Геркулес герой мифов. Сакральная суть мифов о геракле




Когда Алкмена должна была родить Геракла и его брата Ификла, Зевс собрал на Олимпе богов и сказал, что в этот день должен родиться его сын, воин, который повелевать всеми потомками Персея. Его ревнивая супруга обманом заставила дать клятву, что повелителем рода Персея станет первый родившийся ребенок. Она ускорила роды у другой женщины, и первым на свет появился болезненный и слабый царь Эврисфей. Зевс разозлился на жену и на обмана Ату и заключил с Герой договор, по которому Геракл будет под властью Эврисфея до тех пор, пока не совершит двенадцать подвигов.

Немейский лев

Первым повелением слабого царя было убийство огромного чудовищного льва – порождения Ехидны и Тифона, который обитал вблизи города Немеи. Геракл нашел логово зверя и завалил вход в него огромным камнем. Когда лев вернулся с охоты, Геракл выстрелил в него, но стрелы отскочили от шкуры чудовища, тогда Геракл ударил льва палицей и оглушил его. Увидев, что противник упал, Геракл набросился на него и .

Лирнейская гидра

После победы над Немейским львом Эврисфей послал Геракла убить другое порождение Ехидны и Тифона – девятиглавой гидры, которая жила на болоте около города Лирна. Чтобы выманить гидру из болотной пещеры, Геракл раскалил докрасна свои стрелы и начал стрелять в логово. Когда чудовище выползло, герой стал сбивать ей головы палицей, но на месте каждой отрубленной головы вырастало две. На помощь гидре пришел гигантский рак и вцепился Гераклу в ногу. Геракл призвал героя Иолая, который убил рака и стал прижигать гидре места срубленных Гераклом голов. После отсечения последней бессмертной головы Геракл рассек тело гидры надвое.

Стимфалийские птицы

Вблизи города Стимфала обитала стая птиц, когти, клюв и перья которых были из бронзы, они нападали на людей и животных и раздирали их. Эврисфей послал Геракла истребить этих птиц. На помощь герою пришла Афина Паллада, она подарила Гераклу тимпаны, ударив в которые, Геракл спугнул птиц и стал разить их стрелами, испуганная стая улетела далеко от города и больше никогда не возвращалась.

Керинейская лань

Лань, посланную богиней Артемидой людям в наказание, Геракл должен был доставить Эврисфею живой. Рога ее были золотыми, а копыта медными. Он преследовал ее целый год, пока не настиг ее на крайнем . Там он ранил лань в ногу и, взвалив на , принес ее живой в Микены.

Эриманфский кабан

Громадный кабан обитал на горе Эриманф, этот вепрь убивал все живое в окрестностях, не давая людям покоя. Геракл выгнал кабана из логова громким криком и загнал его высоко в горы. Когда уставший зверь увяз в снегу, Гееракл связал его и принес живым Эврисфею.

Авгиевы конюшни

Шестым подвигом Геракла стало повеление Эврисфея очистить огромный скотный двор царя Авгия. Геракл пообещал Авгию, что сделает всю за один день, в обмен царь должен был отдать сыну Зевса десятую часть своего стада. Геракл сломал стены двора с двух сторон и направил в конюшни воды двух рек, которые быстро унесли весь навоз со скотного двора.

Критский бык

Посейдон послал царю Крита прекрасного быка, чтобы царь принес его в жертву повелителю морей, но Минос пожалел такого красавца и принес в жертву другого быка. Разгневанный Посейдон наслал на быка бешенство, чтобы бык носился по Криту и не давал его жителям покоя. Геракл укротил его, взобрался быку на спину, переплыл на нем на Пелопоннес и привел Эврисфею.

Кони Диомеда

После возвращения Геракла с быком Эврисфей повелел герою привезти чудесных коней Диомеда, которых фракийский царь кормил человеческой плотью. Геракл со своими спутниками украл коней из стойла и привел на свой корабль. Диомед послал вслед войско, но Геракл со своими друзьями победил и вернулся в Микены с конями.

Пояс Ипполиты

Великолепный пояс подарил бог Арес своей любимице повелительнице амазонок, как силы и власти. Эврисфей послал Геракла привезти этот пояс в Микены. В этот поход вместе с геракловым войском пошел и Тесей. Амазонки с интересом встретили Геракла, и их царице так понравился сын Зевса, что она готова была добровольно отдать свой пояс ему. Но Гера приняла облик одной из амазонок и настроила всех их против Геракла. После кровавой битвы Геракл захватил двух амазонок в плен, одну из них Ипполита выкуписа за свой пояс, другую Геракл отдал своему другу Тесею.

Коровы Гериона

После возвращения от амазонок Геракл получил новое задание – пригнать коров двухголового великана Гериона. В битве с Гераклу помогала Афина Паллада, завладев стадом, он вернулся в Микены и отдал коров Эврисфею, который принес их в жертву Гере.

Цербер

На одиннадцатый подвиг Эврисфей послал Геракла в подземное царство Аида, чтобы привел он ему трехголового стража мира мертвых – огромного пса Цербера. Много чудес и ужасов увидел Геракл в подземном царстве, наконец, предстал он перед Аидом и попросил отдать ему своего пса. Царь согласился, но Гераклу пришлось голыми укрощать чудовище. Вернувшись в Микены, Геракл отдал Цербера Эврисфею, но царь, испугавшись, повелел вернуть пса обратно.

Яблоки Гесперид

Последним подвигом стал поход Геракла к титану Атласу за яблоками, которые охраняли дочери Атласа – Геспериды. Геракл пришел к титану и попросил у него три золотых яблока, титан согласился, но взамен Геракл должен был вместо Атласа держать на своих плечах небесный свод. Геракл согласился и встал на место титана. Атлас принес яблоки, а Геракл отправился к Эврисфею, отдал яблоки и освободился от его власти.

Алкмены. Чтобы добиться Алкмены, Зевс принял облик ее мужа. Супруга Зевса Гера взяла с мужа обещание, что великим царем станет тот, кто родится в определенное время. Несмотря на то что в назначенный час должен был именно Геракл, Гера вмешалась в процесс, в результате чего кузен Геракла по имени Эврисфей появился на свет раньше. Тем не менее Зевс договорился с Герой, что Геракл не будет подчиняться своему кузену вечно, а выполнит лишь двенадцать его поручений. Именно эти деяния и стали впоследствии знаменитыми 12 подвигами Геракла.

Древнегреческие мифы приписывают Гераклу множество деяний: от похода с Аргонавтами до постройки города Гитиона вместе с богом Аполлоном.

Гера не могла простить Зевсу измены, однако свой гнев она срывала на Геракле. Например, она наслала на него безумие, и Геракл в припадке убил своих , рожденных дочерью царя Фив Мегарой. Пророчица из храма Аполлона в Дельфах заявила, что для искупления своего ужасного поступка Геракл должен выполнить поручения Эврисфея, который завидовал силе Геракла и придумывал очень сложные испытания.

Мучительная смерть героя

За двенадцать лет Геракл справился со всеми заданиями кузена, получив свободу. Дальнейшая жизнь героя была тоже подвигов, содержание и количество которых зависит от авторов конкретных мифов, поскольку памятников древнегреческой довольно много.

Большинство авторов сходится на том, что, одержав победу над речным богом Ахелоем, Геракл добился руки Деяниры – дочери Диониса. Однажды Деяниру похитил кентавр Несс, восхищенный ее красотой. Несс перевозил путников через бурную реку на своей спине, и когда Геракл с Деянирой подошли к реке, то посадил жену на кентавра, а сам отправился вплавь.

Несс попытался скрыться с Деянирой на спине, но Геракл ранил его стрелой, отравленной самым сильным в мире ядом – желчью лернейской , которую убил во время выполнения второго поручения Эврисфея. Несс, умирая, посоветовал Деянире собрать его кровь, солгав, что ее можно использовать как приворотное зелье.

Ранее стрелой, отравленной желчью гидры, Геракл смертельно ранил своего учителя и друга кентавра Хирона.

Спустя некоторое время Деянира , что Геракл хочет взять в жены одну из своих пленниц. Пропитав кровью Несса плащ, она послала его в подарок мужу, чтобы вернуть его любовь. Как только Геракл надел плащ, яд проник в его тело, вызвав страшные мучения.

Чтобы избавиться от страданий, Геракл с корнем вырывает деревья, складывая из них огромный костер, и ложится на . По легенде, погребальный костер согласился поджечь друг героя Филоктет, за что Геракл пообещал ему свой лук и отравленные стрелы.

Считается, что Геракл умер в возрасте пятидесяти лет, после смерти был принят в число бессмертных и вознесен на Олимп, где, наконец, примирился с Герой и даже женился на ее дочери.


Геракл — античный герой, сын Зевса и Алкмены, верховного божества греческого пантеона и земной женщины. В латинской транскрипции имя героя звучит как Геркулес, но пусть вас это не смущает — Геркулес и Геракл являются одним и тем же персонажем. Будучи полубогом, Гекарл всю свою жизнь добивался расположения своего отца-громовержца и возможности попасть на Олимп, для чего ему пришлось осуществить 12 подвигов, которые и увековечили имя героя в веках. Данный миф не стоит воспринимать буквально. Все жизнеописание Геракла — это шифр, разгадав который человек сможет найти путь, ведущий к познанию его божественной природы.

В младенческом возрасте Геракл одолел двух змей, которые заползли в его колыбель. Этот символ можно понимать, как проявление силы чистого, детского сознания, обладающего контролем энергии кундалини или сексуальной энергией, изображаемой в виде двух змей. Следует также понимать, что самые судьбоносные победы случаются спонтанно, бессознательно, без страха и сомнений. Именно они являются определяющими в нашей судьбе, как победа над змеями стала определяющей в судьбе маленького Геракла — узрев силу своего пасынка, Амфитрион, муж Алкмены, принял решение дать малышу всестороннее образование, которое в будущем станет фундаментом для рационального и сознательного использования своих способностей.

В жизни Геракла ключевую роль играют Зевс и Гера, символизирующие, соответственно, мужское и женское начала. Мужское начало несет в себе гармонию, желание учиться, стремление к познанию, олицетворяет порядок. Женское — напротив, сеет разрушение и хаос, пробуждает животное в человеке и толкает его на глупые, опрометчивые поступки.

Геракл совершил множество героических деяний, в основном ратных, но их можно списать на слухи и легенды, коими оброс первоначальным миф о полубоге. Основными же являются 12 подвигов, совершенных Гераклом на службе у царя Эврисфея. Их можно окрестить «подвигами духа», потому что герой наверняка осознавал никчемность своего повелителя, и несмотря на это все равно смиренно принимал вызовы, бросаемые ему. Служение — один из краеугольных столпов всех религий, именно оно проявляется в упорстве Геракла на службе у Эврисфея, в отказе от собственной гордыни в пользу накопления внутренней силы и мудрости, искупления былых ошибок и духовного роста.

В юности Геракл был щедро одарен богами, что тоже несомненно является актом символизма. Каждый из этих подарков можно понимать исходя из черт, приписываемых божествам дарителям. Так, Гермес преподнес Гераклу острый меч — острое слово, красноречие; Аполлон преподнёс лук и стрелы — изящность, эстетизм, артистизм или просто солнечный, благотворный настрой; Гефест подарил панцирь — физическую искусность и силу; Афина соткала одежды, наделив героя мудростью, духовностью, решительностью, бесстрашием и здравомыслием, без которых остальные дары окажутся бесполезными.

В юном возрасте Гераклу довелось защитить родной город от врагов, после чего он женился и стал жить как обычный человек, в тепле и уюте, довольствуясь тем, что называют «обычное человеческое счастье». Но разве для этого были дарованы ему божественные способности? Не находя выхода, сила Геракла привела к его помешательству — в неконтролируемом приступе ярости герой убивает свою жену и детей, после чего, по совету богов, поступает на службу к Эврисфею, дабы искупить свои деяния и раскрыть свой потенциал, познав таинства своего высшего «Я».

Его первым подвигом стала победа над Немейским Львом. Победив льва, Геракл подчинил себе свои глубинные, подсознательные, животные силы и овладел солнечной энергией, которую символизировал лев. Шкура льва, которая в будущем служит Гераклу защитой, указывает на то, покоренные страсти служат верной защитой человеку, делая его невосприимчивым к внешним враждебным выпадам.

Вторым подвигом Геракла была победа над Лернейской Гидрой, которая, как и Немейский Льв, была порождением Ехидны, образа тьмы, кроющейся в человеческом бессознательном. Гидра олицетворяет сразу целый ряд человеческих пороков, «имя им Легион». Это иллюзорность, фобии и такие пороки, как зависть, самомнение, лень, гнев, чревоугодие — их невозможно поставить на собственную службу, а ушедшему неизменно приходит на смену другой, или даже несколько, что изображено в виде голов Гидры. Геракл и отступал, и вяз в трясине, и подвергался нападению рака, и даже прибегал к помощи своего племянника Иолая, что намекает на важность родственных уз и младшего поколения в попытках совладать с темными сторонами своей души.

Рак иллюстрирует генетические предрасположенности и наследственность, но Геракл просто раздавливает его — даже самые тяжелые, неминуемые проблемы рода не могут отвлечь истинного стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Победить Гидру Гераклу удается с помощью огня, символизирующего активное действие, добродетель, созидание. То есть путь к победе над своими слабостями лежит в смещении позиции с «не делать плохого» на позицию «делать хорошее». Но одна из голов Гидры бессмертна и ни отсечь, ни прижечь ее нельзя — Геракл придавливает эту голову осколком скалы — символом твердости, верности, постоянства. Избавиться от порока окончательно нельзя, но лишь неустанная бдительность способна уберечь от него.

Третьим подвигом Геракла стала ловля Керинейской лани, любимицы богини Артемиды. Охота здесь — это не убийство, а приобретение. Ее золотые рога и медные копыта — символ материального богатства, а неутомимость и игривость — страстей и эмоций. После длительной подготовки Геракл преследовал лань до самой Гипербореи. Это погоня за радостями жизни, как эмоциональными, так и материальными, столь заманчивыми и искушающими. Геракл в различных интерпретациях ловит лань по-разному, но в каждом из представленных способов, коих подразумевается множество, таятся терпение, усердие и самоконтроль.

Четвертый подвиг Геракла заключался в том, чтобы изловить Эриманфского вепря. Специфика подвига в том, что путь на гору Эриманф, где и обитало чудовище, лежал через дубовую рощу, где жили кентавры и миновать встречи с ними не было никакой возможности. Именно встреча с кентаврами играет тут основную роль, а не ловля кабанчика. И это урок о сути легкомыслия, которое приходит после победы над пороками, покорении страстей и обретении материальных благ. Геракл принимает приглашение Фола, самого милого из кентавров, погостить у него. Но дружеские посиделки превращаются в кровавое побоище, спровоцированное другими кентаврами, обиженными на то, что их не позвали. В пылу драки, разгоряченный вином Геракл смертельно ранит фола и Хирона, мудрейшего из кентавров, учителя Ахиллеса и своего друга.

Кентавры, спутники Дионисия, символизируют, помимо прочего, пьянство. А лес, роща — священное пространство души, в котором бродят искушения, и разряда тех, что причиняют вред не другим, но самому себе. Да и вепрь является символом неумеренности, нисхождения, плотских утех, вредящих духу. И Геракл поддается соблазну, что оборачивается гибелью Хирона, целителя — поддаваясь соблазнам то, что должно исцелять, оказывается уничтоженным. Самого вепря меч не брал, и Геракл ослепил его солнечным лучом, отраженным от щита, испугал криками и шумом и загнал на горную вершину, где тот увяз в снегу. Это является практической подсказкой — грубая сила не одолевает слабости, но возможность «ослепить» их, лишиться источника искушения и дать возможность выйти эмоциям, по-детски крича и валяя дурака может оказаться эффективным решением. Геракл принес живого кабанчика Эврисфею, но дальнейшая судьба его неизвестна, что можно понимать как намек на неистребимость внутренних слабостей и искушений. Тут, как и с Гидрой, поможет лишь несгибаемое намерение.

Поймав вепря Геракл получил задание перебить свирепых и кровожадных гигантских птиц, обитающих на болотистом озере близ Стимфала. Птицы эти символизируют низменные, похотливые человеческие помыслы. Сперва Геракл поражает птиц стрелами, подарком Аполлона, символизирующим ясные мысли. Но птиц много и такой метод оказывается недейственен. Их необходимо изгнать. Афина, символизирующая интеллект и практицизм, приходит на помощь Гераклу — дарует ему трещотки, изготовленные Гефестом, звук которых изгоняет птиц из долины. Негативные мысли способна изгнать продуктивная творческая деятельность, поскольку возможность творить является, сама по себе, даром богов.

Авгиевы конюшни — шестой подвиг Геракла. Тридцать лет копился навоз в конюшнях царя Авгия и убрать его поручили герою. Но это урок рационального мышления — Геракл вычистил конюшни, но сделал это, направив на скотный двор поток реки, который и смыл все нечистоты. В ментально-эмоциональном плане данный подвиг является символом очищения. Гераклу, кстати, за работу полагалась десятая доля стад Авгия, но тот пожадничал и воспользовавшись нестандартным подходом Геракла лишил его награды. Обман также является частью жизни и предвидеть его не дано, порою, даже героям. В последствии, правда, Геракл отобрал у Авгия все его богатства, но это было уже потом.

Седьмой подвиг — бык с острова Крит, которого необходимо было победить. Бык был даром самого Посейдона, но Минос, царь Крита, не принес быка в жертву, как следовало бы, в следствии чего Посейдон наслал на быка бешенство. Страсть, желание, вожделение, чувственный инстинкт, — все эти качества воплощены в символе быка, традиционном архетипе коллективного бессознательного. О также символизирует смесь женского и мужского начал, стихий огня и воды. Постичь единство этих разностей, а также укротить страсть и обрести господство над своими желаниями — истинный мотив подвига. Гераклу следовало не уничтожить, а укротить быка, для чего необходимо было познать и изучить его. Как Гераклу удалось укротить быка — остается загадкой, что можно понимать как намек на индивидуальный путь для каждого — конкретные рекомендации тут бессильны.

Восьмой подвиг — получения пояса Ипполиты. Тут затрагивается щекотливая тема отношений мужчины и женщины. Ипполита, предводительница амазонок, владеет поясом Ареса, бога войны. Тут кроются сложные взаимосвязи мужского и женского. Мужчина без женщины, как и женщина без мужчины — несколько неполноценны, негармоничны. В разных версиях мифа Геракл по-разному завладевает поясом: в одном он получает его в награду или заслуживает, в другом — отнимает силой. Но оба варианта иллюстрируют, что мужчина получает от женщины именно то, что дает ей. И только интриги Геры, а также мнительность, подозрения, страхи и эго Ипполиты приводят к тому, что битва все-таки случается, а Ипполита, поддавшись голосу темного начала, либо погибает, либо остается в проигрыше. Урок данного подвига ясен: мужчине не стоит идти на поводу у опасных бездумных порывов своей агрессии, а женщине следует сознательно работать со своими тайными страхами и неуверенностью.

Диомедовы кони — девятый подвиг Геракла. Диомед кормил своих коней плотью врагов и животные, олицетворяющие обычно светлые стороны, представлены тут в противоположном образе. Судя по всему, они олицетворяют время, пожирающее человеческую плоть, а также нематериальные страсти, такие как жажда власти. Геракл взнуздывает коней и побеждает самого Диомеда, но в процессе гибнет его друг, что символизирует неизбежность жертв на пути познания. Лошади, в результате, были успешно доставлены Гераклом в Микены. Их принесли в жертву богам или, по другой версии, выпустили в лесные чащи, где их растерзали другие хищные звери. Моральность и духовность в человеке способны укротить и подчинить себе жажду нематериальных благ, которые, впрочем, могут быть уничтожены иными желаниями и страстями в дебрях человеческой души. Рассматривая лошадей как символ времени можно прийти к выводу, что человек, умеющий распределять и управлять своим временем, либо жертвует его на благо собственного совершенствования и развития, либо направляет его в активную жизнь вовне, в результате чего время, что пожирает человека, само оказывается пожираемо деятельностью.

Десятым подвигом Геракла было задание выкрасть целое стадо красных коров у монстра-великана Гериона, жившего далеко на Западе, традиционно ассоциирующимся с царством смерти. Сей подвиг можно рассматривать как умерщвление стереотипного мышления и обретения свежего просветленного сознания. Стражи коров — слуги Гериона: великан Эвритиона и собакоголовый Ортр, порождение Ехидны. Вместе они олицетворяют бесформенную первобытную природу, дикость и двойственность, которая является источником темных глубин бессознательного, агрессивно отторгая наше сознание от спокойствия и гармонии единства. Герион же приходится братом Ехидне. Он очень уродлив — у него три сросшихся туловища, три головы, и по шесть рук и ног. Очевидна аллюзия на библейское зловещее число зверя — 666, которая подчеркивает могущество этого дьявольского порождения. Возможно, тело Гериона — метафора закоснелости ментального, чувственного и физического миров человека; его головы, отдельные, и все-таки соединены — метафора дифференцированного, не универсального сознания, а ноги и руки — противоречивые и несогласованные действия.

По пути к Гериону Геракл достигает края земли, где сооружает вход, точнее, границу между мирами, известную как Геркулесовы столпы. Эти ворота как бы отделяют бытовое сознание от медитативного, необходимого для особого рода познания. Это свидетельствует, что герою, перед выполнением самого задания, необходимо было дистанцироваться от мира и суетливой поспешности обыденной жизни и обрести знание, но не тот набор функциональных способностей, которыми подменено знание в современном мире, но истинное, сокрытое и доступное лишь истинно страждущим его постижения.

Что бы добраться до острова Гериона, Гераклу одалживает свою ладью сам Гелиос. Солнечное божество, явившееся Гераклу, источало столь яркий свет, что герой хотел было пустить в него стрелу, но такое немыслимое для античного сознания поведение приводит к совершенно неожиданному результату: бог одалживает ему свою же ладью. Это ли не символ, призывающий бросить вызов солнечному рациональному сознанию, и, вопреки ожидаемому поражению неожиданно получить средство свободного беспрепятственного прохождения по водам бессознательного? Самих монстров на острове Геракл побеждает достаточно легко, но во всем неизменно присутствует принцип тройственности. Победа над великанами символизировала победу над хаосом, но хрупкость приобретенного знания демонстрируется в обратном пути — Гераклу предстояло не только получить знание, но и уберечь его, минуя множество препятствий.

Одиннадцатый подвиг Геракла заключался в том, чтобы отыскать чудесный сад Гесперид, и добыть оттуда три золотых яблока, дарующих бессмертие. Но на самом деле — это урок Божественной любви, в поисках которой Геракл преодолел множество преград и даже чуть было не вступил в схватку с самим Аресом. Но в результате, добытые плоды оказались неподвластны простому человеку — Эврисфея попросту не сумел удержать их в руках. Тогда Геракл вернул яблоки в сад Гесперид, принеся тем самым жертву Афине, богине мудрости. В этом подвиге Гераклу не пришлось никого убивать, воровать или чистить — Геспериды сами даровали ему плоды, Атлант передал сей дивный дар герою и лишь для того, чтобы тот вернул их обратно. Божественная любовь всегда даруется и сведущее сознание возвращает эту любовь к источнику. Именно в этой плоскости сокрыты тайны бессмертия.

Последний, двенадцатый подвиг Геракла — победа над Цербером, его пленение. Цербер, сам по себе, не представлял собой отрицательного персонажа — он сторожил врата в царство мертвых, не позволяя душам выбраться из преисподней. Три его головы являлись символом тройственности времени — будущее, настоящее и прошлое. Прежде чем спуститься в царство Аида, Геракл прошел таинство Элевсинских мистерий, в ходе которого познал посмертные состояния, избавившись от страха смерти. Кроме того, герой входит в особое взаимодействие с материей времени. Спутником в путешествии в царство мертвых стал Гермес, того, который известен как Тот-Гермес-Трисмегист, основатель алхимии. Гермес помогает Гераклу успешно пройти аудиенцию у Аида, который дал свое разрешение на то, чтобы герой забрал Цербера, но с условием, что Геракл не будет применять оружия. Хотя он в оружии уже и не нуждается, побеждая Цербера голыми руками, как в самом первом своем подвиге его родного брата, Немейского льва. Круг замыкается.

В будущем Цербер был возвращен на свое место, поскольку герой познал главный закон мироздания — закон целесообразности. Пример Геракла, который спрашивал позволения и вернул, в будущем, Цербера на его пост, учит: даже в познании самой смерти и других миров надо уважать высший замысел, распределившие бытие. Говоря иначе, истинная цель пути, истинное предназначение человека — это познание, воссоединение со своим сознанием и архетипами подсознания, гармоничное взаимодействие с их образами. Включиться в круговорот жизни, обрести гармонию в сосуществовании с ритмами и закономерностями природы предполагает изменение собственного сознания, а не изменение действительности согласно ограниченным представлением своего ума.

Цикл подвигов Геракла — это практически универсальная программа совершенствования человека. Герой проходит внутреннюю самоидентификацию, определяет свою проекцию на внешнюю жизнь и социальную идентификацию, а после — познает сакральные тайны самого мироздания. Подвиги Геракла — практическое руководство по самосовершенствованию, внутреннему и внешнему развитию. Фактически — это дорожный указатель, разглядеть который способен тот, кто истинно жаждет двигаться вперед не только по карьерной лестнице, но и по ступеням развития собственного существа, сокрытого в мясном скафандре.

Мы с детства наслышаны о подвигах Геракла. Книги, мультфильмы и кинофильмы раз за разом рассказывают нам о его победах над Немейским львом, Лернейской гидрой или чисткой Авгиевых конюшен. Напомним – великий греческий полубог совершил всего 12 подвигов, не считая разной мелочевки вроде удушения змей голыми руками в младенчестве или активного участия в знаменитом походе аргонавтов за золотым руном.

Сегодняшние школьники знают биографию Геракла лучше, чем таблицу умножения, и могут без шпаргалки рассказать о его жизни, начиная с рождения и до вознесения на Олимп. Однако если спросить их, кто такой Геркулес, то подобный вопрос вызовет тяжкие раздумья. Причем не только у подрастающего поколения. Ну что же… Как говорят в популярной рекламе – давайте поговорим об этом. Освежим для начала свою память, вспомнив основные моменты яркой, но короткой земной жизни легендарного героя.

Геракл, греческий Илья Муромец

Геракл – это плод любви главы греческого Олимпа громовержца Зевса и Алкмены, дочери микенского царя Электриона. Причем, чтобы полностью удовлетворить свою страсть, лидер божественного пантеона не постеснялся сотворить маленький апокалипсис – остановил солнце и устроил себе ночь длиною в трое суток. Не удивительно, что в результате таких бурных событий родился не какой-нибудь рядовой богатырь, а могучий Герой, полубог царского рода.

Гера, жена Зевса, очень невзлюбила будущую легенду и с самого его рождения начала строить всевозможные козни против Геракла. То змей ему подошлет, то безумием накажет… Однако герой на то и герой, чтобы преодолевать все трудности. В конечном итоге своенравная богиня, покровительница брака и блюстительница семейного очага, помирилась с внебрачным сыном своего грозного мужа и даже женила его на своей дочери Гебе.

За свою короткую, но бурную земную жизнь Геракл отметился немалым количеством славных дел. Наиболее знамениты так называемые 12 подвигов Геракла, совершенные с подачи верховного царя Пелопоннеса – недалекого и ничтожного Эврисфея. Мы не будем здесь описывать деяния мифического грека – литературы и фильмов на эту тему огромное количество. Теперь, сделав краткий обзор жизни нашего героя, попробуем установить связь между Гераклом и Геркулесом. Однако давайте для начала выясним, кто такой Геркулес и откуда он взялся.

Геркулес, новый центурион

После бурного расцвета греческой цивилизации над миром взошло новое солнце – Римская империя. Ее знаменитые легионы за очень короткий срок (по историческим меркам) захватили практически весь более-менее обжитый на тот момент мир. И в отличие от предыдущих и будущих миропокорителей сделали это добротно, на века. Не обошли римляне своим вниманием и культурный центр тогдашней цивилизации – божественную Элладу. Оккупирована она была без лишней крови и жесткости, но прочно и надолго.

Влияние греков на Рим оказалось огромным. Религия, мифология, многие праздники и обряды были восприняты «варварами с Апеннин» как свое, родное. Можно смело сказать, что греческая культура дала мощный толчок развитию и становлению «римского мира».

Конечно, римляне не могли копировать у греков все с точностью до запятой. Это противоречило бы римскому духу и логике завоевателя. Поэтому все боги, герои и другие мифические персонажи из Эллады, перейдя во владение римлян, получили другие имена и со временем даже стали выдаваться за исконно римских деятелей.

Не обошло это веяние и нашего героя – Геракла. В римском мифическом официозе он получил новое имя – Геркулес. В дальнейшем это имя прижилось в западном мире, но страны византийской сферы влияния использовали исключительно греческий оригинал – Геракл. Таким образом, мы плавно перешли к вопросу, вынесенному в заголовок статьи, а именно – чем отличается Геракл от Геркулеса?

Сравнение

Мы думаем, что внимательный читатель уже сам все понял. Однако наша задача – четко сформулировать вывод, который следует из нашего небольшого путешествия в страну мифов Древней Греции и Рима.

Итак, резюме. Между Гераклом и Геркулесом нет никакой разницы. Это два абсолютно идентичных героя с разными именами. Имя Геракл – изначальное, греческое, не имеющее других вариантов. Римский Геркулес – тот же самый грек Геракл, переименованный в угоду имперским амбициям латинян. Как уже указывалось, оба этих имени получили широкое распространение и используются одновременно, но в разных кругах мировой культуры – западной и восточной.


Геракл , в древнегреческой мифологии герой, полубог, обладающий огромной силой.

Семья и окружение

Многочисленные мифы о дальнейшей судьбе Геракла, после освобождения от служения, в основном сводятся уже не к победам над чудовищами, а к походам, взятию городов и рождению многочисленных детей, потомки которых царствовали в городах-государствах Греции.

Геродот пишет о том, что когда Геракл проходил через Скифию, он встретил полудеву-полузмею и вступил с ней в брачную связь. Сыновья от этой связи стали родоначальниками Скифов.

Геракл также участвовал в походе Аргонавтов вместе с Гиласом. По одной из версий он был не просто участником, а предводителем.

Геракл был также помещён на небо в виде созвездия. Есть разные версии какое именно созвездие представляет Геракла. Либо это Коленопреклонённый, который отображает победу героя над драконом у Гесперид. Либо Змееносец, так как он удушил змея у реки Сагарис в Лидии. Либо он стал созвездием Близнецов вместе с Тесеем или Аполлоном .

Имя, эпитеты и характер

При рождении Геракла назвали Алкидом. Само же имя "Геракл" скорее всего означает "прославленный Герой" или "благодаря Гере". Эта этимология была известна уже древним авторам, которые пытались примирить явное противоречие между значением имени Геракла и враждебным отношением к нему Геры . В разных частях Греции Геракла почитали под разными именами. Эрифейцы почитали его как Ипоктона, так как он истребил червей, подтачивающих виноградную лозу.

Корнопиона почитают Этейцы за избавление их от саранчи, которую называют "корнопес". В Иберии его эпитет Певкей, в Фивах Промах.

Ещё один эпитет Геракла - Мелампиг, это также название скалы у Фермопил. Согласно Гесихию этот эпитет означает "отважный, дерзкий".

Еще несколько встречающихся эпитетов в разных источниках - Кераминт, Мекистей, Мусагет и Палемон.

Греки отождествляли Геракла с финикийским богом-покровителем мореплавания Мелькартом, Кельты почитали его как покровителя письменности и искусства бардов. Они придерживались традиции, согласно которой Геракл был - идейский Дактиль, которого они звали Огмий.

Потомки Геракла назывались гераклидами. В римской мифологии Гераклу соответствует Геркулес.

Культ и символика

Культ Геракла был широко распространён во всём греческом мире, и жертвоприношения совершались в одних случаях по ритуалу, принятому для богов, в других - по ритуалу, обычному для героев. По Диодору культ Геракла, как бога, впервые возник в Афинах. Геракл почитался как покровитель гимнасиев, палестр и терм, нередко как целитель и отвратитель всяких бед. Иногда его почитали вместе с Гермесом - покровителем торговли.

Геракл очень рано превратился в общегреческого героя, и детали сказаний, которые связывали его, вероятно, первоначально с какой-то определённой местностью или греческим племенем, стёрлись. Тем не менее все попытки связать возникновение мифов о Геракле с одним определённым местом (либо с Фивами, либо с Аргосом) или рассматривать Геракла как специфически дорийского героя оказываются неубедительными. Подвиги Геракла довольно чётко распадаются на три культурно-исторических типа: обуздание чудовищ, военные подвиги эпического героя, богоборчество.

В Сикионе, Фивах и других городах проходили празднества в честь Геракла - Гераклеи. Они были учреждены в знак поминовения смерти героя и устраивались во второй день месяца метагейтниона (примерно август-сентябрь).

В Фокиде было святилище Геракла Женоненавистника, жрец которого в течение года не должен был спать с женщиной.

Овидий пишет, что день рождения Геракла праздновался в день зимнего солнцеворота, как и дни рождения Зевса , Аполлона и других богов. По Феокриту Алкмена родила Геракла в день весеннего равноденствия, когда италийцы, вавилоняне и другие народы праздновали Новый год. Четвёртый день месяца посвящался Гераклу как основателю Олимпийских игр, ему также принадлежал каждый четвёртый год.

Посвященный Гераклу храм стоял в Феспиях, его служительницей была жрица-девственница. В Фивах было установлено святилище Геракла Связывателя коней.

Почитание Геракла было распространено по всей Македонии, цари которой почитались его потомками.

Непременными атрибутами Геракла были шкура Немейского льва, служившая ему доспехами, и палица из дуба (или ясеня, или оливы).

В культуре и искусстве

О Геракле пишет Еврипид в трагедиях "Неистовый Геракл", "Алкестида" и "Гераклиды", Софокл в трагедии "Трахинянки", Павсаний в "Описании Эллады", Гесиод в "Щите Геракла" и множество других авторов. Ему посвящены XV гимн Гомера и XII орфический гимн.

Многообразие мифов об этом Герое и наличие сходных персонажей в мифах других народов натолкнуло античных филологов на мысль о том, что Геракл - это собирательный образ и это имя носили несколько героев. Римский ученый Варрон считает, что Гераклов было 24, а Иоанн Лид насчитывает их 7.

Геракл изображался ребёнком, душащим змей, юношей, отдыхающим после подвига или совершающим подвиг, могучим бородатым мужчиной, вооруженным палицей и одетым в шкуру убитого им Немейского льва.

От античных времён до современности мифы о Геракле не перестают быть интересными для писателей, скульпторов и художников.

Одни из наиболее интересных произведений в живописи картины Паоло Веронезе "Выбор Геркулеса" (ок. 1580 г.), Рени Гвидо "Геркулес и Лернейская гидра" (1620 г.), Аннибале Карраччи "Выбор Геракла" (ок. 1596 г.). Франсиско де Сурбан создал целую серию из десяти полотен, посвящённых подвигам, интересно, что на каждой из его картин изображена дубина, она или лежит на земле и в находится в руках героя. Символист Гюстав Моро проиллюстрировал битвы Геракла с Лернейской гидрой и Стимфалийскими птицами. Не менее популярным образ героя был и в эпоху рококо, наиболее интересно произведение Франсуа Буше "Омфала и Геракл", где последний предстаёт героем-любовником в окружении амуров и романтического интерьера. Не является сюрпризом популярность сюжетов об этом герое и в современном искусстве, одной из самых странных картин является полотно Сальвадора Дали "Геркулес поднимает поверхность моря и просит Венеру подождать будить Амура", написанную в 1963 году, что именно автор хотел этим сказать совершенно не ясно.

Из произведений скульптуры стоит обратить внимание на Геркулеса Фарнезского скульптора Лисиппа (древне-римская копия с греческого оригинала), Геркулеса с Бычьего форума и Геракла-лучника с фронтона храма Афины в Эгине.

Из известных скульпторов более позднего времени за сюжеты о Геракле брались Антонио Поллайоло "Геркулес и Антей", "Геркулес и гидра" (1478 г.), Джамболонья "Геркулес и Антей", "Геркулес и Несс" и другие, Уильям Броди "Геркулес и небесный свод" (1850 г.) и так далее.

Мифы о Геракле вдохновляли и композиторов Баха, Кавалли, Вивальди и Сен-Санса.

В современности

Не многим известно, что имя Эркюль персонажа знаменитого детектива Эркюля Пуаро писательницы Агаты Кристи - это французский вариант имени "Геркулес". А в 1947 году она пишет книгу "Подвиги Геркулеса", представляющую из себя 12 новелл, озаглавленных в честь какого-либо подвига, где Пуаро разгадывает очередную загадку.

Геракл или Геркулес часто встречается в современном кинематографе, как персонаж фильма, сериала или мультфильма. В 1997 году студией Дисней был даже снят полнометражный мультфильм "Геркулес", а немного позднее мультсериал на его основе.

Не обошла стороной Героя и индустрия компьютерных игр. Вот некоторые игры, где встречается Геракл - Rise of the Argonauts, God of War III, Боги Арены и другие.

В честь Геракла был назван один из крупнейших астероидов главного пояся (532) Геркулина, открытый 20 апреля 1904 года немецким астрономом Максом Вольфом в обсерватории Хайденберг.

Хорошо заметный ударный кратер в северной части видимой стороны Луны называется "Геркулес". Это же имя носит созвездие северного полушария неба, видимое на всей территории России, первоначально оно называлось "Коленопреклонённый", но в V в. до н.э. Греки начинают называть его "Гераклом". Если соединить звезды черточками, то выглядит созвездие как фигура мужчины, преклонившая одно колено и поднявшая палицу над головой.