Детские страхи: причины и признаки их проявления. Как отличить тревогу от страха? Детские страхи, как помочь ребенку Детские страхи таблица




Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай , напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение , благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Читайте также: Как справиться с ревностью старшего ребёнка?

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

  • чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
  • авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
  • ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
  • чрезмерная забота со стороны близких людей;
  • неполная семья.

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.


Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

  1. Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

  1. Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

  1. Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.


Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.

Читайте также: Ты можешь больше, чем ты думаешь

Диагностика детских страхов

Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому необходимо использовать обычные для детей виды деятельности.

  1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок школы, садика, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
  2. Попросите ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
  3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, не стоит заострять детское внимание на пугающих моментах. Будьте спокойны и постоянно подбадривайте свое чадо.

Если вы заметили нервозность, капризность, нарушения сна и появление навязчивых привычек у ребенка, лучший выход – обратиться за диагностикой и коррекцией к специалисту – психологу или психотерапевту.


Как избавить ребенка от страхов?

После диагностического этапа начинается работа специалиста по коррекции конкретных фобий. Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.

  1. Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

  1. Игротерапия

Детские страхи - нормальное явление, ведь так ребёнок проявляет эмоции, привыкает к окружающему миру и социализируется. Некоторые психологи считают, что малышам незнакомо это чувство, но по мере взросления в дошкольном и школьном возрасте наблюдается бояться разных вещей. Появление тревожности имеет свои причины. Их необходимо выяснить, ведь со временем любой страх может перерасти в настоящую фобию, которая останется и во взрослой жизни человека. Коррекция поведения крохи осуществляется разными способами, большинство из которых доступно родителям в домашних условиях.

Многие взрослые часто задаются вопросом: почему малыши ничего не боятся, ведь они могут сделать то, от чего у мужчины или женщины замирает сердце и возникает паника. Это происходит по одной простой причине - у младенцев не развит инстинкт самосохранения так, как у мамы, папы и детей старшего возраста. Однако по мере взросления происходит большой скачок психоэмоционального развития ребёнка, и именно на этом этапе у него начинают формироваться страхи .

Страх - это сильная эмоция человеческого организма, которая формируется вследствие работы инстинкта самосохранения.

Многие психологи и педагоги занимаются изучением формирования тревоги, чувства опасности и боязни чего-либо у детей. Они обращают внимание родителей, что сами по себе эти эмоции не является патологией, поэтому не стоит считать их бредовыми. Это совершенно нормальное явление, которое свойственно многим малышам вследствие их богатой фантазии. Но взрослые должны следить, чтобы небольшой страх не перерос в фобию. Вот это состояние - уже не норма, оно требует консультации со специалистами и длительной коррекции.

Почему ребёнок начинает бояться: все причины появления страхов

Некоторые специалисты отрицают возможность логических суждений со стороны маленьких детей, объясняя это тем, что малыши всерьёз воспринимают любую информацию. Например, родители сказали: «Не трогай собаку, она тебя укусит!». Сын или дочь не понимают, что животное не обязательно будет вести себя агрессивно, это возможно, но не всегда так происходит. Однако в сознании крохи уже сформировался стереотип: все собаки кусаются, если их трогать, поэтому их надо бояться, они опасны. И таких примеров множество. Ребёнок ещё не может связать логические цепочки и усвоить, что не все слова взрослых нужно понимать буквально, это всего лишь предостережение.

Во многих случаях дети боятся не чего-то конкретно, а наказания, которое может последовать от родителей или других взрослых. Именно поэтому мама и папа должны спокойно объяснять крохе, почему нельзя делать что-то, а не сразу ругать ребёнка.

Существуют и другие факторы появления детских страхов:

  • богатая фантазия. Один раз услышав, что в тёмной комнате есть что-то страшное, малыш сразу начинает бояться. Это касается многих фраз и разговоров, которые ребёнок воспринимает как правду. То же самое относится к увиденному: посмотрев страшный мультфильм, кроха может испугаться и думать, что это произойдёт с ним в реальности;
  • действие, которое произошло с ребёнком. Чаще всего причиной появления тревог становятся определённые события. Например, кроху поцарапала кошка, и после этого он стал бояться, ведь животное снова может причинить боль;

    Бояться начинают не все дети. Некоторые, упав с велосипеда, сразу же садятся на него снова. Появление страха во многом зависит от характера: стеснительные, мнительные и замкнутые в себе малыши опасаются чаще других.

  • напряжённая обстановка в семье. Дети очень эмоциональны, они способны повторять настроение родителей и проектировать его на себя. Поэтому ссоры, крики, скандалы между взрослыми негативно влияют на психологическое состояние крохи. Он становится замкнутым, раздражительным, постоянно чувствует тревогу по любому поводу. Если ситуация не изменится, такие ощущения могут со временем перерасти в страх;
  • отсутствие друзей. По мере взросления ребёнок нуждается в социализации. Этот процесс начинается со взаимоотношений с другими детьми сначала на площадке, затем в садике и школе. Но если с крохой никто не хочет дружить, смеются над его попытками войти в коллектив, у него развивается социальная фобия. Из-за этого малыш боится идти играть с ребятами, а посещение учебного заведения превращается в нескончаемый поток истерик и нервных срывов;
  • проблемы в работе нервной системы. В некоторых случаях у ребёнка появляется боязнь, которая ничем не обоснована. Это ненормальное состояние, патология, поэтому обязательна консультация у психолога. Только специалист сможет диагностировать заболевание и поставить правильный диагноз. Такой страх развивается на фоне неврозов, и для психокоррекции понадобится работа с малышом нескольких специалистов.

Что представляет собой синдром детских патологических страхов

Медики также выделяют состояние под названием синдром детских патологических страхов. Оно характеризуется боязнью различных предметов, действий и явлений и возникает необоснованно, без какой бы то ни было причины. Приступ начинается с плача, недовольства и перерастает в сильнейшую истерику и панику. Длится он долго, в некоторых случаях дети могут сутками испытывать необъяснимую тревогу. Этот синдром считается патологией, и психологи связывают его с психическими отклонениями в развитии ребёнка, которые берут начало ещё в раннем возрасте, но заметно проявляются к шести-семи годам.

Видео: психолог о возникновении детских страхов

Методы диагностики страхов у детей

Возникновение боязни медики рассматривают как своеобразную защитную функцию организма, которая может дать о себе знать в определённом возрасте, а затем со временем проходит. Иногда достаточно недолгого разговора, чтобы объяснить, чего не стоит опасаться, и дети тут же забывают о своих проблемах. Однако существуют и патологические страхи, проявляющиеся в виде состояния ужаса и шока. Они негативно влияют на скорость развития ребёнка. Специалист поможет понять, считается ли появление тревоги у малыша нормой или нет.

Чтобы вникнуть в состояние ребёнка, нужно провести диагностику его страхов. Это поможет выяснить причину развития боязни и затем помочь крохе преодолеть тревогу. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который подберёт метод оценки поведения малыша, разработает программу лечения и даст рекомендации родителям, что делать в дальнейшем.

Специалисты обращают внимание, что формирование страха - совершенно нормальное явление. Таким образов организм ребёнка проходит адаптацию к окружающему миру, ведь многое ему ещё незнакомо и непонятно.

Детские психологи используют разные методики для диагностики боязни у детей:

  • разговор с ребёнком. Специалист тщательно продумывает вопросы, чтобы ещё больше не напугать кроху. Важное условие успешного терапевтического воздействия - доверительная атмосфера, в которой малыш чувствует себя защищённым и начинает открывать все свои секреты;

    Диагностировать детей очень сложно: они боятся говорить о своей тревоге. Поэтому один неосторожный вопрос или не та интонация в голосе могут испортить взаимоотношения со специалистом, кроха замкнётся в себе и не станет больше идти на контакт.

  • рисование. Медик может попросить нарисовать что-то на определённую или произвольную тему. После того как ребёнок закончит, рисунок изучают. В расчёт берётся и тематика, и цветовая гамма, которая была выбрана, и расположение, размер фигур на листе бумаги;
  • сказки, анкеты или тесты. Этот способ больше подходит для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Взрослый может попросить придумать окончание истории, ответить на некоторые вопросы;
  • лепка. Этот метод используется реже всех остальных и подходит детям, которые отказываются разговаривать с психологом и не любят рисовать картинки.

Тест на выявление чувства страха у мальчиков и девочек

Многие психологи разработали различные тесты, с помощью которых можно определить наличие боязни и степень её проявления. Большой популярностью пользуется методика Александра Захарова и Марины Панфиловой «Страхи в домиках» для детей старше трёхлетнего возраста.

  1. Взрослый рисует на чистом белом листе два дома: один красным цветом, другой - чёрным.
  2. Затем предлагает ребёнку поиграть в игру: в чёрном домике живут только страшные страхи, а вот в красном - нестрашные.
  3. И начинает перечислять малышу вслух по очереди 29 видов различных пугающих предметов и явлений.
  4. Ребёнок, в свою очередь, отвечает, в какой из домиков он разместит каждое название.
  5. Специалист отмечает себе только ту боязнь, которую кроха поместит в дом чёрного цвета.

Все страхи в этом тесте можно разделить на определённые группы:

  • медицина (боль во время процедуры, инструменты, например, шприцы, врачи);
  • боязнь смерти;
  • явления и предметы (громкие звуки, автомобиль, гром, вода и т. д.);
  • животные (дикие, домашние, микробы, насекомые);
  • темнота и кошмары;
  • выдуманные персонажи (герои мультфильмов или сказок);
  • люди (другие дети, посторонние и собственные родители);
  • действия (наказание, физическое насилие);
  • пространство (боязнь замкнутых помещений, высоты, глубины).

В зависимости от полученного результата, медики диагностирую состояние малыша и определяют схему действий, чтобы научить ребёнка как справиться с тревожностью и боязнью.

Анкета для родителей на определение наличия детских страхов, фобий и панических состояний

Помимо различных тестов, сказок и других методик, существуют анкеты, которые содержат определённое количество вопросов. На основании ответов родителей, психолог оценивает какова ситуация и даёт рекомендации маме и папе, как вести себя в создавшейся ситуации. Приведённый ниже опросник подходит для детей в возрасте от 4 до 10 лет.

  1. Ребёнок не может долго заниматься одним делом, быстро устаёт и часто отвлекается.
  2. Несколько раз за короткое время меняется настроение: плач может резко перейти в смех и обратно.
  3. Малыш часто огорчается и расстраивается по любому поводу и без.
  4. Любая неудача вызывает плач, истерику, которая может длиться продолжительное время.
  5. Плохое настроение - постоянный спутник ребёнка.
  6. Задания вызывают беспокойство и напряжение.
  7. Беспокойство проявляется часто повторяющимися действиями: сосёт палец, грызёт ногти, постоянно теребит что-то в руках.
  8. Не может засыпать самостоятельно, просыпается несколько раз за ночь, плачет во сне или кричит.
  9. Не может быстро реагировать во многих ситуациях.
  10. Боится незнакомых людей и не любит играть с другими детьми.
  11. Не может самостоятельно принимать решение, не уверен в своих силах.
  12. Часто меняет своё мнение, с ним сложно договориться, т. к. через минуту, пять или час с истерикой кроха будет доказывать, что хочет совершенно другого.
  13. Перед новым заданием, знакомством испытывает недомогание, расстройство пищеварения, боль в голове и неприятные ощущения в области живота.
  14. Наблюдается повышенное потоотделение, особенно перед чем-то новым.
  15. Отсутствуют любимые блюда или лакомства, у малыша постоянно плохой аппетит.

На все вопросы можно дать один из трёх вариантов ответов:

  • да - 2 балла;
  • иногда - 1 балл;
  • нет - 0 баллов.

Таблица: определение уровня тревожности по результатам анкетирования

Количество баллов Характеристика
0 — 5 Ребёнок в порядке. Такой результат - норма для детей этого возраста.
5 — 9 Проблемы малыша находятся на начальной стадии. В первую очередь, ребёнку не хватает родительского внимания.
10 — 14 Определяется повышенная тревожность, некоторые страхи, но их легко скорректировать без помощи психолога. Главное, чтобы мама и папа уделили этому достаточно внимания.
15 — 19 Малыш боится многого, находится в состоянии постоянной тревожности. Если не повлиять на ситуацию сейчас, возможно развитие неврозов.
20 — 30 Критическое значение. У ребёнка наблюдаются фобии, возможно развитие синдрома патологических детских страхов. Требуется длительная коррекционная терапия.

Какие бывают виды детских страхов у дошкольников и школьников

Все боязни ребёнка можно разделить на несколько типов:

  • реальные. Они возникают благодаря инстинкту самосохранения и помогают малышу избежать многих опасных ситуаций. Конечно, такие страхи есть у каждого человека, но взрослые научились их контролировать, чтобы не поддаваться панике и эмоциональному шоку. Задача родителей в этом случае, направить понимание малыша в нужное русло, попытаться понять причину возникновения тревожного состояния и помочь убрать его, чтобы впоследствии оно не переросло в патологию;

    К этому виду также относятся навязчивые страхи. Они возникают как следствие определённых случаев, произошедших с ребёнком. Например, кроха чуть не утонул в ванне, поэтому он стал бояться воды, и купание превращается в истерику. Если вовремя не помочь малышу, такая проблема может перейти в аквафобию, с которой в состоянии справиться только психолог.

  • невротические. Самые опасные страхи, которые могут быть связаны с расстройством психики. Проблема заключается в том, что очень сложно определить причину появления боязни. Поэтому родителям рекомендуется обратиться к специалисту, который с помощью определённых методик оценит состояние крохи и будет работать над исправлением ситуации;
  • сверхценные. Они наиболее распространены среди детей. Практически все ребята в тот или иной период боятся темноты, отрицательных героев сказок или фильмов, животных, одиночества и т. д. Чем больше ребёнок остаётся наедине с проблемой, тем сильнее страх проникает в сознание и заполняет все мысли маленького человека. Он становится навязчивой идеей, которая влияет на эмоциональное состояние крохи негативным образом;

    Психологи приводят такой пример: маленькие дети неразлучны с матерью. Но по мере взросления они должны быть готовы на некоторое время остаться с другим взрослым, которого они знают, например, с папой или бабушкой. При это ребёнок ведёт себя нормально, как всегда. Если же в сознании крохи доминирует сверхценный страх, у него начинается истерика, т. к. мамы нет рядом. Это не просто капризы, в мыслях малыша уже есть определённая установка: вдали от самого родного человека опасно, что-то плохое может случиться в любой момент.

  • ночные. Они возникают только в тёмное время суток, в остальном ребёнок ведёт себя совершенно нормально. Но с приближением ночи заметно ухудшается настроение, появляется тревога, кроха начинает внезапно плакать, не хочет спать один или в полной темноте. В некоторых случаях дети могут без проблем засыпать самостоятельно, но ночью они плачут во сне, вскрикивают, зовут на помощь. Утром малыши часто и не помнят, что им снилось.

Иногда мама и папа сами виноваты в развитии страхов у своих отпрысков. Когда они постоянно находятся в состоянии тревожности, малыш перенимает такое поведение на себя. То же самое касается и чрезмерной опеки взрослых над ребёнком. Если присутствует слишком много запретов, ограничен выбор, нет возможности самореализоваться, тогда дети замыкаются в себе и бояться сделать что-то не так. Поэтому специалисты настоятельно советуют родителям следить за своим поведением по отношению к крохе.

Видео: разные страхи малышей и пути их преодоления

Проявление страхов в возрасте от года до 11 лет

Особенности проявления боязни различаются в зависимости от возраста ребёнка. По мере взросления страхи могут меняться: одни проходят, а другие появляются. И такое положение вещей считается абсолютно нормальным, ведь так малыш готовится в самостоятельности и жизни в социуме.

Таблица: возрастные особенности появления детских страхов

Возраст Проявление боязни
С рождения до полугода Малыш тревожится не из-за конкретных вещей, а звуков и действий, например, громкого стука, неожиданного движения в свою сторону. Боится остаться без мамы, т. к. привык, что она постоянно рядом.
7 — 12 месяцев Ребёнок так и продолжает пугаться громкого звука и других неожиданных явлений. Но в этом возрасте начинает проявляться боязнь незнакомых людей и обстановки.
1 — 2 года Около года кроха начинает осваивать самостоятельное хождение, поэтому может появиться страх получить травму во время падения. Некоторые малыши опасаются других детей и ни в какую не хотят играть с ними.
2 — 3 года Дети начинают боятся потерять родителей, остаться одни. Причиной стресса и невроза может послужить недовольство мамы или папы по отношению к ребёнку, их развод или частые скандалы.
3 — 5 лет Впервые появляется страх смерти. Ребёнок боится не только умереть сам, но и потерять родителей в буквальном смысле, поэтому страшится всего, что может привести к гибели человека: пожар, наводнение, гроза, авария и другие явления.
5 — 7 лет Малыш понимает всё больше, но ещё не различает, где вымысел, а где реальность. Поэтому объектами боязни становятся герои мультфильмов и рассказов. Некоторые ребята боятся идти в школу.
7 — 8 лет Больше всего дети подвержены школьным страхам: получение плохой оценки, неодобрение учителя и родителей, отсутствие друзей. Многие ученики начальных классов опасаются темноты и закрытых помещений. Также появляется боязнь физического насилия.
8 — 9 лет Остаётся страх перед физическим наказанием. Ещё мальчики и девочки опасаются остаться последними в классе и ничего не добиться.
9 — 11 лет Дети начинают страшиться незнакомых людей определённой категории: неряшливого вида, в состоянии алкогольного опьянения и т. д. Также появляется чувство лидерства, и ученики боятся проиграть в соревнованиях.

Педагогические методы коррекции детских страхов

К коррекции детских страхов психологи подходят постепенно: сначала проводится диагностика, а только потом профессионал разрабатывает стратегию и план действий, определяет метод, с помощью которого можно будет перебороть боязнь у малышей. Современная психология предлагает множество разнообразных способов, которые применяются одновременно, отдельно друг от друга или последовательно .

Следует обратить внимание, что метод, выбранный психологом, должен нравиться ребёнку. Если малыш капризничает, начинает плакать или отказывается выполнять задания, нужно подобрать другой способ. Заставлять или ругать кроху категорически запрещается.

Арт-терапия в преодолении проблемы

Арт-терапия очень распространена, т. к. дети любят рисовать. Её суть заключается в изображении страха ребёнка. Психолог предлагает малышу воспроизвести на бумаге то, чего он боится больше всего, а затем вместе с автором анализирует получившуюся картинку. Например, чудовище можно запереть навсегда, посадив его клетку, из которой оно не выберется. Во многих случаях отличное решение - дополнение рисунка смешными элементами, тогда кроха визуально понимает, что бояться нечего.

Родители могут быть рядом с ребёнком, но не помогают ему рисовать объект тревоги. Также взрослые не должны принимать решение по поводу того, что делать с рисунком: если малыш захочет порвать его, пусть сделает это, но не стоит настаивать и заставлять кроху избавляться от изображения.

Игротерапия для достижения психологического комфорта

Это отличный способ помочь ребёнку написать положительный сценарий развития событий. В игровой форме вместе с психологом малыш рассказывает о своих опасениях. Специалист задаёт наводящие вопросы, аккуратно подводя разговор к позитивным моментам. Например, чудовище сидит в шкафу. Можно представить, что монстр сам боится темноты и плачет, хочет к маме. Теперь он не такой страшный.

Многие ребята раскрывают настоящие таланты, вживаясь в роль и преодолевая стеснительность. По окончании терапии психолог может посоветовать записать ребёнка в театральную студию.

Сказкотерапия: роль сказки в индивидуальной психокоррекции

Дети любят сказки, ведь в них добро всегда побеждает зло. Для того чтобы помочь малышу побороть страх, нужно выбирать такие рассказы, которые не только заинтересуют ребёнка, но и помогут почувствовать себя самым смелым и сильным, способным помочь друзьям и родителям. Можно сочинить свою историю и обсуждать её с крохой.

Сегодня взрослые могут заказать специальную книгу сказок, в которой главным героем будет сын или дочь. На страницах этого издания печатают фото малыша.

Разговоры об объектах страха с детьми школьного возраста

Беседа об объекте страха подойдёт для детей младшего школьного возраста. Они уже умеют чётко формулировать свои мысли и понимают, что истерики и паника не доставляют удовольствия и сильно выматывают, просто самостоятельно ничего не могут поделать со своим состоянием. Специалист ведёт диалог в уютной обстановке, не пугает ребёнка, а предоставляет свободу выбора: не заставляет его рассказывать всё и сразу. Наводящие вопросы, чёткие разъяснения и аргументы психолога помогут мальчику или девочке понять свой страх и разобраться с ним.

Коррекция детских страхов с использованием аффирмации

Аффирмация представляет собой специальный способ, с помощью которого в сознание ребёнка устанавливается определённый образ. Добиться такого эффекта можно с помощью фразы, которую психолог многократно повторяет, работая с малышом. Например, если кроха будет часто слышать, что кошка хорошая, со временем он в это поверит и перестанет её бояться.

Аффирмация - это обязательно короткая фраза, которая состоит из одного-двух предложений без усложнения. Ребёнок должен слышать только понятные слова и словосочетания.

Методика рисования песком

Сегодня работа с песком набирает огромную популярность. Даже дети, которые не любят или ещё не умеют рисовать, с удовольствием окунаются в это занятие. Этот вид творчества не только развивает мелкую моторику, но и помогает снять напряжение, малыш расслабляется, поэтому специалист более глубоко прорабатывает страхи крохи.

Музыко- и танцетерапия в работе психологов

Суть методики заключается в подборе специальных мелодий, которые обладают успокаивающим действие, расслабляюще влияют на нервную систему ребёнка и настраивают на контакт со специалистом. Данный вид терапии часто совмещается с другими: малыш может слушать музыку и рисовать в одно и то же время. А вот танцевать любят не все дети, поэтому мастер своего дела тщательно изучает, подходит ли этот способ для того, чтобы убрать страх.

Медитация как способ преодолеть боязнь

Этот способ используют не все детские психологи. Для того чтобы заниматься с ребёнком медитацией, у специалиста должны быть определённые знания и навыки. Суть метода - выполнять с малышом ряд психологических упражнений, которые позволяют проникнуть глубже в себя, понять причину своих страхов и на уровне мышления побороть их.

Медитация не подходит малышам, ведь они не поймут принципа её действия. Эффективнее всего заниматься со школьниками.

Если у ребёнка проявляются признаки психоза, паники и неврозов, медитация может не подойти в качестве способа коррекции страхов. Дело в том, что для выполнения упражнений необходимо полностью сосредоточиться, но не все дети могут это сделать.

Психотерапия для борьбы с детскими страхами: советы специалистов

Занятия с психотерапевтом включают в себя совместную работу не только с ребёнком, но и тренинги с родителями. В зависимости от степени проявления боязни (начальная стадия или фобия) врач выбирает способ коррекции и приступает к работе. Психотерапия представляет собой систему воздействия на психику малыша, чтобы избавить его от ощущения страха, тревожности и неврозов .

Психотерапевты отмечают, что родителям необходимо изменить своё поведение и прислушиваться к ряду советов:

  • мама и папа должны показывать свою любовь к малышу, окружать его заботой и проявлять понимание;
  • не стоит отмахиваться от ребёнка: ежедневное родительское внимание и проведение вместе времени - залог гармоничного психологического развития крохи;
  • нельзя запрещать детям общаться с ровесниками, им необходимо социально адаптироваться;
  • малыш нуждается в играх, которые должны присутствовать в жизни малыша каждый день;
  • никогда нельзя пугать детей: каждая фраза взрослых воспринимается ребёнком буквально.

Видео: как избавиться от страха

Польза детских страхов

Психоэмоциональное развитие ребёнка предусматривает формирование различных страхов как проявление инстинкта самосохранения. Если кроха не будет понимать, что можно, а что нельзя, он станет беспомощным перед действиями других людей или различными явлениями. Поэтому появление боязни является нормальным состоянием, а вот если малыш ничего не боится, тогда стоит задуматься.

Как только организм распознаёт критическую ситуацию, в кровь поступает доза адреналина. Вследствие этого мозг начинает мыслить быстрее и ярче, что способствует принятию решения. Если бы ребёнок не испытывал страх, добиться такого состояния не получилось бы.

Социальная адаптация детей также невозможна без опасений и проявления страха. Эмоции ребёнка напрямую зависят от восприятия ровесников: малыш хочет познакомиться с другими детьми и обрести новых друзей. Многие мальчики и девочки боятся потерять друга или подругу, поэтому стараются анализировать ситуации, самостоятельно принимать решения и готовятся жить в мире, где мама не будет рядом постоянно.

Литературные произведения, статьи и книги

Чтобы лучше понять природу детских страхов, родители могут изучить литературу психологов и медиков, в которой подробно рассказывается о причинах и способах решения различных ситуаций.

  1. Зигмунд Фрейд, «Психоанализ детских страхов». В своей книге автор описывает совместную работу отца мальчика со специалистом для достижения наилучших результатов, начиная с определения причины появления боязни и рассмотрения схем действия в конкретном случае.
  2. Г. Эберлейн, «Страхи здоровых детей». Доктор медицины из Австрии в своей работе описывает различные формы и виды страхов, которые без проведения коррекции приводят к неврозам, а также расстройству сна и речи. Автор рассказывает родителям, какие методы можно использовать для борьбы с боязнью, а также профилактики её появления.
  3. «Страхи здоровых детей» - книга признанного доктора медицины из Австралии, помогающая выявить страхи и бороться с ними

    Появление страхов в детском возрасте - обычное явление. Но взрослые не должны пропустить момент, когда небольшая боязнь начнёт постепенно перерастать в патологическое состояние. В дошкольных учреждениях и школах с детьми работают психологи, они проводят диагностику несколько раз в год. Если в развитии малыша наблюдаются отклонения, специалист обязательно информирует родителей и даст некоторые советы. Мамы и папы обязаны прислушиваться к этим рекомендациям, чтобы не усугубить ситуацию и помочь крохе побороть свои проблемы.

Действительно, эмоция страха возникает, когда нам что-то угрожает. А.И. Захаров выделяет две группы страхов, имеющих универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер:

  1. смерть
  2. крах жизненных ценностей.
Помимо крайних выражений страх подразумевает переживание человеком возникшей реальной или воображаемой опасности. Понимание сути возникновения опасности и её четкое осознание формируется в процессе жизненного опыта ребенка или взрослого.

У детей распространены «внушенные страхи». Их источник - взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно или специально склоняют ребёнка к страху, указывая на наличие опасности реальной или выдуманной. Малышу чаще всего не понятно, чем грозят те или иные его действия, но он уже в речи взрослых отчетливо распознаёт сигнал тревоги, рефлекторно у него возникает реакция страха. Она является регулятором его поведения . Если малыша постоянно запугивать, то через некоторое время он теряет спонтанность своего поведения вместе с уверенностью в себе. В этот период страхи начинают размножаться, а ребёнок начинает проявлять признаки тревожности, делается капризным без причины, его действия становятся скованны и осторожны.

К внушённым страхам ребенка относят страхи, которые возникают у беспокойных родителей, которые чересчур опекают свое чадо. Разговоры с ребёнком о смерти, несчастных случаях и болезнях, пожарах, убийствах оставляют отпечаток в его детской и ранимой психике.

Как следствие, ребенок начинает пугаться стука в дверь или небольшого шороха в соседней комнате.

Как отличить тревогу от страха?

В нашей жизни мы часто слышим термин «тревога». В возникающих чувствах, таких как страх и тревога есть общие эмоциональные компоненты – это чувства беспокойства и волнения.

Обычно тревога - это состояние предчувствия опасности и общее состояние беспокойства. Очень часто тревога у детей проявляется в ожидании событий, которые не поддаются прогнозам. А страхом называют эмоционально заострённое отражение в сознании ребенка конкретной угрозы. Таким образом, тревога – это эмоциональное ощущение предстоящей угрозы.

Следует понимать, что тревога - это не всегда отрицательно выраженное чувство, она может проявляться у ребенка и в виде радостного волнения или ожидания чего-либо приятного.

Виды страхов у детей

В психологии выделяют несколько видов страхов, которые возникают у детей :

Ситуативный страх у ребенка может возникнуть в необычной и опасной обстановке, которая его шокирует.

Личностно обусловленный страх возникает под влиянием формирующегося характера ребенка. Например, под влиянием взрослого - ребенок может стать мнительным. Ситуативные и личностные страхи всегда смешиваются.

Реальный страх и острый страх - определены конкретной жизненной ситуацией ребенка. Например, ребенок боится пылесоса, так как он шумит.

Воображаемый страх и хронический страх - предопределены особенностями личности ребенка. Например, ребенок боится темноты, так как в ней живут монстры.

Уровни страха

Психологи выделяют несколько уровней страха, который может возникнуть у ребенка :

Естественный или возрастной страх - кратковременен, легко поддается коррекции, часто сам исчезает с возрастом. Возрастные страхи не затрагивают ценностные ориентации ребенка. Не влияют на формирование его характера и поведения. Взаимоотношения с окружающими людьми остаются на прежнем уровне, характерном для определенной возрастной категории, в которой находится ребенок. Некоторые формы возникающего страха у детей имеют защитную функцию, так как позволяют избежать опасных ситуаций.

Патологический страх - характеризуется крайне драматичными формами выражения. Ребенок испытывает неподдельный ужас и эмоциональный шок. Патологический страх имеет трудно обратимое течение и затяжной характер. Он навязчив и непроизволен. У ребенка, в ситуации страха, со стороны сознания полностью отсутствует контроль поведения. Следствием возникновения страхов данного типа является искажение характера ребенка, нарушение межличностных отношений и приспособлений малыша к социальной действительности.

Как проявляется страх у детей?

Страх бывает так очевиден, что его можно обнаружить сразу. Например, оцепенение, ужас, плач, растерянность, бегство. О других же страхах детей можно судить только косвенным признакам, которые могут оставаться не заметными долгое время.

Началом возникновения страха и тревожного состояния является появление чувства беспокойства у ребенка. При остром чувстве страха ребенок говорит невпопад, дрожащим голосом. Взгляд малыша обычно отсутствующий, а выражение лица испуганное. Тело ребенка становится холодным, конечности леденеют и становятся влажными. Сбивается дыхание. Учащается сердцебиение. Кожные покровы малыша бледнеют или становятся красными, могут покрываться пятнами.

Последствия страха

Последствия возникающих страхов у детей непредсказуемы. Иногда страхи малышей настолько разрастаются в психике малыша, что затормаживают её развитие. У детей может наблюдаться исчезновение положительных эмоций. Смех и жизнерадостность становятся недоступными. Вместо положительных эмоций развиваются эмоциональная неудовлетворённость, неуверенность в себе, ребенок выглядит удручённым.

Но самое главное - человек, который в детском возрасте не смог избавится от страхов, став взрослым, испытывает огромные трудности в установлении гармоничных семейных отношений и передаст свои страхи своему ребёнку.

Патологический страх оставляет отпечаток и на мышлении малыша. Оно становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги. А при страхе -вялым, заторможенным. Мышление ребенка теряет свою гибкость. Стремительно уменьшается познавательная активность малыша, а любознательность и любопытство исчезают. Дети становятся безынициативными, что говорит о развитии защитного торможения, которое предохраняет психику от эмоциональных перегрузок.

При постоянно действующем страхе на ребенка искажается его эмоционально – волевая сфера. Отношения окружающих к нему воспринимаются неадекватно.

Причины возникновения страхов у детей

Отечественные психологи выделяют ряд причин возникновения страхов у детей:

Малая игровая и двигательная активность ребенка, а также отсутствие навыков коллективной игры содействуют развитию у детей повышенного беспокойства. Отсутствие эмоциональных и шумных подвижных игр малышей обедняет их эмоциональную жизнь. Игра - самый естественный способ коррекции страхов. У строгих родителей, которые запрещают ему играть, ребёнок без оснований беспокоится по любому поводу. Он не умеет активно и уверенно преодолевать жизненные трудности.

Страх и беспокойство у детей вызывают испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие возникающей подмены семейных ролей. Много работающая и доминирующая в семейных отношениях мать беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, она не может уделять нужное количество времени своему чаду. В ответ на это вызываются ответные реакции беспокойства и страха малышей. Доминирующая в семейных отношениях мать также указывает на недостаточный авторитет отца, а это значительно затрудняет общение с ним сыновей.

У эмоционально чувствительных детей беспокойство возникает вследствие стремления матерей как можно раньше начать работу и выйти из отпуска по уходу за ребенком. Они очень рано отдают малышей в дошкольные учреждения, на попечение своих родителей, нянь и фактически не учитывают эмоциональное состояние малыша.

Конфликтные отношения родителей являются одной из самых явных причин возникновения у ребенка патологических страхов. Если малыши видят, что родители часто кричат, ссорятся и занимаются рукоприкладством, то число страхов у малышей резко возрастает. Девочки более эмоционально ранимо воспринимают отношения в семье.

На количество страхов, возникших у детей, большое влияние оказывает состав семьи. В неполных семьях у детей страхов на много больше, чем у детей в полных семьях.

Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, чем дети с сестрами и братьями. Увеличение числа детей в семье способствует уменьшению страхов. А увеличение числа взрослых у детей вызывает обратный эффект. Так как они заменяют ребенку весь мир, навязывая свои строгие правила и создавая искусственную среду развития. Обычно в ней нет места для сверстников, веселым играм, маленьким тайнам, проказам. Это порождает постоянное и устойчивое чувство эмоциональной неудовлетворённости и беспокойства ребенка.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. У молодых, жизнерадостных родителей дети менее склонны к возникновению и проявлениям страхов. А у родителей после 30-35 лет малыши часто беспокойны. Впитывая с раннего возраста тревогу родителей, дети очень рано начинают проявлять признаки беспокойства, которое перерастает в инфантильность, неуверенность в себе.

Но следует помнить, что большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Данные страхи чаще всего носят преходящий характер, но, к сожалению, они способны пробуждать аналогичные страхи, которые хранятся в памяти родителей.

Родителям следует учесть, что большинство страхов передаются детям совершенно неосознанно. А некоторые страхи, возникшие у ребенка сознательно взращиваются родителями в процессе воспитания. В целом, мамы в большей мере передают детям тревожность, беспокойство и страхи. А папы часто прививают ребенку мнительный способ реагирования на жизненные ситуации. А это является базисом возникновения у детей опасений, страхов, сомнений.

А чего боится ваш ребенок? Можете ли вы найти причину его страхов? Знаете ли вы как с ними бороться? Если у вас возникли вопросы, то наши консультанты окажут Вам квалифицированную помощь и помогут Вашему малышу расти гармонично, избавившись от страхов.

Страхи детские - очень распространенная проблема. По словам психологов, на сегодняшний день известно более 30 их видов - безобидных, болезненных, а в некоторых случаях смешных для взрослых. Откуда берется страх? Иногда он появляется как ответная реакция на что-то действительно жуткое и пугающее. Но намного чаще дети сталкиваются с внушенными страхами.

Откуда они берутся?

Причина боязни кроется во взрослых, которые окружают ребенка и слишком активно указывают ему на наличие какой-либо опасности. Также пугливость появляется у малышей, при которых люди разговаривают о пожарах, убийствах, болезнях, смерти и т. д.

Психологи выделяют многие причины детских страхов. Одна из них - разрастание городов, или урбанизация. На первый взгляд кажется, что это явление не имеет никакого отношения к рассматриваемой проблеме, но на самом деле взаимосвязь очень тесная. В большом городе дети чувствуют себя неуютно, им сложно находить друзей и организовывать свое времяпрепровождение. Кроме того, взрослые чрезмерно опекают их, что стесняет личное пространство ребятишек и негативно влияет на их психику.

Еще одна неочевидная причина возникновения боязни у малышей - это проживание их семей в отдельных благоустроенных квартирах. Специалисты утверждают, что у таких детей страхи возникают гораздо чаще, чем у их одногодок из коммуналок. В частности, это имеет отношение к девочкам. В коммуналке ребенок получает больше возможностей общаться со сверстниками и взрослыми. Он проводит много времени за играми с друзьями и гораздо реже остается наедине со своими страхами. Потому родители должны создавать для ребенка как можно больше условий, в которых он сможет удовлетворить свою потребность в общении.

Атмосфера в семье

Иногда причина детских страхов кроется в неправильном поведении матери. Так, многие малыши больше подвержены боязни, когда воспринимают главным человеком в доме не отца, а мать. Если она страдает из-за постоянных перегрузок на работе и доминирует в семье, чадо начинает чувствовать в ее присутствии беспокойство.

Также негативно влияет на его эмоциональное состояние стремление женщины найти в кратчайшие сроки работу, которая бы удовлетворяла все ее интересы и потребности. При этом она далеко не всегда обращает внимание на то, что ребенок нуждается в общении и частом времяпрепровождении с матерью.

Проблема детских страхов часто бывает связана с отношениями в семье. Иногда достаточно одной ссоры родителей, чтобы малыш начал чего-то бояться. Самая распространенная реакция детей на конфликты отца и матери - это зарождение страхов. Потому ребята дошкольного возраста, живущие в конфликтных семьях, чаще своих одногодок боятся стихий, болезней, смерти и даже животных. Кроме того, они гораздо чаще видят кошмары.

Также зарождение страхов часто зависит от отношения родителей к детям. Если мама и папа слишком сильно опекают своего единственного малыша, если он превращается в центр их тревоги и заботы, то становится более уязвимым перед появлением боязни вследствие того или иного явления. Когда же в семье много детей, у них реже зарождаются страхи. Обычно у молодых, оптимистичных, жизнерадостных родителей чада меньше проявляют беспокойство и тревогу, чем у родивших после 35 лет.

Другие объяснения

Причины детских страхов также кроются в нарушениях, полученных еще в процессе внутриутробного развития. Если мама пережила во время беременности эмоциональное потрясение, это может отпечататься на психике ребенка. Если в семье в то время была конфликтная обстановка, дитя, находящееся в утробе, наверняка почувствовало это и перенесло стресс, который отразился на его формировании как личности и привел к появлению пугливости.

Психологам часто задают вопрос о том, передаются ли страхи детские по наследству. Однозначного ответа не существует, но ребенок может перенять от родителей некоторые особенности нервной деятельности, общие установки о том, как нужно реагировать на те или иные явления.

Что можно сделать?

Борьба с искоренением страхов ребенка - очень важный этап в формировании его личности, и родители должны подходить к этому вопросу с полной серьезностью и ответственностью. Многие исследования показывают, что большая часть взрослых фобий была сформирована в детстве и, в частности, в раннем его периоде.

Страх - вполне закономерная реакция на реальную или воображаемую опасность. Нельзя забывать о том, что ребенок живет в своем мире, в котором существуют сказочные герои, а самые обычные предметы могут двигаться и разговаривать. Из-за этого малыш может видеть опасность там, где ее не существует. Независимо от того, какие виды детских страхов послужили причиной боязни и как она проявляется, взрослым необходимо предпринять меры по борьбе с этой проблемой.

Арт-терапия

Один из основных способов узнать то, о чем ребенок думает и что он чувствует, - это рисование. Картинка, изображенная малышом, показывает его увлечения, интересы, характер и выступает в роли своеобразного зеркала его переживаний. Потому коррекция страхов у детей с помощью рисования считается самым эффективным средством.

Изображая графически объект своей боязни, малыш начинает меньше тревожиться и ждать чего-то ужасного. Если кошмар нарисован, он воспринимается как свершившийся факт, то есть перестает быть опасным.

Психология детского страха такова, что кошмары, которые удалось побороть в детстве, не будут беспокоить человека, когда он повзрослеет. Избавление от боязни должно проходить в присутствии кого-то из старших членов семьи, близких малышу. Он должен чувствовать поддержку мамы и папы и быть уверенным в том, что его спасут, если вдруг что-то случится.

Большая часть кошмаров связана с возрастными особенностями, и по истечении определенного времени они проходят. Но на родителей возлагается ответственность за преодоление детских страхов, за то, чтобы боязнь не превратилась в навязчивую и не мучала чад долгие годы. Что необходимо сделать для этого? Если вы имеете доверительные отношения со своим ребенком, можете начать поэтапную работу над избавлением его от тревожности.

Рисуем страхи

Существуют различные методики диагностики детских страхов, но самая эффективная из них - это занятия рисованием. Перед тем как начать, позвольте своему чаду самостоятельно поиграть, наладьте с ним психологический дружеский контакт. Затем поговорите с ним, узнайте, чего именно он боится. Можете сделать это в виде игры.

Сядьте рядом с малышом, а не напротив, будьте милыми, доброжелательными, подбадривайте ребенка. Так вы поможете ему искоренить детские страхи. Как бороться с ними дальше?

Расспросите малыша о том, чего он боится, а чего - нет. Обязательно дожидайтесь ответа на каждую свою реплику. Затем предложите нарисовать то, что ребенок назвал. Лучше всего делать это красками или фломастерами.

Диагностика детских страхов требует времени и усилий. Бывают случаи, когда малыш решается изобразить объект своей боязни только через несколько дней после разговора. Тактично подтолкните его к этому. Рисуйте вместе с ним на одном листе: пусть каждый из вас передаст на бумаге свой вариант пугающего предмета или явления.

Завершающий этап

По окончании акта творчества попросите ребенка объяснить, что он изобразил. Такая диагностика детского страха поможет малышу самостоятельно не только нарисовать объект своей боязни, а еще и рассказать, почему он боится его. После этого непременно похвалите свое чадо, пожмите руку, подарите игрушку, отметьте страхи, с которыми удалось справиться. Затем нужно сообщить, что рисунки останутся у вас. Вы должны освободить малыша от страхов.

На такие игры нужно выделить примерно две недели. За это время у вас накопятся также картинки, изображенный на которых страх ребенок не смог победить. В таком случае предложите ему нарисовать его еще раз так, чтобы было видно, что он не боится. Например, на картинке малыш не должен убегать от монстра, а наоборот, должен гнаться за объектом страха. В среднем на то, чтобы осознать и изобразить себя как не боящегося, у ребенка уходит примерно 2 недели. Сделайте все возможное для того, чтобы на протяжении этого времени он участвовал в различных подвижных играх, прогулках, экскурсиях. Максимально оградите его от семейных конфликтов.

Игротеррапия

Рисование помогает избавиться от тех страхов, которые появились из-за бурного воображения малыша, из-за того, что на самом деле не происходило в реальной жизни, но, как ребенку кажется, может случиться. Частично с помощью этого способа можно успешно избавиться от боязней, которые основываются на реальных событиях, которые произошли очень давно, искоренить не очень сильно засевшие в его сознании детские страхи. Как бороться с ними, если причинившее травму происшествие случилось недавно и еще свежо в памяти малыша? Специалисты рекомендуют использовать развлекательные методы.

Психология детского страха и его искоренения кроется в потребности малыша постоянно двигаться и общаться с другими. Активные игры помогают ребенку избавиться от заторможенности, боязни и скованности, которые возникают в темноте, тесном пространстве или когда он попадает в новую обстановку. Малыш приобретает уверенность в себе и борется с застенчивостью.

Пятнашки

Эта игра дает возможность избавиться от страха нападения, наказания родителями, помогает установить близкий контакт. Смысл состоит в том, чтобы расставить на ограниченной площадке стулья или любые другие предметы в беспорядочной последовательности.

Ведущий должен догнать кого-либо из игроков и хлопнуть его по спине. Тот, кого он поймал, должен водить следующим. Вышедший за пределы площадки или задевший какой-то из предметов человек, тоже принимает на себя роль ведущего. Будьте веселыми и активными. Для того чтобы задумка сработала, нужно подыгрывать детям и давать им возможность победить вас.

Прятки

Эта игра помогает избавиться от страхов темноты, одиночества и ограниченного пространства. Перед началом обговорите места, в которых нельзя скрываться. После этого выключите в доме свет, оставив горящим только ночник. Ведущий должен обойти квартиру, при этом в шутку угрожая прячущимся. Те же сидят в темноте и не выдают своего присутствия.

Нужно, чтобы ребенок выполнял роль ведущего первым. Это даст ему возможность победить свои страхи детские и нерешительность. Когда водит кто-то из взрослых, ему рекомендуется сдаться и показать, что он не может найти ребенка. Так вы придадите чаду большей уверенности в себе.

Другие игры

Пятнашки и прятки - это всего две игры из несметного количества возможных вариантов развлечений, которые можно применить для помощи ребенку побороть свои страхи детские. Вспомните, чем вы занимались с друзьями в таком возрасте. Импровизируйте, включайте фантазию.

Вы должны сделать все от вас зависящее, чтобы малышу было весело, и он смог раскрепоститься. Не забывайте о том, что игра должна заинтересовать ребенка, но ни в коем случае нельзя заставлять его участвовать в ней против воли.

Страх – это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. (А. Спиваковская).

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями ВНД, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделения желудочного сока. (А.И.Захаров).

Различают возрастные и невротические страхи.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.

Причины возникновения:

  • наличие страхов у родных и близких, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди, пауки и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться их послушания);
  • тревожность в общении с ребенком;
  • большое количество запретов;
  • многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
  • психологическая травма – испуг, шок;
  • нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;
  • конфликтные ситуации в семье.

Невротические страхи – результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов (обычно это страхи темноты, одиночества, животных), а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов.

Такие неврозы оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности ребенка. Для них свойственны эмоциональная интенсивность и напряженность, длительное течение, постоянство, избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, относительная трудность устранения страхов.

Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления, в частности ритуалы, нередко шокирующие окружающих . Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз.

Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловленный.

Ситуативный страх.Возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей взрослого и ребенка обстановке (при нападении собаки). Часто проявляется в результате психического “заражения” паникой группы людей, тревожных предчувствий членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно-обусловленный страх. Появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен особенностями характера (повышенной мнительностью).

Такие страхи можно условно разделить на врожденные или приобретенные.

Врожденные (или возрастные) страхи сопровождают определенный возрастной период развития. После 3 лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, образное мышление; при этом они очень наивны и легковнушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. И даже если взрослому кажется, что ребенок благополучно пережил какую-либо пугающую его ситуацию, можно ожидать, что, спустя несколько дней, или даже недель у него все же появятся страхи.

Дети 6-7 лет начинают бояться смерти – своей или своих близких. Ребенок, осознавая, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия – грозы, урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой для существования.

Одна из причин приобретенных страхов – реально происшедшее событие. Например, ребенок боится заходить в лифт, потому что он раньше застревал в нем, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Также страх может быть связан с конкретными объектами, лицами – возникает боязнь отрицательных персонажей и “нехороших” людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, а если неприятные события не повторяются, то нередко они уходят сами собой.

Еще одна причина – запугивание.

У детей из конфликтных семей страхи животных, природных стихий, заболеваний, смерти встречается чаще, чем у их сверстников из благополучных семей, им чаще снятся кошмары.

Дополнительный источник страхов – телевизор, поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на нее. Не следует недооценивать детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок, тем большее впечатление они на него производят. Именно поэтому, когда вы решите почитать малышу новую сказку, постарайтесь заранее познакомиться с ее содержанием.

Страхи также можно делить на реальные и воображаемые, острые и хронические. Реальные и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемые и хронические – особенностями личности.

Детские страхи: норма и патология

Говоря о детских страхах и их проявлениях, необходимо понять, что считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 16-18 лет. Что же можно считать нормой детских страхов?

В приложении № 1 “Детские страхи” приведены данные исследований М.Кузьминой для каждой половозрастной группы.

Особо сложным – “кризисным” периодом, как можно увидеть из таблицы, является 7-летний возраст.

Следует также обратить внимание на другие “кризисные” возрасты: 3-4 года (общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек – возрастает), 11-12 лет.

ВИДЫ СТРАХОВ

Навязчивые страхи:

  • Гипсофобия – страх высоты,
  • Клаустрафобия – боязнь закрытого пространства,
  • Агорафобия – боязнь открытого пространства,
  • Ситофобия – боязнь принимать пищу и т.д.

Бредовые страхи – это страхи, причину появления которых найти не удается. Например, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указываю на серьезные отклонения в психике, могут служить началом развития аутизма. Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах.

Сверхценные страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с идефиксациями), первоначально соответствуют какой-либо жизненной ситуацией, а потом становится столь значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К таким страхам относятся социальные страхи: боязнь выступать у доски, заикание.

Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто “застревают”, и вытащить их из них подчас бывает очень сложно. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты, в которое детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков; страх сказочных персонажей, а также страхи потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Выявление страхов

Выявить наличие страхов у ребенка старше трех лет можно с помощью беседы: вопрос – ответ (Приложение №2) . Вопросы должны быть доступными для детского понимания. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа “да - нет” или “боюсь - не боюсь”. Повторять основной вопрос (боишься или не боишься) следует только время от времени, тем самым, избегая непроизвольного внушения страхов.

При стереотипном отрицании всех страхов нужно добиваться развернутых ответов типа “Не боюсь темноты”. Взрослый, задающий вопросы должен сидеть рядом с ребенком, а не напротив, не забывая периодически подбадривать его и хвалить за то, что он говорит правду. Лучше задавать вопросы по памяти, только иногда заглядывая в список.

Излишне тревожным, замкнутым, стеснительным детям вопросы можно задавать выборочно (иногда сложно задавать 5 вопрос).

Снятие страхов

За решение проблемы нужно браться осторожно. Очень многие трусишки, не желая представать перед окружающими в невыгодном свете, наотрез отказываются признаваться в том, что им бывает страшно.

“Лобовая атака” тут ничего не даст. Лучше “зайти с тыла”: затеять игру, наделив её главного персонажа нужным качеством. Пусть это будет Зайчишка-Трусишка. В русских сказках заяц почти всегда бывает боязливым, так что ваш ребенок сочтет это вполне естественным и не заподозрит подвоха. В игре ребенок предстает гораздо большим смельчаком, чем в жизни. Если он поверит в себя и хотя бы в игре победит свои страхи, перекинуть мостик от вымысла к реальности будет гораздо легче, ведь игра - это не пассивные одинокие мечтания, а активная совместная деятельность, а признание окружающих окрыляет ребенка.

Большинство детей охотно включится в игру. Но будут и такие, которые под разными предлогами отказываются (не хочу, не интересно). Обычно так реагируют дети, у которых имеются фобии – патологические страхи, либо гордые, закрытые дети.

Разумеется, и на этом этапе следует избегать излишнего давления на ребенка. Не превращайте игру в унылую обязанность, пусть ребенок с нетерпение ждет следующей игры. Не торопитесь проиграть все сразу. Лучше двигаться вперед потихоньку, тогда ребенок осмыслит и поймет происходящее.

Пусть ребенок изображает того или иного персонажа не при помощи куклы, а сам. К играм можно привлекать и других детей, но только в том случае, если ваш ребенок не будет стесняться показывать им свой страх.

СТРАХ ТЕМНОТЫ

Один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Да и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколько из нас, входя в темную комнату, немедленно включает свет или даже оставляет его включенным, уходя из дома.

Если ребенок боится темноты, то ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Среди родителей бытует мнение, что сон с включенной люстрой вредит психике ребенка, чем ежевечерний стресс. Многие это и стрессом не считают (пусть привыкает!). Хотя потом при беседе с психологом ребенок рассказывает какими чудовищами населена для него темнота – даже взрослого прошибает холодный пот.

Ни в коем случает, не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты.

  1. Игра “Кукольные прятки” для детей 4-6 лет.
  2. В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещённом помещении, а некоторые – в тёмном (днём – в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером – при включённом ночнике). За игрушку, найденную в темноте, даётся больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребёнку, оставляйте игрушки на видном месте

  3. Игра “Смелый разведчик”
  4. для детей 5-8 лет.

Можно играть в компании, а можно вдвоём со взрослыми. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развёрнутую игру в войну, чтобы всё получилось естественнее и интересней. В какой-то момент ребёнок (называемый, своим именем) получает задание сходить ночью в разведку. В затемнённом помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребёнок должен сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

ОТЫГРЫВАНИЕ СТРАШНЫХ СНОВ

Многие дети не любят засыпать в темноте (и даже вообще засыпать), поскольку боятся ночных кошмаров. А многие родители, зная, что ребенка мучают ночные кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно забудет о них.

На самом деле, таким образом, подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются маленькими детьми как нечто совершенно от них независящее, а потому грозное и могущественное

В дошкольном возрасте дети еще не могут сказать себе во сне, что это сон, и даже заставить себя усилием воли проснуться. Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают его на очень серьезные страдания. Многих детей страшные образы, привидевшиеся во сне, преследуют долгие годы.

Поэтому родителям нужно осторожно вытаскивать эти ужасы на свет Божий: побуждать ребенка рассказывать свои сны, рисовать их, разыгрывать их в сценках.

Очень важно, чтобы вы, с одной стороны, активно сопереживали малышу, с другой стороны – не зацикливались на его переживаниях, а старались поскорее перевести обсуждение в игру, вызвать у ребенка улыбку и смех.

Подмечайте смешные детали в его рисунках, придумывайте смешные повороты сюжета в сценках, пользуйтесь тем, что во снах много нелепого, абсурдного, постепенно уводите ребенка от точного воспроизведения плохого сна к более благополучному варианту (во сне не смог убежать от чудовища, проснулся с диким криком, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску и чудовище покатится кубарем, визжа как поросенок).

Поскольку сны у каждого человека свои, выдать единый рецепт их обыгрывания невозможно.

Пример: 5-летний Антон боялся некой “тёти королевы”, которая не раз являлась к нему во сне. Рассказывать про нее он не мог. Рисовать тоже поначалу отказывался. Тогда мама, по совету психолога, предложила ему: “Давай я нарисую сама, ты только будешь мне подсказывать, правильно ли я представляю”. Антоша согласился и понемногу втянулся в этот процесс, начал подсказывать все более охотно. Если вдруг он затруднялся, не мог вспомнить какую-то деталь сна, мама просила придумать или предлагала свой вариант. Естественно, “тетя королева” получилась на рисунке не очень-то страшной. Потом ему было предложено нарисовать ее во дворце, и он с удовольствием раскрашивал ее трон.

СТРАХ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ

Один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает тяжелые формы. Ничего удивительного здесь нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби, но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек и задумчивых осликов, то можно лишь поразиться такой нагрузке на психику.

Поэтому даже к такому вроде безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков сейчас следует относиться очень осторожно. Если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров – даже если он этого требует (среди детей нередко встречаются такие, которые, замирая от страха, не могут оторваться от экрана, когда там показывают ужасы).

Не стоит забывать и о том, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. В этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет. Попробуйте посмотреть на себя со стороны

Литература:

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей, Союз, С.-Пб,2000.
  2. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Речь, С.-Пб., 2007.