Краткая история приморского края и его заселения. История приморья





(1816-1887)
В ряду первооснователей - славное имя Петра Васильевича Казакевича.
В истории Владивостока первый военный губернатор Приморской области П.В.Казакевич сыграл особую роль. Он был одним из основателей Владивостока, куда неоднократно приезжал в первые годы становления поста.
После окончания Морского корпуса служил на Балтике, в 1848-49 гг. под началом Г.И. Невельского. Будучи старшим офицером на транспорте "Байкал" первым вошел на шлюпке в устье Амура и открыл знаменитый фарватер, впоследствии получивший имя его патрона. С 1851 г. состоял в должности офицера для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1854 г. он подготовил первый сплав войск по Амуру и фактически руководил им. С образованием в 1856 г. Приморской области стал ее первым военным губернатором, одновременно исполняя обязанности командующего Сибирской флотилией и командира портов Восточного океана. Один из инициаторов основания постов Новгородский и Владивосток. В 1865 переведен на Балтику. В 1883 г. - член Военного Совета и Адмиралтейств - совета. Полный адмирал, кавалер многих российских и иностранных орденов.
Родился он в дворянской семье в Новгородской области в 1814 году. В 1835-м в чине мичмана закончил Морской кадетский корпус. В начале службы ходил на балтийских фрегатах "Беллона", "Аврора", а затем (в 1844-1845 годах) на корабле "Ингерман-ланд", совершая, ухе лейтенантом, переходы из Кронштадта в Архангельск и обратно. В феврале 1848 года Казакевич, ставший опытным судоводителем, назначается старшим офицером на строящийся в Хельсинки транспорт "Байкал", который должен был под командованием Г. И. Невельского доставить грузы в Петропавловск-Камчатский и обратно.
Стройка под наблюдением Петра Васильевича шла быстро. Уже 21 августа 1848 года транспорт вышел в плавание и ровно девять месяцев спустя отшвартовался в Петропавловской гавани. Осуществляя замысел Г. И. Невельского, 27 июля 1849 года он переправился в северную часть Амурского лимана. Отсюда начались исторические работы по исследованию устья Амура. Именно Казакевич открыл прибрежный фарватер в эту реку.
По окончании работ он в 1850 году через Сибирь возвратился в Петербург, осуществив таким образом кругосветное путешествие. 14 марта 1851 года, приняв предложение Н. Н. Муравьева, капитан II ранга Г. И. Невельской и лейтенант П. В. Казакевич были назначены офицерами для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири с производством в капитаны первого и второго ранга соответственно. Одновременно был утвержден штаб управления Петропавловска-Камчатского и флотского экипажа. В течение двух лет Казакевич производил опись и промер рек Ингода, Онон и Шилка, определяя места, пригодные для строительства судоверфей. Весной 1852 года он прибыл на Шилку для строительства 50-сильного буксира "Аргунь", определив местом для этого площадку бывшего серебряно-цинкового завода.
После спуска "Аргуни" на воду в 1853 году началось строительство баркасов, барж и плотов, что оказалось вполне ко времени в связи с утверждением проекта Амурского пароходства.
14 мая 1854 года прошел первый сплав по Амуру войск, снаряжения, боеприпаса и продовольствия для усиления Камчатской флотилии и порта Петропавловска. Всем сплавом командовал сам Н. Н. Муравьев, а флотилией из 77 плавсредств - П. В. Казакевич, доставив к месту назначения до девятисот рядовых, офицеров, мастеровых, четыре орудия с боеприпасами, двухмесячный запас продовольствия и так далее. В конце того же года Петр Васильевич отправился в Америку с поручением заготовить там вещи и припасы для эскадры генерал-адъютанта графа Е. В. Путятина, а также заказать три парохода для Сибирской флотилии и механические станки для пароходного завода в Николаевске.
Отлично справившись с заданием, в марте 1856 года Казакевич вернулся в Россию и был утвержден исполняющим обязанности Камчатского военного губернатора и командира портов Восточного океана. Создание новой Приморской области привело к новому витку в биографии Петра Васильевича: 6 декабря 1856 года его производят в контр-адмиралы и назначают военным губернатором этой области с одновременным исполнением обязанностей командующего Сибирской флотилией и сохранением поста начальника портов Восточного океана. Фактически пустынная область, расположенная на огромном пространстве, требовала невероятных усилий, чтобы как-то вдохнуть в нее жизнь: ведь здесь почти не было населенных пунктов и, естественно, никаких дорог и средств связи, никакого транс -порта," и даже береговая черта побережья в Японском море была проведена на карте пунктиром.
И все же П. В. Казакевичу удалось сделать многое. Его работами основаны военные порты в заливе Ольги и Посьета, бухте Золотой Рог и некоторых других, проведены гидрографические работы вдоль побережья, осуществлено строительство Амурского телеграфа, связавшего Николаевск с Хабаровском и Владивостоком, установлена почтовая связь, заказаны и получены все пять секций плавучего деревянного дока для флотилии; наконец, он руководил русской частью комиссии по демаркации границы с Китаем, строи -тельством дорог и населенных пунктов.
За успехи, достигнутые в строительстве области, П. В. Казакевич зачислен в свиту царя, а в 1862 году ему объявлено особое благоволение "за успешное и скорое исполне -ние возложенного на него поручения по разграничению Приамурского края с китайскими владениями". Плодотворная деятельность первого военного губернатора Приморья продолжалась до апреля 1865 года, когда по состоянию здоровья его перевели на Балтийский флот. 27 марта 1866 года, и снова за отличия по службе, Казакевич быдпроиэ -веден в очередной чин вице-адмирала, а спу -стя пять лет назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта вместо вице-адмирала Досовского, ставшего товарищем (заместителем) управляющего Морским министерством. В 1883 году, уже в пенсионном возрасте, Казакевич сделался членом Военного и Адмиралтейского советов.
Скончался он 11 (23) декабря 1887 года и похоронен на кладбище при Новодевичьем монастыре - там же, где его командир и друг Г. И. Невельской.
На Дальнем Востоке работал и сын Казакевича - Дмитрий. Он родился 16 декабря 1869 г. в Санкт-Петербурге, окончил Санкт-Петербургское реальное училище Гуревича и Санкт-Петербургский институт путей сообщения. Казакевич-младший участвовал в строительстве Уссурийской железной дороги, исполнял обязанности управляющего КВжд в1920 – 21гг. По многим воспоминаниям коллег Казакевича он блестяще справлялся со своей должностью. 3 февраля 1924 г. Д.П.Казакевич погиб на лесопилке в Сиэтле.

История Приморского края ведет свой отсчет с появления первых поселений на территории Приморского края, которые возникли в эпоху палеолита . Это были поселения собирателей и охотников на мамонтов, бизонов, носорогов, медведей, лосей. В разное время территория Приморья входила в состав таких государств, как Бохай , империя Цзинь , Российская империя , Дальневосточная республика .

Доисторический период

Самые ранние поселения людей относятся к верхнему палеолиту . Самым древним из них принято считать пещеру Географического общества в скале Екатериновского массива у села Екатериновка , которая датируется возрастом 32,8 тыс. лет. Исследователи в эту эпоху выделяют осиновскую и устиновскую археологические культуры. Осиновская культура названа по первому памятнику, открытому у села Осиновка в Михайловском районе. Первые памятники устиновской культуры были открыты у деревни Устиновки в Кавалеровском районе в 1954 году.

Неолитическая стоянка в пещере Чёртовы Ворота в 12 км от Дальнегорска в верховьях реки Кривой датируется возрастом 7742-7638 лет назад . В пещере наиболее полно представлен комплекс руднинской археологической культуры. У двух образцов DevilsGate1 и DevilsGate2 (5726-5622 лет до н. э.) определены митохондриальные гаплогруппы и . Изделия из текстиля, найденные в пещере Чёртовы Ворота, являются древнейшими для региона Северо-Восточной Азии. Обнаруженные в пещере кости волка-собаки свидетельствуют о начальном этапе доместикации этого животного. Технология каменной индустрии руднинской культуры представляет собой развитие традиций, заложенных местной устиновской палеолитической культурой .

Зайсановцы, расселившиеся в южной части края, были первыми земледельцами. Следы их самого раннего земледелия обнаружены в нижнем слое Кроуновки-1 и датируются 29-27 веками до н. э. Зёрна культурного проса обнаружены на поселениях Новоселище-4 в Ханкайском районе и Кроуновка-1 в Уссурийском районе. Поздний этап неолита Приморья представлен также группой памятников типа «Валентин-перешеек» (Лазовский район).

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры в западных районах Приморья появляются племена Илоу - носители кроуновской культуры . На смену кроуновской культуре приходит ольгинская культура, которая получила название от посёлка Ольга, где было открыто первое поселение . В середине I тысячелетия нашей эры Приморье было заселено племенами, входившими в союз хэйшуй мохэ .

Средние века


Ольга Журман
собственный корреспондент (г. Владивосток)


Первый выход русских людей к Амуру произошёл в середине XVII века благодаря походам Василия Пояркова и Ерофея Хабарова. Позже отряды казаков прошли к Охотскому морю. Важный этап в освоении региона связан с Амурской экспедиций Геннадия Невельского – она прошла по Амуру и доказала, что он впадает в море, именно по данным этой экспедиции Сахалин получил статус острова.

Цикл очерков об освоении Дальнего Востока

В середине XIX века центральным поселением на восточных землях был Николаевск-на-Амуре. Оттуда в году и вышел корабль генерал-губернатор а Восточной Сибири Николая Муравьёва-Амурского . Оглядывая берега залива Петра Великого, генерал-губернатор заметил хорошо укрытую бухту Золотой Рог . Через год на берегах Золотого Рога по его приказу был основан военный пост - впоследствии город Владивосток, которому в 2011 году исполняется 151 год.

1860-1917 годы

Заселение южной части Приамурского (современного Приморского края) началось с казаков Уссурийского пешего батальона Амурского казачьего войска. Они были переселены сюда в период 1858-1862 годов из Забайкалья, где выбирались по жребию, волей или неволей должны были бросить свою родину и идти в новый, неведомый для них край. «Таким образом, казаки с первого раза стали смотреть враждебно на новый край, а на себя как на ссыльных», - считает историк Юрий Филатов.

В Петербурге тоже планировали заселение далёкой окраины. 26 мая 1861 года вступили в силу «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири». В соответствии с ними Амурская и Приморская области были объявлены правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счёт». Естественно, переселенцам предоставлялись определённые льготы.

Наступил первый этап организованного переселения. Группами, а иногда целыми деревнями, пешком (телеги везли нехитрый скарб, больных и самых маленьких) два, а то и три года добирались выходцы из Вятской, Воронежской, Пермской, Тамбовской, Астраханской губерний до Амура. И здесь оседали насовсем.

Вторым этапом заселения Южно-Уссурийского края занималась переселенческое управление. С установлением в 1882 году регулярных рейсов Одесса - Владивосток пароходами Добровольного флота основная масса переселенцев стала прибывать в Приморье морским путём. На дорогу уходило уже от 40 до 50 дней, в зависимости от погоды.

«Каждый переселенец получал бесплатно в вечное и постоянное пользование 40 десятин (43,6 га) земли, пожизненное освобождение от подушной подати, а от других налогов на 20 лет, - рассказывает Юрий Филатов. - Кроме того, каждой семье выдавалась ссуда сроком на 28 лет, причём её погашение можно было начинать через пять лет, так как на эти годы процентов не начисляли. Притом, у переселенцев оставалось и некоторая сумма от денег, полученных перед выездом с прежнего места жительства. Через два дня главы семейств, вместе с чиновниками переселенческого управления, отправлялись в край - выбирать места для поселения. Примерно через пару недель покидали бараки и остальные временные обитатели. А вскоре прибывал другой «доброволец» с новой партией переселенцев».

Всего с 1883 по 1901 годы в край переселилось (в основном морским путём) 55 208 человек.

Начало третьему этапу положило завершение в 1901 году строительства Великого Сибирского рельсового пути (Транссиба), связавшего Москву с Владивостоком. Теперь на дорогу переселенцы тратили всего 18 суток. Главными руководителями этого этапа стали С. Ю. Витте, министр финансов, возглавивший правительство России в 1903 году, и сменивший его на посту Председателя Совета Министров П. А. Столыпин.

Первый период переселения по Транссибу проходил с 1901 по 1904 год. Вначале вагоны с переселенцами цепляли к товарным поездам, затем стали формировать специальные составы. Дальнейшее заселение области прервала русско-японская война 1904-1905 годов. В 1906 году снова началось переселение из Забайкалья в Приморскую область.

Третий этап переселения прервали Первая мировая война и революция. К тому времени Транссиб перевёз в Приморье 198 953 переселенца. Всего с 1861 по 1917 год в край переселились 268 820 крестьян и казаков, которыми было основано 503 села и 16 посёлков.

1922-1940 годы

Приморье воссоединилось с РСФСР в 1922 году. Это дало право историкам «хвастаться» тем, что при советской власти население далёкого края прожило на пять лет меньше.

Эти пять лет ушли на согласование политического устройства губернии с социалистической федерацией. После этого новая власть принялась за сельское хозяйство. В результате отмены деления населения на сословия, в распоряжении Владивостокского окружного исполкома оказались тысячи десятин пашни и лесных угодий бывшего Уссурийского казачьего войска. Тем более что большая часть его землевладельцев либо погибла в боях, либо бежала за кордон.

В 1926 году Москва настоятельно рекомендовала окрисполкому подготовиться к принятию переселенцев из пережившего неурожай Поволжья. С 1928 года началось освоение переселенцами пустующих земель Ханкайской равнины. Они должны были стать опорой партии и власти при проведении коллективизации.

Частью это были прибывшие из центральных губерний, частью - оставшиеся в крае демобилизованные военнослужащие 5-ой армии. Их бытовые проблемы местные власти решили просто. Созданный демобилизованными мужской колхоз «Красный артиллерист Тихоокеанской дивизии» объединили с колхозами «Труд и знание» и «Новый быт» в трудовую коммуну, состоявшую через год (по переписи окркомзема) из 700 семей.

В январе 1930 года большая часть сельского населения южных районов края состояла из переселенцев. Это позволило взять курс на сплошную коллективизацию.

Но борьба старожилов с колхозниками-переселенцами не затихала. В 1930 году были убиты первые председатели сельсоветов в Новоникольске и Дмитриевке. На это власть ответила максимальным использованием закона от 7 августа 1932 года об охране социалистической собственности. Из 2000 осуждённых по нему 200 человек приговорили к высшей мере наказания и расстреляли. Дальнейшее заселение округа (с 1932 г. - области) проходило более спокойно.

Следующий этап заселения Приморья имел некоторую особенность. В 1932 году в СССР были введены паспорта, но только для горожан. Сельским жителям паспорт выдавался только с разрешения сельсовета. Но демобилизованные после прохождения военной службы имели права получить паспорт по месту демобилизации. Как тогда и полагалось, вначале годичный, а затем на 5 лет. И в Приморье начало накапливаться значительное количество молодых мужчин.

В феврале 1932 года к девушкам Советского Союза обратилась с призывом приехать на Дальний Восток, вложить свои силы и энергию в его развитие жена майора ОКДВА Валентина Хетагурова, прибывшая на Дальний восток в 1932 году по комсомольской путёвке. Вслед за этим обращением последовали призывы от личного (мужского) состава гарнизонов и застав, экипажей кораблей и эскадрилий. И они были услышаны.

Из письма работниц фабрики «Москвошвей»: «Да, мы согласны приехать к вам, чтобы соединить свою жизнь с вашей на пользу и благо нашей цветущей Родины».

В ответ на призыв в августе 1937 года в край прибыло 5000 девушек, получивших название - хетагуровки. Они были распределены по гарнизонным посёлкам и береговым рыбкомбинатам.

Стоит упомянуть ещё о двух попытках переселения жителей из европейской России в образованный в 1934 году Приморский край. В первом случае это были выходцы из Финляндии, во втором - казаки Всевеликого войска Донского. Обе попытки завершились неудачно и, по причине малочисленности переселенцев, большого значения для края не имели.

Соседи

В отдельную категорию можно выделить переселенцев из Кореи. Вероятность их появления в южном Приморье администрация Восточной Сибири предвидела, и потому уже в 1861 году губернатору Приморской области было предложено руководствоваться «Временными правилами пребывания выходцев из Китая и Кореи в Приамурье и Зауссурийском крае». В частности предписывалось «...ввиду особой важности оказывать таковым переселенцам, срочно желающим поселиться в наших пределах, покровительство и пособие продуктами на первое время». И если в 1864 году в Приморье проживало 14 корейских семей, то к 1869-му на территории Южно-Уссурийской округи появились три корейские деревни.

В 1884 году правительствами Кореи и России было подписано «Соглашение о проживании корейцев на российском Дальнем Востоке». В 1896 году первая большая группа корейцев была официально принята в российское подданство.

По данным Всероссийской переписи 1897 года на территории Приморья насчитывалось 24 306 корейцев, что составляло 11 % всего населения. Резко возрос приток иммигрантов из Кореи после её оккупации Японией в 1905 году.

После 1922 года отношение новой власти к корейцам было самым благожелательным. В сельских школах изучали корейский язык, в Ворошилове (Уссурийск) было открыто корейское педучилище, а во Владивостоке - корейский пединститут. В 1937 году, на основании ничем не подкреплённых подозрений, по распоряжению из Москвы корейское население края было выслано в незаселённые районы Казахстана.

Вопреки бытующему мнению, в Приморье никогда не переселялись китайцы. Они здесь жили, конечно. Во Владивостоке до 1922 года и в послереволюционное время работали китайские рестораны, мастерские, парикмахерские, но массового заселения китайцами региона не было. Они приходили сюда охотиться и рыбачить, но не селились в современном Приморье, считая территорию неудобной для жизни. И пресловутое опасение китайской угрозы - заблуждение девяностых годов, довольно быстро у дальневосточников прошедшее.

Убеждение в том, что весь Дальний Восток скоро станет китайским осталось только, видимо, у части жителей средней полосы России. Но это совсем другая тема.

P.S. В ближайшее время мы познакомим нашего читателя с подробностями заселения Приморского края в более поздние советские времена и в постсоветский период, расскажем о миграционной политике, которая проводится в крае сегодня, по результатам последней переписи населения.

При подготовке материала были использованы фото РИА «Новости».

История Приморья с древнейших времен и до наших дней богата яркими страницами и запоминающимися событиями. На территории современного Приморья жили, сменяя друг друга, первобытные племена и народы, здесь возникали и средневековые государства. Были века, когда, казалось, все забыли об этих диких краях, и только немногочисленные группы охотников и сборщиков женьшеня бродили по долинам таежных речек. Но в середине XVII в. в далекие земли у берегов Тихого океана пришли русские первопроходцы, и с тех пор история Приморья стала историей российского Приморья. Страницы этой истории писали исследователи О. Степанов, Г.И. Невельской, В.К. Арсеньев и др., первые переселенцы из Европейской России, революционные матросы и красные партизаны. Пишется эта история и сегодня, когда Приморье превращается в один из самых перспективных регионов. Человек впервые появился на территории Приморья и континентальных районов Азии в эпоху палеолита более 30 тыс. лет назад. Это были собиратели и охотники на мамонтов, диких лошадей, бизонов, носорогов, медведей, лосей.
С началом глобального потепления климата, около 10 - 8 тыс. лет назад, в жизни древнего населения произошли существенные изменения. На территории края сформировались неолитические культуры, ориентированные на использование широкого спектра природных ресурсов. Древние люди охотились на сухопутных и морских животных, занимались речным и прибрежным рыболовством, сбором моллюсков и дикоросов. Они жили в небольших поселках в полуземлянках с очагами для обогрева и приготовления пищи. В это время была изобретена глиняная посуда, разнообразные орудия - наконечники стрел, тесла и топоры из камня, лодки, рыболовные крючки, гарпуны, остроги.
На финальной стадии каменного века население континентальной части Приморья осваивает примитивное земледелие. В конце II тысячелетия до н.э. древние люди начинают использовать бронзовые орудия труда и оружие.
В начале железного века - около 2800 лет назад - прибрежную зону Приморья занимало население янковской археологической культуры. Люди круглый год жили в крупных поселках. На побережье выращивали просо, в континентальной зоне - ячмень. Занимались рыболовством, собирали моллюсков и растения, охотились. Примерно в это же время, 2300 лет назад, в западных районах Приморья появились носители кроуновской культуры (племена воцзюй). Их основные занятия - земледелие, разведение свиней, коров, лошадей, охота, рыболовство. С первых веков нашей эры у племен илоу получили развитие кузнечное и гончарное ремесла, велось строительство общественных сооружений (дорог, систем водоснабжения), активизировались контакты с культурами сопредельных территорий. Уровень хозяйственного развития и культуры племен раннего железного века Приморья соответствовал начальным этапам формирования классового общества и ранних государств.

В середине I тысячелетия н.э. Приморье было заселено племенами сумо моэх было образовано государство, с начала VIII в. получившее название Бохай (698 - 926) . На территории Приморья, южная часть которого оказалась в составе Бохая с середины VII в., находились по меньшей мере две территориально-административные единицы: область Шуайбинь, названная по реке (Суйфэнь, Суйфун, Раздольная), в долине которой располагался ее центр, и округ Янь (Яньчжоу), остатками центрального города его является городище близ пос. Краскино в Хасанском районе. Отсюда, из залива Посьета, начинался морской путь из Бохая в Японию, по которому осуществлялся дипломатический, торговый и культурный обмен между Бохаем и Страной восходящего солнца. Бохайские города и поселения располагались на плодородных землях в долинах рек Раздольной, Илистой, Арсеньевки, Шкотовки, Партизанской. Находившейся восточнее и северо-восточнее Бохая племена хэйшуй мохэ испытывали сильное культурное и политическое влияние Бохая. В 926 г. Бохай был уничтожен киданями.
После 926 г. происходит объединение части племен хэйшуй моэх, известных с X в. под именем чжурчжени. Образованное ими государство Цзинь (Золота империя, 1115-1234) разгромило киданьскую империю Ляо (916-1125) и в ходе войн с китаиской империей Сун завоевало весь Северный Китай. В период своего расцвета империя Цзинь занимала оширные территории от р. Хуайхэ на юге до долины Амура на севере, от Большого Хингана на западе до побережья Японского моря на востоке. На территории Приморья находилась цзиньская губерния Сюйпинь с центром в районе современного города Уссурийска. Во время войн с монголами в начале XIII в., завершившихся гибелью Золотой империи, на территории Восточной Маньчжурии, северной части Корейского полуострова и в Приморье чжурчжэньский военачальник Пусянь Ваньну создал самостоятельное государство Ду Ся. Пришедшие во главе с Пусянем Ваньну из губернии Восточной столицы Цзинь чжурчжэни строили укрепленные города. Многие из них - Шайгинское и Екатеринское городовища в Партизанском районе, Красноярское близ Уссурийска, Ананьевское в Надежденском районе, Лазовское и другие - стали объектами археологических исследований, дав богатейший материал для изучения хозяйства, культуры и общественно-политического устройства чжуржэней.

Впервые русские землепроходцы - отряд О.Степанова - побывали в Приморье в середине XVII в. Однако активное изучение и основание края началось в середине XIX вю. К этому же времени относится и интенсивное заселение края.
26 мая 1861 г. южные земли Дальнего Востока России, включая Приморскую область, были объявлены открытыми для заселения крестьянами и "предприимчивыми людьми всех сословий". Приморье заселяли казаки и крестьяне, демобилизованные чины армии и флота, ремесленники и квалифицированные рабочие-контрактники, каторжане и ссыльные, иностранцы, получившие российское подданство, и временно проживающие здесь отходники.
Только за 1861-1900 г.г. на Дальний Восток России, включая Приморье, прибыло 116 тыс. человек, из них почти 82 % крестьян и 9% казаков; за 1901-1916 г.г. сюда переселилось 287 тыс. человек.
В 1959 г. в Приморье возникли первые населенные пункты - казачьи станции на реке Уссури; в 1861-1866 г.г. появились перве крестьянские села на юге края. В 1860 г. был основан город Владивосток.

Территория Приморья, являющаяся южной частью Дальневосточного региона России (до революции обозначалась географами как Южно-Уссурийский край), была включена в состав Российского государства на основе Айгуньского (1858) и Пекинского (1860) договоров, юридически оформивших границы между Россией и Китаем. В административном отношении край стал частью Приморской области, образованной в 1856 г. и входившей в состав Восточно-Сибирского, а с1884 г. – Приамурского генерал-губернаторства. Как и другие дальневосточные территории, Уссурийский край был очень слабо заселен: в 1861 г. в нем насчитывалось менее 20 тысяч человек.

В 1861 г. российское правительство встало на путь государственного поощрения переселения в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет. Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет – от рекрутской повинности; за плату поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры, а так же отмена в 1861 г. крепостного права в России, усилившая миграционную подвижность населения, способствовали притоку на дальневосточную землю крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий.

Большое значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока (и Уссурийского края в частности) имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали : в период сооружения восточного ее участка – Уссурийской железной дороги – резко возрос приток капиталов и рабочих. С началом проведения правительством, возглавляемым П.А. Столыпиным, аграрной реформы переселенческое движение на окраины поощряется с помощью предоставления переселенцам различных льгот, и приток крестьян на дальневосточную окраину сильно возрастает. Численность населения в Приморье в начале ХХ века продолжала расти и к 1913 г. достигла 480 тысяч человек.

Хозяйственное освоение Дальнего Востока и Приморья происходило на основе свободных рыночных отношений. Обилие свободных плодородных земель давали простор для быстрого развития аграрного производства. Ведущей отраслью сельского хозяйства было земледелие. В целом Приморье отличалось разнообразием возделываемых культур: здесь выращивались пшеница, рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза и пр. С конца ХIХ века развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство . Большое значение имело животноводство . Разводили, главным образом, крупный рогатый скот, лошадей, свиней, зарождалось пантовое оленеводство, развивались пчеловодство и птицеводство . С 1912 г. организуется агрономическая помощь селу, формируются значительные высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей.

Промышленное освоение Приморья осуществлялось в первую очередь за счет разработки богатейших природных ресурсов . Так как уже первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля, золота, полиметаллических руд и пр. К концу ХIХ в. промышленное значение приобретает добыча рыбы, морепродуктов, развивается лесодобывающая отрасль . Обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет тех отраслей, которые не испытывали сильной конкуренции со стороны фабрично-заводской промышленности центральных районов России и зарубежных стран, обладали прочной сырьевой базой и давали большие прибыли. В первую очередь это отрасли по переработке сельскохозяйственных и природных продуктов. Развивалось производство стройматериалов, представленное кирпичными, известковыми и бетонными заводами . Заметную роль приобрела металлообработка . На фоне мелких частных предприятий особенно выделялся Владивостокский казенный судоремонтный завод . В начале ХХ в. более динамично развивалась обрабатывающая промышленность, прогрессировала горнодобывающая промышленность, началась промышленная эксплуатация полиметаллического месторождения, успешно развивалась лесодобывающая отрасль, рос экспорт леса.

Развитие торговли особенно активизируется с 1890-х годов. Быстро возрастала роль городов как емких товарных рынков и товарораспределительных центров. Выдающуюся торгово-транспортную роль стал играть Владивосток, вошедший в пятерку крупнейших портов России. Усилилось международное значение Владивостока: в городе действовало более десятка консульств, большое количество иностранных торговых представительств.

Во второй половине ХIХ века Дальний Восток стал все больше привлекать внимание русских ученых и исследователей. Российская Академия наук и различные научные общества организовывали экспедиции, которые изучали прошлое и настоящее Дальнего Востока, его флору, фауну, этнографию. Их труды значительно расширили и углубили знания о Приморском крае. Становление и развитие региональной науки связано с деятельностью научных обществ. В 1884 г. во Владивостоке было создано Общество изучения Амурского края . Его члены вели активную научно-краеведческую работу, собирали материалы о крае, создавали коллекции, писали научные исследования. Существенный вклад в развитие науки внес Восточный институт – единственное на Дальнем Востоке высшее учебное заведение, которое являлось и первым научным центром в регионе. Основные усилия ученых были направлены на изучение современных живых языков, на исследование современной истории, географии, экономики, правоведения азиатских стран. Активно развивались контакты научных учреждений Приморья с учеными зарубежья.

На Дальнем Востоке трудился выдающийся российский деятель генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский , который внес большой вклад на дипломатическом поприще. С его участием были ратифицированы Айгуньский, затем Пекинский договоры , регламентирующие взаимоотношения Российской империи с Китаем. Далекое Приморье всегда влекло к себе российскую общественность. В разные годы здесь побывали ученые и путешественники, поэты и актеры, певцы и писатели: П.В. Виттенберг, Н.В. Комаров, С.О. Макаров, Н. Асеев, Д. Бурлюк, А. Фадеев, певица Л. Вяльцева, актриса В. Комиссаржевская . Огромный вклад в изучение края внес выдающийся путешественник и ученый В.К. Арсеньев . Более тридцати лет своей жизни он отдал исследованиям Дальнего Востока. Его книги, очерки способствовали широкому распространению знаний о крае.

Уже с начала ХХ века Приморье становится наиболее заселенной и промышленно развитой территорией российского Дальнего Востока. В середине 20-х гг. здесь проживало около 600 тысяч человек, что составляло 44% всех дальневосточников. В 1923-1924 гг. был национализирован ряд заводов, пищевые предприятия, домовладения, восстановлены угольные шахты, пущены в эксплуатацию цеха крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия – Дальзавода, расширялась сфера действия Владивостокского торгового порта.

В 1930-е годы край начинает получать существенные бюджетные капиталовложения, так как был подключен к реализации программы форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в соответствии с первыми пятилетними государственными планами. Приморье рассматривалось государством как сырьевая база страны, в этом направлении и шло его экономическое развитие. Развернулось широкое строительство дорог, новых промышленных предприятий – горных, лесных, рыбных, судоремонтных и т. д. Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края по-прежнему оставалась рыбная отрасль . Развивались также различные виды транспорта – железнодорожный, воздушный , значительно увеличились возможности Дальневосточного морского пароходства . В сельском хозяйстве были созданы колхозы , зажиточные крестьяне подвергались раскулачиванию и репрессиям. Бурное экономическое развитие потребовало обеспечение края новыми рабочими руками. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных регионов России, а также демобилизованных красноармейцев. Но, заселяя край российским населением, руководство страны в 1930-е гг. одновременно провело социально-демографическую “чистку” Приморья. Отсюда были принудительно выселены несколько десятков тысяч так называемых неблагонадежных и социально-чуждых лиц. Кроме того, в 1937-1938 гг. была проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской и китайской национальностей, всего около 200 тысяч человек. Тем не менее, несмотря на принудительные выселения, депортации, расстрелы и возвратную миграцию, население Приморья в 30-гг. росло довольно быстро. К 1940 г. его численность достигла 939 тысяч человек.

Годы второй мировой войны стали для приморцев временем напряжения всех жизненных сил. На край легла большая нагрузка по производству военной техники и снарядов, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных металлов. Приморье вместе с другими прибрежными районами Дальнего Востока стало практически единственной рыбопромысловой базой страны. Порт Владивосток, Дальневосточное морское пароходство и Дальневосточная железная дорога выполняли основной объем транспортных перевозок в СССР.

После окончания второй мировой войны Приморье продолжало развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Здесь осваивались все новые и новые месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые электростанции. Кроме того, крупные государственные капиталовложения были внесены на создание предприятий военно-промышленного комплекса. Большинство предприятий добывающей и военно-промышленной отрасли имели всесоюзное значение и подчинялись союзным министерствам и ведомствам. К середине 1960 гг. созданы также новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.

В геополитической системе советского государства Приморье, как и в дореволюционный период, занимало место одной из составных частей российского дальневосточного региона. В 20-е – 30-е годы под воздействием общегосударственных территориально-административных преобразований оно неоднократно меняло свой статус и имя. С 1922 по 1926 гг. это была Приморская губерния, которая входила в Дальневосточную область (ДВО). В 1926 г. ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала во Владивостокский округ, затем – в Приморскую и Уссурийскую области. Административным центром Дальнего Востока с 1923 по 1938 гг. был г. Хабаровск, где размещалось все региональное руководство, в непосредственном подчинении которого находились и приморские власти. 20 октября 1938 г . Указом Президиума Верховного Совета СССР “О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края” ДВК был разделен на две самостоятельные административно-территориальные единицы: Хабаровский край с центром в г. Хабаровске и Приморский край с центром в г. Владивостоке . С тех пор и по настоящее время Приморье имеет статус Приморского края с непосредственной подчиненностью Москве.

Современное Приморье – обширный по территории регион. Площадью более 165 тыс. кв. км – около 1% территории России. По площади край превышает Бельгию, Голландию, Данию и Швейцарию вместе взятые. Расстояние от Владивостока – краевого центра Приморья – до Москвы – 9288 км. На юге и востоке омывается водами Японского моря, на севере граничит с Хабаровским краем, на западе – с Китаем и КНДР. Общая протяженность границ края – более 3000 км, из них 1350 км составляет морская граница. В состав Приморского края входят острова, расположенные в заливе Петра Великого: Русский, Попова, Рейнике, Рикорда, Путятина, Аскольд и др.

Выделение Приморья в самостоятельную единицу способствовало дальнейшему росту его производительных сил. Рост экономики промышленного производства в свою очередь отразился на развитии населенных пунктов. Ко времени организации край насчитывал 6 городов и 9 рабочих поселков. В настоящее время в крае 12 городов и 24 района. По состоянию на 01.01.2006 г. в Приморском крае проживает 2019 тысяч человек. Административный центр – г. Владивосток с населением 613,4 тысяч человек.

Приморье – край многонациональный. Помимо коренных народов – удэгейцев, орочей тазов, нанайцев, входящих в “Северную ассоциацию народов” - в крае насчитывается более 120 национальностей. Наиболее многочисленны – русские, украинцы, белорусы, корейцы, татары и др. Созданы семь национально-культурных автономий – 3 корейских, 2 украинских, 1 немецкая и 1 еврейская автономия. Основная деятельность всех национально-культурных объединений направлена на сохранение и развитие национальной культуры, традиций народа, гармоничного развития межнациональных отношений, проведения совместных культурных мероприятий. Ежегодно проводятся традиционные праздники национальных культур – украинской, татарской, польской, еврейской и других.

С конца 1991 г. Приморский край, оставшись тем же административно-территориальным региональным образованием, стал входить фактически в другую, новую страну – в Россию. В этой связи произошло существенное изменение факторов и предпосылок социально-экономического развития Приморья. Распад СССР оказал двоякое влияние на развитие Дальнего Востока и Приморья. Во-первых, отрицательное – в связи с разрывом многих экономических связей и по ресурсам и по готовой продукции вследствие резко усложнившихся проблем движения товаров и денежного обращения в СНГ. Произошел также разрыв социальных связей не только в СНГ, но и между западными и восточными регионами России. В то же время геополитическая и экономическая роль Дальневосточного региона и особенно Приморья в России существенно возросла. Территория России по сравнению с СССР уменьшилась на 24%, природно-ресурсный потенциал – примерно на 20-25%, а социально-экономический потенциал, включая население, валовой и национальный продукт, объем промышленного производства – на 50%. В этих условиях возросла роль природных ресурсов Приморья: цветных и редкоземельных металлов, горно-химического сырья, биохимического сырья, в т. ч. морского, разнообразных лесных, рекреационных ресурсов и других. Возросло значение и местных топливно-энергетических ресурсов , прежде всего угольных , а также – гидроэнергетических, океанических и других. С отделением от России приморских районов – прибалтийских, украинских, грузинских – повысилось значение транспортно-транзитных функций Дальневосточного региона, особенно портов Приморья, его роль во внешнеэкономических связях России со странами АТР.

Основу внешней торговли края составил товарообмен со странами дальнего зарубежья. Приморские предприятия поддерживают торговые отношения с 80 иностранными государствами, но главными партнерами края, как и в прежние годы, остались Япония, Республика Корея, Китай и США. В краевом экспорте преобладают рыба, морепродукты, необработанные лесоматериалы, руды и концентраты цветных металлов, производные борной кислоты, лом и отходы черных и цветных металлов. В импорте края преобладают продукты питания, сырье для их производства, товары народного потребления, машиностроительная продукция и продукция нефтехимического комплекса.

Наряду с внешнеторговой деятельностью в крае продолжает развиваться рынок международных услуг. Международный сервис представлен пассажирскими и грузовыми перевозками, услугами связи, гостиничными, туристскими, коммерческими и другими услугами. Ведущее положение, как в экспорте, так и в импорте занимают транспортные услуги. Активно действуют в международном сервисе акционерные общества “ДВМП”, “ПМП”, “Владивосток-Авиа”.

Мощным толчком в наращивании научного потенциала на востоке страны явилось создание в 1970 г. Дальневосточного научного центра АН СССР, ныне Дальневосточное отделение Российской академии наук. ДВО РАН представляет собой сеть научных центров, расположенных в шести территориальных центрах. Приморский научный центр во Владивостоке – самый крупный, здесь находится около половины научного потенциала Отделения. Здесь же расположен Президиум ДВО РАН. Дальний Восток с его своеобразным климатом, животным и растительным миром во многом определили лицо академической науки. Главным объектом изучения является Тихий океан. Активное взаимодействие крупнейшего из материков Земли с величайшим из океанов порождает множество явлений, которые и являются предметом фундаментальных исследований институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук.

В сфере образования подготовкой специалистов занимаются 12 вузов (включая филиалы), более 40 средних учебных заведений. Кроме того, в крае работают три негосударственных вуза, 7 университетов и 3 академии. В краевом центре Приморья Владивостоке сосредоточенны основные культурные учреждения края: Академический драматический театр им. М. Горького, краевой Театр молодежи, театр кукол, театр КТОФ, филармония, краевая картинная галерея.

Приморский край живет и развивается согласно “Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 г.”, в которой значительное место отводится проблемам хозяйственного освоения Приморья. Также в крае приняты несколько губернаторских программ: “Приморье без наркотиков”, “Квартира молодой семье”, “Приморье без сирот”, программа по восстановлению основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, “Дороги Приморья” и другие.

В 1995 г. Думой Приморского края был принят Устав Приморского края , разработана символика – герб и флаг , установлен День Приморского края - 25 октября.