Главный вопрос собеседования или «Зачем Вам нужна эта работа? Как отвечать на вопрос "Почему вам нужна эта работа?" на собеседовании




Начнем, правда, все-таки с денег. Сколько ни иронизируй насчет «презренного металла», 77% работающих признают, что лучше всего их мотивирует хорошая оплата труда. Но значение заработанных денег для нас этим отнюдь не исчерпывается.

Что интересно - трудовые доходы имеют для нас иную «стоимость», нежели деньги, доставшиеся нам каким-то другим образом. «Современная западная культура различает «профанные» и «сакральные» деньги в зависимости от их происхождения, - объясняет психолог Анна Фенько. - Например, неожиданный выигрыш в лотерею, наследство, гонорар или премия рассматриваются как «особые» деньги, которые обычно тратятся не на повседневные нужды, а на покупку особых предметов или необычных переживаний».

Вместе с тем «профанные», заработанные нами деньги могут оказаться и ловушками. Одна из самых типичных - когда мы считаем, что наши заработки - это мерило успешности. По сути это означает, что суммы, которые я получаю, показывают, сколько я стою.

«Люди часто отождествляют себя с тем делом, которым они занимаются, - комментирует психотерапевт и бизнес-коуч Наталья Тумашкова. - Это закладывается еще в детстве, когда ребенку говорят: «Ты зачем это сделал? Ты плохой!» И он усваивает: оценка моих дел - это оценка моей личности».

Мы стремимся оставить след в мире

Когда-то философ Ханна Арендт описала два вида работы. Один из них необходим для поддержания жизни, но в процессе такой работы мы не производим того, что останется надолго. К этому типу относятся приготовление еды, стирка, уборка и прочие наши повседневные заботы, в которых нет ничего специально человеческого, и поэтому человек в этом случае выступает как animal laborans, «работающее животное». Второй тип работы, который человечество всегда ценило больше, - это производство объектов, которые нас окружают, от чашек и стульев до домов, мостов и самолетов.

«Человек творящий» не может больше пощупать то, что он производит, поэтому ему трудно радоваться делу своих рук

Мы живем не на лоне природы, а в окружении предметов, созданных нашими руками. Накопление этих предметов создает наш мир и придает ему постоянство. Именно созидание делает человека человеком - Арендт называет его homo faber, «человек творящий». Сегодня этот высший род работы - работа-созидание - стремительно размывается. Среди нас все больше тех, кто ничего не производит руками, а лишь разговаривает и стучит по клавиатуре. Так работают финансисты, страховщики, программисты, консультанты... Все они порождают, обрабатывают и перенаправляют потоки информации.

От нас требуется много знаний, усилий, креативности и воли, чтобы добиться результата, но плоды такого труда эфемерны, они не остаются в мире, не придают ему устойчивости. «Человек творящий» не может больше пощупать то, что он производит, поэтому ему трудно радоваться делу своих рук. Возможно, поэтому многие профессионалы в середине жизни чувствуют тягу к ручному труду, мечтают печь хлеб, расписывать посуду или завести собственную ферму...

Мы хотим развиваться

Зато в современном мире все более важной становится самореализация. Это слово вошло в обиход не так давно, и разные люди вкладывают в него разный смысл. Связана ли она с интересной, любимой работой? Высоким профессионализмом? С творчеством? Может быть, она зависит от того, воплотил ли человек свою мечту?

Пожалуй, проще зайти с другой стороны и описать ее через наши эмоции. Мы чувствуем себя реализованными, когда раскрываем наш внутренний потенциал, когда в работе задействованы наши способности, знания и умения. «Это ощущение себя на своем месте и удовольствие от того, что делаешь, - говорит Наталья Тумашкова. - Иногда от результата, иногда от процесса, или от того и другого вместе».

Что нас больше всего нас мотивирует в работе?

  • 77,1% - зарплата
  • 37,9% - возможность карьерного роста
  • 37,3% - масштабные и интересные задачи
  • 36,5% - комфортная атмосфера в компании
  • 17,6% - профессионализм коллег
  • 17,6% - возможности обучения

По данным компании KELLY, 2014.

Самореализация подразумевает умение работать, совершать усилия, вкладываться в свой труд. «Это как в любовных отношениях: чтобы их построить, мы должны в них вкладываться, - объясняет психоаналитик Мария Тимофеева. - С работой то же самое. А для этого человеку нужна внутренняя наполненность - тогда ему есть что инвестировать. По сути, это и есть либидо - понимаемое в широком смысле, как способность к любви, которую мы можем направить на разные объекты. Те, у кого есть этот внутренний ресурс, способны много и трудно работать. Но они получают такую отдачу - удовлетворение, удовольствие, радость, - что этот ресурс не иссякает, а только пополняется».

Самореализация не требует карьерного роста: построение карьеры считают мотивирующим фактором всего 38% россиян

А как же быть со стереотипом, что нам дает больше удовлетворения творческая работа? «Я думаю, что самореализация - это всегда про творчество, - рассуждает Наталья Тумашкова. - Только творить можно по-разному. Есть такая притча. В пустыне путник встречает человека, катящего тяжелый камень, и спрашивает: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, толкаю камень, мучаюсь». Другого такого же встречает: «Что ты делаешь?» - «Зарабатываю в поте лица на свою семью». Третьего встречает наш путник и задает ему тот же вопрос. Тот улыбается и говорит: «Я строю Храм». Это как раз про самореализацию».

Так что самореализация не требует непременного карьерного роста: построение карьеры считают мотивирующим фактором всего 38% россиян.

«Скоро 20 лет, как я работаю учителем, - рассказывает Сергей. - Мне не раз предлагали стать завучем, а там - кто знает - может, дорос бы и до директора. Но я терпеть не могу административную работу. Мое дело учить. С детьми невозможно работать на голом профессионализме, они не дают тебе застыть на месте, постоянно заставляют искать, пробовать. С каждым новым классом я открываю в себе что-то новое».

Учиться новому, лучше узнавать себя, расширять свои возможности, осознавать свое мастерство и вместе с тем чувствовать, что еще есть куда расти, - в общем-то, это значит жить полной жизнью.

Мы нуждаемся в признании

Представим, что на работе нас без конца критикуют, а слов одобрения мы вообще не слышим. Если наш труд, наши усилия, иногда очень серьезные, не оценены, у нас попросту опускаются руки. С другой стороны, несколько одобрительных слов в самый напряженный момент работы, когда силы уже на исходе, могут волшебным образом окрылить нас и зарядить новой энергией.

Почему нам важно, чтобы нас признавали? «В самом общем смысле признание удовлетворяет наше глубокое, всем знакомое желание почувствовать собственную важность для окружающих, - говорит психоаналитик Элен Веккьяли. - Оно подтверждает, что мы - полноправные члены группы, часть целого, более того, без общественного признания невозможно самоуважение».

Однако с самоуважением не все так просто. «Признание сработает на самоуважение, когда ты сам знаешь, что его заслужил, - предупреждает Наталья Тумашкова. - Если же оно незаслуженно, то эффект может быть обратным. И наконец, если ты сам себя не ценишь, то похвала, особенно начальственная, может стать наркотиком, и нам потребуются все новые и новые дозы».

Мы должны быть озабочены не тем, насколько мы креативны, умелы и умны, а тем, получилась или не получилась у нас работа

Мария Тимофеева считает, что зависимость от похвалы свидетельствует о нашем нарциссизме, этой болезни века.

«Далеко не всегда мы способны опираться на собственную оценку. По идее, мы должны быть озабочены не тем, насколько мы замечательны, креативны, умелы, умны (за этим кроются гордыня и тщеславие), а тем, получилась или не получилась у нас работа. В этом случае мы опираемся на собственную оценку и испытываем радость не от похвалы, а от плодов своего труда».

Зато если оценили не нас, а красоту, полезность, оригинальность или точное соответствие стандартам нашего «произведения», мы всегда сможем опереться на это достижение, чтобы двигаться дальше.

Нам нравится делать общее дело

Рядом с коллегами мы проводим времени не меньше (а иногда и больше), чем с семьей и друзьями. Неудивительно, что хороший коллектив мы считаем подарком судьбы. Мы можем делиться радостями и проблемами, получать необходимую поддержку и помощь. «Коллеги - это наша референтная группа, - говорит Наталья Тумашкова. - И поэтому так важна обратная связь, которую мы от них получаем».

Вовремя встать, доеxать до работы, пообщаться с коллегами - все это поддерживает людей, поскольку дает ощущение постоянства

Работа хороша еще и тем, что позволяет нам чувствовать принадлежность к чему-то большему, чем мы сами: профессии, команде, решению задач государственной важности или исследованиям, которые изменят будущее. Кто-то из нас работает эффективней, если ему есть с кем соревноваться.

«В каком-то смысле эти люди берут энергию от соперника. Нет соперника - и работать неинтересно. Ведь соревноваться со временем труднее, чем с сильным конкурентом», - объясняет Наталья Тумашкова.

В командной работе возникает эффект синергии (когда целое оказывается больше суммы составных частей). Мозговые штурмы, когда мы обмениваемся идеями и вместе придумываем нечто новое, общие победы или поражения, которые мы вместе переживаем, - все это сильные коллективные эмоции, которые дорогого стоят.

Нам важно ощущение постоянства

Ну и наконец, нам просто важно ходить на работу. По крайней мере тем из нас, у кого есть сложности с самодисциплиной.

«Вовремя встать, привести себя в порядок, проделать путь до места работы, пообщаться с коллегами за обедом - все это сильно людей поддерживает, поскольку дает ощущение постоянства, - объясняет Мария Тимофеева. - Необходимость ходить на работу заводит часовой механизм нашей жизни. Когда работаешь дома, на самоорганизацию уходит очень много энергии. А тут все уже сделано за тебя».

Возможно, кто-то подумал, что удаленная работа в недалеком будущем лишит нас этих плюсов? «Как бы ни развивался интернет, общение лицом к лицу, в том числе и с коллегами, незаменимо, - возражает Наталья Тумашкова. - Иначе зачем было придумывать скайп?»

Для чего нужно работать?

Рассматриваемые вопросы:

q Зачем люди стремятся работать?

q Что дает трудовая деятельность кроме денег?

q Что для меня (вопрос ученика к самому себе) самое важное в будущей

1). Один из первых предполагаемых ответов: чтобы были деньги. Остановившись на нем, ведущий обращается к группе с вопросом-«вызовом»: а если бы деньги появлялись сами? Если бы продукты, джинсы, мобильные телефоны росли на деревьях? Что бы делали люди? Представьте себе рай, где у людей есть все. Чем бы они занимались - отдыхом и развлечениями? Всю жизнь напролет? И им не было бы скучно?.. Во многих западных странах безработные получают пособия и другую социальную помощь, которой вполне хватает на жизнь. И все же большинство людей стремится работать. Почему?

Окончательная формулировка вопроса: что можно получить от работы

кроме денег?

Если подростки затрудняются с ответом, можно использовать следующие подсказки.

2). Иногда мы получаем от работы удовольствие. Причем удовольствие бывает как от самого процесса (приятно строить дом, ухаживать за животными и т. п.), так и от результата.

3). Представьте себе, что все вокруг работают, а вы абсолютно ничего не делаете. Весело это? День-два - да, а потом становится ужасно скучно. Иногда бездельников так и наказывают: запрещают им работать. Дело в том, что человек - социальное существо. Мы знаем, что социальный - значит общественный. Так что же означает «человек - социальное существо»? (Возможно, подростки частично смогут ответить на этот вопрос.) Ведущий добавляет или объясняет сам: человеку важно вести себя так же, как и другие члены общества, или как принято в обществе. Если все работают, а я нет, мне становится скучно, неприятно, неуютно. А в обществе принято работать. Правда, может быть, когда наступит полное изобилие, люди придумают какие-то другие интересные занятия. (Если есть время, можно пофантазировать на эту тему.)

Сегодняшний мир устроен так, что можно какое-то время обходиться и без работы. В самом деле, у вас ведь могут быть самые разные источники дохода: зарплата родителей, счет в банке, фиксированный доход предприятия, перевод от родственников из-за границы и так далее. Наконец, можно и вовсе жить в какой-нибудь общине за городом, питаться овсяной кашей и горя не знать. Значит ли это, что вам вообще можно больше не работать?

Итак, может быть, вам и не нужно искать работу? Для того чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно осмыслить причины, которые побуждают людей трудиться. Вы наверняка найдете среди них ту, что близка и вам.

Утверждения по теме заранее готовятся и записываются каждое на отдельной карточке.

q Участники дискуссии изучают эти высказывания и выбирают то, которое кажется им самым верным.

q Единомышленники собираются в группы.

q Каждая группа старается отстоять справедливость своего варианта.

q Необходимо разделить понятие работы как физического процесса - и

работы как средства воплощения своей цели.

Итак, люди работают потому, что:

þ хотят разбогатеть;

þ им необходимо содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть

с голоду;

þ хотят применить свои способности для общей пользы;

þ им приятно отдохнуть и повеселиться после работы;

þ им нравится работать;

þ видят в этом смысл жизни;

þ должны чувствовать свое отличие от животных;

þ работа удовлетворяет потребность в саморазвитии;

þ их с детства учили, что для того, чтобы хорошо жить, надо много и усердно работать

Итак, у каждого человека – свои резоны, аргументы для поиска работы. И ничего в этом плохого нет. Нельзя всех людей стричь под одну гребенку. Не надо беспокоиться, что у вас другие мотивы, нежели у вашего приятеля или приятельницы. Есть, например, люди, которые ходят на работу только для того, чтобы не оставаться дома. По большому счету, работодателю вообще может быть все равно, зачем вы ходите на работу: ему важно, чтобы ваша деятельность приносила желаемый результат. Поэтому понимать свою мотивацию больше всего нужно вам. Тогда будет ясно, например, почему на некоторых собеседованиях многие люди чувствуют себя явно не в своей тарелке: да просто они почувствовали, что здесь вас не будут ценить, любить, уважать, не дадут возможности карьерного роста, не позволят творить. Пусть это послужит вам уроком: и в будущем вы будете искать что-то более конкретное, сможете определиться с целью, которую ставите перед собой.

Как относятся к работе люди, которые чего-то добились в жизни, которые зарабатывают много и могут, если захотят, зарабатывать еще больше?

Итак, чем же отличаются такие успешные люди?

Прежде всего, им нравится их работа . Не деньги, которые они зарабатывают, а само содержание их труда. Успешный продавец любит продавать, автомеханику интересно возиться с автомобилями, фермеру любопытно какой урожай у него вырастет. И так в любой профессии. Вот пример специально для молодежи. Вспомните два предмета в школе. Один вам нравится, а другой нет. По какому предмету вы учитесь лучше? Конечно, по тому, который нравится. Так же и с работой.

Во вторых, успешные люди считают свою работу важнейшей частью своей жизни . Для многих жизнь и есть работа. Иному человеку не всегда легко это понять, но это так. Ведь на работе можно встретиться с интересными людьми, которых иначе ты бы никогда не узнал. На работе всегда можно узнать что-то новое, любопытное. На работе можно даже отдыхать в кругу приятных тебе людей (многие фирмы теперь организуют различные праздники, выезды на природу, спортивные соревнования, экскурсии).

В третьих, для успешных людей работа это источник самоуважения. Именно на работе, в кругу людей занимающихся тем же трудом можно показать какой ты успешный, знающий, умелый. Согласитесь, сварщику трудно доказать что он самый лучший профессионал, если он находится среди педагогов. Его оценят по достоинству только в его профессиональном кругу. А разве можно чувствовать себя хорошо, если не испытывать уважение к себе?

И только на четвертое место успешные люди ставят добывание средств к существованию , т. е. деньги. Конечно, деньги важны, и работать бесплатно глупо. Но не менее глупо рассчитывать, что тебе будут платить деньги за то, что ты просто приходишь на работу, а все твои мысли находятся где-то в клубе или дискотеке.

Таким образом, те, кто успешны и хорошо зарабатывают, считают свою работу не досадной необходимостью, а важнейшим источником удовольствия, интереса и удовлетворения, т. е. важнейшей частью своей жизни.

Для чего нужно учиться?

Рассматриваемые вопросы:

q Как я отношусь к учебе?

q Что такое обязательное образование?

q Какими путями можно получить полное среднее образование ?

q Какие бывают уровни образования?

q Что главное в правах учащихся?

Оборудование: карточки с утверждениями для индивидуальной работы, таблица уровней образования для игры - «Профессии», справочник по учебным заведениям г. Вологды и Вологодской области .

1) подросткам можно раздать карточки с утверждениями и предложить отметить галочками те, с которыми они согласны:

учиться слишком трудно ;

Учиться интересно;

На уроках можно узнать много нового и полезного;

педагоги - скучные, строгие люди ;

на уроке мне всегда хочется спать ;

Интересных уроков больше, чем скучных;

скучных уроков больше, чем интересных ;

учиться трудно, но без этого нельзя ;

учиться надо, потому что заставляют ;

учиться надо, чтобы получить специальность ;

Учиться надо, чтобы поступить в вуз;

Я бы хотел учиться всю жизнь;

я бы согласился учиться всю жизнь, если бы мне за это платили деньги ;

я бы хотел перестать учиться уже сейчас ;

в жизни есть более интересные вещи, чем учеба .

Теперь каждый может оценить свое отношение к учебе. Если преобладают подчеркнутые ответы, значит, человек не любит учиться. Если их мало - он ориентирован на получение знаний. Тот, кто выбрал все три выделенных ответа, ориентирован на практический результат образования. (Но в карточках для подростков подчеркиваний и выделений быть не должно.)

Согласны ли подростки с тем выводом, который сделан из их ответов?

3) Образование и профессия.

Нужно объяснить подросткам, что им следует запомнить и понять названия разных видов образования (начальное профессиональное образование , среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование). Отдельно остановитесь на таких понятиях, как «вступительные испытания», «конкурс».

После этого можно поиграть в игру «Профессии» (как в «Города»). Каждый по очереди называет известную ему профессию, а ведущий вписывает ее на доске в таблицу, в соответствующую колонку необходимого образования. Тот подросток, который не может назвать очередную профессию, выбывает из игры.

4) Когда игра закончена, можно попробовать - там, где это возможно, -

выстроить звенья образовательной цепочки. Например, названа профессия «инженер», которая вписана в колонку «Высшее образование». Возможно, инженер сразу окончил институт. А может, он был сначала техником (среднее профессиональное образование), а до этого - слесарем на заводе (начальное профессиональное образование), а еще раньше - просто грузчиком (специальное образование не нужно).

И наоборот: можно посмотреть, какие перспективы для образовательного роста есть у тех, кто занимает левые колонки. См. таблицу

(выделены те профессии, которые названы учениками).

директор фирмы

Специальное образование не нужно

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

инженер

водитель

воспитатель детского сада

Работа для подавляющего большинства людей – единственный источник существования. Чтобы получить доступ к жизненным благам, человеку нужно располагать средствами. Пища, одежда, бытовая техника, коммунальные платежи, доступ в интернет и самые разнообразные развлечения – все это стоит денег. Именно заработная плата становится главным стимулом, заставляющим миллионы граждан регулярно ходить на работу и выполнять трудовые обязанности.

Однако материальное вознаграждение – далеко не единственный стимул к работе. И сегодня, когда в обществе воцарился культ денег, часто встречаются те, для кого работа становится способом реализовать свой творческий потенциал, вырасти в профессиональном отношении. Осознание своего высокого профессионального уровня и признание со стороны компетентных коллег придает человеку вес в собственных глазах. Для таких работников моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы важнее денежной премии.

Есть и те, кто сознательно выбирают себе престижную работу, дающую возможность достичь социального успеха в глазах окружающих и сделать карьеру. Поднимаясь по крутым ступенькам карьерной лестницы, человек полностью включается в эту социальную игру и часто отдает ей все свои силы и даже свободное время, жертвуя семьей и отношениями. Заработки при движении вверх по карьерной лестнице тоже обычно растут.

Но важнее то, что человек занимает высокое положение в социальной иерархии, которое предоставляет особые преимущества и дает власть над другими людьми.

Существует ли альтернатива работе?

Выбирая профессию в юные годы, многие стремятся ориентироваться на свои интересы, природные склонности и таланты. Получив же образование, молодой специалист часто сталкивается с тем, что его не востребована на рынке труда, так что устроиться по специальности бывает не всегда просто. Вот и приходится инженеру или технологу на ходу осваивать новую профессию, далекую от его интересов, но способную гарантировать приличный доход.

Некоторые люди становятся представителями свободных профессий – фрилансерами, дизайнерами, художниками, писателями.

Существует ли другая альтернатива работе по найму за денежное вознаграждение? Очень многие ищут сегодня иные возможности заработка, становясь предпринимателями, пробуя свои силы в инвестировании или торговле ценными бумагами на рынке. Такие источники дохода хороши тем, что дают человеку определенную самостоятельность, свободу и независимость от работодателя. Но все эти виды деятельности связаны с финансовым риском. Очень часто приходится встречать предпринимателей, которые, работая на себя, трудятся в поте лица с утра до вечера. Бизнес для них превращается в тяжелую работу, не всегда гарантирующую прибыль.

Лет пять назад анекдот про милиционера, который не шел за зарплатой, потому как думал: «Пистолет дали – и крутись как хочешь», вызывал смех. Теперь от него мороз по коже. «Синдром майора Евсюкова» страшнее свиного гриппа, потому что инкубационный период – длиною в поколение. Уже вылупилось поголовье «мобильных, коммуникабельных и конкурентоспособных» особей без чести, страха и совести.

Других не то чтобы нет, но очень мало. И в милицию они вряд ли пойдут. А пойдут – не задержатся: посадят или убьют. Потому как чужие. И никакими сериалами про ментов с человеческими лицами имидж профессии не спасти, как не заставить честно служить тех, кто не за этим шел в профессию.

А зачем люди идут в профессию? Оставим в покое великих и просто достойных людей, которые совершают открытия, одерживают победы и создают произведения искусства не ради славы или денег – их число не превысит статистической погрешности. Вопрос «Для чего вы работаете?» обычно застает людей врасплох.

Самый частый ответ – чтобы зарабатывать . Цели, ради которых трудится большинство людей, очевидны и естественны – выучить детей, обеспечить себя и свою семью, вылечить близкого человека. Миллионы людей выполняют обычную и совершенно необходимую работу. Исчезнет необходимость зарабатывать деньги – люди в своей массе перестанут работать, встанет транспорт, остановится производство, закроются школы и больницы, замолчат телефоны, потухнут экраны телевизоров и компьютеров. Катастрофа, сопоставимая с Третьей мировой!

Если цель большинства – деньги, логично предположить, что каждый должен хвататься за любую работу и вкалывать в три смены. Так нет же этого! Простая как мычание цель – деньги – накладывается на другие цели – меньше работать, меньше уставать, меньше отвечать за свои поступки. Цели недостижимы, потому что противоречат друг другу .

Добавим к этому «амбициозность» – любимое слово наших политиков, которое их стараниями приобрело положительную окраску. Амбиция – это болезненное самолюбие, завышенные, нереалистичные притязания. Пока самым «амбициозным проектом» в истории человечества было строительство Вавилонской башни . Все закончилось плохо, но быстро.

В нашем случае результаты отсрочены, но падение неизбежно. Собственно, оно уже началось, его тормозит только инерционность системы. Все будет кончено, когда каждый на своем месте – в операционной, за пультом управления, на кафедре, в школе, у станка, в кабинете – будет думать не о том, как лучше сделать свою работу, а как получить больше меньшей ценой. Желательно – даром. И чтобы за это ничего не было.

Предпосылки к этому закладывались десятилетиями – в начале 90-х прошлого века зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7 % взрослого населения – остальные считали главными путями к успеху деньги, связи и мошенничество. Вина поколения, которое идет на смену, только в том, что оно слишком прилежно усваивает нормы и ценности, которые транслируют им взрослые.

Весь прошлый год поминали семейные ценности. Этот год обозвали «годом молодежи». Сейчас модно говорить о здоровом образе жизни. Все впопыхах, для отчета об освоенных средствах. Внятной государственной идеологии, направленной на воспитание Гражданина, у нас никогда не было – были лицемерные декларации. В приступе ностальгии вздыхают: вот раньше были идеалы… И куда они делись? На каком этапе потеряли эстафетную палочку? Что же это за идеалы, которые испарились при жизни одного поколения?

Великий русский философ Н. Бердяев писал: «Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека наполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью» . Здоровье и ум – именно средства, а не цель, смысл всей жизни.

В основе кризиса современного общества – кризис нравственности, вытесненной «новыми ценностями» , сведенными к культурно-биологическому существованию. М. Хайдеггер охарактеризовал атмосферу жизни в Европе как «мышеловку, в которой произошла полная утрата смысла бытия» .

Сегодня насаждается система ценностей, формирующая особый тип личности, который Э. Фромм назвал «рыночным». «Рыночная личность» воспринимает себя и других как товар, который можно выгодно продать . Главное в жизни людей этого типа – карьера и деньги. Их отличительные особенности – честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. Вроде бы ничего страшного. Но все эти качества не имеют ничего общего с самым употребляемым в последние годы понятием «эффективная личность».

Рассмотрим признаки эффективной личности.

Во-первых, эффективна нравственная личность . Она работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном и личностном росте.

Человек, работающий исключительно за деньги, неэффективен. Можно ли побеждать в спорте и войне, создавать великие произведения искусства или делать научные открытия, если цель – призы, трофеи, гонорары, премии? Это вряд ли...

Во-вторых, эффективна развивающаяся личность . Основа развития человека – его саморазвитие и самообразование. Формы не существенны, главное – вектор, направленный вперёд и вверх против «общественного ветра», вопреки собственной инерции.

В-третьих, эффективна самостоятельно мыслящая личность , то есть социально автономная, критически настроенная по отношению к противоречивым целям и ценностям социума.

От Сократа и Платона идет традиция воспитания четырех кардинальных добродетелей: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Воспитаем в наших детях хотя бы эти качества – не только поможем им правильно выбрать профессию, но и заложим основу решения множества экономических и социальных проблем нашего общества.

Тактика – это средства, формы, методы, подходы, которые направлены на воспитание у детей и подростков качеств, кардинально отличных от тех, которые вольно или невольно передаются молодым людям сегодня.

Есть ли хоть какая-то надежда на успех в этом благородном и практически безнадежном деле, или точка бифуркации, когда процесс становится необратимым, уже пройдена? Не знаю. Но если ничего не делать сегодня, через двадцать лет «детей майора Евсюкова» арестовывать будет некому.


Что заставляет нас заниматься трудовой деятельностью? Как ни парадоксально, но все основные мотивы, которые якобы побуждают людей работать, на поверку оказываются лишь мифами… На самом деле нами движут совершенно иные побуждения.

Миф 1. Люди работают из-за денег

Это самый распространенный миф. Тем более, в обществе, где столько лет склонялся социалистический лозунг: «кто не работает, тот не ест!»

Конечно же, – вещь достаточно важная и даже необходимая. Но разве работа – единственный способ их заполучить? У кого-то состоятельный муж или родственники, кто-то сдает внаем квартиру - вот и средства к существованию.

Разумеется, какая-то часть людей действительно трудится из-за денег, но много ли их, таких людей? Грабители тоже идут на преступления из-за денег. И уверяют, что стали заниматься своим ремеслом, потому что не было другого варианта заработать… Никто из них не хочет признаваться в том, что были и другие причины. Ведь есть занятия куда менее рискованные и более почетные, и при этом приносящие куда большую прибыль…

Я часто размышляю о том, что, если бы для меня были важны именно деньги, то я никогда не пошла бы в журналистику. А занялась бы бизнесом, например. Просто это, последнее, «не мое»…

По-моему, человек, которому не нравится его работа – ну совсем не нравится, ни с какого боку! – недолго на ней продержится, если будет выполнять ее исключительно ради финансов. Если же он ее не бросает, значит, имеются еще какие-то стимулы…

Наконец, ведь есть люди, которые вообще не получают доходов от своей деятельности – волонтеры. И, тем не менее, они годами занимаются общественной работой. Выходит, деньги – не стимул?

Миф 2. Люди работают, потому что получают от этого удовольствие

Ну, допустим, я получаю удовольствие от самого творческого процесса написания статьи, а потом удовлетворение от того, что она опубликована и ее читают… Ну, а как быть с теми, кто манкирует своими обязанностями, иначе говоря, просто не хочет работать? Вспомните чиновников-бюрократов, которые вешают на дверь табличку «Обед» или «Приема нет» всякий раз, когда им это заблагорассудится… Которые изображают, что они вечно заняты, хотя на самом деле пьют или играют в преферанс на компьютере. Которым лень и пальцем пошевелить ради посетителя. А если и пошевелят, то с таким видом, будто делают вам большое одолжение. Как вы думаете, если бы рабочий процесс им нравился, если бы они получали от этого удовольствие, то вели бы себя так?

Миф 3. Мы работаем, потому что без работы скучно

Отчасти правда. Если человеку нечем заняться, то он начинает скучать.

Но ведь, с другой стороны, официальная работа – отнюдь не единственный способ убить время! Существует и масса других возможностей – читать книги, сидеть в Интернете, заниматься или вышиванием, общаться, крутить романы, наконец! При этом вы не будете нести никакой ответственности за ваши дела. Никакой нервотрепки с начальством, коллегами, клиентами – ничего! Можно найти кучу занятий, которые будут приносить вам радость! Так почему мы все равно стремимся в унылый офис с его рутиной? Значит, скука тут ни при чем?

А теперь давайте разберемся, что же на самом деле заставляет людей работать?

1. Боязнь будущего

Сегодня у тебя есть доходы, а завтра их не будет. На официальной работе идет стаж, платятся налоги в пенсионный фонд. Человек уверен в своем будущем – по крайней мере, в том, что на старости лет получит хотя бы крохотную пенсию. Ради этого можно высиживать долгие часы в конторе, тратить на работу свои силы и энергию.

2. Стремление к самореализации

Эта самореализация может быть разной. Кто-то хочет доказать себе и другим, что способен сделать , много зарабатывать. Кого-то привлекает власть. Пусть даже маленькая – кассирши в банке, которая имеет право захлопнуть окошко перед очередным клиентом… Если человек работает на этом месте, значит, он здесь не просто так. Значит, эта работа греет ему душу, повышает самооценку. И дело тут может быть вовсе не в высокой зарплате или руководящей должности, а в чем-то совсем другом. Просто занятие отвечает твоим внутренним потребностям.

3. Общение

Как ни прискорбно, но общения нам в повседневной жизни может не хватать. Или оно не того качества. Чем сидеть дома, как сыч, или собачиться с мамашей-пенсионеркой, лучше проводить по восемь часов в день на работе, где можно обсудить с коллегами