Личностная ценность. Личные ценности




Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Дарина Катаева

Жизненные ценности есть у каждого человека. Они формируются еще в детстве, а во взрослой жизни оказывают влияние на поступки людей, принятие их решений, на личностный выбор. Ценности – отражение сущности, движущая сила, которая влияет на мировоззрение и формирование личности . В чем конкретно заключаются ценности жизни и как их подобрать для себя?

Откуда зарождаются жизненные ценности?

Хотя ценности человека стабильная структура, они меняются под влиянием внешних обстоятельств и внутренних переживаний. Фундаментальное значение имеют те ценности, которые закладываются еще в детстве. При этом они не возникают мгновенно, они формируются с течением жизни. Чем взрослее становится человек, тем более стабильные ценности его отличают. Для кого-то существенное значение имеют в жизни деньги, слава, власть и предметы роскоши. Другие же считают важным духовное самосовершенствование, творческое развитие, здоровье, семью и детей.

На формирование жизненных ценностей оказывают влияние:

воспитание и семья;
друзья;
одноклассники;
коллектив на работе;
пережитые травмы и потери;
экономическая обстановка в стране.

Базовые ценности жизни человека

Хотя каждый человек индивидуален, есть ценности, которые объединяют всех людей:

Это не связано с эгоизмом. Такая любовь помогает достичь счастья в жизни и самосовершенствоваться.
Ближний . Проявление этой ценности заключается в уважении каждого человека, его мнения и позиции в жизни.
Семья . – высшая ценность для большинства людей.
Супруг или супруга . Эмоциональная, духовная и физическая близость с любимым человеком для некоторых стоит на первом месте.
Любовь к детям .
Родина . Место, где родился человек, влияет на менталитет и отношение к жизни.
Работа . Есть люди, которые стремятся раствориться в деятельности, они готовы браться за любое поручение на работе для достижения всеобщего блага.
Друзья . и самовыражение в нем занимают немаловажное значение для любого человека.
Отдых . Эта сфера жизни позволяет личности сконцентрироваться на своих ощущениях, расслабиться и развеяться от бесконечной суеты.
Общественная миссия – деятельность. Альтруисты в первую очередь стремятся делать что-либо на благо общества. Удовлетворение своих потребностей и желаний стоит уже на втором месте.

Нельзя сказать, что каждый человек выделяет для себя одну общечеловеческую ценность и живет по ней. Перечисленные области гармонично переплетаются, просто мы отмечаем для себя несколько и ставим их на первое место в жизни.

Жизненные ценности представляют собой сложную структуру, которая отражается на постановке и способе достижения. В результате человек предвидит неприятные ситуации и возможные неудачи.

Список возможных ценностей жизни человека

Помимо базовых жизненных ценностей каждый человек может иметь и индивидуальные, порой неординарные ценности. Ниже представлен лишь неполный список возможных ценностей человека, потому что продолжать его можно до бесконечности.

Оптимизм . «Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности». Такую черту характера бесспорно можно считать ценностью и радоваться наличию оптимизма в вашей жизни: с ним жизнь становится ярче и полнее.
Терпение . «Терпение и труд всё перетрут». Наличие терпения, особенно у современного поколения, однозначно стоит считать своей ценностью. Только при наличии терпения вы сможете . Это что касается ваших личных выгод. Но и ваши друзья и партнеры, наверняка, оценят это качество.
Честность . «Честность всего дороже». Важно быть честным не только с другими, но и с самим собой. Если для вас эта ценность стоит в одном ряду с базовыми, вероятно, вы счастливый человек: как это ни парадоксально, но честным людям живется легче, чем тем, кто любит приврать.
Дисциплинированность . «Делу время, а потехе час». Большинство людей к этой ценности относят крайне скептически, ведь дисциплина равна, по их мнению, ограничениям, несвободе. И только с годами многие приходят к выводу, что если вы дисциплинированный человек, это не значит, что вы как-то себя ограничиваете, вы скорее находите путь в свободе и счастью с помощью этой черты характера.

Примеры жизненной ценности

Задаваясь вопросом: «Что для меня ценно?», многие оказываются в тупике. Однако очень важно дать себе однозначный ответ, чтобы при возникновении новой для себя ситуации быть верным своим ценностям.

Жизненные ценности не связаны с мнением других и признанием вас, как личности, благодаря достигнутым высотам.

В определении своих ценностей помогает следующая последовательность действий:

Останьтесь наедине с собой . Чтобы понять, что для вас важно в жизни, а что занимает второстепенное значение, рекомендуется очистить пространство от постороннего влияния. Занимайтесь исследованием своей личности в полном одиночестве, без влияния внешних факторов.
Вспомните важные события в своей жизни . Необязательно это должны быть только положительные ситуации, поразмышляйте и над отрицательными. Запишите главные переживания на листке бумаги, подумайте, что вас впечатлило, а что расстроило, и без чего вы не представляете своей жизни.
Изучите общечеловеческие ценности , ведь из них вытекают личностные потребности и взгляды. Следите за взаимосвязью между полученным списком и повседневной жизнью. Некоторые пункты из перечисленного — только желание, а не установившаяся ценность в жизни.
Наблюдайте за собой . Выделите хотя бы один день, в который вы исследовали бы себя, поведение, выбор и мотивы поступков. Решения, который мы принимаем ежедневно, – показатель личностного выбора человека и его ценностей.
Если список ценностей получился слишком длинным, его придется сократить . Остаться должны 3 максимум 4 ценности. Остальное – это лишь дополнения и вытекающие решения в жизни.

Заключение

Некоторые ценности, которые одновременно важны для человека, могут конфликтовать. Посмотрев на составленный список, решите, что между собой не совмещается. Это и вызывает творческий , которая пребывает с дисгармонии с самим собой. Важно помнить об уравновешенности и влиянии наших ценностей на жизнь других людей.

Каждый человек индивидуален, поэтому ценности отличаются в зависимости от характера и устоявшихся ориентиров в жизни человека . Хотя склонность к рефлексии и исследовании самого себя наблюдается далеко не у каждого человека, все же стоит на мгновение остановиться и задуматься, что для меня ценно. Иначе вы будете ведомым человеком, без собственного стержня. При новых обстоятельствах вы тут же потеряете себя и свою личность!

26 февраля 2014, 17:47

Введение........................................................................................................... 2

1. Ценности в жизни человека и общества..................................................... 3

1.1 Понятие ценности и ее характеристика. Ценности и оценки................... 3

2. Классификация ценностей........................................................................... 7

2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность................... 7

3. Ценностные ориентации личности............................................................ 13

Заключение.................................................................................................... 16

Список литературы....................................................................................... 17


Введение

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.

Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Поэтому вопросы: что такое ценности; каково соотношение ценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными - являются сегодня жизненно важными.


1. Ценности в жизни человека и общества

1.1 Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки

Рассмотрим в самых крупных чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего, разберемся в смысле основного понятия данной теории - категории ценность. Этимологический смысл этого слова весьма прост и вполне соответствует самому термину: ценность есть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры . Однако содержание понятия «ценность», его природа не такие уж простые, как это может показаться с позиции обыденного сознания.

В чем же философский смысл понятия «ценность»?

1. Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер.

Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, с жизнью социума не имеют отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Это относится не только к очеловеченной природе, т. е. ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей.

2. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека.

Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель - это представление человека о конечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процессдеятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.

Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое.

3. Понятие «ценность» необходимо отличать от понятия «значимость».

Ценность соотносится с понятием «значимость», однако не тождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т. е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями.

Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность - это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность - это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом.

4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.

Что это за свойства? Функциональное значение ценности - это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерно определенное информационное содержание и степень его достоверности.

Личностный смысл ценности - это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом.

В то же время следует отметить, что смысл ценностей для людей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

5. Ценности по природе своей объективны.

Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т. е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т. е. ценность.

Таким образом, ценность - это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям - это ценностное отношение.


2. Классификация ценностей

2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность

В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.

Следует отметить, что единого подхода к решению этой проблемы в современной аксиологии также нет. Поэтому, обобщая имеющиеся в различных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей:

материальные,

социально-политические

духовные.

Материальные ценности - это ценностнозначимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям - предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности - это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

Тема:

    Теоретические основы анализа личностных ценностей как основы смысла жизни

    1. Понятие личности, мотивы личности и их функции

      Личностные ценности и их основные функции

      Варианты проявления ценностей и ценностных переживаний как основа обретения смысла жизни

    Эмпирические исследования взаимосвязи личностных ценностей и уровня реализации смысла жизни и самоактуализации личности

    1. Методы исследования личностных ценностей, смысла жизни и самоактуализации личности

      Эмпирическое исследование некоторых аспектов смысло-жизненных ориентаций и влияния личностных ценностей на повышение уровня смысла жизни

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Проблема нашего исследования связана с анализом проявления смысла жизни и влияния личностных ценностей на обретение смысла жизни, в том числе у студентов с различным профилем обучения. Данная проблема относится к числу мало исследованных проблем психологии, в частности до сих пор слабо проработаны такие вопросы, как сущность личностных ценностей, их природа, особенности смысла жизни личности и уровни его реализации.

Наиболее важные результаты в исследуемой области были получены А. Маслоу, В. Франклом, А. Лэнгле, Б.С. Братусем, Д. А. Леонтьевым, Э. Чудновским, Н.С. Шадриным и др.

В работах А. Маслоу показано, что высшей уровень самореализации личности связан с формированием ценностей личности и ее духовных потребностей. Виктор Франкл показал тесную связь реализации смысла жизни с наличием определенных ценностей личности. В работах Б.С. Братуся раскрыты разные виды смысловых ориентаций личности, которые содействуют или не содействуют реализации смысла жизни в целом. Д.А. Леонтьев хорошо раскрыл сущность различий личностных ценностей и других мотивационных образований, включая потребности, убеждения и т.д.

Тема нашего исследования называется Личностные ценности как основа обретения смысла жизни и самоактуализации личности .

Актуальность темы исследования заключается в том, что до сих пор слабо проработаны такие вопросы, как сущность личностных ценностей, их природа, связь с социокультурными ценностями, особенности смысла жизни и т.д. Не решены также важные теоретические аспекты, касающиеся роли ценности в становлении смысла жизни личности.

Не решен и ряд методических проблем. До сих пор мало методик посвященных диагностики личностных ценностей и смысла жизни. В то же время существующие методики изучения ценностей в виде крайне формализованных тестов (типа теста М. Рокича, Ш. Шварца) не раз подвергались критике и фактически являются не состоятельными. Более оправданными методами изучения ценностей являются методы углубленного диалога, применявшиеся еще А. Маслоу. Однако работа психологов в этом направлении в этом направлении пока недостаточна.

Изучение данной темы актуально и для разработки некоторых вопросов современной практики, таких как, воспитание ценностей у подрастающего поколения, самовоспитание, некоторых проблем психотерапии и т.д. касающихся духовного развития личности.

Теоретическая значимость исследования. Проблема в психологии является мало исследуемой, но одной из главнейших проблем философии и психологии. Материалы данной дипломной работы, позволяют дополнить понимание феномена обретения смысла жизни в психологии, а так же внести вклад в разработку философских проблем аксиологии.

Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть использованы как в спецкурсах по психологии личности, так и в курсах по социально-философским дисциплинам.

Кроме того, наличие такого феномена, как «синдром потери смысла жизни», делает актуальным некоторые аспекты данной работы, касающиеся обретения смысла жизни, причин различных неврозов, а также суицида и их профилактики.

Объектом нашего исследования были аспекты мотивационной системы человека, связанные с ее гармоническим включением в жизнь социума в широкой жизненной перспективе.

Предметом нашего исследования были психологические механизмы взаимосвязи личностных ценностей и смысла жизни человека.

Цель исследования состояла в изучении, а также в выявлении взаимосвязи личностных ценностей и смысла жизни.

Из цели вытекали три следующие конкретные задачи исследования:

1. Проанализировать состояние научной литературы по проблеме исследования;

2. Выявить основные элементы структуры личности, включая мотивацию, сделать анализ форм, видов и функций мотивов;

3. Выявит взаимосвязь личностных ценностей и смысла жизни как на основе научной литературы, так и на базе собственных эмпирических исследований;

Гипотезы нашего исследования касались аспектов взаимосвязи личностных ценностей и обретения смысла жизни человека.

В ходе нашего исследования были выдвинуты две гипотезы первая гипотеза была связанна с задачей выявления некоторых аспектов и взаимосвязей параметра смысла жизни (смысло-жизненных ориентаций).

Суть этой гипотезы состояла в предположении о том, что уровень смысла жизни (смысло-жизненных ориентаций) находится в обратной зависимости (корреляции) с уровнем депрессии. В случае подтверждения этой гипотезы это будет означать, что повышения уровня наполненности и смысла жизни – это не абстрактная проблема, а способ борьбы с устойчивыми депрессивными проявлениями личности.

Была выдвинута также вторая гипотеза суть, которой состояла в предположении, что уровень стремления к реализации смысла жизни (уровень смысло-жизненных ориентаций) у студентов-музыкантов, деятельность которых связана с трансляцией ценностей, достоверно выше, чем у студентов физико-математического профиля подготовки.

Методы исследования включали в себя теоретические методы и методологические принципы современной психологии, а также конкретные психологические методики. Для определения уровня стремления к смыслу была использована методики тест - опросник смысло - жизненых ориентаций Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика адаптированный Д.А. Леонтьевым(2006 год); Методика «Самооценка депрессии» по О. П. Елисееву, и наконец методы математической обработки результатов в психологии, корреляционный и дисперсионный анализ.

Полученные результаты: Исследование на контексте учащихся 10 «а» и 10 «б» классов СОШ №43 г. Павлодара, которые были занесены в нижеследующую таблицу, куда были также внесены соответствующие ранги и разности рангов. Студентов первого и второго курсов музыкального колледжа г. Павлодара (инструментальные музыканты, певцы), а также были использованы данные, полученные у студентов физико-математического факультета КазНПУ им. Абая, предоставленные нам д. пс. н., профессором КазНПУ им. Абая Оспаном Сейдулаевичем Сангилбаевым.

Реализация указанных нами методов на данном контексте показала, что и первая и вторая гипотеза подтвердилась.

Теоретические основы анализа личностных ценностей как основы смысла жизни

      Понятие личности, мотивы личности и их функции

В научно-методической литературе понятие трактуется по-разному. Если взять краткий психологический словарь А.Л. Свенцицкого оно звучит так: личность понимается «как социальное качество индивида, приобретаемое им в обществе. При этом утверждается единство, но не тождественность понятий ”индивида” и личности. В том смысле, что, будучи изначально, сразу после рождения индивидом, человек постепенно становится личностью в системе определенных социальных связей и отношений. Он, с одной стороны, испытывает на себе воздействие этих связей и отношений, а с другой – сам активно влияет на них» .

Понятие личности имеет важное значение для психологической теории и практики, а также для организации педагогического (особенно воспитательного) процесса. В целом личность – это человек как социальное существо, как член общества, носитель общественных отношений и связей. Важнейшей характеристикой личности является, по-видимому, её социальный статус (место в системе общественных отношений). Получая этот статус в процессе социализации, личность, тем самым, обретает условия необходимые для воспроизводства её существования.

Советский психолог Б.Г. Ананьев полагал, что проблема человека является по сути комплексной проблемой, то есть она выступает предметом изучения множества наук (биологических, социальных, философских и многих других) . Со стороны биологических наук, этой проблемы занимается анатомия и физиология человека, а также анатомия и физиология центральной нервной системы, антропология, медицина и другие науки. Социальные науки – социология, экономика, история и так далее. Психологические науки – общая психология, психология личности и различные частные отрасли психологии. Философские науки – социальная философия, этика, эстетика и так далее. Для анализа проблемы человека и его психики в психологии необходимо выделить пять основных уровней:

Первый уровень – «человек, как индивид» . Индивид – это человек, выступающий как носитель биологических особенностей, присущих только человеку и отличающих его от животных. Иными словами, это человек, рассматриваемый как целостный организм, включающий в себя взаимосвязанную совокупность физиологических систем (дыхание, кровообращение, пищеварение, мышечная система, нервная система и тому подобное). Качества индивида даны человеку от рождения. Развитие качеств индивида происходит по мере приобретения опыта. Однако только лишь в условиях общественного развития индивид становится подлинным субъектом и личностью. Поэтому в понятии «индивид» выражается лишь факт потенциальной принадлежности к человеческому роду.

Второй уровень – «человек, как субъект» . Человек как субъект – это обладатель различных форм активности, деятельности (как внешней, практической, так и внутренней, психической). Например, человек является субъектом труда, субъектом творчества, субъектом общения, субъектом мыслительной деятельности и т.д. Субъект как активное существо противостоит объекту, он подчиняет объект целям и задачам своей деятельности (причем это происходит за счет глубокого познания свойств объекта). Объект выступает всегда как пассивное начало.

Третий уровень – «человек, как личность». Личность – это человек как социальное существо, как активный носитель общественных отношений, которые он реализует в процессе совместной социальной деятельности с другими людьми. Это экономические, правовые, политические отношения и т.д. В то же время личность – не только продукт и объект общественных отношений, но и активный субъект деятельности, сознания, самосознания, общения .

Четвертый уровень – «человек, как индивидуальность». Человек, как индивидуальность - это совокупность неповторимых черт и особенностей, присущих только данному человеку и отличающих его от других людей. Это могут быть психологические, психофизиологические особенности, социальные и т.д. необходимо различать понятие «индивид» и «индивидуальность». На уровне индивида исследуются биологически обусловленные качества человека. Индивидуальность предполагает наличие любых отличительных особенностей личности, включая ее социальные, психологические свойства и т.д.

Понятие «личность» и «индивидуальность» также различаются. По Рубинштейну, «индивидуальные свойства личности – это не то же самое, что личностные качества индивида». Индивидуальность человека психологически проявляется в его характере, темпераменте, способностях. Однако следует отметить, что индивидуальный аспект имеют практически все психические процессы человека (память, воображение, мышление и т.д.);

Пятый уровень «человек, как Универсальность». Согласно В.И. Слободчикову, человек – это часть Универсума, космоса, Вселенной и т.д. Поэтому он в процессе своей активности включен во множество миров, составляющих Вселенную (природный физический мир, биологический, социальный мир, мир культуры, включая сферу духовной культуры и т.д.). В этом плане можно говорить о том, что подлинная личность достигает «бытия-в-мире» (Сартр, Хайдеггер), она «открыта» миру и т.д. (понятие «открытости миру» акцентируется многими сторонниками антропологического подхода на Западе). Конечно, существование конкретного человека может и не достигать уровня «бытия-в-мире». Нередко человек живет в своем ограниченном мирке, связанным с его ближайшим жизненным окружением, и отгорожен в своих устойчивых устремлениях от более широкого мира культуры и общественной практики, от ее проблем. Поэтому «тождество индивида и Универсума», о котором говорит Слободчиков, достигается лишь постепенно, поэтапно, в процессе духовного развития индивида и самого человеческого общества .

Согласно профессору Н.С. Шадрину, который обобщает идеи А.Н. Леонтьева, лишь немногие общие характеристики личности признаются большинством психологов. Здесь можно выделить три характеристики личности:

1.Личность – особая целостность, отличающаяся от биологической целостности человеческого организма (индивида).

2.Личность – интегративная инстанция психики, носитель и как бы «хозяин» всех психических процессов (что обозначается термином «Я»). Психологи часто говорят, что воспринимает не восприятие, мыслит не мышление, запоминает не память, а живая человеческая личность, наделенная восприятием, памятью, мышлением.

3.Ядром личности выступает сфера её потребностей и мотивов. Именно мотивы побуждают человека к социально-значимой деятельности, а, в свою очередь, деятельность направлена на реализацию социальной связи человека с миром. Психические процессы не выражают личностного аспекта психики, выполняя функции операционально-целевого регулирования деятельности, но они очень тесно связаны с личностной сферой .

Понятие о личности рассматривается у разных авторов по-разному. Р.С. Немов (Вайсман) в своем словаре справочнике по психологии дает следующее определение личности: «Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» .

А.В. Петровский в учебнике по «Общей психологии» определяет личность как «системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» .

Разнообразные мотивы деятельности человека являются важными компонентами структуры личности.

Что же является основой формирования мотивов?

Прежде всего, мотив формируется на базе соответствующей потребности, поэтому мотив представляет собой конкретизацию потребности. Поэтому здесь встает вопрос о сущности потребности.

Потребность – это нужда, нехватка в чем – либо важнейший источник активности личности. Психологи дают следующее конкретное понимание потребностей.

Потребность по Немову представляет собой состояние отклонения от нормы во внутренних тканях и органах, которое субъективно выражается в форме ощущений и эмоций.

Е. И. Рогов говорил, что потребность это состояние нужды организма, индивида личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.

Другими словами, потребность – это состояние нужды, нехватки в чем либо, которое по мере насыщения потребности исчезает, перестает быть актуальной. Это можно отнести к органическим, или витальным потребностям, их появление свидетельствует о нарушении гомеостаза, то есть равновесия организма со средой. Удовлетворение потребности, например, потребности в пище, на какое-то время восстанавливает гомеостаз.

«Потребности принято делить на две группы: по их предмету (содержанию) и по происхождению. По предмету, то есть по тому, на что они направлены, потребности, делятся на материальные и духовные, а по происхождению – на естественные (перешедшие к нам от животных предков) и культурные, обусловленные влиянием культурных условий жизни человека. К естественным потребностям относятся все витальные потребности – это потребности в пище, питье, тепле, сне и отдыхе, половые потребности, а также потребность в безопасности. При длительном неудовлетворении этих потребностей человек перестает существовать не только как личность, но и как организм, здесь то и происходит нарушение гомеостаза, обмена веществ. Половые потребности связаны с задачей продолжения рода. В отличие от биологических потребностей животных витальные потребности человека подвержены сознательной задержке, например, человек может сознательно сдерживать удовлетворение потребности в пище, питье, сне и т.д. Если посмотреть с другой стороны, то естественные (витальные) потребности человека пронизаны влиянием культуры, так как в культуре задан сам человеческий способ их удовлетворения (чего нет у животных). Культурные потребности – это потребности в предметах материальной и духовной культуры. Особую группу культурных потребностей составляют потребности в культурном характере труда, отдыха и т.д.» .

Материальные (по содержанию) потребности человека – это потребности в материальных благах, орудиях труда и других продуктах материального производства. Например, потребность в топоре, в холодильнике – это материальные потребности, но в отличие от потребности в пище их нельзя считать естественными. Естественные потребности тоже являются материальными, однако в отличие от материальных потребностей они заложены в человеке генетически.

Духовные потребности – это потребности в духовных благах. К ним относятся познавательные, эстетические потребности, а также нравственные потребности. Познавательные потребности удовлетворяются в процессе познания. Эстетические потребности связаны с потребностью в восприятии произведений искусства, в посещении кино, театров и т.д. Нравственные потребности – это потребность следования нормам и принципам нравственности, потребность в нравственных поступках и деяниях.

Принято считать, что все потребности являются источником мотивов личности, так как они конкретизируются в них. По Леонтьеву, мотив есть «опредмеченная потребность», то есть потребность, нашедшая воплощение в конкретном предмете деятельности. Данный предмет как раз и становится мотивом деятельности, приобретая для человека побудительную силу, или, как говорил, К. Левин, «характер требования». Многие авторы считают еще одним источником мотивации человеческие ценности, которые не сводятся к потребностям .

Вопрос о функциях мотивов хорошо рассмотрен в работах Е.П. Ильина, и В.Г. Леонтьева и др. Функции мотивов :

первая – функция активации деятельности или стимулирующая функция (мотивы вызывают определенную активность личности, стимулируют появление той или иной деятельности),

вторая – функция направленности (мотивы направляют деятельность в определенное русло, т.е. они задают «вектор» активности человека),

третья функция – побуждение деятельности (мотив, побуждая деятельность, становится её причиной, источником, а сама деятельность оказывается следствием побудительной функции мотива),

четвертая функция – смыслообразующая (мотивы придают деятельности человека личностный смысл),

пятая – интегративная функция мотивов (мотивы в той или иной мере выполняют функцию включения деятельности личности в окружающую социальную среду),

шестая функция мотивов – регулятивная (она обобщает, подытоживает остальные функции и состоит в подчинении поведения человека тому, ради чего оно осуществляется) . Все эти функции могут принадлежать к разным мотивам. И то, как те или иные мотивы будут выражаться в деятельности, зависит от ситуации.

Согласно А.Н. Леонтьеву, мотивы могут быть разделены на две группы: мотивы - стимулы и мотивы - смыслы . Мотивы – стимулы стимулируют деятельность человека, заставляют его быть более активным, а смыслообразующие мотивы придают деятельности человека личностный смысл.

Также мотивы традиционно делятся на две большие группы: неосознанные и осознанные. Неосознанные мотивы не осознаются человеком, но выступают побуждением его к деятельности. К ним относятся влечения и установки.

Установки или атитьюды (как их называют в западной психологии) – это состояние психологической преднастройки человека на восприятие определённого предмета, другого человека, явления, ситуации и т.п. под специфическим углом зрения или на совершение каких либо действий в данной ситуации . Установка порождает человека в ситуациях действовать определённым способом. Она неосознанна, потому что создана прошлым опытом. Социальные стереотип, одна из разновидностей установок, сформированная на основе ранее произошедшего восприятия людей, информации, или средств массовой информации.

Влечение , как неосознанный мотив, определяется недостаточно осознанной потребностью, которая становится побуждением к какой либо деятельности . Влечение не постоянно, потому что потребность, которая его представляет либо исчезает, либо перерастает в желание или намерение.

Влечение – это психологическое состояние, выражающее недифференцированную потребность субъекта. Само влечение может преобразоваться в конкретное желание, намерение мечту. В психоаналитической традиции влечения рассматриваются как главные реальные регуляторы нашего поведения. При этом считается, что такие влечения необходимо осознать (понять их истинную причину) и направить в конструктивное русло .

Осознанные мотивы осознаются и выступают стимулами деятельности личности. Сюда входят такие мотивы, как интересы, убеждения, идеалы, стремления, склонности и т.д. У них высокая побудительная сила. Например, убеждения способны управлять поведением личности. Мотивы, которые связаны с профессиональным самоопределением, на наш взгляд это, прежде всего: интересы, стремления и склонности.

Интерес – эмоционально-переживаемая, познавательная потребность, выступающая побудителем познавательной деятельности человека. Интересы выступают в качестве постоянного побудителя сознания. Наличие устойчивых познавательных интересов характерно для ученого, изобретателя, конструктора и т.д. .

Интересы имеют большое значение в жизни школьников, так как удовлетворение интересов не приводит к их угасанию, а вызывает всё более новые, что приводит к развитию склонностей и повышению успешности обучения. Интересы могут быть разными, они различаются по объёму (широкие и узкие), устойчивости, глубине. Так школьник может увлекаться сразу несколькими видами деятельности, например шахматы, литература и физика, это будут широкие интересы. Узкие же интересы предполагают увлечение одним видом деятельности или двумя схожими. Устойчивые интересы могут продолжаться долгое время или даже всю жизнь, а неустойчивые – не больше одного – двух месяцев. Устойчивый интерес может являться свидетельством пробуждающейся способности человека. Глубокие интересы иногда называют содержательными. Например, интерес к литературе, когда ученик изучает писателей, поэтов, читает какие - то дополнительные произведения, изучает стили написания произведений. В случае поверхностных интересов к литературе, учащийся с интересом читает и изучает только то, что даётся на уроке учителем.

Мотивы поведения, для реализации которых пока нет соответствующих условий, называются стремлениями. В таких случаях, возникает особая деятельность и человек испытывает побуждение, тяготение к этой деятельности. В этот момент в структуру желания включается волевой компонент, поэтому стремление можно охарактеризовать как волевую структуру направленности личности. Человек начинает подготавливать условия, чтобы реализовать свои стремления. Личность, имеющая стремления, действует определённым образом и добивается поставленных целей. Стремления также можно охарактеризовать как то, что движет человеком.

Склонность, по психологическому словарю Р.С. Немова, это предрасположенность, готовность человека к каким либо действиям, определённым видам деятельности, переживаниям и мыслям. Часто интерес может превращаться в склонность, но он, не есть склонность. Когда человек начинает прилагать к интересу волевые усилия, тогда он превращается в склонность. Склонность предполагает устойчивую потребность индивида, в каком - либо виде деятельности.

В кратком психологическом словаре А.Л. Свенцицкого мы можем найти такую формулировку понятия склонность: «в широком смысле, это постоянная тенденция индивида действовать определённым образом; стремление к определённому виду деятельности, направленность на неё» .

Убеждения представляют собой мотивы, которые связаны с мировоззрением человека. Это устойчивая точка зрения человека что-либо, сформировавшаяся как следствие его теоретических знаний и практического опыта . Эти мотивы определяют взгляды личности, её принципы, но не в их абстрактной форме, а как основу поступков. На основе особого понимания окружающего мира и преломления его через себя, образуются убеждения и принципы, которые составляют основу для мировоззрения.

Идеалы – личности, которые связаны с ее стремлением к нравственному совершенству .

Н.С. Шадрин в учебном пособии «Психология личности» выделяет ещё несколько групп мотивов:

мотивы достижения (когда основным мотивом становится потребность в достижении успеха, т.е. надежда на успех служит основным стимулом деятельности человека);

мотивы избегания неуспеха (в этом случае для человека главным является не успех в какой-то деятельности, а стремление избегнуть неудачи при её совершении);

мотивы власти (стремление к доминированию над другими людьми, к достижению и осуществлению контроля над ними; индивид обладает властью над другим индивидом, если он может принудить его к такому действию, которое он без этого не совершил бы);

мотивы агрессии (тяга вызвать страдание другого человека, причинить вред его физической или психической целостности; человек наносит другому человеку материальный или моральный ущерб, препятствует осуществлению его намерений и противодействует его интересам);

аффилятивные мотивы (потребность в любви, помощи, опеке). Особым, высшим видом мотивов являютсяличностные ценности .

Так же можно привести краткую характеристику по Ержановой Э.Д.

1.Мотивация как мотивационная сфера личности в целом (включая мотивы, потребности и т.д.);

2.Мотивация как определенный уровень «силы» или даже степени проявления мотивов какой-либо деятельности в данной ситуации;

3.Мотивация как процесс актуализации («приведения в действие») каких-то относительно слабых, возможно, скрытых мотивов деятельности и т.д.;

4.Мотивация как процесс (субъективной) мотивировки индивидом его собственных действий, поступков и т.д.;

1.2 Личностные ценности и их основные функции.

Когда речь заходит о ценностях, сразу вспоминается один из самых молодых разделов философии – аксиология .

М. С. Каган в своей книге « Философская теория ценности» описывает аксиологию как, «самостоятельную философскую науку, появившуюся лишь в конце прошлого века. Разумеется, суждения о различных видах ценности - о благе, добре, красоте, святости и т. п. - мы встречаем и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового времени, однако обобщающего представления о ценности, как таковой и соответственно о закономерности ее проявления в различных конкретных формах в философии не было до середины прошлого столетия. Поэтому не вполне корректно название подзаголовка книги Л. Столовича "Очерк истории эстетической аксиологии", ибо применительно к истории эстетической, этической, теологической, философской мысли до XIX столетия неправомерно говорить ни об "аксиологии" как философской теории ценности, ни о ценности как таковой» .

Из этого следует что, еще во время античной философии описывали ценности, но точного определения ценностям не давали. Очень точно объяснил это историк философского изучения ценностей А. Штерн: "Несомненно, Платон, Аристотель и другие великие философы, разрабатывая проблемы этики, эстетики, экономической теории и другие, имели дело с ценностями, но они не осознавали, что добро, красота, польза и т. п. имеют нечто общее, что и должно стать предметом самостоятельной дисциплины" .

В настоящее время наиболее признанным является понятие ценности как особой высшей формы мотивации, наиболее тесно связанной с «ядром» личности.

Понятие ценности как форма мотивации относится к числу междисциплинарных, причем понимаемых по-разному не только в разных дисциплинах (философии, социологии, психологии, экономике и др.), но и внутри каждой из них.

Дильтей и Шпрангер – представители философии жизни. Однако они известны как основатели духовно-научной психологии, при этом ценности понимаются как компонент психологии духовности. В духовную среду входят также обобщенные философские представления об окружающем мире, глобальные понятия (категории). Основателем философии жизни является Фредирих Ницше.

С точки зрения В. Дильтей ценности это – ценности жизни, в том числе ценности душевной жизни. Через ценности происходит возвышение жизни, обретения глобального смысла жизни, «в самой природе жизни заключается тенденция насытить всякий момент полнотой ценности» .

Формирование личностных ценностей в индивидуальном развитии – не автоматический процесс, осложненный множественностью групповой принадлежности людей в современном урбанизированном обществе и нередкой противоречивостью ценностных систем и ролевых ожиданий различных социальных групп, к которым принадлежит индивид. Выбор социальных ценностей огромен, однако лишь некоторые из них становятся чем-то большим, чем внешние требования, входят в мотивационную структуру личности, становясь личностными ценностями. Предпосылки этого процесса: идентификация с группой, ориентированной на данную ценность и практическое участие в совместной деятельности, мотивированной этой ценностью. Есть все основания предполагать, что усвоение индивидом ценностей идет расходящимися кругами, от малых групп (семья и др.) к большим (нация, человечество), причем ранее усвоенные ценности могут служить мощным барьером к усвоению противоречащих им ценностей больших групп .

Остановимся теперь на видах ценностей (по Н. С. Шадрину). К числу базовых разновидностей личностных ценностей принято относить шесть видов – это нравственные, художественные, эстетические, политические, профессиональные и религиозные ценности. (Э. Шпрангер, М.С. Каган, Н. С. Шадрин и др.).

Термин «базовые ценности не означает, однако, что их полный набор встречается у любого ценностно – ориентированного индивида. С учетом сказанного, рассмотрим подробнее важнейшие характеристики основных (базовых) видов ценностей.

Нравственные ценности. По своему содержанию нравственные ценности включают в себя: основные законы и принципы нравственности (этики); этические запреты; нравственные заповеди; обобщенные и конкретные этические нормы и правила. А также: все нравственные чувства и отношения, имеющие характер побуждений, такие как долг, справедливость, ответственность, жалость, благоговение, стыд.

Эстетические ценности. Возможно из всех видов ценностей они в максимальной мере имеют общечеловеческий и даже «космический» характер. В них выражается неутолённая заинтересованность человека в нахождении вокруг себя и созидании положительных по своему общечеловеческому значению явлений социальной и природной жизни».

Составляющими (измерениями) эстетических ценностей, а также видами эстетических чувств и отношений выступают прекрасное – возвышенное, трагическое – комическое. Выделяют также негативные эстетические качества – низменное, безобразное и ужасное.

Прекрасное и возвышенное выступают как положительные эстетические ценности, в то время как трагическое и комическое являются результатом сложного взаимодействия этих позитивных ценностей с антиценностями (низменное, безобразное, ужасное). Отсюда и проблема неизбежной гибели (смерти) и нравственной победы всего благородного возвышенного и прекрасного в его разворачивающейся в историческом времени борьбе со злом (трагическое). Так как в содержании трагическом присутствует интенция бессмертия. Трагическое может выступать ценностью, связанной с утверждением человеческого бытия.

Комическое выступает как принежение положительной ценности какого – либо явления, которое необоснованно представлялось таковым. При этом в иронии происходит моральное «изничтожение», то есть обесценивание негативного явления, тогда как в юморе идут незначительные недостатки в целом положительного явления. Как отмечал психолог С. Л. Рубинштейн «Юмор – это всегда максимально щадящее чувство, помогающее совершенствованию некоторого позитивного явления».

Что же касается прекрасного и возвышенного, то их общая характеристика упирается в проблему свободы. Свобода по своей сути имеет множество видов (свобода как возможность выбора, как отсутствие принуждения и т. д.), однако здесь наибольшее значение имеет определение как единства (гармонии) родовой сущности (природы) человека и его проявлений (поступков и т. д.). Прекрасно то явление, в котором свобода уже завоевана, то есть достигнут определенный уровень гармонии между сущностью человека и его проявлениями, то есть между его сущностью и существованием. К примеру прекрасен человек в национальном костюме, все детали которого соответствуют его национальному точнее этническому характеру. Прекрасна любящая мать, которая с увлечением шьет для своего ребенка одежду и т. д.

Возвышенное в отличие от прекрасного, является проявлением не уже завоеванной свободы, а скорей процесса ее завоевания, когда идет обуздание еще не покорных человеку природных или общественных стихии (сил). Возвышенное содержит момент героического порыва пред лицом грандиозных катастроф, катаклизмов и природных сил, высвобождающих огромную энергию, которая не только подавляет человека, но и зовет его на борьбу за достижение большой гармонии и свободы. Правда, героическое не вполне эквивалентно возвышенному, ибо выражает порыв перед лицом главным образом социальных «бурь».

Художественные ценности. Специфика художественных ценностей состоит в том, что они создаются всегда только в сфере искусства, и состоит в их духовно – отражательной функции.

Согласно «Краткому словарю по эстетике» качества любой художественной ценности – это гармоничность и композиционная стройность, выразительность и внятность художественного языка, завершенность, единство формы и содержания и т. д.

Политические ценности. Данные ценности проявляются на уровне духовной культуры (не технологии) политического творчества, политической деятельности и политических взаимоотношений социальных субъектов. К числу политических ценностей можно отнести ценности демократии, прав человека, верховенство закона и т. д.

Профессиональные ценности. Эти ценности можно отнести, по классификации находящиеся на стыке «социально – организационных» и нравственных «личностно – коллективных» ценностей.

К примеру, в содержание профессиональных ценностей врача входят такие требования, как «обязательно приди на помощь любому нуждающемуся», «постоянно пополняй свои знания и опыт», «не навреди» и т. д.

В состав профессиональных ценностей педагога можно включить педагогическую веру и педагогический оптимизм, педагогический такт, чуткость по отношению к детям как его обобщенные личностные устремленности, понимание и осуществление им своей роли в обществе как связующего звена поколений, мотив глубокой внутренней ответственности за результаты своего труда и т.д. .

Многообразие видов ценностей говорит о многообразии смыслов, которые они могут придавать деятельности личности и ее жизни в целом. Теперь можно более конкретно рассмотреть функции личностных ценностей, которые проявляются и в воспитательном процессе.

Функции ценностей – это частный случай функций мотивов.

Функция управления развитием конкретных социальных систем, социальных групп и, конечно же, самой личности. Особую роль данная функция играет в педагогической деятельности, так как педагог может осуществлять «ценностно – ориентированное» управление развитием коллектива через «вживление» в ткань его жизнедеятельности тех или иных позитивных ценностей. При этом же исчезает надобность в «директивной» педагогике, и возникает возможность в полной мере опираться на «педагогику сотрудничества», так как при такой ориентации взаимодействия учителя с коллективом воспитанников начинает проявлять себя мотивационное (ценностное) единство членов педагогического коллектива. И совсем не обязательно перед учащимися постоянно выстраивать «дерево целей», так как целевая и операциональная ориентация деятельности осуществляется ими в известной мере самостоятельно. Понятно, что реализация ценностно – ориентированного управления требует высокой стадии развития педагогического коллектива и его членов.

Направляюще – побудительная функция. Можно заметить, что использование именно мотивов – ценностей в воспитании имеет немалый смысл, так как их преимущество состоит в их надситуативном, «непреходящим» характере, причем ориентация на данные мотивы раскрывают широкие и устойчивые перспективы в жизни воспитанника. При том, что ценности могут определять основную направленность линии жизненного пути человека.

Коммуникативная функция. При совместной практике учебно – познавательной и учебно – воспитательной деятельности, следует учесть, что общение может основываться не только на общности, но и различии ценностей, благодаря чему происходит духовное обогащение учащихся, расширяется их кругозор и т. д. воспитательной организации».

Функция приобщения к стержневым аспектам профессиональной деятельности, связанным, прежде всего, с профессиональной этикой поведения и т. д. Эта функция в большей мере присуща профессиональным ценностям, формированию которых в системе высшего образования, являющемуся профессионально - направленным, нужно уделять особое внимание. Но к сожалению до сих пор не дан четкий перечень особенностей профессиональных ценностей хотя бы для основных профессий.

Эмоционально – оценочная функция. В плане решения педагогических задач эта функция имеет немалое значение, так как в процессе обучения необходимо не пассивное «впитывание» поступающего от педагога потока информации, а ее активное усвоение с акцентом на личностное переживание ученика. Так как известно, что эмоционально переживаемые сведения усваиваются учащимся, гораздо прочнее, чем безразлично воспринимаемые. Достичь такого устойчиво – небезразличного отношения ученика к усваиваемым сведениям, позволяет как раз таки, опора на ценности. Конкретной методической задачей здесь является поднесение материала в форме, раскрывающей в нем ценностно – смысловую составляющую. В этом случае ценностный смысл воспринимаемых учащимся сведений должен переживаться, как правило, в форме высших чувств (нравственных, эстетических и т. д.).

Смыслообразующая функция ценностей. Эта функция играет важнейшую роль в воспитательном процессе. Особенности ценностных смыслов в сфере педагогической деятельности выражается в том, что они являются важнейшим источником саморегуляции поведения учащегося на очень длительную жизненную перспективу, подталкивают его к формированию широких жизненных замыслов и осмысленных планов на будущее. Считая то, что ценности также связаны с формированием смысла жизни.

В педагогической психологии достаточно широко известен «классический механизм» смыслообразования на уровне формирования личностных смыслов, который был изучен А. Н. Леонтьевым и назван им «сдвигом мотива на цель». Суть его состоит в том, что ценности, выступающие в общем как надситуативные мотивационные образования, могут «перейти» на конкретные цели деятельности, хотя и достаточно глобального характера. То есть, в этом случае, то что было целью, но побуждалось сначала другими, возможно, чисто «житейскими» мотивами, в определенных ситуациях начинает приобретать ценностный смысл, постепенно формирующийся у ребенка под влиянием взрослого. Отсюда и следует, что в начале было простой, прагматической целью, становится формой реализации мотива – ценности или выступает как ее сторона.

В настоящее время существуют определенные сложности в изучении личностных ценностей человека - не разработаны адекватные методики и научно-исследовательский аппарат, мало изучена структура ценностей, не изучен процесс изменения системы ценностей индивида под воздействием ситуативных факторов. В работах большинства исследователей этого направления основная ставка делается на определение термина и разработку типологии ценностей 21,28,40.

Развития человечества, приводит к выводу, что люди всегда стремились к экономическому, политическому и интеллектуальному могуществу. Это стремление отчетливо можно проследить и на сегодняшний день. Иначе говоря, преобладающими ценностями были и остаются, по сей день Богатство, Власть и Рассудок. Эти компоненты могущества по большому счету определяют все области и сферы его материальной и духовной жизни. Именно господство этих «общечеловеческих» ценностей в мире, порождает все глобальные проблемы. К таким выводам можно прийти, проанализировав труды А. Адлера. В основу зарождения ценностей он ставит разделение труда и способности человека.

«Ценность любой личности определяется ее отношением к себе подобным и степенью ее участия в разделении труда, которого требует общественная жизнь. Разделение труда представляет собой важнейший фактор в жизни человеческого общества. Каждый когда-то и где-то должен внести в него свой вклад. Всякий, кто не вносит своего вклада, кто отрицает ценность общественной жизни, является по определению антисоциальной личностью и ставит себя вне сообщества людей. Если человек приемлет эту общественную жизнь, это придает ему важность в глазах других людей и превращает его в звено великой цепи, связывающей членов общества. Место личности в обществе определяется ее способностями. Эта простая истина в прошлом была сильно запутана и затемнена, поскольку стремление к власти и желание доминировать привнесли в нормальное разделение труда ложные ценности. Стремление к власти и господству исказило картину общества и дало нам ложные критерии человеческих ценностей (Цит. по: )».

Так же А. Адлер подчеркивает разделение труда, не только исходя из способностей человека, но и по его половым различиям. По чисто физическим причинам женщины не допускались к некоторым видам деятельности, и в то же время иные дела не поручались мужчинам на том основании, что они найдут себе лучшее применение на других работах. В результате этого можно предположить, что ценности у мужчин и женщин могут радикально отличаться, так как и те и другие имели и имеют определенный круг общения, со своими интересами и предпочтениями.

А. Адлер рассматривает человека, как часть целой системы общества и настаивает на том, что единственный критерий человеческих ценностей, чья величина абсолютна - степень развития социального чувства у того или иного индивидуума. Мы должны осознать свой долг по отношению к себе подобным. Мы со всех сторон окружены обществом и должны жить согласно логике общественного существования .

В отличие от А. Адлера, который акцентирует внимание на социализации, Карл Роджерс рассматривает индивидуальность человека, его внутренний мир, как основу для ценностей. Причем эти ценности должны не навязываться различным окружением, будь то семья или правители, религия или моральные устои. По его мнению, с рождения в каждом человеке заложены универсальные ценности, и надо лишь создать условия для их развития. А система нашего общественного воспитания навязывает лишь стереотипы, заставляет заучивать ценности, которые однотипны и неизменны. Вследствие этого ребенок постепенно отказывается от своей индивидуальности, от своей исходной, базовой личности, состоящей из гармоничных мотивационных отношений, и вырабатывает личность, которая функционирует в логике ценностных систем, т.е. фиксированных позитивных и негативных ценностей. Происходит это вследствие того, что ребенок пытается сохранить любовь взрослых, которая в младенческом возрасте не требовала определенного поведения, и по мере взросления перестраивает свое поведение в соответствии с ценностями взрослых и, в конце концов, усваивает эти ценности. И поскольку человек не переживает именно процесса формирования ценностей, а сразу принимает их в виде фиксированной системы, то во внутренней жизни человека возникает недоверие к собственным переживаниям и оценкам.

К. Роджерс перечисляет ряд таких общечеловеческих ценностей, как отказ от «фасадов» претенциозности, защищенности, лицемерности; отказ от любых внешних по отношению к Я императивов; отказ от соответствия чужим ожиданиям; позитивное оценивание и принятие собственного Я, самостоятельности, своих чувств и переживаний, открытости внешнему и внутреннему опыту .

В.В. Столин заложил ценности в основу самосознания человека. Он говорит о том, что ребенок становится полноправным представителем человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой ценностями, нормами, способами действования и общения, эталонами и способами оценивания и самооценивания . Формирование системы ценностей очень важный момент в развитии человека, так как в зависимости от того, как она сформирована будут зависеть взаимоотшения с окружающими и деятельность индивида. Многие из ценностей (ценность тех или иных человеческих качеств, ценность тех или иных жизненных целей) закладываются в семье и оказывают прямое влияние на формирование социальных ценностей ребенка, и его дальнейшее отношение к себе и окружающему миру. Различные жизненные отношения, различные социальные деятельности требуют от индивида различных и иногда прямо противоположных проявлений: способности руководить и подчиняться, быть терпимым и нетерпимым, рисковать и быть осторожным, быть общительным и самоуглубленным. Эти деятельности втягивают человеческий организм в самые различные "эксплуатационные режимы" - от сверхперегрузок, как у космонавтов и спортсменов, до хронических физических недогрузок, как у работников умственного труда . Несомненно, для гармоничного существования в таких условиях разветвленной системы связей личность должна иерархизировать и упорядочивать собственные потребности, ставить цели, а для этого нужно интегрировать общественные ценности применительно к собственной жизни. Идеалы, социальные нормы, ценности, собственные личностные черты, так или иначе, придают направленность человеческой деятельности. При этом имеются в виду такие непреходящие ценности, которым человек посвящает свою жизнь, как истина, добро, красота и другие, моральные и этические ценности . Поэтому Столин ввел в определение зрелой, самоактуализирующейся и эффективной личности качество мотивации, состоящее в соотнесении деятельности отдельного человека с человеческими ценностями и придающее нравственный смысл его существованию.

Тема нравственности и роли ценностей в ней хорошо освещена в работах Б. С. Братуся. Он определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» . Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, т.е. внешних по отношению к человеку. Декларируемые ценности, не обеспеченны соответствующим смысловым, эмоционально-переживаемым, задевающим личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере. Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова также подчеркивают, что ценностями личности становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился , акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования личностных ценностей.

Ананьев Б.Г. рассматривает ценности, как основу мотивации поведения человека, из которой складывается его внутренний мир, поведение и деятельность, мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности. Вся эта сложная система субъектных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций -- ролей, выполняемых человеком в заданных социальных ситуациях развития. Роль в социально-психологическом смысле это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении роли, это соотношение различных ролей, их конфликтность, это соотношение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностями и т. п. Все ценностные ориентации существенно зависят от динамики ролей и наоборот . Все эти различные характеристики личности составляют существенные моменты ее внутреннего мира и общественного поведения, направленного на освоение, переживание и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Ананьев говорит о том, что человек пользуется лишь теми из многочисленных ценностей, которые имеются в его обществе. Из этого следует, что ценности окружающей человека общественной жизни, есть основа и его системы ценностей. Ценностные ориентации и собственные свойства личности складываются в процессе социализации человека, формировании его нравственного опыта, который практикуется в общественном поведении. Одним из самых важных свойств личности Ананьев называет такое свойство характера, как рефлексивность (самосознание), отношение человека к самому себе. Оно является более поздним, чем все остальные и тесно связанное с ценностными ориентациями, с целями жизни и деятельности, оно выполняет функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности.

В продолжение темы личности, ее целостности и роли ценностей в развитии личности, нельзя не упомянуть точку зрения Д.А. Леонтьева на этот вопрос. В структуре личности, он выделяет три иерархических уровня (разделение условно и не носит четких границ). Во-первых, это высший уровень -- уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное. Он включает в себя свободу, ответственность, духовность. Второй уровень -- это отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, Леонтьев обозначает его понятием «внутренний мир человека». И, наконец, третий, нижний уровень -- это экспрессивно-инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. Сюда относятся способности, характер и роли. В соответствии с поставленной, в нашем исследовании задачей, мы поподробнее рассмотрим только второй уровень личности, так как именно включает в себя ценностно-смысловую сферу личности.

Леонтьев говорит о том, что личностные ценности образует некую точку опоры, которая позволяет личности стать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Конечно, отдельный человек не впитывает в себя автоматически все ценности даже тех социальных групп, членом которых он является. Социальные ценности превращаются в личные лишь только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Только в этом случае в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность -- «идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов (Цит. по: )». Внутренний мир, смысловая сфера личности связывает ее с реальностью мира как целого и регулирует ее жизнедеятельность согласно системе отношений личности с миром.

По мнению Леонтьева, личные ценности и потребности являются источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни. Смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Но при этом потребности и ценности входят во внутренний мир человека совершенно разном обличье. Личностные ценности отражаются в форме идеалов -- образов совершенных черт или желательных обстоятельств, которые переживаются как нечто объективное, независимое от Я, а потребность отражаются во внутреннем мире в форме желаний и стремлений, исходящих из Я, более или менее произвольных и потому случайных.

«В отличие от потребностей, личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Конечно, эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные особенности (Цит. по: )».

Так же личностные ценности нужно отграничивать от такого понятия, как нормы. Ведь, ценности личности задают некоторые конечные цели, к которым надо стремиться, но которых нельзя достигнуть, а норма - это некоторые ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить.