Тревожные расстройства детей и подростков по dsm. Что делать, если ребенок очень тревожный и беспокойный? Тревожные расстройства и их типы





Полезное на эту тему: Упражнения по преодолению тревоги (прим.ред.)

Часто ли вы тревожитесь? Каких дней в вашей жизни больше – спокойных или волнительных? Легко ли вы засыпаете? Если вы сейчас поймали себя на мысли, что устали от постоянного беспокойства, возможно, вам стоит прочесть о генерализованном тревожном расстройстве – заболевании, с которым сталкиваются миллионы людей по всему миру. Из этой статьи вы узнаете о главных симптомах расстройства, о том, что именно в нашей жизни поддерживает этот недуг и какие существуют способы его лечения.

Чем нормальная тревога отличается от патологической?

В умеренных дозах тревога полезна. Если бы наши предки чувствовали себя расслабленно в диком лесу или среди чужаков – пожалуй, их всех бы давно уже съели. Да и сегодня волнение накануне экзаменов или важного собеседования помогает нам собраться и включиться в работу. Иными словами, тревога – это сигнал, что пора взяться за ум.

А вот если тревога возникает не по делу, а по любому незначительному поводу, если она не стимулирует к разумным действиям, а парализует – значит, она переродилась в патологическую. Последняя уже не помогает нам ориентироваться в мире и справляться задачами, а только осложняет жизнь. Когда тревоги становится настолько много, что она заполняет собою большую часть времени, мы можем с аккуратностью предполагать генерализованное тревожное расстройство или ГТР.

Тест на определение уровня тревоги (прим.ред.)

Это какая-то новая болезнь? В чём её отличие от панических атак?

Генерализованное тревожное расстройство, как и паническое расстройство – это заболевание, относящееся к группе тревожных расстройств. Его главным симптомом является неконтролируемая тревога, которая наводняет сознание и не позволяет расслабиться. Человек с ГТР находится в состоянии беспокойства большую часть времени и ничего не может с этим поделать. Сколько бы он ни пытался отогнать тревогу усилием воли – она возвращается снова.


Диагноз ГТР лишь недавно получил самостоятельность. Раньше его ставили по остаточному принципу, последовательно вычеркивая ряд других вариантов вроде панического или острого стрессового расстройства. Теперь ситуация изменилась. Более точное понимание специфики болезни и её критериев привело к тому, что отныне ГТР рассматривается как отдельная диагностическая единица.

В отличие от панического расстройства, тревога при ГТР не привязана к конкретным ситуациям – поездкам в метро или походам в гипермаркет. В отличие от ипохондрического расстройства, тревога при ГТР касается не только здоровья, но и других тем и областей жизни. Кроме того, тревога при ГТР не вызывается лишь определенными предметами или живыми существами, как это бывает при фобиях. Так что ГТР действительно является самостоятельным заболеванием.

И много ли заболевших?

Много. По разным источникам, генерализованным тревожным расстройством страдают до 8 % населения Земли, и цифра эта в последнее время медленно растёт.

Кто попадает в группу риска?

В первую очередь, женщины от двадцати и старше, проживающие в крупных городах, поскольку женщины заболевают ГТР в два раза чаще мужчин. В группе риска оказываются и те из нас, кто в прошлом пережил смерть одного из родителей, чьи ближайшие родственники страдают тревожными расстройствами, кто воспитывался в условиях чрезмерной опеки или имел опыт раннего жестокого обращения.


Есть ли у ГТР другие симптомы, кроме свободно плавающей тревоги?

Конечно, есть. И касаются они прежде всего телесных ощущений. Для того, чтобы врач поставил диагноз ГТР, у обратившегося к нему человека должен быть как минимум один из следующих четырёх симптомов:

  • Усиленное или учащённое сердцебиение;
  • Тремор или дрожь;
  • Потливость;
  • Ощущение сухости во рту, не связанное с обезвоживанием или приёмом лекарств.
А ещё у него должно быть не менее трёх симптомов из перечисленных ниже.

Симптомы, связанные с грудной клеткой или брюшной полостью:

  • Затруднения в дыхании;
  • Чувство удушья;
  • Боль или дискомфорт в груди;
  • Тошнота или абдоминальный дистресс (например, жжение в желудке);
Симптомы, связанные с психическим состоянием:
  • Чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
  • Чувство, что предметы нереальны или что собственное Я отдалилось и находится "не здесь";
  • Страх потери контроля, сумасшествия или наступающей смерти;
  • Страх умереть;
Общие симптомы:
  • Приливы тепла или ознобы;
  • Онемение или ощущение покалывания;
Симптомы напряжения:
  • Мышечное напряжение или боли;
  • Беспокойство и неспособность к релаксации;
  • Чувство нервозности или психического напряжения;
  • Ощущения комка в горле или затруднения при глотании;
  • Усиленное реагирование на небольшие сюрпризы или испуг.
Неспецифические симптомы:
  • Затруднения в сосредоточении внимания, "пустота в голове";
  • Постоянная раздражительность;
  • Затруднения в засыпании и-за беспокойства.
А как это всё проявляется в обычной жизни?

История первая.

Тридцатилетняя М., работающая бухгалтером на небольшом предприятии, всё чаще задерживается в офисе допоздна. Ей кажется, что в выполненную ею работу закрались неточности, и документы следует перепроверить. Измученная, с головной болью она в конце концов едет домой и всю дорогу размышляет, не заметит ли её ошибки начальница. Что, если заметила и захочет её уволить? Сможет ли она найти новую работу? Не ждёт ли её нищета? Дома М. охватывают новые тревоги. Она слишком много времени проводит на службе и, значит, не может быть хорошей матерью. Вдруг она упускает что-то важное у своего ребёнка? М. ложится в кровать за полночь в состоянии крайней усталости, но ещё долго не может уснуть от наплыва беспокойных мыслей. Неудивительно, что утром у неё едва находятся силы, чтобы выбраться из постели.

История вторая.

Студент-второкурсник Н. испытывает сильное волнение, размышляя о предстоящей сессии. Ему кажется, что, вытянув билет, он немедленно забудет весь материал, и его отчислят из института. Он также часто волнуется, что выглядит недостаточно уверенным и компетентным среди однокурсников и что он не привлекателен в глазах девушек. Размышляя о своём будущем, Н. предвидит череду неудачи и практически убеждён, что справиться с ними он не сможет. От этой постоянной тревоги у Н. часто крутит живот и пересыхает во рту, а временами кажется, что сердце бьётся слишком громко и быстро.

Может ли генерализованное тревожное расстройство случиться у ребенка?

Да, может. Чаще всего ГТР стартует в переходном возрасте, но иногда развивается и у младших школьников. Важно, что симптомы у детей могут несколько отличаться от симптомов у взрослого человека.

Посмотрим, что есть общего и в чём разница.

Общее:

  • Главный симптом у детей, как и у взрослых – это выраженное беспокойство, не связанное с конкретными ситуациями. Ребенок может волноваться по поводу успеваемости в школе, конфликтов внутри семьи, отношений с одноклассниками, своей внешности, некоторых моментов из прошлого или будущего. Его тревога постоянно перетекает с одной причины на другую. вызывая нервозность, напряжение или смущение.
  • Как и взрослые, дети воспринимают свою тревогу как неконтролируемую.
Отличия:
  • Дети с ГТР в гораздо большей степени, чем взрослые, нуждаются в поддержке и одобрении, ищут их у родителей и учителей.
  • Телесные проявления ГТР у ребёнка могут быть выражены в меньшей степени, чем у взрослого человека (тем не менее, среди них нередко встречаются разнообразные боли в животе, головные боли, частые позывы в туалет, повышенная потливость, сухость во рту, затруднения в дыхании и мышечное напряжение).
Также у детей встречаются следующие симптомы:
  • Проблемы с засыпанием, ощущение, что сна всегда недостаточно;
  • Раздражительность:
  • Вспышки гнева;
  • Быстрая истощаемость;
  • Утрата аппетита или склонность к перееданию;
  • Непослушание, враждебность.
Чем рискует человек, заболевший ГТР и отказавшийся от лечения?

Не хочется пугать, но перспективы у него не слишком приятные. Во-первых , ГТР скорее всего станет хроническим и будет досаждать на протяжение всей жизни, то усиливаясь, то становясь немного слабее. Во-вторых, есть немалый риск, что к расстройству в один не самый прекрасный момент присоединится депрессия (а так обычно и бывает). В-третьих , усталость и тревога провоцируют на расслабление с помощью алкоголя, а там рукой подать до алкогольной зависимости.

Постоянная тревога не даёт хорошо работать. Если человек пребывает в постоянном напряжении, да ещё и страдает бессонницей, его постоянным спутником становится хроническая усталость. Отсюда ухудшение внимания и памяти, возросшее количество ошибок и новый виток страха – вдруг дальше будет ещё хуже? Как правило, люди с патологически высокой тревожностью демонстрируют худшие навыки планирования повседневных дел, неэффективном справляются с рутинными задачами и склонны откладывать важные вопросы на потом, тем самым добавляя новых поводов для волнений. Иными словами, ГТР имеет свойство поддерживать самое себя.

Постоянная тревога мешает дружбе и близким отношениям. Друзья в какой-то момент устают слушать о надвигающихся бедах и больше не хотят разубеждать в том, что жизнь невероятно опасна. Близкие люди злятся на попытки контроля со стороны заболевшего, который требует постоянных звонков, отчётов и круглосуточной доступности по причине того, что он не переносит неопределённость. Больной оказывается в изоляции, которая усугубляет его состояние.

Как правильно разговаривать с другом или родственником, заболевшим ГТР?

Самым правильным шагом будет убедить его обратиться за помощью, поскольку каких-либо других "правильных" разговоров, которые облегчат его состояние, не существует. Постарайтесь воздержаться от совместных бесед на тревожные темы. Не надо объяснять больному, что его страхи безосновательны – это бесполезно, и тем более нельзя присоединяться к его опасения. Не стоит и идти на поводу у желания больного контролировать вас и ваше расписание, если таковые имеются. Достаточно сказать, что вы опечалены тем фактом, что его тревога сильна, видите необходимость врачебного вмешательства, но не готовы поддерживать заболевание, перекраивая свою жизнь.

Почему число заболевших ГТР растёт?

Одна из причин роста тревожности – это условия современной жизни с её высоким темпом, количеством негативной информации в СМИ, противоречием между установкой "успешный человек всё держит под контролем" и тем фактом, что в реальности наше влияние на окружающие события весьма ограничено. Культ силы и вечной молодости, царящие в обществе, тоже играют важную роль. Отказываясь признавать тот факт, что время необратимо и всех нас ждёт старость и смерть, мы становимся не счастливее, а гораздо тревожнее, поскольку вынуждены скрывать вполне понятные страхи и чувство уязвимости за безупречным фасадом.

Стоит учесть и семейный контекст. Один-два ребёнка в семье по умолчанию будут получать гораздо больше к себе внимания, чем пять или семь, как это было раньше, но это внимание не всегда идёт на пользу. Воспитывая единственное чадо, современные родители озабочены вопросами его физической безопасности и стремятся оградить его от всех возможных трудностей. С другой стороны, они могут предъявлять ему очень высокие требования в плане учёбы или спортивных достижений. Такой стиль воспитания – сочетание необоснованной требовательности и гиперопеки – провоцирует развитие ГТР.

Есть ли что-то особенно в личности самого человека, что делает его кандидатом на ГТР?

Как правило, у человека, который заболевает ГТР, недостаточно развит навык решения проблем. Чаще всего он действует путём проб и ошибок, не делая должных выводов и не осваивая других, более эффективных подходов, и потому быстро истощается. Поскольку же процент успешных решений у него достаточно низок, он со временем начинает видеть себя как человека не компетентного, а новые задачи воспринимает как катастрофу. В результате такой человек испытывает сильное беспокойство по всё более незначительным поводам.

Специалисты также замечают, что люди, предрасположенные к ГТР, как правило, не очень успешны в плане социальных навыков. Они не умеют говорить "нет", плохо переносят критику, неточно воспринимают других людей и затрудняются в понимании, как же они сами выглядят со стороны. Именно поэтому ГТР нередко сочетается у одного и того же человека с социальной фобией – патологической тревожностью в ситуациях общения.

Ещё один важный момент – это двойственное отношение человека к симптомам повышенной тревожности. С одной стороны, он подавлен и напуган тем, что не может своё беспокойство. Он размышляет, не сходит ли с ума, боится, что однажды не справится с наплывом пугающих мыслей, подозревает, что постоянное волнение портит здоровье и притягивает плохие события.

С другой стороны, способ думать у человека с ГТР всегда обладает чертами магического мышления, и потому симптомы ГТР воспринимаются им как полезные и необходимые. Так, пациент может иметь следующие убеждения:

  • Моя постоянная тревога помогает предвидеть опасности. Значит, я могу лучше к ним подготовиться и эффективнее им противостоять;
  • Если я постоянно тревожусь за своих близких, значит, я чуткий и любящий человек. Не тревожатся лишь чёрствые, равнодушные люди;
  • Если перестать тревожиться, есть риск расслабиться и привыкнуть к хорошему. А потом придёт беда, и ты окажешься перед нею совсем беззащитным;
  • Кто-то же должен обо всём беспокоиться! Раз этого не делают другие, это буду делать я.
Очевидно, что убеждённость в необходимости тревоги не позволяет человеку самостоятельно выбраться из замкнутого круга и перестроить способ мышления. Для этого как раз и потребуется помощь специалиста.

Кто лечит ГТР?

Психиатры и когнитивно-поведенческие психотерапевты, причём начать лучше с психотерапевта. Побеседовав с вами и предложив вам пройти некоторые тесты, он оценит ваше состояние и, в случае необходимости порекомендует обратиться к психиатру за медикаментозной поддержкой. Но так происходит не всегда – многие случае ГТР излечиваются только лишь методами психотерапии, без лекарств.

Почему именно когнитивно-поведенческая психотерапия?

Потому что она доказала свою высокую эффективность в лечение ГТР и на сегодняшний день считается терапией первого выбора.

И что же будет происходить в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии?

В ходе терапии пациент будет учиться жить без тревоги, совершая последовательную серию маленьких шагов. Эти шаги направлены на переоценку собственных мыслей, укрепление способности переносить неопределенность, развитие навыков решения повседневных проблем и многое другое. Пожалуй, самый большой плюс подобной терапии не только в том, что болезнь уходит, а в том, что в процессе сотрудничества с терапевтом пациент постепенно становится терапевтом самому себе и покидает кабинет, зная, как управлять собой и своей жизнью без лишнего беспокойства.

Метки: Тревожность ,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Тревога по наследству

Психолог Анна Серебряная: "Тревожность – вот что характеризует поколение современных родителей. И правда, если они сами были "детьми с ключом на веревочке", которые и первого сентября приходили на линейку одни, то нынешние дети почти не остаются без присмотра взрослых. Есть два больших "резервуара", откуда берутся родительские страхи. Во-первых, это их личный опыт. Второй, куда более сложный источник родительских страхов страхи и проблемы их собственных родителей. Которые передались им нерационально, часто, они толком не осознаются и критичности к ним нет.

6 видов упражнений для заземления при тревоге и интенсивных эмоциях

Возвращая свое сознание и тело обратно в настоящий момент, мы можем организовать нашему мозгу пространство, чтобы он успокоился и почувствовать себя немного более сконцентрированными, по крайней мере достаточно для того, чтобы объяснить, что с нами происходит или обратиться за помощь или придумать, как поступить с этим состоянием.

Некоторая мера тревожности является нормальным аспектом развития ребенка. Например, большинство детей в возрасте 1-2 лет боятся разлуки с мамой, особенно в незнакомом месте. Боязнь темноты, монстров, жуков и пауков часто отмечается у детей 3-4 лет. У застенчивых детей первой реакцией на новые ситуации может быть страх или отторжение. Страх травмы и смерти распространен у более старших детей. Старшие дети и подростки часто волнуются при выступлении перед классом с сообщением о прочитанной книге. Такие затруднения не должны рассматриваться как проявления расстройства. Тем не менее, если эти в остальном нормальные проявления тревоги становятся настолько выраженными, что значительно нарушается нормальный образ жизни или ребенок переживает тяжелый стресс, следует думать о тревожном расстройстве у ребенка.

Код по МКБ-10

F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте

Эпидемиология

В разные периоды детства примерно 10-15 % детей страдают тревожным расстройством (например, генерализованное тревожное расстройство, боязнь разлуки, социальные фобии; обсессивно-компульсивное расстройство; специфические фобии; острое и посттравматическое стрессовое расстройство). Для всех тревожных расстройств общим является состояние страха, беспокойства или тревоги, которые значительно нарушают образ жизни ребенка и по силе не соответствуют обстоятельствам, их вызвавшим.

Причины тревожных расстройств у ребенка

Причина тревожных расстройств имеет генетическую основу, однако в значительной мере модифицируется психо-социальным опытом; тип наследования полигенный, и лишь небольшое число специфических генов были описаны до настоящего времени. Тревожные родители склонны иметь тревожных детей, что представляет вероятность делать проблемы ребенка хуже, чем они могли бы быть. Даже нормальному ребенку сложно оставаться спокойным и собранным в присутствии тревожных родителей, а для ребенка, генетически предрасположенного к тревоге, это значительно более проблематично. В 30 % случаев эффект при лечении тревожных расстройств достигается при лечении родителей в сочетании с лечением ребенка.

Симптомы тревожных расстройств у ребенка

Вероятно, наиболее распространенным проявлением является отказ ходить в школу. «Отрицание школы» во многом вытесняется термином «школьная фобия». Истинный страх школы встречается крайне редко. У большинства детей, отказывающихся ходить в школу, вероятно, отмечаются страх разлуки, социальные фобии, паническое расстройство или их комбинация. Отказ ходить в школу также иногда отмечается у детей со специфическими фобиями.

Некоторые дети жалуются непосредственно на тревогу, описывая ее как беспокойство о чем-либо, например «Я боюсь, что никогда тебя больше не увижу» (боязнь разлуки) или «Я боюсь, что дети будут надо мной смеяться» (социальные фобии). В то же время большая часть детей описывает дискомфорт как соматические жалобы: «Я не могу идти в школу, так как у меня болит живот». Такие жалобы могут вести к некоторой путанице, так как ребенок часто говорит правду. Расстройство желудка, тошнота и головная боль часто развиваются у детей с тревожными расстройствами.

В легких случаях обычно достаточно только поведенческой терапии, однако медикаментозная терапия может потребоваться в более тяжелых случаях или при отсутствии опытного психотерапевта, специализирующегося в области поведенческой терапии у детей. Как правило, препаратами первого выбора при необходимости медикаментозной терапии являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI).

Большинство детей без осложнений переносит терапию SSRI. Иногда могут отмечаться неприятные ощущения со стороны желудка, диарея или бессонница. У некоторых детей появляются побочные эффекты в виде изменения поведения, включающие возбуждение и расторможенность. Небольшая часть детей не переносит SSRI, в таком случае приемлемой альтернативой являются серотонинергические трициклические антидепрессанты, такие как кломипрамин или имипрамин; оба препарата дают в стартовой дозе 25 мг внутрь перед сном, этой дозы часто бывает достаточно. При необходимости использования более высокой дозы следует контролировать уровень препарата в сыворотке крови, а также ЭКГ. Уровень препарата в крови не должен превышать 225 нг/мл, так как более высокий уровень часто ассоциируется с повышенным риском побочных эффектов при сравнительно небольшом увеличении терапевтического эффекта. Так как всасывание и метаболизм препаратов варьируют в значительной мере, дозы, необходимые для достижения терапевтического уровня, сильно отличаются. В некоторых случаях для снижения побочных эффектов бывает необходимо разделить дозу препарата на два или три приема.

SSRI, применяемые у детей старшего возраста и подростков

Препарат

Стартовая доза

Поддерживающая доза

Обновление: Октябрь 2018

Знаете ли вы, что множества болезней можно было бы избежать, если бы родители обращали внимание на уровень тревожности ребенка? А то, что ее симптомы легко принять за «капризность», «избалованность» или гиперактивность? А вы знаете, что самое важное в борьбе с повышенной тревожностью – это обеспечение ребенка уверенностью, что родительская любовь будет постоянной, и не зависит от его успеваемости и поведения в обществе?

Если вы мало что знаете о таком понятии как «тревожность», но вас настораживает поведение собственного ребенка, наша статья – для вас. В ней мы рассмотрим причины этого состояния, его опасности, а также способы, позволяющие ребенку избавиться от такого постоянного внутреннего напряжения.

Что такое тревожность и чем она отличается от страха

Тревожность – это когда ребенок испытывает такое негативное эмоциональное состояние, которое можно охарактеризовать как сильное волнение и беспокойство. Причем видимая причина такой тревоги чаще всего не сильно значительна: ответ у доски, контрольная работа, выступление или концерт.

Повышенная тревожность – это такая особенность психики ребенка, когда тревога возникает в ответ на малейший раздражитель. Она отличается от страха тем, что здесь ребенок сам не может назвать причин своего состояния. Он напряжен, как пружина, он испытывает множество эмоций, в том числе и страх, но не связывает это ни с высотой, ни с замкнутым пространством, ни с темнотой или другими какими-то явными ситуациями. То есть, если он может сказать, чего он боится, то это – страх (фобия), если не может, то это – тревожность.

Чем опасна повышенная тревожность

Увеличение темпа взрослой жизни, изменение жизненных ценностей взрослых и рост стоимости различных товаров сказались не только на нашем эмоциональном состоянии, но и на психике наших детей. Так, по сравнению с 80-ми годами 20 столетия количество детей с постоянной повышенной тревожностью возросло более, чем в 7 раз. И эта цифра продолжает расти.

Ученые выяснили, что такая эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и беспокойство значительно ухудшают интеллектуальное развитие ребенка: он начинает бояться экспериментировать, познавать окружающий мир опытным путем, а ждет готового решения.

Сказывается повышенная тревожность и на иммунитете малыша. Путем гиперстимуляции надпочечников подавляется нормальная работа гипоталамуса, а это увеличивает и восприимчивость к инфекциям, и нарушает общий гормональный баланс. А поскольку гормоны играют ведущую роль в регуляции функции организма, это нарушение постепенно приводит к повышению артериального давления, за которым может последовать ухудшение работы внутренних органов.

Длительно существующая тревожность за счет артериальной гипертонии ухудшает и функционирование почек. Это приводит к изменению химического состава крови, из-за чего страдают все внутренние органы, но в большей мере – сердце, стенки сосудов и работа нервной системы.

Исходя из этого, осложнениями постоянной тревожности становятся:

  • вегето-сосудистая дистония;
  • кардиопатии;
  • неврозы;
  • психозы и психопатии;
  • гастриты;
  • язвенная болезнь;
  • мигрень.

Какой бывает тревожность

Существуют такие разновидности этого состояния:

  1. Ситуативная тревожность. Она возникает только при ожидании определенных ситуаций или при попадании в них. Такие ситуации являются стрессовыми только для определенного ребенка, связаны с его негативным жизненным опытом.
  2. Личностная тревожность. Возникает при определенных ситуациях, которые у большинства детей или тревогу не вызывают, или она не настолько выражена. Личностная тревожность связана с особенностями личности ребенка: его темпераментом, характером, интеллектуальным развитием. Она влияет на самооценку, социальную роль в классе и общение ребенка с учителями.

Причины повышенной тревожности

Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.

Другими причинами тревожности становятся:

  • тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
  • переезд;
  • смена школы или детского сада;
  • разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
  • завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
  • неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.

Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.

Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.

Как заметить, что ребенок тревожен

Проявления страхов и тревожности ребенка зависят от его возраста.

Тревожность у детей до 1 года

У таких маленьких детей тоже может тревожное состояние. Оно, в основном, связано с родовыми травмами, патологиями нервной системы или развившимся острым заболеванием. Проявляется тревожность:

  • беспокойным поведением, из-за которого ребенка часто приходится носить на руках;
  • частым плачем;
  • плохим сном;
  • ухудшением аппетита.

Такое состояние редко лечится отдельно от своей причины.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Это состояние у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои).

Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео.

В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы.

Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие.

Школьная тревожность

Первая тревожность у детей школьного возраста связана с самим поступлением в школу – там новый коллектив, новые правила, совершенно непривычный распорядок дня. За него уже не заступается учитель, напротив, ему приходится выходить к доске и отвечать уроки перед лицом всего класса. Изменяется и поведение родителей: если раньше они ему разрешали погулять и почти ничего не требовали, то теперь отпускают гулять и играть только после того, как сделаны все уроки.

Явные симптомы тревожности у младших школьников можно заметить примерно через 1,5 месяца от начала учебы (после летних или зимних каникул). Они примерно такие же, как и в старшем дошкольном возрасте:

  • низкая самооценка;
  • быстрая утомляемость;
  • робкое поведение;
  • беспокойство;
  • плохая концентрация на выполняемых заданиях;
  • плохой сон, снятся кошмары;
  • смущение;
  • часто жалуется на головные боли, ощущение боли в животе;
  • частые расстройства желудка;
  • может быть тошнота или рвота – перед посещением школы, особенно если планируется контрольная работа, или после произошедшего в школе инцидента;
  • повышение потоотделения при волнении;
  • снижение аппетита.

В старшем возрасте школьная тревожность описывается подростком как ощущение собственного напряжения, повышенная эмоциональная чувствительность, плохой аппетит. Подростка легко смутить и расстроить, он боится сложностей и не может выполнить задания, требующие умственных усилий и концентрации. Подростковая тревожность связана с изменением гормонального баланса, появлением изменений внутри коллектива, желанием добиться признания и уважения от сверстников.

Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности

Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:

  • психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
  • психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
  • психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.

Диагностика тревожности

Понять, какого уровня тревожность у ребенка, можно по тестированию, которое проведет ему любой из указанных специалистов (в основном, этим занимаются психолог или психотерапевт). Это тесты Дорки, Филипса, CMAS, Спилберга-Ханина.

Тест Филлипса

По тесту тревожности Филлипса судят об уровне и характере тревожности у ребенка младшего и среднего школьного возраста (3-7 классы). Вначале он проводится школьным психологом для всего класса, чаще всего неанонимно. По результатам исследования специалист оценивает:

  • насколько велика общая школьная тревожность;
  • насколько сильно школьники переживают стресс;
  • как сильно школьники хотят получать хорошие оценки;
  • величину страхов, связанных с самовыражением;
  • насколько детям страшны контрольные работы;
  • насколько дети испытывают затруднения во взаимоотношениях с учителем;
  • насколько важно детям соответствовать ожиданиям со стороны одноклассников и учителей.

Тест можно проводить и индивидуально – для повторной проверки тех учеников, которые выказали средний и высокий уровень тревожности. Так психолог может выявить, где именно локализуются проблемы ребенка: во взаимоотношениях с учителем, со сверстниками, или, может, он боится не оправдать ожиданий родителей, или у него низкий уровень сопротивляемости стрессам, или – страх самовыражения.

Тест Филлипса состоит из 58 вопросов. Детей просят ответить односложно – «да» или «нет». Далее ответы сверяют с имеющимися ключами, и если было прописано «нет», а ребенок ответил положительно или, наоборот, на отрицательный вопрос ответил «да», это считают проявлением тревожности.

Вопросы приблизительно следующие:

  1. Бывает ли, что ты начинаешь дрожать, когда тебя спрашивает учитель?
  2. Снится ли тебе, что ты в школе, но на вопрос учителя ответить не можешь?
  3. Получаешь ли ты такие оценки, каких от тебя ждут родители?
  4. Доволен ли ты отношением к тебе учителей?
  5. Одеваешься ли ты в школу так же хорошо, как и другие одноклассники?
  6. Смеются ли над тобой одноклассники, когда вы играете в разные игры?
  7. Пугает ли тебя, когда учитель говорит, что будет делать проверку знаний?

Методика тревожности Филипса предполагает такую оценку результатов:

  • если несовпадений от 29 до 43 – это повышенная тревожность у ученика;
  • если – больше 43, то тревожность расценивается как высокая.

Кроме того, номера неправильных ответов сравниваются со специальной таблицей из 8 факторов, где каждый из них показывает отдельную проблему. Например, о страхе ситуации проверки знаний говорят вопросы №№ 2, 7, 12, 16, 21, 26. Если именно на них ребенок ответил неправильно (более 3 неверных ответов), это говорит о том, что у него имеется такой страх.

Тест Дорки

По результатам этого теста проводится диагностика тревожности у детей до 12 лет. Он состоит из 14 вопросов, к некоторым из них прилагаются ситуативные картинки персонажей, на которых нет лиц. Ребенок сам должен ответить, какое лицо будет на месте пробела – грустное или веселое.

Примеры вопросов:

  1. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет коляску с младшим братиком. Какое лицо будет у старшего брата (сестры) – грустное или веселое?
  2. Ребенок ест и пьет в одиночестве. Какое у него будет настроение?
  3. Мама заставляет ребенка убрать за собой игрушки. Это грустно или весело?
  4. Ребенок умывается сам – без помощи мамы или папы. Какое у него будет лицо?

Результат = (количество грустных эмоций/14)*100%.

Если он – более 50%, то уровень тревожности – повышенный,

от 20 до 50% — средний уровень,

результат – менее 20% — низкий уровень.

Тест CMAS

Это тест переводится как «Шкала явной тревожности для детей» (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Она дает возможность выявить тревожность у детей, проанализировать эмоциональные проблемы ребенка, предотвратить нервные срывы, связанные с экзаменами, соревнованиями. Ее используют для определения оптимального расписания занятий и решения о целесообразности посещения группы продленного дня.

Тест применяется для детей 7-12 лет. Для 7-8-летних его проводят индивидуально, с 9-летнего возраста применяется групповое тестирование.

Тест состоит из 53 вопросов, на которые нужно отвечать «верно» или «неверно» (точнее, ставить плюсик в соответствующей графе). Примеры вопросов по шкале тревожности детей:

  • Тебе хочется быть во всем лучше всех.
  • Ты беспокоишься о том, что тебе скажут родители.
  • Ты многого боишься в глубине души.
  • Тебя легко обидеть.
  • Часто потеют руки.
  • Часто бывает ощущение, что сильно бьется сердце.
  • Часто болит живот.

При оценке откладываются те бланки, где все «верно», «неверно», подчеркнуто оба ответа или имеется множество исправлений как неправдоподобные. Далее проводится сравнение ответов с ключами по двум субшкалам – тревожности и «социальной желательности». Потом оба этих балла сравниваются со стандартами для определенного пола и возраста, и уже на основании этого делается оценка, находится ли тревожность в пределах нормы, она несколько повышена, явно повышена или очень высока.

Шкала Спилберга-Ханина

Она предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности самим ребенком (подростком). Здесь нужно ответить на 40 вопросов, обводя нужный вариант. Далее баллы суммируются – и можно оценить оба вида тревожности.

Другие шкалы

Для определения тревожности и конкретных ее источников у детей могут применяться и другие тесты и шкалы. Это могут быть авторские наборы вопросов, рисуночный тест, наблюдение за ребенком во время выполнения каких-то заданий, требующих концентрации.

Лечение тревожности

Что же делать, если у вашего ребенка – повышенная тревожность? Для этого применяются различные методы.

Коррекция режима дня и взаимоотношений в семье

  • работа над собой самим родителям – с целью снижения их собственной тревожности;
  • контроль над высмеиванием, одергиванием, критикой ребенка. Взрослым нужно понять, что он такой же человек и тоже имеет право на ошибку. Кроме того, он более раним, и ему гораздо нужнее поддержка общества и родителей;
  • увеличение времени общения родителей и ребенка – в том числе на прогулках, праздниках, пикниках на природе;
  • сочинение мотивирующих сказок, где герой волновался, но у него все получилось. В таких случаях предварительно устанавливается зрительный контакт: взрослый наклоняется к ребенку так, чтобы его глаза были на одном уровне с глазами ребенка;
  • поглаживающий массаж;
  • частые телесные контакты с ребенком;
  • домашние театрализованные представления;
  • игры на разрывание бумаги;
  • игры с тестом, пластилином;
  • сочинение историй с помощью рисунков и предметов;
  • заведение домашнего животного, о котором будет заботиться сам ребенок;
  • выполнение дыхательных упражнений в форме игры, направленное на снятие мышечного напряжения. Это может быть надувание воображаемого воздушного шарика, игра на воображаемой дудочке, пускание кораблика в плавание по воде

Тревожного ребенка нельзя наказывать за его страхи, его нельзя сравнивать с другими детьми. Все новые игры вводятся постепенно, начиная с элементов, хорошо знакомых малышу. Те игры, которые требуют закрытия глаз, могут быть применены в последнюю очередь, когда он будет к этому готов.

Также нельзя применять соревнования на скорость. Родители должны снизить свои требования к малышу, подавать ему хороший собственный пример, уменьшить количество замечаний.

Коррекция тревожности силами воспитателей детского сада или школьного психолога

В детском саду и младшей школе возможны:

  • фиксация ежедневных достижений ребенка в месте, доступном для родителей, чтобы они могли с ними ознакомиться и еще раз похвалить своего малыша;
  • чтение мотивирующих сказок;
  • ролевые игры, сюжетом которых является основной страх ребенка. Такие истории можно рисовать: воспитатель говорит, что нарисовать, а ребенок рисует;
  • подвижные игры, но – не на скорость.

Психотерапия

Если тревожность выражена, коррекция тревожности у детей обязательно включает занятия с психотерапевтом. В зависимости от состояния ребенка, врач может применять одну или несколько следующих методик:

  • групповая психотерапия – занятия в группах;
  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия – занятия со всеми живущими с ребенком членами семьи;
  • арт-терапия – занятия различными видами творчества со специалистом;
  • канис-терапия – лечение общением со специально обученными собаками;
  • обучение ребенка и родителей различным релаксационным техникам;
  • психоанализ;
  • гипноз.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, если тревожность существовала уже давно и приняла угрожающий характер, могут быть назначены специальные медикаменты: антидепрессанты, успокоительные, транквилизаторы. Такие назначения делает только врач-психиатр, а родители должны помнить сами и предупредить школьных учителей, что прием подобных препаратов будет сопровождаться некоторой заторможенностью или более спокойной реакцией на обычные раздражители. Учителя должны, забыв, возможно, личную неприязнь к ребенку, помочь уберечь его от насмешек сверстников.

Малыши до 1 года не могут сказать вам, что и где у них болит, и маме догадаться о нездоровье ребенка порой непросто. Поэтому врачами выделен целый комплекс тревожных симптомов у ребенка, которые должны насторожить родителей и заставить их обратиться к врачу или, не раздумывая, вызывать скорую помощь. Ведь лучше перестраховаться и лишний раз проконсультироваться со специалистом, убедившись, что все в порядке, чем потерять драгоценное время в лечении. Все симптомы болезней у детей протекают сильнее и развиваются гораздо быстрее, чем у взрослых. Зачастую тяжесть состояния ребенка напрямую зависит от возраста – чем младше кроха, тем более сильно он будет болеть и тем более бдительными должны быть родители.

Помните, своевременное обращение к врачу и лечение болезней у ребенка в большинстве случаев позволяет избежать осложнений и негативных последствий для здоровья, главное – вовремя их распознать.

Симптомы у грудничка: что нужно замечать?

Родители всегда лучше всех врачей знают своего ребенка – они наблюдают за его ростом и развитием изо дня в день. Поэтому обычно они быстро замечают, если что-то в поведении или самочувствии ребенка меняется. Однако в силу отсутствия у большинства из них медицинских знаний они не могут оценить степень опасности, не придают значения симптомам или ищут совета у родных или друзей, в Интернете или справочниках. Но в случае появления описанных ниже симптомов настоятельно рекомендуем обратиться к врачу, а в некоторых случаях вызывать скорую помощь.

Все эти проявления разделим на две основные группы:

  • неотложные, требующие немедленного вызова скорой помощи, реанимации или госпитализации ребенка;
  • срочные или тревожные, требующие обращения к врачу, консультации в клинике или дополнительного обследования.

Неотложные симптомы у грудничка

Лихорадка. Самой частой причиной беспокойства родителей является повышение у ребенка температуры тела. Причин лихорадки множество – это инфекционные и неинфекционные болезни, перегрев или травмы и многое другое. Повышение температуры у ребенка – это защитная реакция организма, в большинстве своем вирусы и микробы начинают гибнуть при 38°С и выше. А воспалительные процессы, протекающие в условиях повышения температуры, активнее и быстрее проходят. Однако у малышей лихорадка может быть опасной из-за незрелости нервной системы.

Повышение температуры у ребенка до 1 года всегда требует осмотра педиатра, вне зависимости от цифр, но мы поговорим о другом случае – когда температура высокая, 38,5°С и выше. При такой температуре обязательным является применение жаропонижающих препаратов, вне зависимости от состояния ребенка. При повышении температуры выше 39,5°С или при отсутствии эффекта от жаропонижающих спустя 40–60 минут с момента их приема необходимо вызвать скорую помощь – такая лихорадка опасна для головного мозга ребенка. Она может вызывать его повреждения и нарушать работу всего организма. Кроме того, немедленного вызова скорой помощи требует любая температура у ребенка до 3 лет, если появились подергивания мышц или дрожь, это говорит о том, что могут начаться судороги. У детей с предрасположенностью нервной системы (травмы, перинатальное поражение, повышенное внутричерепное давление) судороги возможны даже при невысокой температуре – они продолжаются недлительно, могут сопровождаться потерей сознания, проходят при снижении температуры и требуют обязательного осмотра врача.

Судороги или эпилептический приступ. Судороги у ребенка обычно случаются на фоне различных болезней или внезапно, на фоне полного здоровья, они могут возникать в любом возрасте с самого рождения. Обычно судорогам у ребенка предшествует так называемый продромальный период, возникающий за несколько часов или даже дней до приступа, – выраженное двигательное беспокойство, возбуждение ребенка, смены настроения, частый плач, крики, повышение раздражительности и нарушения сна. Классический приступ начинается с сильной истерики или крика ребенка, вслед за которым он теряет сознание и возникают судороги. Сначала тело напрягается на 10–20 секунд, каменеют мышцы лица и тела, сжимаются челюсти, глаза закатываются. При этом ребенок бледный, затем синеет, появляются резкие нескоординированные сокращения мышц тела, кроха может описаться. Этот период длится около 30 секунд. Затем судороги уменьшаются, мышцы расслабляются, восстанавливается дыхание и возвращается сознание. Однако ребенок продолжает находиться в заторможенном состоянии. Судороги у ребенка – это всегда опасно, они могут повторяться и свидетельствуют о серьезных проблемах со здоровьем – поражении головного мозга и нервной системы, обменных нарушениях или инфекциях. При возникновении судорог немедленно нужно вызвать скорую помощь.

Выбухает и пульсирует родничок у грудничка. Иногда отмечается сильное напряжение родничка у ребенка, его выпячивание над поверхностью кожи и даже выраженная пульсация. Часто такое сопровождается очень выраженным беспокойством ребенка. Обычно этот признак указывает на повышение давления ликвора, жидкости, в которой находится мозг внутри черепной коробки. Возникает при менингите (воспаление мозговых оболочек), энцефалите (воспалении ткани мозга), травмах головного мозга, врожденной гидроцефалии (водянке головного мозга), пороках развития нервной системы. Такое состояние очень тяжелое, опасно повреждением мозговой ткани и требует немедленного лечения в стационаре.

Западает родничок у ребенка. Это состояние говорит об обратном явлении – снижении давления ликвора, недостаточном его количестве, что тоже является опасным. Ликвор является амортизатором, смягчая толчки при движении, и питательной средой для мозга. Снижение количества ликвора приводит к нарушениям в работе мозга, оно происходит при тяжелом обезвоживании организма, которое возможно при перегреве, кишечных и других инфекциях, лихорадке, поносе, рвоте и некоторых других состояниях. В такой ситуации требуется немедленная госпитализация ребенка и восполнение потерянной жидкости через капельницу или путем отпаивания.

Обморок у ребенка. Обморок – это кратковременная потеря сознания из-за нарушений мозгового кровообращения. Причин обморока у ребенка может быть много – гипоксия, сильная боль, поражение мозга, пороки сердца, снижение уровня сахара в крови, травма головы. Обмороку могут предшествовать дискомфорт и беспокойство ребенка, вялость, заторможенность, отсутствующий взгляд, зевота. Позже малыш перестает реагировать на окружающее, тело обмякает, и он падает, дыхание при этом замедляется. Затем ребенок приходит в сознание. Потеря сознания требует немедленного осмотра врачом скорой помощи и госпитализации.

Внезапно возникший кашель с хрипотой, каркающий, лающий. Внезапно возникающий кашель часто бывает признаком инородного тела в гортани, трахее или бронхах. Если ребенок играл с игрушками, где есть мелкие части, кушал или просто кашель возник на фоне полного здоровья, причем он резкий, громкий, со свистом, слышны хлопающие звуки, ребенок беспокоится и синеет, необходимо срочно вызывать скорую помощь. Если ребенок в сознании – нужно постараться успокоить его. Каркающий или грубый, лающий кашель с посинением и шумным вдохом возможен при явлениях ОРВИ – тогда речь идет о ложном крупе, отеке гортани с затруднением дыхания. При первых признаках проблем с дыханием следует немедленно вызвать скорую помощь, и до ее приезда для уменьшения отека рекомендуется включить в ванной горячую воду, чтобы малыш подышал паром.

Одышка и шумное дыхание. Часто эти признаки появляются при обструкции (сужении) бронхов на фоне ОРВИ или аллергии. При этом ребенок возбужден или угнетен, он может шумно дышать, кашлять, лицо бледнеет или приобретает синюшный оттенок, можно заметить, что сердце у крохи стало биться намного чаще. В таких случаях необходимо срочно вызвать скорую помощь, до ее приезда нужно попытаться успокоить ребенка и дать ему попить теплой жидкости. Если дома есть ингалятор, можно дать малышу подышать парами минеральной или простой воды.

Рвота и срыгивания у ребенка. Появление обильных срыгиваний или рвоты у ребенка – это всегда тревожное явление. Рвота может быть признаком инфекций, поражения внутренних органов. Поэтому если рвота возникает повторно, ребенок вялый или возбужденный, у него температура, болит живот или наблюдается любое тревожащее вас состояние – следует срочно вызвать скорую помощь. Кроме того, у грудничков, достигших трехнедельного возраста, поводом для вызова скорой помощи или срочной консультации с врачом станут обильные срыгивания увеличивающегося объема, особенно спустя час-полтора после еды, и все нарастающей частоты. Это может являться симптомом опасного заболевания – пилоростеноза (порок развития пищевода и желудка).

Вздут живот, не отходят газы и отсутствует стул. Опасным состоянием является вздутие живота, которое вызывает резкое беспокойство у малыша, отсутствие стула и отхождения газов в течение 12 и более часов. Такое явление обычно возникает при непроходимости кишечника – тяжелой хирургической патологии. Ребенок кричит, краснеет и тужится, живот вздут, и из него слышны звуки либо живот, наоборот, «немой», при полном отсутствии каких-либо выделений из прямой кишки. Это состояние требует срочного оперативного вмешательства – немедленно вызывайте скорую помощь. Если при задержке стула газы отходят самостоятельно, необходим осмотр врача, чтобы определиться с причинами этого состояния.

У ребенка сыпь с синяками. Очень опасным является состояние, при котором имеются признаки ОРВИ (насморк, кашель, температура) с проявлением на теле мелкой красной сыпи, особенно с кровоизлияниями и синяками в области колен и голеней. Это может быть признаком смертельно опасной менингококковой инфекции, поэтому необходимо срочно вызвать скорую помощь, счет идет на минуты! При этом заболевании не помогут обычные противопростудные средства, эта инфекция лечится исключительно антибиотиками и только в стационаре.

Срочные симптомы у ребенка

При появлении подобных симптомов у ребенка требуется осмотр врача, однако за помощью можно обратиться самостоятельно, приехав в стационар или вызвав доктора на дом.

Ребенок постоянно вялый и много спит. В медицине это называют синдромом идеального ребенка – когда ребенок плачет слишком тихо и слабо, двигается подозрительно мало, почти всегда спит и вообще не доставляет родителям особых хлопот. Однако это ненормальное состояние для младенца, и оно говорит о синдроме угнетения токсического (например, из-за желтухи, инфекции) или травматического (кровоизлияние в родах) происхождения. Данное явление требует срочной консультации у невролога и проведения УЗИ головы.

У ребенка синеет носогубный треугольник. Такой признак у детей до 3–4 месяцев при беспокойстве или плаче вполне допустим из-за особенностей кровообращения и регуляции тонуса сосудов. Но если носогубный треугольник синеет в покое, во сне, при сосании груди или это явление сопровождается нарушением дыхания, одышкой, общим беспокойством ребенка, необходима консультация педиатра и кардиолога для исключения врожденных пороков сердца и сосудов.

Желтуха длится более 3–4 недель. Физиологическая желтуха возникает почти у половины детей через 3–4 дня после рождения, однако такая желтуха имеет свои особенности: она длится не более 2–3 недель, постепенно сходя на нет, и не причиняет ребенку вреда. Это состояние обусловлено незрелостью ферментов печени, переводящих билирубин в пигменты кала. Помимо физиологической желтухи в период новорожденности может возникать еще несколько видов желтух, развивающихся из-за болезней печени или нарушения оттока желчи. Они могут быть опасны для ребенка, и прежде всего для его мозга. Поэтому если желтизна белков глаз и кожи не проходит к 3-й неделе жизни либо она нарастает, ребенок сонлив, плохо ест и недостаточно набирает в весе – это повод для консультации с педиатром и исследования крови на уровень билирубина.

Мокнет пупок. Пупочная ранка у ребенка заживает в течение первых 7–14 дней. Пупочный остаток отпадает в срок от 5 до 8 суток, а потом на месте его прикрепления еще некоторое время может быть корочка. Если у ребенка вокруг пупка краснота, ранка мокнет, не заживает в течение 1–2 недель, выделения становятся кровянистыми или гнойными, имеют неприятный запах, необходимо показать малыша детскому хирургу, так как это может быть признаком омфалита (воспаления пупочного кольца) либо свища пупка (отверстие в пупке, соединенное с брюшной полостью).

Несимметричность складок на ножках. Если при положении ребенка на животе родители отмечают, что складочки ножек и ягодичек несимметричны – на одной их больше, чем на другой, либо длина ножек разная и одна ножка немного короче другой, это повод обратиться к детскому ортопеду. Такое состояние может косвенно указывать на наличие врожденного вывиха или дисплазии тазобедренного сустава, и потребуется лечение. И чем раньше оно начнется, тем лучше будет прогноз. Данную проблему при очередном осмотре может обнаружить ортопед, но родителям тоже необходимо обращать внимание на этот симптом.

Поднимается температура. Если у ребенка отмечается регулярное повышение температуры до 37,5–38,0°С – это повод для консультации с врачом-педиатром и сдачи анализов крови и мочи. Такое состояние может также сопровождаться вялостью, сонливостью, нарушением аппетита и бледностью кожи. Часто эти признаки указывают на наличие инфекции мочевыводящих путей или скрытых внутриутробных инфекций.

Конечно, лучше всего, если ни один из перечисленных симптомов никогда не возникнет у вашего крохи. Однако хороша пословица «Кто предупрежден, тот вооружен» – если вы будете знать, как распознать опасность, она уже не будет казаться вам столь пугающей, и можно будет быстро и правильно сориентироваться в критической ситуации и принять необходимые меры.

«Голодная забастовка»

При категоричном отказе грудничка от груди или отказе ребенка-«искусственника» от еды и питья в течение 6 часов необходим осмотр врача скорой помощи. Это может быть свидетельством инфекционных болезней, поражения нервной системы, проблем с сердцем, почками или пищеварительным трактом. Пищевой рефлекс у детей – один из самых важных, он необходим для выживания, поэтому подавление естественного желания есть и пить говорит о серьезных проблемах в здоровье, часто так проявляет себя интоксикация организма при инфекциях. Ведь у детей не всегда инфекционные заболевания сопровождаются температурной реакцией. Кроме того, это может быть свидетельством нарушения обмена веществ, выделения токсинов и отравления ими организма, повреждения нервной системы в результате токсикоза или кровоизлияния, гипоксии (нехватки кислорода).

В таких случаях требуется неотложная помощь, возможно, госпитализация и обследование, поэтому нужно вызвать скорую.

Болит ушко?

Бывает, что при попытке родителей накормить или уложить ребенка на бочок он резко вскрикивает и плачет. Нередко такое поведение говорит о боли в ухе. Чтобы уточнить это, необходимо внимательно осмотреть ушную раковину, нет ли из нее выделения гноя или мутной жидкости, сукровицы. Если это отит, то при надавливании на козелок уха (хрящевой выступ впереди ушка) ребенок заплачет или вскрикнет. В этом случае необходимо срочно показать ребенка ЛОР-врачу.

Это нормально, когда ребенок время от времени переживает или испытывает тревогу, особенно, если начинает ходить в детский сад, школу или переезжает на новое место. В таких ситуациях тревога – естественная реакция детей на окружающие изменения. Но такую эпизодическую тревогу необходимо отличать от тревожного состояния у ребенка . В случае тревожного состояния у ребенка волнение носит устойчивый характер, не имеет видимой причины и отражается на повседневном поведении и мыслях.

Причины тревожного состояния у детей

Причины тревожности у детей можно объединить в три группы.

Личность ребенка и гены . Некоторые дети просто рождаются более нервными и тревожными. Они менее способны справиться со стрессом, чем другие. Определенную роль в развитии тревожной личности играют гены – родители могут узнать в детях чувства и переживания из своего детства.

Внешнее окружение и стресс . Внешние причины, связанные с влиянием родителей, особенностями воспитания и напряженной обстановкой, очень часто нарушают психическое равновесие и служат причиной тревожного состояния у ребенка.

  • Нередко сами родители ведут себя очень тревожно , и дети перенимают у них манеру поведения
  • Гиперопека формирует у ребенкачувство беззащитности и неуверенности из-за обилия тех мнимых угроз, от которых его пытаются защитить
  • Противоречивые требования от разных членов семьи (например, папа разрешает то, чего не разрешает мама) расшатывают устойчивость и уверенность ребенка
  • Серия стрессов – с редкими напряженными ситуациями ребенок, как правило, может справиться сам, но несколько стрессовых событий подряд могут выбить ребенка из колеи: переезд, смена школы или детсада, развод родителей.

Психические расстройства. Тревожность у ребенка может быть симптомом таких состояний как дефицит внимания с гиперактивностью и детский аутизм . В этом случае изменяется функционирование головного мозга и нужна помощь специалиста.

Симптомы тревожного состояния ребенка

Так как нормальная эпизодически возникаюшая тревога и тревожное состояние у ребенка имеют много общего, родителям бывает трудно распознать это расстройство. Тревожность у ребенка – это не только беспокойство и страхи, она влияет на его повседневную жизнь:

  • Ребенок плохо спит или просыпается по ночам из-за кошмаров
  • Жалуется на плохое самочувствие, говорит, что у него болит голова или животик
  • Прицепляется за родителей и отказывается оставаться без них
  • Капризничает, постоянно плачет
  • Плохо ест
  • Часто бегает в туалет

Чем опасно тревожное состояние ребенка?

Длительная тревожность у детей младшего школьного возраста серьезно влияет на личностное развитие, обучение и дальнейшую жизнь. Тревожное состояние, начавшись в детстве, часто переходит в подростковый возраст. А у подростков оно может проявится конфликтами с родителями, проблемами с наркотиками и даже суицидом. Поэтому нужно обязательно обратиться к детскому психологу, как только вы заподозрили такое расстройство.

Как избавиться от тревожного состояния у детей?

Работа с тревожными детьми требует терпения и деликатного подхода. В лечении тревожного состояния у детей используются:

  • психотерапевтическое воздействие
  • лекарственная коррекция
  • нейротерапия.

Помощь опытного врача нужна, чтобы правильно определить причину тревожности ребенка и в зависимости от этого назначить курс лечения. В нашем центре работают ведущие детские психологи, психотерапевты, психиатры, неврологи, которые используют как проверенные временем, так и эффективные инновационные методики коррекции тревожности у детей.

Не откладывайте на потом посещение врача – верните ребенку спокойствие и уверенность!