Когнитивные способности снижены. Когнитивные функции: что это такое, что к ним относится, как их улучшить. Как развивать когнитивное мышление




К когнитивным функциям относятся самые сложные процессы, управляемые головным мозгом.
Это - память, речь, интеллект, праксис (выполнение целенаправленных действий) и гнозис (целостное восприятие действительности).

С их помощью совершается познание окружающего мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.


Благодаря когнитивным функциям, происходит восприятие, обработка и анализ информации, ее запоминание, хранение, постоянный обмен между отдельными участками мозга, выработка конкретной программы действий, ее реализация и контроль за результатами.

Иногда, при определенных обстоятельствах, чаще - при каких - либо болезнях или травматических повреждениях мозга, может наблюдаться ухудшение когнитивности, по - сравнению с индивидуальным исходным уровнем.

Это происходит вследствие снижения одной или нескольких ее составляющих (памяти, праксиса, гнозиса, речи).

Если когнитивность снижается вследствие цереброваскулярных болезней ( энцефалопатия, ), то затрудненное протекание высших корковых функций называют сосудистыми когнитивными расстройствами.

Локализацией и распространенностью поражения головного мозга определяются степень выраженности и характер когнитивного снижения.
Нарушение функции белого вещества лобных долей, которое содержит отростки нейронов, ведет к снижению корковой афферентации. В результате, уменьшается количество нервных импульсов, поступающих к лобной коре, а значит, она получает меньше информации.

Если страдают глубинные отделы мозга (и серое и белое вещество), возникает вторичная дисфункция его передних отделов.

Вследствие того, что когнитивность обеспечивается согласованной деятельностью всего мозга одновременно, она не имеет строгих локальных связей с конкретными мозговыми структурами.

Но, разные мозговые отделы не являются равнозначными участниками этого процесса. Каждая структурная единица мозга вносит в свой, индивидуальный вклад, в зависимости от роли, которую она играет.

В соответствии с этим, головной мозг разделен на
три больших функциональных блока.

1. Первый - нейродинамический - состоит из восходящей части ретикулярной формации, неспецифических ядер таламуса и лимбической системы. Эти мозговые образования считаются структурами первого уровня когнитивной функции.
Они обеспечивают мозгу оптимальный уровень бодрствования, способствуют концентрации и устойчивости внимания, создают мотивационно - эмоциональное сопровождение высшей мозговой деятельности.

2. Второй функциональный блок - вторичные и третичные зоны корковых анализаторов слуха, зрения, чувствительности. К ним относятся височная, теменная и затылочная доли мозга. Эти зоны мозга принимают, обрабатывают различную информацию.

3. Третий , самый высший функциональный уровень образован премоторной и префронтальной зонами коры. Они находятся в лобных долях, регулируют произвольную деятельность человека, отвечают, на основе полученной информации, за определение и постановку цели, производят планирование действий, их выполнение и контроль за полученным результатом.

Поэтому, поражение любого из перечисленных анатомо - функциональных уровней, приводит к нарушению определенных - или нескольких или всех когнитивных процессов.

Наш мозг имеет многомиллионные межнейронные связи, он напоминает огромнейший лабиринт, обладает большой . Связи между нейронами формируются и изменяются всю жизнь. За счет многомиллионных и миллиардных связей между различными нейронами и их группами и существуют когнитивные функции.

Формирование долгосрочных воспоминаний и способность мозга извлекать из них жизненный опыт происходит в течение всей жизни. За сохранность долгосрочных воспоминаний отвечает гиппокамп. Чем больше существует связей в мозге между нейронами, тем мозг умнее и опытнее.

Когнитивные функции: определение, синдромы нарушений 2

Диагностика когнитивных нарушений 9

Лечение когнитивных расстройств 13

Заключение 19

Литература 20

Приложение 1 (нейропсихологические тесты) 26

Приложение 2 (инструкция по применению препарата Танакан) 31

Ведение пациентов с когнитивными нарушениями.

В. В. Захаров, А. Б. Локшина

Когнитивные функции: определение, синдромы нарушений.

Вторая половина XX века характеризовалась значительными изменениями возрастной структуры населения с тенденцией к увеличению в популяции лиц пожилого и старческого возраста. В 2000 году в мире было около 400 миллионов человек в возрасте старше 65 лет. Ожидается, что к 2025 году эта возрастная группа может увеличиться до 800 миллионов . Указанные демографические тенденции повышают актуальность гериатрических исследований. Сегодня врачам различных специальностей необходимо знать и учитывать в своей практической деятельности те физиологические и психологические особенности, которые характеризуют пожилых людей. Поскольку возраст является самым сильным и независимым фактором риска нарушений высших мозговых (когнитивных) функций, число пациентов с этими расстройствами нарастает одновременно с увеличением в популяции числа лиц пожилого возраста.

К высшим мозговым, или когнитивным функциям (КФ) относятся наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. К когнитивным (познавательным) функциям относятся:

- восприятие информации - гнозис;

- обработка и анализ информации –мышление , включая способность обобщать, выявлять сходства и различия, формально-логические операции, установление ассоциативных связей, вынесение умозаключений;

    запоминание и хранение информации – память;

    обмен информацией – речь

    целенаправленная двигательная активность (праксис ).

Расстройства КФ существенно снижают качество жизни больных и их родственников, являются причиной серьёзных социально-экономических потерь, которые несёт всё общество в целом. По статистике, недовольство своей памятью выражают до одной трети лиц среднего возраста, а в возрасте старше 65 лет - не менее 50 % .

Когнитивные нарушения - это субъективное и/или объективное ухудшение высших мозговых функций по сравнению с исходным более высоким уровнем вследствие органической патологии головного мозга, влияющее на эффективность обучения, профессиональной, бытовой и социальной деятельности . Когнитивные нарушения, наряду с другими неврологическими нарушениями (двигательными, чувствительными, вегетативными) являются важными и нередко ведущими (а, в ряде случаев, единственными) проявлениями органической патологии головного мозга. По существу, любое повреждение головного мозга способно вызвать разные по тяжести когнитивные нарушения.

При оценке когнитивных расстройств, как и при анализе других неврологических нарушений, важно определить их тяжесть и качественные характеристики, зависящие в первую очередь от локализации поражения головного мозга, остроту развития, динамику, связь с состоянием других мозговых функций . Большое значение для нозологического диагноза, прогноза и терапевтической тактики является оценка тяжести когнитивных нарушений. По классификации, предлагаемой Н.Н.Яхно, выделяют тяжелые, умеренные и лёгкие когнитивные нарушения .

Под тяжелыми когнитивными нарушениями понимаются стойкие или преходящие нарушения КФ различной этиологии, которые выражены настолько, что приводят к затруднениям в обычной для больного бытовой, профессиональной и социальной деятельности. К тяжелым когнитивным нарушениям относятся деменция, делирий, выраженная афазия, апраксия или агнозия, энцефалопатия Вернике – Корсакова и др. Наиболее распространённым видом тяжёлых когнитивных нарушений является деменция.

Деменция (слабоумие) – это приобретенное стойкое нарушение КФ в результате органического заболевания головного мозга, проявляющееся расстройствами в двух и более когнитивных сферах (память, внимание, речь и др.) при нормальном сознании и уровне бодрствования, приводящее к затруднениям бытовой, социальной или профессиональной деятельности пациента.

На этапе деменции пациент полностью или частично утрачивает свою независимость и самостоятельность, а при умеренной и тяжёлой деменции - нередко нуждается в постороннем уходе .

Для диагностики деменции наиболее часто используют критерии международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) (таблица 1) и DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders – Руководство по диагностике и статистике психических заболеваний, 4-ое издание) (таблица 2).

Таблица 1. Диагностические критерии деменции по международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10).

    Нарушения памяти, как вербальной, так и невербальной, которые проявляются в нарушении способности к запоминанию нового материала, а в более тяжелых случаях - также в затруднении припоминания ранее усвоенной информации. Нарушения должны быть объективизированы с помощью нейропсихологических тестов.

    Нарушения других когнитивных функций – способности к выработке суждений, мышлению (планированию, организации своих действий) и переработке информации. Эти нарушения должны быть объективизированы с помощью соответствующих нейропсихологических тестов. Необходимым условием диагноза является снижение когнитивных функций по сравнению с их исходным более высоким уровнем.

    Нарушение когнитивных функций определяется на фоне сохранного сознания.

    Наличие, по меньшей мере, одного из следующих признаков: эмоциональной лабильности, раздражительности, апатии, асоциального поведения.

Для достоверного диагноза перечисленные признаки должны наблюдаться в течение, по меньшей мере, 6 месяцев; при более коротком наблюдении диагноз может быть предположительным.

Деменция представляет собой полиэтиологический синдром, который развивается при различных заболеваниях головного мозга. Существуют более 100 заболеваний, которые на том или ином этапе патологического процесса сопровождаются деменцией (Рисунок 1). Однако безусловными лидерами в списке причин деменции у пожилых являютсяболезнь Альцгеймера (БА) ,сосудистая мозговая недостаточность, смешанная деменция (БА + сосудистая мозговая недостаточность) и деменция с тельцами Леви. Указанные заболевания лежат в основе 75-80 % деменций в пожилом возрасте .

Рисунок 1. Наиболее частые причины деменции

Деменция является результатом длительного прогрессирования дегенеративных или сосудистых заболеваний головного мозга. При этом в большинстве случаев клинически очерченная симптоматика формируется еще до возникновения нарушений повседневной деятельности, т. е. до возникновения деменции. В последние годы в мировой литературе все большее внимание уделяется проблеме недементных форм когнитивных нарушений в пожилом возрасте, к которым относятся лёгкие и умеренные когнитивные нарушения .

Умеренные когнитивные нарушения (УКН) – приобретенные нарушения в одной или нескольких когнитивных сферах по сравнению с предшествующим более высоким уровнем в результате органического заболевания головного мозга, выходящие за рамки возрастной нормы, но не приводящие к утрате независимости и самостоятельности в повседневной жизни.

При синдроме УКН отсутствует бытовая, социальная и профессиональная дезадаптация. Однако могут отмечаться затруднения при осуществлении наиболее сложных и необычных видов деятельности .

Распространённость УКН в старших возрастных группах весьма велика и достигает 11-17% среди лиц старше 65 лет. В значительном проценте случаев УКН носят прогрессирующий характер и со временем трансформируются в деменцию. Заболеваемость лишь одной формой деменции – БА – среди пожилых лиц с УКН достигает 10-15% в год, что значительно выше среднестатистической (1-2%) .

Выделяют три основных клинических варианта синдрома УКН :

    амнестический вариант (монофункциональный вариант УКН с нарушениями памяти).В клинической картине преобладают нарушения памяти на текущие события, которые носят постепенно прогрессирующий характер. Этот тип УКН, как правило, со временем трансформируется в БА.

    УКН с множественной когнитивной недостаточностью (полифункциональный вариант УКН).Характеризуется наличием сочетанного поражения нескольких КФ: памяти, пространственной ориентировки, интеллекта, праксиса и др. Данный тип УКН может отмечаться на начальных стадиях различных заболеваний головного мозга, например, сосудистой мозговой недостаточности, болезни Паркинсона, фронтотемпоральной деменции и др.

    УКН с нарушениями одной из когнитивных функций при сохранности памяти (монофункциональный вариант УКН без нарушений памяти). Возможны варианты данного синдрома с преобладанием нарушений речи или праксиса. Этот тип синдрома УКН может отмечатьсяна ранних стадияхтаких нейродегенеративных заболеваний, как первичная прогрессирующая афазия, кортико-базальная дегенерация, деменция с тельцами Леви и др.

Современные диагностические критерии синдрома УКН приведены в Таблице 3 .

Наряду с синдромом УКН, по нашему мнению, целесообразно выделять ещё более лёгкие когнитивные нарушения, которые отмечаются на самых ранних стадиях неврологических заболеваний . Легкие когнитивные нарушения (ЛКН) носят преимущественно нейродинамический характер: страдают такие характеристики когнитивных процессов, как скорость обработки информации, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, оперативная память. На этой стадии когнитивные нарушения не затрудняют профессиональную и социальную активность, но их можно выявить, опираясь на субъективную оценку пациента и путем проведения углублённого нейропсихологического исследования.

Таким образом, под легкими когнитивными нарушениями следует понимать субъективное и/или объективное снижение когнитивных функций, обусловленное возрастными или патологическими изменениями головного мозга, не влияющее на бытовую, профессиональную и социальную деятельность .

Предлагаемые нами диагностические критерии ЛКН приведены в Таблице 4.

Как уже отмечалось выше, причины когнитивной дисфункции в пожилом возрасте многообразны. В ее основе могут лежать естественные инволютивные изменения головного мозга, связанные с возрастом, сосудистые и дегенеративные заболевания головного мозга . Свой вклад в развитие когнитивных нарушений могут вносить эмоциональные расстройства, различные соматические заболевания, инфекционные, воспалительные заболевания, черепно-мозговая травма, дисметаболические расстройства, опухоли головного мозга и др. Основные причины когнитивных нарушений приведены в таблице 5 .

Таблица 5. Основные причины когнитивных расстройств.

    Нейродегенеративные заболевания.

    Болезнь Альцгеймера.

    Деменция с тельцами Леви.

    Фронто-темпоральная деменция (ФТД).

    Кортико-базальная дегенерация.

    Болезнь Паркинсона.

    Прогрессирующий надъядерный паралич.

    Хорея Гентингтона.

    Другие дегенеративные заболевания головного мозга.

    Сосудистые заболевания головного мозга.

    Инфаркт мозга “стратегической”локализации.

    Мультиинфарктное состояние.

    Хроническая церебральная ишемия.

    Последствия геморрагического поражения головного мозга.

    Сочетанное сосудистое поражение головного мозга.

    Смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные расстройства.

    Дисметаболические энцефалопатии.

    Гипоксическая.

    Печеночная.

    Почечная.

    Гипогликемическая.

    Дистиреоидная (гипотиреоз, тиреотоксикоз).

    Дефицитарные состояния (недостаточность В1, В12, фолиевой кислоты, белков).

    Промышленные и бытовые интоксикации.

    Ятрогенные когнитивные нарушения (при применении холинолитиков, барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков, солей лития и др.)

    Нейроинфекции и демиелинизирующие заболевания.

    ВИЧ – ассоциированная энцефалопатия.

    Губчатый энцефалит (болезнь Крейцфельда-Якоба).

    Прогрессирующие панэнцефалиты.

    Последствия острых и подострых менингоэнцефалитов.

    Нейросифилис.

    Рассеянный склероз.

    Прогрессирующая дизиммунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия.

    Черепно-мозговая травма.

    Опухоль головного мозга.

    Ликвородинамические нарушения.

Нормотензивная (арезорбтивная) гидроцефалия.

IX . Другие.

Диагностика когнитивных нарушений.

Как в России, так и в других странах мира, существует несколько серьезных проблем, связанных с недостаточной диагностикой когнитивных нарушений. Это, во-первых, происходит из-за недостаточной информированности населения. Многие люди полагают, что снижение памяти и других когнитивных функций является нормой в пожилом и старческом возрасте. Именно поэтому пациенты и их родственники могут не обращаться к врачу вплоть до этапа развития крайне тяжелых нарушений, когда полностью утрачиваются навыки самообслуживания. Очевидно, что при подобной выраженности нарушений, возможности помощи пациентам очень ограничены. Между тем, на современном этапе развития медицины и фармакологии терапия когнитивных нарушений на ранних этапах развития патологического процесса имеет существенные шансы на успех .

Еще одна причина поздней диагностики когнитивных нарушений – недостаточное знание неврологами, психиатрами, геронтологами и врачами других специальностей методов диагностики данного вида неврологических расстройств. На сегодняшний день очевидна объективная необходимость в овладении врачами различных специальностей простыми клинико-психологическими методами исследования: так называемыми скрининговыми шкалами деменции, которые указаны в Приложении. Эти шкалы просты в применении, занимают небольшое время, дают количественную оценку полученных результатов. Применение психометрических шкал позволяет оценить динамику когнитивных нарушений, в том числе на фоне проводимой терапии. Необходимо использовать скрининговые шкалы деменции у всех пациентов, жалующихся на нарушения памяти и снижение умственной работоспособности .

Симптомы деменции складываются из когнитивных, поведенческих, эмоциональных расстройств и нарушений повседневной деятельности.

Когнитивные нарушения представляют собой клиническое ядро любой деменции. Когнитивные нарушения бывают основным симптомом данного состояния, поэтому их наличие обязательно для постановки диагноза.

Когнитивные функции (от англ. cognition - «познание») - наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется рациональное познание мира и взаимодействие с ним. Синонимами термина «когнитивные функции» являются «высшие мозговые функции», «высшие психические функции» или «познавательные функции».

Обычно к когнитивным относят следующие функции головного мозга.

  • Память - способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию.
  • Восприятие (гнозис) - способность воспринимать и узнавать поступающую извне информацию.
  • Психомоторную функцию (праксис) - способность составлять, сохранять и выполнять двигательные программы.
  • Речь - способность понимать и выражать свои мысли с помощью слов.
  • Интеллект (мышление) - способность анализировать информацию, обобщать, выявлять сходства и различия, выносить суждения и умозаключения, решать задачи.
  • Внимание - способность выделить из общего потока информации наиболее важное, концентрироваться на текущей деятельности, поддерживать активную умственную работу.
  • Регуляцию произвольной деятельности - способность произвольно выбрать цель деятельности, построить программу для достижения этой цели и контролировать выполнение данной программы на различных этапах деятельности. Недостаточность регуляции приводит к снижению инициативы, остановкам текущей деятельности, повышенной отвлекаемости. Такие расстройства принято обозначать термином «дизрегуляторные нарушения».

По определению, деменция - полифункциональное нарушение, поэтому она характеризуется одновременной недостаточностью нескольких или сразу всех когнитивных способностей. Однако различные когнитивные функции страдают в разной степени - в зависимости от причин деменции. Анализ особенностей когнитивных расстройств играет важную роль в установлении точного нозологического диагноза.

Самым частым видом когнитивных расстройств при деменциях различной этиологии бывают нарушения памяти. Выраженные и прогрессирующие нарушения памяти сначала на недавние, а затем и на отдалённые события жизни - основной симптом болезни Альцгеймера. Заболевание дебютирует с расстройств памяти, затем к ним присоединяются нарушения пространственного праксиса и гнозиса. У части больных, особенно моложе 65-70 лет, также развиваются речевые нарушения по типу акустико-мнестической афазии. В меньшей степени выражены нарушения внимания и регуляции произвольной деятельности.

В то же время нарушения регуляции произвольной деятельности становятся на начальных этапах основной клинической характеристикой сосудистой деменции, деменции с тельцами Леви, а также заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев (болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона и др.). Расстройства пространственного гнозиса и праксиса также присутствуют, но имеют иную природу и поэтому не приводят, в частности, к дезориентировке на местности. Отмечают и нарушения памяти, обычно выраженные в умеренной степени. Дисфазические расстройства не характерны.

Для лобно-височной лобарной дегенерации (лобно-височная деменция) наиболее типично сочетание дизрегуляторных когнитивных расстройств и нарушений речи по типу акустико-мнестической и/или динамической афазии. При этом память на события жизни длительное время остаётся сохранной.

При дисметаболической энцефалопатии в наибольшей степени страдают динамические характеристики когнитивной деятельности: скорость реакции, активность психических процессов, характерны повышенная утомляемость и отвлекае-мость. Часто это сочетается с различными по выраженности нарушениями цикла «сон-бодрствование».

Эмоциональные нарушения при деменциях в наибольшей степени распространены и выражены в начальных стадиях патологического процесса и постепенно регрессируют в дальнейшем. Эмоциональные расстройства в виде депрессии встречают у 25-50% пациентов с начальными стадиями болезни Альцгеймера и в большинстве случаев сосудистой деменции и заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев. Весьма характерны также расстройства тревожного ряда, особенно на ранних этапах болезни Альцгеймера.

Поведенческие нарушения - патологическое изменение поведения больного, доставляющее беспокойство ему самому и/или окружающим его лицам. Как и эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства не обязательны для постановки диагноза деменции, но их встречают весьма часто (приблизительно у 80% пациентов). Поведенческие нарушения обычно развиваются на стадии лёгкой или умеренной деменции.

К наиболее распространённым поведенческим нарушениям относят следующие.

  • Апатию - снижение мотивации и инициативы, отсутствие или уменьшение какой-либо продуктивной деятельности пациента.
  • Раздражительность и агрессивность.
  • Бесцельную двигательную активность - хождение из угла в угол, бродяжничество, перекладывание вещей с места на место и др.
  • Нарушения сна - дневную сонливость и психомоторное возбуждение по ночам (так называемый синдром захода солнца).
  • Нарушения пищевого поведения - снижение или повышение аппетита, изменение пищевых пристрастий (например, повышенная тяга к сладкому), гиперорализм (постоянное жевание, сосание, причмокивание, плевки, поедание несъедобных предметов и др.).
  • Некритичность - утрата чувства дистанции, нескромные или нетактичные вопросы и замечания, сексуальная несдержанность.
  • Бред - устойчивые ложные умозаключения. Наиболее типичны бред ущерба (родственники обворовывают или замышляют что-то недоброе), ревности, двойников (супруга заменили внешне очень похожим недоброжелателем), бред по типу «я не у себя дома».
  • Галлюцинации - чаще зрительные, в виде образов людей или животных, реже слуховые.

Нарушения повседневной деятельности представляют собой интегральные результат когнитивных и поведенческих симптомов деменции, а также друие неврологические нарушения, связанные с основным заболеванием головной мозга. Под термином «нарушение повседневной деятельности» понимают расстройства профессиональной, социальной и бытовой адаптации пациента. О наличии нарушений повседневной деятельности свидетельствуют невозможность или существенные затруднения на работе, при взаимодействии с другими людьми, выполнении бытовых обязанностей, а в тяжёлых случаях - при самообслуживании. Наличие нарушений повседневной деятельности свидетельствует о большей или меньшей утрате больным независимости и самостоятельности, с необходимости посторонней помощи.

К сфере повседневной активности относят такие виды деятельности:

  • профессиональную - способность эффективно продолжать выполнять свою работу;
  • социальную - способность эффективно взаимодействовать с другими людьми;
  • инструментальную - способность пользоваться бытовой техникой;
  • самообслуживание - способность одеваться, выполнять гигиенические процедуры, принимать пищу и др.

Сроки развития и последовательность возникновения тех или иных симптомов деменции обусловлены характером основного заболевания, однако можно проследить некоторые наиболее общие закономерности.

Как правило, деменции предшествует стадия умеренных когнитивных нарушений (англ. - mild cognitive impairment - MCI). Под умеренными когнитивными нарушениями принято понимать снижение когнитивных способностей, явно выходящее за пределы возрастной нормы, но не влияющее существенно на повседневную активность.

Модифицированные диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (Touchon J., Petersen R., 2004)

  • Когнитивные нарушения по словам больного и/или его ближайшего окружения (последнее предпочтительнее).
  • Признаки произошедшего недавно ухудшения когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой для данного человека.
  • Объективные свидетельства когнитивных нарушений, полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от среднестатистической возрастной нормы).
  • Нет нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, однако могут быть трудности в сложных видах деятельности.
  • Деменция отсутствует - результат краткой шкалы оценки психического статуса составляет не менее 24 баллов,

На этапе умеренных когнитивных нарушений больной жалуется на ухудшение памяти или снижение умственной работоспособности. Эти жалобы подтверждаются данными нейропсихологического исследования: выявляют объективные когнитивные нарушения. Однако когнитивные расстройства на данном этапе выражены в небольшой степени, так что не привносят значимого ограничения обычной для больного повседневной активности. При этом возможны трудности в сложных и необычных видах деятельности, но пациенты с умеренными когнитивными нарушениями сохраняют трудоспособность, они независимы и самостоятельны в социальной жизни и быту, не нуждаются в посторонней помощи. Критика к своему состоянию чаще всего сохранна, поэтому больные, как правило, бывают адекватно встревожены изменениями своего когнитивного статуса. Нередко умеренные когнитивные нарушения сопровождаются эмоциональными расстройствами в виде тревоги и депрессии.

Прогрессирование нарушений и появление затруднений при обычных для пациента видах деятельности (обычная работа, взаимодействие с другими людьми и др.) свидетельствуют о формировании синдрома лёгкой деменции. На данном этапе пациенты полностью адаптированы в пределах своей квартиры и ближайшего района, но испытывают затруднения на работе, при ориентировании в малознакомой местности, вождении автомобиля, выполнении расчётов, совершении финансовых сделок и других сложных видах деятельности. Ориентировка в месте и времени, как правило, сохранна, но из-за расстройств памяти возможно ошибочное определение точной даты. Критика к своему состоянию частично утрачивается. Сужается круг интересов, что связано с неспособностью поддерживать более сложные в интеллектуальном отношении виды активности. Поведенческие нарушения часто отсутствуют, в то время как расстройства тревожно-депрессивного круга встречаются очень часто. Весьма характерно заострение преморбидных личностных особенностей (например, бережливый человек становится жадным и т.п.).

Возникновение трудностей в пределах собственного дома - признак перехода на стадию умеренной деменции. Сначала возникают сложности при пользовании бытовой техникой (так называемые нарушения инструментальной повседневной деятельности). Больные разучиваются готовить еду, пользоваться телевизором, телефоном, дверным замком и др. Возникает необходимость в посторонней помощи: сначала лишь в отдельных ситуациях, а затем - большую часть времени. В стадии умеренной деменции больные, как правило, дезориентированы во времени, но ориентированы в месте и собственной личности. Отмечают значительное снижение критики: больные в большинстве случаев отрицают наличие у себя каких-либо нарушений памяти или других высших мозговых функций. Весьма характерны (но не обязательны) поведенческие расстройства, способные достигать значительной выраженности: раздражительность, агрессивность, бредовые идеи, неадекватное двигательное поведение и др. По мере дальнейшего прогрессирования патологического процесса начинают появляться трудности при самообслуживании (одевание, выполнение гигиенических процедур).

Тяжёлая деменция характеризуется почти полной беспомощностью больного в большинстве бытовых ситуаций, что вызывает необходимость постоянной посторонней помощи. В этой стадии постепенно регрессируют бред и другие поведенческие расстройства, что связано с нарастающей интеллектуальной недостаточностью. Больные дезориентированы в месте и времени, присутствуют выраженные нарушения праксиса, гнозиса и речи. Значительная выраженность когнитивных расстройств делает дифференциальную диагностику между различными нозологическими формами деменции весьма затруднительной в данной стадии, Присоединяются неврологические расстройства, такие как нарушения походки и тазовых функций. Финальные стадии деменции характеризуются утратой речи, невозможностью самостоятельно ходить, недержанием мочи и неврологическими симптомами декортикации.

Основные этапы развития деменции:

  • умеренные когнитивные нарушения;
  • нарушение профессиональной и социальной деятельности;
  • снижение критики, изменение личности;
  • нарушение инструментальной повседневной активности;
  • формирование поведенческих нарушений;
  • нарушение самообслуживания;
  • утрата речи, тазовые нарушения, недержание мочи;
  • декортикация.

Характеристика основных этапов когнитивного дефицита

Когнитивные функции

Эмоциональные и поведенческие нарушения

Повседневная активность

Умеренные когнитивные нарушения

Негрубые нарушения при сохранной критике

Тревожно-депрессивные нарушения

Не нарушена

Лёгкая деменция

Выраженные нарушения при сниженной критике

Тревожно-депрессивные нарушения. Изменения личности

Нарушена профессиональная и социальная активность. Дома больной независим

Умеренная деменция

Выраженные нарушения при сниженной критике. Дезориентировка во времени

Бред, агрессия, бесцельная двигательная активность, нарушения сна и аппетита, бестактность

Нарушена инструментальная повседневная активность. Иногда нуждается в посторонней помощи

Тяжёлая деменция

Грубые нарушения. Дезориентировка в месте и времени

Регресс бреда, безынициативность

Нарушено самообслуживание. Постоянно нуждается в посторонней помощи

Среди симптомов, указывающих на наличие неврологических нарушений, наиболее часто встречаются когнитивные расстройства, которые возникают вследствие патологических изменений в структуре и работе головного мозга.

В основном данная проблематика выявляется у пожилых людей. Высокая частота распространения расстройств сферы познания у этой категории пациентов объясняется возрастными изменениями организма, которые негативно сказываются на работе центральной нервной системы.

Под когнитивными нарушениями понимается , умственной способности и других интеллектуальных функций. Такие изменения выявляются путем сравнения текущих показателей с индивидуальной нормой.

Когнитивные функции мозга — что это такое?

Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.

Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:

Проблемы с памятью и интеллектом возникают при повреждении любых участков головного мозга. Нарушения других когнитивных функций возникают при поражении отдельных частей центральной нервной системы (теменная, лобная, височная и иные доли).

Три стадии нарушений познания

Подобные нарушения принято классифицировать по степени тяжести последствий. Познавательные расстройства могут носить следующий характер:

  1. При легких нарушениях наблюдаются незначительные изменения, которые укладываются в пределах установленных норм для конкретной возрастной группы. Подобные расстройства не создают проблем для человека в повседневной жизни. При этом сами люди или окружающие могут замечать такие изменения.
  2. Для умеренных нарушений характерны изменения когнитивных функций, которые выходят за пределы существующих норм. Однако такие нарушения не сказываются на состоянии человека и не вызывают у него дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные расстройства обычно проявляют себя в виде проблем, возникающих при выполнении сложных интеллектуальных задач.
  3. Наиболее опасным типом когнитивных расстройств личности является , или слабоумие . Это состояние сопровождается существенными изменениями памяти и других функций головного мозга. Такие расстройства имеют ярко выраженный характер и оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь человека.

Комплекс провоцирующих факторов

Выделяют более 10 различных факторов, способных привести к когнитивным расстройствам функции мозга. Самой распространенной причиной развития подобных нарушений считается . Эта патология сопровождается постепенным отмиранием нейронов головного мозга, вследствие чего подавляются его отдельные функции.

Первым и наиболее ярким признаком болезни Альцгеймера является снижение памяти. При этом двигательная активность и другие когнитивные функции долгое время остаются в пределах нормы.

Помимо болезни Альцгеймера снижение интеллектуальных возможностей человека наблюдается при следующих нейродегенеративных патологиях:

  • кортико-базальная дегенерация;
  • и другие.

Довольно часто расстройства познания могут проявиться при . К их числу относятся:

Клиническая картина

Интенсивность клинической картины определяется тяжестью поражения и местом локализации патологического процесса в головном мозгу. В большинстве случаев наблюдаются сразу несколько типов когнитивных расстройств различной тяжести и интенсивности.

Неврологические заболевания проявляют себя в виде следующих явлений:

  • проблемы с восприятием сторонней информации;

При деменции пациенты теряют способность критично оценивать собственное состояние, в связи с чем при опросе они не жалуются на указанные выше симптомы.

Первым признаком, указывающим на когнитивный дефицит, является снижение памяти. Этот симптом возникает даже при легких формах нарушений мозговых функций. На начальных этапах пациент теряет способностью к запоминанию информации, которая поступила ему относительно недавно. По мере развития патологического процесса он забывает события, произошедшие в отдаленном прошлом. В тяжелых случаях пациент не в состоянии назвать собственное имя и идентифицировать себя.

Симптомы расстройств при умеренном поражении головного мозга нередко остаются незамеченными. Подобные нарушения отличаются вялотекущим характером и не трансформируются в деменцию. Определить наличие умеренных расстройств можно по следующим симптомам:

  • сложности при выполнении простых счетных операций;
  • проблемы с повторением недавно полученной информации;
  • нарушение ориентации в новой местности;
  • сложности в подборе слов во время разговора.

На легкую форму когнитивных расстройств указывают:

  • снижение памяти;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • высокая утомляемость при совершении умственной работы.

Нарушение когнитивных функций необходимо дифференцировать с другими формами неврологических расстройств. В частности, для постановки правильного диагноза следует установить наличие или отсутствие патологических изменений в поведении человека, его эмоциональном состоянии.

Нарушение мозговых функций у детей

Дети с дисфункцией познания сталкиваются по причине дефицита определенных витаминов.

Современные исследования доказали взаимосвязь между когнитивными нарушениями и недостатком полезных микроэлементов в организме. Дефицит витаминов негативно сказывается на способностях по запоминанию новой информации, концентрации внимания, интенсивности мыслительного процесса и других видах мозговой деятельности.

Патологии, вызванные недостатком микроэлементов, встречаются примерно у 20% детей и подростков. В большинстве случаев наблюдаются проблемы, связанные с речью и функциями языка.

Помимо дефицита витаминов неврологические болезни у детей возникают по следующим причинам:

В последнем случае речь идет о:

  • родовых травмах;
  • инфицировании плода в период вынашивания.

В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед современной медициной, является разработка методов ранней диагностики когнитивных расстройств у детей.

Диагностические критерии

Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.

Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса. При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти. Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением. Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.

Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы

Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.

Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.

Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений

Как улучшить состояние пациента?

Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного.

Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций. В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо . Однако эффективность этих препаратов пока не доказана. Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.

В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
  • блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.

Для восстановления нейрометаболических процессом применяет . Препарат повышает пластичность нейронов головного мозга, что оказывает положительное влияние на функции познания.

Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.

Тактика ведения пациента с нарушением когнитивных функций:

Профилактика и прогноз

Общий прогноз при когнитивных расстройствах нельзя составить. В каждом случае последствия носят индивидуальный характер. Но при условии своевременного обращения за помощью к специалисту и соблюдении всех врачебных предписаний удается приостановить развитие патологического процесса.

Важно отметить, что существует два типа когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первая форма поддается коррекции, а вторая – нет.

Профилактика включает в себя мероприятия, направленные на снижение и повышение умственной и физической активности человека. Во избежание возникновения подобных нарушений рекомендуется уже с молодого возраста регулярно выполнять интеллектуальные задачи.

Помимо этого, в целях профилактики деменции следует своевременно проводить лечение сосудистых патологий, печеночных заболеваний, а также регулярно восполнять недостаток витаминов группы В.

Большинство мозговых функций тесно взаимосвязано с работой центральной нервной системы. Именно эти два элемента отвечают за управление телом и разумом. Взаимосвязанная работа этих систем осуществляет жизненно важные функции организма. Существуют базовые функции человеческого организма, такие как сон, стремление к размножению, дыхание и сердцебиение. Помимо этого, существуют высшие функции, которые «включаются» во время ведения разговора или воспоминаний. Каждый отдел головного мозга отвечает за определенный функциональный набор. За базовые функции отвечают такие элементы, как мозжечок, варолиев мост и продолговатый мозг. Высшими функциями головного мозга управляют полушария и лобные доли мозговой коры.

Слово «когнитивный» – научный термин и нечасто встречается в повседневной речи

После того как был рассмотрен порядок работы человеческого мозга, можно перейти к вопросу о том, что такое когнитивные функции. Данный термин используется для описания умственных процессов, благодаря которым человек получает возможность воспринимать, передавать, анализировать и запоминать различную информацию. Благодаря этим процессам, человек получает возможность взаимодействовать с окружающим миром.

Ежедневно человеческий мозг находится в активном состоянии. Приготовление завтрака, чтение книг, управление транспортом и ведение светских бесед осуществляется благодаря миллиардам сложных вычислений. Связи между нейронами в различных областях головного мозга позволяют наладить контакт человека с окружающей его средой. Таким образом, когнитивные функции отвечают за коммуникационный контакт не только между людьми, но и окружающими объектами.

Довольно часто при разговоре о высших когнитивных функциях, упоминаются когнитивные навыки, предназначение которых лежит во взаимодействии с окружающим миром. Несмотря на то что каждый из этих навыков рассматривается отдельно, большинство из них имеют прочную взаимосвязь и различные пересечения. Когнитивные функции мозга человека включают в себя:

  1. Внимание – довольно сложный процесс, охватывает множество мыслительных процессов. Вниманию сложно дать четкую и лаконичную характеристику и включить в определенную анатомическую структуру. Если говорить образно, то внимание является когнитивной функцией, при помощи которой человек среди внешних (запахов, звуков и образов), а также внутренних (мыслей и эмоций) стимулов выбирает те, которые будут полезны для того, чтобы реализовать умственную или двигательную активность. Именно данная формулировка позволяет наиболее точно охарактеризовать все сложные процессы, что участвуют в работе других высших функций.
  2. Память – один из самых сложных процессов, при помощи которого кодируется, хранится и воспроизводится полученная информация. Работоспособность данной системы имеет довольно значимую роль в повседневной жизни. Данный навык тесно переплетается с вниманием, так как без него получить полную информацию невозможно.
  3. Исполнительные процессы – еще одна сложная система высшего порядка. Существует достаточное количество разных определений для этого термина, однако большинство из них характеризуется контролем когнитивности и регулированием образа мышления, благодаря использованию различных процессов, имеющих маловыраженную взаимосвязь. Исполнительные процессы являются совокупностью различных способностей среди которых следует выделить направленное внимание, элементы планирования и программирования, а также регулировку преднамеренного поведения. За исполнительные функции отвечает префронтальная кора головного мозга.
  4. Речь – коммуникационная система, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Среди основных функций речи, помимо налаживания контакта с окружающими людьми, следует выделить построение грамотной структуры мышления. Во время обработки речи активизируются разные отделы головного мозга. Основное взаимодействие различных функциональных систем наблюдается в левом полушарии мозга. В обработке речи участвуют две корковые области левого полушария, которые отвечают за принятие и выражение речи.
  5. Зрительное восприятие – к этому набору высших навыков относятся функции, которые помогают человеку различать и распознавать различные стимулы. Данный набор навыков позволяет категорировать различные объекты и запоминать их. Правильно построенная и налаженная система зрительного восприятия позволяет человеку запоминать лица людей, и дарит возможность находить различия между отверткой и платьем.

Когнитивные функции способности, которые связывают нас с окружающим миром и позволяют составить представление о нем

Каждый из вышеперечисленных навыков включает в себя несколько подгрупп, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Как используются данные функции

Разбирая вопрос о том, когнитивные функции, что это такое, следует уделить особое внимание использованию набора этих навыков. Ежедневно человеческий мозг принимает участие в выполнении огромного количества физических задач. Каждая из этих задач требует миллиона расчётов, которые выполняются за доли секунды различными областями мозга. В качестве примера использования когнитивных навыков давайте рассмотрим следующие ситуации:

Приготовление пищи сопровождается множественными когнитивными способностями. Для того чтобы приготовить еду, необходимо вспомнить рецепт и уделить внимание степени готовности различных ингредиентов. Таким образом, мозг грамотно распределяет свою активность и ежесекундно решает множество поступающих задач. Определенные мозговые отделы отвечают за общение с окружающими людьми. Способность слушать и понимать собеседника, далеко не все когнитивные навыки, которыми сопровождается беседа. Во время разговора между людьми активируются такие способности, как концентрация и внимание. Именно благодаря этим навыкам коммуникационного общения, человек получил возможность общаться с окружающими его людьми.

Управление автотранспортом довольно сложный процесс, который требует собранности и повышенной концентрации. В активации этого навыка принимают участие миллионы нейронных связей, которые отвечают за широкую гамму когнитивных способностей. Многие люди считают, что расслабленные автоматические действия не включают в себя использование когнитивных навыков. Однако, данное мнение ошибочно. Данные способности принимают прямое участие в данном процессе, так как без них человек бы никоим образом не проявлял свою активность.


Когнитивные нарушения отрицательно сказываются на достижениях человека в самых разных сферах его жизни

Как когнитивные навыки связаны с мозговыми отделами

Давайте перейдем к вопросу, как когнитивные способности взаимосвязаны с определенными мозговыми отделами. Данный функционал является особым участком головного мозга, который обладает собственной группой нейронов. Предназначение этих нейронов – передача определенных нервных импульсов. Снижение когнитивных функций может быть вызвано нарушениями циркуляции крови, черепно-мозговыми травмами и злокачественными новообразованиями в области мозга.

Большинство из познавательных навыков формируется в области коры головного мозга. Ученые подразделяют этот отдел на три основные зоны:

  1. Ассоциативную – отвечающую за обеспечение связи между сенсорными и моторными навыками. Помимо этого, эта зона определяет реакцию сознания на импульсы, исходящие из сенсорной области.
  2. Моторная – отвечает за различные движения человеческого тела.
  3. Сенсорная – отвечает за обработку сигналов, поступающих от органов чувств.

Лобные доли принимают непосредственное участие в логическом и абстрактном мышлении, произношении и восприятии речи, а также в планировании совершаемых движений. Затылочная доля отвечает за анализ зрительной информации, а височная за слуховые ощущения. В самом центре расположена система, занимающаяся анализом сенсорных чувств. Существуют определенные мозговые отделы, которые отвечают за навыки, необходимые для выживания. К таким навыкам относятся проявление эмоций, обоняние и память.

Существуют даже мозговые отделы, которые занимаются перераспределением всей поступающей информацией, что способствует слаженной работе всего организма.

Средний мозг выполняет одну из главных задач и отвечает за осознание собственной личности. Помимо этого, данный отдел отвечает за адаптивное поведение. Передача нервного импульса между отделами осуществляется при помощи нейромедиаторов. К этим элементам относятся адреналин, серотонин, ацетилхолин и многие другие вещества. Именно эти микроэлементы отвечают за скорость различных когнитивных процессов.


Когнитивная деятельность — это способность выполнять такие функции головного мозга, как внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции

Различные нарушения мозговой активности

Нарушение когнитивных функций может иметь разную степень выраженности. Существует ряд определенных факторов, которые влекут за собой изменения в мозговой активности. К таким факторам относятся черепно-мозговые травмы, инфекционные и онкологические заболевания. Помимо этого, определенное влияние на работу головного мозга имеют сердечно-сосудистые патологии, такие как атеросклероз, инсульт и инфаркт.

Немаловажную роль в вопросе нарушения когнитивных способностей имеют дегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона или Альцгеймера. Развитию различных нарушений в сфере работы головного мозга способствуют проблемы с метаболизмом и функциональностью иммунной системы.

Довольно часто тип нарушения зависит от формы воздействия определенных факторов. Некоторые навыки подлежат полному восстановлению при правильном подходе к терапии заболевания. Однако сама результативность лечения напрямую зависит от своевременности обращения за медицинской помощью.