Руководитель бюро медико социальной экспертизы. Клиника ФБ МСЭ Минтруда России




ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Какая Лидия «практически подарила России» Анри Матисса?
3. Какая деталь захлопывает капкан?
9. Какое вещество, улучшая внешний вид продуктов, часто делает их опасными для нашего организма?
10. Где выросла диснеевская Рапунцель?
11. Обморочное состояние.
15. В какой стране попытку побега из тюрьмы не считают преступлением?
16. «Нос на мокром месте».
17. Кто разработал программу реформ, воплощённую в жизнь Петром Столыпиным?
18. Гордон Гекко с лицом Майкла Дугласа из драмы Оливера Стоуна.
21. Заначка судьбы.
27. Кто послал Вергилия на встречу с Данте в его «Божественной комедии»?
28. С чем переборщила героиня рассказа «Чёрт» Михаила Зощенко?
29. «Надоело говорить, и спорить, и любить усталые глаза» (поэт).
31. Литературный эксперт.
33. Способ письма с древнегреческих памятников.
34. Звезда нашей эстрады, доившая корову с шести лет.
37. «Державный кошелёк».
38. «Революционный метод».
39. Уголовный, но не кодекс.
41. Философский прозаик.
43. Убийство на криминальном жаргоне.
44. Кто из русских поэтов с 18 лет служил в Министерстве иностранных дел?
46. Чьё убийство Никита Хрущёв хотел повесить на Иосифа Сталина?
47. Какое произведение звучит для того, кто его слышать не может?
48. Кто первым провёл в космосе более суток?
49. Могильщик многих валют.
50. Живот, подкачанный на тренажёрах.

ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Коллекция перстней.
2. Из-за чего герой романа «Фантом памяти» Александры Марининой оказался на больничной койке?
4. Какому шахматному чемпиону поставили памятник в Риге?
5. «Когда точка моего терпения превратилась в точку кипения, я подал на...».
6. Атмосфера триллера.
7. Муж и жена в единице радиоактивности.
8. «Постоянный пропуск» в фитнес-клуб.
12. «Обогреватель гостиной» у аристократов.
13. Пивная мера у англичан.
14. Что помогает вспоминать своё имя героине новеллы «Обезьяна из Синагавы» Харуки Мураками?
17. Фильм с ковбойским колоритом.
19. Подарок Дафнису из любовной драмы «Плащ Казановы».
20. Какая шахматная фигура стала символом маленького человека?
22. Смягчитель толчков.
23. Что навевает Морфей?
24. У него с народом коварно-денежные отношения.
25. Профессия Игоря Скворцова в исполнении Леонида Филатова из фильма «Экипаж».
26. Какой украинский город в разное время находился в составе восьми государств?
28. Английский адвокат высшего ранга.
30. «Механический» стиль музыки.
31. Какой кинорежиссёр сделал из Людмилы Касаткиной звезду первой величины?
32. «Подкопный» процесс.
35. Какой архангел «глядит» с колокольни собора Сан-Марко в Венеции?
36. У какой гадалки бывали и Александр Пушкин, и Михаил Лермонтов?
40. Предъявлен ответчику.
42. Уссурийский... попал на герб Приморского края.
43. Собачий «толстячок».
45. «Сбросить... легко, но не набрать его снова гораздо сложнее».

15 мая исполнилось 750 лет со дня рождения средневекового итальянского поэта, богослова, политического деятеля, одного из основоположников литературного итальянского языка Данте Алигьери.

Данте в своем творчестве очень тесно соприкоснулся с темой смерти, создав свое бессмертное (простите за каламбур) произведение-путешествие по загробному миру «Божественная комедия».

Как же представлена тема смерти в «Божественной комедии»?

Основной темой «Божественной Комедии» можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.

КОМПОЗИЦИЯ

«Божественная комедия» отличается четкой и продуманной композицией: она разделена на три части (кантики), каждая из которых изображает одну из трех частей загробного мира, согласно католическому учению, ад, чистилище и рай. Каждая часть состоит из 33 песен, а к первой кантике добавлена еще одна песнь-пролог, так что всего получается 100 песен: вся поэма написана трехстрочными строфами - терцинами.

Это господство в композиционной и смысловой структуре поэмы числа «три» восходит к христианской идее о троице и мистическом значении этого числа. На этом числе основана вся архитектоника загробного мира. В своей поэме Данте отразил и средневековые представления об аде и рае, времени и вечности, грехе и наказании.

Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь.


ВАду Данте мифологические персонажи сосуществуют с дьяволами из Библии. Харон, Минос, Цербер, кентавры, Минотавр превращены в дьяволов, карающих грешников. Боги и полубоги античности демонизированы. Несомненно, что Данте воспринял топографию царства Плутона от древних поэтов (особенно Вергилия, который стал его проводником по Аду и Чистилищу), но пылающая и кровавая река Флегетон, гарпии в лесу самоубийц, Цербер, яростные фурии на стенах Дита – образы Данте.

ВЕРГИЛИЙ

Кстати, почему именно Вергилий становится проводником Данте?

Существует множество версий, почему Данте выбрал себе в проводники Вергилия. Например, причиной, возможно, послужило то, что Вергилий описывал в своей «Энеиде» странствия героя Энея по подземному царству мертвых.

Но Вергилий – еще и земляк Данте, римлянин, а значит, предок итальянцев.

Вергилий

Узнав, что Вергилий послан Беатриче, Данте без трепета отдается руководству поэта. Вергилий ведет Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче.

И поскольку именно поэту открыт способ выражения высшего мира, то он и выбран проводником в потусторонний мир. Влияние «Энеиды»» Вергилия сказалось в заимствовании у него отдельных сюжетных деталей и образов, описанных в сцене нисхождения Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца.

Вергилий водил своего Энея в царство теней; теперь он будет руководителем Данте, пока ему, язычнику, дозволено идти, чтобы сдать его на руки поэта Стация, которого в средние века считали христианином; тот поведет его к Беатриче.

БЕАТРИЧЕ

Несколько слов о Беатриче.

Беатриче Портинари - «муза» и тайная возлюбленная Данте.

Была его первой и платонической любовью, вышла замуж за другого и рано скончалась.


Беатриче


Воспета в главных произведениях Данте и оказала огромное влияние на развитие темы платонической любви поэта к недоступной даме в европейской поэзии последующих веков. О реальной жизни Беатриче имеется крайне мало сведений.

Она выступает в качестве проводника в «Божественной комедии». Там она перенимает эстафету проводника у Вергилия, поскольку латинский поэт, будучи язычником, не может войти в рай, а также потому, что будучи воплощением божественной любви (как истолковывается ее имя), именно она ведет к блаженным видениям.

А теперь непосредственно о том, как описаны три части потустороннего мира у Данте.

АД

Ад в «Божественной комедии» представлен в виде 9 кругов.

1 круг

Называется Лимб. Стражем здесь служит герой Древнегреческих мифов – Харон. Здесь томятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане. До воскресения Христа здесь были все ветхозаветные праведники. Наказывают здесь безболезненной скорбью.

2 круг

Похоть. Страж здесь – Древнегреческий царь Минос. Здесь наказываются сладострастники. Наказание – кручение и истязание ураганом, удары душ о скалы преисподней.


3 круг

Чревоугодие. Страж – Цербер, страшный трехголовый пес из греческой мифологии, охраняющий подземное царство Аида. Томятся обжоры и гурманы. Наказание – гниение под дождем и градом.

4 круг

Скупость (жадность). Страж – Плутос, бог богатства в Древнегреческой мифологии. Томятся скупые и расточители. Наказание – перетаскивание с места на место огромных тяжестей; души, столкнувшись друг с другом, вступают в яростный бой.

5 круг

Гнев (река Стикс). Страж – Флегий сын Ареса (Древнегреческого бога войны). Томятся гневные и предающиеся унынию. Наказание – вечная драка в грязном болоте Стикс, где дном служат тела скучающих.

6 круг

Стены города Дита (Аида) – Древнегреческого подземного царства мертвых. Стражи – Фурии (Древнеримские богини мести – Тисифона (мстящая за убийство), Мегера (завистница) и Алекто (непрощающая). Томятся еретики и лжеучители. Наказание - лежать в раскаленных могилах. Надгробие отрыто, внутри могилы горит огонь, он раскаляет до красноты стенки гробницы.


7 круг

Город Дит. Страж –Минотавр (персонаж Древнегреческой мифологии, страшное чудовище – бык, обитающий в лабиринте на острове Минос). Томятся совершающие насилие. Делится на 3 пояса

1 пояс

Флегетон- пылающая река из Древнегреческой мифологии. Томятся насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники). Наказание – кипеть во рву из раскаленной крови. Тех, кто вынырнет, подстреливают из лука кентавры (в Древнегреческой мифологии – дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади): Несс (кентавр, отравивший Геракла (героя Древнегреческой мифологии) своей кровью), Хирон (изначально наделенный бессмертием, отказалсяот него) и Фол (был убит Гераклом за предательство).


2 пояс

Лес самоубийц. Томятся насильники над собой (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества). Наказание – самоубийц в виде деревьев терзают гарпии (в Древнегреческой мифологии – злобные существа с головой и телом женщины,крыльями, хвостом и лапами птицы) ; мотов загоняют гончие псы.

3 пояс

Горючие пески. Томятся насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство). Наказание – изнывать в бесплодной пустыне. С неба капает огненный дождь.

8 круг

Злопазухи, или Злые Щели. Страж – Герион (в Древнегреческой мифологии – злой великан).Томятся обманувшие недоверившихся. Делится на 10 рвов.

1 ров

Томятся сводники и обольстители. Наказание – грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами.

2 ров

Томятся льстецы.Наказание - влипли в зловонный кал.

3 ров

Томятся святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями. Наказание – туловища закованы в скалы вниз головой, по ступням струится огонь.

4 ров

Томятся прорицатели, гадатели, звездочеты, колдуньи. Наказание – голова повернута на пол-оборота (назад). Поражены немотой.

5 ров

Стражи – бесы-«Загребалы». Томятся мздоимцы, взяточники. Наказание – кипеть в смоле. В тех, кто высунется, черти вонзают багры

6 ров

Томятся лицемеры. Наказание – закованы в свинцовые мантии.

7 ров

Томятся воры. Наказание – мучения гадами, взаимопревращения с ними.

8 ров

Томятся лукавые советчики. Наказание – души спрятаны (горят) внутри огоньков.

9 ров

Томятся зачинщики раздора Наказание – потрошение.

10 ров

Томятся фальсификаторы, подельщики. Наказание – болезни.

9 круг

Предательство (Ледяное озеро Коцит)

Пояс Каина (первый убийца на Земле, совершивший из зависти убийство родного брата).

Пояс Антенора (троянец по происхождению изменил родному городу, вступив в сговор с греками)

Пояс Толомея (наместник в Иерихоне, который, пригласив к себе своего тестя, князя-первосвященника Иудеи, и двух его сыновей, вероломно убил их на пиру)

Пояс Джудекка (Иуда Искариот)

Середина, центр вселенной

Стражи – Гиганты (Бриарей – один из титанов, напавший на Юпитера на Олимпе, Эфиальт – в Древнегреческой мифологии прославился нечеловеческой силой и буйным нравом, Антей – в Древнегреческой мифологии убийца), Люцифер (дьявол, ангел Бога, страж пути к чистилищу. Томятся обманувшие доверившихся:

Предатели родных

Предатели родины и единомышленников

Предатели друзей и сотрапезников

Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого

Вмерзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия - заговорщики, убившие Цезаря). Наказание – вмерзли в лед по шею, и лица их обращены книзу.

ЧИСТИЛИЩЕ

Часть загробного мира, куда попадают души, успевшие рано или поздно покаяться в совершенных грехах, в связи с чем получившие возможность достигнуть Рая после того, как «отбудут срок» в Чистилище. Страж – Катон Младший Утический – государственный деятель последних времен Римской республики, который, не пожелав пережить ее крушение, покончил с собой. Делится на две части: Предчистилище и непосредственно Чистилище.

1-й уступ Предчистилища

Томятся нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.

2-й уступ Предчистилища

Томятся нерадивые, умершие насильственной смертью, но успевшие покаяться.


Долина земных властителей

Томятся правители, поглощенные мирскими делами.

Чистилише включает семь кругов.

1-й круг

Томятся гордецы. Наказание – медленно ползут, согнувшись до земли под тяжестью камня, привязанного к шее.

2-й круг

Томятся завистники. Наказание –одетые во власяницу, сидят, прижавшись спиной к скале, плечами – друг к другу. Их веки зашиты.


3-й круг

Томятся гневные. Наказание находятся в дыму, от которого ничего не видно.

4-й круг

Томятся унылые. Наказание – несутся «в вечном непокое».

5-й круг

Томятся скупцы и расточители Наказание – рыдают, лежа лицом к земле и не смея двинуться.


6-й круг

Томятся чревоугодники. Наказание – исхудавшие до костей, «дважды мертвые на вид».

7-й круг

Томятся сладострастники. Наказание – в огне.

РАЙ

Состоит из 10 сфер или небес.

1 небо

Луна. Здесь живут Ангелы - духовные, бесплотные существа, сообщающие волю Бога и обладающие сверхъестественными возможностями. Это обитель соблюдающих долг, исполняющих обеты.

2 небо

Меркурий. Живут Архангелы – старшие ангелы. Это обитель реформаторов, честолюбивых деятелей и невинно пострадавших.


3 небо

Венера. Живут Начала – им поручено управлять Вселенной и стихиями природы. Это обитель влюбленных.

4 небо

Солнце.Живут Власти – имеют власть укрощать силу дьявола. Обитель мудрецов и великих ученых. Они образуют два круга («хоровода»).

5 небо

Марс. ЖивутСилы – творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Обитель воителей за веру.



6 небо

Юпитер. Живут Господства – наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения. Обитель справедливых правителей.

7 небо

Сатурн. Живут Престолы – на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой. Обитель богословов и монахов («созерцателей»).

8 небо

Сфера звезд. ЖивутХерувимы – заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости. Обитель «торжествующих».




9 небо

Перводвигатель, кристальное небо. Живут Серафимы - пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней. Обитель ангелов и святых.

10 небо

Эмпирей – Пламенеющая Роза и Лучезарная Река (сердцевина розы и арена небесного амфитеатра). На берегах реки (ступенях амфитеатра, который делится еще на

2 полукружия – ветхозаветное и новозаветное) восседают блаженные души. Живет Бог. Обитель Божества и блаженных душ.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»

Наиболее известны и интересны в этом смысле гравюры французского художника Гюстава Доре.

Особенно любопытно, что выполнил он их в десятилетнем возрасте.



Гюстав Доре


ПОСМЕРТНАЯ СУДЬБА ДАНТЕ

Какова же была посмертная судьба поэта так близко соприкоснувшегося с темой смерти в своем творчестве?

Последние годы Данте усиленно работал над «Раем». Словно чувствуя, что близок его час, он торопился кончить третью и последнюю часть поэмы.

После поездки в Венецию он вернулся, но с малярией, захваченной в болотистых испарениях реки По. Крепкий организм поэта был ослаблен усиленной работой над поэмой, требовавшей нечеловечески нервного напряжения. Болезнь усиливалась непрерывнои в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года Данте Алигьери умер.

Когда поэта не стало, домашние начали искать то, что было хранилищем его души, его «Комедию». Первые две части были давно уже распространены, но «Рай» еще не был обнародован. Поиски быстро обнаружили наиболее значительную часть последней кантики, но заключительные песни куда-то исчезли. Между тем всем близким было хорошо известно, что «Рай» был доведен до конца. Сыновья были в отчаянии. Тогда Данте явился к одному из них –Джакопо – во сне и указал, куда он спрятал последние песни перед отъездом в Венецию. Именно там их и нашли. Легенда трогательно украшала чудесами все, что было связано с поэтом.





Посмертная маска Данте

Данте был похоронен с великими почестями. Тело его по приказанию синьора города Равенна было украшено поэтическим убором поверх погребального ложа. Поэтический венок, которого Данте тщетно дожидался при жизни, сопутствовал ему в могилу. Самые почетные граждане Равенны донесли на своих плечах гроб до места его последнего успокоения, небольшой капеллы при церкви Сан Франческо.

Когда весть о смерти Данте разнеслась по Италии, много было сложено стихов, посвященных его памяти.

И только его родной город – Флоренция – долго не оказывал почестей поэту. В 1396 году флорентийцы впервые сделали попытку получить из Равенны прах поэта, чтобы похоронить его, как он мечтал, в церкви Санта Кроче. Равенна отказала. И продолжала отказывать всякий раз, как Флоренция возобновляла просьбу. Наконец Микеланджело Буонарроти, обратился к папе с просьбой поддержать ходатайство Флоренции о возвращении останков Данте в его родной город и обещал соорудить достойный его мавзолей. Это было в 1520 году. Невозможно было отказать в такой просьбе папе, тем более что за папой стоял сам Микеланджело. Равенна сдалась. Но... когда открыли саркофаг, он оказался пустым. Останки Данте исчезли. Ответ пришел во Флоренцию после долгого расследования.

Францисканские монахи, не желая расставаться с драгоценной реликвией, пустились на хитрость. Не трогая саркофага, они пробили стенку капеллы, к которой он прислонен со стороны монастыря, и унесли прах поэта. Долгое время никто не знал, где он находится. Широкой публике ничего об этом объявлено не было, и по-прежнему толпы паломников стекались в Равенну, чтобы поклониться гробнице поэта.

Она находится с 1482 года в мавзолее. В стене над саркофагом вделан его же барельеф, изображающий Данте задумавшимся над книгой. В 1870 году мавзолей был перестроен и получил свой нынешний вид. Его фасад выходит в узенькую улицу, так что до последнего времени трудно было даже окинуть его взором. Поэтому было решено освободить пространство перед ним от построек, чтобы мавзолей стал обозрим. Вокруг усыпальницы поэта воздвиглась «зона молчания».




Надгробие Данте в Равенне

И кости поэта находятся по-прежнему в гробнице. Их нашли 27 мая 1865 года случайно, при небольшом ремонте в соседней капелле монастыря. Когда снесли часть стены, то на месте заложенной двери оказался деревянный ящик с надписями, что в нем находится прах Данте, скрытый в этом месте 18 октября 1677 года. Кости были положены в ящик орехового дерева и поставлены в старый саркофаг. Так, в шестисотлетнюю годовщину рождения поэта был вновь обретен его прах.

Флоренция просила у Равенны вернуть ей останки поэта в последний раз за год до того, как они были найдены. Конечно, ей было отвечено отказом.

Прах остался там, где поэт спокойно провел свои последние годы.






































































Помощь

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

В удивительно последовательной композиции «Божественной комедии» сказался рационализм творчества, развившегося в атмосфере новой буржуазной культуры.

«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части; каждая часть состоит из 33 песен, причём кончается словом Stelle, то есть звёзды. Всего таким образом получается 99 песен, которые вместе с вводной песней составляют число 100. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр.

Согласно католическим верованиям загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников — и рая — обители блаженных.

Данте с чрезвычайной точностью описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигши середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, Данте без трепета отдается руководству поэта.

Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры — Аристотеля, Эврипида и др. Следующий круг (ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли) заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и её возлюбленного Паоло, павших жертвой запретной любви друг к другу. По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов. Муки обманщиков разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие — Иуда, Брут и Кассий, — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.

Чистилище

Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора — чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum — грех), то есть символ семи смертных грехов. По мере того как Данте поднимается все выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.

В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо. Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, — за хрустальной сферой расположен Эмпирей, — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест; возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.

«Комедия» — последнее и самое зрелое произведение Данте. Поэт не сознавал, конечно, что его устами в «Комедии» «заговорили десять немых столетий», что он подытоживает в своём произведении всё развитие средневековой литературы.

По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой литературе. Как и у средневековых поэтов, она держится на аллегорическом стержне. Так дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, — символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов. Лев — символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (богословием — верой). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории тот, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.

«Божественная комедия» проникнута политическими тенденциями автора. Данте никогда не упускает случая посчитаться со своими идейными, даже и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», осуждает свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник всяческих зол. Тёмному настоящему он противопоставляет светлое прошлое, Флоренции буржуазной — Флоренцию феодальную, когда господствовала простота нравов, умеренность, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды), феодальную империю (ср. трактат Данте «О монархии»). Терцины «Чистилища», сопровождающие появление Сорделло (Ahi serva Italia), звучат, как настоящая осанна гибеллинизма. К папству как к принципу Данте относится с величайшим почтением, хотя отдельных представителей его, особенно тех, которые способствовали упрочению в Италии буржуазного строя, ненавидит; некоторых пап Данте встречает в аду. Его религия — католичество, хотя в неё вплетается уже личный элемент, чуждый старой ортодоксии, хотя мистика и францисканская пантеистическая религия любви, которые принимаются со всей страстью, тоже являются резким отклонением от классического католицизма. Его философия — богословие, его наука — схоластика, его поэзия — аллегория. Аскетические идеалы в Данте ещё не умерли, и тяжким грехом почитает он свободную любовь (Ад, 2-й круг, знаменитый эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом (ср. «Новую жизнь», любовь Данте к Беатриче). Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не есть безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». И дух пытливости, стремление раздвинуть круг знаний и знакомство с миром, соединяемое с «добродетелью» (virtute е conoscenza), побуждающее к героическим дерзаниям, — провозглашается идеалом.

Своё видение Данте строил из кусков реальной жизни. На конструкцию загробного мира пошли отдельные уголки Италии, которые размещены в нём чёткими графическими контурами. И в поэме разбросано столько живых человеческих образов, столько типичных фигур, столько ярких психологических ситуаций, что литература ещё и сейчас продолжает черпать оттуда. Люди, которые мучаются в аду, несут покаяние в чистилище (причём объёму и характеру греха соответствует объём и характер наказания), пребывают в блаженстве в раю, — все живые люди. В этих сотнях фигур нет и двух одинаковых. В этой огромной галерее исторических деятелей нет ни одного образа, который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта. Недаром Флоренция переживала полосу такого напряжённого экономического и культурного подъёма. То острое ощущение пейзажа и человека, которое показано в «Комедии» и которому мир учился у Данте, — было возможно только в социальной обстановке Флоренции, далеко опередившей остальную Европу. Отдельные эпизоды поэмы, такие, как Франческа и Паоло, Фарината в своей раскалённой могиле, Уголино с детьми, Капаней и Улисс, ни в чём не похожие на античные образы, Чёрный Херувим с тонкой дьявольской логикой, Сорделло на своём камне, по сей день производят сильное впечатление.

Роль символа в «Божественной комедии» Данте.

Эго Данте необычно. На его пути ему мешают три символических зверя - три самых страшных греха по мнению Данте. Это пантера (рысь), лев и волчица. Рысь - сладострастие, пантера - олицетворение олигархической власти во Флоренции. Рысь он обходит. Лев - это гордость, а также политическая тирания монарха и государства, он был на гербе Флоренции. Обходит и его. Самое страшное - алчность, волчица. В широком смысле. Вергилий, его послала Беатриче. Данте не хочет спускаться в ад, его пугает надпись над вратами ада. Вергилий уговаривает именем Беатриче, она не просто женщина.

Данте обращается к страстям первым в мировой литературе, делает их предметом изображения. Человеческий образ. Пословица: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями». Грешники в высших кругах ада чаще всего попадают туда за благие намерения. Низшие круги - закоренелые преступники, но есть и исключения. В высших кругах есть надежда на прощение.

Образ Беатриче в творчестве Данте («Новая жизнь», «Божественная комедия»).

Родился Данте во Флоренции, его имя - это семейная традиция. Род Алигьери был знатным, среднего достатка. Обычные люди. Когда Данте становится известным, то итальянцы начинают в обычных событиях искать знамения. Джованни Боккаччо - первый биограф Данте, рассказывает сон матери Данте. Она лежит на лугу под лавром, рядом чистый родник. Неожиданно рожает сына, тот ест ягоды лавра, пьет из родника, становится пастухом, пытается нарвать листьев лавра, устает, падает, а когда встает - он уже павлин.

Символика: ягоды - плоды трудов его предшественников, вода - философия, листья лавра - слава, пастух - пастырь народов. Данте хотел быть увенчанным лавровым венком. Падение - смерть, павлин - символ вечности. Боккаччо излагает нам не факты, а создает духовный облик человека, живущего на грани веков. Энгельс: «Данте - последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени». В его натуре уживались черты обеих эпох - усиление рефлексии, психологический конфликт. Образ Данте отнюдь не идеальный. Чрезмерно горд, честолюбив, страстен, не чурался политики, но честный. Один из наиболее образованных людей - но это самообразование. Болонский университет, изучал правоведение.

Италия в Средние века не была единым государством, более всего состояла из так называемых городов-республик с цеховым самоуправлением. Из каждого цеха - представитель. Разногласий в цехе быть не должно - представитель выражал единую точку зрения. Итальянцы понимали, что должны объединиться. Выделение двух партий: гвельфов и гибеллинов. Гибеллины - высшая знать, аристократия, боролись за объединение страны под властью германского императора - светская власть. На объединение также претендовал Папа Римский - за него стояли гвельфы, по большей части городская знать. Данте был гвельфом по семейной традиции. Достиг успеха в политике, но, провластвовав почти 20 лет, гвельфы раскалываются на черных и белых. Белые, а с ними и Данте, ориентировались на императора, черные - на папу. Переворот во Флоренции, белые потерпели поражение, почти всех привели на суд, такую повестку получил и Данте, бежал из Флоренции, более туда за всю жизнь не возвращается - странник. Во Флоренции осталась жена с детьми, только треть имущества осталось. В изгнании Данте хотелось всемирной славы, хотел, чтобы флорентийцы просили его вернуться. Слава пришла, но флорентийцы его не простили. 14 сентября 1321 - умирает в Ровенне, в доме внучатого племянника Франчески да Рамини. Прах Данте требует Флоренция, но Ровенна так его и не вернула.

В 1283 Данте приходит в цех поэтов, приносит первый сонет. Он посвящен Беатриче. В это время в Италии господствует «новый сладостный стиль» («dolce stil nuovo»). Рыцарская литература - замковая, салонная, а здесь - горожане, пишут для горожан. Поэты-стильновисты приспособили поэзию трубадуров для горожан - усиливают момент поклонения даме - дама-ангел, мадонна. Любовь к такой даме - первая ступенька, ведущая к Богу. Мир создан божественной любовью, ее трудно познать, любовь земная - первая ступенька к этому. Дама становится бесплотной, в поэзии «стильновистов» - нет описаний. Беатриче всегда одета в алые одежды - священный цвет. Это все, но много о духовном облике. Ученые спорят, была ли на самом деле Беатриче. Беатриче - образ-символ. Была такая девушка, Данте с ней знаком, она рано умерла. Что-то в ней поразило Данте, и он создал условно-идеальный образ.

«Новая жизнь» - Данте пишет после смерти Беатриче, должна увековечить ее облик и объяснить человечеству концепцию любви стильновистов. И стихи, и проза. Начинается серьезно и неуклюже. Хочет описать новую жизнь после смерти Беатриче. Пишет, что впервые встретил ее, когда ему было девять - магическое число (три тройки). Потом в 18 - тоже магическое число. Всегда видел ее в священных алых одеяниях. Начинает любить ее любовью стильновистов в 18. Сначала невнимание Беатриче больно ранит Данте, но постепенно горечь уходит, так как Данте осознает, что любовь ценна сама по себе, это стимул для постоянной духовной работы, самосовершенствования. Идеализация образа. В третьей части Беатриче умирает, природа оплакивает ее. Смерть воспринимается как мировая катастрофа. Но есть еще и 4 часть, где Данте описывает свою болезнь, за ним ухаживала дама - ей посвящено 4 сонета. Понятно, что он любит ее, но обычной любовью. Данте запрещает себе иметь с ней дело. «Новая жизнь» - это первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывает читателю самые сокровенные чувства. Потом изгнание и Данте на долгие годы забывает о лирике.

Федеральное бюро возглавляет руководитель- главный Федеральный эксперт по медико-социальной экспертизе.

Федеральное бюро выполняет следующие функции:

1. обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения главных бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения главных бюров, проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро;

3. проводит освидетельствование граждан по направлению главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования;

4. проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения

5.осуществляет комплексную реабилитационно-экспертную диагностику с применением новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты

6. осуществляет мероприятия по повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;

7. оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро и бюро в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение указанных рекомендаций, а также законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;

8.формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим, принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;

9. вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий реабилитационно-экспертной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы;

10. вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизы.

В состав Главного бюро МСЭ входят руководитель (председатель), несколько составов врачей различных специальностей, принимающих экспертные решения, группа специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, а так же специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения.

В случае необходимости при Главном бюро может быть создано стационарное отделение.

Основная функция Главного бюро - контроль за деятельностью первичных комиссий и организационно-методическая работа.

Задачи Главного бюро МСЭ:

1. Проводить медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решение бюро, и в случае необоснованности этих решений изменять их.

2. Проводить медико-социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования.

3. Формировать банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществлять государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов.

4. Принимать участие в изучение факторов, приводящих к инвалидности и в разработках комплексных программ профилактики инвалидности.

5. Оказывать консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро.

6. проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

7. определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки

В состав бюро входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог, а так же старшая медицинская сестра, медицинский регистратор.

Основная функция бюро – проведение освидетельствования больных и составление индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

Задачи бюро МСЭ:

1. Устанавливать факт наличия инвалидности, определять группу, причины,

сроки и время наступления инвалидности.

2. Формировать и корректировать индивидуальную программу реабилитации.

3. Формировать банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную

экспертизу.

4. определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах)

5. представляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста

6. определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки