Как строился московский кремль. Московский Кремль — державный венец России




В историческом центре столицы находится самое узнаваемое архитектурное строение России – Московский Кремль. Главной особенностью архитектурного ансамбля является его укрепляющий комплекс, состоящий из стен в виде треугольника с двадцатью башнями.

Комплекс был построен в период с 1485 по 1499 годы и хорошо сохранился по сей день. Он несколько раз служил образцом для подобных крепостей, которые появились в других городах России – Казани, Туле, Ростове, Нижнем Новгороде и т. д. В стенах Кремля находятся многочисленные религиозные и светские здания – соборы, дворцы и административные постройки разных эпох. Кремль был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Вместе с примыкающей Красной площадью, входящей в этот список, Кремль обычно считается главной достопримечательностью Москвы.

Соборы Московского Кремля

Архитектурный ансамбль формируют три храма, в центре находится . История собора началась в 1475 году. Он является старейшей полностью сохранившейся постройкой среди всех кремлевских зданий.

Изначально строительство проходило в 1326-1327 годах под руководством Ивана I. После завершения строительства собор служил домашней церковью митрополита Московского, который поселился в предшественнике нынешнего Патриаршего дворца.

К 1472 г. ныне разваленный собор был разрушен, а затем на его месте было построено новое здание. Однако оно рухнуло в мае 1474 года, возможно, из-за землетрясения или из-за ошибок в строительстве. Новую попытку возрождения совершил великий князь Иван III. Именно в этом соборе служили молебны перед важными походами, короновали царей и возводили в сан патриархов.

Посвящен Архангелу Михаилу, покровителю русских правителей, был построен в 1505 г. на месте одноименной церкви 1333 года. Он построен итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна. Архитектурный стиль сочетает традиционную древнерусскую религиозную архитектуру и элементы итальянского Возрождения.

Расположен на юго-западном углу площади. В 1291 г. здесь была построена деревянная церковь, однако спустя столетие сгорела и была заменена каменной церковью. Собор из белого камня на фасадах имеет девять луковых куполов и предназначается для семейных церемоний.

Время работы соборов: 10:00 до 17:00 (выходной – четверг). Единый билет для посещений обойдется в 500 рублей для взрослых и 250 рублей для детей.

Дворцы и площади Московского Кремля

  • – это несколько представительных светских построек, созданных в разных веках и служивших в качестве дома для русских великих князей и царей, а в наше время для президентов.

  • – пятиэтажное здание, украшенное богатыми резными декоративными рамами, а также черепичной крышей.

  • – здание 17 века, сохранило редкие архитектурные особенности гражданского зодчества того времени. В музее представлены ювелирные работы, изысканная посуда, живопись, предметы царской охоты. Сохранился великолепный иконостас разрушенного в 1929 г. Вознесенского монастыря.

  • – трехэтажное сооружение, выполненное в раннем неоклассическом стиле. Изначально дворец должен был служить резиденцией сенату, однако в наше время существует в качестве центрального рабочего представительства президента России.

Среди популярных мест в Московском Кремле следует отметить следующие площади:


Башни Московского Кремля

Длина стен составляет 2235 метров, их максимальная высота – 19 метров, а толщина достигает 6,5 метров.

Насчитывается 20 схожих в архитектурной стилистике оборонительных башен. Три угловые башни имеют цилиндрическое основание, остальные 17 – четырехугольные.

Башня Троицы является самой высокой, возвышаясь ввысь на 80 метров.

Самая низкая – башня Кутафья (13,5 метров), расположенная за пределами стены.

Четыре башни имеют проездные ворота:


Вершины этих 4-рех башен, которые считаются особенно красивыми, украшены символическими красными рубиновыми звездами советской эпохи.

Часы на Спасской башне впервые появились в 15 столетии, однако сгорели в 1656 году. 9 декабря 1706 г. столица впервые услышала бой курантов, который возвещал о новом часе. С тех пор произошло много событий: велись войны, переименовывались города, менялись столицы, однако знаменитые куранты Московского Кремля остаются главным хронометром России.

Колокольня (высота 81 метр) является самым высоким зданием в кремлевском ансамбле. Она была построена между 1505 и 1508 годами и по-прежнему исполняет свою функцию для трех соборов, которые не имеют собственных колоколен – Архангельского, Успенского и Благовещенского.

Рядом находится небольшая церковь Св. Иоанна, откуда и появилось название колокольни и площади. Она существовала до начала XVI века, потом разрушилась и с тех пор существенно обветшала.

Грановитая палата – основной банкетный зал московских царевичей, это старейшее сохранившееся светское здание в городе. В настоящее время это официальный церемониальный зал для Президента России, поэтому он закрыт для экскурсий.

Оружейная палата и алмазный фонд

Палата построена по указу Петра I, чтобы в ней хранилось добытое в войнах оружие. Строительство затянулось, начавшись в 1702 году и закончившись лишь в 1736 году по причине финансовых трудностей. В 1812 палата была взорвана в войне против Наполеона, реконструировалась только в 1828 году. Сейчас Оружейная палата является музеем, посетить который можно в любой день недели с 10:00 до 18:00, за исключением четверга. Цена билета для взрослых – 700 рублей, для детей – бесплатно.

Здесь находятся не только экспонаты оружейного промысла, но и Алмазный фонд. Постоянная выставка Государственного алмазного фонда впервые открылась в Московском Кремле в 1967 году. Здесь особенно ценны уникальные ювелирные изделия и драгоценные камни, большинство из них были конфискованы после Октябрьской революции. Время работы – с 10:00 до 17:20 в любой день, кроме четверга. За билет для взрослых придется отдать 500 рублей, детский стоит 100 руб.

Два выставляемых алмаза заслуживают отдельного внимания, так как принадлежат к самым известным в мире образцам этого драгоценного камня:


  1. Это не только крупнейшая средневековая крепость в России, но и самая большая активная крепость во всей Европе. Конечно, таких конструкций было больше, но Московский Кремль – единственный, который все еще используется.
  2. Кремлевские стены были белыми. Стены «приобрели» свой красный кирпич в конце XIX века. Чтобы увидеть Белый Кремль, ищите работы художников 18-го или 19-го века, таких как Петр Верещагин или Алексей Саврасов.
  3. Красная площадь не имеет ничего общего с красным цветом. Название происходит от древнерусского слова «красный», что означает красивое, и никоим образом не связано с цветом зданий, которые, как мы теперь знаем, были белыми до конца 19-го века.
  4. Звезды Московского Кремля были орлами. Во времена царской России четыре кремлевские башни были увенчаны двуглавыми орлами, которые с XV века были русским гербом. В 1935 г. советское правительство заменило орлов, которые были расплавлены и заменены пятиконечными звездами, которые мы видим сегодня. Пятую звезду на Водовзводной башне добавили позже.
  5. У кремлевских башен есть имена. Из 20-ти кремлевских башен только две не имеют собственных имен.
  6. Кремль плотно застроен. За 2235-метровыми кремлевскими стенами находятся 5 площадей и 18 зданий, среди которых наиболее популярны Спасская башня, Колокольня Ивана Великого, Успенский собор, Троицкая башня и Теремной дворец.
  7. Московский Кремль практически не пострадал во Второй мировой войне. Во время войны Кремль был тщательно замаскирован, чтобы выглядеть как жилой строительный блок. Купола церкви и знаменитые зеленые башни были окрашены в серый и коричневый цвета соответственно, поддельные двери и окна были приделаны к стенам Кремля, а Красная площадь была обременена деревянными конструкциями.
  8. Кремль находится в Книге рекордов Гиннеса. В Московском Кремле можно увидеть самый большой в мире колокол и самую большую в мире пушку. В 1735 году из металлического литья был изготовлен колокол высотой 6,14 метра, царь-пушка весом 39,312 тонны была потеряна в 1586 г. и никогда не использовалась в войне.
  9. Звезды Кремля всегда светят. За 80 лет существования освещение звезд Кремля было отключено только дважды. Первый раз во время Второй мировой войны, когда Кремль был замаскирован, чтобы скрыть его от бомбардировщиков. Во второй раз они были отключены для фильма. Оскароносный режиссер Никита Михалков снимал сцену для Сибирского цирюльника.
  10. Кремлевские часы имеют глубокую тайну. Секрет точности Кремлевских часов буквально лежит под нашими ногами. Часы соединены с часами управления в Астрономическом институте Штернберга через кабель.

© Живописная реконструкция Аполлинария Васнецова

Кем был Керемли или как азербайджанец построил Московский Кремль?

15:09 12.05.2016

Московский Кремль является сердцем и гордостью российской столицы. Начиная с XIII в. Кремль регулярно разрушался и строился заново. Символом возрождения кремлёвского строительства стало возведение стен белокаменного Кремля при великом князе Дмитрии Донском. Согласно сведениям азербайджанских историков, архитектором построенного в 1367-м году Московского Кремля был азербайджанец Алис Сюбхан оглу Керемли.

Московский Кремль является символом российской столицы - сердцем и гордостью города. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые деревянные укрепления. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Начиная с 1238 году, со времени монгольского нашествия, Кремль регулярно разрушался и строился заново.

Символом возрождения кремлёвского строительства на Руси стало возведение стен белокаменного Московского Кремля, которое началось в 1367 году в годы правления великого князя Дмитрия Донского. Истории известны имена кремлевских зодчих начиная с XV века, однако кем была построена крепость при Дмитрии Ивановиче, до сих пор оставалось загадкой. Согласно сведениям азербайджанских историков, архитектором построенного в 1367-м году Московского Кремля был азербайджанец Алис Сюбхан оглу Керемли.

«5-го января 1367- года в морозный моросящий день рано утром в Шамахе через главные восточные ворота во дворец Ширваншахов въехали 10 всадников, одетые в длинные серые тулупы, черные меховые шапки, длинные красные сапоги и 7 лошадей цвета хны (рыжие), загруженные мешками подарков. Путники привезли письменную просьбу Великого Московского князя Дмитрия Ивановича и удостоили повелителя подарками: cоболиные меха, известные владимирские тулупы, чешские хрустальные вазы и комплекты фарфоровой посуды. Прибывший из русского дворца на государственной карате боярин И.А.Баратынский с присущей казакам горячностью начал знакомить главу государства с содержанием привезенного им письма. Прибывший вместе с русским караваном посол ханства при Московском княжестве Гафур бек выполнял работу переводчика. Известный как лучший архитектор и главный зодчий Ширванского края и всего Азербайджана Алис Сюбхан оглы Керемли Ширвани приглашался в Москву на грандиозную строительную работу.

Сначала Шейх Ибрагим не хотел отпускать своего любимого мастера, но учитывая письменную княжескую гарантию на его личную безопасность и согласие самого архитектора, согласился. Получивший благословение на путешествие известный мастер начал готовиться к пути. Архитектор Алис бек был известен на Ближнем Востоке, Кавказе, в Персии, Индии и конечно же, в родном Азербайджане. 10-го числа того же месяца русские послы и архитектор Алис Керемли отправились в Москву. В том же году за неделю до----- Новруза между князем Дмитрием Донским и главным архитектором был подписан договор. По документу не было ограничений на рабочую силу, финансовое обеспечение, территориальные изменения, исключались контроль, указания и поправки в проект главного архитектора ему были отданы полная свобода и титул боярина.

Эта грандиозная строительная работа должна была завершиться за 4 года. На острове, омываемом Москва-рекой и её притоком Яузой, должны были быть построены внутренний город, крепостные стены с окружающими многочисленными башнями, цитаделями и воротами. Наконец, 25-го марта в день благих вестей («Благие вести, то есть девы Марии от священного Духа - Бога, русские также называют это «Благовещенском») в фундамент постройки были положены первые тесаные черные камни. Воздвигнутые из деревьев внутренние и наружные крепостные стены по приказу архитектора были снесены. Архитектор Алис бек всех удивил, в первый раз на Руси употребив в штукатурку яичный белок сырого яйца. Через год строительство внешних стен крепости с цитаделями, пятью башнями и пятью воротами было практически завершено. Вырытые и заполненные водой рвы перед стенами, воздвигнутыми до Алис бека из деревьев,были заполнены землей и камнями, хорошенько зарыты, то есть были отменены как неподходящие новому проекту добавления. Верхние части внешних стен были оформлены выступами в виде локтей, и это только многократно увеличивало их великолепие. Общая длина крепостных стен 3,4 минаров, толщина 1,2 аршинов, высота же 5,7 аршинов. В начале работы был возведен деревянный забор вокруг стройки, дабы предотвратить загрязнение прилегающих территорий и чтобы строителей не отвлекали зеваки. Обведение постройки ограждением было новшеством на русской земле.

Рабочая сила в 1500 человек жили отдельно в удобных и утепленных домах, были обеспечены в день 2 раза горячей едой, в неделю один раз у них был выходной. Поварами были молодые женщины и девушки. Алис бек выбрал рабочих из самых бедных семей города. Мастера в месяц получали одну десятку золотых монет. При оплате применялись призы и другие льготы. Бесплатные обеды и ужины всем поднимали настроение. Такая зарплата для тех времẽн была большой суммой. На строительной площадке по итогам одного года ни разу не было спора насчет распределения труда, дисциплина держалась на высоком уровне. Алис бек всем обещал, что после завершения работы все дома вместе с имуществом внутри будут подарены там живущим. Москвичи его безумно любили. Ведь население города питалось за счẽт строительства. Народ строительную площадку называл «Керемлинским рядом».

Вот такая картина получилась, когда давали названия башням: главная башня как Спасск (Спас), другие же попали в историю как Троица, Николай, Боровица и Э.Керемли. Несмотря на резкие протесты азертюркского мастера в результате просьбы 16-тилетней племянницы князя Дмитрия Ивановича Анны Ханымгызы,которая была безумно влюблена в мастера и не скрывала своих чувств, следила за ним в строительстве и в повседневной жизни, а также рабочего коллектива 5-ая башня была названа «Керемли» ,и это на документах принесло бессмертие нашему соотечественнику. Позже, в августе 1556-го года после того, как царь Иван IV Грозный оккупировал город Казань, от зависти специальным указом переименовал башню «Керемли» в «Водовзвод». До конца последней эры по официальным документам русские, мировое общество, москвичи, путешественники эту башню, в целом, это непревзойденное искусство со всеми элементами, строительный храм называли то «Керемли» , то «Кремли» или же вкратце как «Кремль» . Таким образом, название «Кремль» полностью стабилизировалось.

Великий архитектор на основании своего проекта во дворе в 175 га построил также княжеский дворец, место для собраний, другие строения, а также сеть секретных катакомб. Спустя ровно 4 года 25 марта в День Благих Вестей было торжественное открытие большого здания. И Великий Князь Дмитрий Иванович, и москвичи, а также приглашенные из иностранных представителей разнообразные гости были в восторге. Больше всех радовалась Анна-ханум. Прижавшись к Алис беку она не могла скрыть своих слез от счастья. В течение 4-х лет Алис бек всего лишь один раз в Шамахе посетил свою семью. В договоре с Великим князем было решено, что архитектор возвращается на Родину, в последний день весны приезжает в Москву,получает свою зарплату и принимает участие в устроенном в честь него на торжественном пиру. Алис бек уехал в Ширван. В первый день лета на опушке леса у начала нынешней Волоколамской дороги - тогда на 9-м километре дороги Москва-Смоленск открылась церемония провод нашего мастера на Родину. Стало ясно, что по причине болезни Дмитрий Иванович не будет присутствовать.

Большинство бояр, группа поваров Великого Князя и музыканты дворца были здесь. 22 июня 1371-го года, чтоб скрыть тайну, во время «икинди» (обряд намаза) атаман казаков, предательски мечом ударив в спину, отделил голову нашего соотечественника от тела. Он был похоронен там же. Не уставая от ухода за его могилой Анна Ханымгыз, несмотря на то, что ее любовь была безответной, не выдержав его потери, постриглась налысо и отправилась в Пензенский монастырь. Русская сторона не придала значение ни договору,ни обещанному слову,тем самым выбрав путь предательства, но также выбрала молчание,что создателем Кремля является наш сын. Не учитывая незначительные знаки,касающиеся этой истины в историческом романе русского писателя Бородина « Дмитрий Донской » , русские источники, особенно многотомная книга « История Российской империи » И.Карамзина также сохранили молчание. Прошло время, и по проекту убитого в то время 49-тилетнего Алис бека Керемли были созданы кремли в Суздали, Смоленске, Новгороде, Казани и в Праге».

Время, когда был построен Московский Кремль, должно быть известно каждому человеку, любящему Россию. Потому что он является не только сердцем России, душой великой и самой большой в мире страны, но и одним из самых красивых комплексов в мире.

Древнейшие поселения

Раскопки показали, что поселения на территории Кремля существовали 5000 лет тому назад, а в VI веке нашей эры здесь уже проживали славянские племена. В центре самой Москвы найдены остатки поселения, относящегося к дьяковской культуре.

Дьяковские городища, как правило, располагались на мысах рек. В древности из соображений удобства и безопасности первыми в округе заселялись холмы на берегу реки. Желательно в устье, чтобы вода ограждала поселение с двух сторон. Водная артерия служила путем сообщения с соседями и позволяла вести более интенсивную торговлю, а холмы были не так доступны для врагов и давали возможность обзора большой территории.

Рождение Москвы

А когда был построен Московский Кремль, окруженный с двух сторон Москвой-рекой и впадающей в нее Неглинной, а также расположенное на его вершине поселение, превратились в неприступную крепость. Первое упоминание о Кремле относится к 1147 году. Тогда еще не было даже стен, возведенных в дереве. Они появились лишь через 9 лет - в 1156 году. Сердце Москвы впервые упоминается в связи с приглашением Юрием Долгоруким в только что возведенные хоромины своего союзника Святослава Ольговича, новгород-северского князя. Приезд будущего родственника (их внучка и сын - знаменитые Игорь и Ярославна - поженятся) на пир и считается датой Это именно то время, когда был построен Московский Кремль.

Великий строитель

После возведения стен кремль становится для окружающих его и близлежащих деревень административным центром. Здесь жители этих населенных пунктов находили укрытие во время нашествия врагов. Постепенно значение этой крепости увеличивалось, а территория расширялась. И вот уже при князе Даниле Александровиче (1261-1303), родоначальнике московских князей, город, выросший вокруг Кремля, становится столицей небольшого Московского княжества.

В то время, когда был построен Московский Кремль, Юрий Долгорукий основал Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский. Этот князь, всю свою жизнь управлявший ростово-суздальским княжеством и умерший там, занимался активным градостроительством. Кроме вышеперечисленных городов он основал Дубну, Кострому, Дмитров, затопленное в ходе строительства село Сенятино, и, по одной из легенд, Городец. Кроме того, им было возведено много крепостей и укрепрайонов. Так что, когда был построен Московский Кремль (год 1147), закладывались и другие пункты стратегического назначения. И ничто не говорило о том, что именно из этой крепости вырастет столица самого большого государства на свете.

Усовершенствования будущей столицы

А Москва строилась и расширялась. Князь Иван Калита (1283-1341) строит первые белокаменные соборы. И при нем же в 1340 году старые деревянные стены заменяются мощными дубовыми. А его внук Дмитрий Донской (1350-1389), сын московского князя Ивана II Красного, заменяет дубовые стены на белокаменные. Это и послужило поводом называть Москву «белокаменной». Именно такая красавица изображена на картине написанной в 1879 году, под названием «Вид на Московский Кремль с Каменного моста». Столица России, город с потрясающей историей не может не вызывать повышенного интереса. Любой главный город страны любим и уважаем ее жителями. Но Москва для русского человека нечто гораздо большее. И вполне естественно желание узнать подробности возникновения города, с чего он начинался, как и когда был построен Московский Кремль, год его возникновения и при каком князе возводилось это чудо.

Первые литературные упоминания

Одно из первых описаний зарождения великого города находится в повести «Сказание об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы». «Ипатьевская летопись» считается первым достоверным источником, где упоминается городок Москов - место большого пира в честь встречи друзей и союзников ростово-суздальского и новгород-северского князей. На вопрос о том, в каком году был построен Московский Кремль, существует несколько ответов. Можно указать конкретную дату, в связи с которой Кремль впервые упоминается - в день «Пятка на Похвалу Богородицы», то есть, в субботу 4 апреля 1147 года. А можно долго рассказывать о том, как строился Кремль на протяжении веков. Разве можно представить себе этот комплекс без Успенского собора или Большого

Кремль строился и перестраивался

Ответ на вопрос о том, в каком году был построен Московский Кремль, будет полностью зависеть от того, что имеется в виду под этим названием - современная громадина, резиденция президента Российской Федерации, или небольшое деревянное строение, с которого все и началось. Не хватит страницы, чтобы просто перечислить все палаты, соборы, постройки, площади, сады и памятники этого главного общественно-политического и историко-художественного комплекса России, занимающего площадь в 27,5 гектаров. Территория Кремля напоминает неправильный треугольник.

Одна из жемчужин Кремля

Особых слов заслуживает Успенский собор Московского Кремля. Построен он был в 1479 году. История начала его создания относится к 1326. Великий Московский князь Иван Калита совместно со святителем Петром заложили в этом году первый каменный собор в Москве. Первопрестольный город (а именно такой статус имела Москва) обязан был иметь главный храм Святой Руси. Именно святителю Петру принадлежит ключевая роль в том, что Москва становится первопрестольной. Поэтому после смерти первый митрополит Московский был погребен в еще недостроенном главном соборе Руси. Его мощи и список иконы «Богоматерь Петровская», оригинал которой был сделан самим апостолом Петром, являются одними из главных святынь России. Собор перестраивался. Это произошло в период правления объединителя русских земель под властью Москвы, великого князя Ивана III. При нем в Кремле развернули большое строительство - все здания перестраивались в камне. И в этом случае, отвечая на вопрос о том, когда построен Московский Кремль, год можно назвать совершенно другой - 1485. За десятилетие (1485-1495) были возведены уникальные зубчатые стены, которые являются визитной карточкой великого комплекса.

Бесценное сокровище мировой архитектуры

Как уже отмечалось выше, Дмитрий Донской перестроил в камне первоначальный деревянный детинец (так еще называли на Руси Кремль). Собственно, он построил новый каменный «кремник», и год окончания строительства, 1367, тоже по праву может считаться датой, когда был построен Московский Кремль. Позднее, в период правления Ивана Грозного, ставшего первым русским царем (титул он принимал в Успенском соборе Кремля), сам комплекс тоже интенсивно достраивался.

А украшение Соборной площади - колокольня «Иван Великий», без которой трудно себе представить Кремль, так как она долгие годы была самым высоким зданием Москвы, вообще была возведена в период правления Бориса Годунова. Однако первый Московский Кремль был построен в 1147 году указом Юрия Долгорукого. Укрепленную часть города называли еще «кром», что больше подходит к деревянному терему, обнесенному деревянным забором. Единственный и неповторимый, легендарный и неприступный, Кремль является олицетворением мощи и уникальности России.

Среда, февраля 24, 2016

Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.

Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>

Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.


Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.

Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.


1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.


1797, Жерар Делабарт.


1819, художник Максим Воробьёв.

В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».


1830-е, художник Раух.


1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.


1850, Йозеф Андреас Вейс.


1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.


1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.


Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.


Фотография 1860 года.


Фотография 1866 года.


1866-67 год.


1879 год, художник Пётр Верещагин.


1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.


1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.


1884 год, стена вдоль Александровского сада. Побелка сильно осыпалась, подновили только зубцы.


1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.


1909 год, облезные стены с остатками побелки.


Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.


1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.


1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.


1914, Константин Коровин.


Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.


А на Водовзводной башне побелка всё ещё держалась, середина 1930-х.


Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.


И ещё две цветные фотографии 1950-х годов. Где-то подкрасили, где-то оставили облезлые стены. Не было тотальной перекраски в красный цвет.


1950-е. Эти две фотографии взяты отсюда: http://humus.livejournal.com/4115131.html

Спасская башня

Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.


1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.


1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.


А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.


1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.


Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.


Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.


Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.


Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.


1870-е. Башня красная.


1880-е годы. Красная краска облезает, кое-где видны вновь выкрашенные места, заплатки. После 1856 года Спасскую башню больше никогда не белили.

Никольская башня


1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.


1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.


1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.


1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.


1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.

Троицкая башня


1860-е годы. Башня белая.


На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.


И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.

Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.

Стены Кремля сегодня


фото: Илья Варламов

На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.


Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова

Все старые фотографии, если не указано иное, взяты с сайта https://pastvu.com/

Над публикацией работал Александр Иванов.

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.