История огня, как человек приручил огонь. Приручение огня - презентация




100000 лет до н. э.

Огонь, быстрая химическая реакция соединения углерода с атмосферным кислородом при выделении углекислого газа (CO2), в природе встречается редко.

Он стихийно возникает вблизи вулканов, где при извержениях горячая лава и выбросы пепла поджигают все, что встречается на их пути.

Молния, ударяя в деревья, тоже может вызвать пожар.

Но такие случаи слишком редки и случайны во времени и в пространстве, чтобы позволить человеку привыкнуть к огню и овладеть им для своего блага.

Трудная датировка

Когда человек научился добывать огонь? Отвечая на этот вопрос, мы можем только делать предположения. Человеческие останки, каменные орудия наших предков бросили вызов времени; следы же огня совсем не стойки. В виде остатков костров они сохранились только на сравнительно недавних стоянках.

В процессе физического очеловечивания первым этапом стало прямохождение на двух ногах, которое существенно отличает человека от всех других высших животных. Оно возникло, вероятно, около 10 миллионов лет назад.

Первые отпечатки ног, свидетельствующие о прямохождении и мало отличающиеся от отпечатков ног современного человека, найдены в Лаэтоли (Восточная Африка) и насчитывают около 3,6 млн. лет. Они говорят о завершении эволюции, начавшейся много раньше.

Когда двуногое человекообразное стало настоящим человеком?

Точно мы этого не знаем. Хождение на двух ногах освободило руки от двигательной функции и привело к их специализации на функции захвата и держания. Деятельность рук в "командной зоне" полушарий мозга связана с членораздельной речью и мышлением, что предполагает общественную жизнь и коммуникацию между людьми. Развитие мозга сопровождает процесс производства орудий, применение которых уже не является, как у некоторых животных, случайным. Они изготовляются по заранее намеченному плану. Накопленный опыт передается через социальную коммуникацию как другим людям – в пространстве, так и от поколения к поколению – во времени.

Историки первобытного общества называют орудия труда "индустриями", к ним относят определенные образцы изделий и некоторые технические приемы.

Самая древняя техника обработки камня (техника оббитой гальки) насчитывает 2, 5 млн. лет.

Самые ранние следы огня оставил человек типа гомо эректус (человек прямоходящий) на европейских стоянках ледниковой эпохи в Минделе (между 480 000 и 425 000 гг. до н. э.). В нижнем палеолите кострища встречаются весьма редко, а на многих стоянках вообще отсутствуют. Только к концу нижнего палеолита, чуть более 100 000 лет назад, наличие костров на человеческих стоянках становится почти постоянным явлением.

Мы можем поэтому с большой долей вероятности сказать, что человек окончательно покорил огонь за 100 000 лет до н. э.

Использование огня: решающий этап перехода от природы к культуре

Применение огня знаменует решительный шаг в переходе человека от природы – к культуре, от положения животного – к собственно человеческому состоянию.

Этот переход начался, разумеется, ранее, и мы только приблизительно можем обозначить его составные части.

Полностью зависимый от природы человек становится самим собой и приобщается к культуре по мере того, как он овладевает средствами управлять природой. Даже и сегодня природой мы владеем лишь частично, несмотря на то что благодаря науке имеем мощные механизмы воздействия на нее. В таких условиях человек нередко играет роль ученика чародея, неспособного предвидеть все последствия своего влияния на окружающую среду.

Первые возможности воздействовать на природу человеку, овладевшему речью и мышлением, дала общественная организация, основанная на применении различных технических приемов.

Общественная организация в том виде, как она появляется у наиболее архаичных народов, основана на разделении по социальным группам. Эти группы одновременно являются и соперниками, и союзниками; их разделяют и отличают сексуальные и пищевые запреты.

Клан, основанный на мужском (патрилинейном) или женском (матрилинейном) родстве, – это группа родственных индивидов, потомков общего предка, в которой действует запрет на инцест (половые отношения внутри клана). Существуют также один или несколько пищевых запретов (недопустимо поедание определенного животного или растения). Именно этим один клан отличается от другого.

По причине запрета инцеста клан не может существовать изолированно. Его выживание требует наличия одного или нескольких других кланов, где его члены смогут найти себе супругов.

Среди элементов культуры можно назвать совместные трапезы. Тогда как животные утоляют свой голод совершенно случайно, для человека совместное принятие пищи является обычным и составляет определенный ритуал. После

Покорения огня приготовление продуктов питания входит в эту практику. Начиная с неолита, основой питания становятся различные зерновые. Без тепловой обработки они были мало или вовсе несъедобны; теперь же набор продуктов расширяется, а пища легче усваивается. Появляется "кухня" – совместное занятие в рамках семьи.

Огонь позволяет закалять некоторые изделия из дерева, тем самым совершенствуя орудия труда и оружие.

В век металлов овладение огнем приобретает принципиальное значение.

Техника и мифология

Практическое значение огня для нужд человека, как и его опасный характер, поразили воображение людей, открыли ему путь к мифам. Прометей для греков – это божество из семейства титанов, он похитил огонь с небес и передал его людям. За что был наказан: прикован к горам Кавказа, где орел клевал ему печень до тех пор, пока его не освободил Геркулес.

Познание огня имело и магический смысл: в африканских обществах кузнец, человек огня, считается колдуном, он и презираем, и опасен.

Каким образом зажигался огонь? Самые архаичные народы (например индейцы Амазонки) добывают огонь трением двух веток дерева между пальцами или с помощью лука; от их нагревания зажигаются стружки или сухой мох. При ударе кремня о кремень высекают искры, к которым сразу подносят какой-либо легковоспламеняющийся материал; этот прием сложнее предыдущего. С появлением железа возникает кресало – куском железа о кремень выбивают искру, которая зажигает фитиль – рыхлое вещество, состоящее из высушенных грибов.

Долгое время добывание огня оставалось трудным делом, поэтому костер старательно охраняли: поддерживать пламя или оберегать тлеющие головешки было священной обязанностью женщин. С тех пор слова "огонь" и "очаг" символизируют семью…

Кроме уже упомянутой кулинарии огонь стал применяться и в других случаях.

Ночью огонь стал использоваться в качестве источника света, прежде же ночная темнота прерывала всякую деятельность (за исключением лунных ночей). Наскальная живопись в пещерах была бы невозможна без освещения. Лампы, основанные на масле (или на жире), существовали уже во время верхнего палеолита (за 35 000 лет до Р. Х.). Однако применение ламп или факелов могло иметь место и раньше.

Огонь стал также источником тепла, столь ценимого в зонах с морозной зимой. Однако блага от этого долгое время были ограничены: нужно было рассесться вокруг костра, который не только согревал, но и отпугивал хищников.

Овладение огнем возбуждало воображение многих: писатель Ж. Рони Старший посвятил этому событию научно-фантастическую книгу "Борьба за огонь" (1911). Позже в своем фильме с одноименным названием к этой теме обратился режиссер Ж.-Ж. Анно.

Что мы знаем о времени начала использования огня древним человеком? Научно не обоснованные мифы о поддержании огня австралопитеками. Где был найден древний огонь? Параллельное существование стоянок со следами использования огня и без таковых, начиная с древних Homo 1 700 000 лет назад и вплоть до неандертальцев 30 000 лет назад. Как древние люди умели обходиться без огня даже в самых суровых условиях? Когда и с помощью каких методов научились самостоятельно разводить первобытный огонь? Как Homo sapiens стали полностью зависеть от него? Рассказывает Станислав Дробышевский , антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, научный редактор портала ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека из первых рук .

«Одно из великих достижений человечества – это умение пользоваться огнём. Современные люди, все без исключения, во всех культурах, все народы, все племена, какие бы дикие, примитивные и первобытные они ни были, умеют пользоваться огнём, знают огонь и, более того, зависимы от огня. Никто не живёт без огня, и самые наидичайшие племена знают несколько способов его добывания.

Возникает вопрос – как давно возникла наша жёсткая привязка к этому явлению? Если посмотреть вдаль, то можно увидеть, что у австралопитеков ничего такого не было. Были предположения, что австралопитеки Макапансгата пользовались огнём, потому что в пещере Макапансгат были найдены какие-то чёрные обугленные кости, и камни какие-то вроде бы обугленные, и прослои какие-то вроде бы обугленные. Но потом было доказано, что это окислы какого-то там марганца или магния, чего-то чисто геологического, и к огню никакого отношения не имеющее.

Много было сказано про следы огня в пещере Чжоукоудянь под Пекином. Это одна из самых баянистых тем, когда ещё с 1929 по 1936 годы там были найдены прослойки пепла в трёх слоях толщиной до шести метров. Из чего был сделан вывод, что тамошние древние умели использовать огонь, но не умели его добывать. И, боясь, что он потухнет, подкидывали туда дровишки в течение буквально десятков или чуть ли не сотен тысяч лет, потому что по срокам от нижних слоёв до верхних получается разброс в триста тысяч лет. Понятно, что это у них не пепел торчал там столбом посреди пещеры до потолка, ведь это же все окрестные отложения должны так заполняться. И на эту тему – синантропов, подкидывающих дровишки без конца – было придумано много чего: что у них было разделение труда, что женщины – хранительницы очага, матриархат даже был приплетён, и чего только ни было.

Однако всё это оказалось не так. Потому что, несмотря на то, что в Чжоукоудяне есть следы огня, есть обугленные камни и обугленные кости, но вот эти громадные толщи пепла – это не пепел, а перегнивший ил, который просто замывало в трещины и в отложения, когда там уже никто не жил. Когда вся пещера была забита отложениями, в ней возникали промывы, и сверху с вершины холма туда замывало перегной, и он перегнивал. В итоге получалась такая ерунда, похожая на пепел, потому что это углерод из растений. А углерод – он и есть углерод.

Если обратиться к реальности, не той, что придумали философы, а как обстояло на самом деле, получается, что наиболее древние следы использования огня относятся ко времени порядка 1 700 000 лет назад. Это почти заря рода Homo. Не самая заря, конечно, всё-таки род Homo чуть древнее, может, даже на миллион лет, но тем не менее. Следы найдены в разных местах. Есть стоянки в Африке, например, в Кооби-Фора. И в последующем от 1 700 000 лет и дальше эти следы обнаруживаются везде. К примеру, на Кавказе стоянка Айникаб. Также в Африке есть пещеры и в Европе.

Вместе с тем есть места, где следов использования огня нет. Например, в пещере Сима дель Элефанте (Испания), это самая древняя точка обнаружения людей в Европе с датировкой 1 300 000 лет, там есть отложения с орудиями, но нет никаких кострищ, обожжённых камней и обожжённых костей. Однако есть челюсть с зубами, изолированный зуб человека, по которому был сделан анализ зубного камня. И с этого зубного камня было получено много всего интересного. Например, на нём обнаружено использование зерновых в пищу, но нет частиц дыма, которые обнаруживаются, на зубах более поздних неандертальцев, и нет никаких следов приготовленной на огне пищи. Вся пища сырая. Из чего мы делаем вывод, что люди в Сима дель Элефанте огня не знали. Причём, это 1 300 000 лет, когда в других местах уже давно знали»…

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

на тему «Как человек огонь приручил»

Подготовительная группа.

Воспитатель Полеева Вера Алексеевна

МДОУ д/с №31 общеразвивающего вида

п. Новый Быт, Чеховский р-н

Программные задачи:

  1. познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека;
  1. показать значимость его открытия в современной жизни; акцентировать внимание на то, что именно человек «приручил» огонь, сделал его необходимы людям.

Материал:

  1. блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба;
  2. колосок или горсточка злаковых зерен;
  3. пинцет и шприц;
  4. кусочек кирпича и гранитный камешек;
  5. стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы;
  6. столовая ложка и ваза для цветов;
  7. игрушечные паровоз и ракета.

Ход занятия

В начале занятия детям предлагается вимательно рассмотреть разложенные предметы и подумать, какое же великое открытие древнего человека объединяет все эти вещи.

Воспитатель (показывает блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба). Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь? Оказывается, огонь можно назвать поваром. Многое из того, что мы едим, приходится варить, жарить, печь. Огонь готовит нам пищу и занимается этим уже сотни тысяч лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья, а чтобы вода не остывала, бросали в нее небольшие камешки, раскаленные на костре, - так варили первый суп. А потом зарывали в золу завернутое в листья мясо - получалось первое жаркое. Нанизывали на прутик кусочки мяса, держали их над костром - так и сейчас делают шашлыки. Чтобы огонь не погас, человек постоянно подбрасывал в костер прутья. Так человек «кормил» огонь, а огонь «кормил» человека!

Воспитатель (показывает колосок). А как огонь может помочь колоску вырасти? Оказывается, он может быть и земледельцем. Когда человек стал выращивать хлеб, ему понадобились поля. Как убрать траву, кустарник, лес? Вместе с первым земледельцем вышел на работу и огонь. Вырубленный лес сжигали, и получалось поле. И сейчас огнем иногда борются с сорняками. Весной, когда сорняки идут в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки дыма и огня.

Воспитатель (обращает внимание детей на пинцет и шприц). Как вы думаете, а для чего нужен огонь этим предметам? Оказывается, он может быть и врачом. У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костер. Потому что хозяева верили: огонь прогоняет зло, если под злом понимать вредные микробы. Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Сейчас на пакетиках с молоком печатают: «пастеризованное». Значит, прогретое так, что микробы в молоке погибли. Когда же люди узнали о вредных микробах, медики стали свои инструменты стерилизовать. Много уже найдено лекарственных средств, которые убивают микробов, но и сейчас еще огонь часто заботится о нашем здоровье!

Показывая детям кусочек кирпича и гранитный камешек, воспитатель спрашивает: «А нужен ли этим предметам огонь, как вы думаете? Оказывается, и этим предметам нужен огонь, потому что огонь мы можем назвать строителем. Глину смешали с песком, обожгли - получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо - он и так твердый. Но чтобы добыть гранит, давным-давно поступали следующим образом: на огромном камне, на скале, разводили большой костер. Скала раскалялась. Потом на нее лили холодную воду, и скала растрескивалась на маленькие кусочки.

Воспитатель показывает детям стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы, спрашивает: «Как вы думаете, нужен огонь для изготовления этих предметов? Оказывается, огонь может быть стеклоделом. Однажды путешественники развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось первое стекло. В него превратился песок, спекшийся с содой. Прозрачным оно стало не сразу, зато было красивым . Сначала из него делали украшения , затем догадались делать посуду, телескопы, очки,аквариумы...

Воспитатель предлагает обратить внимание на столовую ложку и вазу для цветов, задает детям вопрос: «Как огонь может помочь сделать эта вещи? (Ответы детей.)

Воспитатель. Оказывается, все, что сделано из металла, тоже встречалось с огнем. В жарких печах из руды выплавляют металл. Затем в других печах варят, превращая металл в сталь. И ее расплавляют на огне, потому что, горячая, она лучше слушается человека, лучше принимает нужную форму. Вот такой огонь - металлург!

Воспитатель . Оказывается, огонь может быть хозяином дорог. В паровозе огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, пар вертел колеса. Теперь мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое-нибудь горючее. Горючим оно называется потому, что горит. И в небо человека тоже поднял огонь. Первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты...

Воспитатель (показывает альбом для рисования). А зачем огонь необходим бумаге? (Ответы детей.)

Воспитатель . Огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на изначальные. На что ни посмотри, всюду огонь хоть немного да поработал. Вот бумага (альбом для рисования): уж она-то, кажется, огня боится, но без огня и самой бумаги бы не было. Ведь делают ее из измельченного дерева, из крошечных волоконец, и их приходится нагревать. Бумагу варят, как и стекло, как и сталь. Вот как многому огонь научился у человека! Человек сделал огонь своим помощником! Все, о чем мы говорили, придумывал сначала какой-то человек-изобретатель. Он пробовал, ошибался, исправлял свои ошибки и, наконец, добивался результата. И становился примером для многих других людей, которые тоже использовали эту технику.

Кто-нибудь задумывался о том, как древние люди покорили огонь? Как они его нашли, научились управляться с ним и держать стихию в ежовых рукавицах? Кто мог совершить такое открытие и почему огонь считает самой важной стихией для жизнедеятельности? Когда впервые произошло приручение огня – неизвестно, до сих пор ученые спорят: либо это открытие было совершено еще до появления человека обезьянами, мало что понимающими в научных прорывах, либо это сделали древние люди, понявшие, что огонь греет, огонь – страшная сила.
Официальной датой приручения огня считается полтора миллиона лет назад. Именно столько времени человек пользуется возможностями, данными стихией. Теперь без обжигающего пламени не выковать предметы обихода, не приготовить пищу. Для древних огонь был единственным спасением от холода, голода и смерти. Так как именно зажженные ветки отгоняли диких зверей и делали пищу вкуснее. Это не значит, что люди сразу поняли предназначение огня, поначалу они также пугались и убегали прочь, когда дерево загоралось от удара молнии.

Причины, по которым человек подчинил себе стихию

Над тем, как наши потомки догадались использовать огонь, можно долго спорить и размышлять. Но единственное ясно сразу – человек не подошел бы к огню, если бы не умел мыслить, как человек, а руководствовался лишь одними инстинктами, как у животных. Человек знал, что острый булыжник можно использовать в качестве орудия труда, палку – оружия и материала для построения жилища, шкуры – одежды, так и с огнем. Поэтому первой причиной, по которой произошло приручение огня – человеческий разум. Способность человеческих особей адаптироваться к условиям жизни и использовать каждую возможность выжить – основные факторы, давшие пищу новому открытию.
Мы не можем с точностью сказать, что человек разумный сразу смог понять назначение и природу пламени, да, быть может, этого и не случилось бы, если бы не было такого верования, как анемизм. Анемизм – вера, сохранившаяся лишь в племенах и многомиллионной историей, она подразумевает веру в одушевленность каждого предмета, особенно верили в природу и ее душу. Именно поэтому, вероятно, сначала древние люди поклонялись огню, как и всему вокруг, боялись его жарких языков, думали, что это божество, способное согреть или убить. Только потом вожди начали понемногу привыкать в огню, и в их древнем мозгу закралась мысль: «А что, если души у природы нет?». После первых попыток приручить огонь могло пройти большое количество времени, но спустя десятилетия племена начали ощущать себя равными природе, перестали обожествлять ее. Следовательно, второй причиной можно назвать древнейшие верования и прозрение человека.

Роль пламени в жизни первобытного человека

Как догадываются историки, поначалу человек начал использовать небесный огонь, то есть получившийся, в результате природных явлений. Об этом могут свидетельствовать многочисленные мифы и легенды. Например, в античных мифах мы видим, как важен для богов-олимпийцев был Зевс, а Зевс – бог-громовержец, значит, уже в более поздних цивилизациях сохранилась и даже облеклась в новую форму идея одушевленной стихии. Наличие бога Агни у индусов, Перуна у славян тоже говорит нам о том, что идею силы огня люди несли из глубокой древности.
После того, как человек познакомился с огнем, ему не стало равных, он мог легко испугать дикого животного, помочь в охоте и сберечь все племя. Наверное, после этого огню стали еще больше поклоняться огню, как помощнику и защитнику. Где же брать огонь, ведь даже в древнейшие эры не каждый день гроза била в дерево. Для этого были целые вулканические системы. Люди могли просто дотронуться палочкой до лавы и вот – факел готов. А, насколько известно, вулканы в то время были на земле на каждом шагу, поэтому проблем с огнем не будет.
Другими источниками пламени для древних людей могли служить лесные или степные пожары, однако при этом сгорали целые массивы, сжигались плодовые деревья, дающие пищу людям, но даже тогда люди не боялись огня. Все они сбрасывали на то, что бог Огня сердится на них и таким способом их учит.
Огонь не только давал людям тепло, уют, пищу и свет, он мог еще и объединить народ. Его приручение стало еще одной причиной объединения разных племен и прекращение постоянных разногласий и битв. Самым простым способом добычи огня была его передача из рук в руки. Пускай люди не сразу поняли, как можно добывать пламя, но сразу в их голове составилась логическая цепочка: если горящее дерево упало на другое, а то, в свою очередь, сбросило ветви на траву и она загорелась, следовательно, огонь может передаваться, достаточно лишь коснуться его языков хорошо горящим предметом.
Необходимость в огне толкала нескольких человек собраться вместе и отправиться на поиски, что позволяло им «сдружиться» и объединять целые народы.
Таким образом, приручение пламени осуществлялось по разным причинам, они могли зависеть от месторасположения племени, вождей и т.д. На сегодняшний день многие исследователи считают, что приручение огня – одно из важнейших открытий человечества.