Танцевальная чума и пляска святого Вита. Непознанное. "пляска святого витта"-что за болезнь такая, почему так названа? и кто этот святой витт




Пляска святого Витта Спец. Название нервной болезни - хореи, заключающейся в судорожных движениях, подёргиваниях мышц лица и всего тела. Любой мельчайший кусочек его [нищего ] лица дёргался, состязаясь в ужасном танце с головой, плечами, всем телом. Мать сказала ей [Лизе ], что он болен пляской святого Витта (К. Федин. Первые радости).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пляска святого Витта" в других словарях:

    пляска святого витта - виттова пляска, хорея Словарь русских синонимов. пляска святого витта сущ., кол во синонимов: 2 виттова пляска (4) … Словарь синонимов

    Пляска святого Витта - Эрготизм, или Антониев огонь (фр. ergot спорынья) отравление человека и животных алкалоидами спорыньи, попавшими в муку из зерен ржи, зараженных склероциями, а также из за передозировки препаратами спорыньи (например, гидротартрат эрготамина)… … Википедия

    ПЛЯСКА СВЯТОГО ВИТТА - ВИТТОВА ПЛЯСКА или ПЛ. СВ. ВИТТА нервная болезнь, выражающаяся в том, что больной бессознательно делает различные движения, лицо у него искажается, голова и руки судорожно подергиваются; иногда человек даже подпрыгивает и бегает; при всем том,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Пляска святого Витта - Спец. Заболевание центральной нервной системы, хорея. БТС, 847 …

    пляска святого Витта - Виттова пля/ска, мед. Нервное заболевание, характеризующееся подёргиваниями, непроизвольными и некоординированными движениями; хоре/я … Словарь многих выражений

    пляска святого Витта, илиВиттова пляска - нервное заболевание, то же, что хорея (вид гиперкинеза, который проявляется быстрыми подёргиваниями конечностей, подмигиваниями, причмокиваниями и др.). Название связано с преданием, что у часовни св. Витта в Цаберне (Эльзас) излечивались больные … Справочник по фразеологии

    СВЯТОГО ВИТТА ПЛЯСКА - – истерическая эпидемия, распространившаяся в первой половине XIV в. в Германии (в монастыре св. Витта происходило «исцеление» одержимых). В дальнейшем так называли хореатические гиперкинезы инфекционного происхождения. То же, что Сиденгама хорея … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПЛЯСКА - ПЛЯСКА, пляски, жен. (разг.). 1. только ед. Действие по гл. плясать. «Почти вся ночь прошла в игре, пляске и пении.» Нарежный. 2. Танец (преим. народный). Народные пляски. «Смотреть до полночи готов на пляску с топаньем и свистом.» Лермонтов. ❖… … Толковый словарь Ушакова

    Пляска (значения) - Пляска хореография, танец Пляска Смерти аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья Пляска Смерти роман Стивена Кинга Пляска святого Витта одно из названий эрготизма (отравление человека алкалоидами спорыньи) … Википедия

    ПЛЯСКА - Виттова пляска. Спец. Заболевание центральной нервной системы, хорея. БТС, 133. Пляска святого Витта. Спец. То же. БТС, 847. Пляска смерти. Жарг. угол., мол. Шутл. ирон. Смесь водки с глазными каплями. Грачев 1997, 148. Такая пляска. Сиб. Ирон.… … Большой словарь русских поговорок

"Пляска святого Витта"-что за болезнь такая, почему так названа? И кто этот святой ВИТТ?

  1. Пляска святого Витта. Первые упоминания о необычном заболевании, именуемом сейчас болезнью Гентингтона, встречаются еще в западноевропейских исторических документах XVIXVIII веков. Многие обращали внимание на самое яркое внешнее проявление заболевания - непроизвольные движения рук, ног, туловища больных, нередко напоминающие своеобразный танец. Неврологи называют подобный вид насильственных (то есть не поддающихся произвольному контролю) движений хореей, откуда и пошло распространенное синонимичное название хорея Гентингтона.
    Термин"Пляска Святого Витта" известен многим людям, не имеющим отношения к истории медицины и неврологии. Святой Витт был историческим персонажем и жил на Сицилии во времена начала упадка Римской империи. Этот юный христианин был замучен римлянами в 303 году во времена гонений на христиан, развернутых императором Диоклетианом. Спустя 1200 лет (с XVI века) его имя стало ассоциироваться с "пляской". Тогда по неизвестным причинам по всей Германии распространилось поверье, что всякий, кто спляшет перед статуей святого Витта в его день (15 июня) , получит заряд бодрости на весь год. Тысячи людей толпились вокруг статуй святого в этот день, и их пляски нередко носили весьма экспансивный, эмоциональный характер. В конце концов хорею стали называть "пляской святого Витта" и даже пытались прибегать к помощи этого святого с целью излечения.

    Кстати, в Италии распространение пляски сопровождалось уверенностью, что такая пляска сделает безопасным укус тарантула для тех, кто танцевал под музыку (видимо, тут влияние библейских слов Иисуса: наступайте на скорпионов не будет вам вреда) . Пляску стали назвать тарантеллой. Известна также эпидемия тарантизма вследствие поглощения ею огромного количества жертв, сделалась в полном смысле слова социальной язвой Италии.

    Малоизвестно, но тарантелла не единственный танец, спровоцированный пляской св. Витта. Как пишет доктор исторических наук Мери Хашба, пляска из Европы добралась и до Абхазии:

    Так, с врачеванием связано у абхазов и происхождение танца Атларчопа, который сопровождался одноименной песней. Атларчопа исполнялась при болезни святого Витта, известной в народе как аршышра. Этой болезнью страдали молодые девушки. В пляске принимала участие и больная. Она выбирала юношу и пускалась с ним в пляс. Танцующие достигали стремительного темпа и очень часто девушка, не выдержав напряжения, падала без чувств. В таком состоянии она пребывала несколько часов, и болезнь покидала ее. В средние века в Европе и, в частности, в Италии и Германии, болезнь святого Витта лечили музыкой.

    Святой Витт христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году. Память святого Вита совершается в Православной церкви 16 мая и 15 июня (по юлианскому календарю) , в Католической церкви 15 июня.

    Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого Витта не сохранилось. Согласно церковному преданию, св. Витт был мальчиком семи (по другим источникам, двенадцати лет) , сыном римского сенатора-язычника с Сицилии. Мальчик принял христианство под влиянием своего наставника. Был убит во времена преследования христиан римскими императорами Диоклетианом и Максимином.

    По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Витт отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Витта бросили в котел с кипящим маслом.

  2. Пляска Святого Витта - нервная болезнь, существенный симптом которой заключается в своеобразном судорожном расстройстве движений.
  3. Пляска святого Витта особенно распространилась в немецких и фламандских странах (как и многие другие психозы, она не считалась болезнью, а объяснялась с позиций суеверия) .

    Виттова пляска

  4. В XIV веке Европу охватила эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. Основным способом лечения оставались, как водится, истовая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное отправление всех церковных обрядов. В разгар этого бедствия наступил праздник святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво. Зловещее, заразительное веселье передавалось от одного городского района к другому, от деревни к деревне, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.

    Этот кошмарный эпизод, зафиксированный летописцами, получил отражение в художественной литературе (наиболее известна россиянам пушкинская пьеса Пир во время чумы), а также в современной психологической и медицинской терминологии, где пляска святого Витта означает известный клинический симптом... Виттова пляска.
    Есть перевод латинского названия chorea St. Viti (danse de st. Guy, Veitstanz), которое первоначально служило для обозначения психической эпидемии, протекавшей с двигательным возбуждением и пляской (вероятно, истерического характера) , наблюдавшейся в XIV столетии в юго-западной Германии. Эти больные, по словам предания, находили исцеление после посещения часовни, посвященной святому Витту. В современной же медицине Виттовой пляской (пляской Святого Витта) , или хореей (chorea minor), называется определенная, довольно распространенная повсюду нервная болезнь, существенный симптом которой заключается в своеобразном судорожном расстройстве движений. Расстройство это характеризуется преимущественно беспокойством мышц конечностей, туловища и головы, вследствие которого в них происходит множество непроизвольных сокращений; они чрезвычайно разнообразны и происходят не беспрерывно, а в различные промежутки, как при полном покое больного, так и при совершении им произвольных движений. Свято#769;й Витт (лат. Sanctus Vitus) христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году. Память святого Вита совершается в Православной церкви 16 мая и 15 июня (по юлианскому календарю) , в Католической церкви 15 июня.

  5. и многие другие психозы, она не считалась болезнью, а объяснялась с позиций суеверия) .
    Пляска святого Витта свирепствовала долте века. Люди собирались вместе, танцевали и пели долгие часы подряд, а порою по нескольку дней, пока не теряли сознание.
    У многих из них начинались тяжелые судорожные припадки.

    Виттова пляска
    есть перевод латинского названия chorea St. Viti (danse de st. Guy, Veitstanz), которое первоначально служило для обозначения психической эпидемии, протекавшей с двигательным возбуждением и пляской (вероятно, истерического характера) , наблюдавшейся в XIV столетии в юго-западной Германии. Эти больные, по словам предания, находили исцеление после посещения часовни, посвященной святому Витту. В современной же медицине Виттовой пляской (пляской Святого Витта) , или хореей (chorea minor), называется определенная, довольно распространенная повсюду нервная болезнь, существенный симптом которой заключается в своеобразном судорожном расстройстве движений. Расстройство это характеризуется преимущественно беспокойством мышц конечностей, туловища и головы, вследствие которого в них происходит множество непроизвольных сокращений; они чрезвычайно разнообразны и происходят не беспрерывно, а в различные промежутки, как при полном покое больного, так и при совершении им произвольных движений. В большинстве случаев судороги, свойственные Виттовой пляске (они называются хореатическими) , настолько незначительны по своей интенсивности, что больные за все течение болезни могут оставаться на ногах и справляться с своими профессиональными занятиями. В начале болезни, когда она поражает детей школьного возраста, хореатические подергивания в лице и конечностях бывают столь слабы и похожи на произвольные движения, что нередко принимаются профанами за шалость. С другой стороны, есть случаи, в которых хореатические судороги настолько бурны, что больной ни одной минуты не может лежать спокойно и даже выбрасывается из постели; эта высокая степень болезни удачно характеризуется названием "folie des muscles" (помешательство мышц) .
    Чаще всего рассматриваемою болезнью поражаются дети в возрасте от 6-ти лет до периода возмужалости; девочки значительно чаще мальчиков. Кроме того, предрасположение к ней обнаруживают беременные женщины. Наконец, в виде исключения она наблюдается в старческом возрасте. Продолжительность болезни в типических случаях колеблется от нескольких недель до нескольких месяцев. Выздоровление обыкновенно происходит таким образом, что хореатические подергивания становятся постепенно слабее и реже; у детей нередко после некоторого промежутка времени болезнь возобновляется. В типических случаях у детей В. пляска не представляет никакой опасности для жизни. Смертельный исход наблюдается иногда при хорее беременных и при старческих формах. Кроме того, существует вид хореи, в котором вместе с хореатическимн судорогами наблюдается прогрессирующее ослабление умственных способностей и общее истощение, ведущее к смертельному исходу. Эта редкая форма, свойственная исключительно взрослым, имеет характер наследственной болезни, поражающей нескольких членов одной и той же семьи. Наконец, судорожные движения, подходящие под категорию хореатических, нередко составляют одно из проявлений органических поражений головного мозга, поражая иногда одну половину тела (hemichorea)

Согласно современного медицинского справочника хорея (от греч. choreia - пляска) - заболевание нервной системы, характеризующееся насильственными движениями, которым присущи беспорядочность, быстрый темп, размашистость, неритмичность, отсутствие стереотипности, возможность одновременного сокращения различных по расположению и функции мышц. Вроде бы ничего необычного, мало ли существует человеческих недугов?! Однако, интересен тот факт, что еще много столетий назад, подобное заболевание массово поражало целые селения. Учитывая, что хорея - заболевание не заразное, давайте разбираться, где тут правда, а где тут вымысел.

Так в 1374 году жители десятков деревушек, находящихся вдоль реки Рейн, вдруг ощутили на себе симптомы смертельного заболевания – танцевальной чумы – хореомания (либо пляски святого Витта). На улицах этих населенных пунктов можно было увидеть сотни людей, прыгающих и выделывающих коленца без всякого повода. И делали они это без музыкального сопровождения, хотя, может, музыка звучала в их воспаленном сознании. И продолжали они свои пляски до тех пор, пока изнеможенными от голода, бессонницы и усталости не падали на землю. Пятки несчастных больных были стерты в кровь. А затем эта странная чума внезапно закончилась – практически так же, как и началась.

В 1518 году случилась очередная вспышка. Женщина по имени фрау Троффеа по неведомым причинам внезапно вышла на улицу города Страсбурга и начала танцевать. Она не могла завершить свой танец несколько дней. За неделю количество танцующих больных увеличилось до 35 человек, а к концу месяца двигались в странном танце уже 400 человек. У десятков людей случались сердечные приступы, инсульты либо изнеможения. От этого они падали замертво. И в этом случае танцевальная чума прекратилась точно так же внезапно.

Многие учёные пытались объяснить эту «танцевальную» загадку. Какое-то время была популярна следующая гипотеза: произошло отравление людей хлебом, поражённым грибком, произрастающим на влажных ржаных стеблях, – спорыньёй. Попадая в организм, он вызывает лихорадку, судороги, бредовые состояния.

Джон Уоллер, профессор истории из Мичиганского университета, считает, что эта версия неправдоподобна, ведь речь движения больных были именно танцами, а не судорогами. Другую популярную теорию – причастность жертв к некому танцевальному культу – профессор тоже отверг.

Уоллером была предложена третья теория: это были психогенные(обусловленные травмой психики) массовые заболевания, которые вызывали страхи и депрессия. Обе вспышки произошли во времена голода, гибели урожая, наводнения – того, что можно было принять за знаки приближения библейской катастрофы. Страх перед сверхъестественным мог спровоцировать состояние своеобразного транса у людей.

Кроме того, танцевальную чуму связывают со святым Виттом – христианским мучеником. По поверью, можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Витта в день его именин. Для некоторых эти танцы могли быть последним шансом вылечиться от смертельного заболевания, например от бушевавшей в те времена чумы, оспы или холеры. А значит, идея спасительных танцев уже была в подсознании людей. И для начала этого марафона во время эпидемии было достаточно одного человека.

Страсбургская вспышка танцевальной чумы была не последней, нечто подобное в 1840 году можно было наблюдать на Мадагаскаре.

...философ, вдруг поднявшись на ноги, закричал: "Музыкантов! непременно музыкантов!" - и, не дождавшись музыкантов, пустился среди двора на расчищенном месте отплясывать тропака. Он танцевал до тех пор, пока не наступило время полдника, и дворня, обступившая его, как водится в таких случаях, в кружок, наконец плюнула и пошла прочь, сказавши: "Вот это как долго танцует человек!" Наконец философ тут же лег спать, и добрый ушат холодной воды мог только пробудить его к ужину. За ужином он говорил о том, что такое козак и что он не должен бояться ничего на свете...
Н.Гоголь. Вий

Цитата сообщения красавицаумница

Время танцевать - время умирать. Пляска святого Витта

Это случилось в середине июля 1518 года. Мадам Троффеа вышла из дома и принялась... танцевать.
Никакого празднества в Страсбурге в тот день не было. Но женщина плясала и плясала - без остановки на протяжении шести дней подряд. А на седьмой на узких улочках французского города замысловатые па выделывали уже 34 танцора...
Поначалу городские власти, вспомнив, видимо, о том, что подобное лечится подобным, решили поправить здоровье пляшущих горожан... танцами до упаду. Для чего выделили для нужд недужных самую просторную залу в городском муниципалитете и наняли музыкантов.


«Лекарство» оказалось неэффективным. К концу августа число подпрыгивающих горожан выросло до 400 человек. В краткие минуты просветления они взывали о помощи, говорили, что вовсе не хотят плясать, но какая-то сила словно заставляет их кружиться. События принимали скверный оборот. Несколько десятков человек скончались от физического переутомления, от сердечных приступов и ударов. Беседы со священниками, показательные молебны также ничего не дали.

В конце концов плясунов погрузили на телеги и вывезли из города с глаз долой. После этого эпидемия в Страсбурге резко пошла на убыль и в начале сентября стихла. Что же касается самих танцоров, то их дальнейшая судьба неизвестна: говорили, будто их отправили в некое «целебное» место, располагавшееся неподалеку от города. Однако, что произошло с ними на самом деле, никто не знает.

Множество сохранившихся документов XVI столетия — записи врачей, тексты проповедей, местные хроники, протоколы заседаний городского совета — не позволяют сомневаться: случившееся в Страсбурге — отнюдь не плод фантазии средневековых летописцев.

«Пляска святого Вита» — этот необычный термин известен многим людям, не имеющим отношения к истории медицины и неврологии. Святой Вит жил на Сицилии и был замучен римлянами в 303 году во времена гонений на христиан, развернутых императором Диоклетианом. Спустя 1 200 лет — с XVI века — его имя стало ассоциироваться с «пляской». Тогда по всей Германии распространилось поверье, что всякий, кто спляшет перед статуей святого Вита в день его памяти (15 июня), будет здоров весь год. Тысячи людей толпились вокруг статуй святого в этот день, и их пляски нередко носили весьма экспансивный, эмоциональный характер. В конце концов пляской святого Вита стали называть заболевание, самым ярким внешним проявлением которого являются непроизвольные движения рук, ног, туловища больных, нередко напоминающие своеобразный танец. В действительности же этот недуг именуется хорея Сиденгама и представляет собой нейродегенеративное наследственное заболевание головного мозга. И увы — ни молитвы святому Биту, ни танцы перед его статуями выздоровления не приносят...

«Танцевальная лихорадка 1518 года» была в действительности. И вот уже почти пятьсот лет она не дает покоя ученым. Исследователей волнует один-единственный вопрос: что именно заставило тогда людей плясать до полного изнеможения?

В частности, Юджин Бакмэн, автор книги «Религиозные танцы в христианстве и популярной медицине» (1952), искал биологические или химические причины танцевальной лихорадки. Вместе с рядом других ученых середины XX века Бакмэн склонялся к тому, что во всем виновата спорынья — плесневый грибок, растущий на стеблях мокрой ржи. Попадая в организм человека вместе, например, с хлебом, она может вызвать конвульсии и галлюцинации.

Однако у этой гипотезы много противников. Да, спорынья действительно вызывает галлюцинации и бред, порой даже конвульсии, но она не дает энергию, необходимую для «танцевального марафона».

Согласно теории Роберта Бартоломью, социолога из австралийского Университета Джеймса Кука, неутомимые плясуны состояли в какой-то еретической секте и исполняли экстатический танец. Но и это объяснение не выдерживает критики. Если верить историческим документам, а не верить им оснований нет, то танцевать несчастные не хотели. Испуганные, отчаявшиеся, они молили о помощи, но — увы — никто не мог облегчить их страдания. К тому же, будь танцоры сектантами, церковь не стала бы с ними церемониться и живенько обвинила в ереси. Однако ничего подобного не произошло.

СВЯТОЙ ВИТ НЕ ВИНОВАТ

«Время танцевать, время умирать»—так называется книга Джона Уоллера, в которой он раскрывает тайну «танцевальной лихорадки в Страсбурге». По его мнению, танцевальная эпидемия в городе вспыхнула неслучайно. Ей предшествовала целая цепь несчастий и катастроф, вызвавших невиданные страдания.
Неожиданные заморозки и сильный град на корню погубили урожай.

В Страсбурге царил голод. Люди умирали десятками. Чтобы выжить, им приходилось забивать всех сельскохозяйственных животных, занимать деньги и в качестве последнего средства — выходить на улицу просить милостыню. Голод сопровождался эпидемиями болезней: оспа, сифилис и проказа гуляли по Эльзасу, унося сотни жизней. Немудрено, что в сердцах людей поселились тревога и страх.

И как всегда бывает в таких ситуациях, очень кстати вспомнилась раннехристианская легенда, гласившая: «Если чем-то рассердить святого Вита, то он нашлет проклятие в виде танца, избавиться от которого можно будет только путем долгих молитв». Впрочем, тот же святой Вит мог, согласно преданиям, принести и крепкое здоровье, как минимум, на год. Для этого нужно было сплясать перед его образом. А раз так, то, выходит, и удивляться появлению танцоров на улицах Страсбурга не приходится...

Профессор Уоллер, впрочем, считает, что святой Вит к танцевальной лихорадке никакого отношения не имеет. Он возлагает вину за случившееся на... феномен, известный под названием массовое психогенное заболевание — так медики называют массовые истерии, которым предшествуют очень сильные стрессы и страдания. Джон Уоллер полагает, что жертвы танцевальной лихорадки против своей воли впадали в состояние транса, а выйти из него не могли.

МАССОВАЯ ИСТЕРИЯ

Танцевальная лихорадка в Страсбурге была далеко не единственным случаем массового психогенного заболевания, но самым задокументированным и поэтому широко известным.

Между тем до 1518 года Европа как минимум 10 раз успела столкнуться с подобными эпидемиями. Например, в 1374 году танцевальная лихорадка охватила множество городов и деревень на северо-востоке Франции, на территории современной Бельгии и Люксембурга. А самая последняя «пляска смерти» была зафиксирована в 1840-х годах на Мадагаскаре. Из описаний врачей известно, что «люди дико плясали в состоянии транса, убежденные, что ими овладели духи».

ЕЩЕ ПСИХОПАТИИ

Самым необычным случаем массового психогенного заболевания является эпидемия смеха в Танганьике, случившаяся в 1962 году.

Все началось с какой-то шутки в женской школе-интернате в деревне Кашаша, расположенной на западном берегу озера Виктория недалеко от границы с Кенией. Эпизодические приступы смеха, продолжавшиеся несколько минут, охватили нескольких школьниц. Но очень быстро эпидемия смеха распространилась на всю школу.

После того как учебное заведение закрыли, «болезнь передалась родителям школьниц, а затем и остальным жителям сначала Кашаши, а через какое-то время и окрестных деревень».

Жертвы, преимущественно женского пола, испытывали от смеха боли, временами теряли сознание, страдали от сыпи, приступов неконтролируемого плача, у них возникали проблемы с дыханием... Но не смеяться не могли! Странная эпидемия смеха закончилась лишь через полтора года.

Самая же «пикантная» истерия известна как эпидемия коро. Как минимум с 300 года до н. э. у мужчин во всех уголках земного шара возникает необъяснимый страх лишиться... гениталий. Им в голову приходят всевозможные ужасы: что их «красу и гордость» украдут, что она усохнет, станет меньше, короче и т. д. и т. п. Особенно часто эпидемии коро отмечались в Африке и Азии. Последняя вспышка коро была зафиксирована в 1967 году в Сингапуре. "Страх потерять гениталии тогда охватил больше тысячи мужчин, которые пытались защитить свое мужское достоинство при помощи «брони» из колышков, зажимов и прочих неудобных и малоэффективных приспособлений.

Захар РАДОВ


absentis
И коро, и Танганьика - те же причины, кстати, что и пляски Витта. Автор тов. Радов, не понимая того, как бы троллит профессоров Бартоломью с Уоллером, вставив в текст картинку пляшущих мальчиков (сама гравюра из книги 19 века в статье о хорее). Их скрюченные пальцы намекают нам на причину заболевания и на заблуждения Бартоломью-Уоллера (а их так и надо вместе рассматривать, ошибки у них одинаковые, как под копирку, только выводы из этих ошибок разные, то есть с потолка). У Бартоломью есть еще эксклюзивный прикол - он пишет о пляске в 14 18 году (эта ошибка выяснена еще 120 лет назад, более того в книге упомянутого Бакмэна ссылка на это есть, а книга эта есть в списке литературы у Бартоломью, но он ее, стало быть, даже не читал; такие вот кхм.. профессоры:)

В то время католическая церковь считала танцующих одержимыми дьяволом или жертвами проклятий. Иногда несчастных обвиняли в ереси.

Хорея Гентингтона – серьезное врожденное генетическое заболевание. Оно ухудшает качество жизни людей и неизлечимо. Почему его иногда называют «пляской святого Вита»? Кто был этот Вит? Согласно церковному преданию, святой Вит — это мальчик 7-12 лет. Он принял христианство в период его зарождения. Вит отправился в Рим, где изгнал бесов из сына императора Диоклетиана. Но когда он отказался молиться римским богам, его арестовали и бросили ко львам. Но хищники не тронули бедолагу. Тогда Вита бросили в котёл с кипящим маслом, где он умер в жутких мучениях.

В XVI веке в Германии бытовало поверье, согласно которому человек мог обрести отменное здоровье, танцуя перед статуей святого Вита. Для особо отчаявшихся людей эти танцы стали настоящим наваждением. А затем их стали путать с неврологическим заболеванием – хореей. Через какое-то время оно приобрело название, как хореомания или «пляска святого Вита».

Самые ранние «пляски» были отмечены в Европе в VII веке. Танцевать начинал один человек, а затем к нему присоединялось все больше и больше людей. Танцующая толпа двигалась вместе в состоянии настоящего транса по несколько часов, дней, иногда недель и даже месяцев. Последствия такого безостановочного движения были суровыми. Вывести людей из состояния «пляски святого Вита» было невозможно. Танцующие люди падали, мгновенно засыпали, а проснувшись, ничего не помнили и вели себя как ни в чем не бывало. Но это был только самый лучший исход. Чаще состояние танца в трансе приводило к сердечным приступам, инсультам, обезвоживанию, переутомлению, голоду и смерти.

В то время католическая церковь считала танцующих одержимыми дьяволом или жертвами проклятий. Иногда несчастных обвиняли в ереси. К тому же такое странное поведение связывали с разразившейся в те века эпидемией чумы. Предполагалось, что чума приводила к коллективному помешательству, что являлось либо отдельным симптомом болезни, либо реакцией на многочисленные смерти вокруг. Про хорею в те времена никто не слышал. Зато более приземленные медики считали, что «пляски святого Вита» происходили в состоянии наркотического опьянения.

В хореомании винили гриб спорынью, который поражает рожь и пшеницу. Спорынья содержит много алкалоидов, при употреблении которых могут произойти судороги и длительные спазмы мускулатуры, а в отдельных случаях – смерть. Так же хореоманию связывали с эпилепсией, энцефалитом, тифом и даже с укусами пауков.

В наши дни «пляска святого Вита» стала наследственным неврологическим заболеванием — хореей Гентингтона. Именно она чаще всего объясняет у человека непроизвольные движения рук, ног, туловища, напоминающие своеобразный танец. Впервые об этом заболевании было сообщено подробно в 1872 году на заседании Медицинского научного общества штата Огайо в США Джорджем Гентингтоном. Это довольно распространенное наследственное заболевание нервной системы. Из 100 000 человек ею заболевает 5-7 индивидов. Обычно усиленно прогрессировать хорея начинает в среднем возрасте.

Больные хореей Гентингтона испытывают постоянную мышечную активность. Она отнимает у них много сил и люди начинают чувствовать себя вялыми и разбитыми. Иногда избыточная двигательная активность сменяется общей заторможенностью. Характерными проявлениями хореи так же являются нарушения памяти, мышления, интеллектуальной деятельности. С прогрессированием заболевания изменяется характер человека, появляются эмоционально-волевые и психические нарушения. Развитие хореи Гентингтона приводит к инвалидности. К сожалению, ее последствия необратимы.

Как и в давние времена, так и в наше время лечения «пляски святого Вита» не существует. Все применяемые препараты направлены на облегчение состояния больных. Комплексное лечение хореи в ряде случаев замедляет развитие заболевания и улучшает качество жизни больных.