможности проверить." "Не верь всему, что слышишь и половине того, что видишь" - сказал какой-то мудрый человек. Все, даже казалось бы самые правдоподобные факты (информацию) лучше пропускать через фильтр сознательной критики, чем потом всю жизнь чувствовать себя последним лохом. Особенно полезно следовать этому правилу, когда Вам что-то пытаются продать.

8. "Уверенно, с чувством выражаю свои мысли." Тогда Вас будут слушать, а не игнорировать.

9. "Открыто говорю о своих чувствах. А чего мне бояться!" Действительно, чего? Или, точнее, кого? Все мы люди.

10. "Тот, кто обещает быстрое удовлетворение моих эгоистических интересов, нагло врёт!" Без комментариев. Подтверждено всей историей человечества.

11. "Хочешь сам быть независимым - позволяй это и другим." Отношения, построенные на свободе, самые прочные, долговременные и... просто приятные.

Конечно, Вы можете придумать и свои "расширяющие утверждения". Любые, какие считаете нужными лично для себя.

И если Вы искренне, без всяких условий и условностей в них поверите, они чудесным образом начинают сбываться.

Если вы свободны в отношениях, то вы не обуславливаете свое поведение тем, как на него отреагирует партнер. Разрешаете себе, например, злиться и выражать злость, потому что вы так хотите, и не останавливаете себя из-за того,что на это обижается близкий человек.

Но здесь вам нужно понять одно правило :
Если вы не ограничиваете себя обязанностями и правилами с другими людьми, то тогда психика начинает компенсацию появлением внутренней структуры (т.е начнут появляться вои внутренние правила и ограничения невротического характера). Поэтому для сохранения себя самого важно выстраивать собственную, внутреннюю структуру, свои правила и ограничения, а не чужие (общественные или родительские).
Например: « Я могу выражать и делать что-либо вопреки запретам родственников или окружающих людей, но при этом четко осознавать, зачем я это делаю, какие свои ценности защищаю и какие цели преследую, учитывая при этом собственную ответственность и последствия своих действий. Тогда я действительно свободен».
Таким образом:
Если вы свободны в отношениях с другим человеком – вы можете вести себя с ним в соответствии со своими потребностями и желаниями. Если вы психопат, то этим все и ограничивается. Если нет, и для вас важны отношения с другим, то вы прислушиваетесь и к его желаниям и потребностям. И можете удовлетворять их (если это в ваших силах), а можете – не удовлетворять. Ощущение свободы для вас — в наличии выбора и сил для его осуществления.

Что еще важно для обретения внутренней свободы?

Стоимость часа консультации психолога

Прежде всего требуется подвижность и гибкость. Можно уцепиться за свои правила и принципы, и держаться за них даже тогда, когда они утратили всякую актуальность и наносят вред. Тогда можно говорить о внутренней несвободе, превращении себя в раба принципов, который игнорирует смысл, заложенный в ранее принятых правилах. Принцип ради принципа, идея-фикс. При условии, что внутренние убеждения и принципы не могут эффективно позволить решать жизненные трудности, неизбежно возникает внутренний конфликт, на который мозг реагирует разными симптомами: от заболеваний до психических заболеваний.

Второе, что важно для внутренней свободы это наличие альтернатив и связанных с ними перспектив.

Приведем примеры:

  • Взрослый сын всю жизнь пытался добиться от холодной, отвергающей матери любви и признания, и других альтернатив у него не было – до тех пор, пока он не задумался над тем, что добиться этой любви, видимо, невозможно… ;
  • Женщина, одержимая порядком и уставшая от вечной борьбы за «чистоту» со своей семьей, начала обретать свободу в тот момент, когда задумалась над вопросом, а есть ли вообще альтернатива выдраенной до блеска квартире;
  • Супруг, не допускавший и мысли о том, что можно разводиться, и ощущавший себя в настоящей кабале, задышал по-другому, когда разрешил себе думать о разводе и осознал (всем своим существом!) его возможность. Разводиться не пришлось…

Осознание наличия альтернатив – начало свободы. Если нет альтернатив – свободы нет и нет и перспектив. Но это только начало, так как альтернативой нужно еще быть способным воспользоваться.
Осознание «Я хочу и могу иначе! » приходит вместе с тем, когда вы начинаете делать что-то иначе, тогда берутся силы на что-то другое. Не обязательно все делать по-другому, достаточно ясного видения иных вариантов и знание того, что вы можете ими воспользоваться, чтобы почувствовать свободу и измениться в отношениях с людьми и общественными институтами.
В противном случае все остается «просто в голове», а дышать легче не станет. А эти «ты ни на что не способен », «это все бесполезно », «нет смысла стараться », «все равно ничего не изменить » и прочая выгодна только тем, кого и так устраивает то, в чем они живут. И это без шуток. Но тогда и жаловаться не на что.

Третья составляющая -это непривязанность или стремление к ней. Мы самостоятельно лишаемся свободы, когда у другого человека есть нечто, что необходимо нам. Это может быть что-то конкретно-материальное, а может быть и другое – , например, или признание от этого конкретного человека. В таком случае вы собственноручно «даете» обретает власть над вами.

Выход – начать учиться «достраивать » себя до другого человека, от которого вы зависимы. Учиться получать то, что есть у него, но своими способами. А он если захочет и так даст вам то, что вам нужно. Если захочет…

Напоследок , чтобы вы точно знали, когда вы сами лишаете себя свободы:

  1. Вы лишаете себя свободы, когда вы не придумываете себе осознанной альтернативы (выбора).
  2. Вы лишаете себя свободы, когда делаете все, чтобы лишить себя сил/энергии для реализации альтернатив. А это именно: устраиваете скандалы, плачете, пьете таблетки, вините себя, думаете негативно и т.д.
  3. В лишаете себя свободы, когда вы создаете идея-фикс, которой вы одержимы.
  4. В лишаете себя свободы, когда другой человек обладает тем, что вы хотите заполучить от него любой ценой.

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Дышать полной грудью, осознавать свои желания и реализовывать их. Принимать решения, не поддаваясь влиянию окружающих и позволять себе быть собой, сохраняя преданность своей идентичности и принадлежности. Способность делать выбор и быть за него ответственным, не обвиняя и не наказывая себя за ошибки и несовершенства – вот что значит внутренняя свобода человека.

Как появляются ограничения?

Мнение окружающих

Замечали, как много энергии у маленьких детей? С каким азартом и интересом они проживают каждый свой день? А всё дело в том, что они непосредственны и не останавливают себя в своих желаниях. Пока не вырастут, потому что заботливые родители и чужие люди начинают обучать их нормам поведения. Часто, по моим наблюдениям, это выглядит так: «Не делай так, а то сейчас с тебя все будут смеяться». И малышу, услышавшему заводную музыку на остановке, приходится переставать пританцовывать в такт, ведь потому что это стыдно и окружающие на него будут смотреть, да ещё и смеяться.

А потом, уже во взрослом возрасте, он перестанет делать целую кучу вещей, которые, по его мнению, привлекут к нему внимание, после чего ему обязательно будет очень стыдно. Например, предложить на собрании свою идею о том, как увеличить продажи, чтобы иметь шанс продвинуться в карьере, или подойти к понравившейся девушке… Много чего, ведь внутри будет жить страх осуждения и обесценивания.

Такой процесс называется интроекция. Это самый основной враг, из-за которого возникает несвобода. То есть, убеждения, нормы поведения, приоритеты и прочее, к которым мы пришли не самостоятельно, а переняв у других, значимых для себя людей, даже которых ненавидим. Ведь тогда их образ сидит глубоко внутри, и им мы привыкли пользоваться в любых жизненных обстоятельствах. К интроектам вполне можно отнести и приметы.

К примеру, женщина во время беременности не ухаживает за собой, то есть не делает макияж, не красит волосы и прочее, потому что существует примета, запрещающая этот процесс. И тогда очень прекрасное время, когда по идее женщина расцветает, нося под сердцем дитя, становится для неё невыносимым и не таким прекрасным, как казалось. Она ненавидит своё отражение в зеркале, и ждёт момента, когда наконец родит и сможет снова почувствовать себя привлекательной.

Неудачный опыт

Также возникает из-за какого-то неудачного опыта, который откладывается в подсознании. В моменты, схожие с предыдущей ситуацией, возникает чувство страха, растерянности. После проживания травматичного опыта, человек может вообще закрыться в себе, не рискуя проявляться и пытаясь блокировать эмоции, чтобы не ощущать боли. В таком случае блокируется и становится несвободной какая-то часть личности. Например, после насилия женщина боится проявлять свою женственность и сексуальность, она испытывает напряжение в присутствии мужчин, а порой и агрессию. О какой тогда внутренней свободе может идти речь, когда существуют такие весомые ограничители?

Часто мы себя останавливаем из страха порушить отношения. Разница между свободным и несвободным человеком здесь в одном, первый делает осознанный выбор. Например, не проговаривая начальнику своё мнение о нём, потому что понимает, какие последствия это повлечёт. А вот второй из воспитанности, старшим по званию ведь не грубят, и вообще, потому что тревожно человеку правду в лицо сказать, и тогда он будет терпеть несправедливость, позволять пользоваться собой, не предпринимая попыток поискать более достойную работу с адекватным начальством.

Непринятие себя


Серьёзная проблема, которая очень сковывает в предъявлении себя миру – это непринятие себя таким, какой есть. Каких-то качеств, частей тела, личных особенностей, жизненной истории… Вследствие чего появляется низкая самооценка. На фоне её, будет возникать постоянное неосознанное сравнение себя с другими, и совсем не с позитивными выводами. Попав в компанию более успешных людей, человек, у которого много внутренних ограничений не будет чувствовать себя комфортно. Он будет стараться не высовываться и казаться незаметным.

Многие женщины не принимают свое тело таким, какое есть. Мечтая похудеть, измениться, и имея идею, что внешняя оболочка играет самую главную роль в жизни, и что после этих перемен всё наладится и станет по-другому. Но, похудев, редко ощущают ожидаемое счастье, потому что внутри остались прежними. Вот какая женщина больше привлечёт к себе мужского внимания, которая красивая, но очень скованная, зажатая, избегающая общения и слишком напряжена? Или которая, к примеру, с лишним весом, но при этом энергичная, свободная и получающая удовольствие от жизни?

Страх неизвестности

У некоторых людей возникает страх перед неизвестностью, когда некомфортно, если что-то не идёт по плану, когда появляется необходимость приспосабливаться. Поэтому такие личности контролируют, или по крайней мере пытаются контролировать не только жизнь близких, но и обстоятельства. А это ведь, как вы знаете – невозможно. И от этого страдают не только они, но и те, кого контролируют.

Например, вполне естественный страх потерять ребёнка превращается в пытку. Когда мать отказывается от личной жизни, опекая своего сына, не давая ему свободы и проверяя каждый шаг. Страдает она, как от тревоги, так и невозможности жить, получая удовольствие, насыщение и реализовывая потребности. Будет страдать и сын, который чувствует себя в тисках, не имея также возможности жить, как хочется и получать опыт методом проб и ошибок.


Обретение свободы прежде всего начинается с осознания того, что вы ответственны не только за свою жизнь, но и её качество. Поэтому не стоит стараться быть «хорошим» и всем угождать, привнося в жертву свои интересы, или ожидать «доброго волшебника», который появится и всё изменит. Поэтому, если что-то происходит, из-за чего вы несчастны, подумайте, стоит ли терпеть дальше, или всё-таки рискнуть, и попробовать по-другому.

Можете взять листик, разделить его на две колонки. В одну выписать минусы и последствия, если вы оставите всё как есть, ну, например, не разводясь или не увольняясь. Чем чревато и к чему приведёт со временем. А во вторую колонку напишите риски, страхи и фантазии о том, как всё изменится и что случится, если вы рискнёте изменить что-то в жизни, что не устраивает. И если принимаете решение, что всё оставляете как есть – это и будет вашим осознанным выбором.

Например, я остаюсь с мужем-алкоголиком потому, что мне ценны те моменты, когда он трезв, и это мой выбор. Тогда я не буду выглядеть жертвой и задаваться вопросом, как обрести счастье, тогда я свободная личность, которая знает, что и зачем делает.

2.Зависимости

Зависимость частично лишает нас права выбора, ограничивая в действиях и вообще, возможностях. На пути саморазвитии это существенное препятствие, которое не даст дышать полной грудью и смело заявить, что вы свободный, осознанный человек. Рекомендую почитать несколько статей, которые я посвятил именно этой теме: « », и

3.Установки

Так вот, иксы воспитывали детей, прививая ценность получения образования, и в их эпоху это действительно было залогом успешной жизни, пока не грянула перестройка. И если раньше этот интроект работал, то сейчас заработать миллион под силу и без получения диплома. Главное верить в себя и не останавливаться перед препятствиями. Но, чтобы угодить родителям, многие неосознанно поступают в университеты, занимаясь совсем не тем, чего хочется и тратят целые года впустую, прежде, чем обретут себя.

Кстати, примеры таких людей описаны в статье . Поэтому поисследуйте также степень влияния мнения других людей. Подумав, зачем вы или для кого вы принимаете какие-то решения, которые касаются именно вашей жизни.

4.Реальный я


Чтобы повысить уровень внутренней свободы, необходимо реально взглянуть на себя. Вы ведь знаете, что идеальных людей не бывает, как и полностью ничтожных. В чём-то мы хороши, а в чём-то другим удаётся лучше себя проявить. И вот свои плюсы и минусы стоит понимать, не ругая, стыдясь и наказывая, а принимая таким разным. Вот не умею я ремонтировать машины, поэтому и не лезу их разбирать. Зато отлично разбираюсь в компьютерах, поэтому помогаю с ними даже знакомым.

И точно также же с внешностью, качествами и т.д. Главное наше отношение к чему-то. Если я не требую от себя слишком многого, умея наслаждаться тем, что есть и правильно этим пользоваться – тогда я смело могу утверждать, что я свободная личность.

Заключение

На сегодня всё, уважаемые читатели! Желаю вам раскрытия личного потенциала, вдохновения и сил на пути к себе и познанию себя. Не забывайте подписываться на блог, чтобы быть в курсе новой интересной информации, которая поможет в саморазвитии. Успехов вам и свершений!

тБЪЗПЧПТ У УПВПК

юФПВЩ ПУЧПВПДЙФШУС ПФ ОЕЗП Й УФБФШ УЧПВПДОЩН, ОБДП ОБХЮЙФШУС ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У УПВПК. й ЗМБЧОЩН ЪДЕУШ, ЛПОЕЮОП ЦЕ, СЧМСЕФУС ЦЕМБОЙЕ. иПФЙН МЙ НЩ УФБФШ УЧПВПДОЩНЙ? еУМЙ - «ДБ», ФП ТБЪЗПЧПТ РПМХЮЙФУС. чЩ НПЦЕФЕ ПВЯСУОЙФШ УЕВЕ, ЮФП УЧПВПДБ - ЬФП ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ, Б ЪОБЮЙФ, ЧОЕЫОЕЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОЕ НПЦЕФ ЧМЙСФШ ОБ ЧОХФТЕООЕЕ УРПЛПКУФЧЙЕ.

ьФП ЛБУБЕФУС Й ПФТЙГБФЕМШОЩИ Й РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЖБЛФПТПЧ. чОЕЫОСС УТЕДБ ДП ФЕИ РПТ ВХДЕФ ЧМЙСФШ ОБ ЧБУ, РПЛБ ЧЩ ОБ ЬФП ВХДЕФЕ ТБЪДТБЦБФШУС. еУМЙ ЧЩ РПРБМЙ Ч УЙФХБГЙА, ЛПФПТБС НПЦЕФ УРТПЧПГЙТПЧБФШ Ч ЧБУ ЗОЕЧ ЙМЙ ТБЪДТБЦЕОЙЕ, РПРТПВХКФЕ Ч ЬФПФ НПНЕОФ ОЕНОПЗП ПФУФТБОЙФШУС, УФБФШ ЮХФПЮЛХ ЧЩЫЕ ДБООПК УЙФХБГЙЙ. фБЛБС РПЪЙГЙС Й ВХДЕФ ОБЮБМПН ЧБЫЕЗП ХУРЕИБ. еУФШ ПЮЕОШ ИПТПЫЕЕ УТЕДУФЧП ВПТШВЩ УП УЧПЙНЙ ЧТБЗБНЙ: ОХЦОП ОБЮБФШ ЪБЭЙЭБФШ ЙИ. пВЙДЕМ ЧБУ ЮЕМПЧЕЛ, Б ЧЩ ОБЮОЙФЕ ЙУЛБФШ Ч ОЕН РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЮЕТФЩ, ОБЮОЙФЕ ЪБДХНЩЧБФШУС: Б РПЮЕНХ ПО ЧБУ ПВЙДЕМ? дМС ЮЕЗП ЧБН ОЕПВИПДЙН ЬФПФ ХТПЛ? юФП ЧЩ ДПМЦОЩ РПОСФШ Ч ЬФПК УЙФХБГЙЙ? ъБДБЧБКФЕ УЕВЕ ЧПРТПУЩ ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ЧЩ ОЕ РПКНЕФЕ, ЮФП ЬФП ЮЕМПЧЕЛ ВЩМ ОБРТБЧМЕО Л ЧБН ДМС ЧБЫЕЗП ЦЕ ВМБЗБ, ЮФП ВЩ ЧЩ ЮЕТЕЪ ПВЙДХ, ЮЕТЕЪ ВПМШ РПОСМЙ ФП, ЮФП ПВЩЮОЩН РХФЕН ОЕ РПОЙНБМЙ. й ЛПЗДБ ЧЩ ХЧЙДЙФЕ «УФБТБОЙС» ЧБЫЕЗП ЧТБЗБ, ЧЩ РТПУФЙФЕ ЕНХ ПВЙДХ Й ДБЦЕ РПМАВЙФЕ ЕЗП. фЕРЕТШ ОБ ПДОПЗП ЧТБЗБ Х ЧБУ УФБМП НЕОШЫЕ.

сТЛЙЕ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЬНПГЙЙ ФПЦЕ НПЗХФ ДЕТЦБФШ ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ. лФП-ФП РПУФПСООП УФБЧЙФ ГЕМЙ, ЮФП ВЩ РТЙ ДПУФЙЦЕОЙЙ ЙИ ЙУРЩФЩЧБФШ ТБДПУФШ. б ПФ ТБДПУФЙ ДП ТБДПУФЙ ПО ВХДЕФ РТЕВЩЧБФШ Ч ДЕРТЕУУЙЙ. оБИПЦДЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ Ч УПУФПСОЙЙ РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЬНПГЙК - ЬФП ЕУФЕУФЧЕООПЕ УПУФПСОЙЕ ПТЗБОЙЪНБ. й НЩ ЧУЕ ВЕЪПЗПЧПТПЮОП ХУФТЕНМЕОЩ Л ПЭХЭЕОЙА УЮБУФШС. оП НОПЗЙЕ ДПВЙЧБАФУС ЬФПЗП РХФЕН ХРПФТЕВМЕОЙС УРЙТФОПЗП Й ОБТЛПФЙЛПЧ, ОЕ РПДПЪТЕЧБС, ЮФП ЕУФШ ЙОЩЕ РХФЙ. фБЛ МАДЙ РТЙПВТЕФБАФ ЧОХФТЕООАА ЪБЧЙУЙНПУФШ - ЪБЧЙУЙНПУФШ ПФ РТЙЧЩЮЕЛ. й ЕУМЙ ЧЩ УЕКЮБУ ХУФТЕНЙМЙУШ Л РПЙУЛХ ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ, ФП РТПЧЕДЙФЕ УЕТШЕЪОХА ЮЙУФЛХ УЧПЕЗП ПТЗБОЙЪНБ ПФ РТЙПВТЕФЕООЩИ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. нЙТуПЧЕФПЧ РТЕДМБЗБЕФ ЧБН ПЮЕОШ РТПУФПК НЕФПД: РТЙХЮЙФШ ПТЗБОЙЪН Л РПМЕЪОПК РТЙЧЩЮЛЕ - ЕЦЕДОЕЧОП ЙЪВБЧМСФШ УЕВС ПФ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. ьФП Й УМПЦОП Й РТПУФП ПДОПЧТЕНЕООП. еУМЙ ЧЩ ЙУРХЗБЕФЕУШ ЬФПЗП РХФЙ, ОЕ РТПКДЕФЕ ЕЗП, ФП ЧЩ ОЙЛПЗДБ ОЕ ХЪОБЕФЕ УЕВС ОБ НОПЗП УФХРЕОЕК ЧЩЫЕ ФПЗП, ЛБЛПК ЧЩ УЕКЮБУ. б НЩ ХЧЕТСЕН ЧБУ - ФПФ ДТХЗПК ЮЕМПЧЕЛ - РТЕЛТБУЕО!

фПЮОП ФБЛ ЦЕ ЙЪВБЧМСКФЕУШ ПФ ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЦЕМБОЙК. уВЩЧЫБСУС НЕЮФБ ДЕМБЕФ ОБУ УЮБУФМЙЧЕЕ, ОП ОЕ ОБ ДПМЗП.

рПФПН ЧПЪОЙЛБЕФ ОПЧПЕ ЦЕМБОЙЕ, Й ФБЛ ЗПОЛБ ЪБ ОЙНЙ РТПДПМЦЙФУС. рПРТПВХКФЕ ВЕЪ ДПУФЙЦЕОЙС ГЕМЙ РТЙМПЦЙФШ Л УЕВЕ ПЭХЭЕОЙЕ УЮБУФШС, ЛБЛ ЬФП УДЕМБМЙ ЗЕТПЙ ЙЪЧЕУФОПК ОБ ЧЕУШ НЙТ УЛБЪЛЙ нПТЙУБ нЕФЕТМЙОЛ «уЙОСС РФЙГБ». нБМШЮЙЛ Й ДЕЧПЮЛБ РПОСМЙ, ЛБЛ НПЦОП ПВНБОХФШ ЪБЧЙУЙНПУФШ, Й ПОЙ ПВТЕМЙ ОБЗТБДПК УЙОАА РФЙГХ УЮБУФШС. уЧПВПДОЩН ЮЕМПЧЕЛ УФБОПЧЙФУС ФПЗДБ, ЛПЗДБ ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ УПЗТЕЧБЕФ ЕНХ УЕТДГЕ.

рТБЛФЙЮЕУЛЙЕ ДЕКУФЧЙС.

фЕПТЙА НЩ ПУЧПЙМЙ, ФЕРЕТШ РТПЧЕДЕН РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ДЕКУФЧЙЕ. мСЗФЕ ОБ ТПЧОХА РПЧЕТИОПУФШ. тБУУМБВШФЕУШ. оПЗЙ, ТХЛЙ, ФХМПЧЙЭЕ, ЗПМПЧБ - ЧУЕ ТБУУМБВМЕОП. рТПЮХЧУФЧХКФЕ ЬФП. ъБЖЙЛУЙТХКФЕ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФПН, ЛБЛ ТБУУМБВМСАФУС ЧБЫЙ НЩЫГЩ. б ФЕМП ЛБЛ ВЩ ПВНСЛБЕФ. чБЦОП РТПЛПОФТПМЙТПЧБФШ, ЮФПВЩ ТБУУМБВЙМЙУШ ФЕ НЩЫГЩ, ЛПФПТЩЕ Х ОБУ ОЕ ТБУУМБВМСАФУС ДБЦЕ ОПЮША. ьФП НЕМЛЙЕ НЩЫГЩ МЙГБ Й НЩЫГЩ РМЕЮЕЧПЗП РПСУБ. фЕРЕТШ РТЙУФХРЙН Л УБНПНХ ЧБЦОПНХ НПНЕОФХ: ПУЧПВПДЙН ЗПМПЧХ ПФ НЩУМЕК. оБН ОХЦОП УФБФШ ЮЙУФЩН Й ВЕМЩН МЙУФПН ВХНБЗЙ, ОБ ЛПФПТЩК НПЦОП ВХДЕФ ЧРЙУБФШ «ОПЧХА ЙУФПТЙА». пУЧПВПДЙФШ ЗПМПЧХ ПФ НЩУМЕК ДБЦЕ ОБ ОЕУЛПМШЛП УЕЛХОД - ЬФП ВПМШЫПК ФТХД. нЩ РТЙЧЩЛМЙ Л ЙИ РПУФПСООПНХ РТЙУХФУФЧЙА. оП ЙНЕООП Ч ЬФПК УМПЦОПУФЙ ИТБОЙФУС ФБКОБ ХУРЕИБ. йФБЛ, ХЧЙДЙН, ЛБЛ НЩУМЙ ЪБИПДСФ Ч ЗПМПЧХ. пФУМЕДЙН ЙИ ИПД, ПЮЕТЕДОПУФШ. ъБФЕН ОЕ РПЪЧПМЙН ЬФПНХ ЛБТБЧБОХ ЧПКФЙ Ч ОБЫЕ РПМЕ Й ОЕ ДБДЙН ЙН ДБМШЫЕ ТБЪЧЙФШУС. юФПВЩ ЛБЛ-ФП ХЧМЕЮШ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ, РЕТЕНЕУФЙН ЕЗП ОБ ДЩИБОЙЕ. рПОБВМАДБЕН ЪБ ВЙЕОЙЕН УЧПЕЗП УЕТДГБ, ОЕ ДБЧБС РТЙ ЬФПН НЩУМСН РТПЧПДЙФШ ЛПОФТПМШ Й ПГЕОЛХ ОБЫЙН ДЕКУФЧЙСН. мАВБС БФБЛБ НЩУМЕК ДПМЦОБ ВЩФШ ПФВЙФБ. фЙЫЙОБ. й Ч ЬФПК ГЕООПК ФЙЫЙОЕ РТПЮХЧУФЧХКФЕ УЕВС УЧПВПДОЩН. оЙЮФП ЧБУ ОЕ УЛПЧЩЧБЕФ, ОЙ РТЙОХЦДБЕФ Й ОЕ ПВСЪЩЧБЕФ. чУЕ ЬФП ВХДЕФ РПФПН. б ЧПФ УЕКЮБУ - ФПМШЛП ЗБТНПОЙС Й УЧПВПДБ. чЩ НПЦЕФЕ ЧУРПНОЙФШ дЦПЛПОДХ мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ, РТПЮХЧУФЧХКФЕ ЛБЮЕУФЧП ЕЕ ЧЪЗМСДБ Й ХМЩВЛЙ - ЧЕДШ ПОБ ЙЪМХЮБЕФ ФП ЦЕ УБНПЕ. еЕ ЧОХФТЕООСС ЗБТНПОЙС УПЕДЙОЙМБУШ У ЗБТНПОЙЕК ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ. й ЧЩ ФБЛ ЦЕ: УФБОПЧЙФЕУШ ОЕ ФПМШЛП ЗБТНПОЙЮОЩ ЧОХФТЙ, ОП Й ЕДЙОЩ У ЧОЕЫОЙН НЙТПН. чЩ УФБОПЧЙФЕУШ ЮБУФША ЬФПЗП НЙТБ, Б ПО ЮБУФША ОБИПДЙФУС Ч ЧБУ. фБЛ РТПЙУИПДЙФ РТПОЙЛОПЧЕОЙЕ.

чПЪНПЦОП, ЧЩ ОЕ УТБЪХ ДПУФЙЗОЙФЕ ЬФПЗП ЮХЧУФЧБ. оП ДБЦЕ ЧП ЧТЕНС РЕТЧПЗП ЪБОСФЙС ЧЩ НПЦЕФЕ РПУФЙЮШ ЕЭЕ ЧПФ ЮФП: РПМОПЕ ТБУУМБВМЕОЙЕ Й ПУЧПВПЦДЕОЙЕ ПФ НЩУМЕК ДБЕФ ЮЕМПЧЕЛХ ЙЪМЕЮЕОЙЕ. ьФП УПУФПСОЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ВПЦЕУФЧЕООП, Й РПЬФПНХ ПОП МЕЮЙФ ВПМСЭЕЗП. пЮЕОШ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ФБЛЙН НЕФПДПН ПУЧПВПДЙФШУС ПФ РТПУФХДОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. пДОБЦДЩ С РПЕИБМБ ОБ ТБВПФХ Ч ПЮЕОШ РМПИПН УПУФПСОЙЙ. с РПОЙНБМБ, ЮФП Х НЕОС ОБЮЙОБМУС ЗТЙРР. рП ДПТПЗЕ С ЪБЕИБМБ Ч ДПН Л УЧПЙН ТПДЙФЕМСН, ХЧЙДЕЧ НЕОС Ч ТБУЛЙУЫЕН УПУФПСОЙЙ, ПОЙ РТЕДМПЦЙМЙ НОЕ РПМЕЦБФШ Ч ХДБМЕООПК ЛПНОБФЕ ИПФС ВЩ РСФШ НЙОХФ. с ХЫМБ Ч ЛПНОБФХ, Й ТЕЫЙМБ ЧПУРПМШЪПЧБФШУС ФПМШЛП ЮФП РТПЮЙФБООПК НОПА НЕФПДЙЛПК. с МЕЗМБ Й ТБУУМБВЙМБУШ, ХВТБМБ НЩУМЙ ЙЪ ЗПМПЧЩ. нОЕ РПЛБЪБМПУШ, ЮФП С ЛБЛ ВЩ РПМХПФЛМАЮЙМБУШ ОБ НЗОПЧЕОЙЕ. юЕТЕЪ РСФШ НЙОХФ С ЧЩЫМБ Ч ЪБМ БВУПМАФОП ЪДПТПЧПК, ЮЕН ПЮЕОШ ХДЙЧЙМБ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК. пОЙ ОЕ НПЗМЙ РПЧЕТЙФШ УЧПЙН ЗМБЪБН - ОБ УФПМШЛП ЧЕМЙЛБ ВЩМБ ТБЪОЙГБ.

дПТПЗБ Ч ТБК.

чЩ ЪБЛПОЮЙМЙ ФТЕОЙОЗ, ПФЛТЩМЙ ЗМБЪБ, ЧУФБМЙ Й ОБЮБМЙ ЪБОЙНБФШУС ПВЩЮОЩНЙ ДЕМБНЙ. нЩУМЙ РПФЕЛМЙ Ч ЗПМПЧХ УЧПЕК ЮЕТЕДПК. оП ФЕРЕТШ ЧЩ НПЦЕФЕ ЪОБФШ, ЮФП ЧЩ ОЕ ТБВ НЩУМЕК, ЧЩ УРПЛПКОП НПЦЕФЕ РТЕУЕЮШ ЙИ ЧОЕДТЕОЙЕ. фЕРЕТШ ЧЩ ЛПОФТПМЙТХЕФЕ УЙФХБГЙА. чЩ НПЦЕФЕ РПЪЧПМЙФШ ЙН ВЩФШ Ч ЧБЫЕК ЗПМПЧЕ ДМС ТЕЫЕОЙС ЛБЛЙИ-ФП ЪБДБЮ, ОП ЧЩ ФБЛ ЦЕ НПЦЕФЕ РТЙЛБЪБФШ УЧПЕНХ ХНХ ВЩФШ ЮЙУФЩН. фЕРЕТШ ЧЩ ИПЪСЙО УЧПЕЗП ФЕМБ. чЪСФШ ФЕМП РПД ЛПОФТПМШ - ЬФП ЪОБЮЙФ ЧЩКФЙ ОБ ДХИПЧОЩК ХТПЧЕОШ. б ЬФП Й ЕУФШ ДПТПЗБ, ЧЕДХЭБС Ч ТБК. фЕРЕТШ ЮЕМПЧЕЛ УРПУПВЕО ПУПЪОБООП ВЩФШ УЧПВПДОЩН. й ЛПЗДБ РТПЙЪПЫМП ЧОХФТЕООЕЕ ПУЧПВПЦДЕОЙЕ, ЧОЕЫОЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ФПЦЕ ОБЮБМЙ НЕОСФШУС. чБУ РЕТЕУФБМЙ ПЛТХЦБФШ ОЕУЮБУФШС Й ТБЪТХЫЕОЙС. чОЕЫОЙК НЙТ ПФЛМЙЛОХМУС ОБ ЧБЫХ ЧОХФТЕООАА ЗБТНПОЙА Й РПЧЕТОХМУС Л ЧБН ФЕН ЦЕ, ЮЕН Й ЧЩ Л ОЕНХ. й Ч ЬФПН МЙГЕ НЩ ОБЮЙОБЕН ХМБЧМЙЧБФШ ЪОБЛПНЩЕ ЮЕТФЩ. пФ ОПЧПЗП ЮХЧУФЧБ ЧПЪОЙЛБЕФ ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ЛПЗДБ-ФП ДБЧОП-ДБЧОП ЬФП УПУФПСОЙЕ ХЦЕ ВЩМП У ОБНЙ. нЩ ВЩМЙ Ч ОЕН, Б ПОП РПНОЙФ ОБУ. фБЛ РТПЙЪПЫМП ЧПЪЧТБЭЕОЙЕ ОБ ТПДЙОХ. оП НЩ УФБМЙ ПУПЪОБООЩНЙ.

рТПГЕУУ ПВТЕФЕОЙС ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ ДПМПЗ, ОП ПО ДЕМБЕФ ОБУ ЧЩЫЕ, НХДТЕЕ Й ЮЙЭЕ. оЙ ПДОБ УЙУФЕНБ Ч НЙТЕ ОЕ ЪБУФБЧЙФ ЧБУ ВЩФШ ФБЛЙН. оБПВПТПФ, МАВПК УЙУФЕНЕ ОХЦОЩ ТБВЩ. й ФПМШЛП ЧЩ УБНЙ, ПФВТПУЙЧ ЧУЕ ХУМПЧОПУФЙ НПЦЕФЕ УРБУФЙ УЕВС, ХЧЕТЕООПК РПУФХРША ЧЩИПДС ЙЪ ТБВУФЧБ.

лПННЕОФБТЙЕЧ ОЕФ.