Только в медицине но и. Рентгеноконтрастные методы исследования в детской нефрологии. Наружное применение глины




1.Раджа-Солнце

Идея существования «астрономического тела за Юпитером» подтверждается письменными и устными преданиями Индии и Тибета. Согласно преданиям, когда зло на нашей планете достигнет высшей точки, астрономическое тело, расположенное за Юпитером, приблизится к Земле, и космический огонь изменит жизнь на нашей планете.

Тогда наступит конец Кали Юги - Эпохи Тьмы, в которой находится сейчас Земля, и.начнется Крита (или Сатья) Юга - эпоха Света. Это астрономическое тело учителя Тибета называют «Раджа-Солнце».

В 1822 году Махатма Мориа в письме Синнетту привел описание звезды царицы («Раджа-Солнца»), указав на «металлические субстанции», из которых звезда состоит, что наводит на мысль об искусственном происхождении объекта.

Тибетское учение о Времени (Калачакра) связывает «космическое тело за Юпитером» с космическим огнем, который иногда вторгается в пространство нашей планеты. О космическом огне говорят священные писания Тибета, Индии и... гелиофизическая гипотеза природы Тунгусского феномена, выдвинутая В. К. Журавлевым и А. Н. Дмитриевым.

В письмах Махатм (учителей Шамбалы) упоминается о необычном небесном объекте, размеры которого значительно меньше его массы: «…Раджа-стар (Король-звезда) находится как раз позади Юпитера, которую ни один из смертных не видел физическим глазом в течение этого нашего круга.

Если бы она могла быть обнаружена, она показалась бы через лучший телескоп силою увеличения диаметра в 10000 раз все же малой, неизмеримой точкой, затемненною яркостью любой из планет; тем не менее, этот мир в тысячу раз больше, нежели Юпитер.

Радж-Солнце невидимо, но лучи его несут в себе страшную силу. Приближение светила вызовет ураганы, извержения, переворот полюсов, но нас уже на Земле не будет. Мы все перейдем в четвертое измерение, кроме «черных» и плохих». (Письма Махатм. Письмо № 92).

Тем не менее некоторые ученые, такие как Кирилл Бутусов ошибочно утверждают, что это название двойника Солнца.

Раджа-Солнце пройдет через пояса астероидов между Марсом и Юпитером. Возможно, эти космические обломки -все, что осталось от одной из планет после контакта со злобным карликом, который по массе в 30 раз превосходит Юпитер.

2. Глория - это Антиземля за Солнцем. Загадочное небесное тело, являющееся близнецом Земли.

Антиземля не видна с Земли, так как она движется синхронно с Землей по орбите и закрыта от взора наблюдателя небесными телами.
Как утверждают доктора физико-математических наук, за Солнцем может находиться довольно неустойчивая либрационная точка. Именно в ней и находится Антиземля Глория. И Антиземля, и наша планета двигаются по орбите с одной скоростью, поэтому оба тела никогда не сталкивались. Эта же гипотеза объясняет то, что нам с Земли не видна Глория (Нибиру): Солнце ее перекрывает, а телескопы нельзя направлять слишком близко к яркой звезде – они выйдут из строя. Однако все же, находящаяся Антиземля за солцем может быть замечена, но только если та сойдет с орбиты. Сойти с орбиты Глория может даже из-за малейшего внешнего воздействия.

Семейный портрет (Вояджер)

«Семейный портрет» (англ. Family Portrait) - изображение Солнечной системы, полученное космическим аппаратом «Вояджер-1» 14 февраля 1990 года.

Изображения были сделаны с расстояния около 6 миллиардов километров, под углом 32° выше плоскости эклиптики. Мозаика составлена из фотографий семи небесных тел: Нептун, Уран, Сатурн, Солнце, Венера, Земля и Юпитер. Марс и Меркурий слишком малы, чтобы быть различимыми в этом масштабе.

Никакой планеты за Солнцем он не обнаружил.

3.Нибиру- переправа, пересечение, брод. Упоминается как Меркурий,одно из названий планеты Юпитер (Мардук) - Чикагский Ассирийский словарь.Титул Мардука.Возможно, небесный маркер, указывающий путь звездам.

Из поэмы Энума Элиш:

«Он [в контексте - Мардук] установил положение Нибиру, чтобы указать им [звёздам/созвездиям] пути/границы

Тем не менее у сторонников Захария Ситчина это планета за орбитой Плутона. Или еще хуже одно из названий АнтиЗемли (Глории).

4.Мардук - Вавилонское название планеты Юпитер.

Мардук-Юпитер-Нибиру

Тем не менее у сторонников Захария Ситчина это планета за орбитой Плутона - Мардук = Нибиру

5.Немезида - гипотетическая труднообнаружимая звезда (красный карлик, белый карлик или коричневый карлик). Предполагается, что она обращается вокруг Солнца на расстоянии 50-100 тысяч астрономических единиц (0,8-1,5 световых лет), за пределами облака Оорта

Предположение о существовании такой звезды было сделано в попытке объяснить наблюдаемую периодичность массовых вымираний биологических видов на Земле, которые, по мнению некоторых учёных, происходят примерно каждые 26 миллионов лет. Кроме того, по наблюдениям астрономов, край облака Оорта Солнечной системы является резким, как у двойных звёзд, а у одиночных звёзд он размыт.

В настоящее время гипотеза о периодичности массовых вымираний считается сомнительной, и большинство астрономов считает, что Солнце является одиночной звездой. Однако не исключается наличие одной или нескольких не открытых транснептуновых планет.

Если Немезида существует, она может быть обнаружена в систематических обзорах неба, например, в таких, как Pan-STARRS и Large Synoptic Survey Telescope. В частности, если Немезида - красный или коричневый карлик, она может быть обнаружена при исследовании данных, полученных космическим телескопомWISE, который осуществляет поиск объектов в инфракрасном диапазоне, а также измеряет параллакс для определения расстояния до объектов. Предварительные результаты исследования были опубликованы 14 апреля 2011 года

По состоянию на март 2012 по исследованиям данных телескопа WISE теория не подтвердилась.

6.Тюхе - гипотетическая планета - газовый гигант, расположенная в облаке Оорта Солнечной системы. Астрономы Джон Матис (John Matese) и Даниэль Уитмир (Daniel Whitmire) из Университета Луизианы в Лафайетте неоднократно утверждали, что имеют доказательства её существования на основе неправильного поведения (массового появления время от времени во внутренней части Солнечной системы) долгопериодических комет. Они отметили, что если Тюхе существует, она должна быть обнаружена в архиве данных, которые были собраны космическим телескопом WISE. Однако некоторые астрономы выразили скептицизм в отношении существования этого объекта. Для подтверждения этой гипотезы необходим анализ данных, собранных телескопом WISE, который будет производиться в течение следующих нескольких лет.

Матис впервые предложил существование этой планеты в 1999 году, основываясь на полученном смещении в точках происхождения долгопериодических комет. Вместо распространённого мнения о том, что кометы прибывают из случайных точек на небе, Матис пришёл к выводу, что они были на самом деле объединены в группы по наклону эклиптики и кометы исходят из облака Оорта. Такие кластеры могут быть объяснены результатом взаимодействия с невидимым объектом, по меньшей мере таким как Юпитер.

Альтернативные объяснения притока комет во внутреннюю часть Солнечной системы предполагают наличие влияющей на них своей гравитацией звезды-"компаньона" Солнца коричневого карлика Немезида, имеющей орбиту с очень большим эксцентриситетом за облаком Оорта.Однако, по мнению группы астрономов Университета Луизианы, в Солнечной системе может существовать ещё одна планета-гигант, находящаяся на более традиционной круговой орбите в облаке Оорта примерно в половине светового года (30 тыс. а.е.) от Солнца. В результате детального изучения орбит ледяных комет, группе Матиса удалось установить, что около 20 процентов попадающих в солнечную систему комет «втягиваются» гравитационными силами массивного космического объекта, находящегося в облаке Оорта, как минимум в 1,4 раза крупнее Юпитера, но не являющегося звездой - иначе процент захваченных гравитационным полем комет был бы гораздо больший..
По словам ученых, некоторые из этих выталкиваемых Тюхе ледяных комет достигают двух километров в диаметре и представляют потенциальную опасность для Земли вплоть до массовых вымираний и опустошений в биосфере (предположительно раз в 26 миллионов лет). Также предполагается, что такой объект может объяснить своеобразие орбиты транснептунового объектаСедна.

Тем не менее планета пока не обнаружена, не говоря о том, что некоторые говорят о ее приближении к Земле. Дело в том, что больше в космосе нет места и всем гипотетическим планетам очень хочется "поцеловать" Землю.

WISE: обнаружен самый близкий коричневый карлик март 2012


Коричневые карлики обозначены розовым цветом

Миф о 12-й планете шумеров: «Нибиру» в клинописных источниках.

Знакомые с работами Захарии Ситчина (Zecharia Sitchin) или с обсуждениями в интернете по поводу возвращения планеты X вероятно знакомы и со словом Нибиру (N ibiru). Согласно «учению» исследователя древних языков Захарии Ситчина, шумеры знали о существовании ещё одной планеты за Плутоном. Эта планета называлась Нибиру . Ситчин утверждает, что Нибиру проходит через нашу солнечную систему каждые 3600 лет. Некоторые приверженцы теории Ситчина верят, что Нибиру скоро вернётся… Если быть совсем уж точным, то ожидалось, что это произойдёт в 2003 г., но теперь эта дата Х перенесена на 2012 г. Последователи идей Ситчина также называют Нибиру «Планетой X». Такое название дали планете, которая якобы расположена в пределах нашей солнечной системы за орбитой Плутона. Приверженцы гипотезы Планеты X верят, что приближение этой «странствующей» планеты приведёт к глобальным катастрофам и катаклизмам на Земле.

Прав ли Ситчин в том, что Нибиру — 12-я планета, которая проходит через нашу солнечную систему каждые 3600 лет? Знали ли об этом шумеры? Правы ли те, кто сравнивает Нибиру Ситчина с гипотетической планетой Х. К несчастью для Ситчина и его последователей, ответ на каждый из этих вопросов - НЕТ.

1. Исследования, посвящённые Нибиру.

Хотя научные материалы по клинописной астрономии довольно обширны, специфические работы, связанные с Нибиру, — редки. Последняя работа, имеющая отношение к Нибиру была изложена в одной журнальной статье на английском языке в 1961 [“The Fifth Tablet of Enuma Elish,” Journal of Near Eastern Studies 20 (1961), B. Landsberger and J.V. Kinnier Wilson], в соавторстве со знаменитым исследователем шумерской культуры - Бено Ландсбергером (Benno Landsberger), составителем Шумеро-Аккадских лексических списков, на которые мы будем ссылаться в связи со спекуляциями, которые допускал Захария Ситчин при работе с Шумеро-Аккадским словарём.

Более ранняя статья на немецком (A. Schott, “Marduk und sein Stern ” (“ Marduk and his Stars ”), Zeitschrift fur Assyriologie 43 (1936): 124-145) непосредственно касалась данной темы, так же как и последняя работа (Johannes Koch , “ Der Mardukstern Neberu ” (“ Marduk ’ s star Nibiru ”), Welt und Orients 22 (1990): 48-72). Все эти статьи были написаны уже после того, как стали известны клинописные таблички, в которых упоминается Нибиру как астрономическое тело, и, следовательно, авторы имели полный доступ ко всем соответствующим текстам. Другие работы не имеют прямого отношения к Нибиру, т.к. они посвящены вавилонской астрономии в целом. Всё что вы читаете в этой статье - попытка синтезировать этот материал и учесть все ссылки на Нибиру в клинописных табличках, с тем, чтобы понять, могла ли быть Нибиру двенадцатой планетой, о которой утверждает Захария Ситчин.

2. Как часто и где слово nibiru встречается в клинописных текстах? Какой смысл имеет это слово, и есть ли астрономический контекст для слова nibiru в каждом из этих случаев?

К счастью для ученых и других интересующихся этим вопросом людей, благодаря выше упоминавшимся исследованиям, а также работе редакторов монументального Ассирийского Словаря университета Чикаго (Chicago Assyrian Dictionary — CAD» в дальнейшем), были обозначены и сведены все места, где слово nibiru и относительные формы этого слова встречаются в существующих табличках.

Прибегнув к помощи «CAD» (том N-2 , стр. 145-147), мы немедленно выясним, что слово имеет несколько значений, и все эти значения имеют отношение к идее «пересечения», некие «маркер» или «точка пересечения». И только в небольшом количестве случаев (ссылки в астрономических текстах) данное слово имеет отношение к астрономическому телу. Ниже приводится краткий обзор значений этого слова, сопровождающийся ссылками в астрономических текстах .

Общие значения слова nib i ru, встречающегося в клинописных текстах, не связанных с астрономией.

Значения слова, конечно же, определяются контекстом. Различные формы слова «nibiru» (более правильно транслитерировать как “nēberu”) далее по тексту подчёркнуты.

«Место пересечения» или «плата за переправу(пересечение)» . В «Эпосе о Гильгамеше» (Табличка X, ii:24), например, мы можем прочитать строчку (в высшей степени подобную одной из заповедей блаженства в нагорной проповеди): «Прям путь переправы (нибиру; или ворота, проезд), и узок путь, что к ней ведет». В одном из Шумеро-Аккадских текстов встречается географической название деревни "Ne-bar-ti -Ash-shur" - ” переправа через Ашур/в Ашуре ”. Есть еще текст о лодочнике который перевозит людей через реку/озеро, и в нем упоминается что пассажир заплатил “shiqil kaspum sha ne-bi-ri-tim ” (“серебро в плату за перевоз/переправу ”).

«Паром, брод» ; «паром» ; «(действие) переправа паромом». Например, в одном аккадском тексте, в котором упоминается военный противник - арамеи (сирийцы), записано: «A-ra-mu nakirma bab ni-bi-ri sha GN itsbat» («Арамеи (сирийцы) выступили и заняли позицию перед бродом [мостом, местом переправы]», «GN» - обозначает определённое географическое название). В другом случае, эламитам говорят, что необходимо разрушить переправу (мост) на реке Абани («ina ID Abani ni-bi-ru u-cha-du-u»).

Таким образом, я думаю, что «корневая идея» группы слов nibiru и его форм состоит в описании чего-либо, что имеет отношение к «пересечению».

Ситчин, конечно, в своей книге отмечает, что основное значение этого слова связано с «пересечением». Как говорилось выше, для понимания этого нужен лишь словарь. Но, затем он без каких-либо ссылок на исходные тексты утверждает, что слово nibiru обозначает планету, которая «пересекает» пути (орбиты) других планет нашей солнечной системы регулярно с периодом 3600 лет. Далее я продемонстрирую читателю недостатки этой гипотезы Ситчина.

Ниже вы найдёте полный список упоминания слова «nibiru» в астрономических текстах (либо в астрономическом контексте). Если вы захотите выяснить, что собой представляет Нибиру как астрономическое тело, то вам необходимо будет обратиться к этим текстам, в противном случае, подобно Захарии Ситчину, выдумать значения для этого слова в пользу какой-либо теории, и утверждать, что древние писатели имели в виду именно это. Таким образом, вы либо выясните, что же такое Нибиру, опираясь на древние тексты, либо проигнорируете их в пользу теории Ситчина.

Я же поступаю следующим образом: а) привожу месопотамские тексты, где это слово встречается, b) даю шумеро-аккадскую транслитерацию; c) привожу краткий перевод; d) указываю ссылки на английские переводы месопотамских текстов, в которых встречается слово, таким образом, читатель, если захочет, сможет самостоятельно проверить контекст и продолжить изучение данной темы.

· надстрочное " d " = клинописный знак для обозначения "божества" (DINGIR), и поэтому в данном случае значение слова "neberu" может относиться к богу (напомним, что шумеры Месопотамии отождествляли небесные тела с богами).

· надстрочное "MUL" = клинописный знак "звезда" (значением слова "neberu" является «звезда» - тексты, содержащие слово с этим значением будут нам наиболее интересны).

· подстрочные индексы = числовая ссылка на шумерские знаки, которые могут быть представлены более чем одним слогом. Это связано с соглашением ученых о четком разграничении подобных частично повторяющихся знаков для соблюдения точности в чтении древних текстов.

Вам должно сразу броситься в глаза, что слову «nibiru» предшествует и «d», и «MUL», следовательно, значением слова может быть и «божество», и «звезда». Как отмечает сам Ситчин по различным поводам (конечно, это известно и учёным, изучающим древний Ближний Восток), люди того времени часто отождествляли звёзды и планеты с божествами, т.е. звёзды представлялись им божественными сущностями. Это также одна из причин, почему даже в Ветхом Завете сынами Божиими называются звезды (см. Иов 38:7-8). Далее, в текстах под словом Nibiru упоминаются планеты (в частности, Юпитер, и один раз - Меркурий), бог (в частности, Мардук) и звезда (отличная от Юпитера).

Если вы смущены, то вы не одиноки. Трижды для слова Nibiru встречаются различные обозначения (или даже четырежды, если учитывать и Меркурий). Именно поэтому исследователи клинописных астрономических текстов не смогли с уверенностью определиться, что же точно подразумевается под этим словом в астрономическом контексте. Далее мы постараемся вникнуть в эту проблему более глубоко.

Но уже сейчас должно быть ясно одно: Нибиру НИКОГДА не отождествлялось с планетой за орбитой Плутона.

Источник

Шумеро-Аккадская транслитерация

Значение

Источник с переводом на англ.

«Энума Элиш», Табличка V,

строка 6

ú-šaŕ-šid mań-zá-az

d Né-bé-ru ana ud-dú-u rik-sí-šú-un

Horowitz, 115, 161

d Né-bé-ru né-bé-re-et

šamê u erṣeti lu tameḫma

Horowitz, с. 115

«Нибиру - это его [Мардука, по контексту] звезда, которой он повелел появляться в небесах… . Пусть он [Нибиру] устанавливает путь звёзд на небесах; пусть он [Нибиру] пасёт богов как овец…»

Horowitz, с. 115

MUL SA 5 ša ina ZI im U 18

LU EGIR DINGIR meš

GI 5 ti ug-da-mi-ru-nim-ma AN-e BAR-ma GUB-iz MUL BI d Né-bé-ru

d AMAR.UD

kīma kakkabū šūt d Enlil

ugdammirūni išten kakkabū

rabū ṣessu daʾmat šamê,

uštamšalma izzaz kakkab

d AMAR.UD Né-bé-ru SAG.ME.

GAR manzāssu ittanakkir

šamê, ibbir

«Когда звёзды Энлиль завершают свой путь, одна большая звезда - хотя свет её тусклый - делит небо пополам и стоит там: это звезда Мардука, Нибиру, Юпитер. Она продолжает изменять своё положение и пересекает небо».

Разнообразные звёздные списки (#s 6-7 = CT 26.41..v.1; 44.ii.12)

(# 8,9 = CT 25.35.7; 36.6)

(# 10-13 = «CAD», стр. 147; Тексты Предзнаменований; см. сокращения в «CAD» и в последнем столбце)

*Номера 6-7 = слово

MUL Ni — bi — rum (в списке звёзд)

*Номера 8-9 =

d N é- b é- ru Marduk r ē m ē n û,

*Номера 10-11 — есть слово

MUL Ni-bi-rum

*Номера 12-13 — есть слово

d N é- b é- ru

*“(звезда) Нибиру”

*“(бог) Нибиру, милосердный Мардук”

*“(звезда) Нибиру”

*“(бог) Нибиру”

Клинописные тексты Вавилонских табличек (=CT), Mul.Apin K = таблички коллекции Kouyunjik Британского Музея. LBAT = Поздние вавилонские астрономические (и связанные) тексты. под ред. J. Sachs.

В обоих есть фраза:

DISH MUL UDU.IDIM.GU 4 UD

AN-e BAR-ma GUB-ma

d Né-bé -

Mul.Apin

Как выше уже отмечалось, Нибиру считалась планетой (в частности, Юпитером, но один раз - Меркурием), богом (в частности, Мардуком), и звездой (не Юпитером).

В следующем разделе (3) я приведу некоторые сведения о том, какие существуют наиболее важные источники, по которым мы можем изучать астрономические клинописные тексты. Особенно будут обсуждаться вышеуказанные ссылки, в которых каким-то образом упоминается Nibiru. И, наконец, в четвёртом разделе мы продолжим обсуждение отдельных строк, в контексте которых говорится о Nibiru.

3. Какие существуют клинописные астрономические тексты, которые могут дать нам представление о древней астрономии Месопотамии?

Клинописные таблички, в которых содержится информация астрономического характера или имеются ссылки на астрономические тела, датируются ещё 1800 г. до н. э. (Francesca Rochberg, “Astronomy and Calendars in Ancient Mesopotamia,” Civilizations of the Ancient Near East, vol. III, ed. Jack Sasson (2000): p. 1925. Кстати, эта книга, пожалуй, — наилучшее введение в предмет нашего обсуждения.) Вообще говоря, хотя возраст клинописных текстов до сих пор точно и не определён, его оценки не соответствуют той древности астрономических знаний шумеров, о которой утверждает Захария Ситчин. Видимо, это связано с тем, что Ситчин черпал информацию не в ходе самостоятельного изучения этих клинописных источников, а, скорее, из своего воображения…

Итак, читатель должен понимать, что датировка древних табличек - вовсе не произвольна. Возраст таблички определяется различными методами:

1) На основании информации об именах царей или других важных исторических личностей в текстах (например, военачальников или священнослужителей), которые упоминаются в других источниках, часто из других стран (Египет, например), для которых уже имеется точная датировка. В случае с царями, их имена сравниваются с имеющимися списками правления, или другими списками, из которых мы можем узнать, какой царь сколько лет царствовал. Исходя из этого, можно начать построение хронологической таблицы, учитывая, конечно, записи и литературные источники других древних народов. Отправными пунктами в этом могут нам также служить записи древних греков и римлян, которые уже детально велись за несколько столетий до н.э.

2) Астрономические события, упоминающиеся в клинописных текстах (например, солнечные или лунные затмения), — существенно упрощают задачу, т.к. современные астрономические методы позволяют с очень высокой точностью рассчитать время данного события вплоть до минут. Также, довольно часто, эти события фигурируют и в других древних источниках.

3) Важные события (например, битвы, договора и т.п.), о которых упоминается в текстах, на которые ссылаются записи других народов, или же другие шумерские источники (например, в случае договора - это общие для двух сторон детали договора). Кроме того , эти записи могут иметь и перекрёстные ссылки.

4) Как только накопится достаточное количество клинописного материала, который может быть хронологически датирован, учёные в соответствии с полученной информацией о возрасте этого материала вносят изменения в словари, стили и грамматику. Это позволяет им делать датировку табличек, в которых нет ни одного хронологического маркера, о которых говорилось выше. Чтобы наглядно это проиллюстрировать приведём следующий пример. Допустим, если вы нашли письмо где-нибудь на чердаке, или на распродаже антиквариата, и в этом письме встречаются слова “thee” или “thou” (англ. устаревшие слова, обозначающие «тебе», «ты», прим. ред.-переводчика ), то вы, скорее всего, сможете приблизительно определить, когда могло быть написано это письмо. А если бы вы воспользовались помощью экспертов, то смогли бы определить возраст этого письмо с точностью до десятилетия. Или другой пример. Если вы найдёте письмо, которое ВЫГЛЯДИТ старым, но в нём встречается слово "email", то вы также должны понять, что это письмо не может быть написано ранее года, в котором появился термин, обозначающий этот способ электронной связи.

Полная космологически-мифологическая система Ситчина основана на следующих трёх аргументах:

1. Изображения на поверхности знаменитой цилиндрической печати VA 243 .

Вопреки мнению Ситчина, на поверхности этой печати не изображено Солнце и планеты. В шумеро-месопотамской графике Солнце изображалось совершенно в другом стиле. Объект, изображённый на этой печати, если сравнить его с другими образцами шумеро-месопотамской графики, является звездой. Ну, а если нет Солнца, то нет и солнечной системы.



Может быть, какую-то ясность могут внести надписи на этой печати (перевод исследователя Месопотамии Антона Мортгата (Anton Moortgat), “West Asian Cylinder Seals”; 1940, стр. 101)?

Мы видим три строчки текста (строка 1 = Line 1 повторяется с двух сторон):

Строка 1 (Line 1) = dub-si-ga “Дубшига (Dubsiga)” (личное имя какой-то, очевидно, очень важной персоны);

Строка 2 (Line 2) = ili-il-la-at “Или-иллат (Ili-illat)” (другое имя, в данном случае - владельца печати);

Строка 3 (Line 3) = ir 3 -su “твой слуга”;

Итак, на печати написано «Дубшига, Или-иллат - твой (или его) слуга ».

К сожалению, нет ничего касательно планет или астрономии вообще…

Перейдём теперь к изображению якобы Солнечной системы.

Дело в том, что нам очень неплохо известна символика в шумеро-месопотамской религии, касающаяся бога солнца - Шамаша (или Уту, на шумерском языке).

Символом бога солнца был маленький круг с четырьмя лучами и с волнистыми линиями между лучами, заключённый в больший круг (в символике возможны незначительные вариации, но основные элементы сохраняются).



И здесь читатель должен обязательно заметить, что это совершенно не тот символ, который изображён на печати VA 243.

Звёзды, планеты и божества изображались следующим образом:

Могло различаться количество лучей (6-8), может отсутствовать внешний круг.

Чаще всего изображалось 8 лучей, но встречаются изображения с 6 лучами, как на VA 243 и с 7 лучами.

Ниже приведено несколько примеров месопотамской графики с изображением звёзд, луны и солнца.



(Ursula Seidl, Die Babylonischen Kudurru Reliefs, Tafel 11, Zweite Gruppe, stela “a”).

Слева изображена звезда, справа - Солнце, изображённое с волнистыми линиями и заключённое в круг.


(Ursula Seidl, Die Babylonischen Kudurru Reliefs, Tafel 19, Vierte Gruppe, stela “b”).

То же самое - Солнце (справа) изображено с волнистыми линиями и в круге.

Различие в изображениях звёзд/планет и Солнца можно увидеть и на изображении месопотамского Зодиака:



(Ursula Seidl, Die Babylonischen Kudurru Reliefs, p. 47).

Символ Солнца в центре, а звезды - справа. Опять мы видим волнистые линии на изображении Солнца.

Ещё один Зодиак:



(Ursula Seidl, Die Babylonischen Kudurru Reliefs, p. 60).

И здесь то же самое: в центре символ Солнца с волнистыми линиями, справа - звезда.

Итак, что мы имеем:


Из VA 243


Из Frankfort XXXIII-b


Звезда Иштар



А теперь сравним с шумерским символом, изображающим Солнце:




Я надеюсь, с этим теперь всё ясно.

Вы спросите, а что же обозначают маленькие точки вокруг центральной звезды?

И я вам отвечу, что это тоже звёзды.

Вот посмотрите на этот пример (Frankfort, Plate XXXV - seal h):


Мы видим изображение звезды с 6 лучами и справа вверху 7 точек, обозначающих Плеяды (рассеянное звёздное скопление в созвездии Тельца, прим. ред.-переводчика ).

Можно предложить множество версий, кто изображён на печати VA 243. Но ни одна из них, к сожалению, не может быть подкреплена какими-либо существенными доказательствами.

Как утверждает доктор Руди Майр (Dr. Rudi Mayr), диссертация которого касалась цилиндрических печатей, сидящим изображено какое-то божество, на что указывает некоторые особенности одежды и головного убора.

Кто же такие остальные два персонажа — Дубшига и Или-иллат, изображённые слева от сидящего божества, — можно только догадываться.

Но в любом случае, у вас не должно быть никаких сомнений в том, что на печати не изображено Солнце и планеты, а изображены звёзды, различающиеся по своей значимости (яркости), и несущие, видимо, какое-то символическое значение по отношению к изображённым на печати персонажам.

Возможно, звёзды отображают ранги этих двух персон. Например, рядом с крайним слева человеком изображена одна яркая звезда в центре группы из 11 менее ярких звёзд (напрашивается сравнение с Альдебараном, занимавшим важное место в вавилонской астрологии, и Гиадами - рассеянным звёздным скоплением, на которое проецируется Альдебаран на небесной сфере). А рядом со вторым человеком изображена одна слабая звёздочка. Видимо, здесь указание, что ранги этих людей относятся между собой, как звёзды, соответствующие этим людям. Но это - всего лишь предположение (прим. ред.-переводчика).

Более подробно вы можете ознакомиться с результатами изучения этой цилиндрической печати здесь http://www.michaelsheiser.com/va_243%20page.htm

2. Утверждение, что Нибиру находится за Плутоном, и на ней обитают Ануннаки.

Однако, как мы говорили об этом выше, этого нет ни в одном шумеро-месопотамском тексте (см. таблицу, если же вы не согласны с приведённой выше информацией, то вы можете самостоятельно поискать ссылки на nibiru в «CAD» и различных переводах, о которых мы уже упоминали).

3. «Реконструкция» образования нашей солнечной системы сопоставлением имён богов в шумерских космологических текстах с планетами, а затем попытка «прикрутить» сценарий этого «космического бильярда» к реальности.

В клинописных астрономических текстах НИКОГДА не упоминалось более пяти планет (или семь - если считать Солнце и Луну, см. ниже «Мул Апин»), и эти тексты фактически могут нам поведать, какие планеты сопоставлялись с какими богами шумерской мифологии. Думаю вас уже не должно удивить, что шумеро-аккадское сопоставление богов и планет противоречит Ситчину. Если нам нужно будет решать, на что полагаться: на шумеро-аккадские тексты или на книги Ситчина, то я думаю, что выбор будет очевиден.

Древнейшие астрономические клинописные таблички содержат тексты предзнаменований (так называемые, «тексты небесных предсказаний»). Детальное изучение происхождения этих текстов (1800 г. до н.э.), тем не менее, не позволяет однозначно их датировать. Хотя эти таблички и датированы 1800 г. до н.э., но очевидно, что сами тексты (а, следовательно, и астрономические наблюдения, на основании которых они составлены) имеют больший возраст, т.к. к этому времени они уже были систематизированы. Этот может быть доказательством того, что тексты предзнаменований более древние, чем 1800 г. до н.э., но, к сожалению, всё это основано только на предположениях.

Что же касается астрономии более древней, чем 1800 г. до н.э., то наш читатель должен понимать, что, если я утверждаю (а также и другие специалисты в этой области) то, что наблюдательная астрономия старше 1800 г. до н.э., то это совсем не означает, что шумеры могли знать о том, сколько существует планет в Солнечной системе. Фактически, на настоящий момент имеются полные астрономические клинописные таблички (см. ниже) с ШУМЕРСКИМИ названиями звёзд (шумерская цивилизация относится ко времени более раннему, чем 1800 г. до н.э.), и эти таблички говорят нам о том, что шумеры знали только пять планет (плюс Солнце и Луна). И хотелось бы отметить, что эти таблички не являются не полными, и также нельзя сказать, что какие-то источники забыты или сознательно опущены. «Мул Апин» - полный цикл астрономических наблюдений - это компендиум шумеро-месопотамской астрономии.

Но давайте, наконец, перейдём к конкретным источникам!

Как отмечают эксперты в шумеро-месопотамской астрономии, есть три текста, которые «характеризуют интерес к астрономии в Вавилоне ранее 500 г. до н.э., а также достигнутый в этот период уровень познания астрономических явлений» (цитировано из Rochberg, p. 1927). Этими текстами являются: «Enuma Anu Enlil» («Энума Ану Энлиль», на русском языке — «Когда боги Ану и Энлиль…» — прим. ред.-переводчика ), и это не то же самое, что «Enuma Elish» («Энума Элиш», на русском — «Когда небеса…» — прим. ред.-переводчика ), таблички «Три Звезды В Каждом» (более известные, как «Астролябии»), и «MUL.APIN» («Мул Апин» — «Звёздный Плуг» — «Звезда/созвездие Плуг» прим. ред.-переводчика ). Хотя, стоит отметить, что первый из этих текстов имеет небольшое отношение к Нибиру. При изучении вопроса Нибиру, нам также нужно будет обратиться к табличке V «Энума Элиш», которая, хотя и не является астрономическим текстом, но также содержит упоминания о Нибиру.

«Энума Ану Энлиль»

В этой табличке математически рассчитывается «длительность видимости Луны в течение тридцатидневного месяца» (цитировано Rochberg, p. 1927). Так как длина ночи меняется от месяца к месяцу, вавилоняне разработали также математический метод вычисления видимости Луны на любой день в течение года.

«Три Звезды В Каждом» или «Астролябии»

В отличие от «Энума Ану Энлиль», в «Астролябиях» основное внимание сосредоточено на «изменениях длительности светлого времени суток в течение года» (цитировано Rochberg, p. 1929.). Основным содержанием «Астролябий» является «фиксированный звёздный календарь, в котором указаны гелиакические восходы трёх неподвижных звёзд для каждого из двенадцати месяцев года» (Ibid., 1929.). Именно поэтому «Астролябии» также называют «Три Звезды В Каждом». Другими словами, каждый месяц наблюдалось появление над горизонтом трёх неподвижных звёзд в определённое время незадолго до восхода Солнца. Для этих звёзд «были обозначены на небе три ‘пути’, названные в честь трёх великих богов: Ану, Энлиль и Эа. Эти пути были определены по отношению к восточному горизонту и представляли собой области небесной сферы, в которых можно было наблюдать восходы определённых звёзд с сезонной регулярностью (основное отличие звёзд от планет). Именно эта попытка определить положение звёзд на небе и описать их циклическое движение по небесной сфере и дала современное название этим табличкам - ‘Астролябии’» (Ibid., 1929).

Для иллюстрации содержимого «Астролябии» (три последующие иллюстрации из W. Horowitz, Mesopotamian Cosmic Geography (Eisenbrauns, 1998): 156, 165, 173.), учёные оформили информацию из клинописных табличек по типу астролябий античного времени и эпохи Возрождения (обратите внимание, здесь красной звёздочкой обозначено то место, где упоминается Нибиру - звезда бога Мардука (Юпитер, MUL Neberu d Marduk):



Перед тем как продолжить, уместно было бы упомянуть об одном наблюдении. Тот факт, что Нибиру описывается и как Мардук-Юпитер, и как Меркурий в одном тексте, и как неподвижная звезда, которая, всё же «изменяет свой ход» (см. ссылку № 5 в таблице выше), может говорить о том, что звезда может изменять своё положение в зависимости от того, когда производились наблюдения, описанные в различных текстах. Например, это можно было бы объяснить прецессией земной оси, или другими факторами, влияющими на положение звёзд, но у нас совершенно недостаточно материала, для того, чтобы строить какие-либо теории на этот счёт.

Три «пути» на небе можно проиллюстрировать на примере пути Солнца в течение года:





«Мул Апин». «Звезда/созвездие Плуг». (MUL.APIN)

Название табличек происходит от названия первого созвездия - созвездия Плуг, сейчас ассоциируемого с созвездием Треугольника и частью созвездия Андромеды (прим. ред.-переводчика).

Этот клинописный текст (состоящий из двух табличек) является астрономическим компендиумом, который «каталогизирует и систематизирует разнообразные небесные явления… [он] представляет исчерпывающее изложение астрономических знаний в период порядка VII в. до н.э» (Если нет специальных пометок, то вся информация в этом разделе приводится согласно Rochberg, p. 1930). Первая табличка начинается с перечисления неподвижных звёзд в соответствии с тремя «путями», описанными в «Астролябии». Приведены даты гелиакических восходов тридцати шести неподвижных звёзд или созвездий, двадцать четыре из которых «пересекаются» с тридцатью шестью звёздами из «Астролябии» (включая и Нибиру). Во второй табличке изложение продолжается с описания пути Солнца, Луны и планет. Даны появления и исчезновения Венеры, Юпитера, Марса, Сатурна и Меркурия, а также обсуждаются ветра, солнечный год, видимость и фазы Луны, длительность дня (светлого времени суток) в особенные даты с точки зрения астрономии.

«Мул Апин» («MUL.APIN»)

4. Что же эти источники могут нам рассказать о Нибиру?

Сейчас мы рассмотрим тексты (согласно таблице ссылок на Нибиру), в которых Нибиру уделяется больше внимания, чем просто перечисление в списке с другими звёздами. Итак, основные ссылки на Нибиру существуют в следующих документах: «Энума Элиш» (до сих пор этот текст упоминался только выше в таблице), «Астролябия» и «Мул Апин».

«Энума Элиш»

Эпос «Энума Элиш», несомненно, знаком тем, кто раньше слышал о Захарии Ситчине или Нибиру. Этот месопотамский эпос рассказывает о происхождении Вселенной, клинописный текст в общей сложности занимает семь табличек. В конце таблички VI и на протяжении большей части таблички VII боги провозглашают пятьдесят имён Мардука.

В табличке VII (строки 39-44) Мардук делит богов Ануннаков на две группы: 300 в небе и на земле 300. После этого (строки 55ff) Ануннаки обращаются к Мардуку с прошением, что бы он позволил построить святилище, и напоминают ему, что ранее он обещал построить Вавилон. Затем по воле Мардука Ануннаки строят Вавилон, и - собственные храмы. Со строки 121 Таблички VI до строки 138 Таблички VII перечисляются имена Мардука. Как следует из содержания строки 124 Таблички VII , одно из имён Мардука - Нибиру. Ниже я буду использовать перевод Хоровица, при необходимости дополняя его своими комментариями. (Mesopotamian Cosmic Geography, pp. 114-115.)

В строке 124 название указано на шумерском (перед словом Nibiru имеется префикс DINGIR - признак божества), а затем следует короткое описание на аккадском:

d Né-bé-ru né-bé-re-et šamê u erṣeti lu tameḫma

Нибиру: пусть он/она [Нибиру] будет держателем пересечения небес и земли. (со строки 125 следует текст: «… таким образом, чтобы они [небеса] не могли пересекаться выше и ниже, но должны ожидать его/её [Нибиру]»).

Замечание. Итак, у нас имеется определённый шумеро-аккадский текст, в котором утверждается, что Нибиру - это имя Мардука. Ниже мы увидим, что Мардук - это название планеты Юпитер. Получается, что Нибиру не может быть планетой за орбитой Плутона, если - это Юпитер. Нибиру-Мардук-Юпитер имеет какое-то отношение к «месту пересечения», т.е. это астрономическое тело непосредственно не ПЕРЕСЕКАЕТ орбиты других тел, но каким-то образом ОТМЕЧАЕТ или появляется в некоторой точке пересечения. Это ещё один момент, который противоречит «учению» Ситчина, и в котором утверждается, что Нибиру — это подвижный объект, пересекающий орбиты других планет солнечной системы. В шумеро-аккадских текстах не говорится об этом!

Замечание. Хоровиц отмечает, что слово kunsaggu подтверждено только в «Энума Элиш». В другом тексте есть слово kun-sag-ga , которое сопровождается словом muhru , обозначающим «уличный знак» или отметку для поворотного пункта в каком-то процессе кругооборота. Во всяком случае, Нибиру подразумевает некое «соединение» или «пересечение».

«Пусть он [Нибиру] устанавливает путь звёзд на небесах; пусть он пасёт богов как овец».

Замечание . В тексте слово Нибиру опять помечается символом DINGIR, а также особо подчёркивается, что это звезда («kakkabu » - общее слово, обозначающее звезду в семитских языках, сравните с «kkb » на иврите). В тексте также говорится о том, что Мардук-Юпитер вызвал появление Нибиру. Может ли это быть ссылкой на какое-то катастрофическое событие, или, может быть, на какое-то явление, связанное с движением астрономических объектов по небесной сфере, или - это просто мифологическое утверждение? Независимо от того, чем является Нибиру, либо непосредственно Юпитером (множество названий может подразумевать один объект), или какой-либо звездой неразрывно связанной с Юпитером, Нибиру регулирует способность звёзд придерживаться своих путей.

Табличка V «Энума Элиш» перекликается с написанным в Табличке VII. Эта часть эпоса повествует о том, как Мардук занимается размещением звёзд. Читаем в строках 1-8:

1) Он [Мардук] устроил стоянки/места для великих богов.

2) Звёзды-планеты, подобья богов, он сделал, созвездия.

3) Он год разделил — начертил рисунок:

4) Расставил он звезды по три для каждого из двенадцати месяцев [ссылка на астролябию].

5) Когда ж начертил он на небе рисунок дней года,

6) Закрепил он стоянку/положение Нибиру , дабы звездам указать их пути.

7) Никто бы не погрешил, не стал бы небрежен!

8) Вместе с ней установил он места для Энлиля и Эа.

Замечание. Эту «стоянку/положение» объясняют учёные, ссылаясь на приведённые выше строки (124-127) из Таблички VII. «Расположение» Нибиру так выбрано в связи с «особой ролью», отведенной Мардуком, какая-то регулирующая точка или воздействие на звёзды, которая, как кажется, определяет их пути.

Замечание. По крайней мере, как отмечает Хоровиц, вышеуказанный текст из Астролябии указывает, что Нибиру, звезда Мардука, вместе со звёздами Эа и Энлиль должны находиться на небе когда заканчивается старый год и начитается новый. Фраза «красная звезда» интересна и заставляет подумать о Марсе. Жители Месопотамии, конечно же, знали о Марсе (его движение занесено в каталог «Мул Апин»). К сожалению, у меня нет достаточных астрономических знаний, но, допустим (и это всего лишь догадка), что если Марс в одно время имел красный оттенок, а в другое время - нет, то это могло бы вызвать некоторую путаницу? Или, если какое-то время Марс «следует по пути» Юпитера, то может ли это ввести в заблуждение древних наблюдателей? Если это так, то между Марсом и Нибиру можно найти взаимосвязь.

Нибиру однозначно названа звездой Мардука и Юпитером. Странно, но здесь Нибиру «пересекает небо» и, следовательно, является «подвижной» звездой (планетой), но в другом тексте она уже выступает как «неподвижная» звезда.

И снова, несмотря на «подвижность» Нибиру, мы должны исключить связь с планетой за орбитой Плутона по двум причинам:

1. Нибиру видна КАЖДЫЙ ГОД.

2. И, опять же, либо это звезда тесно связанная с Юпитером, либо сам Юпитер и ЕСТЬ.

Откуда мы знаем, что в вышеприведённой формулировке имеется в виду Юпитер? Дело в том, что в каталог «Мул Апин» были занесены данные о движении всех тогда известных планет (пяти, а если считать планетами Луну и Солнце, то - семи). В таблице ниже даны названия планет из «Мул Апин», полученные на основе технического исследования этих табличек (Hermann Hunger and David Pingree, MUL.APIN: An Astronomical Compendium in Cuneiform, Archiv fur Orientforschung 24 (Verlag Ferdinand Berger & Sohne Gesellschaft MBH, Austria, 1989): p. 146):


Как уже упоминалось выше, есть два источника (см. таблицу выше), в которых кроме этих основных ссылок на Нибиру есть указание, что Нибиру - это Меркурий.

Итак, подведём итог:

Что же нам могут сообщить о Нибиру древние клинописные тексты, есть ли какие-то противоречия с «учением» Захарии Ситчина?

1. Под этим названием (Нибиру) понимается какая-то звезда.

2. Название Нибиру носит какая-то планета, почти всегда это Юпитер-Мардук, но один раз - Меркурий, и ни разу что-либо за орбитой Плутона.

3. Шумеры, согласно их собственным записям знали только о пяти планетах (а также считали планетами Солнце и Луну).

4. Нибиру никогда не упоминается в какой-то взаимосвязи с Ануннаками, нигде не говорится, что они там были, или Нибиру была ими населена.

5. Нибиру является и «неподвижной» звездой, имея при этом какое-то отношение к созвездиям (неизвестно, она входит в состав этих созвездий или же находится в непосредственной близости) и «удерживая их курс», а также описывается как «изменяющая положение» и «пересекающая небо» время от времени.

6. Нибиру была видна каждый год, что противоречит Ситчину, утверждающему, что она появляется циклически каждые 3600 лет.

Надеюсь, после прочтения этой статьи наш уважаемый читатель понял намёк на следующие две вещи:

1. Гипотеза Захарии Ситчина - ложна.

2. В одной работе, на которую я ссылался в начале этой статьи, высказывается предположение, что Нибиру может быть «полярной» звездой (звездой, указывающей на полюс небесной сферы), которая затем изменила своё положение на небе. К сожалению, я не очень хорошо знаю астрономию, так что я не могу дать свою оценку этому предположению.

Майкл С. Хейзер (Michael S. Heiser) , магистр гуманитарных наук, доктор философии, университет Висконсин-Мэдисон, Земля (Sol III).

Перевод: Алексей Рудой (благодарю за помощь в переводе Е. Яресько, Е. Рыбас, И. Дубровскую).