Чем отличается мозг и поведение правшей и левшей. Почему правшей больше, чем левшей




Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Причины различий

Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга.

Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек - правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой.

Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («сто-процентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука - правая).

Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.

Отчего он такой

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Почему нельзя переучивать

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга.

С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие - в институте, у него будут проблемы на работе.

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой - можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Помогаем развиваться

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик - пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу.

Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы.

Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем.

Наша справка
>> До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе.

>> Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой.

Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей - справа.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

анна основа

За развитие и мышление человека отвечает ведущее полушарие головного мозга: у левшей – правое, и левое у правшей. Однако рабочая рука еще не определяет главное полушарие. Есть абсолютные и парциальные левши и правши. У первых одно из полушарий сильно доминирует над другим, у вторых такого явного различия нет. Если у человека развиты оба полушария, то он амбидекстр.

Левое полушарие отвечает за речь, а так же рациональное и конструктивное мышление, восприятие вербальных сигналов. Оно стремится к постоянности и конкретности. Правшам проще концентрировать внимание, в отличие от рассеянных левшей.

Правое полушарие «ассоциативное». У левшей развита интуиция. Они постоянно тесно контактируют со своим подсознанием, поэтому у них развиты творческие способности, ведь именно бессознательное обрабатывают всю воспринимаемую человеком информацию. Если уметь к нему прислушиваться, оно точно подкинет самую невообразимую и гениальную идею. Это ответ на вопрос, почему среди левшей было так много .

Немного статистики

Левши в мире правшей

Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга стала резко преобладать над правой в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это в незапамятные времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем-металкой или дубинкой в правой руке.

Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы им занималась основная часть человечества — праворукая. Так строился жестокий мир правшей. Для леворуких детей он был суров и беспощаден. В Средние века матери из страха пеленали и фиксировали левую руку младенца, пока занимались кормлением грудью. Леворукий ребенок становился не только бесполезным для общества, но и опасным. Во время покоса пшеницы крестьянин–левша мог ранить другого работника серпом или сломать пилу, работая в паре. Девушкам–рукодельницам тоже приходилось несладко, многие навыки требовали активного использования правой руки.

Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. На иконах с изображением страшного суда грешники обязательно рисовались с левой стороны от Христа. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких.

В XXI веке в цивилизованных странах создают удобные условия для жизни леворуких людей. Выпускаются предметы бытового назначения для левшей, и даже изготавливаются рабочие станки, машины и прочая серьезная техника.

Исторические исключения

На греческих вазах встречаются изображения воинов-левшей: они держат щит правой рукой, а меч – левой.
В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих воинов из 700 человек. Все они были левшами и назывались «Левой дивизией».
У египтян войти в дом с левой ноги было хорошей приметой.
Леворукость считалась большим счастьем у инков.
У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.

Как определить главное полушарие

Определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5-2 лет. До этого возраста детям свойственна «оберукость». Они используют то одну, то другую руку в разные промежутки развития, их длительность от 1 до 3 месяцев. С двух лет понять, какая рука будет ведущей, уже несложно. Понаблюдайте за ребенком, какой рукой он рисует, играет, причесывается, одевается, кушает.

Для детей старшего возраста и взрослых подойдут следующие тесты, которые помогут определить главное полушарие:

Сложите руки на груди в позе Наполеона. Какая из них сверху? Левая рука — преобладает правое полушарие, а если правая – левое.
Переплетите пальцы рук. Большой палец, оказавшийся сверху, покажет, какое полушарие доминирует. Закономерность та же, что и в предыдущем тесте.
При прыжке человек отталкивается от земли ведущей ногой. Попрыгайте.
Чтобы определить ведущий глаз, выберите предмет и укажите на него карандашом или ручкой. Сфокусируйтесь на цели двумя глазами. Закройте левый, затем правый. Ведущий глаз тот, при зажмуривании которого цель смещается сильнее.

Левши и правши различия

Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, они сильно и глубоко переживают негативные события в своей жизни, легко обижаются. Левшам свойственна повышенная капризность.
Левши подвержены влиянию и настроению окружающих больше, чем правши.
Левшам свойственна затрудненность в произношении некоторых звуков и сложности с речью. Часто у них возникают проблемы с написанием букв, иногда целых слов и даже фраз: они пишут зеркально (феномен да Винчи). Правши с подобным не сталкиваются.
Правши более практичны и стабильны, в отличие от непостоянных, чувствительных и переменчивых левшей.
Праворуким детям проще концентрироваться на учебе, чем их леворуким одноклассникам с рассеянным вниманием.

Выдающиеся левши

Многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые обладали правосторонним мышлением: Леонардо да Винчи, В.И. Даль, Н.Л. Павлов, Наполеон Бонапарт, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Юлий Цезарь, Моцарт, Билл Гейтс, Льюис Кэрролл…И это далеко не полный список.

15 февраля 2014, 09:53

» статьёй «Почему существуют правши » Где постараемся подробно ответить — с иллюстрациями, примерами и объяснениями. Кстати, правшей-левшей мы уже затрагивали на сайте в статье «Право- и леволапые коты и кошки «

Почему существуют правши? На превый взгляд, странный вопрос — существуют и всё. Как и левши, в общем-то. Но если присмотреться детальнее… Действительно, почему люди в основном правши? ПОЧЕМУ — в чём причина доминанты правой руки? Ведь обычно в природе случайностей не бывает…

И действительно, существование правшей отнюдь не случайно. Об закономерностях возникновения праворукости читаем дальше.

И начнём рассказ с азбучной истины: существует правая и левая половинки мозга. Они соответствуют правой и левой половинкам тела.

Переходим к менее известному и более загадочному: левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое полушарие – левой.

Нервные пути от каждого полушария перекрещиваются. В чём смысл?? Кажется, что прямой контроль: правое полушарие – правая половина тела – более логичен. Хороший вопрос, и подробный ответ скоро выйдет — в статье «Почему двусторонняя симметрия?».

Также считается, что две половины мозга в ответе за разные способности.

Правое полушарие:

  • пространственно-зрительное восприятие
  • создает целостную визуальную картину;
  • оно контролирует грубые движения,
  • отвечает за интуицию,
  • за эмоциональное восприятие,
  • с его помощью мы воспринимаем музыку.

Левое полушарие заведует

  • смысловым восприятием,
  • речью,
  • письмом,
  • счетом,
  • аналитическими способностями,
  • абстрактным мышлением,
  • оно способно к созданию ложных высказываний.

И опять же, вопрос: в чем смысл такого разделения? Снова таки, ответ связан с существованием правшей.

У правшей больше развита левая половина мозга, а у левшей — правая. Это называется «асимметрия полушарий». Причина асимметрии — особенности действия, а не строения. То есть, первична именно деятельность — а уже потом полушария становятся асимметричными.

Мозг, обеспечивающий координацию процессов в теле, должен выполнять две задачи:

  • хранить информацию о накопленных навыках
  • и постепенно осваивать новые функции.

Так получилось, что роль сохранения играет правое полушарие, а роль освоения новых задач – левое (у правшей). Иначе говоря, контроль за любым новым навыком сначала отрабатывается левым полушарием. После отшлифовки и закрепления его «мозговой поддержки» левое полушарие передает этот контроль правому.

То есть, когда вы учитесь делать сальто назад (играть на пианино, ездить на машине и т.д.), то, пока вы не научитесь, работает одно полушарие. А когда научитесь — другое.

Замечено, что новые смысловые звуки у человека лучше воспринимаются именно правым ухом, а мелькающие написанные слова и числа (новые понятия!) лучше различает правый глаз. Можно сказать: левое полушарие — «питомник новых функций».

Докажем теорию о разных функциях полураший на обезьянах.

Щимпанзе предлагали откинуть крючок с крышки ящика и достать лакомство. Так вот, оказывается, крючок откидывался чаще правой рукой (дело-то новое, в джунглях крючков нет), а пища чаще бралась левой (дело привычное, веками отработанное).

Похожие результаты при наблюдениях за гориллами . Оказалось, что, принимая вертикальное положение и начиная двигаться на задних конечностях, эти обезьяны чаще опираются на землю именно правой рукой. Прямохождение – навык новый, следовательно, помогать его осваивать должна правая рука!

Именно поэтому у людей появляется феномен праворукости. Мы ведь выполняем огромный набор действий, которого не было у предков. Шимпанзе не фехтуют, а гориллы не печатают на машинке. Все это поздние эволюционные приобретения – и, значит, в первую очередь, с ними разбирается правая рука и левая половинка мозга.

Почему у большинства позвоночных нет правшей-левшей?

Потому что праворукость человека связана с нагрузкой на левое полушарие — обработка новых навыков примерно с палеолита (начало орудий труда), которые для животных не свойственны.

Пара важных слов про левшей

В нескольких процентах случаев на свет рождаются дети, у которых изменен генетический контроль над разными функциями полушарий. Говоря проще, их полушария как бы меняются ролями. Правое становится «революционным», а левое – «оппозиционным». В результате ребенок становится левшой. Переучивать его быть праворуким в этой ситуации не просто педагогическая ошибка, а преступление , поскольку при выполнении навязанных свыше, несвойственных полушариям функций, у детей часто развиваются тяжелые неврозы.

Итак, все новые особенности и навыки прежде всего обрабатываются левым полушарием, а затем закрепляются правым.

Вы можете спросить: «Да, почему доминирует одно полушарие, это понятно — разные задачи»

«Но почему именно ПРАВШИ?»

«Почему не наоборот, почему доминируют не левши?»

Всё очень просто — по той же причине, что и необходимость трогать оголённые провода правой рукой: правая рука дальше от сердца, и если человек сунет её в какую-то гадость, то умрёт с меньшей долей вероятности 🙂

Возвращаясь к разным задачам полушарий: просмотрите ещё раз «способности» двух полушарий. И обратите внимание: доминирующее полушарие отвечает за «недавние» навыки — речь, письмо, логика. А подчинённое полушарие — за более древние — эмоции, интуиция.

Вот так вот оно бывает…

Почти все население планеты начинает движение с правой ноги и именно правой рукой пишет и рисует. При этом в каждой стране, то есть у всех народов рождаются и левши тоже, но их гораздо меньше в процентном соотношении. Почему же правши доминируют в человеческой природе?

Леворукость — редкий побочный эффект

Как известно, за работу правой руки и ноги отвечает левое полушарие, а за работу левых конечностей — правая часть головного мозга. Речевой центр, координация движений, смекалка и использование опыта и памяти, расположены в нейронных участках мозга тоже находящихся в левой части черепной коробки. В начале нашего века американские историки-антропологи выяснили, что еще полтора миллиона лет назад представители видов, предшествовавших современному человеку, в момент первых движений на двух ногах и использовании примитивной речи начали в большей степени задействовать одну руку — правую, потому что развитие всех умений связано с усиленной работой левого полушария. Но левши рождались тогда и живут сегодня, однако они не являются неумелыми или в какой-то степени недоразвитыми людьми. Речевой центр и все остальные важные нейронные связи у них точно также расположены в левом полушарии. Это было подтверждено еще в 1950-х годах японским врачом Чоном Вадой, который выявил это с помощью специальной методики. Он использовал тест, который иногда хирурги проводят при подготовке к операции на мозге, выявляющей принадлежность тех или иных нейро-функций определенному полушарию. В ходе тестов в одно из сонных артерий каждого испытуемого вводили лекарство-анестетик, которое блокировало определенное полушарие его мозга на несколько минут. В итоге у 90% правшей после отключения левого полушария перестала работать правая рука и они не смогли говорить. Однако и 70% левшей тоже при отключении левого полушария лишились речи и возможности двигать правой рукой. Иными словами их нейронная связь устроена точно также, как у правшей, и доминантность их левой руки всего лишь случайный побочный эффект, который крайне редко проявляется у некоторых индивидов. Именно поэтому праворукие люди преобладают на планете.

Не преобладающая комбинация генов

Однако известный психолог Крис Макманус из Университетского колледжа Лондона, Великобритания, считает, что появление на свет левшей закодировано в человеческих генах. В своей книге «Правая рука, левая рука» он приводит факты о том, что у левшей другие принципы функциональной организации мозга. И за подобное развитие человека отвечает один-единственный ген, который бывает двух разновидностей: декстрал (D) и ченс (С). Декстрал формирует праворукость, а ченс добавляет вариативности. Комбинация генов родителей определяет, будет ребенок правшой или левшой: DD — на 100% правша, СС — левша, но с вероятностью 50%, а CD — возможный левша, но только уже на 25%. Из этой комбинации становится понятно, что в процентном соотношении правшей все же рождается больше, чем левшей. Поэтому согласно статистическим данным, левшой является каждый седьмой человек в мире. В 1977 году приблизительно 8 — 15 % взрослого населения земного шара являлись левшами. Но почему? Все-таки они появляются?

Гормональный сбой в утробе матери

Все левши точно также овладевают знаниями и профессиями, живут в том же обществе, но в большей степени используют левую руку. И в этом все их отличие. Однако врачи из Национального медицинского исследовательского Центра Здоровья Детей, Россия, давно выяснили, что леворукость у малышей проявляется одновременно с развитием речи и именно в этот момент заметны ее дефекты. Дети-левши воспринимают мир наоборот и озвучивают его, например, в виде не «тетя Таня», а «Таня тетя». И хотя их учат писать слева на право, математические функции они поначалу осуществляют справа налево, поэтому стандартное обучение им дается труднее, чем правшам. Но это не все отличия. Поскольку статистика утверждает, что левшами чаще рождаются мужчины, чем женщины, американский невропатолог Норман Гешвинд выяснил еще одну закономерность. Более высокий уровень тестостерона в утробе матери повышает вероятность того, что ее ребенок будет не только мальчиком, но и левшой. Тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга плода и ответственен за возможные различия в строении мозга, как у мужчин, так и у женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательного размещения, то подобная задержка может привести к леворукости. Гешвинд считает, что вместе с этим явлением тормозится и развитие иммунной системы плода. Поэтому левши, как мужчины, так и женщины, часто страдают разными инфекционными заболеваниями. Однако подобные гормональные сбои у беременных не такое уж частое явление, поэтому левшей и рождается в мире гораздо меньше.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Во всем мире правши составляют основную часть населения. Но почему? – задался вопросом корреспондент .

Мы, люди, нечасто сходимся во мнениях, но как минимум на один вопрос большинство даст один и тот же ответ - какой рукой удобнее пользоваться. Если вы пишете одной рукой, то едите вы, вероятно, с ее же помощью, и у большинства людей - около 85% - это правая рука. Кроме того, "истории неизвестны случаи, чтобы где-либо преобладали левши", - рассказывает археолог Натали Уомини из Ливерпульского университета.

Латерализация в использовании конечностей – то есть предпочтение левой или правой руки или ноги - чаще всего объясняется особенностями мозга. Известно, что за некоторые задачи отвечает левое полушарие, а другие управляются правым. При этом все усложняется тем, что нервы, соединяющие мозг с телом, перекрещиваются, так что левое полушарие в большей степени контролирует правую сторону тела и наоборот. Иными словами, с помощью левого полушария мозга мы пользуемся правой рукой, глазом, ногой и так далее.

Некоторые ученые полагают, что это нейрологическое "разделение труда" существует в животном мире уже полмиллиарда лет. Возможно, оно возникло в ходе эволюции потому, что мозг эффективнее обрабатывает информацию, когда полушария выполняют разную работу. Например, можно предположить, что левая половина мозга решала повседневные задачи, скажем, поиск пропитания, в то время как правая всегда оставалась начеку, чтобы вовремя заметить и быстро отреагировать на неожиданное изменение среды, в частности приближение хищника. Подтверждение этому - различные виды рыб, жаб и птиц, которые чаще хватают добычу, видимую правым глазом.

Получается (хотя доказать это не так просто), что когда наши предки гоминини (в так называемую трибу гоминини традиционно включают людей, шимпанзе и их вымерших предков - Ред.) начали ходить на двух конечностях вместо четырех и у них освободились руки для новой работы, такой как изготовление инструментов, они были предрасположены к тому, чтобы использовать руки неодинаково. Или, как это сформулировали Стефани Браччини и ее коллеги в статье в Journal of Human Evolution,"развитие индивидуальной асимметрии могло начаться уже на том этапе, когда ранние гоминини привычно переходили к прямохождению во время использования орудий или поиска пропитания".

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Пальцами какой руки вам удобней щелкать?

Стремясь подтвердить свою теорию, Браччини и ее коллеги наблюдали за шимпанзе и обнаружили, что, стоя на четырех конечностях, обезьяны в равной мере пользуются обеими руками. Асимметрия в предпочтении руки появляется, только когда им приходится выпрямиться, чтобы что-то сделать - однако левшей и правшей среди обезьян поровну.

В таком случае должно быть еще какое-то объяснение тому, что на смену ранним людям, одинаково часто предпочитавшим ту или иную руку, пришел современный человек - почти всегда правша.

Мы приблизительно знаем эпоху, когда это произошло: ученые в рамках эксперимента пытались самостоятельно изготавливать древние каменные орудия, обтесывая камень левой или правой рукой и затем сравнивая получившиеся предметы с теми, которые остались от ранних гоминини. В итоге у нас пока что мало доводов в пользу праворукости наших предков, создававших инструменты два миллиона лет назад и более.

Однако найденные на стоянке Кооби-Фора в Кении каменные инструменты, изготовленные полтора миллиона лет назад представителями двух видов, предшествовавших человеку - Homo habilis ("человек умелый") и Homo erectus ("человек прямоходящий") - уже позволяют говорить о тенденции к праворукости в масштабах целого вида. К моменту же появления вида Homo heidelbergensis ("гейдельбергский человек") около 600 тыс. лет назад правши уже явно доминировали в доисторическом обществе. Так, характер износа сохранившихся зубов Homo heidelbergensis показывает, что пищу обычно подносили ко рту правой рукой.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption За уверенное владение правой рукой отвечает левая половина мозга

Итак, мы выяснили, когда начался перекос в правую сторону, но не выяснили, почему. Существует версия, что это связано с языком. Так же, как большинство из нас правши - а за правую сторону тела, как мы помним, отвечает левая половина мозга, - так же у большинства людей левое полушарие отвечает за речь. Этот вид асимметрии еще более распространен, чем праворукость; можно предположить, что по мере развития языковой специализации левого полушария правая рука начала доминировать просто в качестве побочного эффекта. Это так называемая гипотеза Homo loquens ("человека говорящего"): латерализация функций головного мозга в целом проявилась под влиянием способности человека ходить на двух ногах и удерживать вертикальную позу, а предпочтение правой руки возникло позже, по мере развития способности к языку.

Таким образом, всеобщая праворукость может быть лишь случайным побочным эффектом устройства мозга у большинства из нас. Но доказать эту гипотезу сложно, если вообще возможно, поскольку в идеале нужно было бы провести ряд нейрологических тестов на наших предках, которых давно нет в живых. Получается, мы никогда не узнаем наверняка, какая последовательность событий привела к тому, что наш вид настолько сильно полагается на правую сторону тела и, соответственно, левую половину мозга.

Что же можно сказать левшам? Не унывайте! Как отмечают авторы исследования, опубликованного в 1977 году журналом Psychological Bulletin, имеется "крайне мало доказательств предположительной связи между леворукостью и какими-либо недостатками". Более того, ряд исследований показал, что левши быстрее восстанавливаются после черепно-мозговых травм. А в бою на стороне того, кто хорошо владеет левой рукой, эффект неожиданности - а значит, у левшей есть преимущество в спортивных единоборствах.

Все это говорит о том, что в отклонении от нормы всегда можно найти свои плюсы.