Илиада читать краткое. Пересказ "Илиады" Filolog




«Илиада» - древнейший памятник древнегреческой письменности, созданный полулегендарным слепым гением Гомером. «Илиаду» ориентировочно датируют 8-9 веком до н. э., а события, описанные в ней, восходят к 13-12 веку до н. э., когда под стенами великого античного города разворачивалась многолетняя Троянская война.

Несмотря на то что гомеровская «Илиада» посвящена Троянской войне, она описывает только последний 41 день легендарной битвы. За этот относительно непродолжительный период автору удается раскрыть характер войны и ее основных действующих лиц.

Персонажи поэмы делятся на два противоборствующих лагеря - троянцев и греков (фигурируют в тексте под названием - ахейцы, данайцы). Самые заметные фигуры троянского лагеря:

  • благородный Гектор, царевич осажденного города, сын старого царя Приама и главный военачальник;
  • брат Гектора Парис, выкравший Елену и положивший начало великой войны;
  • герой Эней, обреченный, подобно Одиссею, на длительные послевоенные скитания, которые стали почвой для самостоятельных произведений (например, «Энеиды» Вергилия);
  • Антенор - мудрейший среди троянских старейшин.

Главные действующие лица греческого лагеря:

  • царь Спарты Менелай, муж украденной Елены;
  • микенский царь Агамемнон, брат Менелая, военный главнокомандующий, сагитировавший греческих правителей отправиться на войну;
  • Ахилл, герой, полубог, сын мирмидонянского царя Пелея и божественной нимфы Фетиды, величайший из греческих воинов, славящийся своей неуязвимостью;
  • хитроумный Одиссей, царь Итаки, его многолетние скитания легли в основу второй части гомеровской дилогии «Одиссея».

Вот уже десять лет длится изнурительная война между ахейцами (греками) и троянцами. Греческие войска отчаянно атакуют стены славного города, а троянцы храбро держат осаду. И не видно этому сражению ни конца ни края. В стане греков нарастает напряжение. Эллины оторваны от родных домов, впутаны в затянувшуюся войну и больше всего на свете мечтают, чтобы многолетняя бойня поскорее завершилась.

События «Илиады» начинаются с того рокового дня, когда жрец Аполлона Хрис пришел в военный лагерь греков. Старик обратился к греческому предводителю царю Микен Агамемнону с просьбой освободить его любимую дочь Астиному, что была взята в плен. Агамемнон противится, он не хочет расставаться со своей наложницей, которой уделяет больше времени, чем законной супруге Клитемнестре. Главнокомандующий грубо отсылает жреца, бросая вслед, что Астинома состарится среди греков и будет всегда делить ложе с Агамемноном. Убитый горем отец взывает к Аполлону, прося послать кару грекам, отобравшим его любое дитя.

С этого момента в стане ахейцев наступает страшный мор, уносящий жизни сильных воинов. Греки собираются на совет. Речь держит величайший эллинский герой неуязвимый Ахилл. Он храбро обвиняет Агамемнона в беде, постигшей войско. «Эх, ты, в бесстыдство одетый, о выгоде все твои думы!» - бесстрашно восклицает Ахилл, требуя, чтобы царь Микен, как и полагается верховному командующему, отодвинул свои желания на второй план и задумался о войске. Герой напоминает Агамемнону, что это он втянул греков войну. Троянцы не сделали ничего дурного Ахиллу и другим эллинцам, они не нападали на их города, не топтали пашни, не убивали родных и близких. В этой войне мы «честь Менелая блюдем и твою, образина собачья!»

Агамемнон соглашается отдать любимую наложницу, но, чтобы отомстить очернившему его Ахиллу, забирает его рабыню Брисеиду. Герой вне себя от гнева. Он взывает к своей божественной матери Фетиде и та умоляет громовержца Зевса посылать неудачи грекам. Сам же Ахилл закрывается в своей палатке и отказывается принимать участие в сражениях, невзирая на то что греческие войска терпят одно поражение за другим.

Яблоко раздора
Согласно древнегреческим эпическим преданиям, начало Троянской войны было положено на свадьбе Пелея и Фетиды (родителей Ахилла). На торжество были приглашены все, кроме богини раздора Эриды. Оскорбленное божество подбросило золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей».

Зевс приказал Парису отдать яблоко одной из богинь - Гере, Афине или Афродите. Парис выбрал красавицу Афродиту. За это Афродита влюбила в него прекраснейшую из смертных - Елену, жену царя Менелая. Парис выкрал Елену и увез в родную Трою. Чтобы отомстить Парису, Менелай и его брат Агамемнон собирают огромное войско и отправляются походом на Трою. Верными покровительницами греков становятся Гера и Афина, которых обошел вниманием Парис.

Ахилл по-прежнему пребывает в гневе и не выходит на поле боя. Троянцы едва не разбивают греков. На помощь своим любимцам приходит Гера. Она предстает перед Зевсом в поясе Афродиты, который вызывает страстное влечение. Громовержец отвлекается от сражения, что дает возможность ахейцам собраться с силами и отразить решающее нападение противника.

Война, таким образом, не заканчивается. В очередной бой отправляется лучший друг Ахилла Патрокл. Он облачается в доспехи своего славного товарища. Один только их вид наводит на противника ужас. Троянцы в страхе разбегаются, принимая Патрокла за неуязвимого Ахиллеса. Однако Патрокл не смог совладать с гордыней. Он пускается в погоню за войском противника. Вскоре его обман раскрывается, и Гектор смертельно ранит Патрокла.

Смерть друга становится для Ахилла глубоким потрясением. Он выходит из своей палатки и принимает решение вернуться на поле боя, чтобы отомстить за Патрокла.

Предлагаем вам ознакомиться с мифологической поємой Гомера , рассказывающей о приключениях героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны.

Ахиллес (Ахилл) - сын мирмидонянского царя Пелея и морской нимфы Фетиды, полубог, герой. По одной из легенд, Фетида окунула маленького сына в воды подземной реки Стигс. С тех пор Ахилл стал неуязвим. Только пятка, за которую мать держала мальчика, осталась уязвимой. Именно в нее попадает парисова стрела, принесшая легендарному герою смерть. Выражение «Ахиллесова пята» стало нарицательным. Оно обозначает слабое место/строну/черту характера кого-либо.

Ахилл просит Гефеста выковать ему новые доспехи и оружие. Жаждущий кровавой расплаты, он отправляется в бой. Это была страшная битва, сражались не только люди, но и боги: Афина билась с Аресом, Гера с Артемидой, Посейдон с Аполлоном, но больше всех неистовствовал Ахилл. Он истребил сотни тысяч троянцев, едва не лишил жизни героя Энея, которого унесли с поля битвы боги (Энею не суждено было умереть в этой войне), и даже вступает в битву с речным богом Скамандром (последнего усмиряет Аполлон).

Главной целью Ахилла все же оставался Гектор, убивший его Патрокла. Несколько раз герои объезжают Трою на своих быстроходных колесницах. Зевс поднимает весы, на одной чаше судьба Ахилла, на другой - Гектора. Весы перевешивают в пользу первого, значит, великому троянцу предстоит погибнуть. Боги отворачиваются от героев - пусть вершится судьба, ведь перед ней даже небожители бессильны.

Ахилл, наконец, догоняет Гектора и пробивает его доспехи копьем. А в это время на троянской стене раздается протяжный стон. Это царица Андромаха оплакивает своего любимого мужа.

Боги, но не всемогущие
У Гомера боги всячески влияют на ход военных событий, помогают любимцам, строят козни попавшим в немилость, но даже они бессильны перед мойрами - богинями судьбы, которые определяют величайший закон природы. В греческой мифологической традиции их было трое - Клото, Лахесис и Атропос. Клото, или «пряха», прядет нить жизни, Лахесис, «судьба», определяет судьбы, Атропос, «неотвратимая», отмеряет век человека и отрезает нить судьбы.

Со смертью Гектора гнев Ахилла не проходит. Он привязывает тело заклятого врага к своему коню и мчится с ним в лагерь. Во время пышной панихиды по Патроклу Ахилл каждый день объезжает вокруг кургана погибшего друга, волоча за собой труп Гектора. Он бы уже давно превратился в кровавое месиво, если бы не Аполлон, незримо защищавший троянского царевича.

Престарелый царь Приам, отец Гектора, приходит к Ахиллу просить за погибшего сына. Боги помогают ему пройти незамеченным через вражеский лагерь. Приам умоляет Ахилла вспомнить о близких его сердцу людях, о его престарелом отце Пелее. Расчувствовавшийся Ахиллес рыдает на груди у Приама и он отдает родителю тело сына. Гнев Ахилла проходит, а троянцы устраивают пышные похороны благородного воина, троянского царевича Гектора.

Десятилетняя Троянская война закончилась победой греков, однако взять город удалось не силой, а хитростью. Греки заявили о капитуляции и принесли в дар победителям огромного деревянного коня. Ослепленные долгожданной победой троянцы приняли дар и ввезли коня в город. Всю ночь в Трое проходило пиршество. Горожане не подозревали, что в туловище деревянного гиганта находятся лучшие греческие воины, а эллинские корабли стоят в бухте и ждут, когда им откроют ворота города. Этот хитроумный план придумал царь Итаки Одиссей. Коварный замысел сработал. В эту ночь Троя пала.

«Илиада» Гомера: краткое содержание

4.4 (88%) 5 votes

Чаще всего мифы в различных народах пишут о богах, но не смотря на большинство стран, в Древней Греции писали мифы о героях, хотя герои считались теми, кто состоял в божественном родстве. Именно божественные герои, рожденные человеческими девушками, могли совершать действительно величественные подвиги. Они уничтожали чудовищ, могли победить самых главных злодеев и помогали побеждать в войнах. Но и герои надоедали и людям и богам, поэтому и для них время подходило к концу и, чтобы героев стало меньше, началась битва под Троей. Герои один за одним погибали, а Зевс наслаждался правосудием и своей волей.

В Малой Азии, у реки Дарданеллы находится город с двумя названиями, кто-то его называет «Троя», а кто-то «Иллион». Вот по одному из этих названий и написана поэма «Иллиада». Перед тем, как написали эту поэму, конечно были и другие произведения, но все они были короткими и устными, и только Гомер смог их все сложить в великое произведение, сочетающее все достижения героев. И пусть в нем лишь небольшая часть войны, но эта часть смогла показать весь век героев. В поэме описывается Ахилл, один из существовавших тогда героев.

Битва под Троей шла долгих десять лет. На ней были все цари, вожди, а также вся их многочисленная армия. Даже список настолько длинный, что занимает не одну страницу. Одного из воюющих вождей звали Менелай, он правил Аргосом Агамемноном, с ним на битве был и его брат, под именем - Аякс. Все там же на битве можно было встретить Диомеда, Одиссея, Нестора, но больше всех показал себя в бою Ахилл. Он являлся сыном Федиты- богини моря. Главой противников был Приам. А на войне войско сопровождали его сыновья Гектор и Парис. Именно из-за Париса развернулась эта масштабная битва.

На этой войне были и боги. За троянцев сражался Аполлон. За греков пошли Гера и Афина. Зевс не встал ни на чью сторону, он наблюдал за происходящим. В те же времена был заключен последний брачный союз между богом и человеком. Невестой была- Фетида, женихом – Пелей. У этой пары родился герой – Ахилл. Во время гуляний по поводу рождения ребенка божественной крови, между Герой, Афиной и Афродитой произошел раздор из-за яблока, предназначенного самой красивой.

Зевс решил, что спор рассудит Парис. Все богини предложили царевичу подарки. Гера решила подарить царствование над всеми странами, богиня красоты предложила ему лучшую девушку на свете, а Афина, стать героем или мудрецом. Парис решил выбрать самую красивую женщину в мире, а оставшиеся богини решили мстить Парису. Царевич женился на Елене, дочке Зевса, которая на тот момент являлась женой Менелая. Когда то она выбрала из множества женихов Менелая, а теперь все бывшие женихи решили ополчиться на Париса. Лишь Ахилл не интересовался Еленой, так как был на тот момент еще слишком мал. Ахилл наблюдал за войной из своего шатра, ему было важно только показать себя на этой войне. Троянцы хотят поджечь корабли греков, но Гера им мешает, она одевает пояс Афродиты и соблазняет Зевса, после чего он засыпает. Греки набираются сил и останавливают надвигающееся войско троянцев. Зевс просыпается и объясняет Гере, что победа греков неизбежна, необходимо лишь ждать, пока Ахилл не найдет в себе сил выйти на бой.

Так как Ахилл еще не желает сражаться, на поле битвы выходит Патрокл. Ахилл дает наставление Патроклу, чтобы тот лишний раз себя не подставлял под удар, а также свои доспехи. Троянский народ испугался выхода Ахилла. Патрокл решил их преследовать и встретился с Сарпедоном. Зевс возжелал помочь сыну, но Гера его остановила. Сарпедон умирает, а битва продолжается. На помощь Трое приходит Аполлон, он роняет Патрокла, а Гектор его добивает.

Ахилл узнает о гибели друга, он желает мести, но его доспехи теперь у Гектора. Мать Ахилла просит Гефеста создать новые доспехи, и он ей не отказывает.

Теперь у Ахилла есть доспехи и оружие, и он созывает войско греков. Ахилл уже забыл о мести Агамемнону, теперь он жаждет крови Гектора и всех троянцев. Ахилл предлагает Агамемнону перемирие и тот соглашается. Агамемнон отдает Брисеиду Ахиллу, но его это не интересует, он лишь жаждет мести.

И вот подходит уже четвертый бой. Зевс решает, что если все остальные боги хотят сражаться, то они могут идти в бой. Афина бьется с Аресом, Гера с Артемидой, лишь Посейдон объясняет Аполлону, что люди этого боя не стоят.

Ахилл бьется с Энеем. Ахилл начинает побеждать, но боги решили по-другому и забрали Энея, так как посчитали, что он должен пережить эту войну и всех остальных героев. Уже бесчисленное количество воинов победил Ахилл, трупами людей он завалил реку, поэтому бог рек решил его уничтожить, но на защиту встал Гефест. Троянские воины бегут с поля боя. Ахилл все наступает, он встречает Гектора боем. Боги хотят помочь героям, но вскоре понимают, что их судьбу решат весы. Весы подняли Ахилла вверх, а Гектора ближе к царству мертвых. Аполлон уходит от Гектора, а Афина помогает Ахиллу. Гектор беседует с Ахиллом, что если кто-то из них падет в бою, другой заберет доспехи, но тело оставит в покое. Ахилл против, он окутан жаждой мести. Ахилл бьет Гектора в шею, и он падает. Перед смертью Гектор сообщает, что боги все равно затащат Ахилла в мир мертвых. Ахилл решает вдоволь поиздеваться над бездыханным телом и привязывает его к коням, а после этого отправляет лошадей вокруг Трои. Жители Трои горюют о павшем Гекторе.

После отмщения, Ахилл решает похоронить Патрокла со всеми почестями. Он расправляется с двенадцатью пленными, в честь друга. Патрокл оплакан, но жажда мести Ахилла не утихает. Ахилл продолжает издеваться над трупом покоренного Гектора. Зевс принимает решение вступиться за тело, и сообщает Ахиллу, что вскоре и он будет побежден. Ахилл решает отдать тело за выкуп родным.

Уже по темноте к Ахиллу приходит отец Гектора и привозит выкуп. Боги Олимпа помогли ему пробраться сквозь воинов. Он просит Ахилла отдать ему сына. Приам просит Ахилла вспомнить о его отце и Ахилл начинает рыдать вместе с Приамом. Ахилл остывает в желании мстить и отдает тело и дает время на захоронение.

Война продолжалась еще очень долго. Смерть Ахилла была в стреле Париса. Греки же победили Трою на деревянном коне и стерли ее с лица земли.

Песнь I. Язва. Гнев.
Гнев Ах. на Аг. и их ссора имеют тяжелые последствия. - Аполлон сердится на Аг. за бесчестие по отношению к Крису, его жрецу. - Аг. отказывается послушаться Криса. - Крис жалуется Аполлону. - Ап. стрелами насылает мор на греческое войско. - Ах. предлагает вернуться по домам или хотя бы спросить, чем прогневан Аполлон. - Калхас готов, но просит у Ах. гарантий защиты от Аг. - Ах. дает гарантии. - Калхас объясняет. - Аг. неохотно соглашается, но требует замены. - Ах. рекомендует Аг. подождать до взятия Трои. - Аг. не согласен, но предлагает сначала заняться гекатомбой. - Ах. объявляет о том, что у него лично нет интереса к войне и сообщает об отходе домой. - Аг. применяет административный ресурс и грозится отнять у Ах. наложницу Брисеиду. - Ах. хочет убить Аг., но его останавливает Афина. Она уговаривает Ах. отказаться от насилия. - Ах. повинуется, но подтверждает свое решение выйти из борьбы и предрекает Аг. проблемы из-за этого. - Нестор, взывая к своей старости и мудрости, пробует примирить героев. - Герои отказываются. - Вожди расходятся, Аг. совершает гекатомбу и отпускает Хрисеиду. - Аг. приказывает отнять Брисеиду у Ах. - Ах. отдает девушку, но грозит будущими проблемами. - Ах. жалуется матери. - Ах. объясняет ситуацию, просит мать использовать свое влияние на Зевса и обеспечить перевес троянцев. - Фетида обещает вскоре обратиться к Зевсу. - Одиссей отвозит Хрису дочь и гекатомбу. - Хрис просит Аполлона прекратить мор. - Греки пируют, спят и возвращаются. - Ах. мается без военных занятий. - Фетида передает Зевсу свою просьбу о сыне. - Зевс боится Геры, но обещает исполнить просьбу. - Гера спрашивает, в чем дело; Зевс отвечает, что у него есть свои дела. - Гера показывает, что она и так в курсе. Зевс угрожает, что не потерпит неповиновения. Гефест советует Гере подчиниться, напоминает о своей судьбе. - Боги пируют и расходятся спать.

Выписки:
На сонме восстав, говорил Ахиллес быстроногий...
Пространно-властительный царь Агамемнон...
человек псообразный!
Хрисеиду - Брисеиду в финальной позиции через строчку
в персях героя власатых
меч из влагалища острый
за русые кудри Пелида
дщерь Эгиоха
Против Атрид Агамемнон свирепствовал сидя
кто бы дерзнул от живущих теперь человеком наземных?
слушать советы полезно
Славы не должен ли был присудить мне высокогремящий / Зевс Эгиох? Но меня никакой не сподобил он чести!
Олимп многоснежный
пурпурные волны
Гере лилейнораменной

Песнь II. Сон. Беотия, или Перечень кораблей.
Зевс посылает Агамемнону обманный сон с советом штурмовать Трою. - Сон выполняет поручение. - Аг. собирает военный совет и докладывает сон. - Нестор считает, что сон правдив. - Аг. обращается к народному собранию с обманным призывом отправляться по домам. - Греки мчатся к кораблям, выполняя указание. - Гера посылает Афину исправить положение. - Афина велит Одиссею агитировать против отступления. - Одиссей снова созывает народ на собрание. - Терсит поносит Аг.; Одиссей его окорачивает и избивает. - Одиссей велит помедлить и напоминает пророчество с "драконом" и птицами. - Нестор поддерживает решение и предлагает Аг. поделить греков по племенам. - Аг. призывает войско готовиться к бою. - Вожди греков собираются и приносят жертву. - Афина возбуждает в греках боевой дух. - Греки собираются под стены Трои на смотр. - "Список кораблей": Беотия 50; Аспледон 30; Фокея 40; Локры 40; Эвбея 40; Афины 50; Саламин 12; Аргос 80; Микены 100; Спарта 60; Пилос 90; Аркадия 60; Элида 40; Дулихия 40; Итака 12; Этолия 40; Крит 80; Родос 9; Сим 3; Низир 30; Аргос (Ахиллеса) 50; Филака 40; Фера 11; Мелибея 7; Эхалия (Асклепиады) 30; Ормения 40; Аргисс 40; Киф (Додона) 22; Пелион 40. - Но сильнейший из всех, Ах., бездействует со своим войском. - Войско идет через долину. - Вестница богов Ирида предлагает троянцам созвать и подготовить союзников. - Гектор ведет троянцев и союзников к кургану Ватиеи. - Троянское войско: Гектор, Эней, Антенориды, лучник Пандар, Меропиды, Азий, Гиппофоой, Пилей, Акамас, Пирос, Эвфем, Пирехм, Пилемен, Годий, Эпистроф, Хромий, Энномос, Форкис, Асканий, Антиф, Месфл, Амфимах, Настес, Сарпедон, Главк.

Выписки:
к белым ногам привязал прекрасного вида плесницы
песчаного Пилоса
крики / жаждущих в домы
в дом возвратиться x2 в конце строки подряд
их ты оставь исчезать
да никто из ахеян не думает в дом возвратиться / прежде, покуда троянской жены на одре не обымет
коней подъяремных
их родила... дева невинная... терем ее мощный Арей посетил и таинственно с нею сопрягся [Рея Сильвия]
меж эллинов всех и данаев
на тыле власы лишь растивших [казаки]
плыть им по черному понту
701-2: Saving Private Ryan
дисков, и сулиц
где стадятся дикие мески
вел говорящих наречием варварским каров

Песнь III. Клятвы. Смотр со стены. Единоборство Александра и Менелая.
Троянцы шумят (журавли и карлики), греки безмолвно собираются. - Парис вызывает греков на бой; Менелай вызывается; Парис пугается. - Гектор возмущен его трусостью. - Парис предлагает решить спор единоборством между ним и Менелаем. - Гектор доносит это предложение до греков. - Оба стана готовятся к жертвоприношению. - Ирида зовет Елену смотреть на единоборство. - Елена идет к Скейским воротам, где уже сидят троянские старейшины. - Приам расспрашивает Елену о греках. - Антенор вспоминает о посольстве Одиссея и Менелая. - Елена не видит Кастора и Полидевка. - Вестник призывает Приама заключить договор. - Аг. называет условия единоборства. - Приам отказывается смотреть на битву. - Гектор и Одиссей организуют жеребьевку. - Парис первый; он надевает доспехи. - Соперники обмениваются ударами. - Афродита похищает Париса с поля боя. - Елена не хочет идти к Парису. - Афродита злится. - Елена упрекает Париса. - Они занимаются любовью. - Менелай провозглашает свою победу и требует исполнения клятв.

Выписки:
с кожею парда
а сыны у него напыщенны, всегда вероломны [о Приаме]
образ... золовки
уже не могучие в брани, но мужи совета
когда приходил он из славного Крита
но их [Кастора и Полидевка] уж матерь земля сокрывала / там, в Лакедемоне, в недрах любезной земли их родимой -- недостаточно точный перевод
плотно смыкались наглезной
на рамо набросил ремень
после и я побежду

Песнь IV. Нарушение клятв. Обход войска Агамемноном.
Зевс спрашивает у богов, что дальше. - Гера возмущена и слышать не хочет о мире. - Зевс нехотя соглашается, подчеркивая свое благоволение к Трое. - Гера ввелит продолжать войну путем троянской провокации. - Афина падает на поле боя в виде кометы. - Афина подстрекает Пандора стрельнуть в Менелая. - Пандор посвящает свой знаменитый лук Аполлону. - Менелай ранен, много крови. - Аг. заранее оплакивает брата. - Аг. зовет врача Махаона, тот обрабатывает рану. - Войска сходятся; Аг. возбуждает боевой дух греков. - Аг. приветствует предводителя критян Идоменея. - Аяксы рвутся в бой. - Нестор инструктирует колесничников. - Аг. упрекает Менесфея и Одиссея в бездействии. - Аг. попрекает Диомеда славой его отца Тидея. - Сфенел возражает Аг. - Войска сходятся; греки молча, троянцы шумно. - Первые жертвы. - Герои гибнут; греки теснят троянцев. - Убийства продолжаются.

Выписки:
Тритогения Алалкомена
град многолюдный Микена
и сестрой и супругой
из Трики, обильной конями
скоро приближился к критским
чермного чашу вина растворяют
с сопостатами биться
осклабился царь Агамемнон
волны понурые плещут
крик сей и звук их речей не у всех одинаковы были, / но различный язык разноземных народов союзных
вонзилася в легкое пика

Песнь V. Подвиги Диомеда.
Афина укрепляет Диомеда. - Диомед побеждает сыновей Дареса; Аифра предлагает Аресу уклониться от вмешательства в битвы. - Побоище продолжается; греки убивают троянцев. - Пандар поражает Диомеда стрелой. - Афина укрепляет дух и тело Диомеда. - Диомед убивает восемь троянцев. - Эней укоряет Пандара за бездействие и неэффективность, тот оправдывается вмешательством бога и плохим качеством лука. - Эней и Пандар планируют колесничную атаку. - Сфенел предупреждает об этом Диомеда. - Диомед инструктирует Сфенела захватить коней Энея. - Герои обмениваются ударами, Диомед убивает Пандара. - Диомед ранит Энея в ногу; Афродита выносит его из боя. - Диомед поражает Афродиту, Аполлон уносит Энея. - Раненая Афродита просит колесницу у Ареса. - Диона успокаивает Афродиту и рассказывает о других случаях стычек богов с людьми. - Зевс рекомендует Афродите не участвовать в битвах. - Аполлон помещает Энея в безопасное место, обращается к Аресу. - Арес в виде Акамаса побуждает троянцев к бою, сообщая (ложно) о смерти Энея. - Ликиец Сарпедон попрекает Гектора бездействием. - Два войска становятся друг против друга. - Побе боя в пыли; Арес возбуждает боевой дух троянцев. - Предводители греков побуждают греков. - Кровопролитие начинается, герои гибнут. - Диомед командует отступление. - Аякс убивает Амфия, но не успевает снять с него доспехи. - Сарпедон сходится с Триптолемом и побеждает. - Одиссей нападает на ликийцев, Гектор спешит им на помощь. - Греки гибнут от руки Гектора (и Ареса). - Гера побуждает Афину вступить в бой. - Геба готовит им колесницу. - Гера жалуется Зевсу на Ареса. - Богини прибывают к месту битвы, Гера в образе Стентора упрекает греков. - Афина упрекает Диомеда и сама становится с ним в колесницу. - Диомед, защищаемый Афиной, наносит Аресу рану в пах. - Арес жалуется Зевсу на Афину. - Зевс отмахивается. - Богини возвращаются на Олимп.

Выписки:
прямо в пузырь, под лобковую костью, проникнуло жало
сын незаконный он был
двуяремные кони... стоят, утучняяся полбой и белым ячменем
в Фере, красиво устроенной
какая тебе неизбежность / здесь между войск трепетать, человек незнакомый с войною?
герой дерзновеннейший, львиное сердце!
дух Сарпедона оставил, и очи покрылися мглою. / Скоро опять он вздохнул...
медные шины положены плотные... кузов блестящими пышно... ремнями был прикреплен...
бросила около персей эгид
глава Горгоны... знаменье бога всесильного Зевса...
шлем... четыребляшный
на превыспреннем холме Олимпа
и каких погубил он в народе ахейском / нагло, насильственно!
голубицам подобные робким
преклоняся на конский ярем
[Арес:] или б живой изнемог, под ударами гибельной меди!
был бы уже ты давно преисподнее всех Уранидов!
смоковничий сок

Песнь VI. Свидание Гектора с Андромахой.
Боги ушли, но битва продолжается. - Адраст просит Менелая не убивать его, а отдать за выкуп. - Аг. выступает за окончательное решение троянского вопроса. - Нестор выступает против мародерства. - Гелен советует Энею и Гектору устроить молебствие и жертву Афине для отвращения Диомеда от Трои. - Гектор ободряет троянцев и идет в город. - Главк и Диомед сходятся на поле боя и представляются друг другу. - Главк рассказывает историю своего рода и подвиги деда Беллерофонта. - Диомед признает в Главке потомка рода, с которым его род связан узами гостеприимства. - Герои подтверждают обет дружбы и обмениваются (неравноценными) дарами. - Гектор приближается к воротам Трои, встречает Гекубу. - Гектор просить мать помолиться Афине, сам идет к Парису. - Гекуба выбирает ризу. - Троянки молят Афину остановить Диомеда. - Гектор приходит к Парису, зовет его в бой. - Парис объясняет, что и сам как раз собирался. - Елена подлизывается к Гектору. - Гектор ищет Андромаху. - Супруги встречаются у Скейских ворот. - Андромаха умоляет Гектора пощадить себя. - Гектор не может не воевать, но предрекает гибель Трое и позорный плен Андромахе. - Гектор молит богов за сына. - Супруги расстаются. - Женщины заранее оплакивают Гектора. - Парис нагоняет Гектора.

Выписки:
матерью тайно, без брака рожденный
[ирония] Дело прекрасное сделали эти троянцы / в доме твоем!
чтоб никто не избег от погибели черной / и от нашей руки: ни младенец, которого матерь / носит в утробе своей...
можете все обнажить на побоище мертвые трупы
велит неизбежность
отныне тебе я средь Аргоса гость [=хозяин] и приятель
пышноузорные ризы, / жен сидонских работы, которых Парис боговидный / сам из Сидона привез...
почивальню, и гридню, и двор сотворили
деверь жены бесстыдной
град разорил киликийских народов цветущий, / Фивы высоковоротные

Идет десятый год осады Трои. Ахейский царь Агамемнон захватил в плен дочь троянского жреца бога Аполлона - Хрисеиду. Отец идет во вражеский стан, чтобы выкупить дочь, но получает грубый отказ. Тогда он молится своему богу об отмщении. Аполлон, услышав его молитвы, насывает на ахейское войско мор.

Греки собираются на совет под предводительством Ахилла, на котором решают отдать Хрисеиду отцу без выкупа. Агамемнон невольно соглашается, но отнимает у Ахилла, которого считает виновником своей потери, его любимую рабыню Брисеиду. Ахилл гневается и просит свою мать – богиню Фетиду, чтобы та уговорила Зевса сопутствовать поражениям ахейцев, пока Агамемнон не отдаст ему Брисеиду. Осада почти срывается, но ситуацию спасает хитрец Одиссей.

В следующих песнях идут описания сражений между героями со стороны ахейцев и троянцев. В одном из них сходятся Менелай и Парис – мужья прекрасной Елены. Парис почти побежден, но его спасает Афродита. В одной из битв даже безсмертные боги – Афродита и Ареса получают ранение от грека Диомеда, которого направила Афина. Увидев ее силу, троянский воин Гектор, приносит ей богатые жертвы, а сам стыдит Париса, который скрывается в тылу.

Война продолжается и ни одна из сторон не побеждает. Троянцы поджигают ахейский флот, но с этой проблемой им помогает справится богиня Гера. Ахилл, увидев огонь, не вступает в сражение, все еще обижаясь на Агамемнона. Он отдает свои доспехи другу Патроклу и тот возглавляет солдат, однако погибает в поединке от копья Гектора. Узнав о смерти друга, Ахилл идет на поле боя и убивает Гектора. Для погребения двух героев устанавливается перемирие на 11 дней.

Произведение учит нас быть храбрыми и мужественными, верными родине и друзьям, а также тому, что не надо поддаваться мелким страстям, которые могут погубить близких нам людей.

Читать краткое содержание Илиада Гомер

Десятый год войны между троянцами и ахейцами. Греки осаждают главную стену города, но противник твердо держит осаду. Войну ведут и люди, и олимпийские боги. Последние, не только борются друг с другом, но и вмешиваются в ход людской войны.

В ахейский лагерь приходит служитель бога Апполона. Он просит Агамемнона освободить из греческого плена свою дочь. Однако, предводитель не хочет отдавать девушку. Ведь она его любимая наложница, с которой расставаться ему вовсе не хочется. Она пользуется большим его вниманием, чем законная жена Агамемнона – Клитемнестра. И предводитель грубо прогоняет жреца. Мало того, он оскорбляет его. Говорит ему в след о том, что его дочь всю свою жизнь проведет среди греков и будет его наложницей до конца дней своих.

Удрученный горем и тоской по дочери отец, просит бога Апполона наказать греков. И с того дня начался в их военном стане ужасный мор, уносящий жизни самых сильных и лучших воинов. Эта кара была послана на них богом.

Ахейцы собирают совет. Герой Ахилл укоряет Агамемнона в том, что тот виноват во всех их бедах. Напоминает и том, что он втянул их в эту долгую и изнурительную войну. В итоге, царь все же отдает девушку. Но после он забирает у Ахилла одну из его рабынь.

Ахилл в гневе обращается к свое матери – Фетиде. Та, в свою очередь, молит Зевса насылать на греков неудачи.

В последующих сражениях Ахилл участия не принимает. Троянцы вздохнули с облегчением – ведь Ахилл был очень сильным воином и был он неуязвим. Они боялись его. Теперь же, когда он не сражался, враг начал громить греческую армию. И даже тогда, когда противник чуть было не нанес решительный удар по ахейцам, он не вышел из своей палатки. Спасла их от поражения богиня Гера. Она отвлекла внимание Зевса от хода войны. За это время греческие воины смогли перевести дух и собраться с полными силами для отражения решающего нападения троянцев.

Заменить Ахилла на поле боя решает его лучший друг – Патрокл. Он одевает доспехи героя и принимает участие в сражении. Троянцы, обрадованные тем, что герой не участвовал в сражениях, при виде его возвращения в страхе бегут с поля битвы. Обман удался. Но, неугомонный Патрокл, не в силах совладать со своей гордостью бросается в преследование неприятеля. Это была его судьбоносная ошибка. В итоге этой затеи была раскрыта его хитрость. Троянцы поняли, что перед ними вовсе не бесстрашный и неуязвимый Ахилл. Патрокл был сражен Гектором – сыном царя Трои.

Узнав о гибели своего друга, Ахилл возвращается к боевым действиям. Он жаждет отомстить убийце Патрокла. Гефест выковал ему по его просьбе и новое оружие, и новые доспехи.

Каждый раз ищет герой возможность поквитаться с убийцей своего друга, смерть которого он так переживал. Громовержец Зевс, наблюдая за ними, взвешивает на своих весах судьбы обоих героев. И чаша Ахилла перевешивает. Это означает, что ему суждено быть победителем, а Гектору – побежденным. И он отворачивается от них, не вмешивается – пусть все идет так, как должно, пусть вершится рок.

И вот, неуязвимый Ахилл убивает ненавистного врага. Но злость его не утихает. Он привязывает его тело к своей лошади и везет его в свой стан. Каждый день объезжает он на коне вкруг того места, где похоронен Патрокл. И каждый день волочит он за собой труп побежденного Гектора.

Незамеченным пробирается к грекам царь Трои – Приам. Он идет к Ахиллу с просьбой отдать ему тело Гектора. Надавив на жалость герою, он получает то, за чем шел. И, после этого, стихает злоба в душе мстящего воина.

Гектора подобающе похоронили.

А тем временем, в греческом стане замышляется хитроумный план против Трои. Придумал его Одиссей – царь острова Итака.

Ахейцы заявляют троянцем о своей капитуляции. Троя ликует – они, наконец, одержали такую долгожданную победу в этой войне.

Но, не долго оставалось им радоваться и праздновать. Потеряв бдительность, они принимают дар от греков – большого деревянного коня.

Ночью продолжается в Трое празднование победы над врагом. Они и подумать даже не могли, что коварные ахейцы приготовили им. Внутри подаренного коня были спрятаны самые лучшие греческие воины. А в бухте уже стояли корабли противника, ждущие, когда их впустят в город. И эта ночь определила победителя. Хитростью одержали греки победу. Пала Троя.

Это поэтическое произведение Гомера учит любить свою Родину и сражаться за нее до конца и вести борьбу всеми возможными способами. Воспевает он в своей поэме мужество, силу, верную дружбу и находчивый ум.

Цирковой борец Арбузов почувствовал себя плохо и пошел к доктору. Доктор осмотрел его и сказал, что надо беречь здоровье и на время отказаться от тренировок и выступлений, иначе это может плохо закончиться. Арбузов сказал, что у него подписан контракт

  • Краткое содержание Рождение рассказа Паустовский

    Московский писатель Муравьёв получил задание от одного из журналов на написание рассказа. В нем требовалось воспеть человеческий труд.

  • Краткое содержание Некрасов Размышления у парадного подъезда

    Поэт наблюдает из своего окна, как несколько крестьян обивают порог министра, живущего напротив. По всей видимости, они пришли в столицу издалека с каким-то важным прошением.

  • Эпическая поэзия выросла из народной песенной традиции. Письменность появилась в Греции не позже второй половины VIII века, так что ранее не было возможности зафиксировать тексты поэм. В "Одиссее" 12 083 стиха. Насколько известно, текст ее был впервые упорядочен в середине VI века до н. э., а во II-III веках до н. э. александрийские филологи разделили текст на 24 книги, по числу букв в греческом алфавите. Античная "книга" — это 500-1000 строк, помещавшихся на папирусном свитке. Сегодня известно свыше 250 папирусов с фрагментами текста "Одиссеи", и в последних изданиях поэмы учитывается примерно 150 папирусных текстов. Поэмы изначально были рассчитаны на устное исполнение. Их декламировали певцы-рапсоды (от греч. rhapsodos — "сшиватели песен") перед незнакомой аудиторией или на народных празднествах.

    Ученые доказали, что первая из гомеровских поэм — "Илиада" — создана около 800 года до н. э., а "Одиссея" написана веком или двумя позже. Это памятники эпохи перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю, памятники самого раннего этапа развития древнегреческой литературы. Обе поэмы созданы в самой развитой из тогдашних греческих областей, в Ионии, то есть в греческих полисах вдоль побережья Малой Азии, и сюжетно связаны между собой.

    "Илиада" повествует о коротком эпизоде в ходе Троянской войны (название поэмы происходит от греческого названия Трои — Илион). В народной памяти реальный поход ахейских вождей на богатый город, который они разрушили около 1200 года, трансформировался в великую девятилетнюю войну. Согласно мифу, причиной войны стало похищение троянским царевичем Парисом Елены Прекрасной, жены ахейского царя Менелая. В основе сюжета "Илиады" — великий "гнев Ахилла", ссора из-за военной добычи между двумя крупнейшими героями ахейцев, могучим Ахиллом и братом Менелая, главным военачальником ахейцев, Агамемноном. "Илиада" живописует кровавые битвы, доблестные поединки и воинское мужество.

    В "Одиссее" рассказывается о возвращении домой после падения Трои одного из греческих царей — Одиссея, благодаря хитрости которого с деревянным конем греки в конце концов взяли Трою. Это возвращение растянулось на долгих десять лет, и повествование о них ведется не в хронологической последовательности, а, что характерно для эпоса, с многочисленными отступлениями и замедлениями действия. Собственно действие в "Одиссее" занимает всего 40 дней — это последние испытания Одиссея на пути к родному острову Итаке: рассказ о том, как его верная жена Пенелопа и сын Телемак противостоят бесчинствам наглых женихов, и о его мести женихам. Но в многочисленных эпизодах поэмы Одиссей пускается в воспоминания то о Трое, то о различных приключениях, выпавших на его долю за годы странствий, так что реальный охват времени в поэме — 20 лет. По сравнению с "Илиадой" в "Одиссее" больше описаний бытовой жизни, больше представлен приключенческий элемент в сюжете.

    В гомеровском эпосе наряду с людьми действуют боги и другие мифологические существа. Одиссею покровительствует любимая дочь Зевса, светлоокая богиня мудрости Афина, а его гонителем выступает морской бог Посейдон. Одиссей общается с вестником богов Гермесом, попадает в плен к злой волшебнице Цирцее, которая превращает его спутников в свиней, проводит долгие семь лет на острове прекрасной нимфы Калипсо, сулящей ему бессмертие, если он останется с ней. Он спускается в царство мертвых, мрачный Аид, где общается с душами умерших — Ахилла, Агамемнона и прорицателя Тиресия, — то есть мифологический план постоянно вторгается в реальность. Одновременно с событиями, пришедшими из фольклорной волшебной сказки, в поэме есть эпизоды социально заостренные, в частности, Одиссей показан как рачительный хозяин, заботящийся о своей собственности. Эта разнородность поэмы объясняется тем, что гомеровский эпос впитал и отразил целое тысячелетие эпического познания мира. В поэме выделяется древнейшая основа, историческое "зерно" предания о Троянской войне, которая относится к так называемой микенской эпохе греческой истории; к последовавшему за падением микенской культуры "темному времени" относятся бытовые реалии поэмы; ко времени ионийской архаики — намечающиеся в ней социальные конфликты, — и все это представлено с точки зрения эпического синкретизма, то есть целостно, едино и вместе с тем разнородно, разнопланово. "Одиссея" запечатлела эволюцию эпического сознания от изначальной монолитности, цельности к расщеплению единства мира, к многослойности. Боги играют в этой поэме несравненно меньшую роль, чем в "Илиаде"; отношения между олимпийцами, которыми в первой поэме объяснялись отношения между людьми, в "Одиссее" отошли на второй план, а на первый вышли конфликты частной и общественной жизни.

    "Одиссея" не только путешествие главного героя, но и странствие по разным уровням эпического сознания. Древнейший представлен страшной архаикой — это великаны-циклопы, дети богов (за ослепление одного из них, своего сына Полифема, и мстит Одиссею Посейдон); это хтонические (от греч. chtonos — земля) боги подземного мира Аид и Персефона; это фантастические загадочные чудовища Сцилла и Харибда; это людоеды-лестригоны; это сирены, губящие своим сладкозвучным пением неосторожных моряков. Из всех встреч с этими непостижимыми первобытными ужасами Одиссей выходит победителем благодаря присутствию духа и смекалке. Второй уровень эпического сознания отражает гармонию золотого века: пиры богов на Олимпе, безмятежную жизнь людей на счастливом острове феаков. Третий уровень — начавшееся разрушение гармонии, свидетельство чему наглость женихов Пенелопы, неверность отдельных рабов и рабынь Одиссея.