Основопроизводная и непроизводная, производная и производящая. Производящее и производное слово




Часть слова без окончания называют основой слова.

Ее составляют корневые и аффиксальные морфемы. За исключением флексии.

Из всех морфем, входящих в слово, только корень может совпадать с основой.

В зависимости от способности слова члениться на морфемы выделяют:

Производную (мотивированную) основу

Непроизводную (немотивированную)

Производная основа состоит из отдельных значимых частей слова, то есть корней и аффиксов.

Пример: пригород, собачник.

Непроизводная основа представляет собой только корень, который дальше уже никак разделен быть не может.

То есть отсюда мы видим, что производная основа – членима, а непроизводная – не членимая.

Разница между производной и непроизводной основой заключается :

Непроизводная основа неделима на мелкие части, производная - делится на части, каждая из которых имеет свое значение.

Производная основа может превращаться в непроизводную. Пример: слово басня (не членимая основа), но можно исторически выделить суффикс сн, получив корень ба. В этимологическом слове: баять – говорить, от него и слова – байка, баю.

Значение непроизводной основы заложено в ней самой. Пример: дом – известно, что это некая постройка. Значение производной основы складывается из значений входящих в нее морфем.

При каждой производной основе имеется производящая основа. То есть основа, от которой производная образована. Пример: домик – от слова дом. Дом – производящая основа.

В качестве производящих основ могут выступать не только основы, но и слова. Пример: город – пригород - пригородный. Железная дорога - железнодорожный. Отдельные формы слова, в том числе предложно-падежные: телятник – от слова теленок. За рекой – заречье. Женить – женитьба (инфинитив). Фразеологические обороты: сшибать с ног – сногсшибательный.

Слова производные и непроизводные.

В зависимости от того, имеет ли то или иное слово словообразовательную мотивированность, то есть соотносится ли оно с какой-либо производящей основой, все слова делятся на производные и непроизводные. Непроизводное слово ничем не мотивировано. Производное слово – слово, основа которого мотивирована по форме и значению основы другого слова. То есть оно как бы отсылает нас к тому слову, от которого оно произошло. Среди производных слов можно выделить две группы:

1 – слова, значения которых полностью складываются из значений входящих в них морфем. Пример: домик, столик, листик – есть корень +уменьшительно-ласкательный суффикс, и таким образом производное слово обозначает нечто маленькое.

2 – слова, значения которых не являются лишь простой суммой входящих в них морфем. Пример: носильщик.

Грамматическое значение и формальный показатель грамматического значения.

В отличие от лексического значения слова, которое конкретно, грамматическое значение слова абстрактно, оно может быть присуще целому ряду слов. Оно как бы накладывается сверху на лексическое значение.

Грамматическое значение – это значение, которое выступает как добавочное по отношению к лексическому значению, которое выражает различные отношения (отношения к другим словам в предложении, отношения к лицу, совершающему действия, отношения к действительности, отношения ко времени и т.д.)

Грамматическое значение выражается в основном формой слова, которая образуется различными способами:

· Чаще всего в языках используется аффиксация, которая подразделяется на 2 типа:

Ø Агглютинация – когда лексическое значение передается при помощи аффиксов (суффиксов, префиксов); для русского языка не свойственна, распространена в тюркских языках, финно-угорские языках.

К корню добавляются различные суффиксы, каждый из которых имеет только одно грамматическое значение, эти суффиксы один за другим приклеиваются к корню, агглютинация – приклеивание, особенности : границы между морфемами очень четкие, никаких слияний и фонетических изменений не существует.

Ø Фликтивность – противостоит агглютинации – из самого названия вытекает, что грамматическое значение передается при помощи флексий. Главное отличие между этими понятиями заключается в том, что флексия в отличие от суффикса способна брать на себя сразу же несколько грамматических значений (сестрам – окончание – ам, значения: множественное число, женский род, дательный падеж). Кроме этого при фликтивности может возникать такое явление как фузия - постепенное слияние, исчезновение границ между морфемами (между корнем и окончанием, между корнем и суффиксом (существительное «мужик» , прилагательное «мужицкий», от слова «мужикский», но постепенно последний звук основу слились с суффиксом). Фликтивность очень широко распространена в индоевропейских языках (русский язык). Кроме этого в индоевропейских языках существует еще внутренняя флексия (чередование гласных внутри корня), с помощью которой передаются различные грамматические значения (раст – рос, лаг – лож, кас – кос). Из современных индоевропейских языков внутренняя флексия широко распространена в немецком языке. Важнейшее значение внутренняя флексия имеет для симицких языков, где она является единственным способом формирования грамматического значения (китаб – книга, кутуб – книги: арабский)

· Кроме аффиксации, есть и другие способы передачи грамматического значения: при помощи так называемых супрасегментных морфем, которые также носят названия морфемы-операции , которые по своей функции являются аналогами аффиксов. К таким морфемам-операциям относятся:

1. Ударение , так например в русском языке при помощи ударения выражаются видовые противопоставления в глаголе (насыпать – насыпать, разрезать – разрезать), падежах (рУки – рукИ, нОги – ногИ)

2. Значащее чередование (рваный – рвань, голый – голь), где мы видим, что различия в качестве последнего согласного основы являются показателем грамматической категорией слова, твердый согласный – прилагательное, мягкий согласный – существительное

3. Супплетивизм (человек – люди, ребенок – дети, хороший – лучше, различные основы с глаголом быть, идти)

4. Удвоения (редубликация) , может быть полным(слово целиком), так и частичным (часть слова), могут передаваться как усилительные, так и ослабительные признаки. Используется для передачи значения множественного числа (армянский гунд - полк, гунд-гунд – полки). Частичная редубликация (яванский язык: болезнь – лелара, лара – больной)

· Вышеперечисленные способы относятся к так называемым синтетическим способам . Однако существуют и аналитические способы передачи грамматического значения слова, которые проявляются в раздельном выражении лексического и грамматического значения. В этих случаях используются специальные служебные слова (русский язык: быть – будущее время, страдательный залог, сослагательное наклонение, степени сравнения прилагательных, в качестве вспомогательных слов могут выступать предлоги, послелоги (англ.яз), вспомогательные глаголы (быть, иметь, хотеть, will – хотеть (немецкий).

К аналитическому способу выражения грамматического значения относится и особый порядок слов . Так, например, в русском языке при помощи особого порядка слов передается значение приблизительности (до туда 20 минут езды, до туда ехать минут 20, ей 30 лет, ей лет 30). Особенно продуктивен этот способ в языках с фиксированным порядком слов (аналитические языки).

· Также в качестве особого способа передачи грамматического значения слова может использоваться интонация (вопрос, восклицание, повествование: Он пришел. Он пришел? Он пришел!) китайский язык

· Кроме этого существует еще и смешанный способ (гибридный) передачи грамматического значения слова: когда одновременно используются и аналитические способы и синтаксические способы (русский язык – в доме: есть флексия, но здесь используется и предлог; я несу: с одной стороны 1 лицо ед.ч. окончанием, с другой стороны добавляется местоимение я)


С точки зрения своей структуры основы как части слова, заключающие в себе его вещественное, лексическое значение, делятся на непроизводные и производные.
Непроизводная основа является целым, которое далее со структурной точки зрения раздроблено быть не может. Производная основа выступает в качестве единства, состоящего со структурной точки зрения из отдельных значимых частей - морфем. Одним из важнейших качеств, отличающих производную основу от непроизводной, является зависимость первой от соответствующей непроизводной. Любая производная основа необходимо предполагает наличие аналогичной непроизводной, с которой она соотносится с семантикограмматической точки зрения. Если почему-либо непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с данной производной, последняя теряет свой производный, составной характер и переходит в разряд непроизводных основ. Например, основы молодежь, козел, пропе(ть), печальн(ый), члени(ть), шагом (наречие) и т. д. выступают перед нами как производные, обладающие, следовательно, способностью члениться на значимые части, в силу того что рядом с ними существуют аналогичные им непроизводные: молод (ой), коз(а), пе(ть), печаль, член, шаг и т. д.
Разница между производной и непроизводной основами имеется и в выражении того или иного вещественного, лексического значения, составляющего их содержание. Значение основы непроизводной как бы заложено в ней самой, значение же производной основы представляется вырастающим из значений составляющих ее морфем.
Наконец, для очень большой части производных основ в противовес непроизводным характерно такое обозначение предметов действительности, когда последние выражаются в слове через установление той или иной связи их с другими предметами. Обозначение предметов действительности подобными основами представляется нам известным образом мотивированным. Будучи не в состоянии ответить на вопрос, почему определенные факты действительности называются словами лес, вода, петь, белый и т. п., а не какими-либо иными, вполне можно объяснить причину функционирования для обозначения соответствующих фактов действительности слов лесок, подводный, запеть, белить и т. д. Лесок - небольшой лес, подводный - находящийся под водой, запеть - начать петь, белить - делать что-либо или кого- либо белым и т. д.
Однако было бы неверным считать, что каждое слово с производной основой содержит указание на то, почему данный предмет действительности обозначается им, а не каким-либо другим словом. Есть такие слова, в производном характере основы которых в современном языке сомневаться не приходится, но этой мотивированности в назывании все же нет. Слово ножик, например, определенно имеет основу производную, так как рядом с ним существует слово нож и часть слова нож- в обоих словах значит одно и то же. Но вместе с тем слово ножик является таким же абсолютно условным обозначением режущего инструмента, как и слово нож: здесь отсутствует соотношение, существующее между словами типа листик и лист и т. п., но основа слова ножик все-таки остается производной. В слове судно, без сомнения, основа является производной, потому что это же слово во множественном числе имеет непроизводную основу суда и звуковой комплекс суд в судно и суда однозначен. И все же обозначение в данном случае соответствующего предмета действительности разными формами этого слова (суда - судно) является абсолютно одинаковым - условным и совершенно немотивированным.
Подобные факты наиболее ярко наблюдаются в связанных основах, когда непроизводная основа самостоятельно, в чистом виде не существует и выделяется лишь путем сравнения двух или более производных основ.
Таким образом, производная основа отличается от непроизводной своим особым обозначением предмета действительности (через отношение его к другим), не всегда и не во всех словах соответствующим морфологической структуре. Однако для очень большого числа слов с производной основой подобное свойство в отличие от слов, имеющих непроизводную основу, все же является чрезвычайно характерным.
Производная и непроизводная основы как бы противопоставлены друг другу. Для производной основы можно отметить; 1) ее членимость на отдельные морфемы; 2) ее зависимость как членимого целого от соответствующей непроизводной (как производная она существует постольку, поскольку существует соответствующая непроизводная);
  1. соответствие ее целостного значения как основы совокупности значений составляющих ее частей; 4) обозначение предмета действительности в целой серии слов опосредованно, через установление определенной связи его с другими.
Для непроизводной основы характерным является: 1) ее нечленимое™ с морфологической точки зрения; 2) ее всегда непосредственное, чисто условное и немотивированное с точки зрения современных се- мантико-словообразовательных связей обозначение предметов действительности.
Учет этих резко противоположных качеств, характерных для производной основы, с одной стороны, и непроизводной - с другой, и их взаимосвязи в каждом конкретном случае является, как уже говорилось, основным условием словообразовательного анализа слова.

Еще по теме § 17. Производная и непроизводная основы:

  1. Индоевропейские непроизводные и производные основы имен несреднего рода на дифтонги о? и аи с а различного качества.

). С основой связано основное лексическое значение слова: пе -ть, чита -л, ид -ущий, нов -ый и так далее.
Основы возвратных глаголов с постфиксом -ся – такие основы называются прерывистыми : учи -ть-ся , смея -ла-сь .

Производные и непроизводные основы

Основы делятся на производные и непроизводные . Производные основы образованы от других основ . В их составе обнаруживаются живые аффиксы . Производные основы называют предметы и явления действительности мотивированно: дом-ик (маленький дом), на-дом-н -ый (расположенный на доме), комнат-к (маленькая комната) и так далее.
Непроизводные основы – это основы , в составе которых не выделяются живые аффиксы. Живой аффикс – это морф , значение которого определяется с позиций синхронного словообразования. Непроизводная основа называет предметы и явления немотивированно, непосредственно: дом, комнат -а, бел -ый . Непроизводная основа является нечленимой и состоит только из корня.

Связанные основы

Термин «связанные основы» («связанные корни») принадлежит профессору Г.О. Винокуру. Примерами таких понятий являются, в частности, слова: обуть, разуть; убавить, добавить и так далее. Связанные корни характеризуются определенным набором признаков, которые отвлечены от свободных корней:
связанные корни не могут употребляться самостоятельно, они обязательно связаны с аффиксами;
значение связанного корня вне аффиксов не понятно;
связанные корни обязательно должны повторяться в серии слов, в нескольких словах (свергнуть, ввергнуть, отвергнуть );
во многих случаях значение слова со связанными корнями понятно благодаря приставке . Стоит отметить, что лучше членятся слова с конкретным значением, а слова с отвлеченным значением утрачивают свою членимость, поэтому стоит так членить слова: от-ня-ть, раз-ня-ть, поня-ть, вня-ть и так далее;
если хотя бы один алломорф корня употребляется свободно, то и весь корень считается свободным.

Основы со специфической структурой

Кроме связанных основ имеются слова со специфической морфемной структурой (буженина, малина, калина, рябина, смородина). Мнения по поводу членимости этих основ расходятся. Так, по мнению проф. Смирницкого, Земской, Арутюновой, в данных словах выделяются корни бужен’, мал’, кал’, ряб’, смород’. За корнем в этих словах при таком рассмотрении следует суффикс со значением сорта ягод или мяса.
Однако проф. Винокур и академик Шанский считают эти слова нечленимыми.
Проф. Кубрикова считает такое членение дефектным, а выделяемые части называет квазиморфами (ложными морфами), так как по правилам их нельзя идентифицировать.

Производящая и производная основы

Для словообразования важно выяснить, от какого слова непосредственно образовано данное. Зачастую важно решить, какая из двух основ производящая , а какое слово – вторично. Поэтому необходимо установить направление производности.
В научной и учебной литературе существует несколько терминов, которые обозначают производящую и производную основы :
базовое и выводимое слово;
мотивирующее и мотивируемое слова;
производящая и производная основа .
Производная основа – это основа, от которой непосредственно образована данная основа. Существуют определенные правила, которые помогают установить направление производности. Производная и производящая основы являются ближайшими родственниками, это проявляется в том, что:
производная основа сложнее производящей по семантике: красный – краснеть (становиться красным);
производная основа сложнее производящей формально: земл-я – земл-ян-ой ;
при одинаковой формальной сложности производным является слово, которое сложнее по семантике: методика – методист; ученик – ученица (традиционно принято, что существительные женского рода образуются от существительных мужского рода);
независимо от формальной сложности в словообразовании мотивирующим является то слова, значение которого соответствует категориальному значению части речи. Особенно это правило актуально применительно к словам, образованным с помощью нулевых аффиксов : сухой – сушь (категориальное значение имени существительного – предмет или явление, а слово сушь обозначает признак);
слова, стилистически отмеченные, являются производными, они не могут быть производящими: интимный – интим, нейтральный – нейтрал ;
в словах со связанным корнем однозначно определить направление производности нельзя: обуть – разуть ;
в русском языке есть слова, которые характеризуются множественной производностью (имеют не одно, а несколько мотивирующих слов): мило – премило, премилый – премило; познакомить – познакомиться, знакомиться – познакомиться .

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

Ответ:

Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .

Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .

2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Ответ :

необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразованияобразование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

соученик
производная основа

пре + больш ой
производящая основа

пребольш ой
производная основа

пере + бежа ть
производящая основа

перебежа ть
производная основа

от + ныне
производящая основа

отныне
производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .

Распределите слова по трем группам по способу образования.

Ответ:

    Приставочный способ:

    • высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

    Суффиксальный способ:

    • выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

    Приставочно-суффиксальный способ:

    • безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучени е, рисовать – рисовани е, ходить – ходьба , белый – белизн а, темный – темнот а, слабый – слабость . Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь) . Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь .
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- --> синева и син(ий) + --> синь .

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз) , сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза) .
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный .

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:

Ответ:

Суффиксальный:

  • столярничать, подружка.

Приставочно-суффиксальный:

  • предрассветный, собеседник.

Постфиксальный:

  • подняться, какой-нибудь.

Сложение:

  • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

2. Укажите способ образования следующих существительных:

бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.

Ответ:

    Приставочный:

    • подгруппа, суперобложка.

    Суффиксальный:

    • знание, читатель, школьный.

    Приставочно-суффиксальный:

    • бездорожье, пришкольный.

    Бессуффиксный:

    • вывих, приговор, тишь.

    Переход прил. или прич. в сущ.:

    • военный, мороженое, шашлычная.

    Сложение:

    • продмаг, теплоход, шестиклассница.

3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?

Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.

Ответ : первое, бессуффиксный;

4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?

Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .

Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .

Обеденный <-- обед

1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.

Перерыв <-- перерыв ать

1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.

4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.

Сотрудники <-- труд иться

1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .

Поесть <-- е сть

1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.

Отправились <-- отправи ть

1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.

Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)

1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.

Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования

1. Словообразовательные омонимы.

Суффиксы, так же как и слова, могут быть омонимичными. Например, суффикс -к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (студент – студентка, москвич – москвичка) , уменьшительные существительные (репа – репка, комната – комнатка) , отглагольные существительные со значением действия (стирать – стирка, установить – установка) и т.д. Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе, и тогда получаются два слова-омонима. Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием, их называют словообразовательными омонимами , например: дождевик (плащ) и дождевик (гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище (место после пожара), топорище (большой топор) и топорище (рукоятка топора). Пожарище (место) и топорище (рукоятка) – существительные среднего рода: страшное пожарище открылось нашему взору; у топора удобное топорище . А существительные с увеличительным значением топорище и пожарище – мужского рода (так же как сапожище, домище и т.д.), так как при образовании уменьшительных или увеличительных существительных род, как правило, не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав. Так, слово норка (зверь) непроизводное, а слово норка (маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса -к- от слова нора .

2. Наложение морфем .

Прилагательное розоватый образовано от прилагательного розовый и обозначает слабую степень проявления этого признака. Значит, производящая основа розов- . Остающийся суффикс -ат- встречается в прилагательных, но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый, бородатый, полосатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс -оват- (ср. красноватый, голубоватый ). По правилу должно было бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов – ов . Они совместились друг с другом, и в результате получилось слово розоватый . Это явление называется наложением морфем. Другие примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский (ср. Суздаль + -ск- --> суздальский ), лермонтовед (ср. пушкиновед ), чествовать (ср. приветствовать ).
По орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные, даже если это и требуется составом слова. Это частный случай наложения морфем: рас- + ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- --> колонный, Одесса + -ск- --> одесский .

3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.

В процессе развития языка морфемный состав слова может измениться: производное слово, ранее членившееся на морфемы, может потерять членимость и стать непроизводным. Так, например, слова льгота, польза и нельзя были когда-то однокоренными словами. Но теперь, после исчезновения из языка слова льга (льзя), каждое из этих слов воспринимается как непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик . Это слово пришло к нам из голландского языка: zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик не выделялся суффикс, и значение его было ближе к значению голландского слова. Вот как его употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж . С течением времени произошли изменения не только в значении слова, но и в его морфемном составе. Теперь мы воспринимаем последнюю часть слова -ик как уменьшительный суффикс и, отбрасывая его, получаем слово зонт . Так что с исторической точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик . А словообразовательный анализ современного русского слова показывает, что слово зонтик образовано от слова зонт с помощью уменьшительного суффикса -ик (ср. домик, столик ).