Современная рпц и астрология. Религия и астрология




Были очень востребованы различные предсказатели. Кто-то из них определял будущее по внутренностям животных, кто-то одурманивал себя наркотическими веществами и «пророчествовал», другие же предпочитали составлять гороскопы по звездам. Последнее сохранилось до наших дней и, несмотря на полное расхождение с доводами науки и здравого смысла, астрология довольно популярна.

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Еще о суевериях:

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди - это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодиллера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке или экстрасенсу . Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

Что еще нужно знать о Библии:

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В Евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст , предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре : «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий , Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Еще о греховных увлечениях:

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия . Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.

Православие об астрологии

Святые Отцы Церкви на протяжении всей ее истории уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией. Так например Преподобный Максим Грек сказал: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности - неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»

Тертулиан: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, - чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология - ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах).

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, - пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, - для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах).

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

Повторим цитату из пророка Исаии, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.27, 9-10).

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2).

«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31).

«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20)

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27).

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10-14).

Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Некоторые астрологии не соглашаются с таким постановлением Православной Церкви и обвиняют ее Священноначалие в некомпетентности и предвзятости. Но тот, кто прочел предыдущие разделы, вряд ли задастся вопросом, почему Церковь так относится к астрологии.

Вообще, можно сделать небольшой укор астрологам: прочитав массу книг по астрологии, и в целом будучи людьми любознательными, они имеют самое темное и сбивчивое понятие о христианстве, на уровне каких-то басен. При всей своей начитанности, они не считают для себя нужным ознакомиться с основными понятиями христианства, прочитать несколько святоотеческих книг о вере, Церкви и ее Таинствах.

Церковь любят обвинять в консервативности и недалекости во взглядах на многие вещи. Кажется, что оппозицию науки и веры наш XXI век уже давно бы мог преодолеть, если бы не оставались недосказанными или необъясненными некоторые «спорные моменты». Почему нельзя веру в гороскоп совмещать с верой в истинного Бога? Почему одно мистическое учение не может соединяться с мистикой другого? Попробуем пролить маленький лучик света на одну из этих тем.

Астрономия или астрология?

Для начала стоит выяснить, чем является так называемая «вера в гороскопы», прежде чем обвинять православие в антинаучности. Наукой в полном смысле слова является астрономия (наука о Вселенной). Она изучает небесные тела с точки зрения их расположения, происхождения и других характеристик. К этой науке Церковь относится как раз хорошо, поскольку космос и все, что в нем, тоже является творением Божьим.

А вот гороскопы никакого отношения к астрономии не имеют. Это детище астрологии. Она вовсе не является наукой, а оккультным (тайным, мистическим) учением. Как разновидность идолопоклонства астрология возникла из языческого культа халдеев в древнейшие времена. Отношение Церкви к ней строго негативное. Почему?

В основе этого оккультного учения лежит ложное представление о том, что все происходящее с человеком зависит от расположения небесных тел. Такой языческий фатализм (предопределение, вера в судьбу) Церковь не может принять.

Человек был создан свободным, Сам Творец выше всего ценит нашу свободу. Более того, Он поставил человека господином над всем сотворенным миром, в том числе и над светилами. Возникает вопрос: как же звезды, будучи подвластными человеку, могут распоряжаться его судьбой? Православный взгляд на это отвечает: никак.

Интересно, что даже некоторые прославленные ученые нелестно отзывались об астрологии. Не брезгуя, впрочем, при этом зарабатывать на ней деньги. Так, например, Иоганн Кеплер, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы, сам составлявший гороскопы для знатных особ, называл эту псевдонауку «глупой дочкой» математики, которая для пользы своей старой разумной матери… должна болтать и лгать. Он даже окрестил ее «суеверным звездословием». Вот другие его слова:

Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своем невежестве думают, что ею должен заниматься математик

Показателен тот факт, что именно в эпоху Просвещения это суеверное учение стало постепенно угасать. И только в XX веке оно, к сожалению, не просто возродилось, но и достигло пика своей популярности, которая не уменьшается и сегодня. Более того, некоторые астрологические знания к тому же взяли себе на вооружение многие секты модного движения «Нью Эйдж».

Почему комфортнее верить в гороскоп?

По многим причинам вера в гороскоп более удобна для человека, чем жизнь по заповедям.

  • Астрология освобождает от ответственности. Поскольку все предопределено, моя жизнь зависит от случайного положения на небе бездушных светил, то изменить ничего нельзя. Не нужно молиться Богу, не нужно пытаться себя исправить. Зачем? Ведь есть судьба, от которой не убежишь, а что будет дальше — Юпитер знает.
  • Астрология оправдывает все пороки. Если поступки человека обусловлены космосом, то нет никакой разницы, какого они качества. Православный взгляд на это противоположен: имеет значение не то, что с тобой что-то произойдет, а то, к чему это приведет. Для верующих важны не сами события, а то, как мы себя в них проявляем.
  • Вера в гороскоп доступнее, чем честное богоискание. Гармония для православных заключается в исполнении и следовании воле Божией. Понять, в чем она состоит — дело весьма трудное, иногда на него уходит вся жизнь. Куда проще, конечно, сделав правильный запрос в Интернете, по дате рождения определить свою «карму». Гарантии, что все именно так и произойдет, наверняка никто не даст, но если в это свято верить, то глазом не успеете моргнуть, как все «сбудется».

О чем говорит Писание?

Православный взгляд на гороскопы часто приводит нам примеры из Священного Писания, когда законы природы, в том числе действие светил, нарушались по молитве праведников. Самый яркий пример — история Иисуса Навина. В битве при Гаваоне с ханаанскими племенами он остановил Солнце и Луну, чтобы продлить суточный круг, не дав этим самым врагу возможности убежать, воспользовавшись ночной мглой. Так Иисус Навин одержал победу.

Библия говорит еще об одном чуде, нарушившем естественные законы, также связанном с упоминаемым ветхозаветным персонажем. Воды реки Иордан перестали течь и открыли израильтянам путь, когда те шли в Иерихон с ковчегом завета. Тем самым Иисус Навин в точности повторил чудо своего наставника Моисея, когда тот «аки по суху» переходил Чермное море. Отсюда следует, что не только Луна способна влиять на приливы и отливы, но и молитвы святых.

Отношение Церкви к астрологическим суевериям хорошо выражено в евангельской истории об исцелении так называемого «лунатика». После Преображения на Фаворе к Иисусу Христу привели юношу с признаками беснования. Характерно, что приступы случались с ним в периоды новолуния.

Толкователи Евангелия объясняют эту дьявольскую хитрость таким образом: бесы специально нападали на юношу в определенные фазы Луны, чтобы скрыть себя. Таким образом люди стали бы обвинять в болезни не их, а Луну, Божье творение, и через это косвенно бы хулили Самого Бога. Однако Господь исцелил молодого человека, запретив демонам, а не светилу, мучить его. Этим Он дал понять, кто был истинной причиной страданий юноши.

Какая звезда вела волхвов?

Сторонники астрологии любят приводить в пример евангельских волхвов, первыми пришедших поклониться Младенцу Христу. А кто такие волхвы? Разве они не маги, не гадатели по звездам? И разве не звезда привела их в Вифлеем? Что Церковь может на это возразить?

В первую очередь нужно выяснить, какая звезда вела волхвов. Астрономические и исторические исследования не нашли научного объяснения такому явлению. Теории о новоявленной звезде или комете неизбежно терпят крах. Как же объясняет это православная Церковь?

Святые отцы не склонны видеть в Вифлеемской звезде какого-то астрономического тела. Православный взгляд здесь таков: это было некое Божественное явление, ангельская сила. Ведь поведение самой звезды было нетипично. Появившись на востоке, она прошла некоторый путь с волхвами, указывая им дорогу, а затем остановилась в Вифлееме. Даже люди науки согласятся, что звезды так себя не ведут.

«Зачем же ангельская сила приняла вид именно звезды?» — спросят сторонники астрологии. Именно потому, что для волхвов это было понятно. Здесь удивительным образом проявляется действие промысла Божьего. Через их ошибочное знание и занятие Господь привел их к Себе, единственной Истине, о чем и говорится в тропаре праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Примечательно, что назад волхвам во сне было велено возвращаться другой дорогой. Некоторые толкователи Евангелия объясняют это не только страхом быть схваченными воинами Ирода. Они видят в этом и другой, скрытый смысл и символику. Своей «наукой» волхвы могли еще заниматься до явления Сына Божия, но после Его воплощения возврата к прежним знаниям быть уже не должно.

Почему гороскопы иногда «сбываются»?

И все же: почему предсказанное в гороскопах иногда исполняется? Православный взгляд очень прост: сбывается именно потому, что человек в это верит. Иногда он сам себя так настраивает, программирует, что иначе с ним произойти и не может. Бывает, что человек ловится «на удочку» темных сил.

Дьявол видит, что кто-то поверил в гороскоп однажды, в другой раз, и дальше он всецело завладевает душой человека, каждый раз «подтасовывая» события жизни, давая поверившему то, что он ждет. А в итоге все равно обманет его. Вот что говорил по этому поводу святитель Игнатий (Брянчанинов):

Астрология, по-видимому, является одним из лжеответов, появившихся на свет благодаря падшести нашего мира. Те, для кого она "сбывается", добровольно помещают себя в плен лжезаконов мира сего (не естественных, Богом установленных законов природы!), сами готовя свою погибель. Спастись из плена можно, только вернувшись ко Христу в Его Церковь, начав строить жизнь не по звездам, а по заповедям

Какими бы чудесами не прельщала нас псевдонаука, нужно помнить, что вера в гороскоп еще никого не спасла. Из Писания мы знаем, что в последние времена антихрист именно невиданными знамениями и чудесами прельстит даже некоторых избранных. Поэтому нужно быть внимательными. Даже несерьезное увлечение гороскопами может привести к неожиданным последствиям.

Двух мнений быть не может

Отношение Церкви к астрологии и гороскопам непримиримое и предельно ясное: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую (1 Кор. 10:21). Церковь верит в свободу человека и не верит в судьбу. Писатель-апологет II века Татиан говорил:

Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей
Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство

Неслучайно астрология как лженаука и лжеучение была осуждена на нескольких Церковных соборах. Причем епитимия (наказание) для всех ее приверженцев была довольно строгая — отлучение от причастия на шесть лет. Это позволяет приравнивать веру в гороскопы к смертным грехам.

Подробнее об аргументах Церкви против астрологии смотрите видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Основные причины негативного отношения православия к астрологии были сформулированы в разделах "Истинный механизм астрологии " и "Добро и зло в астрологии или что такое астропсихология ". В этом разделе подведем итог и завершим разговор на тему христианства и астрологии.

Православная Церковь, в течение двадцати столетий с момента своего основания, рассматривала астрологию как отрасль магии и колдовства, предостерегая своих чад от увлечения ими. Такой взгляд не является ошибочным или преувеличенным, что подтверждается, в том числе, и словами самих астрологов.

Отношение православия к астрологии и другим оккультным практикам основывается на Священном Писании, постановлениях Соборов и творениях святых Отцов. Но перед тем как показать его, стоит привести несколько цитат, отражающих взгляд астрологов на христианство.

"Как писал Антоний Сторр: "Ужасающие и примитивные аспекты души остаются ужасающими и примитивными, если они не соединены с целым и, следовательно, не соединены с другими людьми. Демон остается демоническим, если он отделен от божественного, из которого он берет свое происхождение". К несчастью, иудейско-христианская религия, став общепринятой, поддерживает это разъединение. Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога". (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии)

"Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти".

"Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния". (Д. Радьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

Еще раз о связи астрологии с магией или колдовством:

"Исторически астрология является ответвлением древней магии, то есть представляет собой эзотерическую доктрину дохристианской эпохи". (К. Сельчонок. Астропсихология)

Высказывания в подобном ключе, не являются чем-то необычным для астрологов и свойственны не только упомянутым авторам.

Библия и астрология

Еще в Ветхом Завете Господь запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

"Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени..." (Ис. 47, 12-14).

"И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли".(Иер.27, 9-10)

"Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся" (Иер. 10, 2).

"...К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш" (Левит 19, 31).

"...И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела". (Втор.4, 19-20)

"...Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой" (Втор. 18, 10–14).

В Новом Завете отношение к чародеям не изменилось:

"Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5. 19-21).

"Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне -- псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду" (Откр. 22, 14,15).

Соборные постановления и правила

72-е правило св. Василия Великого: "Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца".

36-е правило Лаодикийского собора: "Не подобает освященным или причетникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делать так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергать из Церкви."

24-е правило Анкирского собора: "Волхвующие и последующие языческим обычаям или вводящие неких в дома свои, ради изыскания волшебств или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три года припадания и два года молитв без приобщения Святых Тайн".

61-е правило Шестого Вселенского собора: "Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам (старейшие волхвы), или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, как глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром? (2 Кор. 6:14–16)".

Выдержка из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 1994 г.) "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме":

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки... Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества...

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Иногда астрологи высказывают недовольство, возмущаясь, что Церковь берет на себя смелость что-то запрещать. Но дело в том, что приведенные постановления относятся к православным христианам, т.е. к тем, кто участвует в таинствах и жизни Церкви. Им она запрещает заниматься оккультизмом, в том числе и астрологией, поскольку должна ограждать своих чад от всего, отлучающего от Бога и лишающего Царствия Небесного. Самим же оккультистам Церковь ничего не может запретить, поскольку они находятся вне ее.

Святые Отцы и учителя Церкви об астрологии

Святые Отцы и учителя Церкви с первых веков христианства предостерегали о гибельности для души увлечения астрологией.

Одно из ранних упоминаний астрологии находим в Дидахе или "Учении двенадцати апостолов" - памятнике первого века, читавшемся в древности за богослужением наравне со Священным Писанием: "Чадо мое! Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение".

Тертулиан: "Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, - чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого... Если магия наказуема, а астрология - ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны" (Об идолах) .

Татиан в "Речи против эллинов" пишет: "Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы... демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, - пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, - для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей". (Речь против эллинов) .

Блаженный Августин: "Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника". (О звездочетах)

Святитель Василий Великий: "... всякий кто допускает влияние дня рождения, чтит необходимость, судьбу и рок и, утверждая это, сколько может, отвлекает людей от веры в Бога и от благочестия, тот дела вавилонян именует славными. Ибо астрология есть изобретение халдеев, которые говорят, что существующее зависит само от себя, а не от Бога, и, подчиняя события течению звезд, изгоняют Промысл, управляющий делами человеческими, так что молитва и благочестие не имеют никакой силы..."

Преподобный Антоний Великий: "Если добрые и злые дела начинаются не от нас, не нашим действием, но понуждаемы рождением, то почему законодатели устанавливают, что по воле, а что не по воле. И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд... Легко погибающие привыкли иметь дело с бесами, и не только делают светила виновными во зле, но [тем самым] и Самого Творца светил оклеветали как творца зла и гибели...Так что воля каждого возносит доброе и злое; а не необходимость или случай, или расположение звезд. Не были бы поставлены нам в вину наши согрешения, если бы мы поступали так или иначе по причине звездного искусства".

Святитель Иоанн Златоуст: "Замечай мудрость Творца, замечай силу. Бог положил светила на небе, чтобы они светили над землею. И для знамений, говорится, и времен, и дней, и годов (ст. 14). Что значит: для знамений? Астрологи своими гаданиями, не имеющими никакого основания в действительности, доказали тщетность своих надежд на астрологию. Что по звездам нельзя ничего определить относительно жизни человеческой, об этом свидетельствует Исаия, говоря: пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям и видящие знамения и скажут, что должно приключиться тебе (Ис.47:13). Относительно жизни человеческой небо не дает никаких указаний. Хочешь знать, какие знамения оно дает? Оно указывает на дожди, ветры, непогоду и ведро (ясное небо - прим. ред.) . Такие явления звезды показывают, - и это по человеколюбию Божию, чтобы мореплаватель, видя знамение, избегал опасности, чтобы земледелец, зная время наступления зимы, заблаговременно обрабатывал землю".

Преподобный Иоанн Дамаскин: "Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звёзд, то то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз всё ведётся и влечётся необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях".

Преподобный Максим Грек: "Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности - неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!"

Современная астрология претерпела ряд изменений по сравнению с древней и представленные цитаты кому-то могут показаться неактуальными, но это не так. Святые Отцы критикуют астрологию за то, что она, наделяя человека отрицательными качествами, лишает его свободы, делая звезды и планеты, а через них и Бога, виновниками зла. Сейчас астрологи говорят, что расположение светил во время рождения не делает человека добрым или злым, а только показывает, какой он, как циферблат часов показывает время, но не создает его. Однако это не меняет сути: астрология до сих пор признает насильственное наделение человека теми или иными моральными свойствами. Этим она лишает его нравственной свободы и клевещет на Творца, Который будто бы создает одних добрыми, а других "полными ненависти, жестокими, мстительными, неблагодарными, ленивыми, скупыми, коварными". Не говоря уже о том, что, по мнению ряда астрологов, человек должен "быть своей картой", т.е. сознательно приобретать качества, содержащиеся в ней, включая негативные. Астрологов это не смущает, поскольку у них свой взгляд на то, что является негативным, а что нет. Как сказал Радьяр, "ничего в карте не должно рассматриваться как плохое или вредное". Кроме того, сколько бы ни эволюционировала астрология и не удалялась от существовавшего в древности обожествления планет, сколько бы ни прикрывалась психологией, она не перестает быть оккультной практикой, способом общения человека с падшими духами.

Некоторые астрологи не останавливаются говорить, что астрология помогает человеку узнать волю Божию. Такую мысль нужно признать совершенно ложной, и не только в связи с приведенными цитатами. Чтобы узнать волю Божию не нужно далеко идти, поскольку она уже возвещена самим Богом и содержится в Евангелии. Воля Божия заключается в том, чтобы люди верили в Бога не произвольно, а как Он сам открыл верить, соблюдали Его заповеди, а в чем оступились - каялись и исправлялись. Если человек составил искаженные представления о Боге и заповедях, не считает нужным узнать их, грубо нарушает заповеди, даже не понимая того, какую еще "волю Божию" он хочет узнать у астролога? Это все равно, что, имея рак, лечить кашель - один из его симптомов. В свете сказанного следует знать, что обращающийся к астрологу не только не узнает от него волю Божию, но и грубо нарушит ее, прибегнув за помощью к силам, враждующим против Бога.

Для православного человека увлечение астрологией является грехом, степень которого зависит от его вовлеченности в эту практику. Если он просто верит в "желтую" астрологию, широко представленную в СМИ, это будет суеверием, как и вера в приметы, что является препятствием на пути духовной жизни. Человек должен не только верить в Бога, но и верить Богу, доверять Ему. Любые суеверия похищают в большей или меньшей степени это доверие, переносят его на предмет своей суетной веры и, таким образом, исключают Бога из жизни человека, уничтожают деятельную веру в Него, оставляя сухое рассудочное признание Его бытия, которое есть и у демонов. Если же кто дойдет по посещения астролога, это будет равносильно обращению к колдуну и тяжким грехом, относимым к разряду смертных, как умерщвляющих душу для Бога и разлучающих согрешившего с Божественной благодатью до тех пор, пока он не принесет покаяние и не вернется на путь Божий.

В нашем обществе не так много людей, всерьез верящих в астрологические и другие подобные «предсказания». Но несмотря на это, то и дело можно слышать то вопрос: «А кто ты по знаку зодиака?», то предложения «К Новому Году покупайте лошадок/бычков/ свинок/собачек!», люди дарят друг другу или покупают себе сувениры, то намекая таким образом на примерную дату рождения, то на какие-то свои черты характера. Если для людей неверующих подобные языческие пережитки вроде бы логичны, то тем более печально и удивительно видеть среди любителей «зодиаков» и людей, считающих себя православными. Многие люди, отрицая «астрологические прогнозы» из массовой прессы, все же не отрицают того, что знаки зодиака и знаки китайского гороскопа, а также их всевозможные «совмещения», определяют характер человека. Даже не веря в сами предсказания, в какую-либо оккультно-магическую составляющую, они пытаются найти какое-то псевдонаучное объяснение о якобы цикличности человеческих характеров, подмеченной в древности и иллюстрируемой знаками и т.д. И даже когда реальность опровергает все «даваемые» гороскопами характеристики, ему начинают присваивать их, притягивая за уши. Считается, что знаки зодиака и китайские знаки как-то показывают разнообразие человеческих характеров, а заодно и классифицируют их. Однако, тем же самым занимается целая наука – психология. Это серьезная сложная наука, которую не стоит низводить до «зодиакального» ширпотреба и сомнительных привязок характеров ко дню рождения. Есть и другой аргумент. Гороскопы ориентируются на дату рождения. Но мы знаем, что фактическим рождением человека (т.е. образованием нового организма) является зачатие. Сторонники гороскопов скажут: «Ну сдвиньте характеристики на 9 месяцев, что с того?». Но ведь беременность может длиться и не 9 месяцев, а меньше. Как же быть тут? Можно найти массу и других подобных аргументов, но, к сожалению, с их помощью убедительно опровергнуть зависимость характера от знака почти невозможно, т.к. это во многом вопрос веры. Кроме того, в каких-то случаях, и даже часто, человек может действительно «соответствовать» своему знаку. В этом нет ничего удивительного: демонические силы, ни к чему иному так не стремящиеся, как отвратить человека от Бога, вполне в состоянии раздувать подобную убежденность, подбрасывать соответствующие мысли, аргументы и выводы, которые человек может принимать за свои! Поэтому главным аргументом против гороскопов для всякого православного христианина должно быть не то, логичны они или нет, а то, что гороскопы, даже в таком «урезанном» варианте, являются предательством Господа, доказательством недостаточной веры в Него и Его Промысел. Независимо от того, «соответствуют» ли они правде, «помогают» ли или нет, являются ли они для человека забавной «игрой» или серьезным увлечением. Почему? Ведь в Священном Писании есть явное отрицание, например, магии, чародейства, но нет явного отрицания «цикличности характеров». Все дело в том, что ориентирование на знаки и их характеристики формирует у человека определенный потребительский и самооправдательный подход к самому себе и окружающим. И подобный подход с Христианством и несовместим! Каждому из знаков, как китайскому, так и зодиакальному, приписываются определенные черты характера (а в некоторых случаях из этого даже «выводят» выбор занятий, интересы, вкусы и т.д.). Человек становится как бы заложником приписываемых ему черт. Причем эти черты, как правило, отрицательные: девам приписывается ханжество, тельцам – корыстолюбие, овнам – горячность и т.д. Таким образом, увлечение характеристиками знаков подводит к мысли, что все, даже самые плохие, черты характера и страсти имеют право на существование, неистребимы и непобедимы в отдельно взятом человеке, если они «продиктованы» характеристикой знака. С другой стороны, возникает соблазн вешать окружающим ярлыки, избегать их только из-за знака («А с ним нельзя дел иметь, он родился в год Козы. Козы ненадежные»). Ведь иногда доходит до абсурда, когда при собеседовании при приеме на работу выясняют знак соискателя! А ведь Христианство настаивает на борьбе со страстями и страстными зависимостями, гордыней и превознесением себя! Борьба эта бесплодна и бессмысленна, если вверять себя «характеристикам» знака по дню рождения, но с Божией помощью она реальна и приносит плоды. Без Меня не можете делать ничего (Ин.15,5). Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу (Мк.10,26-27). Пример тому – многочисленные жития святых, многие из которых совершили в своем образе жизни чудеснейшие перевороты. При вере в гороскопы святая Мария Египетская так и осталась бы блудницей, а святой Моисей Мурин – разбойником, потому что их «знаки», вероятно, «располагали» к этому. Настаивает Христианство и на любви к ближнему, и уж никак не на навешивании на него ярлыка «неподходящего» только из-за даты рождения. Очень просто и остроумно, ответил на вопрос о гороскопах известный московский священник, протоиерей Артемий Владимиров: «Скажи, пожалуйста, стала бы ты есть мед из бочки, в которую кто-то опустил ложку с дегтем? Конечно, нет, потому что малая закваска портит всё тесто, по выражению святого апостола Павла. Гороскопы – это очень хитренькие и коварные штучки. По видимости они говорят о разнообразии человеческих характеров, уча сообразовываться со знаками Зодиака и избегать опасного общения с людьми, но по существу гороскопы развращают людей. К примеру, о родившихся под созвездием Рыб говорится, что такие люди очень талантливы, но при этом ветрены и непостоянны. Только примешь на веру это провокационное сообщение, как начнешь оправдывать в себе вероломство и даже распутство, утешаясь тем, что ты человек талантливый. Мол, таланту всё позволено – и изменить жене, и нарушить клятву, и поработать на американскую контрразведку. Таким образом гороскопы улавливают людей в свои сети. Между тем как Господь Иисус Христос, вложивший в нас Свои дары и таланты, требует решительной борьбы с пороками, недостатками, чтобы каждый работал над собой, исправлял свой дурной характер и мало-помалу становился ангелом смирения, любви, мудрости и радости. Поэтому убеждаю вас, не верьте гороскопам и не читайте их, ведь так легко, прочитав, что я – лебедь, ты – рак, а он – щука, расползтись в разные стороны. Того гляди, враг и добьет нас поодиночке».

Встречается, однако, и другой подход к годам и знакам. Бывает, что человек не верит ни в знаки, ни в характеристики, однако с удовольствием встречает «год Лошади», носит на шее кулон со своим знаком или пьет из кружки с его изображением. Видя в этом просто символ, но не веря, он все равно невольно и скрытно является суеверным язычником. Для православного христианина даже такое послабление недопустимо. Как пример твердости веры и принципиальности можно вспомнить первохристианских мучеников. Когда они отказывались совершить поклонение языческим «богам» даже под угрозой смерти, им частенько предлагали сделать это хотя бы лицемерно, для вида. И, тем не менее, даже на такую сделку с совестью древние христиане не шли, не по причине какой-то упертости, а потому что хотя бы такими внешними действиями не хотели запятнать своей веры. И сталкиваясь с угрозой казни, они не боялись ее, а, твердо веря, шли вперед. Так не стоит ли нам проявить принципиальность и твердость в куда более простом вопросе? Не стоит ли отказаться от всех этих зодиакальных сувенирчиков и символов, слишком уж смахивающих на идолов? Если мы, конечно же, христиане.