Государство как центральный институт политической системы (слайд). Парламентаризм и разделение властей: грани соотношения




Функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти);

4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.

Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.

Функции Государства:

1.Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;

2.Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;

3.Обеспечение условий для развития общественной жизни;

4.Регулирование общественных отношений на основе прав;

5.Координация интересов на основе компромисса;

6.Контроль с целью повышения эффективности управления;

7.Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.

Наиболее крупным социальным институтом является го­сударство. Государство возникает из определенных социальных по­требностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со­циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль­ного института.

В государстве уже четко разделяется управляющая и управ­ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государст­венный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.

Главная функция государства состоит в формировании такой со­циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст­венников.

Другой не менее важной функцией государства является по­давление сопротивления угнетенных классов, установление отно­шений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осу­ществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.

Государство как центральный институт политической системы (слайд).

Структуру политической системы составляет целый ряд элементов, среди которых важнейшее место занимают так называемые политические институты - организации, учреждения, объединения граждан, выполняющие специальные функции в политической жизни общества. К политическим институтам относят государство, политические партии, общественно-политические организации, движения и пр . Что же такое государство? Какой смысл вкладывается в это широко употребляемое многими науками понятие в политологии? Какими бывают современные государства? Каковы функции политических партий и групп интересов в политической жизни? Эти и другие вопросы рассматриваются в данном модуле, посвященном основным институтам политической системы общества.

В современном мире, в котором насчитывается уже более 200 государств , существуют и крошечные (карликовые) государства (как, например, Княжество Монако с площадью 1,95 км 2 и населением менее 32 тыс. человек или же Ватикан, расположенный в столице Италии, с площадью 0,44 км2 и населением около тысячи человек), и огромные по территории и количеству жителей страны (как, например, Россия - наибольшее по территории государство с площадью 17075,4 тыс. км2 и седьмое в мире по количеству населения - 144,2 млн человек, или же Китай, с наибольшим количеством жителей - свыше 1 млрд 286,97 млн. человек, и третье в мире по территории - 9,6 млн км 2). Но независимо от размеров и количества жителей, месторасположения и истории, все они имеют ряд свойств, отличающих их от других общественных образований и организаций :

· универсальность – способность управлять социально неоднородным обществом с помощью специальных органов;

· суверенитет – верховенство, полнота и независимость политической власти;

· монополия на издание законов и норм, обязательных для всего населения;

· сбор налогов;

· применение насилия.

Государство - это центральный элемент политической системы общества. Если функции по реализации политической власти в обществе могут выполнять различные организации, партии, общественные объединения, союзы, в своей совокупности и составляющие политическую систему общества, то высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство . Оно выступает официальным представителем всего общества, координируя и упорядочивая его жизнь с помощью ресурсов власти, поступающих в политическую систему .

Термин «государство» сравнительно молод. Дело в том, что вплоть до XVI в. государство и гражданское общество не отделялись друг от друга, для их обозначения использовались такие понятия, как княжество, королевство, республика и др. Специальный термин «stato» (от лат. status - статус, положение) для обозначения государства как особой формы политической организации общества был введен в научный оборот итальянским ученым и государственным деятелем Никколо Макиавелли, первым отметившим различие между управлением небольшими городами-государствами (полисами) с помощью непосредственного участия всех его граждан и большими национальными сообществами, где управление осуществляется политической элитой с помощью государственной власти.

Возникновение государственности на разных этапах развития политической мысли связывалось с влиянием различных факторов. Так, происхождение государства объяснялось божественной волей (теологическая теория ), историческим развитием - объединением родов и племен (патриархальная теория ), рациональным соглашением людей (договорная теория ), военно-политическими факторами - как аппарат управления захваченными народами и территориями (теория захвата ), экономическими факторами - политическим господством экономически господствующего класса (экономическая, марксистско-ленинская концепция ), психологическими факторами - потребностью людей в подчинении (психологические, психоаналитические концепции ) и др.

Важными элементами государства являются:

Территория

2) население сообщество людей, постоянно проживающих на территории данного государства и подчиняющееся его власти . Население связано с государством фактом постоянного проживания на его территории, а также особым характером политико-правовой принадлежности - фактом гражданства (гражданство – постоянная связь человека с государством, проявляющаяся в их взаимных правах и обязанностях ). По национальному составу выделяют мононациональные государства (пример: Япония), и многонациональные государства (пример Россия).

3) Публичная власть, т.е. особая система органов и учреждений, реализующая функции государственной власти (аппарат государства) .


1) Органы законодательной власти, основной функцией которых является разработка и принятие законов. Высший орган законодательной власти называют парламентом .

2) Органы исполнительной власти, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в государстве. Высший орган исполнительной власти называется правительством.

3) Судебные органы власти, осуществляющие в государстве функции правосудия.

4) Органы контроля и надзора - органы, содействующие исполнению судебной власти (прокуратура, адвокатура и пр.), а также различные контрольно-ревизионные управления и инспекции.

5) Глава государства - конституционный орган или высшее должностное лицо (монарх или президент), представляющее государство внутри страны и на международной арене.

Каждое государство может также иметь свои государственные символы (флаг, герб, гимн, иногда - девиз), собственную денежную единицу, государственный язык (законодательно закрепленный язык официального общения, обязательный для использования в делопроизводстве, судопроизводстве, образовании, государственных средствах массовой информации), столицу. Таким образом,ГОСУДАРСТВО можно определить какуниверсальную, суверенную политическую форму организации общества, центральный институт политической системы, создаваемый для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью публичной власти, имеющей обязательный характер.

Функции государства:

1. Внутренние:

· Правовая (защита конституционного строя);

· Социально-экономическая (регулирование экономики, реализация социальных программ, социальная защита населения)

· Экологическая (охрана окружающей среды, закрепление правового режима природопользования)



· Культурно-воспитательная (государственная поддержка и развитие культуры, образования, спорта)

2. Внешние:

· Оборона государства

· Сотрудничество с другими государствами

· Поддержание мирового порядка

Итак, все государства обладают примерно одинаковым набором свойств, признаков и функций. В любом государстве существуют парламенты, правительства, суды, армия, полиция и пр. Однако при более внимательном рассмотрении структуры государственной власти, национально-территориальной организации, взаимосвязи религии и светской власти можно заметить и существенные отличия в устройстве современных государств. Так, главой правительства в Германии является канцлер, назначаемый парламентом, а в США - президент, избираемый народом; глава государства в Японии - император, в Швеции - король, во Франции - президент, в Австралии и Канаде - королева Великобритании, представленная генерал-губернаторами, а на Кубе или в Ливии нет ни президента, ни монарха, ни вообще поста главы государства. Султан Брунея единолично правит государством, а власть королевы в Великобритании практически полностью ограничена независимыми парламентом, правительством и судами. Территория Германии состоит из земель, США и Мексики - из штатов, России - из республик, краев, областей и автономных округов, а территории Китая, Испании, Украины включают в себя автономные образования. Даже названия государств (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Федеративная Республика Германия, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Исламская Республика Иран и пр.) говорят о существовании присущих каждому конкретному государству особенностей. При этом, безусловно, у некоторых государств существуют и достаточно сходные характеристики, что дает возможность объединить их в определенные группы по способам формирования высших органов власти (формам государственного правления) и территориальной организации (формам государственного устройства).

Государство - центральный институт власти, политической системы общества. Оно организует политический мир, политическую жизнь. В рамках государства за счет применения механизмов, структуры, учреждений политической власти происходит концентрированное, непосредственное осуществление политики.

Государство включает в себя систему политического управления - правительство, которое в свою очередь состоит из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих политическую власть от имени государства. Государство выступает в качестве института, коллективно ограничивающего индивидуальные интересы и обеспечивающего контролируемую и управляемую свободу. Оно стоит на страже коллективных интересов и призвано ограждать общество от возможных злоупотреблений силой, хаоса и беспорядков.

Современное государство выступает одновременно как арена политической борьбы и как ее цель, основная ставка. Государственная идея, заложенная в основе каждого конкретного проявления государства, представляет собой комплекс формализованных, догматизированных норм политики и права, правил, установок, социокультурных ценностей, традиций и предрассудков, Она сосредотачивает в себе все богатство и разнообразие упорядоченных, скрепленных одной целью представлений о наилучших способах социально-политического управления.

Основные признаки государства можно определить следующим образом-

1. Власть отделена от гражданского общества, существует профессиональный слой управленцев - бюрократия.

2. Государство обладает суверенитетом, т.е. является единственным и универсальным носителем власти на определенной территории.

3. Государство обладает монополией на применение силы во всех формах.

4 Государство обладает исключительным правом на издание законов, обязательных для всех проживающих на его территории

Государство выполняет разнообразные функции, касающиеся в настоящее время многих сфер общественной жизни. Современное государство - это уже не «ночной сторож» собственности, но зачастую крупнейший собственник и экономический регулятор, действующий посредством налоговой, ценовой, инвестиционной, лицензионной и других видов политики. Оно выполняет социальные функции, субсидирует здравоохранение, образование, культуру, проводит активную демографическую политику. Современное государство формирует новый тип социально-ориентированной власти, движется в направлении так называемого «социального государства»

Государство обеспечивает защиту и безопасность своих граждан в самых разнообразных сферах социальной жизни. Одной из новых его функций, появившихся в последние десятилетия, стала функция обеспечения экологической безопасности. Она реализуется через систему экологического законодательства.

Государство представляет народ на международной арене, являясь субъектом международных отношений. Оно реализует межгосударственные контакты и связи, международную торговлю, устанавливает дипломатические отношения, ведет войну и заключает мир.

Выполнение внутренних и внешних функций государства обеспечивается системой органов и учреждений, которые получили название «механизм государства». Центральным элементом механизма государства выступает государственный орган. Он официально представляет государство, имеет свойственную его задачам компетенцию, организуется особым, сформулированным в законодательстве порядком, обладает особой структурой. В современной политологии выделяют четыре разновидности государственных органов:

1) органы законодательной власти;

2)органы исполнительной власти;

3) судебные органы;

4) контрольно-надзорные органы.

Введение

Вопросы:

1. Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы»

2. Институциональные формы правления и формы государственного устройства

3. Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации

4. Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти

В результате успешного изучения темы Вы узнаете:

· основные концепции происхождения и сущности государства как универсальной организации, призванной производить необходимый обществу минимум урегулированности и порядка

· структуру и функции государства как разветвленной системы учреждений и институтов, олицетворяющих собой три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную

· сущность и содержательный смысл парламентаризма как базового института демократии, в котором самым непосредственным образом проявляется принцип народного суверенитета

· основные типы государства, классифицированные по таким основаниям, как форма правления, форма государственного устройства

· сущность и основания правового государства как института, обеспечивающего в общественной жизнедеятельности верховенство права и закона

· сущность и основания социального государства как института, гарантирующего своим гражданам определенный уровень социальной защищенности и безопасности

· место и роль в системе органов государственной власти института президентства и парламентаризма: общие черты и особенности президентской и парламентской республик

· роль и значение в организации и функционировании государственной власти института свободных демократических выборов: основные типы избирательных систем

· особенности структурно-функциональной организации государственной власти в нынешней России и реализации принципа «разделения властей»

и приобретете следующие компетенции:

· сформулировать принципиальные различия в подходах к анализу происхождения и сущности государства, характерные для марксизма и либеральной западной традиции

· раскрыть содержание принципа разделения властей как системы сдержек и противовесов в организации государственной власти, обеспечивающей свободу и демократию

· дать исчерпывающую характеристику механизмов формирования каждой из ветвей государственной власти, а также их функционально-целевое предназначение

· различать (на примере конкретных стран) особенности государственного строительства в условиях унитарных государств, федераций и конфедераций



· доказать прямую зависимость возникновения и развития гражданского общества от существующей в данном государстве формы и способа правления

· соотносить такие понятия, как «парламентская республика» и «президентская республика», «абсолютная монархия» и «парламентская монархия»

· провести сравнительный анализ и сформулировать различия между системой организации государственной власти в США и в Российской Федерации

· раскрыть содержание избирательной кампании как сложного законодательно регулируемого процесса, распадающегося на целый ряд последовательно сменяющих друг друга этапов

· видеть «плюсы» и «минусы» мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и особенности их использования при организации выборов в нашей стране

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

Государство – организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения

Законодательная власть – одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия

Исполнительная власть – представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами

Конфедерация – форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации

Мажоритарная избирательная система – один из двух основных типов избирательной системы, при которой избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов



Монархия – форма правления, при которой главой государства является монарх. Его власть (за редким исключением) является пожизненной и передается по наследству.

Пропорциональная избирательная система – один из двух основных типов избирательной системы, при которой распределение мандатов осуществляется в соответствии с полученной долей голосов избирателей

Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными общенациональными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами

Судебная власть – представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров)

Унитарное государство – одна из двух форм территориальной организации государства. Государство является унитарным (слитым, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования

Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью

Для изучения темы:

Прочитайте:

О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. Раздел 4. Государство как центральный институт политической системы. Главы: 4.1. Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы» (с. 259 – 275); 4.2. Институциональные формы правления и формы государственного устройства (с. 276 – 291); 4.3. Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации (с. 292 – 317); 4.4. Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти (с. 318 – 345).

Обратите внимание на:

На важность этой темы в приобретении необходимых навыков рационально-критически анализировать политические явления и процессы, связанные с организацией и функционированием государственной власти в различных странах и политических системах, механизмами формирования в них политико-властных институтов и структур, распределением между ними сфер (и объемов) компетенции и ответственности и т.д.

Причем речь идет о навыках и способностях выявлять в этом анализе (с помощью методов сравнительной политологии) не только то, что является общим, роднит, но и то, что отличает, что порождает национальную специфику и связано не только с различиями в историческом опыте и традициях, но и с субъективной стороной политики, в том числе мировоззренческими установками и ценностными ориентациями власть предержащих, степенью их приверженности к демократическим формам и методам правления, отношением к возможности (и необходимости) контроля со стороны общественности и пр.

«Любое правительство может позволить себе ровно столько, сколько ему позволяет народ» – этот нормативный идеал демократии потому и является идеалом, что, как и всякий другой идеал, не знает завершения. Но в той или иной мере приблизиться к нему – задача (как показывает опыт западных стран) вполне осуществимая. Но для этого необходимы как прочные знания того, по каким каналам и с помощью каких средств возможно удержание власти и властителей в рамках возложенных на них социумов обязательств, так и практические навыки разумного (рационального) пользования этими механизмами.

Если мы в России желаем действительно демократической и социально ответственной власти, то мы должны приучить наших «правителей» (больших и малых) воспринимать себя не в качестве ниспосланных Богом «пастырей паствы», т.е. народа, а только и исключительно в роли его «вышколенных слуг», профессионалов, которые нанимаются (и содержатся) народом для ведения общих дел, уполномочиваются им управлять страной по правовому (т.е. справедливому) закону во имя не частного и не корпоративного, а всеобщего блага.

И которые отстраняются (изгоняются) народом, в случае если не соблюдают (или непрофессионально выполняют) принятые на себя по социальному контракту обязательства. Если вместо того, чтобы заботиться о продвижении общих государственных интересов, действуют только и исключительно в угоду своим личным эгоцентрическим амбициям и планам.

А для этого есть только один путь – научиться реально (эффективно) пользоваться (помимо прочего) таким доступным для всех инструментом контроля и ротации власть предержащих, как свободные (альтернативные) выборы. Только через это умение выбирать достойных себя «вождей» и «управителей», а выбрав – справляться с ними, мы сможем действительно прийти к реальной демократии, демократии рационально осознанного и ответственного участия, в которой власть будет отправляться (и постоянно обновляться) свободно выражающим себя большинством.

Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М.: Изд-во «Юридическая литература», 1997

2. О.З.Муштук, Е.А.Киселев. Современные избирательные системы и выборные технологии – М.: Изд-во МЭСИ, 1999 – с. 4 – 77 (Введение, главы 1 – 5)

3. Муштук О.З. Ломать – не строить. Очередные задачи власти. – М.: Обозреватель-Observer. 2002. №2 – с. 69 – 76

Обратите внимание на:

Содержащийся в этих публикациях анализ структурно-функциональной организации власти РФ в рамках ее перехода к рынку и осуществления политической модернизации «по образу и подобию» того, что существует в развитых западных демократиях, в том числе факторов, которые «тянут» страну назад, и что обусловливает постоянное воспроизводство в политической практике того, от чего мы пытается уйти.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Структура и функции политической системы и механизмы ее взаимодействия с окружающей средой

2. Способности-возможности политических систем как факторы-детерминанты эффективности

3. Основные критерии классификации политических систем и их типологическая множественность

4. Понятие политического режима как функциональной стороны политической системы

5. Исходные черты и «родовые признаки тоталитаризма как режима «всепоглощающего властвования»

7. Демократия как ценность и политическая форма общественного прогресса

8. Базовые принципы и атрибуты плюралистической (представительной) демократии

9. Права и свободы человека и международные стандарты в этой области

10. Основные направления и результативность политической модернизации (демократизации) России

Теоретический материал по теме:

Теоретический материал вопроса 1:

При изучении первого вопроса Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы» – следует, прежде всего, ознакомиться с различными теориями происхождения этого института. Уяснить содержание таких из этих теорий, как:

· теократическая теория (в рамках которой возникновение государства трактуется как результат договора человека с Богом)

· патриархальная теория (в рамках которой государство венчает собой процесс межродовой и межплеменной интеграции и предстает как высшая (предельно развитая) форма патриархальной власти)

· теория общественного договора (в рамках которой государство выступает результирующим продуктом добровольного соглашения между людьми)

· теория насилия (в рамках которой появление государства связывается с завоеваниями и порабощением одних племен другими племенами)

· классовая теория (в рамках которой государство возникает там и тогда, где и когда произошло разделение общества на антагонистические (социально непримиримые) классы).

При этом необходимо иметь в виду, что все эти теории нельзя оценивать однозначно. Каждая из них содержит рациональное зерно и по-своему (с учетом накопленных к тому времени знаний) раскрывает ту или иную сторону (или проявление) генезиса и развития государства – процессов, которые в целом носили объективный характер, будучи институциональным выражением общественной потребности в упорядочении совместной жизни и централизации.

В юридически-правовом плане в качестве основных признаков государства выделяют: принудительность (повиновение механизму государственного устройства по принудительным законам); суверенность (верховенство государственной власти внутри страны и независимость в отношении с другими государствами); всеобщность (государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть в масштабах всего социума).

На социальном срезе – население (сообщество людей, проживающих в границах данного государства и являющихся его гражданами или подданными), а также такие институты, как правящая политическая элита (осуществляет функцию стратегического руководства обществом) и управленческий аппарат (особый слой государственных чиновников и служащих, занимающийся непосредственным государственным управлением).

В географическом смысле – четко очерченная государственными границами территория как физическая (материальная) основа государства, для которой характерны: неразделенность, неприкосновенность, исключительность и неотчуждаемость. Государство, лишившееся территории, перестает быть государством.

На организационно-институциональном уровне – разветвленная сеть институтов и учреждений, олицетворяющих три ветви государственной власти – законодательную, исполнительную и судебную, которые в демократических системах построены на принципе разделения, т.е. являются автономными и независимыми друг от друга, имея (каждая) конституционно устанавливаемый объем полномочий и прерогатив.

Что касается основных функций государства как верховного менеджера-управляющего общественными делами , то среди них необходимо различать функции внутренние (связанные с управлением отдельными сферами общественной жизни и обеспечением социальной стабильности в обществе, защитой конституционного строя) и функции внешние (направленные на обеспечение национальной безопасности и защиту интересов страны на международной арене).

Заключить изучение первого вопроса следует осмыслением того, что стоит за понятиями «правовое государство» и «социальное государство» .

Теоретический материал вопроса 2:

При изучении второго вопроса Институциональные формы правления и формы государственного устройства – следует, прежде всего, уяснить, что означают эти понятия. Понятие «форма правления» указывает на способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений между отдельными ее составляющими институтами и учреждениями, степень участия народа в формировании властных органов и контроле их деятельности. Понятие «форма государственного устройства» – на национально-территориальную организацию государства и характер взаимоотношений между центральными и региональными (местными) административно-управленческими структурами.

С точки зрения форм правления следует различать государства в виде монархии (наследственная власть) и в виде республики (выборная власть). Монархии бывают двух видов: абсолютные и конституционные . В абсолютных монархиях никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках одного человека (короля, царя, султана и т.д.). Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации, отсутствуют.

В конституционных монархиях власть монарха уже не является всеобъемлющей и ограничена в сфере законодательства представительным органом, т.е. парламентом (дуалистическая, или двойственная, монархия) , или же является «чисто» символической (формальной) властью, когда монарх как бы «царствует», но не правит, реальная власть концентрируется не в руках монарха, а в руках всенародно избираемого парламента и формируемого им на партийной основе правительства во главе с премьер-министром – лидером победившей на выборах партии (или блока партий) (парламентская монархия) .

Среди республик также следует различать республики с президентской формой правления и республики с парламентской формой правления . Но при этом необходимо иметь в виду, что в «чистом виде» эти два типа республик встречаются редко и большинство их из ныне существующих относятся к разряду смешанных (президентско-парламентских или парламентско-президентских республик).

В этой связи целесообразно сравнить порядок формирования и статусные полномочия законодательной и исполнительной власти в разных по типу республиках. Что в этом плане характерно для США как президентской республики классического типа, Франции – как полупрезидентской республики, ФРГ – как парламентской республики. А также для разных по типу монархий: Саудовской Аравии – как абсолютной монархии, Иордании – как дуалистической монархии, Великобритании – как парламентской монархии.

Следует различать также типологическую неоднородность государств с точки зрения форм государственного устройства . По этому критерию они подразделяются на государства унитарные ,федеративные иконфедеративные . Первые преобладают, последние единичны и, как правило, недолговечны. При этом важно учесть, что та или иная форма государственного устройства обусловлена бесчисленным множеством факторов (социальных, политических, экономических, исторических, культурных, географических и т.д.). Чем разнообразнее условия жизни отдельных стран и народов, тем больше вероятность не унитарной, а федеральной или конфедеративной форм государства, тем больше между ними специфических особенностей даже в пределах одного типа. И для того, чтобы уяснить различия между унитарными государствами и федерациями с точки зрения централизации и децентрализации властных полномочий и прерогатив, надо провести их сравнительный анализ на примере тех же США или ФРГ (федеративные республики) и Великобритании или Франции (унитарные государства).

Теоретический материал вопроса 3:

При изучении третьего вопроса Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации – следует, прежде всего, обратиться к Конституции Российской Федерации, всенародно принятой в 1993 г., как основному Закону страны, в соответствии с которым Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. И на этой основе необходимо рассмотреть:

· Юридически-правовой статус Президента Российской Федерации как главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и вытекающие из этого статуса первого должностного лица в государстве функции по представительству страны на международной арене и определению основных направлений внешней политики, его полномочия и прерогативы, связанные с организацией и функционированием исполнительной власти, взаимоотношениями с другими ветвями власти (законодательной и судебной)

· Место и роль в системе организации и функционирования государственной власти Федерального Собрания Российской Федерации – института, олицетворяющего собой парламентаризм как систему руководства, основанную на принципе разделения властей, выступающего в качестве представительного органа, призванного выражать и осуществлять волю и суверенитет многонационального народа России, играющего роль законодательного учреждения, наделенного исключительным правом принимать законы

· Различия в порядке формирования и статусных полномочиях между двумя палатами Федерального Собрания – верхней в лице Совета Федерации, призванной выражать интересы всех субъектов Российской Федерации, и нижней в лице Государственной Думы, представляющей интересы населения страны в целом. Особого внимания заслуживает вопрос о возможностях и каналах влияния обеих палат на исполнительную власть на стадии формирования, а также о формах контроля текущей деятельности

· Порядок формирования и статусные полномочия Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти, а также возможности его отставки со стороны Государственной Думы, учитывая, что Правительство РФ рождается не из парламента (участие последнего в процессе формирования правительства сводится только к утверждению кандидатуры премьер-министра). Ключевой фигурой в этом процессе является Президент РФ

· Юридически правовой статус и различия сфер компетенции трех составляющих судебную систему РФ на федеральном уровне инстанций – Конституционного суда, Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда.

Особо следует остановиться на вопросах, связанных с федеративным устройством российского государства , и уяснить, что входящие в состав РФ республики не обладают статусом суверенных и независимых. Суверенитет Российской Федерации неделим и распространяется на всю ее территорию, что проявляется (помимо прочего) и в том, что на всей территории РФ имеют верховенство не республиканские конституции и республиканское законодательство, а именно Конституция Российской Федерации и федеральные законы. И первые (т.е. республиканские конституции и законы) не должны противоречить вторым (т.е. федеральным законам и федеральной Конституции).

Теоретический материал вопроса 4:

При изучении четвертого вопроса Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти – следует иметь в виду, что, хотя без выборов нет демократии, далеко не всякие выборы являются проявлением таковой, а только такие, которые строятся на:

· свободе избирательного права , т.е. всеобщем и равном избирательном праве по принципу: «один человек – один голос»

· свободе выдвижения кандидатур и связанных с ней альтернативности и честной соревновательности выборов

· свободе и равенстве всех зарегистрированных участников предвыборной гонки в правах на информацию и ведение предвыборной агитации

· свободе самоопределения каждого потенциального избирателя по поводу личного участия в выборах (на уровне как активного, так и пассивного избирательного права)

· обязательности и периодичности , когда выборы проводятся не от случая к случаю, а регулярно – в сроки, оговоренные законом.

Выборы – это довольно сложный законодательно регулируемый процесс, включающий в себя целый ряд последовательно сменяющих друг друга этапов . В этой связи необходимо различать и четко представлять себе содержание:

· начального этапа , связанного с объявлением даты проведения выборов и формированием их институциональной инфраструктуры

· выдвижения и регистрации кандидатов в представительные органы и на выборные государственные посты

· организации и проведения предвыборной кампании (агитации) кандидатами и избирательными объединениями

Особое внимание следует обратить на финансовую сторону выборов и существующие в этой области правовые регламентации и «табу» в том, что касается формирования избирательных фондов и их источников, ограничения круга юридических и физических лиц, наделенных правом добровольных пожертвований в эти фонды, правил и принципов использования поступивших денежных средств и т.д.

Такого же внимания требует и вопрос об избирательных системах . Здесь необходимо выяснить суть двух из наиболее широко распространенных систем, а именно: мажоритарной системы (или системы большинства) и пропорциональной системы (или системы пропорционального представительства), а также «плюсы» и «минусы» каждой из них в том, что касается возможностей реального представительства действующих в стране политических сил и отражения воли большинства, создания дееспособных правительств, развития тех или иных типов партийно-политических систем и пр.

Заключить изучение темы следует рассмотрением практики организации и проведения выборов в Российской Федерации , обратившись к соответствующим законодательным актам. И, прежде всего, к Федеральным законам: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. и «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.

Для подготовки к семинару:

Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению вопросы:

Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (В.С.Соловьев – русский философ) . «Государственное устройство, оно первей и важней экономики, потому что это условие, чтобы вообще можно было жить» (А.И.Солженицын – русский писатель) . «Даже плохое государство лучше анархии» (Кирилл – митрополит Смоленский и Калининградский ). С учетом этих высказываний, продумайте ответ на вопросы:

1. Какие факторы объективно обусловливают необходимость государства как политического института?

2. Что стоит за определением государства как «особой организации силы»?

3. Какие функции выполняет государство как верховный «менеджер-управляющий» общественными делами?

4. Отрицает ли демократия необходимость сильного государства и в чем должна проявляться эта сила?

Напишите небольшое эссе (объемом в 2 – 3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

Вопросы для краткого эссе:

1. Каковы основные постулаты марксизма в вопросе о происхождении и сущности государства?

2. Что характеризует парламент и парламентаризм как базовые институты представительной демократии?

3. Какие факторы обусловливают необходимость федеративного устройства государства

5. Каково функциональное предназначение административного аппарата государства и как соотносятся понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?

6. Как формируется правительство РФ и кто в этом процессе играет ключевую роль?

7. Из каких структурных элементов и технологий складывается предвыборная кампания кандидата и избирательного объединения?

8. За счет каких источников денежных средств формируются избирательные фонды кандидатов и какие в этом плане существуют законодательные запреты и «табу»

Выполните тестовые задания для самопроверки

· Контрольный тест раздела 4. Государство как центральный институт политической системы из книги: О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. – с.331 – 339

Для подготовки к консультации:

· Выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у Вас затруднение и требуют дополнительной консультации преподавателя

· Ознакомьтесь в классе виртуальных консультаций со списком наиболее часто задаваемых вопросов. Возможно, Вы найдете там ответы на возникшие у Вас вопросы

Функции социальных институтов: 1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.); 2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия); 3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти); 4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний); Условия успешного функционирования социальных институтов: 1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,3) деперсонализация действий,4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов. Государству присуще все признаки и функции соц. Институтов. Функции Государства: 1. Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности; 2. Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод; 3. Обеспечение условий для развития общественной жизни; 4. Регулирование общественных отношений на основе прав; 5. Координация интересов на основе компромисса; 6. Контроль с целью повышения эффективности управления; 7. Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе. Наиболее крупным социальным институтом является го сударство. Государство возникает из определенных социальных по требностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль ного института. В государстве уже четко разделяется управляющая и управ ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государст венный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти. Главная функция государства состоит в формировании такой со циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст венников. Другой не менее важной функцией государства является по давление сопротивления угнетенных классов, установление отно шений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осу ществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.